На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
18 июня 1954 г., № 143 (4985). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я П а р т и й н а я ж и з н ь Активисты овладевают теорией КПСС Многие коммунисты и комсомольцы кораблей п подразделений флота учатся в партийных школах. Сейчас уже закон чились выпускные и переводные экзаме ны. Воины показали глубокие знания. Они научились тесно увязывать теорети ческие вопросы с практической деятель ностью нашей партии, с жизнью страны, с задачами, стоящими перед моряками. В связи с этим хочется рассказать о некотором опыте работы партийной орга низации. которая в течение всего учетно го года заботилась об успеваемости ком мунистов и комсомольцев, повышающих свои теоретические знания в сети пар тийного просвещения. В подразделении уже прочно установился порядок: если тог или иной слушатель встретит труд ности. он смело обращается к любому коммунисту-офицеру и тот всегда идет ему навстречу. Особенно часто приходи лось беседовать с активистами члену КПСС старшему лейтенанту Ланевскому. •‘>п болеет за успехи каждого слушателя. Нередко, не дожидаясь, когда к нему придут с вопросами, он сам встретится с моряком и поинтересуется: «Все ли вам ясно по теме предстоящего классно-груп пового занятия?». Однажды молодой коммунист старшина 2 статьи Пекарь попросил офицера рас сказать об экономических ппеобразовани- ях в Китае за последние 5 лет. Тов. Ла- невский охотно рассказал слушателю о том, как народный Китай, под руководст вом компартии благодаря дружеской по мощи Советского Союза быстрыми тем пами развивает свое хозяйство, строит новую жизнь. Беседа проходила v геогра фической карты Офицер и старшина на ходили на ней места к рупн ейш и х про мышленных. гидротехнических и желез нодорожных новостроек Китая. Беседы v географической карты стали регулярными. На них собирались все слушатели партийной школы, с которыми служит офицер Ланевский. Эти занятия проходили интересно. Матрос Макаренко обратился к офиперу с просьбой рассказать ему о воинском и политическом воспитании в Советских Вооруженных Силах. Недавно тов. Ла невский рассказал ему о содержании и Формах партийно-политической работы в Армии и Флоте. Они разобрали некоторый опыт работы Макаренко как агитатора Офипеп говорил: — Х орош о , что вы беседуете с моло дежью об уставах, о воинской дисципли не. Ведь строгий порядок, беспрекослов ное повиновение каждого моряка своим начальникам — это основа всех успехов в учебе и в бою. Но в современных ус ловиях диспиплина должна быть особен но высокой. Это вызвано пояадением но вых видов о р уж и я и техники, таких, как атомные бл^Яы. ледктттттыо снаряды v самолеты. На это оружие делают ставку поджигатели войны — американские и иные империалисты. Нужно глубоко раз*- яснять молодежи эту сущсствешгую осо бенность современной обстановки. кото рая требует от советских воинов быть всегда начеку, закалять свою силу, вос питывать в себе храбрость, героизм, го товность к самопожертвованию ради /с- лешного выполнения почетного долга пе ред Родиной. Беседа с тов. Ланевским помогла слу шателю Макаренко как в подготовке к экзаменам в партийной школе, так и в разделительной работе среди молодежи. В изучении и повторении материала большую роль сыграла взаимопомощь слушателей. Коммунист старшина 2 ста тьи Евтушенко нынче окончил партшко лу. а комсомолец матрос Макаренко учит ся в ней первый год. Евтушенко от лично усваивал материал. Имея личную библиотечку, он постоянно обогащает сьою память разносторонними знаниями. Макаренко же порой не мог самостоя тельно разобраться в теоретических во просах. На помощь ему приходил комму нист. Например, старшина подробно раз’- яснил матросу некоторые разделы IV гла вы Краткого курса истории ВКП(б). в частности, рассказал о борьбе большеви ков против августовского антипартийного блока. Следует подчеркнуть, что активисты с большим интересом изучают историю и теорию КПСС. Об этом евпдетельствует. в частности, то, что они часто посещают корабельную библиотечку и библиотеку матросского клуба, многие воины имеют вырезки ценных газетных материалов, приобретают брошюры, выпускаемые Го сударственным политическим издательст вом. Свою учебу в партийной школе слуша тели сочетают с активной общественной работой. Они помогают командиру в во инском и политическом воспитании лич ного состава, показывают сослуживцам пример в овладении гтюзной современной техникой и оружием. Так. классный спе циалист агитатор Тихонов недавно побе седовал с моржами об освоении целин ных и залежных земель, отличник, клас сный специалист член комсомольского бюро Долецкий — о культуре советско го моряка, старшина 2 статьи Евтушенко — о решениях XII с ’езда ВЛКСМ. Акти висты раз’ясняют воинам рртп«чия пирвой сессии Верховного Совета СССР четвер того созыва. Следует указать и на недостатки. Хотя секретарь партийной организации много заботился о слушателях, он не добился этого от коммуниста Педенко. который сла бо помогал активистам в идейно-теоретиче ской учебе. Пока еще мало организуется лекций в помощь изучающим марксизм- ленинизм. Готовясь к новому учебному готу , надо устранить эти недочеты. Капитан-лейтенант Л. БОГОРОДСКИЙ. НА ДОСУГЕ Разнобразный отдых моряков Теплая, солнечная погода была в один из выходных дней. В кубриках никому не сиделось. Все вьппли на верхнюю палубу. Здесь проходили иг ры в биллиард, шахматы и шашки. Любители танцев окружили баяниста. То и дело слышалась дробь, выбивае мая каблуками воинов. Особое внимание матросов привлекли шлюпочные гонки. В состязаниях уча ствовали команды от всех подразделе ний корабля. Лучшее время показала шлюпочная команда офицера Могила. На второе место вышла команда офице ра Галигузова. После этого был органи зован культпоход. Одна группа матросов посетила матросский клуб, где демон- стрдтровалея фильм «Случай в тайге», другая — присутствовала на концерте московских артистов. Хорошо отдохнули моряки в этот воскресный день. Старшина 2 статьи Ю. ГУРКИН.- Вечер, посвященный дружбе и товариществу Интересно прошел вечер отдыха у воинов-строителей. Они прослушали лекцию «О дружбе и товардицестве», которую прочитал тов. Караваев. Лек ция была интересной и содержатель ной. Присутствующие узнали о боевом товариществе суворовских солдат, о дружбе наших воинов в годы Великой Отечественной войны, о беспримерном содружестве Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Ленина и Сталина. Лектор рассказал и привел примеры непра вильного понимания дружбы в отдель ных подразделениях, когда воины за малчивают об ошибках и недостатках своих тошрищей. Интересная лекция принесла боль шую пользу воинам-строителям. После нее демонстрировался художественный кинофильм «Поэма о любви». Вечером отдыха воины остались довольны. И. СВИРСКИЙ. Герой Советского Союза В. СТАРИКОВ. (Продолжение. Начало см. в номере за 6 июня). И н т е р е с н а я б е с е д а Недавно с личным составом коммунист Вилков провел беседу на тему: «Высокая организация службы — основа боеготов ности подразделения». Тов. Вилков привел ряд поучительных примеров из Великой Отечественной войны, а также из повседневной жизни подразделения. Он рассказал и о том, как высокая дисципли нированность и организованность помогли младшему сержанту Калиняк, матросам Степанову и Сазонову в очень трудных условиях выполнить ответственное зада ние командования. Матрос И. ЛАВРИНОВИЧ. Стенная газета помогает командиру Активную помощь командиру в обучении и воспитании воинов оказывает стенная газета нашего корабля. Она рассказывает о передовых матросах, вскрывает недос татки. остро критикует нерадивых. В од ном из номеров газеты старшина 2 статьи Бурхач рассказал об учебе матроса По кровского. В другом номере старшина 2 статьи Отпученников. специалист пер вого класса, обобщил опыт учебы и тренировки артиллерийского расчета. Регулярно также выпускается у нас на корабле во время морских походов боевой листок. Он передает опыт передовых вои нов, критикует нерадивых. * Любят и уважают моряки стенную га зету. Она нам помогает добиваться но вых успехов в овладении сложной кора бельной техникой. Матрос А. ШАТОХИН. Пример коммунистов в службе Каждый поход служит для личного со става проверкой его готовности к дейст виям в любых условиях и вместе с тем новой ступенью в повышении воинского мастерства. Пример в учебе и работе показывают коммунисты нашего корабля мичман По кровский и специалист первого класса старшина 1 статьи Богданов. Все задачи в походах они сдали с хорошими оценка ми. Воины мужественно и стойко перено сят трудности походной обстановки, лич ным примером увлекают моряков на до стижение новых успехов в боевой и поли тической подготовке. На нашем корабле заслуженным авто ритетом пользуется и коммунист специа лист первого класса старшина 1 статьи Черваков. За время службы на флоте он имеет свыше 20 благодарностей от коман дования. Моряк хорошо знает спе циальность. мастерски владеет сложной боевой техникой, постоянно повышает свой политический уровень. Примерность коммуниста имеет большое значение в воспитании моряков умелыми, закаленными, выносливыми и дисципли нированными воинами. В. КАЛЮЖНЫЙ. В спортгородке Инициативно, с душой выполняет своп обязанности член спортивного комитета офицер Ефремов. Он много внимания уде ляет физическому воспитанию воинов. По его совету был создан хороший спортив ный городок. Спортгородок стал излюбленным местом отдыха личного состава. Здесь есть пере кладина. брусья и другие спортивные снаряды и инвентарь. Все это способст вует развертыванию спортивно-массовой работы в подразделении. По утрам все во ины приходят сюда на физическую заряд ку. В свободное время в городке проходят занятия различных команд и секций. Рядовой Ю. СИРОТКИН. Больше внимания наглядной агитации В нашем подразделении наглядной аги тации уделяют большое внимание. Комсо мольцы Зельскис и Колтовой по поруче нию бюро ВЛКСМ своевременно ooecne'fH- вают наглядными пособиями воинов. Вы полненные ими диаграммы, схемы, чер тежи и витрины привлекают внимание своим оформлением и помогают воинам лучше усвоить ту или иную тему. Но у нас в этом деле есть и недостат ки. Сейчас мы уже, например, заканчи ваем изучать очередную тему, но до сих пор нет в подразделении ни плакатов, ни схем. Этот недостаток надо устранить в ближайшее время. Младший сержант А. ПОТЕХИН. Полнее удовлетворять кулЬтурнЫе запросы воинов В наш магазин «Военная книга» всегда приходит мно го бойцов и офицеров. Во еннослужащие покупают здесь книги, брошюры и делают за. казы на специальную техни ческую литературу. Работники магазина стре мятся наладить книжную торговлю так, чтобы полнее удовлетворить запросы всех покупателей. На полках и витринах ма газина выставлены полити ческая. художественная, тех ническая. военная и другая литература. Кроме того, для облегчения выбора книг в магазине есть специальная картотека, по которой можно быстро и легко узнать, какие книги имеются в продаже. Часто и сами продавцы реко мендуют военнослужащим ту или иную литера^ру. Работники магазина по нимают какое огромное зна чение имеет пропаганда кни ги среди покупателей, п о эт о м у с т р о я т свою работу так. чтобы всемерно содействовать этому. Хорошо исполняет своч обязанности продавец Мария Хуповец. Она всегда внима тельно выслушает покупате нт О книжной торговле в городе Североморске ля, раз’яснит, какая литера тура больше подойдет по ин тересующему его вопросу, и даст полезный совет. Не слу чайно недавно группа воинов в книге жалоб и предложений сделала такую запись: «Про сим вынести благодарность продавщице тов. Хуповец за хорошее обслуживание поку пателей». Для более широкой пропа ганды и реализации литера туры магазин'' открыл не сколько вспомогательных тор говых точек по продаже ли тературы. Наши работники нередко выезжают из Северо морска в другие гарнизоны ие с успехом продают воен нослужащим как политиче скую. художественную, гак и техническую, военную и другую литературу. На днях продавец Вера Слесаренко была в одном из военных городков. Там ее встретили с большой ра достью. За несколько часов она продала книг на Г» тысяч рублей. Особенно у воинов большой опрос был на политическую, художественную и техниче скую литературу. Матросы, солдаты, сержанты и офице ры покупали произведения классиков марксизма-лени низма. советских писате лей и другие. Из техни ческой литературы больше всего покупали книти по ра диотехнике. электротехнике, фотографии и другие. «Поча ще к нам приезжайте, мы всегда с нетерпением ждем, когда привезут книги», — го ворили тов. Слесаренко мно гие воины. Наряду с продажей литера туры в магазине «Военная книга» в городе Северомор ске мы организуем широкую торговлю книгами также во время праздников, в выход ные дни в наиболее людных местах — в городском парке. Доме офицеров, матросском клубе. В результате органчзацин такой расширенной торговли наш магазин из месяца в ме сяц перевыполняет план. За первый квартал текущего го да план торговли книгами был выполнен более чем 100 процентов. Однако следует отметить, что можно было бы еще луч ше организовать книжную торговлю, если бы Северомор ское отделение Военторга ока зывало в этом больше помо щи. До сих пор. для нас является еще трудно разре шимым вопросом доставка книг из Мурманска, их тран спортировка для продажи в отдаленные от Североморска точки, куда всегда с большим желанием выезжают наши работники. За последнее время, несмо тря на неоднократные обра щения к начальнику отделе ния Военторга с просьбой дать автомашину. чтобы с ’ездить на базу в Мурманск за новыми книгами, в тран спорте нам отказывают. Вопросу книготоргов ди в Североморском отделении Во енторга не придают се р ь е зн о го значения. Как видно, та* до сих пор не поймут, что это — важная и ответствен ная работа, которой необхо димо уделять большое внима ние. А. БЕЛОВА. Выходим в атаку С погружением на глубину внезапно наступила тишина и прекратилась «бол танка». Это обрадовало людей, изрядно из мотавшихся в первые дни похода. Как только послышался сигнал погру-1 гения, матросы и старшины отдыхающей смены вскочили с козк и. наскоро одевая обувь, разбежались по своим местам, ре шив. что погружение вызвано внезапным появлением противника. Но когда они ус лышали спокойный голос вахтенного офи цера и убедились, что это нормальное по гружение. все еоаврати.тись на свои кой ки и через несколько минут сноза спали крепким богатырским сном. Смешившиеь с вахты, ко мне подошел секретарь комсомольской организации ра дист Лебедев. На его худощавом лице бы ла заметна усталость. Большие карие гла за воспалились, веки покраснели. Темно- каштановые густые оолосы, долго нахо дившиеся под сырой шайкой, слиплись и походили на ком шерсти. Добродушно улыбаясь, он баском попросил разрешения огласить по отсекам сводку Информбюро, которую сумел принять за несколько мкяут до погружения. — Хорошая сводка? — агросил я. — Очень хорошая! — пробасил Лебе дев. — Об’являйте. но прежде информируй те меня. Я тоже хочу знать, что делает ся на фронтах, — шутливым тоном ока зал я Лебедеву. Он, должно быть, понял мои слова, как упрек в свой адрес, и поспешил об’яснить, что сразу не успел долоягить мне принятую сводку, так как начиналось погружение. Лебедев осторожно развернул измятый лист бумаги и начал читать сводку. Раз говоры в отсеке затихли. Напряженная сосредоточенность на липах людей сменя лась радостными улыбками, веселым бле ском глаз. Еще бы, за последние десять суток наступательных боев наши войска прошли сотни километров и освободили от врага много городов и сел. Лебедев продолжал читать, его лицо, казалось, надулось и покраснело от на пряжения. Стараясь не пропустить ни одного слова, с трудом разбирая свою слд1Шком быструю запись, он медленно, чо предельно ясно произносил названия го родов и населенных пунктов, освобожден ных доблестными советскими войсками. Когда Лебедев смолк, поднялся со свое го места полный восторга Зубков. — Фашисты летят на запад, как фут больный мяч (гг удара вратаря. Молодцы наши... — воскликнул он и через люк переборки прыгнул в свой отсек. Находясь помногу суток в море,, в во дах противника, мы были надолго оторва ны от жизни нашей страны и только сродки Информбюро связывали нас с род ной страной. Иногда зная, что подходят время сообщения Советского Информбю ро, мы привсплывали под рубку и. при няв первое трехминутное сообщение, сно ва уходили под воду, унося с собой ра дость успеха иди горечь неудач. В по следнее время налги войска перешли в контрнаступление и непрерывно разви вают успех, опвэбождают родную землю от вражеской нечисти. Радио приносит нам одну радостную весть за другой. Я отдал все необходимые указания вахте, выпил чашку крепкого горячего чая и решил отдохнуть, пока позволяла обстановка. Утомление давало себя знать, я уснул тотчас же, как только коснулся головой подушки. Но спать долго не пришлось, кто-то осторожно коснулся моего плеча Открыв глаза, я увидел взволнованное ли цо радиста Лебедева. Он проговорил быст рым и возбужденным голосом: — Товарищ командир, слышу шумы винтов кораблей... По-моему, это и есть тот самый конвой, о котором вы говори ли... В первый миг я не разобрал, что гово рил Лебедев, но услышав слово «конвой», тут же вскочил с дивана, вместе с Лебе девым вошел в гидроакустическую рубку и приложил наушники к своим ушам. Мой слабо натренированный слух сразу ничего не улавливал, но Лебедев стал вращать ручку акустического прибора. — теперь я различал два ряда шумов: высокий тон. издаваемый винтами быст роходных кораблей охранения, и более низкий, чуть уловимый, знаковый нето ропливый гул транспортов. — Да, это конвой. — уже mi на ми нуту не сомневаясь, согласился я с Ле бедевым и. поЗлагодлрив его. поспешил в центральный пост. Сразу же дал прика зание готовить торпедные аппараты к залпу, рулевому — ложиться на новый курс, а боцману и вахтенному трюмному — всплывать под перископ. Взглянул на судовые часы — до рас света осталось еще добрых трд 1 часа. Противник появился раньше, чем мож но было предполагать. Что же. тем луч ше!.. Наша подводная лодка оказалась на курсе противника, хотя мы не имели представления, какое расстояние отделяет нас от конвоя. В таких условиях воз можность атаки сомнительна, по уже до статочно большой опыт командования, интуиция, знание техники наблюдения за противником в любых условиях — в<*е это помогло мне найти правильное реше ние. Мы всплыли. Стряхнув с себя воду а ощущая всем телом сырость и холод, я быстро осмотрелся вокруг корабля, но ни чего на поверхности моря не обнаружил. В небе, очистившемся од1 облаков, го рели яркие звезды; горизонт же был за тянут непроглядной темной пеленой. Я нагнулся и крикнул в центральный пост, чтобы сообщили, в каком направлении слышны шумы кораблей противника. В эту минуту с огромной силой на мостик налетел пенящийся водяной вал. лодку регко накренило, я едва успел ухватить ся руками за какую-то стойку, чуть было не вылетел за борт. Видя свою оплош ность, я крикнул Федосову, чтобы он яе зевал и крепко держался. С замиранием сердца Федосов и я всма тривались в темноту ночи в направлении шумов кораблей противника,, но увы! Ни чего не видели, кроме пустынного моря. «Дьявольская погода, — с досадой по думал я, — неужели из-за нее сорвется атака?!..». Акустик уверенно докладывал, что про. тивник уже совсем близко, но ни я, ни наблюдатель Федосов ничего не могли раялпчить в шумном студеном море. Мысль работала лихорадочно. В глазах ощущалась боль. Подводная лодка увели чила ход, и за это море точно рассерди лось на нас: свирепые волны обрушива лись на едва показавшийся мостик, и мы с Федосовым стояли по пояс в воде. Но в решительные минуты мало при ходилось думать о себе. Сознание запол нила только одна мысль — любой це ной не упустить противника. Глаза у нас как-будто привыкли к темноте. Мы с Федосовым попрежнему смотрели вперед и с секунды на секун ду ждали появления кораблей противни ка Еще не видя кораблей, по данным гидроакустика я установил, что мы сбли жаемся с транспортами. Они нас больше всего интересовали, но вместе с транспор тами приближались и боевые корабли охранения конвоя. Судя по шумам, они образовали противолодочное кольцо вокруг транспортов. Это нам совсем не улыбает ся! Надо прорвать кольцо охранения, иначе не может быть и речи об атаке транспортов, которые наверняка везут войска и технику. Но как это сделать? Что. если противник идет прямо на тебя, а ты его не видишь? Шумы винтов яе дают полной картины. И как маневриро вать. не наблюдая кораблей противника своими собственными глазами? Долго размышлять не пришлось. Я принял решение сближаться с транспор тами но шумам винтов до тех пор. пока не увижу кораблей охранения, а там бу ду действовать в зависимости от того, как сложится обстановка. Ясно только одно: транспорт атаковать во что бы то ни стало! Снизу доложили, чо слева быстро при ближается какой-то кораалк а через ми нуту сигнальщик Федосов крикнул: — За кормой вижу корабль!.. Это эс минец. товарищ командир. Проходит близ ка ог нас! — Его курсовой?! — громко спросил я, не отрывая глаз от длинной черной тени транспорта, который выползал точ но из глухой пещеры. «Кажется, прорвались сквозь охране ние». — радостно подумал я и тут же решил не тешить себя надеждами, а дал приказание на торпедные аппараты. Че рез несколько секунд снизу поступил до клад о готовности к залпу. Оставалось дать только исполнительную команду, а для этого нужно выбрать самый удачный момент. Он приближается, но еще не на ступил... Слышу голос Федосова: — Курсовой эсминпа 100° левого бор та. дистанция 5— 6 кабельтов. «Кажется, сейчас его пронесет» — с чувством облегчения подумал я. сосредо тачивая все внимание и не сводя глаз с транспорта, едва заметного сквозь темную завесу ночи. Должно быть транспорт идет не один. Вероятно, несколько транспортов в составе конвоя. Пока позволяло время, я воздерживался от стрельбы. ожидая, что вот-вот в иоле зрения должен появиться еще один транспорт, и действительно, он вскоре показался из темноты и был го раздо больше первого корабля. «Этот солиднее». — подумал я и ре шил атаковать второй транспорт. — Дайте обстановку слева! — крик нул я в центральный пост для того, что бы знать, не находимся ли мы на курсе какого-нибудь боевого корабля, внезапное появление которого может помешать ата ке. — Внимательно смотрите за левым траверзом. Будем атаковать второй тран спорт! — крикнул я Федосову и в этот момент сильным накатом волны лодку накренило. Я опять едва удержался на ногах. Через мостик, накрыв меня с головой, прокатилась волна. Я успел крикнуть: «Федосов, держись!». — Дайте голос. Федосов! — тревожно повторил я, а сам в это время ие спускал глаз с транспорта, кос которого, как мне казалось, слитком уж медленно подходил к визиру прицельного прибора. — Я здесь! — бодрым голосом ото звался Федосов. — Слева ничего не вид но! Докладывая, он как бы хотел добавить «Атакуйте, товарищ командир, и поло житесь на Федосова, он во-время преду предит об опасности». Транспорт доживал свои последние ми нуты: сейчас залп, а коща будут выпу щены торпеды, тогда хоть сам черт пусть садится нам на шею! — все равно уйдем. — Смотрите хорошенько за левым бор том, Федосов, там идет военный корабль... Обнаружите — немедленно докладывайте его курсовой и дистанцию. Я слежу только за транспортами. — крикнул я и занял устойчивое положение с упо ром для того, чтобы не отрывать глаз от прицельного прибора. Нос транспорта медленно наползал на вгзир прицела. Я затаил дыхание и тер пеливо выжидал нужное время. Если бы в этот момент около меня произошел вне запный выстрел, то вряд .та я отвлек съое внимание от транспортов. Очередная вюлна сильно ударилась о кожух рубки и перехлестнула через мою голову. Я за крыл глаза, чтобы сберечь их от раздра жения водой, и вновь почувствовал, как холодные струйки стекали по лицу, по шее и просачивались за ворот. Открыл глаза... Увидел полубак... Мостик... — Пли! — скомандовал я громко, что было духу. Из центрального поста тот час передали мою команду дальше. Срабо тал экипаж как нельзя лучше. Почувст вовался толчок в корпусе лодки, и тут же торпеды одна за ipyroft с неистовым ре вом вырвались из аппаратов, оставив по сле себя два всплеска. Белые, прямые ленты вытянулись по курсу подводной лодки. Это след торпед — ровный, как стрела. «Торпеды идут хорошо», — подумал я, и вновь охватила меня непонятная трево га. необыкновенное сомнение: «Что. если промах?! В таких трудных условиях про махнуться не мудрено, и все же сейчас лучше принять внезапный таранный удар, чем допустить промах», — думал я, не спуская глаз с транспорта. Из центрального поста доложили: — Торпеды вьппли. Слева прибли жается шум. Снова волна прошла через палубу мо стика. Опять сильный крен на правый борт. Я уже почти уверен, что торпеды прошли мимо. Промахнулся... Команда «Залп» была дана не во-время... Не смог поймать волну... Ждать больше нечего, пока не поздно, надо уходить под воду. Я повернулся к люку и уже собирался дать команду' на погружение, как вдруг мне показалось, что я поймал вспышку на лице Федосова и красную, мгновенно угасшую искру в его карих глазах. Не успев осмыслить, что произошло, я увидел, как Федосов рванулся вперед и голосом, полным радости и волнения. к р и к н у л : — Товарищ командир, взрыв! Я повернулся в сторону транспорта, за быв на миг об опасности, которая могла в тот момент угрожать подводной лодке. Из чрева транспорта вырвалось и вих рем поднялось к небу огромное клубяще еся темнооранжевое облако. Множество крупных и мелких обломков вращалось в этом облаке, как мошкара, случайно зале тевшая в сильный луч прожектора. Вслед за этим в ту же секунду взметнулся яр кий столб огня, осветив море подобно вспышке. «Одна из торпед попала! Хорошо!» — подумал я. глядя на разламывающийся пополам большой транспорт, который в эту минуту резко выступил из тумана. Его темный силуэт был озарен громадной ошенной (вспышкой. Это зрелище продер жалось несколько секунд. Огненный столб, точно свеча небывалых размеров. стоял над транспортом, достигнув высоты мно гоэтажного дома, затем все снова погру зилось в темноту. Мгновенная огненная вспышка помогла мне ясно увидеть обстановку, в которой оказалась подводная лодка. Конвой со стоял из трех транспортов, окруженных миноносцами и сторожевыми кораблями: мы находились в середине конвоя. Положе ние опасное для подводной лодки, находя щейся в напвохном состоянии. И вое же на сердце было легко и радостно. Цель достигнута, конвой атакован, за нами пол ный боевой успех! — Федосов вниз! — крикнул я сиг нальщику. который ждал этого приказа ния. Он сразу прыгнул вниз. Я последо вал за ним, задраивая крышку люка. Через несколько секунд подводная лод ка находилась на безопасной глубине. (Окончание следует). С О В Е Т Т О В А Р И Щ У Беседа по изученной теме подходила к концу. Руководитель группы, подводя ито ги, отметил, что она прошла плохо, неко торые слушатели очень слабо подготови лись к занятиям, не приняли участия в обсуждении вопросов темы. Дисциплина на уроках была низкой. Например, матрос Чикунов занимался по сторонним делом, писал письме. К тому же, когда пропагандист спросил, чем тот занимается, матрос сказал неправду, что, якобы, он делает записи. — Почему вы не подготовились к бе седе? Матрос Чикунов начинает искать причи ны. но все они необ’ективные, несерьез ные. Руководитель сказал, что слабая ус певаемость слушателя об’ясняется его за знайством. халатным отношением к поли тической учебе. Теперь матрос Чикунов понял свои ошибки и сейчас исправил их. Но о матро се Шленкине сказать этого нельзя. Он всю нашу группу тянет назад. Товарищи по службе и руководитель стараются по мочь ему. Однако слушатель, видимо, не ценит этого и все еще плохо относится к политическим занятиям. Нам хочется, что бы матрос Шленкин подтянулся, повысил чувство личной ответственности за вы полнение почетного воинского долга. Он один остался во всей группе отстающим. Надеемся, что тов. ПТленкин последует на шему товарищескому совету. А. Г0Г0ЛИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz