На страже Заполярья. 1954 год. Май.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 мая 1 9 5 4 г.. № 107 ( 4 3 4 9 ) . Ш Ш ОНИ Флотские радисты! Настойчиво совершенствуйте свои знания, повышайте боевое мастерство! Д Е Н Ь Р А Д И О Под руководством Коммунистической партии советский народ успешно осуще­ ствляет величественную программу комму­ нистического строительства. Претворение в жизнь намеченных партией и прави­ тельством мероприятий по дальнейшему под'ему промышленности и сельского хо­ зяйства позволит в ближайшие 2— 3 года резко поднять обеспеченность населения предметами народного потребления, зна­ чительно повысить материальный и куль­ турный уровень трудящихся. Свои вклад в осуществление этой исторической зада­ чи должны внести также работники ра­ диотехники. Они обязаны дать трудя­ щимся в достаточном количестве телеви­ зоры, радиоприемники аппаратуру для радиоузлов и другие радиоприборы, шире внедрять достижения радиотехники во все отрасли народного хозяйства, полнее использовать радиовещание, как одно из самых могучих средств коммунистического воспитания масс, повышения культурного уровня трудящихся. * ☆<г Начало развитию радиотехники и ее практическому использованию было поло­ жено великим русским ученым Александ­ ром Степановичем Поповым. Как известно, 7 мая 1895 года А. С. Попов сделал до­ клад об открытии им радио — нового способа сообщений посредством электро­ магнитных волн и продемонстрировал соз­ данный им первый в мире радиоприем­ ник. Эту знаменательную дату трудящие­ ся нашей страны ежегодно отмечают как День радио — день смотра и пропаганды достижений советской науки в области радиотехники и радиовещания. Уже в первые годы своих работ А. С. Попов указывал на возможность примене­ ния радио для целей навигации и опреде­ ления месторасположения невидимых че­ ловеческим глазом предметов. Через 30 лет эта идея ученого нашла свое вопло­ щение в создании радионавигационной и радиолокационной аппаратуры. Особенно бурное развитие радиотехни­ ка получила в СССР за годы Советской власти. Еще в 1922 году по указанию В. П. Ленина в нашей стране была по­ строена первая и по тому времени самая мощная в мире радиовещательная стан­ ция. Радиовещание в ССОР получило сейчас огромное развитие. Правдивое слово совет­ ских радиопередач слушают миллионы людей в городах и селах нашей Родины и в зарубежных странах. Десятки веща­ тельных программ на различных языках ежедневно передаются московскими, рес­ публиканскими и областными радиостан­ циями. Партия и правительство наметили большую программу дальнейшего разви­ тия радиовещания. В ближайшие два года будет построен ряд новых радиовещатель­ ных станций и выпущено более 7 мил­ лионов радиовещательных приемников. В Советском Союзе впервые была при­ менена система передачи радиовещания по проводам к квартирным громкогово­ рителям. Эта система оказалась очень удобной и экономичной для радиофикации городов и крупных поселков. Сейчас у нас нет ни одного населенного пункта го­ родского типа, в котором не было бы ра­ диотрансляционной сети. Много технических новинок введено в последние годы в дело радиофикации. По­ степенно отходят в прошлое далеко пе со­ вершенные столбовые линии в южных степных районах, все большее примене­ ние находят подземные линии радиофика­ ции из кабелей с пластмассовой изоляци­ ей. 3 . ТОПУРИА , зам. министра связи СССР Большие трудности для радиофикации села возникают в местах, где нет элек­ троэнергии. Здесь выход из положения был найден it использовании ветра. Ока­ залось что энергию, необходимую для пи­ тания небольшого радиоузла мощностью 5— 10 ватт, можно получить на огромной части территории Советского Союза при помощи небольшого и недорогого ветроси­ лового агрегата. Совместными усилиями научных работников и пумышленности такие агрегаты уже пущены в производ­ ство и работают в различных районах страны. Радиопромышленность за послевоенные годы сильно развилась и окрепла. Ряд за­ водов выпускают в год значительное ко­ личество разнообразной аппаратуры — от первоклассных радиол до простейших приемников. Для питания приемников в отдельных местностях применяются вы­ пускаемые промышленностью термоэлек­ трические батареи, работающие от тепла обычных осветительных керосиновых ламп. В настоящее время важной задачей, непосредственно вытекающей из решений сентябрьского Пленума ПК КПСС, являет­ ся усиление радиофикации сел. В про­ шлом году в сельских местностях было построено более 2 .400 новых колхозных радиоузлов, установлено более миллиона радиоточек. В нынешнем году, ио сравне­ нию с прошлым годом, об’ем этой работы увеличивается почти в два раза. Колхоз­ ное село должно получить около двух миллионов новых радиоточек. Огромную роль в деле нод’ема куль­ турного уровня масс играет телевидение. Сочетая в себе элементы звукового веща­ ния и кино, оно дает возможность сделать достоянием широчайших народных масс лучшие произведения искусства. Совет­ ское телевидение приобрело большую по­ пулярность не только в городах, но и в сельской местности. По решению партии и правительства в ближайшие два года должно быть выпущено больше одного миллиона телевизоров. Намечена крупная программа строительства телецентров в республиканских, областных и крупных щюмышленных центрах страны. Советские радиотехники успешно рабо­ тают над созданием цветного телевидения. В настоящее время закончена разработка схемы установки такого телевидения и в ближайшее время в Москве начнутся опытные передачи. Наряду с постройкой в последние годы значительного количества мощных маги­ стральных радиолиний большой протяжен­ ности. большое развитие получило в на­ шей стране применение радиосвязи для обслуживания нужд различных отраслей народного хозяйства, особенно транспорта. Радиосвязь широко используется, напри­ мер. в сельскохозяйственном производстве, в МТС, в животноводческих фермах, в колхозах, где работают десятки тысяч ра­ диостанций «Урожай». Развитие, которое получила современ­ ная авиация, было бы совершенно немы­ слимо без радио. Сейчас экипажи самоле­ тов могут не только переговариваться между собой, а также и с аэропортом, но и ориентироваться при помощи специаль­ ных радиомаяков. Особые радионавигаци­ онные системы дают им возможность пря­ мо по прибору непрерывно следовать по назначенному курсу. Больше того. Прибор, называемый радиоальтиметром. помогает летчику все время видеть высоту’ полета над землей. Радиоприборы «слепой посад­ ки» обеспечивают приземление на аэро- дроме при полном отсутствии видимости. Не трудно себе практавшть, какое ог­ ромное значение имеет радио для оборо­ ны нашей страны. Ведь все воинские подразделения: пехотные части, танки, артиллерия, самолеты — это все подвиж­ ные об’екты, оперативное управление ко­ торыми возможно только ио радио. Без радиосвязи немыслима и организа­ ция службы погоды. Автоматические ра­ диопередатчики в шары-зонды, посылае­ мые метччнюлогичес кими станциями на высоту 10— 20 км, передают показания метеорологических приборов на разных высотах, по которым в дальнейшем со­ став.! яютея предоказавсия погоды. Широким массам больше всего знакомы такие отрасли радиотехники как радио­ связь. радиовещание и телевидение. При­ менение радиотехники однако весьма мно­ гообразно. Сейчас трудно указать такую отрасль естественных наук и производ­ ства. где не применялись бы радиотехни­ ческие методы управления и контроля. При помощи отражения радиоволн от пла­ стов полезных ископаемых, осп^нно руд­ ных месторождений, удается определять границы этих месторождений. Таким об­ разом радиоразведка при геологических изысканиях позволяет избежать излишне­ го бурения, требующего значительного времени и больших затрат. Специальные радиогенераторы широко используются для сушки дерева, так как скорость та­ кой сушки в десятки раз больше скорости тепловой, кроме того высыхание дерева происходит более равномерно и в значи­ тельной степени исключается опасность коробления. Ряд ученых, и в частности советский физик В. П. Вологдин, предложили произ­ водить закалку инструмента и различных металлических изделий радиотехнически­ ми методами посредством токов высокой частоты. В настоящее время этот метод получил повсеместное признание и многие предприятия оснащены высокочастотным оборудованием. Большое применение радиотехнические методы получили и в медицине для глу­ бокого прогрева любого органа человече­ ского тела, что дает возможность излечи­ вать ряд заболеваний и в особенности те из них, которые связаны с различными воспалительными процессами и отморажи­ ваниями. Успешно применяется для этих целей ультракоротковолновая аппаратура, выпускаемая заводами министерства здра­ воохранения. Советский Союз с его территорией представляет' богатые ’возможности для применения радио ‘— замечательного изо­ бретения нашего великого соотечественни­ ка. За 59 лет. прошедших со времени изобретения радио великим русским уче­ ным Александром Степановичем Поповым, наша радиотехника достигла крупных ус­ пехов и имеет широкие перспективы дальнейшего развития. Грандиозные задачи выдвинуты перед работниками радиосвязи радиовещания, телевидения и радиопоомытленности ре­ шениями XIX с’езда КПСС, сентябрьского и февральско-мартовского Пленумов ПК партии и другими постановлениями Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства. В СССР радиотехника, как и другие отрасли науки и техники, полностью по­ ставлена* на службу народу. Ее достиже­ ния широко используются для непрерыв­ ного развития экономики и культуры страны, для удовлетворения непрерывно растущих материальных и культурных запросов народа. В передовом = подразделении С большим старанием воины овладеваю т своей специальностью Воины заняли свои места. Тишину нарушила переливчатая трель зуммера. Это начал работать на ключе мичман Ряузов. Четко и ясно слышатся «точ­ ки» и «тире». Радисты склонились над бумагой, быстро передвигаются по ней карандаши. Но вот трель почти сли­ вается в сплошной звук. Скорость пере­ дачи большая. Но никто не теряется. Матросы принимают сложные тексты быстро и уверенно. Нелегко было достигнуть таких ус­ пехов. Для этого потребовалось много упорства, настойчивости. Мичману Ряу- зову пришлось приложить немало тру­ да. чтобы воспитать подчиненных уме­ лыми специалистами. Дружба и взаим­ ная помощь способствовали тону, что воины быстро овладели мастерством. Ряузов горячо любит свою специаль­ ность и ох^но передает свои знания и опыт подчиненным. Он хорошо органи­ зует занятия. Ежедневно к концу за­ нятий мичман проверяет, как матросы усвоили тему. Это помогает ему опре­ делять, кто усвоил материал хорошо, а кто плохо. Недавно в дружную семью радистов влились молодые матросы Голованов и Шаталов. Личный состав тепло встре­ тил их. Воинам создали обстановку, в которой они имели все возможности быстро освоить специальность. У вои­ нов не сразу пошло все хорошо. Мич­ ман Ряузов помог им разобраться в схемах сложной техники. А главное, что способствовало успеху моряков в изучении специальности, это желание стать достойными своих стар­ ших товарищей, итти с ними в ногу. Матрос Голованов хорошо освоил мате­ риальную часть, отлично отработал прием на слух и уже несет самостоя­ тельные вахты. С этой задачей он справляется отлично. Значительные ус­ пехи имеет и матрос Шаталов. Воины подразделения не успокаива­ ются на д о с т и г н у т ом , они неустанно совершенствуют боевую выучку. Р . МИНБАШИР0В . ТУЕа, с гг е р а э ф и р а . «Та-ти, ти-та-ти» — такие звуки, то короткие, то длинные прорывались из эфира в наушники радиста. Моряк, на­ клонив коротко остриженную голову, вслушивался в сплошной хаос звуков и ловил сигналы своего корреспондента. Его карандаш быстро двигался по бланку. Это старшина 2 статьи Пван Бушенев нес радиовахту. Занятый делом, он не за­ мечал, что качка усиливалась. Здесь, в рубке, было тепло и тихо. Казалось, что тут не боевой пост, а лаборатория о мно­ гими сложными приборами. Вдруг поток звуков оборвался. Стар­ шина привычным жестом крепче прижал наушники. «Неужели я потерял связь? — мелькнула тревожная мысль. — Не может быть!». П как бы в подтверждение уве­ ренности радиста сигналы корреспонден­ та появились вновь. Радиограмма была принята своевремен­ но и без искажений. И глядя на Бушенева, командир под­ разделения подумал: «Сразу видна работа мастера, классного специалиста!». Вахта радиста продолжалась. Появились серьезные помехи приему. По они — не преграда опытному связисту. Преодолевая их, старшина то уменьшал громкость зву­ чания, то полосу прохождения сигнала. Вскоре он сдал вахту одному из своих подчиненных. Но забот у старшины не уменьшилось, а прибавилось. Надо было проверить, как выполняют обязанности матрос Наседкин, старший матрос Гуркин и другие. Матрос Наседкин — малоопытный ра­ дист. Вот почему командир отделения уде­ ляет ему внимания больше, чем другим, придирчиво, разбирает каждое действие воина на боевом посту. Как-то во время первых тренировок старшина заметил, что матрос при пере­ даче текста работал не кистью руки, а пальцами. Это влияло на четкость переда­ чи. ла и рука быстро уставала. Немало пришлось «повозиться» с радистом, чтобы он преодолел свою привычку и научился действовать так. как полагается. Но когда это было достигнуто, обнару­ жилось другое: Паседкнп затягивал точки и укорачивал тире. В результате все зна­ ки сливались в единую цепь однообраз­ ных звуков. Попробуй корреспондент при­ нять такую передачу — у него ничего не получится! Когда об этом говорили Насед­ кину, он беззаботно отвечал: — Ничего— разберемся. Старшина доказывал его неправоту: — Помните всегда, что радист и в мирное время на войне. Скрытность, на­ дежность и бесперебцйность связи — вот чего мы добиваемся сейчас. Это же необ­ ходимо и в бою... И старшинз снова заставлял матроса тренироваться. Но тот особого усердия не проявлял, хотя и старался устранять за­ меченные старшиной недостатки. Настав­ ляя подчиненного, старшина говорил: — Не думайте, что для радиста главное — это быстро, четко и безошибочно пере­ дать и принять текст, а аппаратуру знать только в части управления ею, то есть «уметь крутить ручки»... Это ошибочный взгляд. Старшина на примерах из собственной практики доказал подчиненному необходи­ мость отличного знания боевой техники для успешного выполнения своих обязан­ ностей. Воин усвоил урок старшины. С тех пор он не только отрабатывает прак­ тические навыки, но постоянно изучает сложную аппаратуру. Однажды в кубрике среди матросов за­ шел разговор о «почерке» ралигга. Одни утверждали, что это признак высокого мастерства и культуры связиста. Некото­ рые даже гордились приобретением тако­ го «почерка». Другие им возражали Спор разрешил командир отделения. — «Почерк» радиста. — сказал он. — это все равно, что заметная неблагожела­ тельная примета: и не хочешь а тебя уз­ нают... Так коротко и ясно выразился обычно не словоохотливый старшина. Вот почему он приучал радистов рабо­ тать четко, быстро и точно и без инди­ видуальных особенностей. Когда подчи­ ненные добивались этого, например, при передаче на одной скорости, он усложнял их тренировки. Переход к более повышен­ ной скорости совершали постепенно, толь­ ко после того, как предыдущие темпы бы­ ли освоены, и передача оставалась чет­ кой, без пропусков и искажений. Старшина знает, какую большую опас­ ность представляет для радистов переход к повышенным скоростям при передаче. Бывают случаи, когда они не только те­ ряют четкость* работы, но зачастую «сби­ вают» или «срывают» пуку. Таких ради­ стов приходится переучивать почти за­ ново и с большими трудностями. Чтобы подобное не происходило, старши­ на 2 статьи Пван Бушенев обучает под­ чиненных последовательно. При этом до­ бивается от них безупречного выполнения нормативов. Одно дело — передача радиограмм, другое — прием их. Матрос Наседкин долгое время путался в знаках, особенно в тех, которые сходны между собой по чи­ слу точек и тире. Так, много хлопот вои­ ну причинили телеграфные знаки «Ш» и ноль. Пх отличие состоит в одном тире. Примерно то же еамое получилось и при приеме знаков «X» и «С» — соответст­ венно четыре и три точки. При этом очень важно уметь уловить разделительный момент между знаками. Это достигается регулярными тренировка­ ми в приеме на слух. Так изо дня в день старшина 2 статьи Бушенев обучает подчиненных искусству радиета. Сам он по праву считается ма­ стером радиосвязи. отлично знающим вверенную ему аппаратуру. Старшина яв ­ ляется отличником боевой и политической подготовки. Сегодня, в День радио воины этого от­ деления рапортуют Родиче о новых дости­ жениях в учебе и службе П. ЛУГАНИН . Отличный связист — Прпстуиим к занятиям. Начнем с электронов, — сказал старшина отделения Плаксий-.*. - Матрос Покрышкин внимательно слу­ шал командира. А после занятий он брал­ ся за учебники, тщательно конспектиро­ вал прочитанное, тренировался самостоя­ тельно. Иногда приходилось трудно. Но настой­ чивее Покрышкина, кажется, не было в отделении. Он работал до тех пор, пока не усваивал изучаемую тему до малей­ ших подробностей. Однажды старшина принес новую схе­ му. Взглянув на нее, Покрышкин сразу узнал чертеж радиопередатчика, стоящего Hi боевом посту. А Плаксий, не теряя ■времени, начал рассказывать тактико- технические данные аппаратуры и о принципе ее работы. Покрышкин с радо­ стью ощутил, что его теоретические зна­ ния позволяют ему всесторонне разобрать­ ся в устройстве и назначении отдельных механизмов материальной части. Вскоре Покрышкина поставили на под- вахту. Теперь он изучал технику в рабо- } те. любовно ухаживал за нею. Упорный труд не прошел даром. Матрос был допу­ щен к несению самостоятельной вахты. За отличные показатели в учебе командир поощоил его. Сейчас Покрышкин — старшина 2 ста­ тьи. На его груди ярко сверкает знак «Отличный связист». Старший матрос А. Р0ГАН0В . Растут рды класных специалистов Постоянно совершенствуют свое мастер­ ство радиотелеграфисты нашего подразде­ ления. Все они добились значительных успехов в учебе и службе. Недавно командир проверил умение воинов выполнять свои служебные обя­ занности в различных условиях. Боль­ шинство моряков показало высокие зна­ ния материальной части, твердую натре­ нированность по передаче текста на клю­ че и в приеме на слух. При этом особенно отличились сержант Кулагин, старший матрос Казнин и другие. За достигнутые успехи сержант Кула­ гин и старший матрос Казнин об’явлены отличниками боевой и политической под­ готовки. Младший сержант В. СЕРГЕЕВ. Задание выполнено Группе воинов, возглавляемой младшим сержантом Салтановым, было приказано восстановить связь. — Есть, восстановить связь! — отве­ тили североморцы и двинулись в путь. Задание командира пришлось выпол­ нять в трудных условиях. Линия шла по крутым обрывистым сопкам, через болота и озера. Однако задание командира было выполнено успешпо. Младший сержант Салтанов награжден знаком отличного специалиста. Он пока­ зывает подчи ночным примеры мужества и мастерства, выносливости и растороп­ ности. М. К0ВАЛЕВСКИИ . З а умелое воспитание радистов специалист второго класса старшина 2 статьи Василий Л япин сфотографирован у развернутого Военно-морского ф л ага корабля. Фото И. Никишова. УЧИТЬСЯ МАСТЕРСТВУ НАСТОЙЧИВО и постоянно Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно много и настойчиво учиться. 'Обычно овладение специальностью радиотелеграфиста начи­ нается с теоретической учебы. Но этого, конечно, недостаточно, ибо при несении са­ мостоятельной вахты требуются большой опыт, хорошая натренированность для ра­ боты в сложных условиях. Победителем выйдет тот воин-радист, который постоянно и настойчиво совершенствует свое мастерство, овладевает умением вести радиосвязь в любой обстановке. Мне, как и другим радистам, пришлось настойчиво приобретать и совершенство­ вать своп навыки, изучать сложную боевую технику. Мой труд увенчался успехом. В 1953 г. на конкурсе радиотелеграфистов флота я завоевал первое место. Мне при- звоили звание «Лучший радиотелеграфист флота 1953 года». Но это не означало, что можно остановиться на достигнутом. Я продолжал и про­ должаю настойчиво учиться и повышать уровень своих знаний. Наряду с глубоким изучением боевой техники большое внимание уделяю вопросам приема на слух и пе­ редаче на ключе. В этой заметке я хочу рассказать, как я тренируюсь в приеме на слух. Лучше всего тренироваться часа 2— 3 утром с перерывами в 10— 15 минут. Определяя скорость, необходимо исходить из возможности слуховой памяти. Первона­ чальной скоростью должна быть твердо усвоенная ранее скорость. Затем по истече­ нии, примерно, 15 минут необходимо постепенно увеличивать ее. В случае, если в момент повышения скорости будут наблюдаться пропуски и искажения, следует уменьшить скорость. Во всяком случае, во время проведения упражнений нужно вы­ рабатывать навыки приема с опережением записи текста на несколько знаков. Не­ редко прп увеличении быстроты запись ограничивает скорость приема. В этом слу­ чае целесообразно проводить тренировки на скорость написания знаков и заппсп под диктовку, развивать кисть руки, правильно-н без напряжения держать карандаш прп записи. ---------------- - • • Возложенные на советских воинов-радистов задачи по обеспечению бесперебой­ ной радиосвязью командования требуют от них постоянного совершенствования зна­ ний, высокой квалификации. Этого можно достичь только настойчивой учебой. Старшина 2 статьи Б. ЛАЗАРЕВ. Результат упорного труда Старшина 2 статьи Ни­ колай Тамбасов является классным специалистом. Несмотря на это. он по­ стоянно повышает свои знания и боевое мастерст- / во. Наблюдая однажды .за работой старшего, матроса Симакова, Тамбасов заме­ тил, что тот. торопясь пе­ редавать на ключе, иска­ жает слова Д 1 допускает пропуски. — У вас плохо обстоит дело с передачей. — ска­ зал старшина. — Вы «сор­ вали» руку в погоне за скоростью. Вам нужно пе­ реучиваться. начинать все сначала. Старшина знал, что пе­ реучиваться гораздо труд­ нее, чем учиться заново. Он предвидел, как много придется поработать, что­ бы научить старшего ма­ троса безошибочно работать на ключе. Но старшина не боялся трудностей. Комму­ нист. он не мог мириться с тем положением, что один из его боевых това­ рищей будет плохим ради­ стом. На занятиях старшина Тамбасов стал внимательно присматриваться к Сима­ кову. Он заметил, напри­ мер, что радист неправиль­ но сидел за рабочим сто­ лом. не так держал голов­ ку ключа. — При работе на клю­ че, — учил Тамбасов стар­ шего матроса, — корпус надо держать прямо, а го­ ловку ключа берите тре­ мя пальцами, а не всей ладонью. Указательный па­ лец должен находиться на головке ключа, наверху. При передаче Симаков обычно работал всей ру­ кой, торопился. Старшина удерживал его от этого, поправлял. — Старайтесь работать кистью руки, — говорил он. — А главное — не торопитесь... Скорость вы­ работаете постепенно. Занятия проходили каж­ дый день. Долго пришлось тренироваться Симакову. Старший матрос внима­ тельно прислушивался к советам опытного радиста. Упорный труд моряков увенчался успехом. Старший матрос Сима­ ков научился работать чет­ ко. быстро и без искаже­ ний текста. Старшина 1 статьи С. ВЯТКИН . Достигнутое — не предел! Среди некоторой части радистов еще и сейчас распространено мнение, что овла­ дение скоростным радиоприемом доступно лишь людям довольно узкого круга, обла­ дающим какой-то «одаренностью» и т . д. Это мнение глубоко ошибочно. Каждый радист при правильной методике обучения и хорошо организованных тренировках мо­ жет овладеть высокими скоростями прие­ ма на слух. Известно, что квалифициро­ ванная машинистка способна печатать 400 букв в минуту, а радист — воспри­ нять на слух такое же количество знаков. Следовательно, радист сможет принять и записать до 400 знаков в минуту. Рекорд, достигнутый советским радистом Ф. В. Росляковым, перекрывает все существую­ щие мировые достижения и составляет 460 знаков в минуту. Умение принимать на больших скоро­ стях — очень важное качество радиста. Радиотелеграфист, способный безошибоч­ но принять 100— 120 знаков в минуту, в трудных условиях приема и активных помех уверенно примет 50— 60 знаков в минуту и тем самым обеспечит в выше­ указанных условиях выполнение возло­ женных на него задач по обеспечению бесперебойной радиосвязью. До службы я имел малое представление о специальности радиотелеграфиста. По прибытии в подразделение я начал изу­ чать специальность радиста. В первое время знания давались с трудом и осо­ бенно неважно, шло освоение приема на слух. Несмотря на трудности, я продол­ жал настойчиво учиться. Помимо часов, отведенных на подготовку по программе, я много свободного времени максималь­ но использовал для овладения специально­ стью. Немалую помощь мне оказывали командиры. Благодаря повседневным тре­ нировкам я достиг желаемых результатов. Но это не давало мне права успокаивать­ ся. Продолжая настойчиво совершенство­ вать свою специальность, я добился зва­ ния специалиста первого класса. Не оста­ навливаясь на достигнутом и повседнев­ но совершенствуя свою специальность, я продолжаю учиться, чтобы достичь более высоких показателей в приеме на слух. Старшина 2 статьи Е. БУЛАНОВ. Любовь к порученному делу С первых дней службы матрос Беляков с огоньком взялся за овладение специ­ альностью радиста. R начале ему трудно давалась передача на ключе. На помощь молодому радисту пришел классный спе­ циалист старший матрос Абрамычев. Совместные тренировки не прошли да­ ром. Вскоре матрос Беляков давал четкие, ритмичные сигналы. Постепенно он на­ капливал теоретические знания и практи­ ческие навыки. Примерный воин стал классным специалистом. Матрос М. РЕЧНЯК .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz