На страже Заполярья. 1954 год. Май.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 мая 1954 г. № 113 (4960 ). пне качество занятий оо специальности Огвггствонные обязанности возложены m штурманских электриков корабля. 0н :; о.'служивлют элсктронавпгационные при боры. от paосты которых зависит безопас ность кораблевождения в различных ус ловиях плавания. Соврсменньи пасы лаги эхолоты и другие скис механизмы являются сложными при борами высокой точности. !1\ нужно умг.- л-? обслуживать. беречь. Б военное время, прежде чем вступят'» в б«»й с противникам подчас пнв.гет не обходимо проПтн е районах, где масса мелен и подводных камней по узкому фарватеру, проложенному тральши ка ми через минное ноле, и т. д. Потому обяза тельным условием является безотказ ное. исключительно точное действие элек- тропавяглцпоняых приборов. Г»сз них нельзя отлично провести артиллерий скую стрельбу яла торпедную атаку. В Заполярье, где часты густые туманы и обильные осадки, нередко не видно бе рега. линию горизонта и небесные свети ла возможностей для определения места корабля очень мало. Поэтому здесь посто янная и безошибочная работа заведыва- «ин штурманских электр^коз приобретает особое значение. Чтобы уметь обслуживать сложную технику, штурманские электрики долж ны в совершенстве овладеть своей специальностью, научиться грамотно и культурно обслуживать материальную часть. Огромную роль в совершенствовании знаний имеют занятия по специальности, тренировки и практическое обслуживание приборов во время выходов кораблей в море. Здесь большие задачи возлагаются на старшин. Обучая и воспитывая матросов, они должны всегда помнить о необходи мости повышать свое методическое ма стерство и тщательно готовиться к кая;- дому занятпю. Прежде чем приступить к подготовке к очередному занятию, руководителю сле дует хорошо уяснить содерясанне темы, подобрать необходимый учебный матери ал, изучить его, написать конспект и составить план занятия. Кроме этого, нужно подобрать пли изготовить нагляд ные пособия. Примером в этом отношении может служить старшина 1 статьи Вертяшн. Однажды его вызвал к себе командир. — Начинайте готовиться к занятпю по специальности на тему: «Назначение и тактико-технические данные гирокомпаса и устройство основного прибора», — приказал офицер. Вертягпн долго сидел над учебником, просмотрел описание прибора, вниматель но изучил все узлы и детали по черте жам и схемам. Затем он пошел на боевой пост и еще раз повторил все у материаль ной части. После этого он составил план занятия и конспект. Учебная цель каждого занятия должна быть конкретной и четко сформулирован ной. Действенность учебы во многом за висит от того, на что будет направлено внимание воинов. Это учел при составле нии плана Вертягпн. Если материал для личного состава но вый. то учебную цель старшина ставит примерно так: «ознакомить» пли «обу чить основам», «дать понятие». В том случае, когда подлежащий изучению ма териал знаком подчиненным, старшинл ставит перед собою цель обучить моряков уверенным действиям на боевом посту при обслуживании материальной части. В* назначенный день старшина до на чала занятия приготовил место. Он по весил на переборку схемы и чертежи. ЗнагпЬ и неуклонно вЬтолнятЬ воинские уставЫ снял с гирокомпаса крышку, открыл все R уставах Вооруженных Сил Союза приборы. ; ССР собран огромный военный опыт. По сигналу «Начать занятие» весь | Точное и строгое соблюдение всеми воен- лнчныи состав уже находился на своих ! нослужащими порядка и правил, уста- м е с т а х . Прежде чем приступить к расска- новленных уставами. — основное требо- ги|икпм- зу. Вертя;ин проверил, по Форме ли одеты в.-ние советской воинской дисциплины, ш т у р м а ч - ; м 1 Т|мх*ы. рассадил их так. чтобы они Бывает, что дисциплинированность по- мелли видеть приборы и схемы и чтобы ! намают только, как послушание. Однако ему оыло видно всех слушателей. Убедившись, что все в порядке, стар- этого мало. Правда, послушание является душой воинской службы, ее важнейшей шина об’явил тему занятий, обратил внн- J частью. По вместе с послушанием дисци- манне м а т р -voB на то что они должны подробно изучить ОСНОВНОЙ прибор, уяс нить назначение гирокомпаса и уметь уверенно действовать во время его за пуска и работы. Вертягин кратко остановился на исто рии создания гирокомпаса, назвал имена русских ученых, создавших его. об’яеннл, для чего он предназначен. Затем старшина назвал составные части гирокомпаса и приступил к освещению устройства ос новного прибора. При этом он обратил внимание личного состава на возможные неисправности, указал на детали, за ко торыми надо внимательно следить при обслуживании гирокомпаса. Он привел ряд примеров четких и уверенных дейст вий отдельных матросов на ходовой вах те. Свой рассказ старшина сопровождал показом различных деталей на схеме и материальной части. Закончив об’ясненпе первого вопроса. Вертягин обратился к подчиненным с ря- плина включает в сеоя определенную сумму таких навыков и знаний, которы ми военнослужащий руководствуется без особого на то приказания. Эти навыки н знания приобретаются в ходе военной службы, добываются настой чивой учебой п упорным трудом. А для того, чтобы образцом соблюдать воинские порядки, надо их знать и неуклонно вы полнять. Вез этого невозможно стать дис- ц v илини розанным матросом. Так именно и относится к своим слу жебным обязанностям матрос Ряйм. Воин при каждой возможности самостоятельно изучает уставы и наставления. Он хоро шо и глубоко понимает смысл требований Военной присяги и уставов. Вот. например, воины готовятся к за ступлению в наряд. Бойцы приводят в порядок обмундирование, еще и еще раз проверяют состояние оружия. Олин из воинов сбивчиво рассказал, как он будет принимать и сдавать пост. Было ясно, что капаульный слабо усвоил дом вопросов и получил^ на них правиль-, сьоп обязанности. Используя этот случай, матрсс Ряйм подошел к товарищу с Усталые. глубокие ответы. Убедившись, что слушатели хорошо поняли его. старшина приступил к следующему вопросу. Вертягпн закончил изложение материа ла за несколько минут до сигнала. Остав шееся время он использовал для закрепле ния знаний. В результате матросы твер до усвоили тему. Очередную тренировку старшина посвя тил отработке правил обслуживания ги рокомпаса и устранению возможных не исправностей в его работе. Тема практи ческого занятая была органически связана с предыдущей, явилась ее продолжением. Вертягпн заранее продумал от начала до конца весь ход тренировки и искусствен но сделал несколько «неисправностей». К началу тренировки все было готово. По сигналу личный состав занял своп моста. Старшина об’явил тему, напомнил матросам о мерах, гарантирующих сох ранность материальной части. — Матрос Петухов, включите гироком пас! — прпказал старшина. В оин быстро проверяет схему и, убе дившись. что все в порядке, запускает прибор. Тотчас он обнаруживает, что аг регат компаса не работает. Матрос прове ряет судовую сеть и находит ее неис правной. Он быстро заменяет предохрани тели и ставит переключатель в положе ние «включено». Теперь агрегат заработал. Гирокомпас работает как будто хорошо. Но почему следящая система быстро вра щается в одну сторону, картушка одного репитера дрожит, а другого — остается совсем неподвижной? Вначале матрос растерялся, но потом сообразил, в чем дело, и с помощью това рищей устранил неполадку. Довольный, чте узнал много нового, матрос доложил: «Гирокомпас включен». Заканчивая тренировку, старшина сде лал краткий разкЗор ее и дал оценку дей ствиям каждого матроса. На этом занятии, как и на всех предыдущих, моряки на учились многому. В этом заслуга стар шины 1 статьи Вертягпна — умелого на ставника своих подчиненных. Капитан-лейтенант А. БОЛДЫРЕВ. вом гарнизонной н караульной •служб в руках. Воины вместе повторили уставные положения еще раз прочитали об обя занностях часесмго на посту. — Часовой обязан бдительно охранять и стойко оборонять свой пост, стоять на посту бодро, ничем не отвлекаться от не сения службы, не выпускать пз рук и никому не отдавать оружие, включая и лип. которым он'подчинен... — читал Ряйм. — Поняли? — спросил Ряйм, когда за кончил чтение. — Спасибо, понял. — ответил това рищ. Заступив на посты, вопны зорко охра няли доверенные пм важные оо’екты. Некоторые из них за образцовое выполне н о боевой задачи и проявленные при этом бдительность и стойкость заслужили поощрения. В числе первых был назвал матрос Ряйм. Однажды матросы Кустов и Андреев заспорили между собой о действиях часо вою в определенных случаях. Этот ciiod явился поводом к дальнейшему изуче нию обязанностей караульных. 11 в этом немало помог- товарищам матрос Ряйм. Как-то подразделение готовилось к вы полнению стрелкового упражнения. Каж дый воин чувствовал особенную ответст венность. Многие матросы, по примеру Ряйма. заглянули в Уста®, в котором прочитали о том, что матрос «обязан... иметь всегда исправное, готовое к бою и вычищенное оружие и материальную часть». Это напомнило им о необходимо сти еще раз проверить состояние караби нов. Выполняя уставное требование, матрос Ряйм. как и всегда, внимательно осмо трел личное оружие, тщательно протер каждую деталь. При этом проверил, все ли сделано правильно. Винты были подтя нуты нормально, боек имел требуемый вы ход, состояние и положение мушки не вы зывало никаких сомнений. По-хозяйски был проверен каждый шуруп. Но на этом матрос Ряйм не успокоил ся. Он достал учебник и прочитал раз дел, в котором рассказывалось о влия нии ветра и температуры воздуха на по лет пули. Знать это воину необходимо для того, чтобы ввести нужную по правку и обеспечить высокую меткость стрельбы. Все это порождало у матром уверенность в своих силах и он смело за нял огневой рубеж. Тщательная подготовка воина к стрель бе не пропала даром. Он успешно выпол нил стрелковое упражнение, заняв луч шее место среди товарищей. Систематическое изучение воинских уставов и наставлений, их добросовестное выполнение снискали матросу Ряйму ува жение и авторитет со стороны личною состава подразделения. Не случайно, что товарищи запросто обращаются к нему за раз'яснением тех или иных вопросов службы. II в этом отношении матрос Ряйм оказывает действенную помощь своему командиру отделения в воспита нии дисциплинированных, знающих свое дело ВОИНОВ. Матрос Яковлев заспорил недавно с матросом Ряйм по поводу срока наложе ния на виновного дисциплинарного взы скания. Первый докладывал свою точку зрения, второй — свою. — Зачем же спорить, — сказал ма трос Ряйм. — Дисциплинарный устав нас рассудит... Открыли Устав и прочитали соответ ствующую статью. Оказалось, что Ряйм был нрав. Яковлев смутился и понял, что нужно учиться и жить но уставам. Топа ©се будет ясно. Постоянное изучение воинских уставов и наставлений имеет в службе большое значение. Зная их. воин будет уверенно выполнять свои обязанности, сумеет при надобности проявить инициативу и смет- к v. Такие матросы и в мирное время и в бою являются душой коллектива. Для них дисциплина становится привычкой. На них равняются остальные. Вот почему правильно поступают те метросы, старшины и сержанты, которые используют каждую свободную минуту для глубокого освоения руководящих до кументов, регламентирующих службу в наших Нооруженных Силах. Однако у нас еще есть воины, кото рые недооценивают важности этого. Они ленятся зачастую открыть Устав и про читать о том. что слабо усвоили ранее. Результатом такого небрежною отношения к повышению своих знаний являются различные промахи и недостатки но слу жбе. За примерами ходить далеко не надо. В нашем подразделении служит матрос Дорофеев. Он слабо знает требования во инских уставов и наставлений. Только этим об’ясняется тот факт, что при вы полнении своих служебных обязанностей матрос занимался посторонними делами, которые запрещены Уставом. Допускает воин и другие нарушения. Все это говорит о том, что матрос До рофеев не проявил к себе должной требо вательности по изучению уставов и на ставлений, не чувствует личной ответст венности за выполнение своего воинского долга. Знать уставы, жить по уставам! — жгг что должно быть девизом каждого со ветского воина. В этом залог всех наших успехов в учебе п службе, важнейшее условие повышения боевой готовности родного флота. Ведь правду говорят: «Дей ствуй по уставу — завоюешь честь и сла ву». Старший лейтенант П. ВАСИЛЬЕВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ КОГДА НЕТ КОНТРОЛЯ По всей нашей стране идет грандиоз ное строительство. Усилия партии, пра вительства и народа направлены на то, чтобы все наши .поди жилп в красивых, удобных домах. К сожалению, некоторые строительные организации до сих пор не поняли этой ответственной задачи, не выполняют пла нов строительных работ. Например, в этом году намечен капи тальный ремонт жилых помещений Лг 24 и Л: 25 силами КЭЧ. Для этой цели от пущены большие средства. II вот прошло уже два месяца, а ремонтные работы недопустимо затянулись. Хуже того, жиль цы ремонтируемых помещений в настоя щее время оказались в еще более худших условиях, чем до ремонта, т. к. начатые работы до конца не доведены. Причиной этого является отсутствие контроля со стороны руководителей КЭЧ. lice работы строителей пущены на само тек. ПР0ШАК0ВА. П е р е д о в и к и п р о и з в о д с т в а Личный состав нашего подразделения стремится перевыполнять производст венные нормы. Хороших показателей в труде доби лись рядовые Филатов. Ца рев и ефрейтор Черноус. Они ежедневно выполняют задания на 130 процентов. В их работе в значи тельной степени помогает хорошая стролггельная тех ника, которой передовые воины уже вполне овладе ли. За добросовестную служ бу воинам предоставлены внеочередные краткосроч ные отпуска. Рядовой В. СЫЧЕНКО. Старательный помощник руководителя политзанятий * За сравнительно короткий срок работы помощником руководителя группы полити ческих занятий младший сержант Степа нов проявил прнлея:ное отношение к пору ченному делу. С самых первых дней он активно помо гает отстающим воинам, учит их работать с книгой, прививает вкус к чтению газет и художественной литературы. Он не ог раничивается только беседами по изучае мым темам, а держит постоянную и самую тесную связь с комсомольской организа цией, своевременно и смело критикует упущения в учебе слушателей своей груп пы, помогает им устранять недостатки. Принципиальная критика недочетов, повседневная товарищеская помощь сослу- живцам оказали благотворное воздействие. Ранее отстававшие воины Чебыкпн. Ста ровойтов, Беляев и другие сейчас хорошо стали усваивать темы, значительно лучше исполнять свои обязанности по службе. Некоторые нз них удостоены поощ рения командира. Сам помощник руководи теля группы политзанятий, как командир передового отделения, за отличные пока затели в службе и умелое воспитание под чиненных удостоен внеочередного кратко срочного отпуска. Младший сержант А. ПОТЕХИН. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ФОРМАЛИЗМ? Поручения играют немалую роль в вос питании комсомольцев. Однако у нас с этим делом обстоит явно неблагополучно. Секретарь комсомольской организации тов. Довгонолов к даче поручений и контро лю за их выполнением относится формаль но. Приведем такой пример. Однажды секретарь поручил комсомоль цу Ксилозу провести громкую читку. Но он не помог ему найти нужный материал, нз посоветовал, как это сделать. В резуль тате Козлов читку не провел. Однако это не помешало секретарю сделать в тетради учета поручений отметку «выполнено». Таким же путем тов. Козлов «выполнил» еще два поручения. Подобные Ф а к т ы г о в о р я т о серьезных срывах в комсомольской работе. Бюро следует покончл!ть с порочным методом контроля за выполнением поручений. Старший матрос Г. СЕНЮШЕВ. Настойчиво совершенствует знания матросов специалист высокого класса старшина 1 статьи Виктор Тюрин. Перед выходом в море он проверяет знания воинов, раз’ясняет стоящие перед ними задачи, внимательно проверяет состояние боевой техники. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старшина 1 статьи Виктор Тюрин раз’ясняет матросам поставленные перед ними учебные задачи на предстоящий вы ход в море. Фото И. Ннкишова. По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо тов.-Уте- генова, в котором он написал о плохой службе медицинского работника. Командир, которому было направлено это письмо для расследования п принятия мер. .сообщил, что недостатки, имевшие место в работе медработника, устране ны. Приняты меры к улучшению меди цинского обслуживания личного состава. ■ь ☆ Sr Старшина 2 статьи II. Жилин писал в редакцию о том. что помещение, в кото ром находились портновская и сапожная мастерские подразделения, занято под другие хозяйственные нужды, а работники мастерских используются на разных ргк>- тах. Из-за этого подгонка и починка об мундирования воинов не производится. Копия письма была направлена коман диру для расследования и принятия мер. На днях получен ответ, в котором сооб щается, что меры но устранению указан ных недостатков приняты, сапожник и портной приступили к работе по специ альности. ■ft ft ft Военкор нашей газеты старшина 1 ста тьи Л. Голико.з сообщил в редакцию, что команде «Шторм», завоевавшей звание чемпиона Северного флота по русскому хоккею, не вручен приз, хотя зимний се зон уже давно закончен. Копия письма была направлена для расследования и принятия мер. На днях в редакцию поступило второе письмо военкора Л. Голикова, в которол он сообщает, что благодаря вмешательству редакции приз и грамоты хоккейной команде «Шторм» вручены. Героическая борьба русского и украинского народов против иноземных поработителей Празднуя историческую годовщину — 300-летие воссоединения Украины с Рос сией. народы Советского Союза с закон ной гордостью смотрят на свое историче ское прошлое. Связанные навеки неруши мой дружбой, они прошли славный путь и являются носителями великих освобо дительных традиций. Дружба народов на шей Родины родилась и окрепла в их со вместной борьбе против иноземных захват чиков, против царского самодержавия и гнета капиталистов и помещиков. В XVI веке большая часть Украины была захвачена панской Польшей. Поль ские Ф е о д а л ы с помощью Ватикана уста новили на Украине жесткий крепостниче ский гнет, проводили политику ополячи вания украинцев. Огромные страдания ис пытывал украинский народ от постоянных разбойничьих набегов турок и крымских ханоя. Но никакие испытания не могли сломить духа украинскою народа. Развер тывая борьбу за национальное освобожде ние. он стремился к воссоединению с ве ликим русским народом в едином Россий ским государстве. Выдающиеся победы одержал украин- период 11 а родно-ое вободи- против шляхетской Поль- 10 51 годах. Главной и вс- войны явилось угнетенное крестьянство, боровшееся за освобояиение Украины от польской шляхты и высту павшее против социального гнета поль ских ч украинских феодалов-крепостни- ков. Самоотверженную борьбу украинско го народа горячо поддержал великий рус ский парод. Кго всесторонняя помощь ~ы- гьала решающую роль в освобождении Украины от ига иноземных захватчиков. Серьезную помощь украинскому народу в его борьбе прошв гнета польских и ли товских феодалов, за воссоединение с Кандидат исторических наук полковник А. АНТОНОВ. скип народ в тельной войны шк в 1048 — шающей силой Россией оказал братский белорусский на род. Историческая заслуга великою сына украинского народа, выдающегося госу дарственною деятеля и полкозодца Богда на Хмельницкого состояла в том, что он, выражая стремления украинского народа к тесному союзу с русским народом и возглавляя процесс складывания украин ской государственности, правильно пони мал ее задачи и перспективы, видел спа сение украинского народа в ого о б в и н е нии с великим русским народом. Наряду с Богданом Хмельницким из среды восставшего украинского народа вышли такие замечательные военные ру ководители п народные герои, как Кри вонос, Нечай. Богун и другие. Воссоединение Украины с Россией яви лось историческим событием и имело ог ромное значение для дальнейшего разви тия двух великих народов, «столь близких и по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории» (В. И. Ленин). Закрепив исторически сложившиеся тес ные связи, русский и украинский народы стали еще успешнее бороться против ино земных захватчиков, против гнета рус ских и украинских крепостников. В начале XVIII века русский и укра инский народы дали сокрушительный от пор шведским интервентам, стремившимся оторвать Украину от России и поработать русский и украинский народы. Разгром шведских захватчиков в 1700 году в битве под Полтавой показал большую си лу России, поднял ее международный ав торитет. Во второй половине XVIII века русский народ с помощью украинского народа из гнал из Причерноморья и Крыма турец ких захватчиков. Это была крупнейшая победа России над султанской Турцией, в кодорой выдающуюся роль сыграл вели кий русский полководец А. В. Суворов. К концу XVIII века произошло воссоеди нение Правобережной Украины с Россией, что привело к развитию сельского хозяй ства и промышленности на территории Украины и сыграло огромную положи тельную роль в развитии производитель ных сил всей нашей страны. Еще более сокрушительными были уда ры русского, украинского и других наро дов России по наполеоновским полчищам в 1812 году, стремившимся поработить нашу Родину. Война против иноземных захватчиков ' приняла народный освободи тельный характер. На призыв русского народа горячо откликнулся украинский народ. Для борьбы с захватчиками на Ук раине были сформированы казачьи палки н ополченские отряды. Численность всех вооруженных сил, сформированных на Украине, достигла 60 тысяч человек. Народы России, в том тасле и украин ский народ, во главе с русским народом наголову разгромили более чем полумил лионную наполеоновскую армию. Отечест венная война 1812 года окончилась победой России. Давая сокрушительный отпор инооем- ным поработителям, русский и украин ский народы одновременно вели совмест ную борьбу против общих угнетателей, против крепостников и буржуазии, против царизма и капиталистического рабства. Украинские крестьяне принимали актив нее участие в антифеодальных восстаниях XVII — XVIII веков. В первой половине XIX века на Украине и в России развер нулись многочисленные выступления кре постных рабочих помещичьих мануфактур и казенных заводов против каторжных условий труда. В конце XIX века в Р оссии сформиро вался самый революционный в мире рус ский рабочий класс, в лице которого тру дящиеся всех национальностей нашей страны обрели надежного руководителя в их борьбе за ниспровержение социального и национального гнета. Революционное движение трудящихся всей России возгла вила боевая марксистская партия рабоче го класса. Она была создана в 1903 году на II с’езде РСДРП на идейных и орга низационных началах, разработанных В. И. Лениным. В неразрывном единстве с общероссий ским рабочим движением развертывалось рабочее движение на Украине. В октябре 1917 года рабочий класс России в союзе с трудящимся крестьян ством. под руководством Коммунистиче ской партии, свергнул власть империали стической буржуазии и установил дикта туру пролетариата. Угнетенные массы впервые в истории создали свою подлинно народную власть, власть рабочих и кре стьян, создали Советское государство. Ук раинский народ первым вслед за русским народом встал на путь социалистической революции, Остановил Советскую власть, создал свое советское национальное госу дарство — УССР. Коммунистическая партия помогла так же и всем другим народам России создать свою национальную государственность, об разовать свои национальные республики. Создание первого в мире социалистиче ского государства работах и крестьян вызвало бешеную злобу иностранных им периалистов. Сговорившись с русскими помещиками и капиталистами, они нача ли против молодой Советской республики военную интервенцию. Все народы нашей Редины по зову Коммунистической пар тии поднялись на борьбу против врага п с честью отстояли завоевания Великою Октября, свою свободу и независимость. В годы иностранной военной интервен ции и гражданской войны украинский народ, опираясь на братскую помощь ве ликого русского народа, других народов нашей Родины, мужественно боролся с оружием в руках прошв австро-герман ских и антантовских интервентов, громил их презренных лакеев — украинских на ционалистов. В боях за свободу украин ского и других народов нашей страны сражались на Украине многие тысячи ра,- бочих и крестьян Советской России. В то же время многие сыны украинского на рода сражались на других фронтах граж данской войны. В период иностранной военной интер венции и гражданской войны русский и украинский народы выдвинули из своей среды таких замечательных героев как Чапаев. Железнякоз, Руднев, Виноградов, Лазо, Щорс, Пархоменко, Боженко и мно гих других. Выдающаяся роль в мобилизации сил украинскою народа на разгром иностран ных интервентов и внутренней контрре волюции принадлежит Коммунистической партии Украины, созданной в июле 1918 года. Коммунистическая партия Украины являлась и является составной и нераз рывной частью Коммунистической партии Советского Союза, одним нз крупнейших се отрядов. Под руководством Коммунисти ческой партии украинский народ при братской помощи русского народа и дру гих народов нашей страны отстоял свою свободу и независимость, осуществил ве ликие социалистические преобразования. Украина превратилась в могучую инду стриал ьно- колхозную социал исти ческую державу. Благодаря мудрой политике Ком мунистической партии и Советского пра вительства было успешно завершено с о е динение всех украинских территорий. С УССР были воссоединены Западная Укра ина, Северная Буковина, Измаильская об ласть и, наконец. Закарпатская Украина После воссоединения всех украинских зе мель Советская Украина стала одним из крупнейших государств в Европе, в кото ром живет сейчас более 40 миллионов че ловек. Недавно в состав УССР передана Крымская область. \ Великая сила дружбы народов СССР ярко проявилась в период Великой Отече ственной войны. В дни суровых испыта ний перед всем миром предстали замеча тельные качества русского народа, его ясный ум. стойкий характер, свободолю бие, выдержка, священная ненависть к фашистским захватчикам, к рабству и уг нетению. Русский народ заслужил общее признание руководящей силы Советского Союза. Он является наиболее выдающейся социалистической нацией нз всех наций, входящих в состав нашею могучего мно гойацнон ал ьного государства. Вместе с русским народом и другими народами СССР героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной вой ны вонны-украннцы. Десятки тысяч украинских воинов проявили в боях ге роизм и отвагу. В памяти советских людей всегда будет жить имя славного сына украинского на рода Героя Советского Союза Александра Шевченко, повторившего бессмертный под виг русскою воина Александра Матр>сова. Еще юношей Шевченко вступил в пар тизанский отряд, а после освобождения советскими войсками его деревни Молча новки. Киевской области, он был зачи слен в один из полков Советской Армии. Во время Ясско-Кишпневскей операции 20 августа 1941 года рота, в составе ко торой сраясался Шевченко. атаковала сильно^ укрепленную гитлеровцами высо ту 183. Когда отделение, которым коман довал Шевченко, стремительным рывком приблизилось к высоте, неожиданно на ее скате заговорил молчавший и. казалось, подавленный огнем наших пушек непри ятельский дзот. Нули прижимали солдат к земле. Под прикрытием ружеипо-пуле- мс-тного огня своего отделения Шевченко подполз к дзоту и заб|>осал его грачата ми. Как только вражеский пулемет умолк, дружное «ура» прогремело над полем боя и солдаты энергично бросились на штурм высоты. Но вот дзот снова возобновил стрельбу и его огонь прямо в упои хле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz