На страже Заполярья. 1954 год. Май.

На с т р а ж е З а п о л я р ь 14 мая 1 9 5 4 г.. № 11 3 ( 4 9 5 5 ) Решительно бороться с условностями в боевой учёбе — Право, лево не ходить! — строго приказал р>левому вахтенный офицер. — Есть право, лево не ходить. — пов­ торил молодой матрос и. не сводя глаз с картушки репитера, стал чаще и резче поворачивать штурвал. Воин старался не допускать отклонения от заданного курса, но его действия при­ вели к совершенно противоположным ре­ зультатам. Нос корабля, словно магнитом, водило из стороны в сторону, и предотвра­ тить это с каждым мгновением станови­ лось труднее. Было видно, что рулевой «не чувствует» корабль и без ртсчета пе­ рекладывает руль. Он знал одну истину — штурвал нужно поворачивать в сторо­ ну. обратную отклонению корабля от кур­ са. и этим руководствовался в своих дей­ ствиях. Дело в том. что за несколько месяцев службы на корабле воин не был научен правильно оценивать обстановку на море, учитывать действие на корабль волны и ветра. А ведь от этого особенно сильно за­ висит маневрирование вообще. Причина слабых знаний молодого спе­ циалиста кроется в недостатках боевой учебы. Тренировки по управлению рулем были организованы так. что матрос лишь запоминал командные слова, привыкал бы­ стро выполнять приказания, однако свои действия глубоко не осмысливал. Надо отдать должное: командир отделе­ ния нередко учил подчиненных решать задачи на перевод и исправление румбов. Это нужно для того, чтобы хорошо ориен­ тироваться при частых поворотах во вре­ мя маневрирования. Однако плохо, что до­ пускались условности. Командир отделе­ ния писал на листке бумаги условие за­ дачи. а матрос графически или аналити­ ческим способом решал ее. Само собой ра­ зумеется. что познания воина были бы шире, он лучше умел бы применять их на практике, если бы при решении подобных задач компасные курсы брались с магнит­ ного компаса, девиация — из таблицы а склонение — с морской карты. Без это­ го тренировки получаются недостаточно действенными. Молодой воин не сможет четко представлять, как надо применять решение таких задач на деле. Примерно также обстояло дело и с от­ работкой некоторых нормативов. — Заменить шпильку главного магнит­ ного компаса. — приказывал рулевому командир отделения. Матрос поднимался на мостик, неторо­ пливо вынимал котелок компаса из кор- данового подвеса и затем шел в штурман­ скую пубку. чтобы здесь выполнять ввод­ ную. Время засекалось только тогда, ког­ да воин спускался вниз. При такой по­ становке вводных воину не приходилось задумываться нал тем. в какой момент, в какую сторону и на сколько переложить руль, чтобы предупредить рыскание ко­ рабля о т ' очередного удара волны, он не становился перед необходимостью замечать и отыскивать «нрпсправностп» техники, времени на устранение недостатков факти­ чески ему отводилось больше, чем преду­ смотрено нормативом. Отсюда видно что командир отделения не создал условий для выработки у подчи­ ненного таких боевых качеств, как ма­ стерство. смекалка и расторопность. В конечном итоге все это привело к то­ му. что стали замечаться такие наруше­ ния порядка как плохое хранение штур­ манских капт несоблюдение дисциплины на вахте. Принятые прогнозы погоды в журнал не записывались, о них не докла­ дывали офицеру. Командир отделения был лишен звания классного специалиста. Не помогли ему знания п опыт, приобретен­ ные когда-то. Воин не сумел применить и?, на практике. Таких последствий можно было избе­ жать. если бы продуманно п целеустрем­ ленно проводилась боевая учеба. Факты показывают, что занятия, проведенные на высоком методическом уровне, обеспечива­ ют успех в борьбе за укрепление боевой готовности. Командир другого отделения Голованов творчески разрабатывает вводные задачи для каждой тренировки. Моряк понимает, что от выучки рулевых зависит маневри­ рование корабля, а это очень важно в условиях современного боя, где нужны быстрота и маневренность. Без этого нель­ зя бороться против реактивных самоле­ тов. правильно и эффективно использовать современное оружие и технические сред­ ства. Специалист первого класса Голованов особое внимание уделяет молодому матро­ су Сохову. На одной из первых трениро­ вок по управлению рулем командир отде­ ления спросил подчиненного: — Вы знаете, откуда дует сейчас ве­ тер? — Нет. Я не обратил на это внимания. — А как же вы будете удерживать ко­ рабль на заданном курсе? Вот смотрите, ветер дует слева градусов под шестьдесят к диаметральной плоскости корабля и го­ нит волну. Нос отклоняется вправо. Пе­ реложить руль на несколько градусов вле­ во! Сохов повернул штурвал. — Теперь чувствуете, что идем прямо? Матрос оторвал взгляд от компаса, стал смотреть куда-то в пространство. Он ни­ чего не ощущал. Но вдруг воин инстин­ ктивно начал отводить. Ему как будто кто-то подсказал, что корабль покатился влево. А в результате его действий рыска­ ние было предотвращено. Сохов понял, что корабль действительно можно «чувство­ вать». После поворота волна стала бить в ле­ вую раковину и отклоняла корму в сто­ рону. Корабль уваливался влево. Под ру­ ководством Голованова Сохов* боролся с этим явлением. Иногда у него получалось н? очень удачно. Однако матрос после это­ го знал, как поступать в следующий раз. чтобы вести корабль ровно. В последних походах воин нес вахту неплохо. Он быст­ ро осваивает свое дело. Голованов учит подчиненных быть вни­ мательными на вахте, строго соблюдать дисциплину. В походе на тренировке он с разрешения командира подразделения нео­ жиданно отключает репитер, который на­ ходится в рубке. Штурманский электрик делает так. чтобы при этом картушка бы­ ла освещена — иначе сразу будет замет­ но. что репитер не работает. Рулевой, ко­ торый не анализирует свои действия и не согласовывает показания гироскопическо­ го и магнитного компасов, не сразу обна­ ружит неисправность, сочтет неизменное положение картушки результатом тою. что корабль точно удерживается на курсе. При такой постановке вводной # рулевых вырабатывается привычка ни на одно мгновение не ослаблять бдительность. Мно­ го раз подобную задачу ставили перед спе­ циалистом первого класса старшим матро­ сом Васюковым. И никогда он не допу­ скал отклонения от курса, своевременно переходил на управление по магнитному компасу. Однажды во время тренировки Васюков заметил, что стрелки рулевого телеграфа одновременно упали. — Вышел из строя указатель положе­ ния пера руля, — доложил моряк вахтен­ ному офицеру и тотчас проверил не поте­ рял ли корабль поворотливость. Все было в порядке. Тем временем поступило приказание ру­ ководствоваться сигнальными лампочками. По ним Васюков знал о том. что руль дей­ ствительно переложен направо или налево, а на какое число градусов — для него оставалось неизвестным. В этом отноше­ нии моряк должен был приноравливаться сам. По времени, пока был замкнут кон­ такт, и по поведению корабля воин опре­ делял положение пера руля. Условия каждой тренировки Голованов максимально приближает к боевой обста­ новке. Например, переход на запасной пост управления рулем производится прак­ тически. Но некоторые дают вводную так: «Вышло из строя электрическое управле­ ние рулем, перейти на запасной пост!». Получив такое приказание, матрос, нима­ ло не задумываясь, доложит о «неисправ­ ности» и побежит в румпельное отделе­ ние. Ему не пришлось самому замечать признаков поломки, оценивая обстановку, искать выход из создавшегося положения. Все делается просто и легко. Специалист по существу не получает никаких навы­ ков. Тренировка проведена формально. Голованов ставит перед подчиненными эту же задачу по-другому. Он снимает пи­ тание с тумбы управления рулем. Васю- кев, Сохов или кто-нибудь другой из вои­ нов, кто стоит в это время у штурвала, должен внимательно следить за поведени­ ем корабля, показаниями стрелок теле­ графа. сигнальными лампочками, чтобы своевременно заметить неисправность. Рулевой поворачивает штурвал и видит, что стрелка телеграфа не показывает из­ менения в положении пера руля или что при этом не загорается на щитке в зави­ симости от стороны поворота красная или зеленая лампочка. Надо быстро разобрать­ ся, что случилось. Может вышел из строя рулевой телеграф, перегорела лампочка, а не исключена и возможность, что повреж­ дена система управления рулем? Мысль моряка напряженно работает. Он старает­ ся сообразить, каким образом сумеет с наименьшей потерей времени выяснить обстановку, узнает, в чем дело, обдумывает доклад на мостик и потом по приказанию командного пункта переходит на запасной пост управления рулем. Старшина отделения становится в это время на связь. Команды передаются в румпельное отделение различными спосо­ бами: по телефону, перестановкой команд­ ной стрелки телеграфа, звонками и т. д. От воинов требуется правильно зафикси­ ровать тот или иной сигнал, безошибочно определить его значение, выполнить при­ казание и доложить о своих действиях. Это вырабатывает внимательность, сооб­ разительность. расторопность. У Голованова вошло в привычку точно определясь цель каждой тренировки. Он заранее намечает не только тему практи­ ческого занятия, но и какие именно каче­ ства должен на ней выработать у подчи­ ненных. Исходя из этого, командир отде­ ления и составляет вводные задачи. Тре­ нировки поэтому значительно разнообра­ зятся как по содержанию вводных, так и по условиям, в которых они выполняются. . Таким образом у рулевых развивается интерес к своей специальности, воспиты­ вается способность осмысленно, а не ме­ ханически выполнять свои обязанности, что обеспечивает им быстроту и точность работы. Все старшины должны решительно бо­ роться с условностями и послаблениями, уделять серьезное внимание разработке в р о д н ы х задач для тренировок. Это — важное средство повышения действенно­ сти боевой учебы. Надо помнить, что при любых условиях судьбу боя решают лю­ ди. их высокие морально-богвые качества. Нельзя забывать, что каждому матросу необходимо облагать способностью творче­ ски оценивать обстановку, в любых усло­ виях не теряться и быстро находить вы­ ход из положения. Ловкие, смелые и уме­ лые воины смогут выполнить любой при­ каз командира, нашей любимой Советской Рожны . Старший лейтенант Г. АНАНЬИН . На самостоятельной вахте На первых порах службы воин-ком- сомолеп Огурцов встретил много труд­ ностей Он не был знаком : устрой­ ством корабля, с механизмами и при­ борами которые ему предстояло обслу­ живать. На помощь Огурцову пришел старшина 1 статьи Бугров. Опытный моряк познакомил воина с кораблем. рассказал ему о расположении помеще­ ний и механизмов. Молодой матрос прилагал много ста­ раний. Он с большим усердием изучал специальность электрпка. инструкции по уходу аа механизмами. Когда корабль находился в море, для комсомольца Огурцова это были дни боевого крещения. В походах, несмотря на штормозую погоду молодой матрос умело действовал на боевом посту. По­ том Огурцова назначили на пост обес­ печения корабля электропитанием. Сейчас комсомолец Огурцов самостоя­ тельно обслуживает свой боевой по~г. Матрос А. ШАТОХИН . Ратификация Советским Союзом советско-финляндского соглашении о предостаолении займа Финляндии 11 мая 1954 года Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал Согла­ шение о предоставлении Союзом Советских Социалистически^ Республик займа Фин­ ляндской Республике, заключенное между Правительством Союза ССР и Правитель­ ством Финляндской Республики 6 февраля 1954 года в Москве. В хорошем состоянии содержит свое заведывание боцман гвардии старший матрос Владимир Матюхин. Являясь чле­ ном комсомольского бюро подразделе­ ния, он активно участвует в обществен­ ной жизни корабля. З а высокие успехи в учебе и службе его неоднократно поощрял командир. НА СНИМКЕ: гвардии старшин матрос В. Матюхин за осмотром блока шлюп­ балки. Фото И. Никишова. Л н е в а л ъ ный по к у б р и к у Для поддержания постоянной готовности, обеспечения общекорабельного распорядка службы и жизни, обслужива­ ния различных установок и выполнения работ назначается служба корабельных нарядов. Большая ответственность воз­ лагается на каждого из воинов, несущего эту службу, в том числе и на дневального по кубрику. Он следит за выпол­ нением личным составом распорядка дня, поддерживает чи­ стоту и порядок. Своевременно, громко отрепетовать коман­ ду, поданную с вахты, во-время набрать в питьевой бачок воды, бороться за образцовую приборку помещения, — все это требует от моряка расторопности, внимательности, стро­ гого соблюдения инструкции. Образцово несет службу корабельных нарядов матрос Ча- мата. К заступлению на пост воин готовится тщательно. Он заблаговременно проверяет »:вое обмундирование, чистит его, ещ_ и еще раз проверяет свои знания инструкции дневаль­ ного. Моряк, которому предстоит сдавать обязанности дне­ вального Чамате, знает, что товарищ будет действовать по- уставному, потребует порядка и чистоты в кубрике, что от его внимательного глаза не ускользнет малейший недоста­ ток. И сменяемый еще более старательно готовит кубрик к сдаче. Лишь после детальной проверки Чамата принимает пост. А дальше все идет своим чередом. В одном месте матрос по­ правит лежащее на койке полотенце, сложив его треуголь­ ником. в другом — подберет нечаянно оброненную кем-ни- будь бумагу. Чувствуется, что службу дневального несет дисциплини­ рованный. требовательный вопя. Ночь. Тишина. С и н и й свет ночных ламп бледно осве­ щает лица спящих моряков. Обмундирование заправлено ак­ куратно, в определенном порядке расставлена обувь. Сейчас дневальному тоже много работы. Иной вопн попросит воды — он всегда рад выполнить просьбу товарища. Вот один из спящих потянулся, развел руками, повернулся на другой бок — простынь с одеялом сползли с него. Товарищ с’ежил- ся, но продолжал спать. «Так, дружок, не пойдет», — дума­ ет Чамата, бережно п любовно накрывая моряка. Падо тщательно следи г ,, чтобы никакой предмет не смог упасть на грелку. Ведь это может привести к порче предмета. Это моряк прекрасно знает и внимательно следит за порядком в кубрике. ...Корабль в походе. Его бросает с борта на борт. Тяже­ лые свинцово-серые волны с шумом и грохотом разбивают­ ся о борт, захлестывают верхнюю палубу. В таких условиях воины бдительно несут вахту. Они воспитывают в себе морские качества, стремясь во что бы ю ни стало перебороть качку. И сила воли побеждает. Дневальному по кубрику в этих условиях много хлопот. Сначала необходимо убедиться в надежности крепления под­ вижных предметов по-штормовому, проверить — не упущено ли что-нибудь. Воин смотрит как задраены иллюминаторы. Вот с силой и грохотом в борт ударяет очередная волна. Из- под броняшкп побежала еле заметная струйка воды — сви­ детель того, что иллюминатор недостаточно плотно задраен. Чамата поджимает барашки. Корабль меняет курс, и его начинает качать сильнее. Толчок. Штерт, которым были принайтованы банки, лопнул. Во-время подоспевший моряк быстро наводит порядок. Сколько можно привести таких примеров! Расторопность и внимательность воинов помогают предотвратить иногда тяжелые по своим последствиям случаи. Хотя Чамата не очень давно на корабле, он выработал в себе морские качества. Воин не имеет замечаний за несе­ ние дневальной службы. Командир подразделения не раз ста­ вил его в пример, неоднократно поощрял. Моряк хорошо понимает, что образцовым несением дневальной службы он вносит свою долю в дело повышения боевой готовности ко­ рабля. Старший матрос А. ГЕТЬМАН. Строго по инструкции Пдут практические занятия. — В боевых услозиях придется дей­ ствовать быстро, сноровисто, — говорит подчиненным старшина 2 статьи Спдель- ников. — Могут случиться любые неис­ правности. Устранить их в короткий срок — наша задача. Моряки внимательно слушают командира отделения. — Наша техника не подведет в 5ою,— продолжал он. — если правильно ее эксплуатировать, строго соблюдать ин­ струкцию. Старшина Сидельников усложняет ус­ ловия работы н приказывает матрозу Пуч­ кову подготовить и запустить вспомога­ тельный двигатель. Моряку казалось, что он быстро выполнит приказ. Но, присту­ пив к делу, он почувствовал, что это не так просто. С каждой секундой усили­ валось его волнение, и матрос Пучков за­ был провернуть двигатель вручную. После вводной старшина раз'яснил мо­ ряку его ошибки, рассказал, как нужно выполнять требования инструкции. — Однажды один наш матрос нару­ шил инструкцию и запустил двигатель без проворачивания. — сказал он. — А в одном из цилиндров оказалась вода, по­ павшая из головки блока. При запуске от гидравлического удара двигатель получил повреждение. Опытный моряк еще раз потребовал от подчиненных не отступать от требований инструкции. — Не нужно добиваться быстроты за­ пуска двигателя за счет отступления от правил. Быстрота и четкость должны вы­ рабатываться тренировками, постоянным изучением материальной части. Тут же старшина вновь подает команду матросу Пучкову: — Запустить двигатель! Матрос правильно воспринял советы старшины. Двигатель он запустил точно по инструкции. Свой богатый опыт и навыки в экс­ плуатации двигателей старшина 2 статьи Сидельников с любовью, настойчиво пере- зает всем подчиненным. Был случай, когда матрос А. Иванов не смог перекачать топливо из одной ци­ стерны в другую. Одев комбинезон, стар­ шина вм^мгге с подчиненным проследил весь путь топливных магистралей, нахо­ дящихся в трюмах, места расположения клапанов. Чтобы матрос лучше запомнил устройство топливной системы, старшина порекомендовал ему начертить схему си­ стемы в тетради, оказал ему помощь в этом. Изо 1 ня в день повышаются боевая выучка и знания молодых матросов. В ьт»м большая заслуга командира отделе­ ния стапшины 2 статьи Сидельннкова. - Старший матрос 10. СМИРНОВ. Помощь сержанта Сержант Семенов — отличник боевой и политической подготовки. Свой опыт ои умело передает подчиненным. Занятия проводит содержательно, интересно, ис­ пользуя примеры из Великой Отечествен­ ной войны. С помощью сержанта в подразделении выросли в последнее время отличники рядовые Чижов и Попов. Многие воины награждены знаком отличного специали­ ста. Р я д о в о й А. ВРАЧЁВ. 1 £ < Ш 0 7 П /ш Ъ о БОЛЬШИХ УСПЕХОВ в боевой | и политической учебе добился ефрей ­ тор Тетерич. З а безукоризненное зн а ­ ние оружия и умелое владение им воин награжден нагрудным знаком «Отличный пулеметчик». Рядовой В. Дроздов. О ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ УСПЕХОВ в труде добились рядовые Киура, Бу­ латов и ефрейтор Зиновенков. Пере­ довые воины ежедневно выполняют производственный план на 160—180 процентов. Рядовой Ф. Шаповалов. О ВЫПОЛНЯЯ ПРИКАЗ коман­ дира. рядовые Ласточкин и Васильев , проявили настойчивость и выдержку. • Воинам объявлена благодарность. Их успехам был посвящен боевой листок. Рядовой Н. Шабенко. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х и н д и в и д у а л ь н а я р я б о т я СО СЛУШАТЕЛЯМИ И з опыта передовых руководителей групп политзанятий Политическое воспитание воинов во мкогом зависит от того, насколько хорошо руководитель группы политзанятий изу­ чил морально-боевые качества каждого всина, как он развивает эти качества. Это достигается различными формами работы, и в первую очередь индивидуальным под­ ходом к слушателям. Индивидуальная работа дает возмож­ ность лучше и быстрее выяснять запросы и настроения людей, развивать живой ин­ терес к политическим знаниям, вырабаты­ вать положительные черты характера во­ еннослужащего. Она благотворно влияет и на самого воспитателя, заставляя его по­ вышать требовательность к себе, творче­ ски подходить к воспитанию слушателей, приучает к анализу своей раооты. Лейтенант Робннознч — молодой офи­ цер. Раньше он полагал, что в работе с подчиненными достаточно таких форм. кап лекции и беседы. Но когда офицер был назначен руководителем группы политиче­ ских занятии и от него потребовалась си­ стематическая работа со слушателями, ему стало ясно, что без знания личных ка­ честв каждого воина нельзя успешно ве­ сти обучение и воспитание. Первые политические занятия у моло­ дого пропагандиста прошли довольно ор­ ганизованно. хорошо. Но в дальнейшем интерес слушателей к учебе ослаб. В рас­ сказе по каждой новой теме руководитель стал повторяться, * использовать одни и те же методические приемы. Это. естест­ венно. снизило качество занятии. Так на своем собственном опыте руководитель убедился, что никаких знании не может хватить надолго, если не обогащать себя новыми знаниями. Следовательно, необхо­ димо вдумчиво работать над собой, умело подбирать факты из жизни страны и под­ разделения. методически правильно и гра­ мотно строить своп выступления перзд слушателями. С помощью старших товарищей и исхо­ дя из собственного опыта, офицер стал изучать настроения, запросы воинов, боль­ ше обращать внимания на самостоятель­ ную работу слушателей, конкретнее зани­ маться их политическим воспитанием. А это, в свою очередь, заставило его более настойчиво расширять свой идейно-поли­ тический и культурный кругозор, внима­ тельно следить за периодической лите­ ратурой. Офицер Робинович перед тем. как на­ чать подготовку к очередным политзаня­ тиям. обстоятельно беседует со слушателя­ ми по содержанию предстоящей темы, подбирает интересные и поучительные факты из ж и з н и подразделения, читает рекомендованную литературу, статьи из газет и журналов. Все это позволяет ему интересно строить политическую учебу воинов, делает ее конкретной, целенаправ­ ленной. доходчивой. Руководитель умело пропагандирует ре­ шения партии и правительства, направ­ ленные на дальнейшее развитие социа­ листической экономики, на крутой под’ем сельского хозяйства, на улучшение благо­ состояния советского народа. На высоком уровне, например, прошли в группе заня­ тия по материалам сентябрьского и фев­ ральско-мартовского Пленумов ЦК КПСС. Готовясь к занятиям по этим темам, про­ пагандист внимательно изучил и основа­ тельно продумал содеря;анпе исторических документов. Он также прочитал передовые статьи газзты «Правда» и затем побеседо­ вал со многими сержантами и матросами. Эти беседы дали много интересных фак­ тов и примеров, которые руководитель группы использовал на политических за­ нятиях. В частности, офицер Робинович поговорил со старшим сержантом Яремен­ ко. который получил письмо из дому. В письме сообщалось о том. с каким вооду­ шевлением колхозники претворяют в жизнь величественную программу круто­ го под’ема сельского хозяйства, намечен­ ную Коммунистической партией, каких успехов добились труженики села в борь­ бе за высокие урожаи и рост обществен­ ного животноводства. Проводя занятие со слушателями по ре­ шениям Пленумов ЦК КПСС. тов. Робпно- впч не просто читал текст, а на кон­ кретных примерах раз’яснял значение и необходимость проведения намеченных в исторических документах мероприятий. В своем рассказе он использовал содержа­ ние писем воинов из колхозов, организо­ вал выступления отпускников, а затем сделал вывод, призвав воинов еще настой­ чивее повышать боеготовность подразде­ ления. Офицер правильно руководит ра-ботой своего помощника. Он учит сержанта Ма­ кеева вести индивидуальную работу с от­ стающими и отсутствовавшими на заня­ тиях слушателями. Благодаря системати­ ческой помощи со стороны сержанта Ма­ кеева тт. Моринчук. Яременко и другие слушатели стали передовиками учебы. Пропагандист научил своего помощника глубоко работать над произведениями классиков марксизма-ленинизма, умело пользоваться географической картой, си­ стематизировать материал по текуныч событиям. Руководитель группы и его помощник пользуются заслуженным авторитетом и уважением среди личного состава подлз- деления. Многие слушатели их группы — отличники боевой и политической подго­ товки. То же можно сказать и о работе стар­ шего лейтенанта Зубарева. На протяже­ нии всего минувшего учебного года слу­ шатели руководимой им группы не и м *' л и дисциплинарных взысканий, почти все они — отличники. Больших успехов до­ бились воины и в нынешнем году. Это достигнуто прежде всего внимательным изучением личных достоинств и недо­ статков каждого воина, проведением ин­ дивидуальных консультаций, дополни­ тельных занятий и личных бесед. Воины делятся с офицером своими мыслями и думами. Тов. Зубарев внимательно от­ носится к запросам слушателей и ста­ рается удовлетворить их. Хорошее знание индивидуальных осо­ бенностей и способностей каждого слуша­ теля позволяет руководителю группы ме­ тодически правильно строить занятия и проводить их на высоком идейном уровне. Старший матрос Таран, например, хорошо успевает в учебе. Он желал вести кон­ спект, но у него долгое время это не по­ лучалось. Руководитель группы несколь­ ко раз практически показал слушателю, как иравильЯо составлять конспект, что­ бы он был кратким и охватывал содержа­ ние изучаемой темы. Эта помощь дала ег.ои положительные результаты. Много поработал оФицеп Зубарев и с младшим сержантом Торговченко. Слушатель слабо ориентировался на карте. Офицер провел с ним несколько дополнительных заня­ тий. помог воину хорошо изучить карту. В своей работе тов. Зубарев опирается на передовых воинов. Например, старший сержант Ходатай — наиболее грамотный слушатель. Он много помогает пропаган­ дисту в повышении успеваемости слуша­ телей группы. В часы самостоятельной работы, во время бесед, на занятиях и в свободное время руководитель группы конкретно по­ могает воинам в учебе, воспитывает их высокосознательнымп и политически гра­ мотными людьми. Внимательное отноше­ ние офицера к каждому слушателю по­ могает им глубоко понять своп задачи, успешно учиться, повышать свою боевую и политическую подготовку. Большую помощь в воспитании воинов руководителю группы оказывает партий- ная организация. Коммунисты Павлов. Бобров. Иванов и другие часто проводят с матросами консультации, беседы по изучаемым на политических занятиях те­ мам. Руководители групп тт. Зубарев и Ро- биновпч серьезно готовятся к каждому за­ нятию. Материал занятий пропагандисты увязывают с событиями сегодняшнего дня. с жизнью и задачами личного соста­ ва. Это способствует мобилизации воинов на неустанное совершенствование боевого мастерства, укрепление дисциплины и организованности. Индивидуальный подход в воспитании воинов, сочетаемый с заботой о высоком уровне занятий, помогает руководителям групп добиваться отличной успеваемости слушателей, развивать их политическую сознательность. Л. ШМЕЛЕВ . Н . ТРОНЕВ. Активность в учёбе Слушатели нашей группы проявляют большую активность в политической под­ готовке. Сейчас они настойчиво изучдют героическую историю Коммунистической партии Советского Союза. На днях состоялась беседа по теме. В обсуждении поставленных руководителем перед группой вопросов приняли участие многие воины. Особенно содержательным было выступление старшего матроса Озе­ рова. Хорошо изложил один из вопросов темы и старший матрос Змеев. Успех беседы об'ясняется тем. что вои­ ны внимательно слушали рассказ пропа­ гандиста. много занимались самостоятель­ но. прочли учебные пособия. Слушатели группы упорно овладевают и боевым мастерством. Так. например, старший матрос Озеров является одним п.* передовых воинов корабля. За усердие в учебе и службе он имеет несколько по­ ощрений Старший матрос Н. КЛЮЕВ. D- По следам наших выступлений «КОМУ Н УЖ НА ТАКАЯ ПРАЧЕЧНАЯ?; 14 апреля в нашей газете под таким заголовком было опубликовано письмо чи­ тателя X. Хасанова. Автор указывал на плохую работу прачечной. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что факт изложенный в письме читателя имел место. Приняты меры к установлению м^.тояиного контро­ ля за качеством выстиранного белья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz