На страже Заполярья. 1954 год. Май.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 26 мая 1954 г., № 123 (4965). а в р е т е жи Уелышав сигнал о под’еме. старшим магро-' Поляков бодро п о д н я л с я с конки. Одевшись и аккуратно заправив конку, он вышел на верхнюю палубу. Жа.дно глохнув полными легкими но-весенне чу чистый и прохладный в-лплух. моряк за ­ любовался открывшимся порол ним видом. Мысли воина были прерваны словами команды руководителя Физической заряд­ ки. «Раз... два-а... Раз... два-а... Вдох — выдох...». Поляков с особым усердием занимался гимнасти кон. Свежпи воздух, хорошая физическая за­ рядка с 1 елал и свое дело. От вялого состо­ яния. которое бывает после сна. не оста­ лось и следа. Моряк выглядел бодрым, подвпагным жизнерадостным. — Это пригодится. — думал Поляков, спускаясь в кубрик. — впереди целый день работ, занятии, день труда. К не­ му надо готовить себя утром. Я. кажется, уже сделал это. «Ценит время и пену времени знает», — говорят о старшем матросе Полякове товарищи и начальники. Р> этом нетруд­ но убедиться. Вот он. посмотрев на часы, до ослепительного блеска чистит пуго­ вицы на бушлате. Время осталось — по­ бриться не мешало бы! «Успеешь еще,— скажет иногда кто-нибудь из товарищей, — давай лучше в «козла забьем» до на­ чала приборки». «Нет. — обыкновенно отвечает в таком случае старший матрос. — я сперва дело сделаю, а потом можно и в домино играть». Сигнал «Начать приборку!» застает По­ лякова на об’екте. Заведывание у Полякова обширное и в большей части расположено в трюме, так что глаз, да глаз за ним нужен. Чуть не доглядишь — уже металл покрылся ржавчиной. А Поляков знает, как труд­ но вывести ее. Куда легче не допустить возникновения ржавчины. Поэтому время, которое отводится на приборку, надо ис­ пользовать полностью. Поляков с особой тщательностью про­ тер ветошью масляные пятна на насосе, внимательно осмотрел многочисленные клапаны в трюме, протер пайолы. подно­ вил блеск медяшек. Старшина. пришед­ ший проверить качество приборки, одоб­ рительно подумал: «Молодец Поляков!». Вот и окончена приборка. Ровными ря­ дами стоят моряки на корме корабля. Они построились на под’ем Военно-мор­ ского Флага. Среди воинов и старший ма­ трос Поляков. Флаг поднят. Старшина 2 статьи Артемов проверяет внешний вид подчиненных. — Матрос Кучкия, у вас сегодня неопрятный вид. Не побриты и пуговицы не блестят. — делает старшина замеча­ ние подчиненному. — Вот смотрите на старшего мат!>оса Полякова. У него все в порядке. — Я не успел, товарищ старшина, — пытается оправдаться матрос, но. посмот­ рев на Полякова, умолкает. Это ему Куч- кин после утреннего чая предлагал «за­ бить козла». — В следующий раз это не повто-. рнтся. товарищ старшина. — твердо по­ обещал воин. Мероприятия, предусмотренные распо­ рядком дня. последовательно сменяли од­ но другое. Осмотр п проворачивание ме­ ханизмов... Это важный момент в службе старшего матроса Полякова и, как для специалиста, имеет для него большое зна­ чение. Несколько драгоценных минут рас­ ходуются бережно. За это время надо убе- дпться в исправности материальной ча­ сти. предупредить различного рода дефек­ ты, которые могут 'возникнуть в механиз­ мах. Вот и сейчас, зажав в руке гаечный С т а рш и й м а т р о с П о л я к о в точно вы п о л н я е т р а с п о р я д о к д н я ключ, моряк сосредоточенно подтягивает гг-.нки на ослабшем почему-то сальнике. Убедившись, что прокладка не пропустит воду. Поляков деловито начинает осма­ тривать другой механизм. Один из клапанов Поляков с большим трудом повернул на несколько оборотов, после чего понял, что клапан полностью н^ закрывается. А это может привести к тому, что вола из цистерны постепенно утечет. — Пожалуйста, товарищ Поляков. — ответил старшина. — Я вас слушаю. Механизм за механизмом, клапан за клапаном тщательно проверяет и внима­ тельно осматривает классный специалист Поляков. От его зоркого хозяйского глаза не ускользает даже самая незначительная мелочь. В походе она может вызвать серьезное повреждение механизма. Убе­ дившись, что замечаний больше нет. мо­ ряк обо всем четко доложил командиру отделения. — Товарищ старшина, — обратился он во время перерыва к старшине 2 ста­ тьи Иечерину,— мне хочется с вами посо- велозаться по поводу одного интересного и важного, -на мой взгляд, дела. — Пожалуйста, товарищ Поляков, — с готовностью ответил старшина. — Я вас слушаю. — Вот вы недавно проводили с нами занятия по специальности. — начал По­ ляков, — и об ’ясня.ли , какое важное зна­ чение имеют быстрые и точные действия по переключению различного рода маги­ стралей. по которым подается питатель­ ная вода к котлам и топливо к форсун­ кам. — Да это очень важно. От этого зави­ сит бесперебойное снабжение котельных установок ведой и топливом, что в ус­ ловиях похода, а тем более современного боя, играет решающую роль, — подтвер­ дил старшина. — Так вот, я хочу предложить неболь­ шое усовершенствование к клапану, рас­ положенному в трюме. — Интересно, что же вы придумали? — Клапан расположен в трюме в очень неудобном месте. А работать в по­ ходе с ним приходится часто. Быстро же сделать регулировку воды не удается по той причине, что он далеко расположен. Пока спускаешься в трюм — уходит много времени. Я решил с этим клапаном соединить привод и вывести его над пай- олами. Старшина помолчал, прикидывая в уме все достоинства этого приспособления, и одобрительно сказал: — Привод позволит в два раза быстрее делать переключение клапанов. Посовето­ вавшись с офицером, старшина одобрил предложение подчиненного. По сигналу «Начать работы и занятия!» воин спустился в трюм, где расположен клапан, и на листе бумаги набросал чер­ теж б уд ущ е го привода. Припасен необходимый инструмент и материал, из которого Поляков будет из­ готовлять длинный шток привода, отвое­ вано место у верстака в машинном отде­ лении, у которого работали только что два матроса. Через некоторое время уже можно было увидеть старшего матроса Полякова, склонившегося над тисками и умело орудовавшего ручником и зубилом. Во время перерыва на корме у обреза с водой изрядно уставший Поляков до­ куривал папиросу, когда к нему обратил­ ся один из товарищей. — Ты чем, Мануил, занимаешься се­ годня? — поинтересовался он. — Что-то вид у тебя усталый. — Да вот придумал одну вещь, кото­ рая позволит быстро регулировать подачу воды. — А зачем это нужно? 11 так всегда своевременно поступает вода. В это время мощный рев реактивного бомбардировщика заставил обоих войной поднять головы вверх. Но самолет был уже еле виден. — Вот и посмотрели... — улыбнув­ шись сказал Поляков. — Не успели огля­ нуться, а его уж и след простыл. — Да, скорость... — подтвердил това­ рищ. — Ну может быть теперь поймешь, за­ чем я занимаюсь таким делом? — спро­ сил Поляков, сделав ударение на слове «теперь», показывая этим всю важность только что наблюдаемого ими факта. — Смотри скорости какие? А для того, что- бь’ в случае войны, например, корабль имел возможность быстро маневрировать и тем самым обманывать врага, необходи­ мо, прежде всего, чтобы на корабле все действия выполнялись в предельно корот­ кий срок. А ты говоришь... Мы выполня­ ем на боевом посту все переключения бы­ стро. это правда, а сделаю это приспо­ коление — будем делать быстрее в два раза. Ясно? Все воемя до конца рабочего дня По­ лякову пришлось потратить на изготовле­ ние приспособления. А когда работа была закончена, ста/рпгина с удовлетворением отметил еще раз важность этого немуд­ реного устройства, а также высокоз ка­ чество выполненной работы. В очередном выходе корабля в море нововведение вы­ держало испытания. Действия с клапаном производились детально легко и быстро. Пришлось еще раз выслушивать похвалы, и Поляков, скромно отнекиваясь от них, в душе был искренне рад, что его труд пошел на пользу. ...Поляков мельком взглянул на часы. До сигнала осталось три минуты. «Необ­ ходимо прибрать место У верстака». — ’Вспомнил воин и принялся за дело. Рабо­ чее место прибрано, инструмент протерт и уложен на место. «Скоро можно будет отдохнуть». — думает моряк, протирая ветошью запачканные за день пайолы. — Чем сегодня заняться вечером? ...В каюте политико-просветительной работы, как всегда, оживленно. Моряки— исключительно любопытный народ. Все им хочется узнать, все постичь. — Мне товарищи рекомендовали книгу «Северная Аврора», есть она у вас? — обращается Полякоз к корабельному биб­ лиотекарю. — Дайте мне ее. Получив книгу, воин направился в кубрик, где сосредоточенно принялся за чтение. Чувство законной гордости вы­ зывают в нем страницы книги, где го­ ворится о самоотверженной борьбе наших людей за освобождение Советского Севера от англо-американских интервентов. После вечернего чая. когда приказали палубы проветрить и прибрать. Поляков опять зашел в комнату политико-просве­ тительной работы, где занялся чтением свежих газет, аккуратно разложенных на столе. Рабочий день окончен. «Что сделал я за день?» — как бы подводя итоги, размышляет старший матрос Мануил По­ ляков. ложась нз койку отдыхать. чтобы утром вновь встать сэежим и бодрым и образцово выполнять служебные обязан­ ности по утвержденному распорядку дня. Старшина 2 статьи А . СМИРНОВ. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Многое зависит от инициативы Было время, когда ефрейтор Захаров, если и выступал на политических заня­ тиях, то только по вызову руководителя. Но однажды он сам попросил разрешения ответить на один из довольно сложных вопросов. — Молодец, Захаров, — сказал я ему после занятий. — К сегодняшней беседе вы хорошо подготовились. — Мне Сапронов помог, товарищ млад­ ший лейтенант! Боец произнес это торопливо, как бы опасаясь, что командир переоценит его старание и не оценит по достоинству по­ мощь младшего сержанта Сапронова. «Мне помог Сапронов...». Очень часто слышу я, беседуя с воинами, эти слова. Не только ефрейтор Захаров, но и немало других слушателей группы своими первы­ ми успехами обязаны младшему сержанту Сапронову. Инициативный — вот слово, по-мое­ му, наиболее точно определяющее важней­ шую черту этого передового воина. Воз­ вратимся к случаю с ефрейтором Захаро­ вым. Следует отметить, что мною в тот раз не было отдано помощнику никаких распоряжений, имеющих отношение к это­ му воину. Помнится, младший сержант Сапронов был тогда очень перегружен ра­ ботой. Дать ему еще одно поручение, ка­ залось просто невозможным. Но он сам на­ шел подходящее время, чтобы побеседовать с отстающим в учебе слушателем и помочь ему подготовиться к беседе по теме. Вот что значит настоящий, не формальный подход к делу! Еще в начале учебного года, придя однажды на занятия, я увидел на клас­ сной доске аккуратно написанные мелом наименование темы занятий и основные вопросы, которые группе предстояло изу­ чить. Раньше я обычно делал подобные записи сам в ходе рассказа, тратя на это драгоценное учебное время. Теперь мне оставалось воспользоваться готовыми запи­ сями на доске, которые были сделаны младшим сержантом Сапроновым (я сразу узнал его почерк). — Значит это приносит кое-какую пользу, товарищ младший лейтенант? — спрашивал он у меня во время перерыва. — Тогда я буду делать записи перед каж­ дым занятием. И он держит свое слово. Мне могут возразить. Скажут: у помощ­ ника руководителя политзанятий есть оп­ ределенный круг обязанностей, пусть он выполняет их, и этого достаточно. Верно, помощнику доверено серьезное дело, перед ним поставлены ответственные задачи. II если бы, допустим, младший сержант Са­ пронов ограничился выполнением только этих, вполне определенных задач, я, есте­ ственно. не мог бы пред’явить к нему ни­ каких претензий. Но то и дорого, что че­ ловек сам, по собственной инициативе де­ лает полезное дело. II разве не заслужи­ вает такой человек похвалы и поощрения, разве нечему у такого товарища поучить­ ся другим помощникам руководителя по- лптзанятий?! Свои обязанности разные люди выпол­ няют по-разпому: одни — горячо, с огонь­ ком, другие (к счастью, очень немногие) — формально. Что касается младшего сер­ жанта Сапронова, то этот человек, по на­ туре своей, не терпит формального от­ ношения к работе. Когда он берется за что-нибудь, то тут уже можете не сом­ неваться — успех обеспечен. Чтобы убе­ дительнее показать это, обратимся к фак­ там. Был недавно такой случай. В суббот­ ний день я сказал Сапронову, что на сле­ дующей неделе нам на политзанятиях по­ требуется определенное количество книг «Боевой путь Советских Вооруженных Сил». Перед занятиями книги были до* славлены. Я сразу заметил, что на многих из них нет библиотечного штампа. — Сам купил их, товарищ младший лейтенант, — ответил на мой вопрос Сап­ ронов. — Был на увольнении и ку ­ пил. А в библиотеке на все* слушателей учебных пособий не хватало... Конечно, этот случай освещает работу нашей библиотеки с невыгодной стороны. Но факт остается Фактом, и он положи­ тельно характеризует помощника руково­ дителя политзанятий тов. Сапронова, как человека, который душой болеет за дове­ ренный ему участок работы. Можно было бы привести еще ряд при­ меров, показывающих усердие и трудолю­ бие младшего сержанта Сапронова, его чуткое, внимательное отношение к слуша­ телям, которые по какой-либо уважитель­ ной причине не посетили занятий, а так ­ же и к отстающим в учебе воинам. В на­ шем подразделении каждый знает, что ря­ довой Кудряшов изучил политико-админи­ стративную карту СССР с помощью тов. Сапронова. Знают воины и о том, как по­ мощник руководителя политзанятий нахо­ дил свободное время для того, чтобы помочь отдельным товарищам разобраться в неясных вопросах. Известно также, ка­ кую большую помощь оказал тов. Сапро­ нов многим сослуживцам в изучении по­ следних решений партии и правительства. Каждый, кому приходится бывать в на­ шем подразделении, обращает внимание на наглядные пособия. Это дело рук млад­ шего сержанта Сапронова. Географические карты он наклеил на марлю, другие учеб­ ные пособия также заботливо сохраняет, следит, чтобы они не портились. Словом, во все, что сделано в группе хорошего, он вложил свою долю труда и отдает все си­ лы тому, чтобы занятия в нашей группе проходили живо, интересно, на высоком ндейном уровне. Но наряду с этим мне хотелось бы сде­ лать ряд замечаний в адрес товарищей, которым доверено руководство политзаня­ тиями в подразделении. Помощникам ру­ ководителей политзанятий у нас не всегда уделяется достаточно внимания. Собирают их на беседы редко. Лекции и доклады для них читаются нерегулярно. Опыт рг- боты лучших помощников в подразделении н° обобщается, а поощрять таких товари­ щей у нас как-то не принято. Несомнен­ но, что устранение этих недостатков по­ могло бы значительно поднять идейный и организационный уровень политзанятий и ь других группах. Младший лейтенант И . ПОДУНОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Н Е Т З А Б О Т Ы О Ч И Т А Т Е Л Я Х Библиотека, обслуживающая наших вои­ нов. богатая. Она си-стематически попол­ няется новыми произведениями литерату­ ры. Кажется, есть все условия для того, чтобы читатели могли выбирать книга по желанию. Однако на деле получается иначе. Попросите заведующую библиоте­ кой тов. Ермолину выдать интересующую вас книгу, и <чна неизменно ответит: — Нет. она на руках. Старшин матв-ос Федоров однажды ска­ зал заведующей, ^то продолжительна вт»емя он не может взять одну из книг. — Вы ое не получите даже через ме­ сяц. потому что на эту книгу большая очередь. — грубо ответила заведующая. Грубит Ермолина часто, особенно ког­ да питатели не желают брать то. что она предлагает. Она никогда не посоветует, что лучше прочесть, не прислушивается к голосу читателей. В библиотеке нет наглядной агитации, рекомендующей воинам читать журналы и газеты. Скоро ли Ермолина изменит свое от­ ношение к читателям? М. СТЕПАНОВ. П Р И В Е С Т И К А М Б У З В П О Р Я Д О К Наше подразделение имеет замечатель­ ный камбуз. Помещения под разделочные рабочие цеха отделаны прекрасно. Но содержатся они плохо. Посуда почти еже­ дневно остается грязной. Работник камбу­ за тов. Пиняев недостаточно требовате­ лен к рабочим суточного наряда. Камбуз можно привести в хороший- вид, а посуду можно успевать чисто мыть, все условия для этого есть. Надо только, чтобы коман­ дование, заведующий камбузом и дежур­ ный по камбузу лучше следили за поряд­ ком и поддерживали там чистоту. Матрос Н. ГОЛУБЕВ. П О М О Ч Ь О Х О Т Н И К А М И Р Ы Б О Л О В А М В нашем подразделении организованы группы охотниксо и рыболовов. Зани­ маться увлекательным видом спорта же­ лают многие, и число охотников и рыбо­ ловов росло бы. но беда в том. что негде достать рыболовные снасти, крючки, бое­ запас, а также другие принадлежности для охоты. Ружье, например, мы чистим палочкой, шомпол купить у нас невоз­ можно. Когда, наконец, этому виду спорта бу­ дут уделять больше внимания? Старший лейтенант РЕБКИН . По следам наших выступлений На вахте — электрик Рябов ...Погода стояла пасмурная, но теплая. Мертвая зыбь плавно покачивала ко­ рабль. идущий заданным курсом. Специалист второго класса комсомолец Рябов выполнял обязанности вахтенно­ го электрика. Он внимательно следил за подачей электроэнергии на соответствую­ щие приборы и механизмы. Поступило приказание: — Переключить потребители левого борта е а питание постоянного тока. — Есть. — тут же отозвался стар­ ший матрос и моментально стал произво­ дить переключение. Проходит минута, другая... — Правый борт переключен на пита­ ние постоянного тока. — уверенно про­ изнес вахтенный электрик. Корабль продолжал и л и все дальше и дальше,- После похода старший матрос Рябоз привел в порядок вверенную ему матери­ альную часть, доложил командиру отделе­ ния о замечаниях в работе приборов и механизмов в походе... Передовой моряк имеет белее 10 по­ ощрений. Это ярко свидетельствует о его усердной службе. Старшина 1 статьи В. ПАНЧЕНКО . т м т ж ? ш ЙЙщЩ т т " . Специалист второго класса гвардии старший магрос Петр Писце — один из лучших торпе­ дистов гвардейского ко ­ рабля. Его безупречная служба — пример для многих воинов. З а от­ личное знание и содер­ жание боевой техники передовому моряку о б ’- явлено много б л агод ар ­ ностей и предоставлен внеочередной кратко­ срочный отпуск. НА СНИМКЕ : спе­ циалист второго класса гвардии старший матрос Петр Писце з а осмот­ ром своего заведы ваннч. Фото И. Никишова. «ЗАНЯТИЯ ПРОХОДЯТ НА НИЗКОМ УРОВНЕ» Так называлась корреспонденция П. Фамцова, опубликованная в нашей га­ зете 15 апреля с. г. Заместитель командира по политиче­ ской части сообщил редакции, что факты, изложенные в корреспонденции, подтвер­ дились. Корреспонденция обсуждена с ру­ ководителями групп политзанятий. Обра­ щено серьезное внимание на личную под­ готовку к очередным занятиям руководи­ теля группы Яблокова. По следам неопубликованных писем Военкор сообщил редакции, что в под­ разделении, где он служит, ^ мало уде­ ляется внимания матросской художест­ венной самодеятельности. Тоз. Цывине кин, которому было направ­ лено это письмо для принятия мер, сооб­ щил редакции, что изложенные военкором факты подтвердились. На заседании ком­ сомольского бюро принято решение устра­ нить недостатки и помочь командиру создать коллектив художественной само­ деятельности. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Идеология и политика Коммунистическойпартии — основа политическогои воинскоговоспитаниясоветскихвоинов Коммунистическая партия постоянно проявляет заботу о создании надежных гарантий успешного строительства ком­ мунизма в нашей стране. Одна из самых надежных гарантий Советского государст­ ва от всяких елучайностей заключается в постоянной боевой готовности Воору­ женных Сил СССР, в укреплении наших Армии и Флота, в осуществлении поли­ тики активной обороны Советского госу­ дарства от агрессивных действий его врагов. Важнейшим направлением в дея­ тельности наших военных кадров по ук­ реплению боеготовности Армии и Флота является повышение уровня идеологиче­ ской подготовки личного состава, воспи­ тание военнослужащих в духе беспре­ дельной преданности партии и советскому народу, делу коммунизма, в духе готовно­ сти в любых условиях выполнить свой священный воинский долг перед Родиной. Советская военная наука, руководст­ вуясь важнейшим положением историче­ ского материализма об определяющей ро­ ли народных масс в историческом разви­ тии. решающей роли людей в войне, счи­ тает. что в современной войне, еледова- тельно. роль морального фактора, роль человека, его морально-боевых качеств не снижается, а еще более возражает. Неуклонное повышение политического сознания, морально-боевых качеств совет­ ских воинов ло?тпгается системой поли­ тического и воинского воспитания. Воинское воспитание — специфиче­ ская часть коммунистического воспита­ ния. Оно имеет своим содержанием педе- устремленное и систематическое воздей­ ствие на сознание, волю, чувство и по­ веление военнослужащего с тем. чтобы прививать ему высокие морально-боевые качества. К таким качествам относятся: преданность делу Коммунистической пар­ тии, любовь к социалистической Родине и ненависть к ее врагам; непреклонная воля к победе и готовность воинов с достоин­ ством и честью выполнять свой воинский долг перед Родиной; высокая дисципли­ нированность и организованность; чест­ ность и правдивость; любовь к военному делу, боевой технике, оружию и кораблю; смелость и решительность; стойкость и выносливость; храбрость и героизм; ини­ циатива и сметка: революционная бди­ тельность и умение хранить военную тайну и т. д. Сложный комплекс военных знаний, умения и навыков, высокие морально­ боевые. политические и физические ка­ чества/ которыми необходимо вооружить военнослужащего, требуют от офицера глубокого знания теоретических основ воинского воспитания. * • * Основой политического и воинского воспитания советских воинов является идеология и политика Коммунистической партии. Идеология Коммунистической партии — это система идей, связанных в одно стройное целое — теорию социализма. Она выражает интересы рабочего класса в целом и всех трудящихся, борющихся против капиталистического гнета и экс­ плуатации. за построение нового общест­ венного строя. Советская идеология нахо­ дит свое выражение в различных формах общественного сознания: философии, ком­ мунистической морали, литературе и ис­ кусстве. Идеология нашего общества пронизана идеями марксизма-ленинизма, идеями са­ мого революционного научного мировоз­ зрения, единственно правильно отражаю­ щею материальные условия развития об­ щества. Какими же чертами характеризуется идеология и политика Коммунистической партии? Каковы те идеи, которые состав­ ляют основу коммунистического воспита­ ния вообще и воинского воспитания в ча­ стности? Социалистическую, марксистско-ленин­ скую идеологию характеризуют такие черты, как воинствующая партийность, строгая научность, последовательная ре­ волюционность. подлинная народность, пролетарский интернационализм и совет­ ский патриотизм. В противоположность лживой, реакци­ онной буржуазной идеоло 1 и и . маскирую­ щей свою классовую сущность, советская идеология открыто защищает классовые интересы трудящихся, интересы социали­ стического государства. В этом состоит партийность идеологии. Глубокой партий­ ностью пронизано коммунистическое вос­ питание советского народа, воинское и политическое воспитание советских вои­ нов. Главной идеей советского воинского и политического воспитания является идея самоотверженной защиты социалистиче­ ского Отечества. Эта идея составляет ос­ нову воинского воспитания потому, что она трактует существо воинского долга, главную обязанность советского воина — защищать с оружием в руках государст­ венные интересы СССР. Этой главной идее подчинен весь процесс обучения и воспитания личного состава. В воспитании необходима острая поли­ тическая направленность. В уеловиях Воо­ руженных Сил СССР это обеспечивается многими и разнообразными воспитатель­ ными формами и прежде всего основными формами политического воспитания — ио- литзанятиями и системой марксистско- ленинской подготовки. Политическое воспитание идейно оду­ хотворяет весь процесс воспитания и обу­ чения. освещает великие цели, во имя ко­ торых борются советские воины. Где плохо поставлена организация ос­ новных форм политического воспитания, там страдает вся система воинского и по­ литического воспитания. Непонимание этой истины или предание забвению te приводит к аполитичности, безидейности в обучении и воспитании бойцов. Главное требование нашей партийной идеологии заключается в том. чтобы со­ ветским воинам прививались идеи комму­ низма. Прививать идеи коммунизма н а ­ шим воинам — это означает, сделать для них понятным, близким, родным все то что делается в Советском государстве под руководством Коммунистической партии. Партийность в воспитании требует подхо­ дить к решению будничных, простых дел с государственной, партийной точки зре­ ния. требует подниматься до политиче­ ских обобщений. Взять хотя бы такой важнейший вопрос для наших частей и кораблей, как вопрос дальнейшего укре­ пления дисциплины. Еще М. И. Калинин указывал: «Ведь о дисциплине можно го­ ворить упрощенно, не исходя из целого, общего. Но если вы хотите, чтобы ком­ мунизм входил в сознание красноармейца и краснофлотца, чтобы метод их мышле­ ния был коммунистическим, то покажите им. что дисциплина нужна не ради дис­ циплины, не в этом суть, а что она дает возможность лучше выстоять в борьбе с врагом. Стойкость же в свою очередь нужна не как самоцель, а потому, что она в тяжелом положении сохраняет воин­ скую часть от больших iioivpi,». Вез дисциплины немыслима победа. В бею постоянно борются между собою два человеческих чувства: чувство долга и чувство самосохранения. Чувство долга — это та неукротимая сила, которая требует выполнить цриказ точно, вопреки труд­ ностям. невзгодам. Чувство самосохране­ ния, если оно особенно развито, перехо­ дит в чувство страха, боязни. Дисципли­ нированность воина помогает ему в лю­ бой обстановке выполнить свой патриоти­ ческий долг и требование Присяги, тре­ бование своего командира. Здесь взят только один пример, обобщено значение дисциплины при выполнении долга. Обоб­ щения позволяют иоднимать сознание вои­ на до понимания его великой ответствен­ ности перед Родиной, народом, флотом, кораблем, частью и тем самым показы­ вать его место в достижении великой цели. Идейная убежденность придает воину исключительную стойкость в борьбе. Следовательно, под партийностью в воспитании имеется в виду подчинение всего процесса воспитанл 1 я идее защиты социалистической Родины, имеется в виду подчинение деятельности, мыслей, по- ( сгупков и всей жизни человека этой ве­ ликой идее. Социалистическая идеология опирается на прочную основу марксизма, она ведет все науки, в том числе и военную науку, но единственно верному пути развития. Советская военная наука дает возмож­ ность раскрывать об’ективный характер закономерностей такого общественного явления, как война. Знание законов об­ щественного развития, законов тленней науки является основой научного, здоро­ вого оптимизма, уверенности, бодрости, глубокой веры в правоту, прогрессив­ ность. непобедимость нашего дела — де­ ла строительства коммунизма, уверенно­ сти в непобедимости Советских Вооружен­ ных Сил. Вся система воинского зо спип - ни я имеет нод собой глубоко научные основы. Оптимизм советских людей, советских в>инов. вытекающий нз знания законо­ мерностей общественного развития, ниче­ го общего не имеег с благодушием, хва­ стовством. зазнайством. Он покоится на уверенности в свои силы, на знаниях, опыте, которые необходимо всегда повы­ шать, накапливать, обновлять. Воспитание у наших воинов таких мо- рально-боевых качеств, как смелость, стойкость, отвага, бодрость духа, уверен­ ность в окончательной победе над врагами социалистической Родины, воспитание ве­ ры в силу и мощь оружия, корабля — важнейшая уставная обязанность всех офицеров, старшин, сержантов. Это до­ стигается путем постоянной работы по раг'яснению преимуществ социалистиче­ ской системы хозяйства над капиталисти­ ческой системой, раскрытия ’ источников силы и могущества нашей Родины, по­ каза непревзойденных качеств наших Ар­ мии и Флота перед армиями и флотами империалистических, агрессивных госу­ дарств. Очень важно отметить то обстоятель­ ство, что преимущества в материальных, моральных факторах в ходе войны сами по себе автоматически, конечно, не при­ носят победы. Это только возможности для одержания победы. Эти возможности надо уметь использовать. Следовательно, воину необходимо не только обладать вы­ соким моральным духом, но и иметь вы­ сокую военную выучку, в совершенстве владеть современным оружием, а началь­ ствующему составу необходимо иметь вы­ сокие организаторские способности. Важнейшей чертой социалистической идео.логпи является последовательная ре­ волюционность. Революционный дух про­ низывает социалистическое сознание все­ го советского народа и нашел свое яркое выражение в революционных подвигах рабочих и крестьян, свергнувших власть буржуазии и завоевавших Советскую власть, в героическом социалистическом труде, смелой ломке старых экономиче­ ских отношений и создании новых, со­ циалистических производственных отно­ шений. в бессмертных подвигах воинов Армии и Флота в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в осущест­ влении резкого под’ема производства пред­ метов народного потребления в нашей стране, в осуществлении величественных планов коммунистического строительства, намеченных историческими решениями

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz