На страже Заполярья. 1954 год. Май.

23 моя 1954 г.. № 126 4968 К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь На с т р а ж е З а п о л я р ь я 5 а и я и и я т а Всем g рно укреплять авторитет командиров и начальников — М о р я к и - п о с е т и л и д е т д о м Прочти э ту книгу „Религиозные суеверия и их вред" Велпки и I!•<>четны обязанности коман­ диров отделений. Они обучают матросози солдат специальности. прививают им сно­ ровку. навыки и умение п работе, помо­ гают офицерам развивать у них высокие морально-боевые качества. Проводя боль­ шую часть времени с подчиненными, командиры отделений могут детально изу­ чить склонности н способности каждого подчиненного, определить, что мешает то­ му или другому воину в изучении тех­ ники и в выполнении производственного плана. Поэтому постоянная забота о повыше­ нна! роли и авторитета командиров отде­ лении всегда была и является важ­ нейшим условием успешной их дея­ тельности. Командиры подразделений должны глубоко вникать в учебу и служ­ бу каждого сержанта, учить ею практики воспитания воинов. Постоянную помощь офицерам в политическом и воинском воспитании командиров отделении призва­ ны оказывать коммунисты и комсомольцы. Заслуживает внимания в этом отноше­ нии опыт работы комсомольской организа­ ции, где членом бюро тов. Садчиков. Здесь на одном из партийных собраний коммуни­ сты обсудили задачи партийной организа­ ции в оказании помощи командованию з воспитании офицеров и сержантоз. Всвоих выступлениях коммунисты вскрыли ряд недостатков в работе как с офицерским, так и с сержантским составам. На этом собрании было отмечено, что и комсомоль­ ская организация слауо ведет работу по укреплению единоначалия и повышению авторитета командиров. Партийное собра­ ние обязало активистов усилить воспита­ тельную работу с сержантами, поднять их рель и научить в своей работе опираться на комсомольцев. Бюро было рекомендова­ но на своем заседании обсудить задачи комсомольской организации в укреплении единоначалия и повышении роли и авто­ ритета командиров отделении, а также оказать помощь командованию в обобще­ нии опыта работы сержантов по воспита­ нию личного состава. Собрание поручило коммунистам Крылатому и Баранову по­ мочь комсомольской организации в этом деле. Выполняя решение, активисты подго­ товили и провели заседание бюро. Перед этим они глубоко изучили вместе с офи­ церами положение дел в подразделении, поинтересовались, как иередозые сержан­ ты опираются в своей деятельности на членов ВЛКСМ. Доклад на бюро сделал коммунист тов. Крылатый. Члены бюро в своих выступлениях говорили о том. что в подразделении есть много командиров отделений, которые хорошо служат, поль­ зуются авторитетом, умело организуют ра­ боту подчиненных. К таким командирам отделений относятся тов: Романский, Кч- лик и многие другие. Вместе с этим встре­ чаются и такие командиры-сержанты, ко­ торые не могут организовать выполнение плана, не опираются в своей работе нч комсомольцев. На заседании бюро было принято конкретное решение, направлен­ ное на повышение идейной закатки командиров отделений, повышение их специальных знаний. Было намечено провести и ряд других мероприятий. Интересно и организованно прошли в подразделении собрания о задачах комсо­ мольцев в повышении роли и авторитета командира отделения. На них с докладами выступили командиры подразделений. На собраниях были подвергнуты серьезной критике комсомольцы, которые не укреп­ ляют авторитет командиров, не помогают в их работе. Командиры подразделений призвали молодежь всегда и везде под­ нимать роль и авторитет командиров отделений, как непосредственных началь­ ников подчиненных, от котопых во многом зависит успешная борьба за выполнение производственного плана. Активисты больше стали оказывать по­ мощи командованию в оооощенип опыта ■ воспитательной работы сержантов. Ком- ( сомольское бюро с помощью офицероз j обобщило опыт производственной деятель­ ности командиров отделений Ки.тика и Цицарева. Подчиненные тов. Килик вы­ полняют, например, производственный план на 1 5 0 — 165 ироц. Больших успе­ хов добился в обучении и воспитании во­ инов и командир отделения Цицарев. Пе­ редовой оиыг этих воинов стал достоянием всех командиров отделений. Партийное и комсомольское бюро учит сержантов опираться в своей работе на членов ВЛКСМ. Так, однажды командирам отделений активисты рассказали о том, как следует опираться в своей работе на комсомольцев. Комсомольское бюро вовле­ кает сержантов в общественную работу. Раньше, например, комсомолец Чапурин слабо участвовал в жизни организации. На заседании бюро активисты указали ему на этот недостаток и поручили подго­ товить и провести беседу на тему: «Стро­ го и неуклонно выполнять требования во­ инских уставов». Сейчас Чапурин актив­ но участвует в жизни комсомольской ор­ ганизации. Большую помощь оказало бюро ВЛКСМ и командиру отделения Нагорному. В этом отделении не see комсомольцы служили примером в дисциплине. По совету офи­ цера активисты решили помочь коман­ диру отделения. Член ВЛКСМ Крупицкий, который грубо нарушил дисциплину, был привлечен к комсомольской ответственно­ сти. В этом отделении были прозедены беседы о моральном облике советского воина, об обязанностях комсомольца. Большое внимание уделяет комсомоль- скоэ бюро пропаганде опыта работы пе­ редовых командиров отделении в стенной печати. Члены бюро принимают активное участие в выпуске боевых листков, в ко­ торых рассказывается об опыте работы лучших отделений, о передовых методах труда. На страницах газет показываются те отделения, которые добились высоких производственных показателей и завоева­ ли переходящий вымпел. Повседневная забота коммуни стоз и комсомольской организации о воспитании командиров отделений и укреплении их авторитета положительно влияет на вы­ полнение производственного плана. Сер­ жанты, как правило, сами являются ма­ стерами своего дела, служат примером для подчиненных в службе и работе. Однако в ряде строительных подразде­ лений комсомольские организации все еще неудовлетворительно работают по воспи­ танию командиров отделении, слабо бо­ рются за повышение их роли и авторите­ та, за укрепление единоначалия. Так, з комсомольской организации, где членом бюро тоз. Василенко, слабо поставлена воспитательная работа с сержантами. Бю­ ро не заботится об идейном и культурном росте командиров отделений, не учит их, как надо опираться в сзогй работе на комсомольцев, и не борется за их личную примерность в службе. В этой организа­ ции не обобщается опыт воспитательной работы лучших командиров. Такое же по­ ложение с воспитательной паботой с сер­ жантами и в комсомольской организации, где членом бюро тов. Хиля. Отсутствие должной заботы комсомольских организа­ ций о сержантах является одной из при­ чин наличия у некоторых командиров от­ делений нарушений воинской дисципли­ ны и неумения воспитывать своих подчи­ ненных в духе требований Военной при­ сяги и уставов. Повседневная воспитательная работа с командирами отделений — важнейшая обязалтн^ть офицеров, партийных и ком­ сомольских организаций. Надо рсемерно повышать роль сержантов в обучении и В 'К м т и т а н и и воинов, неустанно бороться за укрепление единоначалия на Флоте. В. ХАБАРОВ. Недавно комсомольское бюро нашего подразделения установило тесную связь с детским домом г. Мончегорска. Лич­ ный состав горячо поддержал это полез­ ное начинание. Через несколько дней после этого мо­ ряки закупили игрушки и подарки для детей. Делегация в составе секретаря ком­ сомол ьскоГг организации старшины 1 статьи БоЗощенко, старшины 2 ста­ тьи Розни чей ко и ста-ршего матроса Кладова выехала в Мончегорск и встре­ тилась с детьми, где им были розданы подарки. Там североморцы провели не­ сколько дней. Вернувшись .обратно, они рассказали морякам о ласке, которой окружены вос­ питанники, о постоянной заботе партии и правительства о советских детях. При от’езде из детдома воспитатели и дети просили передать приват всем воинам-североморцам. К дню Военно- Морского Флота делегация моряков вновь по?дет к детям в гости. НА СНИМКЕ : вонны-североморцы среди воспитанников детского дома г. Мончегорска после раздачи подарков. С екретарь комсомольской организацим старш ина 1 статьи Бобощенко (на пе­ реднем плане), сзади с девочкой стоит старший матрос Кладов. Текст матроса Н. СТУНАЧЕВА . Фото Л. РОЗНИЧЕННО. Газеты и журналы выписаны В нашем подразделении проведена под­ писка на газеты и журналы на третий квартал 1954 года. Распределением периодической печати занимались коммунисты, а также комсо­ мольцы Ковалев и Лушпенко. Большой спрос воинов был на газеты «Правда», «Комсомольская правда», жур­ нал «Советский воин» и другие газеты и журналы. Неменыннй спрос у воинов был и на другие печатные издания, но в выделен­ ном лимите их не оказалось. Немало было желающих выписать га­ зеты «Красная Звезда», «Литературная газета», журнал «Смена» и многие другие издания. Некоторые воины не смогли про­ длить подписку на третий квартал па журнал «Советский воин», который они выписывали раньше. А такие газеты, как «Советский спорт» и «Советская культура», в прошедшее время вообще не выписывались, нет их даже и в подшивках. Наши воины хотели бы подробнее знать о развитии социалистической культуры, о новых достижениях в советском спортз и т. д. Государственным издательством полити­ ческой литературы выпущена книга 11. Павёлкнна «Религиозные суеверия и их вред». Эта книга помогает понять, что ; такое религия и каковы причины ее воз- ; никновеиия, в чем выражена реакционная i сущность религии и ее социальные корни. ; Книга Навелкина имеется в библиотеках, | ее можно рекомендовать прочесть военно- I служащим. Марксизм-ленинизм учит, что религия 1 является фантастическим отражением в сознании людей тех внешних, материаль­ ных сил, сил природы и общества, кото­ рые господствуют над людьми в повсе­ дневной жизни. Религия означает слепую веру человека в сверхъестественные силы п поклонение этим силам. Боги, ангелы, черти, бессмертная душа, загробная жизнь п т. д. — все эти религиозные . пред­ ставления были созданы воображением людей, которые совершают в честь их религиозные обряды. В действительности любая Фантазия, любой вымысел религи­ озных проповедников состоят из ложных представлений, отражающих материаль­ ную действительность. В этом можно убе­ диться хотя бы на следующих примерах. В одном из религиозных сказаний о Христе говорится, что он накормил на бе­ регу озера пятью хлебами и семью рыба­ ми пять тысяч человек. Если взять от­ дельные детали этого рассказа, то многие из них являются отражением действи­ тельности: берег озера, несколько тысяч человек, пять хлебов, семь рыб, еда и т. д. — все это жизненные явления. Но эти элементы поставлены в такую связь, которая является не реальной, а фанта­ стической. Каждому известно, что невоз­ можно накормить досыта пять тысяч лю­ дей иятыо хлебами и семью рыбами. Это искажение действительности. Подобными вымыслами отличаются и все другие ре­ лигиозные представления. Отражением реальной действительности является также представление религиоз­ ными людьми «царя небесного» по обра­ зу царей земных. Очевидно, что с возник­ новением царя на земле появилась вер­ сия и о существовании царя на небе. Ес­ ли у земного царя имеется войско и вое­ начальники-стратеги. то считалось, что и у небесного царя должно быть небесное воинство ангелов, которым командует, на­ пример, архангел архистратиг Михаил. Царь на земле учиняет суд и расправу над своими подданными. — господь бог тоже должен творить суд над людьми по­ ел*' их смерти и т. д. Отсюда следует, что не боги создали людей, а люди выдумали богов по своему образу и подобию. Религия как бы удваивает мир, созда­ вая наряду с реальным, об’ективным ми­ ром фантастический, призрачный мир сверх’естсственных существ богов и дру­ гих духов. Религиозные верозания недапом , назы­ вают суевериями, т. е. ложной, бесплод­ ной, пустой верой. Религиозные люди ве­ рят в то, чего в действительности не су­ ществует. Марксистско-ленинская наука об обще­ стве доказала, что религия не является чем-то вечным, всегда существующим. Религия возникла в условиях первобытно­ общинного родового строя, в результате темных, невежественных представлений людей о природе. Гром, молния, землетря­ сения, буря и наводнения, холод и зной, засуха и лесной пожар — все грозные стихийные силы природы, их действия. окру;:.авшпе нервоиытного человека, оылн для него непонятны, загадочны, таинст­ венны. Но отношению к могущественным силам природы первобытный человек был почти беспомощен. Не имея возможности подчинить эти силы своей власти, он на­ делял их сверх'естественнымн свойствами, обожествлял их. Беспомощность перед «-и- лами природы и страх перед ними породи­ ли у него веру в сверх’естественные си­ лы, веру в духов, богов и поклонение нм. Вера в то, что все явления природы за­ висят от .воли богов, закрепляла беспо­ мощность людей, отвлекала их от прак­ тической деятельности. Такова отрица­ тельная, вредная роль религии с самого начала се существования. В виду разделения общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых отри­ цательная, реакционная роль религии усилилась. Правящие классы поставили религию и церковь себе на службу. Релн гия стала средством закабаления народа руках угнетателей. Религия и церковь классовом антагонистическом обществе внушают народным массам мысль о том что существующий в классовом обществе порядок создан богом и людям нужно только подчиняться этому порядку, безро потно терпеть ужасы эксплуатации в на дежде на «место» после смерти в «царст­ ве небесном». Религия стремится прими­ рить трудящихся с угнетателями, в са­ мом зародыше подавлять протест народ­ ных масс против эксплуататоров, делать людей безвольными, бессильными, неспо­ собными к решительной и настойчивой борьбе за лучшую жизнь. Обещая счастье в загробной жизни, религия отвлекает трудящихся от революционной классовой борьбы за действительное счастье, меша­ ет народу бороться против своих угнета­ телей. Главная причина существования рели­ гии и религиозности масс в буржуазном обществе кроется в системе капитализма, в придавленности трудящихся капитали­ стическим гнетом. В эпоху империализма эксплуататор­ ские классы особенно нуждаются в рели­ гии. Чтобы сохранить свой прогнивший строй, они используют религию, к.тк сред­ ство постоянного обмана масс. В Соеди­ ненных Штатах Америки, например, су­ ществуют сотни религиозных организа­ ций, которые содержатся американскими миллионерами, стремящимися всячески распространять религиозный дурман. По­ этому, служа империализму, в США фе­ деральный совет церквей не случайно вы­ ступил с позорным заявлением, оправты- вающим применение атомной бомбы. Чем более обостряются классовые противоре­ чия в странах капитала, тем активнее становится деятельность религиозных ор­ ганизаций, находящихся на службе гос­ подствующих классов. Например, во время парламентских выборов духовенство аги­ тирует за реакционные партии и запуги­ вает народ гневом бога, войной и другими бедствиями, если избиратели будут голо­ совать за коммунистов. Католическая религия и католическая церковь во гла’ве с папой римским к а к в прошлом, так и в настоящее время, игра­ ют особенно реакционную роль. После раз­ грома Фашистских агрессоров во второй мировой войне Ватикан перешел на службу к американскому империализму. Весь аппарат католической церкви во всех странах поставлен в услужение ре­ акционным кругам Соединенных Штатов Америки, врагам мира, демократии и со­ циализма. Глава католической церкви па­ па Пий XII мобилизует все силы сворй церкви на поддержку мероприятии США, направленных против Советского Союза н стран народной демократии. Антидемокра­ тическую, шпионскую н диверсионную деятельность против народно-демократиче- ской власти, против социализма вели но заданиям Ватикана в интересах амери­ канских империалистов католические свя­ щенники в Венгрии, Чехослозакии. Ру­ мынии, Польше, а также в Китае. Специальный раздел книги Павел кина посвящен вопросу коренной протиеопо ложности религиозного и научного миро­ воззрений. Религия и наука взаимно ис­ ключают друг друга. По своему характер* религия примыкает к идеалистическому лагерю в философии и противоположна научному, материалистическому мировоз­ зрению. Она, как и идеализм, считает своей основой в-'его существующего не ма­ терию, а дух, сознание, причем религия еще более отрывает сознание от материн, превращает сознание в еще более фанта­ стическое существо и называет его богом. Наука шаг за шагом вытесняет религию и идеализм. Марксизм-ленинизм навсегда из­ гнал религию из се последнего убежища — из области истории . «Марксизм-ленинизм учит, — пишет актор, — что, для того чтобы преодолеть религию, нужно уничтожить социальную почву, на которой она держится, т. е. ка­ питалистическую систему хозяйства, ча­ стную собственность на средства произ­ водства». Вместе с победой социализма, с унич­ тожением капитализма и эксплуататор­ ских классов рушится социальная база религии. В Советском Союзе уничтожены корни религии. Но сознание людей не автоматически изменяется с их экономическим и общест­ венным положением. Пережитки старого, капиталистического общества держатся в сознании люден и в силу привычки, при­ обретенной старшим поколением еще в ус­ ловиях прежнего общественного строя, вследствие недостаточной культурности некоторой части наших людей и в ре­ зультате слабой в ряде мест научно-про­ светительной пропаганды. Пережитки капитализма в сознании со­ ветских людей связывают творческую инициативу, препятствуют людям актив­ но участвовать в строительстве комму­ нистического общества. Одним из таких пережитков капитализма являются рели* гиозные суеверия. Живучести религиоз­ ных суеверий в нашей стране способству­ ет отчасти хитрая приспособляемость ре­ лигии и церкви к изменяющимся услови­ ям жизни общества, а также и то, что ре­ лигиозные организации ловко используют слабость научной антирелигиозной пропа­ ганды. Коммунистическая партия Советского Союза не остается нейтральной в отноше­ нии ’ религиозных предрассудков, она ве­ дет против них пропаганду, ибо чем ско­ рее человек освободится от вредных ре­ лигиозных суеверий, тем активнее он бу­ дет участвовать в коммунистическом стро­ ительстве. Созидая новое общество, воздвигая но­ вые фабрики и заводы, жилые дома, под­ нимая целинные и залежные землп, совет­ ские люди все полнее освобождаются от религиозных и других пережитков капи­ тализма в своем сознании. Г. СЕМЕНОВ, действительный член Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. ПримернЬш кок-инструктор Старший маУрос Ю. АНТОСЕНКОВ. До службы комсомолец Полятыкпн учился в техникуме пищевой промышлен­ ности. — Вряд ли пригодятся здесь получен­ ные мною знания, — с огорчением думал он, прибыв на флот. Но Полятыкин ошибся: его назначили коком. Воин приложил много старания, чтобы лучше освоиться с делом. Тов. По­ лятыкин регулярно читает специальную литературу, инструкции, любимому делу отдает свободное время. Знания теории во­ ин закрепляет повседневно на практике. Благодаря этому7 кулинарное дело он знает хорошо. Недавно примерный воин назна­ чен на должность кока-инструктора. Лич­ ный состав хорошо отзывается об обедах, которые готовит его смена. Коки под руководством Полятыкина го­ товят вкусную пищу и по возможности стремятся ее разнообразить. За усердие в службе тов. Полятыкин пмеет ряд поощрений. Старший матрос Е . КУЛЮ К . В братс к ой с емь е наро д о в С С С Р Социалистическая Литва Наша Родина является великим много­ национальным социалистическим государ­ ством. Под руководством Коммунистиче­ ской партии все народы СССР в тесном братском содружестве успешно решают грандиозные задачи строительства комму­ низма, добиваются неуклонного повыше­ ния материального благосостояния и культурного уровня советских людей. На примере Л и т о в с к о й ССР. как и дру­ гих союзных республик, наглядно видно, что советский строй — это беспрерывный рост всех материальных и духовных сил народа, это братская помощь наших наро­ дов друг другу в борьбе и в строительст­ ве. Советский строи — это такой уровень жизни и культуры, который по своей вы­ соте не идет ни в какое сравнение с уровнем подневольной жизни народа при капитализме. Литовский народ испытал на себе коло­ низаторскую, антинародную политику американо-английских империалистов. Это они с помощью литовских буржуазных националистов задушили в 1918— 1919 годах молодую Советскую власть в Литве, которую завоевал наш народ, вдох­ новленный победой русского пролета­ риата в Великой Октябрьской социали­ стической революции. Это они с помощью продажных правителей буржуазной Литвы в течение двух десятилетий терзали нашу страну, грабили ее народ. При братской помощи народов СССР литовский народ в 1940 году добился освобождения от капи­ тализма. восстановил Советскую власть и воссоединился с народами СССР в едином Советском социалистическом государстве. В годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровская Германия временно за­ хватила Литву, нашему народу грозили национальная гибель и порабощение. На помощь литовскому народу пришли вели­ кий русский народ и другие советские народы, и Литва была освобождена от фа­ шистского ига. Благодаря постоянной заботе Коммуяи- К. ПРЕЙКШАС , заместитель Председателя Совета Министров Литовской ССР стической партии и Советского прави­ тельства, братской помощи народов СССР кануло в далекое прошлое мрачное насле­ дие буржуазной диктатуры — отсталость экономики и культуры; ликвидированы чудовищные разрушения, нанесенные Литве войной. За короткий исторический срок в хо­ зяйстве и культуре Советской Литвы про­ изошли огромные изменения. Пз отсталой сельскохозяйственной страны она превра­ тилась в цветущую индустриально-кол­ хозную советскую республику с передовой социалистической национальной культу­ рой. В буржуазной Литве были лишь мелкие заводики с их кустарной техникой, с тя­ желым, изнурительным трудом рабочих. В Советской Литве создана разносторонняя социалистическая промышленность, осна­ щенная первоклассной техникой, облегча­ ющей труд рабочих. Только в годы по­ слевоенной пятилетки в Литовской ССР построено более 190 крупных промышлен­ ных предприятий. Сейчас в республике производятся электроэнергия, металлоре­ жущие станки, паровые турбины, речные суда, электромоторы, электросчетчики, по­ красочные аппараты, велосипеды, отопи­ тельные котлы, радиаторы. Строятся новые предприятия, которые вскоре начнут вы­ пускать бытовые холодильники, пылесо­ сы, стиральные машины и другие предме­ ты народного потребления. Почти всей этой продукции и в иомине не было в буржуазной Литве. Удельный вес про­ мышленности в общем об’еме продукции народного хозяйства республики превысил уже 60 процентов. В пятой пятилетке предусмотрено уси­ ление темпов промышленного производст­ ва. Намечается дальнейшее развитие судо­ строения, турбостроения, станкостроения, электромашиностроения. Будут увеличены сеть и мощность электростанций. В бли­ жайшие годы начнется ^ строительство крупнейшей в республике Каунасской ги­ дроэлектростанции на реке Неман. К кон­ цу 1955 ‘ года уровень промышленного производства в целом по республике уве­ личится по сравнению с 1950 годом более чем вдвое. В минувшем году промышленность Со­ ветской Литвы значительно шагнула впе­ ред. Годовой производственный план иерз- выполнен. В строй вступили новые раз­ личные предприятия, а также новые це­ хи в шелкоткацкой, хлопчатобумажной, шерстяной и других отраслях легкой про­ мышленности. Как и все советские люди, трудящиеся Литвы самоотверженно бо­ рются за претворение в жизнь решений пятой сессии Верховного Совета СССР, увеличивают выпуск товаров народного потребления, улучшают качество продук­ ции, снижают ее себестоимость. В достижении этих успехов большую роль сыграла братская помощь русского и других народов СССР. Коренные социально-экономические пре­ образования произошли в литовской де­ ревне. В течение 4— 5 лет литовские кре­ стьяне бесповоротно стали на указанный Коммунистической партией путь социали­ стического развития. Советская власть, колхозный строй освободили крестьянство Литвы от многовековой кабалы, избавили его от непроглядной нужды. В настоящее время в республике насчитывается 2 .260 укрупненных колхозов. Каждый из них об’едиияет сотни крестьянских дворов, имеет в среднем 2 .000 гектаров земли и представляет собой крупное многоотрасле­ вое хозяйство. Братские советские республики обеспе­ чили колхозы и совхозы Литвы прекрас­ ной сельскохозяйственной техникой. Сей­ час в Литовской ССР работают 132 ма­ шинно-тракторные станции, обладающие значительным количеством тракторов, са­ моходных комбайнов, льнокомбайнов и других сложных сельскохозяйственных машин. За последние два года в Литве построе­ но несколько межколхозных электростан­ ций. В 1953 году на озере Дрисвяты бы­ ла пущена гидроэлектростанция «Дружбы народов», которую строили колхозники трех республик: Белоруссии, Латвии и Литвы. В этой стройке нашла свое вопло­ щение ленинско-сталинская дружба совет­ ских народов. В послевоенный период сельское хозяй­ ство Литвы по темпам своего развития да­ леко опередило достижения сельского хо­ зяйства Голландии, Дании и многих дру­ гих капиталистических государств в луч­ шие годы их развития. Например, в Да­ нии посевы пшеницы в 1949 году были на 34,2 процента меньше, чем до войны, а в Литовской ССР за послевоенные годы посевы пшеницы увеличились примерно на 60 процентов. Несмотря на то, что во время оккупации Дании животноводство не пострадало, поголовье свиней в по­ слевоенные годы систематически падало и в 1950 году было ниже уровня 1929 го­ да. Поголовье свиней в Литовской ССР на 1 октября 1953 года на 19,9 процента превысило поголовье свиней в последнем довоенном году. Из года в год увеличиваются денежные доходы колхозов. Только в 1952 году по сравнению с 1950 годом эти доходы воз­ росли более чем на 80 процентов. На основе общего под'ема социалисти­ ческой экономики Литовской ССР с каж­ дым годом улучшается материальное бла­ госостояние трудящихся республики, по­ вышается их культура. Больше стало то­ варов народного потребления хорошего ка­ чества. значительно повысилась покупа­ тельная способность населения. Осущест­ вляется большое жилищное гтроитель'-тво, благоустраиваются города и районные центры. В последние годы буржуазного режима в Литве насчитывалось 890 врачей. Ме­ дицинская помощь была недоступна для рабочих и крестьян. I» настоящее время бесплатную медицинскую помощь населе­ нию оказывает около 3 .000 врачей. Более чем в три раза увеличилось количество коек в лечебноирофилактических учреж­ дениях. В республике насчитывается око­ ло 265 сельских больниц и амбулаторий. Бурно развивается литовская культура, национальная по форме, социалистическая по содержанию. В годы буржуазного господства сеть об­ щеобразовательных школ непрерывно со­ кращалась. Например, с 1925 по 1939 го: было закрыто 23 гимназии и прогим­ назии. Из 10 учительских семинарий, имевшихся в 1927 году, к 1937^ году ос­ тавалось только 3. В Советской Литве только за послевоенные годы число сред^ них школ по сравнению с буржуазной Литвой увеличилось в 4,5 раза, а семи- летннх — в 30 раз. Высшие учебные заведения республики ежегодно выпускают свыше двух тысяч специалистов — ровно столько, сколько было подготовлено за все 20 лет буржуаз­ ного господства. Всего за послевоенные гьды высшие учебные заведения и техни­ кумы Литвы подготовили около 23 тысяч молодых специалистов. Успешно работает Академия наук Ли­ товской ССР, неоценимую помощь которой оказывают ученые Академии наук СССР и академий наук союзных республик. Большой творческий под’ем среди писа­ телей, художников, композиторов, теат­ ральных работников республики вызвала подготовка к декаде литовской литерату­ ры и искусства в Москве. В последнее время созданы и поставлены Государст­ венным театром оперы и балета Литов­ ской ССР новый национальный балет «На берегу моря» и национальная опера «Ма­ рите», посвященная славной партизанке литовского народа Марите Мельникайте. В буржуазной Литве не существовало своей национальной кинематографии. Те­ перь она имеется. Постоянная помощь Коммунистической партии, нерушимая дружба с братскими народами СССР, бо­ гатый опыт ведущей русской кинемато­ графии помогли литовским киноработни­ кам приступить к выпуску полнометраж­ ных и цветных фильмов, а также дубли­ ровать на литовский язык лучшие кино­ фильмы братских республик. Из года в год растет киносеть Литвы. За последние шесть лет городская киносеть возросла в два раза, а сельская — в 10 раз. Никогда ранее в Литве не издавалось столько газет, журналов, книг, сколько выпускается в годы Советской власти. По­ мимо республиканских газет, издаются га­ зеты в каждом промышленном центре, в каждом районе. Трудящиеся Литвы получили возмож­ ность широко знакомиться на своем род­ ном языке с произведениями классиков марксизма-ленинизма, с лучшими произве­ дениями русской классической и совет­ ской литературы. Только в прошлом году было издано 1.333 наименования полити­ ческой и художественной литературы об­ щим тиражом 10 .410 тысяч экземпляров. Это почти в четыре раза больше, чем бы­ ло издано литературы в 1939 году в бур­ жуазной Литве. Растет выпуск ориги­ нальной художественной литературы. Ес­ ли в 1939 году было выпущено только 130 тысяч экземпляров такой литерзту- ры, то в 1953 году выпуск ее составил около 1.300 тысяч экземпляров. Лучшие произведения литовских советских писа­ телей переводятся на русский язык и т а ­ ким образом становятся достоянием тру­ дящихся всех республик Советского Сою­ за. Выдающиеся успехи Советской Литвы в развитии народного хозяйства и культуры стали возможными благодаря последова­ тельному осуществлению национальной политики Коммунистической партии, бла­ годаря братской помощи народов СССР и пгежде всего великого русского нарота. Ярким выражением торжества лепин- ско-сталинской национальной политики, нерушимой дружбы социалистических на­ ций является празднование великой исто­ рической даты — 300-летия воссоедине­ ния Украины с Россией. В эти дни в го­ родах и селах Литовской ССР приводятся лекции, доклады п беседы о братстве и дружбе народов Советского Союза, о хо­ зяйственном и культурном расцвете всех братских республик, достигнутых благо­ даря помощи великого русского народа. Литовский народ будет и впредь беречь и всемерно укреплять эту дружбу и в единой братской семье народов СССР еще самоотверженнее трудиться на благо по­ строения коммунистического общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz