На страже Заполярья. 1954 год. Март.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 марта 1954 г.. N° 68 (4910). КАК ТРЕБУЕТ СОВРЕМЕННЫЙ БОЙ — Право -Ю, судно, начать наблюде­ шь1! (' напряженным вниманием склонились моряки у оптических приборов. Так на­ чалась очередная тренировка дальномер­ щик.«в. Условия тренировки приближены к боевым. Цель ее: отработать взаимоза­ меняемость. довести работу отдельных боевых номеров до автоматизма. Каждый выход в море используется личным составом рационально и замят си­ стематическими тонировками. Одно де­ ло — занятие у причала, когда корабль и часто цель неподвижны. Другое дело — в сложных условиях похода, когда приходится тренироваться ио движут- п- ся цели, нередко едва видимой. Вот здесь- то и рождается подлинное мастерство. Ведь можно обладать отличной стерео­ скопичностью, но в походе измерять дистанцию неудовлетворительно. Так и было одно время с матросом Гор­ бач. Имея хорошие зрительные данные, дальномерщик показывал неплохие ре­ зультаты на стоянке. А в море, при за­ мере дистанции, »у Горбача быстрее уста­ вали глаза — сказывалось отсутствие тренировки в сложных условиях. Вот почему так старательно занимаются вои­ ны своим делом. Вводные следуют одна за другой. «Нас пытаются ослепить прожектором»,— сказал старшина поста. Дальномерщи­ ки. не отрываясь от окуляров, вращают маховики, вводя в действие дополнитель­ ную оптику. — Вышел из строя первый номер, — слышится другая вводная. Старший матрос Виноградов мгновенно занимает место за дальномером, быстро и точно подготовляет его к работе. Моряк вводит в действие оптический прибор раньше положенного времени. Старшина следит за работой матроса Горбач и подмечает, что воин пользует­ ся неправильно методом взятия дистан­ ции. При этом способе страдает устой­ чивость в работе дальномерщика. Прием замере дистанция, который применял Горбач на стоянке, оказывается непригод­ ным в условиях похода. — Используйте другой метод измере­ ния, — советует командир отделения и показывает, как нужно его применять. — Этот способ позволяет непрерывно сле­ дить за целью, повышает устойчивость в работе. • Матрос следует совету старшины, и ра­ бота стерео^кописта сразу же улучшается. В конце занятия старшина поста под­ водит итоги, делает замечания и выводы. Он отмечает успех старшего матроса Ви­ ноградова и матроса Горбач, указывает матросу Толкалину на то, что он недо­ статочно четко репетует и иногда пута­ ет команды. По этому поводу принято ре­ шение: заняться с молодым воином отдель- Тренировка дальномерщиков в море но, показать ему практически, (как нужно правильно действовать, добиться четкой передачи команд. На боевом посту хорошо отработана организация взаимозаменяемости. Каждый воин знает инструкции всех матросов по­ ста и имеет необходимые навыки в ра­ боте за товарищей. Эти успехи достигну­ ты в результате постоянных ус-н.тий все­ го личного состава отделения. ! Моряки чувствуют личную ответствен­ ность за выполнение воинского долга н добросовестно относятся к боевой учебе. Особое внимание уделяется тренировкам в море вообще и, в частности, во взятии дистанции в сложных условиях. Только в море, где часто меняется обстановка, мож­ но стать подлинным мастером своего дела. ...Дни проходили в походах, в напря­ женной боевой учебе. Дальномерщики го­ товились к выполнению ответственных задач. — Корабль к походу изготовить! — звучит команда. Сразу же на боевом посту’ собирается весь расчет. Спокойные, волевые лица. Задача ясна — 'впереди ответственное дело, требующее больших знаний, уме­ ния, опыта, накопленного в дни упорных тренировок и занятий. Старшина поручает старшему матросу Виноградову приготовление материальной части к действию. Моряки, руководству­ ясь боевыми инструкциями и наставлени­ ями, в соответствии с контрольным ли­ стом, тщательно выполняют свои обязан­ ности. Они знают, что успех похода куется здесь, у причала, и зависит от готовности к работе заведываний. Еще и еще раз производится выверка оптиче­ ских приборов, проверяется состояние оп­ тики, тщательно очищенной п промытой спиртом, согласование всех механизмов. Стереоскописты сверяют предваритель­ ные данные. Показатели хорошие. Старшина поста лично проверяет работу подчиненных, вникает в каждую мелочь. Осмотром приборов он остается доволен. Вот только не все достаточно надежно закреплено по-штормовому и не так на­ дежно уложены некоторые детали. Это с некоторой досадой отмечает командир отделения и делает замечания подчинен­ ным. Матросы пытаются оправдаться тем, что погода хорошая, ветра нет и по прогнозам его не предвидится. — Море очень изменчиво, и нужно всег­ да встречать его во всеоружии, особенно сейчас, когда погода так неустойчива, — авторитетно заявляет старшина. Недочеты быстро (устранены. Корабль покидает базу. Его слегка покачивает на зыби. При выходе из за­ лива проводится зачетная тренировка. Командир отделения поручает замерить дистанцию молодому стереоскописту ма­ тросу Горбач. Нужно приучать его к самостоятельным действиям. Воин хорошо справляется с поручен­ ным ему делом, как и его боевые това­ рищи. Занятие подтверждает готовность личного состава поста к выполнению сложных задач. II вот настал ответственный момент. Старшина приказывает матросу Горбач: «Займите место у дальномера, будете вы­ полнять обязанности стереоскописта-иа- блюдателя». Такое решение возникло не сразу. Вставал вопрос: справится ли во­ ин? Ведь опыта у него мало. Матрос на тренировках работал хорошо. Но сейчас он стал заметно волноваться. Не расте­ ряется ли в нужный момент? Необходимо было внушить ему веру в успех. — Надеюсь, что справитесь с обязан­ ностями, — добавил старшина. — У вас есть все возможности выполнить задачу отлично. Для этого нужны спокойствие, максимальное внимание, чтобы приме­ нить весь накопленный в дни учебы опыт. Корабль выходит на курс. Знакомая команда: «Начать наблюдение». Поступи­ ли первые данные. Неожиданно погода резко ухудшилась. Начался снежный заряд. Входные окна оптических приборов залепляло снегом. Вспнам пришлось отрываться от окуляров, чтебы очистить оптику от снега. Учеба продолжается, хотя видимость ухудши­ лась и усилилась качка. У с т о й ч и в о удер­ живают старшие матросы Викторов п Ле­ ванов нити визиров на цели. Точно оп­ ределяют дистанцию, правильно и свое­ временно берут отклонения дальномер­ щики. Матрос Павленко, хотя и испыты­ вает морскую болезнь, но продолжает гром­ ко передавать команды. Успех достигнут. Корабль делает рез­ кий поворот. Тренировка окончена. Моря­ ки отрывают глаза от окуляров. Воины чувствуют удовлетворение работой и до­ стигнутыми результатами. Но они знают, что на этом нельзя успокаиваться. Необ­ ходимо постоянно повышать воинское ма­ стерство, боеготовность родного корабля. При подведении итогов командир под­ разделения особо отметил успехи дально- мерщиксв-стереоскопистов Виноградова и Горбача. Снова поход, и опять зорко стоят на вахте дальномерщики. Вооруженные пер­ воклассной отечественной техникой, со­ ветские моряки внимательно вглядывают­ ся вдаль, готовые в любой момент вы­ полнить приказ командира. Старший матрос Б. САЗОНОВ. Опытный специалист помогает молодому матросу Ночь. Безмолвно замерли корабли у причала. После напряженного трудового дня крепко спят моряки. Лишь глухо раздаются шаги на верхней палубе. Это несут службу вахтенные. Неожиданно поступил приказ: кораблю немедленно выйти в море. Раздался сиг­ нал: «Корабль к походу изготовить». Оде­ ваясь на ходу, быстро разбегаются воины по боевым постам. Стремительно спу­ стившись по трапу в машинное отделе­ ние, молодой матрос Смирнов остановил­ ся у механизмов заведывания. Затем он произвел внешний осмотр материальной части, проверил уровень масла в картере, добавил в расходную цистерну необходи­ мое количество топлива и, провернув вручную механизмы и убедившись в их исправности, доложил о готовности заве­ дывания к запуску. С разрешения командира Смирнов за­ пустил, совместно с электриком, дизель- генератор и взглянул на часы. Приготов­ ление заведывания к походу произведено в срок. х Во время походной вахты молодой спе­ циалист был особенно бдителен. Внима­ тельно следил он за показаниями прибо­ ров, проверял температуру нагрева под­ шипников, прислушивался к работе ди­ зелей. Непривычный сильный шум надо­ едал, утомляла непрекращающаяся качка. Но матрос Смирнов на протяжении всего похода обеспечивал бесперебойную работу механизмов. По возвращении в базу командир от­ деления отметил старательность воина. Несмотря на кратковременное пребыва­ ние на корабле, Смирнов снискал всеобщее уважение .сослуживцев. Примерная дис­ циплина, любовь к боевой технике помог­ ли ему в короткий срок стать на само­ стоятельную вахту. В этом немалая за­ слуга матроса Егорова. Хорошо изучив свою специальность, он заботливо и уме­ ло передает приобретенные знания Смир­ нову. Случилось так, что однажды Смирнов, видя как Егоров умело и уверенно разби­ рает и собирает т о п л и в н ы й фильтр, выз­ вался сделать это самостоятельно. Однако в первый раз у него получилось не сов­ сем удачно. Егоров пришел на помощь. Он об’яснил, что разобранные детали следует класть в определенном по­ рядке, чтобы лучше запомнить, когда ка­ кую из них ставить при сборке. Следуя этому совету, Смирнов при повторном раз­ боре, хотя и медленно, но правильно соб­ рал фильтр. Так молодой матрос изо дня в день на­ стойчиво и упорно накапливает практи­ ческие навыки. — Я буду постоянно повышать боевое мастерство, чтобы быть готовым в любую минуту выступить на защиту любимой Советской Родины, — говорит матрос Смирнов своим товарищам. — Это мой долг, моя священная обязанность. Матрос К. ФОМЧЕНКО. Невыполнимых задач нет Ветер гонит волну за волной. Разбива­ ясь о борт корабля, они с шумом отка­ тываются в сторону. Покачиваясь, ко­ рабль идет заданным курсом. Как только мы снялись с якоря, за­ говорил корабельный радиоузел. Высту­ пающие указывали на важность образцо­ вого выполнения экипажем предстоящей задачи. ...Моряки заняли свои места и_ присту­ пили к выполнению обязанностей. Ручка электротелеграфа передвинулась на ^«са­ мый полный». Медленно набирает оборо­ ты маневровщик специалист 1 класса Ко­ валев. Он внимательно наблюдает за стрелками манометров, показывающими давление пара. На машинистах сегодня лежит большая ответственность. Малей­ шая невнимательность с их стороны мо­ жет сорвать выполнение задачи. -* В машинное отделение периодически спукаются главныйстаршина Чуприпа и командир подразделения, чтобы еще раз проверить правильность действия матро­ сов у механизмов. Они верят в своих под­ чиненных. Но чувство ответственности за свое дело заставляет их не ослаблять контроля ни на минуту. Для лучшего подогрева воды машини­ сты удерживают определенное противо­ давление. Каждый воин старается от­ лично выполнить обязанности. Старшина вахты Корешков через каждые пять ми­ нут принимает доклады вахтенных о тем­ пературе подшипников. По выражению его лица видно, что он доволен подчинен­ ными, работой механизмов. Аккуратно за­ писывает он в вахтенный журнал: «Са­ мый полный набран». Старший матрос Команенков доложил о температуре подшипника на линии вала. Выяснилось, что надо добавить ох­ лаждение. Умение моряков эксплуатиро­ вать технику проявляется вновь. Быст­ ро подведено к подшипнику дополнитель­ ное охлаждение. Стрелка электротелеграфа еще раз передвигается. Сбавлен ход. Опять за­ говорил радиоузел корабля. Выступавшие рассказали, что матросы и старшины действовали правильно. Поход снова по­ казал: для советских моряков невыполни­ мых задач нет. • Старший матрос Н. ИСКРА. --- О---- к ' с т о / п / г р О ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТСЯ к заступлению в караул и бдительно несет службу на посту ефрейтор Иванов. За это командир неодно­ кратно поощрял воина. А. Рогулин. о ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ УСПЕХОВ в труде добился младший сержант Бражный. Передовой строитель еже­ дневно перевыполняет заданные нор­ мы. Рядовой В. Полушкин. о ВОИНЫ НАШЕГО ПОДРАЗ­ ДЕЛЕНИЯ недавно выполняли стрелковое упражнение. Отличные результаты показали рядовые Ша- пель и Валынец. Командир об’явил им благодарность. Рядовой А. Карней. о ТОВАРИЩЕСКАЯ ПОМОЩЬ оказана матросу Белоусову старо­ служащими воинами. Перенимая их опыт, он научился грамотно обслужи­ вать вверенное ему заведывание, до­ бился отличных показателей в служ­ бе и учебе. Старший матрос В. Линецкий. О ОБРАЗЦОВО выполняет свой воинский долг рядовой Пономарёв. Недавно на боевом посту он проявил бдительность. За это командир об’­ явил ему благодарность. Младший сержант А. Козлов. НотаСоветского Правительства Правительству Турции 18 марта с. г. Заместитель Министра Иностранных Дел СССР В. А. Зорин вру­ чил Временному Поверенному в Делах Ту­ рецкой Республики в Москве г-ну Туна- лыгплу ноту следующего содержания: «В связи с опубликованием 19 февра­ ля с. г. совместного турецко-пакистан­ ского коммюнике относительно предстоя­ щего заключения между Турцией и Па­ кистаном пакта, предусматривающего их всестороннее сотрудничество, в том числе и в военной области. Правительство Сою­ за Советских Социалистических Респуб­ лик считает необходимым заявить Прави­ тельству Турецкой Республики следую­ щее. Как видно из упомянутого выше ту­ рецко-пакистанского коммюнике, а также из заявлений государственных деятелей обеих стран, проектируемый пакт между Турцией и Пакистаном не может не за­ трагивать интересов безопасности сосед­ них стран. Иностранная, в том числе ту­ рецкая, печать сообщает, что этот пакт предусматривает активное военное сотруд­ ничество между Турцией и Пакистаном и создание основы для организации более широкого военного блока. При этом осо­ бо обращает на себя внимание тот факт, что турецко-пакистанский пакт, — как это вытекает из заявления 24 февраля с. г. министра иностранных дел Турции на заседании турецкого меджлиса, — рассчитан на вовлечение в военный блок других стран, ввиду чего не без основа­ ний указанный пакт расценивается, как ядро для создания средневосточного воен­ ного блока. Поскольку Турции, как и Пакистану, никакое нападение, как известно, не уг­ рожает, этот пакт не может рассматри­ ваться, как оборонительный. Напротив, как видно из выступлений государствен­ ных деятелей Турции и Пакистана, его подготовка тесно связана с военными пла­ нами Атлантического блока и затрагивает втрое о безопасности ряда стран, осо­ бенно в районе Ближнего и Среднего Во­ стока, а также Юго-Восточной Азии. Советское Правительство в своих нотах Правительству Турции от 24 ноября 1051 г. и 28 января 1952 г. отмечало, что попытки создания блоков в районе Ближнего и Среднего Востока имеют целью превратить страны Ближнего и Среднего Востока в плацдарм для воору­ женных сил агрессивного Атлантического Споза. Именно эту цель преследовали пла­ ны создания так называемого «среднево­ сточного командования», а также други^ попытки США, Англии и Турции обеспеЧ ч е т ь под любыми предлогами пребыва­ ние иностранных вооруженных сил в странах Ближнего и Среднего Востока и расширить там сеть иностранных воен­ ных баз, в ущерб национальным интере­ сам и безопасности этих стран. Обращает на себя внимание тот факт, что нынешние действия Турецкого Пра­ вительства, направленные на создание военного блока на Ближнем и Среднем Востоке и в Юго-Восточной Азии, осу­ ществляются в то время, когда со сторо­ ны СССР и ряда государств принимаются меры к смягчению международной на­ пряженности и улучшению отношений между государствами. Разумеется, что по­ добного рода действия Турецкого Прави­ тельства не могут не обострить положение па Ближнем и Среднем Востоке, а также в Юго-Восточной Азии и имеют прямое отношение к безопасности Советского Ссюза. ^ Советское Правительство считает необ- \ ходимым обратить внимание Правитель- ства Турецкой Республики на то, что подобная политика не моя:ет не нанести ущерб советско-турецким отношениям. Действуя таким образом, Турецкое Прави­ тельство берет на себя ответственность за последствия такого пололсенпя». Г-н Туналыгил обещал передать ука­ занную ноту Турецкому Правительству. Беседы о бдительности У нас проводится большая работа, на­ правленная на воспитание личного соста­ ва в духе высокой революционной бди­ тельности. Командир подразделения часто напоми­ нает подчиненным о том, что нельзя за­ бывать о капиталистическом окружении, о необходимости постоянного повышения бдительности. Он подчеркивает, что важ­ нейшим залогом этого является крепкая воинская дисциплина. На днях офицер подразделения провел с воинами беседу на тему: «Высокая бди­ тельность — неот’емлемое качество со- ----- О ветского воина». Он на конкретных при­ мерах показал, какое большое значение имеет высокая бдительность для дальней­ шего укрепления активной обороны СССР. Агенты иностранных разведок не гну­ шаются никакими, даже самыми подлы­ ми средствами для достижения своих грязных целей, прибегают к самым под­ лым уловкам для того, чтобы получить нужные им сведения. Поэтому каждый советский воин должен быть бдитель­ ным, строго хранить военную и государ­ ственную тайну. Рядовой А. РОГУЛИН. По следам наших выступлений «УЛУЧШИТЬ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ» 27 февраля в нашей газете под таким заголовком было опубликовано, письмо в редакцию старшего инженер-лейтенанта К. Павлюка. Начальник Мурманского управления до­ рожного и транспортного хозяйства сооб­ щил редакции, что павильон для пасса­ жиров в Североморске открыт и расписа­ ние движения автобусов вывешено. «УРОКИ ОДНОГО СЕМИНАРА» Так называлась корреспонденция В. Ни­ колаева, опубликованная в нашей газете 21 февраля. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что вопрос о подготовке и проведении семинаров с секретарями пар­ тийных и комсомольских организаций об­ суждался в политоргане. Намечены меро­ приятия по улучшению качества и дей­ ственности учебы актива. По следам неопубликованных писем Военкор М. Гусев в своем письме в ре­ дакцию указывал, что еще в прошлом го­ ду ряд отличников боевой и политической подготовки подразделения был награжден нагрудными знаками, но воины так и не получили их. Письмо военкора было на­ правлено для расследования и принятия мер. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что в настоящее время на­ грудные знаки отличникам учебы вруче­ ны. Б е с е д ы н а н а у ч н ы е т е м ы 3. Радиоактивность Ядра атомоз — своеобразные склады энергии. Об этом ученые знали еще до открытия способа использования энергии атомного ядра. В конце прошлого зека польский ученый Мария Кюри-Склодов- ская вместе со своим мужем французским физиком Пьером Кюри открыли химиче­ ский элемент радий. Этот метал непре­ рывно испускает в окружающее простран­ ство электроны (бета-лучи), гелионы (альфа-частицы, представляющие собой ядра атомов гелия) и кроме того — гам- ма-лучи (лучи, подобные рентгеновским, только с меньшейдлиной волны). На ин­ тенсивность излучения радия не влияет ни нагревание излучаемого вещества, ни охлаждение его до температуры жидкого воздуха, ни высокое давление, ни вакуум (сильно разреженный воздух). Радиоактивное излучение — это только некоторая часть энергии атомного ядра. Ежесекундно из грамма радия выбрасы­ вается 37 миллиардов альфа-частиц. Но это своеобразное извержение энергии не велико по концентрации, так как в се­ кунду распадается всего лишь один атом и:; каждых 72 миллиардов имеющихся в наличии. Шесть суток потребовалось бы накапливать энергию, излучаемую грам­ мом радия, чтобы нагреть ею до кипения стакан воды Примечательной особенностью каждого вида радиоактивных атомов является раз­ ная продолжительность их существования. Среди них есть такие, которые существу­ ют несколько минут. Продолжительность жизни других измеряется часами, днями, Начало см. в № от 13 февраля но есть и такие, которые остаются неиз­ менными в течение тысячелетий. Опытным путем для каждого вида ра­ диоактивных атомов установлена продол­ жительность их существования. Измеряет­ ся эта продолжительность временем, в те­ чение которого имеющееся количество атомов уменьшается вдвое. В 1907 году, например. Парижский ин­ ститут получил от Марии Кюри подарок— 1 грамм радия. За 4G лет, прошедших с тех пор, вследствие радиоактивного распа­ да ее подарок уменьшился на 20 милли­ граммов. В 3497 году от грамма радия останется половина, а еще через 1590 лет — четверть грамма. Уран и торий — более долговечные ра­ диоактивные элементы. Так, например, от грамма урана останется полграмма лишь через 4,5 миллиарда лет. Атомы радиоактивного урана через оп­ ределенный промежуток времени самопро­ извольно выбрасывают частицы, в резуль­ тате чего атомные ядра становятся все меньше и меньше. Вместо урана образуют­ ся более легкие элементы: радий, радон, полоний, свинец. Свинец не радиоакти­ вен, на нем заканчивается превращение элементов, начинающееся с атомов урана. 4. Искусственные радиоактивные элементы В 1934 году знаменитые ученые Фре­ дерик Жолио-Кюри и его жена Ирен Кюри (дочь Марин Кюри) обогатили науку но­ вым открытием. Направляя поток альфа- частиц на алюминиевую пластинку, они добились того, что ядро атома гелия, по­ падая в ядро атома алюминия, соединяет­ ся с ним и образует ядро атома фогфопа. При этом выделяется протон. Получен­ ный таким путем фосфор радиоактивен. ] Искусственная радиоактивность — от­ крытие величайшей важности. Оно пока­ зало, что помимо электронов, гелионов и пмма-лучей, которые излучают природные радиоактивные атомы, можно получить нозитронное и другие виды излучений от искусственных радиоактивных атомов. Радиоактивные атомы — незаменимые помощники исследователей. Словно с фо­ нариком путешествуют они в газе, в жид­ кости, в твердом теле, сигнализируя из­ лучением о своем местонахождении. Такие «меченые» атомы легко обнаружить вез­ де, где бы они ни находились. «Меченый» атом — это радиоактивный изотоп соответствующего элемента, с ко­ торым он имеет одинаковые химические свойства, а следовательно, одинаково мо­ жет участвовать в любом химическом пре­ вращении. Геологи используют радиоактивный уг­ лерод в качестве геологических «часов». Атомы этого углерода образуются в атмо­ сфере из атомов азота. Превращение одно­ го атома в другойпроисходит под воздей­ ствием космических лучей. С атомами кислорода такой атом радиоактивного уг­ лерода дает радиоактивный углекислый газ, а последний, усваиваясь растениями, превращается в органические соединения. На каждый грамм углерода в таких орга­ нических соединениях приходится 50 мил­ лиардов атомов радиоактивного углерода, независимо от места, где произрастает растение. В погибшем растении ежеминутно 10 атомов из этого числа распадаются. Таким образом с течением времени количество радиоуглерода в отжившем растении уменьшается. Через 5.700 лет оно сокра­ тится в два раза, спустя 11.400 лет — в четыре раза и т. д. Так по оставшемуся количеству атомов радиоуглерода в дре­ весине или в растительных остатках мож­ но сейчас точно определить период, к ко­ торому относится, например, постройка древних поселений, возраст торфа и т. д. Таким путем был определен возраст посе­ лений, найденных при раскопках на стро­ ительстве Волго-Донского канала. Благодаря применению радиоактивных элементов достигнуты огромные успехи в агробиологии, в медицине. При помощи «меченых» атомов ученые наблюдают за тем, как протекают процес­ сы корневого питания растений, как ис­ пользуются в организме растений пита­ тельные соки, как происходит процесс превращения веществ в растении и т. д. Все это помогает разрабатывать научные основы питания сельскохозяйственных растений и создавать эффективные при­ емы повышения их урожайности. Было ус­ тановлено, что поливка листвы питатель­ ными растворами, т. е. некорневая под­ кормка фосфором, увеличивает урожай картофеля, сахарной свеклы и хлопчатни­ ка, а некорневая подкормка азотистыми солями повышает урожай капусты и дру­ гих овощей. Если принять с пищей поваренную соль, в молекулу которой входит радиоак­ тивныйнатрий, то за перемещением этого «меченого» атома натрия в организме мож­ но будет следить по испускаемым им лу­ чам. Подобное можно проделать с любым радиоактивным элементом и таким обра­ зом проследить за его перемещениями и превращениями в организме. Мы не перечислили и тысячной доли тех применений «меченых» атомов, кото­ рые они имеют в различных отраслях на­ уки и техники. Здесь энергия атомного ядра, выделяемая в виде радиоактивного излучения, даже при небольшой ее мощ­ ности оказывает огромную пользу. 5. Превращение элементов Английский ученый Резерфорд в 1919 году использовал энергию радиоактивного излучения для превращения элементов. Альфа-частицами, выбрасываемыми при­ родными радиоактивными атомами, Резер­ форд словно снарядами обстреливал ато­ мы азота. И когда такой снаряд попадал в цель, то ядро атома азота соединялось с ядром атома гелия, образуя ядро нового атсма — кислорода. При этом освобождал­ ся один протон. Таким же путем Резер­ форд превратил алюминий в кремний. Открытие Резерфорда — огромное до­ стижение науки. Однако энергии альфа- частиц, излучаемых природными радио­ активными веществами, оказалось далеко не достаточно, чтобы расколоть ядра ато­ мов других элементов. Энергия природного снаряда — альфа-частицы не превышает энергию, связывающую протоны и нейтро­ ны в атомном ядре, следовательно, она не могла порвать эту связь. Если в атомное ядро влетает такая частица, ее энергия распределяется между частицами ядра и ядро только «нагреется».' Если же энер­ гия проникшей в ядро частицы будет больше энергии связи протонов и нейтро­ нов в ядре, тогда произойдет отрыв от яд­ ра одной пли нескольких частиц. Как же получить частицы, которые бы­ ли бы наделены значительно большей энергией, чем имеют ее частицы, испус­ каемые природными радиоактивными ато­ мами? В 1932 году советские ученые А. И. Лейпунский, К. В. Синельников и А. К. Вальтер применили в СССР новые снаря­ ды для разрушения атомных ядер. Это бы­ ли не природные, а искусственные «сна­ ряды» — протоны, которые в сильном электрическом поле разгонялись до огром­ ных скоростей, т. е. наделялись такой энергией, которая была значительно боль­ ше энергии связи частиц в атомном ядре. Такими «снарядами» они обстреливали атомы лития. Ядро атома лития при по­ падании в него протона превратилось в два ядра атома гелия. Таким же путем ими был превращен алюминий в магний. Метод бомбардировки атомных ядер ис­ кусственными «снарядами» позволил вый­ ти из зависимости от природы при изуче­ нии проблемы атомного ядра. Саморазру­ шение атомов природных радиоактивных веществ — очень редкое явление. От­ сюда понятна ценность искусственных «снарядов», скорость полета которых ре­ гулируется, а поток частиц можно на­ правлять на исследуемое вещество узким пучком, чего нельзя было сделать с аль­ фа-частицами. В дальнейшем паука избрала именно этот путь, путь использования искусст­ венных «снарядов». В короткий промежуток времени были изобретены атомные «пушки», так назы­ ваемые циклотроны, синхротоны, фазот­ роны, синхрофазотроны, касмотроны. В качестве «снарядов» ядерной артиллерии были применены электроны, протоны, дейтероны, нейтроны. Ученые осуществляют сейчас разнооб­ разные превращения элементов. Газ азот, например, превращается ими в углерод. Углерод же они превращают в атомы ме­ талла бериллия. Атомы другого металла — алюминия могут быть по желанию прев­ ращены в фосфор, магний или кремний. Кремний в свою очередь может быть опять превращен в алюминий. Из одного атома металла лития легко получается два атома газообразного вещества — ге­ лия. Атомы бора превращаются в атомы азота, а азот может быть превращен в кислород. В настоящее время металлический ка­ лий превращают в газообразный аргон, галий — в металлический цинк, иод— в ксенон, бром — в криптон, фосфор — в кремний, цезий — в барий, барий — в лантан, лантан — в церий, рубидий— в стронций, стронций — в иттрий, иттрий — в цирконий и т. д. С применением искусственных «снаря­ дов» открылась возможность произво­ дить превращения любого химического элемента в какой-либо другой и таким об­ разом получать те элементы, которые ред­ ко встречаются или вовсе отсутствуют в природе. При помощи искусственных «снаря­ дов» получены были отсутствующие в земной коре химические элементы — технеций, прометий, астатпн. До этого клетки за 43. 61 и 85 в периоди­ ческой таблице Д. И. Менделеева пустова­ ли. Искусственные «снаряды» позволи­ ла расширить таблицу Д. II. Менделеева, пополнив ее новыми, так называемыми заурановыми элементами — нептуний, плутоний, америций, кюрий, берклий, калифорний афиний. центурий. Самое же главное, что дало примене­ ние искусственных «снарядов», это то, что при помощи их удалось создать ятер- ное взрывчатое вещество — уран 233 и плутоний, а также сделать возможным практическое использование ядерной энер­ гии. Инженер А. БУЯНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz