На страже Заполярья. 1954 год. Май.
23 моя 1954 г.. № 126 4968 К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь На с т р а ж е З а п о л я р ь я 5 а и я и и я т а Всем g рно укреплять авторитет командиров и начальников — М о р я к и - п о с е т и л и д е т д о м Прочти э ту книгу „Религиозные суеверия и их вред" Велпки и I!•<>четны обязанности коман диров отделений. Они обучают матросози солдат специальности. прививают им сно ровку. навыки и умение п работе, помо гают офицерам развивать у них высокие морально-боевые качества. Проводя боль шую часть времени с подчиненными, командиры отделений могут детально изу чить склонности н способности каждого подчиненного, определить, что мешает то му или другому воину в изучении тех ники и в выполнении производственного плана. Поэтому постоянная забота о повыше нна! роли и авторитета командиров отде лении всегда была и является важ нейшим условием успешной их дея тельности. Командиры подразделений должны глубоко вникать в учебу и служ бу каждого сержанта, учить ею практики воспитания воинов. Постоянную помощь офицерам в политическом и воинском воспитании командиров отделении призва ны оказывать коммунисты и комсомольцы. Заслуживает внимания в этом отноше нии опыт работы комсомольской организа ции, где членом бюро тов. Садчиков. Здесь на одном из партийных собраний коммуни сты обсудили задачи партийной организа ции в оказании помощи командованию з воспитании офицеров и сержантоз. Всвоих выступлениях коммунисты вскрыли ряд недостатков в работе как с офицерским, так и с сержантским составам. На этом собрании было отмечено, что и комсомоль ская организация слауо ведет работу по укреплению единоначалия и повышению авторитета командиров. Партийное собра ние обязало активистов усилить воспита тельную работу с сержантами, поднять их рель и научить в своей работе опираться на комсомольцев. Бюро было рекомендова но на своем заседании обсудить задачи комсомольской организации в укреплении единоначалия и повышении роли и авто ритета командиров отделении, а также оказать помощь командованию в обобще нии опыта работы сержантов по воспита нию личного состава. Собрание поручило коммунистам Крылатому и Баранову по мочь комсомольской организации в этом деле. Выполняя решение, активисты подго товили и провели заседание бюро. Перед этим они глубоко изучили вместе с офи церами положение дел в подразделении, поинтересовались, как иередозые сержан ты опираются в своей деятельности на членов ВЛКСМ. Доклад на бюро сделал коммунист тов. Крылатый. Члены бюро в своих выступлениях говорили о том. что в подразделении есть много командиров отделений, которые хорошо служат, поль зуются авторитетом, умело организуют ра боту подчиненных. К таким командирам отделений относятся тов: Романский, Кч- лик и многие другие. Вместе с этим встре чаются и такие командиры-сержанты, ко торые не могут организовать выполнение плана, не опираются в своей работе нч комсомольцев. На заседании бюро было принято конкретное решение, направлен ное на повышение идейной закатки командиров отделений, повышение их специальных знаний. Было намечено провести и ряд других мероприятий. Интересно и организованно прошли в подразделении собрания о задачах комсо мольцев в повышении роли и авторитета командира отделения. На них с докладами выступили командиры подразделений. На собраниях были подвергнуты серьезной критике комсомольцы, которые не укреп ляют авторитет командиров, не помогают в их работе. Командиры подразделений призвали молодежь всегда и везде под нимать роль и авторитет командиров отделений, как непосредственных началь ников подчиненных, от котопых во многом зависит успешная борьба за выполнение производственного плана. Активисты больше стали оказывать по мощи командованию в оооощенип опыта ■ воспитательной работы сержантов. Ком- ( сомольское бюро с помощью офицероз j обобщило опыт производственной деятель ности командиров отделений Ки.тика и Цицарева. Подчиненные тов. Килик вы полняют, например, производственный план на 1 5 0 — 165 ироц. Больших успе хов добился в обучении и воспитании во инов и командир отделения Цицарев. Пе редовой оиыг этих воинов стал достоянием всех командиров отделений. Партийное и комсомольское бюро учит сержантов опираться в своей работе на членов ВЛКСМ. Так, однажды командирам отделений активисты рассказали о том, как следует опираться в своей работе на комсомольцев. Комсомольское бюро вовле кает сержантов в общественную работу. Раньше, например, комсомолец Чапурин слабо участвовал в жизни организации. На заседании бюро активисты указали ему на этот недостаток и поручили подго товить и провести беседу на тему: «Стро го и неуклонно выполнять требования во инских уставов». Сейчас Чапурин актив но участвует в жизни комсомольской ор ганизации. Большую помощь оказало бюро ВЛКСМ и командиру отделения Нагорному. В этом отделении не see комсомольцы служили примером в дисциплине. По совету офи цера активисты решили помочь коман диру отделения. Член ВЛКСМ Крупицкий, который грубо нарушил дисциплину, был привлечен к комсомольской ответственно сти. В этом отделении были прозедены беседы о моральном облике советского воина, об обязанностях комсомольца. Большое внимание уделяет комсомоль- скоэ бюро пропаганде опыта работы пе редовых командиров отделении в стенной печати. Члены бюро принимают активное участие в выпуске боевых листков, в ко торых рассказывается об опыте работы лучших отделений, о передовых методах труда. На страницах газет показываются те отделения, которые добились высоких производственных показателей и завоева ли переходящий вымпел. Повседневная забота коммуни стоз и комсомольской организации о воспитании командиров отделений и укреплении их авторитета положительно влияет на вы полнение производственного плана. Сер жанты, как правило, сами являются ма стерами своего дела, служат примером для подчиненных в службе и работе. Однако в ряде строительных подразде лений комсомольские организации все еще неудовлетворительно работают по воспи танию командиров отделении, слабо бо рются за повышение их роли и авторите та, за укрепление единоначалия. Так, з комсомольской организации, где членом бюро тоз. Василенко, слабо поставлена воспитательная работа с сержантами. Бю ро не заботится об идейном и культурном росте командиров отделений, не учит их, как надо опираться в сзогй работе на комсомольцев, и не борется за их личную примерность в службе. В этой организа ции не обобщается опыт воспитательной работы лучших командиров. Такое же по ложение с воспитательной паботой с сер жантами и в комсомольской организации, где членом бюро тов. Хиля. Отсутствие должной заботы комсомольских организа ций о сержантах является одной из при чин наличия у некоторых командиров от делений нарушений воинской дисципли ны и неумения воспитывать своих подчи ненных в духе требований Военной при сяги и уставов. Повседневная воспитательная работа с командирами отделений — важнейшая обязалтн^ть офицеров, партийных и ком сомольских организаций. Надо рсемерно повышать роль сержантов в обучении и В 'К м т и т а н и и воинов, неустанно бороться за укрепление единоначалия на Флоте. В. ХАБАРОВ. Недавно комсомольское бюро нашего подразделения установило тесную связь с детским домом г. Мончегорска. Лич ный состав горячо поддержал это полез ное начинание. Через несколько дней после этого мо ряки закупили игрушки и подарки для детей. Делегация в составе секретаря ком сомол ьскоГг организации старшины 1 статьи БоЗощенко, старшины 2 ста тьи Розни чей ко и ста-ршего матроса Кладова выехала в Мончегорск и встре тилась с детьми, где им были розданы подарки. Там североморцы провели не сколько дней. Вернувшись .обратно, они рассказали морякам о ласке, которой окружены вос питанники, о постоянной заботе партии и правительства о советских детях. При от’езде из детдома воспитатели и дети просили передать приват всем воинам-североморцам. К дню Военно- Морского Флота делегация моряков вновь по?дет к детям в гости. НА СНИМКЕ : вонны-североморцы среди воспитанников детского дома г. Мончегорска после раздачи подарков. С екретарь комсомольской организацим старш ина 1 статьи Бобощенко (на пе реднем плане), сзади с девочкой стоит старший матрос Кладов. Текст матроса Н. СТУНАЧЕВА . Фото Л. РОЗНИЧЕННО. Газеты и журналы выписаны В нашем подразделении проведена под писка на газеты и журналы на третий квартал 1954 года. Распределением периодической печати занимались коммунисты, а также комсо мольцы Ковалев и Лушпенко. Большой спрос воинов был на газеты «Правда», «Комсомольская правда», жур нал «Советский воин» и другие газеты и журналы. Неменыннй спрос у воинов был и на другие печатные издания, но в выделен ном лимите их не оказалось. Немало было желающих выписать га зеты «Красная Звезда», «Литературная газета», журнал «Смена» и многие другие издания. Некоторые воины не смогли про длить подписку на третий квартал па журнал «Советский воин», который они выписывали раньше. А такие газеты, как «Советский спорт» и «Советская культура», в прошедшее время вообще не выписывались, нет их даже и в подшивках. Наши воины хотели бы подробнее знать о развитии социалистической культуры, о новых достижениях в советском спортз и т. д. Государственным издательством полити ческой литературы выпущена книга 11. Павёлкнна «Религиозные суеверия и их вред». Эта книга помогает понять, что ; такое религия и каковы причины ее воз- ; никновеиия, в чем выражена реакционная i сущность религии и ее социальные корни. ; Книга Навелкина имеется в библиотеках, | ее можно рекомендовать прочесть военно- I служащим. Марксизм-ленинизм учит, что религия 1 является фантастическим отражением в сознании людей тех внешних, материаль ных сил, сил природы и общества, кото рые господствуют над людьми в повсе дневной жизни. Религия означает слепую веру человека в сверхъестественные силы п поклонение этим силам. Боги, ангелы, черти, бессмертная душа, загробная жизнь п т. д. — все эти религиозные . пред ставления были созданы воображением людей, которые совершают в честь их религиозные обряды. В действительности любая Фантазия, любой вымысел религи озных проповедников состоят из ложных представлений, отражающих материаль ную действительность. В этом можно убе диться хотя бы на следующих примерах. В одном из религиозных сказаний о Христе говорится, что он накормил на бе регу озера пятью хлебами и семью рыба ми пять тысяч человек. Если взять от дельные детали этого рассказа, то многие из них являются отражением действи тельности: берег озера, несколько тысяч человек, пять хлебов, семь рыб, еда и т. д. — все это жизненные явления. Но эти элементы поставлены в такую связь, которая является не реальной, а фанта стической. Каждому известно, что невоз можно накормить досыта пять тысяч лю дей иятыо хлебами и семью рыбами. Это искажение действительности. Подобными вымыслами отличаются и все другие ре лигиозные представления. Отражением реальной действительности является также представление религиоз ными людьми «царя небесного» по обра зу царей земных. Очевидно, что с возник новением царя на земле появилась вер сия и о существовании царя на небе. Ес ли у земного царя имеется войско и вое начальники-стратеги. то считалось, что и у небесного царя должно быть небесное воинство ангелов, которым командует, на пример, архангел архистратиг Михаил. Царь на земле учиняет суд и расправу над своими подданными. — господь бог тоже должен творить суд над людьми по ел*' их смерти и т. д. Отсюда следует, что не боги создали людей, а люди выдумали богов по своему образу и подобию. Религия как бы удваивает мир, созда вая наряду с реальным, об’ективным ми ром фантастический, призрачный мир сверх’естсственных существ богов и дру гих духов. Религиозные верозания недапом , назы вают суевериями, т. е. ложной, бесплод ной, пустой верой. Религиозные люди ве рят в то, чего в действительности не су ществует. Марксистско-ленинская наука об обще стве доказала, что религия не является чем-то вечным, всегда существующим. Религия возникла в условиях первобытно общинного родового строя, в результате темных, невежественных представлений людей о природе. Гром, молния, землетря сения, буря и наводнения, холод и зной, засуха и лесной пожар — все грозные стихийные силы природы, их действия. окру;:.авшпе нервоиытного человека, оылн для него непонятны, загадочны, таинст венны. Но отношению к могущественным силам природы первобытный человек был почти беспомощен. Не имея возможности подчинить эти силы своей власти, он на делял их сверх'естественнымн свойствами, обожествлял их. Беспомощность перед «-и- лами природы и страх перед ними породи ли у него веру в сверх’естественные си лы, веру в духов, богов и поклонение нм. Вера в то, что все явления природы за висят от .воли богов, закрепляла беспо мощность людей, отвлекала их от прак тической деятельности. Такова отрица тельная, вредная роль религии с самого начала се существования. В виду разделения общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых отри цательная, реакционная роль религии усилилась. Правящие классы поставили религию и церковь себе на службу. Релн гия стала средством закабаления народа руках угнетателей. Религия и церковь классовом антагонистическом обществе внушают народным массам мысль о том что существующий в классовом обществе порядок создан богом и людям нужно только подчиняться этому порядку, безро потно терпеть ужасы эксплуатации в на дежде на «место» после смерти в «царст ве небесном». Религия стремится прими рить трудящихся с угнетателями, в са мом зародыше подавлять протест народ ных масс против эксплуататоров, делать людей безвольными, бессильными, неспо собными к решительной и настойчивой борьбе за лучшую жизнь. Обещая счастье в загробной жизни, религия отвлекает трудящихся от революционной классовой борьбы за действительное счастье, меша ет народу бороться против своих угнета телей. Главная причина существования рели гии и религиозности масс в буржуазном обществе кроется в системе капитализма, в придавленности трудящихся капитали стическим гнетом. В эпоху империализма эксплуататор ские классы особенно нуждаются в рели гии. Чтобы сохранить свой прогнивший строй, они используют религию, к.тк сред ство постоянного обмана масс. В Соеди ненных Штатах Америки, например, су ществуют сотни религиозных организа ций, которые содержатся американскими миллионерами, стремящимися всячески распространять религиозный дурман. По этому, служа империализму, в США фе деральный совет церквей не случайно вы ступил с позорным заявлением, оправты- вающим применение атомной бомбы. Чем более обостряются классовые противоре чия в странах капитала, тем активнее становится деятельность религиозных ор ганизаций, находящихся на службе гос подствующих классов. Например, во время парламентских выборов духовенство аги тирует за реакционные партии и запуги вает народ гневом бога, войной и другими бедствиями, если избиратели будут голо совать за коммунистов. Католическая религия и католическая церковь во гла’ве с папой римским к а к в прошлом, так и в настоящее время, игра ют особенно реакционную роль. После раз грома Фашистских агрессоров во второй мировой войне Ватикан перешел на службу к американскому империализму. Весь аппарат католической церкви во всех странах поставлен в услужение ре акционным кругам Соединенных Штатов Америки, врагам мира, демократии и со циализма. Глава католической церкви па па Пий XII мобилизует все силы сворй церкви на поддержку мероприятии США, направленных против Советского Союза н стран народной демократии. Антидемокра тическую, шпионскую н диверсионную деятельность против народно-демократиче- ской власти, против социализма вели но заданиям Ватикана в интересах амери канских империалистов католические свя щенники в Венгрии, Чехослозакии. Ру мынии, Польше, а также в Китае. Специальный раздел книги Павел кина посвящен вопросу коренной протиеопо ложности религиозного и научного миро воззрений. Религия и наука взаимно ис ключают друг друга. По своему характер* религия примыкает к идеалистическому лагерю в философии и противоположна научному, материалистическому мировоз зрению. Она, как и идеализм, считает своей основой в-'его существующего не ма терию, а дух, сознание, причем религия еще более отрывает сознание от материн, превращает сознание в еще более фанта стическое существо и называет его богом. Наука шаг за шагом вытесняет религию и идеализм. Марксизм-ленинизм навсегда из гнал религию из се последнего убежища — из области истории . «Марксизм-ленинизм учит, — пишет актор, — что, для того чтобы преодолеть религию, нужно уничтожить социальную почву, на которой она держится, т. е. ка питалистическую систему хозяйства, ча стную собственность на средства произ водства». Вместе с победой социализма, с унич тожением капитализма и эксплуататор ских классов рушится социальная база религии. В Советском Союзе уничтожены корни религии. Но сознание людей не автоматически изменяется с их экономическим и общест венным положением. Пережитки старого, капиталистического общества держатся в сознании люден и в силу привычки, при обретенной старшим поколением еще в ус ловиях прежнего общественного строя, вследствие недостаточной культурности некоторой части наших людей и в ре зультате слабой в ряде мест научно-про светительной пропаганды. Пережитки капитализма в сознании со ветских людей связывают творческую инициативу, препятствуют людям актив но участвовать в строительстве комму нистического общества. Одним из таких пережитков капитализма являются рели* гиозные суеверия. Живучести религиоз ных суеверий в нашей стране способству ет отчасти хитрая приспособляемость ре лигии и церкви к изменяющимся услови ям жизни общества, а также и то, что ре лигиозные организации ловко используют слабость научной антирелигиозной пропа ганды. Коммунистическая партия Советского Союза не остается нейтральной в отноше нии ’ религиозных предрассудков, она ве дет против них пропаганду, ибо чем ско рее человек освободится от вредных ре лигиозных суеверий, тем активнее он бу дет участвовать в коммунистическом стро ительстве. Созидая новое общество, воздвигая но вые фабрики и заводы, жилые дома, под нимая целинные и залежные землп, совет ские люди все полнее освобождаются от религиозных и других пережитков капи тализма в своем сознании. Г. СЕМЕНОВ, действительный член Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. ПримернЬш кок-инструктор Старший маУрос Ю. АНТОСЕНКОВ. До службы комсомолец Полятыкпн учился в техникуме пищевой промышлен ности. — Вряд ли пригодятся здесь получен ные мною знания, — с огорчением думал он, прибыв на флот. Но Полятыкин ошибся: его назначили коком. Воин приложил много старания, чтобы лучше освоиться с делом. Тов. По лятыкин регулярно читает специальную литературу, инструкции, любимому делу отдает свободное время. Знания теории во ин закрепляет повседневно на практике. Благодаря этому7 кулинарное дело он знает хорошо. Недавно примерный воин назна чен на должность кока-инструктора. Лич ный состав хорошо отзывается об обедах, которые готовит его смена. Коки под руководством Полятыкина го товят вкусную пищу и по возможности стремятся ее разнообразить. За усердие в службе тов. Полятыкин пмеет ряд поощрений. Старший матрос Е . КУЛЮ К . В братс к ой с емь е наро д о в С С С Р Социалистическая Литва Наша Родина является великим много национальным социалистическим государ ством. Под руководством Коммунистиче ской партии все народы СССР в тесном братском содружестве успешно решают грандиозные задачи строительства комму низма, добиваются неуклонного повыше ния материального благосостояния и культурного уровня советских людей. На примере Л и т о в с к о й ССР. как и дру гих союзных республик, наглядно видно, что советский строй — это беспрерывный рост всех материальных и духовных сил народа, это братская помощь наших наро дов друг другу в борьбе и в строительст ве. Советский строи — это такой уровень жизни и культуры, который по своей вы соте не идет ни в какое сравнение с уровнем подневольной жизни народа при капитализме. Литовский народ испытал на себе коло низаторскую, антинародную политику американо-английских империалистов. Это они с помощью литовских буржуазных националистов задушили в 1918— 1919 годах молодую Советскую власть в Литве, которую завоевал наш народ, вдох новленный победой русского пролета риата в Великой Октябрьской социали стической революции. Это они с помощью продажных правителей буржуазной Литвы в течение двух десятилетий терзали нашу страну, грабили ее народ. При братской помощи народов СССР литовский народ в 1940 году добился освобождения от капи тализма. восстановил Советскую власть и воссоединился с народами СССР в едином Советском социалистическом государстве. В годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровская Германия временно за хватила Литву, нашему народу грозили национальная гибель и порабощение. На помощь литовскому народу пришли вели кий русский народ и другие советские народы, и Литва была освобождена от фа шистского ига. Благодаря постоянной заботе Коммуяи- К. ПРЕЙКШАС , заместитель Председателя Совета Министров Литовской ССР стической партии и Советского прави тельства, братской помощи народов СССР кануло в далекое прошлое мрачное насле дие буржуазной диктатуры — отсталость экономики и культуры; ликвидированы чудовищные разрушения, нанесенные Литве войной. За короткий исторический срок в хо зяйстве и культуре Советской Литвы про изошли огромные изменения. Пз отсталой сельскохозяйственной страны она превра тилась в цветущую индустриально-кол хозную советскую республику с передовой социалистической национальной культу рой. В буржуазной Литве были лишь мелкие заводики с их кустарной техникой, с тя желым, изнурительным трудом рабочих. В Советской Литве создана разносторонняя социалистическая промышленность, осна щенная первоклассной техникой, облегча ющей труд рабочих. Только в годы по слевоенной пятилетки в Литовской ССР построено более 190 крупных промышлен ных предприятий. Сейчас в республике производятся электроэнергия, металлоре жущие станки, паровые турбины, речные суда, электромоторы, электросчетчики, по красочные аппараты, велосипеды, отопи тельные котлы, радиаторы. Строятся новые предприятия, которые вскоре начнут вы пускать бытовые холодильники, пылесо сы, стиральные машины и другие предме ты народного потребления. Почти всей этой продукции и в иомине не было в буржуазной Литве. Удельный вес про мышленности в общем об’еме продукции народного хозяйства республики превысил уже 60 процентов. В пятой пятилетке предусмотрено уси ление темпов промышленного производст ва. Намечается дальнейшее развитие судо строения, турбостроения, станкостроения, электромашиностроения. Будут увеличены сеть и мощность электростанций. В бли жайшие годы начнется ^ строительство крупнейшей в республике Каунасской ги дроэлектростанции на реке Неман. К кон цу 1955 ‘ года уровень промышленного производства в целом по республике уве личится по сравнению с 1950 годом более чем вдвое. В минувшем году промышленность Со ветской Литвы значительно шагнула впе ред. Годовой производственный план иерз- выполнен. В строй вступили новые раз личные предприятия, а также новые це хи в шелкоткацкой, хлопчатобумажной, шерстяной и других отраслях легкой про мышленности. Как и все советские люди, трудящиеся Литвы самоотверженно бо рются за претворение в жизнь решений пятой сессии Верховного Совета СССР, увеличивают выпуск товаров народного потребления, улучшают качество продук ции, снижают ее себестоимость. В достижении этих успехов большую роль сыграла братская помощь русского и других народов СССР. Коренные социально-экономические пре образования произошли в литовской де ревне. В течение 4— 5 лет литовские кре стьяне бесповоротно стали на указанный Коммунистической партией путь социали стического развития. Советская власть, колхозный строй освободили крестьянство Литвы от многовековой кабалы, избавили его от непроглядной нужды. В настоящее время в республике насчитывается 2 .260 укрупненных колхозов. Каждый из них об’едиияет сотни крестьянских дворов, имеет в среднем 2 .000 гектаров земли и представляет собой крупное многоотрасле вое хозяйство. Братские советские республики обеспе чили колхозы и совхозы Литвы прекрас ной сельскохозяйственной техникой. Сей час в Литовской ССР работают 132 ма шинно-тракторные станции, обладающие значительным количеством тракторов, са моходных комбайнов, льнокомбайнов и других сложных сельскохозяйственных машин. За последние два года в Литве построе но несколько межколхозных электростан ций. В 1953 году на озере Дрисвяты бы ла пущена гидроэлектростанция «Дружбы народов», которую строили колхозники трех республик: Белоруссии, Латвии и Литвы. В этой стройке нашла свое вопло щение ленинско-сталинская дружба совет ских народов. В послевоенный период сельское хозяй ство Литвы по темпам своего развития да леко опередило достижения сельского хо зяйства Голландии, Дании и многих дру гих капиталистических государств в луч шие годы их развития. Например, в Да нии посевы пшеницы в 1949 году были на 34,2 процента меньше, чем до войны, а в Литовской ССР за послевоенные годы посевы пшеницы увеличились примерно на 60 процентов. Несмотря на то, что во время оккупации Дании животноводство не пострадало, поголовье свиней в по слевоенные годы систематически падало и в 1950 году было ниже уровня 1929 го да. Поголовье свиней в Литовской ССР на 1 октября 1953 года на 19,9 процента превысило поголовье свиней в последнем довоенном году. Из года в год увеличиваются денежные доходы колхозов. Только в 1952 году по сравнению с 1950 годом эти доходы воз росли более чем на 80 процентов. На основе общего под'ема социалисти ческой экономики Литовской ССР с каж дым годом улучшается материальное бла госостояние трудящихся республики, по вышается их культура. Больше стало то варов народного потребления хорошего ка чества. значительно повысилась покупа тельная способность населения. Осущест вляется большое жилищное гтроитель'-тво, благоустраиваются города и районные центры. В последние годы буржуазного режима в Литве насчитывалось 890 врачей. Ме дицинская помощь была недоступна для рабочих и крестьян. I» настоящее время бесплатную медицинскую помощь населе нию оказывает около 3 .000 врачей. Более чем в три раза увеличилось количество коек в лечебноирофилактических учреж дениях. В республике насчитывается око ло 265 сельских больниц и амбулаторий. Бурно развивается литовская культура, национальная по форме, социалистическая по содержанию. В годы буржуазного господства сеть об щеобразовательных школ непрерывно со кращалась. Например, с 1925 по 1939 го: было закрыто 23 гимназии и прогим назии. Из 10 учительских семинарий, имевшихся в 1927 году, к 1937^ году ос тавалось только 3. В Советской Литве только за послевоенные годы число сред^ них школ по сравнению с буржуазной Литвой увеличилось в 4,5 раза, а семи- летннх — в 30 раз. Высшие учебные заведения республики ежегодно выпускают свыше двух тысяч специалистов — ровно столько, сколько было подготовлено за все 20 лет буржуаз ного господства. Всего за послевоенные гьды высшие учебные заведения и техни кумы Литвы подготовили около 23 тысяч молодых специалистов. Успешно работает Академия наук Ли товской ССР, неоценимую помощь которой оказывают ученые Академии наук СССР и академий наук союзных республик. Большой творческий под’ем среди писа телей, художников, композиторов, теат ральных работников республики вызвала подготовка к декаде литовской литерату ры и искусства в Москве. В последнее время созданы и поставлены Государст венным театром оперы и балета Литов ской ССР новый национальный балет «На берегу моря» и национальная опера «Ма рите», посвященная славной партизанке литовского народа Марите Мельникайте. В буржуазной Литве не существовало своей национальной кинематографии. Те перь она имеется. Постоянная помощь Коммунистической партии, нерушимая дружба с братскими народами СССР, бо гатый опыт ведущей русской кинемато графии помогли литовским киноработни кам приступить к выпуску полнометраж ных и цветных фильмов, а также дубли ровать на литовский язык лучшие кино фильмы братских республик. Из года в год растет киносеть Литвы. За последние шесть лет городская киносеть возросла в два раза, а сельская — в 10 раз. Никогда ранее в Литве не издавалось столько газет, журналов, книг, сколько выпускается в годы Советской власти. По мимо республиканских газет, издаются га зеты в каждом промышленном центре, в каждом районе. Трудящиеся Литвы получили возмож ность широко знакомиться на своем род ном языке с произведениями классиков марксизма-ленинизма, с лучшими произве дениями русской классической и совет ской литературы. Только в прошлом году было издано 1.333 наименования полити ческой и художественной литературы об щим тиражом 10 .410 тысяч экземпляров. Это почти в четыре раза больше, чем бы ло издано литературы в 1939 году в бур жуазной Литве. Растет выпуск ориги нальной художественной литературы. Ес ли в 1939 году было выпущено только 130 тысяч экземпляров такой литерзту- ры, то в 1953 году выпуск ее составил около 1.300 тысяч экземпляров. Лучшие произведения литовских советских писа телей переводятся на русский язык и т а ким образом становятся достоянием тру дящихся всех республик Советского Сою за. Выдающиеся успехи Советской Литвы в развитии народного хозяйства и культуры стали возможными благодаря последова тельному осуществлению национальной политики Коммунистической партии, бла годаря братской помощи народов СССР и пгежде всего великого русского нарота. Ярким выражением торжества лепин- ско-сталинской национальной политики, нерушимой дружбы социалистических на ций является празднование великой исто рической даты — 300-летия воссоедине ния Украины с Россией. В эти дни в го родах и селах Литовской ССР приводятся лекции, доклады п беседы о братстве и дружбе народов Советского Союза, о хо зяйственном и культурном расцвете всех братских республик, достигнутых благо даря помощи великого русского народа. Литовский народ будет и впредь беречь и всемерно укреплять эту дружбу и в единой братской семье народов СССР еще самоотверженнее трудиться на благо по строения коммунистического общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz