На страже Заполярья. 1954 год. Март.
6 марта 1954 г., N° 55 (4897). а с т р е З а п о л я р ь я С п а р т и й н ы х к о н ф е р е н ц и й За четкую организацию службы и уставной порядок на кораблях и в подразделениях В своем приказе Лг 17 от 23 февраля 1954 года Министр Обороны Союза ССР пожелал войскам дальнейших успехов в совершенствовании боевого мастерства, в овладении новой более совершенной тех никой и вооружением, в повышении бди тельности и боевой готовности. Чтобы ус пешно решить эги задачи, нужны чет к а я организации службы и строгий устав ной порядок на кораблях и в подразделе ниях, беспрекословное повиновение под чиненных своим начальникам, точное и своевременное выполнение планов боевой подготовки, указаний и распоряжений командования. Крепкая дисциплина, ос- нованная на сознании каждым военнослу жащим своих священных обязанностей, является основой успешного изучения сложных боевых механизмов, поддержания их в готовности к немедленному действию. Большое внимание уделили делегаты партийной конференции вопросам боевой и политической подготовки, идеологиче ской работы, обсуждая доклад началь ника политотдела о состоянии пар тийно-политической работы и задачах коммунистов в борьбе за повышение уров ня боевой и политической подготовки и укрепление воинской дисциплины. Прин ципиально оценивая свою работу, комму нисты предлагали конкретные пути, по которым следует направить огромный па триотический иод'ем личного состава, вы званный великой заботой партии и пра вительства о советском народе, об укреп лении могущества нашей Родины. Много внимания уделили __________ „ делегаты вопросу о личной примерности коммунистов в дисциплине. II это вполне правильно. В принятом на XIX с ’езде партии Уставе КПСС сказано, что комму нист обязан «соблюдать партийною и государствен ную дисциплину, одинако во обязательную для всех членов партии... Наруше ние партийной и государ ственной дисциплины яв ляется большим злом, на носящим ущерб партии, и потому несовместимо с пре быванием в ее рядах». На конференции были отмечены многие товари щи. отличающиеся испол нительностью, подтяну тостью, ревностным соблю дением уставного порядка. Эти коммунисты «успешно ведут и воспитательную ра боту среди моряков. Напри мер, член КПСС офицер Си. ний, систематически по- вьгшлющий свои идеино- по.титический и военный __________ х уровень, часто выступает перед воиналш. Его внимательно, с интере сом слушают матросы и старшины по тому, что они видят в офицере образец выполнения требований Военной пр .сяги и уставов, отличного знания своего дела, высокой морской культуры. В том, что подразделение неуклонно выходит в число передовых, немалая заслуга офицера-ком- муниста. Хорошо работает партийное бюро, в со став которого входит тов. Полторан. Ком мунисты часто беседуют с воинами о требованиях уставов и Присяги, о мор ской службе, почетном воинском долгепе ред Родиной. Накануне выхода в море здесь различными формами партийно-по- лнтической работы пропагандируются опыт бдительного несения вахт и наря дов, примеры стойкости и выносливости, проявленные моряками в сложной обста новке. Принципиально и резко критиковали делегаты тех членов и кандидатов партии, которые плохо заботятся о воспитании в себе высоких морально-боевых качеств, за бывают о требованиях Устава КПСС. Справедливой критике был подвергнут коммунист Конев. Он не раз нарушал во инскую -дисциплину, за что привлекался к партийной ответственности. Даже бу дучи избранным делегатом на партийную конференцию, он снова совершил просту пок. Тов. Конев легко может дать обеща ние исправиться и также легко нарушить его. Слово коммуниста должно быть твер дым. Только при этом условии молено за служить доверие масс. В своем выступлении на конференции тов. Конев говорил о том, что работники вышестоящих политорганов не читают для моряков корабля, на котором он служит, лекций о подготовке к выборам в Верхов ный Совет СССР. — А сколько раз вы, как коммунист, выступали на эту тему перед моряками? — спросил Конева делегат Карпенко и продолжал. — Верно, отдельные работни ки политорганов редко бывают на кораб ле. Но н сам тов. Конев не часто беседует с личным составом. Он слабо раз'ясняет в«»инам-избирателям интересующие их во просы. Резкой критике подвергли делегаты тов. Федотова, по вине которого произошло за соление масла в агрегате. Большим злом, говорили выступающие, является наруше ние дисциплины в походе, когда по вине одного человека может быть сорвана уче- бз большого числа людей, напрасно по трачены государственные средства. Так случилось однажды, когда в походе по не радивости отдельных воипов-коммунистов Анализируя недостатки, выступающие делали вывод, что все они произошли в результате слабого знания отдельными во- инами-коммунистами уставов, инструк ции и наставлений или ввиду так назы ваемых «несущественных» отступлений or установленных правил. Коммунисты говорили о необходимости решительно усилить пропаганду требований уставов и Присяги. В решении, принятом на конференции, записано, что руководители одной партий ной организации оторвались от масс. Этот отрыв тесно переплетается с Фор мализмом в воспитательной работе. На первый взгляд нельзя сказать, что, на пример, коммунисты Легоньков, Коваль и другие не связаны с воинами. Они регулярно выступают перед моряками с докладами, беседами и т. д. Но вся бе- »да в том, что мероприятия проводят ся коммунистами порой формально, без тщательной подготовки и без глубокого изучения жизни и учебы личного состава. Не так давно здесь состоялось комсомоль ское собрание по очень важному вопро су. Доклад на собрании было поручено сделать старшему матросу Редкпну. Это — передовой воин, но ему явно не под силу было такое задание. Он не смог проанализировать работу бюро п всех чле нов ВЛКСМ, так как сам хорошо не знал задач, стоящих перед моряками. Заместитель командира по политпче- Делегаты партийной конференции беседуют во время перерыва. (Слева направо): мичман А. Буров, капитан-лейтенант Д . Полторан, старшина 1 статьи Владимир Ряжечкин и старший матрос Владимир Машонский. . тт .г Фото И. Никишова. ты формализма в работе. На одном из ко раблей комсомольцу Емельянову, только что наказанному за нарушение уставных требований, секретарь поручил выступить перед воинами с беседой... о значе нии воинской дисциплины в Советских Вооруженных Силах. Офицер Маргарянц перепоручил проведение политзанятия по воинским уставам своему помощнику стар шине 2 статьи Смирнову, который не был готов к рассказу по этой теме. — Чтобы искоренить формализм в ра боте, — говорили выступающие, — необ ходимо строго соблюдать выработанные великим Лениным принципы коллективно го руководства и нормы партийной жизни, широко развертывать самокритику и осо бенно критику снизу. Много внимания уделили делегаты за дачам ио искоренению элементов упрощен чества и условностей-в боевойподготовке, бумажной волокиты и казенщины в ру ководстве, а также другим важным вопро сам. Так, например, некоторые делегаты вполне основательно критиковали отдель ных коммунистов, ослабивших борьбу за повышение бдительности, сохранение во еннойи государственной тайны. Матрос Мельник беспрепятственно вышел с ко рабля не ио форме одетым. Такой случай мог произойти только потому, что комму нисты корабля перестали помогать коман диру в повышении качества несения вах теннойи дежурной службы. Ни один из ораторов не прошел мимо у __________ серьезных недостатков в деятельности работников политотдела. Уже это гово рит о том, что политорган допустил значительные промахи. Вот некоторые Факты. Конференция назнача лась на 10 февраля. Затем ее перенесли, как заявляют руководители по.титоргана, из-за слабой подготовки до клада. Казалось, что за трехнедельный срок доклад будет хорошо подготовлен. Ио этого не случилось. В докладе не нашли глубоко, го анализа и освещения такие актуальные вопросы, как воспитание воинов в духе отваги и героизма, в духе веры в нашу перво классную отечественную технику, творческое обоб щение и распространение опыта Отечественной вой ны и пропаганда боевых Об итогах Берлинского совещания Заявление Министра Иностранных Цел СССР В. М. МОЛОТОВА . Начиная с 25 янва-ря ло 18 февраля, в Берлине происходило совещание министров иностранных дел Франции. Англии, Сое диненных Штатов Америки и Советского Союза. Это совещание было посвящено рассмотрению рада важных международ ных вопросов. Предыдущее совещание министров иностранных дел четырех держав состоя лось весной 1949 года. В течение послед них пяти лет не было таких совещаний В свою очередь. Берлинское совещание единодушно пришло к выведу о необходи мости проведения нового совещания, -с участием министров иностранных дел Франции, Англии, США. СССР и Китай ской Народной Республики, что имеет оп ределенное международное значение. I . была нарушена бесперебойная работа териальной части. ма ской части и секретарь партийной орга низации спокойно отнеслись к этому фак ту обрекая тем самым собрание на про вал. Только вмешательство работников политоргана предотвратило \ формальное проведение мероприятия. Отрыв руководителей этой партийной организации от масс заключается в том, что они плохо изучают деловые и полити ческие качества воинов, их запросы и настроения. Разве не поэтому для пих оказались неожиданными недостойный по ступок одного из матросов, грубость во инов, уволенных на стадион, в отношении своих товарищей, и некоторые другие явления. Надо сказать, что нерадивых здесь единицы. Большинство моряков с честыо выполняет свой долг. Если бы коммунисты упрочили свои связи с пере довыми воинами, они смогли бы с их по мощью во-время предупреждать и искоре нять проступки. Плохо заботятся здесь о чистоте пар тийных рядов. Коммунисты рекомендо вали в члены партии одного канди дата в члены КПСС, который слабо ра ботал над повышением своей сознательно сти, был пассивен в выполнении общест венных поручений. Партийная комиссия не раз указывала секретарю парторгани зации на опрометчивость решений в отношении отдельных товарищей. Однако выводов он не сделал. Работники политотдела за последнее время дважды проверяли состояние поли тических занятий в подразделении. О том, как руководители парторгани зации относились к справедливым за мечаниям, говорит такой факт. Во время последнейпроверки были вскрыты и ра зобраны существенные недостатки в про ведении политзанятий. Закончилась про верка, ушли работники политотдела, и вскоре же после этого одно из по литзанятий здесь снова прошло на низком идейном уровне. В этом, конечно, есть и вина коммунистов политоргана, которые слабо заботились о выполнении своих собственных указаний. Но главный упрек выступающие в прениях делегаты вполне справедливо относили к руководи телям парторганизации. Им уместно на помнить слова одного делегата, произне сенные на конференции: — В период Отечественной войны, в условиях, значительно более сложных и трудных, чем в мирное время, политработ ники и все коммунисты были тесно свя- запы с личным составом, глубоко знали мысли, чаяния, настроения воинов, лич ным примером стойкости и отваги вооду шевляли их на решительный разгром вра га. Выступающие вскрыли и другие фак- традиций СоветскойчАрмии U Флота, работа коммуни стов политотдела и штаба. ._________ борьба с упрощенчеством и условностями в учебе. Далее. Политотдел не помог политра ботникам в проведении семинаров секре тарей парторганизации подразделений. А ведь не секрет, что именно эта категория активистов особенно нуждается в неот ложной, непосредственной помощи. Сла бая работа ведется и с другими секрета рями. Ведь именно из-за неопытности тов. Соколов, например, только на 25-й день после отчетно-выборного собрания офор мил его протокол. Работники политотдела передовые формы и методы партийно-политической работы обобщают слабо, на походах отси живаются в каютах. Политработник Смир нов недавно дважды выходил в море, но ни разу не поговорил с командиром о партийно-политическом обеспечении по хода. Тов. Иоздеев и некоторые другие работники политотдела редко выступали перед воинами с докладами на злободнев ные темы. Эти и другие примеры говорят о том, что в деятельности политотдела не было достаточной целеустремленности, глубины и проверки исполнения решений, опера тивности. Серьезные претензии и ценные предло жения были высказаны в адрес Полит управления флота. Один из делегатов справедливо указал, что газета «На страже Заполярья» напечатала слабые и неглубо кие по содержанию статьи тт. Сущенко и Шилова о работе коммунистов на походе Делегаты подробно обсудили также от четный доклад секретаря партийной ко миссии. По обоим докладам приняты об стоятельные решения. Избраны новыйсо став партийной комиссии п делегаты на флотскую партийную конференцию. В ра боте конференции принял участие Коман дующий Северным флотом. Задача политоргана и партийных орга низаций кораблей и подразделений, руко водствуясь решениями XIX с’езда КПСС— с первых же дней приступить к выполне нию решений конференции, к реализации высказанных на ней критических замеча ний и предложений, направленных на дальнейшее повышение бдительности, ор ганизации службы и боевой готовности кораблей и подразделений, укрепление ДИСЦИПЛИНЫ. Партийная конференция вылилась в яркую демонстрацию монолитности и сплоченности коммунистов вокруг Партии и Правительства. Делегаты заверили командование флота в том, что моряки и впредь будут зорко стоять на страже се верных рубежей любимойРодины, отда вать все силы повышению боевой готов ности кораблей и подразделений. Е. КОЗЛОВ. За последние пять лет с о< 1 лыиои наг лядностью определились послевоенные тен денции развития в лагере стран капита лизма. Теперь всем ясно, что в этом лаге ре правящие круги США претендуют на роль руководителя. Они претендуют и на большее. Они бесцеремонно говорят о* том, что взяли на себя «бремя руководящей роли в мире», что будто Соединенные Штаты являются «руководителем мира», хотя эти претензии, разумеется, не имеют под собой почвы. Эти стремления нашли свое практиче ское выражение в образовании Северо-ат лантического блока, созданного в 1949 го ду по инициативе правительства США, при активной поддержке правящих кру гов Англии. Северо-атлантический пакт подписали елптующие страны: Соединен ные Штаты Америки. Канада, Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксем бург, Дания, Норвегия. Исландия, Порту галия, Италия, Греция и Турция. Некото рые из этих стран подписали пакт под прямым давлением извне. Фактически же этот пакт является орудием англо-амери канского блока, причем именно Соединен ные Штаты Америки стремятся использо вать этот договор в интересах установле ния своего мирового господства. Северо атлантический пакт похож на известный «актикоминтерновский пакт», который был заключен в 1937 гол? гитлеровской Германией, милитаристской Японией и фа шистской Италиейи был сначала направ лен против СССР. Нет оснований сомне ваться. что и суиьба Северо-атлантпческо- гэ пакта будет не лучше, чем судьба «ан- тикоминтерновского пакта». Вместе с откровенными претензиями на мировое господство правящие круги США, а также Англии, стали все больше под- зицип силы», проводимая правящими кру гами США и Англии, не дала, положитель ных результатов ни в политической, ни в экономической областях. Она терпит про валы и в военной области. Эта политика не выдержала испытаний, преждо всего, в Корее. Она не привела Соединенные Штаты к военной победе. Впутавшись в военную интервенцию в Корее, Соединенные Штаты стали растра чивать своп военный престиж и свой мо ральный авторитет. Эта политика не мог- ла не окончиться провалом там. где народ вел упорную борьбу за своп национальные пргва, за свою независимость и свободу. Несмотря на всю помощь, оказываемую Франции со стороны Соединенных Штатов в Нндо-Китае, здесь также политика «с- познцпи силы» не привела ни к чему хо рошему. Здесь терпит поражение за пора жением колониальная политика Франции п. вместе с тем, политика поддержки «ко лониализма», проводимая Соединенными Штатами Америки. Затянувшаяся война против борющегося за свою свободу народа в Индо-Китае не только не служила про славлению политики «с позпцпи силы», а, наоборот, привела к ее полной дискреди тации. Ко всему сказанному необходимо доба вить. что именно в поелейнее пятилетие не только образовалась, но и окрепла Ки тайская Народная Республика, освободив шая китайский народ от заенлия иност ранных империалистов. Этот факт корен ным образом меняет положение во всей Азии. Этот факт имеет важнейшее значе ние для всего дальнейшего международ ного развития. Именно в отношении Китая политика «с позиции силы» применялась и приме няется с особым упорством’ и со многими нелепыми крайностями. Но как раз здесь провал этой политики сказывается с осо бой убедительностью. * За последние несколько лет весь лагерь стран социализма и народной демократии во многом окреп и усилился. За эти годы образовался второй мировой рынок, охва тывающий как высакоиндустриальные страны, так и аграрно-индустриальные страны, входящие в демократический ла герь. Политические взаимоотношения меж ду этими странами развивались в направ лении все более тесного сотрудничества и крепнущей дружбы. Что означает политика «с позиции си лы», проводимая правящими кругами США и странами англо-американского блока? Она, в конце концов, сводится к внешней и внутренней политике, проводимой в ин тересах подготовки новой войны. Ничего черкивать, что свою внешнюю политику другого она не может означать. Такая по- они намерены проводить «с позиции си лы». В этом нет чего-либо неожиданного. От стремления к мировому господству один шаг до политики «с позиции силы» или политики «мир на основе силы». Теперь мы все хогошо знаем, к чему привело ппославление этой политики не только в США и Англии, но и в других странах Северо-атлантического блока. Прямым выражением этой политики яв ляется развернувшаяся в последнее время гонка вооружений. Гонка, вооружении до стигла небывалых размеров в Соединенных Штатах, в Англии, во Франции, Бельгии, Норвегии и в других странах этого блока. На этой гонке уже сильно нажились ка питалистические монополии в Америке и в Европе. Но она. легла тяжелым бреме нем непосильных налогов и вздутых то варных цен па.плечи народов, на трудя щихся. литика не может опираться на прочную паддержку народов. В отличие от этой политики Соединен ных Штатов, внешняя политика Советско го Союза направлена на упрочение мира и международного сотрудничества. Политика Советского Правительства исходит из той основной установки, что нет таких спор ных вопросов в международных отноше ниях, которых нельзя было бы разрешить мирными путями. Это — политика укреп ления мира. Она отвечает интересам дру жественного сотрудничества между народа ми и служит сплочению миролюбивых сил народов всего мира. Вплоть до недавнего времени отмечен ный внешнеполитический курс Соединен ных Штатов Америки и Англии давал оп ределенный тон большинству стран капи талистического лагеря. Проведение поли тики «с позиции силы» неизбе:кно толка- ного выше совещания пяти великих дер жав. с участием Китайской Народной Рес публики. Тогда Советское Правительство заявило, что оно поставит этот -вопрос на рассмотрение совещания представителей Франции, Англии, США и СССР в Берти но, в отношении которого уже была до стигнута договоренность. На Берлинском совещании с нашей сто роны была предложена следующая повест ка дня: 1. О мероприятиях ио уменьшению на пряженности в международных отношени ях и о созыве совещания министров ино странных дел Франции. Англии. США. Со ветского Союза и Китайской Народной Рес публики. 2. Германский вопрос и задачи обеспе чения европейской безопасности. 3. Об австрийском государственном до говоре. Эта повестка дня была принята совеща нием, хотя н с некоторыми оговорками. Нельзя забывать о том, как велась под готовка общественного мнения в западных странах перед Берлинским совещанием. В этой подготовке также сказывался отме ченный мною основной англо-американ ский курс внешней политики. В последнее время со стороны господст вующих кругов США. а также Англии, принимались всякого рода меры, чтобы усилить нажим на СС€Р. Не только пе чать этих кругов, но и государственные деятели выступали со всякими заявления ми о бесполезности переговоров с Совет ским Союзом и о том, что Берлинское со вещание обречено на неизбежный провал. Прибегая к тем или другим способам на жима. вплоть до угроз прямого срыва со вещания, реакционная печать не могла, однако, скрыть заинтересованности США, Англии и Франции в Берлинском совеща нии. Правительства этих стран не могли не учитывать усилившегося давления демо кратических общественных кругов, кото рые требовали, чтобы совещание предста вителей четырех держав считалось со стремлениями народов к разрядке напря женности в «международных отношениях. В этом же направлении действует рост на ционально-освободительного движения на родов. особенно в Азии. Ход событий под твердил. что в созыве Берлинского сове щания Франция, Англия и Соединенные Штаты имели значительную заинтересо ванность. Прежде чем говорить о соглашениях, достигнутых на Берлинском совещании, необходимо остановиться на выявившихся расхождениях в позициях СССР и трех за падных государств. II. Особое значение придавалось всяким за- к усилению напряженности в междуна- Устранить недостатки в учёбе В партийной школе состоялось классно группонос занятие по теме: «Коммунисти ческая партия в борьбе за коллективиза цию сельского хозяйства (1930 — 1934 годы)». Хорошим было выступление комсомоль ца Компанейца. Глубоко раскрыли тему кандидат в члены КПСС Большаков, член партии Герус и многие другие акти висты. Они, готовясь к занятию, прочли ряд произведений В. П. Ленина и П. В. Сталина, постановления ЦК партии о борь бе с искривлениями партийной линии в колхозном движении, статьи из газет и журналов. Однако некоторые воины не полностью еще преодолели отрыв учебы от жизни и учебы моряков. Ниже своих возмож ностей отвечал тов. Зотов. Oh без всякой связи с современностью освещал международную обстановку 1930 — 1934 годов. Помимо того слушатель не вскрыл причину экономических кризисов — неиз бежных спутников капитализма. Без до статочной подготовки пришли на занятие комсомолец Павленко и член КПСС Грин- чиIHUп. Нужно сделать упрек и партийным ор ганизациям, которые не помогли этим слу шателям. Капитан В. КУЗЬМЕННОВ. пугиваниям атомными бомбами. Но и этого хватило не надолго. Теперь все видят, что расчеты, основывавшиеся на пустых на деждах относительно сохранения монополь ного положения США в этом деле, оказа лись совершенно необоснованными. Вместе с гонкойвооружений Соединен ные Штаты Америки, а также Англия, развернули строительство сети военных баз в Европе и на прилегающих террито риях. Тот факт, что эти военные базы строятся открыто для целей, направлен ных против Советского Союза и стран на родной демократии, лишь подчеркивает, что создание американских военных баз не имеет ничего общего с интересами обо роны. Приверженность к политике «с позиции силы» привела к тому, что два года тому назад был подписан парижский договор об образовании так называемого «европейско го оборонительного сообщества», которым предусматривается восстановление воо руженных сил Западной Германии. Теперь строятся планы восстановления герман ского милитаризма, против чего еще не давно выступали не только Франция и другие страны Ейропы. но также и Сое диненные Штаты Америки и Англия. В связи с этим возникли новые, и при том исключительно серьезные, трудности «ля урегулирования германской проблемы. Выражением политики «с позиции си лы» являются и многие друтие действия Соединенных Штатов Америки в области международпых отношоний. Нельзя, например, пройти мимо всех тех дискриминационных мероприятий в обла сти международной торговли, которые Сое диненные Штаты Америки, вместе с Анг лией и другими странами ' этого лагеря, проводят в последние годы в отношении СССР. Китайской Народной Республики и стран народной демократии. Несмотря на то, что эта политика принесла уже огром ный ущерб самим Соединенным Штатам Америки и Англии, все еще под разными предлогами проводятся разные меры на жима, чтобы и дальше мешать нормальной меджународной торговле, чтобы ограни- 1 ить и затруднить экономические связи со странами демократического лагеря. Обрат ный результат этой политики заключает ся. однако, в том. что за эти годы зна чительно окрепли экономические связи между СССР. Китаем и странами народной демократии, причем экономический иод’ем в этих странах нарастал с каждым голом. Теперь все видят, что политика «с по родных отношениях. Это сказывалось и в Европе и в Азии. Это сказывалось и ска зывается во всех частях мира. Важное изменение в международную обстановку внесла инициатива Китайской Наибольшее внимание на совещании бы ло уделено- германской проблеме. Это, как всем известно, главный вопрос из числа проблем, оставшихся нерешенными после окончания войны. Между тем, четыре го сударства. представители которых участ вовали в Берлинском совещании, несут особую ответственность за правильное ре шение этой проблемы. Это значит, что германский вопрос должен быть решен с учетом интересов обеспечения мира и бе зопасности в Европе, а также в соответ ствии с национальными интересами демо кратической Германии. Обсуждение полностью показало, в чем здесь заключается существо разногласий между Советским Союзом, с одной сторо ны. и США' Англий и Францией — с другой. Это не значит, однако, что отно шение к германской проблеме во Франции полностью совпадает с отношением к этой проблеме в господствующих кругах США и Англии. Советский Союз стоял и стоит на той Народной Республики и Корейской Народ- позиции, что задачи обеспечения мира и но-Демократнческой Республики, привед шая в прошлом голу к окончанию войны в Корее. Заключение перемирия в Корее содейст вовало уменьшению напряженности в меж дународных отношениях. Это позволило Советскому Союзу поставить вопрос о даль нейшем уменьшении напряженности в международных отношениях. Сам факт со зыва Берлинского совещания свидетельст вовал о том. что в настоящих условиях такие возможности имеются. Созыву Берлинского совещания предше ствовала длительная дипломатическая пе реписка между Советским Правительством ее окончания. безопасности в Европе, в первую очередь, связаны с тем. чтобы не было допущено возрождения германского милитаризма. Из этого следует, что не должны откла дываться мероприятия, проведение кото рых необходимо для восстановления един ства Германии на демократических и ми ролюбивых началах. Такая позиция нахо дится в полном соответствии с теми согла шениями. которые были заключены между странами ангигитлеровской коалиции, — между США. Англией и СССР, с последую щим присоединением п Франции, как впе. риод войны, так и непосредственно после п правительствами США. Англии и Фран ции. Обмен нотами имел свое значение. Этс улучшило условия созыва Берлинско го совещания. Предложение правительств трех запад ных го с у д а р с тв сводилось к тому, чтобы предстоящее совещание ограничилось об суждением некоторых вопросов, относя щихся к германской проблеме, и вопроса об австрийском договоре. Они стремились избежать обсуждения других вопросов и общего вопроса об уменьшении междуна родного напряжения В свою очередь. Советское Правительст во считало, что, после того, как война в Кr-рее закончилась и заключено переми рие. создались благоприятные условия, чтобы обсудить вопрос о мероприятиях, со действующих общему уменьшению напря женности в международных отношениях, включая вопросы сокращения вооружений и недопущения иностранных военных баз на территориях чужих государств. Советское Правительство предложило провести совещание министров иностран ных дел пяти великих держав — Фран ции. Англии. США. СССР и Китайской На родной Республики — по вопросу о меро приятиях по уменьшению напряженности в международных отношениях, а также со вещание министров четырех юржав по германскому вопросу, включая проблему восстановления единства Германии и за ключение мирного договора. В дипломатической переписке, происхо дившей до конца прошлого года, не уда лось достигнуть полной договорониости, поскольку со стороны США. Англии и Франции быливозражения против указан- Правптельства же США, Англии и Франции отошли от этой позиции, попи рают подписанные ими в свое время важ нейшие международные соглашения, и встали на путь содействия возрождению германского милитаризма. Поскольку этого нельзя в настоящее время сделать в отно шении всей Германии, они упорно подго товляют ремилитаризацию западной части Германии. В этом деле они опираются и па правительство Аденауэра в Бонне. Если бы правительства Франции. Анг лии и США. так же как и Правительство Советского Союза, согласились с тем. что восстановление германского милитаризма недопустимо, решение остальных сводоых вопросов было бы во многом облегчено. Это, вместе с тем. означало бы. что прави тельства четырех держав должны были бы опереться в этом деле не на германских милитаристов и реваншистов, а на герман ские демократические и миролюбивые си лы. выражающие подлинную волю герман ского народа. Берлинское совещание подтвердило, что и на германской проблеме сказывается тот внешнеполитический к-vpc англо-амери канского блока, который выражается в проведении политики «с позиции силы», или «мир на основе силы». Об этом свидетельствуют такие Факты, как нотписанные в мае 1952 г. договоры: парижский и боннский. Эти договоры сте- лалн особенно актуальной опасность воз рождения германского милитаризма. (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz