На страже Заполярья. 1954 год. Май.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 5 мая 1 9 5 4 г.. № 105 ( 4 9 4 7 ) рд.тк. < ■uuvam p .:. >тпгл?ьхА.'ггг.'1 •i-'.u-j Женевское совещание министров иностранных дел ---------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- -— -—.----------------- Заявление Нам Ира на Женевском совещании министров иностранных дел 3 мая 1954 годг Гогпдтин п р гдеедатель ! Гоего>да и редставнтели! Выслушав сделанные здесь заявления в связи с внесенными нашей делегацией предложениями, мы считаем необходимым ответить на некоторые выступления и поставленные вопросы, а также сделать дополнительные разделения по отдельным пунктам наших предложений, которые имеют важное значение при подготовке решении но мирному урегулированию ко рейской проблемы. При этом мы считаем необходимым сно ва заявить, что ссылки на те или иные решения ООН но корейскому вопросу, принятые в наше отсутствие, мы считаем неприемлемыми п совершенно неоснова тельными. 27 апреля наша делегация внесла на рассмотрение настоящего совещания пред ложения о мерах по восстановлению на ционального единства Кореи и проведении в этих целях общекорейских выборов. Наши предложения предусматривают, что урегулирование корейского вопроса мирными средствами должно быть предо ставлено самому корейскому народу. При этом имеется в виду, что проведение об- шекорейских выборов должно явиться важным этапом в практическом осущест влении единства Кореи. Для проведения свободных общекорей ских выборов мы предложили создать об щекорейскую комиссию из представителей Северной и Южной Кореи. Одной из пер воочередных задач ‘общекорейской комис сии явились бы разработка и осуществле ние мероприятий, обеспечивающих прове дение действительно демократических вы боров. в условиях полной свободы, без ка- хсго-либо иностранного вмешательства. В задачу этой комиссии входило бы также проведение пеотложных мео относящихся к области экономики и культуры, в неза медлительном решении которых заинтере сован весь корейский народ. Считая, что присутствие в Корее иностранных войск неизбежно ведет к иностранному вмешательству во внутрен ние дела Кореи, мы в нашем предложении предусматриваем вывод из Кореи в тече ние 6 месяцев всех иностранных войск. Разумеется, вопрос о сроке может быть уточнен, если будут другие предложения. Представители США и некоторых дру гих стран, принимавших участие в ин тервенции и разорении нашей страны, выступили против вывода иностранных войск с территории Кореи. Такие намере ния не могут не препятствовать мирному об’единению Кореи и могут свидетель ствовать о наличии планов использовать Корею, как плацдарм для империалисти ческой агрессии против Китайской' На родной Республики. В связи с этим оти выдвинули здесь фальшивый довод о том, что вывод американских войск якобы мо жет привести к возобновлению войны в Корее. На этом вопросе делегация КНДР счи тает нужным дальше особо остановиться. Другой причиной отказа вывести своя войска из Кореи представитель США вы двинул и такой, по меньшей мере, несо стоятельный довод, что американским войскам будет слишком далеко возвра щаться обратно в Корею. На это мы мо жем сказать, что корейский народ ждет скорейшего ухода оккупантов из своей страны, а не их нового возвращения. В связи с вопросом обеспечения безо пасности Кореи я хотел бы подробнее остановиться на пункте 3-м предложения делегации КНДР, который представитель США, видимо, не случайно обошел молча нием. В пункте 3-м наших предложений пре дусматривается, чтобы со стороны соот ветствующих государств, наиболее заин тересованных в поддержании мира на Дальнем Востоке, была признана необхо димость обеспечения мирного развития Кореи и чтобы, тем сьгмьгм. были созданы условия, способствующие скорейшему ре шению задач мирного об’единения Кореи в единое независимое демократическое го сударство. Наша делегация считает, что если участники настоящего совещания действи тельно хотят помочь корейскому народу избежать возобновления войны в Корее, то они должны и. несомненно, смогут дого вориться между собою о тех мерах, с их стороны, которые обеспечивали бы мир ное развитие Кореи и явились бы гаран тией против возобновления военных дей ствий. По мнению нашей делегации, особо важную роль в этом деле смогут сыграть великие державы, которым следовало бы по взаимному согласию взять на себя оп ределенные обязательства, обеспечиваю щие мирное развитие Кореи и невмеша тельство в ее внутренние дела. Если Соединенные Штаты ныне дей ствительно не имеют ни политических, ни экономических притязаний в отноше нии Кореи, как в своем выступлении го ворил государственный секретарь США, то нет никаких причин оставлять дальше американские и другие войска на корей ской территории и. тем более, уклоняться от принятия на себя обязательств, свя занных с обеспечением мирного развития Кореи. Корейский народ перенес огромные жертвы и лишения в трехлетней крово пролитной войне, навязанной ему из вне. Мы думаем, что не найдется ни од ного корейца, который хотел бы возоб новления войны, если не считать тех, кто больше заботится об интересах и прести же своих иностранных хозяев, чем об ин тересах своего народа. В своих предложениях мы исходим из того, что паряду с задачей об’единечия страны в единое, независимое демократи ческое государство жизненно важным для корейского народа является устранение возможности возобновления войны в Ко рее. Делегация КНДР убеждена в том, что такой подход к решению корейской проб лемы является наиболее правильным, так как он отвечает национальным интересам корейского народа и может способствовать укреплению мира на Дальнем Востоке. Сегодня мы можем с удовлетворением отметить, что наши предложения ^ были поддержаны со стороны делегаций Китай ской Народной Республики и Советского Союза. Вместе с тем. мы не можем не отме тить. что представитель Соединенных Штатов Америки и некоторые другие де легации уже поспешили отклонить наши предложения. Представитель США заявил по существу, что США пойдут на урегу лирование корейского вопроса только на продиктованных ими условиях. Господин Даллес высказался против предоставления корейскому народу при надлежащего ему права самому урегули ровать свои внутренние дела. Делегат США предложил провести выборы только в Северной Корее, с территории которой должны быть выведены части китайских народных добровольцев, причем эти выбо ры должны проходить иод наблюдением ООН и правительства Южной Кореи. Однако даже представитель Австралии, выступая здесь, должен был признать справедливость нашего предложения о том, чтобы были проведены выборы в обще- корейское народное собрание как в Се верной. так и в Южной Корее. Не трудно попять, что смысл амери канских предложений в том, чтобы рас пространить созданный американцами в Южной Корее угодный им антинародный режим также и на Северную Ко)>ею. Какие же доводы приводились здесь против нашего предложения о проведении общекорейских выборов, без надзора п контроля иностранных комиссий? Американский делегат, южнокорейский представитель и некоторые другие делега ты. ссылаясь на то, что в Южной Корее уже были проведены якобы свободные вы боры. выступают против проведения об щекорейских выборов, заявляя, будто это подорвало бы престиж ООН, а также пре стиж правительства Южной Кореи. Совер шенно очевидно, что они проявляют беспо койство не об интересах корейского наро да. а о том. чтобы не подорвать «пре стиж» интервентов и их ставленников. Ни в какой мере не соответствуют дей ствительности утверждения о том, что на роду Южной Кореи была предоставлена в 1948 году возможность свободного воле- из’явления. Мы уже цитировали в своем выступлении 27 апреля выдержки из официального доклада 59 временной комиссии ООН по Корее, в котором при знавался антидемократический ^ характер сепаратных выборов в Южной Корее, про веденных 10 мая 1948 года. Всем известно, что эти выборы прохо дили в условиях грубого полицейского произвола, террора и открытого давления на избирателей, чему содействовало на хождение в то время в Южной Корее аме риканских войск. Известно, что незадолго до выборов в порты Южной Кореи прибыли американ ские военно-морские силы. В дни выборов американские оккупационные власти мо билизовали всю полицию численностью свыше 60 тыс. человек. Они вооружили многочисленные террористические группы, привели в боевую готовность свои войска и авиацию. Накануне выборов, 9 мая в Южной Корее было об’явлено военное по ложение. Во всех населенных пунктах патрулировали американские войска. На перекрестках главных улиц были уста новлены пулеметы. В такой обстановке проходили сепарат ные выборы в Южной Корее в 1948 го ду. Антидемократический характер этих выборов вполне очевиден. Разумеется, эти выборы не могут быть признаны свобод ным волеиз’явлевием населения Южной Кореи. Имеется достаточно фактов, подтвержда ющих антидемократический характер со зданного американцами в результате т а ких выборов режима в Южной Корее. Мы могли бы сослаться на многочис ленные сообщения корреспондентов ино странных газет, которых никак нельзя заподозрить в симпатиях к Корейской На родно-Демократической Республике. Вот, например, что писал о Южной Ко рее пусанский корреспондент газеты «Чи каго сан энд тайме» 30 декабря 1952 го да: «Южная Корея — полицейское госу дарство. Это страна страха. Народ боится не голода, холода, войны, болезней, а друг друга, полиции и чиновников. 64 .000 по лицейских обладают неограниченным пра вом арестовывать, задерживать и пытать; они используют это право без разбора... Из Тэчжона и из других мест сообщают о случаях, когда люди, аплодировавшие тем, кто выступал на митингах с критикой Ли Сын Мана, после этого арестовывались». ^ Корреспондент другой американской газеты «Крисчен Сайенс Монитор» Хей ворд в июне 1952 года писал: «Амери канские и английские дипломатические представители, которых пригласили при сутствовать на собрании в качестве на блюдателей. были вынуждены поспешно бежать с собрания через окно... Насилие плюс нежелание полиции вмешаться ясно показали присутствовавшим на собрании представителям иностранной печати, как далеко отошла Южная Корея от демокра тии и конституции». По сообщению корреспондента агентства Рейтер из Пусана от 30 мая 1952 года, вице-президент Южной Кореи в своем за явлении об отставке указал, что «стыдно видеть свою фамилию в списке бюрокра тического. диктаторского и продажного правительства Ли Сын Мана». Подобные факты были настолько мно гочисленны и повсеместны, что их не в состоянии была отрицать даже комиссия ООН по Корее, хотя она и занимала явно пристрастную позицию в пользу _ клики Ли Сын Мана. В ее докладе седьмой сессии Генеральной Ассамблеи ООН можно найти подтверждение процитированным мною со общениям иностранных наблюдателей об антидемократическом характере лисынма- новското режима. Создатели антинародного .режима в Юж ной Корее отлично понимают, что только при помощи иностранных войск может удержаться этот режим. Вот почему юж нокорейские правители так упорно дер жатся за американские штыки и так упор но выступают против вывода иностранных войск из Южной Кореи. Здесь были сделаны попытки со сторо ны американской, южнокорейской и неко торых других делегаций снять с США и южнокорейского режима ответственность за войну в Корее и за военную интервен цию. начатую правительством США в ию не 1950 года до принятия какого-либо решения в ООН. Однако эти попытки не могут найти для себя оправдания. Дпскуссия по этому вопросу в ООН и документы архива южнокорейского прави тельства опубликованные в печати и представленные в свое время в ООН, убе дительно показали, что война корейскому народу была навязана извне и что особая ответственность за это лежит на Соеди ненных Штатах Америки. Подготовка к нападению на Северную Корею велась в Южной Корее под покро вительством США задолго до начала вой ны. В связи с этим напомню об извест ном письме Ли Сын Мана от 30 сентября 1949 года своему советнику — американ скому профессору Оливеру: «Я уверен в том. — писал Ли Сын Май. — что именно нынешний момент является в психологическом отношении наиболее удобным для проведения агрес сивной политики... Мы оттесним людей Ким Ир Сона в горы и там заморим их голодом». Известно также, что до начала войны в Корее южнокорейские войска неодно кратно совершали вооруженные нападения на наши пограничные части, расположен ные у 38 параллели. Эти напагдения при водили к крупным военным столкновени ям. Только за время с января 1949 года по сентябрь 1949 года был 431 случай нападения южнокорейцев на наши части. Хочу обратить ваше внимание еще на один факт — на стратегическую карту, которая оказалась в руках нашего прави тельства. будучи найденной в секретном архиве правительства Ли Сын Мана. Эта карта была в свое время представлена в Организацию Об’единенных Наций. Она дает ясное представление о том, что план нападений' на Северную Корею был разра ботан в ГОжноЙ Корее задолго до начала войны. Таким образом, многочисленные Факты убедительно показывают, что от ветственность за развязывание в Корее тредлетней войны лежит на Соединенных Штатах Америки и на южнокорейском л я сынмановском режиме. При этом мы считаем необходимым об ратить внимание на тот факт, что война в Корее велась варварскими, бесчеловеч ными методами. И после окончания воен ных действий, приведших, как известно, к срыву агрессивных замыслов Ли Сын Мана в отношении севера страны. Ли Сын Ман и его клика изо дня в день призы вают к новому походу на север, заявляя, что они снова попытаются силой навя зать свой режим Северной Корее. Однако если лисынмановская клика осмелится снова начать войну, то можно не сомне ваться в том, что корейский народ даст агрессорам еще более сокрушительный от пор. Представитель Южной Кореи сегодня произнес лживую, абсурдную речь, кото рая даже не заслуживает опровержения. Он пытался своей лживой речью при крыть произвол и террор, творимые южно- корейскими войсками в отношении насе ления Южной Кореи. Своей клеветой и ложью южнокорейский представитель усердно пытался выставить антинародный режим, установленный в Южной Корее, как демократический. Однако я не могу не отметить, что такая судорожная речь не может способствовать мирному урегу лированию корейского вопроса. Делегат Австралии в своем выступлении заявил, что он хотел бы получить раз’яс- нение по некоторым вопросам, связанным с нашим предложением о создании обще корейской смешанной комиссии. В частно сти, он интересовался числом членов этой комиссии, которое будет избрано от Юж ной и Северной Кореи. Мы полагзем, что вопрос о количестве членов смешанной комиссии не может представлять сложной проблемы, посколь ку имеется в виду образование двусторон ней комиссии, решения которой, само со бой разумеется, должны приниматься по взаимному согласованию между сторона ми. Что касается организационных, проце дурных и других вопросов, относящихся к общекорейской комиссии, то. по нашему мнению, их следует решить путем взаим ной договоренности между сторонами. Де легат Австралии выразил опасение, что эта комиссия встретится с большими труд ностями в своей работе. Мы, разумеется, не исключаем того, что на этом пути встретятся немалые трудно сти. Однако мы полагаем, что эти трудности вполне преодолимы. Если урегулирование корейского вопроса будет предоставлено самим корейцам и будет устранено иност ранное вмешательство в наши внутренние дела, то можно не сомневаться, что корей ский народ найдет в себе достаточно сил и решимости, чтобы справиться со всеми трудностями и создать единое, независи мое, демократическое государство. Заявление Чжоу Энь-лая на Женевском совещании министров иностранных дел 3 мая 1954 года Господин председатель, господа делега ты! 27 апреля министр иностранных дел Корейской Народно-Демократической рес публики Нам Ир выдвинул на настоящем совещании разумные предложения, кото рые получили поддержку со стороны де легаций Китайской Народной Республики и СССР. Однако делегаты США и некото рых других стран, повторяя лишь свои старые несостоятельные доводы, которые, как уже доказано, не могут способство вать разрешению корейского вопроса, вы ступили против предложений министра иностранных дел КНДР Нам Ира. Они пы таются продолжать использовать незакон ные решения ООН и упорно стоят за вме шательство во внутренние дела Кореи, не давая возможности корейскому народу са мому решать свои собственные проблемы. На совещании еще находятся люди, кото рые пытаются оправдывать вмешательст во США во внутренние дела Кореи и дру гих стран Азии ссылками на так назы ваемую политику «открытых дверей и равных возможностей». Однако в действи тельности эта политика давно разоблаче на самой историей, и в частности исто рией Китая, как орудие империалистиче ской экспансии. Эта политика давно уже обанкротилась в глазах народов Азии. Всем известно, что еще задолго до на чала войны в Корее США упорно пыта лись вмешиваться во внутренние дела этой страны путем установления контроля ООН над выборами с целью распростра нения поддерживаемого США лисынманов- ского режима на всю Корею. В июне 1950 года США начали воору женную интервенцию, вылившуюся в вой ну в Корее. После совершившегося факта интервенции США, пользуясь отсутствием представителей СССР и тем обстоятельст вом, что Китайская Народная Республика была лишена права участвовать в ООН, а также монопольно распоряжаясь органами ООП, добились незаконного санкциониро вания Организацией Об’единенных Наций этих своих агрессивных действий. Вслед ствие этого ООН оказалась на положении одной из воюющих сторон в корейской войне и, следовательно, утратила право на справедливое урегулирование корейского вопроса. Кроме того, послушное США большинст во государств в ООН неоднократно откло няло предложения СССР, КНР, Индии и других стран о мирном разрешении ко рейского вопроса и, не взирая на преду преждения Китайской Народной Республи ки и беспристрастного мирового общест венного мне-шя о том, чтобы американские войска не переходили 38-ю параллель, санкционировало планы США, направлен ные на расширение агрессивной войны в Корее и установление гоСНЬдствй fco всей стране. Следующие за СшА" в ООН госу дарства не только оставили без впимания протест Китайской Народной Республики против агрессивных действий США в от ношении китайской территории — остро ва Тайвань, но, наоборот, стремились дискредитировать справедливые действия китайских народных добровольцев, ока завших сопротивление агрессии и пришед ших на помощь Корее, и клеветнически сб’явили Китай агрессором. Вплоть до настоящего времени боль шинство государств в ООН обходит молча нием действия США. выразившиеся в аг рессии в отношении китайской террито рии — острова Тайвань п в .нарушении территориального суверенитета Китая. Вместе с тем Китайская Народная Респуб лика все еще отстранена от участия в ООН, а представители остатков гоминда новской кликп попрежнему продолжают восседать в ООН и на других междуна родных совещаниях, выдавая себя за представителей китайского народа. Такое положение серьезно подорвало престиж ООН и привело к тому, что ООН утрати ла моральную силу решать корейский во прос и азиатские проблемы. Используя имя ООН, США в ходе пере говоров о перемирии в Корее затягивали эти переговоры, а после установления пе ремирия препятствовали созыву политиче ской конференции по Корее. Этс лишний раз свидетельствует о неспособности ООН разрешить корейский вопрос, пменно по этому мы собрались здесь на совещание в целях мирного разрешения корейского во проса. Наше совещание не имеет никако го отношения к ООН. Однако представи тель США упорно настаивает на том, что бы корейский народ выполнял незаконные решения ООН и согласился на проведение выборов по всей Корее под наблюдением ООН, что, разумеется, лишено всяких ос нований. Как могут США, не сумевшие навязать свою волю корейскому народу путем вой ны, рассчитывать достигнуть за столом совещания того, чего они не смогли до биться на полях сражений? Делегат США должен понять эту истину. Представитель США говорил, что следует извлечь урок из корейской войны, но факты показывают, ЖЕНЕВА, 3 мая. (Спец. корр. ТАСС) Сегодня состоялось очередное заседание Женевского совещания министров иност ранных дел. На заседании председатель ствовал А. Иден. Продолжалось обсужде ние Корейского вопроса. В связи с от’ездом Даллеса из Женевы с сегодняшнего дня делегацию США воз главляет заместитель государственного секретаря США У. Беддел Смит. Сложившаяся на совещании обстановка вынудила представителя Южной Кореи Г>i/он Пон Тэ выступить на сегодняшнем заседании с новым заявлением. Южно корейский представитель явно не мог скрыть своей обеспокоенности тем впе чатлением. которое произвели на участни ков совещания я на общественное мнение всего мира выступления министров иност- что именно сам американский представи тель еще не извлек урока из корейской войны. Министр иностранных дел КНДР Нам Пр в своем предложении выдвинул требо вание о выводе всех иностранных войск из Кореи. Однако представитель США вы ступает против одновременного вывода всех иностранных войск из Южной и Се верной Кореи, ссылаясь на то, что аме риканские войска отличаются но своему характеру от китайских народных добро вольцев. И, действительно, они отличают ся. Разница между ними состоит в том, что американские войска прибыли в Ко рею с целыо агрессии, а китайские на родные добровольцы — для оказания со противления агрессии. Несмотря на это, мы все же настаиваем на одновременном выводе всех иностранных войск из Кореи. Что может быть справедливее этого? Пред ставитель США заявляет далее, что США не могут согласиться с одновременным вы водом всех иностранных войск из Кореи, потому что США находятся слишком да леко от Кореи, а Китай — очень близко. Невольно возникает вопрос: поскольку США могли послать свои войска в целях агрессии за тысячи миль в Корею, почему теперь они не могут отвести свои войска обратно на то же расстояние? Представи тель США указывает затем, что США из влекли урок из вывода своих войск из Кореи, и заявляет, что не желает повто рения истории. В этой связи следует напомнить пред ставителю США, что именно американ ские войска, выведенные в свое время из Кореи, вновь вернулись туда, между тем китайские народные добровольцы вошли в Корею для оказания отпора агрессии и защиты безопасности своей родины лишь после того, как США начали агрессивные действия в Корее и стали угрожать безо пасности Китая. Мы считаем, что для того, чтобы дать возможность корейскому народу разрешить свои проблемы мирным путем без вмеша тельства извне, все государства, войска которых находятся в Корее, должны до говориться между собой о выводе всех иностранных войск из Кореи в установ ленные сроки. Некоторые из участников совещания заявляют, что после вывода всех иност ранных войск мир в Корее не может быть сохранен. В действительности же Корея может развиваться по мирному пути при условии, что все заинтересованные госу дарства возьмут на себя обязательства не вмешиваться во внутренние дела Кореи и обеспечить мирное развитие Ко реи. Министр иностранных дел КНДР Нам Ир предлагает, чтобы соответствующие, наиболее заинтересованные в поддержании мира на Дальнем Востоке государства взя ли на себя вышесказанные обязательства в целях устранения возможности возобно вления войны в Корее. Китайская На родная Республика полностью одобряет это предложение и выражает желание совме стно с другими заинтересованными стра нами обеспечить выполнение этих обяза тельств. Дополнительное раз’ясненпе, сделанное сегодня министром иностранных дел КНДР Нам Пром по выдвинутому им предложе нию относительно восстановления нацио нального единства Кореи и проведения об- щекорейских свободных выборов, целиком исходит из реальной обстановки п благо приятствует нашей дискуссии. Делегация Китайской Народной Республики снова высказывает^# за то, что это предложение должно быть принято за основу для до стижения соглашения на настоящем со вещании. Сделанное только что г-ном Бьон Пон Тэ выступление полно клеветнических вы падов, направленных против Китайской Народной Республики, Союза Советских Социалистических Республик, Корейской Народно-Демократической Республики и других стран народной демократии. Его выпады, как и уже обанкротившиеся в прошлом выпады, предназначены для его хозяина, по указке которого он и высту пил здесь. Он дошел до такого цинизма, что заявил, что единственное, чем он не доволен, это то, что американская интер венция в Корее еще недостаточна, и по желал большей интервенции со стороны США. Отсюда видно, какова цена всего его выступления. Господин председатель! На заседании 2S апреля я отмечал, что настоящее со вещание не может обойти вопрос о воен нопленных, который до сих пор остается нерешенным со времени переговоров о перемирии в Корее. Если бы правитель ство США соблюдало международные кон венции, в которых участвуют США, то вопрос о военнопленных, собственно, не должен был бы стать проблемой, посколь ку Женевская конвенция ясно предусмат ривает, что после прекращения враждеб ных действий все военнопленные должны быть освобожтены и репатриированы без промедления. Однако американские вла- * it * ранных дел Корейской Пародно-Демокра- тической Республики, Китайской Народ ной Республики и Советского Союза. Он сделал жалкую попытку ответить на ар гументы и предложения, содержавшиеся в этих выступлениях. Но и на этот раз речь лисынмановского министра свелась к повторению затасканных тезисов амери канской антисоветской и антикоммуни стической пропаганды. Отсутствие всякого подобия каких-либо аргументов Бьон Пон Тэ пытался возместить трафаретными вы падами по адресу Советского Союза. Ки тайской Народной Республики и Корей ской Народно-Демократической Республи ки. После развязного и столь же нудного сти применяли в Корее варварские, бесче ловечные методы войны, нарушили поло жения Женевской конвенции, предусмат ривающие гуманное обращение с военно пленными, жестоко обращались с корей скими и китайскими военнопленными и совершали акты насилия над ними, при держиваясь ошибочных взглядов, проти воречащих Женевской конвенции, по во просу об освобождении и репатриации военнопленных, и тем самым затягивали перемирие в Корее. В целях ускорения осуществления перемирия в Корее корей ско-китайская сторона приложила немало усилий и в конечном счете достигла со глашения с противной стороной по вопро су о военнопленных. Обе стороны согла сились с тем, чтобы обеспечить возмож ность каждому военнопленному воспользо ваться правом на репатриацию. Однако не прошло и 10 дней после подписания со глашения о военнопленных, как власти Корейской Республики при поощрении США в течение нескольких дней, начиная с 18 июня, насильственно задержали бо лее 27 тысяч корейских и китайских военнопленных, а затем насильственно включили их в армию, полностью лишив их возможности воспользоваться правом на репатриацию. Эти действия американских и южнокорейских властей, нарушающие соглашение о военнопленных, едва не сор вали перемирие в Корее, что вызвало все общее осуждение. Главнокомандующий войсками Об’единенных Наций генерал Кларк 29 июня 1953 года заявил, что «командование войсками Об’единенных Наций продолжает прилагать свои усилия к тому, чтобы вернуть бежавших военно пленных». Однако до сего времени ни один человек из числа, более 27 тысяч военно пленных, насильственно задержанных и включенных в армию, не был возвращен. После установления перемирия в Корее власти США и Корейской Р еспубики всячески препятствовали работе комиссии нейтральных стран по репатриации, пред ставителем которой являлся представитель И ндии . В результате этого абсолютное большинство корейских и китайских воен нопленных, находившихся под охраной вы шеуказанной комиссии, не получило воз можности воспользоваться правом на ре патриацию. В связи с этим комиссия ней тральных стран по репатриации не вы полнила свои функции, возложенные на нее «Положением о компетенции комиссии нейтральных стран по репатриации», яв ляющимся частью соглашения о переми рии в Корее. 20 и 21 января 1954 года комиссия нейтральных стран по репатриа ции передала американской стороне более 21 тысячи корейских и китайских воен нопленных. находившихся под охраной указанной комиссии. В заключительном докладе комиссии нейтральных стран по репатриации от 18-го февраля того же го да указывается, что «всякое односторон нее действие любой из заинтересованных сторон будет противоречить упомянутому соглашению о компетенции», «если толь ко оба командования не согласятся на из менение процедур или способов действий в отношении статуса и судьбы военно пленных». Американская сторона, однако, при помощи вооруженных сил и путем уг розы применения вооруженной силы пе редала более 21 тыс. корейских и китай ских военнопленных правительству Юж ной Кореи и остаткам кликп Чан Кай-шн для включения в состав их армий. Действия властей США н Южной Кореи, выразившиеся в насильственном задержа нии в двух случаях более 48 тыс. корей ских и китайских военнопленных, яв ляются грубым нарушением Женевской конвенции и соглашения о перемирии в Корее. Для того, чтобы, найти разумные пути к разрешению этого вопроса, делега ция Китайской Народной Республики по согласованию с делегацией КНДР вносит следующие предложения: 1) Считать необходимым провести ме роприятия. обеспечивающие возвращение на родину корейских и китайских воен нопленных, насильственно задержанных командованием войск ООН в июне 1953 года и в январе 1954 года и включенных в армии. 2 ) С целыо оказания содействия в проведении мероприятий, предусмотренных в вышеуказанном параграфе по репатриа ции корейских и китайских военноплен ных, создать комиссию из представителей Соединенных Штатов Америки. Соединен ного Королевства Французской Республи ки. Китайской Народной Республики, Сою за Советских Социалистических Респуб лик. Корейской Народно-Демократической Республики и Корейской Республики. 3) До того, как вопрос о военноплен ных будет разрешен вышеуказанной ко миссией, ссзтаются смешанные группы из представителей обществ Красного креста заинтересованных государств обеих сто рон. подписавших соглашение о перемирии в Корее, для отправки в места пребыва ния в настоящее время военнопленных з целях инспектирования. выступления лисынмановского представи теля председательствующий предоставил слово министру иностранных дел Корей ской Народно-Демократической Республи ки Нам Иру. Министр иностранных дел Греции Сте- Фанопулос. выступивший после Нам Ира, голословно заявил, что предложения де легации Корейской Народно-Демократиче ской Республики «не могут быть серьезно рассмотрены». Затем слово получил министр иност ранных дел Китайской Народной Респу блики Чжоу Энь-лай. После выступления Чжоу Энь-лая засе дание закрылось. Ответственный редактор В. ЛУШЕНЬКИН . А Д РЕС РЕД А КЦ И И И И ЗДА ТЕЛЬСТВА : г о р . С е в е р о м о р с к . М у р м а н с к о й о б л а с т и . отделы : информации и ул. П олярная Я Телефоны: редактор — 3- культуры и быта — 3-63. боевой подготовки 76 зам редактора — 2-48. секретарь — 1-64. нач издательства и нач. типографии — 5-83; отдел подписки и бухгалтерия — 2-01; и писем — 28. пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. ГМ 0900105. Заказ Л» 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz