На страже Заполярья. 1954 год. Май.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 12 мая 1 9 5 4 г., К: 111 ( 4 0 5 3 ) . ОДНА ВВОДНАЯ — Вы спрашиваете, как мы повседнев- ную учейу максимально приближаем к боевой действительности? Об этом сразу не расскажешь... Старшина 2 статьи Мурзенко. взгля нув на ниш. где слышался гул реактив ного самолета, продолжал: — Смотрите, как ловко летчик выделы вает Фигуры высшего пилотажа. Его са молет то становится едва заметной точ кой. то на глазах вырастает в размерах, мгновенно приближаясь к кораблю. Чув ствуется, что управляет машиной клас сный летчик. Разве это не та обстановка, которая возможна в современном бою? Та! Но чтобы приблизить условия учебы к боевой действительности, надо давать ма тросам вводные, решение которых обеспе чит живучесть поста и материальной ча сти. Зачастую мы применяем и средства имитации... В это время наводчики трудились в йо те лица, выполняя свои обязанности. Только старший матрос Молев бездейство вал. Для приведения в действие механиз ма. который он обслуживал, достаточно было нескольких боевых приемов. Заме тив его праздность, старшина дал одну вводную: — Осечка! Ваши действия? П продолжая свой рассказ, старшина говорил: — Такая вводная подсказана жнзныо, практикой. Когда выстрела не последова ло. наиболее вероятной причиной может быть осечка. В таких случаях Молев про изводит соответствующий отсчет. А если выстрелить и теперь не удалось, то я приказываю разрядить орудие. Это не представляет особой трудности. Комендор, посмотрев на снаряд, видит, что на кап суле патрона накола нет. В таких случа ях может быть только одно приказание: «Заме нить стреляюшее!». Дело это сложное. От умелых дейст вий каждого комендора зависит скорейшее открытие огня. — Почему? Потому что задержка про изошла из-за поломки или пружины или бойка. Заменить это одному невозможно. Во время Великой Отечественной войны такие случаи бывали. Мне, например, из вестен один подобный боевой эпизод. ...Корабль вышел в море. Командир при казал одному матросу проверить готов ность зенитного автомата к стрельбе. Вы ла подана команда «Огонь!» Но автомат молчал. После этого происшествия матрос пы тался доказать, что причиной осечки явился отсыревший боезапас. Приказали поставить новые обоймы снарядов. Но и h i этот раз выстрела не последовало. В чем же дело? По какой причине не стрелял автомат? Начали проверять. Взя ли патрон и увидели, что накол в капсу ле очень незначительный. Значит, слабый удар бойка — осечка. Но какая же при чина вызвала эту злополучную осечку? А причина эта не новая и заключалась в следующем: автоматическое орудие бы ло смазано летней смазкой, которая при низкой температуре воздуха застывала. Старшина 2 статьи Мурзенко на мину ту умолк, пристально наблюдая за дейст виями старшего матроса Молева. Тому по могали товарищи. — Видите. — кивнул головой в их сторону старшина. — Эту вводную одному выполнить несподручно. Между гем матрос Донич придал пушке необходимый угол возвышения, а затем открыл нижний люк и копир. В свою оче редь старший матрос Дегтярь нажал на шток закрывающего механизма. Все это ком**н торы-зенитчики проделали молча и последовательно. В их действиях чув ствовалась высокая натренированность. — Так держать. — проговорил Донич, раз’единяя детали. — Готово? — спросил старший матрос Молев И. получив утвердительный сиг нал он произвел необходимые действия. Этим воин обеспечил возможность Доничу достать клин, который и передал Мелеву. — Смазка в порядке?— спросил стар шина. — Как всегда, — ответил матрос. — Действуйте! — Есть! И старшина продолжал свой рассказ: — У наших зенитчиков вошло в при вычку заранее готовить возле орудия за пасные части и инструмент. В таких слу чаях это помогает быстро устранить за держку. Вон Молев. благо у него все под рукой, нажал ключом на крышку. После этого развернуть ее не представляет осо бой трудности... Действительно, зенитчик экономил каж дое свое движение. Ничего лишнего он не допускал — действовал только наверняка. Вынув боевую пружину с ударником. Мо лев внимательно их осмотрел. Только по сле этого воин доложил: — «Сломан» боёк! — Ваши действия? Заменить «поврежденную» деталь при наличии запасной — дело нескольких секунд. Старший матрос Молев начал сбор ку приспособления и других механизмов в обратной последовательности. Старшина был доволен работой подчи ненных — Во время практических тренировок, — говорил старшина, — мы старались избегать условностей, шаблона и упро щенчества. А в чем они обычно выра жаются? В первую очередь в подаче од них и тех же вводных. Матрос до того привыкает к ним, до того они ему надо едят. что он начинает небрежно к ним от носиться, выполнять их кое-как. Еже дневная подача одних и тех же вводных не развивает творческую инициативу ко- мендо|юв. а глушит ее, притупляет чув ство ответственности. Вот почему надо приучать зенитчика решать различные вводные в обстановке, приближенной к боевой действительности. В этом — настоящая школа мастерства. Взять, к примеру, решаемую сейчас мои ми подчиненными вводную. Самопроиз вольное прекращение огня может быть не только из-за осечки, но и но другим при чинам. Осечка — эго результат недоброкачест венного боезапаса или неисправности стреляющего приспособления. Но допу стим. что в этом отношении все было в порядке, а выстрела все-таки не последо вало... Тот же старший матрос Молев знает причины этого. Ему, в частности, изве стен такой факт. Н-ский корабль вышел в боевой поход. Понятно, что каждый мо ряк перед походом внимательно осмотрел свое заведывание. Но опыт показывает, что мало проверить механизмы в базе, их надо еще испытать в обстановке, прибли женной к боевой. Когда вышли из базы, командир прика зал дать из автомата пробную очередь. Зенитчик Бурменко открыл огонь. Но сде лав один выстрел, пушка умолкла. Ствол остался в откатном положении. Бурменко сделал наружный осмотр. По ломок он нигде не обнаружил. Тогда ко мендоры решили открыть люк копира и посмотреть, что произошло внутри короба с механизмами. Матросы стали открывать люк. Но он не поддавался. Пришлось для этого прило жить некоторые усилия. Как только люк был открыт, ствол сразу накатился. При чина выяснилась. Оказалось,/что защелка пальца лотка досылателя была сломана. Незакрепленный палец свободно ходил в проушинах казенника. При первом лее вы стреле палец вышел из проушин в сторо ну копира и заклинился. Чтобы ничего подобного не случилось, мы ио крупинке собираем, изучаем и обобщаем все ценное и поучительное из опыта Великой Отечественной войны ^ и послевоенной практики обслуживания бое вых механизмов. Вот почему я приучаю своих подчиненных знать возможные неис правности в работе орудия, уметь их пре дупреждать. А коль произойдет неполадка, то надо, чтобы воины к этому были все сторонне подготовлены. Как видите, одна вводная может выполняться по-разному, в зависимости от породившей ее причины... Старшина Мурзенко умолк. Он не сво дил глаз с быстро мелькавших рук ма троса Донича. Когда-то. на первых порах работы у орудия, он не мог сразу разоб рать и собрать стреляющее приспособле ние. тратил на это много времени: при вставлении клина в казенник допускал задержки. — А сейчас, смотрите, как он*незамет- ко нажал на лапки экстрактора и ловко вставил рычаг с серьгой в шлицевый ва лик. Любо посмотреть! А ведь было вре мя. когда сн мучился при постановке это го валика. Прошло всего несколько секунд. Раз дался громкий и четкий доклад старшего матроса Молева: — Стреляющее — заменено! — Проверим вашу работу. — произ нес старшина. — Все правильно, — отметил он. — Расчет готов к открытию огня... — Итак — продолжал он. подробно разбирая действия подчиненных во время решения вводной. — Все вы. товарищи, работали хорошо. Но вы могли решить вводную намного раньше, чем на это от ведено времени. Однако этого не произо шло потому, что при замене стреляющего приспособления один из наводчиков при постановке клина сбил со своего места серьгу шлицевого валика. В чем причина? А в том. что матрос Донич поторопился и неточно вставил этот валик. А исправле ние этого и привело к лишней трате вре мени. Каким образом следует избегать подоб ных упущений? Не следует сразу, не ра згоравшись, вставлять шлицевый валик. Прежде всего надо рукой поддержать ры чаг во избеясание его падения. Также ос мотрительно и расчетливо следует посту пать во всех случаях при выполнении вводных. В этом залог обеспечения скоро стрельности орудия и его живучести... Командир боевого поста посмотрел на подчиненных, готовых к выполнению лю бого приказания. Одну вводную они ре шили толково, как это сделали бы и в бою. Теперь они стояли у механизмов на «довсь!» Старшина 2 статьи Мурзенко удовлет воренно сказал: — Добро! Н . АФОНИН. С помощью товарища — Вот ваше заведывание, — сказал командир матросу Леонтьеву, прибывшему на об'ект. — Изучайте его. любите. Поча ще обращайтесь к старшему матросу Ко тову: он классный специалист, всегда по может вам. Леонтьев с охотой принялся за уче бу. Он глубоко изучил правила ухо да. сбережения и эксплуатации дизеля, ра боту и взаимодействие механизмов. К за нятиям воин относится серьезно. Старший матрос Котов стал передавать ему свой опыт. Вскоре матрос Леонтьев попросил разрешения запустить двигатель самосто ятельно. — Попробуйте, — согласился Котов, внимательно наблюдая за действиями то варища. Леонтьев хотел нажать на стартер и за пустить двигатель, но он забыл провопить рубильник и переключатель — Стоп! — одернул его Котов. — А кто будет проверять подачу топлива, положе ние переключателей и рубильников? — Поспешил... Волнуюсь, — признался матрос и тотчас проверил и установил все переключатели и рубильники в рабочее положение. Затем он нажал на стартер, но получился р ы в о к , и двигатель заглох. — Быстро отпустили стартер. — по яснил Котов. — не дали мотору возмож ности набрать обороты. И тут же старший матрос показал, как надо пользоваться стартером. Двигатель заработал. Матрос Леонтьев правильно реагировал на замечания товарища, все его замечания принимал во внимание. Эн быстро нау чился грамотно эксплуатировать технику и правильно ухаживать за ней. Прошло немного времени и командир допустил матроса Леонтьева к 'чмо^тоя- тельной вахте. Младший сержант М. ГУСЕВ . Опаскб?, товарищ командир! Командир послал благодарственное письмо матери ком-сомольца ефрейтора Недбайлюк. Недавно на имя командира поступили письмо от Недбайлюк V. В., к о щ ш пи шет: «Уважаемый товарищ командир! 11 по лечила ваше письмо, в котором- вы бла годарите меня за воспитание сына, кото рый служит во вверенной вам части. Хочу вам сказать, что я вырастила и воспитала своего сына выносливым, муже ственным. II когда Родина позвала моего сына в ряды Вооруженных С и . н с радостью отдала его для защиты государ ственных интересов Отчизны, для охраны мирного созидательного труда советских людей. II еми враги посмеют нарушить- наш мирный труд, то я уверена, что мой сын не пожалеет своих сил для полной победы над врагом. Л горжусь тем, что ( мой сын находится в рядах Вооруженных ; Сил и честно выполняет свой воинский | долг. Спасибо, товарищ командир, что вы j воспитали сына умелым и дисципли- , нированным воином. С приветом Недбай люк А. В.». Это письмо было зачитано на комсо мольском собрании. Оно было выслушано с большим вниманием. Сержант Л. МАКАРЕНКО . В отличном состоянии содержат боевую технику старшие матросы Григорий Бурмакин и Борис Алтунин. За высокие успехи в боевой и политической учебе они неоднократно ставились в пример другим воинам. ИА СНИМКЕ: (слева направо) старшие матросы Григорий Бурмакин и Бо рис Алтунин проверяют изоляцию прибора. Фото И. Никишова. СшвршовЬш осмотр с ам о л ё т а Особенность стартового осмотра самоле та. его отличие ог других видов осмотроз заключается в том, что он проводится в максимально короткое время. При этом лючки осмотров техники не вскрываются. Одновременно машина готовится к следую щему вылету. Иногда стартовый осмотр проводится в сложных условиях погоды. Это затрудня ет работу авиационных специалистов. Од нако ничто не должно снижать их ответ ственности за качество проверки матери альной части. В полете современный самолет, все его агрегаты и детали претерпевают различ ною вида деформации и перегрузки. Это особенно присуще реактивной технике* ле тающей на больших скоростях и высотах. Вот почему на старте необходима всесто ронняя проверка состояния и действия планера, двигателя, вооружения, прибо ров и т. д. Успех обеспечивается точным выполнением требований инструкций и наставлений. В стартовом осмотре самолета принима ет участие весь технический состав, ко торому доведено обслуживание материаль ной части. Наряду с ним проверку произ водят и специалисты ио различным служ бам. Каждый авиатор отвечает за свой участок работы. Надо сказать, что в на шем подразделении это дело поставлено неплохо. Вот как, например, проводит стартовый осмотр техник-лейтенант Полуэктов. По опыту работы авиатор знает, что в поле те. а также при взлете и посадке самоле та могут появиться дефекты и неисправ ности. Если их не заметить или прене бречь «мелочью», могут произойти серь езные последствия. После того, как маши на приземлилась, офицер справляется у летчика о работе материальной части в воздухе и на земле. Обычно у командира экипажа в этом отношении замечаний нет, и авиационные специалисты производят стартовый осмотр согласно маршруту. Но если летчик отме тил ненормальную работу какого-либо аг регата, то техник-лейтенант Полуэктов вскрывает нужные лючки для осмотра, тщательно осматривает детали. Определив степень их пригодности к дальнейшей работе, техник принимает соответствую щие меры. Стартовый осмотр, как и другие виды осмотров, имеет свою последовательность — маршрут. Так. например, техник-лей тенант Полуэктов вначале внимательно проверяет состояние обшивки, плоскостей, фюзеляжа, хвостового оперения. При этом офицер убеждается, нет ли где деформиро ванных частей или повреждений самолета, а также проверяет наличие всех откры вающихся лючков. Затем техник проверяет состояние и ис правность органов управления самолетом, положение приборов, которыми летчик пользовался в воздухе. Поступать таким образом авиатора научила повседневная практика. Большое знимание при стартовом осмо тре техник-лейтенант Полуэктов уделяет органам приземления машины. II это пра вильно, т. к. они при взлетах и посадках самолета на аэродром испытывают боль шие нагрузки. Офицер пристально осма тривает узлы сварки и шарнирные соеди нения. В исключительных случаях на них могут появиться трещины, что вызывает немедленную замену детали, имеющей де фект или требующей ремонта материаль ной части. Чтобы ничего не пропустить мимо, он еще раз осматривает шасси и другие детали машины. Много хлопот причиняют авиационным специалистам резиновые изделия, находя щиеся на самолете: покрышки колес, шланги и т. д. Если трубки слабо поджа ты, то' при касании к деталям они могут перетереться и может появиться течь жидкости. Покрышки же колес должны быть* в хорошем состоянии, не иметь «лы син». порезов и проколов. При обнаруже нии- этого покрышки подлежат немедлен ной замене. Техник-лейтенант Полуэктов и его под чиненные особенно придирчиво осматри вают посадочные щитки. Кроме того, они обязательно убедятся в том, что в дета лях и узлах органов управления нет г р я з и , снега, льда. Это важное дело. Ибо на первый взгляд кажущаяся «мелочь» мг.жет привести к серьезным последстви ям. Герметичность системы с жидкостями офицер Полуэктов и его подчиненные про веряют непосредственно на соэдиненнях деталей. Отсутствие на фюзеляже и дру гих частях самолета жидкостных капель и подтеков — верный признак исправного состояния системы. Во время стартового осмотра авиацион ные специалисты производят дозаправку самолета топливом, сжатыми газами, а ес ли требуется, то и другими материалами. Вся эта работа выполняется быстро, что бы не задержать вылет машины. Все подчиненные техник-лейтенанта Полуэктова— знающие свое дело авиаторы. Каждому воину присущи высокая техни ческая культура, трудолюбие и чувств-) личной ответственности за порученное де ло Этим и об’нсняется тот факт, что вве ренная умелым специалистам материаль ная часть всегда находится в исправном состоянии. Большинство механиков, техников, ин женеров и других специалистов нашего подразделения образцово проводит старто вый осмотр самолета. И некоторые из них при этом предупреждают неполадки в ра- ооте материальной части. Так, в перерыве между двумя полетами на одном из самолетов техник обнаружил, что давление в пневматике одного колеса стало меньше положенного. Для приведе ния колеса в нормальное состояние потре бовалось немного времени. Возможная не исправность была предотвращена. Опыт показывает, что только правиль ная эксплуатация авиационной техники, грамотное проведение стартового осмотра — гарантия безаварийных полетов. Но этого, иовидимому. не понимают от дельные авиационные специалисты, кото рые формально относятся к проведению стартового осмотра, ссылаются на то. что они • добросовестно провели предполетную потготовку. Подобные рассуждения непра вильны. они идут вразрез с требованиями инструкций и наставлений. Однажды при посадке деформировалась 1 деталь самолета, испытавшая большую нагрузку. Осматривая машину поверхност но. авиатор Кудрин не заметил этого де фекта. Этот случай говорит о плохом качестве проведенного стартового осмотра. Он про изошел потому, что еще не все авиаторы научились образцово обслуживать техни ку. допускают в своей практике отступле ния от требований руководящих докумен тов. Только строжайшее выполнение соот ветствующих инструкций и наставлений, качественное проведение всех видов осмо тров. в которых стартовый осмотр зани мает особое место, будет способствовать содержанию авиационной техники в ис правном состоянии и постоянной боевой готовности. Доживаться этого повседневно — дело чести каждого авнатора-северо- морца. Офицер С. ЗАЛ0ЖН0В . ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ПОЧЕМУ СРЫВАЮТСЯ ПОЛИТЗАНЯТИЯ В дни, когда по расписанию воины дол жны приступить к политзанятиям, часто можно слышать вопросы: — А руководитель будет? — А где будем заниматься? Это говорит о дом, что в подразделении и по сегодняшний день еще по-настояще му не организована политическая учеба воинов. Правда, здесь утвердили руководи телей групп, iki ."- фалн их помощников. Но вся беда в том, что к подбору руководи телей групп политзанятий и их помощни ков подошли Формально. Например, всем было известно, что тов. Каплин в силу специфики своей службы не сможет регулярно проводить занятия с матросами. Тем не менее, ему поручили руководить группой. Занятия же проводит п о помощник, по вине которого часто они срываются, а те, которые и были проведе ны. прошли на низком уровне. В другой группе с учебой дело обстоит еще хуже. Здесь второй месяц нет руко водителя. а гов. Гарнец, который назначен помощником, ire подготовлен для того, что бы руководить занятиями по изучению истории партии. Поэтому в дни занятий слушатели ходят но коридору и ищут группу, к которой можно было бы «при строиться» и продолжать изучение темы. Все эти организационные недостатки от рицательно сказываются на успеваемости воинов в учебе. Старшина 2 статьи В. КОВТУН . Ч Е С Т Н О Н Е С Т И С Л У Ж Б У В нашем подразделении служит стар ший матрос Н. Дорошенко. Командование, по просьбе воина, дало ему возможность посещать вечернюю общеобразовательную школу. Сейчас в школе — горячая по ра: учащиеся сдают экзамены. Нелегко приходится старшему матросу. Времени для отдыха остается очень немного, так как надо посидеть над книгами, готовить ся к экзаменам. Однако все эти трудности преодолеваются воином легко. Как же, ведь надо учиться! Но вот к выполнению служебных обя занностей старший матрос Дорошенко ча сто относится недобросовестно. Он ста рается работать меньше своих товарищей, ишет более легкую работу, вахту несет недостаточно бдительно. Не раз поведение воина обсуждалось на комсомольских со браниях. ио Дорошенко должных выводов не делает. — Почему товарищи меня не уважа ют? — недоумевает Дорошенко. Любовь и уважение коллектива завое вывается упорным трудом, честным и до бросовестным служением Родине. Старший матрос Б. ШАПИРО . По следам наших выступлений «КОМНАТА ПОЛИТПРОСЗЕТРАБОТЫ В ЗАПУЩЕННОМ СОСТОЯНИИ» Так называлось письмо в редакцию еф рейтора II. Сурина, опубликованное в на шей газете 15 апреля с. г. Заместитель командира по политиче ской части сообщил, что в настоящее вре мя недостатки, указанные в письме, уст ранены: комната политпрссветработы от ремонтирована и полностью оборудовал!а. Оформлены Доска отличников, стенды, по священные четырежды орденоносному ком сомолу, жизни и деятельности Б. И. Ленина и И. В. Сталина, боевому пути Вооружен ных Сил, написаны лозунги. Дежурные но комнате политиросветра- о'Угы выделяются из числа комсомольцев- агитаторов. К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я Значение чистоты топлива для работы двигателя Нормальная работа двигателя внутрен него сгорания в значительной степени за висит от своевременной и равномерной по дачи топлива в цилиндры, хорошего рас пиливания и перемешивания топлива с воздухом. Как известно, эти важные функции вы полняет топливная аппаратура — насосы и форсунки или насос-форсунки. Для то го, чтобы представить себе напряжен ность условий работы топливной аппара туры, достаточно указать, что в современ ных быстроходных двигателях впрыск топлива продолжается иногда всего 0 ,0012 секунды, а давление топлива в мо мент впрыска достигает 1 .4 0 0 килограм мов на квадратный сантиметр. Указанные функции топливная аппара тура может выполнять лишь в том слу чае, если она содержится в исправном со стоянии и не имеет чрезмерных износоя. Одной из основных причин плохой ра боты и чрезмерных взносов насосов и фор сунок является загрязненность топлива. Правильный уход за системой подачи топлива обычно обеспечивает удовлетво рительную очистку — фильтрацию топли ва и в целом работу топливной аппарату ры и двигателя. Вместе с тем не везде и не всегда придается должное значение необходимости соблюдения правил фильт рации топлива. Нередко топливо прини мается в цистерны загрязненным, неот- фильтрованным. расходные баки содер жатся грязно, фильтры в положенные сро ки не очищаются, отстой из баков не удаляется. Особенно важна роль фильтрации топ лива для быстроходных форсированных двигателей и для двигателей, збьэ^дозан- ных насос-форсунками. Откуда же вытекают высокие требова ния к чистоте топлива, почему нужна тщательна я фил ьтрапня? Как ужо было сказано выше, насосы высокого давления п Форсунки выполня ют весьма важную операцию в осущест влении рабочего процесса — впрыск и распыл топлива в камере горения. Но от совершенства распыла топлива н зависит, прежде всего, качество горения, опреде ляющее экономичность, температурные ре жимы, степень дымности п нагарообразо- вание, способность двигателя развивать положенную мощность. Выход из строя форсунки или насоса сразу же отражается на работе двигателя. Выход из строя одной форсунки даже у двенадцатицилиндрового двигателя вызы вает заметное увеличение дымности: дви гатель при этом не может развивать мак симальных оборотов. В цилиндрах увели чивается нагарообразование, происходит загорание поршневых колец и усиленный износ всей поршневой группы. Выход из строя форсунки у двигателей с малым числом цилиндров более опасен, чем у многоцилиндровых, поскольку при водит к резкому перераспределению на грузки между цилиндрами. Последнее при работе двигателей на мощностях, близких к максимальным, может вызвать задир поршневой группы. С другой стороны опыт показал, что при неисправно рабо тающих форсунках расход топлива замет- н'. увеличивается. Общими признаками, указывающими на неисправность форсунок или насосов, яв ляются: — двигатель не удается запустить, вспышки отсутствуют или происходят с перебоями: — двигатель работает, но в одном из цилиндров вспышка не происходит: — двигатель уменьшает число оборо тов: — в одном из цилиндров падает дав ление вспышки, а температура выхлопа либо уменьшается, либо увеличивается. Все эти явления, как правило, сопро вождаются повышенной дымностью, «стрельбой» предохранительных клапанов, ненормальным нагревом Форсуночных тру бок и насосов, появлением утечек топлива \ Форсунок. Причинами указанных ненормальностей являются неисправности насосов и фор сунок, происходящие, как правило, из-за загрязненности и обводнения топлива. Как известно, насосы и форсунки изго тавливаются ио высокому классу точно сти. Так, рабочие поверхности изготавли ваются ио 1-му классу чистоты поверхно сти, а зазор между плунжером и втулкой в ряде случаев не превышает 2 .0 ми крон. В силу высокого класса точности изго товления, форсунки и насосы весьма чув ствительны к присутствию в топливе ме ханических частиц и воды, особенно мор ской. Механические частицы, попадая вместе с топливом в насос или насос-форсунку, вызывают задир, зависание или заедание плунжеров во втулках и игл форсунок в иглодержателях. В результате приходится заменять дефектные детали, а также ос матривать все остальные насосы, посколь ку нет уверенности в том, что и они не выйдут из строя. С другой стороны, заедание или зави сание плунжеров ведет к потере управ ляемости двигателем, поскольку тяга, сое диняющая регулятор с насосами, теряет подвижность. Последнее обстоятельство осо бенно опасно для двигателей с реверсив ными муфтами, так как лри переходе с режима под нагрузкой, на котором прои зошло зависание плунжера, па режим хо лостого хода двигатель резко увеличивает обороты, как говорят, идет «вразнос» из- за избытка топлива для холостого хода. Для предотвращения работы двигателей вразнос на некоторых типах машин уста навливаются специальные автоматические клапаны, перекрывающие подачу топлива или воздуха в двигатель. Но главным все- таки следует считать очистку и предохра нение топлива от загрязнения водой и примесями. Форсунки, как и насосы, надежно рабо тают лишь на чистом топливе: они боят ся грязи. Механические частицы, проник шие из насоса в струе топлива по трубке в Форсунку, забивают сопловые отверстия, что ухудшает распыл топлива. Кроме то го частицы попадают в зазор можду стержнем иглы и сон.Д'пержателем и вы зывают заедание иглы. Форсунка с завис шей или заедающей иглой перестает вы полнять свою роль: такие иглы в боль шинстве случаев нуждаются в замене, так как восстановить ремонтом их не удается. Особенно опасно загрязнение топлива для двигателей, имеющих насос-фопсункн. При засорении сопловых отверстий или заедании плунжера насос-форсунки п р о и с х о д и т аварийное разрушение деталей распределения: обрыв распылителя фор- 1сунки при засорении сопловых отверстий ' в 1 ледствие высоких давлений, поломка де талей привода (штанги, коромысла и др.). Поэтому для двигателей с наеос-Форсун- кой пред’являются особые требования к фильтрации топлива. Дизелыпе топливо, как и другие неф- , теиродукты. перевозится железнодорож ным, водным и авто-гужевым транспортом, наливом п в таре. На пути от нефтепере гонного завода до цистерн и расходных ба ков и происходит его засорение. Для обеспечения нормальной работы топливных насосов необходимо строго со блюдать ряд требований. Прежде всего двигатели должны работать на предназна ченном для них топливе или установлен ном заменителе. Топливо перед заправкой обязательно должно быть профильтровано. Для того, чтобы существенно умень шить содержание механических примесей в топливе, его необходимо подвергать от стою. Установлено, что механические приме си в топливе, состоящие из частиц раз личного размера при отстое в течение 10 суток почти полностью оседают на дно, и топливо в значительной степени очищает ся от них. Следует всемерно предохранять топливо од засорения и обводнения, держать ем кости в чистоте и плотно закрытыми. Промывку топливных фильтров необходи мо производить регулярно в сроки, ука занные в эксплуатационной и н с т р у к ц и и . Работы, связанные с ремонтом и осо бенно со сборкой насосов, форсунок, необ ходимо производить в условиях, исклю чающих их загрязнение. Весь ухо д за топливной аппаратурой несколько сложнее, чем за другими узла ми и деталями, но от того, насколько он хорошо организован многоо зависит в те ле обеспечения н> ;>чалыми работы двига теля. Офицер В. САМЫГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz