На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
На с т р а ж е З а п о л я о ь я 19 июня 1954 г., N° 144 (4986). Но Дню воздушного флота СССР великая авиационная деожава День воздушного флота ('ССР— оди-н из популярных п любимых праздников совет ского народа. Трудящиеся СССР любят свою авиацию и проявляют огромный ин терес к ее развитию. В этом году День воздушного флота наш народ отмечает новыми выдающимися ус пехами. Великая Страна Советов, полная несокрушимой мощи и творческих сил, уверенно идет вперед но пути строитель ства коммунизма. Коммунистическая партия и Советское правительство направляют усилия народа на дальнейшее развитие народного хозяй ства с целью повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся, постоянно заботятся о повышении оборо носпособности страны, укреплении могу ществе Советской Армии и ее составной части — Военно-Воздушного Флота. Огромное значение в укреплении актив ной обороны нашего социалистического го сударства играет советская авиация. Со вершенствование и техническое развитие авиации, всесторонняя подготовка ее лич ного состава неразрывно связаны с раз витием нашего социалистического госу дарства. Как ни в одной области, в авиа ции отражается технический прогресс в нашей стране и высокие моральные и физические качества советских людей — строителей коммунизма. Наша страна по праву считается роди ной авиации. Но только с победой Вели кой Октябрьской социалистической рево люции начался новый, высший этап в развитии отечественной авиации и возду хоплавания. Экономическая отсталость старой, царской России не давала простора развитию авиационной науки и техники, сдерживала ее широкое применение в воен ном деле и в интересах хозяйства. Только в советское время авиация получила у нас бурное развитие. Непрерывный рост социалистического производства дал воз можность практически применить великие открытия Ломоносова. Менделеева. Мо жайского. Жуковского, Циолковского. Ча плыгина и многих других представителей авиационной науки и техники, позволил в короткий исторический срок создать в нашей стране самую лучшую авиацию в мире. Организатором и руководителем могу щественной советской авиации является Коммунистическая партия, которая по достоинству оценила огромную роль авиа ции в обороне страны п народном хозяй стве. Во время гражданской войны отряды авиации были использованы для разгрома иностранных интервентов и белогвардей цев. По окончании гражданской войны были предприняты первые шаги в деле строительства воздушного флота. В 1923 году было положено начало гражданскому воздушному флоту. Небезинтересно вспомнить, что еще ле том 1922 года на Ходынском пустыре в Москве ученые Тимирязевской академии проводили испытания аппаратуры, с по мощью которой можно было бы применить самолет в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства. Низко над землей, на бреющем полете летал небольшой самолет, а за ним на траву ложилась широкая го лоса распыливаемой воды. В 1924 году, когда над плодородными полями Кубани появилась саранча, для борьбы с нею бы ла применена авиация. Там, где пролетал самолет, сраженная саранча слоем покры вала землю. В результате индустриализации нашей страны были созданы такие отрасли про- пзьэдства, которых не знала дореволю ционная Россия, появилась мощная авиа ционная промышленность, которая, как известно, во время Великой Отечествен ной войны давала фронту до 40 тысяч самолетов в год. Многочисленные авиационные школы и •училища готовили летные и инженерно- технические кадры. Люди советской авиа ции не раз демонстрировали перед миром непревзойденное мастерство, свои высокие И . С Е М Е Н О В , генерал-лейтенант авиации моральные и патриотические качества. Мощная авиационная техника, созданная советскими людьми под руководством Ком мунистической партии, стала представлять великую с»тлу. Наша Родина по праву называет-я ве ликой авиационной державой. Сила и мо гущество чашей авиации были продемон стрированы в рекордных полетах завоева телей воздуха — летчиков чкаловской школы, пронесших на крыльях славу о нашей Родине но всему земному шару. Всему миру памятны беспосадочные пере леты экипажей Чкалова и Громова из Москвы через Северный полюс в США. Сила и могущество нашей авиации бы ли проверены в воздушных сражениях с врагами нашей Родины и особенно в сра жениях Великой Отечественной войны. Верные сыны социалистической Отчизны — советские летчики с честью выполнили свой патриотический долг. В суровых боях они наголову разгромили хваленую немецкую авиацию. Достаточно сказать, что из 80 тыс. самолетов, построенных гитлеровской Германией за три года вой ны, 75.000 было истреблено на советско- германском фронте. В авиации ярко проя вился массовый героизм советских людей. Народ гордится и вечно будет помнить имена героев Великой Отечественной вой ны: Гастелло. Талалихина. Супруна. Са фонова, Харитонова, Полбина, Покрышева, Лавриненкова и многих других бесстраш ных советских летчиков. Из года в год растет и крепнет Граж данский воздушный Флот СССР. В 1952 готу грузооборот ГВФ возрос по сравне нию с 1940 годом в 9,2 раза, протяжен ность почтовых авиалиний увеличилась в 2.5 раза. Велика рать автташгп в дальнейшем под’еме сельского хозяйства. Авиация по могает уничтожать вредителей сельского хозяйства на миллионах гектаров. Это позволяет труженикам колхозной деревни получать дополнительно миллионы пудов хлеба, выращивать ценнейшие сельскохо зяйственные культуры. Навсегда ликви дированы нашествия саранчи, которая ь прошлом в отдельные годы тучами по крывала поля, начисто уничтожая посевы и растения. Сейчас, когда советский народ осуще ствляет исторические решения сентябрь ского и февральско-мартовского Пленумов Центрального Комитета КПСС по даль нейшему под'ему социалистического сель ского хозяйства, авиация широко приме няется для подкормки посевов, для аэро сева. для борьбы с сорняками на полях и с вредителями в садах и виногрални- ках. Быстро развивается санитарная авиа ция. Огромный вред здоровью трудящих ся наносила малярия, выводившая из строя сотни тысяч людей. Советская ави ация повела наступление на гнездилища малярийного комара, и заболеваемость ма лярией резко упала. Санитарная авиация обеспечивает срочную квалифицирован ную медицинскую помощь населению от даленных районов. Только благодаря авиации стало воз можным в нашей стране широкое освое ние бездорожного Севера и глухих таеж ных районов Сибири. Самолет стал спут ником всевозможных научных экспедиций я изыскательских партий. Самолеты пат рулируют рыболовецкие суда и произво дят разведку рыбы. Авиация стала неза менимым видом транспорта при осущест влении целого ряда перевозок, имеющих огромное народнохозяйственное значение. По воздушным линиям, пересекающим громадную территорию нашей страны. перевозятся сотни тысяч пассажиров и десятки тысяч тонн грузов и почты. Воздушный транспорт приближает к Москве самые отдаленные уголки нашей Родины. Воздушные линии связывают СССР и с другими государствами. XIX сезд нашей партии определил как одну из главных задач в коммунистиче ском строительстве всемерное укрепление активной обороны социалистического го сударства от внешних врагов. Наша слав ная Советская Армия. Авиация и Флот призваны решать эту задачу, надежно обеспечивая мирный труд советских лю дей. Личный состав нашей авиации, осно вываясь на опыте Великой Отечественной вейны. на послевоенном развитии авиа ционной науки и техники, продолжает совершенствовать свою боевую и полити ческую подготовку. Наши славные авиа торы успешно решают задачу летать дальше всех, быстрое всех, выше всех. В авиации широко применяется реак тивная техника, которая не только резко подняла потолок, скорость, дальность по летов и грузопод’емкость машин, но и значительно повысила уровень авиацион ной культуры личного состава. Еще сов сем недавно рассказы о полете со сверх звуковой скоростью были предметом фан тастических романов, а в научной лите ратуре эти полеты рассматривались как далекая перспектива. Но развитие техни ки идет настолько быстро, что подобные полеты стали нашей жизненной практи кой. Много крупных научных проблем, разработанных советскими учеными и конструкторами в области аэродинамики высоких скоростей, радиолокации и ра дио. телемеханики, нашли практическое применение. Теперь советская авиация — это прежде всего ‘ реактивная авиация, с, большим потолком и высокой скоростью полета. Прочно освоенная нашими авиа торами и непрерывно развивающаяся, она способна вешать задачи в сложных усло виях дня и ночи и на больших расстоя ниях. Исключительное мастерство совет ских летчиков, их слетанность и отлич ное выполнение сложного пилотирования на воздушных праздниках и парадах — блестящая иллюстрация их упорного тру да по освоению новейшей техники. Пзвестно. что даже самая совершенная авиационная техника не может дать нуж ных результатов, если люди, владеющие ею. полностью не освоили ее. не облада ют высокими техническими знаниями, моральными и физическими качествами. Воспитанные Коммунистической партией, советские авиаторы, совершенствуя свою боевую и политическую подготовку, в тесном взаимодействии с другими родами войск, способны с честью выполнить за дачи. поставленные перед Военно-Воздуш ными Силами. Любовь советского народа к нашей славной авиации и его забота о ней ярко проявляются в деятельности Добровольно го Общества Содействия Армии. Авиации и Флоту. Широкая пропаганда авиацион ных знаний, массовое развитие авиацион ного спорта являются основой деятельно сти общества среди трудящихся нашей страны, особенно среди молодежи. Советская авиация служит благородным целям прогрессивного человечества. Она охраняет мирную жизнь советских лю дей. успешно строящих коммунистическое общество. Советский народ всегда может положиться на свои доблестные Военно- Воздушные Силы. Вместе с нашей слав ной Армией и Флотом они способны обес печить государственные интересы нашей Родины и мирный созидательный тру! советских людей. Советские авиаторы, окруженные все народной любовью и заботой, сплоченные вокруг Коммунистической партии, добь ются новых успехов в развитии авиаци онной науки и техники. ИШ1-МШЕАЕАО Ш Ограждение опасностей Для обеспечения безо пасности кораблевождения существует целый ряд со о ружений и приспособлений, являющихся средствами ог раждения. К ним относят ся береговые и пловучие маяки, неосвещаемые бере говые башни и знаки, о с вещаемые и простые буи и бакены, а также вехи, ко торые ограждают оп асно сти и указывают фарвате ры. Веха— это длинный шест на поплавке, стоящий вер тикально на воде. Попла вок представляет собой бревно, распиленное вдоль на две части. В каждой из половин имеется внутри выбранный желоб. В эти желоба и вставляется шест, а сами половины склады ваются и скрепляются между собой железными бугелями. К нижнему кон цу вешки прикрепляется цепь с якорем , который опускается на дно. Вешки окрашиваются в различные цвета, сн абж а ются голиками, флагами, крестами и шарами. В Советском Союзе при н я т а следующая система ■ограждения опасностей вешками (см . рисунок): Нордовая вешка пред ставляет собой красный шест с налаженным на не го красным голиком, р а струбом вверх. Он а ог раждает опасность, ра сп о ложенную к северу от нее, т. е. становится с южной стороны этой опасности. Она как бы говорит море плавателям: сОставьте ме ня к северу». «Оставьте меня к югу»,— вот о чем говорит расп о ложенная где-либо зюйдо вая вешка. Он а ограждает опасность, находящуюся к югу от нее, т. е. ставится с северной стороны опас ности. Эту вешку м ожно узнать по белому шесту с черным голиком, раструбом вниз. Для ограждения опасно сти с востока (по запад ную сторону ф арв ат ер а) ставится вешка, верхняя часть которой белая, а н иж н я я— красная. Н а ше сте — два красных голика, раструбами врозь. Это ве стовая вешка. Издали ее кромки напоминают букву «X », что позволяет опо»- нать ее на далеком от ко рабля расстоянии. Так называемая остовая вешка ограждает оп ас ность, расположенную от нее к востоку. О н а ставит ся с западной стороны дан ной опасности. Верхняя часть этой вешки черная, а нижняя — белая. От д ру гих она отличается не только раскраской шеста, но и расположением двух черных голиков раст руба ми вместе. Наблюдателю такая вешка кажется р а з резанной поперек огромной буквой «О ». Ее моряки оставляют к востоку от се бя. Та опасность, которую м ожно обходить с о всех сторон, не ограждается указанными выше вешка ми. Н а ней ставится так называемая крестовая веш ка. Он а состоит из б>ело- красного (полосатого) ше ста с красной переклади ной. Иногда наблюдатель на этой вешке видит один или несколько шаров. Это де лается для того, чтобы ее отличить от соседних ве шек, а также для лучшей видимости ее. Для этой же цели существуют кресто вые вешки с флагами. Кроме вех для огражде ния опасностей в наиболее опасных местах ставят буи. Буи бывают освещаемые и неосвещаемые. Иногда они снабж аются аппаратами для звуковых сигналов. Каждый моряк должен знать системы ограждения опасностей. Это ему необ ходимо в практических це лях. о п а с н о с т ь Я Р Г С Т О в Л О ЛГ-Я У с л о в н ы * о ю з н а я в м и " Красны* цвет Ч е р н ы й - - ] Б е л ы й - - верньш я урс ПИСЬМА в р е д а ШГ ию БОЛЬШЕ ЗАБОТИТЬСЯ о БЫТЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА Воины нашего подразделения нерегу лярно моются в бане. Кроме того, в тече ние половины времени, отведенного на мытье, идет холодная вода. Моясь, солда ты стирают нательное белье, верхнее об мундирование. портянки. А ведь в гарни зоне есть прачечная. Дело все в том. что командование не может никак договорить ся о стирке нашего белья, хотя прачечная работой не перегружена. В последнее время стирать белье в бане совсем запретили. Постельное белье для лпчного состава стирается в прачечной подразделения. Как правило, стирается оно плохо и нерегу лярно, из-за чего воины нередко бывают вынуждены после бани ложиться на грязное постельное белье. Давно пора устранить эти недостатки. Младшие сержанты ЛАДНИЦКИЙ, ЧЕРВЯКОВ. КЛИМОВ. КОМНАТА П О Л И ТП РО С В Е Т РА Б О ТЫ С ОД Е РЖ И Т С Я П Л О Х О В нашем подразделении есть комната иолитнросветработы. К сожалению, комната содержится пло хо в ней нет подшивок газет, брошюр о воинском и политическом воспитании. II хотя об этом часто и много говорят на общих собраниях, но до сих пор ничего не сделано. Матрос Н. ГОЛУБЕВ. По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо военкора о том, что в подразделении, где секретарем комсомольской организации тов. Семенов, Доска отличников боевой и политической подготовки находится в запущенном со стоянии. Заместитель командира по политиче ской части, которому было направлено это письмо для принятия мер, сообщил редак ции, что приведенный военкором факт имел место. В настоящее время передовые воины подразделения сфотографированы и Доска отличников оформлена заново. Об ращено внимание офицеров, партийной и комсомольской организаций на необходи мость улучшить пропаганду опыта от личников боевой и политической подго товки. . _ Дружба дружбой, а служба—службой Когда Евгения Савчука назначили командиром отделения, его сослуживец Николай Дьячук обрадовался. «Женя — земляк мне. лучший друг. — думал он. — значит и требовать с меня будет меньше». В один из воскресных дней воины го товились на увольнение. Записался и р я довой Дьячук. Командир отделения вни мательно осматривал подчиненных, давал им советы, наставления. — Рядовой Дьячук. внешний вид v вас неважный. Так дело не пойдет. До начала увольнения осталось тридцать две минуты. Побрейтесь и подшейте чистый подворотничок. Приведите себя в полный порядок и доложите мне. Николаю Дьячуку это не поправилось. — Вот тебе и друг! В одном колхозе работали. — говорил он товарищам. — а придирается. Видели? Но не встретив поддержки. Николай приступил $ делу. Некоторые воины думают, что если командир друг, так он в службе даст им послабление. Так думал и Дьячук. Совершенно ошибочное мнение! Командою должен всегда быть требова тельным, уметь сочетать требовательность с отзывчивостью, действовать строго по уставу. Так именно и поступает командир от деления Савчук. Однажды рядовой Дьячук опоздал при под’еме. Командир отделения сделал вои ну строгое замечание. Шли дни. Росла требовательность командира к своему подчиненному. От ставал Дьячук и в выполнении производ ственного плана. Дневные нормы он вы рабатывал на 70— 80 процентов. Это волновало командира. — Что мешает вам выполнять произ водственный план? — спрашивал коман дир у подчиненного. — Почему тянете назад все отделение? На этот вопрос воин ничего не отве тил. — Плохо, товарищ Дьячук. получает ся. — вмешался в разговор рядовой Ко чан. — Земляки наши отлично трудятся на своих постах. Твоя невеста Нина — лучший тракторист. Она медаль «За тру довую доблесть» получила. Разве на стыдно тебе перед такой девушкой? Да и мать в письме пишет: «Служи Родине честно!». Подумай и по-хорошему выпол няй свою работу... Вечером в комнате посгитнко-просвети- тельной работы собрались воины. Одни пришли поиграть в шахматы и шашки, другие — почитать свежие газеты. За столом, что-то обдумьшая. сидел и Дья чук. Перед ним лежал лист бумаги. — Письмо решили написать? — обра тился к подчиненному командир. — Так точно! — вставая, ответил во ин. «Здравствуй, Нина!», — вот, что ус пел написать Дьячук. — Нина, трактористка »наша. спраши вает о том. как я служу Родине. Вот не знаю, товарищ командир, что мне делать. Хотел ответить ей, но думаю пока обо ждать, исправлюсь, потом напишу. — Правильно! — сказал командир от деления. ’ Рядовой Дьячук отложил письмо... Прошло немало времени, прежде чем появилась у Дьячука первая благодар ность. Теперь Дьячук — передовой воин. Про изводственные задания он выполняет на 180— 200 процентов при отличном ка честве работ. 0 хорошей службе Дьячука воины на писали подробное письмо трактористке Нине Ефрейтор А. ПЕРЕГУД. СЛУЖБА МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ НА ИОРАБЛЕ 2. Настойчиво овладевать мастерством обучения подчинённых Придя на корабль, вступив в долж ность. молодой офицер становится коман- диром-воспитателем. в его подчинении на ходятся люди, которых надлежит обучать и воспитывать. Это пред'являет к нему много новых требований, накладывает большие обязанности. Овладение мастерст вом обучения и воспитания подчиненных — важнейшая задача молодого командира. Задача эта трудная. Она требует большой и напряженной работы. Успех боевой подготовки во многом за висит от умения командира правильно обучать своих подчиненных, передавать им необходимые знания и прививать на выки в использовании оружия в техни ки в любых условиях. Вот почему молодой офицер обязан с первых дней своей командирской деятельности настойчиво овладевать мастерством обучения п воспи тания подчиненных, постоянно совершен ствовать свои методические навыкч. В успешном обучении и воспитании моряков исключительно большое зна чение имеет личный авторитет команди ра. Чтобы быть во всем примером для старшин и матросов, офицеру нужно мно го знать, многое уметь, необходимо посто янно изучать военно-морскую науку. Ес- ди же командир хоть в малейшей степе ни отстанет, не будет следить и поспе вать за развитием военно-морского дела, это приведет его к потере служебного ав торитета. А без такого авторитета он не сможет воспитывать личный состав так. как этого требуют Коммунистическая партия и Советское правительство. Был у нас в практике такой случай. Придя на корабль, молодой офицер не сра зу взялся за изучение своей специально сти. за овладение боевым мастерством. А заведывание у него было сложное — ди зеля. Подчиненные молодого офицера — старшины и матросы, среди них были сверхсрочники, служили на корабле не первый год, являлись опытными специа листами, хорошо знали материальную часть. Молодой командир встал на непра вильный цуть. Недостаточно овладев сво им заведыванием. он стал давать подчи ненным непродуманные указания. Это подрывало его авторитет в глазах личного состава. Матросы и старшины чувствова ли, что они лучше, чем их командир, зна ют материальную часть. Bo-время вме шался старший начальник. Он указал мо лодому офицеру на его ошибку, дал прак тические советы. Командир потребовал от молодого офицера, чтобы тот в кратчай ший срок наверстал упущенное, глубоко изучил свое заведывание. правила ис пользования техники. Молодой командир Энергично взялся за дело. Вскоре он до тонкостей изучил материальную часть и мог уже уверенно руководить подчинен ными. Теперь его указания и замечания подкреплялись прочными знаниями. Под чиненные сразу это заметили. Они увиде ли. что командир знает больше их. что у него есть чему поучиться. Авторитет мо лодого офицера стал непререкаем. Дело обучения и воспитания подчиненных по шло успешно. Этот пример наглядно показывает, что значит для молодого офицера с первых шагов службы на корабле неустанно учиться самому, чтобы успешно обучать подчиненных. Один из молодых офицеров в начале службы на корабле хорошо изучил свое дело, успешно сдал на самостоятельное управление боевой частью, но потом са моуспокоился, зазнался, перестал изучать специальность, не следил за тем новым, что происходило в развитии военно-мор ского дела. В результате через некоторое время он отстал от своих товарищей, стал неуверенно руководить своими под чиненными. Пришлось затратить много времени и ему самому и его начальникам, чтобы привести знания молодого офицера в соответствие с современными требова ниями. ггред’являемыми к командиру. Обучение подчиненных специальности требует от молодого офицера системати ческой, настойчивой подготовки к заня тиям. Иногда видишь, как молодой офи цер, считая себя теоретически подготов ленным. к проведению занятий готовится плохо, рассчитывает на свои старые зна ния, надеется на свою память. Как пра вило, такого офицера постигает неудача. Или он построит все занятие на общих рассуждениях, или будет излагать мате риал скачкообразно, как говорят, — с пя того на десятое, или не уложится во вре мени и какой-нибудь вопрос темы скомка ет, а то и оставит совсем не освещенным. На занятиях по специальности офицер должен стараться с первых же минут привлечь внимание обучаемых, возбудить у них живой интерес к теме. Практика показывает, что изложение новой темы неплохо начинать с рассказа о поучитель ном боевом эпизоде, о том, как в данном случае использовались оружие и техника во время войны. Такое вступление может повысить интерес подчиненных к заня тию, заставит их внимательно слушать дальнейшее изложение материала. Большое значение имеет также умелое использова ние наглядных пособий. Если, например, изучается материальная часть артилле рии. необходимо использовать для демон страции ее действия не только чертежи и схемы, но и отдельные летали и механиз мы. Тогда офицер сумеет более доходчзвэ об ленить назначение, устройство и дей:т- ви<* отдельных деталей. Всем командирам следует больше внимания уделять тому, как молодой офи цер. особенно в начале службы, готовит ся к занятиям и проводит их. Здесь необ ходим строгий контроль, постоянный глаз, систематические проверки. Одновременно с этим следует больше помогать молодому офицеру советом, рассказом, показом. На что следует обращать внимание при обучении и воспитании подчиненных? Во- первых, надо учитывать особенности ха рактера каждого матроса и старшины, их склонности, уровень подготовленности. Нельзя ко всем подчиненным подходить стандартно. Во-вторых, главный упор не обходимо брать на индивидуальную рабо ту. Ведь у молодого офицера в первый период службы подчиненных не так уж много. Надо работать кропотливо с каж дым из них. В-третьих, особым внимани ем следует окружить тех матросов и’ стар шин, которые по какой-либо причине от стают от группы, снижают общую подго товленность коллектива. Лейтенант Кононов с первых дней слу жбы на корабле показал себя заботливым и чутким воспитателем моряков. Он хоро шо изучил личный состав, знает недо статки каждого. Молодого офицера часто можно видеть вместе с матросами и стар шинами. В обучение подчиненных спе циальности командир вкладывает все свое старание, не жалеет для этого ни сил, ни времени. Большое внимание лейтенант Кононов уделяет индивидуальной работе, часто беседует с матросами и старшина ми, оказывает им практическую помощь. Высокую требовательность к подчиненным молодой офицер сочетает с заботой о них. В своей работе по обучению личного со става он опирается на старшин, учит их. помогает им. Однажды старшина непра вильно построил занятие но специально сти, которое проходило не на боевом по сту, а в кубрике. Матросы, прослушав об’яснения старшины, не могли увидеть все, чему он их учил, на механизмах. Молодой офицер во-время поправил стар шину. указал ему, что подобные занятия необходимо проводить у механизмов, с практическим показом действий по обслу живанию техники. Начинать воспитательную работу с под чиненными следует с их тщательного изу чения путем личного общения и знаком ства с документами. Полученные сведения о том или ином матросе и старшине ука жут молодому офицеру верный путь, по которому он§ должен следовать в их вос питании и обучении. Офицеру с первых дней службы надо взять за правило чаще находиться вместе с личным составом, про являть о подчиненных всестороннюю за боту, быть внимательным к их нуждам и запросам. К сожалению, еще приходится встречаться с фактами, когда отдельные молодые офицеры проявляют элементы ланосчивости. зазнайства, отрываются от личного состава. Л знал одного такого офицера. Он слишком переоценил свои знания, вел себя высокомерно и это ему обошлось дорого. Лейтенанту много потом пришлось поработать, чтобы завоевать авторитет в подразделении. А личный авторитет офицера играет важную роль в воспитательной работе, о командира берут пример, ему подражают, на него равняются. Мне хочется Здесь вспомнить один случай из периода Вели кой Отечественной войны. Корабль нахо дился в море, был шторм. Произошла небольшая поломка, которая сама по себе не представляла опасности, но могла по влечь за собой другую, более серьезную неисправность. Командир спросил: кто пойдет на ликвидацию поломки? Первым вызвался молодой офицер. Рискуя жизнью, он быстро справился с задачей. Этот са моотверженный поступок офицера вдохно вил личный состав на выполнение более трудных и тяжелых задач. В своей воспитательной работе молодой офицер должен опираться на старшин, выше поднимать их роль в обучении ма тросов. Для этого следует больше помо гать старшинам, учить их практике зос-и питательной работы. Главное в этом — индивидуальная помощь. Следует почаще встречаться со старшинами, беседовать с ними, интересоваться их нуждами и за просами, проявлять заботу об их автори тете. Большое внимание в работе с подчи ненными молодой офицер должен уделять воспитанию дисциплинированности, испол нительности. Необходимо всегда пом нить, что крепкая воинская дисциплина — залог успехов в учебе и службе. Мо лодому офицеру с первых дней своей командирской деятельности надо быть всегда и во всем требовательным. Нель зя проходить мимо самых малейших на рушений воинского порядка, необходимо реагировать на каждый случай отступле ния от уставов. И во всем этом молодой офицер должен показывать личный при мер безупречного поведения и точного вы полнения всех требований воинских уста вов. Этим самым командир воспитывает у своих подчиненных чувство высокого доверия, любви и уважения к себе. Вся кое отступление офицера от устава ведет к нежелательным последствиям. Не так давно один молодой офицер нарушил ва- инекую дисциплину, за что был наказан. Личная недисциплинированность команди ра сразу же сказалась на состоянии уставного порядка среди его подчиненных. А это отразилось на уровне боевой подго товки. Молодому офицеру всегда нужно пом нить. что он целиком отвечает и за поли тическую учебу своих подчиненных. Оп обязан не только интересоваться, как во ины успевают на политических занятиях, а помогать им. давать практические сове ты, контролировать учебу. В работе с матросами и старшинами надо обращать внимание на воспитание у них чувства боевой дружбы и войскового товарищества. Коллектив подразделения должен представлять единую, крепко спаянную семью. Тогда и дела пойдут лучше. Необходимо шире пропагандиро вать среди личного состава наши славные боевые традиции, воспитывать моряков в духе непоколебимой верности Присяге, всегда готовыми выполнить любую зада чу. Большую помощь в этом молодому офицеру окажут коммунисты и комсомоль цы подразделения, корабля. На них он должен опираться во всей своей работе, с них. прежде всего, требовать примерности в боевой и политической подготовке и дисциплине. Необходимые качества команднра-вос- питателя приобретаются не сразу. Они выковываются путем длительной, систе матической и настойчивой работы каждо го молодого офицера над совершенствова нием своих военных и политических зна ний. над освоением методических навы ков. С первых дней службы на корабле, без всякой раскачки, с горячей энергией молодой офицер должен смелее браться за порученное ему дело. Офицер Г. MAKAPEHK0B.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz