На страже Заполярья. 1954 год. Май.

18 мая 1954 г . № 116 (4958 ). На с т р а ж е З а п о л я р ь я о П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь До к о нц а и з жи т ь н е д о с т а т к и в п а р т и й н о м п р о с в е ще н и и Недавно слушатели двух групп партии- i теля ми лорабля. Воины коллективно раз­ ной школы сдавали экзамены по истории | бирали вопросы, а если что оказывалось Коммунистической партии Советского Со- не под силу, то за помощью обращались к юза. Трудными были условия подготовки j коммунистам Оноприенко. Нятунину и к итоговому занятию: корабль выходил в i другим. ШИ Р Е П Р О П А Г А Н Д У КНИГИ! Наш неразлучный друг море, и активистам пришлось использо­ вать для повторения материала каждую свободную минуту, работать с большим напряжением. Отрадно отметить, что сре­ ди слушателей не нашлось ни одного че­ ловека. который бы несерьезно отнесся к учебе в этот ответственный период. Да оно и понятно. Каждый слушатель, созна­ вая огромную роль марксистско-ленинской теории, стремится овладеть ею как можно лучше. Готовились активисты к экзаменам на­ пряженно и настойчиво. Но не каждый правильно распределил время, не каждый избрал наиболее рациональный метод изу­ чения и повторения материала, не каждый ощущал необходимую помошь со стороны партийной организации и работников партшколы. Об этом и стоит поговорить, чтобы перенять опыт лучших и избежать ошибок, допущенных отдельными воинами. Уверенно и подробно отвечал на все во­ просы гвардии старший матрос Бобарыкин. Он — выпускник. Слушатель сумел хо­ рошо повторить весь материал изучить постановления партии и правительства, грпнятые за послетнее время и направ­ ленные на дальнейший поГем народного хозяйства СССР. Не случайно, отвечая на вопрос о коллективизации сельского хо­ зяйства нашей страны, он увязал собы­ тия 1929 — 1933 годов с осуществлен­ ными недавно мероприятиями по укруп­ нению колхозов и с задачами, намеченны­ ми сентябрьским и Февральско-мартовским Пленумами ЦК КПСС. По выступлению тов. Бобарыкина чув­ ствовалось. что он в курсе важнейших событий происходящих в нашей стране и зя рубежом. Воин в хоте потготовки к эк­ заменам не забывал прочесть свежую га­ зету. послушать радио и. главное, осмы­ слить каждое явление. Времени у него на все хватало, так как он заранее опреде­ лил, к какому сроку и какой материал следует ппочитать, строго придерживался намеченного плана. Повторял материал он по учебнику и по записям, которые про­ изводил в течение двух лет учебы. — Некоторые товарищи составляли за­ писи только для того, чтобы по ним вы­ ступить ..а классно-групповых или семи­ нарских занятиях. — говорит он. — Та­ кие записи или очень скупые, или слиш­ ком подробные зачастую представляющие ич себя сплошные цитаты. От той и дру­ гой крайности я отказался своевременно. В тетрадь своими словами сжато заношу основное содержание темы, а также даты цифры. В любое время я посмотрю свои записи — и в памяти в н ^ ь восстанавли­ ваю весь ранее изученный материал. Большую часть материала тов. Бобары- еи н повторил совместно с другими слуша- Следует отметить, что на корабле хоро­ шо позаботились о слушателях. Им предо­ ставили место и время на подготовку к эк­ заменам. Секретарь партийной организа­ ции и заместитель командира но полити­ ческой части лично интересовались, кому и какая нужна консультация, литерату­ ра. помогали воинам советом. Они обрати­ ли особое внимание активистов на изуче­ ние решений июльского, сентябрьского и февральско-мартовского Пленумов ЦК КПСС, а также XIX с'езда партии, сессий Верховного Совета СССР, приказов Ми­ нистра Обороны Союза ССР. Тов. Бобарыкин. получив билет с вопро­ сами. тщательно продумал их, нашел нуж­ ные названия на карте и только тогда до­ ложил о готовности к ответу. Вот почему его выступление было уверенным, содер­ жательным. связанным с задачами, стоя­ щими перед кораблем. Глубокие знания показали также стар­ шины 1 статьи Ковнерев. Горбенко, .стар­ шина 2 статьи Костенников и многие другие слушатели первого и второго года обучения. Старательно учился в течение двух лет и настойчиво готовился к экзаменам так­ же старший матрос Побережен. Но ответы его не полностью удовлетворили экзамена­ ционную комиссию. Дело в том. что слу­ шатель слабо увязывал исторический ма­ териал с совпеменными событиями и за­ дачами, стоящими перед личным составом. О нынешних международных проблемах, о положении в отдельных странах он рас­ сказал только после наводящих вопросов. Когда его спросили, почему так получи­ лось. он чистосердечно признался: — При повторении материала я мало внимання обращал важным документам, опубликованным в печати за последнее время, почти совсем не читал свежих га­ зет. Между прочим, старший матрос Серха- чёв, который служит вместе с тов. Побе- режцем. также показал слабые знания со­ временной международной обстановки. Партийная организация корабля и, в ча­ стности, коммунисты Коваль, Парамзин, Марченко и другие, хорошо помогавшие слушателям в усвоении исторических со­ бытий, мало обратили внимания на их связь с современностью. Рассказывая о борьбе Советского Союза за мир и укрепление дружбы между на­ родами, тов. Побережен привел заученные цитаты, общие положения, но пока не по­ лучил наводящего вопроса, ничего не ска­ зал о таком важном событии, имеющем прямое отношение к борьбе за мир. как Женевское совещание министров иност­ ранных дел. Это свидетельствует и о дру­ гом недостатке, допущенном воином: при повторении материала он старался зау- Одним из важнейших средств распро­ странения знаний является книга. Она помогает воспитывать советских воинов в духе патриотизма, беззаветной преданно­ сти социалиста ческой Родине и готоано- чить отдельные положения, но не осмыс- (ГГК в ЛЮ(',у Ю минуту- встать на ее защиту. лил их глуооко. Некоторым товарищам, особенно закан­ чивающим первый год обучения, необхо­ димо серьезное внимание уделить геогра­ фической карте. Матрос Бешта, отвечая на вопросы, долго искал, где находится г. Орехово-Зуево, а старшина 1 статьи Губин — столицу одного из европейских государств. Тов. Бешта также неправиль­ но назвал фамилию рабочего-революционе- ра Петра Моисеенко, а тов. Фрол показал слабое знание художественной литературы о русско-японской войне 1904— 1905 го­ дов. Недооценивать значения этих оплош­ ностей нельзя, ибо знание географической карты, художественной литературы и. в частности, книг на исторические и воен­ но-морские темы, забота об общем куль­ турном развитии — все это необходимо вонну-коммунисту, призванному правдиво и убедительно вести раз’яснительную ра­ боту среди личного состава. Некоторые слушатели отвечали на эк­ заменах ниже своих возможностей, так как слабо продумали выступления. Напри­ мер, старший матрос Мамчур, рассказывая о декабрьском вооруженном восстании 1905 гола, приводил второстепенные под­ робности, увлекся общими выводами и не выделил главных моментов этого события. Старшина 1 статьи Сорокин вместо реше­ ний пятой сессии Верховного Совета СССР начал освещать другие постановле­ ния. Потом он правильно ответил на этот вопрос. Поспешил встать из-за стола так­ же тов. Шрамченко. Он не привел в си­ стему свои записи и поэтому во время выступления ему пришлось часто поправ­ лять самого себя. Многие слушатели говорили о том. что техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Но никто в связи с этим не сказал о шу­ михе, разжигаемой империалистами о том, что будто бы судьбу современных войн решают сверхсильные виды оружия и т. п. Никто не отметил, что современные оружие и техника только тогда будут спо­ собствовать победе, когда воины в совер­ шенстве овладеют ими, что только воины, сильные духом, с высокими морально-бое­ выми качествами способны победить лю­ бого врага. Имелись недостатки и в организацион­ ной подготовке к экзаменам. Группа слу­ шателей по второму году обучения была размещена в холодном, тесном помещении. В одном из билетов трудно было разоб­ рать, о какой партийной конференции предлагалось рассказать — о тринадцатой или восемнадцатой. В целом проверочные занятия прошли организованно. Они показали возросшее стремление активистов к овладению жи­ вотворящей теорией КПСС, к повышению могущества наших Вооруженных Сил. Капитан-лейтенант Е . КОЗЛОВ. Пропаганда книги должна занимать важ­ ное и почетное место в деле коммунисти­ ческого воспитания советских воинов. Наша комсомольская организация уме­ ло пропагандирует книги советских писа­ телей среди матросов корабля. По ини­ циативе комсомольцев и библиотекаря старшего матроса Чуланова у нас прово­ дятся литературные и тематические вече­ ра по отделиным книгам, важным вопро­ сам армейской ii Флотской жизни, под­ нимаемым в художественной литературе. На корабле трудно найти моряка, который бы не читал книг советских писателей, особенно о военной жизни. Книга стала другом матросов и старшин, она помогает им расти не только идейно, но и в воен­ ном отношении. Хорошо выполняют воинский долг старшины 2 статьи Василий Абанькин, Леонид Борисов, старший матрос Василий Воротынцев и многие другие. II если n j спросить, что им помогает добиться высо­ ких показателей в боевой и политической подготовке, то они ответят — книга. Мо­ ряки Абанькин и Борисов являются уме­ лыми комендорами, они — классные спе­ циалисты, хорошо о1учают своих подчи­ ненных. Стать передовыми воинами им помогла любовь к книгам. Недавно у нас был проведен тематиче­ ский вечер «Комсомол в художест­ венных произведениях советских пи­ сателей». К этому вечеру готовились за­ ранее. Особенно много пришлось по­ работать докладчику и тем, кто ре­ шил выступать. Они подолгу просижива­ ли над книгами, составляли конспекты. В выходной день на вечер собрался весь личный состав. С докладом выступил старшина 2 статьи Сафонов. Рассказав о героических подвигах комсомольцев, он особенно подробно и доходчиво ознакомил присутствующих с героическими делами комсомольцев в годы Великой Отечест­ венной войны и в послевоенное время, описанные в художественной литературе. После этого Сафонов рассказал об учебе комсомольцев корабля и своим докладом вызвал стремление многих матросов вы­ сказаться на этом вечере. Вслед за Сафо­ новым выступили комсомольцы Медведев — по роману Н. Островского «Как зака­ лялась сталь», а также старший матрос Андреев, который рассказал о службе в Вооруженных Силах Александра Матросо­ ва по книге писателя Журбы. — Мы должны быть такими, как ге­ рой Отечественной войны Александр Ма­ тросов, брать с него пример, — сказал Андреев. — Наша священная обязанность состоит в том. чтобы всемерно укреп­ лять могущественные Советские Воору­ женные Силы. Мы должны быть всегда в состоянии боевой готовности для сокруши­ тельного отпора любому нападению врага. В своем выступлении старший матрос Чуланов остановился на произведении Е. Мальцева «От всего сердца». Думы всех присутствующих он хорошо выразил словами: — Комсомольцы нашего корабля будут упорно доживаться отличных показателей в боевой и политической подготовке, уве­ личивать число классных специалистов. Выступавших было много, вечер про­ шел оживленно и интересно. После вечера матросы просмотрели кинокартину «Комсомольск». Ф. МАРЧЕННОВ. Слово о книге Любимый друг солдата! Ну, кто из нас когда-то, Читая, не гордился Завидною судьбой? Корчагин мчался шляхом. Бил оккупантов Птаха, Чапасвцы лихие Неслись в горячий б*ой... Мы вырастали в школе, Мужали в комсомоле, Мы обретали зрелость, Надев шинель свою. Когда на фланге роты Упал сержант пехоты, Я сразу вспомнил Данко, — Он с нами был в бою!.. Любимый друг солдата! Ну, кто из нас когда-то Похожим на героев Не думал в детстве стать? Как ими не гордиться: И Теркин, и Беридзе, И Кошевой, и Зоя Нас учат побеждать. Ю. ГОЛ БДМАН. Библиотекарь передвижки Больше оказывать помощи слушателям Семинары в нашей школе проходят на­ много оживленнее, чем раньше. В беседах принимают участие почти все слушате­ ли Каждый вопрос, поставленный- пропа­ гандистом. разбирается основательно. Свои ответы активисты строят не только по материалам учебника или прослушан­ ной лекции, а умело увязывают теорети­ ческие положения с современными собы­ тиями. Интересно прошли беседы по вопросу о коллективизации сельского хозяйства в нашей стране. Большинство выступав­ ших товарищей увязывало своп высту­ пления по этой теме с коллективизацией сельского хозяйства в тех республиках, которые позднее присоединились к СССР, и в странах народной демократии. Однако у нас есть и недостатки. На­ пример. библиотека работает слабо. Тов. Петухов плохо спланировал время ее ра­ боты. Она открыта, когда личный состав находится на учебе. Неплохо было бы. если бы библиотека начинала и кончала работать часа на полтора позже. При биб­ лиотеке есть комната, которую можно ис­ пользовать под читальный зал, где он од­ но время и размещался. Желательно, чтобы библиотека помогла также слушателям партшколы в приобре­ тении необходимой политической, военной и художественной литературы. Гвардии старший сержант П. АРТЕМЕНКОВ. Вечером, когда закончились занятия, рядовой Иванов дописал конспект, а затем, аккуратно сложив тетради на полочке, об­ ратился к библиотекарю передвижки Лин- кталлеру. — Товарищ ефрейтор, у вас есть ин­ тересные книги? Линкталлер только что возвратился из библиотеки, откуда принес новую партию художественной литературы. — А что вы хотите почитать? — спро­ сил он Иванова, но, видя, что воин в не­ решительности. посоветовал: — Возьмите «Как закалялась сталь» Николая Островского. Это замечательное произведение. — А мне принесли книгу «Поджигате­ ли» Шпанова, которую я вам заказывал? — подойдя к библиотекарю, спросил еф­ рейтор Шишкин. — Принес, как обещал... — И Линк­ таллер подал воину толстую книгу в кра­ сивом переплете. Чуток и внимателен к каждому воичу библиотекарь ефрейтор Линкталлер. Он прислушивается к просьбам и пожеланиям читателей. Названия книг, которые она заказывают, ефрейтор записывает в спе­ циальную тетрадь, а затем получает их в библиотеке. Линкталлер постоянно заботится п о по­ вышении своих знаний. Он много читаег. Только за последнее время воин прочел «Сильные духом» Д. Медведева. «Два ка­ питана» В. Каверина и другие книги. Линкталлер стремится к тому, чтобы все воины любили литературу, прививает им вкус к чтению. Недавно, например, биб­ лиотекарь написал в стенную газету за­ метку, в которой говорилось: «В книгах запечатлены героические подвиги народа, в них обобщено все лучшее, что достигну­ то людьми за века... К н и ги учат нас, как надо жить, к чему стремиться...». В за­ метке он призывал b j h h c o подружиться с книгой, отмечал активных читателей и указывал, кто должен больше уделять вни­ мания чтению. Рядовой Чуркин раньше не читал книг. Порой он даже говорил, что книги ему ни­ чего не дадут. Библиотекарь Линкталлер и активный читатель ефрейтор Кузнецов по-товарищески побеседовали с воином, помогли ему понять огромное значение ли­ тературы для воспитания человека. Тут же они посоветовали ему прочитать кни­ гу «Семья Рубапюк». После того, как Чуп- кин прочел ее. он немедленно попросил другую, затем еще одну и т. д. Постепен­ но воин подружился с книгами, стал ак­ тивным читателем. Литовцы молодые воины Тенпс и Вей- гелс слабо знали русский язык. Из-за этого они отставали в учебе. Линкталлер поставил перед собой задачу помочь со­ служивцам. Он часто беседовал с ними, об'ясняя непонятные нм русские слова. Постепенно воины овладели русской речью. Линкталлер посоветовал им читать художественные книги на русском языке. Тенис и Вейгелс охотно согласились. Сей­ час они добились значительных успехов в повышении своих знаний. — Чтобы каждый из нас еще больше полюбил книги, научился лучше их пони­ мать, анализировать прочитанное, я пред­ лагаю проводить читательские конферен­ ции, — сказал однажды библиотекарь на собрании. Воины подразделения поддержали пред­ ложение библиотекаря и выразили жела­ ние провести читательскую конференцию по книге Н. Островского «Как закалялась сталь». В. КУКОВАЛЬСНИЙ. С учётом желания читателей Людно вечерами в нашей библиотеке. Это — любимое место отдыха воинов. Красиво о<1юрмлено помещение, где распо­ ложена библиотека. На стенах — лозун­ ги и плакаты: призывающие воинов любить книгу, повышать ев?!! знания. На столах аккуратно разложены журналы, подшивки галет. Богатый книжный фонд библиотеки позволяет воинам выбрать ли­ тературу но желанию. Библиотекарь сержант Соколов хорошо выполняет свои обязанности. Он прислу­ шивается к просьбам читателей, рекомен­ дует, какую книгу лучше почитать, охот­ но подбирает литературу по желаниям со­ служивцев. Наш библиотекарь постоянно повышает свои знания. Он много читает, учится в партийной школе. Соколоз яв­ ляется отличником боевой и политической подготовки. М. СИТКАРЕВ. Воины повышают свои знания Постоянно расширяет свой кругозор от­ личник боевой и политической подготовки Костряков. В свободное от службы время он читает политическую и художествен­ ную литературу. В читательском билете рядового Кострякова записано более 25 прочитанных им книг. Любимыми его произведениями являются «Как закаля­ лась сталь», «Семья Рубанюк». «Молодая гвардия» и другие. Своими впечатлениями о прочитанном воин делится с товарищами, рассказывает нм о взволновавших его со­ бытиях из прочитанных книг. Сослуясив- цы всегда внимательно слушают его рас­ сказы. За последнее время число читателей в подразделении возросло. Подружили с кни­ гой воины Разгулов, Тельтевской и дру­ гие. Рядовой П. ХАРТУКОВ. Любит своё дело Добросовестно относится к своим обя­ занностям библиотекарь Уварова. Она внимательна к «штателям. всегда посове­ тует. что лучше почитать из современ­ ной или классической литературы. Библиотекарь Уварова пользуется за­ служенным авторитетом среди воинов. Она горячо любит свое дело. И. ПОБЕГАЙ. Беседы на научно-технические темы Физика действия ядерных сил Световое излучение Исследование ядерных реакций показа­ ло. что энергия, выделяющаяся при рас­ паде и образовании ядер, в миллионы раз больше, чем энергия, связанная с пре­ вращениями электронных оболочек ато­ мов. Примерно одна треть всего количе­ ства энергии, освобождающейся при цеп­ ных реакциях взрывного типа выделяет­ ся в виде светового излучения. Взрыв обычных боеприпасов, как из­ вестно. также сопровождается световым излучением, однако оно существенно от­ личается от светового излучения атомного взрыва. Происходит это потому, что тем­ пература в месте взрыва обычных бое­ припасов достигает всего лишь четырех — пяти тысяч градусов. Кроме того, светящаяся область занимает малый об’ем. и сама вспышка света длится очень ко­ роткое время (тысячные доли секунды). Иная картина наблюдается при атом­ ном взрыве. Благодаря выделению громад­ ного количества энергии за весьма ко- 1 ЮТКИЙ промежуток времени окружающая среда нагревается до очень высокой тем­ пературы. доходящей до нескольких де­ сятков миллионов градусов. При такой высокой температуре в месте взрыва мо­ лекулы воздуха и других веществ распа­ даются на атомы, а те. в свою очередь, ионизируются, т. е. теряют электроны из электронной оболочки и превращаются в электрически заряженные частицы (ио­ ны). Остающиеся после взрыва вещества — часть ядерного горючего, не успевшего прореагировать испарившийся материал оболочки, а также раскаленный воздух образуют огненный шар. давление внутри которого гораздо выше, чем снаружи. Вследствие резкого различия в давлении продукты взрыва и раскаленный воздух начинают быстро расширяться со скоро­ стью значительно превосходящей скорость звука. При этом окружающий воздух сжи­ мается. создается ударная воздушная вод­ на. В течение некоторого малого периода времени, измеряемого от момента взрыва десятыми долями секунды,^ударная волна движется вместе с внешней поверхностью огненного шара, а затем отрывается от него, уходя в окруясающее пространство. После отрыва ударной воздушной вол­ ны от огненного шара последний продол- я;ает расти, но скорость роста его с те­ чением времени уменьшается. При атом­ ном взрыве на земле образуется не шао, а огненная полусфера, но характер про­ текающих при этом процессов тот же са­ мый. За несколько секунд, в зависимости от величины атомного или водородного заряда, огненный шар (полусфера) до­ стигает в поперечнике многих сотен мет­ ров. По мере увеличения шара температура его поверхности уменьшается. Однако к моменту максимального расширения шара она некоторое время все еще превосходит по величине температуру поверхности солнца (6000°). Это об’ясняется прито­ ком тепла за счет рекомбинаций атомов азота и кислорода — процесса, обратного ионизации: электроны присоединяются к положительному остатку атома, из атомов образуются молекулы. Если на ионизацию затрачивалась тепловая энергия непосред­ ственно после взрыва заряда, то теперь такое же количество тепла выделяется. После окончания процесса рекомбина­ ции атомов температура поверхности ог­ ненного шара быстро падает, свечение прекращается. Шар превращается в бурое облако с розовыми просветами, которое в течение нескольких минут поднимается на высоту 10— 15 километров, образуя фи­ гуру, напоминающую огромный гриб. Таким образом, при атомном взрыве в воздухе появляется огненный шар (при наземном взрыве — полусфера) диамет­ ром в сотня метров, с температурой по­ верхности. превышающей температуру по­ верхности солнца, и со временем свечения в несколько секунд. Почти все вещества в области огненного шара полностью сго­ рают. Металлы плавятся или даже вос­ пламеняются. Некоторые типы почв сплав- видную массу. За пределами огненного шара поражающее действие его светово­ го излучения будет сказываться в обугли­ вании и воспламенении некоторых мате­ риалов. в ожогах открытых частей тела человека. Характер поражения — воспламенение, обугливание или ожоги — определяется тем количеством световой энергии, кото­ рое падает на один квадратный санти­ метр поверхности освещаемого тела за все время излучения огненного шара. Это количество световой энергии называют световым импульсом. Величина светового импульса зависит прежде всего от температуры поверхности огненного шара, которая определяет его светимость, т. е. количество световой энергии, излучаемой за секунду с одного кеадратного сантиметра поверхности. Све­ тимость пропорциональна четвертой сте­ пени абсолютной температуры поверхно­ сти шара. Такая зависимость означает, что если температура увеличится вдвое, то светимость увеличивается в 16 раз, повышение температуры втрое вызывает рост светимости в 81 раз и т. д. Отсюда видно, как велико влияние температур!.! огненного шара на его способность излу­ чать световую энергию. От температуры поверхности огненного шара зависит также распределение излу- ляготся, превращаясь в твердую стекло -' чаемой им световой энергии по длинам волн электромагнитного спектра. На при­ веденном здесь графике изображены три чести спектра светового излучения — слева невидимая ультрафиолетовая часть (заштрихована синусоидами), посредине— видимая часть, спра/ва— невидимая ин­ фракрасная часть (также заштрихована синусоидами). Там же показаны кривые, характеризующие распределение свето­ вой энергии по длинам волн для солнца (0000°) и для источника с температурой поверхности 10000°. Из графика видно, что, во-первых, чем больше температура поверхности, тем выше светимость (боль­ ше площадь между кривой и горизон­ тальной осью), во-вторых, по мере уве­ личения температуры наибольшая высота кривой передвигается в сторону коротких волн. Это значит, что чем выше температура источника световой энергии, тем больше из-' лучается света в ульт­ рафиолетовой — неви­ димой части спектра. А как известно, чем силь­ нее ультрафиолетовое излучение, тем больши­ ми получаются ожоги открытых частей тела. При температуре ниже 5000 ° поражение на­ носят в основном ин­ фракрасные лучи, кото­ рые излучаются огнен­ ным шаром на более поздних стадиях его развития. Кроме температуры, на величину свето­ вого импульса влия­ ют размеры огнен­ ного шара, расстояние от места взрыва, состояние атмосферы й время свечения шара. Зависимость светового импульса от расстояния определяется известным физи­ ческим законом, согласно которому вели­ чина светового импульса обратно пропор­ циональна квадрату расстояния от источ­ ника световой энергии до освещаемой по­ верхности. Это значит, что. если рас­ стояние увеличивается в два раза, свето­ вой импульс уменьшается в четыре раза. На распространение светового излуче­ ния оказывает влияние атмосфера, ибо световая энергия может поглощаться мо­ лекулами воздуха и частично ими рас- • сеиваться. II то и другое приводит к ос­ лаблению светового импульса. Излучения различных частей спектра по-разному поглощаются воздухом. Молекулы воздуха сильно поглощают ультрафиолетовую часть спектра и почти совсем не погло­ щают видимые и инфракрасные лучи. Появление в воздухе водяных паров вы­ зывает более заметное поглощение опре­ деленной части инфракрасных лучей. Особенно резкое ослабление светового им­ пульса происходит при наличии в атмос­ фере тумана, дождя, снега, пыли и т. д. В этих случаях величина светового им­ пульса может быть в десятки раз мень­ ше, чем при хорошей видимости. За счет светового импульса происходит нагревание освещаемых тел. Степень на­ грева зависит от количества поглощаемой световой энергии, от материала и разме­ ров освещаемого тела. Падающая на тело с.':етовая энергия частично отражается «гг его поверхности, частично поглощается телом, частично проходит через тело, ес­ ли оно прозрачно. Поглощение световой энергии при ее падении на поверхность различных тел может быть весьма различ­ ным. Например, полированный алюминий ста атомного взрыва световое излучение способно вызвать за счет большой яркости огненного шара временную потерю зре­ ния, а за счет мощного потока ультра­ фиолетового излучения — ожоги рогови­ цы и слизистой оболочки глаз. Ожоги от ультрафиолетовых лучей начинают сказы­ ваться лишь спустя 6— 8 часов после облучения. При этом наблюдаются слезо­ течение. резкая светобоязнь, боль. Через несколько дней заболевание проходит. Все вышесказанное относилось к атом­ ному взрыву в воздухе и на земле. При подземном и подводном взрыве поражаю­ щее действие светового излучения можно не учитывать, ибо излучение в этом слу­ чае идет на нагревание и испарение сред, лежащих вблизи от места взрыва. Воздействие светового излучения на лю­ дей можно серьезно ослабить или предот­ вратить совершенно, если предусмотреть меры защиты от него. Прежде всего сле­ дует использовать искусственные соору­ ж ения — траншеи, окопы, ще.ти. а также неровности почвы, лес и кустарник. В верхней части приводимого здесь рисунка показаны затененные участки местности, в пределах которых световое излучение поглощает около 2G проц. падающей на не действует или значительно ослаблено. него световой энергии. Красная черепица поглощает 70 проц. энергии. Поверхности, окрашенные белой краской, поглощают от 12 до 26 проц. световой энергии. Нагревание поверхности зависит от то­ го. какое количество световой энергии дойдет до данного тела и поглотится им. А степень нагревания в свою очередь оп­ ределяет характер поражения — воспла­ менение. обугливание и.ти оплавление. Действие светового излучения на откры­ тые части тела человека проявляется в ожогах той пли иной степенп. При более сильных световых импульсах может про­ изойти даже обугливание открытых частей тела. Ожоги наблюдаются лишь на тех частях тела, которые обращены в сторо­ ну атомного взрыва. В зависимости от ве­ личины атомного или водородного заряда ожоги открытых частей тела могут наблю­ даться на расстоянии в несколько кило­ метров от места взрыва. Световое излучение может оказать вредное воздействие на зрение. При пря­ мом наблюдении атомного взрыва с близ­ кого расстояния возникают необратимые повреждении сетчатки. При больших рас­ стояниях (до десятка километров) от ме- При.менять наземные сооружения в ка­ честве защиты от светового излучения нужно с большой осторожностью, ибо они могут быть разрушены действием ударной воздушной вч>лны. Для предохранения от светового излучения вне укрытий могут быть использованы специальные накидки из невоспламеняющегося материала. Ши­ нель и другое обмундирование также ока­ зывает защитное действие. Следует пом­ нить. что любая непрозрачная преграда, препятствующая прямому распростране­ нию светового излучения, может служить защитой от его поражающего действия. При атомном взрыве к разрушительно­ му действию ударной воздушной волны добавляется еще поражающее д ей ству с б и т о в о г о излучения. Учитывая возмож­ ность громадных разрушений при приме­ нении атомных и водородных бомб. Совет­ ский Союз настойчиво выступает за безот­ лагательное запрещение всех видов атом­ ного оружия. Советский нарот полон ре­ шимости направить громадно? количест­ во энергии, выделяющейся при атомных взрывах, на мирные промышленные цели. Кандидат технических наук инженер-подполковник М. АРХИПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz