На страже Заполярья. 1954 год. Март.

3 марта 1954 г., JV: 52 (4894). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 П А Р Т И Й Н А Я Ж MJ3_H__b опаганда требований Военной присяги Военная присяга требует от- советского (моряка быть честным, храбрым, дисципли­ нированным, бдительным воином, обязыва­ ет его беспрекословно выполнять уставы, приказы командиров и начальников, до- fi|.fs-o;:tM*TH-) изучать специальность, все­ мерно беречь военное и народное имуще­ ство it .до последнего дыхания быть пре­ данным своему народу. Родине и Совет­ скому правител]ству. На нашем корабле по указанию коман- ^ R p a и при активном участии коммуни­ стов проводятся самые разнообразные ме­ роприятия. направленные на глубокое раз’яснение личному составу требова­ нии Военной присяги. Например, толь­ ко за последний период с личным составом были проведены беседы на темы: «Точно выполнять требования Военной присяги — значит честно служить Родине». «Жить и учиться по уставам». «Моряки Северного Флота в годы ВеликойОтечественной вои­ ны» и другие. Особенно большой интерес у личного состава вызвала беседа на тему: «Воен­ ная присяга — закон жизни советских воинов», которую провел член КПСС Ов­ чинников. Офицер рассказал морякам об основных требованиях Присяги, привел примеры, показывающие, как советские во. нны. жертвуя жизнью во имя победы над * в!»агом. до конца оставались верными сво­ ей священной клятве. Глубокое впечатле­ ние произвел на матросов рассказ комму­ ниста о подвиге балтийца Евгения Нико- *нсва. — Тяжело раненный советский моряк, — говорил тов. Овчинников. — был за­ хвачен гитлеровцами и подвергнет звер­ ским издевательствам. Он умер в страш­ ных пытках на огне, до последнего вздо­ ха оставаясь беспредельно преданным сы­ ном своейсоциалистической Родины. Затем офицер подчеркнул необходимость строгого выполнения требований Военной присяги в мирное время. Он назвал фами­ лию старшего матроса Денисенко, который нч протяжении своей службы не имеет ни единого замечания, беспрекословно и точ­ но выполняет все приказания командиров. Тов. Овчинников показал воинам карточ­ ку взысканий и поощрений передовою мо­ ряка. поставил его безупречную службу в пример остальным. Неловко чувствовал себя во время бесе­ ды матрос Миняев. Когда коммунист Ов­ чинников говорил, что на корабле есть во­ лны. которые плохо несут вахтенную службу, недобросовестно выполняют клят­ ву, данную матери-Роиине, матрос Миняев ле мог не принять это на свойсчет Ему было неудобно перед своими товарищами: ведь в течение длительного пребыва­ ния на корабле он получал лишь замеча­ ния да взыскания, не заслужив от коман­ дира ни одного поощрения. Активное участие принимают комму­ нисты в подготовке и проведении встреч молодых матросов с ветеранами Великой Отечественной войны, классными специа­ листами и отличниками боевой и полити­ ческой подготовки. С большим вниманием слушали моряки рассказы командира ко­ рабля и коммуниста Бондаренко о герои­ ческих подвигах советских воинов в боях с немецко-фашистскими захватчиками. — Мне много раз приходилось участво­ вать в боевых операциях. — говорил од­ нажды морякам коммунист Бондаренко. — Но я не помню случая, чтобы кто-либо из моих товарищей по оружию проявил ма­ лодушие, нарушил торжественную клятву, данную на верность Родине. Как-то во время боя вражеским снарядом была пов­ реждена сложная аппаратура. Устранить неисправность казалось невозможно. II только исключительная сила золи, вынос­ ливость. храбрость, глубокое знание тех­ ники помогли морякам в предельно корот­ кое время ликвидировать повреждение и обеспечить кораблю нужный ход. Этот факт и многие другие навсегда убедили меня, что победителем из боя выходит тот, кто приучил себя точно выполнять требо­ вания Военной присяги и уставов, кто беспредельно любит свою Родину, свой народ. Моряки всегда с глубоким вниманием слушают коммуниста Бондаренко. Он яв­ ляется для них живым примером безупреч­ ного служения социалистическому Отече­ ству. Грудь ветерана украшают несколько высоких наград, которыми Родина отмети­ ла славные боевые дела воина. Нередко по инициативе коммунистов и при их активном участии на корабле про­ водятся тематические вечера. На днях в одном из подразделений состоялся вечер на тему: «Советская молодежь — самая счастливая в мире». Выступивший на ве­ чере член ВЛКСМ Шихов рассказал о ге­ роических делах комсомольцев в годы Ве- лькой Отечественной войны, призвал при­ сутствующих на вечере отличной учебой и службой изо дня в день множить боевую славу наших Вооруженных Сил. Внима­ тельно выслушали собравшиеся комсомоль­ ца. Супрунец, посвятившего свое высту­ пление вопросу: «Неустанно крепить обо­ роноспособность Родины». Важным средством пропаганды идей Присяги является наглядная агитация. Хорошо понимая это, коммунисты стремят­ ся сделать ее яркой и содержательной. В олпом из кубриков вывешена влггрина: «Военная присяга — клятва воина на верность Родине». Здесь помещен текст Присяги, выдержки из Конституции СССР о защите социалистического Отечества, иллюстрации, рассказывающие о безу­ пречном выполнении советскими воинами требований Военной присяга. В каждом кубрике на видном месте — призывы, статьи из уставов, мобилизующие моряков на достижение новых успехов в боевой учебе и службе. Привлекают внимание красочные плакаты о славных делах моря­ ков русского флота, витрина о героическом подвиге экипажа крейсера «Варяг», пор­ треты Героев Советского Союза. Среди разнообразных форм н методов пропаганды Присяги важную роль играет популяризация опыта моряков, образцово выполняющих свой воинский долг. На нашем корабле, например, с большим художественным вкусом оформлены До­ ски отличников боевой и политиче­ ской подготовки. Достижения передовых моряков широко популяризируются в стенной печати, радиогазете, в беседах агитаторов. На днях классным специали­ стам М я с н и к о е у и Корешкову были посвя­ щены боевые листки, в которых подробно рассказывалось об их успехах в овладении современной техникой. В своей повседневной работе по воспи­ танию личного состава в духе требований Присяги коммунисты используют художе­ ственную литературу, кино и театр. Не­ давно в одном из подразделений была про­ ведена читательская конференция по кни­ ге М. Бубеннова «Белая береза». На ко­ рабле регулярно демонстрируются кино­ фильмы, вдохновляющие воинов на еще лучшее выполнение своего священного долга перед Родиной. Сильное впечатление оставила у моря­ ков экскурсия в музей Северного флота. Здесь воины корабля подробно ознакоми­ лись с героическими делами своих стар­ ших товарищей, многие из которых смер­ тью храбрых пали в боях за свободу и независимость Родины. С большим интере­ сом моряки рассматривали экспонаты, представленные на витрине, рассказываю­ щей о службе и бессмертном подвиге се­ вероморца Ивана Сивко. Конкретная и целеустремленная работа партийной организации по пропаганде требований Военной присяги дает положи­ тельные результаты. На корабле значи­ тельно выросло число классных специали­ стов, отличников боевой и политической подготовки. Есть подразделения, где на протяжении длительного периода моряки не имеют замечаний по службе. Однако следует отметить, что еще не все коммунисты нашей партийной органи­ зации принимают активное участие в про­ паганде требований Присяга среди воинов корабля. Давно не выступал перед личным составом с беседами на воинские темы член КПСС Киселев. А в подразделении, те служит коммунист Снежков, требова­ ния Присяга не находят должного отраже­ ния в натлядной агитации. Партийной организации следует и впредь уделять неослабное внимание этому важнейшему участку воинского и полити­ ческого воспитания, оказывать еще более действенную помощь командиру в воспита­ нии у моряков благородных качеств: му­ жества, смелости, храбрости, в ы н о с л и в о ­ с т и , г о т о в н о с т и в любых условиях с честью и достоинством, как повелевает Военная присяга, защищать интересы Со­ ветского государства. Капитан-лейтенант Д. ПОЛТОРАН. xVJ' • <• at В агитпункте корабля Н. избиратели матросы Анатолии Зернов, Михаил Тем- рязанский и Саббух Галишин пришли к члену Участковой избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет С С С Р старшине 2 статьи Борису Бойкову (второй слева) проверить правильность записи своих данных в списках избирателей. Фото И. Ннкишова. ЛЮ Д И СК РОМ НЫ Х П Р О Ф Е С С И И Н а с т о й ч и в а я у ч ё б а Главным и основным методом глубокого изучения и творческого освоения марк­ систско-ленинской теории был и остается испытанный на опыте старшего поколе­ ния метод самостоятельной работы над книгой. Глубоко осознал это слушатель партий­ ной школы сержант Гнрвиц. Он с любовью изучает каждое произведение, регулярно читает журналы «Коммунист», «Пропа­ гандист и агитатор», «Блокнот агитато­ ра» и газеты. Большую помощь в изуче­ нии марксизма-ленинизма оказывает ему чтение художественной литературы. Тов. Гирвиц при подготовке к очеред­ ным занятиям часто обращается к наг­ лядным пособиям — географической кар­ те, альбому в помощь изучающим историю КПСС, схемам, диаграммам, плакатам по пятому пятилетнему плану развития СССР. Все это позволяет ему лучше усво­ ить содержание каждой темы. Настойчивая учеба сержанта Гирвиц не проходит бесследно, приносит хорошие плоды. Он, как правило, часто выступает на занятиях и содержательно излагает тот пли иной вопрос темы. Глубокое изу­ чение марксистско-ленинской теории по­ ложительно сказывается и на его службе. В настоящее время сержант Гирвиц яв­ ляется отличником боевой и политической подготовки. В его карточке взысканий и поощрений — свыше десяти благодарно­ стей. Являясь командиром отделения, пе­ редовой воин оказывает большую помощь офицерам в воинском и политическом вос­ питании личного состава. Активист часто выступает с беседами перед личным со­ ставом, раз’ясняет вопнам решения Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства, требования Военной присяги и уставов. Так, например, за последнее время сержант Гирвиц провел беседы на темы: «Конституция СССР — самая де­ мократическая конституция в мире», «Высокая бдительность — неот’емлемое качество советского воина», «Несение ка­ раульной службы есть выполнение бое­ вой задачи» и другие. Успехи слушателя в теоретической уче­ бе об’ясняются заботой партийной органи­ зации об идейном росте коммунистов и комсомольцев. Вопросы партийного просве­ щения здесь находятся в центре внимания командира, политработника и членов партбюро. Капитан Н. КЛЁНОВ. Технический Дмитрий Матроса Кузнецова назначили на один из кораблей, оснащенный первоклассной отечественной техникой. Трудно было первое время Кузнецову: на военный корабль он попал впервые, да п люди здесь были незнакомые. Кроме то­ го, он стеснялся часто обращаться за по­ мощью к старшине. Но, как вскоре выяс­ нилось, этого и не требовалось. Старшина 2 статьи Левенко— опытный специалист, секретарь комсомольской организации под­ разделения— внимательно отнесся к моло­ дому матросу, всегда сам своевременно приходи на помощь новичку. Кузнецов ув<идел в нем не только стро­ гого, справедливого командира, хорошо знающего свое дело, но и заботливого, чуткого товарища. Во-первых, он поста­ рался узнать все о матросе: где он родил­ ся, кто его родители, кем и как он рабо­ тал до службы, увлекается ли спортом, читает ли литературу п т. д. Затем стар­ шина тщательно проверил знания матроса и уже после этого стал учить его прак­ тике работы. Он смело положился на Куз­ нецова, давал ему ответственные задания и в то же время внимательно присматри­ вался к нему, отмечая его прилежность. Как-то старшина, похвалив Кузнецова за добросовестное отношение к делу, сказал: — Впдно, вы имеете представление о всех деталях, которые мы получили. А те­ перь я хочу вам показать, где исполь­ зуются запасные части. П вот в течение нескольких дней стар­ шина знакомил Кузнецова с различными механизмами, системами, устройствами. Трудно было запомнить все, о чем он го­ ворил, и старшина, зна.я об этом, не толь­ ко рассказывал, но н показывал в машин­ ном отделении или другом служебном по­ мещении деталь того и л и и н о г о механизма, а затем вел подчиненного в кладорую п еще раз показывал части. Не один километр исходил Дмитрий Кузнецов из одного служебного помещения в другое, пока научился без труда опре­ делять, для чего предназначены те или другие части и где они находятся. Стар­ шина Левенко решил старательного ма­ троса воспитать не только хорошим специ­ алистом, но и всесторонне развитым вои­ ном. Учась в вечернем университете марк­ сизма-ленинизма, он помогал Кузнецову повышать политические знания. II тгуд старшины не пропал даром. Кузнецов стал примерным воином, хорошо знающим порученное ему дело. Когда на один из кораблей потребовал­ ся опытный технический содержатель, командование решило послать туда ма­ троса Кузнецова. Примерный воин воспри­ нял это, как высокое доверие, которое на­ до с честью оправдать. содержатель Кузнецов С чего начать? Вот вопрос, который волновал Кузнецова с приходом на новое место службы. Ведь он теперь несет пол­ ную ответственность за все имущество, за содержание материальной части. Вспомни­ лись напутственные слова старшины: «Са­ мое главное в нашем деле — строгий учет имущества и его тщательное хранение. Парод нам доверил ценную технику, про­ длить срок ее службы — наш долг». II Кузнецов решил, прежде всего, прове. рить состояние материальной части. Он распаковал один из ящиков и увидел, что консервация запасных частей была недо­ статочной. Вероятно его предшественник былнерадивым хозяином. Нужно было все переделать заново. Работу пришлось про­ делать большую, но зато после окончания ее в заведыванин был полный порядок. Однажды, когда корабль находился в море, на вспомогательной магистрали лоп- н ^ а тарелка клапана. Необходимая деталь была быстро найдена и установлена на свое место. Матрос Кузнецов постоянно заботился о том, чтобы не было перерасхода материа­ лов. бережно относился к материальной части. Командование корабля, видя расто­ ропность воина, неоднократно поощряло его. А через некоторое время Кузнецов был повышен в должности. Если бы в это время кто-нибудь спро­ сил Кузнецова — нравится ли ему спе­ циальность технического содержателя, то получил бы вполне утвердительный ответ. Моряк глубоко осознал, что он на корабле не менее важный и нужный человек, чем комендор и моторист. За усердное отношение к служебным обязанностям и достигнутые успехи в уче­ бе Кузнецову было присвоено знание от­ личника боевой и политической подготов­ ки. Много времени прошло с тех пор, как Дмитрий Кузнецов прибыл к нам на ко­ рабль. Теперь он является командиром, старается воспитывать езоего подчиненно­ го матроса Мезеннна таким же исполни­ тельным и опытным воином, каким яв­ ляется сам, умело обучает его специаль­ ности. Недавно командир корабля послал письмо матери примерного воина, в кото- дом говорится: «Рады сообщить, что ваш сын Дмитрий Кузнецов является отличником боевой п политической подготовки. Честным испол­ нением своего служебного долга он заслу­ жил у всего личного состава и командо­ вания авторитет п славу лучшего воина части». Старший лейтенант В. ВАСИЛЬЕВ. Интересная лекция В комнате политико-просветительной работы многолюдно. Личный состав под­ разделения собрался, чтобы прослушать лекцию коммуниста тов. Аносова на тему: «Превосходство советской избирательной системы над буржуазной». — Избирательная кампания в нашей стране, — сказал лектор, — проходит в условиях дальнейшего сплочения народных масс вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, в обстановке огромного политического под’ема. Выборы в Верхозный Совет СССР проводятся у нас на основе Конституции, на основе самого демократического в мире избирательного закона, в котором ярко воплощены прин­ ципы советской социалистической демо- кратии — демократии высшего типа. В то время, как в Советском Союзе осу­ ществляются действительно свободные вы­ боры во все органы государственной вла­ сти, в капиталистических странах нет и не может быть подлинной демократии. В буржуазном обществе при помощи всякого рода ограничений, путем обмана, насилия устраняются от участия в выборах мил­ лионы трудящихся. Воины внимательно слушали выступле­ ние коммуниста. В лекции приводились примеры, показывающие, как буржуазия ист-ользует для устранения масс избира­ телей от участия в выборах расовую дис­ криминацию, разнузданный предвыборный террор, угрозы и провокации. Советский избирательный закон, под­ черкнул лектор, охраняет права и интере­ сы избирателей, строго карает за всякое нарушение демократического порядка вы­ боров. В заключение коммунист тов. Аносов сказал: — Центральный Комитет Коммунисти­ ческой партии призвал е о и н о в , как и всех трудящихся нашей страны, дружно про­ голосовать за кандидатов нерушимого на­ родного блока коммунистов п беспартий­ ных. Мы, воины, 14 марта продемонстри­ руем свою горячую любовь к Коммунисти­ ческой партии, отдадим свои голоса за кандидатов народного блока коммунистов и беспартийных. И. позняк. --- Q --- По следам неопубликованных писем Читатель нашей газеты К. Павлюк при­ слал в редакцию письмо о халатном от­ ношении электромонтеров ГЖЧ к своим обязанностям, в результате чего жильцы часто оставались без света. Это письмо было направлено для расследования и принятия мер. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что неисправность в электро­ сети ликвидирована. На виновных нало­ жено взыскание. ■Л * -tr Старшина 2 статьи Любимов прислал в редакцию письмо о том, что футбольной команде, завоевавшей в прошлом году пер­ вое место, под различными предлогами задерживают вручение кубка. На это письмо редакцией получен от­ вет, в котором сообщается, что в настоя­ щее время кубок футбольной команде вру­ чен. * * # В своем письме в редакцию военкор В. Пезетин указывал на антисанитарное состояние столовой, где питается личный состав. Заместитель командира по политической части, которому было направлено это письмо, сообщил редакции, что командова­ нием приняты меры к наведенпю порядка в столовой. В частности, увеличен наряд п усилен контроль за санитарным состоя­ нием столовой. ■ь * * Ставший матрос Н. Магажос и матрос Л. Никитин прислали э редакцию нисша о на'рулиениж правш советской тортовж о магазине Л 2 8. Началышк отделения Военторга, кото­ рому были направлены письма воеикороэ для расследования и принятия мер, сооб­ щил редакции, что загвегующая магазином Л: 8 Грачева освобождена от этой долж­ ности. е| • многих веков идеологи эксплуататорских классов стремились доказать, что народ­ ные массы способны только на слепое по­ слушание эксплуататорам. В противоположность суб’ективной со­ циологии марксизм-ленинизм учит, что не отдельная «критическая личность», а народные массы, создающие все блага жизни, являются подлинным творцом и двигателем истории. История общества есть прежде всего история способов про­ изводства, сменявших друг друга на про­ тяжении веков, история трудящихся масс — производителей материальных благ, история народов. Трудящиеся массы являются великой творческой силой истории, главнойудар­ ной силой социальных революций. Пере­ ход от одной общественно-экономической формации к другой, вызываемый потреб­ ностями развития материальной жизни общества, несоответствием между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, не мо­ жет быть осуществлен без решающего участия народных масс. Поэтому история общества как естественно-исторический процесс может быть правильно понята только при условии глубокого уяснения в пей роли борьбы масс, их движений и восстаний против различных видов эко­ номического и политического гнета. Народ является не только главной производительной силой общества, но и источником и творцом языка и духовной культуры — науки, искусства, литерату­ ры. Однако, несмотря на свою великую силу народ в условиях эксплуататорского строя несет на своих плечах всю тяжесть подневольного труда, жпвет в полуголод­ ном состоянии, в крайней нищете и не- вежестве. Развивая положение Маркса о том, что вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и об. ем массы, делом которой оно является, Лениь указывал, что «в этих словах вы­ ражен* .одно из самых глубоких и самых важных положений той историко-фило­ софской теории, которую никак не хотят п не могут понять наши народники. По мере расширения и углубления историче­ ского творчества людей должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим де­ ятелем» (Соч., т. 2, стр. 491). Обосновывая эту мысль на конкретных фактах русской действительности, В. И. Ленин связывает ее с вопросом о необхо­ димости политического пробуждения рабо­ чего класса и крестьянства, возрастания их роли в общественно-политической жизни страны, подготовки и проведения буржуазно-демократической и социали­ стической революции. В. II. Ленин подчеркивал, что для осу­ ществления этих задач требуется соеди­ нить массовое рабочее движение с науч­ ным социализмом, обеспечить гегемонию пролетариата в революции. А это в свою очередь требует наличия коммунистиче­ ской партии, знающей законы обществен­ ного развития и сознательно использую­ щей эти законы в интересах пролетариа­ та и его союзника. Марксизм-ленинизм учит, что сила на­ рода— в его сплочении вокруг коммуни­ стической партии, а сила партии^— в ее неразрывной связи с народом. Коммуни­ стическая партия преисполнена величай­ шей веры в народ, в творческую энергию трудящихся. Под руководством Коммуни­ стической партии российский пролетариат в союзе с трудящимся крестьянством уничтожил царизм и капитализм, сплотил вокруг себя трудящихся всех националь­ ностей нашей Родины и построил социа­ лизм. Опыт Великой Октябрьской социали­ стической революции и революционные преобразования в народно-демократиче­ ских странах ярко подтверждают марк­ систское положение о решающей роли на­ родных масс в истории. Эта роль особен­ но возрастает в условиях диктатуры про­ летариата, когда народные массы, сбросив с плеч эксплуататоров, строят социализм и коммунизм, активно и сознательно уча­ ствуют во всех областях общественной жизни, в управлении государством, созда­ ют не только все материальные олага, но двигают вперед социалистическую по со­ держанию и национальную но форме культуру. История давно уже опровергла реакционную ложь буржуазных идеологов о том, что при социализме якобы «по­ давляется» инициатива народа и отдель­ ной личности. Признание марксизмом об’ектнвной исторической закономерности и решающей роли народных масс в истории не озна­ чает отрицания роли личности. Марксизм- ленинизм решительно признает значение революционного творчества, революцион­ ной инициативы не только народных масс, но и отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами. Показав полную научную несостоятель­ ность суб’ективистского подхода к оценке деятельности отдельнойличности с точки зрения нравственных идеалов либеральных «друзей народа». В. И. Ленин писал: «Действительный вопрос, возникающий при оценке общественной деятельности л и ч н о с т и , состоит в том, при каких усло­ виях этой деятельности обеспечен успех? в чем состоят гарантии того, что деятель­ ность эта не останется одиночным актом, тонущим в море актов противополож­ ных?» (Соч., т. 1, стр. 142). В. И. Ленин дал исчерпывающий ответ на эти вопросы и показал, что они могут быть правильно решены только в связи с понятием классов и классовой борьбы, только на основе признания решающей роли народных масс в истории. Борясь с народнической суб’ективной социологией, В. II. Ленин неизменно подчеркивал, что личность может играть прогрессивную роль в истории лишь при том условии, что она исходит из об’ективных закономерностей развития общества, правильно учитывает потребности материальной жизни общест­ ва и опирается на историческое творчест­ во народных масс, на передовые классы общества. Марксизм-ленинизм учит, что не герои делают историю, а народ создает и выдви­ гает героев и двигает вперед историю. Уже в рабовладельческом обществе народ­ ные массы выдвигали выдающихся орга­ низаторов и вождей, возглавлявших их борьбу против эксплуататоров. В условиях Феодального строя народные массы выдви­ нули таких вождей массовых крестьян­ ских войн и национальных движений, как Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев в России, Богдан Хмель­ ницкий на Украине и других подобных им вождейв различных странах. Однако до появления пролетариата и возникнове­ ния марксизма руководители трудящихся масс, не зная законов общественного раз­ вития, не могли разработать научную про­ грамму преобразования общества. Впервые эту историческую задачу разрешили Маркс п Энгельс, создав единственно на­ учную теорию, являющуюся могучим идейным оружием рабочего класса и его партии в борьбе за революционное преоб­ разование мира. Марксизму глубоко чужда и враждебна теория стихийности, проповедуемая бур­ жуазией и ее агентурой в рабочем движе­ нии. Признавая и утверждая огромную преобразующую, мобилизующую роль пе­ редовых идей и теорий в жизни общества, марксизм тем самым признает великую роль Коммунистической партии, представ­ ляющей собой соединение массового сти­ хийного рабочего движения с научным социализмом. Успешная деятельность ре­ волюционной партии рабочего класса не­ обходимо предполагает наличие вождей, сочетающих в себе теоретическую мощь с практически-организационным опытом пролетарского движения. Именно такими вождями явились выдвинутые пролетариа­ том гениальные вожди и учители трудя­ щихся Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Роль пролетарских вождей неразрывно связана с освободительным движением ра­ бочего класса, с деятельностью Коммуни­ стической партии. Их сила заключается в силе партии, которая связывает вождей с классом и массами. Именно народные массы, революционное движение во всех странах выдвигают, формируют и закаля­ ют руководителей, пользующихся любовью и доверием широчайших слоев трудя­ щихся. Признание марксизмом авторитета руко­ водителей революционной борьбы пролета­ риата, конечно, не означает признания «культа личности», глубоко враждебного самому существу марксизма. Развенчав глубоко антинаучный взгляд суб’ективной социологии народников на роль личности в истории и основанной на ней тактики индивидуального террора, В. И. Ленин отстоял и развил дальше ко­ ренные положения марксистской теории, продолжил в новых исторических услови­ ях борьбу против недооценки роли народ­ ных масс, против культа личности, кото­ рая последовательно велась основополож­ никами научного коммунизма. Ленин вскрыл не только абсолютную научную несостоятельность, но и глубокий политический вред взглядов идеологов ли­ берального народничества на роль лично­ сти в истории. Он показал, что очищение сознания масс от влияния народнической суб’ективпой социологии является необхо­ димым условием победоносной борьбы рос­ сийского пролетариата. Значение ленинской критики суб’ективистских взглядов народников Глубокий анализ классовых корней, ис­ черпывающее разоблачение научной не­ состоятельности суб’ективного метода в социологии, развенчание народнических теорий «героев» и «толпы» и «критиче­ ски мыслящей личности», данные в тру­ дах В. II. Ленина, явились могучим идей­ ным оружием российского и всего миро­ вого революционного движения. В. И. Ленин неустанно разоблачал лю­ бые попытки возродить суб’ективизм в теории и в политике. В ряде работ перио­ да старой «Искры» В. И. Ленин вскрыл беспринципность и эклектизм эсеров, сое­ динявших в своей идеологии старые, ре­ акционные народнические утопии с запад­ ноевропейским бернштейпианстаом. Он по­ казал, что тактика индивидуального тер­ рора, исходящая из народнической теории «героев» и «толпы», является не чем иным, как авантюризмом, наносящим ог­ ромныйвред делу революционной борьбы рабочего класса. Как известно, партия эсеров разделила судьбу всех партий, выражавших интере­ сы эксплуататорских классов в нашей стране. Обанкротившись и окончательно обнажив свое контрреволюционное лицо, эсеры, так же как и другие буржуазные и мелкобуржуазные партии, волей рево­ люционного народа были выброшены с исторической арены. В. И. Ленин показал, что суб’ективная социология с ее прин­ ципиально порочным пониманием роли личности в истории, как стержень поли­ тики и тактики, неизбежно привела эсе­ ров в болото контрреволюции. Суб’ективизмом «руководствовались» не только эсеры, но и другие враждебные марксизму группы п партии. В. И. Ленин резко критиковал меньшевиков и других русских и западноевропейских врагов мар­ ксизма за их суб’ективизм, за то, что они свои оценки, желания выдавали за волю рабочих, за потребности рабочего движе­ ния. Он особенно и беспощадно критико­ вал их за неверие в творческую револю­ ционную энергию и великую созидатель­ ную силу народных масс. Опираясь на ленинские труды, Комму­ нистическая партия Советского Союза с первых дней своего существования вела непримиримую борьбу против всяких про­ явлений суб’ективизма в теории, полити­ ке и тактике, против перекрасившихся народнических групп — эсеров, народных социалистов и других суб’ективных идеа­ листов. Воспитывая трудящихся в духе марк­ сизма-ленинизма, Коммунистическая пар­ тия Советского Союза неизменно вела и ведет решительную борьбу с рецидивами всех антимарксистских взглядов. В изве­ стном постановлении ЦК ВКП(б) «О по­ становке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» подвергнуты резкой критике вульгарные, упрощенческие представления но важнейшим вопросам истории и теории Коммунистической партии, в том числе полуэсеровские представления о роли лич­ ности в истории, и указано на пеобходи- (Окончание см. на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz