На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
20 июня 1954 г.. № 145 (4987). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я Воздушный флот страны социализма С ЕГОДНЯ трудящиеся на шей страны. празднуя День Воздушного Флота СССР, с гордостью отме чают достижения совет ской авиационной техники и усиехи летчиков, неустанно совершен ствующих свою боевую подготовку, свое мастерство. Свои традиционный праздник — День Воздушного Флота советские люди отме чают новыми замечательными успехами, достигнутыми в борьбе за выполнение пятого пятилетнего плана развития на родного хозяйства. Руководимые и вдох новляемые Коммунистической партией, трудящиеся нашей страны успешно ре шают задачи, поставленные XIX с ’ездом партии. решениями сентябрьского ц фев ральско-мартовского Пленумов Централь ного Комитета КПСС, направленными на крутой под’ем промышленности и сель ского хозяйства, на повышение матери ального благосостояния трудящихся. Вме сте с тем, советские люди бдительно сле дят за происками поджигателей войны, принимают все необходимые меры по дальнейшему укреплению оэороноспособ- ности СССР, техническому оснащению Советской Армии. Военно-Воздушного и Еорнно-Морского Флота. Благодаря неустанной заботе партии и правительства Военно-Воздушные Силы Советской Армии имеют сейчас на воору жении лучшие современные скоростные реактивные бомбардировщики, в том чи сле дальние, а также реактивные истре бители и новые летательные аппараты многоцелевого назначения — вертолеты. Возросло летное и боевое мастерство со ветских летчиков, готовых в любое вре мя к защите воздушных рубежей социа листа ческой Отчизны. Советский Воздушный Флот имеет славную историю и славные боевые тра диции. Наша страна является родиной воздухоплавания и авиации. Еще в 1882 году, на много лет раньше, чем в других странах, с аэродрома в Петербурге под нялся в воздух первый в мире аппарат тяжелее воздуха — трехвинтовой аэро план. построенный русским моряком, ка питаном 1 ранга А. Ф. Можайским. В 1913— 1914 гг. в России были по строены и в годы первой мировой войны выполняли боевые задания первые в ми ре многомоторные бомбардировщики «Рус ский витязь» и «Илья Муромец», рав ных которым не знала тогда ни Европа, ни Америка. В том же 1913 году один из первых русских летчиков, пламенный патриот Петр Николаевич Нестеров, выполнил в воздухе свою знаменитую «мертвую пет лю», положившую основу высшему пило тажу; он же во время первой мировой войны в воздушном бою впервые приме нил воздушный таран — прием, по сей день не повторенный ни одним зарубеж ным летником. Лишь советские авиаторы блестяще применяли воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Великие русские ученые — Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Жуковский бы ли основоположниками авиационной нау ки. С первых же дней Советской власти партия и правительство высоко оценили роль и значение воздушного флота как для обороны страны, так и для социали стического строительства. Уже 28 октяб ря 1917 года В. И. Ленин отдает распо ряжение штабу петроградского военного округа о формировании первого советско го отряда военных летчиков. Одновре менно партией были приняты меры к подготовке летных кадров и организации ремонта и производства авиационной техники. Вдохновленные заботой Коммунистиче ской партии и правительства, первые, хотя и немногочисленные отряды совет ской авиации успешно помогали Красной Армии в годы гражданской войны. В период, когда наш народ осуществ лял ленинский план индустриализации страны, была создана отечественная база советского самолето-и моторостроения. Это позволило уже в первой пятилетке в три раза увеличить производство самолетов. Во второй пятилетке выпуск авиационной продукции возрос в пять с лишним раз. Советские летчики с честью выполняли наказ Родины: «Летать выше всех, бы стрее всех и дальше всех». Весь мир узнал о героическом перелете советских авиаторов из Москвы в Нью- Йорк через Сибирь и Тихий океан, о смелых полетах летчиков Каманина. Мо- Маршал авиации Н. СКРИПКО локова и других на спасение челюскин цев, о переброске по воздуху полярной экспедиции на Северный полюс, о беспри мерном в истории беспосадочном переле те. совершенном в 1937 году Чкаловым, Байдуковым и Беляковым, а за ними Громовым. Юмашевым и Данилиным из Москвы через Северный полюс в США. Эти беспримерные но замыслу и мастер ству исполнения перелеты прославили нашу Родину и наш народ, еще раз по казали всему миру, на какие подвиги способны славные соколы страны социа лизма. Советские летчики завоевали де сятки мировых рекордов на дальность, скорость, высоту полета и грузопод’ем кость самолетов. В предвоенные годы Со ветский Союз завоевал 62 из 168 миро вых авиационных рекордов. Готовя страну к активной обороне, Коммунистическая партия и Советское правительство вырастили новое мужест венное поколение советских авиаторов, морально стойких, храбрых и безгранично преданных своей Родине. Высокие качества наших летных кад ров с огромной силой проявились в годы Великой Отечественной войны. Выполняя задачи завоевания господства в воздухе, уничтожения авиации противника и noi- держки наших наземных войск, совет ская авиация вписала немало славных страниц в героическую историю Отечест венной войны. Уже в первый период войны стало ясно, что наши самолеты, созданные талантливыми советскими кон структорами Яковлевым. Ильюшиным, Петляковым. Туполевым. Поликарповым. Лавочкиным и другими.' по качеству превосходили немецкие, а наши летчики показали себя бесстрашными воинами. Благодаря героическим усилиям рабочего класса, авиационная промышленность увеличивала выпуск самолетов, в том чи сле и новых конструкций — пикирую щих бомбардировщиков — ПЕ-2. истре бителей ЯК-9 и ЛА-5. Наши Военно- Воздушные Силы, уничтожая воздушного врага и пополняя свой состав, в корот кий срок ликвидировали численное пре восходство немецкой авиации, а в после дующем завоевали и полное господство в воздухе. Выдающуюся роль сыграла советская авиация в исторической Сталинградской битве, знаменовавшей собой закат немец кой армии. В безуспешных попытках по мочь своей окруженной сталинградской группировке немецкая авиация только с 19 ноября по 30 декабря 1942 года по теряла здесь свыше 1.200 самолетов. С особой силой проявилась мощь наше го Военно-Воздушного Флота и высокое мастерство авиационных кадров на за вершающем этапе войны, в сражении за Берлин. В нем приняло участие 8.400 со ветских самолетов. В течение нескольких дней наступления наша авиация совер шала в сутки по 15— 17 тысяч боевых вылетав. В ходе сражения за Берлин было про ведено около тысячи воздушных боев, в которых наши летчики сбили свыше 700 фашистских самолетов. За боевые подвиги многие десятки ты сяч авиаторов были награждены ордена ми и медалями СССР, 2.119 человекам присвоено звание Героя Советского Союза, а 63 — звание Героя Советского Союза присвоено дважды и двум — трижды. Вся страна знает замечательных геро ев-летчиков. прославивших Родину своей отвагой и мастерством, трижды Героев Советского Союза Александра Покрышки- на и Ивана Кожедуба, дважды Героев Со ветского Союза Сафонова. Баранова. Лав- риненкова. Покрышева и многих других К моменту окончания войны советская авиация пришла еще более окрепшей и могучей. За четыре военных года она численно возросла в пять раз. Авиацион ная промышленность СССР на протяже нии последних трех лет войны выпуска ла в среднем по 40 тысяч самолетов в год. Одновременно происходило повыше ние и основных качественных показате лей боевой техники. В послевоенные годы наша авиация осуществила новый качественный скачок вперед. Еще в ходе войны мы приступи ли к испытанию реактивных самолетов. В 1942 году советский летчик тов. Бах- члванжи совершил первый в мире полет на реактивном самолете отечественной конструкции Болховитинова с жидкост ным реактивным двигателем Душкина, утвердив за нашей Родиной приоритет в области применения реактивной авиаци онной техники. К концу войны скорости полета на опытных реактивных самоле тах достигали 1.000 км в час, а в по слевоенный период и эти скорости остав лены далеко позади. За годы четвертой и пятой пятилеток наша авиационная техника развиваласъ особенно бурно. Благодаря заботам Ком мунистической партии и Советского пра вительства. всего советского народа, про мышленность оснащает воздушный флот самой совершенной реактивной авиаци онной техникой и вооружением. «Мы старались. — говорил Министр Обороны СССР. Маршал Советского Союза тов. Булганин на собрании избирателей в марте 1954 года. — все эти годы раз вивать авиационную технику и не от стать от современных требований, и это нам удалось. Наша авиация в настоящее время воэружена вполне современными скоростными реактивными самолетами». Советские летчики мастерски владеют своей грозной техникой. В этом убеди лись сотни тысяч людей, недавно ви девших на первомайском параде в Моск ве. как в четком строю проносились в кебе мощные воздушные реактивные ко плю .ти и скоростные истребители, создан ные талантливыми советскими конструк торами — Туполевым, Мясищевым. Ми кояном. Яковлевым и ведомые летчиками — Хвостуновым. Кибалко, Шандула и другими мастерами полета на реактивных самолетах, а также новые летательные аппараты — вертолеты конструкции Мо ля. Личный состав авиации — летчики, штурманы, стрелки-радисты, инженеры, техники и все другие авиа ционные специалисты свой долг перед Рединой, свою главную задачу видят в неустанном совершенствовании боевой го товности авиационных частей и соедине ний. Весь личный состав Воэнно-Воздуш ных Сил настойчиво овладевает новой авиационной техникой, вырабатывает на выки обращения с нею в условиях, мак симально приближенных к реальной бое вой обстановке. Помимо первоклассной техники, наша авиация имеет (и это главное) высоко квалифицированных и бесстрашных лет чиков и других авиационных специали стов, офицеров и генералов, беспредельно преданных Советской Родине. Наряду с военной авиацией растет и развивается наш Гражданский Воздуш ный Флот, выполняющий важные для народного хозяйства задания по перевоз кам пассажиров и грузов. Протяженность постоянных воздушных линий СССР сей час намного превышает длину внутренних воздушных линий США. Гражданская авиация СССР занимает первое место в мире по применению самолетов в на родном хозяйстве. В последние годы на транспортных самолетах нашими полярны ми летчиками осуществлены высокоши ротные научные экспедиции в район Се верного Ледовитого океана, где советскими учеными сделан ряд важных научных открытий и исследований. Советский народ любит свою авиацию, своих славных соколов, зорко стоящих на страже Родины, и окружает их всемер ным вниманием и заботой. Эта забота на ходит яркое выражение во все более раз вевающейся деятельности Добровольного общества содействия Армии. Авиации и Флоту (ДОСААФ), соединяющего миллио ны советских патриотов. В аэроклубах, кружках, на планерных станциях, на специальных курсах занимаются тысячи юношей и девушек, без отрыва от про изводства овладевающих различными авиа ционными специальностями, готовящих себя к защите социалистической Родины. Члены общества установили более двух сот всесоюзных авиационных рекордов, многие из которых являются мировыми. Военно-Воздушные Силы вместе со всей Советской Армией и Военно-Морским Флотом блггельно охраняют, воздушные границы, государственные интересы со циалистической Отчизны и мирный сози дательный труд народов СССР, строящих коммунизм. Советский народ вполне может поло- житься на свою Армию, Авиацию и Флот. Он может быть уверен, что Воору женные Силы СССР сумеют дать сокру шительный отпор любому агрессору, ко торый осмелится развязать войну против великой страны социализма. Д Р УЖБ А МОРСКАЯ В годы Великой Отечествен ной войны ярко проявилась д руж б а наших авиаторов с мо ряками кораблей Северного флота. Взаимодействие летчи ков и моряков в их совместной борьбе с врагами Родины ут раивало общие силы северо морцев, обеспечивало наибо лее ощутимые удары по вра гу, приносило победы слав ным защитникам Советского Заполярья. В моей памяти на всю жизнь сохранился один эпи зод боевого содружества на ших летчиков с катерниками флота. Это было в суровые годы войны. Четверка штурмовиков, которую вел Петр Смородин, получила боевой приказ — совместно с торпедными кате рами и морскими охотниками нанести удар по фашистским кораблям, направляющимся в Киркенес. В задачу входило не дать возможности в раж е ским кораблям благополучно прибыть в базу, перехватить и уничтожить их в море. Когда самолеты вылетели, катера уже были в море. Ве дущие самолетов Петр См ор о дин и Николай Мельченко почти одновоеменно обнару жили вражеские корабли. Ка- терникам-североморцам не медленно было сообщено об этом. М оряки сменили курс. Они теперь шли полным хо дом, зная, как важно не упу стить время и вместе с авиа цией подойти к цели. Первым пошел в атаку на фашистские корабли Петр Смородин. Мельченко со сво им ведомым наносил удар с другого курса. В это же вре мя стремительно пошли в ата ку катера. Действия против ника ср а зу же были отвлече ны на нас, а одновременное появление катеров еще боль ше ухудшило положение вра га. Тактическая инициатива и преимущество оказалось на нашей стороне. Летчики потопили два ф а шистских катера. В момент второй атаки летчиков м оря ки торпедировали один зра- жсский корабль, вскоре взмет нулся взрыв на втором ко рабле. Он загорелся, и когда мы вышли из атаки, наблюда ли, как он быстро шел ко дну. Без потерь летчики верну лись на свой аэродром . Позл- нее узнали, что моряки-ка терники также успешно вы полнили боевой приказ, с победой пришли в родную б а зу. Правительство высоко оце нило боевые дела летчиков. Николай Мельченко, напри мер, награжден тремя орде нами Красного Знамени, грудь Петра Смородина так же украшена многими орде нами и медалями Советского Союза. Эти награды не толь ко высокая оценка их боевых заслуг, но и моряков-северо- морцев, с которыми они вме сте сраж али сь в воздухе и на воде, не щадя крови и жизни ковали победу над вра гом. Моряки в период войны хо рош о знали храброго летчика- героя капитана Катунина. Од нажды во главе восьмерки штурмовиков он вылетел для нанесения уд ара по в раж е ск о му каравану совместно с ко раблями. В его задачу входи ло не только потопить тран спорты, но и, приняв огонь на себя, дезорганизовать оборону крравана и подавить как м ож но больше зенитных точек противника. Низкая облачность и дымка усложняли полет, но растя нувшийся караван летчики з а метили своевременно. — Вижу цель. Подтянуться. * Приготовиться к атаке, — скомандовал Катунин. В это время североморцы, получив данные летчиков о движении противника, также развернулись в боевой поря док и пошли в атаку. По самолетам с беиега от крыла огонь враж е ск ая зенит ная артиллерия. Десятки ог ненных трасс прорезали пеле ну облачности. Самолеты под брасывало от разрывов. Кату нин избирает один из тран спортов и метко бомбит его. З а ним следуют и ведомые. Одновременно наносят удар по каравану наши корабли. С очередной победой возв ращались в этот день моряки и летчики. Они с честью вы полнили приказ командования, приказ Родины. Так в годы войны в воздухе Советского Заполярья и на морских просторах, взаимодей ствуя друг с другом, летчики и моряки шли от победы к победе, неся высоко свои про славленные знамена — Восн- но-Воздушного и Военно-Мор- ского флотов. Офицер В. С М И Р Н О В . Сафоновский удар. Репродукция с плаката худ. Н . Ваыециана. Учись у героев искусству побеждать! JB ep jB LO CT i» д о л г у О ТАРШИЙ лейтенант ^ Алексей Катрич вместе с другими летчиками охранял воздушные подступы к род ной Москве. ...В холодном ясном небе была видна лишь белая полоска — след пролетевшего вра жеского самолета. Па высоте 8.000 метров Катрич увидел черную точку, которая быстро увеличивалась. Это был бом бардировщик «Дорнье-217» — один из лучших военных самолетов врага, обладавший сильным вооружением, боль шой скоростью и солидной бомбовой нагрузкой. Смелый советский летчик внезапно зашел в хвост вра жескому бомбардировщику и открыл огонь. Завязался воз душный поединок. Фашист не выдержал. Резко изменив курс, он стал уходить на запад. Катрич начал преследовать противника, ведя огонь. Вражеские пулеметы замолчали: стрелок был убит. Но са молет продолжал уходить. В этот момент у Катрича кончи лись боеприпасы. Что делать? Дать безнаказанно уйти вра гу? Нет, советский летчик этого не допустит. Есть еще од но средство — таран, на который способны только беспре дельно преданные Родине, сильные духом советские воины. Требовался точный, буквально математический расчет. Алексей видел ослепительный круг вращавшегося винта своей машины и совсем близко вражеский бомбардировщик. На одно мгновение скорости самолетов стали равными. И в этот момент советский летчик неуловимым движением подал машину вперед... Светящийся диск винта врезался в хвосто вую часть вражеского бомбардировщика. Фашистский само лет затрясся, клюнул носом и, разваливаясь по частям, стал падать вниз. Вскоре Катрич уничтожил фашистский бомбардировщик «Хейнкель-111», затем сбил «Мессершмитт-109». Отвая:но- му советскому летчику было присвоено высокое звание Ге роя Советского Союза. М а с т е р с т в о , р о ж д е в я о е в б о л х D СОСТАВЕ звена, шедшего на отсечку вражеских бом- *** бардировщиков, летел молодой в то время летчик лей тенант Петр Рассадкин. В бой он летел с охотой и реши мостью. Мысль о том, что скоро придется встретиться с ненавистным врагом, придавала ему силы, заставляла быть еще более зорким и точным в действиях. Бомбардировщики противника, встреченные интенсив ным огнем нашей зенитной артиллерии, повернули обратно и пошли в сторону своих берегов. Вместо «юнкерсов» совет ские истребители встретили группу «Ме-109-Ф» и одного разведчика «ФВ-189». «Фокке-Вульф» в сопровождении нескольких «мессеров» ходил на малой высоте, порой сни жаясь до бреющего полета. — Рассадкин, атакуй! Прикрываю, — вдруг услышал лейтенант голос своего ведущего. Стремительным пикирова нием Петр Рассадкин свалился на вражеского разведчика. Тот резким разворотом ушел в вираж. На глазах у нашего летчика он проделал целую серию искусных маневров. «Старый волк», — подумал лейтенант Рассадкин и, выхватив машину из пике, произвел разворот с таким кре ном, что самолет едва не совершил переворот. Рассадкин дал очередь по фашисту. Сраженный «Фокке-Вульф» полетел вниз, а гитлеровский летчик вынужден был выпрыгнуть на парашюте. Видевшие этот поединок бойцы морской пехоты на Ры бачьем аплодисментами и криками «ура!» поздравляли свое го крылатого боевого друга с очередной победой: у них на глазах фашистский самолет свалился в сопки. — Поздравляю, товарищ Рассадкин, — говорил коман дир части. — У вас сегодня блестящая победа: вы сбили опытного фашистского аса, награжденного двумя крестами. — Ну, а я его третьим наградил! — смеясь, ответил Рассадкин. Мастерски сражался с врагом североморский летчик Петр Рассадкин и впоследствии. Родина по заслугам отме нила подвиги пламенного патриота: ему было присвоено зва ние Героя Советского Союза. C t o A x co cx x , г в а р д е й ц е в э I J АД холодными волнами Баренцова моря мчался горя- ■■щий самолет. Израненный гвардейский торпедоносец только что совершил смелую атаку в паре с другим торпе доносцем на неприятельский караван. Он прорвался через густой огонь разрывов зенитных снарядов, через трассы ав томатов и пулеметных очередей к одержал победу. Смерто носный шквал вражеской артиллерии не остановил совет ских летчиков, не сбил их с боевого курса. Гвардии стар Бесстрашно с р аж а я сь с врагами нашей Родины в годы Велнкой Отечественной войны, советские лет чики покрыли свои имена бессмертной славой. Вер ные воинскому долгу, они совершали беспримерные подвиги, проявляли высокую дисциплинированность^ активность и боевое мастерство. Учитесь, севером ор цы, у героев войны побеждать врагов в современ ном бою. шина Михаил Бадюк видел, как взметнулись к небу два высоких столба от взрывов торпед. Фашистский транспорт был потоплен. Но и торпедоносец, получив повреждения, горел. Казалось, что смерть экипа жа неминуема: до родных бе регов далеко, а под крыльями самолета — пустынное море. Что думал в эти минуты гвардеец Михаил Бадюк? Очень хотелось жить! В его сердце была Родина, за которую он шел в бой. Бадюк напрягал все свои силы и волю, чтобы в этой трудной и опасной обстановке выстоять, как и на боевом курсе, не растеряться, не потерять самообладания. Потребо валось много усилий, невероятное упорство, хладнокровие и выдержка. Самолет горел. Цо ходу событий развязка казалась пред решена: машина или взорвется, иди затонет. Но гвардейцы стойко продолжали борьбу за спасение жизни своей машины. И они, выдержав большое и трудное испытание, победи ли. Много раз вблизи фашистских караванов над морем от бивал старшина Бадюк атаки вражеских истребителей. Ог ненные трассы пулеметных очередей и снарядов вилп во круг него смертельную паутину. Но он только крепче сжи мал свой пулемет, зорче наблюдал за маневрами неприятель ских истребителей и отбивал их атаки. Однажды фашистский самолет, войдя в мертвую зону, нахально наседал на хвост поврежденной в бою и тяжело управляемой машины. Бадюк принял единственно правильное решение: стре лять из пулемета через стабилизатор своего самолета. Точ ность в данном случае должна была быть безупречной, ина че повредишь машину. Старшина и на этот раз показал се бя блестящим и стойким воздушным стрелком, отбив все атаки врага. В настоящее время Герой Советского Союза Михаил Ми хайлович Бадюк является офицером. Он, как и в годы Ве ликой Отечественной войны, с достоинством и честью слу жит социалистической Родина Б д ш т е л ьш о ст ж * — з а icon: л е т ч и к а АМ0ЛЕТ-Т0РПЕД0Н0СЕЦ, ведомый гвардейцем Франце- ^ вым, вылетел на «свободную охоту». Машина шла низ ко над водой. Милю за милей обследовал экипаж квадрат. Но море и многочисленные норвежские фиорды точно вымер ли. Ни единого суденышка! Штурман самолета Галкин не только вел воздушный ко рабль по счислению, но и бдительно наблюдал за воздухом. В одно из мгновений он увидел, как невдалеке барражиро вал вражеский истребитель. Об этом штурман сразу же до ложил командиру. Однако летчик Францев сообразил, что неспроста фа шист вертится почти на одном месте. Советский торпедоно сец, управляемый умелыми руками гвардейца, подошел по ближе к берегу и обогнул скалистый мысок. За мысом открылся небольшой залив. Североморские авиаторы напрягли зрение, зорко осматривали водную по верхность. Н вдруг там они обнаружили вражескую подвод ную лодку. Решение у командира созрело мгновенно: — Иду в атаку! Несколько последующих секунд показались экипажу ча сами.^ Л если летчик и штурман были заняты расчетами атаки корабля противника, то стрелок-радист не забывал следить за истребителем. Это было кстати. Вражеский само лет ринулся на советскую машину в тот момент, когда она легла на боевой курс. Не тут-то было! Стрелок-радист был начеку и отбил у фашиста охоту к борьбе. Тот ретиро вался восвояси. «Только бы не ушла под воду», — думал летчик Фран цев о лодке, ведя самолет, как по нитке. Но фашисты, по- видимому, чувствовали себя, как дома, в этом фиорде, и на корабле не было замечено никакого движения. — Бросил! — крикнул товарищам Францев. Облегченная от торпеды машина резко подпрыгнула вверх. Советские летчики взяли курс к небольшому пустын ному островку, лежавшему впереди. Штурман разглядел там замаскированные пулеметы и доложил об этом командиру. Ныло решено обогнуть островок. II когда маневр почти осу ществился, с острова потянулись к самолету цветные трас сы пулеметных очередей. Но теперь они не представляли опасности. Вскоре летчики увидели, как над гладыо залива стоял гриб черного дыма. — Подлодка взорвалась! — долол;ил стрелок-радист.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz