На страже Заполярья. 1954 год. Март.
'4 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я е маРта 1954 г., № 55 (4897). — ^ — Д И Ш Я З Ш И М В г Ж П 8 7 Л Д Ж Ц Ш А !^ и Ц 1 |И И »11, МН.-^ ^ Г Ж Я И и и и М Ц - Ч И М ^ ^ Ц Ц * ^ * 1 1 ..................................................................................я 1ИШ И 1 — « g n m i l ' J M I I L U I I U H f J f I^ H II д ' и я н н в м а н д м и д м — Д Ш И И — Н Ш Ш И 'Ц Ц Щ ! 1 11Н1Д Г 1 И Ч И 1 Окончание заявления Министра Иностранных Дел СССР В. М. МОЛОТОВА ражает чувства п мысли всех миролюби вых народов Европы, да и не только Ев ропы. Обсуждение германского вопроса на Берлинском совещании показало, что здесь расхождение между Советским Союзом и тремя западными государствами сводится, прежде всего, к вопросу о германском ми литаризме, поскольку существуют планы его восстановления. Советский Союз, вы несший главную тяжесть борьбы с гитле ровской агрессией, не может недооцени вать опасности новой агрессии, если будет допущено возрождение германского мили таризма. Возрастающая угроза ремилитаризации Западной Германии не могла не сказаться и на австрийском вопросе. На Берлинском совещании выяснилась готовность США, Англии и Франции снять своп возражения но тем статьям проекта договора с Австрией, по которым они воз ражали в течение предыдущих пяти лет. Это в достаточной мере подчеркнуло тот Факт, насколько неосновательными были их прежние возражения. С советской стороны на Берлинском со вещании было заявлено о готовности не медленно подписать австрийский договор, если будут приняты два предложения, необходимость которых вызывается фак том подписания парижского соглашения о создании «европейского оборонительного сообщества». Вот эти два предложения. Во-первых, мы • предложили, чтобы Австрия взяла на себя обязательство не участвовать в каких-либо военных груп пировках, направленных против других государств, участвовавших в войне про тив гитлеризма и в освобождении Авст рии, и чтобы территория Австрии не пре доставлялась для создания иностранных военных баз. Во-вторых, мы настаивали на том, что бы в австрийском договоре была сделана оговорка, что, в связи с задержкой за ключения мирного договора с Германией предоставляется возможность оставления находящихся сейчас на территории Авст рии иностранных военных частей четырех государств и что вопрос о сроке вывода воинских частей четырех держав с тер ритории Австрии будет вновь рассмотрен не позднее, чем в 1955 году. Если бы не было планов создания «европейской армии», в этой последней оговорке не бы ло бы необходимости. Эта оговорка стала необходимой, поскольку со стороны США и Англии сейчас проводятся всякие меры нажима, чтобы Франция и другие страны согласились на восстановление милита ризма в Западной Германии, что, разу меется, усиливает опасность нового ан- шлюсса (присоединения) Австрии. Правительства США, Англии и Фран ции не согласились с предложением Со ветского Союза о внесении этих двух до бавлений в австрийский договор. Тем са мым они помешали и правительству Ав стрии отнестись к этим предложениям с должным пониманием. В результате этого австрийский договор не был подписан. Приведенные факты показывают, что ответственность за срыв подписания авст рийского договора лежит на правительст вах США, Англии и Франции, не желаю щих отказаться от планов возрождения германского милитаризма, что усиливает опасность нового аншлюсса Австрии. Попытки, которые делаются сейчас официальными лицами в США, Англии и Франции, а также в Австрии, свалить ви ну за неподписание австрийского договора на Советский Союз, лишены всякого осно вания. В настоящих условиях Советское Правительство не может не считаться с опасностью возрождения германского ми литаризма и новойугрозой аншлюсса Ав стрии, недопущение чего специально пре дусматривается в австрийском договоре. Сг.ветскнйСоюз выражает свою готов ность подписать договор с Австрией как только будет получено согласие на ука занные выше предложения, соответствую щие интересам самого австрийского наро да, равно как и интересам мира и безо пасности всех народов Европы. III. Кроме германского и австрийского воп росов, на Берлинском совещании обсуж дался вощ)ос о мероприятиях по уменьше нию напряженности в международных от ношениях, что было предусмотрено пер вым пунктом повестки дня. Обсуждение этого вопроса, безусловно, имело свое значение. Всего на Берлинском совещании было 27 заседаний. В это число входит 6 засе даний закрытого характера, с узким со ставом участников, где главным образом рассматривались вопросы, относящиеся к 1-му пункту повестки дня. В результате этих обсуждений между министрами были согласованы два реше ния. Как известно, было достигнуто соглаше ние, что правительства СССР, США, Франции и Англии будут содействовать успешному разрешению проблемы разору жения или. но крайней мере, значитель- ному сокращению вооружений. Это согла шенне не вполне удовлетворяло Советскую делегацию. В нем не нашло своего отра жения наше предложение о созыве в этом гсду Всемирной конференции по всеобще му сокращению вооружений. Тем не ме нее, это соглашение накладывает извест ные обязательства на правительства че тырех государств. Оно направлено против гонки вооружений. Оно обязывает содей ствовать, по крайней мере, значительному сокращению вооружений, на чем неизмен но настаивал Советский Союз. Было также достигнуто соглашение о созыве совещания в Женеве 26 апреля 1954 года. Это будет совещание предста вителей СССР, США, Франции, Англин и КитайскойНародной Республики по мир ному урегулированию корейского вопро са. — при участии Корейской Республи ки. КорейскойНародно-Демократической Республики и тех других стран, воору женные силы которых принимали участие в военных действиях в Корее, и которые 4 пожелают присутствовать, и по вопросу восстановлении мира в Пндо-Китае — также с участием заинтересованных в этом государств. Таким образом. 2G апреля в Женеве со стоится совещание, в котором примут уча стие пять велнкпх держав, по двум наи более острым вопросам положения в Азии: по корейскому вопросу и по вопро су о положении в Пндо-Китае. Тем самым Китайская Народная Республика займет свое законное место на совещании с дру гими великими державами. Значение этого соглашения, достигну того на Берлинском совещании, сейчас еще нельзя полностью оценить. Но это со глашение может послужить разрешению двух важных проблем в Азнп, что будет содействовать дальнейшему уменьшению международной напряженности. В разрешении вопроса о Корее оказа лась бессильной Генеральная Ассамблея ООН, которая и тут действовала под на жимом со стороны Соединенных Штатов Америки. Этот нажим со стороны США привел Генеральную Ассамблею к непра вильным решениям, сорвавшим созыв По литической конференции по корейскому вопросу. В этом же направлении дейст вовали представители США и на перего ворах в Ианьмыньчжоне. Берлинское совещание помогло развя зать этот узел. Теперь представители Со ветского Союза, КитайскойНародной Рес публики, Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции, вместе с представите лями обеих частей Кореи, смогут рассмот реть вопрос об окончательном урегулиро вании корейского вопроса. Задача заклю чается в том, чтобы оказать содействие национальному об’едннению Кореи на де мократических началах и переходу Кореи от перемирия к прочному миру. Особую заинтересованность представи тель Франции на Берлинском совещании проявил в отношении вопроса об Индо- Китае. Здесь колониальная политика Франции зашла в тупик, натолкнувшись на героическую борьбу вьетнамского на рода, отстаивающего свои права на мир и национальную свободу. Она, вместе с тем, наложила непосильное бремя на француз ский народ, требуя от него все новых, и при том бесцельных, жертв. Перед совещанием в Женеве будет стоять сложная задача — обеспечить вос становление мира и национальные права народов Пндо-Китая. Здесь многое зависит от позиции правительства Франции, но также от позиции Соединенных Штатов Америки, со стороны которых все больше усиливается вмешательство в дела Индо- Китая. Главное л;е будет зависеть от при знания всеми участниками совещания не обходимости решить вопрос о восстанов лении мира в Индо-Кнтае не путем про должения безнадежной войны,а путем со глашения, отвечающего принципам свобо ды и национальной независимости наро дов. По парижскому договору создается сро ком на 50 лет так называемое «европей ское оборонительное сообщество», подФла гом которого организуется «европейская армия», состоящая из вооруженных сил Франции. Италии, Бельгии, Голландии. Люксембурга, а также Западной Германии. Из этого видно, что из общего количества, примерно 30 европейских государств, шесть европейских государств, включая Западную Германию, поставили своей целью создать узкую и замкнутую воен ную группировку, которой незаконно при своили «европейскую» вывеску, хотя че тыре пятых европейских государств в нее не входят. Этим договором легализуется восстановление западногерманской армии (вермахта) и ее включение в указанную военную группировку. Для начала предпо лагается сформировать 12 западногерман ских дивизий, но уже теперь имеются планы дальнейшего увеличения этих войск. Не случайно, что уже говорят о со здании 25 и даже 60 западногерманских дивизий. В этой связи нельзя пройти ми мо того факта, что на днях аападпогер- 1 ма 1 :ский парламент (бундестаг) вопреки действующей конституции принял такие решения, которые позволяют ввести в За падной Германии воинскую повинность для мужчин, достигших 18-летнего возраста. Этим стремятся развязать руки правитель ству Аденауэра в деле создания армии. Кроме парижского договора, подписан ного шестью государствами, тогда же был заключен боннский договор, который под писан Соединенными Штатами Америки, Англией. Францией, а также Западной Германией. Боннский и парижский догово ры дополняют друг дпуга. Согласно боннскому договору, на терри тории Западной Германии в течение де сятков лет будут находиться войска США, Англии и Франции, что превращает Запад ную Германию в полуоккупированное го сударство. Под этим договором стоит и подпись правительства Аденауэра, являю щегося сейчас главной опорой западногер манских реваншистов, которые хотят рас чистить гауть к восстановлению герман ского милитаризма. Западногерманские ре ваншисты сегодня пошли на подписание боннского договора, — унизительного для германского народа. Однако не может быть сомнения в том, что. когда, согласно па рижскому договору, будет создана в Запад ной Германии армия во главе с гитлеров скими генералами. — тогда они переста нут считаться с этой подписью. Тогаа раскроются их действительные цели, рас каются их агрессивные реваншистские расчеты, — и первыми это почувствуют соседние страны. Одновременно с парижским и боннским договорами была опубликована трехсторон няя декларация США, Англии я Франции, имеющая целью всячески поддержать и ускорить создание «европейского оборони тельного сообщества», а следовательно и «европейской армии». Все это раскрывает далеко идущие пла_ яы правящих KpiyroE США, Англии и Франции, ради чего и подписаны париж ский и боннски# договоры. Хотя США и Англия не включают свои войска, в со став «европейской армии», тем не менее они хотят быть фактическими хозяевами в этом деле. Расчеты на создание «европей ской армии», с включением в нее армии западногерманских милитаристов, можно об’яснить только планами подготовки новой войны в Европе. При этом стано вится очевидным, что правящие круги США хотят, чтобы эта новая войнавелась руками «европейцев». После создания «европейской армии» из всех пяти великих держав только Фран ция лишится возможности иметь свою на циональную армию, поскольку ее воору женные силы войдут в «европейскую ар мию». Не может быть сомнений и в том, что в этой «европейской армии» господ ствующее положение займут вооруженные силы Западной Германии. Одновременно с этим со стороны Франции грубо попи раются самые основы франко-советского договора. 1944 года, имеющего целью недо_ пущение новой агрессии со стороны гер манского милитаризма. Имеются француз ские министры, которые идут на все это, хотя непонятно, как такую позицию мож но примирить с национальным достоинст вом и интересами Франции. Парижский договор, как известно, еще не принят парламентами Франции, Бель гии и Италии и потому еще не вступил в силу. Но в последнее время производится все более сильный нажим со стороны США и Англии — особенно на Францию — чтобы этот договор былратифицирован и начал осуществляться. На Берлинском совещании не только со стороны Даллеса и Идена, но и со стороны министра иностранных дел Франции Бпдо приводились всякие доводы в защиту па рижского договора и создания «европей ского оборонительного сообщества». Дого ворились и до того, что договоры, заклю ченные с Западной Германией, формально но будут обязательными для будущей об’единенной- Германии. Об этих заявлени ях французского, английского и американ. ского министров в свое время еще напом нят германские милитаристы и реванши сты, если нм (удастся практически исполь зовать предоставляемую парижским до говором возможность восстановления ми литаризма в Западной Германии. Однако, уже сегодня ясно, что на деле правительства США, Англии и Франции, а также ' правительство Аденауэра исключа ют саму возможность об’единенпя Запад ной и Восточной Германии в единое гер манское государство. В соответствии с па рижским договором они прямо заявляют, что без распространения этого договора на всю об’единенную Германию они не допу стят самого об’единения обеих частей Гер мании п, значит, не допустят создания единого п независимого германского госу- да 1 >ства. Все это бросает яркий свет на то, как мало значения они придают всем ос тальным их предложениям по германскому вопросу. Можно понять так, что министров США, Англии и Франции на Берлинском сове щании не интересовало действительное ре шение германской проблемы, или хотя бы решение какого-то практического вопроса. имеющего важное значение -для герман ского народа. Их внимание было поглоще но одним стремлением — расчистить путь для создания «европейской армии» соглас но парижскому договору, раскрывающему ворота для возрождения милитаризма в За. ладнойГермании. На Берлинском совещании не былодаже принято предложение Советского Прави тельства выслушать немцев и узнать, что думает сам германский народ о неотлож ных задачах об’сдинения Германии и от носительно участия германского народа в обеспечении мира и безопасности в Евро пе. Этого не захотело и правительство За падной Германии, которое, видите ли. не намерено встречаться за одним столом с правительством Восточной Германии — с правительством Германской Демократиче ской Республики, сопротивляющимся пла нам восстановления германского милита ризма. Между тем. в нынешних условиях именно Германская Демократическая Рес- публика выражает подлипшую волю всех миролюбивых немцев, действительное стремление германского народа к миру и дружественным отношениям с другими на родами. Отказ выслушать немецких пред ставителей свидетельствует о том, на сколько представители США, Англии и Франции были далеки от того, чтобы серьезно заниматься германским вопросом. Министры США, Англии и Франции не захотели обсуждать советский проект мир ного договора с Германией. Они не пред ставили и своего проекта мирного догово ра. Они отказались даже рассмотреть во прос о том, как ускорить подготовку мир ного договора с Германией, хотя несколько лет тому назад совещание министров че тырех держав уже приступило к подроб ному рассмотрению этого вопроса. Министры трех западных держав отка зались рассматривать вопрос об образова нии Временного общегерманского прави тельства из представителей парламентов Восточной и Западной Германии, хотя это было бы реальным шагом к восстановле нию единства Германии на демократиче ских и миролюбивых началах. Они отказа^ лксь принять и предложение советской стороны о создании двух общегерманских комитетов: одного — по улучшению эко номических и административных связей между Восточной и Западной Германией, и другого — по вопросам облегчения усло вий для развития германской националь ной культуры. Они уклонились от каких- либо практических шагов по сближению Восточной и Западной Германии, хотя это наиболее верный путь к восстановлению единства Германии. Министры США, Англии и Франции не стали рассматривать предложения Совет ского Союза об облегчении финансово-эко номических обязательств Восточной и За падной Германии, связанных с последст виями войны.Они, конечно, знают, что в Восточной Германии эти мероприятия уже проведены и что здесь, например, оккупа ционные расходы уже снижены - до^4,5 процента от доходов государственного бюд жета Восточной Германии. В то же время в Западной Германии растут налоги и все больше увеличиваются оккупационные рас ходы. В этом голу оккупационные расходы составляют почти 35 процентов от всех доходов государственного бюджета Запад ной Германии. Предложение министров США, Англии и Франции по германскому ©опросу свелось только к одному — к проведению так на-- зываемых «свободных выборов» в Восточ ной и Западной Германии. Но и это пред ложение не имело ничего общего с реше нием германской проблемы в соответствии с интересами обеспечения мира и безопас ности в Европе и с проведением действи тельно свободных выборов. К тому же это предложение было насквозь проникнуто недоверием к германскому народу и его де. мократическим силам. Даже это, чисто внутреннее дело Герма нии, предлагалось из’ять из рук немцев и передать оккупационным властям. Предло жение Советского Союза о том, чтобы че тыре деряивы оказали немцам содействие в создании из представителей парламен тов и демократических организаций Во сточной и Западной Германии временно^го общегерманского правительства и чтобы это правительство само провело общегер манские свободные выборы, не было при нято. Не было принято и другое наше пред ложение о том. чтобы до общегерманских выборов с территории как Восточной, так и Западной Германии был произведен вы вод всех оккупационных войск, за исклю чением лишь строго ограниченных кон тингентов. Эго советское предложение бы ло направлено на то. чтобы исключить дагление на выборы со стороны оккупа ционных властей. Однако, сторонники так называемых «свободных выборов» отказа лись принять и это предложение, которое в наибольшей мере соответствует интере сам действительной свободы выборов. Даллес п сейчас произносит речи о Бер_ линском совещании, в которых выдает се бя за ярого сторонника «свободы» народов, за сторонника «свободных выборов». Но мы знаем, что не всякие слова о «свобо де» являются защитой действительнойсво. боды для народа, для трудящихся. Неко торым «защитникам» свободы нравится та кая «свобода», при которой у эксплуата торов и милитаристов развязаны руки и они живут припеваючи, а трудовой народ остается под постоянной угрозой войны и нового истребления. Мы, разумеется, не за такую «свободу». Мы за такую свободу, подлинную свободу, когда милитаристы лишены возможности вовлекать народы в новые кровавые войны. Известно, что в свое время в период 1932— 1933 годов Гитлер и его клика ■пришли к власти также на основе так на зываемых «свободных выборов». Гитлер не ерлзу стал рейхсканцлером Германии. Сна. чала ему расчистили путь тогдашние аде- науэры, вроде известного фон Папена. при надлежавшего к той же самой партии, что и теперешний боннский премьер-министр Аденауэр. Хорошо известно, что тогда за еппной Гитлера и его подручных, вроде фон Папена, стояли германские магнаты- монополисты. которые особенно наживали [свои капиталы на раздувании военной промышленности. II теперь за спиной кли- I ки Аденауэра, мечтающей об ускорении ремилитаризации Западной Германии, сто ят такие же германские магнаты-монопо листы. которые строят свои расчеты в от ношении новых раздутых прибылей и сверхприбылей на проведении новой гон ки вооружений и которые связывают свои интересы, прежде всего, с планами воз рождения германского .милитаризма. Правительства США, Англии и Фран ции на словах стоят за свободные выборы, а на деле отказываются пметь дело с де мократическими и миролюбивыми силами германского народа. Они рассчитывают, что ту «свободу», которую они хотели бы предоставить в Германии, им лучше всего удастся обеспечить руками оккупацион ных властей, опираясь на оккупационные войска. Такое недоверие к демократиче ским и миролюбивым силам Германии не только не может облегчить дальнейшего развития Германии на демократических и миролюбивых началах, а является прямой поддержкой германским милитаристам и реваншистам, которые уже пользуются этой поддержкой е Западной Германии для достижения своих целей. В нынешней политике правительств США, Англии и Франции в отношении Германии все подчинено планам создания «европейского оборонительного сообщест ва», то есть «европейской армии», что ве. дет к восстановлению милитаризма в За падной Германии. Этот курс не может слу жить делу укрепления мира в Европе. При током курсе, вместе с тем, отрезается путь к восстановлению единства Германии, по скольку Западная Германия перестает быть миролюбивым государством, и становится невозможным восстановление Германии на демократических и миролюбивых началах. Советский Союз стоит за другую поли тику, за другой курс по вопросу о Герма нии. Это нашло свое выражение в его пред ложениях относительно ускорения заклю чения мирного договора, а также относи тельно об’единения Германии, создания временного общегерманского правительства и проведения свободных общегерманских выборов. Эти предложения имеют целью всемерно ускорить национальное об’едине. ние Германии и, вместе с тем. обеспечить дальнейшее развитие Германии на демо кратических н миролюбивых началах. Со вершенно очевидно, что предложения СССР исключают возможность положения, при котором Германия могла бы вновь превратиться в опасный очаг агрессии в Европе. Эти предложения исходят из,недо_ пустимости восстановления германского милитаризма. Таким образом, решение германского во- щоса упирается теперь в одну основную проблему: восстанавливать или не восста навливать германский милитаризм. Надо сказать, что курс на создание «ев ропейской армии», вместе с восстановле нием милитаризма в Западной Германии, встречает активное сопротивление за пре деламиправительственных кругов в таких странах, как Франция, Англия, и даже в Западной Германии. Так, во Франции растет сопротивление этому курсу не только срелг рабочих п других слоев трудящихся, но и в буржуаз ных кругах. Во французском парламенте это сопротивление все усиливается. В анг лийском народе широко распространено недовольство этим курсом. Не случайно, что почти половина лейбористов в парла менте выступили против этого курса., про ведение которого отстаивают правые лиде ры лейбористской партии. Да и в Запад ной Германии социал-демократы, считаясь с настроениями масс, продолжают высту пать против политики Аденауэра, направ ленной на то, чтобы даже ценой отказа от об’единения Германии форсировать возрож- жение германского милитаризма. Это и понятно. Политика, ведущая к возрождению германского милитаризма, вызывает законную тревогу во всех стра нах Европы. В связи с этим курсом во весь рост встает вопрос: куда идет дело — к упро чению мира или к новойвойне? Куда ведет теперешний курс США, Анг лии и Франции по германскому вопросу? Этот курс ведет к созданию военной группировки одних европейских государств против других европейских государств. Итти по этому пути, — значит отказаться от задач укрепления мира и безопасности в Европе. Итти по этому пути, — значит встать на путь подготовки новой войныв Европе, что ведет к третьеймировой войне. Правда ли, что Франция. Италия. Бель гия п связанные с н и м и европейские стра ны в интересах безопасности вынуждены итти по этому пути? Действительно ли не обходимо создание «европейского оборони тельного сообщества», а вместе с ним п ремилитаризация Западной Германии, что бы обеспечить их безопасность и мир в Европе? В последнее время, особепно во Франции, не раз спрашивали о том, имеется ли аль тернатива «европейскому оборонительному сообществу», то есть, чем можно заменить это пресловутое «сообщество» п можно ли обеспечить мир и безопасность в Европе, не прибегая к созданию «европейской ар мии», опирающейся на возрождение мили таризма в Западной Германии. Хотя не раз ставились эти вопросы, но это делалось обыкновенно для того, чтобы косвенным образом оправдать планы, предусмотрен ные парижским и боннским договорами. На Берлинском совещании Советский Союз противопоставил планам создания военных группировок европейских госу дарств конкретный план, согласно которо му обеспечение мира и безопасности для всех стран Европы было бы поставлено на твердую почву. Этот план нашел свое вы ражение в советском проекте «Общеевро пейского договора о коллективной безопас. ности в Европе». «Общеевропейский договор» предусмат ривает соответствующие гарантии против агрессии и нарушения мира в Европе. Участниками этого договора могут быть все европейские государства, независимо от их общественного устройства. Впредь до восстановления единства Германии уча стниками этого договора могли бы быть как Германская Демократическая Респуб лика, так и Германская Федеральная Рес публика, а после восстановления единст ва германского государства — об’единен- ная Германия. В случае вооруженного нападения на кого-либо из участников, договором предусматривается оказание по мощи со стороны других участников до говора всеми доступными средствами, включая применение вооруженных сил в целях восстановления и поддержания международного мира п безопасности в Европе. Вместе с тем, советские предложения предусматривают уже теперь значительное облегчение положения Германии, включая вывод с территории всей Германии окку пационных войск четырех держав, кроме строго ограниченных контингентов. Советские предложения направлены на то, чтобы вместо противопоставленных ДРУГ другу военных группировок европей ских государств создать эффективную си стему коллективной безопасности в Евро- пе. С 1947 г. существует региональный межамериканский договор о взаимной по мощи, участниками которого являются Соединенные Штаты Америки и все’Лати но-Американские республики. Такого рода региональные соглашения, при обеспече нии их строго оборонительного характера, могут иметь свое положительное значе ние, хотя, конечно, нельзя признать за конность попыток правящих кругов США использовать указанный договор в своих узких интересах под предлогом борьбы с коммунизмом. Давая отпор возражениям против «Общеевропейского договора о кол лективной безопасности в Европе», Со ветская делегация указывала, насколько несостоятельны эти возражения, когда они направляются против регионального договора для Европы. Такой договор, име ющий действительно оборонительный ха рактер, вполне совместим и с принципа ми Устава Организации Об’единенных На ций. На Берлинском совещании не раз гово рилось о том, что нынешний мир раско лот, что теперь существуют страны с раз личным общественным устройством. Само собой разумеется, что нельзя не считать ся с этим фактом. Нельзя не считаться с тем, что не только Советский Союз, но и целый ряд других государств встали на путь социализма и народной демократии и успешно двигаются вперед по этому пути. В этом мы видим величайшие достиже ния XX столетия. Мы не собираемся от рицать того факта, что лагерь мира, демо кратии и социализма теперь об’единяет государства, имеющие население 800 млн. человек. Рост сил этого демократического лагеря очевиден и, действительно, во мно гом поучителен. Однако мы последовательно стоим за ленинский принцип сосуществования го сударств с различным общественным уст ройством. . Мы считаем, что, несмотря на различия общественного устройства, например, в странах Европы, все европейские народы заинтересованы в сохранении и укрепле нии мира. Мы стремимся к тому, чтобы в вопросе о защите мира не было двух ла герей как в Европе, так и во всем мире. Мы призываем все европейские государ ства отказаться от создания военных группировок, направленных друг против друга, так как создание таких группиро вок не может не привести к войне.Вме сто этого мы предлагаем образовать еди ный лагерь всех европейских государств, стремящихся к обеспечению своей безо пасности и укреплению мира в Европе. В этой системе европейской безопасности никакое, хотя бы и сильное, государство не должно иметь господствующего поло жения. Суверенитет всех и каждого из участников этой системы коллективной безопасности должен быть обеспечен и ог ражден от покушений извне. На этих ос новах построен проект «Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе». Этот проект не встретил поддержки со стороны министров иностранных дел Франции, Англии и США. Но никакие министры не могут отвергнуть идею кол лективной безопасности народов Европы. Эта идея понятна народам. Она вызывает сочувствие у всех миролюбивых людей. Идея общеевропейского договора о кол лективной безопасности в Европе будет прокладывать себе все новые пути к сердцам миллионов людей, п это будет вернейшим образом служить делу мира и безопасности в Европе, а, вместе с тем, и во всем мире. Нрп этом Советский Союз высказывается за то, чтобы до заключе ния мирного договора не было допущено создание германских вооруженных сил, что означало бы осуществление на этот период нейтрализации Германии. Те или иные министры могут, конечно, строить п дальше всякие планы насчет создания «европейского оборонительного сообщества» и насчет ремилитаризации Западной Германии. Но из этого ничего нз получится, кроме еще одной ненадеж ной военной группировки, лишенной под держки народов. Другое дело— идея коллективной безопасности народов Евро пы, которая выражена в общеевропейском договоре или может получить какую-либо другую форму. Эта идея находит все больше сочувствия у народов Европы, по тому что в ней выражены глубочайшие стремления к укреплению мира, к уста новлению всеобщей безопасности. Советское правительство никогда не скрывало своего отрицательного отноше ния к Северо-атлантическому пакту, вы ражающему стремления англо-американ ского блока к мировому господству. По пытки создания «европейского оборони тельного сообщества», включающие пря мое пособничество возрождению герман ского милитаризма, во многом умножают имеющиеся расхождения. Советское пра вительство против умножения этих рас хождений. Мы стремимся к урегулирова нию спорных вопросов в интересах укре пления мира. В данном случае становится особенно ясным, что Советский Союз вы-1 Сейчас широко обсуждаются итогп Бер линского совещания. Во многих странах по этому вопросу выступают официаль ные представители и печать различных направлений. Министр иностранных дел Франции го ворил на днях о значении Берлинского со вещания и, особенно, о важности согла шения относительно созыва нового сове щания в Женеве, где будет обсуждаться вопрос о восстановлении мира в Индо- Кнтае. Ход событий показывает, насколь ко стало актуальным решение этой проб лемы. / Министр иностранных дел Англии в своем выступлении в палате общин на прошлой неделе высказал ряд критиче ских замечаний о Берлинском совещании, но, вместе с тем, признал это совещание «вполне целесообразным». Он добавил, что «совещание, безусловно, не усилило меж дународного напряжения». В его заявле ниях сказывается неудовлетворенность тем, что некоторые расчеты, связываемые с попытками нажима на СССР, не оправ дались. Известно также, что в Соединенных Штатах были нападки на Даллеса со сто роны отдельных сенаторов, особенно за проявленную им будто бы излишнюю уступчивость в отношении Китая. Этих сенаторов неудержимо тянет назад, и они хотели бы, чтобы великий китайский на род оставался на старом положении полу колониального государства, бессовестно эксплуатируемого иностранным капиталом. Но эти времена навсегда прошли. Будем надеяться, что это дойдет и до сознания упомянутых сенаторов. На основании всего сказанного можно притти к определенным выводам. Не следует, конечно, переоценивать ре зультатов Берлинского совещания. Тем более, что по-настоящему об этом можно будет судить только по результатам Же невского совещания, о котором состоялось соглашение в Берлине. Нельзя, однако, не считаться с тем фактом, что окончился тот длительный перерыв в совещаниях великих дер жав, который затянулся на пятилетие. Состоялось Берлинское совещание, способ ствовавшее выяснению ряда международ ных вопросов и проложившее путь к со вещанию представителей США, Англин, Франции, Советского Союза п Китайской Народной Республики, вместе с предста вителями других государств. Принимаемые Советским Союзом меры направлены на уменьшение напряженно сти в международных отношениях п, сле довательно, на упрочение мира. Факты свидетельствуют о том, что этп меры не остаются безрезультатными. Все говорит о том, что проводимая Со ветским Правительством политика содей ствует укреплению международных поли ций Советского Союза и всего демократи ческого лагеря. Ответственный редактор В. ЛУШ ЕНЬКИН . — 5-83; отдел подписки в бухгалтерия — 2-Olj Заказ Л: 55. АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА : гор. Североморск. Мурманской области, ул. Полярная. 8. Телефоны: редактор — 3-76, вам. редактора — 2-48, секретарь — 1-64, нач. издательства и нач. типографии отделы: информации и культуры и быта — 3-63, боевой подготовки и писем — 28, пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. ГМ 0900055. ” “ “
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz