На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 11 июня 1954 г., N° 137 (4979). XJ с‘езд профсоюзов СССР На вечернем заседании с’езда У июня с докладом выступил председатель Ман датной комиссии Б. С. Ржанов. Он сооб щил, что за время с X по XI с ’езд число членов профсоюзов в нашей стране воз росло с 28,5 до 40.-1 миллиона человек. Большой р-ост членов профсоюзов за последние годы является следствием бы- ст|н>го увеличения численности рабочего класса и интеллигенции в связи с мощ ным развитием промышленности, тран спорта. сельского хозяйства и культуры СССР. Это говорит также и о том. что профсоюзы в советском обществе играют важную роль и пользуются у трудящихся бельпгим авторитетом. Мандатная комиссия, говорит доклад чик, признала действительными полномо чия всех делегатов, избранных на с ’езд. Слово получает председатель Централь ном Совета профсоюзов Болгарии Тодор Прахов, который передал делегатам с'езда и всем трудящимся Советского Союза братский привет от болгарских трудящих ся. Тодор Прахов передал с'езду подарок в знак вековой дружбы между болгарским и соестским народами. Председатель ЦК профсоюза рабочих промышленности продовольственных това ров А. 0 . Асланов рассказал о той. как работники пищевых предприятий 5орют- сл за выявление новых производственных резервов, улучшение качества и снижение себестоимости продукции. На трибуне — представитель Корей ской профсоюзной делегации Ким Ен Ен. Делегаты и гости встречают бурными ап лодисментами посланца героического ко рейского народа. Успехи, достигнутые советским наро дом в деле строительства коммунизма, го ворит Ким Ен Ен. служат примером для корейского рабочего класса, как и для трудящихся других стран, поднявшихся яа борьбу за свободу и независимость сво ей родины. Сегодня перед корейским рабочим клас сом стоит важнейшая задача — бьтстпо йосстаиовить разрушенное во время вои ны народное хозяйство и добиться мир ного об’единения страны. Ким Ен Ен передает с ‘езду знамя. Слово предоставляется вальцовщику Кузнецкого комбината имени Сталина П. В. Заварыкину. Кузнецкие метал лурги, говорит оратор, добились выполне ния плана но всему металлургическому 1 Гиклу и с каждым годом увеличивают выпуск металла. Жизнь металлургов с каждым годом становится краше и богаче. В городе Сталннске за три года построено SG ты сяч квадратных метров жилой площади. С приветственным словом выступает р»>едставитель Венгерской профсоюзной делегации Йожеф Мекиш. Венгерские профсоюзы, говорит он, получили неоценимую помощь от совет ских профсоюзов в деле успешного вы полнения своих задач, и мы уверены, что и в дальнейшем встретим братскую под держку и помощь со стороны советских профсоюзов. Опыт этого с ’езда мы исполь зуем в борьбе за быстрейшее позышение материального благосостояния и культур ного уровня венгерского трудового наро да. Затем слово предоставляется председа телю президиума Центрального совета профсоюзов Румынии Стелиану Морару. Румынская профсоюзная делегация, го ворит он. желает советским профсоюзам и всем советским людям новых успехов во всех областях их огромной и важной ра боты, в деле построения коммунизма, за щиты мира во всем мире. На вечернем заседании с ’езда выступи ли также председатель Узбекского рес публиканского совета профсоюзов Д. Ход- жвев, начальник Главного управления трудовых резервов при Соиете Министров СССР Г. И . Зеленко, начальник Управле ния капитального строительства ВЦСПС т ‘ 1 ^* г.с*1омин’ машинист экскаватора Т . И. Грибов (Амурская область). Ю июня с ’езд продолжит работу. Зенитчики, будьте всегда на товсь! Полностью использовать учебное время для совершенствования боевого мастерства Боевуютехнику держатьвпостояннойготовности gjOEBOH опыт Великой Отечественной воины по казывает. что одним из силь ных и опасных противников на море является авиация. За иословоенный период, в свя зи с освоением реактивных двигателей, резко возросла скорость самолетов, что дает авиации еще больше преиму ществ в развертывании бое вых действий. Но одновременно с разви тием самолетостроения полу чает дальнейшее совершен ствование и зенитная артил лерия. Наша советская зенитная артиллерия, самая первоклас сная в мире, рагс.полатает большими боевыми возможно стями. Эти возможности необ ходимо превратить в действи тельность. т. е. так использо- ®ать оружие, чтоэы бить вра га наверняка. Перед личным составом зе нитных орудий стоят боль шие и ответственные задачи, которые в значительной мере осложняются в связи с угро зой применения империали стами США атомного оружия. Нападение с воздуха, как известно. характеризуется внезапностью и быстротой. Если, например, реактивный самолет обнаружен на ди станции 400 кабельтовых, то он будет над нами через 30 секунд. За это время зенит- i ным Расчетам нужно не толь- I ко занять место у орудии, но и произвести выстрел. Если допустить. что произведен выстрел но неподвижному са молету на дистанции 400 ка бельтовых. то снаряд проле тит до цели более десяти се кунд. Как видно из этих примеров, успех дела решают секунды. • В готовности зенитной ар тиллерии в любой момент от разить нападение авиации аг рессоров огромное значение имеет высокий уровень боевой выучки личного состава. Подготовка зенитчиков долж на проводиться постоянно, быть разносторонней по со держанию. но направленной к единой цели— доЗиться твер дых знаний и навыков в ис пользовании боевого оружия, быстроты и точности в дейст виях каждого номера орудий ного расчета. Самой действенной провер кой боевой готовности артил леристов являются практиче ские стрельбы. Большое зна чение для успешного выпол нения зенитных стрельб имеет постоянная готовность мате риальной части. ...Корабль вышел в море для выполнения учебной задачи. Когда достигли исходной точ ки, командир услышал доклад сигнальщика о приближении це.тч. Звучит команда. Лич- ^ ный состав зенитных расче- i тов быстро занимает своп ме- I ста. Один за другим следуют четкие доклады о готовности. В эти минуты pvee воины на пряжены до предела. Отдается приказание: «От крыть огонь!», и в то же вре мя в воздухе змейками взви лись снарядные трассы. Они проходят совсем рядом у це ли. Но вот орудие, где коман диром старшина 2 статьи Азшрнов, сделав несколько выстрелов, замолчало. сЬтим самым были снижены эффек тивность стрельбы, ее резуль тат. Оказывается, во (время подготовки материальной ча сти к стрельбе была наложе на слишком густая смазка в замке. От этого не произо шло экстрактирование гиль зы и она осталась в стволе орудия. Гильза была быстро вынута, но случись это в бою, цель была бы упущена. Этот случай показывает, к чему может привести несерь езная подготовка орудия к стрельбе. Сказалось здесь и слабое знание некоторыми ар тиллеристами своих обязан ностей и недостаточный кон троль за их действиями, по верхностная прозерка матери альной части. Зенитная стрельба, как /высший этап обучения лич ного состава, требует тща тельной подготовки. Малей шая недоработка может при вести к срыву выполнения задачи. Во время учебных стрельб личный состав приобретает качества, необходимые в бою: выдержку, боевой опыт, на выки умелого использования ооужня. Стрельбы служат наииыспгим показателем под готовленности расчетов к вы полнению боевых задач. Корабль возвращается в базу. Управляющий огнем го-! тозится к разбору стрельбы. Необходимо вскрыть причи ны, мешающие отличному вы полнению задачи, наметить пути их устранения. Детальный разбор стрель бы является школой для лич ного состава. Огл помогает воинам зенитных расчетов понять допущенные ошибки, чтобы исправить их. Здесь дается оценка каждого боево го -номера. Офицер отмечает матросов и старшин, образцо во 'выполнявших свои обя занности. критикует неради вых матросов. После разбора в кубрике разгорелась оживленная бесе да. Моряки осуждали действия тех матросов, по чьей вине были снижены результаты стрельбы. Воины, допустив шие ошибки, заявили товари щам. что приложат все силы, чтобы устранить недостатки, и докажут это на деле. Старший лейтенант И . ВЛАДИМИРОВ. На утреннем заседании XI с ’езда проф союзов 10 июня в прениях по отчетным докладам ВЦСПС и Центральной |>евизи- онной комиссии первым выступил предсе датель ЦК профсоюза ра(>очих машино строения С. Т . Бабаянц. Он рассказал что на машиностроительных предприятиях изготовляются машины, приборы и стач ки более 2.500 наименований. Сельское хозяйство получило от машиностроителей за послевоенные годы свыше 9,5 миллио на различных машин, в том числе 500 тысяч тракторов в 15-сильном исчисле нии, около 200 тысяч комбайнов. Тов. Бабаянц критикует работу куль турно-массового отдела ВЦСПС и его заве дующего тов. Ржанова. Отдел непомерно много занят перепиской с заводскими ко- митетамп по вопросам снабжения их культпнвентарем и оборудованием. Не этим ли об’ясняется. говорит оратор, что у него не остается времени для осуществ ления подлинного руководства культурно- массовой работой профсоюзов? Секретарь ЦК ВЛКСМ В. И. Залужный говорит, что многие профсоюзные органи зации не интересуются соревнованием молодых рабочих, мало уделяют внимания их культурно-бытовому обслуживанию. Министерство рыбной промышленности СССР и ЦК профсоюза работников про мышленности продовольственных товаров плохо заботятся о строительстве общежи тий и столовых для рабочих рыбных за водов Хабаровского края. Оратор говорит далее, что работа мно гих Дворцов культуры и клубов не удов летворяет растущих запросов молодежи. Здесь редко можно услышать хорошую лекцию, посмотреть концерт художествен ной самодеятельности. Профсоюзы не ис пользуют всех возможностей для широко го развития физкультуры и спорта. Председатель ЦК профсоюза рабочих нефтяной промышленности А. Д. Ахундов рассказал о трудовых успехах нефтяни ков страны, о развитии социалистическо го соревнования за увеличение юбычи нефти, привел данные, показывающие ог ромную заботу государства о нефтяни ках. Только за выслугу лет в прошлом году им выплачено вознаграждений свы ше 314 миллионов рублей. Делегаты многих конференций и с ’езда нашего профсоюза, отмечает тов. Ахундов, справедливо критиковали работников ВЦСПС, которые во время командировок не оказывают практической помощи на местах, сводя свою работу к обору сведе ний. За последние 10 лет в работе с ’ездов профсоюза не принимал участия ни один из секретарей ВЦСПС. Тов. Ахундов кри тикует также газету «Труд», которая недостаточно популяризирует передовые методы работы новаторов-нефтяников, сла бо освещает жизнь профсоюзных организа ций. На трибуне — председатель Обвине ния свободных немецких профсоюзов Гер берт Варнке. Он рассказывает о борьбе трудящихся Германской Демократической Республики за построение основ социализ ма. Мы считаем своей главной задачей, заявил он. создание единства действий всего немецкого рабочего класса. Это един, ство действий уже стало осуществляться. Для западногерманских рабочих становит ся все яснее, что Германская Демократи ческая Республика является бастионом нашего народа в борьбе за мирный дого вор и демократическое единство Германии. Наша делегация, присутствующая на с ’езде. состоит из представителей Запад ной Гормании и Германской Демократиче ской Республики. Это обшегерманская зе- легация. Так же. как наша делегация, так и весь немецкий рабочий класс придет к единству, будет об’единенным рабочим классом в етиной и демократической Гер мании. такой Германии, которая будет жить с вами и всеми народами земного шдт>а в мире и дружбе. Делегаты и гости встречают эти слова продолжительными аплодисментами. Все встают. Выступает председатель Киргизского республиканского Совета профсоюзов М. Догдуров. Он говорит, что недостатки. отмеченные в отчетном докладе ВЦСПС, имеются и в работе профсоюзных органи заций Киргизской ССР. Республиканский и областные советы, комитеты прочим»юзо/ все еще слабо занимаются произродствен- н<.>-массовой работой, недостаточно помо гают отстающим предприятиям, неудовлет ворительно изучают и внедряют передовом опыт. Секретариат ВЦСПС, принимая много численные постановления, сказал то?. Догдуров, не всегда обеспечивал их вы полнение. Руководящие работники ВЦСПС и центральных комитетов профсоюзов ред ко бывают в республике и областях и поэтому имеют очень слабое представлю* ние о состоянии профсоюзной работы в Киргизии, не знают запросов и нуж 1 профсоюзных организаций. С приветственным словом выступает председатель конфедерации трудящихся Бразилии Рамиро Лучеси. Этот с ’езд. ска зал он, еще больше обогатит опыт между народного профсоюзного движения, он бу дет способствовать укреплению междуна родной солидарности трудящихся, усили вая в них веру в успех борьбы за осво бождение от капиталистической эксплуа тации. Сердечный привет с’езду от рабочего класса и всех трудящихся Албании пере дал председатель Центрального совета профсоюзов Албании Пило Пиристери. Ал банский народ, заявил он. всегда будет идти вместе с Советским Союзом по пути мтгра и социализма. Знатный машинист экскаватора Куйбы- шевгидростроя тов. М. Ю. Евец рассказал о грандиозных работах, которые ведутся на великой русской реке, у древних Жи гулей. Строители достит.ти высокой про изводительности. Сейчас в сооружение гидроузла укладывается около 10 тысяч кубометров бетона в сутки. В ближай шие два-три месяца укладка бетона будет доведена до 18 тысяч кубометров в сут ки. Об использовании передового опыта но ваторов производства рассказала сушиль щица Новосибирского кирпичного завода М» 1 В. А. Кислицина. Используя метод лауреата Сталинской премии Дуванова. коллектив завода добился сема с кубо метра канала кольцевой печи 2.400 — 2.500 штук к1рпичей. На сушку здесь затрачивают ^теперь вдвое меньше време ни, чем раньше. Метод Дуванова был на заводе не только изучен, но и творчески обогащен. Рабочие часто бывают на дру гих предприятиях города и области с це лью обмена опытом. Слово предоставляется председателю Центрального совета профсоюзов Монголь ской Народной Республики ЛхамнерзнГи- ну Норовсвмбу. Сердечно приветствуя советский народ, он от имени монгольских трудящихся, от имени Центрального совета профсоюзов МНР передает с ’езду Красное знамя. Председательствующий сообщает, что с ’езд пришла приветствовать делегация трудящихся города Москвы. С’езд бурны ми. продолжите.!ьными аплодисментами встречает представителей рабочего класса и народной• интеллигенции столицы. От имени делегации выступает новатор железнодорожного транспорта машинист депо Москва — Сортировочная Москоч- ско-Рязанской железной дороги В. Г. Бла женов. Как и все советские люди, говорит он, трудящиеся столицы, тесно сплоченны*} вокруг Центрального Комитета партии и Советского правительства, отдают свои си лы и творческую энергию делу претворе ния в жизнь величественной программы коммунистического строительства, борют ся за то. чтобы наша Родина стала епю сильнее, еще краше, еще могущественней. В прениях на утреннем заседании с'ез да выступили также председатель IIK профсоюза рабочих коммунального хозяй ства К . П. Емельянова, председатель Са ратовского областного комитета профсоюза работников потребкооперации 0. М. Линя- ева. Министр здравоохранения СССР М. Д . Ковригина. (ТАСС). Строго по инструкции На боевом посту идет тренировка. Раздается команда. Все доложили о готовности. Командир орудия даст вводную. Комендоры быстро наводят орудие на цель. Но лучи солнца мешают им совмещать нити. Умелый наводчик матрос Дементьев не растерялся. Бы стро включив светофильтры, воин доложил: «Цель поймана». Матросу Дементьеву командир приказывает: «Добавить воздух!». Воин действует правильно и решительно. Ему в этом помогает матрос Трусов. Твердо зная свои обязанно сти но инструкции. Трусов умело и быстро, вместе с Де ментьевым, устранил «неисправность». Вводная была вы полнена правильно и в срок. Во время тренировки старшему матросу Борону посту пила вводная: «Нет выстрела». Воин, зная причины осечек, быстро производит все необходимые действия. — Заменить трубку! — приказывает командир. Воин быстро меняет трубку и осматривает старую. — Нет накала, — докладывает воин. — Сломался боек, — дается вводная. Рассчитывая каждое движение, старший матрос выпол нил вводную быстро, точно, строго по инструкции. После тренировки командир орудия отметил умелые действия комендоров. Матрос И. БЫКОВ. Механизмы действуют бесперебойно На груди у старшего ма троса Аболиныпа— знак «От личный артиллерист». С пер вых дней службы воин упор но и настойчиво изучал свою специальность, старательно и заботливо ухаживал за ’вве ренной ему боевой техникой. Заведывание передового ар тиллериста всегда находится в постоянной боевой готовно сти. Отличный специалист яв ляется актирным помощником командира в воспитании и обучении воинов. Он помогает товарищам по оружию учить ся умело работать на своих механизмах. Сержант А. СЛ0Б0ДЯНЮК. Расчет старшины 2 статьи М. Речисюго — один из лучших на корабле. На учебных стрельбах воины лучше других выполнили задачу. Старшина настойчиво учит комендоров тому, что требуется в бою. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старшина 2 статьи Михаил Речистой (в центре) за тренировкой сво его расчета. Фото И. Никишова. ■Командир - передового отделения По сигналу зешггчики прибьют на боевой пост. Началась тренировка pacj чета непосредственно у материальной части. Команды поступали одна за дру гой и четко выполнялись личным со ставом. Только один матрос Чесноков работал медленно. Это задерживало и сводило почти на нет работу всего рас чета. Как ни старался Чесноков, ему не удавалось успеть за сослуживцами. К нему подошел командир орудия млад ший сержант Голубенко. — Действуйте вот так, — приказал он матросу. Быстро .и четко командир про делал шее приемы. Затем повторил дей ствия в медленном темпе, чтобы подчи ненный смог проследить последователь ность и точность их выполнения. Учить подчиненных тому, что необ ходимо в бою, — этот принцип твердо усвоил командир расчета. Проводя за нятия, он стремится избежать условно стей, старается так организовать уче бу. чтобы матросы действовали, как в бою. Готовясь к тренировкам, младший сержант Голубенко тщательно продумы вает их порядок. Давая вводные, коман дир творчески подходит к деду, посте пенно усложняет их. Если, например, боец хорошо выполнил команду, то сле дующая вводная дается ему с таким расчетом, чтобы при выполнении ев пришлось приложить больше эне!ргпи и знаний. Некоторые командиры орудий, изла гая тему занятий, освещают сразу все вопросы и лишь после этого спраши- iBaioT у матросов, имеются ли какие не ясности. или задают им сами вопросы. Младший сержант Голубенко поступает иначе. Готовясь к занятиям, он разби вает тему на несколько главных вопро сов. подбирает наглядные пособия, со ставляет схемы и рассказ ведет по каждому вопросу отдельно. Закончив изложение материала, командир предла гает повторить матросам рассказанное. Только убедившись, что они все поня ли, переходит к следующему вопросу. В условиях оснащения войск совре менным оружием и техникой огромное значение имеет высокая боевая выучка. Во время одной тренировки матрос Че сноков допустил ошибку. Командир ору дия сделал ему замечание: — Медленно вы осваиваете технику, отстаете от товарищей. — А куда спешить.— ответил боец, — времени хватит, научимся! — Вы забываете. —- сказал ему командир. — что американские импе риалисты всеми силами стремятся раз жечь новую войну, усиленно готовятся к ней. А нам народ .доверил охранять Родину от всяких случайностей. Зна чит нага долг — не прохлаждаться, а настойчиво учиться и быть всегда го товыми к отпору агрессору. Чесноков понял свои заблуждения, стал прилежно учиться. Постоязгно на поминая воинам о!» их личной ответ ственности за защиту Родины, коман дир орудия систематически проводит индивидуальную работу с комендорами, оказывает им конкретную помощь в боевой учебе. Так. например, матросу Иваненко трудно давалось изучение од ного механизма. Младший сержант Го лубенко позанимался с воином, раз’яс- нил ему непонятные вопросы. С по мощью командира матрос Пваненко до бился хороших результатов. Недавно отделение младшего сержан та Голубенко было об’явлено одним из лучших в подразделении. Сержант М. ЦВЕТКОВ. Н Д ню воздушного флота СССР По залам Центрального Дома авиации и ПВО имени М. В. ФРУНЗЕ В Москве, на Красноармейской улице, затененной густыми липами., в небольшом двухэтажном доме размещается Центральный Дом авиации и ПВО имени М В. Фрунзе. Созданный по инициативе М. В. Фрунзе, ныне Дом авиации и ПВО является единственным в стране музеем, посвященным истории отечественной авиа ции Каждый день сотни посетителей знакомятся в его залах со славным прошлым любимого детища советского народа — авиации страны социализма, с замечатель ными достижениями советских самолетостроителей в послевоенные годы. 1. НАША СТРАНА — РОДИНА АВИАЦИИ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ Первый зал открывается материалами, неоспоримо доказывающими приоритет на шей Родины в области авиационной нау ки и техники. Несколько старинных гра вюр. представленных здесь, изображают смелые дерзания наших предков в стрем лении подчинить воздушную стихию. На одной из гравюр показан прыжок на шел ковых крыльях с колокольни. Как сви детельствует летописец, такие прыжки были нередкой забавой отважной русской молодежи в XI — XIII веках. В 1703 году во время закладки Петро павловской крепости Петр I. смотря на стаи птиц, сказал: «Не мы. а правнуки наши будут летать по воздуху, ако пти цы». Через 30 лет после этого впервые в мире в воздух поднялся рязанский под’ячий Крякутной. Вот как рассказы вает об этом событии выдержка из исто рического документа «Рукописи Сулакад- зева», гласящая, что в 1731 году в Ряза ни под’ячий Крякутной сделал «...мяч большой, надул его дымом и взлетел вы ше березы...». Только через 52 гога после Крякутного его опыт повторили французы. Экспонируются документы, свидетель ствующие об огромных заслугах в деле освоения воздуха гениальным ученым М. В. Ломоносовым, о выдающихся рабо тах его современника, члена Российской академии наук Л. Эйлера, впервые в ми ре. рассчитавшего под’емную силу воздуш ного змея и аэростата. Специальный стенд посвящен изобрете нию А. Ф. Можайским первого в мире самолета. Здесь посетители видят пан но, изображающее полет изобретателя на построенном им воздушном змее-плане- !*.■; чертеж «летуньи» (летающей модели) Можайского; привилегию (патент) на «ьоздухолетательный снаряд». выдан ный капитану 1 ранга Можайскому 3 ноября 1S81 года: авторские чертежи самолета и двигателей к нему. Большой интерес вызывает выполненная в одну десятую натуральной величины моден» самолета Можайского. Построенный на 21 гол раньше появления первого зарубеж ного самолета, аппарат Можайского имел все основные части современного самоле та: фюзеляж, несущие плоскости, винто моторную группу, систему управления я шасси. Имя Д. И. Менделеева неразрывно свя зано с историей развития отечественной аьиации. Будучи членом осоЗой комиссии по рассмот|)ению проекта самолета Мо жайскего. ученый много помог талантли вому изобретателю. Об этом свидетель ствуют представленные на экспозиции копии документов. Сам Менделеев много раоотал в области авиационной науки и техники. Некоторые его изобретения, как. например, высотомер не утратили своему» значения до наших дней. В 1875 году Менделеев разработал проекты управляе мого аэростата и герметической кабины для него. В 1887 году престарелый уче ный совершил самостоятельный полет на свободном аэростате для наблюдения сол нечного затмения. Константина Эдуардовича Циолковского И. В. Сталин назвал «знаменитым деяте лем науки». Еще в 80-х годах прошлого столетня Циолковский начал свои работы но воздухоплаванию и авиации. В 1897 году он изобретает аэродинамическую тру бу. В музее имеется модель спроектиро ванного изобретателем гигантского цель нометаллического дирижабля с изменяю щимся об’емом. В 1895 году Циолковский разрабатывает проект самолета-моноплана с обтекаемыми формами. Являясь прооб разом современных машин, этот проект намного опередил подобные зарубежны проекты тех лет. Основные работы Циолковского отно сятся к области реактивного летания. На стенде приводятся слова ученого: «З а эрой аэропланов винтовых должна следо вать эра аэропланов реактивных». Сбы лись пророческие слова Константина Эдуардовича: в советском небе летают стремительные стальные птицы, потрясая воздух могучим гулом реактивных двига телей. Подолгу задерживаются посетители му зея у стенда, посвященного Николаю Его ровичу Жуковскому. Свыше 220 научных работ по гидродинамике, основоположни ком которой он является, создал за свою плодотворную жизнь великий ученый. Экспонируется подписанное В. II. Лениным постановление Совета Народных Комиссаров от 3 декабря 1920 года, в котором Жуковский заслуженно назвав «отцом русской авиации». По этому по становлению были изданы труды ученого. Они иредстаатены на застекленных пол ках. Многие фотографии изображают соз данные Жуковским аэродинамические ла боратории в Московском университете и в Московском Высшем техническом учи лище. а также самого ученого в этих лабораториях. Жуковский являлся иогрвым и бессмен ным научным руководителем организован ного в 1918 году Центрального аэрогид родинамического института (ЦАГН). Из натурных экспонатов на стенде привле кают внимание воздушный винт Жуков ского и нятнадцатипудовая авиабомба, служившая Жуковскому наглядным посо бием при чтении курса бомбометания с самолета в первой мирозой войне. На этом же стенде рассказывается об ученике Жуковского и его преемнике по работе — академике Чаплыгине. Развив и дополнив в своих работах положения Н. Е. Жуковского, Чаплыгин создал закон ченную теорию крыла моноплана и бле стяще разрешил ряд других важней ших проблем аэродинамики самолета. В 1941 году за выдающиеся научные до стижения в области аэродинамики, от крывшие широкие возможности для серь езного повышения скоростей боевых само летов. С. А. Чаплыгину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Многочисленные материалы посвящены другому талантливейшему ученику Жу- конского С. С. Неждановскому. В 90-х годах прошлого столетия он создал ряд оригинальных конструкций воздушных змеев, являющихся прототипами нынеш них планеров. Над стендом Жуковского мы видим два красочных панно. Одно из них изобра жает полет в 1909 году на планере соб ственной конструкции студента МВТУ, ныне прославленного авиаконструктора Анатолия Николаевича Туполева. Другое панно — под’ем наблюдателя при помощи «поезда» воодушных змеев в 1910 году под Петербургом. Широко представлена история отечест венного воздухоплавания, особенно в со ветский период. Посетители шдят панно: старт 30 января 1934 года советского стратостата. На этом воздухоплаватель ном аппарате с герметической кабиной, воплощавшей идею Д. И. Менделеева, ге рои-аэронавты П. Ф. Федосеенко. А. В. Васенко и И. Д. Усыскин достигли высо ты под’ема в 22.000 метров, установив этим мировой рекорд. На стенде изобра жен аэростат «СССР-ВР 62», на котором в 1948 году был перекрыт международ ный рекорд продолжительности и дально сти полета на неуправляемом аэростате. Старший лейтенант В. НИКОЛАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz