На страже Заполярья. 1954 год. Май.
7 мая 1 9 5 4 г., Ns 107 ( 4 9 4 9 ) . Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я пыгтявгюггг. д /I р г л й /^ / \ я ж и з н ь БодЬше внимания идеологической р а б о т е На отчетно-выборных собраниях н пар- ------- лос раздастся очень редко. В одном из т и н н о м конференции коммунисты, обеуж- П о л и т о р г а н м а л о п р о я в л я е т з а б о ты подразделении агитаторы не раоотают е о - даь вопросы идеологической раооты, q вы п о лн ен и и р еш ений п а р ти й н о й обще. Никто их не собирает, не учит, не конференции вскрыли серьезные недостатки в воинском и политическом воспитании личного со става. С тех пор прошел значительный период. Надо сказать, что за это время достигнуты некоторые результаты. Улуч шилась лекционная пропаганда. Этому во многом помогло создание агитщюнколлек тива при политоргане. В коллектив вошли командиры, политработники, специали сты. Свою работу они ведут но тщательно продуманному плану, в котцюм отражены решения XIX с'езда КПС€. V сессии Вер ховного Совета СССР, первой сессии Вер ховного Совета СССР четвертого созыва и г. д. За последнее время здесь были прочи таны содержательные лекции о постоянно действующих факторах, решающих судь бу современных воин, о славных боевых традициях Советской Армии и Флота, о воспитании мужественных, стойких, за каленных бойцов. Офицеры нередко вы ступают с лекциями и докладами по ма териалам XIX с'езда партии, сентябрьско го Пленума ЦК КПСС и последующих по становлений партии и правительства. После партийной конференции повыси лось качество работы радиоузла. Здесь -ре гулярно выпускается радиогазета, прово дятся тематические передачи. Перед ми крофоном часто выступают отличники боевой и политической подготовки, акти висты. Они рассказывают о том. как пе редовые воины выполняют Присягу и уставы, как несут боевую вахту, овладе вают современной грозной техникой. На пример. в одном из номеров радиогазеты было рассказано с высокой бдительности, проявленной матросом Фуфлыгиным. ...Стояла темная ночь. Дул холодный порывистый ветер, проносились частые снежные вихри. Трудно вести наблюдение в таких условиях. Но матрос Анатолий Фуфлыгин. постоянно помня, что он несет ответственную вахту, неослабно следил за окружающей местностью и воздухом. Он знает, что в период Великой Отечествен ной войны неблагоприятные природные условия зачастую использовались врагом. И матрос Фуфлыгин не пропустил ни од ного изменения в окружающей обстанов ке. Покажутся в отдалении огни самоле та. и воин быстро дает точные его коор динаты Появится другая цель, и на командный пункт своевременно поступают точные данные о ее пеленге, скорости, движении... За бдительное несение вахты командир оп’явил матросу Фуфлыгину благодарность. Пропаганда подобных примеров помогает матросам и сержантам глубоко осознать свои задачи по защите социалистического Отечества. Большое воспитательное" зна чение имеет также передача по местной ра.диотрансляции патриотических писем родителей воинов. Улучшились после партийной конфе ренции и некоторые другие участки иде ологической работы. Однако до сих нор политотдел и партийные организации ма ло внимания уделяют основной форме по литического воспитания матросов и сер жантов — политическим занятиям. По- литорган и партийные организации еще не добились личной примерности отдель ных коммунистов в учебе. Плохо выпол няет обязанности руководителя группы политзанятий член КПСС младший лейте нант Дубиненко. На беседу но теме: «Все мирно-историческая победа Советского Со юза в Великой Отечественной войне» он пришел слабо подготовленным. На этом занятии не имелось наглядных пособий, если не считать географическую карту, которой почти никто не пользовался. Ру ководитель группы ставил пе 1 н>д слушате лями вопросы очень общие. Отвечая на них. матросы Мешков. Захаров и некото рые другие лишь перечисляли отдельные события, не увязывая материал с сегод няшним днем. Выступающие ничего не говорили о задачах по укреплению бое готовности подразделения, по изучению современной техники и оружия. Плохо готовится к выступлениям перед слушателями и лейтенант Недава. В рас сказе .«Всемирно-историческая победа Со ветского Союза в Великой Отечественной войне» он допускал неточности и оговор ки приводил факты, не относящиеся к теме. А руководитель группы тов. Каве лин в одной из бесед исказил некоторые Факты современной действительности. Когда его спросили, почему он не уточ няет цифры, которые использует на за нятиях. тов. Кавелин ответил: — Слушатели все равно не запомнят этих цифр. Ответ, конечно, странный. Странно и то, что политработник и партийная орга низация не знали об этом до последнего времени не приняли по этому поводу ни каких мер. Они слабо помогают командиру в повышении идейного уровня политзаня тий. Как видно, указание партийной кон ференции о решительном повышении идейного и организационного уровня по литзанятий некоторыми коммунистами яе выполняется. Партийная и комсомольская организа ции очень редко поручают активистам оформлять наглядные пособия к занятиям, проводить такие оправдавшие себя меро приятия. как брседы у географической карты и т. д. В этом деле большую роль могли бы сыграть агитаторы. Но их го- ставит перед ними задач. Политработник, j секретарь партийной организации ничего не предприняли для повышения ответит-! венности агитаторов — комсомольцев и коммунистов за порученное им дело. Политорган п партийные организации подразделений слабо помогают командиру в повышении методического мастерства; иршагандистов. Однажды ирснатандисту j Матюшсчкину поручили организовать б с - 1 седу с руководителями групп политзаня тий о том, как провести рассказ но теме. Офицеры остались недовольны выступле нием тов. Матюшечкина. II вполне закон но. Беседа была совершенно оторвана от жизни подразделений. В ней содержались лишь обпгие советы, призывы, пересказ \ж е известных истин. Тов. Матюшечкин не привел ни одного факта из опыта ра- боты руководителей политзанятии, так как не знал состояния дел в части. II этот случай не единичен. Политорган слабо обобщает и распространяет опыт лучших пропагандистов. Семинары руко водителей политзанятий проводятся регу лярно, но на них с обменом опытом рабо ты офицеры выступают редко. В стороне от политических занятий сто ит библиотека. Ее работники не подбира ют литературу по темам, изучаемым ма тросами и сержантами, не составляют ре комендательных списков и картотек по вопросам воинского и политического вос питания. При библиотеке имеется читаль ный зал. Здесь можно было бы организо вать самостоятельную работу матросов, сержантов и офицеров. Однако этого не сделано. Читальный зал не отапливается, в нем нет стульев. Плохо работает также клуб. В нем нет наглядной агитации, редко читаются лек ции и доклады в соответствии с планами политических занятий. Однажды коммуни сту Сергееву поручили сделать в клубе доклад на тему: «Забота партии и прави тельства о колхозном строе». Этот доклад несколько раз переносился, но так и не состоялся из-за того, что не было подго товлено помещение. Факты показывают, что решение пар тийной конференции по вопросам идеоло гической работы здесь выполняется мед ленно. Это нетерпимо. Необходимо добить ся того, чтобы каждое политическое заня тие с матросами и сержантами проводи лось в соответствии с требованиями, пред’являемыми Главным Политическим Управлением Министерства Обороны СССР, в тесной связи с задачами, решае мыми личным составом части. Нужно ре шительно покончить с недооценкой идео логической работы, больше оказывать по мощи командиру в воспитании мужест венных и бесстрашных; воинов. П. КОЗЛОВ» В Президиуме Верховного Совета СССР Учитывая ходатайства граждан и обще ственных организаций о применении смертной казни к убийцам и в целях уси ления охраны жизни граждан. Президиум Верховного Совета СССР распространил действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 года «0 применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, нодрывникам-диверсан- там» на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельст вах. „Г озорит= корабельный радиоузел! Успешно учится в партийной школе кандидат в члены КПСС старший матрос Виктор Погодин. Он лучший маневровщик корабля, специалист высокого класса. З а успехи в боевой и политической учебе ему об ’явлено много поощрений. НА СНИМКЕ : старший матрос Виктор Погодин готовится к очередному з а нятию. Фото И. Никншоза. Передовой характер советской военной науки К о м м у н и с т — п р и м е р н ы й м о р я к Коммунист Портнов является передовым воином на корабле. Он настойчиво изу чает боевую технику, учится с полным напряжением сил. Старший матрос Порт нов оказывает постоянную помощь коман диру в воспитании и обучении моряков. Коммунист часто проводит беседы с вои нами. Моряки корабля берут пример с передо вого воина. В. КРИЦИН . Хроника комсомольской жизни Отличник боевой и политической подго- грамотой ЦК ВЛКСМ . Н едавно командир товки ефрейтор Коротких имеет свыше 20 поощрений. З а высокие показатели в тру де, прим ерн о сть в ди сц и п ли н е и з а а к ти вн о е уч асти е в о бщ ественн ой ж и зни п о д р а зд ел ен и я он Н аграж ден П очетной вручил передовому воину эту награду. И. ЛАЗАРЕВ . Рядовой Киринчук добросовестно выпол няет свои обязанности сапожника подраз деления Он всегда добротно чинит обувь воинов. Киринчук т а к ж е настой чиво повышает свои военные и политиче ские знания. Н едавно комсомольская о р г а низация приняла передового воина в р я ды ВЛКСМ . В. АЛЕКСЕЕВ. За последнее время библиотека Дома офи церов г. Северомор ска пополнилась но- —- выми книгами но вопросам советской во енной науки, освещающими опыт Великой Отечественной войны, вопросы воинского воспитания, и всевозможной военно-техни ческой литературой. Недавно библиотека Дома офицеров про вела читательскую конференцию но книге Марыганова «Передовой характер совет ской военной науки», в которой приняли активное участие многие офицеры. Конференции предшествовала активная подготовка. Был составлен план подготов ки, разработана тематика выступлений, подобраны выступающие. Для широкого ознакомления офицеров с темой конферен ции в библиотеке была оборудовала вы ставка литературы, посвященной совет ской военной науке, издана специальная памятка, в которой раскрывалось содержа ние обсуждаемой книги, сообщался план конференции и приводился список реко мендованной литературы. Читательскую конференцию открыл один из адмиралов штаба флота. В своем выступлении он отметил, что обсуждаемая книга представляет большой интерес. В ней автор раскрывает передовой характер советской военной науки, как военной на уки нового, высшего типа. По вопросу «Создание и развитие совет ской военной науки» выступил офицер Старичков. Он, как читатель, дает поло жительную оценку книге, указывает на то, что в ней собран и систематизирован богатый материал о советской военной науке. В книге говорится, что советская воен ная наука — это цельная и стройная си стема знаний о закономерностях современ ной войны, охватывающая весь комплекс вопросов подготовки и ведения войны в машинный период. Советская военная на ука есть наука о законах вооруженной борьбы против империалистической агрес сии, о строительстве и подготовке Совет ских Вооруженных Сил к защите госу дарственных интересов нашей Родины, о способах победоносного ведения войны и военных действий на суше, в воз- Читательская конференция офицеров духе и на море. Задача советской военной науки состо- — ит в том, чтобы на ряду с исследованием чисто военных эле ментов, об’ективно учитывать всю сумму социально-политических, экономических и моральных факторов в их взаимодействии. — По моему мнению,— говорил высту пающий, — следовало бы шире раскрыть в книге труды В. II. Ленина и И. В. Сталина но военным вопросам, подробнее и з л о ж и т ь решения Коммунистической пар тии по организации Вооруженных Сил Союза ССР и укреплении активной оборо ны нашей Родины. 0 советском военном искусстве говорил офицер Деменокий. — Книга призвана ознакомить широкий круг читателей-офицеров с вопросами со ветской военной науки, и эту задачу, на до сказать, автор решает успешно. — го ворил тов. Деменокий и кратко останавли вается на развитии нашего военного ис кусства. Советское военное искусство, как воен ное искусство высшего типа, включает в себя следующие составные части: страте гию, оперативное искусство и тактику. Все эти составные части находятся в тес ном взаимодействии друг с другом. Ни од ну из них нельзя рассматривать изолиро ванно. Затем Демонский остановился на те ории оперативного искусства и на раз витии советской военной тактики. Подробно охарактеризовав вопрос об ос новных принципах строительства и под готовки Советских Вооруженных Сил, офи цер Наберухин указал, что книга яв ляется хорошим пособием в изучении во просов советской военной науки. Ряд теоретических и практических во просов поднял в своем выступлении офи цер Парфенов. В заключительном слове адмирал отве тил на поднятые в ходе конференции во просы и призвал офицеров неустанно изу чать и развивать дальше военную науку, тесно увязывая теоретические положения с практической деятельностью. С. ФЕДОРЕНКО. Ежедневно в определенный час, ког да заканчивается учеба моряков, из ре продукторов, установленных в кубри ках, раздается голос: — Внимание! Внимание! Говорит ко рабельный радиоузел! К этому голосу здесь привыкли. Мо ряки расп лагаются на своих местах и ждут, что сообщит им корабельное ра диовещание, какими известиями пора дует. Местные передачи занимают немного времени, но в жизни корабля они игра ют важную роль. Радиогазета информи рует воинов о наиболее значительных событиях, происшедших за день, об учебе, о культурных мероприятиях, о книжных новинках, поступивших в библиотеку, и о многом другом, что кровно интересует личный состав. Но главное место в газете отвадится попу ляризации отличников учебы, распро странению их опыта. Исходя из запросов в о и н о б , редактор радиовещания с помощью заместителя командира по политчасти и актива со ставляет план радиогазеты на опреде ленный срок. В плане, кроме текущей информации, намечаются выступления передовиков учебы, беседы. Однажды кораблю предстоял выход в море. Газета посвятила этому вопросу целый номер. В передовой она призы- ( вала воинов к отличному проведению предстоящего похода, раз’ясняла, что плавание является школой боевой вы учки. где вырабатываются высокие мо- ; рально-ооевые качества, необходимые j каждому воину в бою. В тот же день редколлегия пригласила • в радиоузел отличников боевой и политической под готовки старшего матроса Федотова и ; мичмана Сабурова. Воины, видевшие не один раз их отличные действия, чет- ■ кую подготовку к походу, теперь услы- ; шали простой н яркий рассказ моряков- ; отличников о том, как достигается вы сокое мастерство. В заключение тов. Сабуров сказал: — Таких успехов может и должен добиться каждый воин. Хочется услы шать в следующий раз имена новых товарищей, которые поделились бы сво ими успехами. Пожелание мичмана Сабурова было учтено. В походе вышел очередной но мер радиогазеты. У микрофона высту пили сигнальщики, комендоры, котель ные машинисты. Они поделились пер выми успехами, достигнутыми во время похода, рассказали о своем опыте не сения вахты в трудных условиях. В этом походе редколлегия радиове щания сумела выпустить ряд целеуст ремленных номеров и способствовала успешному выполнению задач, постав ленных командиром перед личным со ставом. Старший матрос Н. ФЕДОСОВ. Исторические документы о еоссоединении Укоаины с Россией К празднованию знаменательного собы тия в истории нашей Родины — 300 -ле тия воссоединения Украины с Россией — Академия наук СССР совместно с Акаде мией наук УССР выпустила в свет сбор ник «Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах». В сборнике гомещено 747 документов, боль шая часть которых публикуется впервые. Три тома документов и материалов ох ватывают период с 1620 по 1654 год. В них перед читателем раскрывается живая картина истории героической борьбы ук раинского народа против иноземного пора бощения за об’единение с единокровным русским народом, борьбы, которая завер шилась в январе 1654 года на Переяслав ской Раде знаменательным актом — вос соединением Украины с Россией. Родство, общность происхождения и ис конная близость русского, украинского и белорусского народов определяли важней шие стороны их истории. Не случайно по этому буржуазные историки изо всех сил пытались извратить вопрос о единстве происхождения трех братских народов. Особые усилия прилагали в этом украин ские буржуазные националисты, утверж давшие. будто Украина уже существовала в начале нашей эры, что украинская нация «извечна» будто никакой единой древне русской народности не было, а древнерус ское государство представляло собой чисто украинское «Киевское государство». В наше время эти нелепые, бредовые «те ории» на все лады повторяют некоторые зарубежные буржуазные ученые, вроде американского философа профессора Ко лумбийского университета Кларенса Мен- нпнга. Советская историческая наука дав но разоблачила и опровергла все подобные фальсификаторские, буржуазно-национали стические измышления, няпппвленные на подрыв дружбы народов СССР "у с е к л а п укпаинского наро дов опирается на славные традиции их мниговоковой освоботительнон борьбы за свою свободу и независимость. В докумен т а ; сборника ярко отражены эти брптские связи i b v x народов, выражено горячее стремление украинского народа навсегда воссоединиться с великим русским наро дом. Уже в письмах Войска Запорожского русскому правительству в 1620 году со держится напоминание о том. что их пред ки верно ,служили русскому правительст ву и что теперь они сами хотят перейти на русскую службу и защищать русскую землю от неприятеля. Как видно из писем, которыми откры вается первый том сборника, украинский н а п т еше задолго до освободительной вой ны 1648— 1654 годов сознавал, что лишь в союзе с русским народом он может из бавиться от польско-шляхетского и всяко го другого иноземного порабощения. Исто рические условия, сложившиеся в ту пору на востоке Европы, не позволяли создать независимое Украинское государство. В то вре'мя как в XVI веке уже сложилось Рус ское централизованное государство, укра инские земли были разорваны на части литовскими, польскими, венгерскими фео далами и султанской Турцией. Украин ский народ был экономически и политиче ски разобщен. Усиливался феодально-кре постнический и национальный гнет со стороны магнатской Польши. Все более захватнической и гпабительской станови лась политика султанской Турции и та тарских орд. Турецкое нашествие в XV— XVI веках, как и монголо-татарское на шествие в XIII веке, было опасностью, которая угрожала всему европейскому раз витию. В этих условиях для украинского наро да существовал лишь один выход: переход под власть Русского государства и борьба в союзе с русским народом против нацио нального угнетения. Освобождение от гне та шляхетской Польши и устранение уг розы поглощения султанской Турцией яв лялось для украинского парода историче ской необходимостью, коренным вопросом его национального существования. Документы первого тома сборника рас крывают невыносимо тяжелое положение украинского народа под властью и п о з р м - ных поработителей. Захватив украинские земли, польские магнаты и шляхта уста новили на Украине бесчеловечный, крепо стнический гнет, вся тяжесть которого легла на крестьянство, городскую бедноту и казацкие низы. Закрепощенное украин ское крестьянство жило в самых тяжких экономических условиях: крестьянин ра ботал на пана до 6 дней в неделю, обязан был давать пану дань натурою и платить налоги деньгами со всех видов земледель ческих доходов. Польская шляхта не счи тала украинских крестьян за людей, гру бо попирала и х ‘ человеческое достоинство. За малейшую провинность польский фео дал сам производил суд и расправу Hai своими «подданными»: избивал их жесто ко, бросал в тюрьму и даже убивал. Пс законам Речи Посполигой магнат или шляхтич, который убил своего крепостно го, не отвечал за это: на него накладыва лась только церковная «эпитимия» (по каяние). Украинский народ, находясь под угро зой уничтожения, вел длительную и упор ную борьбу, как против чужеземных пора ботителей, так и против местных украин ских эксплуататорЪв, за свое социальное и национальное освобождение и вместе тем за воссоединение с Россией. В 30-х годах XVII столетия, то есть накануне освободительной войны, с новой силой вспыхнули крестьянские восстания по всей Украине. Пытаясь подавить вос стания, польские магнаты применяли са мые жестокие репрессии к крестьянам и казачеству. Так. в универсале коронного гетмана Конецпольского от сентября 1637 года ко всем польским урядникам и старо стам на Украине приказывалось ловить казаков, участвовавших в восстаниях, и подвергать их жестоким наказаниям. «Ес ли бы ваши милости, — говорилось в уни версале, — не могли задержать их. то вы должны карать их жен и детей и дома их уничтожать, ибо лучше, чтобы на тех местах росла крапива, нежели размножи лись изменники его королевской милости и Речи Посполитой». На Украине господствовал ничем неог раниченный произвол польских феодалов и их прислужников. Величайшим народным бедствием были так называемые наезды шляхты, во время которых целые села превращались в развалины, а население уничтожалось шляхетской челядью. Раз бойничьи наезды польской шляхты не ми новали и местной казацкой старшины, земли которой захватывали п о л ь с к и р ма гнаты. Так. польский шляхтич Чаплин ский совершил «наезд» на хутор Суббо тов. принадлежавший Чигиринскому сот нику Богдану Хмельницкому, будущему гетману Украины. Чаплинский ограбил и разрушил хутор, убил младшего сына Хмельницкого и похитил его лсену, а са мого Хмельницкого бросил в тюрьму. Из 'Документов сборника видно, что в конце 1647 • и начале 1648 года., народ ные восстания вспыхивают по всей Ук раине. Коронный гетман Потоцкий в мар те 1648 года писал польскому королю, что он хочет «потушить гибельное пламя, ко торое до того уже разгорелось, что не бы ло ни одной деревни, ни одного города, в котором бы не раздавались призывы своеволию и где бы не замышляли на жизнь и имущество своих панов и аренда торов». Во главе народных сил, поднявшихся на освободительную войну против жестокого польско-шляхетского террористического ре жима, стал выдающийся государственны! деятель и полководец Богдан Хмельниц кий. После первых же побед над польски ми войсками он обращается к русскому правительству от имени старшинской ра ды с просьбой оказать помощь и принять Украину в состав Русского государства. Во II и III томах сборника помещено свыше семидесяти писем Богдана Хмель ницкого русскому правительству, в По сольский приказ, русским воеводам и дру гим государственным деятелям России. Из них около тридцати писем публикуются впервые. Интенсивная переписка Богдана Хмельницкого с русским правительством, его активная дипломатическая деятель ность были направлены на достижение главной цели освободительной войны — уничтожения иноземного гнета и воссое динение Украины с Россией. Русский народ глубоко сочувствовал ос вободительной войне украинского народа и оказывал ему прямое содействие в борьбе против польской неволи. Многие русские крестьяне принимали непосредственное участие в боях повстанческой армии на Украине. Так, в отписке вяземских воевод в Посольский приказ в июне 1648 года указывалось, что в битвах при Желтых Ьдах и Корсуне принимали участие на стороне восставших «русские люди — ка заки» (том II, документ Х* 21 ). В других документах отмечается, что по сведениям царских воевод большое количество рус ских людей проходило через пограничные города и ерла на Украину и что в отрядах украинской повстанческой армии было много русских добровольцев из крестьян и донских казаков. В начале освободительной войны рус ское правительство не могло еще дать со гласия на воссоединение Украины с Рос сией, так как это неизбежно вызвало бы войну с Польшей. А к этому Россия в то время ввиду сложившейся внешней и внутренней обстановки не была еще гото ва. Однако русское правительство оказыва ло восставшему украинскому народу ши рокую военную и экономическую помощь. Быстро развивалась торговля между Украи ной и Россией, в большом количестве вы возились на Украину продовольственные товары, а также оружие, порох, свинец и другое военное снаряжение. Освободительная война украинского на рода сливалась с борьбой братского бело русского народа против общего врага — польских магнатов и шляхты. Белорусский народ знал, что исход освободительной войны на Украине имеет непосредственное отношение к его судьбе. В периоды вре менных успехов польских войск среди бе лорусского населения распространялись опасения о том, что польские паны соби раются, «сколь скоро они снесут Хмель ницкого, и тогда всех белорусцев до одно го человека и с сущими младенцы вы сечь» (том III, документ Л* 12). Взаимная помощь и поддержка украин ского и белорусского народов в освободи тельной борьбе против общих угнетателей выражались в том, что белорусские пов станцы сражались в рядах украинского казачества, а украинские отряды воевали против шляхты в Белоруссии. В течение всего периода освободитель ной войны Богдан Хмельницкий неуклон но проводил политику, рассчитанную на скорое решение вопроса о воссоединении Украины с Россией. Как видно из доку ментов II и III .томов сборника, между гетманским управлением на Украине и русским правительством происходил ожив ленный обмен посольствами, письмами. В письмах к царю Хмельницкий напоминал о том, что стремление украинского народа к воссоединению твердо и неизменно: «А мы как первые також де и ныне желаем того, чтоб ваше царское величество нам нанижайшим слугам и подданным своим государем... учинился» (том II, документ Ул 54). Документы показывают, что сообщение том. что Земский собор, состоявшийся в рановитой палате Кремля в октябре 653 года, высказался за присоединение крапны к России, было с огромным под*- емом и радостью встречено на Украине. В гетманском управлении велась оживлен ная подготовка к государственному акту воссоединения. 18 января 1654 года была созвана в г. Переяславе Народная рада, которая по сле речи Хмельницкого единодушно вы сказалась за воссоединение Украины с Россией, — «чтобы есми вовеки вси еди но были». После этого участники Пере яславской Народной рады приняли прися гу на верность России. Так завершилась длительная борьба украинского народа за воссоединение со своим единокровным братом — народом русским. Об’единивпшсь с братским русским на родом, украинский народ выдержал все тя желые испытания истории и в результа те Октябрьской революции добился полной социальной и национальной свободы, со здал свое социалистическое государство. После победы социалистической революции дружба русского и украинского народов поднялась на новую ступень, превратилась в могучую движущую силу. Нерушимая дружба между народами Со ветского Союза, как и дружба украин ского и русского народов, берет свое на чало в далеком прошлом нашей Родины, она родилась, росла и укреплялась в об щей борьбе трудящихся против внешних и внутренних врагов, против капиталисти ческого рабства, за победу социализма. Ведущая роль в братском содружестве советских народов принадлежит русскому народу, как выдающейся нации из всех наций, входящих в СССР. Руководящая роль русского народа основана не на ка ких-либо его особых правах или привиле гиях. Ведущая роль русского народа опре делилась всем ходом исторического разви тия, его выдающимися заслугами перед всеми народами нашей страны в их борь бе за свободу и независимость. С любовыо и признательностью обра щаются к русскому народу трудящиеся всех нации, населяющих нашу страну. Они видят в нем своего старшего брата, верного друга и защитника. Русскому на роду всегда были чужды великодержав ные устремления. Тесно сплоченные вокруг Коммунисти ческой партии русский, украинский и другие народы нашей страны уверенно строят коммунистическое общество. На сво ем личном опыте они знают, что братская друлгба народов — одно из самых ценных их завоеваний, что пока эта дружба суще ствует, народы нашей страны будут сво бодны и непобедимы. Р . ГУРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz