На страже Заполярья. 1954 год. Май.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 мая 1954 г., ГГг 125 (4967). Предполётный осмотр самолёта В современном реактивном самолете воплощены новейшие достижения отечест венной науки и техники. Авиаторы гор дится тем, что Родина доверила им об служивание этой замечательной техники. В то же время они хорошо понимают, что теперь к ним пред*являются новые, повы шенные требования. Возьмем, например, организацию и про ведение предполетного осмотра реактив ного самолета. Предполетный осмотр — это последний и весьма ответственный этап работы инженерно-технического со става в системе подготовки самолета к выполнению учебно-боевых задании непо средственно в воздухе. У нас в подразделении имеется неко торый опыт эксплуатации реактивных самолетов в условиях Советского Заполя рья. Этот опыт говорит о том, что успехи и обеспечении безаварийной работы мате риальной части в любых условиях поле- тог зимой и летом, в слож.ной метеороло гической обстановке зависят от того, на сколько тщательно будет проводиться предполетный осмотр каждой машины. Прежде всего необходимо отметить, что в процессе предполетной подготовки ак тивную роль играют авиационные специ алисты всех категорий и служб. Они в одинаковой мере ответственны за точное соблюдение и безупречное выполнение всех требований инструкций и наставле ний по подготовке техники к полетам. Заслуженным уважением у нас поль зуется знаток авиационного дела комму нист-сверхсрочник Сергей Боричев. Более 15 лет он посвятил службе в авиации нашего Северного флота, накопил богатый практический опыт. Сергей Боричев — один из ветеранов Отечественной войны, которые в фронтовых условиях на земле ковали победу летчиков в воздухе. Опи раясь на опыт войны, обогащая его тео рией и практикой по изучению и освое нию новой техники, авиатор Боричев по казывает образцовый пример предполет ного осмотра самолета. Придя на стоянку, он расчехляет са молет и совместно с другими специали стами приступает к осмотру. Прежде чем начать осмотр, проверяет кабину самоле та, убеждается, все ли пульты управления стоят в положении «выключено» или «нейтрально». Особое внимание специа лист обращает на электрические пульты. Предполетную подготовку воин начина ет с осмотра кабины самолета. Из опыта он знает такой порядок предпо летного осмотра согласно маршрута. Про веряется обшивка, заклепки всасывающе го сопла. Тут необходима постоянная вни мательность и зоркость глаза. Например, недопустимы выступы заклепок на по верхности самолета, механические по вреждения обшивки, вмятины. Аэродина мические особенности современного само лета предъявляют к инженерно-техниче скому состазу повышенные требования. Вот почему на фюзеляже самолета, на плоскостях и т. д. не должно быть ни малейших механических повреждений. Тщательный внешний осмотр машины в процессе предполетной подготовки — верная гарантия недопущения каких бы то ни было повреждений. Общеизвестна роль самолетного радио оборудования, которое служит средством связи и навигации, используется для оп ределения высоты полета и расстояния до цели, является средством, обеспечиваю щим посадку самолетов в сложных усло виях. Все это значительно повышает от ветственность авиационных специалистов за подготовку радиооборудования к поле там. Проверяя оборудование носового отсека, авиационные специалисты следят за тем, чтобы крепления радиоаппаратуры, элек тропроводка были всегда прочными, на дежными. Одновременно надо посмотреть, нет ли посторонних предметов в отсеке. Опыт показал, что по халатности некото рых авиационных специалистов в этих местах оставляются иногда инструменты. Такой случай был и в нашей части, когда один из авиаторов после выполне ния регламентных работ забыл отвертку в носовом огсеке. Благодаря тщательно:.! \ предполетному осмотру, посторонний пред мет был своевременно из'ят. а наруши тель требований инструкции по эксплои та цпп наказан за халатность в работе на материальной части. В подразделении много авиаторов, ко торые за долгое -время эксплуатации бос-, вой техники не имеют нарушений по об служиванию материальной части. Особен но хочется отметить высокую техниче скую культуру в работе и исполнитель ность гвардии старшего сержанта Садов ского. Он прошел большую школу авиаци онной практики, эксплуатировал различ ные типы самолетов. В момент предполетного осмотра гвар дии старший сержант Садовский выпол няет различные работы. Во всем он вни мателен и прилежен. Проверяет, например, исправность приборов, контролирую щих работу двигателя и электрических ап»егатов самолета. Согласно инструкции ,1 воин включает питание на прибор и че рез определенное время следит за авиаго ризонтом. Он обязан точно убедиться в полной исправности этэго важного прибо ра. Садовский знает, что летчик должен полностью доверять показаниям приборов, следовательно, их надо самым тщатель ным образом прозерить на земле. Гвардии старший сержант Садовский практику сочетает с теорией, непрерыв но повышает специальные теоретические авиационные знания. Поэтому он глубоко осмысливает свои практические действия, работает творчески. Авиационный специ алист хорошо потпгмает, что электротех ника и автоматика стали неот'ем.лемоп частью всей авиационной техники. На современном самолете они проникли в такие области, как двигатель, шасси, ру ли управления, запуск двигателя, стрел ковое вооружение и т. д. Не случайно поэтому передовые ма стера авиационной техники, обогащенные теорией и практикой, добиваются высо ких результатов в предполетной подго товке, все агрегаты их самолетов дейст вуют точно, согласованно, безотказно. Особо важное значение в предполетной подготовке имеет проверка зарядки си стем самолета воздухом. Этих систем мно го и все они непосредственно связаны с действиями аварийного выпуска шасси, щитков-закрылков и т. д. Как видно TI3 сказанного, проверке воздушных си стем надо уделять самое серьезное внима ние. У нас был случай, когда в 'результате ■плохой предполетной подготовки нетер- метичность системы торможения не была обнаружена. В результате при пользова нии тормозами воздух, не доходя камеры тормозного пакета, стравливался в атмо сферу. Этот случай многому нас научил. Предполетный осмотр требует от авиа ционных специалистов в обязательном порядке сливать отстой топлива. Это не обходимо делать для того, чтобы убедить ся , нет ли в горючем механических при месей, а особенно воды, которая может причинить много неприятностей. Мы ис пользуем для проверки качества топлива самое доступное и известное средство, ко торое позволяет установить точно, есть ли в топливе влага. В этом, на первый взгляд, простом деле требуется особенная бдительность и зоркость. По окончании предполетного осмотра его результат, обнаруженные дефекты и их устранение мы фиксируем в соответ ствующих журналах. Такие журналы имеются по каждой отдельной службе. Тщательность заполнения этих журналов чрезвычайно важна. С их помощью легко анализировать типичные недостатки в эксплоатации авиационной техники и своевременно принимать меры к их уст ранению. Журналы предполетной подго товки возлагают конкретную ответствен ность на соответствующих авиационных специалистов. Предполетный осмотр — важнейшее условие высокой боевой готовности само летов к выполнению заданий командова ния, действенное средство борьбы с лет ными происшествиями. Офицер Г. ФЕДОСЕЕВ. Ш а п к а д bi м а Д вум я нагрудными знаками «Отлич ный шофер» награж ден серж ан т Д ем ьян Семенов. Служба серж анта Семенова является пример-эм для многих автомо билистов флота НА СНИМКЕ : серж ан т Д ем ьян Семе нов. Фото И. Ннкишова. Товарищеская взаимопомощь Крепко дружат белорус Иван Сыро молотов, мордвин Андреи Потапов и коми Борис Шевелев. Раньше молодой связист Шевелев плохо усваивал отдельные темы заня тия но специальности. Ему на помощь пришел Потапов. В свободное время он брал схемы, разворачивал их и об'яс- нял товарищу работу аппарата, его устройство, на каком принципе он дей ствует. Вскоре воин овладел специальностью, стал хорошим связистом, научился бы стро находить и устранять поврежде ния на линии. Андрей Потапов до призыва^ на службу жил в рабочем поселке. Когда были опушикозаны решения февраль ско-мартовского Пленума ЦК КПСС, он заинтересовался ими. У него возникали неясные* вопросы. Борис Шевелев хоро шо знаком с сельским хозяйством я помог ему разобраться в этих вопросах. Воины часто получают письма от родных и знакомых. И хотя эти пись ма с разных концов нашей необ'ятной страны, но каждое полученное из них одинакозо дорого и радует сердца бое вых друзей. Вот и сегодня. Сыромолотов получил письмо из Белоруссии. Родные сооб щают о большом строительстве в городе Минске, о новых жилых домах и ма газинах, вступивших в строй, о приезде украинского театра в столицу Белорус сии на гастроли. Воины хорошо понимают, что сила и крепость нашей многонациональной страны основана на нерушимой дружбе народов. м КОВАЛЕВСКИЙ. о СТАЛ О ТЛИЧНИКОМ боевой и политической подготовки комсомолец Д удар ев . Н едавно ему присвоено оче редное воинское звание «старший м а трос». Старший м агрос И. Бу,»як. О СТАРШИЙ МАТРОС В Е Л И Ч КО пользуется большим авторитетом среди личного состава. Н едавно за достигнутые успехи в учебе и служ бе он повышен в должности. Старший матрос К. Лисаускас. о ХОРОШО РАБОТАЛИ на строи тельстве рядовой Чуркин и ефрейтор Скворцов. З а усердие в труде им о б ’явлены благодарности. Рядовой Ю. Сироткин. Страстно, во что бы то чин стало стрс- .;.!лся когельный машинист матрос Фур летоз стать артиллеристом корабля. Он хотел овладеть именно «стреляющей щк>- фессией» — быть комендором, а не над палубным обитателем котельной. Едва от стояв ходовую вахту у горения, моряк спешил к зенитчикам. Там проводил он .много свободного времени, наблюдая за тренировками расчетов. Бывало матрос Фурлетоз, задумав шись, выполнял свои обязанности рассе янно, неумело регулируя сжигание горю чего в форсунках. Эго дело казалось ему весьма будничным, простым, не героиче ским. Замечая такое состояние матрон, старшина 2 статьи Климаноз гозорил: — В любых условиях мы должны дер жать нар «на марке»... Здесь наш боевой ьост и действовать нам надо по-боэвому. Люди, дающие ход кораблю, всегда вою- пт... Матрос Фурлетов во всем с ним согла шался, но в душе иопрежнему зашдовал комендорам. Так длилось недолго. Проис шедший как-то случай заставил воина коленным образом изменить отношение к своей специальности. Однажды командир подразделения в целях обучения подчиненных в обстанов ке, максимально приближенной к боевой действительности, дал трудную вводную. Для ее выполнения требовалось выклю чить форсунки, забраться в раскаленный котел и проверить, нет ли где среди водо грейных трубок «течи» воды. В годы Ве ликой Олечественной войны иногда слу чались прогары этих трубок, повреждения их осколками вражеских снарядов и т. д. Выполнять вводную было доверено от личнику боевой и политической подготов ки главному старшине Осипову. Он — специалист первого класса. За достигну тые успехи в боевой учебе и службе под чиненных Командующий флотом награ дил его ценным подарком. Выбор коман дира был не случаен. Офицер и главный старшина Осипов одели шапки-ушанки и полезли в котел. Матрос Фурлетов и другие с волнением наблюдали за их действиями, восхища лись мужеством и выносливостью стар ших товарищей. Сухой горячий воздух волной ударил в лицо, ожег горло. С каждым вдохом ды шать становилось все труднее, грудь рас ширялась, как кузнечный мех. Жар был до того сильным, что сквозь обувь жгло ноги. Но задание уже было выполнено. Состо яние трубок проверено обстоятельно. Ког да два опытных «моряка покинули котел, матросы облегченно вздохнули. Командир, обращаясь к ним, дал понять, что это может потребоваться в современном бою, когда от таких самоотверженных дейст вий котельных машинистов будет зави сеть маневр корабля, победа... Этот день стал переломным в жизни Фурлетова. Он понял, что каждый 6oe:i н-t своем посту выполняет важные обя занности. Сил своих не жалея, овладевал воин мастерством. А работы у него было хоть отбавляй. По сигналу «Корабль к походу изгото вить!» матрос Фурлетов торопился в котельное отделение. Там он проверял крепление вверенных ему механизмов, наличие и исправность контрольных при боров, а также уровень воды в котле. Ес ли воды оказывается больше, чем тре буется, то моряк спускает ее до опреде ленного уровня, определяя его по водо мерному стеклу. Затем приходится от крывать противопожарный регистр в тру бе. снимать с нее чехол, вставлять эко номическую форсунку. Много хлопот при чиняет прогрев мазута до определенной температуры и подвод его к кольцевой магистрали. И как итог всей работы звучит доклад: — Товарищ старшина, котел к под’ему нага изготовлен! — Включить Форсунку! Матрос открыл регистры, проверил топку и зажег в ней факел. Форсунка включена! Яркий, ослепляющий глаза сноп огня бушует в котле... Корабль выходит в открытое море. Глубоко в его недрах, в узком и высо ком котельном помещении несут ходовую вахту у действующих механизмов котель ные машинисты, — опытные мастера бездымного сжигания нефти. Они работа ют в прохладных и упругих струях воздушной вентиляции, нагнетаемой в отсек сверху. Моряки работают ниже ватерлинии корабля, а за его стальной обшивкой, над их голозами с грохотом и реюм ходят холодные волны Баронцоза моря. Но не об этом у котельных машинистов думка сейчас, а о другом, более важном. Накануне похода командир приказал обе спечить бездымность плавания корабля. — В походе, — приказал он, — не дымить и не искрить... Кстати, котель ные машинисты соседнего корабля удо стоились благодарности Командующего Флотом за бездымный поход... Нелегко этого добиться. Но воины твердо усвоили флотское правило: «Нуж- нс — значит можно». Старшина 2 статьи Климанов внима тельно следит за специальным щитом. Об служивая одновременно тутпюзонтиляторы и другие механизмы, он поддерживает по- стоянную связь с вахтенным механиком. Вот вспыхнула лампа белого цвета, за дребезжал сигнальный звонок, а стрелка котельного телеграфа показала, сколько держать форсунок. Командир отделения приказал матросу Фурлетову включить все форсунки. Воин быстро и снорозисто выполняет распоряжение старшины. Он несет вахту у горения. Дело это ответственное. Оно требует от котельного машиниста расто ропности и умения. На первых порах службы Фурлетов по малоопытности «оде вал» шапку дыма на трубу. Это происхо дило потому, что он не мог обеспечить одновременного увеличения оборотов вен тилятора и включение новой форсунки. Бывало, давал слишком много воздуха, — за кораблем вился шлейф белого дыма. Иногда «скупился» и воздуха давал мало — пламя про-как/ивало между трубок, образуя черный дым, который еще боль ше белого демаскировал корабль. Не раз старшина помогал Фурлетоз у избегать этого позора для котельного ма шиниста. Он считал делом чести подчи ненного работать с Форсунками так, что бы топливо сгорало бездымно, чтобы poi- кой корабль бороздил морской простор, будучи как можно меньше заметен со c to - роны. А что это значит, — показывает опыт Ве.тикоп Отечественной войны. ...Темной ночью североморский эсминец вышел на морские сообщения гитлеров цев. В котельном отделении, у пылающих топок несли ходовую вахту старшина 2 статьи Карбышев, старший матрос Фо менко и другие. Все они были мастерами своего дела. Моряки до того умело регу лировали сжигание топлива, что над t p v - бой не появлялось ни искорки, ни струн ки дыма. Корабль проходил недалеко от 6ei»era, но враг его не обнаружил. Вскоре эсминец открыл шквальный огонь по береговым укреплениям фаши- стоз. Гитлеровцы, не видя корабля, не могли сообразить, откуда им наносят удар. И только после тс-ro, как берег запылал, они опомнились и стали отстреливаться. Корабль шел полным ходом. И несмотря на это. -мл был невидим в темной ча сти горизонта. Вражеские батареи стреля ли наугад. А если бы в этот момент над трубой мижиосца появилась шайка дыма или искры? Враг использовал бы такую ошибку котельных машинистов для точ ной наводки своих артиллерийских ору дий. Другой североморский корабль в те л:о дни обнаружил вражеский конвои по ды мам и искрению из труб транспортов. В результате внезапной атаки был потоплен трансп''рт противника. Вот что значит «шапка дыма» над ко раблем!... Зато теперь Фурлетова называют «ар тистом по гэрэнию». Он чувствует цвет пламени, оно подчинено ему. Как-то среди котельных машинистов возник спор. Одни воины говорили, что при наличии современных радиолокацион ных средств бездымное плавание не име ет значения. Другие утверждали обрат ное. Пришлось вмешаться старшине и до- к;;зать, что бывают случаи, когда по ды му обнаруживают корабль, находящийся далеко за горизонтом. Вспомнив сейчас об этом, Климанов по суровел. Он то и дело смотрит за уровнем воды в стекле. Время от времени стар- пгпна отвлекается тем, что записывает в вахтенный журнал различные сведения, связанные с работой механизмов. Там же находит свое отражение температура пи тательной воды, нефти и т. д. На память приходит услышанный когда-то разговор маппIнистоз-турбинистов. — Как рабэтает машина? — спросил старшина. — Как часы! — похвалился матрос. — Плохо! — сказал в ответ старши на. — Почему? — Потому что, как и часы, она, ви димо, не имеет заднего хода... Разве так докладывают? Матрос смутился, но вскоре понял, чта от него требуется. Он поднялся и по- уставному доложил о готовности зазеды~ вания к походу. Так и Климанов приучал своих подчиненных правдиво и точно до кладывать о состоянии дел на боевом по сту. Вот вахту у питания котла несет ма трос Рибенкоз. Он следит за давлением питательной воды перед поступлением в установку, а также за температурой пе регретого пара. Когда-то воин при малей ших упущениях терялся. Но ныне он умело несет вахту. Обо всем ставит в известность старшину. ...Снова и снова дребезжат сигналы, блещут лампы, бегает по кругу телеграф ная стрелка, звонит телефон, пляшет и переливается пламя в топке. Несмотря на усиливающуюся качку, умело работают подчиненные старшины 2 статьи Клима- нова. Па*р — «на марке!». Над трубой — ЧИСТО. Поход окончен. На юте у обреза за пе рекуром идут разгозоры о проведенном плавании. Сюда приходят и котельные машинисты. Они закуривают вместе с ко мендорами и сигнальщика'ми, слушая их рассказы. Над ними стволы дальнобойных орудий, устремленных вдаль. Глядя на них, все чувствуют, что успешно закон чившийся поход — это результат общих усилий всего экипажа корабля. Капитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН . Активный общественник, отличный производственник Комсомолец-рядовой Немец на протяжении длительного ьремени работает мотористом передвижной электростанции. Он всегда следит за тем, чтобы обслуживаемая им ма шина была в чистоте и исправном состоянии, своевремен но производит необходимые ремонты и осмотры. Электро станция на протяжении двух с лишним лет работает беспе ребойно. Комсомольцу Немец приходится выполнять различные задания. Однажды вызвал его к себе командир и говорит: «На пилораме работают наши воины. Нужно обеспечить их электроэнергией». Через некоторое время электростанция стояла уже ря дом с пилорамой, оглашая окрестность своим шумным ро котом. Комсомолец Немец — отличник боевой и политической подготовки. М. ПОДДУБИЦКИЙ . В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Марксизм-ленинизм о войне и армии Марксистско-ленинское учение о войне и армии является составной частью марк систско-ленинской науки о законах раз вития общества — исторического матери ализма. Этот вопрос неотделим от вопроса о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, от теории и практики по строения коммунистического общества. Марксистско-ленинское учение о войне и армии имело и имеет исключительно важное значение не только для советского народа и его военных кадров, но и для братских коммунистических и рабочих партий. Происхождение и сущность войн Вопрос о воинах, об их сущности, про исхождении издавна приковывал внима ние не только ученых, но и широких на родных масс, несущих на своих плечах основные трудности и лишения, связан ные с войной. Вопрос о том, почему возникают войны и каким образом можно с ними покон чить, волнует и сейчас сотни миллионов людей во всех странах. Еще зияют ра ны, причиненные второй мировой войной, а американские империалисты уже уси ленно готовят новую кровавую бойню. О причинах, сущности и происхожде нии войн буржуазные идеологи создали много различных «теорий», но ни одна аз них научно не раз’ясняет, не вскрывает этого вопроса, а, наоборот, сознательно из вращает. запутывает его. Эти лженауч ные буржуазные теории о войне пресле дуют корыстную классовую цель: теоре тически обосновать и оправдать граби тельские войны, заставить народные мас сы путем обмана поверить в несостоятель ность их бопьбы за mud . Разоблачая буржуазные теории о войне, классики марксизма-ленинизма впервые дали единственно правильное научное об’яснение вопроса о происхождении и классовой сущности войны. В основе марксистского учения о войне лежит ди алектический материализм, который вся кое явление как в природе, так и в об ществе рассматривает не изолированно, а во взаимосвязи и обусловленности с дру гими явлениями. Марксизм-ленинизм научно доказал, что в основе общественного развития лежат условия материальной жизни общества. Способ производства материальных благ является решающей силой, которая опре деляет характер общественного строя, его законы. Значит, чтобы правильно познать законы такого общественного явления, как война, необходимо искать причины возникновения войны не в биологических, психических свойствах и не в расовых различиях людей, как это делают буржу азные лжеученые, а в определенных об щественно-экономических условиях, пе р ед аю щ и х войну, — в способе производ ства материальных благ, в экономике об щества. Глубокий научный анализ человеческо го общества говорит о том, что войнз, как вооруженное насилие, впервые воз никла с переходом от первобытно-общин ного строя к классовому эксплуататорско му обществу. Война — продукт и спут ник эксплуататорского строя. Источником войн, их базой является частная собственность на орудия и сред ства производства. Возникновение част ной собственности на орудия и сродства производства ведет к расколу общества на враждебные, антагонистические, противо стоящие друг другу классы: кучку эк сплуататоров и громадное большинство эксплуатируемых. Борьба между ними на известной ступени порождает внутренние, гражданские воины: рабов против рабо владельцев, крестьян против помещиков, рабочих против буржуазии. Но в то же время частная собствен ность на орудия и средства производства породила ожесточенную борьбу между уг нетателями за ограбление и порабощение других народов, за раздел и передел на грабленной добычи, за расширение сферы своего господства' с нелью обогащения. Из этого следует, что войны, как зако- номерное явление, возникают на опреде ленном этапе развития человеческого об щества и присущи только антагонистиче ским формациям, они служат неизбеж ным спутником только эксплуататорского строя — рабовладельческого, феодального и капиталистического. Было время, когда при первобытно-общинном строе войн не было, и с победой социализма во всех странах войн также не будет. Уничтоже ние последнего эксплуататорского строя— капитализма устранит войну. Научно обосновав происхождение воин, марксизм-ленинизм раскрывает и сущ ность войны. Сущность войны состоит в том, что она представляет собэй продол жение политики тех или иных классов иными средствами, средствами вооружен ного насилия. Если эксплуататорский класс в предвоенное, мирное время стремится в политике реализовать свои цели экономическими, идеологическими, дипломатическими и другими средствами, то в период войны он пытается достичь своих целей при помощи вооруженных сил. Воина и политика неотделимы. Меж ду ними имеется органическая связь. Сущность политики определяет сущность войны. Из этого следует, что нельзя понять сущность войны, не раскрыв сущности политики. В современных условиях это положение дает возможность глубоко по нять разбойничью сущность политики американского империализма, помогает разоблачать поджигателей войны и их лживую реакционную идеологию, маски рующую антинародные цели подготовляе мой ими новой мировой войны. Вместе с тем это марксистское положе ние о войне как продолжение политики иными средствами позволяет нашей пар тии и Советскому правительству предви деть ход развития международных собы тий и проводить необходимые мероприя тия по защите интересов социалистиче ского государства, по укреплению актив ней обороны нашей страны. Войны справедливые и несправедливые Марксистское понимание сущности вой ны как продолжение политики насильст венными средствами дает ключ к пра воильному DemeiniH) вопроса о характере той или иной войны. Марксизм-ленинизм учит, что войны делятся на два рода: войны справедливые и войны несправедливые. В «Кратком курсе истории ВКП(б)» го ворится, что война бывает двух родов: «а) война справедливая, незахватни ческая. освободительная, имеющая целью либо защиту' народа от внешнего нападе ния и попыток его порабощения, либо ос вобождение народа от рабства капита лизма, либо, наконец, освобождение коло ний и зависимых стран от гнета империа листов, и б) война несправедливая, захватниче ская, имеющая целью захват и порабоще ние чужих стран, чужих народов». Марксистско-ленинское положение о войнах справедливых и несправедливых является теоретической основой для пра вильного подхода к определению характе ра каждой войны в отдельности. При оп- Iк:делении характера войны необходимо з каждом отдельном случае выяснить при чины. порождающие войну, какие полити ческие и экономические цели преследуют ся в той или инои воине, какие классы ведут войну, какова была политика этих классов до войны, каким классам выгодна в- йна. Только раскрытие содержания по литики, породившей войну, даст возмож ность правильно понять характер самой войны. Правильность марксистского положения о»» определении характера войны, в осно ва которого лежит классово-политиче ский признак, блестяще подтверждается всей историей развития классового об щества. В истории каждого классового общест ва были справедливые и несправедливые в.чйны, в зависимости от того, продолже нием какой политики эти войны явля лись. какими классами и какие цели в этих войнах преследовались. Справедливые войны, выражающие це ли освободительной борьбы, являются прогрессивными войнами, они способству. ют поступательному развитию общества. Такими были, например, войны Алексан дра Невского против шведов и немецких пгов-рыцарей. Более 200 лет русский народ вел справедливые, освободительные войны против татаро-монгольских завое вателей. В начале XVII столетия русский народ под руководством Минина и Пожар ского изгнал польских панов из пределов русской земли. Справедливой была освобо дительная, народная, отечественная война русского народа против нашествия Напо леона. В настоящее время народы Вьетнама, сражаясь за оеою национальную незави симость с американо-французскими импе риалистами, ведут справедливую войну. Наряду с войнами справедливыми исто рия знает также много и несправедливых войн. Они усиливают эксплуатацию уг нетенных классов, задерживают рост все го нового, передового, прогрессивного. Захватн ичес кими, несправед.тивыми войнами заполнена история первого же классового общества — рабовладельче ского. Примерами таких несправедливых войн были Пунические войны между Ри мом и Карфагеном из-за колониального господства в районе Средиземного моря. Несправедливыми, разбойничьими вой нами изобиловала также эпоха феодализ ма. Это были, например, крестовые по ходы феодального Запада на Восток, гра бительские нашествия татаро-монголов и другие. Бесчисленными захватническими вой нами ознаменовалось господство буржуа зии. Наиболее опустошительными и разру шительными становятся войны в эпоху империализма. Неизбежность войн моно полистических государств обуславливает ся действием основного экономического закона современного капитализма и нерав номерностью экономического и политиче ского развития капиталистических стран. В эпоху империализма войны превра щаются в мировые войны, становятся массовыми, охватывают многие страны. Примером таких войн была первая и вто рая мировые войны. Причины обеих войн — борьба импери алистов за мировое господство. Виновни ками этих войн были империалисты всех стран. Однако вторая мировая война су щественно отличается от первой мировой войны. Как известно, гитлеровская ко алиция имела своей целью поработить все свободолюбивые народы, установить фа шистский режим во всем мире, поэтому война против фашистского блока приняла с самого начала характер освободитель ной, антифашистской войны. Вступление Советского Союза в войну против гитле ровской Германии и ее союзников усили ло антифашистский и освободительный характер второй мировой войны. Из всех справедливых войн, когда-либо происходивших в истории, самыми спра ведливыми являются войны в защиту со циалистического Отечества. Такой спра ведливой войной была война трудящихся нашей страны против иностранной интер венции и внутренней контрреволюции в 1918— 1020 годах. Справедливой войной была Ве.тикая Отечественная война Советского Союза против фашистских захватчиков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz