На страже Заполярья. 1954 год. Март.
ТОЧНО И НЕУКЛОННО СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ БОННСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 марта 1954 г.. ГГ: 71 (4013). пет iraszpssr? Сила примера Старшина 2 статьи Петр Пнякин яв- л летея специалистом первого класса. В службе и учебе Пипкин подзывает под чиненным образец добросовестного выпол нения своего воинокого долга перед социа- л I[стичеокои РоллноП. Однажды экипаж корабля выполнял сложное задание. Сильный порывистый ветер мешал командиру в условиях узко сти совершить необходимый маневр. Тре бовалась повышенная нагрузка на мото ры. Обеспечить ее мог только такой спе циалист, как старшина Нняклш. Благода ри его умению и мастерству подчинен ных маневр удался. В другой раз сильный шквал застал корабль у скалистого берега. Громадные водны яростно обрушивались на палубу. В таких условиях требовалось срочно отойти .мористее. II. несмотря на трудно сти, мотористы во главе со своим стар шиной обеспечили кораблю необходимый ход. Их действия были отмечены коман диром. II так всегда. Старшина 2 статьи Иня- кин учит подчиненных всякое дело ис полнять добросовестно — будь то подго товка заведывания к походу или несение дежурства, вахта или выполнение распо рядка дня и т. д. П в том, что многие подчиненные старшины 2 статьп Инякпна стали от личниками боег.ой и политической подго товки. немалую роль сыграл личный при мер их командира, точное выполнение требований уставов и Военной присяга. Старшина 2 статьи В. КОРОВИН. З а у с т а в н о й п о р я д о к Образец безупречной службы Бдительно несут караульную службу старшие матросы Озолпнш и Адамоиис. Они являются отличниками боевой и по литической подготовки. За всю свою служ бу воины не имеют ни одного дисципли нарного взыскания. Матрос БРЫНДЗА. Любовно ухаживает за своим заведы- ванием электрик старший матрос Алек сандр Колдунов. З а отличное знание боевой техники и безупречную службу ему присвоено звание специалиста вто рого класса. НА СНИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Александр Кол дунов за осмотром щеток турбогенера тора. . Фото И . Никишова. Спросите на нашем корабле, кто из старшин является лучшим воспитателем и наставником матросов, и вам скажут: — Старшина 2 статьи Михайлов. Получив назначение на должность командира отделения, Михайлов стал го товить подчиненных к походам. Могучие двигатели, сложные агрегаты и приборы машинного отделения вызывали у старши ны чувство особой симпатии и заботы. Он часто напоминал .мотористам проверен ную в огне Великой Отечественной воины истину — люди, дающие кораблю ход, всегда воюют. Это значит, что мотористам надо быть iso всеоружии каждый день, каждый час. Исполнительность и бдительность для них — первое дело, уставное правило. Посту пать так учит опыт войны. ...Один из эсминцев нашего флота в трудных метеорологических условиях вы полнял боевую задачу. При входе в уз кость случилось непредвиденное: вывер нувшийся отюуда-то буксир перерезал путь кораблю. Столкновение казалось не избежным. Машинный телепни!» передал сигнал: «Задний ход, самый полный!». И машинисты, сразу поняв, что навер ху происходит что-то неладное, так стре мительно отработали назад, что казав шаяся неминуемой авария была предот вращена. Машинисты стали героями дня. Л их старшина мичман Яковщонко в этот день долго не выходил из машин ного отделения. Он внимательно прислу шивался к ровному гудению турбин, про верял работу всех механизмов и прибо ров. — Рискованно было, — говорил мич ман. — Но для нас сигнал машинного телеграфа — закон... Именно самостоятельность и уверен ность в действиях прививает своим ^под чиненным старшина 2 статьи Михайлов. Он приказал каждому матросу наизусть выучить инструкцию и научил их приме нять ее на деле. Кроме того, матросы ис пользуют любую возможность для изучения воинских уставов и наставлений. Как-то экипажу корабля предстояло в трудных метеорологических и навигацион ных условиях выполнять сложную зада чу. По сигналу о приготовлении к похо ду мотористы многое сделали, чтобы обес печить четкую работу двигателей. За этим сигналом последовали другие. И вот тут-то старшина обратил внимание на одно, казалось бы незначительное, явле ние. Старшин матрос Гусев выполнял все указания и распоряжения быстро и сно- ровисто. Иначе поступал матрос Смир нов. Он не спеша действовал но сигналу с вахты. — Сигнал с вахты — это приказ командира, — говорил старшина. — И пусть он дан по распорядку дня или по указанию офицера, выполнять его надо быстро, точно и в срок. В походе иногда малейшее промедление может навлечь за е j Пой j Iквелател ыi ыс поеледстви я. — Есть! — ответил воин. Старшина однако решил проверить, на сколько матрос верен своему слову. И случай к этому представился. ...Морс встретило корабль штормом. С вахты передали сигнал о задрайке всех дверей и люков. Когда отошли мористее, волны стали захлестывать палубу. Про носились густые снежные заряды. В таких условиях очень трудно нести вахту у действующих механизмов. Обыч но начинает болеть голова или одолевать морская болезнь — так и хочется приот крыть крышку люка, хотя бы немного, и подышать свежим воздухом. Об этом ду мал матрос Смирнов. Но переборов себя, он безупречно действовал на боевом по сту, понимая, что раз отдано приказание, надо его выполнить во что бы то ни ста ло. Так Михайлов начал воспитывать у подчиненных привычку к дисциплине, к уставному порядку. Вот почему он сразу же одобрил поведение матроса Смирнова. И хотя в машинном отделении все было в порядке, старшина строго приказал: — Смотрите в оба! На это он имел основания. Как-то при подготовке материальной части к дейст вию матрос Тихомиров нарушил инст рукцию, забыв открыть один из клапа нов. Если бы этого своевременно не заме тили, то двигатель через некоторое вре мя мог самопроизвольно остановиться. В своей практике старшина 2 статьи Михайлов руководствуется золотым пра вилом: «Доверяй, но проверяй». — В дисциплине •нет мелочен, — внушает он мотористам. — В ней все важно и нужно. Одно время матрос Хейфиц в разговорах часто говорил, что на вверенном ему бое вом посту вряд ли .можно отличиться. Неправильно понимая свою роль, он ха латно относился к сспим обязанностям, нарушил воинскую дисциплину и полу чил взыскание. Л ведь путь военнослужащего к успеху начинается с упорной работы над воспи танием собственного характера, самодис циплины, воли и упорства. Эти качества пришиваются именно в повседневной жиз ни на корабле как в обыценных услови ях. так и в тпудных штормовых походах. Когда же Хейфиц совершил очередной проступок, старшина у него спросил: — Для чего вы прибыли на боевой корабль? — Служить, — сразу ответил матрос. — Да разве так выполняют воинский долг? — А что я сделал такого? Подумаешь, Форму одежды нарушил. От этого боевая подготовка не пострадает... — Пострадает. II вот почему... Старшина растолковал подчиненному и показал на примерах, что в дисциплине нет мелочен. — Вы должны выработать в себе при вычку к флотскому порядку, — говорил ста.ршина. — Привыкнете, окажем, вы каждый день добросовестно осматривать и проворачивать механизмы, — то при любых обстоятельствах в положенное вре мя проверите их состояние. А ведь это качество приобретается не сразу, а со временем... • Бывают, например, случаи, когда мало опытные специалисты принимают горючее в систерну не через фильтр. Старшина, конечно, сделает за это замечание и на помнит о порядке. Потом матрос убедит ся в своих неправильных действиях и по старается действовать так, как надо. Или такой пример. У бывалых мото ристов вошло в привычку проверять пос ле похода крепление двигателей. Молодые же матросы не сразу привыкают делать это. Теперь Хейфиц— исполнительный, зна ющий свое дело воин. В том, что большинство мотористов пе редовые моряки — большая заслуга клас сного^ специалиста старшины 2 статьи Михайлова. Он сумел мобилизовать своих подчиненных на успешное решение задач боевой подготовки, воспитал у них чувст во личной ответственности за запситу со циалистической Родины. Старшина 2 статьи В. К0В7УН. К чему приводит слабая требовательность В Корабельном уставе сказано, " что командир отделения обязан требовать от подчиненных строгого соблюдения воин ской дисциплины, организованности и по рядка. Это уставное положение постоянно соблюдал старшина 2 статьп Степанов. Однако случилось так, что старшина некоторое время не имел возможности воздействовать на подчиненных. Отсут ствие требовательности привело к пло хим последствиям. Чувствуя бесконтроль ность, старший матрос Бсй.тпнсон нару шил воинскую дисциплину. Потребовалось потом немало усилий, чтобы воин исправил своп ошибки. Те перь он служит без замечаний. Но сам факт показывает, как важно командиру отделения постоянно соблюдать высокую требовательность, ни в коем' случае не ослаблять ее. Старшина 1 статьи А. МАКАРОВ. Заботливое воспитание молодых воинов Когда молодые матросы прибыли на корабль, они были в приподнятом настроении. Их улыбающиеся лица говорили об этом. Каждый из них давно мечтал служить на боевом корабле, |увидеть морские просторы, стать настоящим воен ным моряком. Неутомимые и любознательные матросы первые дни почти все время ходили по кораблю в сопровождении его ветерана участника Отечественной войны сверхсрочника мичмана Ко- няхина, заглядывали во все помещения, спрашивали о на значении тех или иных механизмов и устройств. С воинами были проведены беседы об истории корабля, о его боевых подвитах в Великой Отечественной воине. Вскоре, однако, стали замечаться недостатки в отноше нии к служебным обязанностям у матроса Подзорова. На это воину указали на собрании личного состава и комсомоль ском собрании. Резко критиковали товарищи и матроса Фе нина. Не имея достаточного опыта, он не проявлял стара тельности и плохо нес вахтенную службу, нарушал .распоря док дня. Вопрос о дисциплине этих комсомольцев обсуждал ся на бюро. После этого передовые воины помогли молодым матросам лучше освоить специальность. Надо сказать, что сейчас Под зоров и Фешгн добились значительных jycnexoB в службе. Ошг стремятся всегда точно, как велят уставы, выполнять свои служебные обязанности. С первых дней зарекомендовали себя высокодиециплини- рованными, честными воинами матросы Коломейцев, Зародок и другие. Они были допущены к самостоятельному обслужи ванию материальной части и умело справляются со своими обязанностями. Старший матрос Н. КЛЮЕВ. А в т о р и т е т к о м а н д и р а Перед офицером стоял среднего роста воин с обветренным лицом. На голубых погонах авиатор блестели две золотые на шивки. Это был командир одного из луч ших отделений младший сержант Федор Осипов. Беседа закончилась. Офицер сказал Оси пову: — На военной службе больше чем где- либо руководителей оценивают но их де лам... От этого зависит авторитет коман дира. ...Отделение готовилось к несению кара ульной службы. Младший сержант Осипов Пыл назначен начальником караула. Это большое доверие ему оказано командиром не случайно. Осипов — дисциплиниро ванный. знающий свое дело воин. Готовясь к заступлению в караул, он проверил знание личным составом своих обязанностей. Воины воочию убеиплнсь, с какой точностью и пунктуальностью знает младший сержант обязанности и часового, и разводящего, и помощника начальника караула. Каждый воин получил совет, как лучше охранять тот или иной об’ект, ру ководствуясь требованиями устава. Погода в тот день была плохой. Но несмотря на это, подчиненные младшего сержанта Осипова образцово выполняли боевую задачу. Их действия были отмече ны командиром подразделения. Особенно отличился матрос Зерный. Кстати, о Зерном. На первых порах службы этот воин был дисциплинирован ным. исполнительным бойцом, хорошим товарищем. Но потом заметили, что он стал замкнутым, сдержанным в разгово рах. стал предпочитать одиночество. — Что с вами? — спрашивал его ко мандир отделения.— Уж не заболели ли пы? — Нет, я совершенно здоров, — отве чал Зерный Через некоторое время Зерный совершил проступок. Командир разобрался по существу де ла и наказал воина. Взыскав с одного, он тем самым предупредил проступки осталь ных подчиненных. Осипов сумел доказать матросу Зерному его неправоту. Воин дал слово исправиться. Слово свое он сдержал, и ныне является отличником учебы и службы. Высокий авторитет командира отделе ния Осипова заключается в его умении по стоянно поддерживать железную дисцип лину и строжайший порядок среди подчи ненных. Этого он достиг строгостью и тре бовательностью. Одно время матрос Подкопный был от личником боевой и политической подго товки. Товарищи оказали ему высокую честь и большое доверие, избрав его в со став комсомольского бюро. Но, видимо, успехи вскружили Подкоп ному голову, и он зазнался. Порой матрос считал, что ему могут быть скидки «на заслуги». Но младший сержант Осипов повысил требовательность, не проходил мимо даже малейших нарушений положе ний уставов. Матрос Подкопный думал, что к нему «придираются», его, мол, «не понимают» и т. д. И вместо того, чтобы учесть замеча ния. он стал заискивать перед... недис циплинированными воинами, стремясь среди них завоевать себе «авторитет». Это выражалось в том, что Подкопный не удерживал некоторых воинов от дур ных поступков. Командир отделения побеседовал с ма тросом Подкопным. Тот дал слово испра виться и... повел себя поирежнему. Однажды при побудке он несвоевремен но поднялся и опоздал па утреннюю фи зическую зарядку. — Теперь вы убеттп сь в том, — сказал матросу командир отделения, — что нельзя нарушать распорядок дня. Одно нарушение влечет за собой другое... Снова Подкопный дал слово испра виться и снова не сдержал его. Матрос ва очередной проступок полу чил строгое взыскание. «Но наказать — это еще не значит, что воспитание закон чилось, — думал Осипов. — Воспитание — процесс постоянный». II он обратился в бюро с просьбой разобрать поведение комсомольца Подкопного. После этого матрос изменил свое отно шение к службе. Осипов постоянно под сказывал, замечал, своевременно поправ лял матроса. II воин понял, что все жела ют ему только добра, помогают ему изба виться от своих недостатков. Теперь ма трос Подкопный каждое распоряжение командира выполняет беспрекословно, точ но и в срок. Он стал отлично нести ка раульную службу. А недавно младший сержант Осипов отлучился по срочному делу. За себя в отделении он оставил матроса Подкопного. Ксгда же Осипов вернулся, то увидел во всем полный порядок. Каждый воин за нимался тем, чем полагалось. Матрос оп равдал доверие своего командира. — В нашем деле, — говорит Осипов, — главное — личный пример. Глядя на командира, боец подражает ему. учится у него добросовестно выполнять свои слу жебные обязанности. В другом подразделении был такой случай, о котором знает младший сержант Осипов. Там один сержант начал сам на рушать дисциплину. Он стал ходить не опрятным, забывал своевременно чистить свою винтовку. Это, конечно, сразу заме тили воины. Кое-кто из них, глядя на своего командира, также допускали надоу- шения дисциплины. Как-то один из подчиненных этого сер жанта встал в строй в нечищенной обу ви. И что же, сержант не наказал его и даже не сделал ему никакого замечания. Почему? Потому, что он сам был в гряз ной обуви. В другой раз командир обна ружил в пирамиде грязную винтовку. Это говорило о том, что некоторые воины слабо ухаживают за оружием. Однако и тут сержант не наложил взыскание на ви новного воина, ибо его винтовка была такой же. Таким образом, этот сержант сам по дорвал дисциплину в своем отделении, за что нонес заслуженное наказание. Младший сержант Федор Осипов знает, что авторитет любого командира зависит от его умения сочетать со строгой требо вательностью заботу о подчиненных, уме ние вникать в насущные нужды бойцов, уважать в них высокое достоинство со ветских воинов. Это вовсе не значит быть «добрым дядей», допускать панибратство. Понизив требовательность, командир отде ления не завоевывает, а подтачивает свой авторитет, расшатывая вместе с тем ос новы дисциплины. Как-то к младшему сержанту Осипову подошел матрос Силохин и пожаловался, что не может подобрать себе обувь соот ветствующего размера. Другой командир отделения мог бы принять это только к сведению. Но не таков Осипов. Он помог воину своевременно получить нужное об мундирование. — Спасибо, товарищ младший сер жант. — сказал матрос. А вот еще случай. Матросу Архипову потребовалось написать просьбу по одно му ваясному вопросу. Воин пришел к Осипову. Тот помог ему составить доку мент и позаботился о том, чтобы этот до кумент в кротчайшее время был доставлен командиру подразделения. К младшему сержанту Осипову неред ко обращаются за советами и помощью воины из других отделений. Это — хоро ший признак. Офицер, оценивая работу командира отделения, говорит: — Вы, младший сержант Осипов, за служили высокий авторитет... q. луганин . -Щ Щ - Ш Ш Щ : j Отличный воспитатель, дисциплинированный и исполнительный моряк — таким знают на корабле старшину 2 статьи Алексея Сотскова. Специалист первого клас са, он на протяжении всей службы не имеет ни одного замечания. Требовательно относясь к себе, Алексей Сотсков учит подчиненных всегда действовать точно по уставу. Алексей Сотсков — член бюро комсомольской организации подразделения, ак тивно участвует в физкультурно-массовой работе на корабле. З а добросовестное вы полнение своих обязанностей старшина имеет свыше 20 поощрений командования, а числе их благодарность от Главнокомандующего Военно-Морскими Силами Сою за С С Р . Недавно за отличную боевую подготовку Командующий Северным флотом на градил его ценным подарком. Кроме того, передовой воин сфотографирован у р а з вернутого флага корабля. В дни избирательной кампании Алексеи Сотсков зел большую агнтационно-массозую работу среди избирателей. Алексея Сотскова можно часто видеть в комнате политпросветработы. Здесь в' свободное время он читает художественную литературу или готовится к очередной беседе. НА РИ СУНК Е : старшина 2 статьи Алексей Согсков. Рис. 3. Мелентьева. Долг политработника Подразделение, где заместителем коман дира по политчасти старший лейтенант Серокин, имеет славные боевые тради ции. Личный состав в годы Великой Отечественной войны проявил храбрость и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Рассказывая о подвигах коммунистов своего подразделения, политработник Александр Сорокин стремится, чтобы вои ны хорошо знали боевые дела ветеранов, бережно хранили и умножали славные традиции, умело использовали боевой опыт для совершенствования своего воин ского мастерства. ...Многолюдно в комнате ио.титпросвет- работы. Воины внимательно слушают вы ступление офицера Сорокина. Раз’ясняя идейные источники высокого морального духа советских воинов, офицер подчерк нул, что смелость и отвага — это толь ко одна сторона героизма. Другая, не ме нее важная, — дисциплинированность, отличное знание своего дела, мастерское владение оружием. Политработник привел ряд примеров, показывающих, почему всем воинам Советской Армии и Флота на до быть решительными, инициативными, бдительными, дисциплинированными вои нами, беспрекословно повиноваться на чальникам и дорожить войсковым товари ществом. Затем он рассказал о безупреч ной службе отличников учебы сержанта Литвиненкова и младшего сержанта Чи- гирова, которые неустанно развивают в себе высокие морально-боевые качества, служат примером для всего личного со става подразделения. Любовь к Родине и ненависть к ее вра гам, глубокое понимание военнослужащи ми политики Коммунистической партии и Советского правительства, высокого и благородного назначения наших Воору женных Сил — источник повышения ка чества боевой подготовки, важнейшее ус ловие укрепления дисциплины и устав ного порядка в подразделении. Старший лейтенант Сорокин строит всю партийно-политическую работу в тесной связи с конкретными задачами воинов. Опираясь на партийную и комсо мольскую организации, заместитель командира подразделения по политической части обеспечивает передовую роль ком мунистов и комсомольцев в боевой и по литической подготовке, мобилизует весь личный состав на добросовестное отноше ние к учебе и с.туд:бе. Офицер проявляет постоянную заботу об улучшении качества политических за нятий. Известно, что самостоятельная ра бота является основной формой подго товки руководителей групп. Старший лейтенант Сорокин постоянно инте ресуется, как пропагандисты готовятся к семинарам, в личных беседах выясняет, как они овладевают марксистско-ленин ской теорией, читают ли новинки поли тической и художественной литературы. Бывая на занятиях в группах, политра ботник дает пропагандистам ценные сове ты но методике рассказа, бесоды и т. д. Слушатели группы, которой руководит тов. Мусыченко, приступили к изучению темы «Беспрекословно повиноваться командирам, защищать их в бою. Ува жать начальников и старших». Присут ствуя на рассказе пропагандиста, заме ститель командира по политчасти отме тил ряд недостатков. Руководитель, на пример, неправильно распределил время, в его рассказе не было четких выводов, примеров из жизни и учебы личного со става подразделения. Политработник посо ветовал пропагандисту обратить особое внимание слушателей на то, что высокая сознательная дпециплина волна — осно ва храбрости и отваги, верный путь к подвигу, ибо только тот может быть на стоящим героем, кто даже в самой слож ней обстановке боя, с риском для жизни способен точно выполнить приказ началь ника. В дальнейшем лейтенант Мусычен ко стал тщательно готовиться к занятиям и теснее увязывать их с задачами вои нов в боевой учебе. Важнейшим условием высокой боего товности и боеспособности подразделения, всех успехов воинов являются крепкая воинская дисциплина, точное соблюдение уставных требований. Об этом всегда на поминают личному составу командир, его заместитель по политической части, пар тийные и комсомольские активисты. По вседневно проявляя заботу о высокой дис циплине, коммунисты, направляемые тов. Сорокиным, широко пропагандируют Воен ную присягу, уставы и наставления. Они активно помогают командиру насаждать в подразделении твердый уставной поря док. По заданию заместителя командира по политчасти агитаторы провели беседы: «Точно и быстро выполнять приказы командиров и начальников», «Военная присяга — нерушимая клятва на вер ность Родине», «Беречь оружие, как зе ницу ока», «Хранить н умножать слав ные боевые традиции» и др. В кубриках на видном месте висят красочные плака ты с выдержками из Устава внутренней службы и Дисциплинарного устава. Они напоминают матросам и сержантам об их воинском долге, обязанности точно соблю дать уставной порядок. Однажды комсомолец матрос Гришан нарушил воинскую дисциплину. Старший лейтенант Сорокин обратил внимание се кретаря комсомольской организации на этот факт и, вместе с тем, решил лично побеседовать с воином. Из разговора вы яснилось, что Гришан плохо понимал, что, нарушая дисциплину, он снижает боеспособность подразделения. Офицер, конечно, знал, что одной беседой ограни читься нельзя, придется много работать с матросом. Политработник терпеливо раз’- яснял воину, как нужно выполнять тре бования уставов, рассказывал, как в го ды Отечественной войны благодаря высо кой дисциплинированности советские воины, даже в самых сложных условиях, добивались победы над врагом. На комсо мольском собрании Гришан дал слово ни когда больше не отступать от уставов. Прошло некоторое время. Матрос, чув ствуя постоянный контроль офицера, стал добросовестно выполнять свои слу жебные обязанности, лучше учиться. Сейчас Гришан — отличник боевой и политической подготовки. II он от всей души благодарит командира, политработ ника, товарпщей-комсомольцев за то, что они поставили его на верную дорогу. Политическое воспитание воинов ком мунист старший лейтенант Сорокин счи тает первостепенным делом, и ему он от дает все свои силы. — Это мой долг, — говорит офицер, — неустанно прививать матросам и сер жантам высокие морально-боевые качест ва, ^добиваться, чтобы каждый из них на стойчиво овладевал военными и полити ческими знаниями. Сам офицер показывает пример в служ бе. Окончив успешно партийную школу, он не останавливается на достигнутом, а продолжает глубоко изучать марксистско- ленинскую теорию, повышать свое воин ское мастерство. Капитан В. КУЗЬМЕНКОВ. -О- По следам наших выступлений (РЕШИТЕЛЬНО УСТРАНИТЬ НЕДОСТАТКИ В УЧЕБЕ» В корреспонденции старшины 1 статьи Н. Коровочкина. опубликованной под та ким заголовком в нашей газете 2 марта, говорилось о недостатках в работе пар тийной школы. _ Редакцией получен ответ, в котором со общается, что -эта дощммшшиешщя об суждена е преподавателями партийной школы. По пурсу «Экономическая и поли тическая карта мира» подобран опытный преподаватель. Политорганом приняты ме ры, обеспечивающие посещаемость заня тий всеми слушателями партийной шко лы*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz