На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

12 июня 1954 г.. N°. 138 (4980). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Ill'Ll1! ВПЭ П а р т и й н а я ж и з н ь Актив — ведущая сила в партийной работе Решение задач, поставленных перед Фл атом , требует коренного улучшения деятельности партийных организации ко­ раблей! и частей. Нужно еще выше под­ нять роль коммунистов в боевой и поли­ тической подготовке, в воинском и поли­ тическом воспитании личного состава. \ для этого необходимо, в первую очередь, растить партийный актив. Растить партийный актив— значит вос­ питывать его идейно, помогать ему нахо­ дить главное в работе среди личного сн става, выявлять и вовлекать в кипучую общественную жпзнь все новых и новых товарищей. При этом не следует забы­ вать. что принадлежность к партийному активу определяется не должностным по­ ложением того или иного члена КПСС. а. в первую очередь, его партийными каче­ ствами, его уча-стием в жизни организа­ ции. Об этом неспроста говорили коммуни­ сты на отчетно-выборных собраниях и конференциях, вскрывая недостатки во внутрипартийной работе. Надо сказать, что многие партийные организации с тех пор стали больше заниматься идейно-по­ литическим воспитанием актива. Приме ром в этом отношении может служить дея тельность партийного бюро, в состав ко­ торого входит тов. Исаев. Секретарь по­ стоянно заботится об учебе коммунистов Он организует для слушателей партийной школы и для других товарищей доклады лекции и консультации. Когда коммуни­ сты Котов и Щетинин начата отставать в учебе, секретарь помог им советом консультацией. Оба воина благодаря это­ му успешно закончили партийную шко­ лу. Приобретенные знания они применя­ ют в воспитательной работе с личным со­ ставом. В подразделении с активистам по их просьбе проводятся собеседования по во- просам истории и теории Коммунистиче­ ской партии, практики опганизационной я воспитательной работы. Так. за последнее время живо прошли собеседования на те­ мы: «Роль социалистического сознания развитии советского общества». «Демо­ кратический централизм» и другие. Используя свои знания на практике, актив деятельно помогает командиру в обучении и воспитании личного состава. Например коммунисты Васильев. Рожде­ ственский, Алкарев и другие провели матросами и сержантами несколько бесед, в которых раз’яснили огромное значение высокой боевой выучки в современных условиях, сделали ряд докладов ка акту­ альные темы и п р и н я л и участие в изго­ товлении наглядных пособий. Поми­ мо этого они помогли командиру про­ вести техническую конференцию, которая также способствовала повышению каче­ ства боевой учебы. Выращивая актив, нужно заботиться не только о повышении его политических знаний. Следует также умело вовлекать его в партийную жизнь, прививать ему навыки организаторской работы. Необхо­ димо чаше давать коммунистам такие задания, которые были бы им под силу, помогали воспитывать в себе качества пропагандиста, агитатора и организатора, способствовали бы укреплению связей с массами. Об этом также постоянно помнит бюро парторганизации. Вот ха­ рактерный пример. В 1953 году в ряды КПСС был принят матрос Лок- пгин. Секретарь вначале поручал моло­ дому коммунисту проводить с матлосами беседы о требованиях уставов и П рися­ ге. Тов. Локпгин серьезно относился к заданиям. Большую убедительность его беседам придавало то, что воин сам от­ лично учился, образцово выполнял обя­ занности но службе. Постепенно коммунисту стали давать более сложные задания. Он принимал ак­ тивное участие в подготовке тематиче­ ских вечеров, партийных собраний и да­ же выступил с докладом перед лич­ ным составом. Своим ревностным отноше­ нием к служебным и партийным обязан­ ностям тов. Локпгин заслужил большой авторитет в подразделении и был избран в бюро комсомольской организации. Ощущая постоянное внимание комащира и парTiiиного бюро, он умело мобилизует комсомольцев на достижение личной примерности в боевой и политической подготовке, укреплении воинской дисци­ плины, повышении бдительности. Однако кое-где непродуманно и слабо используют поручения, как средство вос­ питания актива. В парторганизации, где членом бюро тов. Налетухин, никто по- настоящему не интересуется, как тот или иной коммунист выполняет задания я даже свои обязанности. Не случайно тт. Шапошников и Семенов по несколько ме­ сяцев не имели поручений, они оторва­ лись от жизни и работы своей организа­ ции. Это привело к тому, что они стали нарушать воинскую дисциплину. Здесь также забывают, что главное за­ ключается не в том, чтобы дать комму­ нисту поручение, а в том, чтобы оно бы­ ло выполнено с наибольшей пользой для повышения боеготовности подразделения. Г1оэто.\гу нельзя ограничиваться подбором заданий. Надо советом, показом учить коммуниста, помогать ему и. если пона­ добится, потребовать с него. Именно так и поступают в партийной организации, где членом бюро тов. ' Исаев. Например, поручив тов. Лакшину беседу на тему «Быть отличником боевой и политической подготовки — почетный долг советского воина», секретарь не раз поинтересовал­ ся. как он готовится к выступлению пе­ ред воинами, предложил ему прочесть статью в газете «Красная Звезда» о вос­ питании отличников. Используется здесь и такая форма уче­ бы актива, как совещания. В 1954 году на них разобраны вопросы о партийном руководстве комсомолом, о раз’ясненин личному составу решений первой сессии Верховного Совета СССР четвертого созы­ ва. о воспитании воинов в духе неуклон­ ного соблюдения уставного порядка, твер­ дой воинский дисциплины и по другим вопросам. На этих совещаниях коммуни­ сты делятся опытом своей работы, вскры­ вают недостатки, мешающие обучению и воспитанию личного состава, вносят цен­ ные предложения. Эту форму учебы актива используют и в парторга.штзаиин. где членом бюро тоз. Налетухин. Но совещания здесь проводят­ ся от случая к случаю, без достаточной подготовки. Крут вопросов, обсуждаемых на них. узок, главным образом сводится к итогам работы за месяц и задачам на следующий месяц. Если учесть еше и тот факт, что для активистов здесь редко чи­ таются лекшги и доклады по вопросам практики работы среди масс, внутрипар­ тийной работы и партийного строитель­ ства. то ясно станет, почему коммунисты подразделения слабо помогают командиру обучении и воспитании личного соста­ ва Постоянно работать с активом, неустан­ но помогать ему в приобретении знаний, практических навыков и высоких ка­ честв. необходимых члену боевого союз! ег^нтгытленников-колглгунистов. — пер­ вейшая обязанность политоргаиов и парт­ организаций. Капитан И . КЛЕНИН . Знамя ЦК ВЛКСМ за успехи в спорте В назначенное- время главный судья соревнований офицер Татаринцез по­ строил личный состав части на плацу. При появлении командира он доложил ему о готовности воинов-Физкультурни- ков к состязаниям. Затем наши лучшие спортсмены Понов. Бугров и Кончин пронесли перед личным составом знамя Центрального Комитета ВЛКСМ, врученное за массовое участие и лучшие показания в физкультурных со­ ревнованиях. Воины дали слово и впрель высоко держать спортивную честь под­ разделения. Командир вручил участникам разряд- ные значки. Многие воины получили вто­ рой и третий разряды. Среди них молодой воин рядовой Девятшгков. Командир по­ ставил перед личным составом задачу всем, как одному, сдать нормы на значок 1ТО первой и второй ступени. В программу сорсшованнй входили лег­ кая атлетика ('бег на 3000 и 100 метров, эстафета 4x100); поднятие тяжестей, толкание ядра, метание диска, игра в во­ лейбол. городки, прыжки в высоту и в длину и ряд других видов спорта. В результате напряженной борьбы пер­ венство завоевала команда, где капита­ ном тоз. Белпев. Соревнования показали, что мастерство наших спортсменов выросло. Глядя на ловких и сильных воинов, каждый ду­ мал: «Знамя Центрального Комитета ВЛКСМ — в надежных руках». Сержант А . БЕЛОЗЕРЦЕВ. НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КИНОФИЛЬЛ'. Лекционная пропаганда в подразделении В нашем подразделении регулярно чита­ ются лекции на различные актуальные темы. В последнее время состоялись лек­ ции об атомнойэнергии, социалистический законности и другие. С большим вниманием на днях мы про­ слушали лекцию «Несокрушимая сила советского колхозного строя». Лектор под­ робно рассказал о громадном значении принятых партией и правительством ре­ шений по вопросам сельского хозяйства в деле дальнейшего повышения благососто­ яния народа и экономически могущества Родины. В лекции ярко были показаны успехи советских людейвукреплении кол­ хозного строя, забота партии и правитель­ ства о техническом оснащении сельскохо­ зяйственного производства. В заключение лектор призвал воинов быть достойными сынами героического со­ ветского народа, настойчиво овладевать боевым мастерством и политическими зна­ ниями. всегда быть бдительными, готовы­ ми в любую минуту выступить на защиту Родины и с честыо выполнить свой воин­ ский долг. У нас проводятся и другие мероприятия, посвященные пропаганде достижений ком­ мунистического строительства в нашей стране. Это мобилизует личный состав на успешное решение больших и ответствен­ ных задач. Подавляющее большинство вои­ нов ревностно выполняет свой долг перед Родиной. Например, матрос Фролов и стар­ ший матрос Луговой стали отличниками боевой и политической подготовки. Старшина 2 статьи А . СМЫСЛОВ. НОВАЯ СТОЛОВАЯ Недавно для воинов нашего подразделе­ ния построена новая столовая. Внутри она хорошо отделана, стены ее покрашены го­ лубой масляной краской. В столовой есть большой зал, отдельная комната для офи­ церов. помещения для разделки мяса, мы­ тья посуды, резки хлеба. Столовая радио­ фицирована, в ней чисто, уютно. Все это создает удобства для личного состава. Ефрейтор В. БАСОВ. Действие нового художественного филь­ ма «Школа мужества» (производство ки­ ностудии «Мосфильм», 1954 г.) начинает­ ся в 191G году. Через маленький провшщиадьиый го­ родок ведут пленных австрийцев. — Мы самые сильные! — говорит о своем народе главный герой кинофильма Борис Горшков. По гордость за свои на- Юи он совмещает и с другим понятием: <'У нас царь благородный!». С раскрытия этих противоречивых суждений подростка ярко показывается двойственность его воспитания: дома и в училище. На этом завязывается сюжет Фильма. В первых кадрах показаны коле­ бания. неуверенность и наивность во взглядах на людей, на жизнь молодого ге­ роя. Однажды, вернувшись из училища. Бо­ ря застает дома незнакомого раненого солдата. Это Афанасий Чубук, однополча­ нин отца, большевик. Он сообщает, что отец Бори бежал с фронта и ему грозит арест за пропаганду против царя и вой­ ны. Узнав об этом, мальчик, думая, что отец трус, сильно переживает. В училище его называют сыном дезертира. Но вот отец тайно пришел домой и по­ дозрения сына рассеиваются. Нет. его отец смелый, мужественный человек. Вскоре отца Бори выследила полиция, он арестован и казнен. Наступила Февральская революция. Го­ родок живет напряженной жизнью. На площади часто происходят много­ людные митинги, на которых выступают представители различных политических партий. Один эсер призывает к поддерж­ ке Временного правительства Керенского, к войне до победного конца. Этого бур­ жуазного прихвостня разоблачает больше­ вик — учитель Галка. Он простыми сло­ вами раз’ясняет народу, что война нужна только помещикам и капиталистам. Верный памяти отца Борис всем серд­ цем на стороне революционеров. Но ему неясны различия между партиями: каж­ дый, кто против царя, для него авторитет. Старый приятель отца — Чубук по­ могает юноше разобраться в событиях, и Боря становится под лозунги большеви­ ков. Подвергшись гонению и открытому щ'еследованию в училище со стороны сынков богатеев. Боря бросает учебу и бе­ жит из городка в большой город, где на­ ходится в это время Чубук. Телеграф принес важное сообщение — ооциатистнчеокая революция свершилась... Чубук и Боря записываются в отряд добровольцев. В первом бою Борис растерялся и от­ стал от своего отряда. Доверившись встре­ ченному в лесу человеку, который ока­ зался кадетом, он чуть не погибает. Но йогом в боях юноша закаляется и стано­ вится настоящим бойцом. Однажды завязался сильный бой с бе­ логвардейскими частями. Белые, не вы­ держав стремительного натиска револю­ ционных отрядов, в панике бегут. Бежит и команд i;> белых, убийца Чубу­ ка— полковник Жи­ харев. Боря на коне преследует его. но Жихареву удается ранить молодого бой­ ца. Превозмогая боль, юноша успевает сде­ лать выстрел. Бело­ гвардеец на полном скаку падает с ко­ ня. — В освобожден­ ном округе Совет­ ская власть восста­ новлена накрепко,— докладывает по теле­ фону командир отря­ да 1’алка. К нему подходит Боря, у не­ го заявление с прось­ бой принять его в Коммунистическую партию... Так заканчивается новая киноповесть о рождении и станов­ лении молодого ком­ муниста. В фильме хорошо показан рост сознания Бориса Го- рикова. К концу фильма он уже не тот, каким был вна­ чале. Из сомневающегося, робкого и неис­ кушенного в ж и з н и юноши он стал созна­ тельным. мужественным бойцом Красной Армии. Сама жизнь явилась для Бориса школой с такими прекрасными учителя­ ми, как Афанасий Чубук и командир от­ ряда Киноловесть «Школа мужества» рас­ сказывает нам о славных боевых делах восемнадцатого года. С первых же кадров о героических событиях этого периода зритель напряженно следит за каждым шагом героев фильма. Иначе и не может быть, ибо в лице Бориса Горнкова, Афа­ насия Чубука и их товарищей мы видим тысячи и миллионы революционной мо­ лодежи, рабочих, солдат — людей, кот> рые под руководством Коммунистической партии свергали ненавистное народу само­ державие, отстояли власть Советов в огне гражданской войны и построили в нашей стране социализм. Очень хорошо, скупыми, но запоминаю­ щимися чертами наделяет артист М. Бер­ не*: большевика Афанасия Чубука. Пол­ ный лиризма и задушевности образ Бо­ риса Горикова создал молодой артист Л. Харитонов. Просто и хорошо играют артисты Р». Емельянов в роли командира отряда Галки, П. Чернов в рати отца Бориса и другие. Новый фильм призывает к бдительно­ сти и укреплению дисциплины в Совет­ ских Вооруженных Силах. Старший лейтенант В. КАЛАЧЕВ . Кадр из кинофильма «Школа мужества». Пример доблести и отваги Кинокартина «Школа мужества» мне очень понравилась. В ней показаны та­ кие высокие качества людей, как героизм, преданность делу революции и любовь к своему народу. Хорошо сыграл роль большевика — бойца революционного отряда рабочих и крестьян Афанасия Чубука артист М. Бернес. Когда Афанасий Чубук попадает в плен к белогвардейцам, то. несмотря на угрозу смерти, не дает показаний белым офице­ рам, не предает своих боевых товарищей. Он презрительно бросает в лицо ненавист­ ному врагу слова обличения и негодова­ ния. Даже когда его повели на расстрел, то все равно, смело смотря смерти в глаз-i, мужественный боец не отвечает на вопро­ сы царского полковника. Этот эпизод невольно напомнил мне о том, как в годы Великой Отечественной войны бесстрашие и стойкость советских людей не могли сломить никакие пытки Фашистов. Мы, воины свободной и могучей стра­ ны социализма, в нашей повседневной жизни и службе должны всегда брать пример стойкости и отваги с наших стар­ ших братьев и отцоз, которые, не жалея своей жизни, сражались за Советскую Ро­ дину. И. ДУБИШ ЕВ . Крепкая воинская дисциплина— залог успехов в бою Недавно я с группой воинов нашего подразделения смотрел киноповесть «Шко­ ла -мужества». В новом фильме мне надолго запомнил­ ся эпизод, когда разведчики партизанско­ го отряда выполняли боевое задание. Командиру разведки Федьке Сырцову было поручено выяснить — есть ли бе­ лые в селе, через которое должен был проходить отряд революционных бойцов. Но легкомысленный Сырцов нарушил при­ каз командире отряда и. не узнав точно. есть ли белые в селе, направился с раз­ ведчиками в другую сторону, чтобы за­ хватить там обоз белых. В результате такой недисциплиниро­ ванности Сырцова отряд красных, не по­ лучив от разведки своевременного донесе­ ния о том, что в селе белые, попал в за­ саду и много бойцов погибло зря. Смотря этот эпизод, я невольно вспоми­ нал случаи нарушения воинской дисци­ плины в нашем подразделении. У нас ча­ сто нарушают дисциплину воины Золо­ тарев, Шевеков, Яшин и Фролов. Они ви­ дно еще не поняли, что дисциплину не­ обходимо крепить на каждом шагу, что без железной воинской дисциплины нель­ зя добиться высокой боеготовности ча­ сти, нельзя победить врага. Новая кинокартина, где так убедитель­ но, на конкретном примере показано зна­ чение воинской дисциплины, поможет во­ еннослужащим еще лучше понять роль и значение дисциплины в Советских Воору­ женных Силах. Ефрейтор И . ТКАЧ . Беседы на научно-технические темы Физика действия ядерных сил Радиоактивные излучения В Советской стране все достижения на­ уки поставлены на службу народу, обе­ спечение дальнейшего роста благосостоя­ ния советских людей. Среди новейших до­ стижений науки важное место занимает открытие искусственной радиоактивности и разработка методов получения искусст­ венных радиоактивных изотопов. Радио­ активные вещества находят все большее практическое применение. Используя эти вещества, советские ученые глубже про­ никают в тайну атома, исследуют слож­ ные биологические явления, совершенст­ вуют производственные процессы. В то время как в Советском Союзе раз­ вертывается мирное применение атомной энергии и радиоактивных вешеств. реак­ ционные круги империалистических госу­ дарств стремятся использовать вредные биологические действия радиоактивных и?лучений наряду с атомным и бактерио­ логическим оружием как средство массо­ вого уничтожения людей. Империалисты планируют использование радиоактивных вещестЕ для массового поражения войск и населения путем заражения местности и атмосферы. Что представляют собой радиоактивные излучения и как они воздействуют на организм человека? Радиоактивные веще­ ства излучают альфа- в бета-частицы. Причем этот процесс у некоторых веществ (радий, радиоактивный кобальт, барий и др.) в большинстве случаев сопровождает­ ся гамма-излучением. Радиоактивное из­ лучение невидимо и вообще не обладает никакими гпрцифическими свойствами, которые позволили бы обнаружить его без применения специальных приборов. Про­ никая через какую-либо среду, радиоак­ тивное излучение взаимодействует с ве­ ществом среды. В результате такого взаи­ модействия происходит ионизация атомов и молекул вещества. В правой части при­ веденного здесь рисунка показаны прони­ кающая способность и ионизирующее дей­ ствие альфа-бета- и гамма-излучений. По­ следнее условно изображено на рисунке количеством ионов, образующихся в одном кубическом миллиметре об’ема. Ионизиру­ ющее действие альфа-лучей принято за единицу. Наибольшей ионизирующей способно­ стью обладает альфа-излучение, поэтому оно поглощается средой наиболее сильно. Альфа-лучи хорошо задерживаются одеж­ дой человека, полностью предохраняющей от их действия. В воздухе альфа-частицы способны пролетать не более нескольких десятков миллиметров, в живых тканях проникать на 0.05 мм. Бета-лучи обладают гораздо меньшей ионизирующей способностью, поэтому они поглощаются веществом значительно сла­ бее. Эти лучи могут проходить через пла­ стинку алюминия толщиной в несколько миллиметров, проникать через одежду че­ ловека. углубляясь внутрь тела на не­ сколько миллиметров. С увеличением энергии бета-частиц их проникающая спо­ собность возрастает. Гамма-лучи обладают наименьшей иони­ зирующей способностью и имеют большую проникающую способность. Слой половин­ ного ослабления при прохождении гамма- лучей через живые ткани составляет око­ ло 10 см. Проникающая способность гам­ ма-лучей возрастает с уменьшением дли­ ны волны излучения. Ввиду большой про­ никающей способности гамма-лучей необ­ ходимо предусматривать надежную защи­ ту от них. Для количественной характеристики радиации введено понятие о дозе излуче­ ния. Дозой называют энергию излучения, поглощенную е одном кубическом санти- мртре среды. Эта энергия идет на иониза­ цию вещества. Поэтому степень ионизации вещества пропорциональна величине по­ глощенной энергии излучения в одном ку­ бическом сантиметре, т. е. дозе излуче­ ния. Величина дозы гамма-излучения зави­ сит от интенсивности этого излучения, т. е. от количества энергии, переносимой гамма-лучами через квадратный сантиметр облучаемой поверхности за одну секунду. Величина дозы тем больше, чем больше время облучения и плотность вещества. Кроме того, величина дозы зависит от но­ мера химического элемента в таблице Менделеева и длины волны излучения. У человека, не защищенного от воздей­ ствия радиоактивного излучения, при оп­ ределенных дозах облучения может воз­ никнуть специфическое заболевание — лучевая болезнь. Она может быть острой и хронической. Острая форма лучевой бо- лекулы живых тканей. Вследствие этого в организме происходят сложные изменения, касающиеся в первую очередь централь­ ной нервной системы. Степень этих изме­ нений зависит прежде всего от величины дозы излучения, полученной организмом. Величина дозы измеряется единицами, называемыми рентгенами. Рентген пред­ ставляет собою такую дозу излучения, пои которой в одном кубическом сантиметре воздуха прц нормальных атмосферных ус­ ловиях возникает два миллиарда пар ио­ нов, каждый из которых имеет заряд, рав­ ный по величине заряду электрона. Степень ионизации воздуха, выражен­ ная в рентгенах, пропорциональна степе- лезни возникает при получении организ- j ни ионизации тканей человеческого тела мом значительных доз в течение коротко- в широком диапазоне длин волн гамма-из­ лучений. Это об’яс- оо5— Uwj |— 1 оо—т —.| няется тем. что атомный номер воз­ духа близок к атом­ ным номерам боль­ шинства тканей че­ ловека. При одном и том же атомном но­ мере веществ отно­ шение доз равно от­ ношению плотностей этих веществ. Таким образом, доза излу­ чения. полученная тканью человеческо­ го тела, в широком диапазоне длин волн пропорциональна до­ зе излучения в воздухе. Поэтому по до­ зе излучения, измеренной в воздухе, мож­ но судить о дозе, полученной человеком на зараженном участке. Вредное действие на незащищенный ор­ ганизм человека оказывают все виды из­ лучений. При этом наиболее опасным яв­ ляется гамма-излучение. Оно хотя и об­ ладает наименьшей ионизирующей способ­ ностью, но может очень глубоко прони­ кать внутрь организма и поражать ткани жизненно важных для человека органов. Воздействие радиоактивного излучения оп­ ределяется ппежде всего величиной по- ллчлннойорганизмом дозы. С возрастанием этой дозы в организме происходят все бо­ лее существенные изменения. Так. напри­ мер. доза излучения менее 0.25 рентгена не влечет за собой каких-либо изменений в организме. При облучении дозой до 50 рентген могут быть незначительные вре­ го периода времени. Хроническая форма лучевой болезни появляется в результате воздействия на организм малых доз радио­ активных излучений в течение длитель­ ного времени. Влегких случаях лучевой бо­ лезни отмечаются тошнота, головные бо­ ли, головокружение, иногда незначитель­ ное и временное уменьшение количества белых кровяных шариков. В более тяже­ лых случаях усиливаются слабость, тош­ нота, рвота, головная боль, головокруже­ ние. уменьшается аппетит, появляется жажда, повышается температура, умень­ шается количество форменных элементов крови, наблютается выпадение волос, кро­ воточивость. Лучевая болезнь развивается постеппнпо и протекает не у всех одина­ ково. Как правило, она заканчивается вы­ здоровлением. Вредное биологическое действие радио­ активных излучений па организм об’яс- няется их способностью ионизировать мо- менные изменения состава крови. Доза из­ лучения в 100— 200 рентген может вы­ звать только легкое заболевание. Воздействие на незащищенный орга­ низм той или иной дозы зависит от со­ стояния здоровья человека, характера об­ лучения, времени и периодичности облуче­ ния. Одна и та же доза при общем облу­ чении может вызвать тяжелое заболева­ ние, в то время как при местном облуче­ нии может оказаться безопасной для орга­ низма. То же нужно сказать и о времени облучения. Доза в 600 рентген, получен­ ная организмом за одну минуту, опасна, а за 50 лет — безвредна. Так, например, для человека оказываются безвредными космические лучи и гамма-излучения естественных радиоактивных веществ, со­ держащихся в почве и воде. Величина до­ зы этих излучений не превосходит пре­ дельно допустимой дозы при систематиче­ ском облучении, т. е. 0,05 рентгена в день. Человеческий организм обладает заме­ чательным свойством — способностью тканей к самовосстановлению, если они повреждены незначительно. Поэтому, на­ пример, при .однократном получении даже сравнительно большой дозы в 50 рентген все нарушения в организме, вызванные облучением, с течением времени проходят. Допустимые дозы бета- и альфа-лучей при внешнем облучении значительно боль­ ше, ибо Э 1 И лучи, имея небольшую прони­ кающую способность, могут повредить, главным образом, ткани наружного покро­ ва человеческого тела. Внешнее облучение альфа-лучами не вызывает лучевой бо­ лезни. Наиболее тяжелое поражение радиоак­ тивные вещества наносят, попадая внутрь организма при вдыхании зараженного воз­ духа, радиоактивной пыли и употребле­ нии зараженных продуктов и воды. Под воздействием внутреннего облучения с те­ чением времени могут быть поражены жизненно важные органы человека. При­ чем наиболее опасным является альфа-из- лучение. ибо оно обладает наибольшей ионизирующей способностью. Надежной защитой от попадания внутрь организма радиоактивных веществ может служить применение обычных противога­ зов. От заражения поверхности тела спо­ собна предохранить одежда из плотной хлопчато-бумажной ткани, например, ком­ бинезон. Чтобы предупредить заболевание лучевой болезнью, важно правильно ис­ пользовать различные укрытия и инже­ нерные сооружения, своевременно удалять людей из районов, сильно зараженных радиоактивными веществами, и проводить санитарную обработку. Существенно так­ же наладить контроль за величиной дозы, полученной каждым человеком. Для предотвращения вредного действия радиоактивных веществ необходимо вести контроль за величиной концентрации ра- дш/лтивных веществ на различных пред­ метах, с которыми соприкасаются люди, в питьевой воде, в воздухе. Уровень излуче­ ния, создаваемый радиоактивными веще­ ствами на зараженном участке, характе­ ризуется обычно мощностью дозы, которая измеряется в рентгенах в час. Измерив с помощью специальных приборов мощность дозы и зная время пребывания на зара­ женном участке, можно определить вели­ чину дозы. В левой части рисунка пока­ зана зависимость величины дозы от вре­ мени пребывания на зараженном участке для различных уровней радиации. Пусть, например, мощность дозы 10 рентген в час. При пребывании на зараженном уча­ стке в течение 30 минут человек полу­ чит дозу в 5 рентген. При уровне радиа­ ции 100 рентген в час за то же время человек получит дозу 50 рентген, что яв­ ляется предельно безопасной дозой одно­ кратного облучения. Для измерения доз излучения, получае­ мых людьми, находящимися на заражен­ ном участке, а также для определения степени заражения техники и различного имущества производится дозиметрический контроль. Подобный контроль осущест­ вляется при помощи специальных дози­ метрических приборов, которые позволяют быстро l точно определить наличие и степень радиоактивного заражения людей, грунта, воздуха, воды, продовольствия и техники, а также дозу излучения. Своевременное обнаружение участков, зараженных радиоактивными вещества­ ми, точное определение уровня излу­ чения позволяют правильно организовать преодоление этих участков, ослабить или даже полностью предотвратить вредное действие радиоактивных излучений. Подполковник медицинской службы А. ЛАВНИКОВ. Кандидат технических наук инженер-майор В. СЫРНЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz