На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 июня 1954 г.. N° 146 (4988). МОРСКАЯ З АКАЛКА НУЖНА НАМ ДЛЯ БОЯ, Г ОТОВ Ь С Я ИСПОЛНИТЬ З АДАНЬ Е ЛЮБОЕ ! Так выковывается мастерство АIIРЯЖЕННЫЛ день уче­ ны закончился. Моряки о т ­ д ы х а ю т . За переборкой каюты помощника коман­ дира корабля слышен на­ пев гармошки, веселый, за­ дорный смех. Завтра предстоит новый поход, очеред­ ная проверка морских знании. Физической выносливости. Вместе со всеми пойдет в море я командир отделения сигнальщи­ ков старшина 2 статьи Котов. Перед уходом из кубрика офицер, об­ ращаясь к старшине, сказал: — На ваше отделение возлагается трудное задание. Уверен, что вы и ваши подчиненные успешно справитесь с зада­ чей. как и в предыдущем походе. Лучше только подготовьте посты, тщательно все проверьте. Офицер знал, что моряки выполнят% задачу. Эта уверенность у командира появилась не сразу. Что скрывать, нелег­ ко было добиться, чтобы все воины отде­ ления работали быстро, четко, не терялись и не делали ошибок в любых условиях плавания. Постепенно воспитывал старшина Котов у своих подчиненных высокие боевые ка­ чества. морскую закалку. Особенно .много пришлось поработать над обучением . и воспитанием матроса Юзбашева. Придя на корабль. Юзбашев возомнил, что он уже вполне подготовленный сиг­ нальщик. которому не за чем ежедневно тренироваться. — Подумаешь, какая сложная штука флажки и светофор. — говорил он занос­ чиво. — Это же не математика и ае Физика. Там голову поломать надо, а тут усвоил нужное количество знаков — и вся премудрость. Так рассуждал вначале молодой ма­ трос. Еще хуже то. что Юзбашев верил в то, что думал, и ему казалось, что он де­ лает правильно, а замечания и внушения старпптны считал за лишние придирки. При первом же знакомстве с «почер­ ком» Юзбашева старшина 2 статьи Ко- тоь убедился что воин плохо знает свою специальность. — Вот если заснять вас за передачей на кинопленку и показать вам. не узнае­ те себя. — сказал старшина Юзбашеву и предложил. — Вот зеркало. Смотрите в него и передавайте то же самое, толь­ ко внимательно следите за положением своего корпуса и рук. Сделав еще о.пну передачу у зеркала, матрос Юзбашев убедился, что стоит он не совсем вертикально, при работе рука­ ми каждый знак не заканчивал до конца. Если бы так небрежно передавали ему. то ок. конечно, не сумел бы ничего при­ нять. — Видите. — слазал Котов. — быст­ роты у вас хоть отбавляй. Но кому она нужна без четкого и ясного «почерка». Такой метод работы надолго закроет вам путь в настоящие сигнальщики. Старшина тут же посоветовал подчи­ ненному отшлифовывать каждый знак до безукоризненной точности, используя в тренировках зеркало, а также помощь опытного напарника, который всегда мо­ жет указать на ошибки. Ведь со стороны виднее, что делается правильно, а что нет. Внимательно присматривался старшина к подчиненному, своевременно удержи­ вая его от неправильных и вредных привычек, направляя по верному пути. Как-то старшина заметил, что матрос Юзбашев нехотя выполняет упражнения па утренней физзарядке. После этого з беседе с подчиненным он сказал: — Для вас же лучше будет, если вы как следует займетесь вольными упраж­ нениями. Я по себе знаю — это очень полезная вещь для отработки точности движений рук, развития корпуса. С помощью командира матрос Юябагаев постепенно исправлял недостатки. У вои­ на появилось желание лучше учиться, догнать своих товарищей. Но это было не так легко. Особенно трудно пришлось сигнальщи­ ку в одном из походов. Туман, ветер и качка усложняли действия. Тут не то, что тренировка на корабле у пирса. Све­ тофор то поднимается вверх, то резко и.-ет вниз. Попробуй, уследи, когда туман застилает огненный глаз светофора, а брызги во.тн и холодный дождь хлещут в глаза. Но выполнять задание надо точ­ но. II Юзбашев старался изо всех сил, стремился не допускать ошибок. Однако он не избежал их. с большим трудом от­ стоял вахту. — На походе действуй, как в бою. — говорил ему старшина. — В море гляди в оба. не плошай. Понял Юзбашев. что только в борьбе с трудностями можно приобрести настоящие морские качества. Теперь он в любую непогоду просил командира назначить именно его на вахту’. Сейчас на походах он уже не терялся, не пугался трудностей, не обращал вни­ мания на качку, дождь и туман. Молодой сигнальщик научился работать уве­ ренно. быстро и четко. Если требовалось передать флажками, он немедленно сбра­ сывал шубу и работал, не боясь холода. Помня, что повседневные тренировки — главное для сигнальщика, матрос Юз­ башев каждый день уделяет несколько минут на отработку автоматизма в пере­ даче. «Нужно так натренировать себя, чтобы в самых тяжелых условиях выполнять любую задачу», — эти слова старшины, с благодарностью вспоминает сигнальщик. Со специалистами соседних кораблей у него крепкая дружба. Они часто работают друг с другом на светофоре и флажками, оттачивая мастерство не только в переда­ че. но и в приеме. А зеркало матрос все же не забывает. Нет-нет да и потренируется перед ним. Хороший, добрый совет дал ему старши­ на! Н. ВОРОНОВ. 61 а похода Как по курсу, тихо вдаль Уплывают тучи. Вновь под солнцем блещет сталь Кораблей могучих, Что идут, равняя строй. В пенящемся море К берегам земли родной, К дорогим просторам. Не сбавляя полный ход, С честью сдав задачу, ...Поздравляй героев, флот, С боевой удачей! Старшина 1 статьи Н . К 0Р 0В 0Ч КИ Н . На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х В группе старшин Bbime морскую вЫучку Воспитание у матросов высокой морской выучки — важное дело. Морская выучка — это прежде всего мастер­ ство, закалка, выносливость, умение стойко переносить все тяготы службы, отлично знать свой корабль, иметь богатый опыт хождения на шлюпке. Спросите закаленного моряка, легко ли ему служить? И он ответит утвердительно, потому что такому воину под си­ лу все трудности и лишения корабельной жизни. Б сожалению, на нашем корабле воспитанию у матро­ сов морской закалки не уделяется должного внимания. По­ этому многие, даже старослужащие моряки не умеют ходить на шлюпке. Так, например, старшина 2 статьи Зубанюк заявил, что за время службы он сам еще не научился дер­ жать весло в руках. Почему? Потому, что находясь несколь­ ко лет на корабле, он еще ни разу не ходил на шлюпке. И это не единичный случай. Однажды перед серьезными шлюпочными гонками было проведено всего... две тренировки. А ведь шлюпочный спорт прививает морякам любовь к морю, физически закаляет их. Многие говорят, что если человек сильный, то он — настоящий моряк. Это не совсем правильно. У нас служит старший матрос Рясин — человек незаурядной силы. Од­ нако взявшись как-то за весло и сделав несколько силь­ ных, но технически неправильных гребков, он стал зады­ хаться. Сразу сказалось отсутствие регулярных тренировок и закалки. Ясно, что человек сильный, но не освоивший технику гребли, не выдержит длительного хождения на шлюпке. Как-то на корабле был организован спортивный час: бег с препятствиями, подтягивание на канате, лазание по мачтам и т. д. Это мероприятие горячо было принято моря­ ками. Не каждому удалось выдержать испытание. Матрос Симаков на вид сильный моряк. Но он не мог подняться на руках по канату. Воин решил систематически заниматься прикладной гимнастикой. Но этому не суждено было сбыть­ ся, так как подобные мероприятия больше не повторялись. Нередко можно слышать, как матросы, (работающие за бортом при помывке корабля, просят показать, как на себе •зяжется беседочный узел. Знания, полученные ими ранее, забылись, а новых занятий по этим вопросам не проводит-' ся. А ведь корабельная служба,-.морские походы требуют от матросов высокой морской закалки, хорошей выносли­ вости и твердых навыков в практической работе. Мало внимания этим вопросам уделяет и комсомольская организация. Так, в одном из подразделений былс проведено комсомольское собрание с повесткой дня: «Комсомолец, овладевай морской культурой и знаниями!». Но почти все выступавшие уклонились от повестки дня и посвятили свои выступления главным образом нарушителям распорядка дня. Необходимо с первых дней пребывания матроса на ко­ рабле воспитывать у него большую физическую выносли­ вость, умение и способность преодолевать любые трудности морской службы. В этом — залог высокой выучки матро­ сов. Ю. ЕЛАГИН. Н а п р а к т и ч е с к о й р а д и о в а х т е Матросы заступили на практическую радиовахту. Хорошо несли радиовахту матросы Со* о е и н , Щербинин. Мишкин и другие. Она строго по инструкции вели радиообмен с j Матросы Соснин. Щербинин и Мишкин другими радиостанциями. правильно хорошо изучили правила радиообмена, оформляли бланки радиограмм и журнал.' Старшина 2 статьи В. АРШИНОВ. Специалист высокого класса Корабль в море. На боевом посту сто­ ит специалист первого класса старшина 1 статьи Войтенко. Его взгляд устрем­ лен на щиток измерительных приборов. Подается команда: — Аппараты товсь! Войтенко быстро занимает положен­ ное место. Рядом с ним матрос Лазарев. — Открыть клапан! — слышится голос старшины. — Есть открыть клапан! — репету­ ет команду Лазарев и приступает к ис­ полнению. — Аппараты — пли! Войтенко производит выстрел. Резкий толчок сильно сотрясает корабль. «Тор­ педа вышла», — докладывают на ходо­ вой мостик. Залп произведен хорошо. Старшина приводит в исходное положе­ ние механизмы. Движения его быст­ ры, умелы и ловки. В ритме работы чувствуется полная уверенность стар­ шины в своих знаниях. Старшина 1 статьи Войтенко умелый специалист. Он пользуется большим авторитетом на нашем корабле. Свои знания он систематически повышает, тренируется на боевых постах, грамотно и умело эксплуатирует вверенную ему технику. За примерную службу и отличное овладение современной боевой техникой моряк имеет много благодарностей. Свой опыт он добросовестно передает подчи­ ненным. — Обесточить питание щитка, — указывая рукой на электрический по­ требитель одного из механизмов, Вой­ тенко дал вводную молодому матросу Се­ мичастному. Воин приступил к выпол­ нению. Однако знания его были слабы, и он не смог этого сделать. Тогда клас­ сный специалист рассказал и лично по­ казал матросу, как правильно обесто­ чивать щиток. Был случай, когда Войтенко задал лично мне 'Вопрос, касающийся моей специальности. Я начал отвечать, но не так. как следовало. Старшина раз’- яонил: — Заполнение отсека, — сказал он, — можно производить через цистерну, а также следующим образом... П Войтенко приступил к подробному об’яснению. Я хорошо понял этот воп­ рос. Много примерных воинов воспитал классный специалист Войтенко. Среди них старшина 2 статьи Едалов и матрос Лазарев. Специалист второго класса Едалов имеет ряд благодарностей. Он сфотографирован у развернутого зна­ мени корабля. Не раз на комсомольских собраниях его ставили в пример другим. Матрос А . ШАТОХИН . Группа политических занятий, которой руководит старший лейтенант Баранов, — одна из передовых на корабле. Это а понятно. Она состоит из старшин. А они сами являются командирами, ближайшими начальниками и воспитателями матросов и, следовательно, должны показывать пример образцового выполнения воинско­ го долга, отличной учебы. Слушатели этой группы так именно и понимают свои обязанности. Почти все они прилежно овладевают политическими знаниями. Старшины Егоров. Кащук, Те­ рентьев и другие вдумчиво и глубоко изучают материал. Рост политических знаний благотворно сказывается на их служебной деятельности. Проникнутые чувством высокой личной ответственно­ сти за постоянную боевую готовность ко­ рабля. они заботливо обучают и воспиты­ вают подчиненных. Многим матросам по­ могли Э1 . слушатели освоить специально­ сти, стать классными специалистами, от­ личниками боевой и политической подго­ товки. С большим старанием старшины овла­ девают историей и теорией нашей слав­ ной Коммунистической партии. Именно об этом свидетельствуют беседы по изу­ ченным темам. Занятие по первой части третьей гла­ вы Краткого курса в группе прошло орга­ низованно и снова показало, что слуша­ тели серьезно относятся к политической учебе. На первом часе было самостоя­ тельное чтение учебных пособий. Стар­ шины готовились к беседе по теме. Все они имели Краткий курс истории партии. Как и всегда, многие из них в ходе чте­ ния делали в своих тетрадях записи. Ес­ ли встречались с непонятными им поло­ жениями или терминами, то обращались к руководителю группы за раз’яснением. Особенно внимательно работали над кни­ гой старшины Егоров. Терентьев. Василь­ ев и другие товарищи. Пропагандист старший лейтенант Ба­ ранов тщательно подготовился к занятию. Он руководит этой группой недавно, ао уже успел познакомиться со слушателя­ ми. узнать их достоинства и недостатки в политической учебе. Поэтому офицер заранее наметил, с кем побеседовать, ко­ му помочь при подготовке к беседе. Во время самостоятельного чтения слушателями книги тов. Баранов ин­ тересовался. как тот или иной слушатель понимает прочитанное, что ему неясно. Он еще раз обстоятельно раз’яснил стар­ шинам Ершову и Кракулеву отдельные положения книги В. II. Ленина «Две так­ тику социал-демократии в демократиче­ ской революции». В следующие два часа в группе прохо­ дила беседа по первой части темы: «Меньшевики и большевики в период русско-японской войны и первой рус­ ской революции (1904— 1907 годы)». Перед началом ее руководитель поставил па обсуждение rpynitbf вопросы и ука­ зал. на какие моменты и положения сле­ дует слушателям в выступлениях обра- тгть особое внимание. По первому вопроту «Руоско-японская война и отношение к ней меньшевиков а большевиков» выразил желание вы-^ту- пить старшина 1 статьи Глаголев. Слу­ шатель довольно полно осветил причины возникновения русско-японской войны, цели царского правительства в ней. За­ тем он рассказал, как меньшевики и большевики относились к этой войне и почему царская Россия п о зо р н о проиграла войну. Старшина 1 статьи Егоров обстоя­ тельно говорил о событиях 9 января 1905 года и начале революции в Рос­ сии. Беседа носила характер живого обсуж­ дения темы. Слушатели выступали ак­ тивно, охотно высказывали свои мнения, дополняли друг друга, поправляли того, кто допускал оговорки, неточности. На занятии глубоко был раэооран во­ прос о под’еме революционного движения в России и III с ’еэде партии, о его важ­ нейших решениях. Глубоким по содер­ жанию было выступление слушателя Воронцова, рассказавшего о политиче­ ских стачках и демонстрациях рабочих, 0 революционных выступлениях крестьян и восстании на броненосце «Потемкин». Тов. Воронцов подчеркнул острый, по­ литический характер революционной борьбы рабочих после 9 января, влияние политических стачек на всю страну, на крестьянство, армию и показал это на примерах. Особенно обстоятельно он рас­ сказал о роли социал-демократических комитетов в под’еме революционного движения в стране, о вспыхнувшем в июне 1905 года восстании на броненос­ це «Потемкин», подчеркнул, какое 01ромное значение этому событию прида­ вал В. И. Ленин. Слушатели показали, что они правиль­ но понимают основные положения книги В. П. Ленина «Две тактики социал-демо­ кратии в демократической революции» и ленинскую теорию перерастания буржуаз­ но-демократической революции в револю­ цию социалистическую. По этому вопросу запоминающимся было выступление стар­ шины 2 статьи Терентьева. Чувство­ валось, что слушатель много порабо­ тал над материалом, тверао усвоил его. Он свободно излагал свои мысли. В заключение руководитель подвел ито­ ги занятию, сделал необходимые дополне­ ния к выступлениям и оценил знания каждого слушателя, принявшего участие в беседе. Все выступившие на беседе, кроме Бойкова, получили хорошие и от­ личные оценки. Пропагандист указал Бойкову на его недостаток, потребовал от него изучить слабо усвоенный им материал в свобод­ ное время. Тов. Баранов далее совершен­ но справедливо отметил, что в выступле­ ниях слушателей слаба была связь с со­ временностью. На беседе, действительно, недостаточно четко была выражена мысль о том. что и в настоящее время в капиталистических странах есть сторон­ ники разгромленных Лениным меньше­ вистских взглядов и тактических устано­ вок в лице социал-предателей различных мастей и оттенков, ставших верными слугами буржуазии. Кроме того, надо отметить, что на этом занятии, как и во всех группах в этот день, отсутствовали наглядные пособия, т. к. старые альбомы сданы, а новые не получены. Это. конечно, отразилось и на самостоятельной подготовке слушате­ лей и на беседе по теме. В целом же занятие прошло активно, на должном уровне. Особенно хочется от­ метить хорошую дисциплину слушате­ лей. деловую обстановку как на само­ стоятельном чтении, так и во время бесе­ ды. Старшины и впредь должны упорно и настойчиво овладевать политическими знаниями, отчетливо сознавая, что в этом — одно из важнейших условий их успе­ хов в большом и важном деле обучения и воспитания матросов, в зал ьъ •йшем по­ вышении боеготовности корабля. Старший лейтенант М. ХАМЕТОВ. О----- По следам наших выступлений «ПЛОХО У НАС ПРОХОДИТ ДОСУГ ВОИНОВ) Под таким заголовком в нашей газете 5 июня было опубликовано письмо в ре­ дакцию Н. Чуркина. Заместитель командира по политчасти сообщил редакции, что письмо военкора обсуждалось на заседании комсомольского бюро, намечены мероприятия по улучше­ нию организации досуга личного состава. В частности, в подразделении организует­ ся передвижная библиотечка, создается кружок матросской художественной само­ деятельности. СЛУШБА МОЛОДЫ Х ОФИЦЕРОВ НА КОРАБЛЕ 3. Во всём и всегда действовать по уставам В наших воинских уставах сконцент­ рирован многолетний опыт строительства Советской Армии и Военно-Морского Фло­ та, неоценимый боевой опыт Великой Отечественной войны. В них воплощены принципы советской военной науки, от­ ражены морально-политические и военные требования, пред’являемые советским на­ родом и Коммунистической партией к за­ щитникам Родины. Наши уставы служат одним из основных источников военных знаний, представляют собой кодекс пра­ вил дисциплины и воинского порядка, без которого армия и флот не могут су­ ществовать. По ним живут. обучаются воспитываются и действуют советские воины. Вот почему строгое выполнение всех положений уставов — самый вер­ ный путь успешной учебы и службы личного состава. Во всем и всегда дей­ ствовать по уставам — это и есть то первое требование, следуя которому мо­ лодые офицеры сумеют с честью выпол­ нить стоящие перед ними задачи. Строгое выполнение требований уста­ вов предполагает выработку и закрепле­ ние у личного состава тех качеств, ко­ торые, формируясь еще в мирное время, обеспечивают образцовое выполнение вои­ нами их священного долга в боевой об­ становке. От того, насколько четко бу­ дут выполняться все уставные положе­ ния, зависит боевая готовность кораблей и подразделений. Молодому офицеру, пришедшему на ко­ рабль. надо сразу взять твердый курс — во всем и всегда строго следовать требо­ ваниям уставов, никогда не отступать от них ни при каких обстоятельствах. Ко­ рабельный устав, например, указывает, что боевую подготовку необходимо прово­ дить в условиях, близких к подлинной боевой действительности, решительно бо­ рясь со всякими проявлениями условно­ стей и упрощенчества. Занятия по спе­ циальности, тренировки на боевых по­ стах необходимо строить, строго придер­ живаясь (руководящего принципа боевой подготовки — учиться в мирные дни то­ му, что необходимо на войне. Однако до сих пор все еще имеют ме­ сто вредные условности и упрощенчество в учебе, которые допускаются некоторы­ ми матросами, старшинами и даже от­ дельными офицерами. Проявляются эти условности зачастую в том, что не до конца выполняются все пункты наставлений по эксплуатации боевой техники, требования боевых инструк­ ций. Необходимо чтобы молодые офице­ ры, а равно и все воины, никогда не забывали слова прославленного русского флотоводца С. 0. Макарова: «Помни вой­ ну!». Ведь все, что мы делаем сейчас, — делаем ради того, чтобы быть готовыми в любую минуту выступить в бой за нашу Родину, нанести сокрушительныйудар лю­ бому агрессору, который попытается на­ рушить мирный труд советского народа. Высокая боевая готовность как раз и вы­ рабатывается в учебе, которая проходит в обстановке, близкой к настоящему бою. Всякие условности и послабления только вредят делу боевой подготовки, и с ними надо вести самую решительную борьбу. Однажды я был свидетелем такой кар­ тины. Артиллеристы проводили тре­ нировку по стрельбе. Орудийные рас­ четы, на первый взгляд, старательно вы­ полняли все боевые приемы. Однако с некоторых приборов не были сняты чех­ лы, дульные пробки не вынуты. А ведь (расчеты ведут огонь. Присутствовавший при этом молодой офицер как будто не за­ мечал всего этого. Проводя тренировки и практические учения, надо внимательно проверять и контролировать все действия подчинен­ ных, решительно пресекать всякую по­ пытку выполнять тот или иной прием ус­ ловно, не так, как этоко требуют уставы. Строгую требовательность надо сочетать с показом, т. е. об’яонять, как поступать в том или ином случае. Здесь, как и во вся­ ком деле, молодой офицер должен показы­ вать личныйпример умелых действий. Так и поступает большинство молодых коман­ диров. Однако есть и такие, которые не только плохо требуют от подчиненных, но и сами допускают в своих действиях ус­ ловности и упрощения. Например, отдель­ ные офицеры, особенно молодые, проводят тренировки не так, как этого требует Ко­ рабельный устав, а в форме вопросов и ответов, что явно недопустдмо. В уставе сказано, что тренировки являются основ­ ным видом одиночной подготовки, и име­ ют целью освоение практических навыков в выполнении своих связанностей по обслуживанию и боевому использованию оружия и технических средств. Отсту­ пать от этого положения — значит до­ пускать вредное упрощенчество, которое неизбежно ведет к ухудшению качества занятий, к снижению боеспособности под­ разделения. С этим надо покончить. Говоря о строгом соблюдении уставных положений, нельзя не обратить внимания на командный язык. Прибыв из училища, молодойофицер не всегда четко, по-устав­ ному подает команды. Поэтому иног­ да приходится наблюдать, как он подает команду неправильно, искажает ее. Это влияет не только на выполнение распо­ ряжений командира, но и влияет на егв авторитет. Отсюда вывод: прежде чем от­ давать команду, подумай, проверь, убе­ дись, правильно ли ты ее знаешь. Нужно сначала тщательно изучить все команды, точно закрепить их в памяти, а потом пользоваться ими в служое. Как известно, вся корабельная жизнь проходит в строгих рамках распорядка дня. Это требует от молодого офицера четко планировать всю свою деятельность. Военному человеку, а тем более офицеру, жить без плана нельзя. Надо по часам, по минутам распределить строго все вре­ мя, чтобы разумно, экономно, с наиболь­ шей пользой тратить его. На каждый деньофицеру необходимо точно расписать, где. когда он должен побывать, что и как провести. Нужно видеть вперед свою службу, жить с перспективой зара­ нее подготавливать события, быть гото­ вым к ним самому. Работать без плана — значит действовать, как говорят, по воле волн, без руля и без ветрил. Мне пришлось видеть одного такого молодого офицера, который не знал утром, напри­ мер, что он будет делать после обеда. Он ждал указаний сверху, команд, распоря­ жений. Работу свою не планировал, по­ этому бросался из стороны в сторону, и все у него как-то получалось не совсем хорошо. Пришлось ему перестраиваться и приучаться строить всю службу по пла­ ну. И сразу же он увидел преимущества такого метода. Требовательность офицера — одно из проявлений строгого выполнения уставов. Требовательность должна быть постоянной и неослабной в любой обстановке. Я пом­ ню случай из своей личной практики. Молодым офицером я впервые шел на ко­ рабль, куда получил назначение. На пир­ се увидел верхнего вахтенного, который нес службу с нарушением устава. Я ему сделал внушение и приказал после смены доложить своему командиру об этом заме­ чании. Позднее оказалось, что матрос яв­ ляется моим подчиненным. Вначале стро­ гая требовательность была встречена от­ дельными матросами подразделения не со­ всем хорошо. Но потом, когда наше под­ разделение благодаря крепкой воинской диспиплине добилось высоких успехов в боевой подготовке, личный состав с еще большим энтузиазмом стал бороться за более высокие показатели в учебе и службе. Проявление требовательности начальни­ ка к подчиненному прежде всего должно преследовать главную цель — учить их настойчиво и терпеливо тому, что необхо­ димо в бою. Требовательность советских командиров сочетается с отеческой заботой о подчи­ ненных. Устав обязывает начальника за­ ботиться о своих подчиненных, вникать в их быт и нужды, помогать им советом, ходатайствовать за них перед старшлми начальниками. Командир должен быть справедливым, не допускать грубости и не унижать личное достоинство подчинен­ ного. Несправедливый, предвзятый подход офицера к личному составу ведет к потере командирского авторитета. Об этом всегда надо помнить молодому офицеру. Умело организует учебу и службу по уставам в своем подразделении молодой офицер Боев. Он показывает подчиненным личный пример того, как надо выполнять свои служебные обязанности. С первых дней прихода на корабль инженер-лейте- нант Боев настойчиво учится по специ­ альности сам и проводит плодотворную работу с подчиненными, воспитывая у них необходимые боевые качества. Под­ разделение достигло немалых успехов в овладении первоклассной техникой, вои­ ны умело обслуживают вверенные им ме­ ханизмы. Основой всех этих успехов моло­ дого офицера является то, что он всегда и во всем действует по уставам, настой­ чиво и твердо проводит в жизнь все их требования, строит всю учебу и службу личного состава, исходя из руководящего принципа нашей боевой подготовки — учить войска тому, что необходимо на войне. Одним из проявлений командирской требовательности является строгое выпол­ нение правила: отдал приказание — про­ верь исполнение. Хорошо поставленная проверка исполнения — одно из важней­ ших условий высокой организованности в работе командира. Проверить выполне­ ние приказания можно различными пу­ тями. Однако жизненный опыт подсказы­ вает, что паилучише результаты достига­ ются личной проверкой, личным общением командира со своими подчиненными. Как бы ни был загружен командир, он всегда должен найти время и уделить внимание вопросу проверки служебной деятельности своих подчиненных. Исполнительность, как известно, яв­ ляется душой воинской службы. Воля командира, его приказ — нерушимый за­ кон для подчиненных. Надо воспитывать в личном составе безукоризненную испол­ нительность, полное повиновение коман­ диру. Очень хорошо, конечно, если моло­ дой офицер сам будет показывать личный пример повиновения, четкого выполнения приказов своих начальников. С команди­ ра будут брать пример и его подчиненные. Советские воинские уставы требуют от начальников подавать подчиненным при­ мер стойкости, бодрости и выносливости. Выдержка, спокойствие, твердая уверен­ ность в успех дела, хорошая физическая закалка — необходимые качества коман­ дира, которые должен с первых дней слу­ жбы воспитывать в себе молодой офицер. Молодому офицеру приходится нести дежурную службу, которая является стра­ жем уставного порядка на корабле. П здесь нужно во всей полноте проявить высокое чувство ответственности за пору­ ченное дело. Иногда приходится наблю­ дать некоторую робость молодых офице­ ров при несении дежурной службы. Не чувствуется настоящего хозяйского отно­ шения к делу, внимательного глаза, высо­ кой требовательности. Борьба за строгий уставной порядок — не кратковременная кампания, а постоян­ ная забота командира о повышении бое­ вой готовности подразделения. ® * * Первые шаги службы молодого офицера на корабле — ответственный момент во всей его дальнейшей командирской дея­ тельности. Вот почему необходимо, чтобы сразу по приходу на корабль молодые офицеры с высоким чувством личной от- вественности за порученное дело, с пол­ ной отдачей сил творчески решали ссе поставленные перед ними большие и от­ ветственные задачи. Офицер Г. MAKAPEHK0B .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz