На страже Заполярья. 1954 год. Май.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 27 мая 1954 г., № 124 (4966). учёбе действуй, к? в бою Воспитанию у моряков высоких морально-боевых качеств овседневное внимание Руководящим принципом боевой подго­ товки Советских Вооруженных Сил всегда было п теперь остается — учить войска тому, что необходимо на воине. Обязан­ ность командиров всех степенен— создать для этого наиболее благоприятные усло­ вия. Их обеспечивает учебная обстановка, максимально приближенная к боевой. Она позволяет подготовить личный состав так, чтобы он не чувствовал в случае войны резкого перехода от мирного времени к ус­ ловиям, которые создаются в сражениях. В годы_ Великой Отечественной войны был такой случай. Один из наших кораб­ лей получил повреждение. От сильного взрыва вышло из строя электрическое ос­ вещение, некоторые приборы управления оказались сорванными со своих мест, в корпусе образовалась значительных раз­ меров пробоина. Вода быстро заполняла жизненно важные помещения, кораблю грозила серьезная опасность. Матросы под руководством главного старшины Полякова немедленно приступи­ ли к устранению повреждения. Сильный напор воды, отсутствие света и выход из строя необходимых приборов управления не вызвали у личного состава замеша­ тельства. Каждый действовал уверенно, быстро и четко. Вскоре пробоина была за­ делана. Когда включили аварийное осве­ щение и офицер проверил надежность за­ делки пробоины, оказалось, что работа выполнена безукоризненно. В ответ на по­ хвалу офицера главный старшина Поля­ ков сказал: «А нам не привыкать дейст­ вовать в таких условиях. Мы часто и раньше выполняли учебные задачи в по­ добной обстановке». Этот пример наглядно подтверждает, что плавание в мирное время — школа подго­ товки к боевой действительности. Конеч­ но, условия боевой учебы не могут пол­ ностью совпадать с действиями в боевой обстановке. Уже одно то, что в мирной учебе действует не настоящий, а услов­ ный противник, что здесь нет фактиче­ ских повреждений материальной части, нет действительной угрозы, нет убитых и раненых, — может привести к проявле­ нию условностей и формализма, к ослаб­ лению напряженности при выполнении практических задач. С этим вредным явлением надо реши­ тельно бороться, иначе матросы будут действовать формально, условно. Так, на­ пример, было у меня на одной из трени­ ровок. Матрос Смирнов вместэ то­ го, чтобы работать на посту по инструкции, попытался действовать без применения приспособлений, по-своему. Пришлось сделать ему замечание. Затем поступило приказание заделать «пробои­ ну» в корпусе корабля. При проверке ока­ залось, что «пробоина» заделана не там, где было указано, а несколько в стороне. Пытались это об’яснпть тем. что в ука­ занном месте пробраться к борту очень трудно: мешают койки, рундуки. «Не все ли равно, где заделывать пробоину,— зая­ вили командиру аварийной партии.— Все равно пробоина условна, а тренировку ма­ тросы и так получат». Офицер раз'яснпл ошибочность такого мнения. Вводная была выполнена заново. Тогда все поняли, как важно довести до сознания каждого воина, что все, что он делает в учебных условиях, потребуется в бою. Воин должен помнить: чем больше труда он затратит на практическом заня­ тии, тем легче будет ему в бою. Большое внимание я уделяю занятиям по специальности. На них личный состав изучает боевые и технические средства, правила их обслуживания, способы борь­ бы за живучесть, знакомится с боевой историей флота, с героическими подвигами советских моряков. У матросов воспиты­ вается любовь к Советской Родине, к во- енно-морской службе, кораблю, своей спе­ циальности. У них еще больше укрепляет­ ся вера в силу и боевую мощь своего ору­ жия, расширяется технический кругозор, развивается любознательность, стремление к постоянному совершенствованию воен­ ных знаний. Логическим продолжением занятий яв­ ляются тренировки — основной вид оди­ ночной подготовки. Они имеют целью ос­ воение моряками практических навыков в выполнении своих обязанностей по обслу­ живанию и боевому использованию техни­ ческих средств. Систематические трени­ ровки обеспечивают совершенствование выучки каждого матроса, позволяют не только сохранять достигнутый уровень воинского мастерства, но и неуклонно по­ вышать его. В ходе тренировок я приучаю матросов действовать в строгом соответствии с ус­ тавными требованиями. При этом стара­ юсь воспитать у воинов упорство, на­ стойчивость в достижении поставленной цели, стремление добиться отличных по­ казателей в выполнении нормативов. Я ,юсь, чтобы каждый матрос отчет- юнпмал смысл практических дейст- готорыс он отрабатывает, знал, по- задо поступать именно так. а не по- :у, иначе его действия будут меха- сими, слепыми. ример, матрос Булах в какой-то сте- шал, что резкое открывание клала- магистрали может привести к неис- >стям и поломкам. Однако он не соблюдал правило проворачивать 1 ь плавно. Думал: «Ничего, на этот юйдется». Дело в том, что в своей шиш практике матрос не встречался оиятностями, которые могут быть ны отступлениями от требований ин- апп. Я об’яснил. что подобные на- ]ия правил эксплоатацип систем и дроводов недопустимы, привел кон- Ые примеры, показывающие, к чему и ет. Впоследствии воин не допускал 1ЫХ ошибок. пая подготовка, как и вся корабель- лужба, дает широкие возможности обработки у личного состава полез- 1 ривычек. Так, например, навыки по 1 за материальной частью служат ос- ] для воспитания аккуратности, вни- Ьности, бережного отношения к ме­ жам и приборам. Таким образом, ук- jbtch потребность в поддеря^нии за- й н и я в полной исправности и боевой 10С Т И . л тренировках личному составу при- &я действовать в различных услови- Зреодолевать трудности, требующие лмального напряжения духовных и <1еских сил. Все это способствует вос- пию у моряков высоких моральнс- бх качеств. >е не терпит слабых духом и телом. М должен быть готов перенести лю- б|торм и непогоду, приучен к дли- т*й качке, к выполнению любого с:ого, не лишенного риска и опасно- стадания. Поэтому каждый старшина дса повседневно заботиться о воспита­ на подчиненных высоких морально­ бос качеств. Эта задача особо встает пе советскими моряками в связи с но­ вь условиями современного боя, с при- медем совершенных и разнообразных телесn ix средств, при использовании Koiei и самолетов, обладающих огром­ ны скоростями, большой маневрен­ ности огневой мощью. Аршина 1 статьи П . ЗЕЛЕНКОВ. • Повседневно учит матросов слаженным действиям на боевом посту, настойчи­ во требует от них отличного знания боевой техники специалист второго класса гвардии старшина 2 статьи Василий Крыловецкнй. Его подчиненные успешно вы­ полняют учебные задачи , твердо знаю т боевую технику. _ НА СНИМКЕ : специалист второго класса гвардии старшина 2 статьи насилии Крыловецкнй (слева) проводит зан яти я по специальности со специалистом второ­ го класса гвардии старшим матросом Николаем Лисютиным . Фото И. Ннкишова. Тщательно готовиться к несению караульной службы П у т ь к м а с т е р ш в у Большим уважением среди личного со­ става нашего корабля пользуется старший матрос Котович. Он в совершенстве овла­ дел своей специальностью и стал клас­ сным специалистом. В очередном походе моряк вновь продемонстрировал высокое воинское мастерство. Корабль находился в море. Свинцовые волны одна за другой ударялись о борт корабля и заливали верхнюю палубу. На вахту заступил старший матрос Котович. Он внимательно всматривался вдаль. — Судно, прямо по носу, — доклады­ вает старший матрос. Через некоторое время вновь звучит его голос: — Об’ект, справа сорок, дистанция... Один за другим поступают на мостик доклады. Не только сегодня, но и всегда, когда Котович находится на вахте, можно не со­ мневаться в его своевременных и точных докладах. Затем командир приказал старшему ма­ тросу Котовичу передать семафор. — Есть! — отрепетовал моряк. Он подошел к прожектору и стал рабо­ тать быстро и четко. Вскоре семафор был передан, затем и принят без искажений. - Шторм и плохая видимость мешали Ко- тсвичу вести наблюдение. Но несмотря на это, не было ни одного случая, чтобы он опоздал с докладом или что-нибудь про­ смотрел. Успешное несение вахты старшим ма­ тросом Котовичем — не случайное явле­ ние. Это — результат его систематиче­ ских тренировок на боевом посту. Моряк стал специалистом высокого класса, но, тем не менее, воин не останавливается на достигнутом. Каждую минуту свободного времени он использует для повышения боевого мастерства. Все критические за­ мечания, которые дает ему командир во время работы на боевом посту, боец устра­ няет быстро. Как-то старшина Еремеев ему сказал: — Работаете вы на боевом посту Heni Но следует вам обратить больше вни 1 я передаче и приему семафора. Сний матрос Котович немало прило­ жил! и старания, чтобы добиться под- лин] мастерства. П упорная работа над собоала положительные результаты: тешеемафором Котович работает всегда без ечанпй. Блую роль в совершенствовании спельных знаний сыграл старшина 2 сьи Еремеев, который помог подчи- незу усвсить тонкости сигнального делюучил его служить Родине так, как этоебует Военная присяга и уставы, госрственные интересы Родины. ович оказывает активную помощь сс&ивцам в повышении специальных и полчеекпх знаний. [оряки построились на палубе. За доб- роестное отношение к выполнению елгбных обязанностей командир об'явил Коичу благодарность. Служу Советскому Союзу! — F3H0B3HH0 ответил моряк. Д. ИВАНОВ. Устав гарнизонной и караульной служб определяет несение караульной службы как выполнение боевой задачи и требует от личного состава точного соблю­ дения всех уставных правил, высокой бдительности, непреклонной решимости и инициативы в действиях. Вполне понятно, что безукоризненно выполнять эти требования сможет лишь тот воин, который хорошо знает положе­ ния устава, на практике изучил обязан­ ности лиц караула. Программа боевой под­ готовки предусматривает, что солдаты и матросы, старшины и сержанты изучают Уста® гарнизонной и караульной служб на плановых занятиях и в процессе прак­ тического выполнения обязанностей кара­ ула. Кроме того, воины обязаны при каждой возможности самостоятельно изучать уста­ вы и наставления. Умело проводит занятия по Уставу гар­ низонной и караульной служб младший лейтенант Попов. Обычно он строит урок так. Сначала зачитывает статью устава, раз’ясняет ее смысл, при необходимости приводит характерный пример из жизни. Затем приказывает одному-двум солдатам повторить содержание статьи. Это дает воинам возможность глубоко усвоить изу­ чаемый материал. В ходе ознакомления солдат с положениями устава офицер при необходимости практически показывает со­ ответствующие приемы. Так однажды, знакомя солдат с требованиями статьп, определяющей порядок заряжания и раз- ряжания оружия, младший лейтенант По­ пов тут же показал, как это делается, а затем приказал рядовым Слободенюку и Аксенову повторить прием. Передовые воины повседневно самостоя­ тельно повышают свои военные и полити­ ческие знания. Перед заступлением в ка­ раул они изучают свои обязанности на посту, инструкции и наставления по ох­ ране и обороне об’екта, делятся опытом. Большое значение в воспитании у вои­ нов сознательного и ревностного отноше­ ния к выполнению своих обязанностей на посту имеет проводимая в подразделении политико-массовая работа.. Заместитель командира по политической части, комму­ нисты и комсомольцы постоянно раз’ясня- ют воинам мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства по дальнейшему укреплению активной оборо­ ны .нашей страны, напоминают им о необ­ ходимости всюду п везде строго ^ хранить военную и государственную тайну, бди­ тельно нести караульную службу. С этой целью широко используются политические занятия, политинформации, беседы, стен­ ная печать и радио. Большое внимание в подразделении уде­ ляется пропаганде требований Военной присяги, Устава гарнизонной и карауль­ ной служб. Содержательную беседу о значении бди­ тельности провел недавно ефрейтор Сухп- на. Он раз’я аш л , что пазначение воина в караул является выражением ему высоко­ го доверия Родины. В целях воспитания воинов в духе от­ ветственности за несение караульной службы в караульном помещении исполь­ зуется наглядная агитация. В помещении вывешены плакаты, отражающие ^различ­ ные моменты несения караульной служ­ бы. Здесь же имеются выписки из Устава гарнизонной и караульной слуясо. При заступлении в караул младший лейтенант Попов ознакомил подчиненных с документацией — образцами допусков, ■списками лиц, имеющих право входить на охраняемый об’ект. Офицер показал так ­ же воинам образцы слепков с печатей, рассказал им о порядке содержания ору­ жия и боеприпасов в караульном поме­ щении, о чередовании бодрствующей п от­ дыхающей смен, о действии караула при вызове «в ружье». Тщательная подготов­ ка к несению караульной службы сказа­ лась на добросовестном выполнении слу­ жебных обязанностей на охраняемом об’ек- те. Образцово действовали на постах ча­ совые рядовые Слободенюк и Аксенов, еф­ рейтор Егоренков. За это они были по­ ощрены. Обязанности личного состава, несущего караульную службу, ответственны. Засту­ пающие в караул должны твердо знать требования устава, содержать свое оружие в отличном состоянии. Долг каждого вои­ на — отдавать все своп силы и энергию на дальнейшее укрепление боевой мощи родного флота. М. ТИХОНЕНКО . СБОРЫПРОПАГАНДИСТОВ ФЛОТА Недавно состоялся -сбор флотских про­ пагандистов, созванный Политическим управлением. В ходе обсуждения выступ­ лений о состоянии работы с агитаторами л о состоянии и задачах повышения ка­ чества агитационно-пропагандистской ра­ боты на флоте были вскрыты недостатка и обощен положительный опыт. — У нас, к -сожалению, не покончили с формальным отношением к подбору аги­ таторов, — говорил в своем выступле­ нии пропагандист тов. Харитонов. Свою мысль он подтвердил убедительными -при­ мерами. Таи, например, в одном из подраз­ делений в погоне за количеством аги­ таторов забыли о внимательном изу­ чении людей. В результате агитаторами подчас назначаются люди случайные, недостойные выполнять столь высокие и почетные обязанности. Так. был назначен агитатором недисциплинированный воин, отстающий в учебе тов. Горлов. Нетрудно себе представить, какова была действен­ ность его бесед с матросами. Вредит делу также текучесть состава агитаторов. Тов. Харитонов рассказал, что з одном из подразделений агитаторов ме­ няют часто и нередко без всякой на то причины. Не успел еще человек порабо­ тать, приобрести опыт, его освобождают и назначают другого. Порой это назначе­ ние производится в спешном, «пожарном» порядке. Например, матросы Тарасов и Жуков узнали о том, что они являются апггаторами... за несколько минут до на­ чала семинара. О слабом руководстве агитаторами и о непостоянстве их состава также говорил пропагандист тов. Пантюхов. Он сказал, п о многие агитаторы имеют недостаточ­ ную подготовку. Видимо, здесь сказался формальный подход к их подбору. Не уди­ вительно, что люди, которым поручено вести агитационную работу средн^ моря­ ков, не справляются со своими обязанно­ стями. Они в лучшем случае лишь чи­ тают (вслух газетные материалы. Следует отметить, что тов. Пантюхов не сумел достаточно глубоко проанализи­ ровать состояние работы с агитаторами на корабле. Его выступление было неса- мокритичным. Ярко выраженный пример формализма в руководстве агитаторами привел один из пропагандистов. Он рассказал, что у строителей назначают агитаторов таж, что они не в состоянии работать с воинами, т. к. с ними почти не бывают. Случается, что некоторые политработ­ ники больше заботятся о формальной стороне дела, чем о конкретной, действен­ ной агитационной работе. От агитаторов порой требуют заниматься никому не нуж ­ ным бумаготворчеством. Пх заставляют писать отчеты о проведенных беседах, при этом точно указывать, когда и где они проводились, на какую тему, сколько человек присутствовало. Таких политра­ ботников меньше всего интересует идей­ ный уровень прозеденных мероприятий, их действенность. Главное, чтобы число бесед выражалось солидной цифрой, ко­ торой можно щегольнуть. Что это, как не бюрократическое отношение к по­ литическом агитации, нежелание серьез­ но. по-деловому руководить агитатораэги! На сборах был заслушан и обсужден доклад о состоянии и задачах повышения качества агитационно-пропагандистской работы на флоте . Участникам сбора были прочитаны лекции по вопросам воинского воспита­ ния, по истории Коммунистической пар- •пги Советского Союза, о международном положении, о перспективах развития сельского хозяйства в Мурманской обла­ сти. Проведен семинар по теме: «Теория ч программа Коммунистической партии по национальному вопросу». На сборах выступили член Военною Совета флота генерал-майор тов. Вино­ градов и Начальник Политического уп ­ равления флота контр-адмирал тов. Хижняк. Беседы на научно-технические темы --------------------------------------- 1--------- Физика действия ядерных сил Проникающая радиация Виднейшее место среди научных дости­ жений нашего века занимает открытие искусственной радиоактивности. Иссле­ дование радиоактивности позволило глуб­ же заглянуть в тайны атомного ядра и сделать ряд важных выводов о характе­ ре ядерных сил и об их использовании. В дальнейшем оказалось, что законы радио­ активности позволяют с достаточной пол­ нотой выяснить физические процессы, свя­ занные с ядерными реакциями взрывного типа, и, в частности, сущность радиоак­ тивных излучений, сопровождающих атом­ ный взрыв. Выделение энергии при атомном взрыве происходит в результате деления ядер тя­ желых атомов на два ядра более легких элементов. Этот процесс сопровождается (см. верхнюю часть приведенного здесь рисунка) выбрасыванием от одного до трех нейтронов (н) и испусканием гамма-лучей (ф). Полученные при делении осколки (оя) разлетаются в разные стороны с огромной скоростью. В кинетическую энергию их движения преобразуется во­ семьдесят процентов всей энергии, выде­ ляемой при атомном взрыве. Еще пять процентов энергии уносят поток нейтро­ нов и гамма-лучи. Остальные пятнадцать процентов энергии освобождаются уже по­ сле взрыва в процессе радиоактивных пре­ вращений продуктов деления ядер атомно­ го горючего. Составными частями излучений, сопро­ вождающих атомный взрыв, считаются гамма-лучп и поток нейтронов. Характер­ ная особенность этих излучений, испуска­ емых непосредственно в момент взрыва, заключается в том, что они сравнительно легко проникают через значительные тол­ щи различных материалов. Благодаря это­ му поток нейтронов и гамма-лучи назвали проникающей радиацией в отличие от аль- Фа- п бета-излучений, обладающих гораз­ до меньшей проникающей способностью. Рассмотрим некоторые свойства прони­ кающей радиации. Гамма-лучи представля­ ют собой коротковолновое электромагнит­ ное излучение. Установлено, что энергия электромагнитных колебаний излучается отдельными порциями — квантами, свя­ занными со вполне, определенной массой. Следовательно, гамма-лучи можно рассмат­ ривать как поток материальных частиц, называемых фотонами. При прохождении Фотонов через вещество в результате взаимодействия их с атомами образуются так называемые электроны отдачи. Эти электроны, обладая большой кинетической энергией, производят во много раз боль­ шую ионизацию атомов, чем непосредст­ венно сами гамма-лучи. При делении ядер и при распаде оскол­ ков испускаются гамма-лучи различной энергии. Они по-разному проходят в раз­ личных веществах. Гамма-лучи средней энергии, отдавая часть энергии электро­ нам атомов, изменяют направление своего движения и рассеиваются. В результате этого поток лучей, проходящий через ту же самую площадку, значительно умень­ шается. Гамма-лучи большой энергии в ряде случаев способны вызвать образование но­ вых радиоактивных ядер. Например, под воздействием гамма-лучей такой элемент, как кремний, превращается в радиоактив­ ный алюминий, который распадается, вы­ брасывая бета-частицы и излучая новые гамма-лучи. Однако подобные превраще­ ния происходят редко. Проникающую способность гамма-излу­ чения характеризуют обычно толщиной слоя половинного ослабления, проходя че­ рез который излучение становится в два раза слабее. Толщина этого слоя для свин­ ца 1,5— 1,8 см, для железа 2— 3 см. для алюминия 6— 7 см, для бетона 7— 10 см, для земли 12— 15 см. Пз приведенных данных легко видеть, что проникающая способность гамма-лучей тем больше, чем меньше плотность веще­ ства. Пначе говоря, легкие материалы лучше пропускают гамма-лучп. чем тяже­ лые. Кроме того, проникающая способ­ ность зависит от энергии гамма-лучей. Лу, обладающие большей энергией, лег­ че юникают через вещество. щные потоки радиоактивных излуче- нюказывают вредное биологическое дей- ст! на живой организм. Степень воздей- ст! зависит от количества энергии изления, воспринятой организмом за все вря облучения, или, как говорят, от дог облучения. ли интенсивность излучений очень выка и превышает допустимые нормы, то я ослабления их используются защит- ныпреграды из того или иного материа- лаДопустим, что на некотором расстоя- кадмий ?Ч<£ т/2 Г и О ----* - у . х к а д м и ы с / и м в и , ш п щ т нии>т центра атомного взрыва интенсив­ ное! гамма-излучений составляет 10 до- пуедмых для человека доз. Следователь­ но, ащитное сооружение должно обеспе­ чит! десятикратное ослабление. Такое ос- лаблние может дать, например, пластинка свица толщиной около 5 см (см. левую часх нижнего рисунка. Гамма-лучи изоб- ражны стрелкой с синусоидой). Онако, обеспечивая защиту от гамма- лучй, необходимо учитывать и другую част, проникающей радиации — поток нейтюнов. Нейтроны — электрически не­ заряженные частицы, проходя через веще­ ство, практически не вступают во взаимо­ действие с электронами. Они теряют свою энершю только при взаимодействии с атомшми ядрами. В результате этого ней­ трона могут захватываться ядром или рассеиваться вследствие упругих соударе­ ний. Проникающая радиация содержит мед- леннс и быстро движущиеся нейтроны. Быстрые нейтроны теряют свою энергию в основном в результате соударений с яд­ рами атомов. Причем энергия нейтронов цадает тем скорее, чем легче ядра. Поэто­ му наиболее сильно замедляют движение быстрых нейтронов такие вещества, как тяжелая вода, парафин, графит.^ Медлен­ ные нейтроны, обладающие малой энерги­ ей, поглощаются главным образом за счет захвата их ядрами атомов. Хорошо погло­ щают медленные нейтроны такие элемен­ ты, как кадмий, бор, кобальт, марга­ нец. В нижней части приведенного здесь рисунка показано, что пластинка кадмия толщиной в 0 ,5 мм полностью поглощает все • медленные нейтроны (обозна­ чены стрелкой с кружками), в то время как пла­ стинка свинца толщиной в 5 см задерживает лишь около 5 процен­ тов нейтронов. Следовательно, прп необходимо­ сти организовать защиту от обеих частей проникаю­ щей радиации можно применить комбинации раз­ личных веществ. Действие нейтронов и гамма-лучей яв­ ляется кратковременным: они очень быст­ ро теряют свою энергию при прохождении через вещества (воздух, грунт и т. п.), а радиоактивные осколки ядер, увеличиваю­ щие поток гамма-лучей, после атомного взрыва уносятся вместе с дымовым обла­ ком. Дополнительная опасность поражения, вызываемая потоком нейтронов, состоит в том, что они могут создавать искусствен­ ную радиоактивность многих элементов, входящих в состав почвы, воды и пр. Так, например, под действием потока нейтронов элемент натрий становится ра­ диоактивным. Он распадается, выбрасывая бета- и гамма-лучи, превращаясь при этом в магний. Период полураспада натрия -г— 14 ,8 часа. Образование радиоактивного натрия опасно тем, что этот элемент ши­ роко распространен в природе. Он имеется в воде, в живых тканях, входит в состав солончаковых почв. Поток нейтронов^ пре­ вращает также кремний, содержащийся в большом количестве в грунтах, в радиоак­ тивный элемент, распадающийся с выбра­ сыванием беда-частиц. Таким же образом поток нейтронов воз­ действует и на другие элементы — алю­ миний, калий, марганец, железо. В ре­ зультате этих радиоактивных превраще­ ний испускаются бета- и гамма-лучи, воз­ никают ядра новых элементов. Ядерн:те превращения, о которых гово­ рилось выше, относятся к реакциям захва­ та ядрами атомов сравнительно медленных нейтронов. Но при атомном взрыве воз­ можны и реакции с быстрыми нейтрона­ ми. Эти реакции сопровождаются выбра­ сыванием альфа-частиц и л и протонов. На­ трий, например, под действием быстрых нейтронов превращается в радиоактивный неон, выбрасывая протоны, или в радио­ активный фтор, выбрасывая альфа-части­ цы. Подобные реакции происходят и при подводном атомном взрыве. В этом случае под действием нейтронов может происхо­ дить разложение молекул воды. Кроме то­ ге. могут получаться радиоактивные изо­ топы химических элементов, содержащих­ ся в воде (натрий, хлор и др.). Агрессивные силы империалистических государств, стремящиеся развязать новую войну с применением средств массового уничтожения, пытаются использовать спо­ собность нейтронов вызывать наведенную радиоактивность для усиления поражаю­ щих свойств атомного и водородного ору­ жия. Именно с этой целью зарубежными реакционными кругами поднята шумиха вокруг так называемой кобальтовой бом­ бы. Процесс, происходящий в кобальтовой бомбе, рисуется следующим образом. В ре­ зультате термоядерной реакции образуется большое количество свободных нейтронов. Оболочка бомбы, выполненная из кобаль­ та, захватывает эти нейтроны. В резуль­ тате возникает радиоактивный изотоп ко­ бальта, который распадается, выбрасывая бета-и гамма-лучи с периодом полураспа­ да 5,3 года. Пытаясь запугать народы «новым» ору­ жием, империалисты утверждают, что взрыв кобальтовой бомбы в результате за­ ражения местности радиоактивной кобаль­ товой пылью может сделать целые районы на долгое время недоступными для чело­ века. Однако эти утверждения не имеют под собой достаточных оснований. Извест- по. что кобальт, имея большой период по­ лураспада, обладает сравнительно невы­ сокой активностью излучений. Кроме то­ го, следует учитывать и сильное рассеи­ вание кобальтовой пыли. При этих усло­ виях особенно угрожающей интенсивности излучений ожидать трудно. Радиоактивные излучения оказывают влияние на различные материалы, зача­ стую изменяя их свойства. Так, под воз­ действием излучений в органических ве­ ществах. жидкостях и газах может проис­ ходить разрушение молекул. Однако замет­ ное изменение свойств органического ве­ щества. например нефтепродуктов, наблю­ дается лишь при очень большой мощности излучений. Под действием радиоактивных излуче­ ний стекло может изменить свой цвет. Например, обычное стекло, состоящее в ос­ новном из кремнезема (окиси кремния) и окислов кальция и натрия, темнеет. Ме­ таллы отличаются очень прочной, плотной структурой. Излучения не вызывают в них заметных изменений физико-химиче­ ских свойств. Все фотоматериалы под дей­ ствием проникающей радиации засвечи­ ваются. Поражающее действие производит не только проникающая радиация, но и из­ лучение радиоактивных веществ. Они вы­ падают на землю после атомного взрыва и вызывают радиоактивное заражение мест­ ности. Влияние радиоактивных веществ зависит от того, где производился взрыв — в воздухе, на земле или под водой. Весьма сильное заражение местности ра­ диоактивными веществами получается при наземном взрыве. Еще большую опас­ ность представляют радиоактивные оскол­ ки ядер при подводном взрыве, когда основная масса их оказывается заключен­ ной в выбрасываемом вверх столбе воды. Затем, падая вниз, эти осколки концент­ рируются в непосредственной близости от места взрыва. ♦ В связи с опасностью огромных разру­ шений и массового уничтожения людей атомными и водородными бомбами Совет­ ский Союз решительно ведет борьбу за их безусловное запрещение. Одновременно с этим в Советском Союзе проводятся боль­ шие работы по использованию атомной энергии, радиоактивных элементов и пх излучений в народном хозяйстве. Кандидат технических наук инженер-подполковник А . СЕДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz