На страже Заполярья. 1954 год. Май.

7 мая 1 9 5 4 г., Ns 107 ( 4 9 4 9 ) . Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я пыгтявгюггг. д /I р г л й /^ / \ я ж и з н ь БодЬше внимания идеологической р а б о т е На отчетно-выборных собраниях н пар- ------- лос раздастся очень редко. В одном из т и н н о м конференции коммунисты, обеуж- П о л и т о р г а н м а л о п р о я в л я е т з а б о ты подразделении агитаторы не раоотают е о - даь вопросы идеологической раооты, q вы п о лн ен и и р еш ений п а р ти й н о й обще. Никто их не собирает, не учит, не конференции вскрыли серьезные недостатки в воинском и политическом воспитании личного со­ става. С тех пор прошел значительный период. Надо сказать, что за это время достигнуты некоторые результаты. Улуч­ шилась лекционная пропаганда. Этому во многом помогло создание агитщюнколлек­ тива при политоргане. В коллектив вошли командиры, политработники, специали­ сты. Свою работу они ведут но тщательно продуманному плану, в котцюм отражены решения XIX с'езда КПС€. V сессии Вер­ ховного Совета СССР, первой сессии Вер­ ховного Совета СССР четвертого созыва и г. д. За последнее время здесь были прочи­ таны содержательные лекции о постоянно действующих факторах, решающих судь­ бу современных воин, о славных боевых традициях Советской Армии и Флота, о воспитании мужественных, стойких, за­ каленных бойцов. Офицеры нередко вы­ ступают с лекциями и докладами по ма­ териалам XIX с'езда партии, сентябрьско­ го Пленума ЦК КПСС и последующих по­ становлений партии и правительства. После партийной конференции повыси­ лось качество работы радиоузла. Здесь -ре­ гулярно выпускается радиогазета, прово­ дятся тематические передачи. Перед ми­ крофоном часто выступают отличники боевой и политической подготовки, акти­ висты. Они рассказывают о том. как пе­ редовые воины выполняют Присягу и уставы, как несут боевую вахту, овладе­ вают современной грозной техникой. На­ пример. в одном из номеров радиогазеты было рассказано с высокой бдительности, проявленной матросом Фуфлыгиным. ...Стояла темная ночь. Дул холодный порывистый ветер, проносились частые снежные вихри. Трудно вести наблюдение в таких условиях. Но матрос Анатолий Фуфлыгин. постоянно помня, что он несет ответственную вахту, неослабно следил за окружающей местностью и воздухом. Он знает, что в период Великой Отечествен­ ной войны неблагоприятные природные условия зачастую использовались врагом. И матрос Фуфлыгин не пропустил ни од­ ного изменения в окружающей обстанов­ ке. Покажутся в отдалении огни самоле­ та. и воин быстро дает точные его коор­ динаты Появится другая цель, и на командный пункт своевременно поступают точные данные о ее пеленге, скорости, движении... За бдительное несение вахты командир оп’явил матросу Фуфлыгину благодарность. Пропаганда подобных примеров помогает матросам и сержантам глубоко осознать свои задачи по защите социалистического Отечества. Большое воспитательное" зна­ чение имеет также передача по местной ра.диотрансляции патриотических писем родителей воинов. Улучшились после партийной конфе­ ренции и некоторые другие участки иде­ ологической работы. Однако до сих нор политотдел и партийные организации ма­ ло внимания уделяют основной форме по­ литического воспитания матросов и сер­ жантов — политическим занятиям. По- литорган и партийные организации еще не добились личной примерности отдель­ ных коммунистов в учебе. Плохо выпол­ няет обязанности руководителя группы политзанятий член КПСС младший лейте­ нант Дубиненко. На беседу но теме: «Все­ мирно-историческая победа Советского Со­ юза в Великой Отечественной войне» он пришел слабо подготовленным. На этом занятии не имелось наглядных пособий, если не считать географическую карту, которой почти никто не пользовался. Ру­ ководитель группы ставил пе 1 н>д слушате­ лями вопросы очень общие. Отвечая на них. матросы Мешков. Захаров и некото­ рые другие лишь перечисляли отдельные события, не увязывая материал с сегод­ няшним днем. Выступающие ничего не говорили о задачах по укреплению бое­ готовности подразделения, по изучению современной техники и оружия. Плохо готовится к выступлениям перед слушателями и лейтенант Недава. В рас­ сказе .«Всемирно-историческая победа Со­ ветского Союза в Великой Отечественной войне» он допускал неточности и оговор­ ки приводил факты, не относящиеся к теме. А руководитель группы тов. Каве­ лин в одной из бесед исказил некоторые Факты современной действительности. Когда его спросили, почему он не уточ­ няет цифры, которые использует на за­ нятиях. тов. Кавелин ответил: — Слушатели все равно не запомнят этих цифр. Ответ, конечно, странный. Странно и то, что политработник и партийная орга­ низация не знали об этом до последнего времени не приняли по этому поводу ни­ каких мер. Они слабо помогают командиру в повышении идейного уровня политзаня­ тий. Как видно, указание партийной кон­ ференции о решительном повышении идейного и организационного уровня по­ литзанятий некоторыми коммунистами яе выполняется. Партийная и комсомольская организа­ ции очень редко поручают активистам оформлять наглядные пособия к занятиям, проводить такие оправдавшие себя меро­ приятия. как брседы у географической карты и т. д. В этом деле большую роль могли бы сыграть агитаторы. Но их го- ставит перед ними задач. Политработник, j секретарь партийной организации ничего не предприняли для повышения ответит-! венности агитаторов — комсомольцев и коммунистов за порученное им дело. Политорган п партийные организации подразделений слабо помогают командиру в повышении методического мастерства; иршагандистов. Однажды ирснатандисту j Матюшсчкину поручили организовать б с - 1 седу с руководителями групп политзаня­ тий о том, как провести рассказ но теме. Офицеры остались недовольны выступле­ нием тов. Матюшечкина. II вполне закон­ но. Беседа была совершенно оторвана от жизни подразделений. В ней содержались лишь обпгие советы, призывы, пересказ \ж е известных истин. Тов. Матюшечкин не привел ни одного факта из опыта ра- боты руководителей политзанятии, так как не знал состояния дел в части. II этот случай не единичен. Политорган слабо обобщает и распространяет опыт лучших пропагандистов. Семинары руко­ водителей политзанятий проводятся регу­ лярно, но на них с обменом опытом рабо­ ты офицеры выступают редко. В стороне от политических занятий сто­ ит библиотека. Ее работники не подбира­ ют литературу по темам, изучаемым ма­ тросами и сержантами, не составляют ре­ комендательных списков и картотек по вопросам воинского и политического вос­ питания. При библиотеке имеется читаль­ ный зал. Здесь можно было бы организо­ вать самостоятельную работу матросов, сержантов и офицеров. Однако этого не сделано. Читальный зал не отапливается, в нем нет стульев. Плохо работает также клуб. В нем нет наглядной агитации, редко читаются лек­ ции и доклады в соответствии с планами политических занятий. Однажды коммуни­ сту Сергееву поручили сделать в клубе доклад на тему: «Забота партии и прави­ тельства о колхозном строе». Этот доклад несколько раз переносился, но так и не состоялся из-за того, что не было подго­ товлено помещение. Факты показывают, что решение пар­ тийной конференции по вопросам идеоло­ гической работы здесь выполняется мед­ ленно. Это нетерпимо. Необходимо добить­ ся того, чтобы каждое политическое заня­ тие с матросами и сержантами проводи­ лось в соответствии с требованиями, пред’являемыми Главным Политическим Управлением Министерства Обороны СССР, в тесной связи с задачами, решае­ мыми личным составом части. Нужно ре­ шительно покончить с недооценкой идео­ логической работы, больше оказывать по­ мощи командиру в воспитании мужест­ венных и бесстрашных; воинов. П. КОЗЛОВ» В Президиуме Верховного Совета СССР Учитывая ходатайства граждан и обще­ ственных организаций о применении смертной казни к убийцам и в целях уси­ ления охраны жизни граждан. Президиум Верховного Совета СССР распространил действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 года «0 применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, нодрывникам-диверсан- там» на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельст­ вах. „Г озорит= корабельный радиоузел! Успешно учится в партийной школе кандидат в члены КПСС старший матрос Виктор Погодин. Он лучший маневровщик корабля, специалист высокого класса. З а успехи в боевой и политической учебе ему об ’явлено много поощрений. НА СНИМКЕ : старший матрос Виктор Погодин готовится к очередному з а ­ нятию. Фото И. Никншоза. Передовой характер советской военной науки К о м м у н и с т — п р и м е р н ы й м о р я к Коммунист Портнов является передовым воином на корабле. Он настойчиво изу­ чает боевую технику, учится с полным напряжением сил. Старший матрос Порт­ нов оказывает постоянную помощь коман­ диру в воспитании и обучении моряков. Коммунист часто проводит беседы с вои­ нами. Моряки корабля берут пример с передо­ вого воина. В. КРИЦИН . Хроника комсомольской жизни Отличник боевой и политической подго- грамотой ЦК ВЛКСМ . Н едавно командир товки ефрейтор Коротких имеет свыше 20 поощрений. З а высокие показатели в тру­ де, прим ерн о сть в ди сц и п ли н е и з а а к ­ ти вн о е уч асти е в о бщ ественн ой ж и зни п о д р а зд ел ен и я он Н аграж ден П очетной вручил передовому воину эту награду. И. ЛАЗАРЕВ . Рядовой Киринчук добросовестно выпол­ няет свои обязанности сапожника подраз­ деления Он всегда добротно чинит обувь воинов. Киринчук т а к ж е настой­ чиво повышает свои военные и политиче­ ские знания. Н едавно комсомольская о р г а ­ низация приняла передового воина в р я ­ ды ВЛКСМ . В. АЛЕКСЕЕВ. За последнее время библиотека Дома офи­ церов г. Северомор­ ска пополнилась но- —- выми книгами но вопросам советской во­ енной науки, освещающими опыт Великой Отечественной войны, вопросы воинского воспитания, и всевозможной военно-техни­ ческой литературой. Недавно библиотека Дома офицеров про­ вела читательскую конференцию но книге Марыганова «Передовой характер совет­ ской военной науки», в которой приняли активное участие многие офицеры. Конференции предшествовала активная подготовка. Был составлен план подготов­ ки, разработана тематика выступлений, подобраны выступающие. Для широкого ознакомления офицеров с темой конферен­ ции в библиотеке была оборудовала вы­ ставка литературы, посвященной совет­ ской военной науке, издана специальная памятка, в которой раскрывалось содержа­ ние обсуждаемой книги, сообщался план конференции и приводился список реко­ мендованной литературы. Читательскую конференцию открыл один из адмиралов штаба флота. В своем выступлении он отметил, что обсуждаемая книга представляет большой интерес. В ней автор раскрывает передовой характер советской военной науки, как военной на­ уки нового, высшего типа. По вопросу «Создание и развитие совет­ ской военной науки» выступил офицер Старичков. Он, как читатель, дает поло­ жительную оценку книге, указывает на то, что в ней собран и систематизирован богатый материал о советской военной науке. В книге говорится, что советская воен­ ная наука — это цельная и стройная си­ стема знаний о закономерностях современ­ ной войны, охватывающая весь комплекс вопросов подготовки и ведения войны в машинный период. Советская военная на­ ука есть наука о законах вооруженной борьбы против империалистической агрес­ сии, о строительстве и подготовке Совет­ ских Вооруженных Сил к защите госу­ дарственных интересов нашей Родины, о способах победоносного ведения войны и военных действий на суше, в воз- Читательская конференция офицеров духе и на море. Задача советской военной науки состо- — ит в том, чтобы на­ ряду с исследованием чисто военных эле­ ментов, об’ективно учитывать всю сумму социально-политических, экономических и моральных факторов в их взаимодействии. — По моему мнению,— говорил высту­ пающий, — следовало бы шире раскрыть в книге труды В. II. Ленина и И. В. Сталина но военным вопросам, подробнее и з л о ж и т ь решения Коммунистической пар­ тии по организации Вооруженных Сил Союза ССР и укреплении активной оборо­ ны нашей Родины. 0 советском военном искусстве говорил офицер Деменокий. — Книга призвана ознакомить широкий круг читателей-офицеров с вопросами со­ ветской военной науки, и эту задачу, на­ до сказать, автор решает успешно. — го­ ворил тов. Деменокий и кратко останавли­ вается на развитии нашего военного ис­ кусства. Советское военное искусство, как воен­ ное искусство высшего типа, включает в себя следующие составные части: страте­ гию, оперативное искусство и тактику. Все эти составные части находятся в тес­ ном взаимодействии друг с другом. Ни од­ ну из них нельзя рассматривать изолиро­ ванно. Затем Демонский остановился на те­ ории оперативного искусства и на раз­ витии советской военной тактики. Подробно охарактеризовав вопрос об ос­ новных принципах строительства и под­ готовки Советских Вооруженных Сил, офи­ цер Наберухин указал, что книга яв­ ляется хорошим пособием в изучении во­ просов советской военной науки. Ряд теоретических и практических во­ просов поднял в своем выступлении офи­ цер Парфенов. В заключительном слове адмирал отве­ тил на поднятые в ходе конференции во­ просы и призвал офицеров неустанно изу­ чать и развивать дальше военную науку, тесно увязывая теоретические положения с практической деятельностью. С. ФЕДОРЕНКО. Ежедневно в определенный час, ког­ да заканчивается учеба моряков, из ре­ продукторов, установленных в кубри­ ках, раздается голос: — Внимание! Внимание! Говорит ко­ рабельный радиоузел! К этому голосу здесь привыкли. Мо­ ряки расп лагаются на своих местах и ждут, что сообщит им корабельное ра­ диовещание, какими известиями пора­ дует. Местные передачи занимают немного времени, но в жизни корабля они игра­ ют важную роль. Радиогазета информи­ рует воинов о наиболее значительных событиях, происшедших за день, об учебе, о культурных мероприятиях, о книжных новинках, поступивших в библиотеку, и о многом другом, что кровно интересует личный состав. Но главное место в газете отвадится попу­ ляризации отличников учебы, распро­ странению их опыта. Исходя из запросов в о и н о б , редактор радиовещания с помощью заместителя командира по политчасти и актива со­ ставляет план радиогазеты на опреде­ ленный срок. В плане, кроме текущей информации, намечаются выступления передовиков учебы, беседы. Однажды кораблю предстоял выход в море. Газета посвятила этому вопросу целый номер. В передовой она призы- ( вала воинов к отличному проведению предстоящего похода, раз’ясняла, что плавание является школой боевой вы­ учки. где вырабатываются высокие мо- ; рально-ооевые качества, необходимые j каждому воину в бою. В тот же день редколлегия пригласила • в радиоузел отличников боевой и политической под­ готовки старшего матроса Федотова и ; мичмана Сабурова. Воины, видевшие не один раз их отличные действия, чет- ■ кую подготовку к походу, теперь услы- ; шали простой н яркий рассказ моряков- ; отличников о том, как достигается вы­ сокое мастерство. В заключение тов. Сабуров сказал: — Таких успехов может и должен добиться каждый воин. Хочется услы­ шать в следующий раз имена новых товарищей, которые поделились бы сво­ ими успехами. Пожелание мичмана Сабурова было учтено. В походе вышел очередной но­ мер радиогазеты. У микрофона высту­ пили сигнальщики, комендоры, котель­ ные машинисты. Они поделились пер­ выми успехами, достигнутыми во время похода, рассказали о своем опыте не­ сения вахты в трудных условиях. В этом походе редколлегия радиове­ щания сумела выпустить ряд целеуст­ ремленных номеров и способствовала успешному выполнению задач, постав­ ленных командиром перед личным со­ ставом. Старший матрос Н. ФЕДОСОВ. Исторические документы о еоссоединении Укоаины с Россией К празднованию знаменательного собы­ тия в истории нашей Родины — 300 -ле­ тия воссоединения Украины с Россией — Академия наук СССР совместно с Акаде­ мией наук УССР выпустила в свет сбор­ ник «Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах». В сборнике гомещено 747 документов, боль­ шая часть которых публикуется впервые. Три тома документов и материалов ох­ ватывают период с 1620 по 1654 год. В них перед читателем раскрывается живая картина истории героической борьбы ук­ раинского народа против иноземного пора­ бощения за об’единение с единокровным русским народом, борьбы, которая завер­ шилась в январе 1654 года на Переяслав­ ской Раде знаменательным актом — вос­ соединением Украины с Россией. Родство, общность происхождения и ис­ конная близость русского, украинского и белорусского народов определяли важней­ шие стороны их истории. Не случайно по­ этому буржуазные историки изо всех сил пытались извратить вопрос о единстве происхождения трех братских народов. Особые усилия прилагали в этом украин­ ские буржуазные националисты, утверж­ давшие. будто Украина уже существовала в начале нашей эры, что украинская нация «извечна» будто никакой единой древне­ русской народности не было, а древнерус­ ское государство представляло собой чисто украинское «Киевское государство». В наше время эти нелепые, бредовые «те­ ории» на все лады повторяют некоторые зарубежные буржуазные ученые, вроде американского философа профессора Ко­ лумбийского университета Кларенса Мен- нпнга. Советская историческая наука дав­ но разоблачила и опровергла все подобные фальсификаторские, буржуазно-национали­ стические измышления, няпппвленные на подрыв дружбы народов СССР "у с е к л а п укпаинского наро­ дов опирается на славные традиции их мниговоковой освоботительнон борьбы за свою свободу и независимость. В докумен­ т а ; сборника ярко отражены эти брптские связи i b v x народов, выражено горячее стремление украинского народа навсегда воссоединиться с великим русским наро­ дом. Уже в письмах Войска Запорожского русскому правительству в 1620 году со­ держится напоминание о том. что их пред­ ки верно ,служили русскому правительст­ ву и что теперь они сами хотят перейти на русскую службу и защищать русскую землю от неприятеля. Как видно из писем, которыми откры вается первый том сборника, украинский н а п т еше задолго до освободительной вой­ ны 1648— 1654 годов сознавал, что лишь в союзе с русским народом он может из­ бавиться от польско-шляхетского и всяко­ го другого иноземного порабощения. Исто­ рические условия, сложившиеся в ту пору на востоке Европы, не позволяли создать независимое Украинское государство. В то вре'мя как в XVI веке уже сложилось Рус­ ское централизованное государство, укра­ инские земли были разорваны на части литовскими, польскими, венгерскими фео­ далами и султанской Турцией. Украин­ ский народ был экономически и политиче­ ски разобщен. Усиливался феодально-кре­ постнический и национальный гнет со стороны магнатской Польши. Все более захватнической и гпабительской станови­ лась политика султанской Турции и та ­ тарских орд. Турецкое нашествие в XV— XVI веках, как и монголо-татарское на­ шествие в XIII веке, было опасностью, которая угрожала всему европейскому раз­ витию. В этих условиях для украинского наро­ да существовал лишь один выход: переход под власть Русского государства и борьба в союзе с русским народом против нацио­ нального угнетения. Освобождение от гне­ та шляхетской Польши и устранение уг­ розы поглощения султанской Турцией яв­ лялось для украинского парода историче­ ской необходимостью, коренным вопросом его национального существования. Документы первого тома сборника рас­ крывают невыносимо тяжелое положение украинского народа под властью и п о з р м - ных поработителей. Захватив украинские земли, польские магнаты и шляхта уста­ новили на Украине бесчеловечный, крепо­ стнический гнет, вся тяжесть которого легла на крестьянство, городскую бедноту и казацкие низы. Закрепощенное украин­ ское крестьянство жило в самых тяжких экономических условиях: крестьянин ра­ ботал на пана до 6 дней в неделю, обязан был давать пану дань натурою и платить налоги деньгами со всех видов земледель­ ческих доходов. Польская шляхта не счи­ тала украинских крестьян за людей, гру­ бо попирала и х ‘ человеческое достоинство. За малейшую провинность польский фео­ дал сам производил суд и расправу Hai своими «подданными»: избивал их жесто ко, бросал в тюрьму и даже убивал. Пс законам Речи Посполигой магнат или шляхтич, который убил своего крепостно­ го, не отвечал за это: на него накладыва лась только церковная «эпитимия» (по­ каяние). Украинский народ, находясь под угро­ зой уничтожения, вел длительную и упор­ ную борьбу, как против чужеземных пора ботителей, так и против местных украин ских эксплуататорЪв, за свое социальное и национальное освобождение и вместе тем за воссоединение с Россией. В 30-х годах XVII столетия, то есть накануне освободительной войны, с новой силой вспыхнули крестьянские восстания по всей Украине. Пытаясь подавить вос­ стания, польские магнаты применяли са­ мые жестокие репрессии к крестьянам и казачеству. Так. в универсале коронного гетмана Конецпольского от сентября 1637 года ко всем польским урядникам и старо­ стам на Украине приказывалось ловить казаков, участвовавших в восстаниях, и подвергать их жестоким наказаниям. «Ес­ ли бы ваши милости, — говорилось в уни­ версале, — не могли задержать их. то вы должны карать их жен и детей и дома их уничтожать, ибо лучше, чтобы на тех местах росла крапива, нежели размножи­ лись изменники его королевской милости и Речи Посполитой». На Украине господствовал ничем неог­ раниченный произвол польских феодалов и их прислужников. Величайшим народным бедствием были так называемые наезды шляхты, во время которых целые села превращались в развалины, а население уничтожалось шляхетской челядью. Раз­ бойничьи наезды польской шляхты не ми­ новали и местной казацкой старшины, земли которой захватывали п о л ь с к и р ма­ гнаты. Так. польский шляхтич Чаплин­ ский совершил «наезд» на хутор Суббо­ тов. принадлежавший Чигиринскому сот­ нику Богдану Хмельницкому, будущему гетману Украины. Чаплинский ограбил и разрушил хутор, убил младшего сына Хмельницкого и похитил его лсену, а са­ мого Хмельницкого бросил в тюрьму. Из 'Документов сборника видно, что в конце 1647 • и начале 1648 года., народ­ ные восстания вспыхивают по всей Ук­ раине. Коронный гетман Потоцкий в мар­ те 1648 года писал польскому королю, что он хочет «потушить гибельное пламя, ко торое до того уже разгорелось, что не бы ло ни одной деревни, ни одного города, в котором бы не раздавались призывы своеволию и где бы не замышляли на жизнь и имущество своих панов и аренда­ торов». Во главе народных сил, поднявшихся на освободительную войну против жестокого польско-шляхетского террористического ре­ жима, стал выдающийся государственны! деятель и полководец Богдан Хмельниц­ кий. После первых же побед над польски­ ми войсками он обращается к русскому правительству от имени старшинской ра­ ды с просьбой оказать помощь и принять Украину в состав Русского государства. Во II и III томах сборника помещено свыше семидесяти писем Богдана Хмель­ ницкого русскому правительству, в По­ сольский приказ, русским воеводам и дру­ гим государственным деятелям России. Из них около тридцати писем публикуются впервые. Интенсивная переписка Богдана Хмельницкого с русским правительством, его активная дипломатическая деятель­ ность были направлены на достижение главной цели освободительной войны — уничтожения иноземного гнета и воссое­ динение Украины с Россией. Русский народ глубоко сочувствовал ос­ вободительной войне украинского народа и оказывал ему прямое содействие в борьбе против польской неволи. Многие русские крестьяне принимали непосредственное участие в боях повстанческой армии на Украине. Так, в отписке вяземских воевод в Посольский приказ в июне 1648 года указывалось, что в битвах при Желтых Ьдах и Корсуне принимали участие на стороне восставших «русские люди — ка­ заки» (том II, документ Х* 21 ). В других документах отмечается, что по сведениям царских воевод большое количество рус­ ских людей проходило через пограничные города и ерла на Украину и что в отрядах украинской повстанческой армии было много русских добровольцев из крестьян и донских казаков. В начале освободительной войны рус­ ское правительство не могло еще дать со­ гласия на воссоединение Украины с Рос­ сией, так как это неизбежно вызвало бы войну с Польшей. А к этому Россия в то время ввиду сложившейся внешней и внутренней обстановки не была еще гото­ ва. Однако русское правительство оказыва­ ло восставшему украинскому народу ши­ рокую военную и экономическую помощь. Быстро развивалась торговля между Украи­ ной и Россией, в большом количестве вы­ возились на Украину продовольственные товары, а также оружие, порох, свинец и другое военное снаряжение. Освободительная война украинского на­ рода сливалась с борьбой братского бело­ русского народа против общего врага — польских магнатов и шляхты. Белорусский народ знал, что исход освободительной войны на Украине имеет непосредственное отношение к его судьбе. В периоды вре­ менных успехов польских войск среди бе­ лорусского населения распространялись опасения о том, что польские паны соби­ раются, «сколь скоро они снесут Хмель­ ницкого, и тогда всех белорусцев до одно­ го человека и с сущими младенцы вы­ сечь» (том III, документ Л* 12). Взаимная помощь и поддержка украин­ ского и белорусского народов в освободи­ тельной борьбе против общих угнетателей выражались в том, что белорусские пов­ станцы сражались в рядах украинского казачества, а украинские отряды воевали против шляхты в Белоруссии. В течение всего периода освободитель­ ной войны Богдан Хмельницкий неуклон­ но проводил политику, рассчитанную на скорое решение вопроса о воссоединении Украины с Россией. Как видно из доку­ ментов II и III .томов сборника, между гетманским управлением на Украине и русским правительством происходил ожив­ ленный обмен посольствами, письмами. В письмах к царю Хмельницкий напоминал о том, что стремление украинского народа к воссоединению твердо и неизменно: «А мы как первые також де и ныне желаем того, чтоб ваше царское величество нам нанижайшим слугам и подданным своим государем... учинился» (том II, документ Ул 54). Документы показывают, что сообщение том. что Земский собор, состоявшийся в рановитой палате Кремля в октябре 653 года, высказался за присоединение крапны к России, было с огромным под*- емом и радостью встречено на Украине. В гетманском управлении велась оживлен­ ная подготовка к государственному акту воссоединения. 18 января 1654 года была созвана в г. Переяславе Народная рада, которая по­ сле речи Хмельницкого единодушно вы­ сказалась за воссоединение Украины с Россией, — «чтобы есми вовеки вси еди­ но были». После этого участники Пере­ яславской Народной рады приняли прися­ гу на верность России. Так завершилась длительная борьба украинского народа за воссоединение со своим единокровным братом — народом русским. Об’единивпшсь с братским русским на­ родом, украинский народ выдержал все тя­ желые испытания истории и в результа­ те Октябрьской революции добился полной социальной и национальной свободы, со­ здал свое социалистическое государство. После победы социалистической революции дружба русского и украинского народов поднялась на новую ступень, превратилась в могучую движущую силу. Нерушимая дружба между народами Со­ ветского Союза, как и дружба украин­ ского и русского народов, берет свое на­ чало в далеком прошлом нашей Родины, она родилась, росла и укреплялась в об­ щей борьбе трудящихся против внешних и внутренних врагов, против капиталисти­ ческого рабства, за победу социализма. Ведущая роль в братском содружестве советских народов принадлежит русскому народу, как выдающейся нации из всех наций, входящих в СССР. Руководящая роль русского народа основана не на ка­ ких-либо его особых правах или привиле­ гиях. Ведущая роль русского народа опре­ делилась всем ходом исторического разви­ тия, его выдающимися заслугами перед всеми народами нашей страны в их борь­ бе за свободу и независимость. С любовыо и признательностью обра­ щаются к русскому народу трудящиеся всех нации, населяющих нашу страну. Они видят в нем своего старшего брата, верного друга и защитника. Русскому на­ роду всегда были чужды великодержав­ ные устремления. Тесно сплоченные вокруг Коммунисти­ ческой партии русский, украинский и другие народы нашей страны уверенно строят коммунистическое общество. На сво­ ем личном опыте они знают, что братская друлгба народов — одно из самых ценных их завоеваний, что пока эта дружба суще­ ствует, народы нашей страны будут сво­ бодны и непобедимы. Р . ГУРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz