На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 июня 1954 г., N° 129. (4971 ). БЫmb всегда г о т о в hi п omkpbimb меткий огонЬ ВОЕННО-МОРСНОЕАЕАОй# XSSSZ2Z2S gjggza M i u m i г На корабле в недавно пошедших и<>- хода\* большое внимание уделялось зе ниты кам. Эю я пон ятн о . Отработка ор ганизации противовоздушной обороны яв ляется важнейшим этапом боевой подго товки. Стрельбы показали заметное повы шение боевого мастерства артиллеристов В то же время многие недостатки до си к пор тают о себе знать и должны быть устранены в самый короткий срок. Нам нельзя забывать о наличии капи талистического окружения. Империалисты надеются на оружие массового уничтоже ния. Они воскресили идею «молниеносной войны», несколько лет тому назад похо роненную вместе с ее создателем, и го товят новую кровавую бойню для челове чества с широким использованием бомбар дировочной и истребительной авиации. Все это пред’являет повышенные тре бования к личному составу Советских Во оруженных Сил и особенно к зенитчикам. Наши корабли оснашены первоклассным вооружением, сложными механизмами и приборами. Это требует от военных моря ков больших усилий в изучении техни ки. Они должны в совершенстве знать оружие и мастерски владеть mi. Путь к мастерству сложен, но вполне доступен каждому моряку. Возьмем, к примеру, матросов Елагина и Додонова. Они пришли на корабль не очень давно. Ознакомившись на занятиях с общим уст ройством боевого поста, воины самостоя тельно углубляли свои знания, разбирали схемы и чертежи. Командиры отделений и старшие товарищи об’ясняли им осо бенности устройства механизмов, прин цип их работы, правила ухода за ними. Тренировки на боевом посту помогли ма тросам освоить материальную часть, а стрельбы — закрестить знания на прак тике. В последнем походе матросы Елагин и Додонов умело действовали на боевом посту во время выполнения задачи. Командир корабля об’явил им благодар ность. Недавно воинам присвоено очеред ное воинское звание «старший матрос». Они об’явлены отличниками боевой и по литической подготовки. Зенитчики понимают острую необхо- химость уметь быстро вырабатывать дан ные и учитывать условия стрельбы и скорость современных самолетов, сознают, как важно быстро открыть огонь. Четкое выполнение моряками всех обязанностей з мирное время, твердое знание специаль ности позволят им взять от техники все, что она может дать, наверняка поражать врага в бою. Задачей последних стрельб было закре пить и приумножить достигнутые успехи, подняться на новую ступень воинского мастерства, повысить боевую готовность зенитчиков. Перед выходом в море состоялось комсо мольское собрание. Заместитель команди ра корабля в своем докладе раз’яснил те требования, которые пред’являются в сов ременной обстановке к противовоздушной обороне. Выступавшие говорили о том, что необходимо сделать для успешного выполнения задачи. Большие требования Зенитчики настойчиво учатся стрелять без промаха были пред’явлены к наблюдагелям, от ко торых в светлое время суток зависит об наружение цели. Некоторые зенитчики на тренировках допускали отдельные упуще ния: иногда расчет не во-время подготав ливал боевой пост к открытию огня, а подчас воины опаздывали с началом стрельб. Это говорит о недостаточной еще бдительности у отдельных матросов. Ibi указали на недостатки. — Более важно открыть огонь но то му самолету, который идет на корабль, говорил старший матрос Маслобоев, — а не стрелять в хвост тому, который про летел. После собрания на пост зенитчиков пришел старшина 1 статьи Хитров. Он, как всегда, тщательно проверил состоя ние схемы, ее согласовку, оптические и механические нули. — Какая изоляция? — спросил стар шина дежурного артэлектрнка. — Нормальная, — ответил воин. — Товарищ старшина, схема провере на. замечаний нет, — доложил командир поста. — Хорошо! Ну, а как отстреляем? — Будем стараться, — отозвались вои ны. Моряки учли все мелочи, осуществили ряд предложений, внесенных на собра нии. Например, старшин матрос Семенов подложил ка-ретку одного из механизмоз ставить на отсчет, близкий к дистанции обнаруженной ранее цели. При стрельбе это сократило время выработка! данных, воины достигли яселаемого результата. Были использованы все возможности при боров. \ Многое в зенитной стрельбе зависит от работы визиров целеуказания. Чем рань ше и на большем расстоянии от корабля будет обнаружена цель, тем дольше мож но вести огонь по ней. Возможность по ражения увеличивается и за счет мет кости стрельбы, что позволяет перенести быстрее огонь на другой об’ект. Серьезное внимание уделяется связи. Это очень важно при современной зенит ной стрельбе. Хорошо справляются :о своими обязанностями телефонисты спе циалист второго класса старший матро; Астапенков и старший матрос Додонов. От их согласованных и четких действий зависит быстрое принятие целеуказании ч команд. Наблюдатель старший матрос Король раньше, чем положено по нормативу, да ет данные. Он понимает, что обнаружение цели дальномерно-визирным постом — главное условие быстрого открытия ог ня. Никакие занятия у стенки нельзя срав нять с тренировками в открытом море. В условиях качки работа на боевых постах значительно сложнее. Но в то же время в походной обстановке скорее вырабатыва ются практические навыки, необходимые в бою. Корабль вышел в море. Обстановка мак симально приближена к боевой действи тельности. Гремят колокола громкого боя. Моряки быстро разбегаются по постам Четко один за другим они докладывают о готовности к стрельбе. В зенитный по-т поступает приказание. Оно быстро выпол няется. Через несколько секунд тслеф >- нист старший матрос \стаиенков по при казанию старшины запрашивает дально- мерный пост: «Как работает станция?». Старшина 2 статьи Зубашок отвечает, что хорошо. Механизмы и приборы гото вы к немедленному действию. Сигнал... Поступает целеуказание. — Принять целеуказание! — команду ет старшина. В посту атмосфера боевой напряженно сти. Следует ряд четких и быстрых дей ствий. Ревун... Пост содрогается от зал пов зенитных орудий. Стрельба выполне на успешно. Для успешного выполнения стрельб необходимы умелые действия всего расче та Малейшее отклонение от требований инструкций — и результат может быть иным, задача окажется не выполненной. Особенно высокое мастерство в момент стрельбы требуется от наводчиков орудий. Чуть заметная ошибка, особенно в штор мовую погоду, и снаряды будут рассе иваться. Об этом помнит старшина 1 статьи Бацулин. Он воспитал отлич ных наводчиков спе 1 гиалиста второго класса старшего матроса Приставко и ма троса Золотоноша. После стрельб у нас проводятся разбо ры. Они способствуют позышению выуч- кг моряков, являются средством распро странения передового опыта и устранения недостатков. Как-то на одном из боевых постов при стрельбе были допущены ошибки. На под ведении итогов зенитчики стали искать причины недостатков. Им удалось выяс нить, что это произошло потому, что не была включена одна из станций. Моряки пришли к выводу, что нужно полностью использовать всю ту технику, которой снабдила корабли наша Родина. Для этогэ необходимо в совершенстве знать свое заведывание, материальную часть и си стематическими тренировками на меха низмах добиться мастерского управления оружием. Для повышения боеготовности флота зе нитчикам необходимо делиться своим опы том и достижениями. Это поможет каждо му из них в совершенстве овладеть на выками, необходимыми в бою, научиться быстро и метко вести огонь по цели. Долг моряков — быть всегда начеку. «Мы обязаны это делать на тот случай. — говорил Г. М. Маленков на пятой сес сии Верховного Совета СССР, — если кто-либо вздумает совершить безумие а попытается нарушить безопасность на шей Родины. Советские люди в любой момент должны быть готовы охладить го рячие головы всякого рода авантюристов и провокаторов войны и заставить их ува жать социалистические загое°ания и мощь Советского Союза». Н. КРЯЖЕВ. Метание бросательного нонца Бросательные концы, или, как их сокращенно называют «выброски» и «легости». служат для по дачи на берег или другой корабль швартовых. Дела ются они из дюймового или полуторадюймового троса в зависимости от тя жести швартовых концов. Длина бросательного кон ца зависит от высоты б о р та и обычно колеб!лется в пределах от 30 до 50 мет ров. Учиться метанию б р о с а тельного конца надо начи нать с его н аб ор а в бухту и подготовки к подаче. Существует два способа подготовки к подаче б р о с а тельного конца. Первый из них заключается в том, чтобы, набрав небольшими шлагами на правую руку, примерно, немного больше одной трети всего конца, кладут бухту на палубу н начинают набирать , вторую бухточку, по возможности так, чтобы на палубе оста валось метров пять-шесть свободного конца. Затем правой рукой берут первую бухточку с палубы, а ле вой вторую и после этого конец м ожно подавать (см. рис. 1). Второй способ отличает ся от первого тем, что на бирают в правую руку почти весь конец, оставляя его на палубе не более пя- ти-шести метров. Затем бухту делят на две нерав ные части, меньшую остав ляют в правой руке, а большую берут в левую руку и конец к подаче го тов. Этот способ приме няется реж е , как менее удобный. Усвоив один из способов подготовки конца, можно переходить к подаче его на расстояние 5— 10 метров. Овладев этим вариантом, надо попытаться перейти ко второму — метать на расстоянии 20— 25 метров. Подача бросательного конца также проводится двумя способами, в зависи мости от расстояния, на которое его надо метнуть. Первым из них пользуют ся при подаче конца на близкое расстояние — до 10 метров. Это иногда де лается так: бросательный конец вяжется серединой и подается снизу вверх по вертикали под углом 45 градусов. Вторым способом пользу ются при подаче б р о с а тельного конца на ра сст оя ние, превышающее 15— 20 метров. В таком случае метание производится сб о ку, по большой дуге, снизу вверх и выпускается под углом 35 градусов. При этом максимально исполь зуется разв орот туловища (рис. 2). После усвоения обоих способов подачи бросатель ного конца надо перехо дить к тренировке. При этом необходимо учитывать важность попадания в цель — квадрат 2 x 2 м , сле дить за своевременным вы пуском конца из рук, до биваться подачи его на возм ожно большее расстоя ние. От умелой и своевремен ной подачи бросательного конца зависит и хорош ая швартовка. А потому, как швартуется корабль, судя г о морской выучке личного состава и организации службы на корабле. Рис /VI Рис # 2 Задача выполнена в срок Перед личным составом подразделения командир поставил задачу — в короткий срок навести линию связи. Выполнять задачу отправилась группа вэинов во гла ве с командиром отделения Говоровым. Погода не благоприятствовала. Дул рез кий холодный ветер. Пыль, поднимаемая ветром, слепила глаза, мерзли руки. Дви гаться вперед становилось все труднее и труднее. Но воины знали, что приказ должен быть выполнен в срок, и работали с полной отдачей сил. В одном месте про изошла небольшая заминка: под рукой не оказалось нужного инструмента. По могла находчивость старшего матроса Ген надия Сенюшева и матроса Василия Ге рина. Они сумели заменить недостающий Д 1 нетрумент другим. После упорного труда линия была на ведена. Командир поблагодарил старатель ных воинов. Матрос И. Н03Л0В. — ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ В СТОРОНЕ ОТ СПОРТА Любят спорт воины нашего подразделе ния. Они охотно занимаются в свободное время Футболом и волейболом. Однако прошлый летний спортивный сезон и не давно закончившийся зимний сезон пока зали, что развитие физической культуры и спорта пущено у нас на самотек. Ком сомольское бюро совершенно не заботится о строительстве спортплощадок и не руко водит тренировками спортсменов. Летний сезон в полном разгаре. Воины нашего подразделения с увлечением игра ют в волейбол, футбол и другие игры. Однако этим они занимаются от случая к случаю. Не построена еще волейбольная площадка, не оборудована площадка для городков, нет даже турника и брусьев. А •ведь об этом надо было бы подумать в пер вую очередь. В подразделении есть немало сиортсменов-разрядников, таких, как стар шины 2 статьи Туманов Е„ Тонкошку- ров В., Турукин В. Они могли бы с ус пехом руководить секциями волейбола, легкой атлетики, гребного спорта. Много г> подразделении воинов, желающих зани маться этими видами спорта. Однако ни кто не проявляет инициативы по созда нию этих секций. Опыт показал, что спорт получает широкое развитие и по ставлен на службу боевой и политической подготовке там, где инициаторами спор тивно-массовой работы являются комсо мольцы. Это надо учесть секретарю ком сомольского бюро тов. Шабалину и при нять все меры, чтобы спортивно-массовая работа в нашем подразделении была по ставлена на должную высоту. Матрос В. ТЫШКЕВИЧ. плиты дымят Камбуз, где питается личный состав на шего подразделения, снаружи выглядит приветливо, но внутри помещения пото лок и стены разукрашены... слоем копоти. Дело в том, что на камбузе никуда не го дятся плиты: вот ул^ два згесяца, как они развалились. Из трещин идет обиль ный дым, летит во все стороны сажа. Че го только ни делали наши повара рядовые Мещеряков и Солдатов, чтобы исправить плиты, но ничего не получилось. Не раз по этому вопросу обращались за помощью, однако мер пока никаких не принято. Дальше готовить пищу на та ких плитах невозможно. Страдают от дыма не только повара, ■которым впору хоть в противогазах рабо тать, но и личный состав, который здесь питается. Воины нашего подразделения ждут скорейшего устранения этого недо статка. Рядовой А. ОРЛОВ. Машина всегда исправна Б Е З У П Р Е Ч Н А Я С Л У Ж Б А С первых дней службы старший матрос Минбаширов показал себя дисциплинированным и исполнительным вои ном. Упорная повседневная учеба помогла ему стать в ряды передовых телефонистов. Воин изучил все имеющиеся ти пы телефонных аппаратов, коммутаторов и принадлежно сти к ним. У телефониста помимо основной своей работы много и других обязанностей. Чтобы быстро и точно выполнять их, нужно упорно «набивать» руку, систематически трениро ваться. Сначала Минбаширов не укладывался в нормативы. В настоящее время воин безошибочно работает на посту, во-время успевает принимать идущие сигналы. Вахтенную службу Минбаширов несет строго по инст рукциям. Заступив на вахту, воин проверяет связь с сосед ними об’ектами, а также связь внутри подразделения. Минбаширов — активный общественник. Он член ком сомольского бюро подразделения, ведет большую работу сре ди личного состава. Активист много потрудился над худо жественным оформлением кубрика. Им написаны плакаты по воинскому воспитанию, призывы. Матрос В. К0КАР0ВЦЕВ. I Безупречно выполняет воинский долг i старший матрос Голубев. Являясь води телем, он показывает замечательные об разцы в работе. Обслуживаемая им ав томашина прошла без среднего и капи тального ремонта свыше 42 тысяч кило метров. Эти успехи стали возможными благода ря тому, что Голубев заюотлнво ухаживает за материальной частью, своевременно производит профилактические осмотры. В какой бы рейс ни выходила машина, старики! матрос Голубев всегда с чув ством ответственности относится к пору ченному ему делу. Н. ВОРОНОВ. По следам наших выступлений I Умелый воспитатель Командир отделения сержант Алексееви- чев зарекомендовал себя умелым воспита телем солдат. Требовательный к себе и подчиненным, он добился высокой дис циплины в отделении. Воины строго со блюдают уставной порядок, настойчиво совершенствуют свое боевое мастерство. Сержант Алексеевичев старательно обу чает солдат военному' делу, воспитывает у них высокие морально-боевые качества. В отделении выросли отличники боевой и политической подготовки. Среди них — воины Барашко. Галкин, Керимов и дру гие. Верные Военной присяге, они добро совестно служат любимой Родине. Младший сержант А. П0ТЕХИН. «БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРАМ» , ;Так - называлась корреспонденция Г. Мельник^вюкой, опубликованная в на- игей газете 8 мая. В ней критиковалась работа комиссии по рационализаторству и изобретательству, невнимательнее отноше ние некоторых руководителей к рациона лизаторским предложениям. Нам сообщили, что предложения тт. Жильцова В. М., Чечик В. Ш. и Падун- Лукьянова Ю. Н. комиссией рассмотрены и квалифицированы как рационализатор ские. Дано указание поощрить новаторов властью няпллтнттка учреждения. «КОГДА НЕТ КОНТРОЛЯ» Под таким заголовком 20 мая в нашей газете было опубликовано письмо в редак цию. Автор его — Прошакова рассказы вала о недопустимо затянувшихся работах по ремонту домов Л* 24 и Л!5 25. Начальник КЭЧ гор. Североморска сооб щил редакции, что капитальный ремонт этих домов будет произведен летом теку щего года. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Об основах советской военной науки В конце второй мировой войны Соеди- . ненные Штаты Америки применили атом ное оружие. Атомные бомбы были сброше ны на японские города Хиросима и Нага саки. Применение атомного оружия в авгу сте 1945 года не было продиктовано ка кой-либо военной необходимостью. Во-пер- вых. потому, что судьба Японии была предрешена фактом безоговорочной капи туляции гитлеровской Германии. Во-вто- рых потому, что сломить сопротивление Лпонии можно было лишь разгромом главных сил японской армии, а эти глав ные силы находились далеко от Хиросима и Нагасаки — на территории Маньчжу рии. Ударом, приведшим Японию к капиту ляции. было разгромное поражение ядра японских вооруженных сил, какое состав ляла Квантунская армия. Под неотрази мыми ударами Советской Армии и Военно- Морского Флота Квантунская армия вы нуждена была после бесплодных попыток сопротивления сложить оружие и пере стала существовать. Тем самым Япония оказалась лишенной возможности продол жать войну. И, пожалуй, было бы совер шенно правильно заметить, что атомные взрывы в Японии были не последними страницами второй мировой войны, а на чалом нового этапа в агрессивной дея тельности империалистической верхушки США, началом усиленной подготовки но- вой мировой войны, войны против Совет ского Союза и тех стран, народы которых не желали больше мириться с капитали стическим гнетом и империалистической кабалой. Соединенные Штаты Америки, органи зуя подготовку новой мировой войны, уповали сначала на монопольное облада ние атомным оружием, затем на превос ходство з количестве атомных бомб, дела ли ставку на появление тактического атомного оружия и, наконец, на раз рушительную силу водородной бомбы. Серьезный удар по атомному шантажу со стороны Соединенных Штатов нанесли заявления Советского правительства о том, что Советский Союз располагает атомным оружием и многими другими сов ременными средствами борьбы, что Совет ский Союз наладил производство атомных бомб всех калибров, что в Советском Со юзе проведены испытания водородной бомбы. События показывают, что ни Соеди ненные Штаты, ни какая-либо другая аг рессивная держава в современных усло виях не могут рассчитывать на монополь ное обладание тем или другим видом ору жия. Вместе с тем, отсутствие у Соеди ненных Штатов монополии на атомное оружие не снимает угрозу атомной войны. Угроза атомной войны существует. Атом ные взрывы в Хиросима и Нагасаки, ме тоды ведения войны, примененные США в Корее, доказали, что нет такого пре ступления против человечества, на кото рое не могли бы пойти американские им периалисты. Можно ли не считаться со всем этим? Нет, нельзя. Совершенно очевидно, что перед нами встает задача глубоко осмыс лить все то новое, что влечет за собой появление неизвестных ранее средств бефьбы. Большая работа по подготовке войск к сокрушительному отпору любому врасту, обладающему любым оружием, будет выполнена успешно при условии, если мы будем руководствоваться в ней основны ми положениями советской военной на уки. •ь * * Военная наука является особой обла стью знания, системой знаний о законо мерностях войны как вооруженной борь бы и об использовании этих закономерно стей для победы над врагом. Прочной ос новой советской военной науки, ее фун даментом служит марксистско-ленинское учение о войне и вооруженных силах. Во енная наука имеет действенный и целе направленный характер постольку, по скольку она, изучая войну, как форму борьбы с помощью вооруженных сил, опирается на познание закономерностей, вытекающих из зависимости явлений вой ны от общественного развития. Военная наука имеет своим предметом, во-первых, установление и использование об’ективных законов вооруженной борь бы; во-вторых, определение способов ве дения военных действий и войны в целом в целях достижения победы над врагом; в-третьих, разработку способов обеспече ния военных действий в экономическом и морально-политическом отношениях; нако нец, в-четвертых, разработку научных ос нов строительства вооруженных сил и боевой подготовки войск. Короче говоря, военная наука изучает об’ективные зако ны вооруженной борьбы и, основываясь на познании этих законов, решает вопро сы организации, подготовки и боевого ис пользования вооруженных сил. Признание об’ективного характера зако нов ведения войны, необходимости счи таться с ними и учитывать их принци пиально отличает советскую военную на уку от буржуазных военных теорий. Бур жуазные военные теории, построенные на идеалистической базе, в той или в другой форме отрицают об’ективный характер за кономерностей войны. Война, как прави ло, об’является буржуазными военными теоретиками царством случайности, запо ведной областью гения. Небезызвестный генерал Эйзенхауэр в своей книге «Кре стовый поход в Европу» высказывает следующее соображение: «Война всегда ведется скорее в царстве возможного и предположительного, нежели определенно известного. Никогда нельзя проявлять слишком большой уверенности в том, как пойдут дела в будущем». Может быть, эта мысль Эйзенхауэра и созвучна с тем, что в’ годы второй мировой войны обстановка складывалась зачастую совсем не так, как хотели бы американские генералы, может быть, она кажется для американских во енных руководителей особенно убедитель ной в связи с поражением в Корее, пото му что, как говорят у нас, пошли они по I шерсть, а вернулись стрижеными. Нри- |чин для неуверенности Эйзенхауэра и KJ j а ходе и исходе военных авантюр аме риканского империализма вполне доста точно. Но все это говорит только об од ном, о том, что течение войны подчиняет ся силам более могущественным, чем воля и желание человека — политика или пол ководца, что существует об’ективная ло гика войны, действуют об'ективные зако номерности, присущие войне как общест венному явлению. Советская военная наука исходит из того, что способы ведения войны и воен ных действий зависят от экономики об щества, от способа производства матери альных благ. «Ничто так не зависит от экономических условий, как именно ар мия и флот, — указывал Энгельс. — Во оружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достиг нутой в данный момент ступени произ водства и от средств сообщения». И. В. Сталин писал в развитие этого марксист ского положения: «Способы ведения вой ны, формы воины не всегда одинаковы. Они меняются в зависимости от условий развтия, прежде всего в зависимости от развития производства». Один способ ведения войны уступает место другому способу, одна закономер ность вооруженной борьбы сменяется дру гой закономерностью, и все это происхо дит не потому, что этого пожелал тот или иной полководец или военный деятель, а потому, что изменяются материальные ус ловия жизни общества, происходят изме нения в общественном производстве, в технике производства, в производственных отношениях людей. Новые орудия производства, новые ору дия войны, новый человеческий материал влекут за собой возникновение новых и отмирание старых закономерностей. В пе риод, когда на вооружении армии и фло та состояли гладкоствольные ружья и гладкоствольная артиллерия с малыми дальностями огня, исход боя на суше ре шался ударом холодного оружия, на море широко применялся абордажный бой. Это была об’ективная закономерность. Полко водцы и флотоводцы, цепользозавшне эту закономерность, одерживали победы в бою. Современный бон от начала и до конца является огневым боем. Огромная насы щенность войск скорострельным и дально бойным оружием привела к возникнове нию новых форм и методов ведения боя. Каждый новый вид боевой техники вызы вает усложнение форм и способов его веде ния. готовит смену этих форм, увеличи вает размах и напряженность военных действий, повышает моральное напряже ние войск на поле боя. Влияния новых средств борьбы на ха рактер военных действии нельзя недо оценивать. Однако, каким бы мощным ни было новое техническое средство борьбы, оно не может заменить весь комплекс средств вооруженной борьбы. В этом свете вздорными выглядят по лучившие широкое распространение в во енной печати США военные теории воз душной. атомной, бактериологической войны, попытки найти путь к решению исхода войны через организацию внезап ных атомных ударов уже в. начальный период войны. Нет, не атомное оружие будет решать исход войны. Это мощное оружие, но и оно, если его взять самим по себе, не может принести победы. Победа в современной войне достигает ся решительным разгромом врага путем нанесения последовательно нарастающих по своей силе ударов, на основе всесто роннего учета и использования экономи ческих, морально-политических и воен ных возможностей. * * Советская военная наука есть нераз рывное единство трех ее составных ча стей. Военное искусство — первая необ ходимая составная часть военной науки. Учет экономических возможностей или, как еще говорят, экономического потенци ала своей страны и страны противника— вторая составная часть военной науки. Изучение моральных возможностей, мо рального потенциала своей страны и стра ны противника — третья составная часть военной науки. Советская военная наука считается с тем, что машинный период войны имеет своп, особые закономерности. Первая и вторая мировые войны под твердили слова В. И. Ленина, который еще в 1905 году указывал: «Безвозврат но канули в вечность те времена, когда войны велись наемниками или представи телями полуоторванной от народа касты. Войны ведутся теперь народами»... Совре менная война является всесторонним ис пытанием всех материальных и духовных сил народов. В войнах машинного периода ярко про явилась связь между военной организаци ей страны и всем ее экономическим и по литическим строем. Понятно поэтому, ка кое значение для развития военной нау ки имеет положение И. В. Сталина о по стоянно действующих факторах, решаю щих судьбу войны, выдвинутое им в годы Великой Отечественной войны. Отмечая в феврале 1942 года ликвидацию неравен ства сил, сложившуюся на первом этапе войны в результате вероломного и внезап ного нападения гитлеровской Германии на СССР. П. В. Сталин указывал: «Теперь судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент вне запности, а постоянно действующими факторами: прочность тыла, моральный дух армии, количество и качество диви зий, вооружение армии, организаторские способности начальствующего состава ар мии». Значение сталинского положения о по стоянно действующих факторах войны со стоит в том, что оно создает столь необхо димую четкость в понимании составных частей советской военной науки. Из поло жения о постоянно действующих факторах вытекает необходимость, наряду с воен ным искусством, изучать и учитывать экономический и моральный потенциалы страны. Стратегические и оперативные планы могут быть осуществлены только тогда, когда они основаны на реальных эконо мических и моральных возможностях. История военного искусства капиталисти ческих государств знает немало тщательно разработанных военных планов, которые все же провалились, не были осуществле ны, не оправдали себя. Так случилось
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz