На страже Заполярья. 1954 год. Май.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 12 мая 1 9 5 4 г., К: 111 ( 4 0 5 3 ) . ОДНА ВВОДНАЯ — Вы спрашиваете, как мы повседнев- ную учейу максимально приближаем к боевой действительности? Об этом сразу не расскажешь... Старшина 2 статьи Мурзенко. взгля­ нув на ниш. где слышался гул реактив­ ного самолета, продолжал: — Смотрите, как ловко летчик выделы­ вает Фигуры высшего пилотажа. Его са­ молет то становится едва заметной точ­ кой. то на глазах вырастает в размерах, мгновенно приближаясь к кораблю. Чув­ ствуется, что управляет машиной клас­ сный летчик. Разве это не та обстановка, которая возможна в современном бою? Та! Но чтобы приблизить условия учебы к боевой действительности, надо давать ма­ тросам вводные, решение которых обеспе­ чит живучесть поста и материальной ча­ сти. Зачастую мы применяем и средства имитации... В это время наводчики трудились в йо­ те лица, выполняя свои обязанности. Только старший матрос Молев бездейство­ вал. Для приведения в действие механиз­ ма. который он обслуживал, достаточно было нескольких боевых приемов. Заме­ тив его праздность, старшина дал одну вводную: — Осечка! Ваши действия? П продолжая свой рассказ, старшина говорил: — Такая вводная подсказана жнзныо, практикой. Когда выстрела не последова­ ло. наиболее вероятной причиной может быть осечка. В таких случаях Молев про­ изводит соответствующий отсчет. А если выстрелить и теперь не удалось, то я приказываю разрядить орудие. Это не представляет особой трудности. Комендор, посмотрев на снаряд, видит, что на кап­ суле патрона накола нет. В таких случа­ ях может быть только одно приказание: «Заме нить стреляюшее!». Дело это сложное. От умелых дейст­ вий каждого комендора зависит скорейшее открытие огня. — Почему? Потому что задержка про­ изошла из-за поломки или пружины или бойка. Заменить это одному невозможно. Во время Великой Отечественной войны такие случаи бывали. Мне, например, из­ вестен один подобный боевой эпизод. ...Корабль вышел в море. Командир при­ казал одному матросу проверить готов­ ность зенитного автомата к стрельбе. Вы­ ла подана команда «Огонь!» Но автомат молчал. После этого происшествия матрос пы­ тался доказать, что причиной осечки явился отсыревший боезапас. Приказали поставить новые обоймы снарядов. Но и h i этот раз выстрела не последовало. В чем же дело? По какой причине не стрелял автомат? Начали проверять. Взя­ ли патрон и увидели, что накол в капсу­ ле очень незначительный. Значит, слабый удар бойка — осечка. Но какая же при­ чина вызвала эту злополучную осечку? А причина эта не новая и заключалась в следующем: автоматическое орудие бы­ ло смазано летней смазкой, которая при низкой температуре воздуха застывала. Старшина 2 статьи Мурзенко на мину­ ту умолк, пристально наблюдая за дейст­ виями старшего матроса Молева. Тому по­ могали товарищи. — Видите. — кивнул головой в их сторону старшина. — Эту вводную одному выполнить несподручно. Между гем матрос Донич придал пушке необходимый угол возвышения, а затем открыл нижний люк и копир. В свою оче­ редь старший матрос Дегтярь нажал на шток закрывающего механизма. Все это ком**н торы-зенитчики проделали молча и последовательно. В их действиях чув­ ствовалась высокая натренированность. — Так держать. — проговорил Донич, раз’единяя детали. — Готово? — спросил старший матрос Молев И. получив утвердительный сиг­ нал он произвел необходимые действия. Этим воин обеспечил возможность Доничу достать клин, который и передал Мелеву. — Смазка в порядке?— спросил стар­ шина. — Как всегда, — ответил матрос. — Действуйте! — Есть! И старшина продолжал свой рассказ: — У наших зенитчиков вошло в при­ вычку заранее готовить возле орудия за­ пасные части и инструмент. В таких слу­ чаях это помогает быстро устранить за­ держку. Вон Молев. благо у него все под рукой, нажал ключом на крышку. После этого развернуть ее не представляет осо­ бой трудности... Действительно, зенитчик экономил каж­ дое свое движение. Ничего лишнего он не допускал — действовал только наверняка. Вынув боевую пружину с ударником. Мо­ лев внимательно их осмотрел. Только по­ сле этого воин доложил: — «Сломан» боёк! — Ваши действия? Заменить «поврежденную» деталь при наличии запасной — дело нескольких секунд. Старший матрос Молев начал сбор­ ку приспособления и других механизмов в обратной последовательности. Старшина был доволен работой подчи­ ненных — Во время практических тренировок, — говорил старшина, — мы старались избегать условностей, шаблона и упро­ щенчества. А в чем они обычно выра­ жаются? В первую очередь в подаче од­ них и тех же вводных. Матрос до того привыкает к ним, до того они ему надо­ едят. что он начинает небрежно к ним от­ носиться, выполнять их кое-как. Еже­ дневная подача одних и тех же вводных не развивает творческую инициативу ко- мендо|юв. а глушит ее, притупляет чув­ ство ответственности. Вот почему надо приучать зенитчика решать различные вводные в обстановке, приближенной к боевой действительности. В этом — настоящая школа мастерства. Взять, к примеру, решаемую сейчас мои­ ми подчиненными вводную. Самопроиз­ вольное прекращение огня может быть не только из-за осечки, но и но другим при­ чинам. Осечка — эго результат недоброкачест­ венного боезапаса или неисправности стреляющего приспособления. Но допу­ стим. что в этом отношении все было в порядке, а выстрела все-таки не последо­ вало... Тот же старший матрос Молев знает причины этого. Ему, в частности, изве­ стен такой факт. Н-ский корабль вышел в боевой поход. Понятно, что каждый мо­ ряк перед походом внимательно осмотрел свое заведывание. Но опыт показывает, что мало проверить механизмы в базе, их надо еще испытать в обстановке, прибли­ женной к боевой. Когда вышли из базы, командир прика­ зал дать из автомата пробную очередь. Зенитчик Бурменко открыл огонь. Но сде­ лав один выстрел, пушка умолкла. Ствол остался в откатном положении. Бурменко сделал наружный осмотр. По­ ломок он нигде не обнаружил. Тогда ко­ мендоры решили открыть люк копира и посмотреть, что произошло внутри короба с механизмами. Матросы стали открывать люк. Но он не поддавался. Пришлось для этого прило­ жить некоторые усилия. Как только люк был открыт, ствол сразу накатился. При­ чина выяснилась. Оказалось,/что защелка пальца лотка досылателя была сломана. Незакрепленный палец свободно ходил в проушинах казенника. При первом лее вы­ стреле палец вышел из проушин в сторо­ ну копира и заклинился. Чтобы ничего подобного не случилось, мы ио крупинке собираем, изучаем и обобщаем все ценное и поучительное из опыта Великой Отечественной войны ^ и послевоенной практики обслуживания бое­ вых механизмов. Вот почему я приучаю своих подчиненных знать возможные неис­ правности в работе орудия, уметь их пре­ дупреждать. А коль произойдет неполадка, то надо, чтобы воины к этому были все­ сторонне подготовлены. Как видите, одна вводная может выполняться по-разному, в зависимости от породившей ее причины... Старшина Мурзенко умолк. Он не сво­ дил глаз с быстро мелькавших рук ма­ троса Донича. Когда-то. на первых порах работы у орудия, он не мог сразу разоб­ рать и собрать стреляющее приспособле­ ние. тратил на это много времени: при вставлении клина в казенник допускал задержки. — А сейчас, смотрите, как он*незамет- ко нажал на лапки экстрактора и ловко вставил рычаг с серьгой в шлицевый ва­ лик. Любо посмотреть! А ведь было вре­ мя. когда сн мучился при постановке это­ го валика. Прошло всего несколько секунд. Раз­ дался громкий и четкий доклад старшего матроса Молева: — Стреляющее — заменено! — Проверим вашу работу. — произ­ нес старшина. — Все правильно, — отметил он. — Расчет готов к открытию огня... — Итак — продолжал он. подробно разбирая действия подчиненных во время решения вводной. — Все вы. товарищи, работали хорошо. Но вы могли решить вводную намного раньше, чем на это от­ ведено времени. Однако этого не произо­ шло потому, что при замене стреляющего приспособления один из наводчиков при постановке клина сбил со своего места серьгу шлицевого валика. В чем причина? А в том. что матрос Донич поторопился и неточно вставил этот валик. А исправле­ ние этого и привело к лишней трате вре­ мени. Каким образом следует избегать подоб­ ных упущений? Не следует сразу, не ра­ згоравшись, вставлять шлицевый валик. Прежде всего надо рукой поддержать ры­ чаг во избеясание его падения. Также ос­ мотрительно и расчетливо следует посту­ пать во всех случаях при выполнении вводных. В этом залог обеспечения скоро­ стрельности орудия и его живучести... Командир боевого поста посмотрел на подчиненных, готовых к выполнению лю­ бого приказания. Одну вводную они ре­ шили толково, как это сделали бы и в бою. Теперь они стояли у механизмов на «довсь!» Старшина 2 статьи Мурзенко удовлет­ воренно сказал: — Добро! Н . АФОНИН. С помощью товарища — Вот ваше заведывание, — сказал командир матросу Леонтьеву, прибывшему на об'ект. — Изучайте его. любите. Поча­ ще обращайтесь к старшему матросу Ко­ тову: он классный специалист, всегда по­ может вам. Леонтьев с охотой принялся за уче­ бу. Он глубоко изучил правила ухо­ да. сбережения и эксплуатации дизеля, ра­ боту и взаимодействие механизмов. К за­ нятиям воин относится серьезно. Старший матрос Котов стал передавать ему свой опыт. Вскоре матрос Леонтьев попросил разрешения запустить двигатель самосто­ ятельно. — Попробуйте, — согласился Котов, внимательно наблюдая за действиями то­ варища. Леонтьев хотел нажать на стартер и за­ пустить двигатель, но он забыл провопить рубильник и переключатель — Стоп! — одернул его Котов. — А кто будет проверять подачу топлива, положе­ ние переключателей и рубильников? — Поспешил... Волнуюсь, — признался матрос и тотчас проверил и установил все переключатели и рубильники в рабочее положение. Затем он нажал на стартер, но получился р ы в о к , и двигатель заглох. — Быстро отпустили стартер. — по­ яснил Котов. — не дали мотору возмож­ ности набрать обороты. И тут же старший матрос показал, как надо пользоваться стартером. Двигатель заработал. Матрос Леонтьев правильно реагировал на замечания товарища, все его замечания принимал во внимание. Эн быстро нау­ чился грамотно эксплуатировать технику и правильно ухаживать за ней. Прошло немного времени и командир допустил матроса Леонтьева к 'чмо^тоя- тельной вахте. Младший сержант М. ГУСЕВ . Опаскб?, товарищ командир! Командир послал благодарственное письмо матери ком-сомольца ефрейтора Недбайлюк. Недавно на имя командира поступили письмо от Недбайлюк V. В., к о щ ш пи­ шет: «Уважаемый товарищ командир! 11 по­ лечила ваше письмо, в котором- вы бла­ годарите меня за воспитание сына, кото­ рый служит во вверенной вам части. Хочу вам сказать, что я вырастила и воспитала своего сына выносливым, муже­ ственным. II когда Родина позвала моего сына в ряды Вооруженных С и . н с радостью отдала его для защиты государ­ ственных интересов Отчизны, для охраны мирного созидательного труда советских людей. II еми враги посмеют нарушить- наш мирный труд, то я уверена, что мой сын не пожалеет своих сил для полной победы над врагом. Л горжусь тем, что ( мой сын находится в рядах Вооруженных ; Сил и честно выполняет свой воинский | долг. Спасибо, товарищ командир, что вы j воспитали сына умелым и дисципли- , нированным воином. С приветом Недбай­ люк А. В.». Это письмо было зачитано на комсо­ мольском собрании. Оно было выслушано с большим вниманием. Сержант Л. МАКАРЕНКО . В отличном состоянии содержат боевую технику старшие матросы Григорий Бурмакин и Борис Алтунин. За высокие успехи в боевой и политической учебе они неоднократно ставились в пример другим воинам. ИА СНИМКЕ: (слева направо) старшие матросы Григорий Бурмакин и Бо­ рис Алтунин проверяют изоляцию прибора. Фото И. Никишова. СшвршовЬш осмотр с ам о л ё т а Особенность стартового осмотра самоле­ та. его отличие ог других видов осмотроз заключается в том, что он проводится в максимально короткое время. При этом лючки осмотров техники не вскрываются. Одновременно машина готовится к следую­ щему вылету. Иногда стартовый осмотр проводится в сложных условиях погоды. Это затрудня­ ет работу авиационных специалистов. Од­ нако ничто не должно снижать их ответ­ ственности за качество проверки матери­ альной части. В полете современный самолет, все его агрегаты и детали претерпевают различ­ ною вида деформации и перегрузки. Это особенно присуще реактивной технике* ле­ тающей на больших скоростях и высотах. Вот почему на старте необходима всесто­ ронняя проверка состояния и действия планера, двигателя, вооружения, прибо­ ров и т. д. Успех обеспечивается точным выполнением требований инструкций и наставлений. В стартовом осмотре самолета принима­ ет участие весь технический состав, ко­ торому доведено обслуживание материаль­ ной части. Наряду с ним проверку произ­ водят и специалисты ио различным служ­ бам. Каждый авиатор отвечает за свой участок работы. Надо сказать, что в на­ шем подразделении это дело поставлено неплохо. Вот как, например, проводит стартовый осмотр техник-лейтенант Полуэктов. По опыту работы авиатор знает, что в поле­ те. а также при взлете и посадке самоле­ та могут появиться дефекты и неисправ­ ности. Если их не заметить или прене­ бречь «мелочью», могут произойти серь­ езные последствия. После того, как маши­ на приземлилась, офицер справляется у летчика о работе материальной части в воздухе и на земле. Обычно у командира экипажа в этом отношении замечаний нет, и авиационные специалисты производят стартовый осмотр согласно маршруту. Но если летчик отме­ тил ненормальную работу какого-либо аг­ регата, то техник-лейтенант Полуэктов вскрывает нужные лючки для осмотра, тщательно осматривает детали. Определив степень их пригодности к дальнейшей работе, техник принимает соответствую­ щие меры. Стартовый осмотр, как и другие виды осмотров, имеет свою последовательность — маршрут. Так. например, техник-лей­ тенант Полуэктов вначале внимательно проверяет состояние обшивки, плоскостей, фюзеляжа, хвостового оперения. При этом офицер убеждается, нет ли где деформиро­ ванных частей или повреждений самолета, а также проверяет наличие всех откры­ вающихся лючков. Затем техник проверяет состояние и ис­ правность органов управления самолетом, положение приборов, которыми летчик пользовался в воздухе. Поступать таким образом авиатора научила повседневная практика. Большое знимание при стартовом осмо­ тре техник-лейтенант Полуэктов уделяет органам приземления машины. II это пра­ вильно, т. к. они при взлетах и посадках самолета на аэродром испытывают боль­ шие нагрузки. Офицер пристально осма­ тривает узлы сварки и шарнирные соеди­ нения. В исключительных случаях на них могут появиться трещины, что вызывает немедленную замену детали, имеющей де­ фект или требующей ремонта материаль­ ной части. Чтобы ничего не пропустить мимо, он еще раз осматривает шасси и другие детали машины. Много хлопот причиняют авиационным специалистам резиновые изделия, находя­ щиеся на самолете: покрышки колес, шланги и т. д. Если трубки слабо поджа­ ты, то' при касании к деталям они могут перетереться и может появиться течь жидкости. Покрышки же колес должны быть* в хорошем состоянии, не иметь «лы­ син». порезов и проколов. При обнаруже­ нии- этого покрышки подлежат немедлен­ ной замене. Техник-лейтенант Полуэктов и его под­ чиненные особенно придирчиво осматри­ вают посадочные щитки. Кроме того, они обязательно убедятся в том, что в дета­ лях и узлах органов управления нет г р я ­ з и , снега, льда. Это важное дело. Ибо на первый взгляд кажущаяся «мелочь» мг.жет привести к серьезным последстви­ ям. Герметичность системы с жидкостями офицер Полуэктов и его подчиненные про­ веряют непосредственно на соэдиненнях деталей. Отсутствие на фюзеляже и дру­ гих частях самолета жидкостных капель и подтеков — верный признак исправного состояния системы. Во время стартового осмотра авиацион­ ные специалисты производят дозаправку самолета топливом, сжатыми газами, а ес­ ли требуется, то и другими материалами. Вся эта работа выполняется быстро, что­ бы не задержать вылет машины. Все подчиненные техник-лейтенанта Полуэктова— знающие свое дело авиаторы. Каждому воину присущи высокая техни­ ческая культура, трудолюбие и чувств-) личной ответственности за порученное де­ ло Этим и об’нсняется тот факт, что вве­ ренная умелым специалистам материаль­ ная часть всегда находится в исправном состоянии. Большинство механиков, техников, ин­ женеров и других специалистов нашего подразделения образцово проводит старто­ вый осмотр самолета. И некоторые из них при этом предупреждают неполадки в ра- ооте материальной части. Так, в перерыве между двумя полетами на одном из самолетов техник обнаружил, что давление в пневматике одного колеса стало меньше положенного. Для приведе­ ния колеса в нормальное состояние потре­ бовалось немного времени. Возможная не­ исправность была предотвращена. Опыт показывает, что только правиль­ ная эксплуатация авиационной техники, грамотное проведение стартового осмотра — гарантия безаварийных полетов. Но этого, иовидимому. не понимают от­ дельные авиационные специалисты, кото­ рые формально относятся к проведению стартового осмотра, ссылаются на то. что они • добросовестно провели предполетную потготовку. Подобные рассуждения непра­ вильны. они идут вразрез с требованиями инструкций и наставлений. Однажды при посадке деформировалась 1 деталь самолета, испытавшая большую нагрузку. Осматривая машину поверхност­ но. авиатор Кудрин не заметил этого де­ фекта. Этот случай говорит о плохом качестве проведенного стартового осмотра. Он про­ изошел потому, что еще не все авиаторы научились образцово обслуживать техни­ ку. допускают в своей практике отступле­ ния от требований руководящих докумен­ тов. Только строжайшее выполнение соот­ ветствующих инструкций и наставлений, качественное проведение всех видов осмо­ тров. в которых стартовый осмотр зани­ мает особое место, будет способствовать содержанию авиационной техники в ис­ правном состоянии и постоянной боевой готовности. Доживаться этого повседневно — дело чести каждого авнатора-северо- морца. Офицер С. ЗАЛ0ЖН0В . ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ПОЧЕМУ СРЫВАЮТСЯ ПОЛИТЗАНЯТИЯ В дни, когда по расписанию воины дол­ жны приступить к политзанятиям, часто можно слышать вопросы: — А руководитель будет? — А где будем заниматься? Это говорит о дом, что в подразделении и по сегодняшний день еще по-настояще­ му не организована политическая учеба воинов. Правда, здесь утвердили руководи­ телей групп, iki ."- фалн их помощников. Но вся беда в том, что к подбору руководи­ телей групп политзанятий и их помощни­ ков подошли Формально. Например, всем было известно, что тов. Каплин в силу специфики своей службы не сможет регулярно проводить занятия с матросами. Тем не менее, ему поручили руководить группой. Занятия же проводит п о помощник, по вине которого часто они срываются, а те, которые и были проведе­ ны. прошли на низком уровне. В другой группе с учебой дело обстоит еще хуже. Здесь второй месяц нет руко­ водителя. а гов. Гарнец, который назначен помощником, ire подготовлен для того, что­ бы руководить занятиями по изучению истории партии. Поэтому в дни занятий слушатели ходят но коридору и ищут группу, к которой можно было бы «при­ строиться» и продолжать изучение темы. Все эти организационные недостатки от­ рицательно сказываются на успеваемости воинов в учебе. Старшина 2 статьи В. КОВТУН . Ч Е С Т Н О Н Е С Т И С Л У Ж Б У В нашем подразделении служит стар­ ший матрос Н. Дорошенко. Командование, по просьбе воина, дало ему возможность посещать вечернюю общеобразовательную школу. Сейчас в школе — горячая по­ ра: учащиеся сдают экзамены. Нелегко приходится старшему матросу. Времени для отдыха остается очень немного, так как надо посидеть над книгами, готовить­ ся к экзаменам. Однако все эти трудности преодолеваются воином легко. Как же, ведь надо учиться! Но вот к выполнению служебных обя­ занностей старший матрос Дорошенко ча­ сто относится недобросовестно. Он ста­ рается работать меньше своих товарищей, ишет более легкую работу, вахту несет недостаточно бдительно. Не раз поведение воина обсуждалось на комсомольских со­ браниях. ио Дорошенко должных выводов не делает. — Почему товарищи меня не уважа­ ют? — недоумевает Дорошенко. Любовь и уважение коллектива завое­ вывается упорным трудом, честным и до­ бросовестным служением Родине. Старший матрос Б. ШАПИРО . По следам наших выступлений «КОМНАТА ПОЛИТПРОСЗЕТРАБОТЫ В ЗАПУЩЕННОМ СОСТОЯНИИ» Так называлось письмо в редакцию еф­ рейтора II. Сурина, опубликованное в на­ шей газете 15 апреля с. г. Заместитель командира по политиче­ ской части сообщил, что в настоящее вре­ мя недостатки, указанные в письме, уст­ ранены: комната политпрссветработы от­ ремонтирована и полностью оборудовал!а. Оформлены Доска отличников, стенды, по­ священные четырежды орденоносному ком­ сомолу, жизни и деятельности Б. И. Ленина и И. В. Сталина, боевому пути Вооружен­ ных Сил, написаны лозунги. Дежурные но комнате политиросветра- о'Угы выделяются из числа комсомольцев- агитаторов. К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я Значение чистоты топлива для работы двигателя Нормальная работа двигателя внутрен­ него сгорания в значительной степени за­ висит от своевременной и равномерной по­ дачи топлива в цилиндры, хорошего рас­ пиливания и перемешивания топлива с воздухом. Как известно, эти важные функции вы­ полняет топливная аппаратура — насосы и форсунки или насос-форсунки. Для то­ го, чтобы представить себе напряжен­ ность условий работы топливной аппара­ туры, достаточно указать, что в современ­ ных быстроходных двигателях впрыск топлива продолжается иногда всего 0 ,0012 секунды, а давление топлива в мо­ мент впрыска достигает 1 .4 0 0 килограм­ мов на квадратный сантиметр. Указанные функции топливная аппара­ тура может выполнять лишь в том слу­ чае, если она содержится в исправном со­ стоянии и не имеет чрезмерных износоя. Одной из основных причин плохой ра­ боты и чрезмерных взносов насосов и фор­ сунок является загрязненность топлива. Правильный уход за системой подачи топлива обычно обеспечивает удовлетво­ рительную очистку — фильтрацию топли­ ва и в целом работу топливной аппарату­ ры и двигателя. Вместе с тем не везде и не всегда придается должное значение необходимости соблюдения правил фильт­ рации топлива. Нередко топливо прини­ мается в цистерны загрязненным, неот- фильтрованным. расходные баки содер­ жатся грязно, фильтры в положенные сро­ ки не очищаются, отстой из баков не удаляется. Особенно важна роль фильтрации топ­ лива для быстроходных форсированных двигателей и для двигателей, збьэ^дозан- ных насос-форсунками. Откуда же вытекают высокие требова­ ния к чистоте топлива, почему нужна тщательна я фил ьтрапня? Как ужо было сказано выше, насосы высокого давления п Форсунки выполня­ ют весьма важную операцию в осущест­ влении рабочего процесса — впрыск и распыл топлива в камере горения. Но от совершенства распыла топлива н зависит, прежде всего, качество горения, опреде­ ляющее экономичность, температурные ре­ жимы, степень дымности п нагарообразо- вание, способность двигателя развивать положенную мощность. Выход из строя форсунки или насоса сразу же отражается на работе двигателя. Выход из строя одной форсунки даже у двенадцатицилиндрового двигателя вызы­ вает заметное увеличение дымности: дви­ гатель при этом не может развивать мак­ симальных оборотов. В цилиндрах увели­ чивается нагарообразование, происходит загорание поршневых колец и усиленный износ всей поршневой группы. Выход из строя форсунки у двигателей с малым числом цилиндров более опасен, чем у многоцилиндровых, поскольку при­ водит к резкому перераспределению на­ грузки между цилиндрами. Последнее при работе двигателей на мощностях, близких к максимальным, может вызвать задир поршневой группы. С другой стороны опыт показал, что при неисправно рабо­ тающих форсунках расход топлива замет- н'. увеличивается. Общими признаками, указывающими на неисправность форсунок или насосов, яв­ ляются: — двигатель не удается запустить, вспышки отсутствуют или происходят с перебоями: — двигатель работает, но в одном из цилиндров вспышка не происходит: — двигатель уменьшает число оборо­ тов: — в одном из цилиндров падает дав­ ление вспышки, а температура выхлопа либо уменьшается, либо увеличивается. Все эти явления, как правило, сопро­ вождаются повышенной дымностью, «стрельбой» предохранительных клапанов, ненормальным нагревом Форсуночных тру­ бок и насосов, появлением утечек топлива \ Форсунок. Причинами указанных ненормальностей являются неисправности насосов и фор­ сунок, происходящие, как правило, из-за загрязненности и обводнения топлива. Как известно, насосы и форсунки изго­ тавливаются ио высокому классу точно­ сти. Так, рабочие поверхности изготавли­ ваются ио 1-му классу чистоты поверхно­ сти, а зазор между плунжером и втулкой в ряде случаев не превышает 2 .0 ми­ крон. В силу высокого класса точности изго­ товления, форсунки и насосы весьма чув­ ствительны к присутствию в топливе ме­ ханических частиц и воды, особенно мор­ ской. Механические частицы, попадая вместе с топливом в насос или насос-форсунку, вызывают задир, зависание или заедание плунжеров во втулках и игл форсунок в иглодержателях. В результате приходится заменять дефектные детали, а также ос­ матривать все остальные насосы, посколь­ ку нет уверенности в том, что и они не выйдут из строя. С другой стороны, заедание или зави­ сание плунжеров ведет к потере управ­ ляемости двигателем, поскольку тяга, сое­ диняющая регулятор с насосами, теряет подвижность. Последнее обстоятельство осо­ бенно опасно для двигателей с реверсив­ ными муфтами, так как лри переходе с режима под нагрузкой, на котором прои­ зошло зависание плунжера, па режим хо­ лостого хода двигатель резко увеличивает обороты, как говорят, идет «вразнос» из- за избытка топлива для холостого хода. Для предотвращения работы двигателей вразнос на некоторых типах машин уста­ навливаются специальные автоматические клапаны, перекрывающие подачу топлива или воздуха в двигатель. Но главным все- таки следует считать очистку и предохра­ нение топлива от загрязнения водой и примесями. Форсунки, как и насосы, надежно рабо­ тают лишь на чистом топливе: они боят­ ся грязи. Механические частицы, проник­ шие из насоса в струе топлива по трубке в Форсунку, забивают сопловые отверстия, что ухудшает распыл топлива. Кроме то­ го частицы попадают в зазор можду стержнем иглы и сон.Д'пержателем и вы­ зывают заедание иглы. Форсунка с завис­ шей или заедающей иглой перестает вы­ полнять свою роль: такие иглы в боль­ шинстве случаев нуждаются в замене, так как восстановить ремонтом их не удается. Особенно опасно загрязнение топлива для двигателей, имеющих насос-фопсункн. При засорении сопловых отверстий или заедании плунжера насос-форсунки п р о ­ и с х о д и т аварийное разрушение деталей распределения: обрыв распылителя фор- 1сунки при засорении сопловых отверстий ' в 1 ледствие высоких давлений, поломка де­ талей привода (штанги, коромысла и др.). Поэтому для двигателей с наеос-Форсун- кой пред’являются особые требования к фильтрации топлива. Дизелыпе топливо, как и другие неф- , теиродукты. перевозится железнодорож­ ным, водным и авто-гужевым транспортом, наливом п в таре. На пути от нефтепере­ гонного завода до цистерн и расходных ба­ ков и происходит его засорение. Для обеспечения нормальной работы топливных насосов необходимо строго со­ блюдать ряд требований. Прежде всего двигатели должны работать на предназна­ ченном для них топливе или установлен­ ном заменителе. Топливо перед заправкой обязательно должно быть профильтровано. Для того, чтобы существенно умень­ шить содержание механических примесей в топливе, его необходимо подвергать от­ стою. Установлено, что механические приме­ си в топливе, состоящие из частиц раз­ личного размера при отстое в течение 10 суток почти полностью оседают на дно, и топливо в значительной степени очищает­ ся от них. Следует всемерно предохранять топливо од засорения и обводнения, держать ем­ кости в чистоте и плотно закрытыми. Промывку топливных фильтров необходи­ мо производить регулярно в сроки, ука­ занные в эксплуатационной и н с т р у к ц и и . Работы, связанные с ремонтом и осо­ бенно со сборкой насосов, форсунок, необ­ ходимо производить в условиях, исклю­ чающих их загрязнение. Весь ухо д за топливной аппаратурой несколько сложнее, чем за другими узла­ ми и деталями, но от того, насколько он хорошо организован многоо зависит в те­ ле обеспечения н> ;>чалыми работы двига­ теля. Офицер В. САМЫГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz