На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 июня 1054 г.. № 143 (4035) FV W JT J* V S * * .-* *T-W 1 -••'V IV - -Л » Г < г /.> V V . У ставы —закон нашей Жизни Словом и делом, помогай товарищу «Военнослужащий обязан... помогать товарищам словом и делом, удерживать их от дурных поступков и, не щадя своей жизни, выоу- чагь hv из опасности...». Устав внутренней службы Вооруженных Сил С ою за ССР . Вот уже два мага водитель автомаши ны Виктор Наполов бьется, как рыба оо лед. но машина k ikm ik o засела в снегу, буксует, не поддается усилиям водителя. Разбушевался ветер. Наступила темная полярная ночь. Один на трассе матрос- ведитель Пашков продолжал борьбу. Он действовал лопатой, использовал подруч ные средства снова и снова садился в кабину, включал мотор. «Ни одной попутной машины. Вот «бе ла». — досадовал воин, обдумывая, что бы еще предпринять. Н вдруг вспыхнуло зарево, из-за поворота показалась автома шина Как обрадовался Виктор! — Вот и помощь! Тем временем попутная машина приб лизилась вплотную. Мощно гудел ее мо тор. Наполов сразу же определил марку новой машины и внутренне приготовился высказать ее хозяину свои чувства за висти. что в его руках новая отечест венная автомашина. Но что такое? Шофер, не обращая вни мания на поднятую руку Наполова. взял левее и дал газ. Мелькнул и пропал в снежной мгле красный огонек. Несколько минут водитель сидел на подножке, как в забытьи. Ведь он сам никогда не оставлял товарищей в беде, оказывал помощь. Нередко выручал его шофер-комсомолец Кривуи. Они оба прео долевали большие рейсы по тяжелой трассе. А этот укатил, не помог. Виктор ухва тил лопату и с ожесточением начал раз брасывать снег. Он снял перчатки. Мо золистые руки не ощущали холода. Нако нец. ему удалось вырвать автомашину из снежного плена. Шоссе было сильно разбито. Он осто рожно вел машину на третьей скорости, часто притормаживая, но все лье его бро сало из стороны в сторону, вверх и вниз, как корабль на волнах. Проехав несколько километров. Наполов увидел впереди машину. Она круто повалилась на правый борт. Сквозь розо вую завесу снежной метели в лучах фаз увидел в смотровое стекло водителя, ко торый усиленными жестами руки просил остановиться. Он даже провел ребром ла дони по шее и устремил ее вверх, что оз начало: «Дело плохо, выручай». Но Виктор и без этих просьб остановил ся бы. Так он поступал всегда. — Помоги, браток! — моляще прокри чал водитель. — Ну п погода, проклятая! Ну н дорога! Виктор, от природы молчаливый, вылез из кабины и, не говоря ни слова, достал из кузова извивающийся металлический пюс и сам начал закреплять его на бук сирном крюке машины. — Да что ты. дай я сам... — Отстань! — досадливо отмахнулся Виктор. Он не хотел высказывать лич ную обиду. Но тут почувствовал в своем голосе дрожание, и сдержанный вздох сам по себе вырвался из груди: — Теперь ты горазд на помощь! 3 слова v тебя наш.тись хорошие: «бра ток!». А когда я был в беде, ты и не за метил своего братка. | — Да неужели это был ты?! — уди- I вился водитель. — Да если бы я знал... — Ну. а если бы не я? — спрссил Виктор и глаза его сверкнули огнем. Он хотел сказать много горячих слов, но махнул рукой: — Да что с тобою гово рить, не поймешь. Дверца хлопнула и одновременно зара ботал мотор. Виктор успокоился, был горд тем. что оказал помощь товарищу, вызволил его из нужды. Он чувствовал резвие рывки. На буксире у него была автомашина, за рулем которой сидел во дитель. пренебрегший драгоценным зако ном воинской дружбы и взаимной выруч ки. Помогать товарищу не только добрым словом, советом, сочувствием, но и делом! Этому учат наши воинские уставы, про никнутые боевым духом, источником ко торого является высокий патриотизм со ветских воинов, их беспредельная предан ность Родине, Коммунистической партии. Крепка дружба и боевая спайка совет ских воинов. В этом источник их успехов в учебе и в бою. Приведенный выше слу чай с водителем является редким исклю чением, но он многому учит наших вои нов. Не только водитель в пути, порой, чуждается в помощи товарища, но и ме ханик самолета на стоянке, зенитчик v сьоего орудия, рулевой у штурвала ко рабля. радист у боевой рации. Какую бы специальность ни имел воин, какое бы опужие ни держал в своих руках. — с помощью товарищей он всегда лучше и быстрее освоит его. будет увереннее дей ствовать им. Не только в ратном труде и учебе вза имная помощь военнослужащих приносит свои благие плоды. В поведении, в d>op- мировании характера воина слово сослу живца. его личный пример, являющим собою ооразен сопата или матроса высо кого морального облика, также имеют ог ромное значение. Недавно, выполнив задать командира, группа* сержа 1 гтов-авиато!>ов возвращалась в подразделение. Выл уже поздний час. Среди сержантов не было старших, все они занимали о знаковые должности. Комсомолец младший сержант Кондрать ев предложил построиться и идти, как положено по уставу, строем. — Зачем, ведь нас все равно никто не видит. Все спят. — сказал один из сер жантов. — Нет. вы не правы. — возразил Кондратьев. — Нас все видят, всегда и везде. Раз мы военные — нас далеко ви дят. II мы должны гордиться этим! Вспомним, как правдиво и торжествен но звучат слова одного из героев роман* А. Гончара «Знаменосцы» старшины Хо- мы Хаецкого. обращенные к молодым бойцам: — Зв°зды на пилотках чтоб сияли v вас на две версты вперед!.. Ведь ты... великий человек! На тебя весь мир смот рит. следит, как ты сел. как встал, как двинулся. Как пошел!.. Капитан А. АНТИПОВ. Жизнь человека спасена . \ Н а одном из столбов электропередачи работал монтер. Он натягивал провод. Случайно неосторожным движением руки монтер задел за провод, по которому проходил гок. От сильного сотрясения человек потерял сознание, повиснув на столбе. Его товарищ по работе, растерявшись от неожиданности, стал кричать, зовя на помощь. Находившиеся невдалеке матросы услышали крик и быстро при бежали. Поняв, в чем дело, воины сняли пострадавшего со столба, оказали ему соответствующую помощь. Благодаря находчивости и решительности воинов жизнь человека была спасена. А. Ю Р Ь Е В . „Цель поймана!" Умелые действия орудийных наводчиков — «Глаза орудия» — так часто на зывают у нас наводчиков, и это правиль но. Не успеешь во-время поймать цел* —- не откроешь своевременно огонь. Осо бенно важно это сейчас, когда самолеты обладают большой скоростью. Для того, чтобы наводчики могли точно и быстро ловить цель, необходимо систе матически и настойчиво тренироваться, непрерывно повышать овэе - мастерство, отлично знать сложную технику, уметь ее использовать в бою. Наши наводчики старший матрос Бу- калоз и матро: Масловский долились з освоении специальности неплохих резуль татов. Не успеет командир подать коман ду • как они уже докладывают: «Цель поймана!». Воины достигли этого потому, что всегда серьезно относятся к занятиям, упорно тренируются, своевременно уст раняют замеченные командиром недостат ки. заботливо ухаживают за вверенными механизмами. В этом большая заслуга и их командира сержанта Лихацкого. кото рый привил воинам любовь к технике, учит подчиненных правильно использо вать ее в бою. Передовые зенитчики приказом коман дира об'явлены отличниками боевой и политической подготовки. Матросу Ма словскому присвоено звание «старший матрос». Воины, не останавливаясь на достиг нутом, продолжают настойчиво повышать свои знания, еще глубже изучать сиеци- ально-ть шаводчика. Старший матрос Ю. АМТОСЕНКОВ. Умело воспитывает своих подчиненных старшина команды мотористов стар шина 1 статьи Евгений Скопин. НА СНИМКЕ: специалист первого класса старшина 1 статьи Евгений Скопин (слева) об’ясняет матросу Николаю Горячкину правила запуска двигателя. Фото И. Никишова. Крепить всё по - штормовому Плавание в штормовую по году в Баренцовом море тре бует от личного состава тща тельной подготовки корабля к походу. Одно время у нас отдель ные воины стали относиться к приготовлению корабля к походу с холодком. На замеча ния старшин они обычно го ворили: — Зачем напрасно крепить все по-штормовому, если шторма давно нет. а погода сегодня хорошая... Это только нам говорят, что в Баренцо вом море сильные штормы, а оно не такое уж страшное. Результатом такого прене брежения к морю был^ пе чальный случай, который за ставил воинов изменить от ношение к приготовлению ко рабля к походу. Однажды пе ред выходом в море матросы ютовой команды, надеясь на хорошую погоду, не постави ли дополнительные крепления на трап. Это была серьезная, недопустимая ошибка. Море встретило нас хоро шей погодой. Но, как это на Севере часто бывает, оно вдруг разразилось штормом. Волны с грохотом обрушива лись на палубу, с огромной силой били в надстройки.^ На палубу нельзя было выйти. Вот очередной водяной вал сильно ударил в надстройку, к которой был прикреплен трап. Волна оборвала крепле ния и стала подвигать трап к борту. Еще минута, и трап был бы унесен клокочущей водой в море. Только благо даря умелым и инициатив ным действиям опытного мо ряка старшины 2 статьи Се лезнева и старшего матроса Непша трап был задержан и надежно закреплен. Вот как это происходило. Воины, увидев, что трап сор ван, стали пробираться к не му. От них потребовались вы сокая морская выучка, быст рота и находчивость. Моряки, пользуясь отсутствием на па лубе волны, подбежали к тра пу, задели его тросами, но сразу на место поставить не смогли. Трап был очень тя жел. Людей вызывать больше нельзя— опасно, а находить ся долго на палубе и разду мывать некогда, когда за бор том уже вскидывалась огром ная волна, готовая рухнуть на борт. Старшина Селезнев быстро принял решение — закрепить трап на месте, что и было произведено довольно ловко. Этот случай заставил вои нов крепить предметы более серьезно и надежно, а стар шин проверять крепления. К чести личного состава надо сказать, что подобных ошибок у нас больше не повторялось. Это показал и недавний вы ход в море, во время которого матросы решили поставлен ную перед ними задачу ус пешно. Перед выходом нужно было принять на корабль и закре пить по-штормовому цен ный груз, который требова лось доставить целым и не вредимым к месту назначе ния. Мичман Хрулев собрал личный состав и об’яснил задачу. В заключение он ска зал: — Выполнение приказа командования покажет, как мы готовы к решению слож ных задач в любых условиях. Для выполнения этого тру доемкого задания были выде лены лучшие воины нашего подразделения, в том числе старшина 2 статьи Селезнев, старший матрос Хазов и дру гие. Старшины об’яснили ма тросам, кто, что и как дол жен делать во время погруз ки и крепления ценного гру за. Матросы тщательно приго товили подомные стропы, стальные тросы, скобы и разложили так, чтобы все на ходилось под руками. По команде: «Начать погрузку!» моряки заняли свои места. Вдруг все увидели, что не там, где нужно прикреплен строп. Здесь цлишла на по мощь находчивость. Теперь даже трудно сказать, кто в дружном коллективе предло жил способ погрузки, кото рый обеспечил быстрое и точное выполнение постав ленной задачи. Быстрота и четкость рабо ты зависела от выучки вои нов и организации работы. Командир посмотрел на часы и сказал: — Погрузил* хорошо, но нужно быстрее... Когда корабль вышел в мо ре. предметы были закрепле ны так. что не страшен был любой шторм. Однако моряки, имея опыт, поставили на груз дополнительные крепления. В море разыгрался сильный шторм. Волны одна за одной с огромной силой обрушива лись на груз, но тут же от катывались назад. Воины смотрели на разоренную сти хию н радостно улыбались. Кто-то из них сказал вслух мысли, присущие всем: — Напрасно, море, злишь ся, теперь ты ничего не сде лаешь плохого. Поход окончен. Моряки соб рались на разбор. Команшр подразделения отметил, что лучше всех действовали при выполнении задачи старшина 2 статьи Селезнев, старший матрос Хазов. матрос Мокроу- сов и другие. Передовым вои нам командир об явил благо дарность. Но моряки не остановились на достигнутом, а с новой силой взялись за учебу и труд. Очень часто слышно на полубаке, как старший ма- трсс Хазов и другие передают свой опыт молодым воинам Иальчуку и другим. Матрос Рыжук недавно пришел в от деление. в котором служит Хазов. Хазлв часто помогает матросу отлично выполнять боцманские работы. Ког да Рыжук получил задание заделать фалинь на шлюпке, то за помощью он обратился к Хазову. Тот об’яснил ему и показал, как нужно это де лать. Часто тот или другой матрос обращается за советом к передовому воину и всегда он их удовлетворяет обстоя тельным ответом. Хазов очень требовательно относится к приготовлению корабля к по ходу. Так повседневно в учебе, в походах, на практике моря ки приобретают знания и от рабатывают умение надежно готовить корабль к походу. Старшина 2 статьи Н. СМОЛЯР. ПИСЬМА В Р ЕД АКЦИЮ ЗА ЧТО Л\ЕДВЕДЕВ И К О С Т Ы Л Ь К О В У Д А Л Е Н Ы С Ф У Т Б О Л Ь Н О Г О П О Л Я Советскому спорту, и в частности фут болу, глубоко чужды принципы «выигры ша» любой ценой. Мы за победу, пусть одержанную в самой острой и напряжен ной борьбе, но победу честную, не выходя щую за рамки правил. Лучшие команды страны с большим напряжением сил и энергии ведут борьбу за первенство. Случаи нарушения дисцип лины в этих командах единичны. Они ре шительно пресекаются и самими футболи стами, и судьями, и спортивной обществен ностью. К сожалению, случаи грубости, неэтич ного поведения, недисциплинированности имеют еще место у нас в розыгрышах по футболу. Слабая политико-воспитательная работа в некоторых командах, низкая квалификация судей, недостаточный конт роль руководителей спортивных комите тов, либеральное отношение дисциплинар ных комиссий к нарушителям — все это способствует проявлениям грубости. Недавно в Мурманске во время состяза ния на первенство области между команда ми «Гром» и добровольного спортивного общества «Авангард» футболисты команды «Гром» Медведев. Костыльков из-за грубо сти во время игры были удалены с поля. Пх команда вместо того, чтобы передать опыт игры мурманским футболистам, по казала плохой пример, недостойный совет ских спортсменов. Из-за хулиганства на поле Костылькова и Медведева очень недо вольны остались этой нгрей и зрители. Сейчас проходит игра на первенство гарнизонов ио футболу. Уже есть немало случаев удаления отдельных игроков с поля за грубость и за ругань во время игры. Необходимо беспощадно бороться с на рушителями дисциплины на футбольных полях. Хулиганов, позорящих высокое звание советского спортсмена, компроме тирующих наш футбол, надо изгонять с поля, а если понадобится, то и исключать из команд. Спортсмен должен быть образ цом дисциплины. Г. ГЕОРГИЕВ. КОГДА Б УД ЕТ Д О Л Ж Н Ы Й П О Р Я Д О К ? В нашем подразделении воины резко ощущают недостаток стульев и столов. Приходя в кубрик, матросы садятся на койки. На политзанятиях за столом могут писать только 4 человека, а остальные вынуждены лишь слушать. Имеются и другие недостатки. Так, на пример, наряд во-время не получает пи шу. Завтрак приносят поздно, да и тог холодный, а ппдогреть его негде. Стар шина Соколов проявляет мало заботы о быте воинов. хотя ему все эти недостат ки хорошо известны. Хочется узнать: когда же у нас будет должный порядок? Матрос Г. ГУСЕВ. к 'о р о т Л о О ИНТЕРЕСНАЯ лекция о бди тельности состоялась в нашем под разделении. Воины прослушали ее с большим вниманием. В. Якимов. О ВЫСОКУЮ бдительность проя вили матросы Лебедев и Демко. Про явленный ими поступок служит при мером безупречного выполнения во инского далга. А. Мнхалкин. О ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ УСПЕХОВ в труде добилась бригада, руководимая старшиной 2 статьи Беляем. Члены бригады ежедневно выполняют про изводственные задания на 150—200 процентов. М ат рос Н. Голубев. СЛУЖБА МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ НА Н0РАБЛЕ Статьи, рассказывающие о первых шагах службы молодых офицеров, написаны по просьбе редакции активным участником Великой Отечественной войны на Северном флоте, бывалым, опытным офицером Г. Ф . Макаренко- вым. 1. Постоянно изучать свою специальность Как известно, училище дает молодому офицеру хорошие теоретические знания, основное же становление его. как профес- сионала-моряка, происходит на практиче ской работе, неиосродственно на корабле. Здесь, руководя вверенным ему личным составом, обеспечивая работу материаль ной части, офицер воспитывает в себе необходимые практические навыки уме лого командира. Корабли оснащены сложной боевойтех никой. требующей глубоких знаний и большого умения. В связи с этим вопрос о становлении молодого офицера, как опытного специалиста, мастера своего де ла. стоит особенно остро. Успешно выпол нить свои обязанности молодой офицер сможет лишь при том условии, если бу дет обладать в достаточном об’еме необ ходимыми знаниями по специальности, иметь твердые практические навыки по использованию вверенной ему материаль ной части. С чего же начать молодому офицеру практическое освоение специальности? Неправильно делают те товарищи, ко торые начинают службу на корабле с то го. что запасаются чертежами и описа ниями и изучают корабль только по схе- ма.м. односторонне, не подкрепляя тео ретическую учебу практическим позна нием материальной части. Они механиче ски копируют для себя чертежи, не видя механизмов Почему это неправильно? Во-первых, поточу, что. затрачивая много времени на чтение и переработку различной доку ментации.. молодой офицер не успевает подготовиться к сдаче зачетов на самосто ятельное управлешю группой п. не укла дывается в установленные сроки. Во-вто рых, односторонние занятия по опи саниям. не подкрепленные практическим изучением устройства корабля, как пра вило. дают очень мало положительных результатов. Целесообразно делать так. Придя на ко рабль. сразу же, не боясь черновой рабо ты. одев комбинезон, облазить все трюмы, системны, выгородки и надстройки, все увидеть воочию, потрогать своими руками, посмотреть в действии, в работе. Для за крепления увиденного и изученного обя зательно надо самому составить схемы устройства систем и механизмов, распо ложения боевой техники. Такой метод дает хорошие результаты. Недавно прибывший на корабль инже нер-лейтенант Айба начал с того, что, изучив тот или иной механизм по описа ниям, брал лист бумаги, закреплял его на доске и шел туда, где расположен агре* гат, — чертил его. а затем сверял свой чертеж по документации. На помощь молодому офицеру должны придти командир корабля, старшие това рищи по службе. Их долг — во-время подсказать новичку, поставить его на правильный путь, помочь разобраться в трудных вопросах. Там. где это не делает ся. молодые офицеры предоставлены са мим себе, за их службой никто не сле дит. Этого не должно быть. С первых шагов самостоятельной служебной дея тельности офицер должен чувствовать по стоянную заботу своего командира, стар ших товарищей. Тогда и дело пойдет ус пешнее. Возьмем, к примеру, молодого офицера одного из кораблей лейтенанта Первуши на. штурмана по специальности. Он тоже в первые дни службу начал неуверенно. Ему во-время подсказали, посоветовали, как лучше поступить. Дело сразу^ пошло увереннее. В короткое время лейтенант неплохо освоился на корабле, успешно стал -выполнять свои обязанности. Слож ную технику, которая находится в его заведыванни. Первушин изучил и продол жает постоянно совершенствовать свои знания. Сейчас он уже не тот робкий и неуверенный в своих действиях моряк, каким был в начале службы на корабле. Вместе со знаниями и практическими на выками пришла к нему уверенность в действиях, точный расчет, способность са мостоятельно принимать решения. Не так давно в одном из трудных походов мне пришлось наблюдать работу штурмана Первушина. Был густой туман, видимо сти почти никакой. Корабль шел в узко сти. Многое зависело от штурмана. Лей тенант Первушин хорошо справился со своими обязанностями, выдержал серьез ный экзамен. Карта у него была чистая, определения своевременные. прокладка точная. Это — xoiKMUiie показатели штур манской культуры. Успех в озвоешш специальности лей тенантом Первушиным об’ясняется просто. Молодой офицер сразу же по-настоящему взялся за учебу, постоянно и настойчиво повышал свои знания, практически ос ваивал правила эксплуатации сложных штурманских приборов. Каждый выход в море он старался использовать для того, чтобы в сложных условиях еще и еще раз проверить себя, потренироваться, за крепить изученное, двигаться вперед. Изучая и осваивая практически специ альность. молодому офицеру следует по чаще обращаться за советами и помощью к опытным товарищам. Не стесняясь, не п;»оявляя ложного стыда, надо, когда не обходимо, пойти и к старшинам, классным специалистам, отлично знающим матери альную часть и правила ее использова ния. Они всегда с охотой помогут моло дому офицеру. Не нужно считать, что это является каким-то унижением для офице ра. Наоборот. это сближает молодого командира с личным составом, между ним и подчиненными устанавливаются деловые отношения. , Недавно на собрании лейтенант Иванов рассказал, что ему в изучении корабля и своей специальности большую помощь оказали старшины, классные специали сты — знатоки материальной части. Плановая учеба по специальности, про водимая по подразделениям. — один из самых важнейших источников совершен ствования практических навыков в ов ладении вверенным заведьгванием. Боль шую пользу оказывают тщательно прово димые разборы деятельности личного со става в походах. На них комаяяир дает оценку действий всех офицеров, в том числе и молодых, показывает положи тельные моменты, отмечает недостатки и вскрывает их причины. Для себя молодой офицер должен делать из каждого такого раэбора конкретны^ практические выво ды. извлекать нужный опыт, учиться на примере другах. Не менее важную роль играют занятия, проводимые флагмански ми специалистам!. В оборудованных ка бинетах офицеры изучают устройство и правила эксплуатации отдельных видов боевой техники. Необходимо испальзовать эти занятия для того, чтобы пополнить сзол знания, расширить свой кругозор. В основном успех в освоении специаль ности зависит от самостоятельной учебы молодых специалистов. Для этого распо рядком дня и планом боевой подготовки отводится необходимое время. Самостоя тельная учеба дает хорошие плоды лишь тогда, когда она проводится планомерно, постоянно, а не рывками, ог случая к случаю. Но составить хороший план — это еще не все. Основное — практиче ское претворение его в жизнь. Здесь на помощь молодым офицерам должны прид ти их командиры. Они обязаны не только контролировать, но и помогать, учить своих подчиненных умению самостоятель но работать нал совершенствованием бое вого мастерства. Так и поступают многие командиры, оказывая молодым офицерам деловую помощь в самостоятельной учебе н ч специальности. Но есть и такие командиры, которые только читают и ут верждают планы самостоятельной учебы офицеров, а за их выполнением не сле дят. пуская все дело на самотек. Большое внимание молодые офицеры должны уделять политической учебе, па мятуя, что идейная закалка является первоосновой всех успехов в службе. Знание .марксистско-ленинской теории по может им лучше понять смысл происхо дящих событий во внутренней жизни нашей страны и в международной обста новке. уяснить свои задачи на современ ном этапе и найти правильные пути их выполнения. Для молодого офицера .в овладении бое вым мастерством важную роль играют морские качества, ибо ему. как специа листу, приходится действовать в море. Эти качества (вырабатываются путем упор ных и настойчивых тренировок, в похо дах. в сложной обстановке. Любовь к мо рю. к кораблю — необходимое условие овлаления специальностью. Одно без дру гого не существует. Для подтверждения приведем такой пример. Два офицера из училища вместе пришли на корабль. Мне приходилось часто наблюдать их службу. Один из них старался как можно быстрее изучить корабль, редко сходил на берег, жил делами корабля. За корогкий срок он. хорошо подготовившись, сдал зачет на самостоятельное управление вверенной ему группой. Другой же молодой офицер к учебе относился с холодком, его часто тянуло на берег, к корабельной жизни привыкал медленно. И он продолжитель ное воемя не мог сдать зачет на само стоятельное управление. Иногда бывают такие случаи, когда мо лодой офицер, оказавшись в штормовом походе, в д р у г начинает, как говорят, сда вать. его укачивает, и он опускает руки. Тут на помощь должен придти командир. Его долг оГюдрнть молодого командира, вселить в него уверенность, потребовать от него, чтобы он. несмотря ни на какую качку и трудности похода, продолжал исправно нести службу. Из вестно из опыта, что самым лучшим и. ложалуй. единственным средством от мор ской болезни является деловая заня тость на корабле. Морская закалка вы рабатывается в упорном преодолении трудностей. От трудностей не надо пря таться. а смело идти им навстречу, по беждать их. Весьма важным условием в приобрете нии глубоких знаний но специальности является самостоятельность молодого офи цера. чувство личной ответственности за порученное ему дело. Не надо бояться принимать смелые решения, если уверен, что ты действуешь правильно. Во всяком дгле нужны инициатива и находчивость, умение правильно оценить обстановку. Не раз приходилось наблюдать, как не которые молодые офицеры, прежде чем что-либо ш»едпринять. обо всем спраши вают разрешения командира, как бы. на всякий случай, перестраховываясь, а вдруг, дескать, ошибусь, как бы чего не вышло. Они стараются спрятаться за спину командира. С этим надо решитель но бороться. Командиры должны больше дедверять молодому офицеру, строго контролировать его действия, учить на месте, на кон кретных примерах. Однажды в походе командир корабля буквально все делал сам — подавал команды на руль, на те леграф. сигнальщику. А рядом стоял мо лодой вахтенный офицер, в обязанности которого входило делать то как раз, что делал командир. Такая ненужная опека к хорошему не приведет. От такой практи ки мы должны отказываться. Прямое отношение к освоению моло дым офицером своей специальности имеет изучение того морского театра, на кото ром проходит его служба. Для нас. севе роморцев. это имеет чрезвычайное значе ние. Условия для службы здесь имеют много характерного и отличного от д р у г и х театров. Я имею в виду гидрометео рологические условия и физико-географи- ческие особенности северных морей. В заключение хочется указать на та кой недостаток, который иногда прихо дится наблюдать. Молотых офицеров кое- где перегружают всевозможными второ ст еп ен ны м и поручениями и заданиями, не относящимися к его службе. Подобные Факты надо изжить, и чем скорее, тел» л* чше. Г. MAKAPEHK0B.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz