На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я " J J J ------LBE 5 ? 24 июня 1954 г.. № 148 (4990). Нерушимо выполняя требования воинских уставов, моряки корабля Н. крепят дисциплину, организованность и порядок «КОРАБЕЛЬНЫЙ РАСПО­ РЯДОК должен определять порядок жизни и службы лич­ ного состава кораблей, слу­ жить основанием для наиболее целесообразного и однотипного распределения времени на ко­ раблях в зависимости от об­ становки и обеспечивать ус­ пешное проведение боевой и политической подготовки и других видов деятельности ко­ рабля». (Корабельный устав Военно- Морских Сил Союза ССР). Важнейшее условие высокой боеготовности Успехи в воспита­ нии и обучении войск немыслимы без _ твердой дисциплины я строгого воинского порядка. Эго подчер­ кивают и воинские уставы. Таким обра­ зом, крепкая дисциплина личного состава является важнейшим условием нашей вы­ сокой боеготовности. Вся жизнь корабля предопределена рас­ порядком дня. Главное его назначение со­ стоит в том. чтобы с максимальной эф­ фективностью использовать время зля по­ вышения специальной выучки моряков, их политической сознательности, воспита­ ния у них высоких морально-боевых и Физических качеств, необходимых для победы в условиях современной войны. И мы добиваемся, чтобы от под’ема до отбоя ни одна минута не пропадала впустую, чтобы борьба за укрепление уставного по­ рядка и воинской дисциплины носила це­ леустремленный характер. Приведу несколько примеров, свиде­ тельствующих о замечательных морально­ боевых качествах и поимешой дисципли­ нированности воинов. Корабль находился в плавании. Неожиданно поступила тавотная. Несмотря на сложность задачи и ее вне­ запность. подчиненные старшины 1 ста­ тьи Скопова выполнили вводную успеш­ но. Это вполне закономерно. Умелые, дис­ циплинированные воины были заранее приучены всегда, в любых условиях дей­ ствовать точно по уставу. В том же походе отличился матрос Меньшиков. При выполнении приказания он проявил смелость, настойчивость, от­ личную выучку. Корабль шел полным хо­ дом. Дисциплинированный воин поднялся на рею грот-мачты и на высоте около 30 метров точно и быстро выполнил задание командира. За смелость и мастерство ма­ трос Меньшиков поощрен краткосрочным отпуском. Решающая роль в укреплении дисцип­ лины, организованности и порядка при­ надлежит командирам — офицерам и старшинам. И надо сказать, что они ве­ дут в этом направлении большую работу. Для укрепления дисциплины и органи­ зованности личного состава мы использу­ ем все Формы воспитательной работы. Важное место в этом деле принадлежит политическим занятиям. Каждый руково­ дитель группы ставит перед собой задачу теснее приближать учебу к повседневной жизни корабля, способствовать лучшему изучению современной техники, повыше­ нию воинской дисциплины. На одном из занятий, говоря о высокой чести и от­ ветственности с оружием в руках охра­ нять морские рубежи своей Родины, про­ пагандист лейтенант Тимошенко рассказал о службе отличников боевой и политиче­ ской подготовки старшины 1 статьи Войтко и старшего матроса Петухова. — Как они добиваются успехов в службе? — спрашивал руководитель группы и отвечал: — Своей организован­ ностью и дисциплиной, верностью Прися­ ге, точным соблюдением уставных требо­ ваний. Никому не приходилось видеть, чтобы штурманский электрик Петухов транжири.1 учебное время, нарушал ко­ рабельный распорядок. С него надо брать пример воинам. Естественно, что действенность подоб­ ных политических занятий велика. Боль­ шинство слушателей группы лейтенанта Тимошенко — передовые воины. Сведены па-нет дисциплинарные проступки. Большую помощь в соблюдении ко­ рабельного паспорядка оказывают коман­ дованию партийная и комсомольская орга­ низации. К о м м у н и с т ы и члены ВЛКСМ в подавляющем большинстве являют собой образец высокой организованности и чест­ ного выполнения своего служебного дол- Беседа с командиром корабля га. Они создают об­ щественное мнение _ против каждого на­ рушения требований уставов и наставлений. Одно время в подразделении, где чле­ ном комсомольского бюро главный стар­ шина Могильный, стали наблюдаться фак­ ты нарушения некоторыми матросами уставных положений. Например, халатно несли дежурную службу матросы Гитина- сулов. Мороз и Фетисов. Чтобы повысить ответственность личного состава за несение дежурной и вахтенной служб, комсомоль­ ца решили посвятить этому вопросу соб­ рание. I?С нем были подвергнуты резкой и справедливой критике нерадивые вои­ ны. Собрание прошло активно и способст­ вовало укреплению уставного порядка в подразделении. Состоялось также партийное собрание. В докладе об улучшении организации службы, повышении дисциплины и боего­ товности особо подчеркивалось, что вы­ полнение задач по боевой подготовке за­ висит от уровня организации учебы, ра­ ционального распределения времени. от правильной методики обучения личного состава. Было отмечено, что в отдельных подразделениях еще недооценивается оди­ ночная подготовка матросов, нарушается последовательность в отработке задач. Иногда занятия по боевой подготовке про­ водятся формально, допускается много ус­ ловностей. В этой связи на собрании говорилось о несении дежурно-вахтенной службы, при­ званной поддерживать четкий уставной порядок на корабле, следить, чтобы время, отведенное на боевую и политическую уче­ бу. использовалось полностью и с макси­ мальной эффективностью. Деловое обсуждение вопроса, острая критика недостатков помогли нам улуч­ шить дело. Коммунисты стали более энер­ гично вести работу по воспитанию у воинов четкости и исполнительности. В своей воспитательной работе мыстре­ мимся. чтобы требовательность командира дополнялась требовательностью сазгих вои­ нов по отношению друг к другу и высо­ кой личной ответственностью каждого. Мы добиваемся всеми средствами, чтобы весь личный состав был также неприми­ рим к недисциплинированным воинам, как к ним непримирим командир. Это осо­ бенно проявилось в случае с матросами Фетисовым и Гитиносуловым. когда их проступки встретили общее осуждение со стороны личного состава. Наряду с массовыми мероприятиями проводится большая индивидуальная ра­ бота. Например, матросы Рябинин и Щу­ кин нарушали воинскую дисциплину на корабле и на берегу, получали взыска­ ния. Был*!, случаи, когда они допускали отступления от инструкций по эксплуата­ ции техники. Пришлось пойти на такую меру, как отстранение нерадивых матро­ сов от обязанностей котельных машини­ стов. С этими воинами кропотливую, дли­ тельную индивидуальную работу проводи­ ли комсомольцы Могильный и Ларин, ком­ мунист Овчинников. Их труд не пропал даром. Сейчас матросы Рябинин и Щукин служат примерно. Приказом командира они снова назначены котельными маши-; нистами и хорошо справляются со своими обязанностями. Проделана определенная работа. Но впереди предстоит сделать еще немало, чтобы выучка моряков отвечала пол­ ностью всем требованиям ведения совре­ менных военных действий. Нужно, чтобы все отведенное для учебы время, от под’е­ ма до отбоя, использовалось на повышение боеготовности корабля. Важнейшим усло­ вием этого является выполнение каждым моряком требований уставов, корабельного распорядка дня. Точно в 6.00 — Команде вставать, койки убрать! — течно в 6.00 эта команда разносится по кораблю. Гак начинается напряженный учебный день. Быстрый, организованный под’ем свидетельствует о высокой дисци­ плинированности личного состава. По то­ му, как расторопно матрос вскочил с кой­ ки по сигналу «Под’ем!», можно почти бе­ зошибочно определить, как он вообще вы­ полняет все пункты распорядка дня. З а ­ помнились мне строчки из поэмы Твардов­ ского «Василий Теркин». Служба — труд, солдат не гость. Есть отбой — уснул глубоко, Есть под’ем — вскочил, как гвоздь. Всегда действовать ловко, бодро, умело, несмотря ни на какие трудности, обязы­ вают нас воинские уставы. Большинство матросов нашего подразделения с самой побудки четко выполняет распорядок дня. Поэтому у таких воинов и успехи в служ­ бе налицо. Примером для всех являются комсомольцы старшие матросы Рагулин, Елистратов и другие. Но есть у нас и такие матросы, которые по под’ему не торопятся вставать, потяги­ ваются, подымаются не спеша. Среди них нельзя не назвать матросов Фомичева и Зябликова. Да и у своего заведывания они работают с прохладцей, как говорят мотористы, «на малых оборотах». Родина требует, чтобы мы от под’ема до отбоя действовали с полной отдачей сил, чтобы каждый день все выше поднима­ лись в своем мастерстве. Точное и беспрекословное выполнение всех команд, сигналов, безупречное соблю­ дение уставного порядка на корабле долж­ но стать необходимостью каждого матро­ са. Ни одна минута учебного времени че должна пропадать у нас даром, а исполь­ зоваться для максимального совершенство­ вания боевой выучки. Главный старшина И . К УЧИН С КИЙ . По команде „Начать занятия!" Чтобы занятие прошло интересно и с пользой для личного состава, к нему нуж­ но серьезно готовиться. Это всем известно, но придерживаются этого правила далеко не все командиры отделений. Приходилось мне и на нашем корабле видеть таких старшин. Подали команду «Начать заня­ тия!», а у них ничего не готово. В резуль­ тате часть драгоценного учебного времени расходуется зря: на подготовку помещения, на поиски наглядных пособий и пр. Я лично стараюсь к каждому занятию готовиться заранее, накануне дня его про­ ведения. Проиллюстрирую это на примере одного занятия. На инструктаже нам об’яснили, как строить свой рассказ, дали ценные методические указания. Потом я взял специальную литературу, составил план-конспект, продумал, какими приме­ рами из практики дополнить теоретиче­ ские положения, распределил время: одну часть занятия провести в кубрике, другую — непосредственно у механизмов на бое­ вом посту. Для этого там приготовил не­ обходимые инструменты. Не забыл также наглядные пособия для занятия в кубрике. Поэтому, когда по кораблю разнеслась команда: «Начать занятия»!, я, не теряя ни минуты, сразу приступил к делу. Назвал матросам тему и учебную цель. Объясне­ ние устройства, назначение и действие каждого механизма сопровождал показом на чертеже. Изложив весь материал, ре­ шил произвести контрольный опрос под­ чиненных. — Матрос Цепич, — обращаюсь к од­ ному из моряков, — расскажите, как дей­ ствует этот механизм. Матрос отвечал путанно, а потом при­ знался, что усвоил материал плохо. Я по­ вторил принцип действия механизма. Но и на этот раз Цепич не смог толково рас­ сказать. «Придется на него обратить особое внимание во второй части занятий», — решил я. Вторая половина занятий проходила у механизмов. Расставил личный состав так, чтобы всем было видно. Матросу Цепичу приказал стать поближе. — В кубрике я вам об’яснил устройство механизмов по чертежам, теперь посмот­ рим, как они действуют на практике. Медленно произвожу откат орудия. Один за другим срабатывают механизмы. Потом еще раз повторяю. — Ну, как, матрос Цепич, теперь смо­ жете рассказать действия механизмов. — Так точно, смогу! — бодро отвечает моряк и действительно толково отвечает на мой вопрос. Благодаря тому, что мы дорожим учеб­ ным временем, в нашем подразделении растут ряды отличников и классных спе­ циалистов. Среди них следует назвать комсомольцев старших матросов- Боброва. Трофименко, Михайлюка, Артамонова. Они с честью, как велит Присяга, выполняют свой воинский долг. Старшина 1 статьи В. CK0P0B . Сила личного примера Корабельный распорядок, определяющий жизнь и службу личного состава, обес­ печивает успешное проведение боевой и политической подготовки. От того, насколь­ ко разумно и плодотворно попользуют моряки время, отведенное по распорядку дня для тех или иных мероприятии, во многом зависит их боевая выучка. Вполне понятно, что коммунисты, а под их руководством и комсомольцы долж­ ны быть первыми помощниками командира в борьбе за точное соблюдение уставных прлвил. Большое значение при этом приобретает сила личного примера. Нередко бы- вч^т, что ревностное и строгое соблюдение корабельного распорядка передовым мо- j.hKOM оказывает гораздо большее влияние на воинов, нежели беседа или какая-либо другая работа, проведенная в этом направлении. На корабле хорошо знают коммуниста Благодерова. Он всегда внешне подтянут, дисциплинирован. Каждый сигнал, отданный по распорядку дня, он воспринимает, ;:ак приказание, которое должно быть выполнено точно и в срок. Как-то среди моряков зашел разговор о повседневной службе, о матросах, кото­ рые еще допускают нарушения уставных требований. — Если будешь выполнять распорядок дня так, как это делает коммунист Бла- годеров, — сказал комсомолец Бледников, — значит никогда не будешь иметь за­ мечаний. Бледников, взяв в пример образцовую службу коммуниста, стремится во всем и везде поступать так, как поступает он. Надо отметить, что успехи, которых добился комсомолец, значительны. В карточке взысканий и поощрений передового воина за­ писано много благодарностей, ему предоставлен внеочередной краткосрочный отпуск. Большинство коммунистов нашего корабля на деле осуществляет свою передо­ вую роль. Члены и кандидаты партии являются активными помощниками командира в обучении и воспитании личного состава, в решении задач боевой и политиче­ ской подготовки. Где бы ни находился коммунист старшина 1 статьи Ряжечкин — на боевом посту, в кубрике или на увольнении, — он всегда строго соблюдает пра­ вила воинской дисциплины, любое приказание выполняет точно и в срок. На одном из практических занятий старшина дал матросу Сергееву вводную. * Она требовала от машиниста-турбиниста Сергеева быстроты и сноровки, высоких практических навыков. При выполнении команды матрос делал много ненужных движений, торопился. В результате в норматив он не уложился. — Вам надо больше тренироваться, — сказал старшина. — Делайте, как я, — z этими словами он показал матросу выполнение вводной. Матрос под руководством старшины по несколько раз выполнял вводную. II пока он не достиг норматива, пока его действия не стали четкими и уверенными, коммупист не прекращал занятий с матросом. Устав КПСС подчеркивает, что коммунист обязан быть примером в труде, ов­ ладевать техникой своего дела. Для коммуниста-воина это значит не только настой- чичо совершенствовать свои военные и политические знания, но безупречным вы- мелнением всех приказов и распоряжений, личной дисциплинированностью мобили­ зовывать воинов на новые успехи в боевой и политической подготовке. К сожалению, наша партийная организация еще далеко не все сделала, чтобы добиться авангардной роли каждого коммуниста в боевой учебе, в повседневной жиз­ ни корабля. Еще не все проводимые нами мероприятия тесно увязываются с задача­ ми боевой подготовки, недостаточно широко пропагандируется опыт передовых мс- ряков-коммуннстов. П чем быстрее мы изживем эти недостатки, тем окажем еще большую помошь командиру в укреплении дисциплины и организованности на ко­ рабле. П. БОГДАНОВ, член бюро партийной организации. В большом и малом Ка»к сейчас помню этот разговор с командиром. Для меня, тогда еще молодо­ го матроса. окрыленного первыми успеха­ ми по службе, слова офицера были нео­ жиданными. — Из-за вашей невнимательности. Тес- ленко. — говорил он, — могла быть не только сорвана задача, но и выведен ме­ ханизм из строя. Оправдываться перед командиром было •нечем. Да и что я мог сказать в защиту с(ля. если допустил самую непроститель­ ную оплошность для котельного машини­ ста: подал воду по другому участку ма­ гистрали. А произошло это лишь потому, что приказание выслушал невнимательно, стараясь ускорить дело, неточно вы­ полнил команду. Не поправил и старши­ на. который надеялся на меня, верил мне... С тех пор прошло много лет. Но об этом случае нередко вспоминаю и сейчас. Научил он меня многому, а главное по­ сле этого я понял, что все правила ко­ рабельной службы и жизни — не просто перечень обязанностей личного состава, а результат большого опыта по обучению и воспитанию матросов. Идет ли приборка, выполняют ли ма­ тросы корабельные работы или занима­ ются по специальности, обязанность стар­ шины всегда строго требовать, чтобы подчиненный выполнял с б о и обязанности добросовестно, добиваться, чтобы при этом оп проявлял усердие, инициативу. В наше подразделение пришел служить матрос Егурнов. На первых тренировках матрос действовал медленно. При борьбе за живучесть боевого поста необходимый материал он подносил не спеша. И что всего хуже Егурнов никак не хотел по­ нять. что. привыкнув так к выполнению вводной на тренировке, он в боевой об­ становке растеряется и поставленной за­ дачи не решит. Пришлось с матросом за­ ниматься больше и тренировать его на боевом посту до тех пор. пока он не стал укладываться в норматив. Тяжело при­ шлось Егурнозу в учебе, зато теперь он стал классным специалистом, за пример­ ную службу имеет несколько поощрений от командования. Постоянная требовательность к подчи­ ненным дисциплинирует их, приучает к епюгому выполнению распорядка дня, а это, в свою очередь, является залогом вы­ сокой боевой выучки матросов. Взять, к примеру, старшего матроса Бондарева. Он всегда опрятно одет, по сигналам действует быстро и четко. Лю­ бовь к порядку, умение правильно ис­ подьзовать время помогли Бондареву вы­ работать хорошие морские качества, также стать классным специалистом. Мичман П . ТЕСЛЕНК0. Приказал— проверь исполнение В воспитании матросов дисциплиниро­ ванными и исполнительными воинами большая ответственность возлагается на старшин — ближайших помощников офи­ церов. Им следует всегда помнить, что за выполнение приказа отвечает не только его непосредственный исполнитель, но и командир, отдавший приказание. Каждый старшпна должен всегда требовать от под­ чиненных точного и своевременного до­ клада и. самое главное, проверять прд- вильность выполнения отданного им при­ казания. Пренебрежение этим правилом может привести к нежелательным послед­ ствиям. Приведу такой пример. Корабль должен был срочно выйти в море. Времени, отведенного для подготов­ ки заведываний, было мало. Естественно, что по сигналу «Корабль к походу изгото­ вить!» все сразу же приступили к рабо­ те у своих заведываний. Вместе со всеми готовил к походу боевой пост и матрос Сапегин. Стараясь уложиться в установ­ ленное время, матрос торопился и в ре­ зультате этого допустил ошибку при со- гласовке репитеров ровно на несколько градусов. Затем Сапегин доложил старши­ не, что боевой пост к походу готов. Стар­ шпна же, не проверив, как подчиненный готовил заведывание. сразу доложил командиру о готовности поста. При с’емке с якоря рулевой выполнял указания командира по неправильно сог­ ласованному репитеру. П только благода­ ря тому, что обстановка была спокойная, а видимость хорошая, командир своевре­ менно обнаружил движение корабля по неверному курсу. Оплошность, допущен­ ная матросом, была во-время устранена. Всего этого могло не произойти, ес­ ли бы старшина своевременно проверил выполнение приказания. А сделать это оп был обязан еще и потому, что команда выполнялась в усложненных условиях из-за недостатка времени. Проверка исполнения приобретает боль­ шое значение.при выполнении распорядка дня на корабле. Каждая команда, подан­ ная по ходу распорядка, является прика­ занием. Как известно, контроль 'за его выполнением в первую очередь ложится на дежурную службу. Однако это ни в коей мере не освобождает командиров, а н особенности старшин, от контроля за исполнением распорядка дня. Наоборот, чем выше у старшин требовательность к подчиненным, чем строже контроль за их действиями, тем выше дисциплинирован­ ность матросов. Одно время подчиненные старшины 2 статьи Панькова имели замечания за плохое содержание заведываний. Про­ исходило это лишь потому, что матросы вместо того, чтобы делать приборку, по­ ложенное для этого время использовали неразумно, занимались посторонними де­ лами. К матросам не проявлялось долж­ ной требовательности. Потребовалось вме­ шательство офицера, и положение в отде­ лении резко улучшилось. Материальная часть содержится теперь в хорошем состо­ янии, всегда готова к действию . XIX с’езд Коммунистической партии Со­ ветского Союза указал в своих решениях об усилении контроля и проверки испол­ нения во всех званьях партийной и госу­ дарственной работы. Это указание нашей партии должно стать руководящим п р и н ­ ц и п о м в деятельности всех командиров, в том числе и ставшин. так как системати­ ческий и неослабный к о н т р о л ь и проверка исполнения не только дисциплинируют матросов, повышают их чувство ответст­ венности за порученное дело, но и явля­ ются залогом высокой боевой готовности корабля. Капитан-лейтенант В. АЗАРОВ. П о к о р а б е л ь н о м у р а с п о р я д к у Л,орожпт ь учебным временем На занятии по специальности матросам Кучерук и Мар­ ченко предложили сесть поближе к старшине. — Да нет, мы лучше где-нибудь позади — ответили они и примостились в уголке, за спинами товарищей. У обоих матросов были в руках книги. Но это были не учеб­ ники. а художественная литература. — Опять будут читать, — недовольно подумал я, глядя на них. В то время, как мы все с интересом слушали старшину, старались лучше запомнить его об’яснения, матросы Куче­ рук и Марченко украдкой читали книги. Во время переры­ ва товарищи стали их стыдить и потребовали прекратить чтение. Хотя на следующем часе занятий они и не читали, не попрежнему были невнимательны, отвлекались, не велп записей. Такое пренебрежительное отношение к учебе сказывает­ ся и на службе этих матросов. Специальность свою они зна­ ют плохо. В последнем походе вахту несли невнимательно, допускали промахи, за нерадивость получали замечания командира. На собственном опыте я знаю, как трудно стать хорошим специалистом Много и систематически нужно работать. итобы выйти в ряды передовых воинов. Ни одной минуты учебного времени зря не теряй, трудись, трудись и трудись! Сейчас я специалист первого класса, но попрежнему продол­ жаю совершенствовать свои знания. Говоря откровенно, я не вижу предела в овладении специальностью. В учебе нельзя никогда ослаблять напряжения. Стоит только пере­ стать учиться, и наверняка отстанешь. Приведу такой пример. В нашем подразделении служил матрос Ловдин. Вполне заслуженно получил он звание клас­ сного специалиста. А после этого зазнался, стал с прохлад­ цей относиться к учебе, в часы занятий не проявлял долж­ ного старания. Как говорится, и дело не делал, и от дела не бегал. А это пренебрежение к повышению своего мастерства сказалось позже. Матрос Ловдин не подтвердил классность Чтобы быть достойными защитниками Родины, нужно отлично знать военное дело, быть дисциплинированными, сознательными воинами. Для этого каждому из нас надо настойчиво и повседневно учиться в походе и в базе, упор­ но овладевать специальностью, воспитывать в себе привыч­ ку к преодолению трудностей флотской службы. Для этого необходимо также дорожить учебным временем, точно и чет­ ко выполнять корабельный распорядок. Старший матрос В. ГРЕБКИН, специалист первого класса. Приборка. Вскрытие резервного клапана. Покраска. «Делай, как я!». Занятия по специальности. В личное время. Рисунки 3. Мелентьева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz