На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
10 июня 1954 г., № 136 (4978). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Ма,жмое ж н у ж н о е д е л о И з опыта работы м атросского клуба по организации досуга воинов Всеми средствами и Формами культурно- пгос.ветительной работы наши клубы при званы помогать командирам и политра ботникам в организации и проявлении культурного отдыха личного состава. 11|Х11ЧСрО\| В ЭТОМ ОТНОПК'НИИ МОЖеТ служить клvо. где работает старшин лейтенант Кузин. Чтобы организовать культурный отдых матросов и старшин, 3 1 есь всегда поводится большая подгото вительная паоота. В середине недели активисты обсуж дают итоги прошедшего выходного дня. тгри этом учитываются мероприятия, ко торые больше всего понравились матро сам и старшинам, а также вскрываются недостатки. Начальник клуба, как прави ло, советуется с политработниками, се кретарями партийных и комсомольских организаций. Физруками и с активом о том. как лучше прогнчти отшх личного состава в предстоящий день отдыха. По сле этого составляется план культурно- массовых меройриятии. Однако составить план проведения от. дыха личного состава — это только часть дела. Важно привлечь к его вы- пелнению матросов и старшин, чтобы он*! гю собственному желанию и инициативе охотно шли туда, где будут проходить то или иные мероприятия. Так о5ычно и поступают клубные работники. Они при нимают меры к тому, чтобы в дни отды ха в клубе и кубриках была прочитана интересная лекция или доклад, щхявуча- ла бодрая песня, показал жизнерадостный концепт протемонстрирова-н новый кино фильм. Умело и с п о л ь з у ю т с я клубом и такие формы работы, как тематические вечера и читательские конференции. При чем и к этим мероприятиям заранее тща тельно готовятся. Когда однажды решили провести читательскую конференцию по повести В. Рудного «Гангутцы». этому предшествовала большая подготовительная работа. Библиотека клуба разработала план конференции, подобрала докладчика и выступающих. После этого по радио пе редали специальный библиографический обзор. В кубрике состоялись громкие чит ки отдельных глав повести. 0 читатель ской конференции заранее известили весь личный состав. К этому времени была оформлена посвященная ей фотовитрина, написаны лозунги, плакаты. В результа те конференция прошла интересно: было много выступающих, а приглашенный на конференцию писатель В. Рудный рас сказал о своих дальнейших творческих планах. Клуб часто организует встречи матро сов с участниками Великой Отечествен ной войны, знатными людьми нашей стра ны. За последнее время очень хорошо про шли встречи с депутатом Верховного Со вета СССР А. Я. Маклаковым. Героем Со ветского Союза тов. Гущиным, с ветеранами Великой Отечественной вой ны капитан-лейтенантом Соколовым, стар- игим лейтенантом Васильевым, мичмана ми Юрко. Марковым и другими. Работники клуба совместно с инструк тором физической подготовки организуют различные спортивно-массовые игры, пе ретягивание каната, состязания по бок су и т. I. Сейчас устраиваются шлюпоч ные соревнования, перетягивание барка сов на веслах, лазание по канату'. Уком плектованы и участвуют в соревнованиях футбольные, волейбольные и шлюпочные команды. Любят матросы и старшины в часы от дыха поиграть в шашки, шахматы, доми но Поэтому здесь часто проводятся шах матно-шашечные турниры, которые прив лекают большое количество участников и «болельщиков». Хорошо используется клубом также и радио. Г* предвыходные и выходные дни П|м>водятея специальные радпопередачи, литературные и музыкальные концерты грамзаписи по заявкам личного состава, переда чи радиогазет, выступлешш перед микро(1юноч отличников боевой и полити ческой подготовки и классных специали стов. В один из выходных дней клуоом была подготовлена и передана по радио литературная викторина, в которой при няло участие много матросов и старшин. В ответах они показали глубокие знания художественной литературы. За лучшие ответы в проведенной викторине коман дир наградил старшину 1 статьи Берези на хорошей книгой. Массовые мероприятия всегда трансли руются по радио. Это дает возможность охватить большее количество матросов и старшин к ул ь т у рны м досугом. В организации отдыха личного состава клуб широко использует кинофильмы. Не так давно здесь с успехом прошел кино фестиваль. посвященный 300-летию вос соединения Украины с Россией. Часто работники клуба в дни отдыха в куориках рассказывают о лучших со вотских кинофильмах, организуют обсуж дение наиболее выдающихся из них. Широко используется и матросская ху дожественная самодеятельность. В пред выходные и выходные дни в к.тубе вы ступает не только свой самодеятельный коллектив. Сюда приглашаются коллекти вы матросской художественной самодея тельности других кораблей и частей. Так матросский клуб строит свою ра боту по оказанию помощи командирам и политпаботникам в организации культур ного досуга личного состава в предвыход ные и выходные дни. Следует сказать, что клубу большую помощь оказывают партийные и комсо мольские организации. Многие комсомоль цы принимают участие в работе круж ков и проведении массовых мероприятий. Постоянную запогу о работе клуба про ятляет командир. Вместе с тем, в работе к.туба по куль турному обслуживанию личного состава, особенно в предвыходные и выходные дни, имеются и существенные недостат ки. Слабо и подчас неглубоко готовятся отдельные мероприятия, намеченные на предвыходные и выходные дни. в ре зультате чего они проходят скучно. Имеются случаи, когда запланированные мероприятия переносятся. Редко практикует клуб такую форму работы, как встречи личного состава с передовыми рабочими промысловых npei- щтятий Мурманска. Не организуются эк скурсии личного состава на предприятия и в музей Северного флота. Не проводят ся спортивные вечера. ,В организации культурного досуга лич ного состарл не может быть шаблона я формализма. Работникам клуба следует больше проявлять творческой инициати вы, вдумчиво и глубоко готовить каждое мероприятие по организации досуга лич ного состава, памятуя о том. что хорошо организованный отдых военных моряков способствует более плодотворной учебе, укреплению воинской дисциплины, даль нейшему повышению боеготовности ко раблей и частей флота. Офицер П . КОЗЛОВ. Наказ членов ВЛКСМ—в действии На отчетно-выборном собрании комсо мольцы вскрыли серьезные недостатки в работе актавистов, которые слабо боро лись за укрепление уставного порядка в подразделении. Вновь избранное бюро уч ло справедливую критику. Об этом гово рят многие факты. В подразделение прибыли молодые ма тросы. У них не было еще достаточных знаний' и опыта. Так. матросы Глазунов и Кормильчиков. хорошо освоив передачу сигналов и радиоаппаратуру, с трудом совершенствовали навыки в приеме аа слух. По заданию бюро классный спе циалист старшина 2 статьи Булычёв при шел на помощь воинам. Терпеливо и на стойчиво передавал старшина свои знания радистам. На опыте отличников он дока зал матросам, что успехов в учебе мож но добиться только при высокой дис циплинированности. при -строгом выпол нении требований уставов, инструкций я наставлений. Молодым матросам помогали и другие моряки. Тов. Кормильчиков отставал з политической подготовке, не умел само стоятельно работать над книгой, распре делять свободное время. Отличник боевой и политической подготовки старший ма трос Алексеенко по собственной инициа тиве стал заниматься с ним. Часто вои нов можно было видеть в комнате поли тико-просветительной работы. Сейчас Кормильчиков отлично успевает на политических занятиях. Командир поз- Разделения написал благодарственное письмо его матери. . Комсомольская организация широко про пагандирует опыт тех. кто несет службу строго по уставу. Ревностным поборником дисциплины является, например, старший матрос Алексеенко. Приятно зайти в куб рик. когда он дежурит: койки аккуратно заправлены, всюду идеальная чистота, свежий воздух, в бачке всегда кипяченая вода. Большое место в работе бюро занимают рассказы отпускников, лекции, доклады. Зл последнее время личный состав про слушал лекцию об атомной энергии, бе седу «Бдительность — наше оружие»: проведен тематический вечер о войсковой дружбе и войсковом товариществе, bctjk?- ча с экипажем ледокола «Ленин» и встречи с Героями Советского Союза. Демобилизованные воины старшие ма тросы Раэнован и Костюк. уходя в запас, рассказали молодому пополнению о своей службе. Тепло провожали их матросы. Недавно было получено письмо из дале кой Молдавии от старшего иматроса запа са Разнована. Бывший моряк желает своим сослуживцам новых успехов в боевой учебе. Недавно командир, отмечая успехи под разделения в учебе и дисциплине, высо ко оценил работу комсомольской органи зации. направленную на оказание помо- щр командиру в укреплении дисциплины, организованности и порядка. Матрос В. КОКАРОВЦЕВ. К Р И Т И К А П О М О Г Л А Одно время рядовой Кулик начал на рушать воинскую дисциплину. Командир и члены комсомольского бюро побеседова ли с ним. напомнили ему о требованиях воинских уставов, об обязанностях члена ВЛКСМ. Вскоре проступки комсомольца Кулика обсудили на заседании бюро, а затем на собрании. ^страя. но справедливая критика то варищей возымела действие. Тов. Кулик начал исправляться. Вот уже длительное время он не имеет замечаний. Повыси лись у него и показатели в труде. За по следнее время тов. Кулик ежедневно вы полняет производственные задания на 200 — 230 процентов. Ефрейтор Т. АБЛОЖНЫЙ. Хроника комсомольском жизни С первых дней службы в подразделении комсомолец матрос Кошкин зарекомендо вал себя дисциплинированным и любозна тельным воином. Он настойчиво изучал специальность. В этом ему помогали стаошины ч офицеры. Передового воина комсомольцы избрали з члены бюро ВЛКСМ. Старший матрос Н. МИШИН Старший матрос Гусев настойчиво и много занимался с матросом Борискиным. Он помог ему изучить новый Устав ВЛКСМ и подготовиться для вступления в ряды комсомола. Став членом ВЛКСМ, мятрос Борискин с еще большим усер дием ппинялся за учебу. Оценивая его ревностное отношение к службе, коман дование присвоило Борискину очередное воинское звание «старший матрос». • Старший магрос Ю. СМИРНОВ. | К обсуждению индо-китайского вопроса Заявление Министра иностранных дел СССР В. М. МОЛОТО НА на Женевском совеьцании 8 июня 1954 г о д а Господин председатель, господа деле гаты! Восстановление мира в Индо-Китае яв ляется важной задачей Женевского сове щания — народы Индо-Китая связывают свои надежды с Женевским совещанием, рассчитывая, что оно внесет свой вклад в дело обеспечения мира. независимости, свободы и единства народов Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. На стороне националь- мо-< хчя г м мительного днижения народов Индо-Китая симпатии народов во всем мире. Их бор!»ба за национальную неза- вгсимость и свокму должна получить признание со стороны настоящего совеща ния. На участниках Женевского совещания лежит ответственная задача содействовать скорейшему прекращению военных дейст вий и установлению устойчивого, надеж ного мира в Индо-Китае. Нельзя, однако, не считаться и с тем, что, как видно, не все участники настоя щего совещания одинаково понимают свои задачи. Это видно из того, что происходит на настоящем совещании, а также вокруг Женевского совещания и одновременно с ним. Создастся впечатление, что не все участники совещания заинтересованы в скорейшем восстановлении мира в Индо- Китае. В самом деле, можно участвовать в Женевском совещании, но видеть свою за дачу не в восстановлении мира в Индо- Китае, а в том, чтобы доказать невозмож ность договориться по вопросу о прекра щении войны в Индо-Китае. Но те, кто стремятся доказать невозможность согла шения, те идут не просто по пути затя гивания войны в Индо-Китае, но на деле готовят дальнейшее расширение войны, со всеми ее опасными последствиями. Имеются факты, свидетельствующие о намерениях некоторых правительств вме сто восстановления мира подготовить дальнейшее расширение войны в Индо-Ки тае и увеличение числа участников этой войны. Мы не можем не считаться с та кого рода планами, к которым самое близ кое отношение имеет государственный де партамент США. Об этом говорят такие факты, как про должающаяся возня вокруг создания воен ного блока так называемой «Юго-Восточ- ной Азии» во главе с Соединенными Шта тами Америки, с участием в этом блоке некоторых колониальных держав и их на иболее услужливых сателлитов. Об этом жэ говорит факт военного совещания в Ва шингтоне с участием США, Англии, Франции, Австралии и Новой Зеландии. К такого же рода фактам следует отнести попытку правительства Таиланда поме шать урегулированию индо-китайского во проса на Женевском совещании, что сде лано явно по указке иностранных агрес сивных кругов. Предложение Таиланда создать при Совете Безопасности комис сию по наблюдению за положением на гра нице Индо-Китая является попыткой за ранее подготовить какой-нибудь повод для вмешательства формально Организации Об’единенных Наций, а фактически Сое диненных Штатов Америки, во внутрен ние дела Индо-Китая, и направлено на то, чтобы подорвать доверие к Женевскому совещанию, занимающемуся конкретными вопросами восстановления мира в Индо- Китае. Мы не можем не считаться с тем, что в агрессивных кругах отдельных стран существуют опасения насчет возможности достижения на Женевском совещании не которых положительных результатов по мирному урегулированию индо-китайского вопроса. В этих условиях советская деле гация считает необходимым подчеркнуть всю ответственность, лежащую на настоя щем совещании в отношении прекращения военных действий и восстановления мира в Индо-Китае. Что касается Советского Союза, то он рассматривает вопрос о прекращении во енных действий в Индо-Китае не как ко роткую передышку для дальнейшего про должения. а, быть может, и расширения войны, а как установление устойчивого мира. Именно поэтому мы считаем необхо димым рассмотрение на Женевском сове щании как военных, так и политических вопросов. 1. К вопросу о прекращении военных действий Когда приступили к обсуждению индо- китайского вопроса, была достигнута дого воренность начать с военных вопросов, чтобы затем перейти к рассмотрению во просов политического урегулирования в Индо-Китае. Теперь уже пора подвести некоторые итоги рассмотрения военных вопросов на протяжении последних четы рех недель и не откладывать больше рас смотрение вопросов политического урегу лирования, тем более, что обсуждение под твердило. что обе эти категории вопросов тесно связаны между собой. Предложения, относящиеся к прекра щению военных действий в Индо-Китае, были внесены как делегацией Демократи ческой Республики Вьетнам, так и деле гацией Франции. В ходе обсуждения де легация Китайской Народной Республики внесла свои предложения об основных принципах соглашения о прекращении во енных действий. Обсуждение этих предло жений показало, что по ряду вопросов на метилось сближение точек зрения участ ников совещания. К таким вопросам относится, прежде всего, вопрос о необходимости одновремен ного прекращения военных действий на всей территории Индо-Китая всеми воору женными силами воюющих сторон. Хотя в связи с этим на совещании и делались некоторые оговорки, однако, как извест но, мы достигли соглашения по этому во просу. Ввиду сложной военной обстановки в Индо-Китае прекращение военных дейст вий требует урегулирования вопроса о зо нах расположения войск той и другой сто роны. Этот вопрос нельзя разрешить ина че, как путем непосредственных перего воров между сторонами. В соответствии с решением совещания, принятым 29 мая, установлен контакт между военными представителями обеих сторон. Это уже сделано в Женеве. Признано также необ ходимым. чтобы был установлен соответ ствующий контакт на месте в Индо-Китае. Началось рассмотрение вопроса о зонах и соответствующей дислокации войск обеих сторон, что является важным шагом в де ле урегулирования индо-китайского во проса. В ходе дискуссии было также установ лено. что все участники Женевского со вещания в принципе согласны с предло жением Демократической Республики Вьетнам относительно того, чтобы прекра щение военных действий в Индо-Китае сопровождалось недопущением перебросок в Индо-Китай извне новых войск и во енного персонала всех видов, а также всякого рода вооружения и боеприпасов. Это и понятно, так как любое соглашение о прекращении военных действий можно превратить в клочок бумаги, если не по заботиться о том. чтобы не допустить по ступления в Индо-Китай извне войск, во оружения и боеприпасов. В противном случае прекращение военных действий могло бы быть использовано в качестве кратковременной передышки для накопле ния сил и возобновления войны, быть мо жет. в еще большем масштабе. Не вызвало также сомнений у участни ков совещания предложение относительно создания смешанных комиссии из пред ставителей обеих сторон по контролю за выполнением условий соглашения о пре кращении военных действий. Важное зна чение таких комиссий вытекает уже хо тя бы из того, что именно на непосредст венно заинтересованных сторонах должна лежать главная ответственность за выпол нение указанного соглашения и что если стороны не будут стремиться к соблюде нию достигнутой догозоренности, то нч- ktv другой не сможет обеспечить долж ных результатов от подписанного согла шения. Особо детальному обсуждению был под вергнут вопрос о необходимости установ ления международного наблюдения за выполнением условий соглашения о пре кращении военных действий в Индо-Ки тае. Все делегации согласились с тем, что для осуществления такого международного наблюдения необходимо создание соответ ствующего авторитетного международного органа. На этом вопросе мне еще придется остановиться, поскольку здесь имеются серьезные расхождения в позициях деле гаций. Советская делегация, как известно, по ложительно отнеслась и к предложению Франции относительно того, чтобы участ ники Женевского совещания приняли на себя обязательства о гарантиях выполне ния соглашения о прекращении военных действий в Индо-Китае. Другие делегации также высказались за необходимость га рантий. хотя не все стороны этого вопро са были подвергнуты достаточному рас смотрению. Имеются, однако, вопросы, по которым существуют расхождения между деле гациями. Что это за вопросы? Прежде всего, необходимо остановиться на вопросе о международном наблюдении за выполнением соглашения. Как известно. Советский Союз предложил образовать ко миссию нейтральных стран по наблюде нию в составе Индии, Польши, Чехослова кии и Пакистана. Две из этих стран — Индия и Пакистан — имеют дипломати ческие отношения с одной стороной, а именно — с Францией, а две других — Польша и Чехословакия — имеют дипло матические отношения с другой стороной — с Демократической Республикой Вьет нам. Советская делегация полагает, что указанный состав международной комис сии имел бы необходимый авторитет и мог бы обеспечить, чтобы в работе этого международного органа не было однобоко сти и пристрастного отношения к той или другой стороне. Возражения против уча стия в этой комиссии таких стран, как Польша и Чехословакия, якобы не могу щих в данном случае стоять на нейтраль ных позициях по идеологическим сообра жениям, ни на чем не основаны. В немонь- шей мере такие возражения могут быть пред'явлены к капиталистическим стра нам. Здесь язно забывают о том, что ука занный довод — палка о двух концах, о чем едва ли следует распространяться. Нельзя забывать и о том. что по соглаше нию о перемирии в Корее также создана комиссия нейтральных стран с участием представителей Польши и Чехословакии. Теперешние попытки дискредитировать указанную комиссию по Корее явно несо стоятельны и не могут рассматриваться иначе, как стремление помешать достиже нию договоренности по важному вопросу. Нет еще должной договоренности также относительно задач и функций как меж дународной комиссии по наблюдению, так и смешанных комиссий из представителей обеих сторон. Взаимоотношения между этими комиссиями должны определяться различием в их функциях. Главной задачей комиссии нейтральных государств является: обеспечить недопущение переброски в Индо-Китай войск и пероонала всех видов, а также всякого рода вооружений и бое припасов; наблюдение за осуществлением обе ими сторонами постановлений об опре делении военных демаркационных линий и об установлении демилитаризованных зон; наблюдение за перемещением воинских частей, проводимых для урегулирования зон :. наблюдение за работой по репатриации обеими сторонами военнопленных и интер нированных граждан: расследование по просьбе смешанной комиссии или одной из сторон этой комис сии фактов нарушения соглашения о пре кращении военных действий в демилита ризованных зонах и представление обеим сторонам предложений об их устранении. Задачей смешанных комиссий является — обеспечить осуществление конкретных мероприятии на местах по выполнению условий соглашения о прекращении воен ных действий. Эти мероприятия будут от носиться: к контролю за обеспечением одновре менного и повсеместного прекращения ог ня; к выполнению плана урегулирования зон и к перегруппировке вооруженных сил обеих сторон; к разрешению путем переговоров меж ду военными представителями сторон дру гих вопросов, связанных с нарушением условий соглашения. Возникает вопрос, как быть в том слу чае, если внутри этих комиссий или меж ду ними не будет достигнуто соглашения ио тому или иному вопросу. Иначе гово ря, где тот орган, к которому следует апеллировать в случае наличия в комис сиях разногласий. Ответить на этот во прос нетрудно, если исходить из упомя нутого ранее предложения, что определен ные государства должны c f a T b гарантами выполнения соглашения о прекращении военных действий в Индо-Китае. Это зна чит, что в необходимых случаях инстан цией, к которой следует апеллировать, яв ляются государства-гаранты. На них будет лежать обязанность принять надле- л;ащие согласованные меры, направленные на устранение нарушения соответствую щего соглашения или угрозы такого нару шения. Нельзя не признать, что вопрос о ха рактере и функциях наблюдения за вы полнением условий соглашения о прекра щении военных действий в Индо-Китае требует дальнейшего рассмотрения. Однако, в случае, если все мы согласимся с опре деленными исходными положениями, не будет особенно серьезных затруднений к достижению договоренности по этому важ ному вопросу. В ходе обсуждения проблемы восстанов ления мира в Индо-Китае возник во прос, должно ли решение о прекращении военных действий и установлении соот ветствующих условий для перемирия отно ситься ко всем трем государствам Индо- Китая. При этом обнаружились расхожде ния между участниками совещания. Со ветская делегация исходит из того поло жения, что перед нами стоит задача вос становления мира в Индо-Китае в целом, как это и предусмотрено берлинским ком мюнике. При этом нельзя упускать из виду то го, что во всех трех индо-китайских го сударствах — Вьетнаме, Камбодже и Ла осе — события имеют одни и те же основ ные причины. Развернувшиеся в Индо- Китае события показывают, что во Вьет наме, а также в Лаосе и Камбодже имеет место национально-освободительная борьба против иностранного колониального гос подства. В этой борьбе участвуют не толь ко те или иные вооруженные силы, но также и сами народы. Только этим можно об'ясннть размах и силу народно-освобо дительного движения в Индо-Китае. Разумеется, нельзя не впдеть и разли чий в национально-освободительном дви жении отдельных государств Индо-Китая. Так, во Вьетнаме три четверти террито рии страны не находится под контролем официальных властей правительства Бао Дая. Известно, что огромные территории Вьетнама на севере, а также в центре и на юге страны управляются органами правительства Демократической Республи ки Вьетнам. Что касается Лаоса, то и здесь около половины территории страны не находится под коггтролем официальных органов правительства. В Камбодже раз мер территории, не находящийся под кон тролем официальных властей, меньше, чем в других районах Индо-Китая, но и здесь развертывается национально-освободитель ная борьба. Поэтому было бы неправильно отрицать наличие как в Лаосе, так и Кам бодже национально-освободительной борьбы и об’яснять происходящие здесь события влиянием каких-либо внешних факторов, например, вмешательством вооруженных сил Вьетнама. Глава делегации Демокра тической Республики Вьетнам убедитель ным образом опроверг такого рода утверж дения. Присутствующие здесь представители Лаоса, а также Камбоджи придерживаются другого мнения по этому вопросу. Но ведь и присутствующий среди нас пред ставитель правительства Бао Дая готов отрицать наличие, народно-освободительно го движения во Вьетнаме, хотя неоснова тельность этих утверждении очевидна. Можно с полным основанием сказать, что такого рода заявления свидетельствуют о том, что в них не отражаются ни дейст вительное положение, ни действительная связь со своим народом, что в этих заяв лениях голословно отрицаются широко из вестные факты. Некоторые участники совещания пыта лись убедить нас в том, что задача уста новления независимости индо-китайских государств — Вьетнама, Лаоса и Камбод жи— будто бы уже полностью решена, что национальные требования этих стран уже удовлетворены. Представитель Камбоджи ссылался при этом на соглашения с Фран цией от 1949 года и 1S53 года. Предста витель Лаоса ссылался здесь на соглаше ние с Францией от 1949 года. Наконец, представитель правительства Бао Дая ссы лался на недавнее соглашение с Франци ей, которое, однако,, так и остается еще не подписанным, а поэтому и не опубли кованным. Все эти заявления не могут внушить доверия, поскольку они не обе спечивали и не обеспечивают действи тельной независимости индо-китайских государств. При таком положении стано вится понятным, почему почти ни одно государство Азии — и в том числе Ин дия, Пакистан, Индонезия, Бирма — не придают серьезного значения таким заяв лениям. Только этим можно об’яснить, что страны Азии не хотят иметь диплома тических отношений ни с Вьетнамом, ни с Лаосом, ни с Камбоджей. Можно было бы, кроме того, сослаться, например, на заявления видных государственных и об щественных деятелей Франции и США, уделяющих значительное внимание Индо- Китаю, в которых содержатся определен ные признания наличия национально-ос вободительного движения во всех трех странах Индо-Китая и в которых, вме сте с тем, указывается на необходимость, чтобы со стороны Франции была обеспече на, наконец, независимость Вьетнама, Ла оса и Камбодяги. Война в Индо-Китае ведется уже восемь лет. Со стороны правительства Франции делалось немало попыток добиться своих целей военными мерами. Это не дало ре зультатов. С начала образования Демократической Республики Вьетнам существовало немало планов, направленных на военный разгром ее армии и на удушение Демократической Республики Вьетнам с целью восстановле ния колониальных порядков. Это стоило многих жертв народам Индо-Китая. Вместе с тем. война в Индо-Китае принесла и французскому народу тяжелые жертвы — людские и материальные. После первых успехов, одержанных в результате внезапного нападения па Де мократическую Республику Вьетнам, французский экспедиционный корпус на чал из года в год терпеть поражения, и это, несмотря на все поставки американ ского вооружения: танков, самолетов, бое припасов, а также другого военного сна ряжения и материалов, количество кото рых все возрастало за последние годы. Здесь уместно привести некоторые данные о потерях Французского экспедиционного корпуса в Индо-Китае, о которых широко известно из выступлений в Национальном собрании Франции. Эти потери составляют значительно больше 100 тыс. человек убитыми и ранеными, причем эти потери все возрастают. Индо-китайская война стоила Франции свыше 2.000 миллиардов Франков. По данным, опубликованным в американском журнале «Ридерс дайджеют» за май 1954 г., «восьмилетняя война обо шлась Франции почти в такую же сумму, какую она получила от Соединенных Штатов Америки в качестве экономиче ской и военной помощи». Еще недавно прославлялся план генера ла Наварра, относительно которого госу дарственный секретарь США в прошлом году говорил, что «война в Индо-Китае будет успешно закончена в течение буду щего года», т. е. в течение 1954 года. В другом заявлении представителя госдепар тамента. относящемся к февралю текуще го года, было сказано: «Мы подписались под планом генерала Наварра и верим, что он принесет успех». Потребовалось немного времени, чтобы расстаться с рас четами на успех такого рода планов. Этот факт нельзя не признать поучитель ным. 2. О политических проблемах Индо-Китая Мне пришлось коснуться военных со бытий в Индо-Китае, а также последст вий этих событий. Однако следует при знать, что восстановление мира в Индо- Китае не сводится только к военным во просам. Совершенно очевидно, что задача уста новления прочного мира в Индо-Китае требует урегулирования политических во просов. На это советская делегация неод нократно указывала, выступая в поддерж ку предложений, внесенных Демократиче ской Республикой Вьетнам на рассмотре ние совещания. При этом особенно важное значение имеют две основных проблемы. Первая проблема относится к взаимоотношениям между Францией и государствами Индо- Китая. Вторая — к внутриполитическому положению в индо-китайских государст вах. Советская делегация считает, что изло женная здесь позиция Демократической Республики Вьетнам по вопросу о взаимо отношениях с Францией создает необхо димые предпосылки для дружественного урегулирования этой проблемы между за интересованными сторонами в том случае, если и Франция стремится к такому уре гулированию. Мы слышали здесь заявления о том,- что Франция выражает готовность при знать независимость Вьетнама и других индо-китайских государств с должным обеспечением их суверенитета и нацио нальных интересов. С другой стороны, мы знаем, что правительство Демократической Республики Вьетнам выразило готовность • рассмотреть вопрос о вхождении Демокра тической Республики Вьетнам, в соответ ствии с принципом добровольности, во Французский союз. Поскольку обе стороны заявляют о возможности урегулировать вопрос о взаимоотношениях на основе признания ирннципов национальной сво боды и независимости, казалось бы, что решение этого вопроса не должно было бы натолкнуться на непреодолимые препят ствия. Здесь были сделаны заявления офици альных представителен короля Камбоджи и короля Лаоса, что вопрос о независимо сти этих государств будто бы полностью уже урегулирован чуть ли еще не в 1949 году. Представитель правительства Бао Дая, в свою очередь, ссылался и цитиро вал текст, который никем не подписан и, видимо, остается у него в кармане. 0 неубедительности этих заявлений уже го ворилось. Можно сказать, что эти заявле ния повсюду не встречают доверия. Вот что. например, сказано в докладе, от 12 мая 1953 г. специальной миссии палаты представителей США о поездке в Пакистан, Индию, Таиланд и Индо-Китай пс- вопросу о положении в Индо-Китае: «Несмотря на заявления Франции о том, что она намерена предоставить неза висимость. многие индокитайцы говорят, что волнения и неспособность оказывать более сильную поддержку своему прави тельству об’ясияются тем. что народ при существующих обстоятельствах не имеет достаточной веры ни в своих руководите- (Окончание см. на 4 -й стр .).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz