На страже Заполярья. 1954 год. Май.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 мая 1 9 5 4 г.. № 107 ( 4 3 4 9 ) . Ш Ш ОНИ Флотские радисты! Настойчиво совершенствуйте свои знания, повышайте боевое мастерство! Д Е Н Ь Р А Д И О Под руководством Коммунистической партии советский народ успешно осуще ствляет величественную программу комму нистического строительства. Претворение в жизнь намеченных партией и прави тельством мероприятий по дальнейшему под'ему промышленности и сельского хо зяйства позволит в ближайшие 2— 3 года резко поднять обеспеченность населения предметами народного потребления, зна чительно повысить материальный и куль турный уровень трудящихся. Свои вклад в осуществление этой исторической зада чи должны внести также работники ра диотехники. Они обязаны дать трудя щимся в достаточном количестве телеви зоры, радиоприемники аппаратуру для радиоузлов и другие радиоприборы, шире внедрять достижения радиотехники во все отрасли народного хозяйства, полнее использовать радиовещание, как одно из самых могучих средств коммунистического воспитания масс, повышения культурного уровня трудящихся. * ☆<г Начало развитию радиотехники и ее практическому использованию было поло жено великим русским ученым Александ ром Степановичем Поповым. Как известно, 7 мая 1895 года А. С. Попов сделал до клад об открытии им радио — нового способа сообщений посредством электро магнитных волн и продемонстрировал соз данный им первый в мире радиоприем ник. Эту знаменательную дату трудящие ся нашей страны ежегодно отмечают как День радио — день смотра и пропаганды достижений советской науки в области радиотехники и радиовещания. Уже в первые годы своих работ А. С. Попов указывал на возможность примене ния радио для целей навигации и опреде ления месторасположения невидимых че ловеческим глазом предметов. Через 30 лет эта идея ученого нашла свое вопло щение в создании радионавигационной и радиолокационной аппаратуры. Особенно бурное развитие радиотехни ка получила в СССР за годы Советской власти. Еще в 1922 году по указанию В. П. Ленина в нашей стране была по строена первая и по тому времени самая мощная в мире радиовещательная стан ция. Радиовещание в ССОР получило сейчас огромное развитие. Правдивое слово совет ских радиопередач слушают миллионы людей в городах и селах нашей Родины и в зарубежных странах. Десятки веща тельных программ на различных языках ежедневно передаются московскими, рес публиканскими и областными радиостан циями. Партия и правительство наметили большую программу дальнейшего разви тия радиовещания. В ближайшие два года будет построен ряд новых радиовещатель ных станций и выпущено более 7 мил лионов радиовещательных приемников. В Советском Союзе впервые была при менена система передачи радиовещания по проводам к квартирным громкогово рителям. Эта система оказалась очень удобной и экономичной для радиофикации городов и крупных поселков. Сейчас у нас нет ни одного населенного пункта го родского типа, в котором не было бы ра диотрансляционной сети. Много технических новинок введено в последние годы в дело радиофикации. По степенно отходят в прошлое далеко пе со вершенные столбовые линии в южных степных районах, все большее примене ние находят подземные линии радиофика ции из кабелей с пластмассовой изоляци ей. 3 . ТОПУРИА , зам. министра связи СССР Большие трудности для радиофикации села возникают в местах, где нет элек троэнергии. Здесь выход из положения был найден it использовании ветра. Ока залось что энергию, необходимую для пи тания небольшого радиоузла мощностью 5— 10 ватт, можно получить на огромной части территории Советского Союза при помощи небольшого и недорогого ветроси лового агрегата. Совместными усилиями научных работников и пумышленности такие агрегаты уже пущены в производ ство и работают в различных районах страны. Радиопромышленность за послевоенные годы сильно развилась и окрепла. Ряд за водов выпускают в год значительное ко личество разнообразной аппаратуры — от первоклассных радиол до простейших приемников. Для питания приемников в отдельных местностях применяются вы пускаемые промышленностью термоэлек трические батареи, работающие от тепла обычных осветительных керосиновых ламп. В настоящее время важной задачей, непосредственно вытекающей из решений сентябрьского Пленума ПК КПСС, являет ся усиление радиофикации сел. В про шлом году в сельских местностях было построено более 2 .400 новых колхозных радиоузлов, установлено более миллиона радиоточек. В нынешнем году, ио сравне нию с прошлым годом, об’ем этой работы увеличивается почти в два раза. Колхоз ное село должно получить около двух миллионов новых радиоточек. Огромную роль в деле нод’ема куль турного уровня масс играет телевидение. Сочетая в себе элементы звукового веща ния и кино, оно дает возможность сделать достоянием широчайших народных масс лучшие произведения искусства. Совет ское телевидение приобрело большую по пулярность не только в городах, но и в сельской местности. По решению партии и правительства в ближайшие два года должно быть выпущено больше одного миллиона телевизоров. Намечена крупная программа строительства телецентров в республиканских, областных и крупных щюмышленных центрах страны. Советские радиотехники успешно рабо тают над созданием цветного телевидения. В настоящее время закончена разработка схемы установки такого телевидения и в ближайшее время в Москве начнутся опытные передачи. Наряду с постройкой в последние годы значительного количества мощных маги стральных радиолиний большой протяжен ности. большое развитие получило в на шей стране применение радиосвязи для обслуживания нужд различных отраслей народного хозяйства, особенно транспорта. Радиосвязь широко используется, напри мер. в сельскохозяйственном производстве, в МТС, в животноводческих фермах, в колхозах, где работают десятки тысяч ра диостанций «Урожай». Развитие, которое получила современ ная авиация, было бы совершенно немы слимо без радио. Сейчас экипажи самоле тов могут не только переговариваться между собой, а также и с аэропортом, но и ориентироваться при помощи специаль ных радиомаяков. Особые радионавигаци онные системы дают им возможность пря мо по прибору непрерывно следовать по назначенному курсу. Больше того. Прибор, называемый радиоальтиметром. помогает летчику все время видеть высоту’ полета над землей. Радиоприборы «слепой посад ки» обеспечивают приземление на аэро- дроме при полном отсутствии видимости. Не трудно себе практавшть, какое ог ромное значение имеет радио для оборо ны нашей страны. Ведь все воинские подразделения: пехотные части, танки, артиллерия, самолеты — это все подвиж ные об’екты, оперативное управление ко торыми возможно только ио радио. Без радиосвязи немыслима и организа ция службы погоды. Автоматические ра диопередатчики в шары-зонды, посылае мые метччнюлогичес кими станциями на высоту 10— 20 км, передают показания метеорологических приборов на разных высотах, по которым в дальнейшем со став.! яютея предоказавсия погоды. Широким массам больше всего знакомы такие отрасли радиотехники как радио связь. радиовещание и телевидение. При менение радиотехники однако весьма мно гообразно. Сейчас трудно указать такую отрасль естественных наук и производ ства. где не применялись бы радиотехни ческие методы управления и контроля. При помощи отражения радиоволн от пла стов полезных ископаемых, осп^нно руд ных месторождений, удается определять границы этих месторождений. Таким об разом радиоразведка при геологических изысканиях позволяет избежать излишне го бурения, требующего значительного времени и больших затрат. Специальные радиогенераторы широко используются для сушки дерева, так как скорость та кой сушки в десятки раз больше скорости тепловой, кроме того высыхание дерева происходит более равномерно и в значи тельной степени исключается опасность коробления. Ряд ученых, и в частности советский физик В. П. Вологдин, предложили произ водить закалку инструмента и различных металлических изделий радиотехнически ми методами посредством токов высокой частоты. В настоящее время этот метод получил повсеместное признание и многие предприятия оснащены высокочастотным оборудованием. Большое применение радиотехнические методы получили и в медицине для глу бокого прогрева любого органа человече ского тела, что дает возможность излечи вать ряд заболеваний и в особенности те из них, которые связаны с различными воспалительными процессами и отморажи ваниями. Успешно применяется для этих целей ультракоротковолновая аппаратура, выпускаемая заводами министерства здра воохранения. Советский Союз с его территорией представляет' богатые ’возможности для применения радио ‘— замечательного изо бретения нашего великого соотечественни ка. За 59 лет. прошедших со времени изобретения радио великим русским уче ным Александром Степановичем Поповым, наша радиотехника достигла крупных ус пехов и имеет широкие перспективы дальнейшего развития. Грандиозные задачи выдвинуты перед работниками радиосвязи радиовещания, телевидения и радиопоомытленности ре шениями XIX с’езда КПСС, сентябрьского и февральско-мартовского Пленумов ПК партии и другими постановлениями Ком мунистической партии и Советского пра вительства. В СССР радиотехника, как и другие отрасли науки и техники, полностью по ставлена* на службу народу. Ее достиже ния широко используются для непрерыв ного развития экономики и культуры страны, для удовлетворения непрерывно растущих материальных и культурных запросов народа. В передовом = подразделении С большим старанием воины овладеваю т своей специальностью Воины заняли свои места. Тишину нарушила переливчатая трель зуммера. Это начал работать на ключе мичман Ряузов. Четко и ясно слышатся «точ ки» и «тире». Радисты склонились над бумагой, быстро передвигаются по ней карандаши. Но вот трель почти сли вается в сплошной звук. Скорость пере дачи большая. Но никто не теряется. Матросы принимают сложные тексты быстро и уверенно. Нелегко было достигнуть таких ус пехов. Для этого потребовалось много упорства, настойчивости. Мичману Ряу- зову пришлось приложить немало тру да. чтобы воспитать подчиненных уме лыми специалистами. Дружба и взаим ная помощь способствовали тону, что воины быстро овладели мастерством. Ряузов горячо любит свою специаль ность и ох^но передает свои знания и опыт подчиненным. Он хорошо органи зует занятия. Ежедневно к концу за нятий мичман проверяет, как матросы усвоили тему. Это помогает ему опре делять, кто усвоил материал хорошо, а кто плохо. Недавно в дружную семью радистов влились молодые матросы Голованов и Шаталов. Личный состав тепло встре тил их. Воинам создали обстановку, в которой они имели все возможности быстро освоить специальность. У вои нов не сразу пошло все хорошо. Мич ман Ряузов помог им разобраться в схемах сложной техники. А главное, что способствовало успеху моряков в изучении специальности, это желание стать достойными своих стар ших товарищей, итти с ними в ногу. Матрос Голованов хорошо освоил мате риальную часть, отлично отработал прием на слух и уже несет самостоя тельные вахты. С этой задачей он справляется отлично. Значительные ус пехи имеет и матрос Шаталов. Воины подразделения не успокаива ются на д о с т и г н у т ом , они неустанно совершенствуют боевую выучку. Р . МИНБАШИР0В . ТУЕа, с гг е р а э ф и р а . «Та-ти, ти-та-ти» — такие звуки, то короткие, то длинные прорывались из эфира в наушники радиста. Моряк, на клонив коротко остриженную голову, вслушивался в сплошной хаос звуков и ловил сигналы своего корреспондента. Его карандаш быстро двигался по бланку. Это старшина 2 статьи Пван Бушенев нес радиовахту. Занятый делом, он не за мечал, что качка усиливалась. Здесь, в рубке, было тепло и тихо. Казалось, что тут не боевой пост, а лаборатория о мно гими сложными приборами. Вдруг поток звуков оборвался. Стар шина привычным жестом крепче прижал наушники. «Неужели я потерял связь? — мелькнула тревожная мысль. — Не может быть!». П как бы в подтверждение уве ренности радиста сигналы корреспонден та появились вновь. Радиограмма была принята своевремен но и без искажений. И глядя на Бушенева, командир под разделения подумал: «Сразу видна работа мастера, классного специалиста!». Вахта радиста продолжалась. Появились серьезные помехи приему. По они — не преграда опытному связисту. Преодолевая их, старшина то уменьшал громкость зву чания, то полосу прохождения сигнала. Вскоре он сдал вахту одному из своих подчиненных. Но забот у старшины не уменьшилось, а прибавилось. Надо было проверить, как выполняют обязанности матрос Наседкин, старший матрос Гуркин и другие. Матрос Наседкин — малоопытный ра дист. Вот почему командир отделения уде ляет ему внимания больше, чем другим, придирчиво, разбирает каждое действие воина на боевом посту. Как-то во время первых тренировок старшина заметил, что матрос при пере даче текста работал не кистью руки, а пальцами. Это влияло на четкость переда чи. ла и рука быстро уставала. Немало пришлось «повозиться» с радистом, чтобы он преодолел свою привычку и научился действовать так. как полагается. Но когда это было достигнуто, обнару жилось другое: Паседкнп затягивал точки и укорачивал тире. В результате все зна ки сливались в единую цепь однообраз ных звуков. Попробуй корреспондент при нять такую передачу — у него ничего не получится! Когда об этом говорили Насед кину, он беззаботно отвечал: — Ничего— разберемся. Старшина доказывал его неправоту: — Помните всегда, что радист и в мирное время на войне. Скрытность, на дежность и бесперебцйность связи — вот чего мы добиваемся сейчас. Это же необ ходимо и в бою... И старшинз снова заставлял матроса тренироваться. Но тот особого усердия не проявлял, хотя и старался устранять за меченные старшиной недостатки. Настав ляя подчиненного, старшина говорил: — Не думайте, что для радиста главное — это быстро, четко и безошибочно пере дать и принять текст, а аппаратуру знать только в части управления ею, то есть «уметь крутить ручки»... Это ошибочный взгляд. Старшина на примерах из собственной практики доказал подчиненному необходи мость отличного знания боевой техники для успешного выполнения своих обязан ностей. Воин усвоил урок старшины. С тех пор он не только отрабатывает прак тические навыки, но постоянно изучает сложную аппаратуру. Однажды в кубрике среди матросов за шел разговор о «почерке» ралигга. Одни утверждали, что это признак высокого мастерства и культуры связиста. Некото рые даже гордились приобретением тако го «почерка». Другие им возражали Спор разрешил командир отделения. — «Почерк» радиста. — сказал он. — это все равно, что заметная неблагожела тельная примета: и не хочешь а тебя уз нают... Так коротко и ясно выразился обычно не словоохотливый старшина. Вот почему он приучал радистов рабо тать четко, быстро и точно и без инди видуальных особенностей. Когда подчи ненные добивались этого, например, при передаче на одной скорости, он усложнял их тренировки. Переход к более повышен ной скорости совершали постепенно, толь ко после того, как предыдущие темпы бы ли освоены, и передача оставалась чет кой, без пропусков и искажений. Старшина знает, какую большую опас ность представляет для радистов переход к повышенным скоростям при передаче. Бывают случаи, когда они не только те ряют четкость* работы, но зачастую «сби вают» или «срывают» пуку. Таких ради стов приходится переучивать почти за ново и с большими трудностями. Чтобы подобное не происходило, старши на 2 статьи Пван Бушенев обучает под чиненных последовательно. При этом до бивается от них безупречного выполнения нормативов. Одно дело — передача радиограмм, другое — прием их. Матрос Наседкин долгое время путался в знаках, особенно в тех, которые сходны между собой по чи слу точек и тире. Так, много хлопот вои ну причинили телеграфные знаки «Ш» и ноль. Пх отличие состоит в одном тире. Примерно то же еамое получилось и при приеме знаков «X» и «С» — соответст венно четыре и три точки. При этом очень важно уметь уловить разделительный момент между знаками. Это достигается регулярными тренировка ми в приеме на слух. Так изо дня в день старшина 2 статьи Бушенев обучает подчиненных искусству радиета. Сам он по праву считается ма стером радиосвязи. отлично знающим вверенную ему аппаратуру. Старшина яв ляется отличником боевой и политической подготовки. Сегодня, в День радио воины этого от деления рапортуют Родиче о новых дости жениях в учебе и службе П. ЛУГАНИН . Отличный связист — Прпстуиим к занятиям. Начнем с электронов, — сказал старшина отделения Плаксий-.*. - Матрос Покрышкин внимательно слу шал командира. А после занятий он брал ся за учебники, тщательно конспектиро вал прочитанное, тренировался самостоя тельно. Иногда приходилось трудно. Но настой чивее Покрышкина, кажется, не было в отделении. Он работал до тех пор, пока не усваивал изучаемую тему до малей ших подробностей. Однажды старшина принес новую схе му. Взглянув на нее, Покрышкин сразу узнал чертеж радиопередатчика, стоящего Hi боевом посту. А Плаксий, не теряя ■времени, начал рассказывать тактико- технические данные аппаратуры и о принципе ее работы. Покрышкин с радо стью ощутил, что его теоретические зна ния позволяют ему всесторонне разобрать ся в устройстве и назначении отдельных механизмов материальной части. Вскоре Покрышкина поставили на под- вахту. Теперь он изучал технику в рабо- } те. любовно ухаживал за нею. Упорный труд не прошел даром. Матрос был допу щен к несению самостоятельной вахты. За отличные показатели в учебе командир поощоил его. Сейчас Покрышкин — старшина 2 ста тьи. На его груди ярко сверкает знак «Отличный связист». Старший матрос А. Р0ГАН0В . Растут рды класных специалистов Постоянно совершенствуют свое мастер ство радиотелеграфисты нашего подразде ления. Все они добились значительных успехов в учебе и службе. Недавно командир проверил умение воинов выполнять свои служебные обя занности в различных условиях. Боль шинство моряков показало высокие зна ния материальной части, твердую натре нированность по передаче текста на клю че и в приеме на слух. При этом особенно отличились сержант Кулагин, старший матрос Казнин и другие. За достигнутые успехи сержант Кула гин и старший матрос Казнин об’явлены отличниками боевой и политической под готовки. Младший сержант В. СЕРГЕЕВ. Задание выполнено Группе воинов, возглавляемой младшим сержантом Салтановым, было приказано восстановить связь. — Есть, восстановить связь! — отве тили североморцы и двинулись в путь. Задание командира пришлось выпол нять в трудных условиях. Линия шла по крутым обрывистым сопкам, через болота и озера. Однако задание командира было выполнено успешпо. Младший сержант Салтанов награжден знаком отличного специалиста. Он пока зывает подчи ночным примеры мужества и мастерства, выносливости и растороп ности. М. К0ВАЛЕВСКИИ . З а умелое воспитание радистов специалист второго класса старшина 2 статьи Василий Л япин сфотографирован у развернутого Военно-морского ф л ага корабля. Фото И. Никишова. УЧИТЬСЯ МАСТЕРСТВУ НАСТОЙЧИВО и постоянно Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно много и настойчиво учиться. 'Обычно овладение специальностью радиотелеграфиста начи нается с теоретической учебы. Но этого, конечно, недостаточно, ибо при несении са мостоятельной вахты требуются большой опыт, хорошая натренированность для ра боты в сложных условиях. Победителем выйдет тот воин-радист, который постоянно и настойчиво совершенствует свое мастерство, овладевает умением вести радиосвязь в любой обстановке. Мне, как и другим радистам, пришлось настойчиво приобретать и совершенство вать своп навыки, изучать сложную боевую технику. Мой труд увенчался успехом. В 1953 г. на конкурсе радиотелеграфистов флота я завоевал первое место. Мне при- звоили звание «Лучший радиотелеграфист флота 1953 года». Но это не означало, что можно остановиться на достигнутом. Я продолжал и про должаю настойчиво учиться и повышать уровень своих знаний. Наряду с глубоким изучением боевой техники большое внимание уделяю вопросам приема на слух и пе редаче на ключе. В этой заметке я хочу рассказать, как я тренируюсь в приеме на слух. Лучше всего тренироваться часа 2— 3 утром с перерывами в 10— 15 минут. Определяя скорость, необходимо исходить из возможности слуховой памяти. Первона чальной скоростью должна быть твердо усвоенная ранее скорость. Затем по истече нии, примерно, 15 минут необходимо постепенно увеличивать ее. В случае, если в момент повышения скорости будут наблюдаться пропуски и искажения, следует уменьшить скорость. Во всяком случае, во время проведения упражнений нужно вы рабатывать навыки приема с опережением записи текста на несколько знаков. Не редко прп увеличении быстроты запись ограничивает скорость приема. В этом слу чае целесообразно проводить тренировки на скорость написания знаков и заппсп под диктовку, развивать кисть руки, правильно-н без напряжения держать карандаш прп записи. ---------------- - • • Возложенные на советских воинов-радистов задачи по обеспечению бесперебой ной радиосвязью командования требуют от них постоянного совершенствования зна ний, высокой квалификации. Этого можно достичь только настойчивой учебой. Старшина 2 статьи Б. ЛАЗАРЕВ. Результат упорного труда Старшина 2 статьи Ни колай Тамбасов является классным специалистом. Несмотря на это. он по стоянно повышает свои знания и боевое мастерст- / во. Наблюдая однажды .за работой старшего, матроса Симакова, Тамбасов заме тил, что тот. торопясь пе редавать на ключе, иска жает слова Д 1 допускает пропуски. — У вас плохо обстоит дело с передачей. — ска зал старшина. — Вы «сор вали» руку в погоне за скоростью. Вам нужно пе реучиваться. начинать все сначала. Старшина знал, что пе реучиваться гораздо труд нее, чем учиться заново. Он предвидел, как много придется поработать, что бы научить старшего ма троса безошибочно работать на ключе. Но старшина не боялся трудностей. Комму нист. он не мог мириться с тем положением, что один из его боевых това рищей будет плохим ради стом. На занятиях старшина Тамбасов стал внимательно присматриваться к Сима кову. Он заметил, напри мер, что радист неправиль но сидел за рабочим сто лом. не так держал голов ку ключа. — При работе на клю че, — учил Тамбасов стар шего матроса, — корпус надо держать прямо, а го ловку ключа берите тре мя пальцами, а не всей ладонью. Указательный па лец должен находиться на головке ключа, наверху. При передаче Симаков обычно работал всей ру кой, торопился. Старшина удерживал его от этого, поправлял. — Старайтесь работать кистью руки, — говорил он. — А главное — не торопитесь... Скорость вы работаете постепенно. Занятия проходили каж дый день. Долго пришлось тренироваться Симакову. Старший матрос внима тельно прислушивался к советам опытного радиста. Упорный труд моряков увенчался успехом. Старший матрос Сима ков научился работать чет ко. быстро и без искаже ний текста. Старшина 1 статьи С. ВЯТКИН . Достигнутое — не предел! Среди некоторой части радистов еще и сейчас распространено мнение, что овла дение скоростным радиоприемом доступно лишь людям довольно узкого круга, обла дающим какой-то «одаренностью» и т . д. Это мнение глубоко ошибочно. Каждый радист при правильной методике обучения и хорошо организованных тренировках мо жет овладеть высокими скоростями прие ма на слух. Известно, что квалифициро ванная машинистка способна печатать 400 букв в минуту, а радист — воспри нять на слух такое же количество знаков. Следовательно, радист сможет принять и записать до 400 знаков в минуту. Рекорд, достигнутый советским радистом Ф. В. Росляковым, перекрывает все существую щие мировые достижения и составляет 460 знаков в минуту. Умение принимать на больших скоро стях — очень важное качество радиста. Радиотелеграфист, способный безошибоч но принять 100— 120 знаков в минуту, в трудных условиях приема и активных помех уверенно примет 50— 60 знаков в минуту и тем самым обеспечит в выше указанных условиях выполнение возло женных на него задач по обеспечению бесперебойной радиосвязью. До службы я имел малое представление о специальности радиотелеграфиста. По прибытии в подразделение я начал изу чать специальность радиста. В первое время знания давались с трудом и осо бенно неважно, шло освоение приема на слух. Несмотря на трудности, я продол жал настойчиво учиться. Помимо часов, отведенных на подготовку по программе, я много свободного времени максималь но использовал для овладения специально стью. Немалую помощь мне оказывали командиры. Благодаря повседневным тре нировкам я достиг желаемых результатов. Но это не давало мне права успокаивать ся. Продолжая настойчиво совершенство вать свою специальность, я добился зва ния специалиста первого класса. Не оста навливаясь на достигнутом и повседнев но совершенствуя свою специальность, я продолжаю учиться, чтобы достичь более высоких показателей в приеме на слух. Старшина 2 статьи Е. БУЛАНОВ. Любовь к порученному делу С первых дней службы матрос Беляков с огоньком взялся за овладение специ альностью радиста. R начале ему трудно давалась передача на ключе. На помощь молодому радисту пришел классный спе циалист старший матрос Абрамычев. Совместные тренировки не прошли да ром. Вскоре матрос Беляков давал четкие, ритмичные сигналы. Постепенно он на капливал теоретические знания и практи ческие навыки. Примерный воин стал классным специалистом. Матрос М. РЕЧНЯК .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz