На страже Заполярья. 1954 год. Май.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 11 мая 1 9 5 4 г., № 110 ( 4 9 5 2 ) . / ) олкик) ар артиллерийской боевой часта ЖИЗНИ каждого человека тя испортила бочку меда». — образно от­ кипают сооытпя. которые никогда не забываются. метил офицер. Здесь же он решил лично промерять практические тренировки ору- Лаже время всесильно сте- j дипных расчетов непосредственно на ма- реть в воспоминаниях их ! т**риальной части. \’чить их на собствен- свежесть. Таким событием в жизни старшего лей­ тенанта \лексея Ивановича Голегузова бы- ло первое "лмостоятелыюе управление ар­ тиллерийским огнем. Никогда он так силь­ но не волновался, как в тот день. Мысленно он еще и еще рал предста­ вил весь процесс подготовки к артилле- p.i некой стрельбе. которая должна была явиться серьезным экзаменом и для командира и для подчиненных. Казалось, все проворено и предусмотрено. «Л не за­ был ли я что-либо?». — спрашивал се­ бя офицер. Вспоминал тренировки матро­ сов и старшин боевой части. Артэлектрики и другие специалисты боролись за точ­ ность данных для стрельбы. Наводчики до устали вращали штурвалы, не сводя глаз с пестрых шкал приборов. Больше других досталось командам за­ ряжания. Командир предвидел, что учеб­ ном опыте. JI вот он быстро поднялся к зе­ нитчикам. дал им команду, одновременно нажав пальцем на головку секундомера. Расчет комендоров быспю пришел в дви­ жение. Послышались доклады о готовно­ сти к работе. Командир подразделения, взглянув на секундомер, остался доволен действиями подчиненных. — Осечка! — дал офицер вводную ма­ тросу Боброву. Комендор попытался свести замену стреляющего приспособления к условным приемам и тем ограничиться. Но офицер заставил его проделать все та’к, как он по­ ступил бы в бою. Ланки экстрактора до- р елось заменять матросу Рудь. Три раза повторял он необходимые манипуляции, пока не добился последовательных дейст­ вий и выполнения существующего норма- ти ва. Совершенствуем воинское мастерство ва и немедленно устранять повреждения ^ п пою». Это значит, что в бою неког а ' Св'ш СП,?Ц1|' аль? ,сть я люолю 11 го»- будст заглядывать в наставление, а при ! жу' ь ек)' 1тооЫ "ЫТЬ уМеЛЫМ Этим Алексеи Иванович Голегузов по­ лая задача будет выполняться в сложных \ казывал старшине, как надо методически условиях. Лто значило что стволы орудии | правильно проводить практические заня- оудут резко перемещаться по вертикали и | тня, творчески давать вводные но взаимо­ заменяемости номеров расчета, но обеспе- стом. надо изо дня в день совершенство­ вать свое мастерство, умножать успехи в боевой подготовке. В начале этого года наш расчет был, как говорят, «средним» в подразделении, ею не хвалили и не ругали. Теперь по­ ложение другое: нас ставят в пример всем артиллеристам. Как же мы завоевали этот успех? Прежде всего усердной учебой. С тех нор, как мы поставили перед собой цель — вывести расчет в число передовых. мы настойчиво добивались этого. Старательно изучали материальную часть, отраоаты- ателе умелых воинов. Это ему, вали пра*тпчс<жие навыки. К каждому ,V „rtmupnv fim rm anuu ,* лип,, занятию п* специальности тщательно го­ товились. Бывало так, что товарищи ча- Активный помощник командира А г и т а т о р -к о м м у н и с т Х ом ен к о б о р е т с я за у к р е п л е н и е вои н ской д и сц и п ли ны по горизонту. Когда ствол орудия высоко поднят, снарядным приходится труднее. Чтобы подготовить комендоров к этому, станку заряжания придавался тот или иной угол возвышения. Море встретило корабль крупной вол­ ной. Началась качка. Комендоры за­ мерли у орудий, готовые по короткому сиг­ налу открыть меткий огонь. И он посту­ пил. Волнение мгновенно исчезло, оно рас­ сеялось. как пороховой дым. Прозвучал первый залп. «Хорошо!» — отметил старший лейтенант. Но в одном из последующих залпов подвели наводчи­ ки кормового орудия. Из-за их ошибки оценка стрельбы, хотя и положительная, была снижена. Обидно было Алексею Ивановичу за се­ бя. Его недавно выдвинули на эту ответ­ ственную должность, доверили ему всю огневую мощь корабля, а он не сумел ее полностью использовать. Но поучительный урок пошел впрок мо­ лодому командиру подразделения. Он сде­ лал правильный вывод: повседневно, по- партийному изучать людей, осуществлять живое, конкретное руководство ими. до конца изжить условности и упрощенчест­ во. формализм и шаблон в боевой учебе. Вскоре после памятной стрельбы офицер Голегузов решил проверить готовность сво­ их подчиненных к немедленному дейст­ вию. Сигналом он вызвал их на боевые посты. Находясь у заведывания матроса Сидорова. Алексей Иванович внимательно следил за движениями воина. Тот поверх­ ностно. мимоходом осмотрел материальную часть, не проверив ее в работе. Налицо был Факт нарушения боевой инструкции. Не офицер че вмешивался, ожидая, что за этим последует дальше. Матрос, долго не думая, доложил о своей ютовпости к дей­ ствию. — Разве так в бою поступают!? — сказал командир и приказал матро-у пов^ торить боевые приемы. • Этот эпизод убедил Алексея Ивановича в том. что формализм в учебе все еще имеет место. Ликвидировать его можно при помощи строгого соблюдения руково­ дящих документов. Их нарушением мож­ н о об’ялнить и тот факт, что кое-где бое­ запас подавали на орудия сразу же после сигнала, хотя делать это следует только по назначению управляющего огнем. IVе это на первый взгляд казалось ме­ ле чыо. Но ведь при стрельбе «ложка дег- чению живучести материальной части и боевого поста. Получив наглядный урок, старшина более качественно провел тре­ нировку. Удовлетворенный этим, командир покинул надстройку. Так офицер Голегузов пришел к выво­ ду о необходимости созвать старшин на показательное занятие. Это требовалось для того, чтобы научить их методически правильно проводить занятия и трениров­ ки подчиненных. Время показало, что командир подразделения был на верном пути. Как-то Алексей Иванович решил прове­ рить занятия ио специальности, проводи­ мые одним из старшин. Внешне все шло нормально. Старшина имел план-конспект занятия, обстоятельно об’яснял подчинен­ ным назначение одного механизма. — Все ли ясно? — спросил он, закон­ чив рассказ. — Все. — ответили матросы. Желая убедиться, насколько воины ус­ воили изучаемые вопросы, старшина обра­ тился к молодому матросу Севастьянову и спросил его: — Повторите, что я рассказал по по­ следнему вопросу нашей темы. Матрос ответил поверхностно, показал кое-что на висевшей здесь схеме. Но по­ дойти непосредственно к прибору, распо­ ложенному рядом, моряк не догадался. Старшина тоже не напомнил ему об этом. — Разве так отвечают. — сказал командир и приказал матросу Скробачу ответить на тот же вопрос. Знающий свое дело в совершенстве, воин всесторонне рассказал обо всем, что от него требова­ лось. Свои высказывания он иллюстриро­ вал схемой и по прибору. Чувствовалось, что матрос имеет прочные знания и прак­ тические навыки. ос И ;, здесь офицер Голегузов сделал •серьезные выводы: на занятиях по спе­ циальности некоторые руководители все еще допускали Формализм, предпочитали теорию практике. Разве не это показала проверка знаний матроса Севастьянова? Тут дело шло о нарушении Кора­ бельного устава Военно-Морских Сил Союза ССР. В нем сказано, что «основ­ ной упор в подготовке личного состава должен быть взят на практическое освое­ ние своей специальности, на умение ис­ пользовать оружие и технические средст- дется действовать так. как научился в мирное время. Снова и снова командир подразделения учит старшин умению обучать и воспитывать подчиненных. — Обучать матросов практически, не­ посредственно у боевых механизмов! — таков был приказ командира. II надо сказать, что это указание офи­ цера Голегузова ныне успешно выпол­ няется. По тому, как тепло о нем отзы­ ваются подчиненные и все моряки, мож­ но понять, насколько большим авторите­ том он пользуется на корабле. О нем идет добрая слава, как об опытном наставнике и воснит передовому офицеру, благодарны за свои успехи классный специалист старши­ на 2 статьи Староверов — активист комсомольской организации подразделения, старшина 2 статьи Калинин, не имеющий за службу ни одного замечания, отличный комендор Третьяков, старшина расчета Гришкин и многие другие. Все они со­ ставляют гордость корабля. Старший лейтенант Голегузов знает, что обучение и воспитание — это две стороны процесса подготовки дисциплини­ рованных, знающих свое дело моряков. Не зря он воспитанию матросов в духе Воен­ ной присяги и воинских уставов уделяет повседневное внимание. В этом большом и важном деле командир подразделения всецело опирается на коммунистов и ком­ сомольцев. Как-то матрос ■Сорокин, будучи в увольнении, нарушил порядок. Командир не только раз’яснил подчиненному оши­ бочность его поведения, но и добился то­ го, чтобы тот сам понял нелепость своей оплошности. Теперь следовало наказать воина за проступок. Можно это было сде­ лать в каюте, об’явив ему взыскание. Но старший лейтенант рассудил по-иному: «С одного взыщешь — десятерых удер­ жишь от нарушения дисциплины». И он об’явил наказание Сорокину перед строем матросов. Другие воины подразделения сделали из этого случая выводы. Кроме того, о проступке Сорокина немало гово­ рилось и на комсомольском собрании. — Строг наш командир, — с уваже­ нием говорят об офицере матросы, — за­ то и справедлив... Это уважение моряков к офицеру, как к начальнику, к старшему товарищу, вы­ ражается в их добросовестной службе, в обращении к нему за советами по раз­ личным житейским вопросам. II каждый из них, зайдя в каюту офицера, всегда выходит удовлетворенным и довольным. Потребовалось недавно отличному спе­ циалисту старшине 1 статьи Мулляр раз­ решить важный вопрос. К кому обратить­ ся за помощью, за советом? Не раздумы­ вая долго, старшина пришел к командит с открытой душой. Офицер нашел воз­ можность помочь подчиненному. Так всегда. Став по профессии военным моряком, старший лейтенант Алексей Го­ легузов полюбил морс и своп корабль. Он по праву считартся одним из лучших вахтенных офицеров'. ...Вечер: В о т к р ы т ы й ’ иллюминатор д о ­ носится плеск волны. Офицер Голегузов думает о завтрашнем дне. который, как и все предшествующие, будет насыщен напряженной учебой артиллеристов кораб­ ля. Предстоит выход в море. Вес провере­ но и предусмотрено. Меткие выстрелы орудий обеспечены возросшим мастерст-^ вом воинов. Морская граница любимой Родины — на надежном замке. Капитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН . сто в свооодное время занимались своим личным делом, а мы, собравшись вместе, изучали наставления, инструкции, реша­ ли вводные. Наш труд окупился сторицей. Постав­ ленные задачи мы решаем успешно. В расчете достигнута полная взаимозаме­ няемость. Слаженность и боевое мастерство лич­ ный состав расчета показал *на послед­ них занятиях. Получив задачу от коман­ дира, мы моментально привели орудие в действие и были готовы к открытию ог­ ня. Расчет быстро выполнил упражнение. Необходимо допиваться еще лучших ре­ зультатов в учебе, еще выше поднимать осевую готовность каждого орудийного расчета. Стапшина 2 статьи М. КАФИЕВ. Умелые действия Перед подразделением была поставлена сложная задача. Она требовала от воинов не только грамотных практических прие­ мов, но и высокой физической выносливо­ сти. Особенно отличилось отделение, которым командует младший сержант Алексеев. Подчиненные ему воины действовали на практическом занятии, как в настоящем бою. Старший матрос И. БРУСЯНИН . Работали дружно, слаженно Бригада которую возглавляет комсомо­ лец младший сержант Галамба. в течение полугода держит переходящий вымпел и ежемесячно выполняет производственныз задания на 150— 170 процентов. В один из предмайских дней, придя на | младший сержант Галамба подвел итоги, работу, бригада взяла на себя повышен- j Производственное задание было значитель­ ное обязательство — досрочно выполнить но перевЫполнено. задание командира. I uvdaiiiumu По окончании работы- комсомолец Н. МУРАШпИп. В отделение старшиньт 2 статьи Юрия Зах ар о в а прибыл молодой матрос Зоир Ходыев, который слабо знал русский язык. На помощь ему пришли все м а ­ тросы отделения. В настоящ ее время м а ­ трос Ходыев свободно разговаривает на русском языке, отлично знает свою спе­ циальность, безупречно несет службу. НА СНИМКЕ : молодой матрос Зоир Ходыев за осмотром и проворачиванием механизмов. Фото И. Ннкишоеа. — Случайной победы не бывает. И если подчиненные ныне дважды Героя Со­ ветского Союза Шабалина выиграли сра­ жение один раз, второй, третий, значит они в совершенстве знали тактику. — страстно доказывал один из матросов соб­ равшимся товарищам в кубрике. В их разговор вмешался агитатор Евгений Хо­ менко. — Birr вы спорите, — сказал он. — что катерники Шабалина побеждали упор­ ством, смелостью, знанием тактики мор­ ского боя и т. д. Конечно, товарищи правы. Но о главном, что явилось основой их успеха в бою, об их морально-боевых качествах никто не сказал. Затем агитатор продолжал: — Основой побед экипажа явилась дисциплина. Дисциплина позволила дей­ ствовать катерникам в бою согласованно, сохранить установленный боевой порядок, сочетать огонь и движение, умело ис­ пользовать технику. — Мы знаем из опыта войны, что, где крепкой была дисциплина, там каждый воин был уверен, что все его товарищи будут сражаться дружно и оказывать ДРУГ другу помощь. Где была высокая дисциплина — там меньше было потерь. Вспомните слова М. И. Калинина о том, что' строгое, беспрекословное соблюдение в бою требований дисциплины рождает геро­ изм. От высокой дисциплинированности до геройства — один шаг. Эти слова агитатора внесли большое оживление в беседу воинов. Они долго продолжат начатый разговор. А расхо­ дясь, каждый еще глубже осознал, что герои-североморцы прежде всего добились победы благодаря крепкой воинской дис­ циплине, которая служит основой воин­ ского мастерства и высоких морально­ боевых качеств воинов. Такие непринужденные беседы в под­ разделении возникают нередко. Агитатор Хоменко активно направляет внимание воинов на решение важнейших вопросов в •жизни подразделения и прежде всего на укрепление дисциплины. — Коммунист Хоменко — хороший то­ варищ и умелый агитатор, — отзывают­ ся о нем сослуживцы. И это действительно так. Евгения Хо­ менко можно часто видеть в кругу со­ служивцев. Он рассказывает им о недо­ статках. допущенных отдельными товари- ' щами во время последнего похода. Тов. Хоменко взыскательно и по-товарищески покритикует воина, а, если нужно, то и окажет помощь матросу. Агитатор систематически проводит бе­ седы о Военной присяге, уставах, о бое­ вых традициях моряков и о конкрет­ ных задачах, стоящих перед воинами. По­ стоянное общение с сослуживцами, инди­ видуальный подход к каждому матросу позволили ему добиться действенности бе­ сед. Для иллюстрации можно привести следующий пример. Матрос Новожилов учился более или менее удовлетворитель­ но. Но с дисциплиной у него было не все в порядке. Его проступки накладывали пятно на все подразделение, снижали по­ казатели, достигнутые усилиями всех ма­ тросов. Агитатор решил поговорить с Новожи­ ловым. — Как лее вы намерены служить даль­ ше? — спросил он его. Матрос, пожав плечами, ответил: — Не знаю, что будет дальше, а пока все говорят, что из меня хорошего матроса не будет. Тогда агитатор дал воину ряд дельных советов. Но чтим он не ограничился, а по­ мог ему усвоить основные обязанности матроса ча походе, рассказал, что коман­ дир несет всю ответственность за боевую учебу и свою волю следует подчинить во­ ле и требованиям командира. Агитатор пристально наблюдал за службой воина, поправлял его. II вот в одном из походов действия Новожилова отметил командир. Матрос очень удивился. Он привык, что на него «все шишки валятся», а тут вдруг его выделили. Уже на следующий день Новожилов был подтянут, бодр и пообещал не останавливаться на первом успехе. Сейчас он прикладывает все силы к тому, чтобы четко выполнить свои обя­ занности, не допускать прошлых ошибок. Так правильный подход агитатора в значительной мере помог молодому воину освободиться от недостатков, которые имелись в его службе. Большую работу проводит коммунист Евгении Хоменко по пропаганде уставов, которые являются основой обучения и во­ инского воспитания. Известно, что раз’яс- нгнне уставов повышает политическую сознательность воинов, дает ясное пони­ мание воинского долга и личной ответст­ венности за безупречнее несение службы. Он проводит беседы не от случая к слу­ чаю. а регулярно, систематически. Вот некоторые из тем: «Жить по уставам», «Плавать без аварий и поломок». «Бди­ тельно стоять вахту». Все беседы тесно увязываются с жизнью подразделения. Как-то агитатор обратил внимание на вахтенного матроса Шеловалова, который был не но Форме одет. Дождавшись, когда воин смочится с вахты, Хоменко решил побеседовать с ним о правилах ношения формы. Агитатор раз’яснил Шеповалозу, что нарушение формы одежды — это не мелочь, а прямое отступление от уставов, свидетельство недисциплинированности и неряшливости. При этом агитатор особо заострил внимание матроса на том, что Министр Обороны Союза ССР обязывает каждого матроса четко выполнять устав­ ные положения. — Я думаю, — сказал он матросу, — вы не выполняете уставы потому, что слабо их знаете. А знать нужно. Жить по уставам — это значит точно выполнять все их требования, не допускать никаких отступлений от них. Это — самый вер­ ный путь к достижению успехов в учебе и службе. Зная уставы и соблюдая их требования, советский воин сможет учить­ ся и воевать так, как обязывают его на­ род и Родина, как требует Военная при­ сяга. Тов. Хоменко рассказал Шеповалову о том, как в годы Великой Отечественной войны передовые советские воины даже в самых трудных условиях .постоянно забо­ тились о своем внешнем виде, соблюдали форму одежды. — Кто же нам дает право сейчас нару­ шать традиционную флотскую форму? Никто. Хорошая поговорка есть, помните? «Действуй по уставу — завоюешь честь и славу». Вот к чему все мы должны стремиться, — призвал в заключение агитатор. — Не знаю почему, но мне кажется, что только сейчас я по-настоящему понял серьезность своей ошибки, — сказал Ше- повалов. Он дал слово, что не будет пов­ торять подобного нарушения формы. Последнее время матрос Шеповалов всегда несет -вахтенную службу точно по уставу, строго соблюдает фор!му одежды и требует этого от других воинов. Таких примеров действенной и целеуст­ ремленной работы коммуниста-агитатора старшины 2 статьи Хоменко можно при­ вести «много. Его слова всегда звучат ав­ торитетно потому, что он подкрепляет их своим личным примером, показывает вы­ сокий образец прилежного отношения к учебе, совершенствует своп военные п политические знания, в службе руковод­ ствуется уставами и наставлениями, по­ казывает пример высокой дисциплиниро­ ванности. — Мой активный помощник, — гово­ рит о работе агитатора командир. Эту высокую оценку агитатор оправды­ вает с честью. Он оказывает большую по­ мощь командиру в дальнейшем укрепле­ нии дисциплины. Капитан Б. МОРОЗОВ. К 300-летию воссоединения Украины с Россией ТоржестводружбынародовнашейвелинойРодины Исполнилось 300 лет с того знамена­ тельного дня. когда могучим волеиз'явле- нием украинского народа было провозгла­ шено воссоединение Украины с Россией в едином Российском государстве. Это вы­ дающееся событие отмечают не только украинский и русский народы, но и все народы нашей великой социалистической Родины как радостный праздник торжест­ ва нерушимой дружбы советских наро­ дов. Воссоединение двух великих славянских народов — русского и украинского — явилось актом огромного исторического значения. Навеки связав свою судьбу с братским русским народом украинский народ снас себя от иноземного порабоще­ ния, от нависшей угрозы уничтожения, сохранил себя как нацию и обеспечил возможность своего национального разви­ тия. Воссоединение Украины с Россией во многом способствовало укреплению Рус­ ского государства и под'ему его междуна­ родного авторитета. На протяжении веков вопреки сопро­ тивлению эксплуататорских классов ук­ раинский народ шел вместе с русским народом и другими народами России, сов­ местно боролся против социального рабст­ ва и национального угнетения. Эта борь­ ба завершилась тем. что трудящиеся Рос­ сии во главе с рабочим классом под руко­ водством Коммунистической партии осу­ ществили Великую Октябрьскую социали­ стическую революцию. Октябрьская рево­ люция явилась поворотным пунктом в и с т о р и и не только нашей Родины, но и всего человечества. Она освободила наро­ ды царской России от цепей капитали­ стического рабства и национального гне­ та. указала путь к коммунизму для всех народов мира. Украинский народ первый вслед за рус­ ским народом пошел по пути социалисти­ ческой революции. В результате установ­ ления Советской власти украинский народ впервые создал свое национальное госу­ дарство. воссоединил в нем все украпн- Н. НАЗАРЕНКО , секретарь ЦК КП Украины ские земли, добился небывалых успехов в развитии социалистической экономики и культуры. 4 А 4 Нерасторжимая дружба русского и украинского народов имеет свои глубокие исторические корни — единство проис­ хождения. близость языка, территории, характера и всей истории этих народов. Из единого корня древнерусской народно­ сти постепенно образовались три братских народа — русский, украинский и бело­ русский. В силу феодальной обособленно­ сти, постоянных набегов иноземных за­ хватчиков, особенно жестокого монголо­ татарского нашествия, единство древне­ русских земель было ослаблено. Это при­ вело к тому, что украинские земли были захвачены литовскими, польскими, вен­ герскими феодалами, султанской Турцией и ее вассалом — крымским ханом. За­ хватчики подвергали Украину страшному опустошению, зверски терзали ее живое тело. На протяжении длительного времени большая часть украинских земель нахо­ дилась под сапогом польской шляхты, ко­ торая являлась оплотом реакции в Во­ сточной Европе. Трудящиеся Украины жестоко страдали под двойным гнетом — польских и украинских феодалов. Опи­ раясь на помощь Ватикана и иезуитов, польские феодалы силой насаждали като­ лицизм, вводили церковную унию, пыта­ лись насильственно ополячить украин­ ский народ, лишить его права на родной язык и культуру, разорвать его связи с братским русским народом. Все это не только тормозило экономическое, полити­ ческое и культурное развитие Украины, но и угрожало самому существованию ук­ раинского народа. В эти годы, полные суровых испыта­ ний, украинский народ всеми силами стремился к единению с русским народом, поддерживая и все более развивая с ним экономические и культурные связи. Мно­ го раз поднимался он на священную борьбу против угнетателей и всегда встре­ чал в этой борьбе братскую помощь со стороны русского народа.. С особой силой идея воссоединения с Россией овладела народными массами Украины в первой половине XVII века, когда борьба их против гнета и насилия польской шляхты достигла наивысшего под’ема. В воссоединении и братском со­ юзе с великим русским народом украин­ ский народ видел свое спасение. Одной из самых ярких страниц в исто­ рии Украины явилась народно-освободи­ тельная война 1648— 1654 гг. Это была справедливая война, имевшая целью свержение иноземного гнета и воссоеди­ нение с братским русским народом. Вы­ дающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий и его ближайшие с п о д в и ж н и к и Максим Криво­ нос, Иван Богун, Данила Нечай и другие, став во главе развернувшейся народно- освободительной борьбы против польской шляхты, выражали вековое стремление и волю украинского народа к тесному сою­ зу с русским народом, последовательно вели линию на воссоединение Украины с Россией. Знамя вооруженного восстания было поднято в Запорожской Сечи, сыгравшей прогрессивную роль в истории украинско­ го народа. К восставшим присоединились тысячи крестьян, казаков, городского на­ селения. Война против польско-шляхет­ ских захватчиков стала всенародной. Главной и решающей силой в ней было крестьянство. Крупные украинские магнаты и поме­ щики открыто выступали вместе с поль­ ской шляхтой, старались в крови пото­ пить восстание, сохранить порядки обе­ спечивавшие безграничное господство па­ нов. С первых дней тяжелой и упорной ос - 1 вободительной войны украинцы получали постоянную помощь и поддержку со сто­ роны своего верного друга и брата— рус­ ского народа. Отряды донских казаков, русского крестьянства и горожан непо­ средственно участвовали в освободитель­ ной войне. Русское правительство содей­ ствовало развитию свободной торговли с Украиной: был разрешен ввоз на Украи­ ну хлеба, соли, военного снаряжения, что имело большое значение в успешной борьбе восставшего народа. Русское пра­ вительство оказывало поддержку Украине и дипломатическим путем, часто высту­ пая в защиту ее интересов. Вместе с украинским народом против польских и литовских Феодалов боролся братский белорусский народ. Оказывали помощь украинцам и крестьяне Молдавии. Серьезные поражения, нанесенные укра­ инским народом польско-шляхетской ар­ мии, содействовали усилению антифео­ дальной борьбы польского крестьянства. В интересах укрепления Российского государства русское правительство всяче­ ски поддерживало стремление украинско­ го народа к воссоединению Украины с Россией. Земский собор 1 (11 ) октября 1653 года в Москве дал согласие на при­ нятие Украины в состав России и об’я ­ вил войну против шляхетской Польши, за освобождение Украины и Белоруссии. Земский собой решил «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять. А стольники, и стряпчие, и дво­ ряне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и двор­ цовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска За­ порожского допрашиваны ж по чином, порознь». — и все они высказали готов­ ность воевать против шляхетской Польши за воссоединение Украины с Россией («Воссоединение Украины с Россией», документы и материалы, том III. стр. 414). Это решение Земского собора, а также многие другие факты ярко евтптольству- Весть о решении Земского собора вы- ба и братство двух великих славянских звала большую радость среди украинского народа. Вскоре на Украину было направ­ лено большое полномочное посольство рус­ ского правительства во главе с боярином В. В. Бутурлиным. Представителей Рос­ сийского государства торжественно встре­ чали во всех городах и селах Украины. 8 ( 1 8 ) января 1654 года в* городе Не- реяславе была созвана Рада «явная все­ му народу», т е. открытая для всех, на которой были представлены все слои ук­ раинского народа. Перед собравшимися выступил гетман Богдан Хмельницкий. Он напомнил о тяжелом гнете шляхетской Польши, о разбойничьих нападениях сул­ танской Турции и крымских ханов и при­ звал участников Рады принять решение о воссоединении Украины с Россией. В ответ на призыв гетмана Рада зая­ вила: «Волим под царя восточного, право­ славного». Потом один из казацких пол­ ковников, идя по кругу, на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?». Рада ответила: «Вси единодушно». После этого Богдан Хмельницкий сказал: «Буди тако». Народ вслед за гетманом едино­ гласно заявил: «Боже, утверди, боже, ук ­ репи, чтоб есми вовеки вси едино были» («Воссоединение Украины с Россией», до­ кументы и материалы, том III. стр. 461). Переяславская Рада, выражая волю всего народа, свободно, единогласно и с огромным под’емом решила воссоединить Украину с Россией, о чем веками мечта­ ли и за что боролись украинцы. Этим са­ мым украинский народ закрепил истори­ чески сложившуюся тесную и неразрыв­ ную связь с русским народом и спас се­ бя от порабощения шляхетской Полыней и поглощения султанской Турцией. Воссоединение Украины с Россией име­ ло огромное прогрессивное значение для дальнейшего политического. экономиче­ ского и культурного развития украинско­ го и русского народов, а также способст­ вовало их культурному взаимообщению. Нерасторжимая дружба украинского на­ рода с русским народом явилась величай- двух ют о горячем стремлении всего русского j шим историческим завоеванием народа помочь братскому \кпаинско.му ! братских народов. Всемирная история не народу в его борьбе против иноземных j знает такой близости и общности двух поработителей. • народов на протяжении веков, как друж- народов — русского и украинского. Эта дружба закалялась и крепла в совмест­ ной борьбе против царизма и феодализма, против буржуазии и ее подлой агентуры — великодержавных шовинистов и осо­ бенно против украинских буржуазных на­ ционалистов. в борьбе против иностран­ ных захватчиков. Украинские буржуазные националисты, зная, что сила украинского народа в его союзе и братской дружбе с русским на­ родом. всегда стремились подорвать эту дружбу, разобщить народы и облегчить этим самым господство помещиков, бур­ жуазии, кулачества. Они всячески фаль­ сифицировали историю украинского наро­ да, прилагали много усилий, чтобы при­ уменьшить и извратить значение Пере­ яславской Рады, опорочить деятельность Богдана Хмельницкого. Эта фальсифика­ ция истории проводилась и проводится националистами в классовых интересах буржуазии. Появление на исторической арене са­ мого революционного в мире российского пролетариата и его боевого авангарда — Коммунистической партии имело решаю­ щее значение для дальнейшего развития всех народов нашей страны, для развития дружбы между ними на основе пролетар­ ского интернационализма, взаимного до­ верия и сотрудничества. Своей беззавет­ ной борьбой за уничтожение революцион­ ным путем социального и национального гнета русский рабочий класс и его Ком­ мунистическая партия завоевали безгра­ ничное доверие и признательность всех трудящихся. Под руководством Коммунистической партии трудящиеся всех национальностей России вели решительную борьбу против царизма, помещиков, буржуазии, против их подлой политики натравливания на­ родов друг на друга. В результате были разгромлены заклятые враги украинского народа — буржуазные националисты, ко­ торые всяческими методами старались за­ глушить классовые противоречия, отвлечь рабочих и крестьян от революционной борьбы против помещиков и капитали­ стов. Трудящиеся Украины отбросили прочь гнилые буржуазные теории «еди­ ного потока» «бесклассовости» украин­ ского народа. Национальной гордостью у к-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz