На страже Заполярья. 1954 год. Май.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 26 мая 1954 г., № 123 (4965). а в р е т е жи Уелышав сигнал о под’еме. старшим магро-' Поляков бодро п о д н я л с я с конки. Одевшись и аккуратно заправив конку, он вышел на верхнюю палубу. Жа.дно глохнув полными легкими но-весенне чу чистый и прохладный в-лплух. моряк за любовался открывшимся порол ним видом. Мысли воина были прерваны словами команды руководителя Физической заряд ки. «Раз... два-а... Раз... два-а... Вдох — выдох...». Поляков с особым усердием занимался гимнасти кон. Свежпи воздух, хорошая физическая за рядка с 1 елал и свое дело. От вялого состо яния. которое бывает после сна. не оста лось и следа. Моряк выглядел бодрым, подвпагным жизнерадостным. — Это пригодится. — думал Поляков, спускаясь в кубрик. — впереди целый день работ, занятии, день труда. К не му надо готовить себя утром. Я. кажется, уже сделал это. «Ценит время и пену времени знает», — говорят о старшем матросе Полякове товарищи и начальники. Р> этом нетруд но убедиться. Вот он. посмотрев на часы, до ослепительного блеска чистит пуго вицы на бушлате. Время осталось — по бриться не мешало бы! «Успеешь еще,— скажет иногда кто-нибудь из товарищей, — давай лучше в «козла забьем» до на чала приборки». «Нет. — обыкновенно отвечает в таком случае старший матрос. — я сперва дело сделаю, а потом можно и в домино играть». Сигнал «Начать приборку!» застает По лякова на об’екте. Заведывание у Полякова обширное и в большей части расположено в трюме, так что глаз, да глаз за ним нужен. Чуть не доглядишь — уже металл покрылся ржавчиной. А Поляков знает, как труд но вывести ее. Куда легче не допустить возникновения ржавчины. Поэтому время, которое отводится на приборку, надо ис пользовать полностью. Поляков с особой тщательностью про тер ветошью масляные пятна на насосе, внимательно осмотрел многочисленные клапаны в трюме, протер пайолы. подно вил блеск медяшек. Старшина. пришед ший проверить качество приборки, одоб рительно подумал: «Молодец Поляков!». Вот и окончена приборка. Ровными ря дами стоят моряки на корме корабля. Они построились на под’ем Военно-мор ского Флага. Среди воинов и старший ма трос Поляков. Флаг поднят. Старшина 2 статьи Артемов проверяет внешний вид подчиненных. — Матрос Кучкия, у вас сегодня неопрятный вид. Не побриты и пуговицы не блестят. — делает старшина замеча ние подчиненному. — Вот смотрите на старшего мат!>оса Полякова. У него все в порядке. — Я не успел, товарищ старшина, — пытается оправдаться матрос, но. посмот рев на Полякова, умолкает. Это ему Куч- кин после утреннего чая предлагал «за бить козла». — В следующий раз это не повто-. рнтся. товарищ старшина. — твердо по обещал воин. Мероприятия, предусмотренные распо рядком дня. последовательно сменяли од но другое. Осмотр п проворачивание ме ханизмов... Это важный момент в службе старшего матроса Полякова и, как для специалиста, имеет для него большое зна чение. Несколько драгоценных минут рас ходуются бережно. За это время надо убе- дпться в исправности материальной ча сти. предупредить различного рода дефек ты, которые могут 'возникнуть в механиз мах. Вот и сейчас, зажав в руке гаечный С т а рш и й м а т р о с П о л я к о в точно вы п о л н я е т р а с п о р я д о к д н я ключ, моряк сосредоточенно подтягивает гг-.нки на ослабшем почему-то сальнике. Убедившись, что прокладка не пропустит воду. Поляков деловито начинает осма тривать другой механизм. Один из клапанов Поляков с большим трудом повернул на несколько оборотов, после чего понял, что клапан полностью н^ закрывается. А это может привести к тому, что вола из цистерны постепенно утечет. — Пожалуйста, товарищ Поляков. — ответил старшина. — Я вас слушаю. Механизм за механизмом, клапан за клапаном тщательно проверяет и внима тельно осматривает классный специалист Поляков. От его зоркого хозяйского глаза не ускользает даже самая незначительная мелочь. В походе она может вызвать серьезное повреждение механизма. Убе дившись, что замечаний больше нет. мо ряк обо всем четко доложил командиру отделения. — Товарищ старшина, — обратился он во время перерыва к старшине 2 ста тьи Иечерину,— мне хочется с вами посо- велозаться по поводу одного интересного и важного, -на мой взгляд, дела. — Пожалуйста, товарищ Поляков, — с готовностью ответил старшина. — Я вас слушаю. — Вот вы недавно проводили с нами занятия по специальности. — начал По ляков, — и об ’ясня.ли , какое важное зна чение имеют быстрые и точные действия по переключению различного рода маги стралей. по которым подается питатель ная вода к котлам и топливо к форсун кам. — Да это очень важно. От этого зави сит бесперебойное снабжение котельных установок ведой и топливом, что в ус ловиях похода, а тем более современного боя, играет решающую роль, — подтвер дил старшина. — Так вот, я хочу предложить неболь шое усовершенствование к клапану, рас положенному в трюме. — Интересно, что же вы придумали? — Клапан расположен в трюме в очень неудобном месте. А работать в по ходе с ним приходится часто. Быстро же сделать регулировку воды не удается по той причине, что он далеко расположен. Пока спускаешься в трюм — уходит много времени. Я решил с этим клапаном соединить привод и вывести его над пай- олами. Старшина помолчал, прикидывая в уме все достоинства этого приспособления, и одобрительно сказал: — Привод позволит в два раза быстрее делать переключение клапанов. Посовето вавшись с офицером, старшина одобрил предложение подчиненного. По сигналу «Начать работы и занятия!» воин спустился в трюм, где расположен клапан, и на листе бумаги набросал чер теж б уд ущ е го привода. Припасен необходимый инструмент и материал, из которого Поляков будет из готовлять длинный шток привода, отвое вано место у верстака в машинном отде лении, у которого работали только что два матроса. Через некоторое время уже можно было увидеть старшего матроса Полякова, склонившегося над тисками и умело орудовавшего ручником и зубилом. Во время перерыва на корме у обреза с водой изрядно уставший Поляков до куривал папиросу, когда к нему обратил ся один из товарищей. — Ты чем, Мануил, занимаешься се годня? — поинтересовался он. — Что-то вид у тебя усталый. — Да вот придумал одну вещь, кото рая позволит быстро регулировать подачу воды. — А зачем это нужно? 11 так всегда своевременно поступает вода. В это время мощный рев реактивного бомбардировщика заставил обоих войной поднять головы вверх. Но самолет был уже еле виден. — Вот и посмотрели... — улыбнув шись сказал Поляков. — Не успели огля нуться, а его уж и след простыл. — Да, скорость... — подтвердил това рищ. — Ну может быть теперь поймешь, за чем я занимаюсь таким делом? — спро сил Поляков, сделав ударение на слове «теперь», показывая этим всю важность только что наблюдаемого ими факта. — Смотри скорости какие? А для того, что- бь’ в случае войны, например, корабль имел возможность быстро маневрировать и тем самым обманывать врага, необходи мо, прежде всего, чтобы на корабле все действия выполнялись в предельно корот кий срок. А ты говоришь... Мы выполня ем на боевом посту все переключения бы стро. это правда, а сделаю это приспо коление — будем делать быстрее в два раза. Ясно? Все воемя до конца рабочего дня По лякову пришлось потратить на изготовле ние приспособления. А когда работа была закончена, ста/рпгина с удовлетворением отметил еще раз важность этого немуд реного устройства, а также высокоз ка чество выполненной работы. В очередном выходе корабля в море нововведение вы держало испытания. Действия с клапаном производились детально легко и быстро. Пришлось еще раз выслушивать похвалы, и Поляков, скромно отнекиваясь от них, в душе был искренне рад, что его труд пошел на пользу. ...Поляков мельком взглянул на часы. До сигнала осталось три минуты. «Необ ходимо прибрать место У верстака». — ’Вспомнил воин и принялся за дело. Рабо чее место прибрано, инструмент протерт и уложен на место. «Скоро можно будет отдохнуть». — думает моряк, протирая ветошью запачканные за день пайолы. — Чем сегодня заняться вечером? ...В каюте политико-просветительной работы, как всегда, оживленно. Моряки— исключительно любопытный народ. Все им хочется узнать, все постичь. — Мне товарищи рекомендовали книгу «Северная Аврора», есть она у вас? — обращается Полякоз к корабельному биб лиотекарю. — Дайте мне ее. Получив книгу, воин направился в кубрик, где сосредоточенно принялся за чтение. Чувство законной гордости вы зывают в нем страницы книги, где го ворится о самоотверженной борьбе наших людей за освобождение Советского Севера от англо-американских интервентов. После вечернего чая. когда приказали палубы проветрить и прибрать. Поляков опять зашел в комнату политико-просве тительной работы, где занялся чтением свежих газет, аккуратно разложенных на столе. Рабочий день окончен. «Что сделал я за день?» — как бы подводя итоги, размышляет старший матрос Мануил По ляков. ложась нз койку отдыхать. чтобы утром вновь встать сэежим и бодрым и образцово выполнять служебные обязан ности по утвержденному распорядку дня. Старшина 2 статьи А . СМИРНОВ. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Многое зависит от инициативы Было время, когда ефрейтор Захаров, если и выступал на политических заня тиях, то только по вызову руководителя. Но однажды он сам попросил разрешения ответить на один из довольно сложных вопросов. — Молодец, Захаров, — сказал я ему после занятий. — К сегодняшней беседе вы хорошо подготовились. — Мне Сапронов помог, товарищ млад ший лейтенант! Боец произнес это торопливо, как бы опасаясь, что командир переоценит его старание и не оценит по достоинству по мощь младшего сержанта Сапронова. «Мне помог Сапронов...». Очень часто слышу я, беседуя с воинами, эти слова. Не только ефрейтор Захаров, но и немало других слушателей группы своими первы ми успехами обязаны младшему сержанту Сапронову. Инициативный — вот слово, по-мое му, наиболее точно определяющее важней шую черту этого передового воина. Воз вратимся к случаю с ефрейтором Захаро вым. Следует отметить, что мною в тот раз не было отдано помощнику никаких распоряжений, имеющих отношение к это му воину. Помнится, младший сержант Сапронов был тогда очень перегружен ра ботой. Дать ему еще одно поручение, ка залось просто невозможным. Но он сам на шел подходящее время, чтобы побеседовать с отстающим в учебе слушателем и помочь ему подготовиться к беседе по теме. Вот что значит настоящий, не формальный подход к делу! Еще в начале учебного года, придя однажды на занятия, я увидел на клас сной доске аккуратно написанные мелом наименование темы занятий и основные вопросы, которые группе предстояло изу чить. Раньше я обычно делал подобные записи сам в ходе рассказа, тратя на это драгоценное учебное время. Теперь мне оставалось воспользоваться готовыми запи сями на доске, которые были сделаны младшим сержантом Сапроновым (я сразу узнал его почерк). — Значит это приносит кое-какую пользу, товарищ младший лейтенант? — спрашивал он у меня во время перерыва. — Тогда я буду делать записи перед каж дым занятием. И он держит свое слово. Мне могут возразить. Скажут: у помощ ника руководителя политзанятий есть оп ределенный круг обязанностей, пусть он выполняет их, и этого достаточно. Верно, помощнику доверено серьезное дело, перед ним поставлены ответственные задачи. II если бы, допустим, младший сержант Са пронов ограничился выполнением только этих, вполне определенных задач, я, есте ственно. не мог бы пред’явить к нему ни каких претензий. Но то и дорого, что че ловек сам, по собственной инициативе де лает полезное дело. II разве не заслужи вает такой человек похвалы и поощрения, разве нечему у такого товарища поучить ся другим помощникам руководителя по- лптзанятий?! Свои обязанности разные люди выпол няют по-разпому: одни — горячо, с огонь ком, другие (к счастью, очень немногие) — формально. Что касается младшего сер жанта Сапронова, то этот человек, по на туре своей, не терпит формального от ношения к работе. Когда он берется за что-нибудь, то тут уже можете не сом неваться — успех обеспечен. Чтобы убе дительнее показать это, обратимся к фак там. Был недавно такой случай. В суббот ний день я сказал Сапронову, что на сле дующей неделе нам на политзанятиях по требуется определенное количество книг «Боевой путь Советских Вооруженных Сил». Перед занятиями книги были до* славлены. Я сразу заметил, что на многих из них нет библиотечного штампа. — Сам купил их, товарищ младший лейтенант, — ответил на мой вопрос Сап ронов. — Был на увольнении и ку пил. А в библиотеке на все* слушателей учебных пособий не хватало... Конечно, этот случай освещает работу нашей библиотеки с невыгодной стороны. Но факт остается Фактом, и он положи тельно характеризует помощника руково дителя политзанятий тов. Сапронова, как человека, который душой болеет за дове ренный ему участок работы. Можно было бы привести еще ряд при меров, показывающих усердие и трудолю бие младшего сержанта Сапронова, его чуткое, внимательное отношение к слуша телям, которые по какой-либо уважитель ной причине не посетили занятий, а так же и к отстающим в учебе воинам. В на шем подразделении каждый знает, что ря довой Кудряшов изучил политико-админи стративную карту СССР с помощью тов. Сапронова. Знают воины и о том, как по мощник руководителя политзанятий нахо дил свободное время для того, чтобы помочь отдельным товарищам разобраться в неясных вопросах. Известно также, ка кую большую помощь оказал тов. Сапро нов многим сослуживцам в изучении по следних решений партии и правительства. Каждый, кому приходится бывать в на шем подразделении, обращает внимание на наглядные пособия. Это дело рук млад шего сержанта Сапронова. Географические карты он наклеил на марлю, другие учеб ные пособия также заботливо сохраняет, следит, чтобы они не портились. Словом, во все, что сделано в группе хорошего, он вложил свою долю труда и отдает все си лы тому, чтобы занятия в нашей группе проходили живо, интересно, на высоком ндейном уровне. Но наряду с этим мне хотелось бы сде лать ряд замечаний в адрес товарищей, которым доверено руководство политзаня тиями в подразделении. Помощникам ру ководителей политзанятий у нас не всегда уделяется достаточно внимания. Собирают их на беседы редко. Лекции и доклады для них читаются нерегулярно. Опыт рг- боты лучших помощников в подразделении н° обобщается, а поощрять таких товари щей у нас как-то не принято. Несомнен но, что устранение этих недостатков по могло бы значительно поднять идейный и организационный уровень политзанятий и ь других группах. Младший лейтенант И . ПОДУНОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Н Е Т З А Б О Т Ы О Ч И Т А Т Е Л Я Х Библиотека, обслуживающая наших вои нов. богатая. Она си-стематически попол няется новыми произведениями литерату ры. Кажется, есть все условия для того, чтобы читатели могли выбирать книга по желанию. Однако на деле получается иначе. Попросите заведующую библиоте кой тов. Ермолину выдать интересующую вас книгу, и <чна неизменно ответит: — Нет. она на руках. Старшин матв-ос Федоров однажды ска зал заведующей, ^то продолжительна вт»емя он не может взять одну из книг. — Вы ое не получите даже через ме сяц. потому что на эту книгу большая очередь. — грубо ответила заведующая. Грубит Ермолина часто, особенно ког да питатели не желают брать то. что она предлагает. Она никогда не посоветует, что лучше прочесть, не прислушивается к голосу читателей. В библиотеке нет наглядной агитации, рекомендующей воинам читать журналы и газеты. Скоро ли Ермолина изменит свое от ношение к читателям? М. СТЕПАНОВ. П Р И В Е С Т И К А М Б У З В П О Р Я Д О К Наше подразделение имеет замечатель ный камбуз. Помещения под разделочные рабочие цеха отделаны прекрасно. Но содержатся они плохо. Посуда почти еже дневно остается грязной. Работник камбу за тов. Пиняев недостаточно требовате лен к рабочим суточного наряда. Камбуз можно привести в хороший- вид, а посуду можно успевать чисто мыть, все условия для этого есть. Надо только, чтобы коман дование, заведующий камбузом и дежур ный по камбузу лучше следили за поряд ком и поддерживали там чистоту. Матрос Н. ГОЛУБЕВ. П О М О Ч Ь О Х О Т Н И К А М И Р Ы Б О Л О В А М В нашем подразделении организованы группы охотниксо и рыболовов. Зани маться увлекательным видом спорта же лают многие, и число охотников и рыбо ловов росло бы. но беда в том. что негде достать рыболовные снасти, крючки, бое запас, а также другие принадлежности для охоты. Ружье, например, мы чистим палочкой, шомпол купить у нас невоз можно. Когда, наконец, этому виду спорта бу дут уделять больше внимания? Старший лейтенант РЕБКИН . По следам наших выступлений На вахте — электрик Рябов ...Погода стояла пасмурная, но теплая. Мертвая зыбь плавно покачивала ко рабль. идущий заданным курсом. Специалист второго класса комсомолец Рябов выполнял обязанности вахтенно го электрика. Он внимательно следил за подачей электроэнергии на соответствую щие приборы и механизмы. Поступило приказание: — Переключить потребители левого борта е а питание постоянного тока. — Есть. — тут же отозвался стар ший матрос и моментально стал произво дить переключение. Проходит минута, другая... — Правый борт переключен на пита ние постоянного тока. — уверенно про изнес вахтенный электрик. Корабль продолжал и л и все дальше и дальше,- После похода старший матрос Рябоз привел в порядок вверенную ему матери альную часть, доложил командиру отделе ния о замечаниях в работе приборов и механизмов в походе... Передовой моряк имеет белее 10 по ощрений. Это ярко свидетельствует о его усердной службе. Старшина 1 статьи В. ПАНЧЕНКО . т м т ж ? ш ЙЙщЩ т т " . Специалист второго класса гвардии старший магрос Петр Писце — один из лучших торпе дистов гвардейского ко рабля. Его безупречная служба — пример для многих воинов. З а от личное знание и содер жание боевой техники передовому моряку о б ’- явлено много б л агод ар ностей и предоставлен внеочередной кратко срочный отпуск. НА СНИМКЕ : спе циалист второго класса гвардии старший матрос Петр Писце з а осмот ром своего заведы ваннч. Фото И. Никишова. «ЗАНЯТИЯ ПРОХОДЯТ НА НИЗКОМ УРОВНЕ» Так называлась корреспонденция П. Фамцова, опубликованная в нашей га зете 15 апреля с. г. Заместитель командира по политиче ской части сообщил редакции, что факты, изложенные в корреспонденции, подтвер дились. Корреспонденция обсуждена с ру ководителями групп политзанятий. Обра щено серьезное внимание на личную под готовку к очередным занятиям руководи теля группы Яблокова. По следам неопубликованных писем Военкор сообщил редакции, что в под разделении, где он служит, ^ мало уде ляется внимания матросской художест венной самодеятельности. Тоз. Цывине кин, которому было направ лено это письмо для принятия мер, сооб щил редакции, что изложенные военкором факты подтвердились. На заседании ком сомольского бюро принято решение устра нить недостатки и помочь командиру создать коллектив художественной само деятельности. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Идеология и политика Коммунистическойпартии — основа политическогои воинскоговоспитаниясоветскихвоинов Коммунистическая партия постоянно проявляет заботу о создании надежных гарантий успешного строительства ком мунизма в нашей стране. Одна из самых надежных гарантий Советского государст ва от всяких елучайностей заключается в постоянной боевой готовности Воору женных Сил СССР, в укреплении наших Армии и Флота, в осуществлении поли тики активной обороны Советского госу дарства от агрессивных действий его врагов. Важнейшим направлением в дея тельности наших военных кадров по ук реплению боеготовности Армии и Флота является повышение уровня идеологиче ской подготовки личного состава, воспи тание военнослужащих в духе беспре дельной преданности партии и советскому народу, делу коммунизма, в духе готовно сти в любых условиях выполнить свой священный воинский долг перед Родиной. Советская военная наука, руководст вуясь важнейшим положением историче ского материализма об определяющей ро ли народных масс в историческом разви тии. решающей роли людей в войне, счи тает. что в современной войне, еледова- тельно. роль морального фактора, роль человека, его морально-боевых качеств не снижается, а еще более возражает. Неуклонное повышение политического сознания, морально-боевых качеств совет ских воинов ло?тпгается системой поли тического и воинского воспитания. Воинское воспитание — специфиче ская часть коммунистического воспита ния. Оно имеет своим содержанием педе- устремленное и систематическое воздей ствие на сознание, волю, чувство и по веление военнослужащего с тем. чтобы прививать ему высокие морально-боевые качества. К таким качествам относятся: преданность делу Коммунистической пар тии, любовь к социалистической Родине и ненависть к ее врагам; непреклонная воля к победе и готовность воинов с достоин ством и честью выполнять свой воинский долг перед Родиной; высокая дисципли нированность и организованность; чест ность и правдивость; любовь к военному делу, боевой технике, оружию и кораблю; смелость и решительность; стойкость и выносливость; храбрость и героизм; ини циатива и сметка: революционная бди тельность и умение хранить военную тайну и т. д. Сложный комплекс военных знаний, умения и навыков, высокие морально боевые. политические и физические ка чества/ которыми необходимо вооружить военнослужащего, требуют от офицера глубокого знания теоретических основ воинского воспитания. * • * Основой политического и воинского воспитания советских воинов является идеология и политика Коммунистической партии. Идеология Коммунистической партии — это система идей, связанных в одно стройное целое — теорию социализма. Она выражает интересы рабочего класса в целом и всех трудящихся, борющихся против капиталистического гнета и экс плуатации. за построение нового общест венного строя. Советская идеология нахо дит свое выражение в различных формах общественного сознания: философии, ком мунистической морали, литературе и ис кусстве. Идеология нашего общества пронизана идеями марксизма-ленинизма, идеями са мого революционного научного мировоз зрения, единственно правильно отражаю щею материальные условия развития об щества. Какими же чертами характеризуется идеология и политика Коммунистической партии? Каковы те идеи, которые состав ляют основу коммунистического воспита ния вообще и воинского воспитания в ча стности? Социалистическую, марксистско-ленин скую идеологию характеризуют такие черты, как воинствующая партийность, строгая научность, последовательная ре волюционность. подлинная народность, пролетарский интернационализм и совет ский патриотизм. В противоположность лживой, реакци онной буржуазной идеоло 1 и и . маскирую щей свою классовую сущность, советская идеология открыто защищает классовые интересы трудящихся, интересы социали стического государства. В этом состоит партийность идеологии. Глубокой партий ностью пронизано коммунистическое вос питание советского народа, воинское и политическое воспитание советских вои нов. Главной идеей советского воинского и политического воспитания является идея самоотверженной защиты социалистиче ского Отечества. Эта идея составляет ос нову воинского воспитания потому, что она трактует существо воинского долга, главную обязанность советского воина — защищать с оружием в руках государст венные интересы СССР. Этой главной идее подчинен весь процесс обучения и воспитания личного состава. В воспитании необходима острая поли тическая направленность. В уеловиях Воо руженных Сил СССР это обеспечивается многими и разнообразными воспитатель ными формами и прежде всего основными формами политического воспитания — ио- литзанятиями и системой марксистско- ленинской подготовки. Политическое воспитание идейно оду хотворяет весь процесс воспитания и обу чения. освещает великие цели, во имя ко торых борются советские воины. Где плохо поставлена организация ос новных форм политического воспитания, там страдает вся система воинского и по литического воспитания. Непонимание этой истины или предание забвению te приводит к аполитичности, безидейности в обучении и воспитании бойцов. Главное требование нашей партийной идеологии заключается в том. чтобы со ветским воинам прививались идеи комму низма. Прививать идеи коммунизма н а шим воинам — это означает, сделать для них понятным, близким, родным все то что делается в Советском государстве под руководством Коммунистической партии. Партийность в воспитании требует подхо дить к решению будничных, простых дел с государственной, партийной точки зре ния. требует подниматься до политиче ских обобщений. Взять хотя бы такой важнейший вопрос для наших частей и кораблей, как вопрос дальнейшего укре пления дисциплины. Еще М. И. Калинин указывал: «Ведь о дисциплине можно го ворить упрощенно, не исходя из целого, общего. Но если вы хотите, чтобы ком мунизм входил в сознание красноармейца и краснофлотца, чтобы метод их мышле ния был коммунистическим, то покажите им. что дисциплина нужна не ради дис циплины, не в этом суть, а что она дает возможность лучше выстоять в борьбе с врагом. Стойкость же в свою очередь нужна не как самоцель, а потому, что она в тяжелом положении сохраняет воин скую часть от больших iioivpi,». Вез дисциплины немыслима победа. В бею постоянно борются между собою два человеческих чувства: чувство долга и чувство самосохранения. Чувство долга — это та неукротимая сила, которая требует выполнить цриказ точно, вопреки труд ностям. невзгодам. Чувство самосохране ния, если оно особенно развито, перехо дит в чувство страха, боязни. Дисципли нированность воина помогает ему в лю бой обстановке выполнить свой патриоти ческий долг и требование Присяги, тре бование своего командира. Здесь взят только один пример, обобщено значение дисциплины при выполнении долга. Обоб щения позволяют иоднимать сознание вои на до понимания его великой ответствен ности перед Родиной, народом, флотом, кораблем, частью и тем самым показы вать его место в достижении великой цели. Идейная убежденность придает воину исключительную стойкость в борьбе. Следовательно, под партийностью в воспитании имеется в виду подчинение всего процесса воспитанл 1 я идее защиты социалистической Родины, имеется в виду подчинение деятельности, мыслей, по- ( сгупков и всей жизни человека этой ве ликой идее. Социалистическая идеология опирается на прочную основу марксизма, она ведет все науки, в том числе и военную науку, но единственно верному пути развития. Советская военная наука дает возмож ность раскрывать об’ективный характер закономерностей такого общественного явления, как война. Знание законов об щественного развития, законов тленней науки является основой научного, здоро вого оптимизма, уверенности, бодрости, глубокой веры в правоту, прогрессив ность. непобедимость нашего дела — де ла строительства коммунизма, уверенно сти в непобедимости Советских Вооружен ных Сил. Вся система воинского зо спип - ни я имеет нод собой глубоко научные основы. Оптимизм советских людей, советских в>инов. вытекающий нз знания законо мерностей общественного развития, ниче го общего не имеег с благодушием, хва стовством. зазнайством. Он покоится на уверенности в свои силы, на знаниях, опыте, которые необходимо всегда повы шать, накапливать, обновлять. Воспитание у наших воинов таких мо- рально-боевых качеств, как смелость, стойкость, отвага, бодрость духа, уверен ность в окончательной победе над врагами социалистической Родины, воспитание ве ры в силу и мощь оружия, корабля — важнейшая уставная обязанность всех офицеров, старшин, сержантов. Это до стигается путем постоянной работы по раг'яснению преимуществ социалистиче ской системы хозяйства над капиталисти ческой системой, раскрытия ’ источников силы и могущества нашей Родины, по каза непревзойденных качеств наших Ар мии и Флота перед армиями и флотами империалистических, агрессивных госу дарств. Очень важно отметить то обстоятель ство, что преимущества в материальных, моральных факторах в ходе войны сами по себе автоматически, конечно, не при носят победы. Это только возможности для одержания победы. Эти возможности надо уметь использовать. Следовательно, воину необходимо не только обладать вы соким моральным духом, но и иметь вы сокую военную выучку, в совершенстве владеть современным оружием, а началь ствующему составу необходимо иметь вы сокие организаторские способности. Важнейшей чертой социалистической идео.логпи является последовательная ре волюционность. Революционный дух про низывает социалистическое сознание все го советского народа и нашел свое яркое выражение в революционных подвигах рабочих и крестьян, свергнувших власть буржуазии и завоевавших Советскую власть, в героическом социалистическом труде, смелой ломке старых экономиче ских отношений и создании новых, со циалистических производственных отно шений. в бессмертных подвигах воинов Армии и Флота в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в осущест влении резкого под’ема производства пред метов народного потребления в нашей стране, в осуществлении величественных планов коммунистического строительства, намеченных историческими решениями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz