На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

На с т р а ж е З а п о л я о ь я 19 июня 1954 г., N° 144 (4986). Но Дню воздушного флота СССР великая авиационная деожава День воздушного флота ('ССР— оди-н из популярных п любимых праздников совет­ ского народа. Трудящиеся СССР любят свою авиацию и проявляют огромный ин­ терес к ее развитию. В этом году День воздушного флота наш народ отмечает новыми выдающимися ус­ пехами. Великая Страна Советов, полная несокрушимой мощи и творческих сил, уверенно идет вперед но пути строитель­ ства коммунизма. Коммунистическая партия и Советское правительство направляют усилия народа на дальнейшее развитие народного хозяй­ ства с целью повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся, постоянно заботятся о повышении оборо­ носпособности страны, укреплении могу­ ществе Советской Армии и ее составной части — Военно-Воздушного Флота. Огромное значение в укреплении актив­ ной обороны нашего социалистического го­ сударства играет советская авиация. Со­ вершенствование и техническое развитие авиации, всесторонняя подготовка ее лич­ ного состава неразрывно связаны с раз­ витием нашего социалистического госу­ дарства. Как ни в одной области, в авиа­ ции отражается технический прогресс в нашей стране и высокие моральные и физические качества советских людей — строителей коммунизма. Наша страна по праву считается роди­ ной авиации. Но только с победой Вели­ кой Октябрьской социалистической рево­ люции начался новый, высший этап в развитии отечественной авиации и возду­ хоплавания. Экономическая отсталость старой, царской России не давала простора развитию авиационной науки и техники, сдерживала ее широкое применение в воен­ ном деле и в интересах хозяйства. Только в советское время авиация получила у нас бурное развитие. Непрерывный рост социалистического производства дал воз­ можность практически применить великие открытия Ломоносова. Менделеева. Мо­ жайского. Жуковского, Циолковского. Ча­ плыгина и многих других представителей авиационной науки и техники, позволил в короткий исторический срок создать в нашей стране самую лучшую авиацию в мире. Организатором и руководителем могу­ щественной советской авиации является Коммунистическая партия, которая по достоинству оценила огромную роль авиа­ ции в обороне страны п народном хозяй­ стве. Во время гражданской войны отряды авиации были использованы для разгрома иностранных интервентов и белогвардей­ цев. По окончании гражданской войны были предприняты первые шаги в деле строительства воздушного флота. В 1923 году было положено начало гражданскому воздушному флоту. Небезинтересно вспомнить, что еще ле­ том 1922 года на Ходынском пустыре в Москве ученые Тимирязевской академии проводили испытания аппаратуры, с по­ мощью которой можно было бы применить самолет в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства. Низко над землей, на бреющем полете летал небольшой самолет, а за ним на траву ложилась широкая го­ лоса распыливаемой воды. В 1924 году, когда над плодородными полями Кубани появилась саранча, для борьбы с нею бы­ ла применена авиация. Там, где пролетал самолет, сраженная саранча слоем покры­ вала землю. В результате индустриализации нашей страны были созданы такие отрасли про- пзьэдства, которых не знала дореволю­ ционная Россия, появилась мощная авиа­ ционная промышленность, которая, как известно, во время Великой Отечествен­ ной войны давала фронту до 40 тысяч самолетов в год. Многочисленные авиационные школы и •училища готовили летные и инженерно- технические кадры. Люди советской авиа­ ции не раз демонстрировали перед миром непревзойденное мастерство, свои высокие И . С Е М Е Н О В , генерал-лейтенант авиации моральные и патриотические качества. Мощная авиационная техника, созданная советскими людьми под руководством Ком­ мунистической партии, стала представлять великую с»тлу. Наша Родина по праву называет-я ве­ ликой авиационной державой. Сила и мо­ гущество чашей авиации были продемон­ стрированы в рекордных полетах завоева­ телей воздуха — летчиков чкаловской школы, пронесших на крыльях славу о нашей Родине но всему земному шару. Всему миру памятны беспосадочные пере­ леты экипажей Чкалова и Громова из Москвы через Северный полюс в США. Сила и могущество нашей авиации бы­ ли проверены в воздушных сражениях с врагами нашей Родины и особенно в сра­ жениях Великой Отечественной войны. Верные сыны социалистической Отчизны — советские летчики с честью выполнили свой патриотический долг. В суровых боях они наголову разгромили хваленую немецкую авиацию. Достаточно сказать, что из 80 тыс. самолетов, построенных гитлеровской Германией за три года вой­ ны, 75.000 было истреблено на советско- германском фронте. В авиации ярко проя­ вился массовый героизм советских людей. Народ гордится и вечно будет помнить имена героев Великой Отечественной вой­ ны: Гастелло. Талалихина. Супруна. Са­ фонова, Харитонова, Полбина, Покрышева, Лавриненкова и многих других бесстраш­ ных советских летчиков. Из года в год растет и крепнет Граж­ данский воздушный Флот СССР. В 1952 готу грузооборот ГВФ возрос по сравне­ нию с 1940 годом в 9,2 раза, протяжен­ ность почтовых авиалиний увеличилась в 2.5 раза. Велика рать автташгп в дальнейшем под’еме сельского хозяйства. Авиация по­ могает уничтожать вредителей сельского хозяйства на миллионах гектаров. Это позволяет труженикам колхозной деревни получать дополнительно миллионы пудов хлеба, выращивать ценнейшие сельскохо­ зяйственные культуры. Навсегда ликви­ дированы нашествия саранчи, которая ь прошлом в отдельные годы тучами по­ крывала поля, начисто уничтожая посевы и растения. Сейчас, когда советский народ осуще­ ствляет исторические решения сентябрь­ ского и февральско-мартовского Пленумов Центрального Комитета КПСС по даль­ нейшему под'ему социалистического сель­ ского хозяйства, авиация широко приме­ няется для подкормки посевов, для аэро­ сева. для борьбы с сорняками на полях и с вредителями в садах и виногрални- ках. Быстро развивается санитарная авиа­ ция. Огромный вред здоровью трудящих­ ся наносила малярия, выводившая из строя сотни тысяч людей. Советская ави­ ация повела наступление на гнездилища малярийного комара, и заболеваемость ма­ лярией резко упала. Санитарная авиация обеспечивает срочную квалифицирован­ ную медицинскую помощь населению от­ даленных районов. Только благодаря авиации стало воз­ можным в нашей стране широкое освое­ ние бездорожного Севера и глухих таеж­ ных районов Сибири. Самолет стал спут­ ником всевозможных научных экспедиций я изыскательских партий. Самолеты пат­ рулируют рыболовецкие суда и произво­ дят разведку рыбы. Авиация стала неза­ менимым видом транспорта при осущест­ влении целого ряда перевозок, имеющих огромное народнохозяйственное значение. По воздушным линиям, пересекающим громадную территорию нашей страны. перевозятся сотни тысяч пассажиров и десятки тысяч тонн грузов и почты. Воздушный транспорт приближает к Москве самые отдаленные уголки нашей Родины. Воздушные линии связывают СССР и с другими государствами. XIX сезд нашей партии определил как одну из главных задач в коммунистиче­ ском строительстве всемерное укрепление активной обороны социалистического го­ сударства от внешних врагов. Наша слав­ ная Советская Армия. Авиация и Флот призваны решать эту задачу, надежно обеспечивая мирный труд советских лю­ дей. Личный состав нашей авиации, осно­ вываясь на опыте Великой Отечественной вейны. на послевоенном развитии авиа­ ционной науки и техники, продолжает совершенствовать свою боевую и полити­ ческую подготовку. Наши славные авиа­ торы успешно решают задачу летать дальше всех, быстрое всех, выше всех. В авиации широко применяется реак­ тивная техника, которая не только резко подняла потолок, скорость, дальность по­ летов и грузопод’емкость машин, но и значительно повысила уровень авиацион­ ной культуры личного состава. Еще сов­ сем недавно рассказы о полете со сверх­ звуковой скоростью были предметом фан­ тастических романов, а в научной лите­ ратуре эти полеты рассматривались как далекая перспектива. Но развитие техни­ ки идет настолько быстро, что подобные полеты стали нашей жизненной практи­ кой. Много крупных научных проблем, разработанных советскими учеными и конструкторами в области аэродинамики высоких скоростей, радиолокации и ра­ дио. телемеханики, нашли практическое применение. Теперь советская авиация — это прежде всего ‘ реактивная авиация, с, большим потолком и высокой скоростью полета. Прочно освоенная нашими авиа­ торами и непрерывно развивающаяся, она способна вешать задачи в сложных усло­ виях дня и ночи и на больших расстоя­ ниях. Исключительное мастерство совет­ ских летчиков, их слетанность и отлич­ ное выполнение сложного пилотирования на воздушных праздниках и парадах — блестящая иллюстрация их упорного тру­ да по освоению новейшей техники. Пзвестно. что даже самая совершенная авиационная техника не может дать нуж­ ных результатов, если люди, владеющие ею. полностью не освоили ее. не облада­ ют высокими техническими знаниями, моральными и физическими качествами. Воспитанные Коммунистической партией, советские авиаторы, совершенствуя свою боевую и политическую подготовку, в тесном взаимодействии с другими родами войск, способны с честью выполнить за­ дачи. поставленные перед Военно-Воздуш­ ными Силами. Любовь советского народа к нашей славной авиации и его забота о ней ярко проявляются в деятельности Добровольно­ го Общества Содействия Армии. Авиации и Флоту. Широкая пропаганда авиацион­ ных знаний, массовое развитие авиацион­ ного спорта являются основой деятельно­ сти общества среди трудящихся нашей страны, особенно среди молодежи. Советская авиация служит благородным целям прогрессивного человечества. Она охраняет мирную жизнь советских лю­ дей. успешно строящих коммунистическое общество. Советский народ всегда может положиться на свои доблестные Военно- Воздушные Силы. Вместе с нашей слав­ ной Армией и Флотом они способны обес­ печить государственные интересы нашей Родины и мирный созидательный тру! советских людей. Советские авиаторы, окруженные все­ народной любовью и заботой, сплоченные вокруг Коммунистической партии, добь­ ются новых успехов в развитии авиаци­ онной науки и техники. ИШ1-МШЕАЕАО Ш Ограждение опасностей Для обеспечения безо­ пасности кораблевождения существует целый ряд со о ­ ружений и приспособлений, являющихся средствами ог­ раждения. К ним относят­ ся береговые и пловучие маяки, неосвещаемые бере­ говые башни и знаки, о с­ вещаемые и простые буи и бакены, а также вехи, ко­ торые ограждают оп асно­ сти и указывают фарвате­ ры. Веха— это длинный шест на поплавке, стоящий вер­ тикально на воде. Попла­ вок представляет собой бревно, распиленное вдоль на две части. В каждой из половин имеется внутри выбранный желоб. В эти желоба и вставляется шест, а сами половины склады­ ваются и скрепляются между собой железными бугелями. К нижнему кон­ цу вешки прикрепляется цепь с якорем , который опускается на дно. Вешки окрашиваются в различные цвета, сн абж а ­ ются голиками, флагами, крестами и шарами. В Советском Союзе при­ н я т а следующая система ■ограждения опасностей вешками (см . рисунок): Нордовая вешка пред­ ставляет собой красный шест с налаженным на не­ го красным голиком, р а ­ струбом вверх. Он а ог­ раждает опасность, ра сп о ­ ложенную к северу от нее, т. е. становится с южной стороны этой опасности. Она как бы говорит море­ плавателям: сОставьте ме­ ня к северу». «Оставьте меня к югу»,— вот о чем говорит расп о­ ложенная где-либо зюйдо­ вая вешка. Он а ограждает опасность, находящуюся к югу от нее, т. е. ставится с северной стороны опас­ ности. Эту вешку м ожно узнать по белому шесту с черным голиком, раструбом вниз. Для ограждения опасно­ сти с востока (по запад­ ную сторону ф арв ат ер а) ставится вешка, верхняя часть которой белая, а н иж н я я— красная. Н а ше­ сте — два красных голика, раструбами врозь. Это ве­ стовая вешка. Издали ее кромки напоминают букву «X », что позволяет опо»- нать ее на далеком от ко­ рабля расстоянии. Так называемая остовая вешка ограждает оп ас­ ность, расположенную от нее к востоку. О н а ставит­ ся с западной стороны дан­ ной опасности. Верхняя часть этой вешки черная, а нижняя — белая. От д ру ­ гих она отличается не только раскраской шеста, но и расположением двух черных голиков раст руба­ ми вместе. Наблюдателю такая вешка кажется р а з ­ резанной поперек огромной буквой «О ». Ее моряки оставляют к востоку от се­ бя. Та опасность, которую м ожно обходить с о всех сторон, не ограждается указанными выше вешка­ ми. Н а ней ставится так называемая крестовая веш­ ка. Он а состоит из б>ело- красного (полосатого) ше­ ста с красной переклади­ ной. Иногда наблюдатель на этой вешке видит один или несколько шаров. Это де­ лается для того, чтобы ее отличить от соседних ве­ шек, а также для лучшей видимости ее. Для этой же цели существуют кресто­ вые вешки с флагами. Кроме вех для огражде­ ния опасностей в наиболее опасных местах ставят буи. Буи бывают освещаемые и неосвещаемые. Иногда они снабж аются аппаратами для звуковых сигналов. Каждый моряк должен знать системы ограждения опасностей. Это ему необ­ ходимо в практических це­ лях. о п а с н о с т ь Я Р Г С Т О в Л О ЛГ-Я У с л о в н ы * о ю з н а я в м и " Красны* цвет Ч е р н ы й - - ] Б е л ы й - - верньш я урс ПИСЬМА в р е д а ШГ ию БОЛЬШЕ ЗАБОТИТЬСЯ о БЫТЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА Воины нашего подразделения нерегу­ лярно моются в бане. Кроме того, в тече­ ние половины времени, отведенного на мытье, идет холодная вода. Моясь, солда­ ты стирают нательное белье, верхнее об­ мундирование. портянки. А ведь в гарни­ зоне есть прачечная. Дело все в том. что командование не может никак договорить­ ся о стирке нашего белья, хотя прачечная работой не перегружена. В последнее время стирать белье в бане совсем запретили. Постельное белье для лпчного состава стирается в прачечной подразделения. Как правило, стирается оно плохо и нерегу­ лярно, из-за чего воины нередко бывают вынуждены после бани ложиться на грязное постельное белье. Давно пора устранить эти недостатки. Младшие сержанты ЛАДНИЦКИЙ, ЧЕРВЯКОВ. КЛИМОВ. КОМНАТА П О Л И ТП РО С В Е Т РА Б О ТЫ С ОД Е РЖ И Т С Я П Л О Х О В нашем подразделении есть комната иолитнросветработы. К сожалению, комната содержится пло­ хо в ней нет подшивок газет, брошюр о воинском и политическом воспитании. II хотя об этом часто и много говорят на общих собраниях, но до сих пор ничего не сделано. Матрос Н. ГОЛУБЕВ. По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо военкора о том, что в подразделении, где секретарем комсомольской организации тов. Семенов, Доска отличников боевой и политической подготовки находится в запущенном со­ стоянии. Заместитель командира по политиче­ ской части, которому было направлено это письмо для принятия мер, сообщил редак­ ции, что приведенный военкором факт имел место. В настоящее время передовые воины подразделения сфотографированы и Доска отличников оформлена заново. Об­ ращено внимание офицеров, партийной и комсомольской организаций на необходи­ мость улучшить пропаганду опыта от­ личников боевой и политической подго­ товки. . _ Дружба дружбой, а служба—службой Когда Евгения Савчука назначили командиром отделения, его сослуживец Николай Дьячук обрадовался. «Женя — земляк мне. лучший друг. — думал он. — значит и требовать с меня будет меньше». В один из воскресных дней воины го­ товились на увольнение. Записался и р я ­ довой Дьячук. Командир отделения вни­ мательно осматривал подчиненных, давал им советы, наставления. — Рядовой Дьячук. внешний вид v вас неважный. Так дело не пойдет. До начала увольнения осталось тридцать две минуты. Побрейтесь и подшейте чистый подворотничок. Приведите себя в полный порядок и доложите мне. Николаю Дьячуку это не поправилось. — Вот тебе и друг! В одном колхозе работали. — говорил он товарищам. — а придирается. Видели? Но не встретив поддержки. Николай приступил $ делу. Некоторые воины думают, что если командир друг, так он в службе даст им послабление. Так думал и Дьячук. Совершенно ошибочное мнение! Командою должен всегда быть требова­ тельным, уметь сочетать требовательность с отзывчивостью, действовать строго по уставу. Так именно и поступает командир от­ деления Савчук. Однажды рядовой Дьячук опоздал при под’еме. Командир отделения сделал вои­ ну строгое замечание. Шли дни. Росла требовательность командира к своему подчиненному. От­ ставал Дьячук и в выполнении производ­ ственного плана. Дневные нормы он вы­ рабатывал на 70— 80 процентов. Это волновало командира. — Что мешает вам выполнять произ­ водственный план? — спрашивал коман­ дир у подчиненного. — Почему тянете назад все отделение? На этот вопрос воин ничего не отве­ тил. — Плохо, товарищ Дьячук. получает­ ся. — вмешался в разговор рядовой Ко­ чан. — Земляки наши отлично трудятся на своих постах. Твоя невеста Нина — лучший тракторист. Она медаль «За тру­ довую доблесть» получила. Разве на стыдно тебе перед такой девушкой? Да и мать в письме пишет: «Служи Родине честно!». Подумай и по-хорошему выпол­ няй свою работу... Вечером в комнате посгитнко-просвети- тельной работы собрались воины. Одни пришли поиграть в шахматы и шашки, другие — почитать свежие газеты. За столом, что-то обдумьшая. сидел и Дья­ чук. Перед ним лежал лист бумаги. — Письмо решили написать? — обра­ тился к подчиненному командир. — Так точно! — вставая, ответил во­ ин. «Здравствуй, Нина!», — вот, что ус­ пел написать Дьячук. — Нина, трактористка »наша. спраши­ вает о том. как я служу Родине. Вот не знаю, товарищ командир, что мне делать. Хотел ответить ей, но думаю пока обо­ ждать, исправлюсь, потом напишу. — Правильно! — сказал командир от­ деления. ’ Рядовой Дьячук отложил письмо... Прошло немало времени, прежде чем появилась у Дьячука первая благодар­ ность. Теперь Дьячук — передовой воин. Про­ изводственные задания он выполняет на 180— 200 процентов при отличном ка­ честве работ. 0 хорошей службе Дьячука воины на­ писали подробное письмо трактористке Нине Ефрейтор А. ПЕРЕГУД. СЛУЖБА МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ НА ИОРАБЛЕ 2. Настойчиво овладевать мастерством обучения подчинённых Придя на корабль, вступив в долж­ ность. молодой офицер становится коман- диром-воспитателем. в его подчинении на­ ходятся люди, которых надлежит обучать и воспитывать. Это пред'являет к нему много новых требований, накладывает большие обязанности. Овладение мастерст­ вом обучения и воспитания подчиненных — важнейшая задача молодого командира. Задача эта трудная. Она требует большой и напряженной работы. Успех боевой подготовки во многом за­ висит от умения командира правильно обучать своих подчиненных, передавать им необходимые знания и прививать на­ выки в использовании оружия в техни­ ки в любых условиях. Вот почему молодой офицер обязан с первых дней своей командирской деятельности настойчиво овладевать мастерством обучения п воспи­ тания подчиненных, постоянно совершен­ ствовать свои методические навыкч. В успешном обучении и воспитании моряков исключительно большое зна­ чение имеет личный авторитет команди­ ра. Чтобы быть во всем примером для старшин и матросов, офицеру нужно мно­ го знать, многое уметь, необходимо посто­ янно изучать военно-морскую науку. Ес- ди же командир хоть в малейшей степе­ ни отстанет, не будет следить и поспе­ вать за развитием военно-морского дела, это приведет его к потере служебного ав­ торитета. А без такого авторитета он не сможет воспитывать личный состав так. как этого требуют Коммунистическая партия и Советское правительство. Был у нас в практике такой случай. Придя на корабль, молодой офицер не сра­ зу взялся за изучение своей специально­ сти. за овладение боевым мастерством. А заведывание у него было сложное — ди­ зеля. Подчиненные молодого офицера — старшины и матросы, среди них были сверхсрочники, служили на корабле не первый год, являлись опытными специа­ листами, хорошо знали материальную часть. Молодой командир встал на непра­ вильный цуть. Недостаточно овладев сво­ им заведыванием. он стал давать подчи­ ненным непродуманные указания. Это подрывало его авторитет в глазах личного состава. Матросы и старшины чувствова­ ли, что они лучше, чем их командир, зна­ ют материальную часть. Bo-время вме­ шался старший начальник. Он указал мо­ лодому офицеру на его ошибку, дал прак­ тические советы. Командир потребовал от молодого офицера, чтобы тот в кратчай­ ший срок наверстал упущенное, глубоко изучил свое заведывание. правила ис­ пользования техники. Молодой командир Энергично взялся за дело. Вскоре он до тонкостей изучил материальную часть и мог уже уверенно руководить подчинен­ ными. Теперь его указания и замечания подкреплялись прочными знаниями. Под­ чиненные сразу это заметили. Они увиде­ ли. что командир знает больше их. что у него есть чему поучиться. Авторитет мо­ лодого офицера стал непререкаем. Дело обучения и воспитания подчиненных по­ шло успешно. Этот пример наглядно показывает, что значит для молодого офицера с первых шагов службы на корабле неустанно учиться самому, чтобы успешно обучать подчиненных. Один из молодых офицеров в начале службы на корабле хорошо изучил свое дело, успешно сдал на самостоятельное управление боевой частью, но потом са­ моуспокоился, зазнался, перестал изучать специальность, не следил за тем новым, что происходило в развитии военно-мор­ ского дела. В результате через некоторое время он отстал от своих товарищей, стал неуверенно руководить своими под­ чиненными. Пришлось затратить много времени и ему самому и его начальникам, чтобы привести знания молодого офицера в соответствие с современными требова­ ниями. ггред’являемыми к командиру. Обучение подчиненных специальности требует от молодого офицера системати­ ческой, настойчивой подготовки к заня­ тиям. Иногда видишь, как молодой офи­ цер, считая себя теоретически подготов­ ленным. к проведению занятий готовится плохо, рассчитывает на свои старые зна­ ния, надеется на свою память. Как пра­ вило, такого офицера постигает неудача. Или он построит все занятие на общих рассуждениях, или будет излагать мате­ риал скачкообразно, как говорят, — с пя­ того на десятое, или не уложится во вре­ мени и какой-нибудь вопрос темы скомка­ ет, а то и оставит совсем не освещенным. На занятиях по специальности офицер должен стараться с первых же минут привлечь внимание обучаемых, возбудить у них живой интерес к теме. Практика показывает, что изложение новой темы неплохо начинать с рассказа о поучитель­ ном боевом эпизоде, о том, как в данном случае использовались оружие и техника во время войны. Такое вступление может повысить интерес подчиненных к заня­ тию, заставит их внимательно слушать дальнейшее изложение материала. Большое значение имеет также умелое использова­ ние наглядных пособий. Если, например, изучается материальная часть артилле­ рии. необходимо использовать для демон­ страции ее действия не только чертежи и схемы, но и отдельные летали и механиз­ мы. Тогда офицер сумеет более доходчзвэ об ленить назначение, устройство и дей:т- ви<* отдельных деталей. Всем командирам следует больше внимания уделять тому, как молодой офи­ цер. особенно в начале службы, готовит­ ся к занятиям и проводит их. Здесь необ­ ходим строгий контроль, постоянный глаз, систематические проверки. Одновременно с этим следует больше помогать молодому офицеру советом, рассказом, показом. На что следует обращать внимание при обучении и воспитании подчиненных? Во- первых, надо учитывать особенности ха­ рактера каждого матроса и старшины, их склонности, уровень подготовленности. Нельзя ко всем подчиненным подходить стандартно. Во-вторых, главный упор не­ обходимо брать на индивидуальную рабо­ ту. Ведь у молодого офицера в первый период службы подчиненных не так уж много. Надо работать кропотливо с каж­ дым из них. В-третьих, особым внимани­ ем следует окружить тех матросов и’ стар­ шин, которые по какой-либо причине от­ стают от группы, снижают общую подго­ товленность коллектива. Лейтенант Кононов с первых дней слу­ жбы на корабле показал себя заботливым и чутким воспитателем моряков. Он хоро­ шо изучил личный состав, знает недо­ статки каждого. Молодого офицера часто можно видеть вместе с матросами и стар­ шинами. В обучение подчиненных спе­ циальности командир вкладывает все свое старание, не жалеет для этого ни сил, ни времени. Большое внимание лейтенант Кононов уделяет индивидуальной работе, часто беседует с матросами и старшина­ ми, оказывает им практическую помощь. Высокую требовательность к подчиненным молодой офицер сочетает с заботой о них. В своей работе по обучению личного со­ става он опирается на старшин, учит их. помогает им. Однажды старшина непра­ вильно построил занятие но специально­ сти, которое проходило не на боевом по­ сту, а в кубрике. Матросы, прослушав об’яснения старшины, не могли увидеть все, чему он их учил, на механизмах. Молодой офицер во-время поправил стар­ шину. указал ему, что подобные занятия необходимо проводить у механизмов, с практическим показом действий по обслу­ живанию техники. Начинать воспитательную работу с под­ чиненными следует с их тщательного изу­ чения путем личного общения и знаком­ ства с документами. Полученные сведения о том или ином матросе и старшине ука­ жут молодому офицеру верный путь, по которому он§ должен следовать в их вос­ питании и обучении. Офицеру с первых дней службы надо взять за правило чаще находиться вместе с личным составом, про­ являть о подчиненных всестороннюю за­ боту, быть внимательным к их нуждам и запросам. К сожалению, еще приходится встречаться с фактами, когда отдельные молодые офицеры проявляют элементы ланосчивости. зазнайства, отрываются от личного состава. Л знал одного такого офицера. Он слишком переоценил свои знания, вел себя высокомерно и это ему обошлось дорого. Лейтенанту много потом пришлось поработать, чтобы завоевать авторитет в подразделении. А личный авторитет офицера играет важную роль в воспитательной работе, о командира берут пример, ему подражают, на него равняются. Мне хочется Здесь вспомнить один случай из периода Вели­ кой Отечественной войны. Корабль нахо­ дился в море, был шторм. Произошла небольшая поломка, которая сама по себе не представляла опасности, но могла по­ влечь за собой другую, более серьезную неисправность. Командир спросил: кто пойдет на ликвидацию поломки? Первым вызвался молодой офицер. Рискуя жизнью, он быстро справился с задачей. Этот са­ моотверженный поступок офицера вдохно­ вил личный состав на выполнение более трудных и тяжелых задач. В своей воспитательной работе молодой офицер должен опираться на старшин, выше поднимать их роль в обучении ма­ тросов. Для этого следует больше помо­ гать старшинам, учить их практике зос-и питательной работы. Главное в этом — индивидуальная помощь. Следует почаще встречаться со старшинами, беседовать с ними, интересоваться их нуждами и за­ просами, проявлять заботу об их автори­ тете. Большое внимание в работе с подчи­ ненными молодой офицер должен уделять воспитанию дисциплинированности, испол­ нительности. Необходимо всегда пом­ нить, что крепкая воинская дисциплина — залог успехов в учебе и службе. Мо­ лодому офицеру с первых дней своей командирской деятельности надо быть всегда и во всем требовательным. Нель­ зя проходить мимо самых малейших на­ рушений воинского порядка, необходимо реагировать на каждый случай отступле­ ния от уставов. И во всем этом молодой офицер должен показывать личный при­ мер безупречного поведения и точного вы­ полнения всех требований воинских уста­ вов. Этим самым командир воспитывает у своих подчиненных чувство высокого доверия, любви и уважения к себе. Вся­ кое отступление офицера от устава ведет к нежелательным последствиям. Не так давно один молодой офицер нарушил ва- инекую дисциплину, за что был наказан. Личная недисциплинированность команди­ ра сразу же сказалась на состоянии уставного порядка среди его подчиненных. А это отразилось на уровне боевой подго­ товки. Молодому офицеру всегда нужно пом­ нить. что он целиком отвечает и за поли­ тическую учебу своих подчиненных. Оп обязан не только интересоваться, как во­ ины успевают на политических занятиях, а помогать им. давать практические сове­ ты, контролировать учебу. В работе с матросами и старшинами надо обращать внимание на воспитание у них чувства боевой дружбы и войскового товарищества. Коллектив подразделения должен представлять единую, крепко спаянную семью. Тогда и дела пойдут лучше. Необходимо шире пропагандиро­ вать среди личного состава наши славные боевые традиции, воспитывать моряков в духе непоколебимой верности Присяге, всегда готовыми выполнить любую зада­ чу. Большую помощь в этом молодому офицеру окажут коммунисты и комсомоль­ цы подразделения, корабля. На них он должен опираться во всей своей работе, с них. прежде всего, требовать примерности в боевой и политической подготовке и дисциплине. Необходимые качества команднра-вос- питателя приобретаются не сразу. Они выковываются путем длительной, систе­ матической и настойчивой работы каждо­ го молодого офицера над совершенствова­ нием своих военных и политических зна­ ний. над освоением методических навы­ ков. С первых дней службы на корабле, без всякой раскачки, с горячей энергией молодой офицер должен смелее браться за порученное ему дело. Офицер Г. MAKAPEHK0B.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz