На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

19 июня 1954 г., № 144 (4986). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я о К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Боевой помощник командира Леонид Чепелев постучал в дверь каю­ ты . — Войдите. — пригласил офицер. — Я. товарищ старший лейтенант, принес план намеченных комсомольским бюро мероприятий на месяц. Посмотрите, может, что мы упустили. — Хорошо. Давайте. Офицер внимательно просмотрел план, затем сказал: — Ike. что здесь намечено. — нужное дело. Однако я считаю, что не следует 4|>езмерно увлекаться заседаниями. Сове­ тую уменьшить их. Необходимо наметить только те мероприятия, которые особен­ но важны в настоящее время. Вот. на­ пример. в плане упущен вопрос о дисци­ плине А это очень важно сейчас. Леонид Чепелев — молотой руководи­ тель комсомольской организации. Созна­ вая. что у него еще мало опыта, он осо­ бенно внимательно прислушивается к со­ ветам более подготовленных товарищей, политработников, командира подразделе­ ния. активистов. В то же время Чепелев следит за периодической печатью, читает материалы о комсомольской жизни. Каж­ дую статью пли корреспонденцию он ста­ рается анализировать, делать определенные выводы для себя. В одном из номеров «Комсомольская правда» поместила пись­ мо своего читателя, в котором он спраши­ вал. как сделать работу комсомольской организации интересной. В последующих номерах публиковались многочисленные отклики на это письмо. Читая их. Чеие- лев узнавал много полезного. Однажды во время приборки матрос Осокин вступил в пререкание с главным боцманом. Когда узнал об этом Чепелев, он был крайне возмущен поведением комсомольца Ранее за Осокиным наруше­ ний дисциплины не замечалось. Было яс­ но. что он становится на ложный п у т ь . Требовалось во-время предостеречь матро­ са от этого. «Но как это сделать, чтсоы было наиболее убедительно?».— задал себе вопрос Чепелев. «Формы и методы комсо­ мольской работы разнообразны». — вспомнил он слова, сказанные ему как- то командиром подразделения. Чепелев решил поговопить с комсомольцем. Он за­ ранее обдумал, как лучше начать бесе­ ду. учитывая при этом характер Осокина. Вечером после ужина в кубвике. когда большинство матросов и старшин занима­ лось чтением внит и газет. Леонид Чепе- лев поинтересовался, чем занимается Осо­ кин. Тот сидел на рундуке у иллюмина­ тора, склонившись над газетой. Чепелев подошел к нему и сел рядом. — Ну, что там нового пишут? — спросил секретарь. — А вот смотри. — с радостным воз­ буждением заговорил Осокин — сколько на село едет агрономов, зоотехников, ме­ ханизаторов. сколько сельскохозяйствен­ ной техники направляется в МТС. — Да, — мечтательно произнес Чепе­ лев, — в 1954 году сельское хозяйство шагнет далеко вперед. — Хлеба и сельскохозяйственных про ­ дуктов у нас сейчас много. — заметил Осокин. — А будет еще больше. — с гор­ достью^ сказал секретарь. — Жизнь с каждым днем улучшается, — произнес Осокин, слушая Чепелева. — Не помешали бы только нам. — Кто? — спросил войн. — Империалисты. — Полезут, сумеем свернуть шею. — Чтобы сразу с ними покончить, нужно хорошо подготовиться. — заметил активист. — А мы что. не готовы? — спросил Осокин. — Готовы, но нельзя же на этом ус­ покоиться. Н у ж н о и уровень дисциплины выше поднять и боеготовность кораблей, а у нас бывают еще случаи нарушения воинской дисциплины. Вот ты. например. вступил сегодня в пререкания с главным боцманом. Да ты знаешь, что он всю свою жизнь посвятил Флоту. Мы с тобоч еще в школе учились, а он уже служил, в войне участвовал. Его втройне уважать надо... — Да, я действительно плохо посту­ пил, — признался Осокин... — Погоря­ чился. — Некоторые люди обладают, конечно, crvfticTBOM горячиться, но в большинство это слабовольные, невыдержанные. Я ду­ маю. ты себя к таким не относишь? — Нет. Я даже не знаю, как у меня получилось. Вот даю тебе слово, что это­ го больше не повторится. — Хорошо. Верю. После этого с воином беседовали коман­ дир, политработник, коммунисты. Слово свое Осокин сдержал. Он начал служить без замечаний, активно участвовать в общественной работе. Через некоторое время политработник поручил ему редак­ тировать боевой листок. Это поручение комсомолец успешно выполняет. В целях предупреждения нарушении воинской дисциплины в подразделении был проведен ряд мероприятий таких, например, как комсомольское собрание с повесткой дня: «О честности и правдиво­ сти», беседы о воинском долге. Военной присяге и другие. II надо сказать, что в подразделении длительное время не было нарушений воинской дисциплины. Но че­ рез некоторое время матрос Нсхакоз. буду­ чи уволенным на берег, совершил просту­ пок. Нарушения дисциплины у комсо­ мольца Исхакова были и раньше, поэтому нужно было принять решительные меры. Исхаков был вызван на комсомольское бюро. Первым на заседании выступил Че­ пелев. — Товарищи! — сказал он. — член ВЛКСМ Исхаков, видимо, забыл о чести советского военном моряка. Вместо того, чтобы на берегу быть культурным, веж­ ливым. как подобает комсомольцу, он вел себя недостойно. А ведь на него смотрели граждане, которые привыкли видеть сво­ их защитников высокодисцинликирован- ными. Я предлагаю за нарушение. комсо­ мольской и воинской дисциплины об’я- вить тов. Псхакоз/y строгий выговор с занесением в учетную ка.рточку. На заседании выступили все члены комсомольского бюро. Они поддержали предложение Чепелева. Вопрос о поведе­ нии комсомольца подробно обсуждался и н<* комсомолivCKOM собрании. Члены ВЛКСМ остро критиковали матроса Исха­ кова за его проступок. Все говорили о необходимости постоянно укреплять воин­ скую дисциплину, о том. что подобные проступки нетерпимы. Исхаков понес су­ р ов а наказание. Бюро, возглавляемое комсомольцем Че- пелевым выполняя решения XII с'езда ВЛКСМ, настойчиво помогает командиру в укреплении воинской дисциплины, в повышении боевой готовности подразделе­ ния. добивается примерности в службе всех членов ВЛКСМ. — Боевой и инициативный у нас се­ кретарь. Он умеет увлечь молодежь сво­ ей энергией на большое, полезное дело. — так отзываются о Чепелеве комсомоль­ цы. Подтверждением этому является то. что в подразделении длительное время нет нарушений воинской дисциплины. зна­ чительно выросло число отличников И классных специалистов. Активисты, бо­ рясь за претворение в жизнь решений XII с’езда ВЛКСМ, будут еще настойчи­ вей помогать командиру в воспитании и обучении моряков, памятуя о том. что в современном бою исход сражений решают люди, сильные духом, вооруженные пер­ воклассной техникой, не знающие страха в борьбе с врагами Родины. Н. ТАРАСЕНКО. В МОРЕ! Мы выходим в море. Путь немалый Предстоит проделать нам, друзья! Шторм с разбега набирает баллы, На корабль обрушиться грозя. Ветер налетел, вцепился в снасти, С нами в поединок он вступил. Так бы и порвал норабль на части, Если бы на то хватило сил. Но не он хозяин нынче в море. По плечу любые бури нам. Мы на вахте в боевом дозоре Держим курс наперекор штормам. Держим курс, как партия велела. Дав наказ: «Отчизну береги!» Служба — государственное дело. Это твердо знают моряки. Пусть не виден берег за волнами. Пусть земля родная далека. Но она везде и всюду с нами Каждому сердечно дорога. Мы в дозорах, как зеницу ока. Бережем покой своих морей. Знаем — провожают нас в дорогу Ласковые взоры матерей. Знаем, долг священный выполняя. Что народ надеется на нас. И пускай погода штормовая. — Будет с честью выполнен приказ! Игорь Л АШ К О В . Герой Советского Союза В. СТАРИКОВ. Окончание. Начало см. в №№ за 6 и 18 июня с. г. Изготовили наглядные пособия Раньше в нашем подразделении было мало наглядных пособий по боевой подго­ товке. Нередко занятия проводились без необходимых схем, чертежей, макетов, что снижало усвоение материала. По совету командира члены комсомольского бюро взялись ликвидировать этот пробел. II вот тт. Оиета. Мартынов и другие получили задание изготовить макет одного сооруже­ ния. Комсомольцы добросовестно отнеслись к поручению. Вскоре макет был готов. С тех пор прошло немного времени, а комсомольцы своими силами изготовили большое количество различных макетов. Наглядные пособия помогают еще выше поднять выучку личного состава, прово­ дить занятия живо и интересно. Сержант С. МАКОГОНЧУК. Самодеят ельный дамшшшяв У нас часто выступает постоянно дей­ ствующий матросский самодеятельный драматический коллектив. С большим же­ ланием воины готовили пьесу братьев Тур и Шейнина «Губернатор провинции». Мно­ гие участники выступали на сцене впер­ вые и очень волновались. Однако теплый прием и хорошие отзывы зрителей всели­ ли в них уверенность. Драмколлектив дал шесть спектаклей для военнослужа­ щих и гражданского населения. После это­ го он приступил к подготовке комедии Га­ лича «Вас вызывает Таймыр». Она была поставлена также с успехом. Хорошо исполняли свои роли старшина 2 статьи Молофеев, матросы Меерович и Сишаков. Неплохо выступили жены военнослужа­ щих тт. Двойных, Баденко, Невзорова и Лобанова. Старшина 2 статьи И. КАТКОВ. ____ ____ ° ____ __________ . к 'а т э г / т / г О О СТАРШИЙ МАТРОС Опманис честно и добросовестно выполняет ; свой воинский долг. Он настойчиво изучает вверенную ему боевую техни­ ку. Его фамилия — на Доске отлич­ ников боевой и политической подго­ товки. Недавно во-ин повышен в зва­ нии. И. Лавринович. О ДОБРОСОВЕСТНО ВЫПОЛНЯ ­ ЮТ воинский долг ефрейторы Во­ робьев и Перцев. Передовые бойцы ежедневно выполняют производствен­ ные задания на 200 процентов. А. Евстафьев. Радость победы В момент погружения лодки наверху поднялась суматоха. Наша атака для противника была, долж­ но быть совершенно неожиданной. Страшный взрыв транспорта вызвал на конвойных кораблях полную растерян­ ность. Об этом сейчас можно было судить по шуму винтов. Корабли охранения кон­ воя беспорядочно метались из стороны в сторону, разыскивая подводную лодку. Недалеко от нас взорвалась серия глу­ бинных бомб. Все корабли охранения бро­ сились к этому месту и за.меа.тпли ход. «Ищут». — подумал я. Прошло немало времени, и стало ясно, что противник упустил нас Д 1 сопровож­ дал дальше оставшиеся транспорта. Обстановка разрядилась. Я отошел от штурманского стола с картой и сразу об­ ратил внимание на состояние .ибдей. Они были радостные, сияющие, с любопытст­ вом смотрели на меня, горели желанием узнать, что я видел на мостике. Передавая свои впечатления, я смотрел на возбужденные лица, сверкающие блес­ ком глаза и наблюдал, как эти закален­ ные и видавшие виды люди радостно пе­ реживают нашу победу. Только сейчас, когда все пришло в норму, я почувствозал усталость и необ­ ходимость переоденься во что-то сухое, по как быть, если оба комплекта обмун- дпрозания набухли от воды. Пришлось с р я т ь с себя китель, брюки, отжать в<>- ду. а затем снова одеться в то же самое сырое платье. Первый раз за время похода мы гото­ вились к горячему завтраку. Весь эки­ паж принимал самое деятельное участие в приготовлении пипги и сервировке сто­ лов. Нашему коку мичману Иванову оста­ валось только распоряжаться. Завтрак на­ чался в не совсем обычноз время — сей­ час еще только пять часов утра. Настроение было приподнятое, каждо­ му хотелось сказать остроумное и смеш­ ное. Даже самые несловоохотливые чле­ ны экипажа Тюреиков и мичман Иванов осйчас много разговаривают и оживлен­ но спорят. Особенно шумно в четвертом отсеке, где завтракает весь личный состав, сво­ бодный от вахты. Но среди этого шума отчетливо выделяется звонкий смех Зуб­ кова и Мартынова. Они никогда не упу­ скали возможности над кем-нибудь по­ шутить. Противник оказывался «-между двух огней». Чаще всего предметом их безобидных шуток являлся добродушный и, как юная девушка, застенчивый став- шина трюмных машинистов Тюренков, которого все любили за скромность, тру­ долюбие и поклашетый. безобидный ха­ рактер. В кают-компании офицеры рассажива­ лись каждый на своем, раз навсегда об­ любованном месте. Инженер-механик Смычков обыкновенно сидел на своей койке и занимал место у стола, как он часто говорил со смехом, «семь лет без взаимности». Штурман садился рядом с мичманом Ивановым, который в свобод­ ную смену иногда питался за общим офи­ церским столом, но чаще всего обедал в торпедном отсеке, посматривая на огром­ ные литые задние крышки торпедных аппаратов, всегда сверкающие полиро­ ванной латунью. IVe расселись но своим местам и на­ чался разговор по горячим следам собы­ тий. Почти каждый сидевший за столом передавал свои ощущения в момент ата­ ки. — Когда вырвались торпеды, я поду­ мал сначада. что мы сами подорвались ча мине или получили таранный удар от надводного корабля, и тут же приказал Матяжу задраить переборку. а сам думаю: неужели все кончено?.. Сейчас самому немного смешно, а тогда не до смеху бы­ ло, — деловым и как всегда невозмути­ мым тоном проговорил мичман Иванов. — Интересно, чем об’ясняется такой сильный взрыв? — сказад помощник командира и вопросительно посмотрел на меня. — Я думаю, что транспорт был на­ гружен боезапасом: бомбами, минами и прочим добром. — А каково водоизмещение потоплен­ ного транспорта? — спросил молодой штурман. — По-моему, восемь-десять тысяч тонн. — пояснил я. вспомнив, что тран­ спорт имел четыре трюма. — Р» таком случае, этот транспорт мог запросто принять тысячи четыре авиа­ ционных бомб, — сказад штурман и под­ нес к губам горячий чай. на минуту за­ думался и продолжат: — Надо записать этот приход в наш исторический журнал. Кончится война, на подводную лодку придут новые люди и примут пошлине богатое наследство. Водворилась тишина. Все молчади и. повидимому. в эту минуту думади об од­ ном и том же. «День победы! Суждено ли нам увидеть его... И как скоро он будет? Пока это остается мечтой, близкой, вол­ нующей. но перед нами еще большой, трудный путь борьбы». — Да. наш приход идет на общий счет Северного флота. — спокойно и рассуди­ тельно сказал помощник командира, отпил несколько глотков чаю. вспомнил что-то и воскликнул: — Друзья! Скоро день 1 »ождения нашего флота. Ему исполняется десять лет. Маленький и удаленький. Вот мы и сделали ему подарок. — До десятилетия есть время и еще ра^ отличиться. — заметил Иванов. Штурман примерно высчитал, что сто­ ит потопленный нами транспорт. <лушая его бухгалтерский подсчет, я вспомнил, как совсем недавно подводная лодка на­ шего соединения вошла в Фиорд против­ ника и потопила такой же большой тран­ спорт. нагруженный меховыми полушуб­ ками и валенками, конФискованныуч гит­ леровцами у населения Северной Норве­ гии. Все это добро предназначало!-ь для Фа­ шистской армии, засевшей в обороне, и благодаря активному вмешательству на­ ших подводников пошло ко дну. Если сложить вместе тоннаж враже­ ских кораблей, потопленных на Севере подводными лодками, получится СОЛИДНЫЙ вклад в дело победы. — Да. быстро вырос наш Северный Флот. II главное — мы свыклись с суро­ вой природой Заполярья. — сказал я. вспомнив. как поначалу трудно приходи­ лось. попав в си л ьны й шторм, а сейчас мы плаваем в такую лютую непогоду, когда противник не высовывает своего носа в море. Недаром какой-то немецкий иодводник в neoBvio мировую войну по­ пал однажды на Север и в своих днев­ никах сравнивал природу Заполярья со всеми злыми духами на земле. Завтрак кончался. Г» переборочном лю­ ке показалась голова Зубкова — он де­ журил по камбузу и просил разрешения пройти в первый отсек. Я задержал Зуб­ кова у стола и об’явнл. что по приходе в бг.зу буду ходатайствовать порсл командо­ ванием о представлении нескольких че­ ловек из экипажа к правительотвенной награде и что в этом почетном еннсне его имя на первом месте. — Служу Советскому Союзу! — ото­ звался Зубков. — Вас интересует за что? — спросил я. — Догадываюсь, товарищ командир. Штурман говорил, что эхолот помог нам в походе... — замявшись продолжал было Зубкоз. но смутился под устремленными на него взглядами всех ендяппх за ^то­ лом. покраснел и опустил голову. Он был взволнован отличием, нижней губой закусывал аккуратно подстрижен­ ные рыжие усы. а на правой руке, опу­ щенной вниз, шевелились все пять паль­ цев. перебирая, шов грубых серых рабо­ чих брюк. Я разрешил Зубкову пройти в соседний олсек. и он довольный тем. что его боль­ ше не задерживают р.'шоворами. быстро подался вперед. Приближалось время всплыть в над­ водное положение. Предварительная команда была исполнена и по установив­ шейся тишине в отсеках, той сосредо­ точенной волнующей и немного тр?вопе­ ной тишине, которая сопровождала под­ водную лодку каждый раз. когда она всплывала на поверхность, можно было судить, что люди заняли места на бое­ вых постах и готсвы к любой неожидан­ ности. Подводная лодка всплыла. Было еще темно, но на востоке уже появились проб­ лески рассвета. Нужно было спешить как молено быстрее и дальше оторваться в море от места атаки конвоя противника. Через минуту после всплытия на поверх­ ность моря заработал двигатель. Лодка вздрогнула всем корпусом, как бы сбра­ сывая с себя шипяйшо морскую пену., подняла нос и пошла вперед полным хо­ дом. Не останавливаться на достигнутом Недавно в нашем подразделении вышел очередной номер стенной газеты. В нем рассказывается о боевой учебе личного состава, оэ успехах и ошибках отдельных воинов. Так. в заметке «В совершенстве владеть боевой техникой» гозорится о том. что высоких результатов в повсе­ дневной службе и учебе добились стар­ ший матрос Постников, матросы Маслоз- ский. Санеев и другие. Они хорошо изу­ чили материальную часть, умело обслу­ живают свои заведьгвания. Волны с интересом прочптати стенную газету, которая призывает их не останав­ ливаться на достигнутом, настойчиво со­ вершенствовать своз боевое мастерство, крепить дисциплину. А. ЮРЬЕВ. Выше идейный уровень и действенность агитационно-пропагандистской работы Выполняя требования XIX с ’езда КПСС о повышении уровня идеологической ра­ боты. партийные организации флота про­ делали известную работу по улучшению политического воспитания личного со­ става. по изжитию формализма и начет­ ничества в пропаганде и массовой агита- цпонной работе. Но для полного выпол­ нения указаний партии необходимо еще более настойчиво добиваться дальнейшего улучшения качества идеологической ра­ боты. усиления ее действенности и на­ правленности на повышение боеготовно­ сти кораблей и подразделений. Однако на флоте все еще медленно вы­ полняются требования ПК КПСС об уст­ ранении ошибок в партийной пропаганде, а имеющиеся кое-где недостатки в бое­ вой подготовке и организации службы показывают что порой недооценка идео­ логической работы дает себя чувствовать. Центральный Комитет требует преодо­ леть имевшее место в пропаганде отсту­ пление от марксистско-ленинского пони­ мания вопроса о роли народных масс и личности в истории. Мы еще не добились решения этой за­ дачи. Необходимо усилить работу по раз’- яснению исторического значения народ­ ных масс в развитии общества, историче­ ской роли Коммунистической партии, кая руководящей и направляющей силы со­ ветского народа, рати Центрального Ко­ митета партии, как единого монолитного коллектива руководителей, боевого штаба партии, надо шире показывать единение партии и народа в борьбе за построение коммунизма. Некоторые пропагандисты недостаточно рдп’ясняют личному составу историческое значение ленинского союза рабочего клас­ са и колхозного крестьянства нашей страны. Нельзя забывать о том. что союз г-ибочего класса и крестьянства составля­ ет основу прочности нашего обществен­ ного и государственного строя и главную силу в движении советского народа к коммунизму. Особенно важно это учиты­ вать в политической работе с воинами Вооруженных Сил СССР, мощь и непобе­ димость которых опирается на несокру­ шимую силу боевого союза рабочих и к|>естьян. Надо вести неустанную работу по вос­ питанию личного состава в духе дружбы народов и советского патриотизма, в неразрывной связи с ваз’яснеяием союза рабочего класса и колхозного крестьянст­ ва. Задача состоит в том. чтобы показы­ вать этот союз в действии, подчеркивать заботу Коммунистической партии об ук­ реплении союза рабочих и крестьян, раз’- яснять решения сентябрьского и%февраль­ ско-мартовского Пленумов ЦК КПСС, ре­ шения первой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва, направленные на обеспечение крутого нод’ема производ­ ства предметов народного потребления. Сгедует показывать воинам флота, как Рабочие и колхозники нашей страны под р у к о в о д с т в о м партии самоотверженно до­ бываются нового под’ема экономики и к у л ь т у р ы ср .*» ч Рчччы. и на этой осно­ ве воспитывать у моряков стремление как можно лучше выполнять ‘воинский долг по защите Отечества. Чтобы поднять действенность агита­ ционно-пропагандистской работы, нужно поднять ее качество, ее идейный уровень, всемерно развивать у воинов интерес к политическим знаниям. А для этот прежде всего необходимо преодолеть на­ четничество. изгнать формализм из всех форм политического воспитания моряков. Еще не изжит полностью формализм, например, в марксистско-ленинской учебе офицеров. Семинары в группах, на к о ­ т о р ы х подводится итог работы над те­ мой. итог усилий руководителя групп и всех слушателей, проходят часто неинте­ ресно. без должной активности участни­ ков. без творческого обсуждения вопросов тч^ории. без тесной связи с задачами по­ литического и воинского воспитания личного состава. Чтобы семинары прохо­ дили активно, способствовали поднятию идейной вооруженности офицеров, надо вытравить обстановку школярства, noi- нять уровень творческого участия в них всех участников семинара. Перед семинарами стоит задача оказать помощь офицерам, совместно выяснить и обсудить важнейшие теоретические по­ ложения темы, методы использования этих положений на практике. Надо на семинарах создать творческую, деловую 1обстановку товарищеской дискуссии. Не следует стремиться обязательно выделять докладчиков по каждой теме. В ряде слу­ чаев можно организовать свободный об­ мен мнениями без выделения докладчика. Политорганы и партийные организации з значительной степени исправили ошиб­ ки. допущенные в начале учебного года, когда был нарушен принцип доброволь­ ности комплектования групп. Многие офицеры флота стали изучать марксист­ ско-ленинскую теорию самостоятельно. Хороших результатов достигли в само­ стоятельной учебе офицеры Зинин. Садов, Пастернак и другие. Их опыт убеждает в том, что совершенно беспочвенны опа­ сения некоторых руководителей, будто офицеры не смогут успешно самостоя­ тельно изучать марксистско-ленинскую теорию. ^ Следует решительно преодоле­ вать недоверие к силам и способностям офицеров заниматься самостоятельно, раз’яснять значение и преимущества ис­ пытанного метода самостоятельного изу­ чения марксизма-ленинизма. Тогда коли­ чество офицеров, занимающихся само­ стоятельно, будет возрастать. Поэтому очень важно политорганам и партийным организациям овладеть методами оказания помощи им в учебе. Следует прежде всего преодолеть еще распространенную тенденцию к обязатель­ ному регламентированию самостоятельного чтения. Пусть офицер сам определит, ка­ кие вопросы марксистско-ленинской тео­ рии он будет изучать, какую литературу и в какие сроки он прочтет. Главная за­ дача командиров, политработнике© и пар­ тийных организаций — помогать этим офицерам, организовывать для них лек- цдш. консультации, собеседования. В оказании помощи самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм заслужи­ вает положительной оценки оиыт полит­ отдела. где служд 1 т пропагандист Гуревич. Здесь командир заботится о создании офицерам условий для учебы, принимает действенные меры для упорядочения ра­ бочего дня. Политотдел организует чтение кгалифицированных лекций в помощь офицерам, регулярно проводит консуль­ тации по истории КПСС, политэкономии, диалектическому и историческому мате­ риализму. Справедливость требует отметить, что партийные организации некоторых noi- разделешш и кораблей еще не заняли надлежащего места в оказании помощи коммунистам-офицерам, которые самостоя­ тельно изучают марксистско-ленин­ скую леорию, и слабо контролируют^ их учебу. Устав КПСС обязывает партийные организации не только возглавить по­ литическое просвещение коммунистов, но и контролировать усвоение ими минимума политических знаний. Нужно только по­ кончить с уродливыми, бюрократически­ ми формаоги контроля, которые превра­ щали офицеров в вечных школьников на­ чальных классов. Служба офицера, его личное участие в агитационно-пропагандистской работе — лучший показатель его политического ро­ ста. Надо обсуждать на партийных собра­ ниях и заседаниях бюро вопросы поли­ тического воспитания личного состава и работу в этой области коммунистов, ор­ ганизовывать обсуждение рефератов, соб­ людая добровольность участия в них членов и кандидатов плотин. Организуя работу с офицерами, мы должны помнить, что задача состоит з том. чтобы дать офицеру тог необходи­ мый минимум знаний, который нужен для того, чтобы правильно понимать по­ литику Коммунистической партии, квали­ фицированно раз’яснять ос подчиненным и активно бороттля за ее осуществление. Не везде еще и политические занятия в достаточной степени способствуют ук- роилению боевой готовности кораблей и частей. Слабая действенность политзаня­ тий об’ясняется в первую очередь тем, что они еще очень часто проводятся скучно, казенно, а поэтому и не вызыва­ ют у матросов и старшин интереса к политической учебе. Главная причина этого — плохая ра­ бота с руководителями политзанятий, фооматизм в работе семинаров. К приме­ ру. недовольны руководители политиче­ ских занятий работой семинара, в^ кото­ ром принимает участие лейтенант Жаров. Занятия здесь проходили формально, ру­ ководители не получали ответа на мно­ гие волнующие их вопросы, не встречали достаточной методической помощи. Должен быть обеспечен диференциро- ванный подход к каждой теме и приме­ нена методика семинара, соответствующая характеру и особенностям темы. Во вся­ ком случае руководдггель должен полу­ чить на семинаре ответ на все вопросы, возникшие у него при работе над темой. На путь формализма становятся те то­ варищи. которые требуют от руководите­ ля политзанятий написания полного конспекта, дословной записи предстоящего рассказа или даже... утверждают кон­ спект руководителя. Руководитель должеи составлять конспект рассказа такой, ка­ кой ему нужен для живого изложения со­ держания темы. На состоявшихся недавно политзаня­ тиях руководители групп тт. Ткач. Ко- кулин. Шапгин и другие сделали содер­ жательный. интересный рассказ по 3-й главе Краткого курса истории КПСС, хо­ тя каждый из них пользовался только иланом-конейектом рассказа. Живой твор­ ческий рассказ этих руководителей с большим интересом и пользой выслушали матросы и старшины. Действенность политзанятий зависит во многом также от организации самостоя­ тельного чтения литературы в отведенное время и в свободные часы. Между тем. в ряде подразделений проявляют непрости­ тельную беззаботность к органдтзации са­ мостоятельного чтения. Во многих груп­ пах подразделения, где служит пропаган­ дист Король, матросы не имеют учебни­ ков. В подразделении строителей у солдат одбирают книги после занятий и ирячуг их под замок. Некоторые руководители требуют от слушателей обязательного ве­ дения конспектов. Пора покончить с не­ дооценкой организации самостоятельной работы матросов н старшин, создать им все условия для того, чтобы они могли читать книгу и думать над прочитанным, помогать им осмысливать прочитанное. Командиры и политработники должны также помочь руководителям политзаня­ тий овладеть искусством ведения беседы по теме. Многие пропагандисты уже овла­ дели методикой проведения живой беседы, Щ'еодолели вопросно-ответный метод про­ ведения занятий. Интересно и содержательно, например, провел беседу в группе старшин по вт^н рой теме истории КПСС руководитель тон. Горшков. Он привлек к беседе всех слу­ шателей. направил их внимание на ак­ тивное обсуждение центральных вопросов темы и связь их с политикой Коммуни­ стической партии н Советского прави­ тельства. Положительный .опыт проведения бесед в группах политзанятий должен найти самое широкое распространение. Понятно, что улучшение качества по­ литзанятий, повышение их действенности возможно только при условии усиления внимания к этой основной форме поли­ тического воспитания матросов и стар­ шин со стороны командиров, политорганов и партийных организаций. Для подня­ тия уровня политической сознательности воинов важно также улучшить содержа­ ние и повысить действенность всех форм массовой политической агитации, устра­ нить формализм в проведении этой рабо­ ты. усилив связь политической агитации с конкретными задачами личного состав*, ее направленность па повышение боего­ товности кораблей и частей. Перед североморцами стоят большие и почетные задачи — настойчивой ученой и образцовой службой умножать мощь родного флота, поднять на новую стуи зн ь его готовность к отпору врагам Родины, крепить активную оборону Советского го­ сударства. Непременным условием успеш­ ного решения этих задач является посто­ янная забота командиров, политорганов. партийных организаций о повышении уровня политической сознательности всего личного состава, поднятие идейного уров­ ня и действенности всей агитационно- щюнагандистской работы. Офицер В. ШЕЛЯГ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz