На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
12 июня 1954 г.. N°. 138 (4980). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Ill'Ll1! ВПЭ П а р т и й н а я ж и з н ь Актив — ведущая сила в партийной работе Решение задач, поставленных перед Фл атом , требует коренного улучшения деятельности партийных организации ко раблей! и частей. Нужно еще выше под нять роль коммунистов в боевой и поли тической подготовке, в воинском и поли тическом воспитании личного состава. \ для этого необходимо, в первую очередь, растить партийный актив. Растить партийный актив— значит вос питывать его идейно, помогать ему нахо дить главное в работе среди личного сн става, выявлять и вовлекать в кипучую общественную жпзнь все новых и новых товарищей. При этом не следует забы вать. что принадлежность к партийному активу определяется не должностным по ложением того или иного члена КПСС. а. в первую очередь, его партийными каче ствами, его уча-стием в жизни организа ции. Об этом неспроста говорили коммуни сты на отчетно-выборных собраниях и конференциях, вскрывая недостатки во внутрипартийной работе. Надо сказать, что многие партийные организации с тех пор стали больше заниматься идейно-по литическим воспитанием актива. Приме ром в этом отношении может служить дея тельность партийного бюро, в состав ко торого входит тов. Исаев. Секретарь по стоянно заботится об учебе коммунистов Он организует для слушателей партийной школы и для других товарищей доклады лекции и консультации. Когда коммуни сты Котов и Щетинин начата отставать в учебе, секретарь помог им советом консультацией. Оба воина благодаря это му успешно закончили партийную шко лу. Приобретенные знания они применя ют в воспитательной работе с личным со ставом. В подразделении с активистам по их просьбе проводятся собеседования по во- просам истории и теории Коммунистиче ской партии, практики опганизационной я воспитательной работы. Так. за последнее время живо прошли собеседования на те мы: «Роль социалистического сознания развитии советского общества». «Демо кратический централизм» и другие. Используя свои знания на практике, актив деятельно помогает командиру в обучении и воспитании личного состава. Например коммунисты Васильев. Рожде ственский, Алкарев и другие провели матросами и сержантами несколько бесед, в которых раз’яснили огромное значение высокой боевой выучки в современных условиях, сделали ряд докладов ка акту альные темы и п р и н я л и участие в изго товлении наглядных пособий. Поми мо этого они помогли командиру про вести техническую конференцию, которая также способствовала повышению каче ства боевой учебы. Выращивая актив, нужно заботиться не только о повышении его политических знаний. Следует также умело вовлекать его в партийную жизнь, прививать ему навыки организаторской работы. Необхо димо чаше давать коммунистам такие задания, которые были бы им под силу, помогали воспитывать в себе качества пропагандиста, агитатора и организатора, способствовали бы укреплению связей с массами. Об этом также постоянно помнит бюро парторганизации. Вот ха рактерный пример. В 1953 году в ряды КПСС был принят матрос Лок- пгин. Секретарь вначале поручал моло дому коммунисту проводить с матлосами беседы о требованиях уставов и П рися ге. Тов. Локпгин серьезно относился к заданиям. Большую убедительность его беседам придавало то, что воин сам от лично учился, образцово выполнял обя занности но службе. Постепенно коммунисту стали давать более сложные задания. Он принимал ак тивное участие в подготовке тематиче ских вечеров, партийных собраний и да же выступил с докладом перед лич ным составом. Своим ревностным отноше нием к служебным и партийным обязан ностям тов. Локпгин заслужил большой авторитет в подразделении и был избран в бюро комсомольской организации. Ощущая постоянное внимание комащира и парTiiиного бюро, он умело мобилизует комсомольцев на достижение личной примерности в боевой и политической подготовке, укреплении воинской дисци плины, повышении бдительности. Однако кое-где непродуманно и слабо используют поручения, как средство вос питания актива. В парторганизации, где членом бюро тов. Налетухин, никто по- настоящему не интересуется, как тот или иной коммунист выполняет задания я даже свои обязанности. Не случайно тт. Шапошников и Семенов по несколько ме сяцев не имели поручений, они оторва лись от жизни и работы своей организа ции. Это привело к тому, что они стали нарушать воинскую дисциплину. Здесь также забывают, что главное за ключается не в том, чтобы дать комму нисту поручение, а в том, чтобы оно бы ло выполнено с наибольшей пользой для повышения боеготовности подразделения. Г1оэто.\гу нельзя ограничиваться подбором заданий. Надо советом, показом учить коммуниста, помогать ему и. если пона добится, потребовать с него. Именно так и поступают в партийной организации, где членом бюро тов. ' Исаев. Например, поручив тов. Лакшину беседу на тему «Быть отличником боевой и политической подготовки — почетный долг советского воина», секретарь не раз поинтересовал ся. как он готовится к выступлению пе ред воинами, предложил ему прочесть статью в газете «Красная Звезда» о вос питании отличников. Используется здесь и такая форма уче бы актива, как совещания. В 1954 году на них разобраны вопросы о партийном руководстве комсомолом, о раз’ясненин личному составу решений первой сессии Верховного Совета СССР четвертого созы ва. о воспитании воинов в духе неуклон ного соблюдения уставного порядка, твер дой воинский дисциплины и по другим вопросам. На этих совещаниях коммуни сты делятся опытом своей работы, вскры вают недостатки, мешающие обучению и воспитанию личного состава, вносят цен ные предложения. Эту форму учебы актива используют и в парторга.штзаиин. где членом бюро тоз. Налетухин. Но совещания здесь проводят ся от случая к случаю, без достаточной подготовки. Крут вопросов, обсуждаемых на них. узок, главным образом сводится к итогам работы за месяц и задачам на следующий месяц. Если учесть еше и тот факт, что для активистов здесь редко чи таются лекшги и доклады по вопросам практики работы среди масс, внутрипар тийной работы и партийного строитель ства. то ясно станет, почему коммунисты подразделения слабо помогают командиру обучении и воспитании личного соста ва Постоянно работать с активом, неустан но помогать ему в приобретении знаний, практических навыков и высоких ка честв. необходимых члену боевого союз! ег^нтгытленников-колглгунистов. — пер вейшая обязанность политоргаиов и парт организаций. Капитан И . КЛЕНИН . Знамя ЦК ВЛКСМ за успехи в спорте В назначенное- время главный судья соревнований офицер Татаринцез по строил личный состав части на плацу. При появлении командира он доложил ему о готовности воинов-Физкультурни- ков к состязаниям. Затем наши лучшие спортсмены Понов. Бугров и Кончин пронесли перед личным составом знамя Центрального Комитета ВЛКСМ, врученное за массовое участие и лучшие показания в физкультурных со ревнованиях. Воины дали слово и впрель высоко держать спортивную честь под разделения. Командир вручил участникам разряд- ные значки. Многие воины получили вто рой и третий разряды. Среди них молодой воин рядовой Девятшгков. Командир по ставил перед личным составом задачу всем, как одному, сдать нормы на значок 1ТО первой и второй ступени. В программу сорсшованнй входили лег кая атлетика ('бег на 3000 и 100 метров, эстафета 4x100); поднятие тяжестей, толкание ядра, метание диска, игра в во лейбол. городки, прыжки в высоту и в длину и ряд других видов спорта. В результате напряженной борьбы пер венство завоевала команда, где капита ном тоз. Белпев. Соревнования показали, что мастерство наших спортсменов выросло. Глядя на ловких и сильных воинов, каждый ду мал: «Знамя Центрального Комитета ВЛКСМ — в надежных руках». Сержант А . БЕЛОЗЕРЦЕВ. НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КИНОФИЛЬЛ'. Лекционная пропаганда в подразделении В нашем подразделении регулярно чита ются лекции на различные актуальные темы. В последнее время состоялись лек ции об атомнойэнергии, социалистический законности и другие. С большим вниманием на днях мы про слушали лекцию «Несокрушимая сила советского колхозного строя». Лектор под робно рассказал о громадном значении принятых партией и правительством ре шений по вопросам сельского хозяйства в деле дальнейшего повышения благососто яния народа и экономически могущества Родины. В лекции ярко были показаны успехи советских людейвукреплении кол хозного строя, забота партии и правитель ства о техническом оснащении сельскохо зяйственного производства. В заключение лектор призвал воинов быть достойными сынами героического со ветского народа, настойчиво овладевать боевым мастерством и политическими зна ниями. всегда быть бдительными, готовы ми в любую минуту выступить на защиту Родины и с честыо выполнить свой воин ский долг. У нас проводятся и другие мероприятия, посвященные пропаганде достижений ком мунистического строительства в нашей стране. Это мобилизует личный состав на успешное решение больших и ответствен ных задач. Подавляющее большинство вои нов ревностно выполняет свой долг перед Родиной. Например, матрос Фролов и стар ший матрос Луговой стали отличниками боевой и политической подготовки. Старшина 2 статьи А . СМЫСЛОВ. НОВАЯ СТОЛОВАЯ Недавно для воинов нашего подразделе ния построена новая столовая. Внутри она хорошо отделана, стены ее покрашены го лубой масляной краской. В столовой есть большой зал, отдельная комната для офи церов. помещения для разделки мяса, мы тья посуды, резки хлеба. Столовая радио фицирована, в ней чисто, уютно. Все это создает удобства для личного состава. Ефрейтор В. БАСОВ. Действие нового художественного филь ма «Школа мужества» (производство ки ностудии «Мосфильм», 1954 г.) начинает ся в 191G году. Через маленький провшщиадьиый го родок ведут пленных австрийцев. — Мы самые сильные! — говорит о своем народе главный герой кинофильма Борис Горшков. По гордость за свои на- Юи он совмещает и с другим понятием: <'У нас царь благородный!». С раскрытия этих противоречивых суждений подростка ярко показывается двойственность его воспитания: дома и в училище. На этом завязывается сюжет Фильма. В первых кадрах показаны коле бания. неуверенность и наивность во взглядах на людей, на жизнь молодого ге роя. Однажды, вернувшись из училища. Бо ря застает дома незнакомого раненого солдата. Это Афанасий Чубук, однополча нин отца, большевик. Он сообщает, что отец Бори бежал с фронта и ему грозит арест за пропаганду против царя и вой ны. Узнав об этом, мальчик, думая, что отец трус, сильно переживает. В училище его называют сыном дезертира. Но вот отец тайно пришел домой и по дозрения сына рассеиваются. Нет. его отец смелый, мужественный человек. Вскоре отца Бори выследила полиция, он арестован и казнен. Наступила Февральская революция. Го родок живет напряженной жизнью. На площади часто происходят много людные митинги, на которых выступают представители различных политических партий. Один эсер призывает к поддерж ке Временного правительства Керенского, к войне до победного конца. Этого бур жуазного прихвостня разоблачает больше вик — учитель Галка. Он простыми сло вами раз’ясняет народу, что война нужна только помещикам и капиталистам. Верный памяти отца Борис всем серд цем на стороне революционеров. Но ему неясны различия между партиями: каж дый, кто против царя, для него авторитет. Старый приятель отца — Чубук по могает юноше разобраться в событиях, и Боря становится под лозунги большеви ков. Подвергшись гонению и открытому щ'еследованию в училище со стороны сынков богатеев. Боря бросает учебу и бе жит из городка в большой город, где на ходится в это время Чубук. Телеграф принес важное сообщение — ооциатистнчеокая революция свершилась... Чубук и Боря записываются в отряд добровольцев. В первом бою Борис растерялся и от стал от своего отряда. Доверившись встре ченному в лесу человеку, который ока зался кадетом, он чуть не погибает. Но йогом в боях юноша закаляется и стано вится настоящим бойцом. Однажды завязался сильный бой с бе логвардейскими частями. Белые, не вы держав стремительного натиска револю ционных отрядов, в панике бегут. Бежит и команд i;> белых, убийца Чубу ка— полковник Жи харев. Боря на коне преследует его. но Жихареву удается ранить молодого бой ца. Превозмогая боль, юноша успевает сде лать выстрел. Бело гвардеец на полном скаку падает с ко ня. — В освобожден ном округе Совет ская власть восста новлена накрепко,— докладывает по теле фону командир отря да 1’алка. К нему подходит Боря, у не го заявление с прось бой принять его в Коммунистическую партию... Так заканчивается новая киноповесть о рождении и станов лении молодого ком муниста. В фильме хорошо показан рост сознания Бориса Го- рикова. К концу фильма он уже не тот, каким был вна чале. Из сомневающегося, робкого и неис кушенного в ж и з н и юноши он стал созна тельным. мужественным бойцом Красной Армии. Сама жизнь явилась для Бориса школой с такими прекрасными учителя ми, как Афанасий Чубук и командир от ряда Киноловесть «Школа мужества» рас сказывает нам о славных боевых делах восемнадцатого года. С первых же кадров о героических событиях этого периода зритель напряженно следит за каждым шагом героев фильма. Иначе и не может быть, ибо в лице Бориса Горнкова, Афа насия Чубука и их товарищей мы видим тысячи и миллионы революционной мо лодежи, рабочих, солдат — людей, кот> рые под руководством Коммунистической партии свергали ненавистное народу само державие, отстояли власть Советов в огне гражданской войны и построили в нашей стране социализм. Очень хорошо, скупыми, но запоминаю щимися чертами наделяет артист М. Бер не*: большевика Афанасия Чубука. Пол ный лиризма и задушевности образ Бо риса Горикова создал молодой артист Л. Харитонов. Просто и хорошо играют артисты Р». Емельянов в роли командира отряда Галки, П. Чернов в рати отца Бориса и другие. Новый фильм призывает к бдительно сти и укреплению дисциплины в Совет ских Вооруженных Силах. Старший лейтенант В. КАЛАЧЕВ . Кадр из кинофильма «Школа мужества». Пример доблести и отваги Кинокартина «Школа мужества» мне очень понравилась. В ней показаны та кие высокие качества людей, как героизм, преданность делу революции и любовь к своему народу. Хорошо сыграл роль большевика — бойца революционного отряда рабочих и крестьян Афанасия Чубука артист М. Бернес. Когда Афанасий Чубук попадает в плен к белогвардейцам, то. несмотря на угрозу смерти, не дает показаний белым офице рам, не предает своих боевых товарищей. Он презрительно бросает в лицо ненавист ному врагу слова обличения и негодова ния. Даже когда его повели на расстрел, то все равно, смело смотря смерти в глаз-i, мужественный боец не отвечает на вопро сы царского полковника. Этот эпизод невольно напомнил мне о том, как в годы Великой Отечественной войны бесстрашие и стойкость советских людей не могли сломить никакие пытки Фашистов. Мы, воины свободной и могучей стра ны социализма, в нашей повседневной жизни и службе должны всегда брать пример стойкости и отваги с наших стар ших братьев и отцоз, которые, не жалея своей жизни, сражались за Советскую Ро дину. И. ДУБИШ ЕВ . Крепкая воинская дисциплина— залог успехов в бою Недавно я с группой воинов нашего подразделения смотрел киноповесть «Шко ла -мужества». В новом фильме мне надолго запомнил ся эпизод, когда разведчики партизанско го отряда выполняли боевое задание. Командиру разведки Федьке Сырцову было поручено выяснить — есть ли бе лые в селе, через которое должен был проходить отряд революционных бойцов. Но легкомысленный Сырцов нарушил при каз командире отряда и. не узнав точно. есть ли белые в селе, направился с раз ведчиками в другую сторону, чтобы за хватить там обоз белых. В результате такой недисциплиниро ванности Сырцова отряд красных, не по лучив от разведки своевременного донесе ния о том, что в селе белые, попал в за саду и много бойцов погибло зря. Смотря этот эпизод, я невольно вспоми нал случаи нарушения воинской дисци плины в нашем подразделении. У нас ча сто нарушают дисциплину воины Золо тарев, Шевеков, Яшин и Фролов. Они ви дно еще не поняли, что дисциплину не обходимо крепить на каждом шагу, что без железной воинской дисциплины нель зя добиться высокой боеготовности ча сти, нельзя победить врага. Новая кинокартина, где так убедитель но, на конкретном примере показано зна чение воинской дисциплины, поможет во еннослужащим еще лучше понять роль и значение дисциплины в Советских Воору женных Силах. Ефрейтор И . ТКАЧ . Беседы на научно-технические темы Физика действия ядерных сил Радиоактивные излучения В Советской стране все достижения на уки поставлены на службу народу, обе спечение дальнейшего роста благосостоя ния советских людей. Среди новейших до стижений науки важное место занимает открытие искусственной радиоактивности и разработка методов получения искусст венных радиоактивных изотопов. Радио активные вещества находят все большее практическое применение. Используя эти вещества, советские ученые глубже про никают в тайну атома, исследуют слож ные биологические явления, совершенст вуют производственные процессы. В то время как в Советском Союзе раз вертывается мирное применение атомной энергии и радиоактивных вешеств. реак ционные круги империалистических госу дарств стремятся использовать вредные биологические действия радиоактивных и?лучений наряду с атомным и бактерио логическим оружием как средство массо вого уничтожения людей. Империалисты планируют использование радиоактивных вещестЕ для массового поражения войск и населения путем заражения местности и атмосферы. Что представляют собой радиоактивные излучения и как они воздействуют на организм человека? Радиоактивные веще ства излучают альфа- в бета-частицы. Причем этот процесс у некоторых веществ (радий, радиоактивный кобальт, барий и др.) в большинстве случаев сопровождает ся гамма-излучением. Радиоактивное из лучение невидимо и вообще не обладает никакими гпрцифическими свойствами, которые позволили бы обнаружить его без применения специальных приборов. Про никая через какую-либо среду, радиоак тивное излучение взаимодействует с ве ществом среды. В результате такого взаи модействия происходит ионизация атомов и молекул вещества. В правой части при веденного здесь рисунка показаны прони кающая способность и ионизирующее дей ствие альфа-бета- и гамма-излучений. По следнее условно изображено на рисунке количеством ионов, образующихся в одном кубическом миллиметре об’ема. Ионизиру ющее действие альфа-лучей принято за единицу. Наибольшей ионизирующей способно стью обладает альфа-излучение, поэтому оно поглощается средой наиболее сильно. Альфа-лучи хорошо задерживаются одеж дой человека, полностью предохраняющей от их действия. В воздухе альфа-частицы способны пролетать не более нескольких десятков миллиметров, в живых тканях проникать на 0.05 мм. Бета-лучи обладают гораздо меньшей ионизирующей способностью, поэтому они поглощаются веществом значительно сла бее. Эти лучи могут проходить через пла стинку алюминия толщиной в несколько миллиметров, проникать через одежду че ловека. углубляясь внутрь тела на не сколько миллиметров. С увеличением энергии бета-частиц их проникающая спо собность возрастает. Гамма-лучи обладают наименьшей иони зирующей способностью и имеют большую проникающую способность. Слой половин ного ослабления при прохождении гамма- лучей через живые ткани составляет око ло 10 см. Проникающая способность гам ма-лучей возрастает с уменьшением дли ны волны излучения. Ввиду большой про никающей способности гамма-лучей необ ходимо предусматривать надежную защи ту от них. Для количественной характеристики радиации введено понятие о дозе излуче ния. Дозой называют энергию излучения, поглощенную е одном кубическом санти- мртре среды. Эта энергия идет на иониза цию вещества. Поэтому степень ионизации вещества пропорциональна величине по глощенной энергии излучения в одном ку бическом сантиметре, т. е. дозе излуче ния. Величина дозы гамма-излучения зави сит от интенсивности этого излучения, т. е. от количества энергии, переносимой гамма-лучами через квадратный сантиметр облучаемой поверхности за одну секунду. Величина дозы тем больше, чем больше время облучения и плотность вещества. Кроме того, величина дозы зависит от но мера химического элемента в таблице Менделеева и длины волны излучения. У человека, не защищенного от воздей ствия радиоактивного излучения, при оп ределенных дозах облучения может воз никнуть специфическое заболевание — лучевая болезнь. Она может быть острой и хронической. Острая форма лучевой бо- лекулы живых тканей. Вследствие этого в организме происходят сложные изменения, касающиеся в первую очередь централь ной нервной системы. Степень этих изме нений зависит прежде всего от величины дозы излучения, полученной организмом. Величина дозы измеряется единицами, называемыми рентгенами. Рентген пред ставляет собою такую дозу излучения, пои которой в одном кубическом сантиметре воздуха прц нормальных атмосферных ус ловиях возникает два миллиарда пар ио нов, каждый из которых имеет заряд, рав ный по величине заряду электрона. Степень ионизации воздуха, выражен ная в рентгенах, пропорциональна степе- лезни возникает при получении организ- j ни ионизации тканей человеческого тела мом значительных доз в течение коротко- в широком диапазоне длин волн гамма-из лучений. Это об’яс- оо5— Uwj |— 1 оо—т —.| няется тем. что атомный номер воз духа близок к атом ным номерам боль шинства тканей че ловека. При одном и том же атомном но мере веществ отно шение доз равно от ношению плотностей этих веществ. Таким образом, доза излу чения. полученная тканью человеческо го тела, в широком диапазоне длин волн пропорциональна до зе излучения в воздухе. Поэтому по до зе излучения, измеренной в воздухе, мож но судить о дозе, полученной человеком на зараженном участке. Вредное действие на незащищенный ор ганизм человека оказывают все виды из лучений. При этом наиболее опасным яв ляется гамма-излучение. Оно хотя и об ладает наименьшей ионизирующей способ ностью, но может очень глубоко прони кать внутрь организма и поражать ткани жизненно важных для человека органов. Воздействие радиоактивного излучения оп ределяется ппежде всего величиной по- ллчлннойорганизмом дозы. С возрастанием этой дозы в организме происходят все бо лее существенные изменения. Так. напри мер. доза излучения менее 0.25 рентгена не влечет за собой каких-либо изменений в организме. При облучении дозой до 50 рентген могут быть незначительные вре го периода времени. Хроническая форма лучевой болезни появляется в результате воздействия на организм малых доз радио активных излучений в течение длитель ного времени. Влегких случаях лучевой бо лезни отмечаются тошнота, головные бо ли, головокружение, иногда незначитель ное и временное уменьшение количества белых кровяных шариков. В более тяже лых случаях усиливаются слабость, тош нота, рвота, головная боль, головокруже ние. уменьшается аппетит, появляется жажда, повышается температура, умень шается количество форменных элементов крови, наблютается выпадение волос, кро воточивость. Лучевая болезнь развивается постеппнпо и протекает не у всех одина ково. Как правило, она заканчивается вы здоровлением. Вредное биологическое действие радио активных излучений па организм об’яс- няется их способностью ионизировать мо- менные изменения состава крови. Доза из лучения в 100— 200 рентген может вы звать только легкое заболевание. Воздействие на незащищенный орга низм той или иной дозы зависит от со стояния здоровья человека, характера об лучения, времени и периодичности облуче ния. Одна и та же доза при общем облу чении может вызвать тяжелое заболева ние, в то время как при местном облуче нии может оказаться безопасной для орга низма. То же нужно сказать и о времени облучения. Доза в 600 рентген, получен ная организмом за одну минуту, опасна, а за 50 лет — безвредна. Так, например, для человека оказываются безвредными космические лучи и гамма-излучения естественных радиоактивных веществ, со держащихся в почве и воде. Величина до зы этих излучений не превосходит пре дельно допустимой дозы при систематиче ском облучении, т. е. 0,05 рентгена в день. Человеческий организм обладает заме чательным свойством — способностью тканей к самовосстановлению, если они повреждены незначительно. Поэтому, на пример, при .однократном получении даже сравнительно большой дозы в 50 рентген все нарушения в организме, вызванные облучением, с течением времени проходят. Допустимые дозы бета- и альфа-лучей при внешнем облучении значительно боль ше, ибо Э 1 И лучи, имея небольшую прони кающую способность, могут повредить, главным образом, ткани наружного покро ва человеческого тела. Внешнее облучение альфа-лучами не вызывает лучевой бо лезни. Наиболее тяжелое поражение радиоак тивные вещества наносят, попадая внутрь организма при вдыхании зараженного воз духа, радиоактивной пыли и употребле нии зараженных продуктов и воды. Под воздействием внутреннего облучения с те чением времени могут быть поражены жизненно важные органы человека. При чем наиболее опасным является альфа-из- лучение. ибо оно обладает наибольшей ионизирующей способностью. Надежной защитой от попадания внутрь организма радиоактивных веществ может служить применение обычных противога зов. От заражения поверхности тела спо собна предохранить одежда из плотной хлопчато-бумажной ткани, например, ком бинезон. Чтобы предупредить заболевание лучевой болезнью, важно правильно ис пользовать различные укрытия и инже нерные сооружения, своевременно удалять людей из районов, сильно зараженных радиоактивными веществами, и проводить санитарную обработку. Существенно так же наладить контроль за величиной дозы, полученной каждым человеком. Для предотвращения вредного действия радиоактивных веществ необходимо вести контроль за величиной концентрации ра- дш/лтивных веществ на различных пред метах, с которыми соприкасаются люди, в питьевой воде, в воздухе. Уровень излуче ния, создаваемый радиоактивными веще ствами на зараженном участке, характе ризуется обычно мощностью дозы, которая измеряется в рентгенах в час. Измерив с помощью специальных приборов мощность дозы и зная время пребывания на зара женном участке, можно определить вели чину дозы. В левой части рисунка пока зана зависимость величины дозы от вре мени пребывания на зараженном участке для различных уровней радиации. Пусть, например, мощность дозы 10 рентген в час. При пребывании на зараженном уча стке в течение 30 минут человек полу чит дозу в 5 рентген. При уровне радиа ции 100 рентген в час за то же время человек получит дозу 50 рентген, что яв ляется предельно безопасной дозой одно кратного облучения. Для измерения доз излучения, получае мых людьми, находящимися на заражен ном участке, а также для определения степени заражения техники и различного имущества производится дозиметрический контроль. Подобный контроль осущест вляется при помощи специальных дози метрических приборов, которые позволяют быстро l точно определить наличие и степень радиоактивного заражения людей, грунта, воздуха, воды, продовольствия и техники, а также дозу излучения. Своевременное обнаружение участков, зараженных радиоактивными вещества ми, точное определение уровня излу чения позволяют правильно организовать преодоление этих участков, ослабить или даже полностью предотвратить вредное действие радиоактивных излучений. Подполковник медицинской службы А. ЛАВНИКОВ. Кандидат технических наук инженер-майор В. СЫРНЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz