На страже Заполярья. 1954 год. Май.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 мая 1 9 5 4 г.. N° 115 ( 4 9 5 7 ) . осстаковлении мира в Индо-Китае З а я в л е н и е В. М. М о л о т о в а на Женевском совещании министров иностранных дел 14 м а я 1954 года (Окончание). В последние годы Соединенные Штаты i lire это свидетельствует о том, что и Америки все больше вт и гпаяются в ни-1 и i Г>.л-т-»ке ведется усиленная iKurjrou- до-китайские события, занимая и здесь ; ка к новой мировой воине, позицию поддержки колониального режн-1 Рлз'ясняя значение этих американских ма. достаточно привести данные о топ фи- планов на Дальнем Востоке, государ-ствен- нлнеовоп помощи, которая состорчшы ( , Hli!I~, секретарь США 13 января сего года линейных штатов оказывалась Франции «зацВНЛ: и связанным с Францией нндо-китайским j ., п TII правительствам за последние несколько «Интересы Соединенных Штатов в лст. Пот соответствующие данные но это - 1 Э1° м ,ШК)Пе- с точки зренья стратегии, MY вопросу, относящиеся к номСдиим го- ,!сС,*ма тсс1,° с в я за ,,ы с тдк называемой нриорежноп целью островов. dTa при брежная цепь островов в сущности имеет две материковые базы. На Севере — кон- дам: в 1952— 1053 году— 31-1 млн. дол ларов. в 1953— 1954 году— свыше одно го миллиарда долларов, что составляет, примерно, % всех расходов на воину в Индо-Китае. На 1951— 1955 финансовый год эти ассигнования запланированы в сумме 1 133 млн. юлларов. А ведь из вестно. кто платит, тот и заказывает му зыку. Эти растущие ассигнования со стороны США шли главным образом на то. чтобы финансировать ведущуюся в Индо-Китае колониальную воину. В настоящее время дело идет уже о прямом вмешательстве США в индо-кита некую колониальную ВОЙНУ. Теперь все увеличивается американское вмешательство в Индо-Китае в форме по ставок вооружения, военных материалов, отправки военных советников, инструкто ров, специалистов и др., и это является главным препятствием на пути восста новления мира в Индо-Китае. Более того, это вмешательство ведет к расширению масштабов военных действии в Индо-Ки- тае со всеми вытекающими из этого по следствиями. Указанное вмешательство свидетельст вует также о стремлении США установить фактически свое господство в Индо-Китае. Здесь уже немало сделано для того, чтобы колониальное господство одной страны бы ло заменено колониальным господством другой страны. Вмешательство США в индо-китайские дела, кроме того, свидетельствует о стремлении столкнуть народы Индо-Битая, борющиеся за свою свободу и независи мость. с другими народами Азии и ис пользовать в своих целях столкновение народов Азии между собой. тпнентальная Корея, на юге как мы на деемся.— в Индо-Китае. Между ними рас положены сами острова — Япония. Рю кю. включая Окинаву. Формоза. Филиппи ны. Австралия и Новая Зеландия. Соеди ненные Штаты имеют, в тон или иной форме, договоренность об обеспечении бе зопасности с каждым из этих районов, в некоторых случаях не оформленную в ви де договора, но тем не менее весьма ре альную и весьма действительную». Из этого заявления государственного секретаря США видно, что права и судь бы народов Индо-Китая или других наро дов этого района ни в какой мере не пн- Tei'ocyior тех. кто занят стратегическими планами США. С другой стороны, видно, что эти американские стратегические пла ны, подготовляющие здесь расширение войны, представляют собою серьезную уг розу для мирного развития народов всего этого обширного района. Еще не ясно, удастся ли Соединенным Штатам сколо тить в интересах осуществления своих планов военный блок с участием тех или иных государств, но эти планы явно включают в себя стремление любыми сред ствами поддерживать колониальные ре жимы в Азии. На Женевском совещании лежит боль шая ответственность за то. выполнит ли -оно свою обязанность противодействовать этим агрессивным планам расширения войны в Юго-Восточной Азии. Только ре шительное противодействие этим планам отвечает задачам Женевского совещания, целью которого было и остается восста новление метра в Индо-Китае 1П. ПУТЬ к ВОССТАНОВЛЕНИЮ МИРА В ИНДО-КИТАЕ Что значит содействовать восстановле нию мира в Индо-Китае? Эту задачу Женевское совещание не может понимать в том смысле, чтобы пре кращение военных действий в Индо-Ки тае превратилось в какую-то ловко уст роенную передышку для одной стороны, которая хотела бы использовать эту пе редышку для подготовки к расширению войны в Индо-Китае. Задачу совещания следует понимать в том смысле, что Же невское совещание должно добиться ско рейшего прекращения военных действий в Индо-Китае п. вместе с тем. такого со глашения. которое дало бы возможность удовлетворения законных требований на родов Индо-Китая в отношении обеспече ния их национальной независимости и демократических прав. Глава делегации Демократической Рес публики Вьетнам изложил здесь те предло жения, которые дают основу для урегули рования индо-китайского вопроса и могут обеспечить восстановление мира в Индо- Китае. До сих пор мы не слышали здесь ни обоснованной критики этих предложений, ни о согласии на принятие тех или иных пунктов этих предложений. По мнению советской делегации, суще ство этих предложений, если выделить на иболее важные их пункты, заключается в следующем: 1. Франция должна обеспечить призна ние суверенитета и независимости Вьетна ма, а также Кхмера и Патет-Лао. Вместе с тем, должно быть достигнуто соглашение о выводе всех иностранных войск с территории Вьетнама, Кхмера и Патет-Лао в сроки, которые будут согла сованы между сторонами. 2. Во Вьетнаме, Кхмере и Патет-Лао должны быть проведены всеобщие свобод ные выбооы, в результате которых будут образованы единые демократические пра вительства в каждом из этих государств. Проведению этих выборов должен пред шествовать созыв консультативных кон ференций представителей двух сторон во Вьетнаме, Кхмере и Патет-Лао и обеспе чение свободы деятельности патриотиче ских партий, групп и общественных орга низаций. 3. Правительство Демократической Рес публики Вьетнам, а также правительства Кхмера и Патет-Лао должны выразить го товность рассмотреть вопрос о вхождении этих государств во Французский Союз в соответствии с принципами добровольности. Кроме того, правительства Вьетнама, Кхмера и Патет-Лао должны признать на личие экономических и культурных инте ресов Франции в этих государствах и уре гулировать соответствующие вопросы, в соответствии с принципами равноправия и взаимных интересов. 4. Осуществлению указанных выше ме роприятий, а таклсе проведению других шагов, упомянутых в проекте Демократи ческой Республики Вьетнам, должно пред шествовать прекращение военных действий в Индо-Китае и заключение соответствую щих соглашений, в силу которых должно быть обеспечено полное прекращение пере броски в Индо-Китай извне новых воин ских частей, всякого оружия и боепри пасов. Кроме перечисленных мною пунктов, не обходимо будет договориться по некоторым другим вопросам: о взаимном обмене воен нопленными; о непреследовании лиц, со трудничавших с противоположной стороной во время воины, и т. п. Необходимо также, чтобы указанные выше четыре основных пункта в должной мере учитывали закон ные пожелания обеих сторон в достижении соглашения как по политическим, так и по военным вопросам. Эти цели вполне достижимы, если обе стороны проявят должное стремление к установлению действительно устойчивого, надежного мира в Индо-Китае. Предложения Демократической Респуб лики Вьетнам направлены на то, чтобы до стичь соглашения с Францией. Эти пред ложения исходят из целесообразности вза имного признания принципов справедливо сти и чести, на основе которых вполне до стижимо установление новых, дружествен ных отношений между народами Индо-Ки- тая и Франции. Эти предложения могут не удовлетво рить сторонников колонизаторской полити ки, поскольку они цепляются за старое, за отжившее. Отклоняя саму возможность договорить ся по индо-китайскому вопросу, они бу дут служить не национальным интересам, а интересам тех иностранных агрессивных кругов, которые стремятся к расширению войны, а не к восстановлению мира в Индо-Китае. На нашем первом заседании французская делегация внесла свои предложения по урегулированию индо-китайского вопроса. За это время мы имели возможность вни мательно ознакомиться с французским про ектом, как и с предложениями других де легаций. Недостатком Французских предложений является то, что они совершенно не затра гивают политических проблем. Между тем, каждому понятно, что прекращение затя нувшейся войны в Индо-Китае нельзя ото рвать от решения хотя бы некоторых та кого рода проблем. *• Во французском проекте сказывается не дооценка развернувшейся национально-ос вободительной борьбы в Лаосе и Камбод же. Между тем, нельзя свести вопрос о по ложении в Индо-Китае только к событиям во Вьетнаме. Кроме того, во французском проекте го ворится о гарантии соглашений, которые будут достигнуты на этом совещании. Со ответственно во французском проекте ска зано: «Гарантия этих соглашений обеспечи вается государствами — участниками Же невского совещания. Всякое нарушение по влечет за собой немедленную консульта цию между этими государствами с целыо принятия соответствующих мер в индиви дуальном или коллективном порядке». Созетская делегация не может пол ностью согласиться с этим предложением. Однако советская делегация признает в принципе приемлемым французское пред ложение о том, чтобы соглашения, которые будут достигнуты на этом совещании, име ли гарантию со стороны государств — уча стников Женевского совещания, а также, чтобы при всяком нарушении этих согла шений имели место консультации между участниками гарантий. Задачей этих кон сультаций должно быть принятие коллек тивных мер по обеспечению выполнения соглашений. Было бы желательно, чтобы и другие участники настоящего совещания высказали свое отношение к этому важно му предложению французской делегации. Указывают также на то, что проект Де мократической Республики Вьетнам преду сматривает установление контроля за осу ществлением условий соглашения о прек ращении военных действий только сме шанными комиссиями из представителей воюющих сторон в каждом' из трех госу дарств. При этом подчеркивают, что про ектом не предусматривается соответствую щего наблюдения со стороны каких-либо международных органов. Поскольку достижение соглашения по этому вопросу имеет важное значение, со ветская делегация предлагает внести до полнение к этим предложениям. Можно было бы договориться о том, чтобы наблю дение за выполнением соглашений о пре кращении военных действий было возло жено на комиссии из представителей ней тральных стран. В определении состава та ких комиссий не должно встретиться не преодолимых затруднений. В соответствии с этим советская делега ция вносит следующее дополнение к упо мянутому тексту предложений: «С целью оказания содействия сторонам в выполнении условий соглашения о прек ращении военных действий в соглашении должно быть предусмотрено создание ко миссии нейтральных стран по наблюде нию». В связи с Женевским совещанием перед Францией стоит важный вопрос о выборе пути в Индо-Китае. Один путь — продол жать войну в Индо-Китае, что ведет к рас ширению войны во имя чуждых агрессив ных планов, не обещая ничего хороше го в отношении удовлетворения француз ских национальных интересов. Другой путь — переговоры, прежде всего, с вьет намским народом и дальнейшие шаги в этом направлений, чтобы обеспечить ско рейшее прекращение войны и установле ние мира в Индо-Китае. На этом пути воз можно установление взаимопонимания и дружественных отношений между Франци ей и народами Индо-Китая. Женевское совещание должно приложить все возможные усилия, содействуя такому мирному урегулированию индо-китайского вопроса. Делегации французских трудящихся, прибывшие с Женеву, требуют установления мира в Индо-Китае ЖЕНЕВА, 15 мая. (ТАСС). Вчера совет скую делегацию на Женевском совещании посетил ряд делегаций, прибывших из Франции, в том числе делегация семей французских военнопленных и пропавших без вести в Индо-Китае, рабочих и служа щих города Витри, жителей города Иври- на-Сене, железнодорожников городов Ла- Фолн и Ла-Гаренн. Делегации прибыли в Женеву, чтобы выразить волю Французского народа к вос становлению мира в Индо-Китае. Делегация рабочих и служащих города Витри прибыла в составе 15 человек. Чле ны делегации — люди различного положе ния и политических убеждений: рабочие и инженеры, социалисты, коммунисты и члены партии МРП. Как заявил один из членов этой делегации Рнонде, «французы весьма обеспокоены политикой затяжки переговоров, которую проводит в данное время Бидо». В таком же духе высказа лись представительница Союза француз ских женщин Пишерн и другие члены де легации. Делегация города Витри от име ни пославших ее Французов пыталась сде лать заявление членам французской деле гации на совещании, однако она не была принята под предлогом отсутствия членов делегации. Делегация передала копии заявлений и обращений Совета мира города Витри, Ко митета мира железнодорожных мастерских этого города, рабочих предприятия «Деше- рон». Союза женщин города Витри, копию резолюции профсоюза рабочих коммуналь ного хозяйства города. Во всех этих заявлениях и резолюциях, обращенных к делегациям на Женевском совещании и, в частности, к французской делегации, трудящиеся требуют немедлен ного прекращения войны в Индо-Китае и призывают к установлению дружественных отношений между СССР и Францией. пленных и пропавших без вести в Индо- Китае виучнла письмо на имя советской делегации на Женевском совещании. С по добными письмами делегация обратилась также к делегациям всех великих держав — участников совещания и к делегации Демократической Республики Вьетнам. В этих письмах выражается горячее пожела ние, чтобы представители разных госу дарств проявили свою добрую волю для немедленного достижения перемирия и скорейшего обмена военнопленных. В обращении жителей города Иври-на- Сене на имя главы французской делега ции на Женевском совещании говорится: «Мы не хотим ни усиления, ни расшире ния конфликта. Мы жаждем мира и убеж дены, что сегодня еще можно достичь ми ра, который положит конец ужасной вои не и предоставит возможность Франции сохранить экономические и культурные интересы в Юго-Восточной Азии на мир ных основах. Мы убедительно просим прислушаться к нашему голосу, как и к голосам миллио нов честных люден во Франции п во всем мире, ожидающих положительных резуль татов от совещания». Делегация железнодорожников вручила петицию, подписанную от имени 1.300 человек. Петиция требует от французско го правительства «воспользоваться слу чаем, который предоставляется ему в Же неве для немедленного прекращения огня в Индо-Китае. Вместе со всем народом Франции, — говорится в петиции, — же лезнодорожники требуют прекращения этой войны, которая разоргет нашу страну ра ди защиты чуждых ей интересов». Упомянутые делегации были приняты рядом делегаций стран — участников со вещания. в том числе делегациями Китай ской Народной Республики, Корейской-На- родно-Демократической Республики и Де- Делегация семей французских военно- мократической Республики Вьетнам. ЗА УЧАСТИЕ СТРАН АЗИИ В ОБСУЖДЕНИИ АЗИАТСКИХ ПРОБЛЕМ ДЖАКАРТА, 15 мая. (ТАСС). В полити ческих кругах Джакарты с озабоченностью следят за попытками западных колониаль ных держав игнорировать интересы стран Азии. В связи с этим особенное внимание обращают на тот факт, что такие страны, как Индонезия, Индия и Бирма, вследст вие сопротивления западных держав, не приглашены на Женевское совещание. По этому в этих кругах высказываются за со зыв специальной азиатской конференции. Как передает агентство Антара, в по следние дни премьер-министр Индонезии Састроамиджойо ведет с дипломатами раз личных азиатских стран переговоры о со зыве конференции в Джакарте. На эту конференцию, на которой должны быть обсуждены проблемы установления мира и безопасности в Азии, будут приглашены все азиатские страны. Английская печать о Женевском совещании ЛОНДОН. 15 мая. (ТАСС). Член пар ламента лейборист Эмрис Хьюс в статье, опубликованной в пацифистской газете «Иис ныос». указывает, что присутствие китайской делегации на Женевском сове щании может стать «поворотным пунктом в истории международной политики». «Прошли те дни, — пишет он, — когда белые захватчики — будь то англичане, американцы, голландцы и л и французы — могли считать себя завоевателями и экс- плоататорами Азии. Несмотря на свои во енно-воздушные силы, атомные и водо родные бомбы, мощный флот и богатства, Америка, сталкиваясь с обстановкой, ко торая сейчас сложилась в Корее и Индо- Китае. почти ничего не может предпри нять. кроме угроз и запугивания, и на чинает понимать, что ее запугивания не боятся». Журнал «Сошиалист аутлук» в редак ционной статье под заголовком «Поддер жать условия прекращения огня, выдви нутые Вьетмином. Это шанс на мир в Азии» полностью поддерживает предло жения делегации народной Республики Вьетнам на Женевском совещании и призывает членов английской лейборист ской партии не допустить вооруженной интервенции Соединенных Штатов и Анг лии в Индо-Китае и добиваться приня тия предложений делегации Демократиче ской Республики Вьетнам -з качестве ос новы мирного урегулирования. Заседание Комитета национальной обороны Франции Советская делегация, разумеется, вы скажет свое отношение ко всем вопросам, поставленным британским представителем на предыдущем заседании. Но уже сейчас следует сказать, что было бы нецелесооб разно сводить дело к этим вопросам и пройти мимо тех проблем военного и по литического характера, которые уже выд винуты событиями в Индо-Китае. Советская делегация так же. как и де легация Китайской Народной Республики, придает большое значение тем предложе ниям, которые внесены представителем Де мократической Республики Вьетнам. Она выражает свою солидарность с этими пред ложениями и надеется, что этим предложе ниям будет оказано все необходимое вни мание. Вместе с тем, советская делегация выражает уверенность, что Женевское со вещание рассмотрит и все другие предло жения, которые действительно содейству ют восстановлению мира в Индо-Китае. Советское правительство исходит из то го. что урегулирование индо-китайского вопроса, с должным учетом национальных интересов народов Индо-Китая, представ ляло бы собой важный шаг не только в деле упрочения мира в Азии, но п в деле укрепления всеобщего мира. ПАРИЖ, 14 мая. (ТАСС). Сегодня под председательством президента Французской республики Рене Коти состоялось заседа ние Комитета национальной обороны. Хотя в соответствии с существующим положением об итогах заседания не было опубликовано никакого коммюнике, тем не менее вечерние газеты приводят некоторые данные о вопросах, обсуждавшихся на за седании. По утверждению газеты «Франс суар». Комитет национальной обороны рассматривал вопрос о немедленном приня тии военных мер, связанных с положением ---------- О----------- ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ МАТЧА НА ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ШАХМАТАМ в Индо-Китае. К числу этих мер относят ся: отправка подкреплений из Франции из числа кадровых военнослужащих, призыв некоторых категорий военных специали стов запаса и отмена демобилизации части солдат, отбывших срок военной службы. Эти меры могут быть осуществлены на практике лишь после их одобрения парла ментом. Помимо этого, предполагается при звать некоторых «добровольцев» и попол нить французский иностранный легион, в котором, как известно, находятся наемни ки из многих стран. Женевское совещание министров иностранных дел ЖЕНЕВА, 14 мая. (Спец. корр. ТАСС), го, что подтвердил свое нежелание ка- Сегодня под председательством В. М. Молотова состоялось очередное заседание Женевского совещания министров иност ранных дел, посвященное обсуждению во проса о восстановлении мира в Индо-Ки тае. С заявлением по вопросу о восстанов лении мира в Индо-Китае выступил глава делегации СССР В. М. Молотов. Он осве тил историческое развитие событий в Индо-Китае. приведших к созданию Демо кратической Республики Вьетнам, став шей на путь независимого существования и заботы о нуждах своего народа, и дал анализ причин, приведших к войне в Индо-Китае. .Молотов подверг критике аг рессивные планы влиятельных кругов США. направленные к расширению войны в Юго-Восточной А з и и , и показал, что внесенные делегацией Демократи ческой Республики Вьетнам предложения дают основу для урегулирования индо-китай ского вопроса и могут обеспечить восста новление мира в Индо-Китае. Выразив солидарность с этими предложениями. Молотов внес дополнение к ним. направ ленное к тому чтобы облегчить достиже ние соглашения по вопросу о контроле за осуществлением условий прекращения военных действий. Вместе с тем. Молотов выразил уверенность, что Женевское со вещание рассмотрит и все другие поедло- жения. которые действительно содейству ют восстановлению мира в Индо-Китае. в том числе французское предложение о га рантиях со стороны участников совеща ния за соблюдением выполнения соглаше ния о прекращении военных действий в Индо-Китае. саться политической стороны проолемы восстановления мира в Индо-Китае и исторических фактов, относящихся к развитию событий в этом районе мира. Тем самым Бидо еще раз показал, что всякий об'ективный анализ существа индо-китайского вопроса не по душе де легации Франции и что она уклоняется поэтому от такого анализа. Тем не менее. Бидо заявил, что фран цузская делегация намерена изучить за явление В. М. Молотова и что она с большим вниманием изучила выступление представителя Демократической Респуб лики Вьетнам Фам Ван Донга на заседа нии 10 мая. Министр иностранных дел Франции заверял, что он согласен с из ложенной Фам Ван Донгом основной по зицией — мир, независимость, единство и демократия. Однако то. что он сказал дальше, обнаружило чисто декларатив ный характер его заверений. Бидо вновь настаивал на своей проти воречащей действительным фактам вер сии о том. что народно-освободительное дрижеиие в Кхмере и Патет-Лао является якобы «иностранным вторжением». Такая противоречащая фактам версия, как это вновь показало выступление Би до понадобилась Французской делегации для того, чтобы уклониться от обсужде ния и решения, вопроса о восстановлении мира во всех трех государствах Индо- Китая на основе признания националь ных прав их народов. Камбоджийская проблема и проблема Лаоса, сказал Бидо, еккггоят просто в выводе сил «Вьетмина» (так делегации западных стран именуют Демократическую Республику Вьетнам). Затем выступил Бидо. Он начал с т о - ' Тем самым Бидо вновь подтвердил, что его делегация хочет добиться разоруже ния народно-освободительных войск Кхмера и Патет-Лао и распространить на оба эти государства антинародные режи мы, созданные и поддерживаемые Фран цией. Бидо сказал, что после этого Фран ция будет готова вывести свои войска из этих государств, если этого попросят их правительства (Бидо подразумевал под этим марионеточные правительства Лао са и Камбоджи). Перейдя к предложениям Фам Ван Дон га он заявил, что от имени Вьетнама вправе, якобы говорить только представи тели баодаевского государства, «сувере нитет и независимость» которого Фран ция признала на всей территории Вьет нама. В этом заявлении Бидо сказалось упорное нежелание считаться с тем не преложным фактом, что под руководством демократического правительства Вьетнама находится более трех четвертей террито рии страны и что это пра 1 Нительство яв ляется выразителем воли всего вьетнам ского народа. Касаясь второго пункта предложений Демократической Республики Вьетнам, предусматривающего вывод всех иност ранных войск с территории Вьетнама, Бидо заявил, что «французское прави тельство не намерено ставить восстанов ление мира в Индо-Китае в зависимость от каких-либо своих обязательств» в во просе о выводе французских войск из Вьетнама. Бидо отклонил также предложение о провелении во Вьетнаме всеобщих сво бодных выборов под наблюдением мест ных комиссий. Он показал, что влиятель ные Французские круги боятся свободного волеиз’явления вьетнамского народа, за явив, что французская делегация соглас на на проведение выборов только под международным контролем. Бидо высказался за то, чтобы в на стоящее время были разрешены только военные вопросы, но не политические. Бидо высказался против одновременно го прекращения военных действий на всей территории Индо-Китая и намекнул на предпочтительность, с его точки зре ния. метода постепенного прекращения огня. Что касается вопроса о гарантиях за соблюдением выполнения соглашений о прекращении военных действий, то Бндо подтвердил свое предложение о том, что бы гарантии этих соглашений обеспечи вались государствами — участниками Женевского совещания. В заключение Бидо ответил на вопро сы, поставленные Иденом на заседании 12 мая. В частности, Бидо заявил, что местные комиссии для наблюдения за выборами, предусматриваемые предложе ниями делегации Демократической Рес публики Вьетнам, могут быть созданы на известных условиях, но они, по словам Бидо. должны быть подчинены «между народной комиссии». Последним на за седании выступил представитель Кам боджи, который повторил нелепые притя зания марионеточного камбоджийского ре жима на право выступать от. имени на рода Кхмера. Закрывая заседание, председательству ющий В. М. Молотов сообщил, что в со ответствии с договоренностью между участниками совещания завтра заседания не будет. В понедельник. 17 мая, состо ится заседание в узком составе. 14 мая в Москве в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялось тор жественное закрытие шахматного матча на первенство мира между советскими гроссмейстерами М. Ботвинником и В. Смысловым. Вечер открыл председатель Организа ционного комитета по проведению матча Д. Постников. Оп предоставил слово главному арбитру матча международному мастеру К. Опоченскому (Чехословакия). К. Опоченский сообщил, что в соответ ствии с условиями Международной шах матной федерации гроссмейстер М. Бот винник сохранил за собой звание чемпи она по шахматам. От имени Международной шахматной Федерации участников закончившегося соревнования М. Ботвинника и В. Смы слова приветствовал вице-президент фе дерации А. Ильмакунас (Финляндия). Он ------------С) поздравил М. Ботвинника с сохранением звания чемпиона мира и под звуки Госу дарственного гимна СССР увенчал его лавровым венком и вручил золотую ме даль чемпиона мира по шахматам. Затем с приветствиями участникам матча обратились председатель шахматной секции Советского Союза В. Виноградов, международный мастер Г. Голомбек (Анг лия). международный гроссмейстер Л. Са бо (Венгрия). индийский шахматист Р. Сапре. а также Б. Ходжа (Албания), Г. Клаус (Германская Демократическая Республика), дочь экс-чемпиона мира Ка ролина Эйве (Голландия). Встреченный бурными аплодисментами выступил чемпион мира М. Ботвинник. Он поблагодарил организаторов матча и многочисленных любителей шахмат за внимание, проявленное к соревнованию. (ТАСС). К сведению ор ганизаторов подписки О ткры т прием подписки на центральные газеты и ж урн алы и газету «На страж е Заполярья* на третий кв ар тал 1954 года. З а к а зы с приложением копни поручения, заверенной госбанком, или квитанции о переводе ден ег по почте н ап равля ть в отдел подписки и здательства газеты «На с тр а ж е Заполярья» пс адресу: г. Североморск, ул. П олярная, дом 8. Последний срок представления зак а зо в в издательство — 1 нюня. Н ачальники финансовых органов, оформляя поручение на перечисление денег по подписке издательству, обязаны проставить на бланке поручения наименование ча сти, а там, где перечисление производится за несколько подразделений, на обороте поручения долж на быть расшифровка, за какое подразделение к ак ая сумма пере числяется. Подписку следует производить на издания, выделенные по лимиту политотдела только на квартал . На другие сроки подписка не принимается. З а к азы неоплаченны е, не соответствующие лимиту, а т а кж е поступившие после установленного срока выполняться не будут. И здательство газеты «Н а с тр аж е Заполярья». ----------Q ----------- К v д я п о й т » СЕГОДНЯ ДОМ ОФИЦ ЕРОВ . 11.00 — со стя за ния по волейболу (спортивный з а л ). 14.30— киноэкскурсня «По родной стра не». 16.00 — блиц-турнир по шахматам. 15.30 — спектакль т е атр а Северного ф ло та. В. Шекспир. «Отелло». СТАДИОН . 14.00, 16.00 и 18.00 — иг ры на первенство гарнизона по футболу. Зам . ответственного редактора В. БЕЛОВУСЬКО . А Д Р ЕС Р Е Д А К Ц И И И И ЗД А Т ЕЛ Ь С Т В А : гор. Североморск. Мурманской области. ул Полярная 8. Телефоны- редактор — 3-76, зам оедактора — 2-48 секретарь — 1-64, нач издательства я нач. типографии — 6-83; отдел подписки я бухгалтере — отделы: информации я культуры я быта — 3-63. боевой подготовки я писем — 28. пропаганды я партийной я комсомольской жизни 96. 2-01; ГМ 0900115. Заказ 115.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz