На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

24 июня 1954 г.. N° 148 (4990). На с т р а ж е З а п о л я р ь U- и ю н я Важный участок идеологической работы Повседневно и целеустремленно ведется в одной из частей работа по воспитанию бондов в дух<е нерушимой дружбы наро­ дов. Здесь для мат 1 миздв, сержантов и офицеров за последнее время прочитайы лекции на темы: «КПСС — организатор, руководитель и воспитатель Советских Выгруженных Сил», «Советский народ — строитель коммунизма», «300 лет воссое­ динения Украины с Россией», «Гедоичо- еьое прошлое украинского и русского на­ родов» и другие. При клубе организован комсомольско- молодежный лекторий. Воины с большим интересом прослушали ряд лекций, посвя­ щенных дружбе народов нашей страны, войсковому товариществу. Государственно­ му бюджету СССР на 11)5-1 год. Воины с одобрением встретили и лекцию «Забота КПСС о процветании народов СССР», про­ читанную коммунистом тов. Бублик. В лекции были приведены яркие цифры и Факты, характеризующие успехи союзных республик, достигнутые ими с помощью великого русского народа, иод руководст­ вом Коммунистической партии. Следует от­ метить, что в комсомольско-молодежном лектории принимают участие не толь­ ко политработники подразделений, но и командиры, работники иолиторгана. Большое значение здесь придается ме­ стному радиовещанию. Регулярно выпу­ скается радиогазета. Один из номеров ее на тему: «Праздник дружбы» подготовил старший матрос Андроник. Особенно содержательной была радиога­ зета на тему: «Торжество дружбы народов нашей Родины». Перед микрофоном высту­ пил матрос Кучерявый. Он рассказал о росте благосостояния и культуры украин­ ского народа. В части регулярно демонстрируются ки­ нофильмы. ярко и убедительно повеству­ ющие о процветании нашей многонацио­ нальной Родины, о крепнущем единстве и дружбе народов, строящих коммунизм. В период подготовки к всенародному празд­ нику — 300-летию воссоединения Украи­ ны с Россией воины просмотрели кино­ фильмы: «Богдан Хмельницкий». «Тацас Шевчрнко». «В степях Украины». «Запо- рол:ец за Дунаем». «Концерт мастеров ук­ раинского искусства». В подразделении, где членом комсомоль­ ского бюро сержант Усов, служат воины различных национальностей. Здесь прово­ дится повседневная работа по воспитанию воинов на идеях великой дружбы народов СССР. Локлад об историческом значении воссоединения Украины с Россией сделал коммунист Исупов. Он напомнил воинам о героическом прошлом украинского наро­ да. который в ожесточенной борьбе отсто­ ял свою свободу и независимость, расска­ зал о том. как на протяжении трех сто­ летий мужала и крепла дружба народов России и Украины. Видное место в воспитании матросов и сержантов в духе дружбы и братства на­ родов отводится политическим занятиям. Так. например, на отном из занятий офи­ цер Климин рассказал слушателям о муд­ рой национальной политик* Коммунисти­ ческой партии, целиком и полностью от­ вечающей чаяниям и интересам народов нашей страны. В результате этой полити­ ки. говорил пропагандист, во всех совет­ ских республиках под руководством Ком­ мунистической партии создана передовая промышленность, высоко развитое и меха­ низированное сельское хозяйство. — Величайшим испытанием для мно- Воспитание воинов в духе дружбы народов гонацпонального Советского государства, — говорил пропагандист, — была война с немецко-фашистскими захватчиками. Представители всех народов нашей стра­ ны плечом к плечу самоотверлгенно сра­ жались с врагом за честь и независимость нашей Родины. На Северном флоте в су­ ровые годы Великой Отечественной войны бессмертными подвигами прославились летчик русский Борис Сафонов, отваж­ ный подводник аварец Магомед Гад- жиев. Немеркнущей славой покрыты име­ на героев-североморцев Сивко, Лунина, Фисаиовича — представителей различ­ ных национальностей. В единой семье со­ ветских воинов они громили врага в За­ полярье. Далее руководитель напомнил воинам величественные цифры Государственного бюджета СССР на 1954 год и подчеркнул, что они отражают достижения всех брат­ ских республик и перспективы их даль­ нейшего развития но пути к коммунизму. Комсомолец Бунин провел политическую информацию, в которой рассказал об ус­ пехах в развитии экономики братских республик. Командир подразделения вы­ ступил с политинформацией: «Дорожить честью и боевой славой Советских Воору­ женных Сил». Офицер подчеркнул, что од­ ной из особенностей Советской Армии, отличающей ее от буржуазных армий, является полное равенство военнослужа­ щих, независимо от их национальности. Он рассказал о значении дружбы и вза­ имопомощи воинов в учебе и службе. — Среди наших отличников, — сказал командир. — сержант Усов — русский, сержант Черний — украинец, сержант Иолсуха — белорус, старший матрос Швиркст — латыш, матрос Дамулис — литовец. Они живут тесной боевой семь­ ей. Взаимопомощь способствовала им до­ биться высокого боевого мастерства. Совершенно иное положение в армиях капиталистических стран. Там нет и не может быть подлинного равенства между воинами разных национальностей. В ар­ мии США. например, негры не допускают­ ся на командные должности и в военные училища, им запрещено общаться с аме­ риканскими солдатами, появляться в об­ щественных местах. С матросами регулярно беседуют агита­ торы.. Интересной и содержательной была беседа агитатора комсомольца Таран. Он рассказал о невиданном под’еме матери­ ального благосостояния украинского на­ рода. — Наш колхоз имени Ленина, — ска­ зал тов. Таран. — до войны был одним из передовых в районе. Фашисты разгра­ били личное и общественное имуще­ ство, выжгли дотла все дома и хо­ зяйственные постройки. Люди жили в зем­ лянках. Теперь не узнать нашего села. От землянок не осталось ,и следа. Построены новые дома, средняя школа, клуб на 500 мест го стационарной киноустановкой, больница, той мукомольных мельницы. Укрупненный колхоз имени Ленина имеет свой кирпичный завод. После сентябрь­ ского Пленума ПК КПСС здесь заново по­ строена животноводческая ферма, оборудо­ ванная автопоилками и другими механиз­ мами. облегчающими труд животноводов. Село радиофицировано. Началось строи­ тельство межколхозной электростанции на реке Ворскла. Я часто получаю письма ьз колхоза. Моя сестра Полина пишет, что колхозники отвечают на заботу партии и правительства о нод’еме сельского хозяй­ ства новыми трудовыми подвигами. Ве­ сенний сев нынче закончен раньше, чем в прошлом году. Большую помощь колхо­ зу оказали трактористы бригады Ивана Бондарь из Великорублевской МТС. В 1945 году МТС насчитывала^ всего 12 тракторов, теперь — более 150 и много другой селы 1 кохозяйствениой техгглк п. II.» инициативе комсомольского бюро в подразделении организован и проведен «Вечер дружбы». После доклада слово взял младший сержант Серейко, побывав­ ший в краткосрочном отпуске. На литов­ ской земле, сказал воин, расцвела весна. Мои земляки из колхоза «Швитурист», не покладая рук, трудятся на колхозных полях. В этом году ведутся большие ра­ боты но осушению болот. Колхозники применяют совершенные машины, кото­ рые присылает нм Российская Федерация, Украина, Белоруссия и другие братские республики. Затем выступил матрос Чад. — Моя родина — цветущая Украина, — сказал он. — Младший сержант Мель­ ников прибыл на Северный флот из де­ ревни Красуха, Калининской области. Я — украинец, он — русский. Младший сержант Мельников отлично знает свою специальность и, не считаясь со време­ нем, охотно помогает мне. молодому ма­ тросу, осваивать боевую технику. Такие взаимоотношения между воинами различ­ ных национальностей возможны только в наших Вооруженных Силах. С каждым днем крепнет товарищеская спайка между воинами подразделения. Об этом красноречиво говорят их успехи в боевой и политической подготовке. За по­ следнее время здесь значительно выросло число отличников, улучшилась дисципли­ на, повысилась боевая готовность подраз­ деления. В этой большой и важной работе активное участие принимает клуб. Среди личного состава были проведены коллек­ тивные читки романа Н. Рыбака «Пере­ яславская Рада». В читальном зале биб­ лиотеки устраиваются выставки книг, рассказывающие о жизни народов нашей Родины. «Навеки вместе» — так назы­ вается выставка книг, посвященная 300-летию воссоединения Украины с Россией. Здесь, наряду с романом лауреа­ та Сталинской премии Н. Рыбака «Пере­ яславская Рада», находятся избранные произведения Леси Украинки, стихи Та­ раса Шевченко и других классиков, а также советских писателей украинской литературы. В библиотеке висит красоч­ но оформленный монтаж: «Союз неруши­ мый республик свободных». Над его изго­ товлением потрудились комсомольцы Ко­ ролев, Федотов и Афанасьев. Они же под­ готовили витрину: «Под знаменем Совет­ ской Конституции». Старший матрос Дук завел папку с подшивками материалов из газет о славном;юбилее воссоединения Ук­ раины с Россией. Укреплению дружбы между воинами немало способствует матросская художест­ венная самодеятельность части. В дружбе народов СССР — источник силы и могущества социалистического го­ сударства. Каждый советский воин созна­ ет, что, пока эта дружба существует, народы нашей страны будут свободны и непобедимы. Старший лейтенант А . ХАРИТОНОВ. Вернулись с похода. Старшие матросы Анатолий Депутат и Алексеи Сохаленко хозяйсюим глазом осмотрели свое заведывание. После похода нужно все проверить, а если есть неисправности — устранить их. НА СНИМКЕ (слева направо): старшие матросы Анатолий Депутат и Алексей Сокалснко за исправлением бортовых лееров. Фото И. Никишова. В плену ци т а т Хроника комсомольской жизни По поручению бюро комсомолец тов. Потапенко провел в подразделении беседу: «Задачи личного состава в предстоящей стрельбе». Он рассказал об особенностях упражнения и о трудностях при его вы­ полнении, обобщил положительный опыт обслуживания боевых механизмов матро­ сами Макиша и Черняковым. Матрос А. Шмунис. Большим уважением и авторитетом пользуются среди личного состава комсо­ мольцы Макаров и Шабашев. Передовые воины ежедневно выполняют производ­ ственные задания на 200 процентов и вы­ ше. За высокие показатели в труде и при мерность в дисциплине командир об’явил тт. Макарову и Шабашеву благодарность. Рядовой Ф. Шаповалов. Элементы начетничества и формализма все еще имеют место в работе некоторых флотских пропагандистов. Подчас руково­ дители групп переписывают целые стра­ ницы из произведений классиков марк­ сизма-ленинизма, а затем перечитывают от корки до корки «свой конспект» слу­ шателям на политзанятиях. Мы присутствовали на итоговой беседе ио 2-й главе Краткого курса истории партии в группах офицеров Кочева и Щетинина. Эти группы резко отличаются друг от друга не только по методике про­ ведения занятий руководителями, но и по содержанию выступлений и активно­ сти слушателей. Офицер Кочев давал об’яснения по от­ дельным положениям истории и теории нашей партии доходчиво, живо, использо­ вал наглядные пособия, иллюстрировал свой рассказ примерами из художествен­ ной литературы и интересными фактами из повседневной жизни. В заключение бе­ седы пропагандист подвел итоги, отметил, какой раздел слушателями усвоен слабее, и затем перечислил, да что следует обра­ тить особое внимание при дальнейшей работе над темой. Активное участие в собеседовании при­ няли слушатели этой группы. Выступле­ ния воинов свидетельствовали об их жи­ вом интересе и творческом подходе к изу­ чению истории нашей партии. Так. ма- т|<ос Присекош свободно, своими слозами изложил положение книги В. И. Ленина «Шаг вперед, два шага назад», обстоя­ тельно рассказал о том, как сейчас на­ ша партия ставит вопрос об укреплении сбязи с массами. • Совсем иная органа наблюдалась- в группе офицера Щетинина. Сам руководи­ тель излагал отдельные положения исто­ рии и теории партии сухим, книжным языком, боясь оторваться от конспекта, куда были переписаны целые разделы учебника. Поэтому активность на заняти­ ях была не высокой, некоторых слушате­ лейпришлось руководителю самому вызы­ вать. Выступит слушатель, скажет одно- два предложения из учебника и умолкнет потому, что старается заучить текст, а не усвоить творчески содержание данной темы. Слушатели об’ясняют причину сво­ ей слабой активности боязнью оторваться от к-нижного текста и допустить ошибку. Ведь даже сам руководитель не отступает от текста учебника. Главный недостаток здесь в том, что руководитель группы не показывает слу­ шателям примера творческого подхода к изложению истории и теории нашей пар­ тии, не учит воиков излагать свои мысли простым и понятным языком. Вред начетничества и формализма при проведении политических занятий чаще зеего проявляется во время рассказа ру­ ководителя по теме. Так, пропагандист Степанов, излагая материал «Советские •Вооруженные Силы в период иностранной военной интервенции и гражданской вой­ ны», пересказал только исторические фак­ ты. и ни словом не обмолвился о междуна­ родной обстановке в настоящее время, об угрозе войны со стороны американского империализма, не раз’яснил. какие аз свя­ зи с этим задачи стоят перед Вооружен­ ными Силами и личным составом корабля. Подобные недостатки имеют место и у некоторых других руководителей групп. Так, пропагандист Козаль. готовясь к за­ нятиям. составил конспект по 3-н главе Краткого курса истории КПСС на 15 ли­ стах, но материал темы не усвоил и. вследствие этого, после первого часа за­ нятий вынужден был отложить конспект в сторону и вести рассказ но учебнику. Конечно, такое занятие не может слу­ жить примером творческого и глубокого изучения истории нашей партии. Пора нашим пропагандистам отказаться от таких «конспектов», которые являются по существу копией того или иного учеб­ ника. На наш взгляд, надо рекомендовать пропагандистам переходить к составлению планов, кратких тезисов, в которых бы пропагандист намечал последователь­ ность изложения материала, главные, уз­ ловые моменты, на которых следует за­ острить внимание слушателей, и такие фактические данные (исторические да­ ты, цифровой материал и т. д.), которые порою трудно удержать в памяти. Все это приведет к тому, что пропагандист будет творчески, глубоко изучать матери­ ал. а не механически переписывать его. Тогда получится действительно живой, интересный п увлекательный рассказ ру­ ководителя политзанятий, тогда будет и высокая активность слушателей. Для того, чтобы сделать нашиполитиче­ ские занятия живыми, интересными и дей­ ственными. способными оказывать влияние на успешное решение стоящих перед мо­ ряками задач, пропагандистам необходимо до конца изжить элементы начетничества и формализма в своей работе. Офицер Н . ПЕТЕЛИН . Офицер Н. ПОКРОВСКИЙ. Лекции для матросов С нашем клубз часто провидятся лек- цьа. беседы, демонстрируются кинофиль­ мы. Недавно матрг^ам были прочитаны лекции «О международном положении» а «I» славном пути четырежды одаоно- посного комсомча». Лектор оттер Феок­ тистов рассказал о героических подвигах комсомольцев в период гражданской взи- ны. Для примера ш привел жи.нь комсо­ мольцес-писателей Николая СК трудового и Аркадия Гайдара. — В годы Великой Отечественнойвой­ ны, — сказал лектор. — со всей силой сказались непревзойдетпные боевые каче­ ства советских воянов-комсочольцев. По;, ■впгп таких героев•‘Комсгл‘,ольцез. как Николай Гастелло. Евгений Ииконо?, Илаи Сивко и многих других, навечно вошли в золотую книгу славной истерии комсомола. В заключение тон. Феоктистов сказал: — Сейчас, когда американские импе­ риалисты готовят новую войну против Советского Союза и стран народной де­ мократии. комсомольцы, как и все воины, обязаны утроить бдительность, еще выше поднять воинскую дисциплину и органи­ зованность в своих рядах, отдавать все силы делу повышения поеготошогти род- тано Флота. Присутствующие поблагодарили офицера за интересную и содержательную лекцию. После лекции состоялся просмотр кино­ фильма. Матрос И . КОЗЛОВ. Библиотека помогает воинам в учёбе Добросовестно выполняет свои обязан­ ности библиотекарь матросского клуба Мария Мантурова. Культурно и вежливо относится она к читателям. Мантурова дает советы, какую книгу прочесть, вы- ск; 1 зывает езои .мнения о том или ином произведении. Она требует от читателей бережного и аккуратного обращения с книгой. Библиотекарь подбирает литера- туру по темам, изучаемым на политиче­ ских занятиях. Всегда можно видеть в библиотеке список литературы, рекомен­ дуемой для изучения новой темы по по­ литической учеое. Библиотека имеот чи­ тальный зад. На столах всегда имеются газеты и брошюры. Старший матрос И. ДИСНЕНКО. Выучился на киномеханика Ефрейтор Шахнов решил стать кпно- механиком. Он обратился за помощью к опытному специалисту рядовому Долго- бородову. Ванны вместе стали изучать устрой­ ство киноаппарата. Во время киносеанса, с разрешения командира подразделения, Долгобородов приглашал к себе в кино­ будку Шахнова и там знакомил его с прокатом кинокартины. Кроме этого, ефрейтор Шахноз много готовился и са­ мостоятельно. читал литературу по устройству механизмов, составлял кон­ спекты. Когда воин был подготовлен, он успешно слал зачеты на киномеханика. Сейчас ефрейтор Шахнов самостоя­ тельно демонстрирует кинокартины. Ефрейтор В. БАСОВ. ------- О------- По следам наших выступлений «АГИТАТОРЫ НЕ РАБОТАЮТ» Так называлась корреспонденция стар­ шего матроса К. Лисаускаса. опублико­ ванная в нашей газете 21 мая. Редакцией получен ответ о принятых мерах по этой корреспонденции. Вопрос об улучшении работы агитаторов обсуж­ дался на совещании политработников и на семинаре секретарей партийных орга­ низаций, проведены инструктажи агита­ торов. Беседы на научно -т ехнические темы Физика действия ядерных сил Радиационные В ионизационных камерах, даже при» личается от ионизационной камеры. Но измерения Широкое применение радиоактивных веществ в различных отраслях народного хозяйства вызвало необходимость разра­ ботки способов обнаружения этих веществ и измерения их излучений. Для этой цели применяются так называемые радиометри­ ческие и дозиметрические приборы. Прин­ цип их действия и устройство основаны на законах физики, электро- и радиотех­ ники. В большинстве дозиметрических прибо­ ров используется способность радиоактив­ ных излучений при своем распростране­ нии ионизировать атомы и молекулы ве­ ществ. Процесс радиационных измерений сводится, таким образом, к обнаружению я определению числа пар ионов, вызван­ ных радиоактивным излучением. Наиболее удобной средой для обнаружения излу­ чений являются газы. Дело в том. что газы в нормальном с о с т о я н и и содержат главным образом электрически нейтраль­ ные молекулы л атомы. Появление в га ie ионов или электронов свидетельствует об ионизирующем действии какого-то излу­ чения. Каким же образом можно обнаружить присутствие электронов или ионов в газе? Для этих целей в современных дозиметрических приборах используются так называемые ионизационные камеры, представляющие собой в простейшем слу­ чае электрические конденсаторы, которые являются двумя проводниками, разделен­ ными изолятором. В качестве проводни­ ков-обкладок конденсатора могут быть взяты пластины из алюминия, латуни, станиоли. Изоляторами в конденсаторах, используемых в дозиметрических прибо­ рах. может быть воздух или какой-либо другой газ. Простейший конденсатор, как это показано в левой части приведенного здесь рисунка, выполняется в виде двух изолированных друг от друга параллель­ ных пластин. К обкладкам конденсаторов подводится напряжение постоянного тока Посмотрим, каким образом подобный прибор может применяться для обнаруже­ ния и измерения уровня радиации на местности, зараженной радиоактивными веществами. Вне зоны радиоактивного за­ ражения излучение отсутствует, а значит нет ионов и электронов между обкладками конденсатора. Воздух является хорошим изолятором, поэтому измерительный при­ бор, включенный в цепь конденсатора, не покажет тока (стрелка будет стоять на нуле). Если прибор поместить в зону радиоактивного заражения, то излучение вызовет ионизацию воздуха между обклад­ ками конденсатора. Под действием элек­ трического поля ионы начнут двигаться к пластинам и между обкладками конденса­ тора потечет так называемый ионныйток. Это .вызовет отклонение стрелки измери­ тельного прибора на угол, соответствую­ щий силе тока в электрической цепи. Если увеличивать напряжение источни­ ка питания при неизменнойинтенсивно­ сти излучения, то ионный ток начнет воз­ растать. Стрелка прибора будет откло­ няться на все больший угол. Однако на­ ступит момент, когда увеличение напря­ жения до определенного предела уже не вызывает возрастания тока. Наибольшая величина, которой достигает ток при уве­ личении напряжения, называется током насыщения. При таком токе количество образующихся за счет радиоактивного из­ лучения ионов практически равно коли­ честву ионов, попадающих на пластины конденсатора за то же время. Сила ионного тока в ионизационных камерах пропорциональна числу пар ионов, создаваемых радиоактивным излу­ чением за одну секунду в пространстве между’ обкладками контенсатора (рабочий об’ем камеры). Поэтому показания при­ боров. указывающих силу тока в цели, пропорциональны мощности лозы, и на их шкате обозначается количество рентгеноч в час. Умножив величину показания поп- бора на время пребывания на зараженном участке, можно определить дозу излуче­ ния. сравнительно мощном излучении, сила ионного тока очень мала. Например, если рабочий об’ем камеры равен одному куби­ ческому дециметру, то при мощности дойы один рентген в час величина ионного тока не превосходит одной десятимилли- ардной доли ампера. Такие малые токи мо­ гут быть измерены только после их пред­ варительного усиления с помощью элек­ тронного усилителя. Наряду с необходимостью измерения уровня радиации важно уметь опреде- и зл и ч * н и е анод tmoB стекло лять степень зараженности воздуха, воды, пищи. Эта степень зараженности оцени­ вается скоростью распада радиоактивного вещества, или, иными словами, числом распадов атомов за одну минуту с едини­ цы поверхности (квадратный сантиметр), или на единицу веса (грамм), или на единицу об’ема (литр). Распад каждого атома сопровождается радиоактивным из­ лучением, поэтому, подсчитывая число из­ лучаемых частиц, можно определить сте­ пень зараженности. Прохождение отдельных частиц в рабо­ чем об’еме ионизационной камеры вызы­ вает в электрической цепи скачки (им­ пульсы) тока. Но в ионизационных каме­ рах величины импульсов тока, создавае­ мые отдельными частицами, очень малы и для их измерения требуются сложные уси­ лители. Поэтому ионизационные камеры практически находят применение только для измерения суммарного ионизационного эффекта, вызванного прохождением боль­ шого числа частиц через рабочий об’ем камеры. Для измерения степени зараженности, а также измерения излучений слабых ин­ тенсивностей в дозиметрических прибопах используются счетчики частиц. Устройст­ во счетчиков принципиально ничем не от- напряжение источника тока берется го­ раздо более высоким. Если к обкладкам конденсатора, изобра­ женного в левой части приведенного здесь рисунка, приложить напряжение, равное нескольким тысячам вольт, то с увеличе­ нием напряжения ионный ток при одной и тойже интенсивности излучения начнет резко возрастать и сделается во много раз больше тока насыщения. Усиление тока об'ясняется появлением так называемой ударной ионизации. Первичные ионы, созданные излуче­ нием, двигаясь к пластинам кон­ денсатора, разго­ няются до таких скоростей. что са­ ми при ударе с нейтральными ато­ мами или молеку­ лами ионизируют их. Один первона­ чальный ион пос­ ле столкновения с нейтральным атомом создает еще два иона. Эти ионы, в свою очередь приобретая большие скорости, создают новые ионы и т. д. После десятого столкновения от каж­ дого начального иона возникает уже ты­ сяча ионов. Число ионов растет, как снежный ком. катящийся с горы. При больших напряжениях величина импульса тока вообще может оказаться не зависящей от величины первоначальной ионизации. Такие счетчики называются счетчиками с самостоятельным разрядом. Величина импульса тока в этих случаях в десятки и сотни тысяч раз больше вели­ чины импульса тока в ионизационной ка­ мере. Поэтому каждая частица излучения, создавшая хотя бы одну пару ионов в ра­ бочем об’еме счетчика, отметит свое появ­ ление импульсом тока, который ввиду его большой величины может быть ст-ав- нительно просто отмечен. В правой части приведенного здесь pr­ eyнка изображена схема счетчика. Он представляет собой цилиндрический конденсатор, катодом которого является металлический цилиндр, а анодом — тон­ кая металлическая нить радиусом в де­ сятые доли миллиметра. Применение ци­ линдрического конденсатора позволяет значительно снизить величину необходи­ мого напряжения источника питания. Ес­ ли для плоского конденсатора величина этого напряжения равна нескольким ты­ сячам вольт, то для цилиндрического кон­ денсатора она равна всего нескольким сот­ ням вольт. В электрическую цепь анода включает­ ся сопротивление. Ионный ток, проходя по этому сопротивлению, создает импульс напряжения. После усиления импульс напряжения подается к регистрирующему прибору — нумератору, автоматически считающему импульсы, а значит и части­ цы, проходящие через рабочий об’ем. Та­ ким путем, регистрируя число частиц, из­ лучаемых радиоактивными веществами за определенный промежуток времени, можно определить степень зараженности какой- либо поверхности этим веществом. Отношение числа частиц, отмеченных прибором, к общему числу частиц, про­ ходящих через рабочий об’ем, называется эффективностью счетчика. Эффективность счетчика зависит от вида частиц. При из­ мерении количества альфа-частиц эта эф­ фективность значительно выше, чем при определении числа гамма-квантов. При создании счетчиков приходится учитывать и другие свойства различных видов радиоактивного излучения. Так, проникающая способность альфа-излуче­ ния очень мала, стеклянная оболочка счетчика их может полностью поглотить. Поэтому счетчики, а также и ионизацион­ ные камеры, регистрирующие альфа-ча­ стицы, для впуска этих частиц имеют специальное окошко, прикрытое очень тон­ ким слоем слюды. Полный пробег альфа- частицы в воздухе равен всего несколь­ ким сантиметрам, поэтому для производст­ ва измерений счетчик должен подноситься непосредственно к радиоактивному веще­ ству. Для измерения количества бета-ча- стиц ввиду их небольшой проникающей способности применяются тонкостенные металлические счетчики или торцевые — с окном. Гамма-кванты свободно прони­ кают через стеклянную оболочку и мате­ риал катода, поэтому принимать специ­ альные меры для попадания этих частиц в рабочий об’ем счетчика не приходится. Различная проникающая способность альфа-, бета- и гамма-лучей может быть использована для определения типа излу­ чения, создаваемого радиоактивным веще­ ством. Если, скажем, при измерениях входное окно счетчика закрыть металли­ ческой пластинкой толщиной 0,1 мм. то это может привести к прекращению пока­ заний прибора. Значит, радиоактивное вещество излучает альфа-лучи или бета- лучи очень малой энергии. При нахождении людей на участке, за­ раженном радиоактивными веществами, очень важно организовать контроль за ве­ личинойдозы, получаемой каждым челове­ ком. Своевременное определение величины дозы позволяет принимать своевременные меры по лечению лучевой болезни. Для индивидуального контроля облу­ чения используются так называемые кар­ манные ионизационные камеры. Карман­ ная ионизационная камера представляет собой миниатюрный конденсатор, имею­ щий размер автоматической ручки. С ис-мощью такого прибора можно опреде­ лить дозу, полученную человеком за опре­ деленный промежуток времени. Принцип действия такой ионизационной камеры очень прост. Зарядим конденсатор, а затем отключим от источника питания. При от­ сутствии ионизации между обкладками конденсатор сохраняет свой заряд в тече­ ние длительного времени. Радиоактивное излучение вызывает появление ионов, ко­ торые, притягиваясь к пластинам конден­ сатора, постепенно разряжают его. Изменение заряда конденсатора пропор­ ционально числу ионов, возникающих между его обкладками. А число возник­ ших ионов определяется дозой излучения. Поэтому по уменьшению заряда конденса­ тора можно судить о полученной челове­ ком дозе излучений. Интересен еще один метод обнаружения радиоактивных излучений. Он основывает­ ся на почернении фотографических пла­ стинок и пленок под действием, напри­ мер, гамма-лучей. Фотографический метод позволяет не только обнаружить радиоак­ тивные лучи, но и производить индиви­ дуальный дозиметрический контроль. Для этих целей фотографические пленки за­ кладываются в металлическую кассету, которую человек может всегда иметь при себе. Гамма-излучение свободно проходит через стенки кассеты, вызывая почерне­ ние фотографической эмульсии. Степень почернения пленки может служить мерой дозы излучения, полученной человеком. Кандидат техничесних науи инженер-майор В. СЫРНЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz