На страже Заполярья. 1954 год. Март.

2 марта 1954 г., № 51 (4893) Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Агитколлектив корабля Партийное бюро, понимая пси» важность агитационно-пропагандистской работы в . дни избирательной кампании, своевремен­ но позаботилось о создании агитколлекти­ ва. В его состав вошли передовые офи­ церы, старшины и матросы из числа ком­ мунистов, -комсомольцев и беспартийных. Среди них тов. Манюнокни — классный ^специалист. слушатель партийной школы, ртаршинл 1 статьи Осипов — умелый воспитатель подчиненных, офицер Серегин, обладающий опытом агитацнонно-массовой работы, и другие. Партийное бюро поставило перед агитколлективом конкретные задачи. Каждому агитатору, учитывая его опыт работы, политическую грамотность и об­ щин уровень подготовки, были даны за­ дания. В плане работы агитколлектива предусматривалось проведение лекции, бе­ сед и докладов на различные темы. Вот некоторые из них: «КПСС — руководящая и направляющая сила советского общест­ ва», «Забота о благе и процветании со­ ветского народа — высший закон деятель­ ности нашей партии». «Советская избира­ тельная система — самая демократиче­ ская в мире» и другие. Каждый член агитколлектива получил не только тему беседы или лекции, с ко­ торой он должен выступить перед во- инами-избирателямл, но и конкретную по­ мощь. Активистам было рассказано, какой I материал следует использовать при подго­ товке к беседе. Согласно -тематике лекций, докладов и бесед в библиотеке подобрала политическая и художественная литерату­ ра. Члены агитколлектива с первых же дней приступили к раз’яснительной рабо­ те среди личного состава. Так, мичман Коган подготовил и провел с моряками бе­ седу на тему: «Советский воин — пол­ ноправный гражданин С-ССР». Агитатор рассказал о высоком па­ триотическом под’еме моряков нашего ко­ рабля. о горячем стремлении воинов до­ биться новых успехов в выполнении за­ дач, поставленных перед ними командова­ нием. Большой интерес у воинов вызвал тема­ тический вечер «В дружной семье наро­ дов СССР». В подготовке и проведении его активное участие приняли члены агат- коллектива. С горячей любовыо к своейСо­ ветской Родине, с благодарностью к наро­ дам могучего Советского Союза говорил о трудовых успехах своих земляков-белору- с о б член агитколлектива старший матрос Иарахневич. На примере колхоза имени Белорусского военного округа тов. Парл.х- негич показал неустанную заботу Комму­ нистической партии о повышении мате­ риального и культурного благосостояния советских людей. — В 1929 году, — говорил старший матрос Иарахневич. — на том месте, где сейчас находится колхоз, были топкие бо­ лота. И только благодаря заботе Коммуни­ стической партии и Советского правитель­ ства. кропотливому труду моих земля­ ков болота превратились в плодородные земли, на которых была создана крупная сельскохозяйственная артель. Жизнь моих земляков стала зажиточной и культурной. Зч выдающиеся успехи в развитии много­ отраслевого хозяйства колхоз имени Бело­ русского военного округа награжден орде­ ном Ленина. Затем па вечере выступил матрос Ази­ мов. — Вместе со всем советским народом,— говорил он. — деятельно готовится к всенародному празднику — дню выборов в Верховный Совет СССР таджикский на­ род. Бывшая окраина царской России — Таджикистан представлял собой колонию. Таджикский народ длительное время нахо­ дился под двойным гнетом: под гнетом рус­ ских помещиков и капиталистов и мест­ ных баев. — С утра до поздней ночи, — продол­ жал моряк, — гнули свои спины таджи­ ки на хлопковых полях баев. И только Великая Октябрьская социалистическая революция принесла моему народу ра­ дость. Он зажил свободной я счастливой жизнью. Если в условиях царизма мать и отец могли только мечтать об образовании, то при Советской власти мой брат, напри­ мер. учится на четвертом курсе сельско­ хозяйственного института, а я окончил техникум. Старший матрос Азимов недавно побы­ вал в краткосрочном отпуску. О всех ра­ достных изменениях, которые произошли в его родном колхозе, он также рассказал своим сослуживцам. — Где бы я ни был. — говорил в за­ ключение моряк, — и с кем бы ни встре­ чался, — все благодарны нашей славной Коммунистической партии и родному Со­ ветскому правительству за их неустанную заботу о благе народа. В день выборов в Верховный Совет я с радостью отдам свой голос за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Тематический вечер прошел на высоком идейном уровне и явился яркой демонстра­ цией беспредельной любви моряков к Коммунистической партии, ее Центрально­ му Комитепу, Советскому правительству. В последнее время проявляется горячий интерес воинов к политическим знаниям. Моряки желают подробнее узнать о роли Советского государства в строительстве коммунистического общества, о нациях и национальностях, о диктатуре пролетариа­ та. о союзе рабочего класса и колхозного крестьянства. На все вопросы, интересую­ щие воинов-избирателей, члены агиткол­ лектива дают четкие и ясные ответы. Как-то к дежурному по агитпункту тов. Снежкову обратился избиратель Паньков, который задал агитатору ряд вопросов. На все эти вопросы избиратель получил ис­ черпывающие ответы. Активисты обновили наглядную агита­ цию. Например, в кубрике, где работает член агитколлектива Грищенко, с любовью оформлена витрина, посвященная Сообще­ нию Центрального статистического управ­ ления при Совете Министров Союза ССР «Об итогах выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1953 году». Член агитколлектива коммунист Быков вместе с активистами подготовил и орга­ низовал выпуск радиогазеты, отражающей ход подготовки к выборам в Верховный Совет СССР. В эти дни нередко перед ми­ крофоном выступают классные специали­ сты. Они делятся опытом овладения бое­ вой техникой. Особенно поучительным бы­ ло выступление специалиста первого клас­ са старшины 2 статьи Синицына, который по своей инициативе овладел двумя спе­ циальностями. В настоящее время активисты ведут широкую агитацию за кандидатов в депу­ таты Верховного Совета СССР А. Я. Ма- клакова и М. В. Захарова. В целом агитколлектив неплохо справ­ ляется с возложенными на него задачами. Однако в его работе имеются еще и серь­ езные недостатки. Необходимо шире про­ пагандировать успехи советского народа в выполнении решении XIX с ’езда КПСС, глубже раз’яснять морякам внутреннюю и внешнюю политику Коммунистической партии и Советского правительства, требо­ вания, пред’являемые командованием к воинам. Партийному бюро следует усилить контроль за работой каждого агитатора. Старший лейтенант А. ПОТЕМКИН. Решительно устранить недостатки в учёбе Слушатели партийной школы с боль­ шой охотой и настойчивостью овладевают всепобеждающей теорией марксизма-лени­ низма. Каждый из них старается как можно лучше изучить историю борьбы на­ шей славной Коммунистической партии. Овладевая основами марксизма-ленинизма, воины глубже понимают свои задачи по дальнейшему совершенствованию боевого мастерства и укреплению обороны Совет­ ской Родины, активнее участвуют в об­ щественной работе. Ярким подтверждением этому является ревностная служба слушателей школы — комсомольцев Логинова, Холодинского. Щу- рова и других. Повышая свой политиче­ ский кругозор, они идут в ногу с жизнью, добиваясь новых успехов в учебе. Так, недавно за безупречную службу коман­ дир поощрил отличника боевой и полити­ ческой подготовки старшину. 1 статьи Логинова внеочередным краткосрочным от­ пуском. Младшийсержант Щуров являет­ ся активным участником комсомольской жизни, он добился замечательных успехов в боевой подготовке, за что награжден вторым нагрудным знаком «Отличный стрелок». Нельзя не остановиться на тех серьез­ ных недостатках, которые все еще имеют место в нашей группе и которые, безу­ словно, являются помехой в учебе. Од­ ним из серьезных недочетов при чте­ нии лекций является то, что преподава­ тели иногда не обращают внимания слу­ шателей на особо важные положения, не останавливаются на них. Следует отметить и еще один крупный недостаток. Дело в том, что в нашейгруп­ пе до сих пор нет постоянного преподава­ теля по курсу «Экономическая и полити­ ческая карта мира». За короткий период преподаватели менялись уже трижды. В этом, безусловно, повинны и начальник партийной школы и политорган. Слушате­ ли неоднократно обращались к начальни­ ку партийной школы, указывали на этот недостаток, но он все пока ооещает при­ нять меры. Отсутствие постоянного про­ пагандиста уже не раз приводило к срыву занятий. Такое положение может привести к нежелательным последствиям. Неважно обстоит дело и с посещаемо­ стью занятий слушателями. В дни заня­ тий некоторых товарищей продолжают ставить на вахту. Сошлюсь на такойпри­ мер. Слушатель Логинов не смог присут­ ствовать на занятиях четыре раза подряд из-за того, что каждый раз либо стоял на вахте, либо отдыхал после вахты. Начальнику партийной школы, секре­ тарям парторганизаций нужно создать слушателям необходимые условия для ус­ пешной учебы, а также оказать помощь в самостоятельной работе над рекомендован­ ной литературой, чтобы воины использо­ вали отведенное для этого время, как го­ ворится, с полной нагрузкой. Старшина 1 статьи Н. К0Р0В0ЧКИН, слушатель партийной школы. Ничего, что ночь темна И силен мороз... По уставу на посту Действует матрос. Автомат к груди прижав. Смотрит в темноту. Незамеченным никто Не пройдет к посту. Матрос В. К У ЗЬМ ИЧЕВ . ----о---- Вечер отличников В нашем подразделении состоялся ве- чег отличников. С докладом выступил офи­ цер Панов. Он подчеркнул, что отличники боевой и политической потготовки не дол- жьы успокаиваться на достигнутых успе­ хах, а обязаны постоянно повышать своч знания, помогать в ттяучетптп специально­ сти сослуживцам, достойно встретить день выборов в Верховный Совет СССР. После доклада выступил ряд отлични­ ков боевой и политической! подготовки. Все. они внесли ценные предложения, на­ правленные на дальнейший рост боевого мастерства всех воинов подразделения. Рядовой А. ГРЕБНЕВ. По следам наших выступлений «РАБОТА АГИТАТОРОВ НЕ ВИДНА» 10 февраля под таким заголовком в на­ шей газете было опубликовано письмо во­ енкора А. Бутко. Заместитель командира сообщил редак­ ции, что в настоящее время агитаторы активизировали свою работу, системати­ чески проводят беседы с избирателями. У каждого из них имеется тетрадь учета проводимых мероприятий, они дежурят у стола справок. Сейчас агитаторы развер­ нули агитацию за кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР. fCoT^crmfrG О БД И Т Е Л ЬН О Н ЕСЕТ карауль­ ную службу рядовой Меркурьев. З а ­ ступив на боевой пост, он точно вы­ полняет требования воинских уставов. Недавно воин проявил высокую бди­ тельность. Начальник караула отме­ тил образцовое выполнение служеб­ ных обязанностей рядовым Меркурь­ евым. Ефрейтор А. Андреев. О ТЩ А Т Е Л ЬН О готовится к по­ литическим занятиям матрос Дуба- невич. Н а беседах он всегда прини­ мает активное участие в обсуждении вопросов, поставленных пропаганди­ стом. Воин-огличник помогает в уче­ бе своим товарищам. Например, бла­ годаря его помощи матрос Васильев, ранее отстававший на политзанятиях, сейчас стал учиться значительно лучше. Матрос Быков. О В ЧЕ СТ Ь ВЫ Б О Р О В в Верхов­ ный Совет С С С Р бригада комсомоль­ ца Высочина стала на трудовую вах­ ту. В настоящее время члены брига­ ды выполняют производственные з а ­ дания на 150 процентов. Сержант Н. Адейкнн. В блокнот агитатору Рост товарооборота Каждый день по всей нашей стране открываются двери свыше пятисот тысяч так называемых торговых точек: много­ этажные универмаги, войдя в которые можно одеться с головы до ног, специ­ ализированные продуктовые и промыш­ ленные магазины, районные и сельские магазины потребительской кооперации, пловучие суда-магазины для водников, магазины на колесах для железнодорож­ ников. Политика Коммунистической партии и Советского правительства направлена к тому, чтобы непрерывно повышать мате­ риальный и культурный уровень жизни народа, полнее и лучше удовлетворять многогранные запросы советских людей. Выражением повседневных забот нашей партии и правительства о под’еме эконо­ мики страны и благосостояния трудя­ щихся являются решение сентябрьского Пленума ЦК КПСС* и последующие по­ становления Совета Министров и Цен­ трального Комитета партии о расшире­ нии производства товаров широкого по­ требления и развитии советской торгов­ ли. Систематически расширяется в нашей стране товарооборот. Как указывается в Обращении Центрального Комитета Ком­ мунистической партии Советского Сою ­ за ко всем избирателям, в 1953 году в торговлю поступило товаров дополни­ тельно к годовому плану на 33 милли­ арда рублей. Только по линии государ­ ственной и кооперативной торговли в прошлом году населению было продано товаров на 21 процент больше, чем в 1952 году. Особенно возросла продажа таких продуктов и товаров, как мясо, масло, сыр, сахар, овощи, шелковые ткани, готовая одежда, кожаная обувь, мебель, швейные машины, часы, патефо­ ны, радиоприемники, телевизоры, вело­ сипеды, мотоциклы и легковые автомо­ били. Непрерывно увеличивая производст­ во товаров массового потребления, пар­ тия и правительство принима­ ют меры к тому, чтобы р о с ­ ла и расширялась сеть мага­ зинов и других торговых пред­ приятий. Коммунистическая партия ставит своей задачей — и эта задача будет безус­ ловно осуществлена — реши­ тельно улучшить организа­ цию советской торговли и обслуживание потребителя, добиться такого положения, чтобы через два-три года в каждом городе и в каждом сельском районе советские люди могли купить все необ­ ходимые им товары. В 1953 году продолжалось расширение торговой сети го­ сударственной и кооператив­ ной торговли. З а год было открыто около шести тысяч магазинов. Значительно уве­ личилась сеть специализиро­ ванных магазинов в городах, рабочих поселках и в сель­ ских местностях. Правитель­ ством намечена большая про­ грамма расширения матери­ ально-технической базы тор­ говли. В Мурманской области, например, предполагается дополнительно оборудо- нать и построить в 1954—56 гг. 160 ма­ газинов, 100 палаток и павильонов. В области будут построены новые хлебоза­ воды в Мурманске, Североморске и По­ лярном с цехами кондитерского, сухар­ ного и макаронного производства. Как известно, пятилетним планом пре­ дусмотрено увеличить в 1955 году роз­ ничный товарооборот в государственной и кооперативной торговле, примерно, на 70 процентов по сравнению с 1950 годом. Сейчас имеются все возможности вы­ полнить это задание уже в 1954 году. Производство товаров массового по­ требления развивается в социалистиче­ ском обществе на принципиально иных основах, чем в капиталистическом мире. В погоне за максимальной прибылью капиталисты систематически снижают жизненный уровень трудящихся. Цены на товары широкого потребления непре­ рывно растут, потребление снижается. В США , например, за последний год про­ изводство животного масла сократилось по сравнению с довоенным временем, резко снижается также производство мя­ са, т. е. основных продуктов питания. И это в условиях, когда миллионы безра­ ботных осуждены на муки голода и ни­ щеты. В Советском Союзе основная цель производства — максимальное удовлет­ ворение постоянно растущих матери­ альных и культурных потребностей на­ рода. У нас ни о каком кризисе сбы­ та не может быть и речи. Чем боль­ ше производится товаров м ассовою по­ требления, тем лучше снабжается на­ селение, тем больше продуктов и тэра- ров оно может купить. Источник высоких, не доступных для капиталистического мира темпов р а з ­ вития производства товаров массовой* потребления в нашей стране — это творческий труд советских людей, вдох­ новленных великой целью строительства коммунизма. Рост количества проданных населению товаров по линии государственной и кооперативной торговли. С л о в а р ь В помощь слушателям групп политзанятий и агитатора»* Д И С К РИ М И Н А Ц И Я — умаление прав; в международных отношениях — установ­ ление для представителей или организа­ ций какого-либо государства меньших прав, чем те. какие предоставлены другим государствам; расовая дискриминация — бесправное положение колониальных и з а ­ висимых народов, задавленных империали­ стическим гнетом; система ограничений элементарных человеческих прав, издева­ тельское отношение к национальным мень­ шинствам, преследование их в капитали­ стических странах вплоть до применения самых кровавых способов расправы, на­ пример, суда Линча в США ; расовая ди­ скриминация основана на человеконена­ вистнической «теории» расизма. ГИД РОТЕХНИКА — 1) отрасль техни­ ки. имеющая целью наиболее целесообраз­ ное и полное использование и распределе­ ние природных водных запасов; 2) наука о методах постройки водных сооружений (каналы, шлюзы, плотины, гидроэлектри­ ческие установки, оросительные сооруже­ ния. портовые и берегозащитные сооруж е­ ния. водоснабжение и пр.). Ближе к жизни, к запросам воинов Видное место среди различных средств идеологической работы занимает лекцион­ ная пропаганда. Руководствуясь решениями XIX с’езда КПСС по идеологическим вопросам. Цен­ тральный Комитет партии требует поста­ вить дело так. чтобы пропаганда велась на высоком идейном уровне, отражала на­ шу советскую действительность. Лекцион­ ная пропаганда должна быть ближе к жизни, более действенной и конкретной, способствовать успешному решению задач коммунистического воспитания советского народа. Этому было посвящено состоявшееся недавно прп ЦК КПСС совещание заведую­ щих отделами пропаганды и агитации и отделами науки и культуры обкомов, крайкомов КПСС и ЦК компартий союз­ ных республик. Всем своим содержанием лекционная пропаганда в наших Вооруженных Силах подчинена делу воспитания советских во­ инов в духе патриотизма, беспредельной преданности социалистической Родине, Коммунистической партии, в духе готов­ ности каждого матроса, старшины, офице­ ра с честью и достоинством выполнить свои воинский долг. В этом^ заключается суть воспитания в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, в этом состоит и цель пропагандистской работы. Наши пропагандистские кадры име­ ют немалый положительный опыт в организации лекционной работы. Но ны- пешний уровень лекционной пропаганды не может нас удовлетворить, так как он не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Резко повысить качество лекционной пропаганды, ее идейный уровень, сделать лекции интересными по форме и глубоки­ ми по содержанию — вот в чем состоит задача каждого пропагандиста. Эту зада­ чу можно решить только при условии серьезного и глубокого анализа наиболее типичных недостатков в лекционной ра­ боте, вскрытия причин того, в чем со­ стоит наибольшая трудность в работе лек­ тора, какая необходима ему помощь. А о том, что много есть трудностей в работе, и о том, что эти трудности не всегда успеш­ но преодолеваются, говорят факты. Для слушателей вечернего университе­ та марксизма-ленинизма капитан-лейте­ нант Павлпченко прочитал лекцию на тему: «Общественная собственность на средства производства — основа социали­ стических производственных отношений». Лекция является одной из сложных <в кур­ се политической экономии социализма. Разработка такой лекции требует хорошей теоретической и методической подготовки лектора. Следует отметить, что тов. Пав- личеико много сделал, чтобы она ^ была глубокой по содержанию, понятной для слушателей. Офицер тщательно разработал план, правильно определил главные вопросы те­ мы и, соответственно, уделил им больше внимания. II все же лекция имела сущест­ венный недостаток. Нельзя было излагать эту лекцию без органической связи с сов­ ременностью, следовало раз’яснить тео­ ретические положения -политики пар­ тии, нашедшей свое воплощение, на­ пример в постановлении сентябрьского Пленума ЦК КПСС и последующих ре­ шениях партии и правительства. Прав<- да. ссылки на эти исторические решения нашей партии и правительства в лекции были. Но эти положения давались как бы между строк или в качестве выводов, за­ ключений, носили подчиненный характер. С особой силой надо было подчеркнуть в лекции значение мероприятий партии по укреплению союза рабочего класса и крестьянства для дела успешного развития производственных отношений в нашей стране. Исходя из конкретной историче­ ской обстановки, наша партия всегда на­ ходит наиболее целесообразные политиче­ ские и экономические формы союза рабо­ чего класса и крестьянства. Особенность нынешних форм союза ра­ бочего класса и колхозного крестьянства заключается в том, что они позволяют резко усилить помощь города деревне, обеспечить небывалый ранее рост колхоз­ ного производства, обилие продуктов сель­ ского хозяйства в стране и повышение ма­ териального благосостояния всех трудя­ щихся страны. В этой связи нельзя не упо­ мянуть о посылке в деревню по призыву ЦК нашей партии нескольких сот тысяч специалистов сельского хозяйства из уч­ реждений и механизаторов с предприятий. Эта помощь приводит к дальнейшему ук­ реплению производственных связей между городом и деревней, между двумя сектора­ ми социалистического хозяйства — госу­ дарственным и колхозным. Никак непростительно и то, что при изложении вопроса о формах социалисти­ ческой собственности не был раскрыт те­ зис о необходимости правильного сочета­ ния общественных и личных интересов, о принципе личной материальной заинтере­ сованности при социализме. Важность это­ го вопроса со всей убедительностью под­ черкнута в постановлении сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Нечего и говорить, что без раз’яснения этих вопросов тема не может быть глубо­ ко раскрыта. Хотелось на этом примере подчеркнуть, что нельзя читать лекцию абстрактно-те- оретически, в отрыве от главных вопро­ сов политики партии. В лекциях необхо­ димо всегда показывать, что политика Коммунистической партии, составляющая жизненную основу нашего строя, глубоко научная политика — это марксизм-ле­ нинизм в действии. Именно в этом и за­ ключается неоценимое значение лекции, помогающей нашим кадрам усвоить марк­ систско-ленинскую теорию и творчески использовать ее положения в своейпрак­ тической деятельности. Многие лекции еще носят чисто про­ светительный характер, т. е. читаются в полном отрыве от практических задач во­ инов флота. Такой была, например, лек­ ция на тему: «Бережно хранить и умно­ жать славные боевые традиции Советской Армии и Военно-Морского Флота», кото­ рую прочел для старшин и сержантов пропагандист Кобызев. Основной недоста­ ток этой лекции, заключался в том, что в ней не было ясно очерченной цели. Автор не задумывался над тем, для чего и для кого, когда и где читает он лекцию. В лекции были названы традиции Советской Армии и Флота, приведены примеры массового героизма советских во­ инов, примеры дружбы и товарищества, любви и верности Родине, стремления во­ инов совершенствовать свои знания. Это хорошо. Но дело в том, что все пове­ ствование велось о днях, давно минувших, об историческом прошлом и ничего не бы­ ло сказано о нашем флоте, о его делах, о трудностях и успехах в боевой и полити­ ческой подготовке, о путях повышения боевой готовности корабля, части, т. е. в лекции не было самого ценного — жизни, фактов, которые волнуют воинов сегодня. 13 лекции было много общих, декларатив­ ных мест. Такая лекция не отвечает требованиям, пред’являемым к идеологиче­ ской работе, которая должна активно вме­ шиваться в нашу обычную, черновую, повседневную работу. Пропагандист Кобызев считал, что да­ вать в этой лекции факты, примеры из нашей простой, «прозаической» действи­ тельности никак не следует, т. к. это, по его мнению, могло снизить значение са­ мой темы, а показ наших трудностей или недостатков в работе, которые мешают в боевой и политической подготовке, мог бы, на его взгляд, «омрачить» славные традиции нашего прошлого. Стоит ли до­ казывать, что это глубоко ошибочное мне­ ний Центральный Комитет партии требует, чтобы пропаганда была конкретной, прав­ дивой, действенной. Нельзя лакировать жизнь, прикрашивать действительность, показывать все в розовом свете. Необходи­ мо смелее и решительнее удалять слаща- вьр тона в пропаганде. Коммунистическая партия, вскрывая причины недостатков в идеологической работе, на примере советской литературы давно осудила теорию бсзконфликтности, согласно которой принято было показы­ вать в произведениях только хорошее, по­ ложительное, а все отрицательное отбра­ сывать, как нетипичное. Это приводило к тому, что литератор, следующий этому принципу, не мог, конечно, создать про­ изведение яркое, жизненное, убедительное. Оно получалось схематичным. Такое про­ изведение не имело самого главного ка­ чества — оно не было оружием в идеоло­ гической борьбе против пережитков ка­ питализма в экономике и сознании наших людей, не было боевым средством комму­ нистического воспитания советского на­ рода. Так и лекция, показывающая только положительное и не раскрывающая пу­ тей достижения этого положительного, не показывающая, против каких недостатков и как следует бороться, снижает силу свсего воспитательного воздействия. Та­ кие лекции не интересны, не затрагива­ ют чувств слушателей, не мобилизуют их на борьбу за дальнейшее повышение бое­ готовности флота. Чем об’яснпть, что многие лекции не волнуют слушателей, не будят живой ин­ терес к предмету, о котором идет речь, не достигают желаемого результата? Над этим вопросом должен задуматься каж­ дый пропагандист. Опыт показывает, что плоха та лекция, в которую сам автор не вложил всю свою душу, умение, силы, знания. В практике не изжит еще трафарет в подготовке лекций. Не изжиты еще догма­ тизм и цитатничество в пропаганде. Борь­ ба с цитатничеством заключается не толь­ ко в том, чтобы соблюсти определенное количество цитат в лекции, л в том, что­ бы лектор умел свободно ориентироваться в содержании материала, мог бы переда­ вать слушателям знания, как свое собст­ венное убежпенпе. Борьба с цитатничест­ вом, догматизмом заключает в себе глубо­ кий смысл, она способствует рождению живой творческой мысли, воспитывает чувство нового, развивает инициативу, учит видеть главное не в форме, а в со­ держании. Борьба с цитатничеством, догматизмом — это борьба за развитие самодеятельно­ сти, активности наших партийных кад­ ров, наших офицерских кадров. К сожалению, некоторые офицеры, даже не числа тех, которые систематически ра­ ботают над изучением истории и теории КПСС, страдают опасной болезнью — талмудизмом, и в этом вина, очевидно, н лекторов, обязанных показать образец творческого подхода к вопросам теории. На семинаре в вечернем университете марксизма-ленинизма по теме: «Марксизм- ленинизм о роли народных масс и лично­ сти в истории» тов. Тоболин почти ничего не мог сказать о том. в чем же состоит вред культа личности, хотя он в тезисном виде повторил все. что им было тщательно записано на лекции. Многих слушателей поставил в тупик вопрос и о том, как практически применять положе­ ния исторического материализма о роли народных масс в истории в военной обла­ сти и, в частности, как обосновать теоре­ тически необходимость укрепления едино­ началия, какое место в военном деле за­ нимает авторитет командира, начальника и пр. и пр. По ходу семинара можно бы­ ло убедиться, что еще некоторые товари­ щи изучают вопросы теории по принципу «от сих до сих». О том, что еще слабо развито чувство нового, что еще есть стремление в первую очередь заботиться о форме, а не о содер­ жании, говорит и такой, на первый взгляд, кажущийся малозначительным, факт. В лекции для офицеров на тему: «Коммунистическая партия — вдохнови­ тель и организатор победы советского на­ рода в Великой Отечественной войне» бы­ ло дано определение основного закона во­ оруженной борьбы, как закона победы. После лекции был задан вопрос, пример­ но, в такойформулировке: «Кто из клас­ сиков марксизма и где сформулировал ос­ новной закон вооруженной борьбы? Отку­ да появилась такая формулировка? Кто мог ее дать?». Этот слушатель, как вид­ но из вопроса, подошел к лекции не с по­ зиций: помогает или нет высказанное положение о законе • победы углублению его знаний, а с позиций прямо-таки дог­ матических, т. е. его интересует только, где взята эта формулировка. Умение поднять актуальный вопрос, придать ему политическую остроту — важнейшие требования, пред’являсмые к пропагандисту. Интересы коммунистического воспита­ ния наших людей, воинского и политиче­ ского воспитания настоятельно требуют от наших пропагандистов покончить с тру­ состью в работе, отбросить, ничего об­ щего с методом работы коммуниста не имеющую, беликовскую формулу «как бы чего не вышло», как бы не попасть впро­ сак. До тех пор, пока пропагандист поль­ зуется такой формулой, ничего полезного он создать не сможет. Улучшить лекционную работу, прибли­ зить ее к конкретным задачам боевой и по­ литической подготовки на корабле, в части возможно лишь при наличии делового, конкретного руководства пропагандистами со стороны полнторганов, при активиза­ ции работы агитационно-пропагандист­ ских коллективов, при внимательном, за­ ботливом отношении к росту и совершен­ ствованию каждого пропагандиста, каждо­ го лектора. В. ТАЛАЛАЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz