На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

18 июня 1954 г., № 143 (4985). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я П а р т и й н а я ж и з н ь Активисты овладевают теорией КПСС Многие коммунисты и комсомольцы кораблей п подразделений флота учатся в партийных школах. Сейчас уже закон­ чились выпускные и переводные экзаме­ ны. Воины показали глубокие знания. Они научились тесно увязывать теорети­ ческие вопросы с практической деятель­ ностью нашей партии, с жизнью страны, с задачами, стоящими перед моряками. В связи с этим хочется рассказать о некотором опыте работы партийной орга­ низации. которая в течение всего учетно­ го года заботилась об успеваемости ком­ мунистов и комсомольцев, повышающих свои теоретические знания в сети пар­ тийного просвещения. В подразделении уже прочно установился порядок: если тог или иной слушатель встретит труд­ ности. он смело обращается к любому коммунисту-офицеру и тот всегда идет ему навстречу. Особенно часто приходи­ лось беседовать с активистами члену КПСС старшему лейтенанту Ланевскому. •‘>п болеет за успехи каждого слушателя. Нередко, не дожидаясь, когда к нему придут с вопросами, он сам встретится с моряком и поинтересуется: «Все ли вам ясно по теме предстоящего классно-груп­ пового занятия?». Однажды молодой коммунист старшина 2 статьи Пекарь попросил офицера рас­ сказать об экономических ппеобразовани- ях в Китае за последние 5 лет. Тов. Ла- невский охотно рассказал слушателю о том, как народный Китай, под руководст­ вом компартии благодаря дружеской по­ мощи Советского Союза быстрыми тем­ пами развивает свое хозяйство, строит новую жизнь. Беседа проходила v геогра­ фической карты Офицер и старшина на­ ходили на ней места к рупн ейш и х про­ мышленных. гидротехнических и желез­ нодорожных новостроек Китая. Беседы v географической карты стали регулярными. На них собирались все слушатели партийной школы, с которыми служит офицер Ланевский. Эти занятия проходили интересно. Матрос Макаренко обратился к офиперу с просьбой рассказать ему о воинском и политическом воспитании в Советских Вооруженных Силах. Недавно тов. Ла­ невский рассказал ему о содержании и Формах партийно-политической работы в Армии и Флоте. Они разобрали некоторый опыт работы Макаренко как агитатора Офипеп говорил: — Х орош о , что вы беседуете с моло­ дежью об уставах, о воинской дисципли­ не. Ведь строгий порядок, беспрекослов­ ное повиновение каждого моряка своим начальникам — это основа всех успехов в учебе и в бою. Но в современных ус­ ловиях диспиплина должна быть особен­ но высокой. Это вызвано пояадением но­ вых видов о р уж и я и техники, таких, как атомные бл^Яы. ледктттттыо снаряды v самолеты. На это оружие делают ставку поджигатели войны — американские и иные империалисты. Нужно глубоко раз*- яснять молодежи эту сущсствешгую осо­ бенность современной обстановки. кото­ рая требует от советских воинов быть всегда начеку, закалять свою силу, вос­ питывать в себе храбрость, героизм, го­ товность к самопожертвованию ради /с- лешного выполнения почетного долга пе­ ред Родиной. Беседа с тов. Ланевским помогла слу­ шателю Макаренко как в подготовке к экзаменам в партийной школе, так и в разделительной работе среди молодежи. В изучении и повторении материала большую роль сыграла взаимопомощь слушателей. Коммунист старшина 2 ста­ тьи Евтушенко нынче окончил партшко­ лу. а комсомолец матрос Макаренко учит­ ся в ней первый год. Евтушенко от­ лично усваивал материал. Имея личную библиотечку, он постоянно обогащает сьою память разносторонними знаниями. Макаренко же порой не мог самостоя­ тельно разобраться в теоретических во­ просах. На помощь ему приходил комму­ нист. Например, старшина подробно раз’- яснил матросу некоторые разделы IV гла­ вы Краткого курса истории ВКП(б). в частности, рассказал о борьбе большеви­ ков против августовского антипартийного блока. Следует подчеркнуть, что активисты с большим интересом изучают историю и теорию КПСС. Об этом евпдетельствует. в частности, то, что они часто посещают корабельную библиотечку и библиотеку матросского клуба, многие воины имеют вырезки ценных газетных материалов, приобретают брошюры, выпускаемые Го­ сударственным политическим издательст­ вом. Свою учебу в партийной школе слуша­ тели сочетают с активной общественной работой. Они помогают командиру в во­ инском и политическом воспитании лич­ ного состава, показывают сослуживцам пример в овладении гтюзной современной техникой и оружием. Так. классный спе­ циалист агитатор Тихонов недавно побе­ седовал с моржами об освоении целин­ ных и залежных земель, отличник, клас­ сный специалист член комсомольского бюро Долецкий — о культуре советско­ го моряка, старшина 2 статьи Евтушенко — о решениях XII с ’езда ВЛКСМ. Акти­ висты раз’ясняют воинам рртп«чия пирвой сессии Верховного Совета СССР четвер­ того созыва. Следует указать и на недостатки. Хотя секретарь партийной организации много заботился о слушателях, он не добился этого от коммуниста Педенко. который сла­ бо помогал активистам в идейно-теоретиче­ ской учебе. Пока еще мало организуется лекций в помощь изучающим марксизм- ленинизм. Готовясь к новому учебному готу , надо устранить эти недочеты. Капитан-лейтенант Л. БОГОРОДСКИЙ. НА ДОСУГЕ Разнобразный отдых моряков Теплая, солнечная погода была в один из выходных дней. В кубриках никому не сиделось. Все вьппли на верхнюю палубу. Здесь проходили иг­ ры в биллиард, шахматы и шашки. Любители танцев окружили баяниста. То и дело слышалась дробь, выбивае­ мая каблуками воинов. Особое внимание матросов привлекли шлюпочные гонки. В состязаниях уча­ ствовали команды от всех подразделе­ ний корабля. Лучшее время показала шлюпочная команда офицера Могила. На второе место вышла команда офице­ ра Галигузова. После этого был органи­ зован культпоход. Одна группа матросов посетила матросский клуб, где демон- стрдтровалея фильм «Случай в тайге», другая — присутствовала на концерте московских артистов. Хорошо отдохнули моряки в этот воскресный день. Старшина 2 статьи Ю. ГУРКИН.- Вечер, посвященный дружбе и товариществу Интересно прошел вечер отдыха у воинов-строителей. Они прослушали лекцию «О дружбе и товардицестве», которую прочитал тов. Караваев. Лек­ ция была интересной и содержатель­ ной. Присутствующие узнали о боевом товариществе суворовских солдат, о дружбе наших воинов в годы Великой Отечественной войны, о беспримерном содружестве Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Ленина и Сталина. Лектор рассказал и привел примеры непра­ вильного понимания дружбы в отдель­ ных подразделениях, когда воины за­ малчивают об ошибках и недостатках своих тошрищей. Интересная лекция принесла боль­ шую пользу воинам-строителям. После нее демонстрировался художественный кинофильм «Поэма о любви». Вечером отдыха воины остались довольны. И. СВИРСКИЙ. Герой Советского Союза В. СТАРИКОВ. (Продолжение. Начало см. в номере за 6 июня). И н т е р е с н а я б е с е д а Недавно с личным составом коммунист Вилков провел беседу на тему: «Высокая организация службы — основа боеготов­ ности подразделения». Тов. Вилков привел ряд поучительных примеров из Великой Отечественной войны, а также из повседневной жизни подразделения. Он рассказал и о том, как высокая дисципли­ нированность и организованность помогли младшему сержанту Калиняк, матросам Степанову и Сазонову в очень трудных условиях выполнить ответственное зада­ ние командования. Матрос И. ЛАВРИНОВИЧ. Стенная газета помогает командиру Активную помощь командиру в обучении и воспитании воинов оказывает стенная газета нашего корабля. Она рассказывает о передовых матросах, вскрывает недос­ татки. остро критикует нерадивых. В од­ ном из номеров газеты старшина 2 статьи Бурхач рассказал об учебе матроса По­ кровского. В другом номере старшина 2 статьи Отпученников. специалист пер­ вого класса, обобщил опыт учебы и тренировки артиллерийского расчета. Регулярно также выпускается у нас на корабле во время морских походов боевой листок. Он передает опыт передовых вои­ нов, критикует нерадивых. * Любят и уважают моряки стенную га­ зету. Она нам помогает добиваться но­ вых успехов в овладении сложной кора­ бельной техникой. Матрос А. ШАТОХИН. Пример коммунистов в службе Каждый поход служит для личного со­ става проверкой его готовности к дейст­ виям в любых условиях и вместе с тем новой ступенью в повышении воинского мастерства. Пример в учебе и работе показывают коммунисты нашего корабля мичман По­ кровский и специалист первого класса старшина 1 статьи Богданов. Все задачи в походах они сдали с хорошими оценка­ ми. Воины мужественно и стойко перено­ сят трудности походной обстановки, лич­ ным примером увлекают моряков на до­ стижение новых успехов в боевой и поли­ тической подготовке. На нашем корабле заслуженным авто­ ритетом пользуется и коммунист специа­ лист первого класса старшина 1 статьи Черваков. За время службы на флоте он имеет свыше 20 благодарностей от коман­ дования. Моряк хорошо знает спе­ циальность. мастерски владеет сложной боевой техникой, постоянно повышает свой политический уровень. Примерность коммуниста имеет большое значение в воспитании моряков умелыми, закаленными, выносливыми и дисципли­ нированными воинами. В. КАЛЮЖНЫЙ. В спортгородке Инициативно, с душой выполняет своп обязанности член спортивного комитета офицер Ефремов. Он много внимания уде­ ляет физическому воспитанию воинов. По его совету был создан хороший спортив­ ный городок. Спортгородок стал излюбленным местом отдыха личного состава. Здесь есть пере­ кладина. брусья и другие спортивные снаряды и инвентарь. Все это способст­ вует развертыванию спортивно-массовой работы в подразделении. По утрам все во­ ины приходят сюда на физическую заряд­ ку. В свободное время в городке проходят занятия различных команд и секций. Рядовой Ю. СИРОТКИН. Больше внимания наглядной агитации В нашем подразделении наглядной аги­ тации уделяют большое внимание. Комсо­ мольцы Зельскис и Колтовой по поруче­ нию бюро ВЛКСМ своевременно ooecne'fH- вают наглядными пособиями воинов. Вы­ полненные ими диаграммы, схемы, чер­ тежи и витрины привлекают внимание своим оформлением и помогают воинам лучше усвоить ту или иную тему. Но у нас в этом деле есть и недостат­ ки. Сейчас мы уже, например, заканчи­ ваем изучать очередную тему, но до сих пор нет в подразделении ни плакатов, ни схем. Этот недостаток надо устранить в ближайшее время. Младший сержант А. ПОТЕХИН. Полнее удовлетворять кулЬтурнЫе запросы воинов В наш магазин «Военная книга» всегда приходит мно­ го бойцов и офицеров. Во­ еннослужащие покупают здесь книги, брошюры и делают за. казы на специальную техни­ ческую литературу. Работники магазина стре­ мятся наладить книжную торговлю так, чтобы полнее удовлетворить запросы всех покупателей. На полках и витринах ма­ газина выставлены полити­ ческая. художественная, тех­ ническая. военная и другая литература. Кроме того, для облегчения выбора книг в магазине есть специальная картотека, по которой можно быстро и легко узнать, какие книги имеются в продаже. Часто и сами продавцы реко­ мендуют военнослужащим ту или иную литера^ру. Работники магазина по­ нимают какое огромное зна­ чение имеет пропаганда кни­ ги среди покупателей, п о эт о ­ м у с т р о я т свою работу так. чтобы всемерно содействовать этому. Хорошо исполняет своч обязанности продавец Мария Хуповец. Она всегда внима­ тельно выслушает покупате­ нт О книжной торговле в городе Североморске ля, раз’яснит, какая литера­ тура больше подойдет по ин­ тересующему его вопросу, и даст полезный совет. Не слу­ чайно недавно группа воинов в книге жалоб и предложений сделала такую запись: «Про­ сим вынести благодарность продавщице тов. Хуповец за хорошее обслуживание поку­ пателей». Для более широкой пропа­ ганды и реализации литера­ туры магазин'' открыл не­ сколько вспомогательных тор­ говых точек по продаже ли­ тературы. Наши работники нередко выезжают из Северо­ морска в другие гарнизоны ие с успехом продают воен­ нослужащим как политиче­ скую. художественную, гак и техническую, военную и другую литературу. На днях продавец Вера Слесаренко была в одном из военных городков. Там ее встретили с большой ра­ достью. За несколько часов она продала книг на Г» тысяч рублей. Особенно у воинов большой опрос был на политическую, художественную и техниче­ скую литературу. Матросы, солдаты, сержанты и офице­ ры покупали произведения классиков марксизма-лени­ низма. советских писате­ лей и другие. Из техни­ ческой литературы больше всего покупали книти по ра­ диотехнике. электротехнике, фотографии и другие. «Поча­ ще к нам приезжайте, мы всегда с нетерпением ждем, когда привезут книги», — го­ ворили тов. Слесаренко мно­ гие воины. Наряду с продажей литера­ туры в магазине «Военная книга» в городе Северомор­ ске мы организуем широкую торговлю книгами также во время праздников, в выход­ ные дни в наиболее людных местах — в городском парке. Доме офицеров, матросском клубе. В результате органчзацин такой расширенной торговли наш магазин из месяца в ме­ сяц перевыполняет план. За первый квартал текущего го­ да план торговли книгами был выполнен более чем 100 процентов. Однако следует отметить, что можно было бы еще луч­ ше организовать книжную торговлю, если бы Северомор­ ское отделение Военторга ока­ зывало в этом больше помо­ щи. До сих пор. для нас является еще трудно разре­ шимым вопросом доставка книг из Мурманска, их тран­ спортировка для продажи в отдаленные от Североморска точки, куда всегда с большим желанием выезжают наши работники. За последнее время, несмо­ тря на неоднократные обра­ щения к начальнику отделе­ ния Военторга с просьбой дать автомашину. чтобы с ’ездить на базу в Мурманск за новыми книгами, в тран­ спорте нам отказывают. Вопросу книготоргов ди в Североморском отделении Во­ енторга не придают се р ь е зн о ­ го значения. Как видно, та* до сих пор не поймут, что это — важная и ответствен­ ная работа, которой необхо­ димо уделять большое внима­ ние. А. БЕЛОВА. Выходим в атаку С погружением на глубину внезапно наступила тишина и прекратилась «бол­ танка». Это обрадовало людей, изрядно из­ мотавшихся в первые дни похода. Как только послышался сигнал погру-1 гения, матросы и старшины отдыхающей смены вскочили с козк и. наскоро одевая обувь, разбежались по своим местам, ре­ шив. что погружение вызвано внезапным появлением противника. Но когда они ус­ лышали спокойный голос вахтенного офи­ цера и убедились, что это нормальное по­ гружение. все еоаврати.тись на свои кой­ ки и через несколько минут сноза спали крепким богатырским сном. Смешившиеь с вахты, ко мне подошел секретарь комсомольской организации ра­ дист Лебедев. На его худощавом лице бы­ ла заметна усталость. Большие карие гла­ за воспалились, веки покраснели. Темно- каштановые густые оолосы, долго нахо­ дившиеся под сырой шайкой, слиплись и походили на ком шерсти. Добродушно улыбаясь, он баском попросил разрешения огласить по отсекам сводку Информбюро, которую сумел принять за несколько мкяут до погружения. — Хорошая сводка? — агросил я. — Очень хорошая! — пробасил Лебе­ дев. — Об’являйте. но прежде информируй­ те меня. Я тоже хочу знать, что делает­ ся на фронтах, — шутливым тоном ока­ зал я Лебедеву. Он, должно быть, понял мои слова, как упрек в свой адрес, и поспешил об’яснить, что сразу не успел долоягить мне принятую сводку, так как начиналось погружение. Лебедев осторожно развернул измятый лист бумаги и начал читать сводку. Раз­ говоры в отсеке затихли. Напряженная сосредоточенность на липах людей сменя­ лась радостными улыбками, веселым бле­ ском глаз. Еще бы, за последние десять суток наступательных боев наши войска прошли сотни километров и освободили от врага много городов и сел. Лебедев продолжал читать, его лицо, казалось, надулось и покраснело от на­ пряжения. Стараясь не пропустить ни одного слова, с трудом разбирая свою слд1Шком быструю запись, он медленно, чо предельно ясно произносил названия го­ родов и населенных пунктов, освобожден­ ных доблестными советскими войсками. Когда Лебедев смолк, поднялся со свое­ го места полный восторга Зубков. — Фашисты летят на запад, как фут­ больный мяч (гг удара вратаря. Молодцы наши... — воскликнул он и через люк переборки прыгнул в свой отсек. Находясь помногу суток в море,, в во­ дах противника, мы были надолго оторва­ ны от жизни нашей страны и только сродки Информбюро связывали нас с род­ ной страной. Иногда зная, что подходят время сообщения Советского Информбю­ ро, мы привсплывали под рубку и. при­ няв первое трехминутное сообщение, сно­ ва уходили под воду, унося с собой ра­ дость успеха иди горечь неудач. В по­ следнее время налги войска перешли в контрнаступление и непрерывно разви­ вают успех, опвэбождают родную землю от вражеской нечисти. Радио приносит нам одну радостную весть за другой. Я отдал все необходимые указания вахте, выпил чашку крепкого горячего чая и решил отдохнуть, пока позволяла обстановка. Утомление давало себя знать, я уснул тотчас же, как только коснулся головой подушки. Но спать долго не пришлось, кто-то осторожно коснулся моего плеча Открыв глаза, я увидел взволнованное ли­ цо радиста Лебедева. Он проговорил быст­ рым и возбужденным голосом: — Товарищ командир, слышу шумы винтов кораблей... По-моему, это и есть тот самый конвой, о котором вы говори­ ли... В первый миг я не разобрал, что гово­ рил Лебедев, но услышав слово «конвой», тут же вскочил с дивана, вместе с Лебе­ девым вошел в гидроакустическую рубку и приложил наушники к своим ушам. Мой слабо натренированный слух сразу ничего не улавливал, но Лебедев стал вращать ручку акустического прибора. — теперь я различал два ряда шумов: высокий тон. издаваемый винтами быст­ роходных кораблей охранения, и более низкий, чуть уловимый, знаковый нето­ ропливый гул транспортов. — Да, это конвой. — уже mi на ми­ нуту не сомневаясь, согласился я с Ле­ бедевым и. поЗлагодлрив его. поспешил в центральный пост. Сразу же дал прика­ зание готовить торпедные аппараты к залпу, рулевому — ложиться на новый курс, а боцману и вахтенному трюмному — всплывать под перископ. Взглянул на судовые часы — до рас­ света осталось еще добрых трд 1 часа. Противник появился раньше, чем мож­ но было предполагать. Что же. тем луч­ ше!.. Наша подводная лодка оказалась на курсе противника, хотя мы не имели представления, какое расстояние отделяет нас от конвоя. В таких условиях воз­ можность атаки сомнительна, по уже до­ статочно большой опыт командования, интуиция, знание техники наблюдения за противником в любых условиях — в<*е это помогло мне найти правильное реше­ ние. Мы всплыли. Стряхнув с себя воду а ощущая всем телом сырость и холод, я быстро осмотрелся вокруг корабля, но ни­ чего на поверхности моря не обнаружил. В небе, очистившемся од1 облаков, го­ рели яркие звезды; горизонт же был за­ тянут непроглядной темной пеленой. Я нагнулся и крикнул в центральный пост, чтобы сообщили, в каком направлении слышны шумы кораблей противника. В эту минуту с огромной силой на мостик налетел пенящийся водяной вал. лодку регко накренило, я едва успел ухватить­ ся руками за какую-то стойку, чуть было не вылетел за борт. Видя свою оплош­ ность, я крикнул Федосову, чтобы он яе зевал и крепко держался. С замиранием сердца Федосов и я всма­ тривались в темноту ночи в направлении шумов кораблей противника,, но увы! Ни­ чего не видели, кроме пустынного моря. «Дьявольская погода, — с досадой по­ думал я, — неужели из-за нее сорвется атака?!..». Акустик уверенно докладывал, что про. тивник уже совсем близко, но ни я, ни наблюдатель Федосов ничего не могли раялпчить в шумном студеном море. Мысль работала лихорадочно. В глазах ощущалась боль. Подводная лодка увели­ чила ход, и за это море точно рассерди­ лось на нас: свирепые волны обрушива­ лись на едва показавшийся мостик, и мы с Федосовым стояли по пояс в воде. Но в решительные минуты мало при­ ходилось думать о себе. Сознание запол­ нила только одна мысль — любой це­ ной не упустить противника. Глаза у нас как-будто привыкли к темноте. Мы с Федосовым попрежнему смотрели вперед и с секунды на секун­ ду ждали появления кораблей противни­ ка Еще не видя кораблей, по данным гидроакустика я установил, что мы сбли­ жаемся с транспортами. Они нас больше всего интересовали, но вместе с транспор­ тами приближались и боевые корабли охранения конвоя. Судя по шумам, они образовали противолодочное кольцо вокруг транспортов. Это нам совсем не улыбает­ ся! Надо прорвать кольцо охранения, иначе не может быть и речи об атаке транспортов, которые наверняка везут войска и технику. Но как это сделать? Что. если противник идет прямо на тебя, а ты его не видишь? Шумы винтов яе дают полной картины. И как маневриро­ вать. не наблюдая кораблей противника своими собственными глазами? Долго размышлять не пришлось. Я принял решение сближаться с транспор­ тами но шумам винтов до тех пор. пока не увижу кораблей охранения, а там бу­ ду действовать в зависимости от того, как сложится обстановка. Ясно только одно: транспорт атаковать во что бы то ни стало! Снизу доложили, чо слева быстро при­ ближается какой-то кораалк а через ми­ нуту сигнальщик Федосов крикнул: — За кормой вижу корабль!.. Это эс­ минец. товарищ командир. Проходит близ­ ка ог нас! — Его курсовой?! — громко спросил я, не отрывая глаз от длинной черной тени транспорта, который выползал точ­ но из глухой пещеры. «Кажется, прорвались сквозь охране­ ние». — радостно подумал я и тут же решил не тешить себя надеждами, а дал приказание на торпедные аппараты. Че­ рез несколько секунд снизу поступил до­ клад о готовности к залпу. Оставалось дать только исполнительную команду, а для этого нужно выбрать самый удачный момент. Он приближается, но еще не на­ ступил... Слышу голос Федосова: — Курсовой эсминпа 100° левого бор­ та. дистанция 5— 6 кабельтов. «Кажется, сейчас его пронесет» — с чувством облегчения подумал я. сосредо­ тачивая все внимание и не сводя глаз с транспорта, едва заметного сквозь темную завесу ночи. Должно быть транспорт идет не один. Вероятно, несколько транспортов в составе конвоя. Пока позволяло время, я воздерживался от стрельбы. ожидая, что вот-вот в иоле зрения должен появиться еще один транспорт, и действительно, он вскоре показался из темноты и был го­ раздо больше первого корабля. «Этот солиднее». — подумал я и ре­ шил атаковать второй транспорт. — Дайте обстановку слева! — крик­ нул я в центральный пост для того, что­ бы знать, не находимся ли мы на курсе какого-нибудь боевого корабля, внезапное появление которого может помешать ата­ ке. — Внимательно смотрите за левым траверзом. Будем атаковать второй тран­ спорт! — крикнул я Федосову и в этот момент сильным накатом волны лодку накренило. Я опять едва удержался на ногах. Через мостик, накрыв меня с головой, прокатилась волна. Я успел крикнуть: «Федосов, держись!». — Дайте голос. Федосов! — тревожно повторил я, а сам в это время ие спускал глаз с транспорта, кос которого, как мне казалось, слитком уж медленно подходил к визиру прицельного прибора. — Я здесь! — бодрым голосом ото­ звался Федосов. — Слева ничего не вид­ но! Докладывая, он как бы хотел добавить «Атакуйте, товарищ командир, и поло­ житесь на Федосова, он во-время преду­ предит об опасности». Транспорт доживал свои последние ми­ нуты: сейчас залп, а коща будут выпу­ щены торпеды, тогда хоть сам черт пусть садится нам на шею! — все равно уйдем. — Смотрите хорошенько за левым бор­ том, Федосов, там идет военный корабль... Обнаружите — немедленно докладывайте его курсовой и дистанцию. Я слежу только за транспортами. — крикнул я и занял устойчивое положение с упо­ ром для того, чтобы не отрывать глаз от прицельного прибора. Нос транспорта медленно наползал на вгзир прицела. Я затаил дыхание и тер­ пеливо выжидал нужное время. Если бы в этот момент около меня произошел вне­ запный выстрел, то вряд .та я отвлек съое внимание от транспортов. Очередная вюлна сильно ударилась о кожух рубки и перехлестнула через мою голову. Я за­ крыл глаза, чтобы сберечь их от раздра­ жения водой, и вновь почувствовал, как холодные струйки стекали по лицу, по шее и просачивались за ворот. Открыл глаза... Увидел полубак... Мостик... — Пли! — скомандовал я громко, что было духу. Из центрального поста тот­ час передали мою команду дальше. Срабо­ тал экипаж как нельзя лучше. Почувст­ вовался толчок в корпусе лодки, и тут же торпеды одна за ipyroft с неистовым ре­ вом вырвались из аппаратов, оставив по­ сле себя два всплеска. Белые, прямые ленты вытянулись по курсу подводной лодки. Это след торпед — ровный, как стрела. «Торпеды идут хорошо», — подумал я, и вновь охватила меня непонятная трево­ га. необыкновенное сомнение: «Что. если промах?! В таких трудных условиях про­ махнуться не мудрено, и все же сейчас лучше принять внезапный таранный удар, чем допустить промах», — думал я, не спуская глаз с транспорта. Из центрального поста доложили: — Торпеды вьппли. Слева прибли­ жается шум. Снова волна прошла через палубу мо­ стика. Опять сильный крен на правый борт. Я уже почти уверен, что торпеды прошли мимо. Промахнулся... Команда «Залп» была дана не во-время... Не смог поймать волну... Ждать больше нечего, пока не поздно, надо уходить под воду. Я повернулся к люку и уже собирался дать команду' на погружение, как вдруг мне показалось, что я поймал вспышку на лице Федосова и красную, мгновенно угасшую искру в его карих глазах. Не успев осмыслить, что произошло, я увидел, как Федосов рванулся вперед и голосом, полным радости и волнения. к р и к н у л : — Товарищ командир, взрыв! Я повернулся в сторону транспорта, за­ быв на миг об опасности, которая могла в тот момент угрожать подводной лодке. Из чрева транспорта вырвалось и вих­ рем поднялось к небу огромное клубяще­ еся темнооранжевое облако. Множество крупных и мелких обломков вращалось в этом облаке, как мошкара, случайно зале­ тевшая в сильный луч прожектора. Вслед за этим в ту же секунду взметнулся яр­ кий столб огня, осветив море подобно вспышке. «Одна из торпед попала! Хорошо!» — подумал я. глядя на разламывающийся пополам большой транспорт, который в эту минуту резко выступил из тумана. Его темный силуэт был озарен громадной ошенной (вспышкой. Это зрелище продер­ жалось несколько секунд. Огненный столб, точно свеча небывалых размеров. стоял над транспортом, достигнув высоты мно­ гоэтажного дома, затем все снова погру­ зилось в темноту. Мгновенная огненная вспышка помогла мне ясно увидеть обстановку, в которой оказалась подводная лодка. Конвой со­ стоял из трех транспортов, окруженных миноносцами и сторожевыми кораблями: мы находились в середине конвоя. Положе­ ние опасное для подводной лодки, находя­ щейся в напвохном состоянии. И вое же на сердце было легко и радостно. Цель достигнута, конвой атакован, за нами пол­ ный боевой успех! — Федосов вниз! — крикнул я сиг­ нальщику. который ждал этого приказа­ ния. Он сразу прыгнул вниз. Я последо­ вал за ним, задраивая крышку люка. Через несколько секунд подводная лод­ ка находилась на безопасной глубине. (Окончание следует). С О В Е Т Т О В А Р И Щ У Беседа по изученной теме подходила к концу. Руководитель группы, подводя ито­ ги, отметил, что она прошла плохо, неко­ торые слушатели очень слабо подготови­ лись к занятиям, не приняли участия в обсуждении вопросов темы. Дисциплина на уроках была низкой. Например, матрос Чикунов занимался по­ сторонним делом, писал письме. К тому же, когда пропагандист спросил, чем тот занимается, матрос сказал неправду, что, якобы, он делает записи. — Почему вы не подготовились к бе­ седе? Матрос Чикунов начинает искать причи­ ны. но все они необ’ективные, несерьез­ ные. Руководитель сказал, что слабая ус­ певаемость слушателя об’ясняется его за­ знайством. халатным отношением к поли­ тической учебе. Теперь матрос Чикунов понял свои ошибки и сейчас исправил их. Но о матро­ се Шленкине сказать этого нельзя. Он всю нашу группу тянет назад. Товарищи по службе и руководитель стараются по­ мочь ему. Однако слушатель, видимо, не ценит этого и все еще плохо относится к политическим занятиям. Нам хочется, что­ бы матрос Шленкин подтянулся, повысил чувство личной ответственности за вы­ полнение почетного воинского долга. Он один остался во всей группе отстающим. Надеемся, что тов. ПТленкин последует на­ шему товарищескому совету. А. Г0Г0ЛИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz