На страже Заполярья. 1954 год. Март.

Н а с т р а ж е 3 а п о л я р е я 7П марта Т954 г.. '¥Ё 72 (49147. осямтывать матросов умелыми имужественными; С Смелость, решительность и мужество — важнейшие и (пеот’емлемые качества каждого советского воина, необходи­ м ы е ему для победы в современном бою. Г» привитии этих .качеств матросам большая роль принадлежит старшинам и •сержантам. Обучая подчиненных специальности, они должны .постоянно развивать у каждого из них умение действовать четко в любых, самых сложных условиях, заботиться о фи­ зическом развитии моряков, приучать их быть инициативны­ ми воинами. В помещенных здесь материалах рассказывается о том, как выполняют эту задачу передовые старшины флота. Настоящая школа боевой выучки Как-то к специалисту первого класса старшине 2 статьи Евгению Иванову ио- дчигл незнакомый матрос и доложил: — Товарищ старшина, матрос Подурец прибыл для дальнейшего прохождения службы. — Хорошо. Сейчас идите отдыхать. I» тот же вечер старшина вел непри­ нужденную беседу с матросом Нодурец о его личной жизни, семье, службе. Из бе­ седы Евгений Иванов узнал, что его но­ вый подчиненный по национальности мол­ даванин. Но указанию командира новичка ставили на штат наводчика зенитной установки. — Мне, наверное, тяжело будет давать­ ся изучение техники. Сумею ли я ее ос­ воить? — Ike будет зависеть от вас самих. Если хотите стать настоящим специали­ стом. сначала хорошо изучите боевую технику. Чаще с неясными вопросами об­ ращайтесь & опытным специалистам. Уч­ тите, что море любит сильных и смелых людей. Моряк, обладающий высокой бое­ вой выучкой и выносливостью, чувствует себя на палубе корабля так же. к ж и на земле. Большое внимание придает Иванов за­ нятиям по специальности. К тгм . как правило, старшина тщательно готовится. Он детально продумывает организацию предстоящего урока, подготавливает опи­ сания и чертежи механизмов. Хорошо изу­ чив тему, старшина составляет обстоя­ тельный конспект, подбирает наиболее убедительные примеры из опыта передо­ вых моряков корабля и участников Беля­ вой Отечественной войны. ...Занятия проходили на боевом посту. Евгений Иванов об’яснял подчиненным устройство и взаимодействие деталей. Свой рассказ он сопровождал иллюстра­ цией наглядных пособий, приводил яркие, убедительные примеры. В конце занятия старшина задал старшему матросу Марко­ вичу несколько вопросов. Моряк ответил на них обстоятельно и подробно. — Теперь расскажите об устройстве этого механизма и его взаимодействии с другими частями, — обратился старшина к матроау Подурец. — Не смогу я. товарищ старшина, плохо еще разбираюсь в схеме. — После занятий мы с вами внима­ тельно рассмотрим ее. Вечером в свободное от вахты время старшина сидел с матросом Подурец и рассказывал ему о схеме. Изложив вопрос, старшина потребовал от матроса повто­ рить все сначала. Последний, хотя и с некоторыми неточностями, но об’яснил схему. — Теперь начертите напамять уст­ ройство механизма, — оказал старшина, давая моряку лист чистой бумаги. Тот сделал и доложил: — Начертил, товарищ старшина. — Давайте разберем, что у вас полу­ чилось. Плохо. Много неточностей. Начер­ тите заново! — приказал старшина. В этот раз схему По.иурец начертил точно. — Ну пот, видите, и разобрались. А вы говорите, что ничего не получится. После этого старшина раз’яснил матро­ су смысл и значение требований 15оенной ц р ш I j'v. Специалист первого класса старши­ на 2 статьи Евгении Иванов. Фото И. Ннкишова. присяги и уставов. Он умело переводил разговор на технические темы, подчерки­ вая. что умелым воином может быть толь­ ко тот, кто не жалеет ни сил, ни времени для изучения своего заведьгвания, кораб­ ля. — Трудностей, которые будут встре­ чаться на пути, вы не бойтесь, — про­ должал старшина, — а мужественно пре­ одолевайте их. Возьмите себе в пример Пасла Корчагина, героев Великой Отече­ ственной войны. Читайте побольше книг. У нас на корабле есть немало смелых и умелых товарищей. Учитесь v них. Такие беседы с матросом старшина вел не раз. Они давали ощутимые результа­ ты . У матроса Подурец развивалась любо­ знательность. Он стал больше интересо­ ваться техникой, меньше жаловаться на трудности. Моряк чаще задавал вопросы командиру и более опытным,, товарищам. Они охотно шли ему навстречу. Неровный путь был у матроса Подурец. Наряду с успехами у него были и срывы. Но моряк настойчиво преодолевал трудно­ сти. Когда матрос хорошо изучил материаль­ ную часть, старшина стал тренировать его на боевом пост?. — Смотрите, как делаю я. — говорил старшина.— Теперь вы проделайте то же самое! Матрос неумело выполнял упражнение. — Попробуйте еще раз. — Трудно с непривычки, — сознался 1Нод»урец. — Умение само не придет, — ответил Иванов моряку. — Будете систематически тренироваться — станете мастером своего дела. Шли напряженные дни боевой учебы. Каждое занятие, каждая тренировка спо­ собствовали росту боевой выучки воина. Он стал увереннее обслуживать технику, действовал на боевом посту сноровистее. Корабль вышел в море. Перед походом старшина еще раз напомнил матрону По­ дурец об его обязанностях. Дул резкий, порывистый ветер. Крутые зеленоватые волны набегали одна за дру­ гой на корабль. Они с силой ударялись о его борт и заливали верхнюю палубу. Трудно нести вахту* в такую погоду: на­ сквозь пронизывает северный ветер. Старшина помнил свое первое знаком­ ство с морем и трудности, которые при­ шлось ему преодолевать. Он находил для подчиненных теплые слова, подбадривал матросов, вселял в них уверенность в свои силы, указывал подчиненным на не­ достатки, сам во всем показывал при­ мер, достойный подражания. Матрос Поду.рец чувствовал себя плохо. Ему хотелось прилечь, движения его бы­ ли вялыми. Старшина заметил это. — Матрос Нодурец! Зорче следите за горизонтом. Обо всем замеченном доклады­ вайте! — приказал старшина. — Есть, зорче следить за горизонтом и обо всем замеченном докладывать, — ответил моряк. Весь личный состав — на боевых по­ стах. Моряки быстро и четко выполняют свои обязанности. Командир внимательно следит за действиями ма.троса Подуреп. — Неплохо, совсем неплохо, — думал старшина, наблюдая за его работой. Про­ звучала команда. Моряк Подуреп стад быстро вращать штурвал. — Молодец, — похвалил старшина. Это была первая похвала командира. Ни утомительная качка, ни сильный ветер, ни снежные заряды — ничто не помешало матросу Подурец успешно вы­ полнять свои обязанности. Успехи моряка в походе не вскружили ему голову. Он почувствовал веру в себя, в успех дела, а это помогло eviv в дости­ жении более высоких показателей в уче­ бе и службе. Теперь матрос Подурец яв­ ляется отличником боевой и политической подготовки. В его карточке взысканий и поощрений имеется несколько благодарно­ стей. Как-то старшина 2 статьи Евгений Иванов проходил мимо боевого поста и услышал голос матроса Подурец: — Смотрите, как делаю я. Теперь вы проделайте то же самое. — Попробуйте еще раз... Старшина улыбнулся. Его воспитанник тренировал молодого матроса Лейтенант А. АВЕРИЧЕВ. П е р е д о в ы е с т а р ш и н ы Воины нашего подразделения настой- добиваются о т л и ч н и к и боевой и полити- пых, старательно передают воинам опыт чиво повышают свое боевое мастерство. Они улучшают качество боевой и полити­ ческой подготовки, крепят воинскую дис­ циплину и уставной порядок. Высоких показателей в учебе и службе ческой подготовки, классные специалисты комсомольцы старшины 1 статьи Ива­ нов, Мороз и др. Неуклонно повышая свои всенные и политические знания, они умело обучают и воспитывают подчпнен- эксплуатации сложной техники. За уме­ лое воспитание подчиненных и безупреч­ ную службу передовым старшинам об’яв- лены благодарности. Матрос П. ИВАНЧЕНКО. Инициатива и решительность За время службы на флоте классный специалист старшина 2 статьи Виктор Яковлев воспитал немало отличников бое­ вой и политической подготовки, классных специалистов. Так, приглядываясь к матросу Кожев­ никову, старшина отметил, что тот, хотя и хорошо знает специальность, но при действиях на боевом посту нерешителен, а иногда теряется. После тренировки старшина рассказал матросу Кожевникову один из эпизодов Великой Отечественной войны, когда ре­ шительные действия моряков спасли ко­ рабль от верной гибели. — Вот вы, тов. Кожевников, — про­ должал он, — не уложились сегодня в норматив ровно на одну минуту. На пер­ вый взгляд — это пустяк. Но это не так. Представьте себе, что корабль вышел в море на выполнение боевого задания. II вдруг вы видите вражеский самолет, ата­ кующий корабль. Огонь вами открыт своевременно. Но вот неожиданно в са­ мый разгар боя ваше оружие выходит из строя и вы не можете его исправить: растерялись. К чему это приведет?.. Рассказывая, старшина внимательно следил за матросом, как тот воспринима­ ет его слова. — Разрешите провести внеочередную тренировку? — робко попросил матрос старшину Яковлева. — Не разрешаю. Нужно учиться хоро­ шо действовать в учебное время, — стро­ го ответил старшина. Старшина 2 статьи Яковлев перевел разговор на другую тему. Когда матрос Кожевников уже совсем было забыл о тренировке, старшина резко повернулся к матросу и подал команду. Мгновение, и Кожевников уже на боевом посту, оттуда четко доложил о готовности. Засекая время, старшина дал вводную. Наблюдая за действиями матроса, расте­ рянности он уже не обнаружил. — «Неисправность» устранена, — до­ ложил подчиненный. Взглянув на часы, старшина улыбнул­ ся: в норматив уложился. — Хорошо, тов. Кожевников, — ска­ зал Виктор Яковлев. — Больше работай­ те самостоятельно, и вы скоро добьетесь отличиых результатов. Польщенный таким отзывом старшины, матрос Кожевников стал настойчиво тре­ нироваться, используя для этого каждую возможность. В одном из походов матрос Кожевников блестяще оправдал надежды старшины. В море он проявил умение, решительность и инициативу. Несколько часов в штормовую погоду корабль находился в море. Трудно было нести вахту в машинном отделении, где работал матрос Кожевников. Ударом сильной волны корабль накре­ нило. Матрос Кожевников не устоял на ногах. Быстро вскочив на ноги, матрос бро­ сился к заведыванию. Мелькнула треволс- ная мысль: «Может быть нарушен нор­ мальный ритм работы механизмов». Он внимательно осмотрел, прощупал все аг­ регаты своего заведывания. Несмотря на качку, моряк четко и бы­ стро действовал на боевом посту, выпол­ няя все требования инструкции. Корабль успешно выполнил задание. Командование высоко оценило мастерст­ во, инициативу и решительность матроса Кожевникова. Ему присвоено звание «старший матрос». Старшина 2 статьи Яковлев гордится своим подчиненным. В успехах старшего матроса Кожевникова есть частица и его труда. Старший матрос В. ТИХОНЕНКОВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Бесстрастно и отвлеченно Серьезны е недостатки р а с с к а за по теме Руководитель группы политзанятий старший лейтенант Коваленко присутст­ вовал на инструктивном докладе и семи­ наре по теме. Готовясь к проведению за­ нятий, он перечитал рекомендованную литературу и составил аккуратный кон­ спект. На занятие по теме: «Борьба за соз­ дание социал-демократической рабочей партии в России (1 8 8 3— 1001 годы)» пропагандист пришел, считая себя все­ сторонне подготовленным. Это было пер­ вое в группе занятие по истории КПСС. Слушатели с нетерпением ожидали его. Они надеялись услышать интересный, содержательный рассказ о годах зарожде­ ния русского пролетариата, о первых ша­ гах рабочего движения в России, о поли­ тической борьбе за создание партии ра­ бочего класса. Однако занятие в группе прошло плохо. Вступление, которым пропагандист на­ чал свой рассказ, оказалось длин­ ным и скучным. В течение 30 минут тов. Коваленко вяло и монотонно говорит о необходимости изучения истории КПСС, причем допускал неточные формулировки. Главным же недостатком было то, что руководитель не нацелил слушателей на необходимость изучения истории КПСС в тесной связи с конкретной исторической обстановкой, с практикой коммунистиче­ ского строительства в нашей стране на современном этапе. О тех основных хо­ зяйственных и политических задачах, ко­ торые партия и советский народ решают в настоящее время, не было сказано ни слева. Призывая старшин настойчиво изу­ чать историю Коммунистической партии, руководитель не рассказал, какое конкрет­ ное, практическое значение имеет знание истории партии в жизни каждого воина. Пропагандист излагал материал сбивчи­ во, неясно, невыразительным языком. Рассказ не захватил моряков. Некоторые из них, в том числе тт. Торцев, Королев, невнимательно слушали его. На втором часе занятий был отдраен иллюминатор. Морозный воздух, ворвав­ шийся в кубрик, заставил старшин пере­ сесть из-за стола на боковые банки. По просьбе слушателей иллюминатор снова был задраен, слушатели вновь заняли свои прежние места. Это перемещение с места на место отнюдь не способствовало созданию рабочей, деловой обстановки. Наиболее путано и неубедительно изло­ жил тов. Коваленко содерясанне второго вопроса: «Народничество и марксизм в России. Плеханов п его группа «Осво­ бождение труда». Борьба Плеханова с народничеством. Распространение марк­ сизма в России». Пропагандист коротко сказал об ошибочных взглядах народни­ ков. Он не раз'яснил сущности этих оши­ бок и того огромного вреда, который на- редники наносили революционному рабо­ чему движению. О борьбе Плеханова с на­ родничеством было сказано только одной фразой: «Плеханов доказал ошибочности взглядов народников». ^ Руководитель не раскрыл марксистских положений по вопросам развития капита­ лизма в России, передовой роли пролета­ риата в революционной борьбе, роли лич­ ности и народных масс в истории, не заострил внимания воинов на тех вопро­ сах данного раздела, которые в настоящее время имеют актуальное значение в жиз­ ни нашей партии и всего советского на­ рода, допускал неточные и неряшливые формулировки. Поверхностно и поспешно изложил пропагандист п третий вопрос темы «На­ чало революционной деятельности Ленина. Петербургский «Союз борьбы за освобож­ дение рабочего класса». Времени для ответа на вопросы слуша­ телей у пропагандиста не осталось. Чем же об’яснить, что рассказ по те­ ме был бесстрастным, скучным и неин­ тересным? Ведь тов. Коваленко не пер­ вый год руководит группой политзаня­ тий. Он — теоретически подготовленный офицер. Очевидно, коммунист Коваленко не сделал для себя практических выво­ дов из решений партии по идеологиче­ ским вопросам. Он считал, что материал ему известен и готовиться к нему осо­ бенно тщательно не стоит. Однако на за­ нятии он убедился, что это далеко не так. Воины стремятся глубоко и основательно знать историю нашей нартнп. Подтверж­ дением этому являются и те вопросы, ко­ торые старшины задавали пропагандисту и в перерывах и после занятия. Но, к соясалению, на многие вопросы воины не получили ясных и исчерпывающих отве­ тов. Надо полагать, что коммунист Кова­ ленко сделает для себя необходимые вы­ воды и впредь занятия будет проводить интересно, увлекательно, в тесной связи с жизнью. В. ПОПОВ. Высокая антивность Послеполетный осмотр самолета Послеполетный осмотр является основ­ ным видом профилактического осмотра авиационной техники. От его качества в значительной мере зависит боевая готов­ ность и безотказная работа материальной части. Это наглядно подтверждает опыт работы авиационных специалистов — от­ личников нашей части старшего сержанта. Ларина, старшего матроса Плакоина и других. Их практика показывает, что про­ извести указанный вид осмотра техниче­ ски грамотно и устранить обнаруженные неисправности могут только те авиацион­ ные специалисты, которые в совершенстве знают конструкцию обслуживаемого само­ лета, имеют достаточные практические навыки. Принимая самолет, механик Ларин, на­ пример. подробно спрашивает летчика о работе материальной части в воздухе. Обычно V командира замечаний нет. Но этг; не снижает ответственности механика за проведение тщательного осмотра мате­ риальной части. Согласно маршруту послеполетного ос­ мотра передовой механик тщательно про­ веряет технику. В основе действий авиа­ тора — инструкция по эксплуатации данного типа самолета. При этом воин особое внимание обращает на состояние болтовых, заклепочных и штуцерных соединений, жестких тросовых и боуденов­ ских тяг, дюритовых и гибких шлангов и других крепящих и контрящих деталей. На болтовых соединениях он проверяет затяжку гаек, так как некоторые т них вследствие вибрации, возникающей во время работы мотора, могут ослабиться. Иногда аывает так, что гайка во время проверки подтянулась на несколько гра­ дусов. Тогда старший сержант Ларин по­ ступи т следующим образом. Если под гайкой имеется пружинная шайба, то при подтяжке гайки он предварительно ос­ матривает целость шайбы. Еслп же шай­ ба чмнтрится шплинтом или контровоч­ ной проволокой, то то подтяжки авиа­ тор удаляет шплинт пли проволоку, а , гайку дотягивает на следующий контро­ вочный шлиц. Затем гайка контрится шплинтом или проволокой. При осмотре заклепочного соединения старший сержант знает, на что обратить внимание. Если оно окрашено, то ослаб­ ление заклепки в гнезде можпо заметить но отстающей вокруг нее краске. Когда же ослабевшее заклепочное соединение не окрашено, вокруг головок заклепок обра­ зуется блестящий ободок. При попадании на ослабевшие заклепки масла вокруг их головок образуется масленый венчик. Ос­ лабевшую заклепку можно обнаружить пу­ тем простукивания обычным молотком. На штуцерных соединениях механик всесто 1 и>нне осматривает, во-первых, плот­ ность затяжки самой штуцерной гай­ ки на ниппеле и правильность ее кон­ тровки: во-вторых, герметичность задел­ ки штуцера на его трубке, гибком или дюрнтовом шланге. Плотность затяжки штуцерной гайки он проверяет обычным ключом. Эти гайки механик дотягивает до определенной нормы и обязательно конт­ рит вновь. При проверке соединений топливной, масляной, гидравлической систем можно определить негерметпчность по следам жидкости в месте соединения. Иногда ме­ сто. где нарушена герметичность, опреде­ лить трудно. Почему? Потому, что все близлежащие трубопроводы и другие дета­ ли забрызганы вытекающей жидкостью. Тогда этот участок тщательно промывает­ ся и насухо вытирается. Если жидкость но осматриваемому участку циркулировала иод давлением, то необходимо создать это давление и наблюдать за дефектным участком. Таким образом, место нарушен­ ной герметичности будет сразу обнаруже­ но Одна из основных задач послеполетного осмотра трубопроводов, тяг и других де­ талей мотора п самолета состоит в обна­ ружении их касания друг о друга и по­ тертости. Потертости могут привести к нарушению нормальной работы агрегатов самолета. К агрегатам двигателя подводится боль­ шое количество трубок, дюритов, тяг уп­ равления. Из-за ограниченности места очень часто вся проводка управления к тем или иным агрегатам тесно соприка­ сается. Кроме того, при движении самоле­ та по земле, при под’еме и выпуске амортизационных стоек шасси трубки под­ вода воздуха, гидросмеси, тормозные шланги перемещаются и изменяют свое положение относительно близлежащих де­ талей машин. Возможно также, что ме­ ханик или моторист, производя монтаж то­ г о ил и иного агрегата в ограниченном от­ секе, могут сдвинуть со своего места тру­ бопровод или шланг. В результате в по­ лете эта деталь может тереться о другую, разрушая ее. Когда-то у нас произошел поучитель­ ный случай. Один из механиков ставил бензопомпу на мотор. Он закрепил дюрп- товый шланг, идущий от помпы к кар­ бюратору так, что болт стяжного хомута уперся в дюралевую трубку подвода воз­ духа. Если бы это не было своевременно замечено, то могло бы получиться пов­ реждение материальной части. При осмотре органов приземления сле­ дует обращать внимание на сварные швы подкосов амортизационных стоек, герме­ тичность, крепление и контровку шлан­ гов, подводящих жидкость или воздух к тормозным устройствам, целость покрышек колес. При посадке самолета в момент каса­ ния колес о землю они переходят из со­ стояния покоя в состояние вращения и достигают оборотов, соответствующих ско­ рости движения самолета. При резком тор­ можении на покрышке могут образоваться потертости, так называемые «лысины». Их можно легко обнаружить при осмотре. Прокол покрышки заметить труднее. Поэтому необходимо обращать внимание на кал:дую царапину. Надо тщательно ее осматривать с помощью маленькой пло­ ской отвертки и зеркала. Если видны ни­ ти 1 шжиего слоя покрышки, то ее следу­ ет заменить. Надо следить, чтобы в нишах колес не было снега и чтобы штоки цилиндров уборки шасси, щитков (закрылков) не были покрыты льдом. Образовавшийся на концевых выключателях шасси лед не дает возможности при уборке шасси вык­ лючать лампочки на выпуск в то время, как шасси выпущены. Это введет летчика в заблуждение и может привести к по­ ломке самолета irpu посадке. После выполнения послеполетного осмотра и занесения его результатов в эту тетрадь, механик обязан представить произведенные записи технику на про­ смотр. От него он получает указания о последовательности, методах и сроках устранения обнаруженных дефектов. Далее следует один из ответственных этапов послеполетного осмотра — устра­ нение дефектов. На рабочем месте распола­ гаются все необходимые инструменты, заменяемые агрегаты, дюриты, прокладки, шплинты, контровочная проволока и т д. Механик, не подготовивший сразу все для работы, затрачивает йотом много времени на излишнее хождение. Качество работы при этом понижается и в процессе работы возможны упущения. Так, например, одному механику надо было снять для осмотра фильтр маслоот- стоиника. Гаечного ключа для этой цели иод рукой не оказалось. И чтобы не идти за ним на склад, авиатор применил ключ несоответствующих размеров. Воин не сра­ зу заметил, что повредил грани гайки. Так в результате неподготовленности ра­ бочего места и неправильного использова­ ния инструмента механик выполнил рабо­ ту за более лпюдолжительное время, чем на нее полагалось, и с пониженным каче­ ством. Закончив выполнение всех работ на самолете, целесообразно просмотреть еще раз рабочую тетрадь, сделать в ней по­ метки об устранении дефектов. Если в процессе работы встретятся неполадки, которые не были вписаны раньше, их также следует отметить в тетради и у странить. Поступая при послеполетном осмотре таким образом, наши механики обеспечи­ вают безаварийную работу боевой техни­ ки. Авиаторы добросовестно выполняют своп бонн ский долг перед Родиной. Младший техник-лейтенант В. НРАСНОЩЕКОВ. Но сигналу дневального слушатели группы собрались на очередное политиче­ ское занятие. К их услугам заблаговре­ менно были иодготовлены и аккуратно развешаны карты, плакаты, диаграммы. Хорошо подготовленные к занятию, мо­ ряки приняли активное участие в бесате. По вопросу о (решающих побсда-х Совет­ ских Вооруженных Сил выступает отлич­ ник боевой и политической подготовки старший матрос Самусенков. Он подо­ шел к KaipTe, четко и точно показал направления главных омаров советских войск в 1944 г., рассказал об источниках побед Советских Вооруженных сил. об ор­ ганизаторе и руководителе наших побед — Коммунистической партии и ее деятельно­ сти в военные годы. Глубокие знания по­ казал старший матрос Брахнов. Воины Самусенков, Брахнов и друпие, хорошо изучпгв материалы темы, увязывали свои выступления с конкретными задачами личного состава подразделения. Результаты настойчивой политической учебы положительно сказываются на по­ вышении 'качества боевой подготовки, на (улучшении службы и укреплении органи­ зованности среди личного состава. Многие моряки из нашей группы об’явлены o r личинками боевой и политической подго­ товки. А матросу Петрову за примерную учебу и службу командир предоставил внеочередной краткосрочный отпуск. Активность слушателей группы с каж­ дым занятием все больше возрастает. По­ вышая политическою сознательность, лич­ ный состав нашего подразделения доби­ вается новых успехов в боевой учебе, в укреплении дисциплины . Деятельную помощь морякам в политсг- чсской учебе оказывают лекции и демон- страция киножурналов, наглядно показы­ вающих неуклонный рост благосостояния советского народа. Неустанная забота пар­ тии о благе советского человека, выра­ женная в постановлениях сентябрьского и Февральско-мартовского пленумов ЦК КПСС и в ряде других решений, приня­ тых за последнее время, гдохновляет нас на дальнейшее улучшение качества бое­ вой и политической учебы, на укрепле­ ние дисциплины. Старшина 2 статьи А. СМЫСЛОВ. Что показала беседа по теме В нашей группе политических занятии состоялась беседа по тезье: «Советские Во­ оруженные Силы в Великой Отечествен­ ной войне (1 0 1 1— 1945 годы)». Руково­ дитель группы офицер Гичко хорошо под­ готовился к занятшо и умело организовал его. В обсуждении поставленных лгропаган- дистом вопросов активное участие приня­ ли слушатели Минькоаз, Тоомвялн, Дани­ лин и другие. Их выступления были со- держательяыми, к онкретпыми. Однако беседа показала, что не все iy нас со всей серьезностью относятся к по­ литической учебе. Например, неподготов­ ленными пришли на занятия матросы Со­ ва, Фомин и Романов. Ниже своих воз­ можностей выступил матрос Афанасьев. Тему эти слушатели усвоили слабо. Это обгоняется тем, что они плохо слушали рассказ руководителя и неплодотворно ис­ пользовали время, отведенное для само­ стоятельного чтения учебных пособий. Нет нужды доказывать, что такое от­ ношение к учебе не к липу советском^' воину. Младший сержант А. СЛ0Б0ДЯНЮК. Интересно и содержательно Я занималось в группе, которой -руково­ дит старший лейтенант Мошкин. Политза­ нятия у нас, как правило, проходят ин­ тересно. Мы с большим вниманием слуша­ ем содержательные рассказы пропаганди­ ста но изучаемым темам. Руководитель до­ ходчиво излагает материал, приводит при­ меры из жизни страны, подразделения, из своего богатого боевого опыта (он участ­ ник Великой Отечественной войны). В период избирательной кампании по выборам в Верховный Совет СССР офицер хорошо раз’яснил нам Положение о -выбо­ рах, рассказал о советской избирательной системе — самой демократической в мире. Моряки стремятся добиться новых ус­ пехов в |учебе и службе. Пример ревност­ ного выполнения воинского долга показы­ вают отличники боевой и политической подготовки матросы Кобылmi, Мальпгн и многие другие. Матрос Н. АВДЕЕВ. ПовЫсиласЬ успеваемость Молодой июни Дехтярев отставал в политической подготовке. Он имел низкий общеобразовательный уровень, слабо вла­ дел русским языком, и это мешало ему в учебе. Руководитель группы политзанятий младпгий лейтенант Соболев не оставил слушателя без внимания. Он помог ему в изучении русского языка, рассказал, как правильно вести записи прочитанного, и теперь тов. Дехтярев значительно лучше усваивает материалы политических заня­ тий, принимает деятельное участие в бе­ седах по изученным темам, показывает хорошие успехи. Такую же эффективную помощь тов. Соболев оказал воинам Вепреву и Волкову. Ефрейтор В. СМИРНОВ. Заботливый помощник руководители группы Тепло отзываются воины пашего иод- разделения об отличнике боевой и поли­ тической подготовки, помощнике руково­ дителя группы политзанятий младшем сержанте Труфанове. Он оказывает боль­ шую помощь слушателям в учебе, регу­ лярно проводит дополнительные занятия. Недавно в беседе по теме активное участие принял рядовой Козлов. Его вы­ ступление было содержательным, конкрет­ ным. Своим успехом Козлов во многом обязан помощнику руководителя. Тов. Труфанов кропотливо занимался со слу­ шателем, помог ему стать одним из пере­ довых воинов. За безупречную службу примерный во­ ин имеет 2 7 поощрений. Рядовой В. ПЕТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz