На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 июня 1954 г., N° 129. (4971 ). БЫmb всегда г о т о в hi п omkpbimb меткий огонЬ ВОЕННО-МОРСНОЕАЕАОй# XSSSZ2Z2S gjggza M i u m i г На корабле в недавно пошедших и<>- хода\* большое внимание уделялось зе­ ниты кам. Эю я пон ятн о . Отработка ор­ ганизации противовоздушной обороны яв­ ляется важнейшим этапом боевой подго­ товки. Стрельбы показали заметное повы­ шение боевого мастерства артиллеристов В то же время многие недостатки до си к пор тают о себе знать и должны быть устранены в самый короткий срок. Нам нельзя забывать о наличии капи­ талистического окружения. Империалисты надеются на оружие массового уничтоже­ ния. Они воскресили идею «молниеносной войны», несколько лет тому назад похо­ роненную вместе с ее создателем, и го­ товят новую кровавую бойню для челове­ чества с широким использованием бомбар­ дировочной и истребительной авиации. Все это пред’являет повышенные тре­ бования к личному составу Советских Во­ оруженных Сил и особенно к зенитчикам. Наши корабли оснашены первоклассным вооружением, сложными механизмами и приборами. Это требует от военных моря­ ков больших усилий в изучении техни­ ки. Они должны в совершенстве знать оружие и мастерски владеть mi. Путь к мастерству сложен, но вполне доступен каждому моряку. Возьмем, к примеру, матросов Елагина и Додонова. Они пришли на корабль не очень давно. Ознакомившись на занятиях с общим уст­ ройством боевого поста, воины самостоя­ тельно углубляли свои знания, разбирали схемы и чертежи. Командиры отделений и старшие товарищи об’ясняли им осо­ бенности устройства механизмов, прин­ цип их работы, правила ухода за ними. Тренировки на боевом посту помогли ма­ тросам освоить материальную часть, а стрельбы — закрестить знания на прак­ тике. В последнем походе матросы Елагин и Додонов умело действовали на боевом посту во время выполнения задачи. Командир корабля об’явил им благодар­ ность. Недавно воинам присвоено очеред­ ное воинское звание «старший матрос». Они об’явлены отличниками боевой и по­ литической подготовки. Зенитчики понимают острую необхо- химость уметь быстро вырабатывать дан­ ные и учитывать условия стрельбы и скорость современных самолетов, сознают, как важно быстро открыть огонь. Четкое выполнение моряками всех обязанностей з мирное время, твердое знание специаль­ ности позволят им взять от техники все, что она может дать, наверняка поражать врага в бою. Задачей последних стрельб было закре­ пить и приумножить достигнутые успехи, подняться на новую ступень воинского мастерства, повысить боевую готовность зенитчиков. Перед выходом в море состоялось комсо­ мольское собрание. Заместитель команди­ ра корабля в своем докладе раз’яснил те требования, которые пред’являются в сов­ ременной обстановке к противовоздушной обороне. Выступавшие говорили о том, что необходимо сделать для успешного выполнения задачи. Большие требования Зенитчики настойчиво учатся стрелять без промаха были пред’явлены к наблюдагелям, от ко­ торых в светлое время суток зависит об­ наружение цели. Некоторые зенитчики на тренировках допускали отдельные упуще­ ния: иногда расчет не во-время подготав­ ливал боевой пост к открытию огня, а подчас воины опаздывали с началом стрельб. Это говорит о недостаточной еще бдительности у отдельных матросов. Ibi указали на недостатки. — Более важно открыть огонь но то­ му самолету, который идет на корабль, говорил старший матрос Маслобоев, — а не стрелять в хвост тому, который про­ летел. После собрания на пост зенитчиков пришел старшина 1 статьи Хитров. Он, как всегда, тщательно проверил состоя­ ние схемы, ее согласовку, оптические и механические нули. — Какая изоляция? — спросил стар­ шина дежурного артэлектрнка. — Нормальная, — ответил воин. — Товарищ старшина, схема провере­ на. замечаний нет, — доложил командир поста. — Хорошо! Ну, а как отстреляем? — Будем стараться, — отозвались вои­ ны. Моряки учли все мелочи, осуществили ряд предложений, внесенных на собра­ нии. Например, старшин матрос Семенов подложил ка-ретку одного из механизмоз ставить на отсчет, близкий к дистанции обнаруженной ранее цели. При стрельбе это сократило время выработка! данных, воины достигли яселаемого результата. Были использованы все возможности при­ боров. \ Многое в зенитной стрельбе зависит от работы визиров целеуказания. Чем рань­ ше и на большем расстоянии от корабля будет обнаружена цель, тем дольше мож­ но вести огонь по ней. Возможность по­ ражения увеличивается и за счет мет­ кости стрельбы, что позволяет перенести быстрее огонь на другой об’ект. Серьезное внимание уделяется связи. Это очень важно при современной зенит­ ной стрельбе. Хорошо справляются :о своими обязанностями телефонисты спе­ циалист второго класса старший матро; Астапенков и старший матрос Додонов. От их согласованных и четких действий зависит быстрое принятие целеуказании ч команд. Наблюдатель старший матрос Король раньше, чем положено по нормативу, да­ ет данные. Он понимает, что обнаружение цели дальномерно-визирным постом — главное условие быстрого открытия ог­ ня. Никакие занятия у стенки нельзя срав­ нять с тренировками в открытом море. В условиях качки работа на боевых постах значительно сложнее. Но в то же время в походной обстановке скорее вырабатыва­ ются практические навыки, необходимые в бою. Корабль вышел в море. Обстановка мак­ симально приближена к боевой действи­ тельности. Гремят колокола громкого боя. Моряки быстро разбегаются по постам Четко один за другим они докладывают о готовности к стрельбе. В зенитный по-т поступает приказание. Оно быстро выпол­ няется. Через несколько секунд тслеф >- нист старший матрос \стаиенков по при­ казанию старшины запрашивает дально- мерный пост: «Как работает станция?». Старшина 2 статьи Зубашок отвечает, что хорошо. Механизмы и приборы гото­ вы к немедленному действию. Сигнал... Поступает целеуказание. — Принять целеуказание! — команду­ ет старшина. В посту атмосфера боевой напряженно­ сти. Следует ряд четких и быстрых дей­ ствий. Ревун... Пост содрогается от зал­ пов зенитных орудий. Стрельба выполне­ на успешно. Для успешного выполнения стрельб необходимы умелые действия всего расче­ та Малейшее отклонение от требований инструкций — и результат может быть иным, задача окажется не выполненной. Особенно высокое мастерство в момент стрельбы требуется от наводчиков орудий. Чуть заметная ошибка, особенно в штор­ мовую погоду, и снаряды будут рассе­ иваться. Об этом помнит старшина 1 статьи Бацулин. Он воспитал отлич­ ных наводчиков спе 1 гиалиста второго класса старшего матроса Приставко и ма­ троса Золотоноша. После стрельб у нас проводятся разбо­ ры. Они способствуют позышению выуч- кг моряков, являются средством распро­ странения передового опыта и устранения недостатков. Как-то на одном из боевых постов при стрельбе были допущены ошибки. На под­ ведении итогов зенитчики стали искать причины недостатков. Им удалось выяс­ нить, что это произошло потому, что не была включена одна из станций. Моряки пришли к выводу, что нужно полностью использовать всю ту технику, которой снабдила корабли наша Родина. Для этогэ необходимо в совершенстве знать свое заведывание, материальную часть и си­ стематическими тренировками на меха­ низмах добиться мастерского управления оружием. Для повышения боеготовности флота зе­ нитчикам необходимо делиться своим опы­ том и достижениями. Это поможет каждо­ му из них в совершенстве овладеть на­ выками, необходимыми в бою, научиться быстро и метко вести огонь по цели. Долг моряков — быть всегда начеку. «Мы обязаны это делать на тот случай. — говорил Г. М. Маленков на пятой сес­ сии Верховного Совета СССР, — если кто-либо вздумает совершить безумие а попытается нарушить безопасность на­ шей Родины. Советские люди в любой момент должны быть готовы охладить го­ рячие головы всякого рода авантюристов и провокаторов войны и заставить их ува­ жать социалистические загое°ания и мощь Советского Союза». Н. КРЯЖЕВ. Метание бросательного нонца Бросательные концы, или, как их сокращенно называют «выброски» и «легости». служат для по­ дачи на берег или другой корабль швартовых. Дела­ ются они из дюймового или полуторадюймового троса в зависимости от тя­ жести швартовых концов. Длина бросательного кон­ ца зависит от высоты б о р ­ та и обычно колеб!лется в пределах от 30 до 50 мет­ ров. Учиться метанию б р о с а ­ тельного конца надо начи­ нать с его н аб ор а в бухту и подготовки к подаче. Существует два способа подготовки к подаче б р о с а ­ тельного конца. Первый из них заключается в том, чтобы, набрав небольшими шлагами на правую руку, примерно, немного больше одной трети всего конца, кладут бухту на палубу н начинают набирать , вторую бухточку, по возможности так, чтобы на палубе оста­ валось метров пять-шесть свободного конца. Затем правой рукой берут первую бухточку с палубы, а ле­ вой вторую и после этого конец м ожно подавать (см. рис. 1). Второй способ отличает­ ся от первого тем, что на­ бирают в правую руку почти весь конец, оставляя его на палубе не более пя- ти-шести метров. Затем бухту делят на две нерав­ ные части, меньшую остав­ ляют в правой руке, а большую берут в левую руку и конец к подаче го­ тов. Этот способ приме­ няется реж е , как менее удобный. Усвоив один из способов подготовки конца, можно переходить к подаче его на расстояние 5— 10 метров. Овладев этим вариантом, надо попытаться перейти ко второму — метать на расстоянии 20— 25 метров. Подача бросательного конца также проводится двумя способами, в зависи­ мости от расстояния, на которое его надо метнуть. Первым из них пользуют­ ся при подаче конца на близкое расстояние — до 10 метров. Это иногда де­ лается так: бросательный конец вяжется серединой и подается снизу вверх по вертикали под углом 45 градусов. Вторым способом пользу­ ются при подаче б р о с а ­ тельного конца на ра сст оя ­ ние, превышающее 15— 20 метров. В таком случае метание производится сб о­ ку, по большой дуге, снизу вверх и выпускается под углом 35 градусов. При этом максимально исполь­ зуется разв орот туловища (рис. 2). После усвоения обоих способов подачи бросатель­ ного конца надо перехо­ дить к тренировке. При этом необходимо учитывать важность попадания в цель — квадрат 2 x 2 м , сле­ дить за своевременным вы­ пуском конца из рук, до­ биваться подачи его на возм ожно большее расстоя ­ ние. От умелой и своевремен­ ной подачи бросательного конца зависит и хорош ая швартовка. А потому, как швартуется корабль, судя г о морской выучке личного состава и организации службы на корабле. Рис /VI Рис # 2 Задача выполнена в срок Перед личным составом подразделения командир поставил задачу — в короткий срок навести линию связи. Выполнять задачу отправилась группа вэинов во гла­ ве с командиром отделения Говоровым. Погода не благоприятствовала. Дул рез­ кий холодный ветер. Пыль, поднимаемая ветром, слепила глаза, мерзли руки. Дви­ гаться вперед становилось все труднее и труднее. Но воины знали, что приказ должен быть выполнен в срок, и работали с полной отдачей сил. В одном месте про­ изошла небольшая заминка: под рукой не оказалось нужного инструмента. По­ могла находчивость старшего матроса Ген­ надия Сенюшева и матроса Василия Ге­ рина. Они сумели заменить недостающий Д 1 нетрумент другим. После упорного труда линия была на­ ведена. Командир поблагодарил старатель­ ных воинов. Матрос И. Н03Л0В. — ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ В СТОРОНЕ ОТ СПОРТА Любят спорт воины нашего подразделе­ ния. Они охотно занимаются в свободное время Футболом и волейболом. Однако прошлый летний спортивный сезон и не­ давно закончившийся зимний сезон пока­ зали, что развитие физической культуры и спорта пущено у нас на самотек. Ком­ сомольское бюро совершенно не заботится о строительстве спортплощадок и не руко­ водит тренировками спортсменов. Летний сезон в полном разгаре. Воины нашего подразделения с увлечением игра­ ют в волейбол, футбол и другие игры. Однако этим они занимаются от случая к случаю. Не построена еще волейбольная площадка, не оборудована площадка для городков, нет даже турника и брусьев. А •ведь об этом надо было бы подумать в пер­ вую очередь. В подразделении есть немало сиортсменов-разрядников, таких, как стар­ шины 2 статьи Туманов Е„ Тонкошку- ров В., Турукин В. Они могли бы с ус­ пехом руководить секциями волейбола, легкой атлетики, гребного спорта. Много г> подразделении воинов, желающих зани­ маться этими видами спорта. Однако ни­ кто не проявляет инициативы по созда­ нию этих секций. Опыт показал, что спорт получает широкое развитие и по­ ставлен на службу боевой и политической подготовке там, где инициаторами спор­ тивно-массовой работы являются комсо­ мольцы. Это надо учесть секретарю ком­ сомольского бюро тов. Шабалину и при­ нять все меры, чтобы спортивно-массовая работа в нашем подразделении была по­ ставлена на должную высоту. Матрос В. ТЫШКЕВИЧ. плиты дымят Камбуз, где питается личный состав на­ шего подразделения, снаружи выглядит приветливо, но внутри помещения пото­ лок и стены разукрашены... слоем копоти. Дело в том, что на камбузе никуда не го­ дятся плиты: вот ул^ два згесяца, как они развалились. Из трещин идет обиль­ ный дым, летит во все стороны сажа. Че­ го только ни делали наши повара рядовые Мещеряков и Солдатов, чтобы исправить плиты, но ничего не получилось. Не раз по этому вопросу обращались за помощью, однако мер пока никаких не принято. Дальше готовить пищу на та­ ких плитах невозможно. Страдают от дыма не только повара, ■которым впору хоть в противогазах рабо­ тать, но и личный состав, который здесь питается. Воины нашего подразделения ждут скорейшего устранения этого недо­ статка. Рядовой А. ОРЛОВ. Машина всегда исправна Б Е З У П Р Е Ч Н А Я С Л У Ж Б А С первых дней службы старший матрос Минбаширов показал себя дисциплинированным и исполнительным вои­ ном. Упорная повседневная учеба помогла ему стать в ряды передовых телефонистов. Воин изучил все имеющиеся ти­ пы телефонных аппаратов, коммутаторов и принадлежно­ сти к ним. У телефониста помимо основной своей работы много и других обязанностей. Чтобы быстро и точно выполнять их, нужно упорно «набивать» руку, систематически трениро­ ваться. Сначала Минбаширов не укладывался в нормативы. В настоящее время воин безошибочно работает на посту, во-время успевает принимать идущие сигналы. Вахтенную службу Минбаширов несет строго по инст­ рукциям. Заступив на вахту, воин проверяет связь с сосед­ ними об’ектами, а также связь внутри подразделения. Минбаширов — активный общественник. Он член ком­ сомольского бюро подразделения, ведет большую работу сре­ ди личного состава. Активист много потрудился над худо­ жественным оформлением кубрика. Им написаны плакаты по воинскому воспитанию, призывы. Матрос В. К0КАР0ВЦЕВ. I Безупречно выполняет воинский долг i старший матрос Голубев. Являясь води­ телем, он показывает замечательные об­ разцы в работе. Обслуживаемая им ав­ томашина прошла без среднего и капи­ тального ремонта свыше 42 тысяч кило­ метров. Эти успехи стали возможными благода­ ря тому, что Голубев заюотлнво ухаживает за материальной частью, своевременно производит профилактические осмотры. В какой бы рейс ни выходила машина, старики! матрос Голубев всегда с чув­ ством ответственности относится к пору­ ченному ему делу. Н. ВОРОНОВ. По следам наших выступлений I Умелый воспитатель Командир отделения сержант Алексееви- чев зарекомендовал себя умелым воспита­ телем солдат. Требовательный к себе и подчиненным, он добился высокой дис­ циплины в отделении. Воины строго со­ блюдают уставной порядок, настойчиво совершенствуют свое боевое мастерство. Сержант Алексеевичев старательно обу­ чает солдат военному' делу, воспитывает у них высокие морально-боевые качества. В отделении выросли отличники боевой и политической подготовки. Среди них — воины Барашко. Галкин, Керимов и дру­ гие. Верные Военной присяге, они добро­ совестно служат любимой Родине. Младший сержант А. П0ТЕХИН. «БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРАМ» , ;Так - называлась корреспонденция Г. Мельник^вюкой, опубликованная в на- игей газете 8 мая. В ней критиковалась работа комиссии по рационализаторству и изобретательству, невнимательнее отноше­ ние некоторых руководителей к рациона­ лизаторским предложениям. Нам сообщили, что предложения тт. Жильцова В. М., Чечик В. Ш. и Падун- Лукьянова Ю. Н. комиссией рассмотрены и квалифицированы как рационализатор­ ские. Дано указание поощрить новаторов властью няпллтнттка учреждения. «КОГДА НЕТ КОНТРОЛЯ» Под таким заголовком 20 мая в нашей газете было опубликовано письмо в редак­ цию. Автор его — Прошакова рассказы­ вала о недопустимо затянувшихся работах по ремонту домов Л* 24 и Л!5 25. Начальник КЭЧ гор. Североморска сооб­ щил редакции, что капитальный ремонт этих домов будет произведен летом теку­ щего года. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Об основах советской военной науки В конце второй мировой войны Соеди- . ненные Штаты Америки применили атом­ ное оружие. Атомные бомбы были сброше­ ны на японские города Хиросима и Нага­ саки. Применение атомного оружия в авгу­ сте 1945 года не было продиктовано ка­ кой-либо военной необходимостью. Во-пер- вых. потому, что судьба Японии была предрешена фактом безоговорочной капи­ туляции гитлеровской Германии. Во-вто- рых потому, что сломить сопротивление Лпонии можно было лишь разгромом главных сил японской армии, а эти глав­ ные силы находились далеко от Хиросима и Нагасаки — на территории Маньчжу­ рии. Ударом, приведшим Японию к капиту­ ляции. было разгромное поражение ядра японских вооруженных сил, какое состав­ ляла Квантунская армия. Под неотрази­ мыми ударами Советской Армии и Военно- Морского Флота Квантунская армия вы­ нуждена была после бесплодных попыток сопротивления сложить оружие и пере­ стала существовать. Тем самым Япония оказалась лишенной возможности продол­ жать войну. И, пожалуй, было бы совер­ шенно правильно заметить, что атомные взрывы в Японии были не последними страницами второй мировой войны, а на­ чалом нового этапа в агрессивной дея­ тельности империалистической верхушки США, началом усиленной подготовки но- вой мировой войны, войны против Совет­ ского Союза и тех стран, народы которых не желали больше мириться с капитали­ стическим гнетом и империалистической кабалой. Соединенные Штаты Америки, органи­ зуя подготовку новой мировой войны, уповали сначала на монопольное облада­ ние атомным оружием, затем на превос­ ходство з количестве атомных бомб, дела­ ли ставку на появление тактического атомного оружия и, наконец, на раз­ рушительную силу водородной бомбы. Серьезный удар по атомному шантажу со стороны Соединенных Штатов нанесли заявления Советского правительства о том, что Советский Союз располагает атомным оружием и многими другими сов­ ременными средствами борьбы, что Совет­ ский Союз наладил производство атомных бомб всех калибров, что в Советском Со­ юзе проведены испытания водородной бомбы. События показывают, что ни Соеди­ ненные Штаты, ни какая-либо другая аг­ рессивная держава в современных усло­ виях не могут рассчитывать на монополь­ ное обладание тем или другим видом ору­ жия. Вместе с тем, отсутствие у Соеди­ ненных Штатов монополии на атомное оружие не снимает угрозу атомной войны. Угроза атомной войны существует. Атом­ ные взрывы в Хиросима и Нагасаки, ме­ тоды ведения войны, примененные США в Корее, доказали, что нет такого пре­ ступления против человечества, на кото­ рое не могли бы пойти американские им­ периалисты. Можно ли не считаться со всем этим? Нет, нельзя. Совершенно очевидно, что перед нами встает задача глубоко осмыс­ лить все то новое, что влечет за собой появление неизвестных ранее средств бефьбы. Большая работа по подготовке войск к сокрушительному отпору любому врасту, обладающему любым оружием, будет выполнена успешно при условии, если мы будем руководствоваться в ней основны­ ми положениями советской военной на­ уки. •ь * * Военная наука является особой обла­ стью знания, системой знаний о законо­ мерностях войны как вооруженной борь­ бы и об использовании этих закономерно­ стей для победы над врагом. Прочной ос­ новой советской военной науки, ее фун­ даментом служит марксистско-ленинское учение о войне и вооруженных силах. Во­ енная наука имеет действенный и целе­ направленный характер постольку, по­ скольку она, изучая войну, как форму борьбы с помощью вооруженных сил, опирается на познание закономерностей, вытекающих из зависимости явлений вой­ ны от общественного развития. Военная наука имеет своим предметом, во-первых, установление и использование об’ективных законов вооруженной борь­ бы; во-вторых, определение способов ве­ дения военных действий и войны в целом в целях достижения победы над врагом; в-третьих, разработку способов обеспече­ ния военных действий в экономическом и морально-политическом отношениях; нако­ нец, в-четвертых, разработку научных ос­ нов строительства вооруженных сил и боевой подготовки войск. Короче говоря, военная наука изучает об’ективные зако­ ны вооруженной борьбы и, основываясь на познании этих законов, решает вопро­ сы организации, подготовки и боевого ис­ пользования вооруженных сил. Признание об’ективного характера зако­ нов ведения войны, необходимости счи­ таться с ними и учитывать их принци­ пиально отличает советскую военную на­ уку от буржуазных военных теорий. Бур­ жуазные военные теории, построенные на идеалистической базе, в той или в другой форме отрицают об’ективный характер за­ кономерностей войны. Война, как прави­ ло, об’является буржуазными военными теоретиками царством случайности, запо­ ведной областью гения. Небезызвестный генерал Эйзенхауэр в своей книге «Кре­ стовый поход в Европу» высказывает следующее соображение: «Война всегда ведется скорее в царстве возможного и предположительного, нежели определенно известного. Никогда нельзя проявлять слишком большой уверенности в том, как пойдут дела в будущем». Может быть, эта мысль Эйзенхауэра и созвучна с тем, что в’ годы второй мировой войны обстановка складывалась зачастую совсем не так, как хотели бы американские генералы, может быть, она кажется для американских во­ енных руководителей особенно убедитель­ ной в связи с поражением в Корее, пото­ му что, как говорят у нас, пошли они по I шерсть, а вернулись стрижеными. Нри- |чин для неуверенности Эйзенхауэра и KJ j а ходе и исходе военных авантюр аме­ риканского империализма вполне доста­ точно. Но все это говорит только об од­ ном, о том, что течение войны подчиняет­ ся силам более могущественным, чем воля и желание человека — политика или пол­ ководца, что существует об’ективная ло­ гика войны, действуют об'ективные зако­ номерности, присущие войне как общест­ венному явлению. Советская военная наука исходит из того, что способы ведения войны и воен­ ных действий зависят от экономики об­ щества, от способа производства матери­ альных благ. «Ничто так не зависит от экономических условий, как именно ар­ мия и флот, — указывал Энгельс. — Во­ оружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достиг­ нутой в данный момент ступени произ­ водства и от средств сообщения». И. В. Сталин писал в развитие этого марксист­ ского положения: «Способы ведения вой­ ны, формы воины не всегда одинаковы. Они меняются в зависимости от условий развтия, прежде всего в зависимости от развития производства». Один способ ведения войны уступает место другому способу, одна закономер­ ность вооруженной борьбы сменяется дру­ гой закономерностью, и все это происхо­ дит не потому, что этого пожелал тот или иной полководец или военный деятель, а потому, что изменяются материальные ус­ ловия жизни общества, происходят изме­ нения в общественном производстве, в технике производства, в производственных отношениях людей. Новые орудия производства, новые ору­ дия войны, новый человеческий материал влекут за собой возникновение новых и отмирание старых закономерностей. В пе­ риод, когда на вооружении армии и фло­ та состояли гладкоствольные ружья и гладкоствольная артиллерия с малыми дальностями огня, исход боя на суше ре­ шался ударом холодного оружия, на море широко применялся абордажный бой. Это была об’ективная закономерность. Полко­ водцы и флотоводцы, цепользозавшне эту закономерность, одерживали победы в бою. Современный бон от начала и до конца является огневым боем. Огромная насы­ щенность войск скорострельным и дально­ бойным оружием привела к возникнове­ нию новых форм и методов ведения боя. Каждый новый вид боевой техники вызы­ вает усложнение форм и способов его веде­ ния. готовит смену этих форм, увеличи­ вает размах и напряженность военных действий, повышает моральное напряже­ ние войск на поле боя. Влияния новых средств борьбы на ха­ рактер военных действии нельзя недо­ оценивать. Однако, каким бы мощным ни было новое техническое средство борьбы, оно не может заменить весь комплекс средств вооруженной борьбы. В этом свете вздорными выглядят по­ лучившие широкое распространение в во­ енной печати США военные теории воз­ душной. атомной, бактериологической войны, попытки найти путь к решению исхода войны через организацию внезап­ ных атомных ударов уже в. начальный период войны. Нет, не атомное оружие будет решать исход войны. Это мощное оружие, но и оно, если его взять самим по себе, не может принести победы. Победа в современной войне достигает­ ся решительным разгромом врага путем нанесения последовательно нарастающих по своей силе ударов, на основе всесто­ роннего учета и использования экономи­ ческих, морально-политических и воен­ ных возможностей. * * Советская военная наука есть нераз­ рывное единство трех ее составных ча­ стей. Военное искусство — первая необ­ ходимая составная часть военной науки. Учет экономических возможностей или, как еще говорят, экономического потенци­ ала своей страны и страны противника— вторая составная часть военной науки. Изучение моральных возможностей, мо­ рального потенциала своей страны и стра­ ны противника — третья составная часть военной науки. Советская военная наука считается с тем, что машинный период войны имеет своп, особые закономерности. Первая и вторая мировые войны под­ твердили слова В. И. Ленина, который еще в 1905 году указывал: «Безвозврат­ но канули в вечность те времена, когда войны велись наемниками или представи­ телями полуоторванной от народа касты. Войны ведутся теперь народами»... Совре­ менная война является всесторонним ис­ пытанием всех материальных и духовных сил народов. В войнах машинного периода ярко про­ явилась связь между военной организаци­ ей страны и всем ее экономическим и по­ литическим строем. Понятно поэтому, ка­ кое значение для развития военной нау­ ки имеет положение И. В. Сталина о по­ стоянно действующих факторах, решаю­ щих судьбу войны, выдвинутое им в годы Великой Отечественной войны. Отмечая в феврале 1942 года ликвидацию неравен­ ства сил, сложившуюся на первом этапе войны в результате вероломного и внезап­ ного нападения гитлеровской Германии на СССР. П. В. Сталин указывал: «Теперь судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент вне­ запности, а постоянно действующими факторами: прочность тыла, моральный дух армии, количество и качество диви­ зий, вооружение армии, организаторские способности начальствующего состава ар­ мии». Значение сталинского положения о по­ стоянно действующих факторах войны со­ стоит в том, что оно создает столь необхо­ димую четкость в понимании составных частей советской военной науки. Из поло­ жения о постоянно действующих факторах вытекает необходимость, наряду с воен­ ным искусством, изучать и учитывать экономический и моральный потенциалы страны. Стратегические и оперативные планы могут быть осуществлены только тогда, когда они основаны на реальных эконо­ мических и моральных возможностях. История военного искусства капиталисти­ ческих государств знает немало тщательно разработанных военных планов, которые все же провалились, не были осуществле­ ны, не оправдали себя. Так случилось

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz