На страже Заполярья. 1954 год. Март.

На с т р а ж е З а п сгтгя-р-кя 4 марта 1954 г., № 53 (4895). Воля и решишелЬносшЬ приобретаются в учёбе Т ак было в боях U*‘) клонил я ноля к победе, решитсль- п о сп действиях — эти морально-боевые каче-тнл наших воинов во все-м свлем ве­ личии появили сь в годы Воли кои Пг^ЧО- С Т В С Н Н О Й В О И Н Ы . ГоВРТСК.ИС В О И Н Ы . Н С С М О - тря ни на какие трудности. добивллш'Ь Н л Ч О Ч О Н Н О И Ц Р Л И . быетро илходили пра­ вильное решение сложных вопросов, вы­ ход из любого положения. Североморец младший сержант Прохоров р лоскалы вал товарища м. как выдержка и находчивость помогли «1ч\- однажды унич­ тожить огневую точку противника. ...Враг беспрерывно атаковывал сопку, стойко обороняемую советскими моряками. Гитлеровски!} автоматчик влиял очень вм- готную позицию и обстреливал наши по­ сты. затрудняя этим действия моряков. Командир приказал одному из матросов •уничтожить автоматчика. Воин, стремясь поскорее выполнить распоряжение, пополз к точке прямым путем и был ранен. Тогда выполнить задачу поручили Про­ хорову.* Младший сержант обдумал, как лучше подобраться к врагу. Он выбрал трудную и опасную доропу — в обход с правой стороны. Там высилась отвесная сжала, но зато фашист менее всего ожидал оттуда нападения. Матрос Бойко из руч­ ного пулемета обстреливал вражеского ав­ томатчика и этим отвлекал его внимание, а Прохоров тем временем пробирался к скале. Напрягая все свои силы, цепляясь за. камни, в кровь обтирая при этом руки, он взобрался на вершину скалы и метнул связку гранат во вражеский окоп. Авто­ матчик замолчал навсегда. Таким образом, волевой боец не расте­ рялся. когда, казалось, нельзя было вы­ полнить приказ. Он нашел ключ .к реше­ нию сложной задачи и. уверенный в своих силах и ловкости, решительно пошел на «штурм» неприступной скалы и овладел ею. Своими действиями разведчик обеспе­ чил успех подразделению. В другой раз из-за отсутствия выдерж­ ки iy одного из воинов сорвалось выполне­ ние ответственной задачи. Дело было так. Моряки пробрались в тыл противника, за­ легли у дороги и устроили засаау. чтобы захватить «языка». Вот показались по- волки фашистов. Не доезжая несколько метров до того ме­ ста, где залегли советские воины, гитле­ ровцы остановились, стали осматривать­ ся. В темноте ночи враг не мог видеть ‘мо­ ряков. Однако один неопытный разведчик заволновался и стал беспокойно двигаться. Затем он не выдержал и выстрелил, убив одного Фашиста.. Другие пытались убе­ жать. Автоматным огнем враги были унич­ тожены, по «языка» захватить не уда­ лось. Матрос допустил ошибку и, по сущест­ ву, сорвал выполнение задания. Позднее он овладел высокими боевыми качествами, как и его товарищи, стал закаленным, во­ левым и решительным воином, умел об­ разцово выполнить любое задание коман­ дира. И в учёбе есть условия для героизма Так было на войне. А сейчас, в мирное время, разве нет подходящих условий для проявления воли и решительности? — Безусловно, есть. — заявляет коман­ дир одного из передовых отделенийстар­ шина 2 статьи Виктор Силичев. — Раз­ ве последний поход не явился испытанием воли и выдержки для каждого матроса, разве решительные действия, например, котельных машинистов и других специа­ листов не обеспечили движение и манев­ рирование корабля? А как много дает для воспитания боевых качеств строгое выпол­ нение распорядка дня. правильно органи­ зованная напряженная боевая учеба! Последний выход корабля в море был связан с преодолением многих трудностей, вызванных штормовой погодой. Огромные волны неожиданно набегали то справа, то слева, разбивались о волнорез, надстройки. Вода растекалась по палубе, моментально замерзала на ней. превращаясь в ледяную кашу. Мостик, рубка, леера — все по­ крылось толстой коркой лита. Корабль то и дело круто кренился. Турбовентилятор непрерывно нагнетал в котельное отделение холодный возлух. Ма­ шинисты ощущали качку гораздо сильнее, чем моряки, находящиеся на верхней па­ лубе. По твердо стоял на своих крепких ногах старшина вахты Силичев. В его гла­ зах горел задорный огонек. Он как будто говорил, обращаясь к морской болезни: «Посмотрим, кто кого победит. Уж мы-то не уступим». Силичев — классный специалист, сме­ лый, выносливый моряк. В походах, в не­ прерывной учебе и борьбе со стихиен он в совершенстве овладел мастерством, зака­ лился. Не теряет он времени даром и при стоянке корабля в базе. Па тренировке по специальности — он впереди, на стадио­ не. лыжне или ледяном поле — тоже. Летними вечерами можно было видеть, как коренастый белокурый футболист ловко управляется с мячом, точно передает его игроку своей команды. Но вот инициати­ вой овладевает противник. Взоры болель­ щиков (устремлены на защитника. Он дол­ жен спасти положение. II Силичев оправ­ дывал надежды сослуживцев. По первому снегу старшина выходит на лыжную тренировку. Глубоко вдыхая сильными легкими свежий воздух, он дви­ гается быстро, легко. Занятия спортом раз­ вили у моряка волю, силу и смелость, на­ стойчивость в преодолении- трудностей. Обладая закаленным организмом, он успеш­ но справляется со своими обязанностями в любых условиях. Не случайно Силичев но­ сит на груди значок спортсмена-разрядни- ка. Старшина — пример для подчиненных Старшина 2 статьи Силичев для подчи­ ненных является примером образцового несения вахты, работы на боевом посту. Вот и сейчас он внимательно следит за показаниями приборов, за действиями лич­ ного состава. Командир отделения перио­ дически заглядывает в смотровой глазок. По еле заметным оттенкам цвета пламени он определяет, что топливо сгорает полно­ стью. Дымности нет. Вахтенной у горе­ ния ма-трос Каланча справляется со своим делом неплохо. Правда, воин страдает морской болезнью. Он побледнел, осунул­ ся. Но Каланча пересиливает недомогание. Матрос старается действовать умело, как его командир. Он сознает, какую большую ответственность возложила на него Роди­ на, и это придает ему новые силы в борь­ бе с трудностями штормового похода. За питанием котла следит классный специалист старший матрос Серов. Вспо­ могательные механизмы обслуживает мо­ лодой матрос Соловов. Он поступает так, как учил старшина, — тщательно прослу­ шивает каждый подшипник, определяет температуру масла, следит, чтобы нигде не подтекало топливо. Вот этот сальник обжимали, когда механизм не работал и был холодным. Сейчас он разогрелся, и топливо просачивается в невидимые узкие щели. Соловов берет е с т о ш ь и наводит порядок. Работа отвлекает его от мысли о том. что он может укачаться. Под руководством старшины 'моряки в каждом походе закаляют свою волю, со­ вершенствуют мастерство, учатся бороться с трудностями, решительно действовать на боевом посту. Командир отделения творче­ ски подходит к обучению воинов, стремит­ ся усложнить и приблизить обстановку на занятиях к боевым условиям. При этом он следит, чтобы вводные решались с полным напряжением сил. чтобы матросы при ра­ боте проявляли инициативу и активность. — Пробоина, ...борта,... шпангоута, — ставит Силичев задачу перод подчиненны­ ми. Ее выполняют Серов и Соловов. Моря­ ки быстро подносят подушку, клинья, под­ поры, одним словом, все необходимое в данном случае. Теперь надо сообразить, как закрыть отверстие и во что упереть брус, чтобы его не вышибло давлением во. ды п. в то же время, не повредило нахо­ дящиеся в отсеке механизмы и системы. Но подступы к пробоине преграждает ко­ тел. Как же быть? Воины ставят между брусом TI стенкой котла широкую прочную досгау. Можно не сомневаться, что они бу­ дут работать также решительно и в бое­ вой обстановке. Следующая вводная означает, что по­ вреждена кольцевая магистраль. Устране­ ние неисправности требует быстроты и умения. Яти качества проявляют оба ма­ шиниста. В сложной обстановке Но самым трудным было, пожалуй, вы­ полнение вводных в усложненных усло­ виях. Для того, например, чтобы вклю­ чить эжектор, матросу Соловову пришлось пробираться от переднего фронта котла к заднему, там наощупь отыскивать нужный клапан и открывать его. Нелегко было сделать это на первых тренировках. Воин натыкался на различ­ ные препятствия на своем пути, иногда тратил много времени на поиски пути. Те­ перь он свободно ориентируется, так как хорошо освоил устройство машинного отде­ ления. любой клапан может определить по размеру маховика и по тому, каким он стоит по счету от края. Затем матрос так­ же ловко взбирается по окоб-трапу на си- стерну и открывает там так называемую сливную хлопушку. Эжектор работает, и воду можно откачивать. В походе не справился со своими обя­ занностями молодой матрос Михалёв. В то время, как другие воины проявили вы­ держку и не поддались качке, стремились энергично действовать на вахте и трени­ ровках, он тгроявил безволие, вахту нес плохо, вел себя вяло, не проявлял расто­ ропности и инициативы в работе. Миха­ лёв оправдывает свое недостойное поведе­ ние тем, что очень укачался. Но может ли он отрицать, что матросу Каланче не легче было преодолевать морскую болезнь? Однако воин бдительно нес вахту, как и подобает советскому моряку, и не хуже других действовална. тренировках. Знания и опыт, настойчивость и реши­ тельность в действиях приобретаются упорным трудом, в походах и на заняти­ ях. Надо обладать твердым характе­ ром. чтобы овладеть мастерством, воспи­ тать в себе высокие морально-боевые ка­ чества. Эти качества пока не присущи Михалёпу. Хуже того, он не стремится приобрести их. С этим .мириться нельзя. Михалёв должен стать хорошим моряком. Когда корабль прибыл в базу, командир поощрил старшего матроса Серова, проя­ вившего волю в борьбе с трудностями, стремление повысить боеспособность свое­ го поста. Таким должен быть каждый моряк. Нельзя забывать, что современные воины ведутся с применением сложной и совершенной техники. Управлять ею смо­ гут только волевые, умелые и решитель­ ные люди. Поэтому каждому моряку необ­ ходимо повысить требовательность к себе и подчиненным, создать обстановку нетер­ пимости к недостаткам в боевой учебе. Этого требуют интересы защиты Советской Родины. Г. М. Маленков в своем выступлении на пятой сессии Верховного Совета СССР указывал, что -мы должны твердо помнить о нашем священном долге неустанно ук­ реплять и совершенствовать оборойу вели­ кого Советского Союза. Решение этой за­ дачи вызывает настоятельную необходи­ мость постоянно готовить личный состав Вооруженных Сил к смелым, инициатив­ ным и решительным действиям. Новейшие технические средства войны в настоящее время подчеркивают, что основной силой в бою является человек с его высокими 'МОральпо-боевыми качествами. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. Старшина 1 статьи Николай Семснсв — один из передовых старшин корабля. З а высокие успехи г. боевой и полити­ ческой учебе он награжден нагрудным знаком «Отличный артиллерчет*. Фото И. Ни.чишова. Стенгазета посвящена отличнику Младшийсержант Иван Дрейман добил­ ся высоких показателей в боевой и поли­ тической подготовке. Он безупречно вы­ полняет долг перед Родиной. Воин хорошо знает свою специальность, активно участ­ вует в общественной работе. На днях в подразделении выпущен но­ мер стенгазеты, рассказывающий о добро­ совестной службе воина-гвардейца. Га­ зета красочно оформлена. В центре ее — фотография Ивана Дреймана при развер­ нутом Знамени части. В газете помещена его заметка «Как я стал отличником». Коммунист, ветеран подразделения стар­ ший сержант Гая в своейзаметке расска­ зывает о службе передового воина. В стен­ газете выступают и другие воины. А. МЕЛЕШКО. Награждён Почётной грамотой Большую помощь в обучении и воспи­ тании моряков оказывает командиру ком­ сомольская организация подразделения. Активисты личным примером увлекают воинов на достижение новых успехов в боевой и политической подготовке. В под­ разделении регулярно проходят комсомоль­ ские собрания, тематические вечера, орга­ низуются доклады и беседы. Немалая заслуга в этом принадлежит секретарю комсомольской организации главному старшине Гусеву. Он отдает мно­ го сил для того, чтобы помочь командиру мобилизовать воинов на успешное овладе­ ние современной боевой техникой. На днях главному старшине Гусеву вру­ чена Почетная грамота обкома ВЛКСМ. Старший матрос А. ЗАТЕЙНИКОВ. -О--- О Д О Б Р О С О В Е С Т Н О выполняет свои воинский долг ефрейтор Каза­ ков. З а успехи в учебе и службе при­ мерному воину командир предоставил внеочередной краткосрочный отпуск. Ефрейтор В. Гончарук. О Б О Л ЬШ И Х У СП ЕХО В в учебе и службе добился комсомолец Несте­ ров З а добросовестное отношение к своим обязанностям воин имеет 17 благодарностей. А. Золочивский. о В НАШ ЕМ П О Д РА ЗД Е Л Е Н И И был проведен содержательный тема­ тический вечер: «Советская Консти­ туция — самая демократическая кон­ ституция в мире». С докладом высту­ пил офицер Сапрыкин. Младший сержант Г. Злацкий. Кандидаты в депутаты Верховного Совета СССР Г е н е р а л а ршшш А Т . - В . З а х а р о в Есть такие биографии, в которых даже простое перечисление выполненных чело­ веком дел может очень много рассказать о нем, как гражданине и патриоте, пове­ дать о главных ведущих чертах его ха­ рактера. Именно такой красноречивой, о многом говорящей является биография Героя Советского Союза генерала армии Матвея Васильевича Захарова, выдвину­ того кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Ленинградскому сельско­ му избирательному округу Лг 4 по выбо­ рам в Совет Национальностей. Матвей Васильевич Захаров родился в 1898 году в деревне Войлово бывшей Тверской губернии. С двенадцати лет он пошел работать. В революционных рабо­ чих коллективах петроградских заводов «Крейтон», «Динамо», «Спменс-Гальске» начинало формироваться его мировоззре­ ние. В апреле 1917 года Матвей Васильевич вступает в Красную гвардию, в заводском отряде обучается военному делу и в дни Октябрьских боев идет в цепи красно­ гвардейцев на штурм Зимнего. А в декаб­ ре 1917 года партийный коллектив заво­ да принимает его в ряды Коммунистиче­ ской партии. При создании Красной Армии — в феврале 1918 года — молодой коммунист добровольно вступает в ее ряды. Окончив петроградские командные артиллерийские курсы, он становится красным команди­ ром и едет на Юг. В качестве командира батареи участвует в героической обороне Царицына, а в 1920 году борется с бан­ дитизмом на Северном Кавказе. Один из четырех орденов Красного Знамени, укра­ шающих грудь генерала армии Захарова, получен им за боевые заслуги в граждан­ ской войне. В годы социалистического строительст­ ва Матвей Васильевич Захаров, оставаясь в рядах армии, ведет большую работу по обучению войск и упорно учится сам. В 1928 голу он оканчивает Военную ака­ демию имени Фрунзе, а в 1937 году — Академию Генерального Штаба. Военный работник с большим боевым и командным опытом, вооруженный новыми знаниями, назначается на ответственные должности — начальником штаба Ленинградского, а затем Одесского военных округов. Когда он работал в Одессе, началась Великая Отечественная война. С первых дней войны генерал Захаров паходится на ответственных участках Фронта. Под Ленинградом, будучи началь­ ником штаба войск Северо-Западного направления, он активно работает по ор­ ганизации прочной обороны города-ге­ роя. Под Москвой — участвует в пер­ вом нашем контрнаступлении как на­ чальник штаба Калининского фронта и здесь получает богатый опыт орга­ низации и ведения крупных наступатель­ ных операций в трудных условиях леси­ сто-болотистой местности. Организаторские способности генерала Захарова совершенствовались в крупней­ ших наступательных операциях 1943 — 1945 годов. От Курской дуги до Вены и Праги прошел начальник штаба Степного, з затем 2-го Украинского фронта, подго­ тавливая и разрабатывая операции войск фронта. Советским людям памятны и бесконеч­ но дороги такие победы наших войск, как победа на Курской дуге, героическое Фор­ сирование Днепра, окружение и уничто­ жение Корсунь-Шевченковской группиров­ ки противника, Ясско-Кишиневская опера­ ция, бои но освобождению Венгрии и Че­ хословакии. В подготовке и организации этих исторических сражении участвовал, как начальник штаба фронта, генерал За­ харов. Его имя не раз называлось в при­ казах Верховного Главнокомандующего, посвященных блистательным победам на­ ших войск. 24 мая 1945 года генерал армии Заха­ ров присутствует на приеме в Кремле в честь командующих войсками Советской Армии, а вскоре после этого направляется на восток, в Забайкалье, готовить сокру­ шительные операции по разгрому и уни­ чтожению войск империалистической Японии. Он был начальником штаба За­ байкальского фронта. В молниеносном сокрушительном ударе пе японским империалистам в Маньчжу­ рии огромное значение имели богатый боевой опыт, организованность и дисци­ плинированность наших войск, оператив­ ность в работе штабов. Труднейший пере­ ход по безводным степям Монголии через Большой Хинган требовал высокого му­ жества, силы воли и упорства от солдат п от генералов, осуществлявших такой не­ бывалый в истории воин переход. Генерал армии Захаров проявил здесь подлинное мужество военачальника, силу воли, упорство, обеспечил четкость, слажен­ ность и оперативность в работе штаба. Через несколько дней после победы над Японией .ему было присвоено звание Ге­ роя Советского Союза. После победы над фашистской Герма­ нией и империалистической Японией со­ ветская страна вновь приступила к мир­ ному труду, к восстановлению и разви­ тию народного хозяйства. Партия и пра­ вительство не забывают ни на минуту о необходимости и впредь укреплять актив­ ную оборону Родины. Над решением этой задачи вместе со всем народом продолжа­ ют работать наиболее опытные п закален­ ные военные кадры. II в числе их — генерал армии Матвей Васильевич Заха­ ров, чья жизнь вот уже 36 лет нераз­ рывно связана с Советской Армией. В те­ чение ряда лет он возглавлял Высшую ордена Суворова 1-й степени Военную академию имени К. Е. Ворошилова. В на­ стоящее время, занимая руководящий пост в Советской Армии, генерал армии Заха­ ров отдает все свои силы делу повыше­ ния боевой готовности войск. В то же время он ведет большую государственную работу, являясь депутатом Верховного Со­ вета РСФСР. Люди, которым приходится часто встречаться с генералом армии За­ харовым, неизменно отмечают его скром­ ность и простоту, его заботу о нуждах военнослужащих и внимание к нуждам трудящихся, избравших его в верховный орган власти Российской Федерации. Генерал армии Захаров знает цену до­ бытого в боях народного счастья и сумеет постоять за него как депутат и воин. И. ВИНОГРАДОВ. --- о- По следам неопубликованных писем Читатель В. Гладких сообщил в редак­ цию о нарушениях игрлогл советскойтор­ говли продавцом Косиновой. Эта коррес­ понденция была направлена для ‘расследо­ вания и принятая мор. Редакцией получен ответ, в котором со­ общается, что указанные в корреспонден­ ции Факты подтвердились. Продавец Коси* нсва с работы снята. * <Г * Читатель нашей газеты прислал в ре­ дакцию письмо о недостатках в работе клуба, где по вольному найму работает тов. Антушев. Письмо было направлено для принятия мер. Редакцией получен ответ, в котором со­ общается, что в результате принятых мер деятельность клуба за последнее время оживилась. В частности, при клубе рабо­ тают кружки акробатики и легкой атле­ тики, организуются лыжные вылазки и коллективное катание на коньках, под­ готовлены и показаны концерты художе­ ственной самодеятельности. • Агитатору — для бесед с избирателями Советские люди готовятся к выборам в Верховный Совет СССР, как к всенародно­ му празднику. Избирательная кампания проходит в условиях дальнейшего, еще большего сплочения народных масс вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, в обстановке огромного па­ триотического под’ема. Выборы у нас проводятся на основе Конституции СССР, на основе самой демо­ кратической в мире советской избиратель­ ной системы, построенной на принципах подлинного демократизма, не знающей каких-либо стеснений политических прав граждан. Важнейшим принципом советского со­ циалистического демократизма является всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Выборы в нашей стране являются все­ общими. Это значит, что все граждане СССР, достигшие 18 лет. независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхожде­ ния. имущественного положения и прош­ лой деятельности, за исключением умали­ шенных и лиц. осужденных судом с ли­ шением избирательных прав, имеют право участвовать в выборах депутатов в орга­ ны государственной власти СССР. Быть избранными.в Верховный Совет СССР мо­ гут граждане, достигшие 23 лет, не ли­ шенные избирательных прав. Таким обра­ зом. все граждане нашей страны участву­ ют в выборах на равных основаниях. Буржуазные конституции формально провозглашают всеобщее избирательное право. На деле, однако, они путем всякого рода цензов лишают избирательного права огромные массы трудящихся. В капитали­ стических странах существуют разные формы прямого и косвенного давления на волю избирателей. Такое давление прово­ дится особенно цинично в Соединенных Штатах Америки и Англии. Например, в ряде штатов США, где введен избиратель­ ный налог, капиталисты скупают квитаи. ции об уплате налога или платят сами за некоторых избирателей подушный налог. Выдавая эти квитанции рабочим своих предприятий, они заставляют их голосо­ вать за выдвинутых капиталистами кан­ дидатов. В качестве отного из распростра­ ненных средств борьбы за избрание того или иного кандидата применяется подкуп избирателей. Во время избирательной кам­ пании буржуазные партии тратят миллио­ ны долларов на эти цели. В буржуазных странах в широких раз­ мерах применяется и косвенное давление на избирателей, осуществляемое через прессу, радио, церковь и другие средства идеологического воздействия. Возможность агитаций непосредственно связана с нали­ чием капитала iy того или иного кандида­ та в депутаты. Буржуазная избирательная система вся­ чески ограничивает, а во многих случаях вовсе исключает равенство национально­ стей. Расовая дискриминация (умаление прав) открыто существует в подавляющем большинстве капиталистических стран. В Британской империи из 547 миллионов человек населения 499 миллионов (насе­ ление доминионов и колоний) лишены права участия в выборах в парламент метрополии. В США с помощью ценза грамотности, избирательного налога, а также угроз судом Линча отстранены от участия в выборах миллионы негров. В СССР избирательное право поистине является всеобщим. .V нас нет ограниче­ нии, имеющих место в буржуазных госу­ дарствах. Там господствующие классы, провозглашая «всеобщее избирательное право», одновременно создают всевозмож­ ные барьеры и рогатки, чтобы трудящиеся не могли им воспользоваться. Например, возрастной ценз в буржуазных государст­ вах не допускает к участию в выборах и тем более не дает возможности быть из­ бранными значительной Части молодежи. Тяжелым бичом трудящихся капитали­ стических стран является ценз оседлости. Даже незначительные ограничения, свя­ занные с этим цензом, лишают значитель­ ную часть населения возможности пользо­ ваться избирательным правом. Например, в США нет единого избирательного закона, там каждый штат имеет свой избиратель­ ный закон и в каждом штате свои прави­ ла, различные цензы. В отдельных штатах в качестве ценза оседлости установлен срок проживания в одной местности три меся­ ца. в других — 6 месяцев, один год и два года. Таким образом, в США ценз оседло­ сти от трехмесячного до двухлетнего уста­ новлен для лиц. пользующихся пассивным избирательным правом, а для лиц, кото­ рые могут быть избраны в представитель­ ные учреждения, требуется только посто­ янное проживание в даной местности. Такова «американская демократия». Ценз оседлости существует также в Англии, Норвегии, Бельгии и других капиталисти­ ческих странах. Существует и имущественный ценз, в результате которого в некоторых буржуаз­ ных государствах пользуются правом вы­ бирать и быть избранными только пред­ ставители господствующих классов, клас­ сов имущих. В Австралии, например, в од­ ном из штатов — Новый Южный Уэльс — лица, пользующиеся избирательными правами, должны иметь 50 фунтов стер­ лингов годового дохода. В некоторых стра­ нах при выставлении кандидата в де­ путаты требуется солидный денежный взнос. В ряде штатов Америки избирателем может быть лишь гражданин, имеющий собственности определенного размера. В Англии кандидатом в депутаты может быть только человек хорошо обеспечен­ ный. Существует и целый ряд других цензов и ограничений. Так выглядит «все­ общность» избирательного права в буржу­ азных условиях. Советское избирательное право на осно­ вании статьи 136 Конституции СССР яв­ ляется не только всеобщим, но и равным для всех. Это означает, что каждый граж­ данин имеет один голос и все граждане участвуют в голосовании на равных осно­ ваниях. Женщины выбирают и могут быть избранными на равных правах с мужчи­ нами. военнослужащие могут избирать и быть избранными наравне со всеми други­ ми гражданами. В буржуазных странах военнослужащие лишены избирательных прав и это лише­ ние прикрывается лицемерными фразами, что «армия должна находиться вне поли­ тики». В действительности же армии ка­ питалистических стран не стоят вне по­ литики. напротив, они являются орудием политики империалистов. Дело в том. что эксплуататорские классы боятся полити­ ческого просвещения солдат и матросов и вовлечения их в активную политическую жизнь. В ряде буржуазных стран, напри­ мер, в Аргентине, Турции и др., официаль­ но запрещено солдатам участвовать в вы­ борах. Подлинное равенство избирательного права в СССР выражается и в том. что у нас существует равенство округов по ко­ личеству населения но выборам в % Совет Союза и равенство по количеству округов, образуемых в каждой союзной и автоном­ ной республике, автономной области и национальном округе но выборам в Со­ нет Национальностей. В буржуазных же странах формально декларируемое равенст­ во избирательных прав оказывается нерав­ ным для трудящихся. Неравенство это вы­ ражается в различных методах отстране­ ния народных масс от участия в выборах. Например, во Франции и Англии суще­ ствуют различные избирательные округа по количеству населения. Округа, на тер­ ритории которых проживает максимальное количество трудящихся масс, достигают количества населения 50— 60— 100 тысяч и более, а округа, включающие в свои гра­ ницы население буржуазное, торговые элементы, создаются из значительно мень­ шего количества населения: из 15— 20 и даже 10 тысяч человек. Такая система «выкраивания» избирательных округов широко распространена особенно в Соеди­ ненных Штатах Америки. Если в СССР избиратель может быть включен только в один избирательный список и имеет, таким образом, один го­ лос, то в Англии богатыйизбиратель име­ ет право голоса как по месту жительства, так и в том избирательном округе, где на­ ходится его предприятие, или в универси­ тетском округе, если он окончил универ­ ситет. Свыше 350 тысяч граждан Англии пользуется двумя голосами. На основании 139 статьи Конституции СССР выборы депутатов у нас являются прямыми. Прямые выборы усиливают от­ ветственность Советов перед населением. В нашей стране депутат тесно связан со своими избирателями и подотчетен им. Из­ биратели имеют право досрочно отозвать своего дегпутата, если он забывает о своей зависимости от народа. Постоянная связь избирателей со своими депутатами являет­ ся одной из важнейших форм непосредст­ венного и активного участия советского народа в управлении государством. Выборы у нас во все органы государст­ вен ой власти, начиная с местных и кон­ чай высшими, осуществляются граждана­ ми путем непосредственного голосования, тогда как в буржуазных странах до сих нор существуют многостепенные выборы в парламент, особенно в верхнюю палату. Советский избирательный закон уста­ навливает. что голосование при выборах депутатов является тайным. Тайное голо­ сование в СССР осуществляется при вы­ борах во все органы власти, как местные, так и высшие. Тайное голосование означает, что само голосование происходит в отдельной ком­ нате, в ней не может находиться никто, в том числе и члены избирательной комис­ сии. Голосование является сугубо личным. Это значит, что каждый гражданин лично является в избирательное помещение, лич­ но заполняет бюллетень и лично опускает его в избирательную урну. Этим обеспечи­ вается тайноеголосование. Оно, по выра­ жению И. В. Сталина, является хлыстом в руках трудящихся против плохо работаю­ щих лиц. *В капиталистических странах даже фор­ мально не соблюдается тайна голосования. В 12 университетских избирательных ок­ ругах Англии избиратель обязан подпи­ сать бюллетень. В штате Колорадо (США) бюллетень в углу имеет номер, который соответствует номеру в списке избирате­ лей. Следовательно, всегда можно устано­ вить. за кого голосовал тот или иной из­ биратель. В капиталистических странах спекулируют голосами, торгуют ими, по­ купают, надувают избирателей, жульни­ чают. Советская избирательная система ис­ ключает возможность -каких-либо фальси­ фикаций и подтасовок. Если кто-либо по­ пытается нарушить избирательную свободу граждан, будет препятствовать в свободном осуществлении ими избирательных прав, тот подлежит уголовной ответственности. Лица, которые могут допустить какую-ли­ бо фальсификацию, будут злоупотреблять своим положением, неправильно опреде­ лять результат выборов и т. п., также не­ сут уголовную ответственность. ЦК КПСС в своем Обращении призывает всех избирателей единодушно голосовать па кандидатов нерушимого народного блока коммунистов и .беспартийных. Своим ак­ тивным участием в выборах воины Воору­ женных Сил вместе со всеми трудящимися нашей страны продемонстрируют свою бес­ предельную преданность великой Комму­ нистической партии, любимой Родине. А. ДУБАС0В.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz