На страже Заполярья. 1954 год. Май.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 11 мая 1 9 5 4 г., № 110 ( 4 9 5 2 ) . / ) олкик) ар артиллерийской боевой часта ЖИЗНИ каждого человека тя испортила бочку меда». — образно от кипают сооытпя. которые никогда не забываются. метил офицер. Здесь же он решил лично промерять практические тренировки ору- Лаже время всесильно сте- j дипных расчетов непосредственно на ма- реть в воспоминаниях их ! т**риальной части. \’чить их на собствен- свежесть. Таким событием в жизни старшего лей тенанта \лексея Ивановича Голегузова бы- ло первое "лмостоятелыюе управление ар тиллерийским огнем. Никогда он так силь но не волновался, как в тот день. Мысленно он еще и еще рал предста вил весь процесс подготовки к артилле- p.i некой стрельбе. которая должна была явиться серьезным экзаменом и для командира и для подчиненных. Казалось, все проворено и предусмотрено. «Л не за был ли я что-либо?». — спрашивал се бя офицер. Вспоминал тренировки матро сов и старшин боевой части. Артэлектрики и другие специалисты боролись за точ ность данных для стрельбы. Наводчики до устали вращали штурвалы, не сводя глаз с пестрых шкал приборов. Больше других досталось командам за ряжания. Командир предвидел, что учеб ном опыте. JI вот он быстро поднялся к зе нитчикам. дал им команду, одновременно нажав пальцем на головку секундомера. Расчет комендоров быспю пришел в дви жение. Послышались доклады о готовно сти к работе. Командир подразделения, взглянув на секундомер, остался доволен действиями подчиненных. — Осечка! — дал офицер вводную ма тросу Боброву. Комендор попытался свести замену стреляющего приспособления к условным приемам и тем ограничиться. Но офицер заставил его проделать все та’к, как он по ступил бы в бою. Ланки экстрактора до- р елось заменять матросу Рудь. Три раза повторял он необходимые манипуляции, пока не добился последовательных дейст вий и выполнения существующего норма- ти ва. Совершенствуем воинское мастерство ва и немедленно устранять повреждения ^ п пою». Это значит, что в бою неког а ' Св'ш СП,?Ц1|' аль? ,сть я люолю 11 го»- будст заглядывать в наставление, а при ! жу' ь ек)' 1тооЫ "ЫТЬ уМеЛЫМ Этим Алексеи Иванович Голегузов по лая задача будет выполняться в сложных \ казывал старшине, как надо методически условиях. Лто значило что стволы орудии | правильно проводить практические заня- оудут резко перемещаться по вертикали и | тня, творчески давать вводные но взаимо заменяемости номеров расчета, но обеспе- стом. надо изо дня в день совершенство вать свое мастерство, умножать успехи в боевой подготовке. В начале этого года наш расчет был, как говорят, «средним» в подразделении, ею не хвалили и не ругали. Теперь по ложение другое: нас ставят в пример всем артиллеристам. Как же мы завоевали этот успех? Прежде всего усердной учебой. С тех нор, как мы поставили перед собой цель — вывести расчет в число передовых. мы настойчиво добивались этого. Старательно изучали материальную часть, отраоаты- ателе умелых воинов. Это ему, вали пра*тпчс<жие навыки. К каждому ,V „rtmupnv fim rm anuu ,* лип,, занятию п* специальности тщательно го товились. Бывало так, что товарищи ча- Активный помощник командира А г и т а т о р -к о м м у н и с т Х ом ен к о б о р е т с я за у к р е п л е н и е вои н ской д и сц и п ли ны по горизонту. Когда ствол орудия высоко поднят, снарядным приходится труднее. Чтобы подготовить комендоров к этому, станку заряжания придавался тот или иной угол возвышения. Море встретило корабль крупной вол ной. Началась качка. Комендоры за мерли у орудий, готовые по короткому сиг налу открыть меткий огонь. И он посту пил. Волнение мгновенно исчезло, оно рас сеялось. как пороховой дым. Прозвучал первый залп. «Хорошо!» — отметил старший лейтенант. Но в одном из последующих залпов подвели наводчи ки кормового орудия. Из-за их ошибки оценка стрельбы, хотя и положительная, была снижена. Обидно было Алексею Ивановичу за се бя. Его недавно выдвинули на эту ответ ственную должность, доверили ему всю огневую мощь корабля, а он не сумел ее полностью использовать. Но поучительный урок пошел впрок мо лодому командиру подразделения. Он сде лал правильный вывод: повседневно, по- партийному изучать людей, осуществлять живое, конкретное руководство ими. до конца изжить условности и упрощенчест во. формализм и шаблон в боевой учебе. Вскоре после памятной стрельбы офицер Голегузов решил проверить готовность сво их подчиненных к немедленному дейст вию. Сигналом он вызвал их на боевые посты. Находясь у заведывания матроса Сидорова. Алексей Иванович внимательно следил за движениями воина. Тот поверх ностно. мимоходом осмотрел материальную часть, не проверив ее в работе. Налицо был Факт нарушения боевой инструкции. Не офицер че вмешивался, ожидая, что за этим последует дальше. Матрос, долго не думая, доложил о своей ютовпости к дей ствию. — Разве так в бою поступают!? — сказал командир и приказал матро-у пов^ торить боевые приемы. • Этот эпизод убедил Алексея Ивановича в том. что формализм в учебе все еще имеет место. Ликвидировать его можно при помощи строгого соблюдения руково дящих документов. Их нарушением мож н о об’ялнить и тот факт, что кое-где бое запас подавали на орудия сразу же после сигнала, хотя делать это следует только по назначению управляющего огнем. IVе это на первый взгляд казалось ме ле чыо. Но ведь при стрельбе «ложка дег- чению живучести материальной части и боевого поста. Получив наглядный урок, старшина более качественно провел тре нировку. Удовлетворенный этим, командир покинул надстройку. Так офицер Голегузов пришел к выво ду о необходимости созвать старшин на показательное занятие. Это требовалось для того, чтобы научить их методически правильно проводить занятия и трениров ки подчиненных. Время показало, что командир подразделения был на верном пути. Как-то Алексей Иванович решил прове рить занятия ио специальности, проводи мые одним из старшин. Внешне все шло нормально. Старшина имел план-конспект занятия, обстоятельно об’яснял подчинен ным назначение одного механизма. — Все ли ясно? — спросил он, закон чив рассказ. — Все. — ответили матросы. Желая убедиться, насколько воины ус воили изучаемые вопросы, старшина обра тился к молодому матросу Севастьянову и спросил его: — Повторите, что я рассказал по по следнему вопросу нашей темы. Матрос ответил поверхностно, показал кое-что на висевшей здесь схеме. Но по дойти непосредственно к прибору, распо ложенному рядом, моряк не догадался. Старшина тоже не напомнил ему об этом. — Разве так отвечают. — сказал командир и приказал матросу Скробачу ответить на тот же вопрос. Знающий свое дело в совершенстве, воин всесторонне рассказал обо всем, что от него требова лось. Свои высказывания он иллюстриро вал схемой и по прибору. Чувствовалось, что матрос имеет прочные знания и прак тические навыки. ос И ;, здесь офицер Голегузов сделал •серьезные выводы: на занятиях по спе циальности некоторые руководители все еще допускали Формализм, предпочитали теорию практике. Разве не это показала проверка знаний матроса Севастьянова? Тут дело шло о нарушении Кора бельного устава Военно-Морских Сил Союза ССР. В нем сказано, что «основ ной упор в подготовке личного состава должен быть взят на практическое освое ние своей специальности, на умение ис пользовать оружие и технические средст- дется действовать так. как научился в мирное время. Снова и снова командир подразделения учит старшин умению обучать и воспитывать подчиненных. — Обучать матросов практически, не посредственно у боевых механизмов! — таков был приказ командира. II надо сказать, что это указание офи цера Голегузова ныне успешно выпол няется. По тому, как тепло о нем отзы ваются подчиненные и все моряки, мож но понять, насколько большим авторите том он пользуется на корабле. О нем идет добрая слава, как об опытном наставнике и воснит передовому офицеру, благодарны за свои успехи классный специалист старши на 2 статьи Староверов — активист комсомольской организации подразделения, старшина 2 статьи Калинин, не имеющий за службу ни одного замечания, отличный комендор Третьяков, старшина расчета Гришкин и многие другие. Все они со ставляют гордость корабля. Старший лейтенант Голегузов знает, что обучение и воспитание — это две стороны процесса подготовки дисциплини рованных, знающих свое дело моряков. Не зря он воспитанию матросов в духе Воен ной присяги и воинских уставов уделяет повседневное внимание. В этом большом и важном деле командир подразделения всецело опирается на коммунистов и ком сомольцев. Как-то матрос ■Сорокин, будучи в увольнении, нарушил порядок. Командир не только раз’яснил подчиненному оши бочность его поведения, но и добился то го, чтобы тот сам понял нелепость своей оплошности. Теперь следовало наказать воина за проступок. Можно это было сде лать в каюте, об’явив ему взыскание. Но старший лейтенант рассудил по-иному: «С одного взыщешь — десятерых удер жишь от нарушения дисциплины». И он об’явил наказание Сорокину перед строем матросов. Другие воины подразделения сделали из этого случая выводы. Кроме того, о проступке Сорокина немало гово рилось и на комсомольском собрании. — Строг наш командир, — с уваже нием говорят об офицере матросы, — за то и справедлив... Это уважение моряков к офицеру, как к начальнику, к старшему товарищу, вы ражается в их добросовестной службе, в обращении к нему за советами по раз личным житейским вопросам. II каждый из них, зайдя в каюту офицера, всегда выходит удовлетворенным и довольным. Потребовалось недавно отличному спе циалисту старшине 1 статьи Мулляр раз решить важный вопрос. К кому обратить ся за помощью, за советом? Не раздумы вая долго, старшина пришел к командит с открытой душой. Офицер нашел воз можность помочь подчиненному. Так всегда. Став по профессии военным моряком, старший лейтенант Алексей Го легузов полюбил морс и своп корабль. Он по праву считартся одним из лучших вахтенных офицеров'. ...Вечер: В о т к р ы т ы й ’ иллюминатор д о носится плеск волны. Офицер Голегузов думает о завтрашнем дне. который, как и все предшествующие, будет насыщен напряженной учебой артиллеристов кораб ля. Предстоит выход в море. Вес провере но и предусмотрено. Меткие выстрелы орудий обеспечены возросшим мастерст-^ вом воинов. Морская граница любимой Родины — на надежном замке. Капитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН . сто в свооодное время занимались своим личным делом, а мы, собравшись вместе, изучали наставления, инструкции, реша ли вводные. Наш труд окупился сторицей. Постав ленные задачи мы решаем успешно. В расчете достигнута полная взаимозаме няемость. Слаженность и боевое мастерство лич ный состав расчета показал *на послед них занятиях. Получив задачу от коман дира, мы моментально привели орудие в действие и были готовы к открытию ог ня. Расчет быстро выполнил упражнение. Необходимо допиваться еще лучших ре зультатов в учебе, еще выше поднимать осевую готовность каждого орудийного расчета. Стапшина 2 статьи М. КАФИЕВ. Умелые действия Перед подразделением была поставлена сложная задача. Она требовала от воинов не только грамотных практических прие мов, но и высокой физической выносливо сти. Особенно отличилось отделение, которым командует младший сержант Алексеев. Подчиненные ему воины действовали на практическом занятии, как в настоящем бою. Старший матрос И. БРУСЯНИН . Работали дружно, слаженно Бригада которую возглавляет комсомо лец младший сержант Галамба. в течение полугода держит переходящий вымпел и ежемесячно выполняет производственныз задания на 150— 170 процентов. В один из предмайских дней, придя на | младший сержант Галамба подвел итоги, работу, бригада взяла на себя повышен- j Производственное задание было значитель ное обязательство — досрочно выполнить но перевЫполнено. задание командира. I uvdaiiiumu По окончании работы- комсомолец Н. МУРАШпИп. В отделение старшиньт 2 статьи Юрия Зах ар о в а прибыл молодой матрос Зоир Ходыев, который слабо знал русский язык. На помощь ему пришли все м а тросы отделения. В настоящ ее время м а трос Ходыев свободно разговаривает на русском языке, отлично знает свою спе циальность, безупречно несет службу. НА СНИМКЕ : молодой матрос Зоир Ходыев за осмотром и проворачиванием механизмов. Фото И. Ннкишоеа. — Случайной победы не бывает. И если подчиненные ныне дважды Героя Со ветского Союза Шабалина выиграли сра жение один раз, второй, третий, значит они в совершенстве знали тактику. — страстно доказывал один из матросов соб равшимся товарищам в кубрике. В их разговор вмешался агитатор Евгений Хо менко. — Birr вы спорите, — сказал он. — что катерники Шабалина побеждали упор ством, смелостью, знанием тактики мор ского боя и т. д. Конечно, товарищи правы. Но о главном, что явилось основой их успеха в бою, об их морально-боевых качествах никто не сказал. Затем агитатор продолжал: — Основой побед экипажа явилась дисциплина. Дисциплина позволила дей ствовать катерникам в бою согласованно, сохранить установленный боевой порядок, сочетать огонь и движение, умело ис пользовать технику. — Мы знаем из опыта войны, что, где крепкой была дисциплина, там каждый воин был уверен, что все его товарищи будут сражаться дружно и оказывать ДРУГ другу помощь. Где была высокая дисциплина — там меньше было потерь. Вспомните слова М. И. Калинина о том, что' строгое, беспрекословное соблюдение в бою требований дисциплины рождает геро изм. От высокой дисциплинированности до геройства — один шаг. Эти слова агитатора внесли большое оживление в беседу воинов. Они долго продолжат начатый разговор. А расхо дясь, каждый еще глубже осознал, что герои-североморцы прежде всего добились победы благодаря крепкой воинской дис циплине, которая служит основой воин ского мастерства и высоких морально боевых качеств воинов. Такие непринужденные беседы в под разделении возникают нередко. Агитатор Хоменко активно направляет внимание воинов на решение важнейших вопросов в •жизни подразделения и прежде всего на укрепление дисциплины. — Коммунист Хоменко — хороший то варищ и умелый агитатор, — отзывают ся о нем сослуживцы. И это действительно так. Евгения Хо менко можно часто видеть в кругу со служивцев. Он рассказывает им о недо статках. допущенных отдельными товари- ' щами во время последнего похода. Тов. Хоменко взыскательно и по-товарищески покритикует воина, а, если нужно, то и окажет помощь матросу. Агитатор систематически проводит бе седы о Военной присяге, уставах, о бое вых традициях моряков и о конкрет ных задачах, стоящих перед воинами. По стоянное общение с сослуживцами, инди видуальный подход к каждому матросу позволили ему добиться действенности бе сед. Для иллюстрации можно привести следующий пример. Матрос Новожилов учился более или менее удовлетворитель но. Но с дисциплиной у него было не все в порядке. Его проступки накладывали пятно на все подразделение, снижали по казатели, достигнутые усилиями всех ма тросов. Агитатор решил поговорить с Новожи ловым. — Как лее вы намерены служить даль ше? — спросил он его. Матрос, пожав плечами, ответил: — Не знаю, что будет дальше, а пока все говорят, что из меня хорошего матроса не будет. Тогда агитатор дал воину ряд дельных советов. Но чтим он не ограничился, а по мог ему усвоить основные обязанности матроса ча походе, рассказал, что коман дир несет всю ответственность за боевую учебу и свою волю следует подчинить во ле и требованиям командира. Агитатор пристально наблюдал за службой воина, поправлял его. II вот в одном из походов действия Новожилова отметил командир. Матрос очень удивился. Он привык, что на него «все шишки валятся», а тут вдруг его выделили. Уже на следующий день Новожилов был подтянут, бодр и пообещал не останавливаться на первом успехе. Сейчас он прикладывает все силы к тому, чтобы четко выполнить свои обя занности, не допускать прошлых ошибок. Так правильный подход агитатора в значительной мере помог молодому воину освободиться от недостатков, которые имелись в его службе. Большую работу проводит коммунист Евгении Хоменко по пропаганде уставов, которые являются основой обучения и во инского воспитания. Известно, что раз’яс- нгнне уставов повышает политическую сознательность воинов, дает ясное пони мание воинского долга и личной ответст венности за безупречнее несение службы. Он проводит беседы не от случая к слу чаю. а регулярно, систематически. Вот некоторые из тем: «Жить по уставам», «Плавать без аварий и поломок». «Бди тельно стоять вахту». Все беседы тесно увязываются с жизнью подразделения. Как-то агитатор обратил внимание на вахтенного матроса Шеловалова, который был не но Форме одет. Дождавшись, когда воин смочится с вахты, Хоменко решил побеседовать с ним о правилах ношения формы. Агитатор раз’яснил Шеповалозу, что нарушение формы одежды — это не мелочь, а прямое отступление от уставов, свидетельство недисциплинированности и неряшливости. При этом агитатор особо заострил внимание матроса на том, что Министр Обороны Союза ССР обязывает каждого матроса четко выполнять устав ные положения. — Я думаю, — сказал он матросу, — вы не выполняете уставы потому, что слабо их знаете. А знать нужно. Жить по уставам — это значит точно выполнять все их требования, не допускать никаких отступлений от них. Это — самый вер ный путь к достижению успехов в учебе и службе. Зная уставы и соблюдая их требования, советский воин сможет учить ся и воевать так, как обязывают его на род и Родина, как требует Военная при сяга. Тов. Хоменко рассказал Шеповалову о том, как в годы Великой Отечественной войны передовые советские воины даже в самых трудных условиях .постоянно забо тились о своем внешнем виде, соблюдали форму одежды. — Кто же нам дает право сейчас нару шать традиционную флотскую форму? Никто. Хорошая поговорка есть, помните? «Действуй по уставу — завоюешь честь и славу». Вот к чему все мы должны стремиться, — призвал в заключение агитатор. — Не знаю почему, но мне кажется, что только сейчас я по-настоящему понял серьезность своей ошибки, — сказал Ше- повалов. Он дал слово, что не будет пов торять подобного нарушения формы. Последнее время матрос Шеповалов всегда несет -вахтенную службу точно по уставу, строго соблюдает фор!му одежды и требует этого от других воинов. Таких примеров действенной и целеуст ремленной работы коммуниста-агитатора старшины 2 статьи Хоменко можно при вести «много. Его слова всегда звучат ав торитетно потому, что он подкрепляет их своим личным примером, показывает вы сокий образец прилежного отношения к учебе, совершенствует своп военные п политические знания, в службе руковод ствуется уставами и наставлениями, по казывает пример высокой дисциплиниро ванности. — Мой активный помощник, — гово рит о работе агитатора командир. Эту высокую оценку агитатор оправды вает с честью. Он оказывает большую по мощь командиру в дальнейшем укрепле нии дисциплины. Капитан Б. МОРОЗОВ. К 300-летию воссоединения Украины с Россией ТоржестводружбынародовнашейвелинойРодины Исполнилось 300 лет с того знамена тельного дня. когда могучим волеиз'явле- нием украинского народа было провозгла шено воссоединение Украины с Россией в едином Российском государстве. Это вы дающееся событие отмечают не только украинский и русский народы, но и все народы нашей великой социалистической Родины как радостный праздник торжест ва нерушимой дружбы советских наро дов. Воссоединение двух великих славянских народов — русского и украинского — явилось актом огромного исторического значения. Навеки связав свою судьбу с братским русским народом украинский народ снас себя от иноземного порабоще ния, от нависшей угрозы уничтожения, сохранил себя как нацию и обеспечил возможность своего национального разви тия. Воссоединение Украины с Россией во многом способствовало укреплению Рус ского государства и под'ему его междуна родного авторитета. На протяжении веков вопреки сопро тивлению эксплуататорских классов ук раинский народ шел вместе с русским народом и другими народами России, сов местно боролся против социального рабст ва и национального угнетения. Эта борь ба завершилась тем. что трудящиеся Рос сии во главе с рабочим классом под руко водством Коммунистической партии осу ществили Великую Октябрьскую социали стическую революцию. Октябрьская рево люция явилась поворотным пунктом в и с т о р и и не только нашей Родины, но и всего человечества. Она освободила наро ды царской России от цепей капитали стического рабства и национального гне та. указала путь к коммунизму для всех народов мира. Украинский народ первый вслед за рус ским народом пошел по пути социалисти ческой революции. В результате установ ления Советской власти украинский народ впервые создал свое национальное госу дарство. воссоединил в нем все украпн- Н. НАЗАРЕНКО , секретарь ЦК КП Украины ские земли, добился небывалых успехов в развитии социалистической экономики и культуры. 4 А 4 Нерасторжимая дружба русского и украинского народов имеет свои глубокие исторические корни — единство проис хождения. близость языка, территории, характера и всей истории этих народов. Из единого корня древнерусской народно сти постепенно образовались три братских народа — русский, украинский и бело русский. В силу феодальной обособленно сти, постоянных набегов иноземных за хватчиков, особенно жестокого монголо татарского нашествия, единство древне русских земель было ослаблено. Это при вело к тому, что украинские земли были захвачены литовскими, польскими, вен герскими феодалами, султанской Турцией и ее вассалом — крымским ханом. За хватчики подвергали Украину страшному опустошению, зверски терзали ее живое тело. На протяжении длительного времени большая часть украинских земель нахо дилась под сапогом польской шляхты, ко торая являлась оплотом реакции в Во сточной Европе. Трудящиеся Украины жестоко страдали под двойным гнетом — польских и украинских феодалов. Опи раясь на помощь Ватикана и иезуитов, польские феодалы силой насаждали като лицизм, вводили церковную унию, пыта лись насильственно ополячить украин ский народ, лишить его права на родной язык и культуру, разорвать его связи с братским русским народом. Все это не только тормозило экономическое, полити ческое и культурное развитие Украины, но и угрожало самому существованию ук раинского народа. В эти годы, полные суровых испыта ний, украинский народ всеми силами стремился к единению с русским народом, поддерживая и все более развивая с ним экономические и культурные связи. Мно го раз поднимался он на священную борьбу против угнетателей и всегда встре чал в этой борьбе братскую помощь со стороны русского народа.. С особой силой идея воссоединения с Россией овладела народными массами Украины в первой половине XVII века, когда борьба их против гнета и насилия польской шляхты достигла наивысшего под’ема. В воссоединении и братском со юзе с великим русским народом украин ский народ видел свое спасение. Одной из самых ярких страниц в исто рии Украины явилась народно-освободи тельная война 1648— 1654 гг. Это была справедливая война, имевшая целью свержение иноземного гнета и воссоеди нение с братским русским народом. Вы дающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий и его ближайшие с п о д в и ж н и к и Максим Криво нос, Иван Богун, Данила Нечай и другие, став во главе развернувшейся народно- освободительной борьбы против польской шляхты, выражали вековое стремление и волю украинского народа к тесному сою зу с русским народом, последовательно вели линию на воссоединение Украины с Россией. Знамя вооруженного восстания было поднято в Запорожской Сечи, сыгравшей прогрессивную роль в истории украинско го народа. К восставшим присоединились тысячи крестьян, казаков, городского на селения. Война против польско-шляхет ских захватчиков стала всенародной. Главной и решающей силой в ней было крестьянство. Крупные украинские магнаты и поме щики открыто выступали вместе с поль ской шляхтой, старались в крови пото пить восстание, сохранить порядки обе спечивавшие безграничное господство па нов. С первых дней тяжелой и упорной ос - 1 вободительной войны украинцы получали постоянную помощь и поддержку со сто роны своего верного друга и брата— рус ского народа. Отряды донских казаков, русского крестьянства и горожан непо средственно участвовали в освободитель ной войне. Русское правительство содей ствовало развитию свободной торговли с Украиной: был разрешен ввоз на Украи ну хлеба, соли, военного снаряжения, что имело большое значение в успешной борьбе восставшего народа. Русское пра вительство оказывало поддержку Украине и дипломатическим путем, часто высту пая в защиту ее интересов. Вместе с украинским народом против польских и литовских Феодалов боролся братский белорусский народ. Оказывали помощь украинцам и крестьяне Молдавии. Серьезные поражения, нанесенные укра инским народом польско-шляхетской ар мии, содействовали усилению антифео дальной борьбы польского крестьянства. В интересах укрепления Российского государства русское правительство всяче ски поддерживало стремление украинско го народа к воссоединению Украины с Россией. Земский собор 1 (11 ) октября 1653 года в Москве дал согласие на при нятие Украины в состав России и об’я вил войну против шляхетской Польши, за освобождение Украины и Белоруссии. Земский собой решил «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять. А стольники, и стряпчие, и дво ряне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и двор цовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска За порожского допрашиваны ж по чином, порознь». — и все они высказали готов ность воевать против шляхетской Польши за воссоединение Украины с Россией («Воссоединение Украины с Россией», документы и материалы, том III. стр. 414). Это решение Земского собора, а также многие другие факты ярко евтптольству- Весть о решении Земского собора вы- ба и братство двух великих славянских звала большую радость среди украинского народа. Вскоре на Украину было направ лено большое полномочное посольство рус ского правительства во главе с боярином В. В. Бутурлиным. Представителей Рос сийского государства торжественно встре чали во всех городах и селах Украины. 8 ( 1 8 ) января 1654 года в* городе Не- реяславе была созвана Рада «явная все му народу», т е. открытая для всех, на которой были представлены все слои ук раинского народа. Перед собравшимися выступил гетман Богдан Хмельницкий. Он напомнил о тяжелом гнете шляхетской Польши, о разбойничьих нападениях сул танской Турции и крымских ханов и при звал участников Рады принять решение о воссоединении Украины с Россией. В ответ на призыв гетмана Рада зая вила: «Волим под царя восточного, право славного». Потом один из казацких пол ковников, идя по кругу, на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?». Рада ответила: «Вси единодушно». После этого Богдан Хмельницкий сказал: «Буди тако». Народ вслед за гетманом едино гласно заявил: «Боже, утверди, боже, ук репи, чтоб есми вовеки вси едино были» («Воссоединение Украины с Россией», до кументы и материалы, том III. стр. 461). Переяславская Рада, выражая волю всего народа, свободно, единогласно и с огромным под’емом решила воссоединить Украину с Россией, о чем веками мечта ли и за что боролись украинцы. Этим са мым украинский народ закрепил истори чески сложившуюся тесную и неразрыв ную связь с русским народом и спас се бя от порабощения шляхетской Полыней и поглощения султанской Турцией. Воссоединение Украины с Россией име ло огромное прогрессивное значение для дальнейшего политического. экономиче ского и культурного развития украинско го и русского народов, а также способст вовало их культурному взаимообщению. Нерасторжимая дружба украинского на рода с русским народом явилась величай- двух ют о горячем стремлении всего русского j шим историческим завоеванием народа помочь братскому \кпаинско.му ! братских народов. Всемирная история не народу в его борьбе против иноземных j знает такой близости и общности двух поработителей. • народов на протяжении веков, как друж- народов — русского и украинского. Эта дружба закалялась и крепла в совмест ной борьбе против царизма и феодализма, против буржуазии и ее подлой агентуры — великодержавных шовинистов и осо бенно против украинских буржуазных на ционалистов. в борьбе против иностран ных захватчиков. Украинские буржуазные националисты, зная, что сила украинского народа в его союзе и братской дружбе с русским на родом. всегда стремились подорвать эту дружбу, разобщить народы и облегчить этим самым господство помещиков, бур жуазии, кулачества. Они всячески фаль сифицировали историю украинского наро да, прилагали много усилий, чтобы при уменьшить и извратить значение Пере яславской Рады, опорочить деятельность Богдана Хмельницкого. Эта фальсифика ция истории проводилась и проводится националистами в классовых интересах буржуазии. Появление на исторической арене са мого революционного в мире российского пролетариата и его боевого авангарда — Коммунистической партии имело решаю щее значение для дальнейшего развития всех народов нашей страны, для развития дружбы между ними на основе пролетар ского интернационализма, взаимного до верия и сотрудничества. Своей беззавет ной борьбой за уничтожение революцион ным путем социального и национального гнета русский рабочий класс и его Ком мунистическая партия завоевали безгра ничное доверие и признательность всех трудящихся. Под руководством Коммунистической партии трудящиеся всех национальностей России вели решительную борьбу против царизма, помещиков, буржуазии, против их подлой политики натравливания на родов друг на друга. В результате были разгромлены заклятые враги украинского народа — буржуазные националисты, ко торые всяческими методами старались за глушить классовые противоречия, отвлечь рабочих и крестьян от революционной борьбы против помещиков и капитали стов. Трудящиеся Украины отбросили прочь гнилые буржуазные теории «еди ного потока» «бесклассовости» украин ского народа. Национальной гордостью у к-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz