На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
19 июня 1954 г., № 144 (4986). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я о К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Боевой помощник командира Леонид Чепелев постучал в дверь каю ты . — Войдите. — пригласил офицер. — Я. товарищ старший лейтенант, принес план намеченных комсомольским бюро мероприятий на месяц. Посмотрите, может, что мы упустили. — Хорошо. Давайте. Офицер внимательно просмотрел план, затем сказал: — Ike. что здесь намечено. — нужное дело. Однако я считаю, что не следует 4|>езмерно увлекаться заседаниями. Сове тую уменьшить их. Необходимо наметить только те мероприятия, которые особен но важны в настоящее время. Вот. на пример. в плане упущен вопрос о дисци плине А это очень важно сейчас. Леонид Чепелев — молотой руководи тель комсомольской организации. Созна вая. что у него еще мало опыта, он осо бенно внимательно прислушивается к со ветам более подготовленных товарищей, политработников, командира подразделе ния. активистов. В то же время Чепелев следит за периодической печатью, читает материалы о комсомольской жизни. Каж дую статью пли корреспонденцию он ста рается анализировать, делать определенные выводы для себя. В одном из номеров «Комсомольская правда» поместила пись мо своего читателя, в котором он спраши вал. как сделать работу комсомольской организации интересной. В последующих номерах публиковались многочисленные отклики на это письмо. Читая их. Чеие- лев узнавал много полезного. Однажды во время приборки матрос Осокин вступил в пререкание с главным боцманом. Когда узнал об этом Чепелев, он был крайне возмущен поведением комсомольца Ранее за Осокиным наруше ний дисциплины не замечалось. Было яс но. что он становится на ложный п у т ь . Требовалось во-время предостеречь матро са от этого. «Но как это сделать, чтсоы было наиболее убедительно?».— задал себе вопрос Чепелев. «Формы и методы комсо мольской работы разнообразны». — вспомнил он слова, сказанные ему как- то командиром подразделения. Чепелев решил поговопить с комсомольцем. Он за ранее обдумал, как лучше начать бесе ду. учитывая при этом характер Осокина. Вечером после ужина в кубвике. когда большинство матросов и старшин занима лось чтением внит и газет. Леонид Чепе- лев поинтересовался, чем занимается Осо кин. Тот сидел на рундуке у иллюмина тора, склонившись над газетой. Чепелев подошел к нему и сел рядом. — Ну, что там нового пишут? — спросил секретарь. — А вот смотри. — с радостным воз буждением заговорил Осокин — сколько на село едет агрономов, зоотехников, ме ханизаторов. сколько сельскохозяйствен ной техники направляется в МТС. — Да, — мечтательно произнес Чепе лев, — в 1954 году сельское хозяйство шагнет далеко вперед. — Хлеба и сельскохозяйственных про дуктов у нас сейчас много. — заметил Осокин. — А будет еще больше. — с гор достью^ сказал секретарь. — Жизнь с каждым днем улучшается, — произнес Осокин, слушая Чепелева. — Не помешали бы только нам. — Кто? — спросил войн. — Империалисты. — Полезут, сумеем свернуть шею. — Чтобы сразу с ними покончить, нужно хорошо подготовиться. — заметил активист. — А мы что. не готовы? — спросил Осокин. — Готовы, но нельзя же на этом ус покоиться. Н у ж н о и уровень дисциплины выше поднять и боеготовность кораблей, а у нас бывают еще случаи нарушения воинской дисциплины. Вот ты. например. вступил сегодня в пререкания с главным боцманом. Да ты знаешь, что он всю свою жизнь посвятил Флоту. Мы с тобоч еще в школе учились, а он уже служил, в войне участвовал. Его втройне уважать надо... — Да, я действительно плохо посту пил, — признался Осокин... — Погоря чился. — Некоторые люди обладают, конечно, crvfticTBOM горячиться, но в большинство это слабовольные, невыдержанные. Я ду маю. ты себя к таким не относишь? — Нет. Я даже не знаю, как у меня получилось. Вот даю тебе слово, что это го больше не повторится. — Хорошо. Верю. После этого с воином беседовали коман дир, политработник, коммунисты. Слово свое Осокин сдержал. Он начал служить без замечаний, активно участвовать в общественной работе. Через некоторое время политработник поручил ему редак тировать боевой листок. Это поручение комсомолец успешно выполняет. В целях предупреждения нарушении воинской дисциплины в подразделении был проведен ряд мероприятий таких, например, как комсомольское собрание с повесткой дня: «О честности и правдиво сти», беседы о воинском долге. Военной присяге и другие. II надо сказать, что в подразделении длительное время не было нарушений воинской дисциплины. Но че рез некоторое время матрос Нсхакоз. буду чи уволенным на берег, совершил просту пок. Нарушения дисциплины у комсо мольца Исхакова были и раньше, поэтому нужно было принять решительные меры. Исхаков был вызван на комсомольское бюро. Первым на заседании выступил Че пелев. — Товарищи! — сказал он. — член ВЛКСМ Исхаков, видимо, забыл о чести советского военном моряка. Вместо того, чтобы на берегу быть культурным, веж ливым. как подобает комсомольцу, он вел себя недостойно. А ведь на него смотрели граждане, которые привыкли видеть сво их защитников высокодисцинликирован- ными. Я предлагаю за нарушение. комсо мольской и воинской дисциплины об’я- вить тов. Псхакоз/y строгий выговор с занесением в учетную ка.рточку. На заседании выступили все члены комсомольского бюро. Они поддержали предложение Чепелева. Вопрос о поведе нии комсомольца подробно обсуждался и н<* комсомолivCKOM собрании. Члены ВЛКСМ остро критиковали матроса Исха кова за его проступок. Все говорили о необходимости постоянно укреплять воин скую дисциплину, о том. что подобные проступки нетерпимы. Исхаков понес су р ов а наказание. Бюро, возглавляемое комсомольцем Че- пелевым выполняя решения XII с'езда ВЛКСМ, настойчиво помогает командиру в укреплении воинской дисциплины, в повышении боевой готовности подразделе ния. добивается примерности в службе всех членов ВЛКСМ. — Боевой и инициативный у нас се кретарь. Он умеет увлечь молодежь сво ей энергией на большое, полезное дело. — так отзываются о Чепелеве комсомоль цы. Подтверждением этому является то. что в подразделении длительное время нет нарушений воинской дисциплины. зна чительно выросло число отличников И классных специалистов. Активисты, бо рясь за претворение в жизнь решений XII с’езда ВЛКСМ, будут еще настойчи вей помогать командиру в воспитании и обучении моряков, памятуя о том. что в современном бою исход сражений решают люди, сильные духом, вооруженные пер воклассной техникой, не знающие страха в борьбе с врагами Родины. Н. ТАРАСЕНКО. В МОРЕ! Мы выходим в море. Путь немалый Предстоит проделать нам, друзья! Шторм с разбега набирает баллы, На корабль обрушиться грозя. Ветер налетел, вцепился в снасти, С нами в поединок он вступил. Так бы и порвал норабль на части, Если бы на то хватило сил. Но не он хозяин нынче в море. По плечу любые бури нам. Мы на вахте в боевом дозоре Держим курс наперекор штормам. Держим курс, как партия велела. Дав наказ: «Отчизну береги!» Служба — государственное дело. Это твердо знают моряки. Пусть не виден берег за волнами. Пусть земля родная далека. Но она везде и всюду с нами Каждому сердечно дорога. Мы в дозорах, как зеницу ока. Бережем покой своих морей. Знаем — провожают нас в дорогу Ласковые взоры матерей. Знаем, долг священный выполняя. Что народ надеется на нас. И пускай погода штормовая. — Будет с честью выполнен приказ! Игорь Л АШ К О В . Герой Советского Союза В. СТАРИКОВ. Окончание. Начало см. в №№ за 6 и 18 июня с. г. Изготовили наглядные пособия Раньше в нашем подразделении было мало наглядных пособий по боевой подго товке. Нередко занятия проводились без необходимых схем, чертежей, макетов, что снижало усвоение материала. По совету командира члены комсомольского бюро взялись ликвидировать этот пробел. II вот тт. Оиета. Мартынов и другие получили задание изготовить макет одного сооруже ния. Комсомольцы добросовестно отнеслись к поручению. Вскоре макет был готов. С тех пор прошло немного времени, а комсомольцы своими силами изготовили большое количество различных макетов. Наглядные пособия помогают еще выше поднять выучку личного состава, прово дить занятия живо и интересно. Сержант С. МАКОГОНЧУК. Самодеят ельный дамшшшяв У нас часто выступает постоянно дей ствующий матросский самодеятельный драматический коллектив. С большим же ланием воины готовили пьесу братьев Тур и Шейнина «Губернатор провинции». Мно гие участники выступали на сцене впер вые и очень волновались. Однако теплый прием и хорошие отзывы зрителей всели ли в них уверенность. Драмколлектив дал шесть спектаклей для военнослужа щих и гражданского населения. После это го он приступил к подготовке комедии Га лича «Вас вызывает Таймыр». Она была поставлена также с успехом. Хорошо исполняли свои роли старшина 2 статьи Молофеев, матросы Меерович и Сишаков. Неплохо выступили жены военнослужа щих тт. Двойных, Баденко, Невзорова и Лобанова. Старшина 2 статьи И. КАТКОВ. ____ ____ ° ____ __________ . к 'а т э г / т / г О О СТАРШИЙ МАТРОС Опманис честно и добросовестно выполняет ; свой воинский долг. Он настойчиво изучает вверенную ему боевую техни ку. Его фамилия — на Доске отлич ников боевой и политической подго товки. Недавно во-ин повышен в зва нии. И. Лавринович. О ДОБРОСОВЕСТНО ВЫПОЛНЯ ЮТ воинский долг ефрейторы Во робьев и Перцев. Передовые бойцы ежедневно выполняют производствен ные задания на 200 процентов. А. Евстафьев. Радость победы В момент погружения лодки наверху поднялась суматоха. Наша атака для противника была, долж но быть совершенно неожиданной. Страшный взрыв транспорта вызвал на конвойных кораблях полную растерян ность. Об этом сейчас можно было судить по шуму винтов. Корабли охранения кон воя беспорядочно метались из стороны в сторону, разыскивая подводную лодку. Недалеко от нас взорвалась серия глу бинных бомб. Все корабли охранения бро сились к этому месту и за.меа.тпли ход. «Ищут». — подумал я. Прошло немало времени, и стало ясно, что противник упустил нас Д 1 сопровож дал дальше оставшиеся транспорта. Обстановка разрядилась. Я отошел от штурманского стола с картой и сразу об ратил внимание на состояние .ибдей. Они были радостные, сияющие, с любопытст вом смотрели на меня, горели желанием узнать, что я видел на мостике. Передавая свои впечатления, я смотрел на возбужденные лица, сверкающие блес ком глаза и наблюдал, как эти закален ные и видавшие виды люди радостно пе реживают нашу победу. Только сейчас, когда все пришло в норму, я почувствозал усталость и необ ходимость переоденься во что-то сухое, по как быть, если оба комплекта обмун- дпрозания набухли от воды. Пришлось с р я т ь с себя китель, брюки, отжать в<>- ду. а затем снова одеться в то же самое сырое платье. Первый раз за время похода мы гото вились к горячему завтраку. Весь эки паж принимал самое деятельное участие в приготовлении пипги и сервировке сто лов. Нашему коку мичману Иванову оста валось только распоряжаться. Завтрак на чался в не совсем обычноз время — сей час еще только пять часов утра. Настроение было приподнятое, каждо му хотелось сказать остроумное и смеш ное. Даже самые несловоохотливые чле ны экипажа Тюреиков и мичман Иванов осйчас много разговаривают и оживлен но спорят. Особенно шумно в четвертом отсеке, где завтракает весь личный состав, сво бодный от вахты. Но среди этого шума отчетливо выделяется звонкий смех Зуб кова и Мартынова. Они никогда не упу скали возможности над кем-нибудь по шутить. Противник оказывался «-между двух огней». Чаще всего предметом их безобидных шуток являлся добродушный и, как юная девушка, застенчивый став- шина трюмных машинистов Тюренков, которого все любили за скромность, тру долюбие и поклашетый. безобидный ха рактер. В кают-компании офицеры рассажива лись каждый на своем, раз навсегда об любованном месте. Инженер-механик Смычков обыкновенно сидел на своей койке и занимал место у стола, как он часто говорил со смехом, «семь лет без взаимности». Штурман садился рядом с мичманом Ивановым, который в свобод ную смену иногда питался за общим офи церским столом, но чаще всего обедал в торпедном отсеке, посматривая на огром ные литые задние крышки торпедных аппаратов, всегда сверкающие полиро ванной латунью. IVe расселись но своим местам и на чался разговор по горячим следам собы тий. Почти каждый сидевший за столом передавал свои ощущения в момент ата ки. — Когда вырвались торпеды, я поду мал сначада. что мы сами подорвались ча мине или получили таранный удар от надводного корабля, и тут же приказал Матяжу задраить переборку. а сам думаю: неужели все кончено?.. Сейчас самому немного смешно, а тогда не до смеху бы ло, — деловым и как всегда невозмути мым тоном проговорил мичман Иванов. — Интересно, чем об’ясняется такой сильный взрыв? — сказад помощник командира и вопросительно посмотрел на меня. — Я думаю, что транспорт был на гружен боезапасом: бомбами, минами и прочим добром. — А каково водоизмещение потоплен ного транспорта? — спросил молодой штурман. — По-моему, восемь-десять тысяч тонн. — пояснил я. вспомнив, что тран спорт имел четыре трюма. — Р» таком случае, этот транспорт мог запросто принять тысячи четыре авиа ционных бомб, — сказад штурман и под нес к губам горячий чай. на минуту за думался и продолжат: — Надо записать этот приход в наш исторический журнал. Кончится война, на подводную лодку придут новые люди и примут пошлине богатое наследство. Водворилась тишина. Все молчади и. повидимому. в эту минуту думади об од ном и том же. «День победы! Суждено ли нам увидеть его... И как скоро он будет? Пока это остается мечтой, близкой, вол нующей. но перед нами еще большой, трудный путь борьбы». — Да. наш приход идет на общий счет Северного флота. — спокойно и рассуди тельно сказал помощник командира, отпил несколько глотков чаю. вспомнил что-то и воскликнул: — Друзья! Скоро день 1 »ождения нашего флота. Ему исполняется десять лет. Маленький и удаленький. Вот мы и сделали ему подарок. — До десятилетия есть время и еще ра^ отличиться. — заметил Иванов. Штурман примерно высчитал, что сто ит потопленный нами транспорт. <лушая его бухгалтерский подсчет, я вспомнил, как совсем недавно подводная лодка на шего соединения вошла в Фиорд против ника и потопила такой же большой тран спорт. нагруженный меховыми полушуб ками и валенками, конФискованныуч гит леровцами у населения Северной Норве гии. Все это добро предназначало!-ь для Фа шистской армии, засевшей в обороне, и благодаря активному вмешательству на ших подводников пошло ко дну. Если сложить вместе тоннаж враже ских кораблей, потопленных на Севере подводными лодками, получится СОЛИДНЫЙ вклад в дело победы. — Да. быстро вырос наш Северный Флот. II главное — мы свыклись с суро вой природой Заполярья. — сказал я. вспомнив. как поначалу трудно приходи лось. попав в си л ьны й шторм, а сейчас мы плаваем в такую лютую непогоду, когда противник не высовывает своего носа в море. Недаром какой-то немецкий иодводник в neoBvio мировую войну по пал однажды на Север и в своих днев никах сравнивал природу Заполярья со всеми злыми духами на земле. Завтрак кончался. Г» переборочном лю ке показалась голова Зубкова — он де журил по камбузу и просил разрешения пройти в первый отсек. Я задержал Зуб кова у стола и об’явнл. что по приходе в бг.зу буду ходатайствовать порсл командо ванием о представлении нескольких че ловек из экипажа к правительотвенной награде и что в этом почетном еннсне его имя на первом месте. — Служу Советскому Союзу! — ото звался Зубков. — Вас интересует за что? — спросил я. — Догадываюсь, товарищ командир. Штурман говорил, что эхолот помог нам в походе... — замявшись продолжал было Зубкоз. но смутился под устремленными на него взглядами всех ендяппх за ^то лом. покраснел и опустил голову. Он был взволнован отличием, нижней губой закусывал аккуратно подстрижен ные рыжие усы. а на правой руке, опу щенной вниз, шевелились все пять паль цев. перебирая, шов грубых серых рабо чих брюк. Я разрешил Зубкову пройти в соседний олсек. и он довольный тем. что его боль ше не задерживают р.'шоворами. быстро подался вперед. Приближалось время всплыть в над водное положение. Предварительная команда была исполнена и по установив шейся тишине в отсеках, той сосредо точенной волнующей и немного тр?вопе ной тишине, которая сопровождала под водную лодку каждый раз. когда она всплывала на поверхность, можно было судить, что люди заняли места на бое вых постах и готсвы к любой неожидан ности. Подводная лодка всплыла. Было еще темно, но на востоке уже появились проб лески рассвета. Нужно было спешить как молено быстрее и дальше оторваться в море от места атаки конвоя противника. Через минуту после всплытия на поверх ность моря заработал двигатель. Лодка вздрогнула всем корпусом, как бы сбра сывая с себя шипяйшо морскую пену., подняла нос и пошла вперед полным хо дом. Не останавливаться на достигнутом Недавно в нашем подразделении вышел очередной номер стенной газеты. В нем рассказывается о боевой учебе личного состава, оэ успехах и ошибках отдельных воинов. Так. в заметке «В совершенстве владеть боевой техникой» гозорится о том. что высоких результатов в повсе дневной службе и учебе добились стар ший матрос Постников, матросы Маслоз- ский. Санеев и другие. Они хорошо изу чили материальную часть, умело обслу живают свои заведьгвания. Волны с интересом прочптати стенную газету, которая призывает их не останав ливаться на достигнутом, настойчиво со вершенствовать своз боевое мастерство, крепить дисциплину. А. ЮРЬЕВ. Выше идейный уровень и действенность агитационно-пропагандистской работы Выполняя требования XIX с ’езда КПСС о повышении уровня идеологической ра боты. партийные организации флота про делали известную работу по улучшению политического воспитания личного со става. по изжитию формализма и начет ничества в пропаганде и массовой агита- цпонной работе. Но для полного выпол нения указаний партии необходимо еще более настойчиво добиваться дальнейшего улучшения качества идеологической ра боты. усиления ее действенности и на правленности на повышение боеготовно сти кораблей и подразделений. Однако на флоте все еще медленно вы полняются требования ПК КПСС об уст ранении ошибок в партийной пропаганде, а имеющиеся кое-где недостатки в бое вой подготовке и организации службы показывают что порой недооценка идео логической работы дает себя чувствовать. Центральный Комитет требует преодо леть имевшее место в пропаганде отсту пление от марксистско-ленинского пони мания вопроса о роли народных масс и личности в истории. Мы еще не добились решения этой за дачи. Необходимо усилить работу по раз’- яснению исторического значения народ ных масс в развитии общества, историче ской роли Коммунистической партии, кая руководящей и направляющей силы со ветского народа, рати Центрального Ко митета партии, как единого монолитного коллектива руководителей, боевого штаба партии, надо шире показывать единение партии и народа в борьбе за построение коммунизма. Некоторые пропагандисты недостаточно рдп’ясняют личному составу историческое значение ленинского союза рабочего клас са и колхозного крестьянства нашей страны. Нельзя забывать о том. что союз г-ибочего класса и крестьянства составля ет основу прочности нашего обществен ного и государственного строя и главную силу в движении советского народа к коммунизму. Особенно важно это учиты вать в политической работе с воинами Вооруженных Сил СССР, мощь и непобе димость которых опирается на несокру шимую силу боевого союза рабочих и к|>естьян. Надо вести неустанную работу по вос питанию личного состава в духе дружбы народов и советского патриотизма, в неразрывной связи с ваз’яснеяием союза рабочего класса и колхозного крестьянст ва. Задача состоит в том. чтобы показы вать этот союз в действии, подчеркивать заботу Коммунистической партии об ук реплении союза рабочих и крестьян, раз’- яснять решения сентябрьского и%февраль ско-мартовского Пленумов ЦК КПСС, ре шения первой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва, направленные на обеспечение крутого нод’ема производ ства предметов народного потребления. Сгедует показывать воинам флота, как Рабочие и колхозники нашей страны под р у к о в о д с т в о м партии самоотверженно до бываются нового под’ема экономики и к у л ь т у р ы ср .*» ч Рчччы. и на этой осно ве воспитывать у моряков стремление как можно лучше выполнять ‘воинский долг по защите Отечества. Чтобы поднять действенность агита ционно-пропагандистской работы, нужно поднять ее качество, ее идейный уровень, всемерно развивать у воинов интерес к политическим знаниям. А для этот прежде всего необходимо преодолеть на четничество. изгнать формализм из всех форм политического воспитания моряков. Еще не изжит полностью формализм, например, в марксистско-ленинской учебе офицеров. Семинары в группах, на к о т о р ы х подводится итог работы над те мой. итог усилий руководителя групп и всех слушателей, проходят часто неинте ресно. без должной активности участни ков. без творческого обсуждения вопросов тч^ории. без тесной связи с задачами по литического и воинского воспитания личного состава. Чтобы семинары прохо дили активно, способствовали поднятию идейной вооруженности офицеров, надо вытравить обстановку школярства, noi- нять уровень творческого участия в них всех участников семинара. Перед семинарами стоит задача оказать помощь офицерам, совместно выяснить и обсудить важнейшие теоретические по ложения темы, методы использования этих положений на практике. Надо на семинарах создать творческую, деловую 1обстановку товарищеской дискуссии. Не следует стремиться обязательно выделять докладчиков по каждой теме. В ряде слу чаев можно организовать свободный об мен мнениями без выделения докладчика. Политорганы и партийные организации з значительной степени исправили ошиб ки. допущенные в начале учебного года, когда был нарушен принцип доброволь ности комплектования групп. Многие офицеры флота стали изучать марксист ско-ленинскую теорию самостоятельно. Хороших результатов достигли в само стоятельной учебе офицеры Зинин. Садов, Пастернак и другие. Их опыт убеждает в том, что совершенно беспочвенны опа сения некоторых руководителей, будто офицеры не смогут успешно самостоя тельно изучать марксистско-ленинскую теорию. ^ Следует решительно преодоле вать недоверие к силам и способностям офицеров заниматься самостоятельно, раз’яснять значение и преимущества ис пытанного метода самостоятельного изу чения марксизма-ленинизма. Тогда коли чество офицеров, занимающихся само стоятельно, будет возрастать. Поэтому очень важно политорганам и партийным организациям овладеть методами оказания помощи им в учебе. Следует прежде всего преодолеть еще распространенную тенденцию к обязатель ному регламентированию самостоятельного чтения. Пусть офицер сам определит, ка кие вопросы марксистско-ленинской тео рии он будет изучать, какую литературу и в какие сроки он прочтет. Главная за дача командиров, политработнике© и пар тийных организаций — помогать этим офицерам, организовывать для них лек- цдш. консультации, собеседования. В оказании помощи самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм заслужи вает положительной оценки оиыт полит отдела. где служд 1 т пропагандист Гуревич. Здесь командир заботится о создании офицерам условий для учебы, принимает действенные меры для упорядочения ра бочего дня. Политотдел организует чтение кгалифицированных лекций в помощь офицерам, регулярно проводит консуль тации по истории КПСС, политэкономии, диалектическому и историческому мате риализму. Справедливость требует отметить, что партийные организации некоторых noi- разделешш и кораблей еще не заняли надлежащего места в оказании помощи коммунистам-офицерам, которые самостоя тельно изучают марксистско-ленин скую леорию, и слабо контролируют^ их учебу. Устав КПСС обязывает партийные организации не только возглавить по литическое просвещение коммунистов, но и контролировать усвоение ими минимума политических знаний. Нужно только по кончить с уродливыми, бюрократически ми формаоги контроля, которые превра щали офицеров в вечных школьников на чальных классов. Служба офицера, его личное участие в агитационно-пропагандистской работе — лучший показатель его политического ро ста. Надо обсуждать на партийных собра ниях и заседаниях бюро вопросы поли тического воспитания личного состава и работу в этой области коммунистов, ор ганизовывать обсуждение рефератов, соб людая добровольность участия в них членов и кандидатов плотин. Организуя работу с офицерами, мы должны помнить, что задача состоит з том. чтобы дать офицеру тог необходи мый минимум знаний, который нужен для того, чтобы правильно понимать по литику Коммунистической партии, квали фицированно раз’яснять ос подчиненным и активно бороттля за ее осуществление. Не везде еще и политические занятия в достаточной степени способствуют ук- роилению боевой готовности кораблей и частей. Слабая действенность политзаня тий об’ясняется в первую очередь тем, что они еще очень часто проводятся скучно, казенно, а поэтому и не вызыва ют у матросов и старшин интереса к политической учебе. Главная причина этого — плохая ра бота с руководителями политзанятий, фооматизм в работе семинаров. К приме ру. недовольны руководители политиче ских занятий работой семинара, в^ кото ром принимает участие лейтенант Жаров. Занятия здесь проходили формально, ру ководители не получали ответа на мно гие волнующие их вопросы, не встречали достаточной методической помощи. Должен быть обеспечен диференциро- ванный подход к каждой теме и приме нена методика семинара, соответствующая характеру и особенностям темы. Во вся ком случае руководдггель должен полу чить на семинаре ответ на все вопросы, возникшие у него при работе над темой. На путь формализма становятся те то варищи. которые требуют от руководите ля политзанятий написания полного конспекта, дословной записи предстоящего рассказа или даже... утверждают кон спект руководителя. Руководитель должеи составлять конспект рассказа такой, ка кой ему нужен для живого изложения со держания темы. На состоявшихся недавно политзаня тиях руководители групп тт. Ткач. Ко- кулин. Шапгин и другие сделали содер жательный. интересный рассказ по 3-й главе Краткого курса истории КПСС, хо тя каждый из них пользовался только иланом-конейектом рассказа. Живой твор ческий рассказ этих руководителей с большим интересом и пользой выслушали матросы и старшины. Действенность политзанятий зависит во многом также от организации самостоя тельного чтения литературы в отведенное время и в свободные часы. Между тем. в ряде подразделений проявляют непрости тельную беззаботность к органдтзации са мостоятельного чтения. Во многих груп пах подразделения, где служит пропаган дист Король, матросы не имеют учебни ков. В подразделении строителей у солдат одбирают книги после занятий и ирячуг их под замок. Некоторые руководители требуют от слушателей обязательного ве дения конспектов. Пора покончить с не дооценкой организации самостоятельной работы матросов н старшин, создать им все условия для того, чтобы они могли читать книгу и думать над прочитанным, помогать им осмысливать прочитанное. Командиры и политработники должны также помочь руководителям политзаня тий овладеть искусством ведения беседы по теме. Многие пропагандисты уже овла дели методикой проведения живой беседы, Щ'еодолели вопросно-ответный метод про ведения занятий. Интересно и содержательно, например, провел беседу в группе старшин по вт^н рой теме истории КПСС руководитель тон. Горшков. Он привлек к беседе всех слу шателей. направил их внимание на ак тивное обсуждение центральных вопросов темы и связь их с политикой Коммуни стической партии н Советского прави тельства. Положительный .опыт проведения бесед в группах политзанятий должен найти самое широкое распространение. Понятно, что улучшение качества по литзанятий, повышение их действенности возможно только при условии усиления внимания к этой основной форме поли тического воспитания матросов и стар шин со стороны командиров, политорганов и партийных организаций. Для подня тия уровня политической сознательности воинов важно также улучшить содержа ние и повысить действенность всех форм массовой политической агитации, устра нить формализм в проведении этой рабо ты. усилив связь политической агитации с конкретными задачами личного состав*, ее направленность па повышение боего товности кораблей и частей. Перед североморцами стоят большие и почетные задачи — настойчивой ученой и образцовой службой умножать мощь родного флота, поднять на новую стуи зн ь его готовность к отпору врагам Родины, крепить активную оборону Советского го сударства. Непременным условием успеш ного решения этих задач является посто янная забота командиров, политорганов. партийных организаций о повышении уровня политической сознательности всего личного состава, поднятие идейного уров ня и действенности всей агитационно- щюнагандистской работы. Офицер В. ШЕЛЯГ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz