На страже Заполярья. 1954 год. Март.

23 марта 1954 г., JV° 71 (4913). На с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь И Партийная укрепление организация единоначалия Советским командирам-едиионачалыш- кам принадлежит огромная роль в реше­ нии задач, стоящих перед Вооруженными Силами СССР. Они облечены высоким до­ верием Коммунистической партии и Со­ ветского правительства. Командир-едино­ начальник отвечает за все стороны жиз­ ни личного состава корабля, нодразделе- [я. за боевую и политическую подготов- Он обязан с помощью коммунистов и комсомольцев воспитывать воинов в ду­ хе беспредельной преданности социали­ стической Родине, в духе стойкости, сме­ лости и отваги. Г>о всем этом большую помощь команди­ рам призваны оказывать нолиторганы, партийные и комсомольские организации. Всю партийно-политическую работу они должны направлять на обеспечение бое­ вой подготовки, развивать политическую сознательность моряков, повышать их чувство ответственности за защиту Ро­ дины. бороться за то. чтобы каждый при­ каз, распоряжение начальника выполня­ лись воинами беспрекословно. Поднимать и всячески оберегать авторитет командира, укреплять единоначалие — важнейшая задача полнторганов и партийных органи­ зации. Выполняя эту задачу, партийная ор­ ганизация нашего корабля уделяет посто­ янное внимание улучшению политическо­ г о воспитания коммунистов и всего лин­ июго состава, прививает морякам высокие морально-боевые качества, имеющие боль­ шое значение в современном бою. Опира­ ясь на широкий круг актива, члены бю­ ро вовлекли всех коммунистов в общест­ венную работу, добились их примерности в службе и учебе. Коммунисты Дубов, Та­ расов и многие другие известны воинам корабля как подлинные мастера своего дела, надежные помощники командира в обучении и воспитании моряков, в укреп­ лении воинской дисциплины. Придавая большое значение укреплению единоначалия, секретарь партийной ор­ ганизации на каждый месяц планирует различные мероприятия по этому вопросу. Только за последнее время на корабле щюведены такие доклады и беседы, как «Приказ командира — закон для подчи­ ненных», «Быть "верным Военной прися­ ге — священный долг советских воинов», «Уставы — нерушимый закон жизни и деятельности советских воинов» и другие. Коммунисты рассказали о том, что в сов­ ременном бою т|>ебуются особенно крепкая дисциплина и организованность, четкий порядок, беспрекословное подчинение во­ ле командира. Так, в одной из бесед коммунист Кур- млн подчеркивал, что малейшая оплош­ ность плп задержка в выполнении прика­ за командира хотя бы одним матросом в мирное время может привести к срыву задачи, а в условиях боя — к весьма тя ­ желым последствиям. — Наш командир, — говорил тов. Курман. — не только требовательный на­ чальник, но и хороший учитель, заботли­ вый руководитель, к которому можно об­ ратиться с любым вопросом. Он всегда во всем поможет каждому. Коммунист привел пример, как комсо­ мольцы старший матрос Михайлов и ма­ трос Звонарев с помощью командира ста­ ло высокоднсцпплиннрованными воинами, классными специалистами. Содержательной была и лекция заме­ стителя команцира по политической части о единоначалии в Советской Армии и Флоте. Политработник подробно рассказал о том, что единое централизованное ру­ ководство действиями моряков, обязатель­ нее подчитчик; воинов воле командира осо­ бенно необходимы в современных условиях боя. Э то объясняется наличием современной боевой техники и оружия, сложностью ведения боевых действий, требующих от воинов нанвысшего напряжения физиче­ ских и моральных сил. — В этих условиях, — говорил полит­ работник, — исключительно важное зна­ чение приобретает быстрое принятие пра­ вильного решения и немедленное выпол­ нение его всем экипажем корабля. А до­ биться этого можно при условии строгой централизации управления действиями личного состава, при единоначалии, ко­ торое осуществляет командир. Воспитанные и вынестовдччые Комму­ нистической партией, командиры Совет- ской Армии и Флота являются верными сынами своего парода, носителями самой передовой военной культуры и высокого воинского мастерства. Советский коман­ дир — это не только военный специа­ лист, но и активный политический дея­ тель, активный борец за победу комму­ низма. Советский воин видит в своем ксмандире-единоначальнике умелого руко­ водителя и воспитателя, заботливого отца и учителя. — Именно таким единоначальником является командир нашего корабля, — сказал коммунист. — Сын простого рабо­ чего, выходец из народа, он прошел су­ ровую школу войны. За умелое проведе­ ние боевых операций и личную пример­ ность при выполнении заданий командова­ ния он имеет несколько правительствен­ ных наград. Сейчас командир настойчиво совершенствует свое мастерство, учит нас тому, что необходимо на войне. Одно время на нашем корабле имели место нарушения воинской дисциплины. В связи с этим командир поставил задачу — изжить дисциплинарные проступки. Коммунисты горячо поддержали команди­ ра. Было проведено партийное собрание, на кото 1 юм выступающие подвергли спра­ ведливой критике тов. Рыскина, допускав­ шего нарушения уставного порядка. Пос­ ле собрания членами бюро и другими ак­ тивистами была проделана большая ра­ бота. Проведены групповые и индивиду­ альные беседы с моряками о значении воинской дисциплины в повышении боевой готовности корабля. Особенно много потрудился коммунист Кубланов. Он неоднократно беседовал с матросами Кирилловым и Вострозым, ко­ торые халатно относились к своим обя­ занностям, нарушали дисциплину. Тов. Кубланов раз’яснял им требования уста- лов и Присяги, указывал на ошибки, по­ мог до конца понять, что приказ коман­ дира — эго приказ Родины, который в любых условиях является законом для. воина. В настоящее время тт. Кириллов и Востров не допускают нарушении дис­ циплины. Проявляя заботу об укреплении автори­ тета командира-еднионачальника и помо­ гая ему в наведении уставного порядка на корабле, партийная организация ведет решительную борьбу со всякими попыт­ ками обсуждения приказов или несвоевре­ менного выполнения их. Так поступило бюро, например, с кандидатом партии тов. Псаенковым. Вместо того, чтобы влиять на личный состав и помогать командиру в дальнейшем укреплении дисциплины, он пытался умалить роль офицера в обуче­ нии и воспитании воинов. Секретарь пар­ тийной организации сразу же пооеседо- вал с Псаенковым, указал ему на эти ошибки. Много занимались с коммуни­ стом и другие товарищи. Но должных вы­ водов для себя тов. Исаенков не сделал. Тогда его пригласили на заседание бю[ю, где были подробно разобраны ошибки мо­ лодого коммуниста, и ему об’явлено пар­ тийное взыскание. Сейчас тов. Исаенков заметно исправил свое поведение, безого­ ворочно и в срок выполняет приказания п распоряжения командира. Неослабное внимание в своей работе партийная организация уделяет укрепле­ нию авторитета молодых офицеров. При­ ведем такой пример. Для прохождения дальнейшей службы на корабль прибыл один из офицеров. Он горячо взялся за по­ вышение своих военных знаний, за изуче­ ние боевой техники. Но в то же время офицер упустил работу с личным соста­ вом. Коммунист Смирнов подметил это и пьмог товарищу правильно распределить свое время, улучшить воспитательную ра­ боту с моряками, повысить требователь­ ность к себе и к подчиненным. Благода­ ря своевременной помощи со стороны командира и партийной организации мо­ лодой офицер за короткий срок исправил ошибки. Это положительно сказалось на боевой выучке старшин и матросов, на укреплении авторитета офицера. Был у нас и такой случай, когда один офицер слабой требовательностью и пани­ братством с подчиненными пытался завое­ вать себе ложный авторитет. Подобная практика привела к тому, что один из его подчиненных стал халатно относиться к своим обязанностям, совершать про­ ступки. Не реагировал он и на замечания старших товарищей. Партийная организа­ ция не могла пройти мимо этих фактов. По совету секретаря комсомольское бюро привлекло к ответственности нерадивого война-комсомольца. Коммунисты оказа­ ли влияние и на офицера. С ним бе­ седовали командир, политработники. Они раз’яснили офицеру, что авторитет, лю­ бовь и уважение подчиненных завоевы­ вают безупречным знанием своего дела, высокой и справедливой требователь­ ностью к матросам, отеческой заботой об их нуждах. Вся работа коммунистов направлена на укрепление единоначалия и авторитета командира, благотворно влияет на повы­ шение воинского мастерства моряков, на успешное выполнение поставленных задач. За последнее время на корабле значитель­ но сократились случаи нарушения воин­ ской дисциплины, повысилось качество боевой учебы. Однако в деятельности партийной ор­ ганизации имеются и недостатки. Еще мало проводится бесед, воспитывающих у моряков любовь и уважение к командиру, слабо используются для этой цели стен­ ная печать и радио Мало заботы прояв­ ляют коммунисты об улучшении организа­ ции службы на корабле. Руководствуясь решениями X IX с’езда КПСС, партийная организация должна еще выше поднять уровень всей партийно-по­ литической работы, еще активнее помо­ гать командиру-единоначальнпку в обу­ чении и воспитании моряков, в укрепле­ нии дисциплины и единоначалия. Только при этом условии можпо достичь новых, еще более высоких результатов в учебе и службе экипажа, в повышении боевой го­ товности корабля. Утро. Рань. Вокруг темно. След зари. И тишь кругом. Но не спит уже давно Наш родной аэродром. На стоянках самолетов Гул моторов, вспышка фар, Звон ключа... И шутит кто-то: «Тоже мне еще — технарь». Вскрыв капот, мотор механик проверяет, словно врач: пульс каков, мол, как дыханье?.. «Козелки» повез тягач. Моторист чехол порпаный взял и шьет на стеллаже. И на старт с огнями АНО самолет ведут уже. А восток с зарей червонной день труда спокойно шлет. Старт заполнив гулким звоном, Самолет пошел на взлет. Миг, и в утренней морозной дымке тает... Разворот. В неб>е сокол краснозвездный землю нашу бережет. Гвардии старший матрог А. МЕЛЕШКО. Великая дружба братских народов О Б З О Р П И С ЕМ В О ЕН К О РО В Капитан-лейтенант В. ДРУГОВ. У ч ё б а п о м о г а е т в с л у ж б е Настойчиво овладевает марксистско- ленинской теорией слушатель партийной школы младший сержант Сенин. Он при­ нимает активное участие в каждом семи­ нарском занятии. Его выступления по­ строены на живых, поучительных приме­ рах. . Младший сержант Сенин активно уча­ ствует в комсмольской жизни и в агита­ ционно-массовой работе. Он является дея­ тельным помощником командира в воспи­ тании и обучении личного состава, слу­ жит примером для личного состава в боевой и политической подготовке, в дис­ циплине. Тов. Сенин избран секретарем комсо­ мольской организации подразделения. Зна­ ния, приобретенные в школе, помогают ему правильно организовать работу ком­ сомольского бюро. За безупречную службу командир по­ ощрил передового воина. Младший сержант В. КАЧАЛОВ. В обстановке большой политической и трудовой активности всех народов нашей страны прошли выборы в Верховный Со- ьет СССР. Воины Северного флота вме­ сте со всеми народами нашей страны, го­ товясь к выборам, торжественно отмечали 300-летие воссоединения Украины с Рос­ сией. На кораблях и в подразделениях чита­ лись лекции и доклады, проводились бе­ седы и тематические вечера, в которых воины принимали самое активное уча­ стие. Об этом рассказывают в письмах в редакцию военкоры. «На тематическом вечере, посвящен­ ном дружбе народов, — пишет в своем письме рядовой С. Усимов, — выступа­ ли воины разных национальностей, рядо­ вые, сержанты и офицеры. Они вспоми­ нали замечательные вехи в истории борь­ бы украинского народа за свое нацио­ нальное освобождение, о выдающемся полководце и государственном деятеле Богдане Хмельницком и народных героях — Кривоносе, Богуне и Нечае. II от славных страниц истории переходили к радостным сегодняшним дням, чтобы на примерах повседневной жизни и труда советских людей раскрыть великую пло­ дотворную силу неразрывной дружбы ук ­ раинского и русского народов, всех наро­ дов нашей социалистической Родины». «Переяславская Рада, разгром швед­ ских захватчиков пса Полтавой, совмест­ ная борьба русского и украинского наро­ дов против вражеского нашествия напо­ л е он ов ск ой армии: р е в о л ю ц и о н и о - о сЕ о б о - дительная борьба против царизма и кре­ постничества в X IX веке, великая победа Октябрьской социалистической револю­ ции, гражданская война, годы социали­ стического строительства, Великая Отече­ ственная война — все эти вопросы на­ шли свое отражение в выступлениях вои­ нов на тематическом вечере, — сообщает старшина 2 статьи В. Брысин. — В ве­ чере приняли участие многие матросы нашего корабля». Старшие матросы Д. Удельное, Ю. Смирнов, матросы Н. Филиппов, В. Лвпихин и другие наши военкоры пишут о беседах и докладах, которые также были посвящены дружбе народов, 300-летию воссоединения Украины с Россией. Их проведение явилось дейст­ венным средством мобилизации вои­ нов на новые успехи в боевой и полити­ ческой подготовке, на укрепление друж­ бы и войскового товарищества. Отвечаем на вопросы читателей = ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛИННЫЕ И ЗА Л ЕЖ НЫ Е ЗЕМЛИ Группа читателей нашей газеты, в том числе старшина 2 статьи Мельцев, старшие матросы Иноземцев, Тушев, матрсс Стсфанский, обратились в редакцию с просьбой рассказать о целинных и залежных землях и о значении их освоения в дальнейшем крутом под’еме сельскохозяйственного производства. Настоящая статья является ответом на вопрос воинов. Коммунистическая партия и Совет­ ское правительство наметили широкую, боевую и конкретную программу круто­ го под’ема сельского хозяйства, созда­ ния в стране достатка, а затем обилия Есех продуктов питания для народа и всех видов сырья для легкой промыш­ ленности. Советский народ прилагает большие усилия, выполняя постановление сен­ тябрьского Пленума ЦК КПСС и после­ дующие решения партии и правитель­ ства по дальнейшему развитию сель­ ского хозяйства. За последние полгода еще более выросла и укрепилась мате­ риально-техническая база колхозов, сов­ хозов и МТС. В минувшем году сель­ ское хозяйство получило большое ко­ личество мощных тракторов, комбай­ нов, автомашин, свыше двух миллио­ нов различных сельскохозяйственных машин, шесть миллионов тонн мине­ ральных удобрений. В деревню на­ правлены десятки тысяч агрономов, зоотехников, инженеров и техников. Но партия считает, что все это лишь первые успехи. Перед советским на­ родом теперь стоит задача — опираясь на достигнутое, сделать громадный ска­ чок вперед в области увеличения сель­ скохозяйственного производства и, прежде всего, в развитии зернового хо­ зяйства. В принятом недавно Пленумом ЦК КПСС постановлении «О дальней­ шем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и за­ лежных земель» говорится, что в це­ лях выполнения поставленной партией и правительством всенародной задачи о крутом под’еме производства предметов народного потребления в стране особо важное значение имеет дальнейшее раз­ витие зернового хозяйства, как основы всего сельскохозяйственного производст­ ва. Пленум отметил, что существующий в настоящее время уровень зернового производства как по валовому сбору продукции, так и по ее товарной ча­ сти не покрывает растущих нужд на­ родного хозяйства. В короткий срок наше сельское хо­ зяйство должно резко увеличить про­ изводство зерна с тем, чтобы социали­ стическое государство имело в своих руках в ближайшие годы по заготов­ кам и закупкам на 35— 40 процентов зерна больше, ном оно имело в 1953 г. Наряду с повышением урожайности зерновых культур на всех площадях огромное значение в решении этой за­ дачи имеет освоение целинных и за­ лежных земель в размере 13 миллионов гектаров в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья, а также Северного Кавказа и некоторых других районов. Значение начатого партией и прави­ тельством дела огромно. На необ’ятноп территории нашей Родины есть еще десятки миллионов гектаров неосвоен­ ных земель. Эти земли первозданные, сохранившие свою природную целост­ ность. Отсюда и название — земли «целые», целинные. Особенностью целинных земель во­ сточных районов страны является то, что онп расположены в степной зоне. На пх поверхности нет лесов, кустар­ ников, что значительно облегчает их освоение. На целинных степных землях тысячелетиями произрастала буйная трава. Поэтому почва богата перегноем и характерна высоким физическим ка­ чеством — структурой. Залежными называются земли, ко­ торые когда-либо хоть один раз были использованы под посев, но затем в те­ чение многих лет не обрабатывались. Эти положительные свойства целины залежей при хорошей обработке и оби­ лии тепла дают возможность выращи­ вать на них различные сорта зерновых и иных культур и, в частности, яро­ вую пшеницу. Практикой доказано, что эти земли, если их вспахать и тщательно обрабо­ тать в сжатые сроки, ранней веенчй могут быть одновременно и засеяны. Весной этого года колхозы, совхозы и машинно-тракторные станции Сибири, Алтая, Казахстана, Урала и Повол:кья подготовят почву и засеют новые поля общей площадью в 2 миллиона 300 ты­ сяч гектаров. В летние месяцы для по­ сева под урожай будущего года они подготовят дополнительно еще несколь­ ко миллионов гектаров целины и за­ лежей. На этих веками нетронутых землях организуются 125 новых крупных зерновых совхозов, каждый из которых будет ежегодно давать стране сотни ты­ сяч пудов хлеба. Целина и залежи — это твердая почва, обработать которую без техники, невозможно. Советское государство вы­ деляет для освоения новых земель ог­ ромное количество мощных тракторов, автомобилей, высокопроизводительных сельскохозяйственных машин. Партия и правительство принимают меры к тому, чтобы были созданы все условия для превращения пустырей в плодородные поля. ч История ни одной страны не знает таких примеров. Резкий под’ем сель­ ского хозяйства — задача под силу только советскому народу, только со­ циалистический строй предоставляет все возможности для всестороннего и быстрого развития экономики, для пол­ ного обеспечения потребностей тру­ дящихся. В самоотверженной борьбе за резкий под’ем сельского хозяйства нашей стра­ ны в первых рядах идет комсомол, на­ ша славная молодежь. Тысячи юных энтузиастов страны откликнулись па призыв партии и выразили горячее желание принять участие в освоении целинных и залежных земель. Примеру комсомольцев Москвы и Московской об­ ласти последовали тысячи, десятки тысяч советских людей. Поехать в восточные, юго-восточные и другие районы страны из’ явп.ти желание моло­ дые патриоты — юнонги и девушки Кубани, Украины, Тамбовской, Горь­ ковской, Куйбышевской, Воронежской и других областей. Первые группы ком- сомольцев-добровольцев Москвы уже прибыли на Алтай, в Казахстан. Зерповое хозяйство является ведущей отраслью, основой всего сельскохозяй­ ственного производства. Подняв и за­ сеяв зерновыми культурами в Сибири, Казахстане, на Урале и в Поволжье миллионы гектаров целинных и залеж­ ных земель, наш народ в 1955 году до­ полнительно должен получить 1 .100— 1.200 миллионов пудов хлеба. Хлеб — это богатство нашей Родины. Чем боль­ ше мы будем производить зерна, тем больше будет не только хлеба, но и мя­ са, масла и других продуктов. Открывается невиданно широкий простор для нового под’ема сельского хозяйства, дальнейшего развития соци­ алистической экономики. Задача освое­ ния целинных и залежных земель, по­ ставленная ЦК КПСС и Советским пра­ вительством, полностью отвечает инте­ ресам нашего народа, является общена­ родным делом. Агроном Л. ОПРАВИНА. В СВЯЗИ с открытием X II с’сзда ком­ сомола редакция журнала «Зна­ ние — сила» обратилась ко мне с предложением рассказать юным читате­ лям, советской молодежи о виденном и слышанном, пережитом н передуманном в годы странствий. Я охотно согласился, потому что и сам я в юности с увлечени­ ем читал о приключениях в далеких стра­ нах и с orpojfiibiM интересом прислуши­ вался к мыслям и советам много видав­ ших, бывалых людей. Книги Купера. Майн-Рида, а позже Жю­ ля Верна в детстве производили на меня сильное впечатление. Мы с братьями мыс­ ленно одолевали льды Арктики, поднима­ лись на высокие горы, опускались в глу­ бины океанов, охотились на слонов, львов и тигров. Мы играли в путешествия, вы­ резая из бумаги людей и животных, клеи­ ли из картона лодки и устраивали охоту на диких зверей, войну белых с индейца­ ми, кораблекрушения. Мне очень нрави­ лись охотники, моряки и жюль-верновские ученые, иногда смешные и рассеянные, но великие знатоки природы. Мне тоже хоте­ лось сделаться ученым, естествоиспыта­ телем, путешественником. Одно огорчало меня: Америка была открыта без меня, без меня совершены кругосветпые путешест­ вия, нанесены на карту материки и^остро- ва. Белые пятна нелегко было найти в географическом атласе. Ливингстон уже пропик в дебри Центральной Африки, Пржевальский — в пустыни Центральной Азии. Увы. я опоздал родиться. Я знаю, многие из вас тоже мечтают о дальних странствиях, открытиях, изобре­ тениях, многие вздыхают тайком: как жаль, что открыты Америка и полюса! Как жаль, что я не живу во времена Ко­ лумба или Пржевальского! Жаль, что я не родился раньше Можайского и Попова, — быть может, самолет и радио изобрел бы я ! А теперь все открыто, увы ... Возможно, в таких мыслях виновата популярная литература, которая очень. А кад ем и к В . А . О Б Р У Ч Е В . Счастливого пути вам, путешественники в mpembe тысячелетие! подробно, обстоятельно и восторженно го­ ворит о достижениях прошлого и мельком, неохотно упоминает о неясном, неведомом, нерешенном. А между тем не отдельные белые пятнышки — огромный океан неве­ домого окружает нас. II чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам при­ рода. Очертания берегов, горных хребтов и рек уже нанесены на карту, "но много ли мы знаем о внутренности Земного шара? Наши шахты и буровые скважины, как булавочные уколы на кожуре Земли. Са­ мые глубокие из них не составляют одной тысячной доли земного радиуса. Поверх­ ность суши из’езжена вдоль и поперек, но только на 22 километра люди поднима­ лись над поверхностью, только на 3 кило­ метра опускались в глубь океана. Океан­ ское дно и атмосфера, недра Земли, планет и солнечной системы еще ждут своих ко­ лумбов и иржевальских. Гигантские, еще не решенные задачи стоят перед советской наукой. Требуется: продлить жизнь человека в среднем до 150— 200 лет, уничтожить заразные бо­ лезни, свести к минимуму незаразные, победить старость и усталость, научиться возвращать жизнь при несвоевременной, случайной смерти; поставить на службу человеку все силы природы, энергию Солнца, ветра, подзем­ ное тепло, применить атомную энергию в промышленности, транспорте, строитель­ стве, научиться запасать энергию впрок и доставлять ее в любое место без проводов; предсказывать и обезвредить оконча­ тельно стихийные бедствия: наводнения» ураганы, вулканические извержения, зем­ летрясения; изготовлять на заводах все известные на Земле вещества, вплоть до самых сложных — белков, а также и не извест­ ные в природе: тверже алмаза, жароупор­ ное огнеупорного кирпича, более туго­ плавкие, чем вольфрам и осмий, более гиб­ кие, чем шелк, более упругие, чем резпна; вывести новые породы животных и растений, быстрее растущие, дающие больше мяса, молока, шерсти, зерна, фруктов, волокон, древесины для нужд на­ родного хозяйства; потеснить, приспособить для жизни, освоить неудобные районы, болота, горы, пустыни, тайгу, тундру, а может быть, и морское дно; научиться управлять погодой, регули­ ровать ветер и тепло, как сейчас регули­ руются реки, передвигать облака, по ycj мотрению распоряжаться дождями и ясной иогодой, снегом и жарой. Трудно это? Необычайно трудно. По это необходимо. Советские люди хотят жить долго, хотят жить в изобилии и безопасно­ сти, хотят быть полными хозяевами на своей земле, не зависеть от капризов при­ роды. Значит, все это будет сделано. II все это будете выполнять вы, сегодняшние школьники и ремесленники, и не только те из вас, кто станет великими учеными, но и все остальные: токари и шоферы, трактористы и каменщики, медицннекпе сестры, ткачи, шахтеры... Великие задачи не решают одиночки — Волго-Донской ка­ нал строили не только авторы проекта. И уж во всяком случае все вы, все до едино­ го, примете участие в выполнении самой великой, самой благородной и гуманной задачи человечества — строительстве коммунизма, в создании счастливой мир­ ной жизни для всех советских людей. Вы, сегодняшние ремесленники и школьники, только начинаете свое путе­ шествие в мастерство, в творчество, в на­ уку, в жизнь. II мне, старику, который прошел много верст но неисследованным землям, много искал в дебрях науки, хо­ чется дать вам, начинающим путешест­ венникам, несколько напутственных со­ ветов. Любите трудиться. Самое большое на­ слаждение и удовлетворение ириноент че­ ловеку труд. Добывайте право сказать: я делаю нужное дело, моей работы ждут, я приношу пользу. II если вы встретите трудности, безвыходные, казалось бы. ту ­ пики, сопротивление старого, может быть, даже равнодушие и непонимание, вас всегда поддержит мысль: я делаю нужное дело. Не отрекайтесь от мечты! Я разумею юношеские мечтания об открытиях, о творчестве. Есть люди, которые легко уступают обстоятельствам, сдаются после неудачного экзамена, при семейных или служебных затруднениях. Но затруднения проходят, а время упущено, и остается горькое сожаление о жизни, прожитой без огня, растраченной на мелочи, на труд, лишенный радости. Дерзайте! Боритесь за большие дела, если вы боретесь всерьез. Способности, •как и мускулы, растут при тренировке. Большие открытия не всякому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка ничего не откроет. Вы должны далеко уйти от своих дедов и прадедов. Я родился 90 лет тону шшц* Bft. вре­ мена моей молодости не было самолетов, кино, радио, электричества. Еще не было железной дороги через Сибирь, я ехал в Иркутск в тарантасе. Для меня радио- пциемиизг — великое достижение, для вас — привычный предмет в комнате. Вы на­ чинаете у нас на плечах, вам надо высо­ ко забраться. Больше пятидесяти лет я прожил при царском режиме. -Я тратил силу, энергию, обогащая золотопромыш­ ленников, '.меня (уволили из институ­ та за левые убеждения. Я мог толь­ ко мечтать о строе, где труд будет в почете. А вы родились в свободной стра­ не, в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд. Так п у с т ь же ваш труд, ваши меч­ ты будут достойны социалистической Ро­ дины, пусть вашу достижения будут са­ мыми передовыми в мире. Не скрывайте своих намерений, не дер­ жите задгыслы в секрете. Это не с к р о м ­ н о с т ь , а наоборот— гордость, ложный стыд и жадность старателя-собстпенника. хра­ нящего для себя золотую жилу. Если п-аше предложение на самом асле золотое, вы не сможете разрабатывать его в оди­ ночку. если вы обманулись, — зачем ван тратить время, вам сразу (укажут ошибку. Меня часто упрекали, что я тороплюсь, публикуя наблюдения. Но я не жалел об этом ни разу. Иные находки я не смог осмотреть как следует сам. за меня дове­ ли работу другие. Так, в пустыне Гоби я нашел зуб носорога, а идя по моим сле­ дам, большие экспелпцгп обнаружили це­ лые кладбища вымерших животных. Иногда мои статьи встречали возражения, я.выслушлвал их, возвращался к теме* искал новые факты, расширял ее. Таким образом, не только советы друзей, но и возражения моих научных противников помогали мне совершенствовать работу. Будьте принципиальны. Нам нужна, истина и только истина. Не ста-райтесь угодить приятелям, пртсирить своих учи- телей, никого не обидеть. На этом пути вы найдете, может быть, спокойствие и даже благополучие, но пользы не прине­ сете никакой. Не бойтесь авторитетов И если сре.ш вас есть будущие геолога, ко­ торые не согласятся с академиком Обру­ чевым (хотелось бы, конечно, чтобы та­ ких было немного!). — смело выступайте против него, если v вас есть данные, оп­ ровергающие его выводы. Но не рассчитывайте на легкую побе­ ду. на открытие с налета, на осенившую вас идею. Все, что лежало под руками, давно уже подобрано и проверено, то. что легко приходит в г о л о в у , давно пришло в голову п обеуждалось. Только на новых фактах, на новых наблюдениях можно строить новые постижения. Факты — это кирпичи, из которых слагается человече­ ский опыт, эго ваше оружие в творчест­ ве. Неустанно ищите факты, собирайте их в природе и в книгах, читайте хорошие учебники от доски до доски и, кроме то­ го, книги, не входящие в программу. Изучайте свою специальность доскональ­ но. но не жалейте времени и на чужую. Геолог, поекраено знающий геологию — ценный челотек, а знающий, кроме того, географию, химию или ботанику. — воз­ можный изобретатель В заключение мне хочется пожелать больших успехов в труде и ншуке чудес­ ной советской молодежи, всем юным чита­ телям журнала «Знание — сила» — бу­ дущим рабочим-новаторам. мастерам вы­ соких урожаев, исследователям. изобрета­ телям. Счастливого пути вам. путешест­ венники в третье тысячелетие! (Журнал «Знание —i сила», № 3, 1954 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz