На страже Заполярья. 1954 год. Март.
2 марта 1954 г., № 51 (4893) Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Агитколлектив корабля Партийное бюро, понимая пси» важность агитационно-пропагандистской работы в . дни избирательной кампании, своевремен но позаботилось о создании агитколлекти ва. В его состав вошли передовые офи церы, старшины и матросы из числа ком мунистов, -комсомольцев и беспартийных. Среди них тов. Манюнокни — классный ^специалист. слушатель партийной школы, ртаршинл 1 статьи Осипов — умелый воспитатель подчиненных, офицер Серегин, обладающий опытом агитацнонно-массовой работы, и другие. Партийное бюро поставило перед агитколлективом конкретные задачи. Каждому агитатору, учитывая его опыт работы, политическую грамотность и об щин уровень подготовки, были даны за дания. В плане работы агитколлектива предусматривалось проведение лекции, бе сед и докладов на различные темы. Вот некоторые из них: «КПСС — руководящая и направляющая сила советского общест ва», «Забота о благе и процветании со ветского народа — высший закон деятель ности нашей партии». «Советская избира тельная система — самая демократиче ская в мире» и другие. Каждый член агитколлектива получил не только тему беседы или лекции, с ко торой он должен выступить перед во- инами-избирателямл, но и конкретную по мощь. Активистам было рассказано, какой I материал следует использовать при подго товке к беседе. Согласно -тематике лекций, докладов и бесед в библиотеке подобрала политическая и художественная литерату ра. Члены агитколлектива с первых же дней приступили к раз’яснительной рабо те среди личного состава. Так, мичман Коган подготовил и провел с моряками бе седу на тему: «Советский воин — пол ноправный гражданин С-ССР». Агитатор рассказал о высоком па триотическом под’еме моряков нашего ко рабля. о горячем стремлении воинов до биться новых успехов в выполнении за дач, поставленных перед ними командова нием. Большой интерес у воинов вызвал тема тический вечер «В дружной семье наро дов СССР». В подготовке и проведении его активное участие приняли члены агат- коллектива. С горячей любовыо к своейСо ветской Родине, с благодарностью к наро дам могучего Советского Союза говорил о трудовых успехах своих земляков-белору- с о б член агитколлектива старший матрос Иарахневич. На примере колхоза имени Белорусского военного округа тов. Парл.х- негич показал неустанную заботу Комму нистической партии о повышении мате риального и культурного благосостояния советских людей. — В 1929 году, — говорил старший матрос Иарахневич. — на том месте, где сейчас находится колхоз, были топкие бо лота. И только благодаря заботе Коммуни стической партии и Советского правитель ства. кропотливому труду моих земля ков болота превратились в плодородные земли, на которых была создана крупная сельскохозяйственная артель. Жизнь моих земляков стала зажиточной и культурной. Зч выдающиеся успехи в развитии много отраслевого хозяйства колхоз имени Бело русского военного округа награжден орде ном Ленина. Затем па вечере выступил матрос Ази мов. — Вместе со всем советским народом,— говорил он. — деятельно готовится к всенародному празднику — дню выборов в Верховный Совет СССР таджикский на род. Бывшая окраина царской России — Таджикистан представлял собой колонию. Таджикский народ длительное время нахо дился под двойным гнетом: под гнетом рус ских помещиков и капиталистов и мест ных баев. — С утра до поздней ночи, — продол жал моряк, — гнули свои спины таджи ки на хлопковых полях баев. И только Великая Октябрьская социалистическая революция принесла моему народу ра дость. Он зажил свободной я счастливой жизнью. Если в условиях царизма мать и отец могли только мечтать об образовании, то при Советской власти мой брат, напри мер. учится на четвертом курсе сельско хозяйственного института, а я окончил техникум. Старший матрос Азимов недавно побы вал в краткосрочном отпуску. О всех ра достных изменениях, которые произошли в его родном колхозе, он также рассказал своим сослуживцам. — Где бы я ни был. — говорил в за ключение моряк, — и с кем бы ни встре чался, — все благодарны нашей славной Коммунистической партии и родному Со ветскому правительству за их неустанную заботу о благе народа. В день выборов в Верховный Совет я с радостью отдам свой голос за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Тематический вечер прошел на высоком идейном уровне и явился яркой демонстра цией беспредельной любви моряков к Коммунистической партии, ее Центрально му Комитепу, Советскому правительству. В последнее время проявляется горячий интерес воинов к политическим знаниям. Моряки желают подробнее узнать о роли Советского государства в строительстве коммунистического общества, о нациях и национальностях, о диктатуре пролетариа та. о союзе рабочего класса и колхозного крестьянства. На все вопросы, интересую щие воинов-избирателей, члены агиткол лектива дают четкие и ясные ответы. Как-то к дежурному по агитпункту тов. Снежкову обратился избиратель Паньков, который задал агитатору ряд вопросов. На все эти вопросы избиратель получил ис черпывающие ответы. Активисты обновили наглядную агита цию. Например, в кубрике, где работает член агитколлектива Грищенко, с любовью оформлена витрина, посвященная Сообще нию Центрального статистического управ ления при Совете Министров Союза ССР «Об итогах выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1953 году». Член агитколлектива коммунист Быков вместе с активистами подготовил и орга низовал выпуск радиогазеты, отражающей ход подготовки к выборам в Верховный Совет СССР. В эти дни нередко перед ми крофоном выступают классные специали сты. Они делятся опытом овладения бое вой техникой. Особенно поучительным бы ло выступление специалиста первого клас са старшины 2 статьи Синицына, который по своей инициативе овладел двумя спе циальностями. В настоящее время активисты ведут широкую агитацию за кандидатов в депу таты Верховного Совета СССР А. Я. Ма- клакова и М. В. Захарова. В целом агитколлектив неплохо справ ляется с возложенными на него задачами. Однако в его работе имеются еще и серь езные недостатки. Необходимо шире про пагандировать успехи советского народа в выполнении решении XIX с ’езда КПСС, глубже раз’яснять морякам внутреннюю и внешнюю политику Коммунистической партии и Советского правительства, требо вания, пред’являемые командованием к воинам. Партийному бюро следует усилить контроль за работой каждого агитатора. Старший лейтенант А. ПОТЕМКИН. Решительно устранить недостатки в учёбе Слушатели партийной школы с боль шой охотой и настойчивостью овладевают всепобеждающей теорией марксизма-лени низма. Каждый из них старается как можно лучше изучить историю борьбы на шей славной Коммунистической партии. Овладевая основами марксизма-ленинизма, воины глубже понимают свои задачи по дальнейшему совершенствованию боевого мастерства и укреплению обороны Совет ской Родины, активнее участвуют в об щественной работе. Ярким подтверждением этому является ревностная служба слушателей школы — комсомольцев Логинова, Холодинского. Щу- рова и других. Повышая свой политиче ский кругозор, они идут в ногу с жизнью, добиваясь новых успехов в учебе. Так, недавно за безупречную службу коман дир поощрил отличника боевой и полити ческой подготовки старшину. 1 статьи Логинова внеочередным краткосрочным от пуском. Младшийсержант Щуров являет ся активным участником комсомольской жизни, он добился замечательных успехов в боевой подготовке, за что награжден вторым нагрудным знаком «Отличный стрелок». Нельзя не остановиться на тех серьез ных недостатках, которые все еще имеют место в нашей группе и которые, безу словно, являются помехой в учебе. Од ним из серьезных недочетов при чте нии лекций является то, что преподава тели иногда не обращают внимания слу шателей на особо важные положения, не останавливаются на них. Следует отметить и еще один крупный недостаток. Дело в том, что в нашейгруп пе до сих пор нет постоянного преподава теля по курсу «Экономическая и полити ческая карта мира». За короткий период преподаватели менялись уже трижды. В этом, безусловно, повинны и начальник партийной школы и политорган. Слушате ли неоднократно обращались к начальни ку партийной школы, указывали на этот недостаток, но он все пока ооещает при нять меры. Отсутствие постоянного про пагандиста уже не раз приводило к срыву занятий. Такое положение может привести к нежелательным последствиям. Неважно обстоит дело и с посещаемо стью занятий слушателями. В дни заня тий некоторых товарищей продолжают ставить на вахту. Сошлюсь на такойпри мер. Слушатель Логинов не смог присут ствовать на занятиях четыре раза подряд из-за того, что каждый раз либо стоял на вахте, либо отдыхал после вахты. Начальнику партийной школы, секре тарям парторганизаций нужно создать слушателям необходимые условия для ус пешной учебы, а также оказать помощь в самостоятельной работе над рекомендован ной литературой, чтобы воины использо вали отведенное для этого время, как го ворится, с полной нагрузкой. Старшина 1 статьи Н. К0Р0В0ЧКИН, слушатель партийной школы. Ничего, что ночь темна И силен мороз... По уставу на посту Действует матрос. Автомат к груди прижав. Смотрит в темноту. Незамеченным никто Не пройдет к посту. Матрос В. К У ЗЬМ ИЧЕВ . ----о---- Вечер отличников В нашем подразделении состоялся ве- чег отличников. С докладом выступил офи цер Панов. Он подчеркнул, что отличники боевой и политической потготовки не дол- жьы успокаиваться на достигнутых успе хах, а обязаны постоянно повышать своч знания, помогать в ттяучетптп специально сти сослуживцам, достойно встретить день выборов в Верховный Совет СССР. После доклада выступил ряд отлични ков боевой и политической! подготовки. Все. они внесли ценные предложения, на правленные на дальнейший рост боевого мастерства всех воинов подразделения. Рядовой А. ГРЕБНЕВ. По следам наших выступлений «РАБОТА АГИТАТОРОВ НЕ ВИДНА» 10 февраля под таким заголовком в на шей газете было опубликовано письмо во енкора А. Бутко. Заместитель командира сообщил редак ции, что в настоящее время агитаторы активизировали свою работу, системати чески проводят беседы с избирателями. У каждого из них имеется тетрадь учета проводимых мероприятий, они дежурят у стола справок. Сейчас агитаторы развер нули агитацию за кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР. fCoT^crmfrG О БД И Т Е Л ЬН О Н ЕСЕТ карауль ную службу рядовой Меркурьев. З а ступив на боевой пост, он точно вы полняет требования воинских уставов. Недавно воин проявил высокую бди тельность. Начальник караула отме тил образцовое выполнение служеб ных обязанностей рядовым Меркурь евым. Ефрейтор А. Андреев. О ТЩ А Т Е Л ЬН О готовится к по литическим занятиям матрос Дуба- невич. Н а беседах он всегда прини мает активное участие в обсуждении вопросов, поставленных пропаганди стом. Воин-огличник помогает в уче бе своим товарищам. Например, бла годаря его помощи матрос Васильев, ранее отстававший на политзанятиях, сейчас стал учиться значительно лучше. Матрос Быков. О В ЧЕ СТ Ь ВЫ Б О Р О В в Верхов ный Совет С С С Р бригада комсомоль ца Высочина стала на трудовую вах ту. В настоящее время члены брига ды выполняют производственные з а дания на 150 процентов. Сержант Н. Адейкнн. В блокнот агитатору Рост товарооборота Каждый день по всей нашей стране открываются двери свыше пятисот тысяч так называемых торговых точек: много этажные универмаги, войдя в которые можно одеться с головы до ног, специ ализированные продуктовые и промыш ленные магазины, районные и сельские магазины потребительской кооперации, пловучие суда-магазины для водников, магазины на колесах для железнодорож ников. Политика Коммунистической партии и Советского правительства направлена к тому, чтобы непрерывно повышать мате риальный и культурный уровень жизни народа, полнее и лучше удовлетворять многогранные запросы советских людей. Выражением повседневных забот нашей партии и правительства о под’еме эконо мики страны и благосостояния трудя щихся являются решение сентябрьского Пленума ЦК КПСС* и последующие по становления Совета Министров и Цен трального Комитета партии о расшире нии производства товаров широкого по требления и развитии советской торгов ли. Систематически расширяется в нашей стране товарооборот. Как указывается в Обращении Центрального Комитета Ком мунистической партии Советского Сою за ко всем избирателям, в 1953 году в торговлю поступило товаров дополни тельно к годовому плану на 33 милли арда рублей. Только по линии государ ственной и кооперативной торговли в прошлом году населению было продано товаров на 21 процент больше, чем в 1952 году. Особенно возросла продажа таких продуктов и товаров, как мясо, масло, сыр, сахар, овощи, шелковые ткани, готовая одежда, кожаная обувь, мебель, швейные машины, часы, патефо ны, радиоприемники, телевизоры, вело сипеды, мотоциклы и легковые автомо били. Непрерывно увеличивая производст во товаров массового потребления, пар тия и правительство принима ют меры к тому, чтобы р о с ла и расширялась сеть мага зинов и других торговых пред приятий. Коммунистическая партия ставит своей задачей — и эта задача будет безус ловно осуществлена — реши тельно улучшить организа цию советской торговли и обслуживание потребителя, добиться такого положения, чтобы через два-три года в каждом городе и в каждом сельском районе советские люди могли купить все необ ходимые им товары. В 1953 году продолжалось расширение торговой сети го сударственной и кооператив ной торговли. З а год было открыто около шести тысяч магазинов. Значительно уве личилась сеть специализиро ванных магазинов в городах, рабочих поселках и в сель ских местностях. Правитель ством намечена большая про грамма расширения матери ально-технической базы тор говли. В Мурманской области, например, предполагается дополнительно оборудо- нать и построить в 1954—56 гг. 160 ма газинов, 100 палаток и павильонов. В области будут построены новые хлебоза воды в Мурманске, Североморске и По лярном с цехами кондитерского, сухар ного и макаронного производства. Как известно, пятилетним планом пре дусмотрено увеличить в 1955 году роз ничный товарооборот в государственной и кооперативной торговле, примерно, на 70 процентов по сравнению с 1950 годом. Сейчас имеются все возможности вы полнить это задание уже в 1954 году. Производство товаров массового по требления развивается в социалистиче ском обществе на принципиально иных основах, чем в капиталистическом мире. В погоне за максимальной прибылью капиталисты систематически снижают жизненный уровень трудящихся. Цены на товары широкого потребления непре рывно растут, потребление снижается. В США , например, за последний год про изводство животного масла сократилось по сравнению с довоенным временем, резко снижается также производство мя са, т. е. основных продуктов питания. И это в условиях, когда миллионы безра ботных осуждены на муки голода и ни щеты. В Советском Союзе основная цель производства — максимальное удовлет ворение постоянно растущих матери альных и культурных потребностей на рода. У нас ни о каком кризисе сбы та не может быть и речи. Чем боль ше производится товаров м ассовою по требления, тем лучше снабжается на селение, тем больше продуктов и тэра- ров оно может купить. Источник высоких, не доступных для капиталистического мира темпов р а з вития производства товаров массовой* потребления в нашей стране — это творческий труд советских людей, вдох новленных великой целью строительства коммунизма. Рост количества проданных населению товаров по линии государственной и кооперативной торговли. С л о в а р ь В помощь слушателям групп политзанятий и агитатора»* Д И С К РИ М И Н А Ц И Я — умаление прав; в международных отношениях — установ ление для представителей или организа ций какого-либо государства меньших прав, чем те. какие предоставлены другим государствам; расовая дискриминация — бесправное положение колониальных и з а висимых народов, задавленных империали стическим гнетом; система ограничений элементарных человеческих прав, издева тельское отношение к национальным мень шинствам, преследование их в капитали стических странах вплоть до применения самых кровавых способов расправы, на пример, суда Линча в США ; расовая ди скриминация основана на человеконена вистнической «теории» расизма. ГИД РОТЕХНИКА — 1) отрасль техни ки. имеющая целью наиболее целесообраз ное и полное использование и распределе ние природных водных запасов; 2) наука о методах постройки водных сооружений (каналы, шлюзы, плотины, гидроэлектри ческие установки, оросительные сооруже ния. портовые и берегозащитные сооруж е ния. водоснабжение и пр.). Ближе к жизни, к запросам воинов Видное место среди различных средств идеологической работы занимает лекцион ная пропаганда. Руководствуясь решениями XIX с’езда КПСС по идеологическим вопросам. Цен тральный Комитет партии требует поста вить дело так. чтобы пропаганда велась на высоком идейном уровне, отражала на шу советскую действительность. Лекцион ная пропаганда должна быть ближе к жизни, более действенной и конкретной, способствовать успешному решению задач коммунистического воспитания советского народа. Этому было посвящено состоявшееся недавно прп ЦК КПСС совещание заведую щих отделами пропаганды и агитации и отделами науки и культуры обкомов, крайкомов КПСС и ЦК компартий союз ных республик. Всем своим содержанием лекционная пропаганда в наших Вооруженных Силах подчинена делу воспитания советских во инов в духе патриотизма, беспредельной преданности социалистической Родине, Коммунистической партии, в духе готов ности каждого матроса, старшины, офице ра с честью и достоинством выполнить свои воинский долг. В этом^ заключается суть воспитания в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, в этом состоит и цель пропагандистской работы. Наши пропагандистские кадры име ют немалый положительный опыт в организации лекционной работы. Но ны- пешний уровень лекционной пропаганды не может нас удовлетворить, так как он не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Резко повысить качество лекционной пропаганды, ее идейный уровень, сделать лекции интересными по форме и глубоки ми по содержанию — вот в чем состоит задача каждого пропагандиста. Эту зада чу можно решить только при условии серьезного и глубокого анализа наиболее типичных недостатков в лекционной ра боте, вскрытия причин того, в чем со стоит наибольшая трудность в работе лек тора, какая необходима ему помощь. А о том, что много есть трудностей в работе, и о том, что эти трудности не всегда успеш но преодолеваются, говорят факты. Для слушателей вечернего университе та марксизма-ленинизма капитан-лейте нант Павлпченко прочитал лекцию на тему: «Общественная собственность на средства производства — основа социали стических производственных отношений». Лекция является одной из сложных <в кур се политической экономии социализма. Разработка такой лекции требует хорошей теоретической и методической подготовки лектора. Следует отметить, что тов. Пав- личеико много сделал, чтобы она ^ была глубокой по содержанию, понятной для слушателей. Офицер тщательно разработал план, правильно определил главные вопросы те мы и, соответственно, уделил им больше внимания. II все же лекция имела сущест венный недостаток. Нельзя было излагать эту лекцию без органической связи с сов ременностью, следовало раз’яснить тео ретические положения -политики пар тии, нашедшей свое воплощение, на пример в постановлении сентябрьского Пленума ЦК КПСС и последующих ре шениях партии и правительства. Прав<- да. ссылки на эти исторические решения нашей партии и правительства в лекции были. Но эти положения давались как бы между строк или в качестве выводов, за ключений, носили подчиненный характер. С особой силой надо было подчеркнуть в лекции значение мероприятий партии по укреплению союза рабочего класса и крестьянства для дела успешного развития производственных отношений в нашей стране. Исходя из конкретной историче ской обстановки, наша партия всегда на ходит наиболее целесообразные политиче ские и экономические формы союза рабо чего класса и крестьянства. Особенность нынешних форм союза ра бочего класса и колхозного крестьянства заключается в том, что они позволяют резко усилить помощь города деревне, обеспечить небывалый ранее рост колхоз ного производства, обилие продуктов сель ского хозяйства в стране и повышение ма териального благосостояния всех трудя щихся страны. В этой связи нельзя не упо мянуть о посылке в деревню по призыву ЦК нашей партии нескольких сот тысяч специалистов сельского хозяйства из уч реждений и механизаторов с предприятий. Эта помощь приводит к дальнейшему ук реплению производственных связей между городом и деревней, между двумя сектора ми социалистического хозяйства — госу дарственным и колхозным. Никак непростительно и то, что при изложении вопроса о формах социалисти ческой собственности не был раскрыт те зис о необходимости правильного сочета ния общественных и личных интересов, о принципе личной материальной заинтере сованности при социализме. Важность это го вопроса со всей убедительностью под черкнута в постановлении сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Нечего и говорить, что без раз’яснения этих вопросов тема не может быть глубо ко раскрыта. Хотелось на этом примере подчеркнуть, что нельзя читать лекцию абстрактно-те- оретически, в отрыве от главных вопро сов политики партии. В лекциях необхо димо всегда показывать, что политика Коммунистической партии, составляющая жизненную основу нашего строя, глубоко научная политика — это марксизм-ле нинизм в действии. Именно в этом и за ключается неоценимое значение лекции, помогающей нашим кадрам усвоить марк систско-ленинскую теорию и творчески использовать ее положения в своейпрак тической деятельности. Многие лекции еще носят чисто про светительный характер, т. е. читаются в полном отрыве от практических задач во инов флота. Такой была, например, лек ция на тему: «Бережно хранить и умно жать славные боевые традиции Советской Армии и Военно-Морского Флота», кото рую прочел для старшин и сержантов пропагандист Кобызев. Основной недоста ток этой лекции, заключался в том, что в ней не было ясно очерченной цели. Автор не задумывался над тем, для чего и для кого, когда и где читает он лекцию. В лекции были названы традиции Советской Армии и Флота, приведены примеры массового героизма советских во инов, примеры дружбы и товарищества, любви и верности Родине, стремления во инов совершенствовать свои знания. Это хорошо. Но дело в том, что все пове ствование велось о днях, давно минувших, об историческом прошлом и ничего не бы ло сказано о нашем флоте, о его делах, о трудностях и успехах в боевой и полити ческой подготовке, о путях повышения боевой готовности корабля, части, т. е. в лекции не было самого ценного — жизни, фактов, которые волнуют воинов сегодня. 13 лекции было много общих, декларатив ных мест. Такая лекция не отвечает требованиям, пред’являемым к идеологиче ской работе, которая должна активно вме шиваться в нашу обычную, черновую, повседневную работу. Пропагандист Кобызев считал, что да вать в этой лекции факты, примеры из нашей простой, «прозаической» действи тельности никак не следует, т. к. это, по его мнению, могло снизить значение са мой темы, а показ наших трудностей или недостатков в работе, которые мешают в боевой и политической подготовке, мог бы, на его взгляд, «омрачить» славные традиции нашего прошлого. Стоит ли до казывать, что это глубоко ошибочное мне ний Центральный Комитет партии требует, чтобы пропаганда была конкретной, прав дивой, действенной. Нельзя лакировать жизнь, прикрашивать действительность, показывать все в розовом свете. Необходи мо смелее и решительнее удалять слаща- вьр тона в пропаганде. Коммунистическая партия, вскрывая причины недостатков в идеологической работе, на примере советской литературы давно осудила теорию бсзконфликтности, согласно которой принято было показы вать в произведениях только хорошее, по ложительное, а все отрицательное отбра сывать, как нетипичное. Это приводило к тому, что литератор, следующий этому принципу, не мог, конечно, создать про изведение яркое, жизненное, убедительное. Оно получалось схематичным. Такое про изведение не имело самого главного ка чества — оно не было оружием в идеоло гической борьбе против пережитков ка питализма в экономике и сознании наших людей, не было боевым средством комму нистического воспитания советского на рода. Так и лекция, показывающая только положительное и не раскрывающая пу тей достижения этого положительного, не показывающая, против каких недостатков и как следует бороться, снижает силу свсего воспитательного воздействия. Та кие лекции не интересны, не затрагива ют чувств слушателей, не мобилизуют их на борьбу за дальнейшее повышение бое готовности флота. Чем об’яснпть, что многие лекции не волнуют слушателей, не будят живой ин терес к предмету, о котором идет речь, не достигают желаемого результата? Над этим вопросом должен задуматься каж дый пропагандист. Опыт показывает, что плоха та лекция, в которую сам автор не вложил всю свою душу, умение, силы, знания. В практике не изжит еще трафарет в подготовке лекций. Не изжиты еще догма тизм и цитатничество в пропаганде. Борь ба с цитатничеством заключается не толь ко в том, чтобы соблюсти определенное количество цитат в лекции, л в том, что бы лектор умел свободно ориентироваться в содержании материала, мог бы переда вать слушателям знания, как свое собст венное убежпенпе. Борьба с цитатничест вом, догматизмом заключает в себе глубо кий смысл, она способствует рождению живой творческой мысли, воспитывает чувство нового, развивает инициативу, учит видеть главное не в форме, а в со держании. Борьба с цитатничеством, догматизмом — это борьба за развитие самодеятельно сти, активности наших партийных кад ров, наших офицерских кадров. К сожалению, некоторые офицеры, даже не числа тех, которые систематически ра ботают над изучением истории и теории КПСС, страдают опасной болезнью — талмудизмом, и в этом вина, очевидно, н лекторов, обязанных показать образец творческого подхода к вопросам теории. На семинаре в вечернем университете марксизма-ленинизма по теме: «Марксизм- ленинизм о роли народных масс и лично сти в истории» тов. Тоболин почти ничего не мог сказать о том. в чем же состоит вред культа личности, хотя он в тезисном виде повторил все. что им было тщательно записано на лекции. Многих слушателей поставил в тупик вопрос и о том, как практически применять положе ния исторического материализма о роли народных масс в истории в военной обла сти и, в частности, как обосновать теоре тически необходимость укрепления едино началия, какое место в военном деле за нимает авторитет командира, начальника и пр. и пр. По ходу семинара можно бы ло убедиться, что еще некоторые товари щи изучают вопросы теории по принципу «от сих до сих». О том, что еще слабо развито чувство нового, что еще есть стремление в первую очередь заботиться о форме, а не о содер жании, говорит и такой, на первый взгляд, кажущийся малозначительным, факт. В лекции для офицеров на тему: «Коммунистическая партия — вдохнови тель и организатор победы советского на рода в Великой Отечественной войне» бы ло дано определение основного закона во оруженной борьбы, как закона победы. После лекции был задан вопрос, пример но, в такойформулировке: «Кто из клас сиков марксизма и где сформулировал ос новной закон вооруженной борьбы? Отку да появилась такая формулировка? Кто мог ее дать?». Этот слушатель, как вид но из вопроса, подошел к лекции не с по зиций: помогает или нет высказанное положение о законе • победы углублению его знаний, а с позиций прямо-таки дог матических, т. е. его интересует только, где взята эта формулировка. Умение поднять актуальный вопрос, придать ему политическую остроту — важнейшие требования, пред’являсмые к пропагандисту. Интересы коммунистического воспита ния наших людей, воинского и политиче ского воспитания настоятельно требуют от наших пропагандистов покончить с тру состью в работе, отбросить, ничего об щего с методом работы коммуниста не имеющую, беликовскую формулу «как бы чего не вышло», как бы не попасть впро сак. До тех пор, пока пропагандист поль зуется такой формулой, ничего полезного он создать не сможет. Улучшить лекционную работу, прибли зить ее к конкретным задачам боевой и по литической подготовки на корабле, в части возможно лишь при наличии делового, конкретного руководства пропагандистами со стороны полнторганов, при активиза ции работы агитационно-пропагандист ских коллективов, при внимательном, за ботливом отношении к росту и совершен ствованию каждого пропагандиста, каждо го лектора. В. ТАЛАЛАЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz