На страже Заполярья. 1954 год. Май.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 мая 1954 г. № 113 (4960 ). пне качество занятий оо специальности Огвггствонные обязанности возложены m штурманских электриков корабля. 0н :; о.'служивлют элсктронавпгационные при­ боры. от paосты которых зависит безопас­ ность кораблевождения в различных ус­ ловиях плавания. Соврсменньи пасы лаги эхолоты и другие скис механизмы являются сложными при­ борами высокой точности. !1\ нужно умг.- л-? обслуживать. беречь. Б военное время, прежде чем вступят'» в б«»й с противникам подчас пнв.гет не­ обходимо проПтн е районах, где масса мелен и подводных камней по узкому фарватеру, проложенному тральши ка ми через минное ноле, и т. д. Потому обяза­ тельным условием является безотказ­ ное. исключительно точное действие элек- тропавяглцпоняых приборов. Г»сз них нельзя отлично провести артиллерий­ скую стрельбу яла торпедную атаку. В Заполярье, где часты густые туманы и обильные осадки, нередко не видно бе­ рега. линию горизонта и небесные свети­ ла возможностей для определения места корабля очень мало. Поэтому здесь посто­ янная и безошибочная работа заведыва- «ин штурманских электр^коз приобретает особое значение. Чтобы уметь обслуживать сложную технику, штурманские электрики долж­ ны в совершенстве овладеть своей специальностью, научиться грамотно и культурно обслуживать материальную часть. Огромную роль в совершенствовании знаний имеют занятия по специальности, тренировки и практическое обслуживание приборов во время выходов кораблей в море. Здесь большие задачи возлагаются на старшин. Обучая и воспитывая матросов, они должны всегда помнить о необходи­ мости повышать свое методическое ма­ стерство и тщательно готовиться к кая;- дому занятпю. Прежде чем приступить к подготовке к очередному занятию, руководителю сле­ дует хорошо уяснить содерясанне темы, подобрать необходимый учебный матери­ ал, изучить его, написать конспект и составить план занятия. Кроме этого, нужно подобрать пли изготовить нагляд­ ные пособия. Примером в этом отношении может служить старшина 1 статьи Вертяшн. Однажды его вызвал к себе командир. — Начинайте готовиться к занятпю по специальности на тему: «Назначение и тактико-технические данные гирокомпаса и устройство основного прибора», — приказал офицер. Вертягпн долго сидел над учебником, просмотрел описание прибора, вниматель­ но изучил все узлы и детали по черте­ жам и схемам. Затем он пошел на боевой пост и еще раз повторил все у материаль­ ной части. После этого он составил план занятия и конспект. Учебная цель каждого занятия должна быть конкретной и четко сформулирован­ ной. Действенность учебы во многом за­ висит от того, на что будет направлено внимание воинов. Это учел при составле­ нии плана Вертягпн. Если материал для личного состава но­ вый. то учебную цель старшина ставит примерно так: «ознакомить» пли «обу­ чить основам», «дать понятие». В том случае, когда подлежащий изучению ма­ териал знаком подчиненным, старшинл ставит перед собою цель обучить моряков уверенным действиям на боевом посту при обслуживании материальной части. В* назначенный день старшина до на­ чала занятия приготовил место. Он по­ весил на переборку схемы и чертежи. ЗнагпЬ и неуклонно вЬтолнятЬ воинские уставЫ снял с гирокомпаса крышку, открыл все R уставах Вооруженных Сил Союза приборы. ; ССР собран огромный военный опыт. По сигналу «Начать занятие» весь | Точное и строгое соблюдение всеми воен- лнчныи состав уже находился на своих ! нослужащими порядка и правил, уста- м е с т а х . Прежде чем приступить к расска- новленных уставами. — основное требо- ги|икпм- зу. Вертя;ин проверил, по Форме ли одеты в.-ние советской воинской дисциплины, ш т у р м а ч - ; м 1 Т|мх*ы. рассадил их так. чтобы они Бывает, что дисциплинированность по- мелли видеть приборы и схемы и чтобы ! намают только, как послушание. Однако ему оыло видно всех слушателей. Убедившись, что все в порядке, стар- этого мало. Правда, послушание является душой воинской службы, ее важнейшей шина об’явил тему занятий, обратил внн- J частью. По вместе с послушанием дисци- манне м а т р -voB на то что они должны подробно изучить ОСНОВНОЙ прибор, уяс­ нить назначение гирокомпаса и уметь уверенно действовать во время его за­ пуска и работы. Вертягин кратко остановился на исто­ рии создания гирокомпаса, назвал имена русских ученых, создавших его. об’яеннл, для чего он предназначен. Затем старшина назвал составные части гирокомпаса и приступил к освещению устройства ос­ новного прибора. При этом он обратил внимание личного состава на возможные неисправности, указал на детали, за ко­ торыми надо внимательно следить при обслуживании гирокомпаса. Он привел ряд примеров четких и уверенных дейст­ вий отдельных матросов на ходовой вах­ те. Свой рассказ старшина сопровождал показом различных деталей на схеме и материальной части. Закончив об’ясненпе первого вопроса. Вертягин обратился к подчиненным с ря- плина включает в сеоя определенную сумму таких навыков и знаний, которы­ ми военнослужащий руководствуется без особого на то приказания. Эти навыки н знания приобретаются в ходе военной службы, добываются настой­ чивой учебой п упорным трудом. А для того, чтобы образцом соблюдать воинские порядки, надо их знать и неуклонно вы­ полнять. Вез этого невозможно стать дис- ц v илини розанным матросом. Так именно и относится к своим слу­ жебным обязанностям матрос Ряйм. Воин при каждой возможности самостоятельно изучает уставы и наставления. Он хоро­ шо и глубоко понимает смысл требований Военной присяги и уставов. Вот. например, воины готовятся к за­ ступлению в наряд. Бойцы приводят в порядок обмундирование, еще и еще раз проверяют состояние оружия. Олин из воинов сбивчиво рассказал, как он будет принимать и сдавать пост. Было ясно, что капаульный слабо усвоил дом вопросов и получил^ на них правиль-, сьоп обязанности. Используя этот случай, матрсс Ряйм подошел к товарищу с Усталые. глубокие ответы. Убедившись, что слушатели хорошо поняли его. старшина приступил к следующему вопросу. Вертягпн закончил изложение материа­ ла за несколько минут до сигнала. Остав­ шееся время он использовал для закрепле­ ния знаний. В результате матросы твер­ до усвоили тему. Очередную тренировку старшина посвя­ тил отработке правил обслуживания ги­ рокомпаса и устранению возможных не­ исправностей в его работе. Тема практи­ ческого занятая была органически связана с предыдущей, явилась ее продолжением. Вертягпн заранее продумал от начала до конца весь ход тренировки и искусствен­ но сделал несколько «неисправностей». К началу тренировки все было готово. По сигналу личный состав занял своп моста. Старшина об’явил тему, напомнил матросам о мерах, гарантирующих сох­ ранность материальной части. — Матрос Петухов, включите гироком­ пас! — прпказал старшина. В оин быстро проверяет схему и, убе­ дившись. что все в порядке, запускает прибор. Тотчас он обнаруживает, что аг­ регат компаса не работает. Матрос прове­ ряет судовую сеть и находит ее неис­ правной. Он быстро заменяет предохрани­ тели и ставит переключатель в положе­ ние «включено». Теперь агрегат заработал. Гирокомпас работает как будто хорошо. Но почему следящая система быстро вра­ щается в одну сторону, картушка одного репитера дрожит, а другого — остается совсем неподвижной? Вначале матрос растерялся, но потом сообразил, в чем дело, и с помощью това­ рищей устранил неполадку. Довольный, чте узнал много нового, матрос доложил: «Гирокомпас включен». Заканчивая тренировку, старшина сде­ лал краткий разкЗор ее и дал оценку дей­ ствиям каждого матроса. На этом занятии, как и на всех предыдущих, моряки на­ учились многому. В этом заслуга стар­ шины 1 статьи Вертягпна — умелого на­ ставника своих подчиненных. Капитан-лейтенант А. БОЛДЫРЕВ. вом гарнизонной н караульной •служб в руках. Воины вместе повторили уставные положения еще раз прочитали об обя­ занностях часесмго на посту. — Часовой обязан бдительно охранять и стойко оборонять свой пост, стоять на посту бодро, ничем не отвлекаться от не­ сения службы, не выпускать пз рук и никому не отдавать оружие, включая и лип. которым он'подчинен... — читал Ряйм. — Поняли? — спросил Ряйм, когда за­ кончил чтение. — Спасибо, понял. — ответил това­ рищ. Заступив на посты, вопны зорко охра­ няли доверенные пм важные оо’екты. Некоторые из них за образцовое выполне­ н о боевой задачи и проявленные при этом бдительность и стойкость заслужили поощрения. В числе первых был назвал матрос Ряйм. Однажды матросы Кустов и Андреев заспорили между собой о действиях часо­ вою в определенных случаях. Этот ciiod явился поводом к дальнейшему изуче­ нию обязанностей караульных. 11 в этом немало помог- товарищам матрос Ряйм. Как-то подразделение готовилось к вы­ полнению стрелкового упражнения. Каж­ дый воин чувствовал особенную ответст­ венность. Многие матросы, по примеру Ряйма. заглянули в Уста®, в котором прочитали о том, что матрос «обязан... иметь всегда исправное, готовое к бою и вычищенное оружие и материальную часть». Это напомнило им о необходимо­ сти еще раз проверить состояние караби­ нов. Выполняя уставное требование, матрос Ряйм. как и всегда, внимательно осмо­ трел личное оружие, тщательно протер каждую деталь. При этом проверил, все ли сделано правильно. Винты были подтя­ нуты нормально, боек имел требуемый вы­ ход, состояние и положение мушки не вы­ зывало никаких сомнений. По-хозяйски был проверен каждый шуруп. Но на этом матрос Ряйм не успокоил­ ся. Он достал учебник и прочитал раз­ дел, в котором рассказывалось о влия­ нии ветра и температуры воздуха на по­ лет пули. Знать это воину необходимо для того, чтобы ввести нужную по­ правку и обеспечить высокую меткость стрельбы. Все это порождало у матром уверенность в своих силах и он смело за­ нял огневой рубеж. Тщательная подготовка воина к стрель­ бе не пропала даром. Он успешно выпол­ нил стрелковое упражнение, заняв луч­ шее место среди товарищей. Систематическое изучение воинских уставов и наставлений, их добросовестное выполнение снискали матросу Ряйму ува­ жение и авторитет со стороны личною состава подразделения. Не случайно, что товарищи запросто обращаются к нему за раз'яснением тех или иных вопросов службы. II в этом отношении матрос Ряйм оказывает действенную помощь своему командиру отделения в воспита­ нии дисциплинированных, знающих свое дело ВОИНОВ. Матрос Яковлев заспорил недавно с матросом Ряйм по поводу срока наложе­ ния на виновного дисциплинарного взы­ скания. Первый докладывал свою точку зрения, второй — свою. — Зачем же спорить, — сказал ма­ трос Ряйм. — Дисциплинарный устав нас рассудит... Открыли Устав и прочитали соответ­ ствующую статью. Оказалось, что Ряйм был нрав. Яковлев смутился и понял, что нужно учиться и жить но уставам. Топа ©се будет ясно. Постоянное изучение воинских уставов и наставлений имеет в службе большое значение. Зная их. воин будет уверенно выполнять свои обязанности, сумеет при надобности проявить инициативу и смет- к v. Такие матросы и в мирное время и в бою являются душой коллектива. Для них дисциплина становится привычкой. На них равняются остальные. Вот почему правильно поступают те метросы, старшины и сержанты, которые используют каждую свободную минуту для глубокого освоения руководящих до­ кументов, регламентирующих службу в наших Нооруженных Силах. Однако у нас еще есть воины, кото­ рые недооценивают важности этого. Они ленятся зачастую открыть Устав и про­ читать о том. что слабо усвоили ранее. Результатом такого небрежною отношения к повышению своих знаний являются различные промахи и недостатки но слу­ жбе. За примерами ходить далеко не надо. В нашем подразделении служит матрос Дорофеев. Он слабо знает требования во­ инских уставов и наставлений. Только этим об’ясняется тот факт, что при вы­ полнении своих служебных обязанностей матрос занимался посторонними делами, которые запрещены Уставом. Допускает воин и другие нарушения. Все это говорит о том, что матрос До­ рофеев не проявил к себе должной требо­ вательности по изучению уставов и на­ ставлений, не чувствует личной ответст­ венности за выполнение своего воинского долга. Знать уставы, жить по уставам! — жгг что должно быть девизом каждого со­ ветского воина. В этом залог всех наших успехов в учебе п службе, важнейшее условие повышения боевой готовности родного флота. Ведь правду говорят: «Дей­ ствуй по уставу — завоюешь честь и сла­ ву». Старший лейтенант П. ВАСИЛЬЕВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ КОГДА НЕТ КОНТРОЛЯ По всей нашей стране идет грандиоз­ ное строительство. Усилия партии, пра­ вительства и народа направлены на то, чтобы все наши .поди жилп в красивых, удобных домах. К сожалению, некоторые строительные организации до сих пор не поняли этой ответственной задачи, не выполняют пла­ нов строительных работ. Например, в этом году намечен капи­ тальный ремонт жилых помещений Лг 24 и Л: 25 силами КЭЧ. Для этой цели от­ пущены большие средства. II вот прошло уже два месяца, а ремонтные работы недопустимо затянулись. Хуже того, жиль­ цы ремонтируемых помещений в настоя­ щее время оказались в еще более худших условиях, чем до ремонта, т. к. начатые работы до конца не доведены. Причиной этого является отсутствие контроля со стороны руководителей КЭЧ. lice работы строителей пущены на само­ тек. ПР0ШАК0ВА. П е р е д о в и к и п р о и з в о д с т в а Личный состав нашего подразделения стремится перевыполнять производст­ венные нормы. Хороших показателей в труде доби­ лись рядовые Филатов. Ца­ рев и ефрейтор Черноус. Они ежедневно выполняют задания на 130 процентов. В их работе в значи­ тельной степени помогает хорошая стролггельная тех­ ника, которой передовые воины уже вполне овладе­ ли. За добросовестную служ­ бу воинам предоставлены внеочередные краткосроч­ ные отпуска. Рядовой В. СЫЧЕНКО. Старательный помощник руководителя политзанятий * За сравнительно короткий срок работы помощником руководителя группы полити­ ческих занятий младший сержант Степа­ нов проявил прнлея:ное отношение к пору­ ченному делу. С самых первых дней он активно помо­ гает отстающим воинам, учит их работать с книгой, прививает вкус к чтению газет и художественной литературы. Он не ог­ раничивается только беседами по изучае­ мым темам, а держит постоянную и самую тесную связь с комсомольской организа­ цией, своевременно и смело критикует упущения в учебе слушателей своей груп­ пы, помогает им устранять недостатки. Принципиальная критика недочетов, повседневная товарищеская помощь сослу- живцам оказали благотворное воздействие. Ранее отстававшие воины Чебыкпн. Ста­ ровойтов, Беляев и другие сейчас хорошо стали усваивать темы, значительно лучше исполнять свои обязанности по службе. Некоторые нз них удостоены поощ­ рения командира. Сам помощник руководи­ теля группы политзанятий, как командир передового отделения, за отличные пока­ затели в службе и умелое воспитание под­ чиненных удостоен внеочередного кратко­ срочного отпуска. Младший сержант А. ПОТЕХИН. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ФОРМАЛИЗМ? Поручения играют немалую роль в вос­ питании комсомольцев. Однако у нас с этим делом обстоит явно неблагополучно. Секретарь комсомольской организации тов. Довгонолов к даче поручений и контро­ лю за их выполнением относится формаль­ но. Приведем такой пример. Однажды секретарь поручил комсомоль­ цу Ксилозу провести громкую читку. Но он не помог ему найти нужный материал, нз посоветовал, как это сделать. В резуль­ тате Козлов читку не провел. Однако это не помешало секретарю сделать в тетради учета поручений отметку «выполнено». Таким же путем тов. Козлов «выполнил» еще два поручения. Подобные Ф а к т ы г о в о р я т о серьезных срывах в комсомольской работе. Бюро следует покончл!ть с порочным методом контроля за выполнением поручений. Старший матрос Г. СЕНЮШЕВ. Настойчиво совершенствует знания матросов специалист высокого класса старшина 1 статьи Виктор Тюрин. Перед выходом в море он проверяет знания воинов, раз’ясняет стоящие перед ними задачи, внимательно проверяет состояние боевой техники. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старшина 1 статьи Виктор Тюрин раз’ясняет матросам поставленные перед ними учебные задачи на предстоящий вы­ ход в море. Фото И. Ннкишова. По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо тов.-Уте- генова, в котором он написал о плохой службе медицинского работника. Командир, которому было направлено это письмо для расследования п принятия мер. .сообщил, что недостатки, имевшие место в работе медработника, устране­ ны. Приняты меры к улучшению меди­ цинского обслуживания личного состава. ■ь ☆ Sr Старшина 2 статьи II. Жилин писал в редакцию о том. что помещение, в кото­ ром находились портновская и сапожная мастерские подразделения, занято под другие хозяйственные нужды, а работники мастерских используются на разных ргк>- тах. Из-за этого подгонка и починка об­ мундирования воинов не производится. Копия письма была направлена коман­ диру для расследования и принятия мер. На днях получен ответ, в котором сооб­ щается, что меры но устранению указан­ ных недостатков приняты, сапожник и портной приступили к работе по специ­ альности. ■ft ft ft Военкор нашей газеты старшина 1 ста­ тьи Л. Голико.з сообщил в редакцию, что команде «Шторм», завоевавшей звание чемпиона Северного флота по русскому хоккею, не вручен приз, хотя зимний се­ зон уже давно закончен. Копия письма была направлена для расследования и принятия мер. На днях в редакцию поступило второе письмо военкора Л. Голикова, в которол он сообщает, что благодаря вмешательству редакции приз и грамоты хоккейной команде «Шторм» вручены. Героическая борьба русского и украинского народов против иноземных поработителей Празднуя историческую годовщину — 300-летие воссоединения Украины с Рос­ сией. народы Советского Союза с закон­ ной гордостью смотрят на свое историче­ ское прошлое. Связанные навеки неруши­ мой дружбой, они прошли славный путь и являются носителями великих освобо­ дительных традиций. Дружба народов на­ шей Родины родилась и окрепла в их со­ вместной борьбе против иноземных захват­ чиков, против царского самодержавия и гнета капиталистов и помещиков. В XVI веке большая часть Украины была захвачена панской Польшей. Поль­ ские Ф е о д а л ы с помощью Ватикана уста­ новили на Украине жесткий крепостниче­ ский гнет, проводили политику ополячи­ вания украинцев. Огромные страдания ис­ пытывал украинский народ от постоянных разбойничьих набегов турок и крымских ханоя. Но никакие испытания не могли сломить духа украинскою народа. Развер­ тывая борьбу за национальное освобожде­ ние. он стремился к воссоединению с ве­ ликим русским народом в едином Россий­ ским государстве. Выдающиеся победы одержал украин- период 11 а родно-ое вободи- против шляхетской Поль- 10 51 годах. Главной и вс- войны явилось угнетенное крестьянство, боровшееся за освобояиение Украины от польской шляхты и высту­ павшее против социального гнета поль­ ских ч украинских феодалов-крепостни- ков. Самоотверженную борьбу украинско­ го народа горячо поддержал великий рус­ ский парод. Кго всесторонняя помощь ~ы- гьала решающую роль в освобождении Украины от ига иноземных захватчиков. Серьезную помощь украинскому народу в его борьбе прошв гнета польских и ли­ товских феодалов, за воссоединение с Кандидат исторических наук полковник А. АНТОНОВ. скип народ в тельной войны шк в 1048 — шающей силой Россией оказал братский белорусский на­ род. Историческая заслуга великою сына украинского народа, выдающегося госу­ дарственною деятеля и полкозодца Богда­ на Хмельницкого состояла в том, что он, выражая стремления украинского народа к тесному союзу с русским народом и возглавляя процесс складывания украин­ ской государственности, правильно пони­ мал ее задачи и перспективы, видел спа­ сение украинского народа в ого о б в и н е ­ нии с великим русским народом. Наряду с Богданом Хмельницким из среды восставшего украинского народа вышли такие замечательные военные ру­ ководители п народные герои, как Кри­ вонос, Нечай. Богун и другие. Воссоединение Украины с Россией яви­ лось историческим событием и имело ог­ ромное значение для дальнейшего разви­ тия двух великих народов, «столь близких и по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории» (В. И. Ленин). Закрепив исторически сложившиеся тес­ ные связи, русский и украинский народы стали еще успешнее бороться против ино­ земных захватчиков, против гнета рус­ ских и украинских крепостников. В начале XVIII века русский и укра­ инский народы дали сокрушительный от­ пор шведским интервентам, стремившимся оторвать Украину от России и поработать русский и украинский народы. Разгром шведских захватчиков в 1700 году в битве под Полтавой показал большую си­ лу России, поднял ее международный ав­ торитет. Во второй половине XVIII века русский народ с помощью украинского народа из­ гнал из Причерноморья и Крыма турец­ ких захватчиков. Это была крупнейшая победа России над султанской Турцией, в кодорой выдающуюся роль сыграл вели­ кий русский полководец А. В. Суворов. К концу XVIII века произошло воссоеди­ нение Правобережной Украины с Россией, что привело к развитию сельского хозяй­ ства и промышленности на территории Украины и сыграло огромную положи­ тельную роль в развитии производитель­ ных сил всей нашей страны. Еще более сокрушительными были уда­ ры русского, украинского и других наро­ дов России по наполеоновским полчищам в 1812 году, стремившимся поработить нашу Родину. Война против иноземных захватчиков ' приняла народный освободи­ тельный характер. На призыв русского народа горячо откликнулся украинский народ. Для борьбы с захватчиками на Ук­ раине были сформированы казачьи палки н ополченские отряды. Численность всех вооруженных сил, сформированных на Украине, достигла 60 тысяч человек. Народы России, в том тасле и украин­ ский народ, во главе с русским народом наголову разгромили более чем полумил­ лионную наполеоновскую армию. Отечест­ венная война 1812 года окончилась победой России. Давая сокрушительный отпор инооем- ным поработителям, русский и украин­ ский народы одновременно вели совмест­ ную борьбу против общих угнетателей, против крепостников и буржуазии, против царизма и капиталистического рабства. Украинские крестьяне принимали актив­ нее участие в антифеодальных восстаниях XVII — XVIII веков. В первой половине XIX века на Украине и в России развер­ нулись многочисленные выступления кре­ постных рабочих помещичьих мануфактур и казенных заводов против каторжных условий труда. В конце XIX века в Р оссии сформиро­ вался самый революционный в мире рус­ ский рабочий класс, в лице которого тру­ дящиеся всех национальностей нашей страны обрели надежного руководителя в их борьбе за ниспровержение социального и национального гнета. Революционное движение трудящихся всей России возгла­ вила боевая марксистская партия рабоче­ го класса. Она была создана в 1903 году на II с’езде РСДРП на идейных и орга­ низационных началах, разработанных В. И. Лениным. В неразрывном единстве с общероссий­ ским рабочим движением развертывалось рабочее движение на Украине. В октябре 1917 года рабочий класс России в союзе с трудящимся крестьян­ ством. под руководством Коммунистиче­ ской партии, свергнул власть империали­ стической буржуазии и установил дикта­ туру пролетариата. Угнетенные массы впервые в истории создали свою подлинно народную власть, власть рабочих и кре­ стьян, создали Советское государство. Ук­ раинский народ первым вслед за русским народом встал на путь социалистической революции, Остановил Советскую власть, создал свое советское национальное госу­ дарство — УССР. Коммунистическая партия помогла так ­ же и всем другим народам России создать свою национальную государственность, об­ разовать свои национальные республики. Создание первого в мире социалистиче­ ского государства работах и крестьян вызвало бешеную злобу иностранных им­ периалистов. Сговорившись с русскими помещиками и капиталистами, они нача­ ли против молодой Советской республики военную интервенцию. Все народы нашей Редины по зову Коммунистической пар­ тии поднялись на борьбу против врага п с честью отстояли завоевания Великою Октября, свою свободу и независимость. В годы иностранной военной интервен­ ции и гражданской войны украинский народ, опираясь на братскую помощь ве­ ликого русского народа, других народов нашей Родины, мужественно боролся с оружием в руках прошв австро-герман­ ских и антантовских интервентов, громил их презренных лакеев — украинских на­ ционалистов. В боях за свободу украин­ ского и других народов нашей страны сражались на Украине многие тысячи ра,- бочих и крестьян Советской России. В то же время многие сыны украинского на­ рода сражались на других фронтах граж­ данской войны. В период иностранной военной интер­ венции и гражданской войны русский и украинский народы выдвинули из своей среды таких замечательных героев как Чапаев. Железнякоз, Руднев, Виноградов, Лазо, Щорс, Пархоменко, Боженко и мно­ гих других. Выдающаяся роль в мобилизации сил украинскою народа на разгром иностран­ ных интервентов и внутренней контрре­ волюции принадлежит Коммунистической партии Украины, созданной в июле 1918 года. Коммунистическая партия Украины являлась и является составной и нераз­ рывной частью Коммунистической партии Советского Союза, одним нз крупнейших се отрядов. Под руководством Коммунисти­ ческой партии украинский народ при братской помощи русского народа и дру­ гих народов нашей страны отстоял свою свободу и независимость, осуществил ве­ ликие социалистические преобразования. Украина превратилась в могучую инду­ стриал ьно- колхозную социал исти ческую державу. Благодаря мудрой политике Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства было успешно завершено с о е ­ динение всех украинских территорий. С УССР были воссоединены Западная Укра­ ина, Северная Буковина, Измаильская об­ ласть и, наконец. Закарпатская Украина После воссоединения всех украинских зе­ мель Советская Украина стала одним из крупнейших государств в Европе, в кото­ ром живет сейчас более 40 миллионов че­ ловек. Недавно в состав УССР передана Крымская область. \ Великая сила дружбы народов СССР ярко проявилась в период Великой Отече­ ственной войны. В дни суровых испыта­ ний перед всем миром предстали замеча­ тельные качества русского народа, его ясный ум. стойкий характер, свободолю­ бие, выдержка, священная ненависть к фашистским захватчикам, к рабству и уг­ нетению. Русский народ заслужил общее признание руководящей силы Советского Союза. Он является наиболее выдающейся социалистической нацией нз всех наций, входящих в состав нашею могучего мно­ гойацнон ал ьного государства. Вместе с русским народом и другими народами СССР героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной вой­ ны вонны-украннцы. Десятки тысяч украинских воинов проявили в боях ге­ роизм и отвагу. В памяти советских людей всегда будет жить имя славного сына украинского на­ рода Героя Советского Союза Александра Шевченко, повторившего бессмертный под­ виг русскою воина Александра Матр>сова. Еще юношей Шевченко вступил в пар­ тизанский отряд, а после освобождения советскими войсками его деревни Молча­ новки. Киевской области, он был зачи­ слен в один из полков Советской Армии. Во время Ясско-Кишпневскей операции 20 августа 1941 года рота, в составе ко­ торой сраясался Шевченко. атаковала сильно^ укрепленную гитлеровцами высо­ ту 183. Когда отделение, которым коман­ довал Шевченко, стремительным рывком приблизилось к высоте, неожиданно на ее скате заговорил молчавший и. казалось, подавленный огнем наших пушек непри­ ятельский дзот. Нули прижимали солдат к земле. Под прикрытием ружеипо-пуле- мс-тного огня своего отделения Шевченко подполз к дзоту и заб|>осал его грачата­ ми. Как только вражеский пулемет умолк, дружное «ура» прогремело над полем боя и солдаты энергично бросились на штурм высоты. Но вот дзот снова возобновил стрельбу и его огонь прямо в упои хле-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz