На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
26 июня 1954 г., № 150 (4992). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Агитационно-массовую работу на службу боевой подготовь V В о и н ы - а г и т а т о р ы р а с с к а з ы в а ю т о с в о ём о п ы т е ☆ ☆ ☆ На днях состоялся семинар агитаторов Н-ского подразделения. С инструктив ным докладом «Работа агитаторов по оказанию помощи командиру в воспитании классных специалистов» выступил политработник. — В нашем подразделении выросло немало классных специалистов — подлин ных мастеров военного дела, — сказал докладчик. — Их ряды должны попол- н~-кся из года в год все новыми и новыми матросами и старшинами. Большую по мощь командиру по воспитанию классных специалистов обязаны оказать вы, аги таторы. После доклада агитаторы обменялись опытом своей работы. На семинаре так же выступили офицеры, которые подробно рассказали, как помогают командиру агитаторы воспитывать умелых воинов. Ниже мы печатаем выступления некоторых участников семинара. Воспитывать умелых моряков Из выступления агитатора Владимира НЕВЗОРОВА неустанно по- Чтобы быть до стайным защитником Отчизны, нужно в совершенстве изу чить свою специальность, вышать боевую поточность корабля, под разделения. Большую помощь командиру в воспита нии умелых воинов, классных специали стов призваны оказывать мы, агитаторы. Коротко расскажу, какая мною продела на работа в этом на правлении. В нашем подразделении не мало знающих моря ков. Их опыт я сти раюсь сделать досто янием всего личного состава. Помню, мы готовились к сдач*1 на классность. Ма тросы Горячкин Болтинов и Кудашъв нередко встречались с трудностями. v них возникали во просы. — Мне этот ме ханизм никогда не изучить как следует, — сокрушенно говорил матрос Горячкин. — Несколько раз учебник читал, инст рукцию. а толку мало. Я побеседовал с передовыми воинами, рассказал о трудностях, с которыми встретились матросы Горячкин и Болти нов, и договорился о встрече классных специалистов с теми, кто готовился впер вые сдавать на классность. Такая беседа оказала большую помощь матросам. Лич но я охотно в свободное время делился с товарищами своими знаниями. Мне было особенно радостно узнать, что матросы владеть своей спе циальностью. Мне припоминает ся. как во время под готовки к сдаче зачетов на классность я заметил, что некоторые матросы трудно усваивают устройство одной специальной системы. Я несколько вечеров потратил на детальное изучение системы, хотя и до этого был знаком с нею хорошо. Вместе с трюмным Бушиным мы подготовили чер тежи. По нашей ини циативе с разреше ния командира бы ло прозедено техни ческое собеседование. На нем я выступил с основным докладом. Вот здесь и пригоди лись заранее подго товленные чертежи. Собеседование помог ло морякам х о рош о изучить УСТРОЙСТВО системы и способ ствовало успешной сдаче зачетов на классность. Стараясь помочь командиру в воспита нии умелых воинов, я обратил внимание на матроса Резничснко. К своим служеб ным обязанностям он относился плохо, получал часто замечания. — Не уважаешь ты себя и корабль свой не любишь, — сказал я ему однаж ды в разговоре. Матрос вначале молчал, а потом хмуро произнес: — Мое заведывание в таком месте, что меня никому не видать, да и специаль ность самая незаметная на корабле. Тут я понял: нет у матроса гордости Главное — индивидуальный подход Воспитательная работа, которую при водит агитатор с матросами и старшина ми. разнообразна, многогранна, она ае тингит шаблона. I» своем выступлении я коснусь лишь одной стороны деятельно сти агитатора — его умения подходить к людям, умение влиять на того или иного воина словом и примером. Наши моряки различны но националь ности. по возрасту, по образованию, по ха рактеру. Со всем этим агитатор должен считаться, принимать во внимание инди видуальные особенности каждого воина. С одной и топ же меркой или. как говорят, с одним аршином ко всем подходить нель зя. Умениз находить путь к сердцу каж дого воина требует от агитатора большой' чуткости, спокойствия, настойчивости и выдержки. Может быть у меня и не все гладко получается в работе по воспитанию стар шин и матросов, однако я не смущаюсь, не прекращаю индивидуальной работы с воинами. Своим небольшим опытом я и хочу поделиться. Служил у нас на корабле штурманский электрик Гущин. Грамотный, отличный специалист. Но была у него одна черточ ка. которая отталкивала от него товари щей но оружию. Не в меру вспыльчивый. Гущин высокомерно относился к матросам, частенько грубил им. Дружный и спаян ный коллектив нашего корабля, естест венно. не мог мириться с таким по ложением. Стал я внимательнее присматриваться к Гущину и никак не пойму, в чем же при чина его отчуждения ото всех нас. Пого ворил с ним раз. не получилось. Гущин прямо мне сказал, чтобы я не вмешквался «не в свое дело». Я не обиделся, хоть и больно мне было. Поговорил второй, тре тий раз— нет, не доходят мои слова. Потом • Из выступления агитатор? Николая МИЩЕНКО решил еще раз поговорить с Гущиным. Случай вскоре представился. Пошел я за инструментом к Гущину, который взял его у меня без разрешения. Присел. Раз говор как-то начался г писем от родных из дому. Я рассказал Гущину о том, как учился и жил ю службы во флоте. Пове дал о себе и Гущин. Холодок в наших от ношениях исчез, и завязалась теплая, дружеская беседа о службе на корабле, о дружбе и товариществе. — Не понимают меня. — сказал Гу щин с горечью, — считают зазнайкой. К ведь я не такой. — Измени свое отношение к коллекти ву. и товарищи к тебе будут относиться иначе, — посоветовал я. Мой совет не пропал даром. Гущин стал внимательным к матросам, перестал грубить. Словом, стал таким, как все. Сейчас он переведен на другой корабль, но и там ценят и увд- жают его. Второй пример. Матросу Геращенко трудно давалось изучение специальности. В связи с этим его долгое время не ставили на штат. Считая, что ему несправедливо не доверя ют, Геращенко стал уделять изучению бое вой техники меньше внимания. Говорят: службу служить — душой не кривить. А у Геращенко получилось наоборот, сг- манывал и себя, и товарищей, и команди ра, считая, что он все уже познал. Свою работу с ним начал я с того, что конкрет но убедил Геращенко в недостаточности его знаний, умения и навыков для несе ния самостоятельной вахты. — Вам еще многому надо учиться, — сказал я ему и посоветовал внимательно присматриваться к тому, как работает над повышением своих военных и полити ческих знаний старшина 1 статьи Тронов. Тронов активист комсомольской ор ганизации, своим безупречным выполне нием воинского долга заслужил всеобщую любовь и уважение на корабле. Геращен ко стал учиться упорней и напряженней. Ясно, что труд его не остался безрезуль татным. Сейчас он допущен к несению самостоятельной вахты и является при мерным воином. Много мне пришлось поработать с ма тросами Протасенко. Дергачевым и дру гими. Должен сказать, что индивидуаль ная работа с воинами — действенное средство воспитания у них чувства ответ ственности за порученное дело. Однако пас, агитаторов, мало учат тому, как надо проводить индивидуальную (работу с вои нами. Приходится до всего доходить своим умом. Наша флотская газета «На страже Заполярья- также мало печатает статей по этому вопросу. А они во многом помог ли бы агитаторам. Укреплять уставной порядок Из выступления агитатора Петра ЧУПЯКОВА Без высокой дисциплины, без созна тельного отношения к споим глязанн^тнм нельзя отлично овладеть военно-морским делом и стать классным специалистом. Как же раоотаю я. помогая командиру укреплять уставной п о ряд ок ? Прежде все- Н А П О Х О Д Е Горячкин, Болтинов и Кудашев стали i за порученное ему дело, поэтому и слу- клаосными специалистами. Выше я уже говорил о 1'орячкине и Ку- дашеве. Эти товарищи не vciioKoiinncb на достигнутом. Они продолжают еще глуб же изучать вверенную им боевую техни ку. Йудашев. как отличный специалист, недавно назначен командиром отделения. 0 том. как начинал он службу, как упор но преодолевал трудности, рассказываю я при случае молодым товарищам. Ду мается, что поучительная история пере довых моряков 'Горячкина и Кудашева мо жет послужить примером для всех воинов, которые стремятся выйти в ряды отлич ников, классных специалистов. Я не первый год работаю агитатором, и жит он спустя рукава. — Такое отношение к службе до хо рошего не доведет. Вот так же, как и ты, в свое время на этих механизмах нес вахту матрос Никитин. И произошел од нажды с ним весьма печальный случай... »-.* Рассказал я Резничснка об, этом поучи тельном случае с матросом Никитиным. Должно быть запомнился ему мой рассказ. Стал он внимательней вахту нести. А я пользовался всяким поводом, чтобы при вить матросу гордость за свою специ альность, любовь к ней, старался пока зать, какой важный и почетный пост у него на корабле. Теперь матроса Резниченко не узнать. за это время у меня появилась твердая j Это примерный ванн. Командир. недавно уверенность, что. помимо постоянных бе- » поощрил его за усердие в службе внеоче- сед. читок газет, нам для воспитания уме лых воинов нужно самим отлично знать свою специальность. Вот тогда и агита- редным краткосрочным отпуском. Считаю своим долгом, как агитатор, помочь Рез ниченко сдать зачеты на классность. Увс- ция наша будет убедительной, предмет» | 'рен. что он будет высококвалифицирован ной. действенной. Сумей-не только приз вать матроса стать отличником, хорошо изучить технику, но и при случае лич ным примером покажи ему. как нужно ным специалистом. Помогать командирам воспитывать уме лых воинов — наша главная и почетная обязанность. УМЕЛО РЯБОТАТЬ С ГЯЗЕТОИ Умение работать с газетой — • одно аз необходимых качеств агитатора. На пер- ~ вый взгляд может показаться, что мудре ного в этом ничего нет: взял газету и чи тай. Это. конечно, не так. В корабельных условиях у агитатора времени для гром ких читок немного. Поэтому нужно выб рать материал наиболее интересный и по- лезный для морякоа. Полезный в том смысле, чтобы он способствовал глав ному — повышению нашей боевой готов- ности. Иногда чте ние прерывается ре пликами матросов пли лаже короткими беседами. Агитатоо должен поддержать беседу, направить сс так. чтобы высказы вания мопяков и примеры из жизни страны. Флота или корабля органически дополняли бы газет- Иа выступления агитатора Николая ПАШКИНА Моими слушателями были старшина 2 статьи Чернов, стар. ” ший матрос Бибик, матросы Утенков. Гайдай и другие. Ч итку я провожу чаще всего в обеденный пере рыв или вечером. Матросы уже привыкли к моим громким чтениям. Стоит в свобод ное время мне появиться с газетой, как тут же меня окружают слушатели. — Ну. что сегод ня интересного в га зете? — обращают ся ко мне моряки. — Почитай, пожа луйста! Читаю не спеша, время от времени отрываюсь от чте ния. слежу за тем, как меня слушают, как реагируют аа отдельные места ста тьи. Когда кто-то из слушателей заме тил. что и У нас есть такие отличные специалисты, как и ный материал, делали бы читку близкой тот, о котором шла речь в статье, я че и понятной слушателям. Получив свежую почту, я внимательно просматриваю газету. Прикидываю: в прошлый раз читал статью об успехах советского народа в труде, об освоении це линных и залежных земель. Тогда я удачно использовал рассказы отпускни ков. М о р я к и , побывавшие недавно в род ных колхозах и городах, своими расска зами как бы иллюстрировали материал, помещенный в газете. Читка не была от влеченной. Производственные победы тружеников городов и сел вдохновляют советских воинов на новые успехи в бое вой и политической подготовке. Читка происходила перед походом. В море мы успешно выполнили задачу. Личный состав действовал четко и умело. Чув ствовалась праздничная п ри п од н я т о с т ь . Может быть этому патриотическому подъ ему моряков в некоторой степени способ ствовала и громкая читка газет агитато ром. Теперь я решил прочитать матросам статью специалиста первого класса о том, как он стал передовым воином, отлични ком боевой и политической подготовки. замедлил воспользоваться этим и коротко рассказал о службе отличников учебы старшего матроса Бибика и матроса Гай дей. призвал воинов следовать их приме ру. Порой громкие читки вызывают у мо ряков желание взглянуть на карту. Это бывает чаще всего тогда, когда я читаю материалы о событиях за рубежом. Так, на карте мира мы рассматривали терри торию Вьетнама, районы Индо-Китая, охваченные восстаниями против колони заторов. Раньше я перед чтением только просма тривал , газетные статьи и читал их без предварительной подготовки. Поэтому во время читок я иногда сбивался, не мог об’яснить непонятные слова, встречаю щиеся в тексте. Сейчас я перед тем. как прочесть материал матросам, сначала его читаю сам и. лишь убедившись, что мне самому все понятно, иду с газетой к воинам. % Нужно вдумчиво, я бы сказал, творчески работать с газетой. Тогда и агитация бу дет целеустремленной и убедительной. Перед каждым выходом в лоре агита торов корабля собирает заместитель коман дира по политчасти на инструктаж. Нацо прямо сказать, что далеко не всегда ин структажи носят конкретный характер. Иногда о- проводится очень спешно. Пе ред нами ставятся общие задачи, а порой дело ограничивается раздачей «Блокнота агитатора» и напутствием: — Проведите такую-то беседу. При этом не учитывается, что эта бе седа не имеет ничего общего с характе ром выполняемой кораблем задачи. Иногда же инструктаж и воэсе не приводится. П оэтоу , некоторые наши агитаторы в си лу своей малоопытности не знают, что им делать в моое и. конечно, никакой рабо ты с матросами не ведут. Я всегда начинаю свою работу с раз’яс- нсния матросам той задачи, которую нам надлежит выполнить в море. Раз’ясняя поставленную задачу, я призываю их вы полнить ее образцово, действовать в море сноровисто и умело. Всегда ли мой при зыв находит отклик в сердцах всех ма тросов? Пет, не всегда и не у всех. Во время недавнего похода матрос Филиппов нарушил инструкцию, проявил на вахте халатность. Он обязан был проверять со стояние подшипников, но не сделал это го. «Не дошли твои слова, агитатор, до этого матроса». — сказал я тогда сам се бе. Решил взяться за него с другой сто роны. 0 случае с Филипповым рассказал всему личному составу поста. Коллектив резко осудил небрежность Филиппова. — Упустишь минуту — потеряешь ча сы, — сказали ему товарищи. Из выступления агитатора Виктора ДАНИЛОВА Остальное время похода Филиппов нес вахту бдительно, ибо порицание тоэари- шей не могло не оказать на него воздей ствия. Однако в целях предупреждения по добных случаев со столоны других матро сов ьо время стоянки корабля я провел групповую беседу: «В море будь бдите лен». В беседе использовал примеры чз боевой деятельности наших кораблей в Великую Отечественную войну и свежие факты из жизни личного состава корайля во время плавания. Но в море провести групповую беседу не всегда возможно. Поэтому я стараюсь поговорить с каждым матросом в отдель- ностп. Главным в этих коротких беседах считаю показ действий лучших матросов и старшин. Почему? Да потому, что поучительный рассказ об умелых самоотверженных дей ствиях товарищей по оружию воодушев ляет воинов, заставляет их также посту п ав образцово. Похвала командира, за служенная воинами за умение, окрыляет, вдохновляет других.* Во время похода. _о котором я говорил, безупречно дей ствовал старший матрос Сорокин. Коман дир похвалил его. Об этом я рассказал матросам и старшинам. И надо было ви деть. с каким под’емом работал личный состав, стараясь не отстать от своего то варища! Не менее важным во время пребывания в море я считаю поддержание бодрости, жизнерадостности, стойкости у тех матро сов. которые тяжело переносят качку. Личный пример имеет здесь решающее значение. Очень много рассказывал я старшему матросу Скотникову на берегу, как надо вести себя в море. Это не по могло. Он укачивался и не мог стоять вахту. Во время последнего похода я ое- пгил находиться к нему поближе. Так я сделал. Каждую свободную минуту шел к нему, справлялся, как дела, ободрял. И что же? Вахту Скотников, несмотря на качку, стоял хорошо. Это, конечно, не вся работа, которую я провожу на походе. Во время якорной стоянки, в свободное время читаю матро сам газеты. Особенно любят наши воины статьи из «Комсомольской правды». Кро ме того, принимаю участие в выпуске стенгазеты и боевого листка, пишу замет ки о том. как выполняли задачу воины поста, где я являюсь агитатором. го я сказал самому себе: «Чтобы агити ровать за дисциплину, надо самому не иметь нарушений». Личный пример — главное условие в нашей работе. Уяснил и осознав это требование, я стараюсь ни в чем не отступать от требований Прися ги и уставов. Воины нашего боевого поста представ ляют дружный, спаянный коллектив. Но не сразу наш боевой пост стал таким. Было время, когда отдельные воины дис циплинированностью не отличались. Вме сто с агитатором матросом Акимовым мы решили побеседовать с матросами на те му: «За высокий уставной порядок на боевом посту». Беседу провели в море, когда выдалось свободное время. Нельзя сказать, чтобы эта беседа, в которой принял участие весь личный состав нашего подразделения, сразу же изменила положение. Но она за тронула матросов за живое. Еще более затронула весь коллектив заметка в стен ной газете, критиковавшая «порядок» на нашем боевом посту. Я, Акимов, наши классные специали сты (а пх на боевом посту четыре) тер пеливо раз’яснялп воинам, что порядок зависит от нас самих, от повьппения тре бовательности каждым к самому себе. И действительно, не сразу, конечно, а по степенно положение стало изменяться а лучшему. Сейчас у нас во всем т в р рд ЫД уставной порядок. Много хлопот доставил мне матрос Гор- батенко. Нарушения воинской дисципли ны стали входит!, у него в привычку. Трудность воспитания моряка заключа лась в том. что сам Горпатенко не считал свои проступки за нарушение воинской дисциплины. — Ведь у меня нет крупных наруше ний. — заявлял он мне. — это все ме лочи. пустяки. Настойчиво раз’яснял я ему. что в военном деле нет мелочей, что все у нас важно и существенно. — Надо со5людать все требования уставов. — говорил я матросу, — в том числе и такие, которые на первый ‘взгляд могут показаться «мелкими», «несущест венными». Ведь в боевой обстановке за малейшее упущение придется расплачи ваться дорогой ценой. Я приводил ему примеры из Великой Отечественной войны, из нашей повсед невной службы. Воин стал изменять свой взгляд на «мелочи» и сейчас служит ис правна АкгпивнЬю помощники командира Я внимательно и с интересом слушал выступавших здесь товарищей. Было вы сказано много ценных, на мой взгляд, мы слей о работе агитатора. Мне бы хоте лось тоже поделиться своим мнением по этому вопросу. Командиры возлагают на агитато ров большие надежды, считают их своей верной опорой, помощниками в воспита нии сознательных, умелых, дисциплини рованных воинов. Поэтому агитацию на добно вести не только словом, но и лич ным примером. В свое время Михаил Иранович Калинин говорил, что агитатор влияет на массы не только тем. что дает им определенные знания, но и своим по ведением. Это значит, что он должен уметь не только произносить хорошие ре чи. не только раз’яснять воинам возни кающие у них вопросы, но и быть для них образцом в политико-моральном отно шении. отлично знать военное дело. Именно таким, на мой взгляд, агитато ром является на корабле тов. Потапов. Он оказывает большую помощь командиру и воспитании воинов. Его агитация не носит отвлеченный характер. Потапов всегда может дать* толковый ответ на возникший у матросов вопрос, зажечь пламенным словом сердца моряков, вдохновить их на успешное выполнение задания. Так было перед одним из последних выходов кораб ля в море, когда личный состав успешно вешил практическую задачу. Умеет Потапов найти также юрогу к сердцу матроса, направить на правиль ный путь позабывшего о своем долге вои на. Одно время старший матрос Соокия стал проявлять недисциплинированность, небрежно относиться к своим служебным обязанностям. Вернее, это была не не брежность. а почти полное безразличие к порученному делу. Потапов присматривал ся к поведению Соекина. а потом решил с ним поговорить. Он сумел вызвать мо ряка на откровенность, затронуть его смими душевными словами. До этого на Соскииа не раз накладывали взыскания. Иа выступления офицера С. ХОМЧИКА делали ему внуше* ния, но результаты были мало заметны. И следует признать. “ что именно агитатору Потапову комашир благодарен происшедшей в старшем ма тросе Соскине перемене. В этом случае агитатор особенно действенно помог офи церу. Теперь за Ооскиным не наблюдает ся дисциплинарных проступков. Свое J P l P ззъедывалие содержит он в хорошем со стоянии, настойчиво повышает знания по специальности. Агитатор старший матрос Потапов от лично знает вверенную ему технику. Об разцово он действовал во время послед них стрельб. Стоит поглядеть, в каком состоянии содержится его заведьгвание. Видимо, старший матрос Соскин именно по примеру агитатора Потапова навел по рядок в своем заведывании. Личная при мерность Потапова является главным условием успеха ого агитационной рабо ты. Паша агитация сильна прежде всего своей правдивостью. Матросам и старши нам надо показывать действительность такой, какой она есть, не скрывая трудно стей службы. Приведу такой пример. Моря- пи готовились выполнять практическую задачу. Ее решать предстояло в слож ных услозиях. Аги- “ татор Педченко, не приукрашивая действительного положения вещей, рассказал матросам о трудностях, с которыми придется встретиться в похо де, и призвал тщательно, со всей серьез ностью готовиться к плаванию. Сам агитатор показывал в этом при мер. Потченко расписан в моторном отде лении. Как-то. будучи на вахте у мо тора. он вместе с комсомольцем Стаценко уловил едва заметное нарушение режима риботы механизма. Дело происходило на стоянке. На столь незначительное от ступление можно было и не обратить внимания. Но не таков агитатор Педчен ко. Призывая других к внимательности, он не имел права и сам поступать ина че. Педченко доложил о своих сомнениях механику. Разобрали механизм, и тут об наружилась неисправность в одной из деталей. Бдительность комсомольцев по могла во-время. до выхода в море устра нить повреждение. Об этом случае уз нал весь личный состав. И каждый спе циалист утроил бдительность, повысил старание и настойчивость в подготовке заведывания к походу. Агитатор своим поведением подкрепил слова, с которыми он обращался к матросам. Поэтому была столь велика действенность его агитации. Очень правильно здесь говорил тов. Пашкин о работе с газетой, о том, как он готовится к беседам с матросами. Агита тор должен уметь передавать свою мысль ярко, чтобы она произвела именно такое впечатление, какое он хочет. И в то же время мысль надо излагать коротко, по тому что у вас. товарищи агитаторы, бывает очень мало времени, особенно в корабельных условиях, в походе. Поэтому нужно тщательно готовиться к своему выступлению, независимо от того, проводится беседа с большой группой воинов или непринужденный разговор по душам с одним матросом. Ведь вам всегда могут задать целый ряд вопросов. Не следует их бояться. Если не можете- на них ответить, честно признайтесь, скажи те. что выясните и потом ответите. Так всегда поступает агитатор комсо молец Белов. Его беседы любят слушать матросы. На все заданные ему вопросы он отвечает обстоятельно, но не скры вает, если не знает, как ответить. Зато готом посмотрит нужные материалы, по советуется со знающими людьми и обя зательно найдет ответ. Недавно агитатор Белов оказал командиру большую помощь в организации занятия по сигналопроиз- всдетву. Таких агитаторов, как Белов. Потапов и другие на нашем корабле немало. За конкретную, целеустремленную, действен ную агитацию командиры считают их своими верными помощниками в воспита нии умелых, дисциплинированных, созна тельных воинов. Но. к сожалению, есть у нас и такие аштаторы. которые бездействуют и зна чатся агитаторами только в списках. Опе- ди них в первую очередь следует назвать Колдомова. Правда, раньше он был при мерным воином, неплохо вел агитацион ную работу. Но все это в прошлом. На примере Колдомова можно увидеть, к чему п ри в од и т зазнайство. Своим нерадивым отношением к службе, недостойным пове дением Колдомов потерял авторитет среди воинов. Перед вами стоят большие и ответ ственные задачи но укреплению органи зованности и дисциплины личного соста ва. по повышению боеготовности кораб ля. Приложите все свои силы, опыт и i знания для того, чтобы поднять .ТИННУЮ ответственность каждого матгосч и «тап- игииы за повышение оммккк.-чи^мн-'-ти Родины. Если вы вложите всю спою душу в работу, будете неустанно стромиться. как можно лучше поставить политиче скую агитацию, вы наверняка добьетесь успеха. \ мя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz