На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
20 июня 1954 г., № 145 (4987). На с т р а ж е З а п о л я р ь я i n Л Каждую секунду быть наготове ИЧНЫИ состав Военно- 1 ч>сударственную границу СССР, и С> но- М етко пораЖатЬ целЬ Воздушных Сил вместе со всем советским народом празднует сегодня День Воздушного Флота нашей могучей Родины. Каждый военный летчик гордится тем. что ему вверен вполне совершенный реактивный самолет, что ему народ доверил почетное и ответственное дело — бдительно и умело охранять воздушные просторы Оте чества от любых происков агрессоров. Перед авиационными частями и под разделениями стоит сейчас особенно важ ная задача — «'одержать технику в по стоянной боевой готовности, быть каж дую секунду начеку! Высокая боевая готовность зависит от уровня знаний личным составом техники, безукоризненной слаженности всего эки пажа и четкой организации. Повседнев ные тренировки с вылетом — один из лучших методов достижения высокой боевой готовности. На днях, напрнмео, по сигналу летчики в предельно короткое время взлетели зля выполнения задания. В борьбе за каждую секунду времени проявились исключительно четкие и бы стрые действия не только летчиков, но ч технического состава. Можно было на блюдать. нанримев. как техники самоле тов офицеры Дунаев и Спиридонов, а также механики старший сержант Ахка- мов и сержант Мизинов мгновенно вы полнили необходимые работы, и двигатели машин загудели. В действиях технического состава не было допущено ни одного замедленного или лишнего движения: все рассчитано, предельно точно и быстро. Этот опыт не сам по себе пришел. Он приобретен в процессе настойчивой практической уче бы, тренировок, путем анализа и устра нения допущенных .ранее ошибок. Специальные наглядные пособия, ко торые постоянно находятся на стоянке самолетов, также служат средством по вышения боевой готовности. По инициа тиве коммунистов авиаторы сами оформи ли убедительные плакаты, где конкретно и сжато определена строгая последова тельность действий каждого члена эки пажа на различных этапах приготовления самолета к немедленному вылету. При современной реактивной авиации, когдз самолет в считанные секунды про летает десятки километров, у авиатора должно быть высоко развито чувство от ветственности за вылет. Но при этом не обходимо учитывать и другую особен ность: возможности данного типа самоле та. Например, чрезмерная поспешность при запуске двигателя определенной мар ки может привести к его остановке. Зна чит, практически установленный цикл запуска нельзя механически сокращать, иначе борьба за секунды приведет прак тически к потере времени. Вполне понятно, что быстрота взлета егма по себе еще не обеспечивает вы сокую боевую готовность истребительной авиации. Летчик-истребитель должен най ти противника, перехватить и уничто жить его метким огнем. Многим нашим летчикам-истребителям в боевых условиях неоднократно прихо дилось выполнять задачи по перехвату вражеских самолетов. В годы Отечествен ной войны наши истребители и днем и ночью всячески препятствовали налетам вражеских бомбардировщиков. пытавших ся наносить удары по нашим войскам, промышленным об ектам. городам и селам Родины. В ожесточенных воздушных сражениях военных лет советские летчики разгроми ли Х!валеную фашистскую авиацию, чем обеспечили свободу действий для своих наземных войск. Одним из важнейших условий, обеспечивших успех советской авиации, явилось мастерское осуществле ние нашими летчиками-истребителями по летов на перехват и уничтожение враже ских бомбардирозщикоп. Известны умелые действия летчиков- истреоителей Советских Военно-Воздуш ных Сил по перехвату иностранных само летов. пытавшихся -нарушить нашу госу дарственную границу в послевоенные го ды. Так было в районе южнее Либавы' 8 апреля 1950 года, когда американский военный самолет «В-29» грубо нарушил ября 1951 года, когда двухмоторный бомбардировщик армии США нарушил на- Ш'. границу в районе мыса Островной на Дальнем Востоке. Как известно, в обоих случаях провокация потерпела провал благодаря бдительности и решительностл советских летчиков, их умению осущест влять полеты на перехват в любых усло виях. Практика показывает, что полет истре бителей до встречи с бомбардировщиками противника протекает в условиях, когда неприятель пытается избежать встречи, а истребители, обладающие более высокими наступательными качествами, стремятся осуществить эту встречу, то есть во что бы то ни стало перехватить самолеты врага. Боевой дух. наступательный по рыв. смелость и решительность здесь крайне необходимы. В подразделении немало таких летчи ков. Среди них ветераны Отечественной войны, а также представители молодого поколения Евгений Ломаев и многие дру гие. Сейчас большое внимание уделяется вопросам огневой подготовки летчиков- истребителей. Это также решающее уело-, ©ие высокой боевой готовности. Опыт лучших воздушных стрелков тщательно изучается, осваиваются наиболее верные приемы использования определенных установок, приборов. Но. отрабатывая задачи по воздушным стрельбам, не упускаются и такие виды летной подготовки, как групповая сле танность. Опыт Великой Отечественной войны наглядно учит, что летчик, ко торый неуверенно держит свое место в строю, нарушает его, в какой-то сте пени снижает боеспособность подразделе ния. Только хорошо слетанная группа независимо от ее численности, представ ляет собой высоко маневренную единицу, которая в любых условиях добьется побе ды. Разумеется, что групповая летная под готовка не исключает всестороннюю под готовку одиночных воздушных бойцов, обладающих высоким летным мастерст вом. инициативой, смелостью, умением добиться победы в любых условиях. Взять, к примеру, классного летчика Евгения Ломаева. который путем длитель ных тренировок в воздухе до совершен ства отработал те подчас неощутимые навыки, которые дают возможность лет чику действовать управлением самолета мгновенно, почти автоматически. Это вы сокое качество чувства машины помогает летчику, не отвлекая своего внимания на приборы, точно выполнять любые манев ры как в воздушном бою. так и в стрельбе и в пилотаже. Летчик Евгений Ломаев систематически занимается спортом, он прекрасный бе гун на различные дистанции, хорошо прыгает в высоту. Закалка способству ет его летному мастерству. Вот почему Ломаев всегда смело выполняет любой ма невр. точно действует рулями управления самолетом даже тогда, когда возникшие в полете значительные перегрузки отража ются на его способностях к быстрому •восприятию обстановки. Выносливость летчику особенно необ ходима при полетах на больших высотах. Потому что и сам факт большой высоты оказывает определенное моральное воз действие и соответствующие физиологи ческие изменения дают себя знать. Неиз бежна скованность в движениях. Следует учитывать, что с высотой изменяется ма невренность самолета, значительно уве личивается его инертность. Вот почему, бо рясь за высокую готовность, летчики должны постоянно совершать высотные полеты, закалять себя физически в лю бых условиях. Военное дело непрерывно развивается. Это особенно относится к авиации, где технический прогресс происходит особен но быстро. Современная боевая техника и оружие требуют от советских авиаторов совершенных знаний, огромного напряже ния сил. выносливости, умения образцо во выполнять свое дело в воздухе, оправ дывать доверие народа. Коммунистиче ской партии и Советского правительства. Герой Советского Союза Н. ЗАЙЦЕВ. Наш отечественный самолет-истребитель оснащен мощ ным стрелково-пушечным вооружением. И мы, летчики-исг- ребители, благодарим советских конструкторов и рабочих, давших нам прекрасный скоростной самолет. Но чтобы в совершенстве овладеть этой машиной и ее огневыми возможностями, надо настойчиво учиться на земле и в воздухе. Так мы и поступаем, помня о том, что Родина поручила летчнкам-североморцам бдительно и умело о х р а нять воздушные рубежи Советского Заполярья. Вот и сейчас, когда я на аэродроме пишу эти строки п перерыве между вылетами, над стартом стремительно проне слась п ара истребителей. Это ведущий летчик первого клас са Григорий Воронцов и ведомый — его воспитанник и мой боевой друг. О б а они: и ветеран части, участник Отечест венной войны Воронцов и молодой летчик успешно выпол нили стрельбы по воздушной мишени. Скоро и мне в воздух. К выполнению стрельб я подготовился тщательно. Как только командир дал задание, взял литературу, методические указания, изучил соответствующие темы, четко уяснил з а дачу. Потом вместе со всеми летчиками начал тренировки на специальном тренажере для стрельбы. Вот я саж у сь за пульт управления и весь сосредотачи ваюсь, внимание мое теперь предельно сконцентрировано и направлено к одной цели — выполнять все приемы быст ро, точно, так, как придется повторять их и в воздухе. В это время меня контролирует командир. Он замечает малейшие неточности и тотчас ж е поправляет. Вот я немно го резковато делаю движение рулем поворота. Командир )• дает замечание и советует: — Запомните, — говорит он, — что при резком движе- j| нии рулем поворота центральная м арка будет рыскать и ее ii очень трудно удержать на цели. С благодарностью воспринимаю советы опытного коман- дира-летчика, перенимаю его приемы и методы подготовки к I воздушным стрельбам. В последний период учебно-боевой подготовки не было случая, чтобы я не выполнил успешно задания по воздушным стрельбам. Поэтому почувствовал еще большую веру в боевую машину, в ее грозное оружие. Но чтобы стать настоящим мастером воздушной стрель бы, надо много, непрерывно тренироваться, не избегая сл ож ной обстановки, приучать постепенно себя к действиям в любых условиях. Мы часто говорим о передаче опыта в боевой подготов ке. Я убедился, что лучшая школа приобретения опыта — это, прежде всего, тренировки, если проводятся они без всяких условностей. Частые тренировки в воздухе позволили мне в последнее время четко уяснить важнейшие элементы огневой подготовки, не допускать ошибок. Например, мне хорош о теперь известно, что при заходе слишком малый ин тервал относительно цели не эффективен, потому что быст рое сближение с целью не позволяет летчику х ор ош о при целиться. Но и большой интервал не дает желаемых ре зультатов в воздушной стрельбе. Он , как правило, приводит к тому, что летчик выходит под малый раккурс. Лично я всегда стремлюсь брать дистанцию и интервал согласно курсов и наставлений. В процессе тренировок в воздухе мне удается избирать наиболее выгодные варианты тактических приемов воздушной стрельбы. Многое зависит и от индивидуальных особенностей летчика, его опыта, натре нированности. Техник моего самолета Алексей Цицарев передает мне приказания командира: «Вылетать!» и сам бежит к машине, чтобы сделать последние приготовления. Сейчас я сяду в кабину самолета, мощно загудит реак тивный двигатель. Как всегда, сердце наполнится благодар ностью к технику самолета и всем авиационным специали стам, которые с любовью готовят материальную часть, про вожают летчика в воздушные просторы и первыми встреча ют его. Техники и механики — наши славные боевые дру зья, верные помощники летчиков в достижении ими высоко го летного мастерства. Гвардии лейтенант В. К У З ЬМ И Н . 0Р0Ш0 мне запомнился пер- |ности нашего отечественного самолета. вый полет на реактивном самолете. С огромным волне нием я и мои друзья рано ехали тогда на аэродром. Вот и самолет. Невысокий, стреловид ный, он сверкал под лучами восходящего солнца, очаровывая своей необыкновен ной, непривычной еще для глаза летчика внешностью. Сажусь в кабину, привязываюсь ремня ми, тщательно выполняю все требования инструкции но изготовлению к полету. Закрываю фонарь. Какой обзор! Из каби ны летчику открывается обширный го ризонт во все три стороны. Запускаю двигатель легко и быстро. П здесь убедительно ощутимо коренное отли чие от винтомоторных самолетов. Сердце наполняется чувством благодарности к советским ученым, конструкторам, инже нерам, рабочим. Они первыми воплотили в действительность великие теоретические открытия выдающихся русских ученых — Циолковского. Жуковского, Чаплыгина. Постепенно увеличиваю обороты дви гателя. В этот момент поток горячего воз духа с огромной скоростью и силой выры вается из реактивной трубы, сопровож даясь свистом и громовыми раскатами. Они далеко слышны, оглушают всех сто ящих неподалеку. Но я в кабине чувствую себя прекрасно, ни одного резкого звука, тишина. Лишь слабый приглушенный по свист турбины нарушает устойчивую ти шину в кабине. Выруливаю на старт. Даю полные обо роты. Машина легко вздрагивает под тор мозами. Определив направление, иду на взлет. Замелькали и слились в однообраз ную серую полосу все боковые наземные предметы, мгновенно пропали параллель ные «взлету ориентиры. Я — в полете. В воздухе машина необыкновенно чув ствительна, управляется легко. Убеждаюсь в ее хорошей маневренности, в значитель ном диапазоне скоростей... Проходили годы. Совершенствовалось Вот с быстротой молнии машины устремляются ввысь, делают поворот вок руг своей оси, расходятся в противопо ложные стороны и с огромной скоростью бросаются навстречу друг другу. Точен расчет летчиков! Самолеты проскальзывают всего в нескольких мет рах друг от друга, выполняют одну из сложнейших фигур высшего пилотажа «Восходящую бочку», снова набирают вы соту и снова стремительно мчатся навстре чу друг другу. Это был пилотаж на встречных кур сах, впервые исполняемый на скоростных реактивных машинах. Действия летчиков в воздухе фиксировались на кинопленке, и летчики сами могли потом наглядно проследить все выполняемые эволюции в полете, обнаружить малейшие неточности, если таковые допускались. Меня всегда восхищало непревзойден ное летное мастерство прославленного лет чика Шульженко и его воспитанников. Вот почему особенно знаменательным со бытием в своей летной жизни считаю то время, когда я был удостоен чести участ вовать в воздушном первомайском параде над Красной площадью. Мы, истребители, готовились к этому важному событию под руководством гвар дии полковника Шульженко. Пашу трой ку возглавлял опытный летчик-истреби тель подполковник Костенко, правый ве домый был старший лейтенант Шибанов, левый ведомый — я. Тренировочные полеты мы начали с отработки индивидуальной техники пило тирования каждого летчика. При этом самое серьезное внимание обращалось на четкое выполнение любого элемента поле та любой фигурой пилотажа. После тщательной отработки индиви дуальной техники пилотирования начали полеты в паре с целью совершенствования групповой слетанности. Очень важно бы ло добиться, чтобы каждый летчик умел исключительно точно выдерживать интер вал и дистанцию относительно ведущего, мое летное мастерство, совершенствовался развить чувство высокой внимательности. и реактивный самолет. Перед военными летчиками, вооруженными этими маши нами, открылись новые возможности про явить свое искусство. И мне посчастли вилось наблюдать, как во главе с прослав ленным летчиком гвардии полковником II. Шульженко группа истребителей де монстрировала свое изумительное мастер ство, подтверждая неисчерпаемые возмож- четко отработать действия, связанные с управлением двигателем. Постоянные и продолжительные поле ты, естественно, были сопряжены с боль шими трудностями, но летчики не боялись и не останавливались перед трудностями. Вдохновленные высоким доверием, они настойчиво и упорно добивались постав ленной цели. Успешно закончив тренировки, мы при няли участие в генеральной репетиции и с большим волнением ожидали утра 1 мая. На аэродром прибыли в семь часов. У всех настроение приподнятое, возбужден ное. Каждая секунда приближала к тому моменту, когда наши стремительные ма шины пронесутся над праздничной лику ющей столицей Родины — Москвой, над величественной Красной илощадыо, олице творяя огромные достижения советской авиационной промышленности, силу и мо гущество военного Воздушного Флота. II вот мы над Москвой. Время рассчита но до секунды. Все внимание сосредоточе но на строгом выдерживании дистанции. Ни малейшего отвлечения. Мы не видим Красной площади, а лишь по времени улав ливаем момент, что пролетаем над ней. Скорость огромна! Каждый летчик ощу щает стремительность полета и сердце его ликует, незримо вливаясь в единый ритм миллионов сердец москвичей... Сегодня, в День Воздушного флота, со ветские летчики в небе Москвы вновь про демонстрируют свое возросшее летное ма стерство, достижения лучшей в мире авиационной техники. Наши летчики Советского Заполярья вместе со всеми воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота бдительно стоят на страже мирного созидательного труда своего народа и государственных интере сов социалистической Родины. В полетах совершенствуется боевое ма стерство летчиков. Вот почему мы стре мимся сейчас использовать любые ме теорологические условия для отработки различных задач. Многие наши воздушные воины к своему празднику пришли с успе хами в боевой и политической подготовке. В числе лучших летчиков пашего под разделения — много молодых. Они за сравнительно небольшой срок благодаря страстному стремлению летать и настой чивости в подготовке к каждому поле ту добились совершенного владения са молетом и его вооружением. Я лично с большим желанием и любовью передаю стой опыт товарищам, помогаю им на учиться тому, что потребуется от летчи ка в воздушном бою. В современных условиях наши летчики должны и впредь с высоким патриотиче ским рвением выполнять задачи, постав ленные перед ними Коммунистической партией и родным Советским правитель ством. Капитан Е. АРТАМОНОВ. Техник— хозяин самолёта У нас часто техника называют хозяи ном самолета. II это справедливо. Техник самолета несет полную ответственность за состояние самолета, за его постоянную бое вую готовность. На старте кипит боевая работа, каж дый занимается своим делом. Во главе подготовки самолетов — техники. Нм подчинены все авиационные специалисты служб. — 'Где хозяин самолета? — говорит инженер, поднимаясь по стремянке к ка бине. — Вез хозяина я не могу осматри вать самолет. — Слушаю вас, товарищ подполковник! — тотчас бойко доложил техник самоле та коммунист Алексей Никулин. Он про водил осмотр передней стойки шасси и, увлекшись работой, не заметил прибыв шего инженера. Очень придирчив был инженер, осмат ривая самолет, порой он хмурился, и Ни кулину казалось, что сейчас оп выскажот свою неудовлетворенность. Но этого не слупилось. Дав технику определенные указания, инженер довольный ушел к другим машинам. Вместе с Никулиным работает и меха ник самолета гвардии младший сержант Шевченко. Оба они образцово обслужива ют сложную авиационную технику, содер жат ее в чистоте и постоянной боевой го товности. Летчик совершил на их само лете большое количество полетов, в том числе и в сложных условиях. П не было ни одного случая отказа материальной части. Замечательных успехов в боевой подго товке добились отличники подразделения авиационные специалисты украинец Юрий Шабалдас и механик белорус Петр Громыко. В дни, когда наша Родина торжественно отмечала 300- летие воссоединения Украины с Рос- рсны командиром за умелое обслужива- ние боевой техники. Они— комсомольцы, принимают активное участие в общест венной жизни подразделения. Юрий Ша балдас — секретарь комсомольской орга низации, а Петр Громыко — слушатель партийной школы. Педавно он успешно закончил первый год обучения. Высокая политическая сознательность авиаторов, их чувство личной огветег- венностп за защиту своей Родины — Со юза Советских Социалистических Рес публик руководят мыслями и действиями воинов, вдохновляют их на новые успехи в боевой и политической подготовке. Старший лейтенант Г. СОЛОВЬЕВ. Л Ё Т Ч И К И Р а ст ё т творчество авиаторов В канун Дня Воздушного Флота замечательных успехов в боевой и политиче ской подготовке добились передовые авиационные механики старшие сержанты Иван Воинов и Николай Андронов. Матрос Кондратьев на своем посту проявил новаторст во. Он сконструировал оригинальную установку для проверки помп, которая значи тельно ускоряет процесс подготовки агрегата к полетам. Матрос-рационализатор так же предложил очень ценный проект прибора для промывки фильтров. Старший матрос Н. БАЖАНОВ. Когда на Тушинском аэродроме взлетают в небо летчики страны. Мы ощущаем мощь в моторном громе И чувствуем, как в воздухе сильны. Любуемся стремительным полетом Сверкающих на солнце кораблей. Страна вручила грозный флот пилотам. Отважных воспитала сыновей. Они быстрей летают с каждым годом, Все выше набирают потолок И охраняют мирный труд народа. Чтоб враг на нас напасть врасплох не мог. Дежурят на границах у штурвалов, Решимости и мужества полны. А сколько есть у нас таких, как Чкалов. Прославивших Отчизну в дни войны! Их подвигами наш народ гордится. В историю вошли их имена. Бессмертна слава боевых традиций, Которая в сраженьях рождена. Гордимся мы своим воздушным флотом, В родное небо устремляя взгляд. Быстрее звука наши самолеты. Сомкнувши строй, над Родиной летят. Ждет летчиков упорная работа. К высотам мастерства им путь открыт. Они отважно водят самолеты И учатся, как партия велит. Игорь Л АШ К О В . Маст ера своего дела Бывает, что очень рано начинаются по леты, но еще раньше поднимается меха ник по радио старший сержант Сергейчик. Он помнит всегда, что от исправности ра диооборудования зависит боевая готовность самолета, качество выполнения задания в воздухе. Старший сержант Сергейчик в совер шенстве изучил свое заведывание, и его назначили командиром отделения. Авиатор еще прилежнее стал осваивать специаль ность, расширять знания. Когда потребо валось заменить выбывшего старшего то варища, командир поручил исполнять эти ответственные обязанности старшему сер жанту Сергейчику. Он образцово эксплуа тировал технику, руководил подчиненны ми. Таких мастеров своего дела в нашем подразделении много. Большим уважением пользуется у личного состава авиационный специалист сержант Петров. Он показы вает образцы неутомимости, работает с под’емом, невзирая на холод и дождь, днем и ночью трудится честно на своем посту. Вот почему вооружение и конусное хо зяйство находятся у него в отличном со стоянии. Большую помощь оказывает сержанту Петрову техник-лейтенант Ермоленко, ко торый учит подчиненных личным показом и строго контролирует их работу по подго товке сложной боевой техники. С душой относится к эксплуатации сложной аппаратуры комсомолец механик- электрик матрос Свеженцев. Он воспи тал в себе высокую техническую культу ру, в работе аккуратен, исполнителен, отличается настойчивостью и любозна тельностью. На достигнутом передовой воин не оста навливается. а продолжает настойчиво совершенствовать свои знания по спе циальности. Паше подразделение считается передо вым в боевой и политической подготовке. В этом большая заслуга авиаторов-отлич- ников, мастеров своего дела, которые по стоянно обеспечивают безотказность дей ствия всех агрегатов современного самоле та. П. ЛЯШЕНКО. Передовые воины-авиаторы -нашего флота (слева направо): летчик гвардии капитан Виктор Шептуховский, штурман гвардии старший лейтенант Виктор Пирогов, техник самолета старшинтехттк-лсттогант Виталий Спирин, механик по эксплуата ции самолета гвардии . младишй герж ант Николай Красное, моторист авиационный гвардии младший серж ант Б ори с Догунеяяо, воздушный стрелок-радист младший _ серж ант _ Иван Даницкий и . мастер по вооружению __ гвардии старший! матрос Иван Чумаков. _ ~ ‘ “ ~ . Ф от о И . Н ж ш п ст а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz