На страже Заполярья. 1954 год. Май.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 мая 1954 г., ГГг 125 (4967). Предполётный осмотр самолёта В современном реактивном самолете воплощены новейшие достижения отечест­ венной науки и техники. Авиаторы гор­ дится тем, что Родина доверила им об­ служивание этой замечательной техники. В то же время они хорошо понимают, что теперь к ним пред*являются новые, повы­ шенные требования. Возьмем, например, организацию и про­ ведение предполетного осмотра реактив­ ного самолета. Предполетный осмотр — это последний и весьма ответственный этап работы инженерно-технического со­ става в системе подготовки самолета к выполнению учебно-боевых задании непо­ средственно в воздухе. У нас в подразделении имеется неко­ торый опыт эксплуатации реактивных самолетов в условиях Советского Заполя­ рья. Этот опыт говорит о том, что успехи и обеспечении безаварийной работы мате­ риальной части в любых условиях поле- тог зимой и летом, в слож.ной метеороло­ гической обстановке зависят от того, на­ сколько тщательно будет проводиться предполетный осмотр каждой машины. Прежде всего необходимо отметить, что в процессе предполетной подготовки ак­ тивную роль играют авиационные специ­ алисты всех категорий и служб. Они в одинаковой мере ответственны за точное соблюдение и безупречное выполнение всех требований инструкций и наставле­ ний по подготовке техники к полетам. Заслуженным уважением у нас поль­ зуется знаток авиационного дела комму­ нист-сверхсрочник Сергей Боричев. Более 15 лет он посвятил службе в авиации нашего Северного флота, накопил богатый практический опыт. Сергей Боричев — один из ветеранов Отечественной войны, которые в фронтовых условиях на земле ковали победу летчиков в воздухе. Опи­ раясь на опыт войны, обогащая его тео­ рией и практикой по изучению и освое­ нию новой техники, авиатор Боричев по­ казывает образцовый пример предполет­ ного осмотра самолета. Придя на стоянку, он расчехляет са­ молет и совместно с другими специали­ стами приступает к осмотру. Прежде чем начать осмотр, проверяет кабину самоле­ та, убеждается, все ли пульты управления стоят в положении «выключено» или «нейтрально». Особое внимание специа­ лист обращает на электрические пульты. Предполетную подготовку воин начина­ ет с осмотра кабины самолета. Из опыта он знает такой порядок предпо­ летного осмотра согласно маршрута. Про­ веряется обшивка, заклепки всасывающе­ го сопла. Тут необходима постоянная вни­ мательность и зоркость глаза. Например, недопустимы выступы заклепок на по­ верхности самолета, механические по­ вреждения обшивки, вмятины. Аэродина­ мические особенности современного само­ лета предъявляют к инженерно-техниче­ скому состазу повышенные требования. Вот почему на фюзеляже самолета, на плоскостях и т. д. не должно быть ни малейших механических повреждений. Тщательный внешний осмотр машины в процессе предполетной подготовки — верная гарантия недопущения каких бы то ни было повреждений. Общеизвестна роль самолетного радио­ оборудования, которое служит средством связи и навигации, используется для оп­ ределения высоты полета и расстояния до цели, является средством, обеспечиваю­ щим посадку самолетов в сложных усло­ виях. Все это значительно повышает от­ ветственность авиационных специалистов за подготовку радиооборудования к поле­ там. Проверяя оборудование носового отсека, авиационные специалисты следят за тем, чтобы крепления радиоаппаратуры, элек­ тропроводка были всегда прочными, на­ дежными. Одновременно надо посмотреть, нет ли посторонних предметов в отсеке. Опыт показал, что по халатности некото­ рых авиационных специалистов в этих местах оставляются иногда инструменты. Такой случай был и в нашей части, когда один из авиаторов после выполне­ ния регламентных работ забыл отвертку в носовом огсеке. Благодаря тщательно:.! \ предполетному осмотру, посторонний пред­ мет был своевременно из'ят. а наруши­ тель требований инструкции по эксплои­ та цпп наказан за халатность в работе на материальной части. В подразделении много авиаторов, ко­ торые за долгое -время эксплуатации бос-, вой техники не имеют нарушений по об­ служиванию материальной части. Особен­ но хочется отметить высокую техниче­ скую культуру в работе и исполнитель­ ность гвардии старшего сержанта Садов­ ского. Он прошел большую школу авиаци­ онной практики, эксплуатировал различ­ ные типы самолетов. В момент предполетного осмотра гвар­ дии старший сержант Садовский выпол­ няет различные работы. Во всем он вни­ мателен и прилежен. Проверяет, например, исправность приборов, контролирую­ щих работу двигателя и электрических ап»егатов самолета. Согласно инструкции ,1 воин включает питание на прибор и че­ рез определенное время следит за авиаго­ ризонтом. Он обязан точно убедиться в полной исправности этэго важного прибо­ ра. Садовский знает, что летчик должен полностью доверять показаниям приборов, следовательно, их надо самым тщатель­ ным образом прозерить на земле. Гвардии старший сержант Садовский практику сочетает с теорией, непрерыв­ но повышает специальные теоретические авиационные знания. Поэтому он глубоко осмысливает свои практические действия, работает творчески. Авиационный специ­ алист хорошо потпгмает, что электротех­ ника и автоматика стали неот'ем.лемоп частью всей авиационной техники. На современном самолете они проникли в такие области, как двигатель, шасси, ру­ ли управления, запуск двигателя, стрел­ ковое вооружение и т. д. Не случайно поэтому передовые ма­ стера авиационной техники, обогащенные теорией и практикой, добиваются высо­ ких результатов в предполетной подго­ товке, все агрегаты их самолетов дейст­ вуют точно, согласованно, безотказно. Особо важное значение в предполетной подготовке имеет проверка зарядки си ­ стем самолета воздухом. Этих систем мно­ го и все они непосредственно связаны с действиями аварийного выпуска шасси, щитков-закрылков и т. д. Как видно TI3 сказанного, проверке воздушных си­ стем надо уделять самое серьезное внима­ ние. У нас был случай, когда в 'результате ■плохой предполетной подготовки нетер- метичность системы торможения не была обнаружена. В результате при пользова­ нии тормозами воздух, не доходя камеры тормозного пакета, стравливался в атмо­ сферу. Этот случай многому нас научил. Предполетный осмотр требует от авиа­ ционных специалистов в обязательном порядке сливать отстой топлива. Это не­ обходимо делать для того, чтобы убедить­ ся , нет ли в горючем механических при­ месей, а особенно воды, которая может причинить много неприятностей. Мы ис­ пользуем для проверки качества топлива самое доступное и известное средство, ко­ торое позволяет установить точно, есть ли в топливе влага. В этом, на первый взгляд, простом деле требуется особенная бдительность и зоркость. По окончании предполетного осмотра его результат, обнаруженные дефекты и их устранение мы фиксируем в соответ­ ствующих журналах. Такие журналы имеются по каждой отдельной службе. Тщательность заполнения этих журналов чрезвычайно важна. С их помощью легко анализировать типичные недостатки в эксплоатации авиационной техники и своевременно принимать меры к их уст­ ранению. Журналы предполетной подго­ товки возлагают конкретную ответствен­ ность на соответствующих авиационных специалистов. Предполетный осмотр — важнейшее условие высокой боевой готовности само­ летов к выполнению заданий командова­ ния, действенное средство борьбы с лет­ ными происшествиями. Офицер Г. ФЕДОСЕЕВ. Ш а п к а д bi м а Д вум я нагрудными знаками «Отлич­ ный шофер» награж ден серж ан т Д ем ьян Семенов. Служба серж анта Семенова является пример-эм для многих автомо­ билистов флота НА СНИМКЕ : серж ан т Д ем ьян Семе­ нов. Фото И. Ннкишова. Товарищеская взаимопомощь Крепко дружат белорус Иван Сыро­ молотов, мордвин Андреи Потапов и коми Борис Шевелев. Раньше молодой связист Шевелев плохо усваивал отдельные темы заня­ тия но специальности. Ему на помощь пришел Потапов. В свободное время он брал схемы, разворачивал их и об'яс- нял товарищу работу аппарата, его устройство, на каком принципе он дей­ ствует. Вскоре воин овладел специальностью, стал хорошим связистом, научился бы­ стро находить и устранять поврежде­ ния на линии. Андрей Потапов до призыва^ на службу жил в рабочем поселке. Когда были опушикозаны решения февраль­ ско-мартовского Пленума ЦК КПСС, он заинтересовался ими. У него возникали неясные* вопросы. Борис Шевелев хоро­ шо знаком с сельским хозяйством я помог ему разобраться в этих вопросах. Воины часто получают письма от родных и знакомых. И хотя эти пись­ ма с разных концов нашей необ'ятной страны, но каждое полученное из них одинакозо дорого и радует сердца бое­ вых друзей. Вот и сегодня. Сыромолотов получил письмо из Белоруссии. Родные сооб­ щают о большом строительстве в городе Минске, о новых жилых домах и ма­ газинах, вступивших в строй, о приезде украинского театра в столицу Белорус­ сии на гастроли. Воины хорошо понимают, что сила и крепость нашей многонациональной страны основана на нерушимой дружбе народов. м КОВАЛЕВСКИЙ. о СТАЛ О ТЛИЧНИКОМ боевой и политической подготовки комсомолец Д удар ев . Н едавно ему присвоено оче­ редное воинское звание «старший м а ­ трос». Старший м агрос И. Бу,»як. О СТАРШИЙ МАТРОС В Е Л И Ч ­ КО пользуется большим авторитетом среди личного состава. Н едавно за достигнутые успехи в учебе и служ ­ бе он повышен в должности. Старший матрос К. Лисаускас. о ХОРОШО РАБОТАЛИ на строи­ тельстве рядовой Чуркин и ефрейтор Скворцов. З а усердие в труде им о б ’явлены благодарности. Рядовой Ю. Сироткин. Страстно, во что бы то чин стало стрс- .;.!лся когельный машинист матрос Фур­ летоз стать артиллеристом корабля. Он хотел овладеть именно «стреляющей щк>- фессией» — быть комендором, а не над­ палубным обитателем котельной. Едва от­ стояв ходовую вахту у горения, моряк спешил к зенитчикам. Там проводил он .много свободного времени, наблюдая за тренировками расчетов. Бывало матрос Фурлетоз, задумав­ шись, выполнял свои обязанности рассе­ янно, неумело регулируя сжигание горю­ чего в форсунках. Эго дело казалось ему весьма будничным, простым, не героиче­ ским. Замечая такое состояние матрон, старшина 2 статьи Климаноз гозорил: — В любых условиях мы должны дер­ жать нар «на марке»... Здесь наш боевой ьост и действовать нам надо по-боэвому. Люди, дающие ход кораблю, всегда вою- пт... Матрос Фурлетов во всем с ним согла­ шался, но в душе иопрежнему зашдовал комендорам. Так длилось недолго. Проис­ шедший как-то случай заставил воина коленным образом изменить отношение к своей специальности. Однажды командир подразделения в целях обучения подчиненных в обстанов­ ке, максимально приближенной к боевой действительности, дал трудную вводную. Для ее выполнения требовалось выклю­ чить форсунки, забраться в раскаленный котел и проверить, нет ли где среди водо­ грейных трубок «течи» воды. В годы Ве­ ликой Олечественной войны иногда слу­ чались прогары этих трубок, повреждения их осколками вражеских снарядов и т. д. Выполнять вводную было доверено от­ личнику боевой и политической подготов­ ки главному старшине Осипову. Он — специалист первого класса. За достигну­ тые успехи в боевой учебе и службе под­ чиненных Командующий флотом награ­ дил его ценным подарком. Выбор коман­ дира был не случаен. Офицер и главный старшина Осипов одели шапки-ушанки и полезли в котел. Матрос Фурлетов и другие с волнением наблюдали за их действиями, восхища­ лись мужеством и выносливостью стар­ ших товарищей. Сухой горячий воздух волной ударил в лицо, ожег горло. С каждым вдохом ды­ шать становилось все труднее, грудь рас­ ширялась, как кузнечный мех. Жар был до того сильным, что сквозь обувь жгло ноги. Но задание уже было выполнено. Состо­ яние трубок проверено обстоятельно. Ког­ да два опытных «моряка покинули котел, матросы облегченно вздохнули. Командир, обращаясь к ним, дал понять, что это может потребоваться в современном бою, когда от таких самоотверженных дейст­ вий котельных машинистов будет зави­ сеть маневр корабля, победа... Этот день стал переломным в жизни Фурлетова. Он понял, что каждый 6oe:i н-t своем посту выполняет важные обя­ занности. Сил своих не жалея, овладевал воин мастерством. А работы у него было хоть отбавляй. По сигналу «Корабль к походу изгото­ вить!» матрос Фурлетов торопился в котельное отделение. Там он проверял крепление вверенных ему механизмов, наличие и исправность контрольных при­ боров, а также уровень воды в котле. Ес­ ли воды оказывается больше, чем тре­ буется, то моряк спускает ее до опреде­ ленного уровня, определяя его по водо­ мерному стеклу. Затем приходится от­ крывать противопожарный регистр в тру­ бе. снимать с нее чехол, вставлять эко­ номическую форсунку. Много хлопот при­ чиняет прогрев мазута до определенной температуры и подвод его к кольцевой магистрали. И как итог всей работы звучит доклад: — Товарищ старшина, котел к под’ему нага изготовлен! — Включить Форсунку! Матрос открыл регистры, проверил топку и зажег в ней факел. Форсунка включена! Яркий, ослепляющий глаза сноп огня бушует в котле... Корабль выходит в открытое море. Глубоко в его недрах, в узком и высо­ ком котельном помещении несут ходовую вахту у действующих механизмов котель­ ные машинисты, — опытные мастера бездымного сжигания нефти. Они работа­ ют в прохладных и упругих струях воздушной вентиляции, нагнетаемой в отсек сверху. Моряки работают ниже ватерлинии корабля, а за его стальной обшивкой, над их голозами с грохотом и реюм ходят холодные волны Баронцоза моря. Но не об этом у котельных машинистов думка сейчас, а о другом, более важном. Накануне похода командир приказал обе­ спечить бездымность плавания корабля. — В походе, — приказал он, — не дымить и не искрить... Кстати, котель­ ные машинисты соседнего корабля удо­ стоились благодарности Командующего Флотом за бездымный поход... Нелегко этого добиться. Но воины твердо усвоили флотское правило: «Нуж- нс — значит можно». Старшина 2 статьи Климанов внима­ тельно следит за специальным щитом. Об­ служивая одновременно тутпюзонтиляторы и другие механизмы, он поддерживает по- стоянную связь с вахтенным механиком. Вот вспыхнула лампа белого цвета, за ­ дребезжал сигнальный звонок, а стрелка котельного телеграфа показала, сколько держать форсунок. Командир отделения приказал матросу Фурлетову включить все форсунки. Воин быстро и снорозисто выполняет распоряжение старшины. Он несет вахту у горения. Дело это ответственное. Оно требует от котельного машиниста расто­ ропности и умения. На первых порах службы Фурлетов по малоопытности «оде­ вал» шапку дыма на трубу. Это происхо­ дило потому, что он не мог обеспечить одновременного увеличения оборотов вен­ тилятора и включение новой форсунки. Бывало, давал слишком много воздуха, — за кораблем вился шлейф белого дыма. Иногда «скупился» и воздуха давал мало — пламя про-как/ивало между трубок, образуя черный дым, который еще боль­ ше белого демаскировал корабль. Не раз старшина помогал Фурлетоз у избегать этого позора для котельного ма­ шиниста. Он считал делом чести подчи­ ненного работать с Форсунками так, что­ бы топливо сгорало бездымно, чтобы poi- кой корабль бороздил морской простор, будучи как можно меньше заметен со c to - роны. А что это значит, — показывает опыт Ве.тикоп Отечественной войны. ...Темной ночью североморский эсминец вышел на морские сообщения гитлеров­ цев. В котельном отделении, у пылающих топок несли ходовую вахту старшина 2 статьи Карбышев, старший матрос Фо­ менко и другие. Все они были мастерами своего дела. Моряки до того умело регу­ лировали сжигание топлива, что над t p v - бой не появлялось ни искорки, ни струн­ ки дыма. Корабль проходил недалеко от 6ei»era, но враг его не обнаружил. Вскоре эсминец открыл шквальный огонь по береговым укреплениям фаши- стоз. Гитлеровцы, не видя корабля, не могли сообразить, откуда им наносят удар. И только после тс-ro, как берег запылал, они опомнились и стали отстреливаться. Корабль шел полным ходом. И несмотря на это. -мл был невидим в темной ча­ сти горизонта. Вражеские батареи стреля­ ли наугад. А если бы в этот момент над трубой мижиосца появилась шайка дыма или искры? Враг использовал бы такую ошибку котельных машинистов для точ­ ной наводки своих артиллерийских ору­ дий. Другой североморский корабль в те л:о дни обнаружил вражеский конвои по ды­ мам и искрению из труб транспортов. В результате внезапной атаки был потоплен трансп''рт противника. Вот что значит «шапка дыма» над ко­ раблем!... Зато теперь Фурлетова называют «ар­ тистом по гэрэнию». Он чувствует цвет пламени, оно подчинено ему. Как-то среди котельных машинистов возник спор. Одни воины говорили, что при наличии современных радиолокацион­ ных средств бездымное плавание не име­ ет значения. Другие утверждали обрат­ ное. Пришлось вмешаться старшине и до- к;;зать, что бывают случаи, когда по ды­ му обнаруживают корабль, находящийся далеко за горизонтом. Вспомнив сейчас об этом, Климанов по­ суровел. Он то и дело смотрит за уровнем воды в стекле. Время от времени стар- пгпна отвлекается тем, что записывает в вахтенный журнал различные сведения, связанные с работой механизмов. Там же находит свое отражение температура пи­ тательной воды, нефти и т. д. На память приходит услышанный когда-то разговор маппIнистоз-турбинистов. — Как рабэтает машина? — спросил старшина. — Как часы! — похвалился матрос. — Плохо! — сказал в ответ старши­ на. — Почему? — Потому что, как и часы, она, ви ­ димо, не имеет заднего хода... Разве так докладывают? Матрос смутился, но вскоре понял, чта от него требуется. Он поднялся и по- уставному доложил о готовности зазеды~ вания к походу. Так и Климанов приучал своих подчиненных правдиво и точно до­ кладывать о состоянии дел на боевом по­ сту. Вот вахту у питания котла несет ма­ трос Рибенкоз. Он следит за давлением питательной воды перед поступлением в установку, а также за температурой пе­ регретого пара. Когда-то воин при малей­ ших упущениях терялся. Но ныне он умело несет вахту. Обо всем ставит в известность старшину. ...Снова и снова дребезжат сигналы, блещут лампы, бегает по кругу телеграф­ ная стрелка, звонит телефон, пляшет и переливается пламя в топке. Несмотря на усиливающуюся качку, умело работают подчиненные старшины 2 статьи Клима- нова. Па*р — «на марке!». Над трубой — ЧИСТО. Поход окончен. На юте у обреза за пе­ рекуром идут разгозоры о проведенном плавании. Сюда приходят и котельные машинисты. Они закуривают вместе с ко­ мендорами и сигнальщика'ми, слушая их рассказы. Над ними стволы дальнобойных орудий, устремленных вдаль. Глядя на них, все чувствуют, что успешно закон­ чившийся поход — это результат общих усилий всего экипажа корабля. Капитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН . Активный общественник, отличный производственник Комсомолец-рядовой Немец на протяжении длительного ьремени работает мотористом передвижной электростанции. Он всегда следит за тем, чтобы обслуживаемая им ма­ шина была в чистоте и исправном состоянии, своевремен­ но производит необходимые ремонты и осмотры. Электро­ станция на протяжении двух с лишним лет работает беспе­ ребойно. Комсомольцу Немец приходится выполнять различные задания. Однажды вызвал его к себе командир и говорит: «На пилораме работают наши воины. Нужно обеспечить их электроэнергией». Через некоторое время электростанция стояла уже ря­ дом с пилорамой, оглашая окрестность своим шумным ро­ котом. Комсомолец Немец — отличник боевой и политической подготовки. М. ПОДДУБИЦКИЙ . В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Марксизм-ленинизм о войне и армии Марксистско-ленинское учение о войне и армии является составной частью марк­ систско-ленинской науки о законах раз­ вития общества — исторического матери­ ализма. Этот вопрос неотделим от вопроса о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, от теории и практики по­ строения коммунистического общества. Марксистско-ленинское учение о войне и армии имело и имеет исключительно важное значение не только для советского народа и его военных кадров, но и для братских коммунистических и рабочих партий. Происхождение и сущность войн Вопрос о воинах, об их сущности, про­ исхождении издавна приковывал внима­ ние не только ученых, но и широких на­ родных масс, несущих на своих плечах основные трудности и лишения, связан­ ные с войной. Вопрос о том, почему возникают войны и каким образом можно с ними покон­ чить, волнует и сейчас сотни миллионов людей во всех странах. Еще зияют ра­ ны, причиненные второй мировой войной, а американские империалисты уже уси­ ленно готовят новую кровавую бойню. О причинах, сущности и происхожде­ нии войн буржуазные идеологи создали много различных «теорий», но ни одна аз них научно не раз’ясняет, не вскрывает этого вопроса, а, наоборот, сознательно из­ вращает. запутывает его. Эти лженауч­ ные буржуазные теории о войне пресле­ дуют корыстную классовую цель: теоре­ тически обосновать и оправдать граби­ тельские войны, заставить народные мас­ сы путем обмана поверить в несостоятель­ ность их бопьбы за mud . Разоблачая буржуазные теории о войне, классики марксизма-ленинизма впервые дали единственно правильное научное об’яснение вопроса о происхождении и классовой сущности войны. В основе марксистского учения о войне лежит ди­ алектический материализм, который вся­ кое явление как в природе, так и в об­ ществе рассматривает не изолированно, а во взаимосвязи и обусловленности с дру­ гими явлениями. Марксизм-ленинизм научно доказал, что в основе общественного развития лежат условия материальной жизни общества. Способ производства материальных благ является решающей силой, которая опре­ деляет характер общественного строя, его законы. Значит, чтобы правильно познать законы такого общественного явления, как война, необходимо искать причины возникновения войны не в биологических, психических свойствах и не в расовых различиях людей, как это делают буржу­ азные лжеученые, а в определенных об­ щественно-экономических условиях, пе­ р ед аю щ и х войну, — в способе производ­ ства материальных благ, в экономике об­ щества. Глубокий научный анализ человеческо­ го общества говорит о том, что войнз, как вооруженное насилие, впервые воз­ никла с переходом от первобытно-общин­ ного строя к классовому эксплуататорско­ му обществу. Война — продукт и спут­ ник эксплуататорского строя. Источником войн, их базой является частная собственность на орудия и сред­ ства производства. Возникновение част­ ной собственности на орудия и сродства производства ведет к расколу общества на враждебные, антагонистические, противо­ стоящие друг другу классы: кучку эк­ сплуататоров и громадное большинство эксплуатируемых. Борьба между ними на известной ступени порождает внутренние, гражданские воины: рабов против рабо­ владельцев, крестьян против помещиков, рабочих против буржуазии. Но в то же время частная собствен­ ность на орудия и средства производства породила ожесточенную борьбу между уг­ нетателями за ограбление и порабощение других народов, за раздел и передел на­ грабленной добычи, за расширение сферы своего господства' с нелью обогащения. Из этого следует, что войны, как зако- номерное явление, возникают на опреде­ ленном этапе развития человеческого об­ щества и присущи только антагонистиче­ ским формациям, они служат неизбеж­ ным спутником только эксплуататорского строя — рабовладельческого, феодального и капиталистического. Было время, когда при первобытно-общинном строе войн не было, и с победой социализма во всех странах войн также не будет. Уничтоже­ ние последнего эксплуататорского строя— капитализма устранит войну. Научно обосновав происхождение воин, марксизм-ленинизм раскрывает и сущ­ ность войны. Сущность войны состоит в том, что она представляет собэй продол­ жение политики тех или иных классов иными средствами, средствами вооружен­ ного насилия. Если эксплуататорский класс в предвоенное, мирное время стремится в политике реализовать свои цели экономическими, идеологическими, дипломатическими и другими средствами, то в период войны он пытается достичь своих целей при помощи вооруженных сил. Воина и политика неотделимы. Меж­ ду ними имеется органическая связь. Сущность политики определяет сущность войны. Из этого следует, что нельзя понять сущность войны, не раскрыв сущности политики. В современных условиях это положение дает возможность глубоко по­ нять разбойничью сущность политики американского империализма, помогает разоблачать поджигателей войны и их лживую реакционную идеологию, маски­ рующую антинародные цели подготовляе­ мой ими новой мировой войны. Вместе с тем это марксистское положе­ ние о войне как продолжение политики иными средствами позволяет нашей пар­ тии и Советскому правительству предви­ деть ход развития международных собы­ тий и проводить необходимые мероприя­ тия по защите интересов социалистиче­ ского государства, по укреплению актив­ ней обороны нашей страны. Войны справедливые и несправедливые Марксистское понимание сущности вой­ ны как продолжение политики насильст­ венными средствами дает ключ к пра­ воильному DemeiniH) вопроса о характере той или иной войны. Марксизм-ленинизм учит, что войны делятся на два рода: войны справедливые и войны несправедливые. В «Кратком курсе истории ВКП(б)» го­ ворится, что война бывает двух родов: «а) война справедливая, незахватни­ ческая. освободительная, имеющая целью либо защиту' народа от внешнего нападе­ ния и попыток его порабощения, либо ос­ вобождение народа от рабства капита­ лизма, либо, наконец, освобождение коло­ ний и зависимых стран от гнета империа­ листов, и б) война несправедливая, захватниче­ ская, имеющая целью захват и порабоще­ ние чужих стран, чужих народов». Марксистско-ленинское положение о войнах справедливых и несправедливых является теоретической основой для пра­ вильного подхода к определению характе­ ра каждой войны в отдельности. При оп- Iк:делении характера войны необходимо з каждом отдельном случае выяснить при­ чины. порождающие войну, какие полити­ ческие и экономические цели преследуют­ ся в той или инои воине, какие классы ведут войну, какова была политика этих классов до войны, каким классам выгодна в- йна. Только раскрытие содержания по­ литики, породившей войну, даст возмож­ ность правильно понять характер самой войны. Правильность марксистского положения о»» определении характера войны, в осно­ ва которого лежит классово-политиче­ ский признак, блестяще подтверждается всей историей развития классового об­ щества. В истории каждого классового общест­ ва были справедливые и несправедливые в.чйны, в зависимости от того, продолже­ нием какой политики эти войны явля­ лись. какими классами и какие цели в этих войнах преследовались. Справедливые войны, выражающие це­ ли освободительной борьбы, являются прогрессивными войнами, они способству. ют поступательному развитию общества. Такими были, например, войны Алексан­ дра Невского против шведов и немецких пгов-рыцарей. Более 200 лет русский народ вел справедливые, освободительные войны против татаро-монгольских завое­ вателей. В начале XVII столетия русский народ под руководством Минина и Пожар­ ского изгнал польских панов из пределов русской земли. Справедливой была освобо­ дительная, народная, отечественная война русского народа против нашествия Напо­ леона. В настоящее время народы Вьетнама, сражаясь за оеою национальную незави­ симость с американо-французскими импе­ риалистами, ведут справедливую войну. Наряду с войнами справедливыми исто­ рия знает также много и несправедливых войн. Они усиливают эксплуатацию уг­ нетенных классов, задерживают рост все­ го нового, передового, прогрессивного. Захватн ичес кими, несправед.тивыми войнами заполнена история первого же классового общества — рабовладельче­ ского. Примерами таких несправедливых войн были Пунические войны между Ри­ мом и Карфагеном из-за колониального господства в районе Средиземного моря. Несправедливыми, разбойничьими вой­ нами изобиловала также эпоха феодализ­ ма. Это были, например, крестовые по­ ходы феодального Запада на Восток, гра­ бительские нашествия татаро-монголов и другие. Бесчисленными захватническими вой­ нами ознаменовалось господство буржуа­ зии. Наиболее опустошительными и разру­ шительными становятся войны в эпоху империализма. Неизбежность войн моно­ полистических государств обуславливает­ ся действием основного экономического закона современного капитализма и нерав­ номерностью экономического и политиче­ ского развития капиталистических стран. В эпоху империализма войны превра­ щаются в мировые войны, становятся массовыми, охватывают многие страны. Примером таких войн была первая и вто­ рая мировые войны. Причины обеих войн — борьба импери­ алистов за мировое господство. Виновни­ ками этих войн были империалисты всех стран. Однако вторая мировая война су­ щественно отличается от первой мировой войны. Как известно, гитлеровская ко­ алиция имела своей целью поработить все свободолюбивые народы, установить фа­ шистский режим во всем мире, поэтому война против фашистского блока приняла с самого начала характер освободитель­ ной, антифашистской войны. Вступление Советского Союза в войну против гитле­ ровской Германии и ее союзников усили­ ло антифашистский и освободительный характер второй мировой войны. Из всех справедливых войн, когда-либо происходивших в истории, самыми спра­ ведливыми являются войны в защиту со­ циалистического Отечества. Такой спра­ ведливой войной была война трудящихся нашей страны против иностранной интер­ венции и внутренней контрреволюции в 1918— 1020 годах. Справедливой войной была Ве.тикая Отечественная война Советского Союза против фашистских захватчиков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz