На страже Заполярья. 1954 год. Май.

Н а с т р а ж е 3 а п о л я р ь я 8 мая 1 9 5 4 г.. № 1 0 8 ( 4 9 5 0 ) . К он т р о л ь з а в а х т о й В машинном и котельном отделениях стало тихо и как будто просторней. Ме­ ханизмы пыли остановлены, запасные ча­ сти и инструмент убраны: поблескивали начищенные заботливыми матросскими ру­ ками металлические поверхности деталей. Псе было так. как обычно при стоянке. Обхоля боевые посты, командир подраз­ деления видел жизнерадостные, бодрые ли­ ца моряков. Всего несколько минут назад они закрыли походную вахту, полную на­ пряженного труда, и уже привели в поря­ док свои «рабочие места». «Хоть сейчас в поход. Как будто труд­ ного плавания и не было». — невольно улыбнувшись, подумал офицер и хотел на­ правиться к трапу. В это время к нему обратился командир отделения трюмных машинистов Он просил поощрить старше­ го матроса Чеснокова. — Я думаю, что старшего матроса Че- сиокова надо поощрить за походную вах­ ту. но моих нрав для этого недостаточно, — сказал командир отделения. — II сей­ час Чесиоксв лучше всех работает. Вооб­ ще во всех отношениях он исполнитель­ ный моряк. На вечерней повепке был об’явлен при­ каз командира корабля. Классному спе­ циалисту Чеснокову предоставлялся вне­ очередной краткосрочный отпуск. — Вот и побываешь теперь в своем лю­ бимом Калинине, — сказал товарищу старший матрос Зубов. — Письмо получил. — отвечал ему Чесноков. — Сестра Галина, студентка художественной школы, приглашает в го­ сти. Посмотри, что пишет: «Учусь как и прежде, отлично. Но этого мало. Поскорей бы пойти па производство. Сейчас, когда такие, как я, комсомольцы, едут в Казах­ стан и Сибирь осваивать целинные и за­ лежные земли, хочется направить свою энергию на улучшение жизни советского народа. Ты меня понимаешь. Аркадий. Ведь и ты испытываешь то же чувство ответственности перед Родиной, когда в плавании бесстрашно борешься с разбу­ шевавшимся морем. Я знаю, вы всегда начеку». — Сразу видно, родня, — заметил Зу­ бов. — Для обоих вас характерны неудов­ летворенность сделанным, стремление до­ биться еще большего. — А кто же у нас не старается луч­ ше изучить военное дело? Пожалуй, и не найдешь таких. А я выполняю то, что мне положено, и только, — ответил Че­ сноков.— А с сестрой мы в одном строю. Она стремится стать мастером художест­ венной вышивки, чтобы потом по мере своих сил украсить жизнь советских лю­ дей, я учусь военному делу, чтобы уметь защищать наше счастье, точно выполнять приказы командиров. — Помню, когда я пришел на корабль, сначала думал что быть исполнительным очень просто. Нужно только избегать непо­ слушания. А потом послужил. СТОЛКНУЛ­ СЯ с трудностями, разобрался, что всякое дело гораздо сложнее, чем оно кажется на первый взгляд. Сколько волп, физических сил и умения требуется подчас, чтобы выполнить самое обычное приказание! Не зря так требовательны наши командиры, не случайно так много внимания очи уде­ ляют обучению п воспитанию подчинен­ ных. так строго контролируют их дейст­ вия. — Это так. Видишь ли, сейчас точ­ ность и оыстрота в выполнении матросами обязанностей на боевом посту или какого- нибудь приказания решают все. Я читал на днях книгу о последней воине. Ока­ зывается. тогда еще имелась иногда воз­ можность подумать, как поступить в j том или ином случае, в ходе боя попра­ вить ошибку. А теперь — шабаш. Я ви­ дел. как пролетел над нами реактивный самолет. Не успел глазом моргнуть, как он превратился в точку, а потом совсем стал невидимым. Разве собьешь такую враже­ скую машину, если орудие не готово к стрельбе или сам растеряешься, с опозда­ нием откроешь огонь? А разве менее важ­ но наше дело — обеспечить кораблю ма­ невренность..? Победить врага можно толь­ ко при четкой организации службы, точ­ ном и быстром выполнении распоряжений командира каждым воином. Иначе пельзя успешно воевать. — Вот и будем впредь учиться еще лучше выполнять свои обязанности, по­ могать в этом молодым матросам. Кстати, надо полагать в ближайшее время состоит­ ся выход в море. Проверим себя на деле еще раз, — заключил Зубов. ...Старший матрос Чесноков заступил на походную вахту. Он должен обеспечивать пресной воюй главный котел и корабль в целом. Моряк часто поглядывал на манометр. Но нему он определял давление воды в пожарной магистрали. Но прибор не дает полной характеристики работы всех механизмов заведывания. Чесноков. который руководит вахтой команды, не удовлетворяется показаниями манометров и телефонной связью. Конечно, он мог просидеть свои часы в посту энергетики, и все обошлось бы благополучно. В ма­ шинных и котельных отделениях находят­ ся специалисты, которые непосредственно следят за своими заведьгваниями и отвеча­ ют за них. Они знают свое дело и выпол­ няют его добросовестно, в соответствии с инструкциями. Чесноков надеялся на этих моряков. Однако ему положено было конт­ ролировать вахту, и он не мог отнестись к этому формально. К людям, которые на­ ходились на боевых постах, должна пред’- являться высокая требовательность. Так требует устав. Вскоре после заступления на вахту Че- споков решил отправиться в машинное и котельное отделения. Об этом он доложил вахтенному механику. Офицер, немного приоткрыв дверь, посмотрел на море. По­ том вернулся на место и только тогда ска­ зал: «Что же, идите. Только будьте осто­ рожны». Чесноков в два прыжка достиг горло­ вины, открыл люк и юркнул в него. — Как служба? — спросил Чесноков вахтенного у испарителя старшего матро­ са Ковалева. Воин удивленно посмотрел на пришед­ шего. Лицо Чеснокова было мокрым, с оде­ жды тонкими струйками стекала вода. Вах­ тенный не ожидал, что в такую погоду кто-нибудь прибудет на боевой пост. — Замечаний по работе материальной части нет, — торопливо доложил Ковалев и поинтересовался, как Чесноков в таких условиях отважился итти по верхней па­ лубе. — Решиться — это еще не все. Вот суметь пройти — это дело, — отозвался Чесноков. — Надо знать, когда можно од­ ному пройти по палубе, а когда попросить, чтобы тебя постраховал кто-нибудь, пли обвязаться штертом. Наверху надо глядеть в оба. Вот иду сейчас по правому борту, вижу, все чисто. А волна оказывается с противоположной стороны незаметно под­ катывается. Хорошо, сразу заметил. Укло­ нился. А то мог оказаться в море. Одним словом, тут нужен расчет, а не лихачест­ во. Если действовать с умом, в любую по­ году можно пройти по палубе. — А сейчас давайте посмотрим, как работает техника, — глядя на сослужив­ ца. об'яснпл цель своего прибытия Чесно­ ков. Ковалев ничего не ответил. Он только слегка склонил в сторону голову, как бы говоря этим: «Что ж, пожалуйста. Я за заведыванне спокоен». А Чесноков уже проворно ощупывал маховики клапанов, осматривал все углы, фланцевые соедине­ ния магистралей, критически определяя, не слишком ли сильно они парят. Товарищ понимал Чеснокова. В данном случае от работы испарителя зависит пи­ тание котла — источника энергии всех паровых механизмов от турбин до грелок в кубриках и каютах. Поэтому за уста­ новкой надо строго следить, с полной от­ ветственностью относиться к своему делу. Не грех лишний раз проверить исправ­ ность механизмов. Не зря говорят: «Одна гслова хорошо, а две — лучше». Ковалев внимательно следил за быстры­ ми и точными движениями сослуживца. А тот спокойно закончил свое дело, обтер ве­ тошью руки, сказал: «Следите, чтобы по­ стоянно был такой порядок. А я пойду». Через короткий промежуток времени старший матрос Чесноков был уже в дру­ гом отсеке. Когда моряк открыл дверь, на него сразу пахнуло горячим воздухом — здесь котел был выведен из действия, све­ жий воздух не поступал с палубы, и по­ тому в котельном отделении стояла высо­ кая температура. Чеснокова встретил бледный матрос Ла­ гутин. Видно было, он с трудом преодоле­ вает морскую болезнь. Увидев мокрого и раскрасневшегося старшего товарища, он приободрился — устыдился за свою сла­ бость. Обслуживаемый моряком турбопожарный насос работал нормально. Чесноков сам ос­ мотрел его. Все было в порядке. — А теперь запустите автоклавы, — посмотрев на часы, приказал старший ма­ трос. Подходило время обеда, и пора бы­ ло давать воду на умывальники личного состава. Когда подчиненный справился со своей задачей. Чесноков отыскал для него еще ряд дел. Лагутин, выполняя свои обязан­ ности, совершенно позабыл про качку. Чесноков тем временем, замерил уро­ вень воды в теплом ящике, справился о солености воды, проверил, как идут дела у вахтенного по топливу старшего матро­ са Зубова. Во всем этом проявлялось твер­ дое знание моряком своего дела, уверен­ ность. Трюмные машинисты в течение всего похода успешно выполняли своп обязанности. — С задачей справились, — отзывался потом о работе своих вахтенных Чееноков. — Но без постоянного и тщательного контроля никак нельзя. Это дисциплини­ рует матросов, помогает воспитать их ис­ полнительными. Нельзя забывать ппавила моряков — «Доверяй, но и проверяй»., А. ГРИГОРЬЕВ. Методическое совещание руководителей групп политзанятий Недавно в нашем подразделении было проведено методическое совещание руко­ водителей групп политзанятий. С докла­ дом «О недостатках и улучшении качест­ ва политических занятий» выступил тов. Петраков. Пропагандист тов. Петраков часто при­ сутствовал на занятиях во многих груп­ пах, хорошо изучил опыт работы лучших руководителей групп, всегда разбирал по­ сле занятия недостатки в работе молодых пропагандистов и здесь же помогал им со­ ветами. В своем докладе он глубоко проанали­ зировал состояние успеваемости слушате­ лей, разобрал недостатки отдельных про­ пагандистов, остановился на опыте луч­ ших руководителей групп. — Однако, — сказал докладчик, — так поступают далеко не все руководите­ ли групп. Идейный уровень занятий в ряде групп еще не отвечает высоким требованиям, предъявляемым партией к идеологической работе, и не удовлетворя­ ет возросших запросов воинов. Пропа­ гандисты часто излагают вопросы отвле­ ченно. вне связи с практическими зада­ чами, стоящими сейчас перед воинами. Такими недостатками страдают заня­ тия, проводимые тт. Горбачевым, Буйнов- екпм, Петровым, которые зачастую огра­ ничиваются пересказом общих положений, не раскрывают конкретного содержания изучаемой темы, в результате чего на з а ­ нятии снижается активность слушателей. В обсуждении доклада приняли участие многие руководители групп политзанятий. Они вскрыли ряд серьезных недостатков в учебе слушателей и работе пропаганди­ стов, внесли много ценных предложений. В заключение выступил командир. Он подвел итоги работы совещания и призвал руководителей политзанятий изжить вскрытые недостатки. Офицер И . ТАТАРИНЦЕВ . Техническое собеседование Недавно в нашем подразделении по инициативе комсомольской организации состоялось техническое собеседование. На нем выступили старший матрос Букалов, матпосы Масловский и Тетерис. Техническое собеседование помогло вои­ нам углубить знания по материальной ча­ сти. Младший сержант В. КАПРАЛОВ. В Е Р Н О С Т Ь П Р И С Я Г Е Свято выполняет требования Военной присяги и уставов комсомолец старшина 1 статьи Исмогплов. Он является отличником боевой и политической подготовки. Моряк в совершенстве овладел вверенной ему боевой техникой, стал классным спе- циалистом. На достигнутых успехах старшина Исмогилов не останавливается. Он совершенствует военные знания, умело передает свой богатый опыт подчиненным. Исмогилов воспитал немало отличных специалистов. Среди них — отличник бое­ вой и политической подготовки специалист второго класса старшина 2 статьи Пав­ ленко. За высокие показатели в учебе Исмогплов награжден знаком отличного спе­ циалиста. Матрос А. ШАТОХИН . Пример усердия и настойчивости Уже вскоре после того, как группа приступила к изучению истории партии, Василий Катаев показал хорошее знание материала. Свое выступление на беседе по теме он иллюстрировал выдержками из произведений художественной литературы, привел интересные цифры и сравнения. Руководитель группы политзанятии дал тогда высокую оценку выступлению воина. Этой похвалы Василий Катаев удо­ стоился благодаря упорной и системати­ ческой учебе. Много помог ему в преодо­ лении трудностей и руководитель груп­ пы. Так, например, долгое время Катаев не мог правильно вести конспект прочи­ танного. зачастую просто переписывал в тетрадь историю партии. На это обратил внимание руководитель группы и посове­ товал ему больше читать, хорошо усвоить содержание вопроса и только тогда вести запись. Воин учел совет своего руководителя, стал вдумчиво читать историю партии, рекомендованную литературу, произведе­ ния русских классиков и советских писа­ телей. В отведенное время для самостоя­ тельного чтения он успевал не только прочитать обязательную литературу, разо­ браться в вопросе, но и кратко записать основные положения изучаемой темы. Хорошая политическая подготовка вои­ на благотворно сказывается на его служ­ бе. Он отлично изучил свое заведыванпе и показывает пример четкого выполнения Присяги и приказов командования, всегда подтянут и дисциплинирован. За безу­ пречную службу и отличную учебу Ва­ силий Катаев неоднократно поощрялся командованием. Старшина 1 статьи П. ЗЕЛЕНКОВ. С о о б щ е н и е Т А С С В печати опубликованы сообщения о выступлении английского премьер-минист­ ра г-на У. Черчилля на ежегодном собра­ нии организации консервативной партии «Иримроз-лиг», в котором премьер-ми­ нистр призывал к улучшению отношении Англии с Советским Союзом и к установ­ лению связей, исполненных благожела­ тельности. Как стало известно ТАСС'у, это высту­ пление премьер-министра Англии вызвало положительные отклики в руководящих кругах Советского Союза. В этой связи обращается внимание на то, что Советское Правительство неизменно стремится к улучшению отношений и развитию со­ трудничества со всеми странами, которые со своей стороны проявляют к этому го­ товность. В руководящих советских кру­ гах убеждены, что улучшение отношений и развитие сотрудничества между Англией и Советским Союзом пошли бы на пользу не только обоим этим государствам, но и всем другим странам, заинтересованным в сохранении и укреплении международного мира и прежде всего на пользу странам Европы. Необходимость расширения сотрудниче­ ства и взаимовыгодных экономических связей между государствами, хотя бы п относящимися к различным социальным системам, признается и поддерживается возрастающим чи••лом государственных деятелей в большинстве стран мира. Такой курс ноли".1 пи в международных делах не разделяется н встречает к себз враждебное отношение лишь со стороны тех правящих кругов в отдельных стра­ нах, которые преследуют агрессивные це­ ли и свои узко эгоистические интересы ставят выше интересов мира и прэцзета- нп;; человечества. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРАМ В нашем учреждении была создана ко­ миссия по рационализация и изобрета­ тельству, которая успешно возглавила творческую работу коллектива. Достаточ­ но сказать, что за сравнительно неболь­ шой период ее деятельности подано 16 ценных рационализаторских предложений, дающих большую экономию государствен­ ных средств, дефицитных материалов и квалифицированной рабочей силы, кроме того предложения ускоряют сдачу в эк­ сплуатацию об’ектов, имеющих для флота первостепенное значение. Казалось бы. что рационализаторы дол­ жны встречать всемерную поддержку в деле внедрения своих предложений. Одна­ ко дело обстоит далеко не таи. Путь ра­ ционализатора пока еще у нас сложен я тернист. Из 16 поданных предложений внедрено всего 3. Некоторые из них поданы 2— 3 года тому назад и до сих пор не внедря­ ются в производство, хотя ценность их очень велика. Так, например, тг. Жильцов и Падун- Лукьянов разработали оригинальное раци­ онализаторское предложение. Они приме­ нили ряд новых материалов и смелых технических решений, что позволило зна­ чительно снизить стоимость строительст­ ва. Проект прпнят и уже осуществляется строительством. Но тт. Резников. Козел.тв и Соболев не могут до сих пор оф$)мить справку о принятии предложения. Два предложения тов. Черняховского переданы на рассмотрение членам комис­ сии тт. Петрову и Шульману еще 30 ок­ тября 1953 года, но до сих пор еще не получен ответ. Перечень находящихся предложений можно было бы продолжить, но даже из приведенных Фактов следует сделать вы­ вод. что с внедрением ценных предложе­ ний у нас тело обстоит далеко неблагопо­ лучно. Ответственные за рационализацию и изобретательство — в лучшем случае вы­ дают свидетельство или другой документ, подтверждающий авторство. За движением внесенных предложений, их внедрением никто не следит. Слабо используется и система поощрений рационализаторов. Мало внимания уделяется этим вопро­ сам со стороны строительных органов и навтп Ггиых оргаиизапий. Такое отношение к рационализаторам глушит творческую инициативу масс, ибо рационализация ради рационализации ни­ кого не может интересовать. Автол должен увидеть свою идею, воплощенной в дело. Тогда у него будет интерес к новому, к проявлению творчества. Наши комиссии по рационализации и изобретательству отчитываются по коли­ честву поданных приложений. Пора на­ чать судить о их работе по количеству внедренных предложений. Ответственным за рационализацию и и о е т а т е л ь с т в о необходимо взять под св-ги контроль движение всех предложе­ ний. представляющих п ч т р п р с для Флота. Г. МЕЛЬНИНОВСКАЯ. НЕ ПРОПАГАНДИРУЮТ ОПЫТ ПЕРЕДОВИКОВ В нашем подразделении имеется немало комсомольцев, которые являются отлични­ ками боевой и политической подготовки, хорошими производственниками. Взять, к примеру, члена ВЛКСМ ефрейтора Лисица. За безупречную службу он имеет около двадцати поощрений, в том числе не­ сколько денежных премий. Не отстает от него и член ВЛКСМ Пучков. Он ежеме­ сячно выполняет производственный план на 150— 160 процентов. Однако есть у нас и такие воины, ко­ торые еще не выполняют дневных зада­ ний, не являются отличниками. Происхо­ дит это потому, что члены комсомольско­ го бюро, секретарь не обобщают опыт пе­ редовиков. не пропагандируют его среди личного состава. Редко выступают перед воинами и сами отличники. Необходимо учесть эти недостатки и шире развернуть работу по оказанию по­ мощи командиру в выращивании новых отличников, передовиков производства. Рядовой Г. РУСАКОВ. ВОЗРОДИТЬ СПОРТИВНУЮ РАБОТУ На флотской спартакиаде наша спор­ тивная команда потерпела серьезное по­ ражение, показав результаты ниже про­ шлогодних. Об’ясняется это плохой по­ становкой спортивно-массовой работы в подразделении. Надо было ожидать, что такие резуль­ таты встряхнут руководителей спортивно­ го комитета. Но этого не случилось. Несколько оживившаяся было перед зимней спартакиадой работа отдельных секций заглохла сейчас совсем. Партийной организации и ее секретарю тов. Ткаченко надо подсказать коммуни­ стам — членам спортивного комитета, что так относиться к развитию Физкультуры п спорта нельзя. Надо возродить спортив­ ную работу в нашем подразделении. Для этого у нас имеются все условия и воз­ можности. Старшина 2 статьи Н . БЕЗУХ . В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Теоретические основы марксистско-ленинской партии Мировоззрением марксистско-ленинской партии, ее теоретическими основами яв ­ ляется диалектический и исторический материализм — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектический материализм возник в результате обобщения научного познания окружающего мира, в тесной связи с практикой революционной борьбы проле­ тариата. Являясь по своему существу на­ укой творческой, диалектический матери­ ализм постоянно развивается и обогащает­ ся. «Наша теория, — писал Энгельс. — это теория развития, а не догма, которую надо затвердить и механически повто­ рять» (К. Маркс, Ф. Энгельс. «Избранные письма». Госполитиздат, 1947 год, стр. 402 ). Созданный Е. Марксом и Ф. Энгельсом диалектический и исторический материа­ лизм был всесторонне развит В. И. Лениным и И. В. Сталиным. Важнейшее значение для дальнейшего развития диа­ лектического и исторического материа­ лизма имел гениальный труд В. П. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», вы­ шедший в свет в 1909 году. В этом клас­ сическом произведении В. И. Ленин дал сокрушительный отпор скрытым врагам марксизма, ревизионистам, которые под видом «защиты» и якобы необходимости «подправить» марксизм развернули поход против диалектического и исторического материализма, пытаясь заменить его за­ вуалированным. утонченным идеализмом. Разоблачив до конца перерожденцев в об­ ласти теории. В. П. Ленин отстоял теоре­ тические основы марксистской партии — диалектический и исторический материа­ лизм. обобщил материалистически все важнейшие приобретения науки, и преж­ де всего естествознания, за целый исто­ рический период, прошедший после смер­ ти Энгельса до появления книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Большое значение э защите п дальней­ шем развитии теоретических основ партии имеют философские труды И. В. Сталина, ученика и великого продолжателя дела Ленина. Такие произведения, как «Анар­ хизм пли социализм?», «0 диалектиче­ ском и историческом материализме», «Экономические проблемы социализма в СССР» и другие, являются выдающимся вкладом в теорию марксизма, в теоретиче­ ские основы нашей партии. В творческом развитии марксистской науки колоссальное значение имеет вся теоретическая и практическая деятель­ ность Коммунистической партии и ее ру­ ководящего ядра — Центрального Комите­ та. Неоценимой идейной сокровищницей являются решения партийных с’ездов, конференций и пленумов ЦК Коммунисти­ ческой партии, в которых творчески раз­ вивается марксистско-ленинская теория на основе гигантского революционного опыта нашей партии, практики социали­ стического п коммунистического строи­ тельства. * * * Величайшим завоеванием человеческой мысли является материалистическая диа­ лектика, как единственно научный метод познания и революционного преобразова­ ния мира. В неразрывном единстве с ма­ териалистической теорией марксистский диалектический метод входит в теоретиче­ ские основы нашей партии. Диалектика диаметрально противоположна метафизике. Метафизика является идеологическим ору­ жием 'реакционных классов, основой все­ го косного, мертвого. Наоборот, марксист­ ский диалектический метод, рассматрива­ ющий окружающий мир в движении, раз­ витии и изменении, несовместим с застоем 1и служит могучим идейным оружием ра­ бочего класса и его партии в борьбе за коренные преобразования природы и об­ щества. Одна из основных особенностей мате­ риалистической диалектики состоит в том. что она рассматривает явления при­ роды и общества в их всеобщей связи и взаимодействии. Тем самым материалисти­ ческая диалектика дает нам возможность познать окружающий нас мир как единое целое, где все предметы и явления связа­ ны между собой и обусловливают зруг друга. Рассмотрение явлений в их орга­ нической связи и взаимозависимости рас­ крывает закономерности развития мате­ риального мира, устанавливает причин­ ную обусловленность явлений. диктует необходимость конкретно-исторического подхода к явлениям природы и общества. Конкретно-исторический подход к об­ щественным явлениям лежит в основе творческого отношения к науке, в основе борьбы марксизма против всякого рода догматизма, талмудизма и начетничества. Марксизм-ленинизм считает, что то или иное теоретическое положение, будучи верным и применимым в одних условиях, может оказаться неверным, а значит, и неприемлемым в других исторических ус­ ловиях. Классическим образцом применения этого диалектического положения в тео­ рии и на практике является ленинская теория социалистической революции. Из­ вестно, что Маркс и Энгельс, живя в эпо­ ху домонополистического капитализма, считали, что социалистическая революция может победить одновременно во всех или в большинстве стран, что она не^ может победить в одной, отдельно взятой, стра­ не. Эта формула для того времени была правильной. Но Ленин, живя в э п о х у им­ периализма, обобщая новые условия об­ щественного развития, пришел к выводу, что в эпоху империализма одновременная победа социалистической революции во всех странах невозможна, что она может победить в нескольких и даже в одной, отдельно взятой, стране. Это великое на­ учное открытие обогатило марксизм, сы­ грало огромную роль в организации побе* ды Октябрьской социалистической ре­ волюции п построении социализма .в' СССР. Положение диалектики о всеобщей вза­ имозависимости явлений органически свя­ зано с другим ее важнейшим положением — о движении и развитии в природе и обществе. Как указывал Энгельс, диалек­ тика есть наука о наиболее общих зако­ нах всякого движения. «Нигде и никогда, — писал он. — не бывало и не может быть матепии без движения» («Анти-Дю­ ринг». Госполитиздат. 1953 г.. стр. 57). Марксистско-ленинская философия учит рассматривать движение, развитие как процесс постоянного отмирания старого и нарождения нового. Новое неодолимо, ибо его силы непрерывно растут и крепнут, и. рано или поздно, оно победит старое. Руководивуясь диалектическим зако­ ном неодолимости нового и неизбежности победы над старым, партия смело и реши­ тельно вела и ведет наш народ по пути победоносного строительства коммунизма. Партия при этом исходит из того, что но­ вое побеждает не само по себе, а в ре­ зультате борьбы со старым, так как ста­ рое добровольно не сходит со сцены, а сопротивляется, старается удержаться на прежних позициях. В борьбе нового со старым решающее значение имеет преоб­ разующая роль народных масс, являю­ щихся двигателем исторического прогрес­ са. Только борьба народных масс, возглав­ ляемая рабочим классом и его авангардом — Коммунистической партией, обеспечи­ вает победу нового над старым. Поэтому, в частности, недопустим и вредеп культ личности, который ведет к принижению роли партии и к снижению творческой активности народных масс. Важнейшим законом диалектики яв­ ляется закон перехода от незначительных и скрытых количественных изменений к коренным, качественным. Диалектика учит, что процесс развития, появление нового и отмирание старого, идет путем накопления количественных изменении, которые на известной ступени приводят к коренным, качественным изменениям, причем переход от одного качества к дру­ гому всегда осуществляется в форме скач­ ка. Наличие количественных и качествен­ ных изменений обусловливает две тесно связанные между собой формы развития — эволюционную • и революционную. «Эволюция. — писал II. В. Сталин. — 1подготовляет революцию и создает для нее почву, а революция завершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе» (Cvi.. т. 1. стр. 301 ). Коммунистическая партия на протяжении всей своей полу­ вековой истории руководствовалась и ру­ ководствуется принципом сочетания двух форм развития — эволюционной и рево­ люционной. При этом она исходит из то­ го, что «переход от капитализма к социа­ лизму и освобождение рабочего класса от капиталистического гнета может быть осуществлено не путем медленных изме­ нений. не путем реформ, а только лишь путем качественного изменения капитали­ стического строя, путем революции. Значит, чтобы не ошибиться в полити­ ке, надо быть революционером, а не ре­ формистом» (II. В. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 580). Следует учитывать, что характер скач­ ков может быть различный, в зависимо­ сти от конкретно-исторических условий. Так, в условиях антагонистического обще­ ства переход от одной общественной фор­ мации к другой всегда осуществляется путем скачка в Форме взрыва. В развитии общества, где нет антагонистических классов, скачки, переход к новому каче­ ственному состоянию осуществляется пу­ тем постепенного отмирания старого ка­ чества и появления нового качества. Диалектика учит, что развитие в при­ роде и обществе осуществляется на осно­ ве противоречий, заложенных в самих предметах и явлениях, ибо все они имеют свое прошлое и будущее, свое отживаю­ щее и развивающееся. Борьба противопо­ ложностей ведет к изменениям, к отмира­ нию старого и появлению нового, к смене одного качества другим. Закон борьбы противоположностей, как важнейший за­ кон диалектики, действует во всех Фор­ мах движения материи, служит основой развития как природы, так и общества. | Партия, руководствуясь этим положением диалектики, никогда не замазывала про­ тиворечия, а решительно вскрывала их и преодолевала в процессе принципиальной борьбы. ЛартИЯ широко развертывает критику и самокритику, которая являет­ ся важней, .им методом раскрытия и прео­ доления противоречий и недостатков в развитии социалистического общества. Таким образом, марксистский диалекти­ ческий метод, раскрывающий общие за­ коны развития природы и общества, пред­ ставляет собой могучее теоретическое ору­ жие нашей партии, которое дает возмож­ ность не только правильно познавать, но и успешно осуществлять революционное преобразование мира. ■ег * <г Марксистско-ленинская философия представляет не только единственно науч­ ный метод познания, но и единственно правильную, подлинно научную материа­ листическую теорию истолкования об'ек- тивной действительности. Марксистский философский материализм диаметрально противоположен всем реакционным, идеа­ листическим философским взглядам и служит вернейшим оружием в борьбе пе­ редовых сил общества против всякого ро­ да реакции. Исходными положениями фи­ лософского материализма являются поло­ жения о материальности мира и его зако­ номерностях, о первичности материи п вторичности сознания, о познаваемости мира. Марксистский философский материа­ лизм учит, что окружающий человека мир по своей природе материален. В нем нет ничего, кроме материи, находящейся в постоянном изменении, движении и раз­ витии. Развитие происходит во времени и щюстранстве. Природа и общество, еди­ ные по своей материальности, развивают­ ся но присущим им законам. Законы при­ роды и общества об’ектпвпы и независи­ мы от воли п желания людей. Руководствуясь марксистским положе­ нием об об’ективном характере законов развития природы и общества, партия строит свою деятельность в строгом соот­ ветствии с этими законами. Партия разо­ блачила суб’ективистско-идеалистическпе взгляды на законы общественного разви­ тия при социализме, согласно которым Советское государство якобы способно от- *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz