На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

10 июня 1954 г., № 136 (4978). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Ма,жмое ж н у ж н о е д е л о И з опыта работы м атросского клуба по организации досуга воинов Всеми средствами и Формами культурно- пгос.ветительной работы наши клубы при­ званы помогать командирам и политра­ ботникам в организации и проявлении культурного отдыха личного состава. 11|Х11ЧСрО\| В ЭТОМ ОТНОПК'НИИ МОЖеТ служить клvо. где работает старшин лейтенант Кузин. Чтобы организовать культурный отдых матросов и старшин, 3 1 есь всегда поводится большая подгото­ вительная паоота. В середине недели активисты обсуж­ дают итоги прошедшего выходного дня. тгри этом учитываются мероприятия, ко­ торые больше всего понравились матро­ сам и старшинам, а также вскрываются недостатки. Начальник клуба, как прави­ ло, советуется с политработниками, се­ кретарями партийных и комсомольских организаций. Физруками и с активом о том. как лучше прогнчти отшх личного состава в предстоящий день отдыха. По­ сле этого составляется план культурно- массовых меройриятии. Однако составить план проведения от. дыха личного состава — это только часть дела. Важно привлечь к его вы- пелнению матросов и старшин, чтобы он*! гю собственному желанию и инициативе охотно шли туда, где будут проходить то или иные мероприятия. Так о5ычно и поступают клубные работники. Они при­ нимают меры к тому, чтобы в дни отды­ ха в клубе и кубриках была прочитана интересная лекция или доклад, щхявуча- ла бодрая песня, показал жизнерадостный концепт протемонстрирова-н новый кино­ фильм. Умело и с п о л ь з у ю т с я клубом и такие формы работы, как тематические вечера и читательские конференции. При­ чем и к этим мероприятиям заранее тща­ тельно готовятся. Когда однажды решили провести читательскую конференцию по повести В. Рудного «Гангутцы». этому предшествовала большая подготовительная работа. Библиотека клуба разработала план конференции, подобрала докладчика и выступающих. После этого по радио пе­ редали специальный библиографический обзор. В кубрике состоялись громкие чит­ ки отдельных глав повести. 0 читатель­ ской конференции заранее известили весь личный состав. К этому времени была оформлена посвященная ей фотовитрина, написаны лозунги, плакаты. В результа­ те конференция прошла интересно: было много выступающих, а приглашенный на конференцию писатель В. Рудный рас­ сказал о своих дальнейших творческих планах. Клуб часто организует встречи матро­ сов с участниками Великой Отечествен­ ной войны, знатными людьми нашей стра­ ны. За последнее время очень хорошо про­ шли встречи с депутатом Верховного Со­ вета СССР А. Я. Маклаковым. Героем Со­ ветского Союза тов. Гущиным, с ветеранами Великой Отечественной вой­ ны капитан-лейтенантом Соколовым, стар- игим лейтенантом Васильевым, мичмана­ ми Юрко. Марковым и другими. Работники клуба совместно с инструк­ тором физической подготовки организуют различные спортивно-массовые игры, пе­ ретягивание каната, состязания по бок­ су и т. I. Сейчас устраиваются шлюпоч­ ные соревнования, перетягивание барка­ сов на веслах, лазание по канату'. Уком­ плектованы и участвуют в соревнованиях футбольные, волейбольные и шлюпочные команды. Любят матросы и старшины в часы от­ дыха поиграть в шашки, шахматы, доми­ но Поэтому здесь часто проводятся шах­ матно-шашечные турниры, которые прив­ лекают большое количество участников и «болельщиков». Хорошо используется клубом также и радио. Г* предвыходные и выходные дни П|м>водятея специальные радпопередачи, литературные и музыкальные концерты грамзаписи по заявкам личного состава, переда чи радиогазет, выступлешш перед микро(1юноч отличников боевой и полити­ ческой подготовки и классных специали­ стов. В один из выходных дней клуоом была подготовлена и передана по радио литературная викторина, в которой при­ няло участие много матросов и старшин. В ответах они показали глубокие знания художественной литературы. За лучшие ответы в проведенной викторине коман­ дир наградил старшину 1 статьи Берези­ на хорошей книгой. Массовые мероприятия всегда трансли­ руются по радио. Это дает возможность охватить большее количество матросов и старшин к ул ь т у рны м досугом. В организации отдыха личного состава клуб широко использует кинофильмы. Не так давно здесь с успехом прошел кино­ фестиваль. посвященный 300-летию вос­ соединения Украины с Россией. Часто работники клуба в дни отдыха в куориках рассказывают о лучших со вотских кинофильмах, организуют обсуж­ дение наиболее выдающихся из них. Широко используется и матросская ху­ дожественная самодеятельность. В пред­ выходные и выходные дни в к.тубе вы­ ступает не только свой самодеятельный коллектив. Сюда приглашаются коллекти­ вы матросской художественной самодея­ тельности других кораблей и частей. Так матросский клуб строит свою ра­ боту по оказанию помощи командирам и политпаботникам в организации культур­ ного досуга личного состава в предвыход­ ные и выходные дни. Следует сказать, что клубу большую помощь оказывают партийные и комсо­ мольские организации. Многие комсомоль­ цы принимают участие в работе круж­ ков и проведении массовых мероприятий. Постоянную запогу о работе клуба про­ ятляет командир. Вместе с тем, в работе к.туба по куль­ турному обслуживанию личного состава, особенно в предвыходные и выходные дни, имеются и существенные недостат­ ки. Слабо и подчас неглубоко готовятся отдельные мероприятия, намеченные на предвыходные и выходные дни. в ре­ зультате чего они проходят скучно. Имеются случаи, когда запланированные мероприятия переносятся. Редко практикует клуб такую форму работы, как встречи личного состава с передовыми рабочими промысловых npei- щтятий Мурманска. Не организуются эк­ скурсии личного состава на предприятия и в музей Северного флота. Не проводят­ ся спортивные вечера. ,В организации культурного досуга лич­ ного состарл не может быть шаблона я формализма. Работникам клуба следует больше проявлять творческой инициати­ вы, вдумчиво и глубоко готовить каждое мероприятие по организации досуга лич­ ного состава, памятуя о том. что хорошо организованный отдых военных моряков способствует более плодотворной учебе, укреплению воинской дисциплины, даль­ нейшему повышению боеготовности ко­ раблей и частей флота. Офицер П . КОЗЛОВ. Наказ членов ВЛКСМ—в действии На отчетно-выборном собрании комсо­ мольцы вскрыли серьезные недостатки в работе актавистов, которые слабо боро­ лись за укрепление уставного порядка в подразделении. Вновь избранное бюро уч­ ло справедливую критику. Об этом гово­ рят многие факты. В подразделение прибыли молодые ма­ тросы. У них не было еще достаточных знаний' и опыта. Так. матросы Глазунов и Кормильчиков. хорошо освоив передачу сигналов и радиоаппаратуру, с трудом совершенствовали навыки в приеме аа слух. По заданию бюро классный спе­ циалист старшина 2 статьи Булычёв при­ шел на помощь воинам. Терпеливо и на­ стойчиво передавал старшина свои знания радистам. На опыте отличников он дока­ зал матросам, что успехов в учебе мож­ но добиться только при высокой дис­ циплинированности. при -строгом выпол­ нении требований уставов, инструкций я наставлений. Молодым матросам помогали и другие моряки. Тов. Кормильчиков отставал з политической подготовке, не умел само­ стоятельно работать над книгой, распре­ делять свободное время. Отличник боевой и политической подготовки старший ма­ трос Алексеенко по собственной инициа­ тиве стал заниматься с ним. Часто вои­ нов можно было видеть в комнате поли­ тико-просветительной работы. Сейчас Кормильчиков отлично успевает на политических занятиях. Командир поз- Разделения написал благодарственное письмо его матери. . Комсомольская организация широко про­ пагандирует опыт тех. кто несет службу строго по уставу. Ревностным поборником дисциплины является, например, старший матрос Алексеенко. Приятно зайти в куб­ рик. когда он дежурит: койки аккуратно заправлены, всюду идеальная чистота, свежий воздух, в бачке всегда кипяченая вода. Большое место в работе бюро занимают рассказы отпускников, лекции, доклады. Зл последнее время личный состав про­ слушал лекцию об атомной энергии, бе­ седу «Бдительность — наше оружие»: проведен тематический вечер о войсковой дружбе и войсковом товариществе, bctjk?- ча с экипажем ледокола «Ленин» и встречи с Героями Советского Союза. Демобилизованные воины старшие ма­ тросы Раэнован и Костюк. уходя в запас, рассказали молодому пополнению о своей службе. Тепло провожали их матросы. Недавно было получено письмо из дале­ кой Молдавии от старшего иматроса запа­ са Разнована. Бывший моряк желает своим сослуживцам новых успехов в боевой учебе. Недавно командир, отмечая успехи под­ разделения в учебе и дисциплине, высо­ ко оценил работу комсомольской органи­ зации. направленную на оказание помо- щр командиру в укреплении дисциплины, организованности и порядка. Матрос В. КОКАРОВЦЕВ. К Р И Т И К А П О М О Г Л А Одно время рядовой Кулик начал на­ рушать воинскую дисциплину. Командир и члены комсомольского бюро побеседова­ ли с ним. напомнили ему о требованиях воинских уставов, об обязанностях члена ВЛКСМ. Вскоре проступки комсомольца Кулика обсудили на заседании бюро, а затем на собрании. ^страя. но справедливая критика то­ варищей возымела действие. Тов. Кулик начал исправляться. Вот уже длительное время он не имеет замечаний. Повыси­ лись у него и показатели в труде. За по­ следнее время тов. Кулик ежедневно вы­ полняет производственные задания на 200 — 230 процентов. Ефрейтор Т. АБЛОЖНЫЙ. Хроника комсомольском жизни С первых дней службы в подразделении комсомолец матрос Кошкин зарекомендо­ вал себя дисциплинированным и любозна­ тельным воином. Он настойчиво изучал специальность. В этом ему помогали стаошины ч офицеры. Передового воина комсомольцы избрали з члены бюро ВЛКСМ. Старший матрос Н. МИШИН Старший матрос Гусев настойчиво и много занимался с матросом Борискиным. Он помог ему изучить новый Устав ВЛКСМ и подготовиться для вступления в ряды комсомола. Став членом ВЛКСМ, мятрос Борискин с еще большим усер­ дием ппинялся за учебу. Оценивая его ревностное отношение к службе, коман­ дование присвоило Борискину очередное воинское звание «старший матрос». • Старший магрос Ю. СМИРНОВ. | К обсуждению индо-китайского вопроса Заявление Министра иностранных дел СССР В. М. МОЛОТО НА на Женевском совеьцании 8 июня 1954 г о д а Господин председатель, господа деле­ гаты! Восстановление мира в Индо-Китае яв­ ляется важной задачей Женевского сове­ щания — народы Индо-Китая связывают свои надежды с Женевским совещанием, рассчитывая, что оно внесет свой вклад в дело обеспечения мира. независимости, свободы и единства народов Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. На стороне националь- мо-< хчя г м мительного днижения народов Индо-Китая симпатии народов во всем мире. Их бор!»ба за национальную неза- вгсимость и свокму должна получить признание со стороны настоящего совеща­ ния. На участниках Женевского совещания лежит ответственная задача содействовать скорейшему прекращению военных дейст­ вий и установлению устойчивого, надеж­ ного мира в Индо-Китае. Нельзя, однако, не считаться и с тем, что, как видно, не все участники настоя­ щего совещания одинаково понимают свои задачи. Это видно из того, что происходит на настоящем совещании, а также вокруг Женевского совещания и одновременно с ним. Создастся впечатление, что не все участники совещания заинтересованы в скорейшем восстановлении мира в Индо- Китае. В самом деле, можно участвовать в Женевском совещании, но видеть свою за­ дачу не в восстановлении мира в Индо- Китае, а в том, чтобы доказать невозмож­ ность договориться по вопросу о прекра­ щении войны в Индо-Китае. Но те, кто стремятся доказать невозможность согла­ шения, те идут не просто по пути затя­ гивания войны в Индо-Китае, но на деле готовят дальнейшее расширение войны, со всеми ее опасными последствиями. Имеются факты, свидетельствующие о намерениях некоторых правительств вме­ сто восстановления мира подготовить дальнейшее расширение войны в Индо-Ки­ тае и увеличение числа участников этой войны. Мы не можем не считаться с та­ кого рода планами, к которым самое близ­ кое отношение имеет государственный де­ партамент США. Об этом говорят такие факты, как про­ должающаяся возня вокруг создания воен­ ного блока так называемой «Юго-Восточ- ной Азии» во главе с Соединенными Шта­ тами Америки, с участием в этом блоке некоторых колониальных держав и их на­ иболее услужливых сателлитов. Об этом жэ говорит факт военного совещания в Ва­ шингтоне с участием США, Англии, Франции, Австралии и Новой Зеландии. К такого же рода фактам следует отнести попытку правительства Таиланда поме­ шать урегулированию индо-китайского во­ проса на Женевском совещании, что сде­ лано явно по указке иностранных агрес­ сивных кругов. Предложение Таиланда создать при Совете Безопасности комис­ сию по наблюдению за положением на гра­ нице Индо-Китая является попыткой за­ ранее подготовить какой-нибудь повод для вмешательства формально Организации Об’единенных Наций, а фактически Сое­ диненных Штатов Америки, во внутрен­ ние дела Индо-Китая, и направлено на то, чтобы подорвать доверие к Женевскому совещанию, занимающемуся конкретными вопросами восстановления мира в Индо- Китае. Мы не можем не считаться с тем, что в агрессивных кругах отдельных стран существуют опасения насчет возможности достижения на Женевском совещании не­ которых положительных результатов по мирному урегулированию индо-китайского вопроса. В этих условиях советская деле­ гация считает необходимым подчеркнуть всю ответственность, лежащую на настоя­ щем совещании в отношении прекращения военных действий и восстановления мира в Индо-Китае. Что касается Советского Союза, то он рассматривает вопрос о прекращении во­ енных действий в Индо-Китае не как ко­ роткую передышку для дальнейшего про­ должения. а, быть может, и расширения войны, а как установление устойчивого мира. Именно поэтому мы считаем необхо­ димым рассмотрение на Женевском сове­ щании как военных, так и политических вопросов. 1. К вопросу о прекращении военных действий Когда приступили к обсуждению индо- китайского вопроса, была достигнута дого­ воренность начать с военных вопросов, чтобы затем перейти к рассмотрению во­ просов политического урегулирования в Индо-Китае. Теперь уже пора подвести некоторые итоги рассмотрения военных вопросов на протяжении последних четы­ рех недель и не откладывать больше рас­ смотрение вопросов политического урегу­ лирования, тем более, что обсуждение под­ твердило. что обе эти категории вопросов тесно связаны между собой. Предложения, относящиеся к прекра­ щению военных действий в Индо-Китае, были внесены как делегацией Демократи­ ческой Республики Вьетнам, так и деле­ гацией Франции. В ходе обсуждения де­ легация Китайской Народной Республики внесла свои предложения об основных принципах соглашения о прекращении во­ енных действий. Обсуждение этих предло­ жений показало, что по ряду вопросов на­ метилось сближение точек зрения участ­ ников совещания. К таким вопросам относится, прежде всего, вопрос о необходимости одновремен­ ного прекращения военных действий на всей территории Индо-Китая всеми воору­ женными силами воюющих сторон. Хотя в связи с этим на совещании и делались некоторые оговорки, однако, как извест­ но, мы достигли соглашения по этому во­ просу. Ввиду сложной военной обстановки в Индо-Китае прекращение военных дейст­ вий требует урегулирования вопроса о зо­ нах расположения войск той и другой сто­ роны. Этот вопрос нельзя разрешить ина­ че, как путем непосредственных перего­ воров между сторонами. В соответствии с решением совещания, принятым 29 мая, установлен контакт между военными представителями обеих сторон. Это уже сделано в Женеве. Признано также необ­ ходимым. чтобы был установлен соответ­ ствующий контакт на месте в Индо-Китае. Началось рассмотрение вопроса о зонах и соответствующей дислокации войск обеих сторон, что является важным шагом в де­ ле урегулирования индо-китайского во­ проса. В ходе дискуссии было также установ­ лено. что все участники Женевского со­ вещания в принципе согласны с предло­ жением Демократической Республики Вьетнам относительно того, чтобы прекра­ щение военных действий в Индо-Китае сопровождалось недопущением перебросок в Индо-Китай извне новых войск и во­ енного персонала всех видов, а также всякого рода вооружения и боеприпасов. Это и понятно, так как любое соглашение о прекращении военных действий можно превратить в клочок бумаги, если не по­ заботиться о том. чтобы не допустить по­ ступления в Индо-Китай извне войск, во­ оружения и боеприпасов. В противном случае прекращение военных действий могло бы быть использовано в качестве кратковременной передышки для накопле­ ния сил и возобновления войны, быть мо­ жет. в еще большем масштабе. Не вызвало также сомнений у участни­ ков совещания предложение относительно создания смешанных комиссии из пред­ ставителей обеих сторон по контролю за выполнением условий соглашения о пре­ кращении военных действий. Важное зна­ чение таких комиссий вытекает уже хо­ тя бы из того, что именно на непосредст­ венно заинтересованных сторонах должна лежать главная ответственность за выпол­ нение указанного соглашения и что если стороны не будут стремиться к соблюде­ нию достигнутой догозоренности, то нч- ktv другой не сможет обеспечить долж­ ных результатов от подписанного согла­ шения. Особо детальному обсуждению был под­ вергнут вопрос о необходимости установ­ ления международного наблюдения за выполнением условий соглашения о пре­ кращении военных действий в Индо-Ки­ тае. Все делегации согласились с тем, что для осуществления такого международного наблюдения необходимо создание соответ­ ствующего авторитетного международного органа. На этом вопросе мне еще придется остановиться, поскольку здесь имеются серьезные расхождения в позициях деле­ гаций. Советская делегация, как известно, по­ ложительно отнеслась и к предложению Франции относительно того, чтобы участ­ ники Женевского совещания приняли на себя обязательства о гарантиях выполне­ ния соглашения о прекращении военных действий в Индо-Китае. Другие делегации также высказались за необходимость га­ рантий. хотя не все стороны этого вопро­ са были подвергнуты достаточному рас­ смотрению. Имеются, однако, вопросы, по которым существуют расхождения между деле­ гациями. Что это за вопросы? Прежде всего, необходимо остановиться на вопросе о международном наблюдении за выполнением соглашения. Как известно. Советский Союз предложил образовать ко­ миссию нейтральных стран по наблюде­ нию в составе Индии, Польши, Чехослова­ кии и Пакистана. Две из этих стран — Индия и Пакистан — имеют дипломати­ ческие отношения с одной стороной, а именно — с Францией, а две других — Польша и Чехословакия — имеют дипло­ матические отношения с другой стороной — с Демократической Республикой Вьет­ нам. Советская делегация полагает, что указанный состав международной комис­ сии имел бы необходимый авторитет и мог бы обеспечить, чтобы в работе этого международного органа не было однобоко­ сти и пристрастного отношения к той или другой стороне. Возражения против уча­ стия в этой комиссии таких стран, как Польша и Чехословакия, якобы не могу­ щих в данном случае стоять на нейтраль­ ных позициях по идеологическим сообра­ жениям, ни на чем не основаны. В немонь- шей мере такие возражения могут быть пред'явлены к капиталистическим стра­ нам. Здесь язно забывают о том, что ука­ занный довод — палка о двух концах, о чем едва ли следует распространяться. Нельзя забывать и о том. что по соглаше­ нию о перемирии в Корее также создана комиссия нейтральных стран с участием представителей Польши и Чехословакии. Теперешние попытки дискредитировать указанную комиссию по Корее явно несо­ стоятельны и не могут рассматриваться иначе, как стремление помешать достиже­ нию договоренности по важному вопросу. Нет еще должной договоренности также относительно задач и функций как меж­ дународной комиссии по наблюдению, так и смешанных комиссий из представителей обеих сторон. Взаимоотношения между этими комиссиями должны определяться различием в их функциях. Главной задачей комиссии нейтральных государств является: обеспечить недопущение переброски в Индо-Китай войск и пероонала всех видов, а также всякого рода вооружений и бое­ припасов; наблюдение за осуществлением обе­ ими сторонами постановлений об опре­ делении военных демаркационных линий и об установлении демилитаризованных зон; наблюдение за перемещением воинских частей, проводимых для урегулирования зон :. наблюдение за работой по репатриации обеими сторонами военнопленных и интер­ нированных граждан: расследование по просьбе смешанной комиссии или одной из сторон этой комис­ сии фактов нарушения соглашения о пре­ кращении военных действий в демилита­ ризованных зонах и представление обеим сторонам предложений об их устранении. Задачей смешанных комиссий является — обеспечить осуществление конкретных мероприятии на местах по выполнению условий соглашения о прекращении воен­ ных действий. Эти мероприятия будут от­ носиться: к контролю за обеспечением одновре­ менного и повсеместного прекращения ог­ ня; к выполнению плана урегулирования зон и к перегруппировке вооруженных сил обеих сторон; к разрешению путем переговоров меж­ ду военными представителями сторон дру­ гих вопросов, связанных с нарушением условий соглашения. Возникает вопрос, как быть в том слу­ чае, если внутри этих комиссий или меж­ ду ними не будет достигнуто соглашения ио тому или иному вопросу. Иначе гово­ ря, где тот орган, к которому следует апеллировать в случае наличия в комис­ сиях разногласий. Ответить на этот во­ прос нетрудно, если исходить из упомя­ нутого ранее предложения, что определен­ ные государства должны c f a T b гарантами выполнения соглашения о прекращении военных действий в Индо-Китае. Это зна­ чит, что в необходимых случаях инстан­ цией, к которой следует апеллировать, яв­ ляются государства-гаранты. На них будет лежать обязанность принять надле- л;ащие согласованные меры, направленные на устранение нарушения соответствую­ щего соглашения или угрозы такого нару­ шения. Нельзя не признать, что вопрос о ха­ рактере и функциях наблюдения за вы­ полнением условий соглашения о прекра­ щении военных действий в Индо-Китае требует дальнейшего рассмотрения. Однако, в случае, если все мы согласимся с опре­ деленными исходными положениями, не будет особенно серьезных затруднений к достижению договоренности по этому важ­ ному вопросу. В ходе обсуждения проблемы восстанов­ ления мира в Индо-Китае возник во­ прос, должно ли решение о прекращении военных действий и установлении соот­ ветствующих условий для перемирия отно­ ситься ко всем трем государствам Индо- Китая. При этом обнаружились расхожде­ ния между участниками совещания. Со­ ветская делегация исходит из того поло­ жения, что перед нами стоит задача вос­ становления мира в Индо-Китае в целом, как это и предусмотрено берлинским ком­ мюнике. При этом нельзя упускать из виду то­ го, что во всех трех индо-китайских го­ сударствах — Вьетнаме, Камбодже и Ла­ осе — события имеют одни и те же основ­ ные причины. Развернувшиеся в Индо- Китае события показывают, что во Вьет­ наме, а также в Лаосе и Камбодже имеет место национально-освободительная борьба против иностранного колониального гос­ подства. В этой борьбе участвуют не толь­ ко те или иные вооруженные силы, но также и сами народы. Только этим можно об'ясннть размах и силу народно-освобо­ дительного движения в Индо-Китае. Разумеется, нельзя не впдеть и разли­ чий в национально-освободительном дви­ жении отдельных государств Индо-Китая. Так, во Вьетнаме три четверти террито­ рии страны не находится под контролем официальных властей правительства Бао Дая. Известно, что огромные территории Вьетнама на севере, а также в центре и на юге страны управляются органами правительства Демократической Республи­ ки Вьетнам. Что касается Лаоса, то и здесь около половины территории страны не находится под коггтролем официальных органов правительства. В Камбодже раз­ мер территории, не находящийся под кон­ тролем официальных властей, меньше, чем в других районах Индо-Китая, но и здесь развертывается национально-освободитель­ ная борьба. Поэтому было бы неправильно отрицать наличие как в Лаосе, так и Кам­ бодже национально-освободительной борьбы и об’яснять происходящие здесь события влиянием каких-либо внешних факторов, например, вмешательством вооруженных сил Вьетнама. Глава делегации Демокра­ тической Республики Вьетнам убедитель­ ным образом опроверг такого рода утверж­ дения. Присутствующие здесь представители Лаоса, а также Камбоджи придерживаются другого мнения по этому вопросу. Но ведь и присутствующий среди нас пред­ ставитель правительства Бао Дая готов отрицать наличие, народно-освободительно­ го движения во Вьетнаме, хотя неоснова­ тельность этих утверждении очевидна. Можно с полным основанием сказать, что такого рода заявления свидетельствуют о том, что в них не отражаются ни дейст­ вительное положение, ни действительная связь со своим народом, что в этих заяв­ лениях голословно отрицаются широко из­ вестные факты. Некоторые участники совещания пыта­ лись убедить нас в том, что задача уста­ новления независимости индо-китайских государств — Вьетнама, Лаоса и Камбод­ жи— будто бы уже полностью решена, что национальные требования этих стран уже удовлетворены. Представитель Камбоджи ссылался при этом на соглашения с Фран­ цией от 1949 года и 1S53 года. Предста­ витель Лаоса ссылался здесь на соглаше­ ние с Францией от 1949 года. Наконец, представитель правительства Бао Дая ссы­ лался на недавнее соглашение с Франци­ ей, которое, однако,, так и остается еще не подписанным, а поэтому и не опубли­ кованным. Все эти заявления не могут внушить доверия, поскольку они не обе­ спечивали и не обеспечивают действи­ тельной независимости индо-китайских государств. При таком положении стано­ вится понятным, почему почти ни одно государство Азии — и в том числе Ин­ дия, Пакистан, Индонезия, Бирма — не придают серьезного значения таким заяв­ лениям. Только этим можно об’яснить, что страны Азии не хотят иметь диплома­ тических отношений ни с Вьетнамом, ни с Лаосом, ни с Камбоджей. Можно было бы, кроме того, сослаться, например, на заявления видных государственных и об­ щественных деятелей Франции и США, уделяющих значительное внимание Индо- Китаю, в которых содержатся определен­ ные признания наличия национально-ос­ вободительного движения во всех трех странах Индо-Китая и в которых, вме­ сте с тем, указывается на необходимость, чтобы со стороны Франции была обеспече­ на, наконец, независимость Вьетнама, Ла­ оса и Камбодяги. Война в Индо-Китае ведется уже восемь лет. Со стороны правительства Франции делалось немало попыток добиться своих целей военными мерами. Это не дало ре­ зультатов. С начала образования Демократической Республики Вьетнам существовало немало планов, направленных на военный разгром ее армии и на удушение Демократической Республики Вьетнам с целью восстановле­ ния колониальных порядков. Это стоило многих жертв народам Индо-Китая. Вместе с тем. война в Индо-Китае принесла и французскому народу тяжелые жертвы — людские и материальные. После первых успехов, одержанных в результате внезапного нападения па Де­ мократическую Республику Вьетнам, французский экспедиционный корпус на­ чал из года в год терпеть поражения, и это, несмотря на все поставки американ­ ского вооружения: танков, самолетов, бое­ припасов, а также другого военного сна­ ряжения и материалов, количество кото­ рых все возрастало за последние годы. Здесь уместно привести некоторые данные о потерях Французского экспедиционного корпуса в Индо-Китае, о которых широко известно из выступлений в Национальном собрании Франции. Эти потери составляют значительно больше 100 тыс. человек убитыми и ранеными, причем эти потери все возрастают. Индо-китайская война стоила Франции свыше 2.000 миллиардов Франков. По данным, опубликованным в американском журнале «Ридерс дайджеют» за май 1954 г., «восьмилетняя война обо­ шлась Франции почти в такую же сумму, какую она получила от Соединенных Штатов Америки в качестве экономиче­ ской и военной помощи». Еще недавно прославлялся план генера­ ла Наварра, относительно которого госу­ дарственный секретарь США в прошлом году говорил, что «война в Индо-Китае будет успешно закончена в течение буду­ щего года», т. е. в течение 1954 года. В другом заявлении представителя госдепар­ тамента. относящемся к февралю текуще­ го года, было сказано: «Мы подписались под планом генерала Наварра и верим, что он принесет успех». Потребовалось немного времени, чтобы расстаться с рас­ четами на успех такого рода планов. Этот факт нельзя не признать поучитель­ ным. 2. О политических проблемах Индо-Китая Мне пришлось коснуться военных со­ бытий в Индо-Китае, а также последст­ вий этих событий. Однако следует при­ знать, что восстановление мира в Индо- Китае не сводится только к военным во­ просам. Совершенно очевидно, что задача уста­ новления прочного мира в Индо-Китае требует урегулирования политических во­ просов. На это советская делегация неод­ нократно указывала, выступая в поддерж­ ку предложений, внесенных Демократиче­ ской Республикой Вьетнам на рассмотре­ ние совещания. При этом особенно важное значение имеют две основных проблемы. Первая проблема относится к взаимоотношениям между Францией и государствами Индо- Китая. Вторая — к внутриполитическому положению в индо-китайских государст­ вах. Советская делегация считает, что изло­ женная здесь позиция Демократической Республики Вьетнам по вопросу о взаимо­ отношениях с Францией создает необхо­ димые предпосылки для дружественного урегулирования этой проблемы между за­ интересованными сторонами в том случае, если и Франция стремится к такому уре­ гулированию. Мы слышали здесь заявления о том,- что Франция выражает готовность при­ знать независимость Вьетнама и других индо-китайских государств с должным обеспечением их суверенитета и нацио­ нальных интересов. С другой стороны, мы знаем, что правительство Демократической Республики Вьетнам выразило готовность • рассмотреть вопрос о вхождении Демокра­ тической Республики Вьетнам, в соответ­ ствии с принципом добровольности, во Французский союз. Поскольку обе стороны заявляют о возможности урегулировать вопрос о взаимоотношениях на основе признания ирннципов национальной сво­ боды и независимости, казалось бы, что решение этого вопроса не должно было бы натолкнуться на непреодолимые препят­ ствия. Здесь были сделаны заявления офици­ альных представителен короля Камбоджи и короля Лаоса, что вопрос о независимо­ сти этих государств будто бы полностью уже урегулирован чуть ли еще не в 1949 году. Представитель правительства Бао Дая, в свою очередь, ссылался и цитиро­ вал текст, который никем не подписан и, видимо, остается у него в кармане. 0 неубедительности этих заявлений уже го­ ворилось. Можно сказать, что эти заявле­ ния повсюду не встречают доверия. Вот что. например, сказано в докладе, от 12 мая 1953 г. специальной миссии палаты представителей США о поездке в Пакистан, Индию, Таиланд и Индо-Китай пс- вопросу о положении в Индо-Китае: «Несмотря на заявления Франции о том, что она намерена предоставить неза­ висимость. многие индокитайцы говорят, что волнения и неспособность оказывать более сильную поддержку своему прави­ тельству об’ясияются тем. что народ при существующих обстоятельствах не имеет достаточной веры ни в своих руководите- (Окончание см. на 4 -й стр .).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz