На страже Заполярья. 1954 год. Март.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 марта 1954 г., № 52 (4894). Слово избирателя Благодаря заботе партии РИ БЛ ИЖ АЮ Т С Я выборы в Верховный Совет СССР . Это знаменательное собы тие наша страна встречает п обстановке нового поли тического и трудового под'е- ма, под знаком всенарод ной борьбы за дальнейшее процветание нашего Советского государства, за но вый мощный под'ем всех отраслей на родного хозяйства и значительное повы шение материального и культурного уровня трудящихся. Сельское хозяйство нашей страны яв- ! ляется самым передовым и механизиро- ! ванным в мире. Оно оснащено перво- | классной индустриальной техникой. В нашей стране имеется 94 тысячи колхо- ; зов, 8.950 машинно-тракторных станций и более 4.700 совхозов. Колхозный строй преобразовал в кор не основы производства и быта десятков миллионов крестьян на новых, социали стических началах. Он открыл- широкую [{ дорогу к зажиточной и культурной жиз- I ни всем труженикам советской деревни. Коммунистическая партия и Советское I правительство разработали развернутую , программу дальнейшего под’ема сельско- ! го хозяйства. Осуществление этой про граммы позволит в ближайшие 2—3 го да в достатке удовлетворить растущие потребности населения нашей страны в продовольствии, а промышленности — в сырье, обеспечить всему советскому на роду более высокий уровень материаль ного благосостояния. Передовые колхозы достигли крупных успехов в развитии сельского хозяйства. Недавно мне довелось побывать в крат косрочном отпуску на Полтавщине и я воочию убедился, как из года в год ра стет колхозное богатство. Возьмем, к примеру, сельскохозяйственную артель имени Сталина, Миргородского района. Широко применяя достижения науки и практики, умело используя первоклас сную технику, колхозники выращивают высокие урожаи зерновых и технических культур. В прошлом году колхоз досрочно вы полнил план хлебопоставок. Своевремен но были засыпаны семенной и страховой фонды. Колхозники получили на трудо день зерна по 5,4 килограмма, а также много овощей. На выработанные трудод ни моей матери, например, выдали 216 пудов хлеба. Полновесный трудодень по лучился потому, что члены артели стара тельно трудятся на полях, выращивают устойчивый урожай. Но на достигнутом они не останавливаются. Выполняя по становление сентябрьского Пленума ЦК КПСС, труженики колхоза прикладыва ют все силы к тому, чтобы добиться бо лее высокого урожая. Наши колхозники живут зажиточно и культурно. Все села, входящие в кол хоз, электрифицированы и радиофициро ваны. Построены новые универмаг, культмаг, клуб, детские ясли, детский сад. Предоставлены все условия для полу чения образования. На территории кол хоза расположены педагогическое учи лище, средняя школа, две начальных школы. Все дети школьного возраста учатся. В последние годы в колхозе построе ны добротные помещения для свиновод ческой и животноводческой ферм. Сей час на реке Псел полным ходом идет строительство гидроэлектростанции, ко торая будет обслуживать 20 сел. Пу стить ее в эксплуатацию намечено в этом году. Самоотверженная работа тружеников колхозных полей вызывает у каждого из нас чувство гордости за нашу любимую Родину, которая уверенно идет к сияю щим вершинам коммунизма. Наша свя1- щенная обязанность — зорко стоять на страже государственных интересов От чизны, бдительно охранять созидатель ный труд советских людей. Вдохновленные замечательными трудо выми подвигами нашего народа, военные моряки неустанно повышают воинское мастерство и политические знания, кре пят дисциплину и уставной порядок. На нашем корабле выросло немало клас сных специалистов, отличников боевой и политической подготовки. В походах и в базе матросы и старшины рационально используют драгоценное учебное время для совершенствования своей боевой вы учки, для воспитания в себе высоких воинских качеств. С чувством огромного удовлетворения воспринял экипаж корабля Обращение Центрального Комитета Коммунистиче ской партии Советского Сою за ко всем избирателям. Моряки выражают глубо кую любовь и благодарность Коммуни стической партии и Советскому прави тельству за их заботу о благе народа. Всенародный праздник они стремятся встретить новыми успехами в боевой и политической подготовке. На выборах в Верховный Совет СС С Р мы все, как один, отдадим свои голоса за кандидатов народного блока комму нистов и беспарт. ных. Голосуя за лучших представителей советского наро да, мы будем голосовать за нашу Роди ну, за наше счастье, за нашу славную Коммунистическую партию. Матрос М. ПУШКАРЬ . ЗА ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ Хорош о знает свою специальность старшин матрос Юрий Горячев. Он четко несет ходовую вахту, содержит заведывание в постоянной готовности и чистоте. День выборов в Верховный Совет С С С Р передовой воин встречает новыми успе хами в боевой и политической учебе. НА СНИМК Е : в котельном отделении корабля. Отличник боевой и политиче ской подготовки старший матрос Юрий Горячев на вахте. Фото И. Никишова. ПОСТАРАЕМСЯ, ТОВАРИЩ КОМАНДИР! В трудном походе моряки показали высокую выучку и выносливость За могущество и силу нашей Родины Готовясь к выборам в Верховный Совет СССР, ма тросы, старшины п офице ры горят единым стремле нием встретить этот зна- мёй&тельный лень новы ми успехами в учебе, в дальнейшем совершенство вании своего боевого ма стерства. В подразделениях прово дится широкая разъясни тельная работа. Для вои- нов-избирателей органи зуются громкие читки Об ращения ЦК КПСС, чита ются лекции, доклады, проводятся беседы. Так, например, офицер Шаталов провел беседу на тему: «Забота Коммунисти ческой партии о благе на шего народа». Об успехах советских людей в выпол нении пятой пятилетки бе седовал с моряками офи цер Передерни. Агитаторы старшины 1 статьи Гущин и Бреславец провели с во инами беседу о достижени ях нашей страны в обла сти индустрии. Комсомольские организа ции провели собрания с повесткой дня: «Достойно встретим день выборов в Верховный Совет СССР». В свопх выступлениях ком сомольцы с благодарностью говорили о заботе партии и правительства, о наших людях, о том, что они в день выборов отдадут своп голоса за кандидатов на родного блока коммунистов и беспартийных. М. КЕДРОВ. Личным примером Достойную встречу выборам готовит личный состав нашего подразделения. Впе реди идут комсомольцы. Они показывают пример в совершенствовании своего ма стерства, в укреплении дисциплины и уставного порядка. Высоких показателей в боевой и политической подготовке добился комсомолец Кривошеев. З а отличные успехи ему было присвоено звание «ефрейтор». Фотокарточ ка передового воина занесена на Д оску отличников. В эти дни Кривошеев трудится с особым упорством. Свой производственный план он выполняет на 150 — 170 процентов. Таких комсомольцев в нашем подразделении много. Все они прилагают силы и знания к тому,-чтобы образцово выполнить свой долг перед социалистической От чизной, помогают своему командиру воспитывать молодых воинов и вывести свое подразделение в число передовых. Рядовой Б. ПЫСЛАРУК. Экипаж корабля готовился к походу Командир подразделения собрал старшин и поставил перед ними задачи. — Еще раз напомните каждому матро су о его обязанностях, — сказал он в за ключение. — Условия плавания сейчас особенно суровые. Поэтому от нас тре буются исключительная четкость, вппма тельность и бдительность в работе на бое вых постах. Без этого немыслим успех Все советские люди в ответ на Обращение ЦК КПСС ко всем избирателям добивают ся новых трудовых побед. Не можем п мы, моряки, отстать от своего народа Успешное проведение похода будет нашим подарком Родине в честь выборов. Когда старшина 2 статьи Аргунов вер нулся на боевой пост, там кипела друж ная работа. Матросы трудились у свопх заведываний, готовя их к действию. — Скоро выходим, — сказал им стар шина. — Вероятно, будем плавать в слож ных условиях. Так что нам придется ра ботать напряженно. Аргунов передал подчиненным наказ командира подразделения и затем каждому матросу указал, на что он должен обра тить главное внимание при подготовке поста к походу п при несении ходовой вахты. — Постараемся, товарищ командир! — дружно ответили моряки. Аргунов был уверен, что так и будет. Он убедился, что его подчиненные не привыкли бросать слов на ветер. Так бы ло и после беседы в связи с Обращением ЦК КПСС ко всем избирателям, когда рни заявили, что в ответ на отеческую заботу партии о благе советского народа добьют ся новых успехов в учебе и службе. Когда корабль вышел в море, матросы действовали особенно четко, с полным на пряжением сил отрабатывали свои прак тические навыки. Особенно отличился в тот раз матрос Хрисанов. На днях в подразделении состоялась беседа о предстоящих выборах в Верхов ный Совет СССР. Она прошла активно. Старшина Аргунов еще раз рассказал об Обращении ЦК КПСС ко всем избирате лям. Особое внимание моряков активист заострил на словах Обращения о том, что Коммунистическая партия не может не учитывать, что за рубежом есть реакци онные империалистические силы, стремя щиеся развязать новую войну. Поэтому, она, проводя твердо и последовательно политику мира, считает необходимым неустанно совершенствовать и укреплять Вооруженные Силы, чтобы обеспечить бе зопасность нашей Родины. — Это в первую очередь относится к нам, — сказал матрос Арсеньев. — Род ная партия призывает нас, советских во инов, повышать свое боевое мастерство, крепить дисциплину и организованность. П мы должны оправдать оказанное нам доверие. Затем говорили о предстоящем походе. У всех была одна мысль, одно желание приложить все силы и старание к тому, чтобы успешно выполнить поставленные перед моряками задачи и закрепить свои практические навыки в использовании техники и оружия... «Постараемся, товарищ командир!». В этих простых матросских словах вы ражены глубокое сознание почетного во инского долга, стремление моряков быть достойными защитниками своей великой Редины. Проверив готовность техники, старши на нашел ее в образцовом состоянии. Все было сделано с любовью, по-хозяйски, так, как и подобает советским морякам. Поход на этот раз выдался не из лег ких. Правда, большого шторма не было. Но над поверхностью моря часто вставал густой туман. В этих условиях безопасное плавание во многом зависело от умелых действий всего экипажа, в том числе старшины 2 статьи Аргунова и его под чиненных. Поход явился настоящим экзаменом на боевую зрелость моряков поста. II они его выдержали блестяще. Сложные условия похода не помешали воинам образцово выполнить задание. Моряки действовали на боевом посту уверенно, со знанием дела, с чувством личной ответственности за безопасность корабля. ...Вот и причал родной базы. Свое слово моряки сдерясали. Получи, Родина-мать, еще один матросский подарок от свопх верных сынов! В этом походе отличились многие мо ряки подразделенпя. Офицер поощрил старшин Аргунова и Головина. Командиры отделений об’явилп благодарность Хрнса- нову, Арсеньеву и другим матросам за об разцовое несение ходовой вахты. М. МАТВЕЕВ. Высокая идейная направленность поли- |тпческих занятий, нх целеустремленность 1и действенность зависят, прелсде всего, от руководителей групп, от их теоретичен ской подготовки. Однако еще встречаются факты, свиде тельствующие о неаооценке политичс- сьих занятий. Далеко не все руководите ли групп считают своим долгом при под готовке к проведению занятий глубоко вникать в вопросы марксистско-ленин ской теории, быть в курсе вопросов те кущей политики, стоящих перед флотом и кораблем задач. У некоторых руководите лей групп существует какая-то порхаю щая легкость в отношении к политиче ской учебе матросов и старшин. Они до ходят до того, что поручают проведение политических занятий неподготовленным к этому делу старшинам. Так однажды поступил, например, тов. Маргарянц. По добные факты были недавно подвергнуты резкой критике на совещании руководите лей групп политических занятий, соз ванном политорганом. Однако не все про пагандисты учли эту критику. Вот как недавно прошли занятия на одном из кораблей. Из всех руководителей групп только тт. Кулешов и Порядин серьезно подготовились к проведению по литических занятий. В других же груп пах даже самостоятельное чтение литера туры не было организовано надлежащим образом. Слушатели сидели и не знали, как им убить время — на группу было всего 2— 3 учебника. Некоторые матросы попробовали читать материалы вслух, но это мешало другим, и они прекратили чтение. Затем книга пошла по рукам — для краткого ознакомления, но и это не принесло пользы. Моряки начали искать «гыход» из положения. Они забились по углам и дремали, «накапливая энергию», как иронически говорили об этом сами матросы. II это в то время, когда учеб ные пособия лежат пачками и пылятся в корабельной библиотеке! Уж не «накапливает» ли здесь энер гию политработник? Может и он забыл о том, что время, отводимое для политиче ских занятий, должно служить делу на копления знаний личным составом, повы шению сознательности воинов, делу по вышения боевой готовности корабля? Не случайно, что здесь имеют место наруше ния дисциплины, корабельного распоряд ка. Другим примером может служить один из семинаров руководителей групп поли тических занятий. Надо сказать, что к инструктажу руководитель семинара тов. Герасименко подготовился неплохо. Ин структируя руководителей групп по пер вой теме истории КПСС: «Борьба за соз дание социал-демократической рабочей партии в России (1883— 1901 годы)», он глубоко и обстоятельно изложил со- держание материала, умело использовал при рассказе наглядные пособия, сделал удачные ссылки на отдельные произведе ния художественной литературы, четко и правильно распределил время на каждый >аздел темы, увязал излагаемый им мате риал с современностью, с задачами даль нейшего укрепления союза рабочего клас са и крестьянства, вытекающими из исто рического решения сентябрьского Плену ма ЦК КПСС. Казалось, что руководители групп по литических занятий должны бы быть удовлетворенными методически правильно построенным и проведенным на высоком идейном уровне инструктажом. На перерыве, отвечая на вопрос — i удовлетворяет ли его семинар, офицер Варгин сказал: — Да, как вам сказать, пожалуй, вре мя даром потерялп. Вот эти бы два часа посидеть и позаниматься самому — поль зы больше было бы. Все-такп мало мы имеем времени на подготовку к проведе нию занятий. Такое же мнение н у других руководи телей групп. В чем же дело? Можно ли согласиться, что семинары ничего не да ют руководителям политзанятий? Нет, с этим согласиться нельзя. Семп-| нары у нас проводятся опытными и те-^ еретически хорошо подготовленными про пагандистами, которые могут дать дель ные советы и по содержанию п по мето дике проведения занятий. Значит дело в другом. В чем же? Да в том, что к проведению политиче ских занятий большинство руководителей групп привыкло готовиться накоротке, наспех и, как правило, накануне прове дения политзанятий. Этому в какой-то степени способствовала сама обстановка вечной занятости офицеров, а когда на самостоятельную работу отвели больше времени, не все сумели быстро перестро иться. Есть, конечно, средп руководителей групп политических занятий люди доста точно опытные и теоретпчеекп подготов ленные. Они могут и без семпнара хорошо подготовиться к проведению занятий. К ним можно отнести п тов. Варгина. Но в целом надо итти по линии улучшения качества семинарских занятий. Многие руководители групп политических заня тий остро нуждаются в помощи, хотят по знакомиться с передовым опытом п по высить свои теоретические знания. Вернемся к семинарскому занятию. Во время перерыва некоторые пз руководите лей групп самовольно ушли с семпнара, тогда как им нужно было обсудить очень важную и актуальную тему, по которой надлежит проводить очередное политиче ское занятие: «Всемерно укреплять ак тивную оборону Советской Родпны от аг рессивных действий ее врагов». Времени на эту тему осталось очень мало — всего 40 минут — и обсуждали ее поверхност но, не раскрыв глубоко ни одного вопро са. Помогла лишь хорошая подготовлен ность руководителя: в своих кратких за мечаниях он сумел многое подсказать, что следует осветить в рассказе. В чем же дело, почему ушли некоторые руководители политзанятий с семинара? Выступления некоторых оставшихся офи церов дают ответ на этот вопрос: — они просто не были готовы к семинару. II снова это приводит к мысли о том, что пропагандисты не привыкли еще серьезно, упорно готовиться к проведению политических занятий. Рывками, наспех и как-нибудь — вот стиль самостоятель ной работы некоторых руководителей групп. А поэтому н политзанятия они проводят неинтересно. Пропагандистам надо привить любовь к этому благородному делу, чтобы полити ческие занятия с матросами и старшина ми проходили на высоком уровне. Равно- д\шных и ленивых следует отстранить от пропагандистской работы. Политработ никам надо чаще проводить совещания с руководителями групп по обмену передо вым опытом и вопросам методики подго товки и проведения политических заня тий, полнее вскрывать недостатки, беспо щадно критиковать тех, кто плохо от носится к порученному им делу. М. АНДРЕЕВ. Приступили к изучению истории партии В нашем подразделении слушатели од ной из групп политзанятий приступили к изучению истории Коммунистической пар тии. На днях с большим под’емом прошло первое занятие. Руководитель группы офицер Береза поздравил слушате лей с началом изучения истории пар тии. Затем он провел рассказ по теме. Офицер говорил доходчиво, использовал в своем рассказе яркие примеры из худо жественной литературы. В заключение занятия пропагандист поставил перед группой ряд контрольных вопросов. Слушатели выступали активно. Например, матрос Новиков хорошо рас сказал о группе «Освобождение труда». Ю. ЩЕРБИЦНИЙ. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Борьба В. И. Ленина против суб'ективистских взглядов народников Марксистская наука об обществе воз никла и развивалась в непримиримой борьбе с идеализмом всех мастей. Одним пз главных врагов марксизма являлась и является реакционная суб*ективно-идеа- листическая социология. В России марксизм развивался и окреп в борьбе прежде всего против народниче ства, возникшего на почве экономической отсталости России и выражавшего взгля ды мелкой буржуазии. Заимствуя и при способляя к интересам мелкой буржуазии идейки левогегельянства, прудонизма, по зитивизма и неокантианства, идеологи народничества сделали шаг назад от ми ровоззрения русских революционных де мократов XIX века — Чернышевского, ДоГ'ролюоова, Писарева. В. П. Ленин различает раннее народни чество и позднее. Первых он называет крестьянскими революционерами, вторых мещанскими реформистами. Уже раннее народничество пошло по наклонной плос кости, вниз от революционного демокра тизма Чернышевского и Добролюбова. Своими суб’ективно-идеалистическими и эклектическими идеями идеологи народ ничества, в частности Лавров и другие, ослабляли революционно-демократический лагерь. Либеральные народники оконча тельно порвали не только с идеями Чер нышевского, но и с лучшими чертами раннего народничества, сохранив и при умножив лишь его слабые стороны. При всем разнообразии оттенков народ- пической идеологии для нее характерны глубоко враждебные марксизму-ленинизму взгляды на общество, в том числе и на экономические законы, на роль народных масс и личности в истории. Исключительно большую роль в идей ном разгроме народничества сыграли тру ды В. И. Ленина «Что такое «друзья на рода» и как они воюют против социал- демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» и др. Вышедшая в 1899 году гениальная книга Р>. И. Ленина «Развитие капитализма г. России» завершила окон чательный идейный разгром народниче ства.. Об’ективный характер законов общественного развития Суб’ектнвный метод в социологии со стоит в отрицании об’ективного характе ра законов развития общества, в призна нии решающей роли личности в истории. Плетясь в хвосте за кантианцами и про чими субъективными идеалистами, Лавров, Михайловский и другие идеологи народ ничества искусственно противопоставляли природу и общество, отрицали необходи мость применения об’октивного критерия при изучении явлений общественной жиз ни. Лавров, например, утверждал, что естествоиспытатель может применять об’- ективный метод вследствие повторяемости явлений природы в неизменной связи, а социолог лишен такой возможности, пото му что в истории явления не повторяют ся. Отсюда он делал вывод, что важность исторических явлений оценивается не об'екгивно, а по той мерке, которую личность прилагает вообще к действиям человека. Вместо конкретно-исторического анали за различных общественных формаций и отдельных исторических явлений идео логи народников занимались рассужде ниями оо опществе воооще, о прогрессе, о человеческой природе и других отвлечен ных понятиях, выражавших мещанские идеалы мелкой буржуазии. В. II. Ленин вскрыл полнейшую несо стоятельность и антинаучность этой точ ки зрения. Он показал, что главный по рок суб’ективной социологии состоит в том, что она является идеалистической в своейоснове. Народнические суб’ективные социологи и не пытались выйти пз круга мелкобуржуазного анализа идеалистиче ских абстрактных теорий, не опускались до анализа производственных отношений. Поэтому они были совершенно не в со стоянии отличить в сложной сети общест венных явлений важные и неважные яв ления. раскрыть экономическую основу общества и его надстройку. Именно поэто му они и пришли к принципиально неверному выводу, будто бы все общест венные отношения всегда строятся людь ми сознательно. На самом деле производственные отно шения, неразрывно связанные с произво дительными силами в процессе производ ства материальных благ и составляющие экономическую основу общественно-эконо мической формации, складываются и раз виваются независимо от сознания людей. Экономические, производственные отноше ния являются первоначальными и опреде ляющими все другие общественные отно шения. Хотя люди живут в обществе, как существа, имеющие сознание, это отнюдь не означает, что производственные отно шения строятся людьми сознательно. В частности. В. II. Ленин указывает на тот факт, что в условиях капитализма това ропроизводитель. вступая в «общение» с другими производителями, не сознает, ка кие общественные отношения складыва ются из обмена. Марксизм-ленинизм учит, что возник новение новых производительных сил и соответствующих им производственных отношений происходит стихийно, бессоз нательно, независимо от воли людей. Лю ди не свободны в выборе того или иного способа производства, — они застают в готовом виде результаты работы предше ствующего поколения в области произ водства и на первое время прилаживают ся к ним. Улучшая то или иное орудие производства, люди не сознают, к каким общественным результатам должны при вести эти улучшения. Но это стихийное развитие в досоциалистических формаци ях происходит лить до известного момен та. пока новые производительные силы не созрели и не переросли существующие производственные отношения. После этого старые производственные отношения и-их носители — реакционные классы превра щаются в тормоз, в оковы общественного прогресса, которые могут быть уничтоже ны лишь путем сознательной деятельно сти новых классов, путем революции. Положение исторического материализма о первичности производственных отноше ний и вторнчности надстройки полностью применимо и к социалистическому обще ству, где господствует общественная со циалистическая собственность на сред ства производства, где в значительной мере возрастает роль сознательности, со циалистической идеологии в развитии об щества. В социалистическом обществе Коммунистическая партия является руко водящей и направляющей силой общест венного развития. Исходя из об'ективных экономических законов, она организует и мобилизует трудящихся на борьбу за вы полнение планов хозяйственного и куль турного строительства, направляет разви тие советского общества по пути посте пенного перехода от социализма к комму низму. Иначе обстоит дело в условиях капита лизма. где основой производственных от ношений является частная капиталисти ческая собственность на средства произ водства, которая находится в противоре чии с общественным характером производ ства, где экономические законы капита лизма определяют стихийный процесс раз вития капиталистического способа произ водства. Народнические же социологи ис кажали капиталистическую действитель ность, законы развития которой они не могли понять. Рассматривая общество как скопление случайных явлений, народнические социо логи мечтали из феодального общества, из дореформенных порядков России «взять» принадлежность средств произ водства работнику, а из буржуазного об щества — «свободу» труда, технику, просвещение и т. д. и, таким образом, из различных элементов двух общественно- экономических формаций сконструировать <.народно-социалистический строй». Идеологи народничества, оперируя сред ними цифрами о крестьянстве, идеализи ровали общину, замазывали растущие экономические и классовые противоречия в деревне, фарисейски закрывали глаза на борьбу общественных классов, на крайнюю реакционность русского цариз ма, призывали к поддержке «прогрессив ных проявлений» в кулацких хозяйствах. Либеральные народники хотели не рево люции, а реформ для мелкой буржуазии, для кулачества. II эти реформы они на деялись выпросить с поклонами у царско го правительства. Разоблачая народническую суб’екти- вистскую социологию, В. И. Ленин защи тил и развил дальше марксистское поло жение об общественно-экономической фор мации как совокупности определенных производственных отношений и возвыша ющейся над ними надстройки. В. И. Ленин раскрыл экономические законы развития капитализма и показал эконо мическую основу буржуазно-демократи- ческой и социалистической революции в России, обосновал руководящую роль ра бочего класса в этой революции. В работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» В. И. Ленин впервые выдвинул идею революци онного союза рабочих и крестьян как главного средства свержения царизма, по мещиков и буржуазии, доказал необходи мость создания марксистской партии ра бочего класса как руководящей силы в революционном движении, в организации и воспитании русского пролетариата для выполнения им своейавангардной роли в международном рабочем движении. Народ — решающая сила истории Не умея правильно об'яснпть соотноше ние об'ективного и суб’ектпвного факто ров в общественно-историческом процессе, народнические мелкобуржуазные идеологп свели все к субъективному фактору, не минуемо скатились к волюнтаризму, к проповеди «культа личностп». Они резко противопоставляли «критическую лич ность» и народ. Так, видный идеолог народников Лавров утверждал, что не народные массы, а оди нокие «критические личности» являются творцами исторического процесса. Как ни мал прогресс человечества, говорил Лав ров, но и то, что есть, создано исключи тельно «критически мыслящими лично стями». Наиболее ярко выражены суб’- ектнвно-идеалистические воззрения на роль народных масс и личности в истории у другого известного идеолога народников — Михайловского в его теории о «геро ях» и «толпе». Рассуждая о взаимоотно шении «героя» п «толпы». Михайловский игнорировал вопрос о том, из борьбы ка ких именно классов и на какой именно экономической основе складывалась рус ская пореформенная действительность, за тушевывал классовую борьбу в порефор менной Россип, отрицал великую роль рабочего класса и крестьянства в общест венно-историческом процессе. Именно в отрпцанип активной п реша ющей роли рабочего класса и его союзни ка — крестьянства, в утверждениях о их ('неспособности» к историческому творче ству — наиболее характерная черта всех «теоретических» рассуждений народни ков. Подобного рода теория отнюдь не яв лялась оригинальной. На протяжении
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz