На страже Заполярья. 1954 год. Март.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 марта 1954 г.. N° 68 (4910). КАК ТРЕБУЕТ СОВРЕМЕННЫЙ БОЙ — Право -Ю, судно, начать наблюде шь1! (' напряженным вниманием склонились моряки у оптических приборов. Так на чалась очередная тренировка дальномер щик.«в. Условия тренировки приближены к боевым. Цель ее: отработать взаимоза меняемость. довести работу отдельных боевых номеров до автоматизма. Каждый выход в море используется личным составом рационально и замят си стематическими тонировками. Одно де ло — занятие у причала, когда корабль и часто цель неподвижны. Другое дело — в сложных условиях похода, когда приходится тренироваться ио движут- п- ся цели, нередко едва видимой. Вот здесь- то и рождается подлинное мастерство. Ведь можно обладать отличной стерео скопичностью, но в походе измерять дистанцию неудовлетворительно. Так и было одно время с матросом Гор бач. Имея хорошие зрительные данные, дальномерщик показывал неплохие ре зультаты на стоянке. А в море, при за мере дистанции, »у Горбача быстрее уста вали глаза — сказывалось отсутствие тренировки в сложных условиях. Вот почему так старательно занимаются вои ны своим делом. Вводные следуют одна за другой. «Нас пытаются ослепить прожектором»,— сказал старшина поста. Дальномерщи ки. не отрываясь от окуляров, вращают маховики, вводя в действие дополнитель ную оптику. — Вышел из строя первый номер, — слышится другая вводная. Старший матрос Виноградов мгновенно занимает место за дальномером, быстро и точно подготовляет его к работе. Моряк вводит в действие оптический прибор раньше положенного времени. Старшина следит за работой матроса Горбач и подмечает, что воин пользует ся неправильно методом взятия дистан ции. При этом способе страдает устой чивость в работе дальномерщика. Прием замере дистанция, который применял Горбач на стоянке, оказывается непригод ным в условиях похода. — Используйте другой метод измере ния, — советует командир отделения и показывает, как нужно его применять. — Этот способ позволяет непрерывно сле дить за целью, повышает устойчивость в работе. • Матрос следует совету старшины, и ра бота стерео^кописта сразу же улучшается. В конце занятия старшина поста под водит итоги, делает замечания и выводы. Он отмечает успех старшего матроса Ви ноградова и матроса Горбач, указывает матросу Толкалину на то, что он недо статочно четко репетует и иногда пута ет команды. По этому поводу принято ре шение: заняться с молодым воином отдель- Тренировка дальномерщиков в море но, показать ему практически, (как нужно правильно действовать, добиться четкой передачи команд. На боевом посту хорошо отработана организация взаимозаменяемости. Каждый воин знает инструкции всех матросов по ста и имеет необходимые навыки в ра боте за товарищей. Эти успехи достигну ты в результате постоянных ус-н.тий все го личного состава отделения. ! Моряки чувствуют личную ответствен ность за выполнение воинского долга н добросовестно относятся к боевой учебе. Особое внимание уделяется тренировкам в море вообще и, в частности, во взятии дистанции в сложных условиях. Только в море, где часто меняется обстановка, мож но стать подлинным мастером своего дела. ...Дни проходили в походах, в напря женной боевой учебе. Дальномерщики го товились к выполнению ответственных задач. — Корабль к походу изготовить! — звучит команда. Сразу же на боевом посту’ собирается весь расчет. Спокойные, волевые лица. Задача ясна — 'впереди ответственное дело, требующее больших знаний, уме ния, опыта, накопленного в дни упорных тренировок и занятий. Старшина поручает старшему матросу Виноградову приготовление материальной части к действию. Моряки, руководству ясь боевыми инструкциями и наставлени ями, в соответствии с контрольным ли стом, тщательно выполняют свои обязан ности. Они знают, что успех похода куется здесь, у причала, и зависит от готовности к работе заведываний. Еще и еще раз производится выверка оптиче ских приборов, проверяется состояние оп тики, тщательно очищенной п промытой спиртом, согласование всех механизмов. Стереоскописты сверяют предваритель ные данные. Показатели хорошие. Старшина поста лично проверяет работу подчиненных, вникает в каждую мелочь. Осмотром приборов он остается доволен. Вот только не все достаточно надежно закреплено по-штормовому и не так на дежно уложены некоторые детали. Это с некоторой досадой отмечает командир отделения и делает замечания подчинен ным. Матросы пытаются оправдаться тем, что погода хорошая, ветра нет и по прогнозам его не предвидится. — Море очень изменчиво, и нужно всег да встречать его во всеоружии, особенно сейчас, когда погода так неустойчива, — авторитетно заявляет старшина. Недочеты быстро (устранены. Корабль покидает базу. Его слегка покачивает на зыби. При выходе из за лива проводится зачетная тренировка. Командир отделения поручает замерить дистанцию молодому стереоскописту ма тросу Горбач. Нужно приучать его к самостоятельным действиям. Воин хорошо справляется с поручен ным ему делом, как и его боевые това рищи. Занятие подтверждает готовность личного состава поста к выполнению сложных задач. II вот настал ответственный момент. Старшина приказывает матросу Горбач: «Займите место у дальномера, будете вы полнять обязанности стереоскописта-иа- блюдателя». Такое решение возникло не сразу. Вставал вопрос: справится ли во ин? Ведь опыта у него мало. Матрос на тренировках работал хорошо. Но сейчас он стал заметно волноваться. Не расте ряется ли в нужный момент? Необходимо было внушить ему веру в успех. — Надеюсь, что справитесь с обязан ностями, — добавил старшина. — У вас есть все возможности выполнить задачу отлично. Для этого нужны спокойствие, максимальное внимание, чтобы приме нить весь накопленный в дни учебы опыт. Корабль выходит на курс. Знакомая команда: «Начать наблюдение». Поступи ли первые данные. Неожиданно погода резко ухудшилась. Начался снежный заряд. Входные окна оптических приборов залепляло снегом. Вспнам пришлось отрываться от окуляров, чтебы очистить оптику от снега. Учеба продолжается, хотя видимость ухудши лась и усилилась качка. У с т о й ч и в о удер живают старшие матросы Викторов п Ле ванов нити визиров на цели. Точно оп ределяют дистанцию, правильно и свое временно берут отклонения дальномер щики. Матрос Павленко, хотя и испыты вает морскую болезнь, но продолжает гром ко передавать команды. Успех достигнут. Корабль делает рез кий поворот. Тренировка окончена. Моря ки отрывают глаза от окуляров. Воины чувствуют удовлетворение работой и до стигнутыми результатами. Но они знают, что на этом нельзя успокаиваться. Необ ходимо постоянно повышать воинское ма стерство, боеготовность родного корабля. При подведении итогов командир под разделения особо отметил успехи дально- мерщиксв-стереоскопистов Виноградова и Горбача. Снова поход, и опять зорко стоят на вахте дальномерщики. Вооруженные пер воклассной отечественной техникой, со ветские моряки внимательно вглядывают ся вдаль, готовые в любой момент вы полнить приказ командира. Старший матрос Б. САЗОНОВ. Опытный специалист помогает молодому матросу Ночь. Безмолвно замерли корабли у причала. После напряженного трудового дня крепко спят моряки. Лишь глухо раздаются шаги на верхней палубе. Это несут службу вахтенные. Неожиданно поступил приказ: кораблю немедленно выйти в море. Раздался сиг нал: «Корабль к походу изготовить». Оде ваясь на ходу, быстро разбегаются воины по боевым постам. Стремительно спу стившись по трапу в машинное отделе ние, молодой матрос Смирнов остановил ся у механизмов заведывания. Затем он произвел внешний осмотр материальной части, проверил уровень масла в картере, добавил в расходную цистерну необходи мое количество топлива и, провернув вручную механизмы и убедившись в их исправности, доложил о готовности заве дывания к запуску. С разрешения командира Смирнов за пустил, совместно с электриком, дизель- генератор и взглянул на часы. Приготов ление заведывания к походу произведено в срок. х Во время походной вахты молодой спе циалист был особенно бдителен. Внима тельно следил он за показаниями прибо ров, проверял температуру нагрева под шипников, прислушивался к работе ди зелей. Непривычный сильный шум надо едал, утомляла непрекращающаяся качка. Но матрос Смирнов на протяжении всего похода обеспечивал бесперебойную работу механизмов. По возвращении в базу командир от деления отметил старательность воина. Несмотря на кратковременное пребыва ние на корабле, Смирнов снискал всеобщее уважение .сослуживцев. Примерная дис циплина, любовь к боевой технике помог ли ему в короткий срок стать на само стоятельную вахту. В этом немалая за слуга матроса Егорова. Хорошо изучив свою специальность, он заботливо и уме ло передает приобретенные знания Смир нову. Случилось так, что однажды Смирнов, видя как Егоров умело и уверенно разби рает и собирает т о п л и в н ы й фильтр, выз вался сделать это самостоятельно. Однако в первый раз у него получилось не сов сем удачно. Егоров пришел на помощь. Он об’яснил, что разобранные детали следует класть в определенном по рядке, чтобы лучше запомнить, когда ка кую из них ставить при сборке. Следуя этому совету, Смирнов при повторном раз боре, хотя и медленно, но правильно соб рал фильтр. Так молодой матрос изо дня в день на стойчиво и упорно накапливает практи ческие навыки. — Я буду постоянно повышать боевое мастерство, чтобы быть готовым в любую минуту выступить на защиту любимой Советской Родины, — говорит матрос Смирнов своим товарищам. — Это мой долг, моя священная обязанность. Матрос К. ФОМЧЕНКО. Невыполнимых задач нет Ветер гонит волну за волной. Разбива ясь о борт корабля, они с шумом отка тываются в сторону. Покачиваясь, ко рабль идет заданным курсом. Как только мы снялись с якоря, за говорил корабельный радиоузел. Высту пающие указывали на важность образцо вого выполнения экипажем предстоящей задачи. ...Моряки заняли свои места и_ присту пили к выполнению обязанностей. Ручка электротелеграфа передвинулась на ^«са мый полный». Медленно набирает оборо ты маневровщик специалист 1 класса Ко валев. Он внимательно наблюдает за стрелками манометров, показывающими давление пара. На машинистах сегодня лежит большая ответственность. Малей шая невнимательность с их стороны мо жет сорвать выполнение задачи. -* В машинное отделение периодически спукаются главныйстаршина Чуприпа и командир подразделения, чтобы еще раз проверить правильность действия матро сов у механизмов. Они верят в своих под чиненных. Но чувство ответственности за свое дело заставляет их не ослаблять контроля ни на минуту. Для лучшего подогрева воды машини сты удерживают определенное противо давление. Каждый воин старается от лично выполнить обязанности. Старшина вахты Корешков через каждые пять ми нут принимает доклады вахтенных о тем пературе подшипников. По выражению его лица видно, что он доволен подчинен ными, работой механизмов. Аккуратно за писывает он в вахтенный журнал: «Са мый полный набран». Старший матрос Команенков доложил о температуре подшипника на линии вала. Выяснилось, что надо добавить ох лаждение. Умение моряков эксплуатиро вать технику проявляется вновь. Быст ро подведено к подшипнику дополнитель ное охлаждение. Стрелка электротелеграфа еще раз передвигается. Сбавлен ход. Опять за говорил радиоузел корабля. Выступавшие рассказали, что матросы и старшины действовали правильно. Поход снова по казал: для советских моряков невыполни мых задач нет. • Старший матрос Н. ИСКРА. --- О---- к ' с т о / п / г р О ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТСЯ к заступлению в караул и бдительно несет службу на посту ефрейтор Иванов. За это командир неодно кратно поощрял воина. А. Рогулин. о ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ УСПЕХОВ в труде добился младший сержант Бражный. Передовой строитель еже дневно перевыполняет заданные нор мы. Рядовой В. Полушкин. о ВОИНЫ НАШЕГО ПОДРАЗ ДЕЛЕНИЯ недавно выполняли стрелковое упражнение. Отличные результаты показали рядовые Ша- пель и Валынец. Командир об’явил им благодарность. Рядовой А. Карней. о ТОВАРИЩЕСКАЯ ПОМОЩЬ оказана матросу Белоусову старо служащими воинами. Перенимая их опыт, он научился грамотно обслужи вать вверенное ему заведывание, до бился отличных показателей в служ бе и учебе. Старший матрос В. Линецкий. О ОБРАЗЦОВО выполняет свой воинский долг рядовой Пономарёв. Недавно на боевом посту он проявил бдительность. За это командир об’ явил ему благодарность. Младший сержант А. Козлов. НотаСоветского Правительства Правительству Турции 18 марта с. г. Заместитель Министра Иностранных Дел СССР В. А. Зорин вру чил Временному Поверенному в Делах Ту рецкой Республики в Москве г-ну Туна- лыгплу ноту следующего содержания: «В связи с опубликованием 19 февра ля с. г. совместного турецко-пакистан ского коммюнике относительно предстоя щего заключения между Турцией и Па кистаном пакта, предусматривающего их всестороннее сотрудничество, в том числе и в военной области. Правительство Сою за Советских Социалистических Респуб лик считает необходимым заявить Прави тельству Турецкой Республики следую щее. Как видно из упомянутого выше ту рецко-пакистанского коммюнике, а также из заявлений государственных деятелей обеих стран, проектируемый пакт между Турцией и Пакистаном не может не за трагивать интересов безопасности сосед них стран. Иностранная, в том числе ту рецкая, печать сообщает, что этот пакт предусматривает активное военное сотруд ничество между Турцией и Пакистаном и создание основы для организации более широкого военного блока. При этом осо бо обращает на себя внимание тот факт, что турецко-пакистанский пакт, — как это вытекает из заявления 24 февраля с. г. министра иностранных дел Турции на заседании турецкого меджлиса, — рассчитан на вовлечение в военный блок других стран, ввиду чего не без основа ний указанный пакт расценивается, как ядро для создания средневосточного воен ного блока. Поскольку Турции, как и Пакистану, никакое нападение, как известно, не уг рожает, этот пакт не может рассматри ваться, как оборонительный. Напротив, как видно из выступлений государствен ных деятелей Турции и Пакистана, его подготовка тесно связана с военными пла нами Атлантического блока и затрагивает втрое о безопасности ряда стран, осо бенно в районе Ближнего и Среднего Во стока, а также Юго-Восточной Азии. Советское Правительство в своих нотах Правительству Турции от 24 ноября 1051 г. и 28 января 1952 г. отмечало, что попытки создания блоков в районе Ближнего и Среднего Востока имеют целью превратить страны Ближнего и Среднего Востока в плацдарм для воору женных сил агрессивного Атлантического Споза. Именно эту цель преследовали пла ны создания так называемого «среднево сточного командования», а также други^ попытки США, Англии и Турции обеспеЧ ч е т ь под любыми предлогами пребыва ние иностранных вооруженных сил в странах Ближнего и Среднего Востока и расширить там сеть иностранных воен ных баз, в ущерб национальным интере сам и безопасности этих стран. Обращает на себя внимание тот факт, что нынешние действия Турецкого Пра вительства, направленные на создание военного блока на Ближнем и Среднем Востоке и в Юго-Восточной Азии, осу ществляются в то время, когда со сторо ны СССР и ряда государств принимаются меры к смягчению международной на пряженности и улучшению отношений между государствами. Разумеется, что по добного рода действия Турецкого Прави тельства не могут не обострить положение па Ближнем и Среднем Востоке, а также в Юго-Восточной Азии и имеют прямое отношение к безопасности Советского Ссюза. ^ Советское Правительство считает необ- \ ходимым обратить внимание Правитель- ства Турецкой Республики на то, что подобная политика не моя:ет не нанести ущерб советско-турецким отношениям. Действуя таким образом, Турецкое Прави тельство берет на себя ответственность за последствия такого пололсенпя». Г-н Туналыгил обещал передать ука занную ноту Турецкому Правительству. Беседы о бдительности У нас проводится большая работа, на правленная на воспитание личного соста ва в духе высокой революционной бди тельности. Командир подразделения часто напоми нает подчиненным о том, что нельзя за бывать о капиталистическом окружении, о необходимости постоянного повышения бдительности. Он подчеркивает, что важ нейшим залогом этого является крепкая воинская дисциплина. На днях офицер подразделения провел с воинами беседу на тему: «Высокая бди тельность — неот’емлемое качество со- ----- О ветского воина». Он на конкретных при мерах показал, какое большое значение имеет высокая бдительность для дальней шего укрепления активной обороны СССР. Агенты иностранных разведок не гну шаются никакими, даже самыми подлы ми средствами для достижения своих грязных целей, прибегают к самым под лым уловкам для того, чтобы получить нужные им сведения. Поэтому каждый советский воин должен быть бдитель ным, строго хранить военную и государ ственную тайну. Рядовой А. РОГУЛИН. По следам наших выступлений «УЛУЧШИТЬ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ» 27 февраля в нашей газете под таким заголовком было опубликовано, письмо в редакцию старшего инженер-лейтенанта К. Павлюка. Начальник Мурманского управления до рожного и транспортного хозяйства сооб щил редакции, что павильон для пасса жиров в Североморске открыт и расписа ние движения автобусов вывешено. «УРОКИ ОДНОГО СЕМИНАРА» Так называлась корреспонденция В. Ни колаева, опубликованная в нашей газете 21 февраля. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что вопрос о подготовке и проведении семинаров с секретарями пар тийных и комсомольских организаций об суждался в политоргане. Намечены меро приятия по улучшению качества и дей ственности учебы актива. По следам неопубликованных писем Военкор М. Гусев в своем письме в ре дакцию указывал, что еще в прошлом го ду ряд отличников боевой и политической подготовки подразделения был награжден нагрудными знаками, но воины так и не получили их. Письмо военкора было на правлено для расследования и принятия мер. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что в настоящее время на грудные знаки отличникам учебы вруче ны. Б е с е д ы н а н а у ч н ы е т е м ы 3. Радиоактивность Ядра атомоз — своеобразные склады энергии. Об этом ученые знали еще до открытия способа использования энергии атомного ядра. В конце прошлого зека польский ученый Мария Кюри-Склодов- ская вместе со своим мужем французским физиком Пьером Кюри открыли химиче ский элемент радий. Этот метал непре рывно испускает в окружающее простран ство электроны (бета-лучи), гелионы (альфа-частицы, представляющие собой ядра атомов гелия) и кроме того — гам- ма-лучи (лучи, подобные рентгеновским, только с меньшейдлиной волны). На ин тенсивность излучения радия не влияет ни нагревание излучаемого вещества, ни охлаждение его до температуры жидкого воздуха, ни высокое давление, ни вакуум (сильно разреженный воздух). Радиоактивное излучение — это только некоторая часть энергии атомного ядра. Ежесекундно из грамма радия выбрасы вается 37 миллиардов альфа-частиц. Но это своеобразное извержение энергии не велико по концентрации, так как в се кунду распадается всего лишь один атом и:; каждых 72 миллиардов имеющихся в наличии. Шесть суток потребовалось бы накапливать энергию, излучаемую грам мом радия, чтобы нагреть ею до кипения стакан воды Примечательной особенностью каждого вида радиоактивных атомов является раз ная продолжительность их существования. Среди них есть такие, которые существу ют несколько минут. Продолжительность жизни других измеряется часами, днями, Начало см. в № от 13 февраля но есть и такие, которые остаются неиз менными в течение тысячелетий. Опытным путем для каждого вида ра диоактивных атомов установлена продол жительность их существования. Измеряет ся эта продолжительность временем, в те чение которого имеющееся количество атомов уменьшается вдвое. В 1907 году, например. Парижский ин ститут получил от Марии Кюри подарок— 1 грамм радия. За 4G лет, прошедших с тех пор, вследствие радиоактивного распа да ее подарок уменьшился на 20 милли граммов. В 3497 году от грамма радия останется половина, а еще через 1590 лет — четверть грамма. Уран и торий — более долговечные ра диоактивные элементы. Так, например, от грамма урана останется полграмма лишь через 4,5 миллиарда лет. Атомы радиоактивного урана через оп ределенный промежуток времени самопро извольно выбрасывают частицы, в резуль тате чего атомные ядра становятся все меньше и меньше. Вместо урана образуют ся более легкие элементы: радий, радон, полоний, свинец. Свинец не радиоакти вен, на нем заканчивается превращение элементов, начинающееся с атомов урана. 4. Искусственные радиоактивные элементы В 1934 году знаменитые ученые Фре дерик Жолио-Кюри и его жена Ирен Кюри (дочь Марин Кюри) обогатили науку но вым открытием. Направляя поток альфа- частиц на алюминиевую пластинку, они добились того, что ядро атома гелия, по падая в ядро атома алюминия, соединяет ся с ним и образует ядро атома фогфопа. При этом выделяется протон. Получен ный таким путем фосфор радиоактивен. ] Искусственная радиоактивность — от крытие величайшей важности. Оно пока зало, что помимо электронов, гелионов и пмма-лучей, которые излучают природные радиоактивные атомы, можно получить нозитронное и другие виды излучений от искусственных радиоактивных атомов. Радиоактивные атомы — незаменимые помощники исследователей. Словно с фо нариком путешествуют они в газе, в жид кости, в твердом теле, сигнализируя из лучением о своем местонахождении. Такие «меченые» атомы легко обнаружить вез де, где бы они ни находились. «Меченый» атом — это радиоактивный изотоп соответствующего элемента, с ко торым он имеет одинаковые химические свойства, а следовательно, одинаково мо жет участвовать в любом химическом пре вращении. Геологи используют радиоактивный уг лерод в качестве геологических «часов». Атомы этого углерода образуются в атмо сфере из атомов азота. Превращение одно го атома в другойпроисходит под воздей ствием космических лучей. С атомами кислорода такой атом радиоактивного уг лерода дает радиоактивный углекислый газ, а последний, усваиваясь растениями, превращается в органические соединения. На каждый грамм углерода в таких орга нических соединениях приходится 50 мил лиардов атомов радиоактивного углерода, независимо от места, где произрастает растение. В погибшем растении ежеминутно 10 атомов из этого числа распадаются. Таким образом с течением времени количество радиоуглерода в отжившем растении уменьшается. Через 5.700 лет оно сокра тится в два раза, спустя 11.400 лет — в четыре раза и т. д. Так по оставшемуся количеству атомов радиоуглерода в дре весине или в растительных остатках мож но сейчас точно определить период, к ко торому относится, например, постройка древних поселений, возраст торфа и т. д. Таким путем был определен возраст посе лений, найденных при раскопках на стро ительстве Волго-Донского канала. Благодаря применению радиоактивных элементов достигнуты огромные успехи в агробиологии, в медицине. При помощи «меченых» атомов ученые наблюдают за тем, как протекают процес сы корневого питания растений, как ис пользуются в организме растений пита тельные соки, как происходит процесс превращения веществ в растении и т. д. Все это помогает разрабатывать научные основы питания сельскохозяйственных растений и создавать эффективные при емы повышения их урожайности. Было ус тановлено, что поливка листвы питатель ными растворами, т. е. некорневая под кормка фосфором, увеличивает урожай картофеля, сахарной свеклы и хлопчатни ка, а некорневая подкормка азотистыми солями повышает урожай капусты и дру гих овощей. Если принять с пищей поваренную соль, в молекулу которой входит радиоак тивныйнатрий, то за перемещением этого «меченого» атома натрия в организме мож но будет следить по испускаемым им лу чам. Подобное можно проделать с любым радиоактивным элементом и таким обра зом проследить за его перемещениями и превращениями в организме. Мы не перечислили и тысячной доли тех применений «меченых» атомов, кото рые они имеют в различных отраслях на уки и техники. Здесь энергия атомного ядра, выделяемая в виде радиоактивного излучения, даже при небольшой ее мощ ности оказывает огромную пользу. 5. Превращение элементов Английский ученый Резерфорд в 1919 году использовал энергию радиоактивного излучения для превращения элементов. Альфа-частицами, выбрасываемыми при родными радиоактивными атомами, Резер форд словно снарядами обстреливал ато мы азота. И когда такой снаряд попадал в цель, то ядро атома азота соединялось с ядром атома гелия, образуя ядро нового атсма — кислорода. При этом освобождал ся один протон. Таким же путем Резер форд превратил алюминий в кремний. Открытие Резерфорда — огромное до стижение науки. Однако энергии альфа- частиц, излучаемых природными радио активными веществами, оказалось далеко не достаточно, чтобы расколоть ядра ато мов других элементов. Энергия природного снаряда — альфа-частицы не превышает энергию, связывающую протоны и нейтро ны в атомном ядре, следовательно, она не могла порвать эту связь. Если в атомное ядро влетает такая частица, ее энергия распределяется между частицами ядра и ядро только «нагреется».' Если же энер гия проникшей в ядро частицы будет больше энергии связи протонов и нейтро нов в ядре, тогда произойдет отрыв от яд ра одной пли нескольких частиц. Как же получить частицы, которые бы ли бы наделены значительно большей энергией, чем имеют ее частицы, испус каемые природными радиоактивными ато мами? В 1932 году советские ученые А. И. Лейпунский, К. В. Синельников и А. К. Вальтер применили в СССР новые снаря ды для разрушения атомных ядер. Это бы ли не природные, а искусственные «сна ряды» — протоны, которые в сильном электрическом поле разгонялись до огром ных скоростей, т. е. наделялись такой энергией, которая была значительно боль ше энергии связи частиц в атомном ядре. Такими «снарядами» они обстреливали атомы лития. Ядро атома лития при по падании в него протона превратилось в два ядра атома гелия. Таким же путем ими был превращен алюминий в магний. Метод бомбардировки атомных ядер ис кусственными «снарядами» позволил вый ти из зависимости от природы при изуче нии проблемы атомного ядра. Саморазру шение атомов природных радиоактивных веществ — очень редкое явление. От сюда понятна ценность искусственных «снарядов», скорость полета которых ре гулируется, а поток частиц можно на правлять на исследуемое вещество узким пучком, чего нельзя было сделать с аль фа-частицами. В дальнейшем паука избрала именно этот путь, путь использования искусст венных «снарядов». В короткий промежуток времени были изобретены атомные «пушки», так назы ваемые циклотроны, синхротоны, фазот роны, синхрофазотроны, касмотроны. В качестве «снарядов» ядерной артиллерии были применены электроны, протоны, дейтероны, нейтроны. Ученые осуществляют сейчас разнооб разные превращения элементов. Газ азот, например, превращается ими в углерод. Углерод же они превращают в атомы ме талла бериллия. Атомы другого металла — алюминия могут быть по желанию прев ращены в фосфор, магний или кремний. Кремний в свою очередь может быть опять превращен в алюминий. Из одного атома металла лития легко получается два атома газообразного вещества — ге лия. Атомы бора превращаются в атомы азота, а азот может быть превращен в кислород. В настоящее время металлический ка лий превращают в газообразный аргон, галий — в металлический цинк, иод— в ксенон, бром — в криптон, фосфор — в кремний, цезий — в барий, барий — в лантан, лантан — в церий, рубидий— в стронций, стронций — в иттрий, иттрий — в цирконий и т. д. С применением искусственных «снаря дов» открылась возможность произво дить превращения любого химического элемента в какой-либо другой и таким об разом получать те элементы, которые ред ко встречаются или вовсе отсутствуют в природе. При помощи искусственных «снаря дов» получены были отсутствующие в земной коре химические элементы — технеций, прометий, астатпн. До этого клетки за 43. 61 и 85 в периоди ческой таблице Д. И. Менделеева пустова ли. Искусственные «снаряды» позволи ла расширить таблицу Д. II. Менделеева, пополнив ее новыми, так называемыми заурановыми элементами — нептуний, плутоний, америций, кюрий, берклий, калифорний афиний. центурий. Самое же главное, что дало примене ние искусственных «снарядов», это то, что при помощи их удалось создать ятер- ное взрывчатое вещество — уран 233 и плутоний, а также сделать возможным практическое использование ядерной энер гии. Инженер А. БУЯНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz