На страже Заполярья. 1954 год. Май.
Н а с т р а ж е 3 а п о л я р ь я 8 мая 1 9 5 4 г.. № 1 0 8 ( 4 9 5 0 ) . К он т р о л ь з а в а х т о й В машинном и котельном отделениях стало тихо и как будто просторней. Ме ханизмы пыли остановлены, запасные ча сти и инструмент убраны: поблескивали начищенные заботливыми матросскими ру ками металлические поверхности деталей. Псе было так. как обычно при стоянке. Обхоля боевые посты, командир подраз деления видел жизнерадостные, бодрые ли ца моряков. Всего несколько минут назад они закрыли походную вахту, полную на пряженного труда, и уже привели в поря док свои «рабочие места». «Хоть сейчас в поход. Как будто труд ного плавания и не было». — невольно улыбнувшись, подумал офицер и хотел на правиться к трапу. В это время к нему обратился командир отделения трюмных машинистов Он просил поощрить старше го матроса Чеснокова. — Я думаю, что старшего матроса Че- сиокова надо поощрить за походную вах ту. но моих нрав для этого недостаточно, — сказал командир отделения. — II сей час Чесиоксв лучше всех работает. Вооб ще во всех отношениях он исполнитель ный моряк. На вечерней повепке был об’явлен при каз командира корабля. Классному спе циалисту Чеснокову предоставлялся вне очередной краткосрочный отпуск. — Вот и побываешь теперь в своем лю бимом Калинине, — сказал товарищу старший матрос Зубов. — Письмо получил. — отвечал ему Чесноков. — Сестра Галина, студентка художественной школы, приглашает в го сти. Посмотри, что пишет: «Учусь как и прежде, отлично. Но этого мало. Поскорей бы пойти па производство. Сейчас, когда такие, как я, комсомольцы, едут в Казах стан и Сибирь осваивать целинные и за лежные земли, хочется направить свою энергию на улучшение жизни советского народа. Ты меня понимаешь. Аркадий. Ведь и ты испытываешь то же чувство ответственности перед Родиной, когда в плавании бесстрашно борешься с разбу шевавшимся морем. Я знаю, вы всегда начеку». — Сразу видно, родня, — заметил Зу бов. — Для обоих вас характерны неудов летворенность сделанным, стремление до биться еще большего. — А кто же у нас не старается луч ше изучить военное дело? Пожалуй, и не найдешь таких. А я выполняю то, что мне положено, и только, — ответил Че сноков.— А с сестрой мы в одном строю. Она стремится стать мастером художест венной вышивки, чтобы потом по мере своих сил украсить жизнь советских лю дей, я учусь военному делу, чтобы уметь защищать наше счастье, точно выполнять приказы командиров. — Помню, когда я пришел на корабль, сначала думал что быть исполнительным очень просто. Нужно только избегать непо слушания. А потом послужил. СТОЛКНУЛ СЯ с трудностями, разобрался, что всякое дело гораздо сложнее, чем оно кажется на первый взгляд. Сколько волп, физических сил и умения требуется подчас, чтобы выполнить самое обычное приказание! Не зря так требовательны наши командиры, не случайно так много внимания очи уде ляют обучению п воспитанию подчинен ных. так строго контролируют их дейст вия. — Это так. Видишь ли, сейчас точ ность и оыстрота в выполнении матросами обязанностей на боевом посту или какого- нибудь приказания решают все. Я читал на днях книгу о последней воине. Ока зывается. тогда еще имелась иногда воз можность подумать, как поступить в j том или ином случае, в ходе боя попра вить ошибку. А теперь — шабаш. Я ви дел. как пролетел над нами реактивный самолет. Не успел глазом моргнуть, как он превратился в точку, а потом совсем стал невидимым. Разве собьешь такую враже скую машину, если орудие не готово к стрельбе или сам растеряешься, с опозда нием откроешь огонь? А разве менее важ но наше дело — обеспечить кораблю ма невренность..? Победить врага можно толь ко при четкой организации службы, точ ном и быстром выполнении распоряжений командира каждым воином. Иначе пельзя успешно воевать. — Вот и будем впредь учиться еще лучше выполнять свои обязанности, по могать в этом молодым матросам. Кстати, надо полагать в ближайшее время состоит ся выход в море. Проверим себя на деле еще раз, — заключил Зубов. ...Старший матрос Чесноков заступил на походную вахту. Он должен обеспечивать пресной воюй главный котел и корабль в целом. Моряк часто поглядывал на манометр. Но нему он определял давление воды в пожарной магистрали. Но прибор не дает полной характеристики работы всех механизмов заведывания. Чесноков. который руководит вахтой команды, не удовлетворяется показаниями манометров и телефонной связью. Конечно, он мог просидеть свои часы в посту энергетики, и все обошлось бы благополучно. В ма шинных и котельных отделениях находят ся специалисты, которые непосредственно следят за своими заведьгваниями и отвеча ют за них. Они знают свое дело и выпол няют его добросовестно, в соответствии с инструкциями. Чесноков надеялся на этих моряков. Однако ему положено было конт ролировать вахту, и он не мог отнестись к этому формально. К людям, которые на ходились на боевых постах, должна пред’- являться высокая требовательность. Так требует устав. Вскоре после заступления на вахту Че- споков решил отправиться в машинное и котельное отделения. Об этом он доложил вахтенному механику. Офицер, немного приоткрыв дверь, посмотрел на море. По том вернулся на место и только тогда ска зал: «Что же, идите. Только будьте осто рожны». Чесноков в два прыжка достиг горло вины, открыл люк и юркнул в него. — Как служба? — спросил Чесноков вахтенного у испарителя старшего матро са Ковалева. Воин удивленно посмотрел на пришед шего. Лицо Чеснокова было мокрым, с оде жды тонкими струйками стекала вода. Вах тенный не ожидал, что в такую погоду кто-нибудь прибудет на боевой пост. — Замечаний по работе материальной части нет, — торопливо доложил Ковалев и поинтересовался, как Чесноков в таких условиях отважился итти по верхней па лубе. — Решиться — это еще не все. Вот суметь пройти — это дело, — отозвался Чесноков. — Надо знать, когда можно од ному пройти по палубе, а когда попросить, чтобы тебя постраховал кто-нибудь, пли обвязаться штертом. Наверху надо глядеть в оба. Вот иду сейчас по правому борту, вижу, все чисто. А волна оказывается с противоположной стороны незаметно под катывается. Хорошо, сразу заметил. Укло нился. А то мог оказаться в море. Одним словом, тут нужен расчет, а не лихачест во. Если действовать с умом, в любую по году можно пройти по палубе. — А сейчас давайте посмотрим, как работает техника, — глядя на сослужив ца. об'яснпл цель своего прибытия Чесно ков. Ковалев ничего не ответил. Он только слегка склонил в сторону голову, как бы говоря этим: «Что ж, пожалуйста. Я за заведыванне спокоен». А Чесноков уже проворно ощупывал маховики клапанов, осматривал все углы, фланцевые соедине ния магистралей, критически определяя, не слишком ли сильно они парят. Товарищ понимал Чеснокова. В данном случае от работы испарителя зависит пи тание котла — источника энергии всех паровых механизмов от турбин до грелок в кубриках и каютах. Поэтому за уста новкой надо строго следить, с полной от ветственностью относиться к своему делу. Не грех лишний раз проверить исправ ность механизмов. Не зря говорят: «Одна гслова хорошо, а две — лучше». Ковалев внимательно следил за быстры ми и точными движениями сослуживца. А тот спокойно закончил свое дело, обтер ве тошью руки, сказал: «Следите, чтобы по стоянно был такой порядок. А я пойду». Через короткий промежуток времени старший матрос Чесноков был уже в дру гом отсеке. Когда моряк открыл дверь, на него сразу пахнуло горячим воздухом — здесь котел был выведен из действия, све жий воздух не поступал с палубы, и по тому в котельном отделении стояла высо кая температура. Чеснокова встретил бледный матрос Ла гутин. Видно было, он с трудом преодоле вает морскую болезнь. Увидев мокрого и раскрасневшегося старшего товарища, он приободрился — устыдился за свою сла бость. Обслуживаемый моряком турбопожарный насос работал нормально. Чесноков сам ос мотрел его. Все было в порядке. — А теперь запустите автоклавы, — посмотрев на часы, приказал старший ма трос. Подходило время обеда, и пора бы ло давать воду на умывальники личного состава. Когда подчиненный справился со своей задачей. Чесноков отыскал для него еще ряд дел. Лагутин, выполняя свои обязан ности, совершенно позабыл про качку. Чесноков тем временем, замерил уро вень воды в теплом ящике, справился о солености воды, проверил, как идут дела у вахтенного по топливу старшего матро са Зубова. Во всем этом проявлялось твер дое знание моряком своего дела, уверен ность. Трюмные машинисты в течение всего похода успешно выполняли своп обязанности. — С задачей справились, — отзывался потом о работе своих вахтенных Чееноков. — Но без постоянного и тщательного контроля никак нельзя. Это дисциплини рует матросов, помогает воспитать их ис полнительными. Нельзя забывать ппавила моряков — «Доверяй, но и проверяй»., А. ГРИГОРЬЕВ. Методическое совещание руководителей групп политзанятий Недавно в нашем подразделении было проведено методическое совещание руко водителей групп политзанятий. С докла дом «О недостатках и улучшении качест ва политических занятий» выступил тов. Петраков. Пропагандист тов. Петраков часто при сутствовал на занятиях во многих груп пах, хорошо изучил опыт работы лучших руководителей групп, всегда разбирал по сле занятия недостатки в работе молодых пропагандистов и здесь же помогал им со ветами. В своем докладе он глубоко проанали зировал состояние успеваемости слушате лей, разобрал недостатки отдельных про пагандистов, остановился на опыте луч ших руководителей групп. — Однако, — сказал докладчик, — так поступают далеко не все руководите ли групп. Идейный уровень занятий в ряде групп еще не отвечает высоким требованиям, предъявляемым партией к идеологической работе, и не удовлетворя ет возросших запросов воинов. Пропа гандисты часто излагают вопросы отвле ченно. вне связи с практическими зада чами, стоящими сейчас перед воинами. Такими недостатками страдают заня тия, проводимые тт. Горбачевым, Буйнов- екпм, Петровым, которые зачастую огра ничиваются пересказом общих положений, не раскрывают конкретного содержания изучаемой темы, в результате чего на з а нятии снижается активность слушателей. В обсуждении доклада приняли участие многие руководители групп политзанятий. Они вскрыли ряд серьезных недостатков в учебе слушателей и работе пропаганди стов, внесли много ценных предложений. В заключение выступил командир. Он подвел итоги работы совещания и призвал руководителей политзанятий изжить вскрытые недостатки. Офицер И . ТАТАРИНЦЕВ . Техническое собеседование Недавно в нашем подразделении по инициативе комсомольской организации состоялось техническое собеседование. На нем выступили старший матрос Букалов, матпосы Масловский и Тетерис. Техническое собеседование помогло вои нам углубить знания по материальной ча сти. Младший сержант В. КАПРАЛОВ. В Е Р Н О С Т Ь П Р И С Я Г Е Свято выполняет требования Военной присяги и уставов комсомолец старшина 1 статьи Исмогплов. Он является отличником боевой и политической подготовки. Моряк в совершенстве овладел вверенной ему боевой техникой, стал классным спе- циалистом. На достигнутых успехах старшина Исмогилов не останавливается. Он совершенствует военные знания, умело передает свой богатый опыт подчиненным. Исмогилов воспитал немало отличных специалистов. Среди них — отличник бое вой и политической подготовки специалист второго класса старшина 2 статьи Пав ленко. За высокие показатели в учебе Исмогплов награжден знаком отличного спе циалиста. Матрос А. ШАТОХИН . Пример усердия и настойчивости Уже вскоре после того, как группа приступила к изучению истории партии, Василий Катаев показал хорошее знание материала. Свое выступление на беседе по теме он иллюстрировал выдержками из произведений художественной литературы, привел интересные цифры и сравнения. Руководитель группы политзанятии дал тогда высокую оценку выступлению воина. Этой похвалы Василий Катаев удо стоился благодаря упорной и системати ческой учебе. Много помог ему в преодо лении трудностей и руководитель груп пы. Так, например, долгое время Катаев не мог правильно вести конспект прочи танного. зачастую просто переписывал в тетрадь историю партии. На это обратил внимание руководитель группы и посове товал ему больше читать, хорошо усвоить содержание вопроса и только тогда вести запись. Воин учел совет своего руководителя, стал вдумчиво читать историю партии, рекомендованную литературу, произведе ния русских классиков и советских писа телей. В отведенное время для самостоя тельного чтения он успевал не только прочитать обязательную литературу, разо браться в вопросе, но и кратко записать основные положения изучаемой темы. Хорошая политическая подготовка вои на благотворно сказывается на его служ бе. Он отлично изучил свое заведыванпе и показывает пример четкого выполнения Присяги и приказов командования, всегда подтянут и дисциплинирован. За безу пречную службу и отличную учебу Ва силий Катаев неоднократно поощрялся командованием. Старшина 1 статьи П. ЗЕЛЕНКОВ. С о о б щ е н и е Т А С С В печати опубликованы сообщения о выступлении английского премьер-минист ра г-на У. Черчилля на ежегодном собра нии организации консервативной партии «Иримроз-лиг», в котором премьер-ми нистр призывал к улучшению отношении Англии с Советским Союзом и к установ лению связей, исполненных благожела тельности. Как стало известно ТАСС'у, это высту пление премьер-министра Англии вызвало положительные отклики в руководящих кругах Советского Союза. В этой связи обращается внимание на то, что Советское Правительство неизменно стремится к улучшению отношений и развитию со трудничества со всеми странами, которые со своей стороны проявляют к этому го товность. В руководящих советских кру гах убеждены, что улучшение отношений и развитие сотрудничества между Англией и Советским Союзом пошли бы на пользу не только обоим этим государствам, но и всем другим странам, заинтересованным в сохранении и укреплении международного мира и прежде всего на пользу странам Европы. Необходимость расширения сотрудниче ства и взаимовыгодных экономических связей между государствами, хотя бы п относящимися к различным социальным системам, признается и поддерживается возрастающим чи••лом государственных деятелей в большинстве стран мира. Такой курс ноли".1 пи в международных делах не разделяется н встречает к себз враждебное отношение лишь со стороны тех правящих кругов в отдельных стра нах, которые преследуют агрессивные це ли и свои узко эгоистические интересы ставят выше интересов мира и прэцзета- нп;; человечества. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРАМ В нашем учреждении была создана ко миссия по рационализация и изобрета тельству, которая успешно возглавила творческую работу коллектива. Достаточ но сказать, что за сравнительно неболь шой период ее деятельности подано 16 ценных рационализаторских предложений, дающих большую экономию государствен ных средств, дефицитных материалов и квалифицированной рабочей силы, кроме того предложения ускоряют сдачу в эк сплуатацию об’ектов, имеющих для флота первостепенное значение. Казалось бы. что рационализаторы дол жны встречать всемерную поддержку в деле внедрения своих предложений. Одна ко дело обстоит далеко не таи. Путь ра ционализатора пока еще у нас сложен я тернист. Из 16 поданных предложений внедрено всего 3. Некоторые из них поданы 2— 3 года тому назад и до сих пор не внедря ются в производство, хотя ценность их очень велика. Так, например, тг. Жильцов и Падун- Лукьянов разработали оригинальное раци онализаторское предложение. Они приме нили ряд новых материалов и смелых технических решений, что позволило зна чительно снизить стоимость строительст ва. Проект прпнят и уже осуществляется строительством. Но тт. Резников. Козел.тв и Соболев не могут до сих пор оф$)мить справку о принятии предложения. Два предложения тов. Черняховского переданы на рассмотрение членам комис сии тт. Петрову и Шульману еще 30 ок тября 1953 года, но до сих пор еще не получен ответ. Перечень находящихся предложений можно было бы продолжить, но даже из приведенных Фактов следует сделать вы вод. что с внедрением ценных предложе ний у нас тело обстоит далеко неблагопо лучно. Ответственные за рационализацию и изобретательство — в лучшем случае вы дают свидетельство или другой документ, подтверждающий авторство. За движением внесенных предложений, их внедрением никто не следит. Слабо используется и система поощрений рационализаторов. Мало внимания уделяется этим вопро сам со стороны строительных органов и навтп Ггиых оргаиизапий. Такое отношение к рационализаторам глушит творческую инициативу масс, ибо рационализация ради рационализации ни кого не может интересовать. Автол должен увидеть свою идею, воплощенной в дело. Тогда у него будет интерес к новому, к проявлению творчества. Наши комиссии по рационализации и изобретательству отчитываются по коли честву поданных приложений. Пора на чать судить о их работе по количеству внедренных предложений. Ответственным за рационализацию и и о е т а т е л ь с т в о необходимо взять под св-ги контроль движение всех предложе ний. представляющих п ч т р п р с для Флота. Г. МЕЛЬНИНОВСКАЯ. НЕ ПРОПАГАНДИРУЮТ ОПЫТ ПЕРЕДОВИКОВ В нашем подразделении имеется немало комсомольцев, которые являются отлични ками боевой и политической подготовки, хорошими производственниками. Взять, к примеру, члена ВЛКСМ ефрейтора Лисица. За безупречную службу он имеет около двадцати поощрений, в том числе не сколько денежных премий. Не отстает от него и член ВЛКСМ Пучков. Он ежеме сячно выполняет производственный план на 150— 160 процентов. Однако есть у нас и такие воины, ко торые еще не выполняют дневных зада ний, не являются отличниками. Происхо дит это потому, что члены комсомольско го бюро, секретарь не обобщают опыт пе редовиков. не пропагандируют его среди личного состава. Редко выступают перед воинами и сами отличники. Необходимо учесть эти недостатки и шире развернуть работу по оказанию по мощи командиру в выращивании новых отличников, передовиков производства. Рядовой Г. РУСАКОВ. ВОЗРОДИТЬ СПОРТИВНУЮ РАБОТУ На флотской спартакиаде наша спор тивная команда потерпела серьезное по ражение, показав результаты ниже про шлогодних. Об’ясняется это плохой по становкой спортивно-массовой работы в подразделении. Надо было ожидать, что такие резуль таты встряхнут руководителей спортивно го комитета. Но этого не случилось. Несколько оживившаяся было перед зимней спартакиадой работа отдельных секций заглохла сейчас совсем. Партийной организации и ее секретарю тов. Ткаченко надо подсказать коммуни стам — членам спортивного комитета, что так относиться к развитию Физкультуры п спорта нельзя. Надо возродить спортив ную работу в нашем подразделении. Для этого у нас имеются все условия и воз можности. Старшина 2 статьи Н . БЕЗУХ . В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Теоретические основы марксистско-ленинской партии Мировоззрением марксистско-ленинской партии, ее теоретическими основами яв ляется диалектический и исторический материализм — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектический материализм возник в результате обобщения научного познания окружающего мира, в тесной связи с практикой революционной борьбы проле тариата. Являясь по своему существу на укой творческой, диалектический матери ализм постоянно развивается и обогащает ся. «Наша теория, — писал Энгельс. — это теория развития, а не догма, которую надо затвердить и механически повто рять» (К. Маркс, Ф. Энгельс. «Избранные письма». Госполитиздат, 1947 год, стр. 402 ). Созданный Е. Марксом и Ф. Энгельсом диалектический и исторический материа лизм был всесторонне развит В. И. Лениным и И. В. Сталиным. Важнейшее значение для дальнейшего развития диа лектического и исторического материа лизма имел гениальный труд В. П. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», вы шедший в свет в 1909 году. В этом клас сическом произведении В. И. Ленин дал сокрушительный отпор скрытым врагам марксизма, ревизионистам, которые под видом «защиты» и якобы необходимости «подправить» марксизм развернули поход против диалектического и исторического материализма, пытаясь заменить его за вуалированным. утонченным идеализмом. Разоблачив до конца перерожденцев в об ласти теории. В. П. Ленин отстоял теоре тические основы марксистской партии — диалектический и исторический материа лизм. обобщил материалистически все важнейшие приобретения науки, и преж де всего естествознания, за целый исто рический период, прошедший после смер ти Энгельса до появления книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Большое значение э защите п дальней шем развитии теоретических основ партии имеют философские труды И. В. Сталина, ученика и великого продолжателя дела Ленина. Такие произведения, как «Анар хизм пли социализм?», «0 диалектиче ском и историческом материализме», «Экономические проблемы социализма в СССР» и другие, являются выдающимся вкладом в теорию марксизма, в теоретиче ские основы нашей партии. В творческом развитии марксистской науки колоссальное значение имеет вся теоретическая и практическая деятель ность Коммунистической партии и ее ру ководящего ядра — Центрального Комите та. Неоценимой идейной сокровищницей являются решения партийных с’ездов, конференций и пленумов ЦК Коммунисти ческой партии, в которых творчески раз вивается марксистско-ленинская теория на основе гигантского революционного опыта нашей партии, практики социали стического п коммунистического строи тельства. * * * Величайшим завоеванием человеческой мысли является материалистическая диа лектика, как единственно научный метод познания и революционного преобразова ния мира. В неразрывном единстве с ма териалистической теорией марксистский диалектический метод входит в теоретиче ские основы нашей партии. Диалектика диаметрально противоположна метафизике. Метафизика является идеологическим ору жием 'реакционных классов, основой все го косного, мертвого. Наоборот, марксист ский диалектический метод, рассматрива ющий окружающий мир в движении, раз витии и изменении, несовместим с застоем 1и служит могучим идейным оружием ра бочего класса и его партии в борьбе за коренные преобразования природы и об щества. Одна из основных особенностей мате риалистической диалектики состоит в том. что она рассматривает явления при роды и общества в их всеобщей связи и взаимодействии. Тем самым материалисти ческая диалектика дает нам возможность познать окружающий нас мир как единое целое, где все предметы и явления связа ны между собой и обусловливают зруг друга. Рассмотрение явлений в их орга нической связи и взаимозависимости рас крывает закономерности развития мате риального мира, устанавливает причин ную обусловленность явлений. диктует необходимость конкретно-исторического подхода к явлениям природы и общества. Конкретно-исторический подход к об щественным явлениям лежит в основе творческого отношения к науке, в основе борьбы марксизма против всякого рода догматизма, талмудизма и начетничества. Марксизм-ленинизм считает, что то или иное теоретическое положение, будучи верным и применимым в одних условиях, может оказаться неверным, а значит, и неприемлемым в других исторических ус ловиях. Классическим образцом применения этого диалектического положения в тео рии и на практике является ленинская теория социалистической революции. Из вестно, что Маркс и Энгельс, живя в эпо ху домонополистического капитализма, считали, что социалистическая революция может победить одновременно во всех или в большинстве стран, что она не^ может победить в одной, отдельно взятой, стра не. Эта формула для того времени была правильной. Но Ленин, живя в э п о х у им периализма, обобщая новые условия об щественного развития, пришел к выводу, что в эпоху империализма одновременная победа социалистической революции во всех странах невозможна, что она может победить в нескольких и даже в одной, отдельно взятой, стране. Это великое на учное открытие обогатило марксизм, сы грало огромную роль в организации побе* ды Октябрьской социалистической ре волюции п построении социализма .в' СССР. Положение диалектики о всеобщей вза имозависимости явлений органически свя зано с другим ее важнейшим положением — о движении и развитии в природе и обществе. Как указывал Энгельс, диалек тика есть наука о наиболее общих зако нах всякого движения. «Нигде и никогда, — писал он. — не бывало и не может быть матепии без движения» («Анти-Дю ринг». Госполитиздат. 1953 г.. стр. 57). Марксистско-ленинская философия учит рассматривать движение, развитие как процесс постоянного отмирания старого и нарождения нового. Новое неодолимо, ибо его силы непрерывно растут и крепнут, и. рано или поздно, оно победит старое. Руководивуясь диалектическим зако ном неодолимости нового и неизбежности победы над старым, партия смело и реши тельно вела и ведет наш народ по пути победоносного строительства коммунизма. Партия при этом исходит из того, что но вое побеждает не само по себе, а в ре зультате борьбы со старым, так как ста рое добровольно не сходит со сцены, а сопротивляется, старается удержаться на прежних позициях. В борьбе нового со старым решающее значение имеет преоб разующая роль народных масс, являю щихся двигателем исторического прогрес са. Только борьба народных масс, возглав ляемая рабочим классом и его авангардом — Коммунистической партией, обеспечи вает победу нового над старым. Поэтому, в частности, недопустим и вредеп культ личности, который ведет к принижению роли партии и к снижению творческой активности народных масс. Важнейшим законом диалектики яв ляется закон перехода от незначительных и скрытых количественных изменений к коренным, качественным. Диалектика учит, что процесс развития, появление нового и отмирание старого, идет путем накопления количественных изменении, которые на известной ступени приводят к коренным, качественным изменениям, причем переход от одного качества к дру гому всегда осуществляется в форме скач ка. Наличие количественных и качествен ных изменений обусловливает две тесно связанные между собой формы развития — эволюционную • и революционную. «Эволюция. — писал II. В. Сталин. — 1подготовляет революцию и создает для нее почву, а революция завершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе» (Cvi.. т. 1. стр. 301 ). Коммунистическая партия на протяжении всей своей полу вековой истории руководствовалась и ру ководствуется принципом сочетания двух форм развития — эволюционной и рево люционной. При этом она исходит из то го, что «переход от капитализма к социа лизму и освобождение рабочего класса от капиталистического гнета может быть осуществлено не путем медленных изме нений. не путем реформ, а только лишь путем качественного изменения капитали стического строя, путем революции. Значит, чтобы не ошибиться в полити ке, надо быть революционером, а не ре формистом» (II. В. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 580). Следует учитывать, что характер скач ков может быть различный, в зависимо сти от конкретно-исторических условий. Так, в условиях антагонистического обще ства переход от одной общественной фор мации к другой всегда осуществляется путем скачка в Форме взрыва. В развитии общества, где нет антагонистических классов, скачки, переход к новому каче ственному состоянию осуществляется пу тем постепенного отмирания старого ка чества и появления нового качества. Диалектика учит, что развитие в при роде и обществе осуществляется на осно ве противоречий, заложенных в самих предметах и явлениях, ибо все они имеют свое прошлое и будущее, свое отживаю щее и развивающееся. Борьба противопо ложностей ведет к изменениям, к отмира нию старого и появлению нового, к смене одного качества другим. Закон борьбы противоположностей, как важнейший за кон диалектики, действует во всех Фор мах движения материи, служит основой развития как природы, так и общества. | Партия, руководствуясь этим положением диалектики, никогда не замазывала про тиворечия, а решительно вскрывала их и преодолевала в процессе принципиальной борьбы. ЛартИЯ широко развертывает критику и самокритику, которая являет ся важней, .им методом раскрытия и прео доления противоречий и недостатков в развитии социалистического общества. Таким образом, марксистский диалекти ческий метод, раскрывающий общие за коны развития природы и общества, пред ставляет собой могучее теоретическое ору жие нашей партии, которое дает возмож ность не только правильно познавать, но и успешно осуществлять революционное преобразование мира. ■ег * <г Марксистско-ленинская философия представляет не только единственно науч ный метод познания, но и единственно правильную, подлинно научную материа листическую теорию истолкования об'ек- тивной действительности. Марксистский философский материализм диаметрально противоположен всем реакционным, идеа листическим философским взглядам и служит вернейшим оружием в борьбе пе редовых сил общества против всякого ро да реакции. Исходными положениями фи лософского материализма являются поло жения о материальности мира и его зако номерностях, о первичности материи п вторичности сознания, о познаваемости мира. Марксистский философский материа лизм учит, что окружающий человека мир по своей природе материален. В нем нет ничего, кроме материи, находящейся в постоянном изменении, движении и раз витии. Развитие происходит во времени и щюстранстве. Природа и общество, еди ные по своей материальности, развивают ся но присущим им законам. Законы при роды и общества об’ектпвпы и независи мы от воли п желания людей. Руководствуясь марксистским положе нием об об’ективном характере законов развития природы и общества, партия строит свою деятельность в строгом соот ветствии с этими законами. Партия разо блачила суб’ективистско-идеалистическпе взгляды на законы общественного разви тия при социализме, согласно которым Советское государство якобы способно от- *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz