На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 июня 1954 г.. № 135 (4977). Требовательность старшины — непременное условие успехов матросов в учёбе и службе Хороша на Тамбовщине осень! Идешь по нолям, а вокруг, прямо до земли, элто- тгетая пшеница склоняет свои тяжелые колосья. Пот она — пора уоорш! Мало убрать, хлеб надо во-внемя. без потерь вь'везти с полеП. И тут вступает в рабо­ ту авто-парк, где механиком когда-то ра­ ботал Анатолии Гайтров. Бесконечными потоками несутся грузовики, наполнен- ные хлебом, к элеваторам. Навсегда запомнилась Анатолию та осень. Автопарк работал всю уборочную бесперебойно. Со спокойной душой, с чув­ ством выполненного долга позднейосенью ушел Анатолий служить на флот. На корабле сразу заметили способного молодого матроса. Влечение к боевой тех­ нике и настойчивость в короткое время помыли ему стать одним из лучших спе­ циалистов корабля. На другой корабль Анатолий Гай- трав гтрдгшел командиром отделения. Не­ сколько дней он присматривался к лич­ ному с о с т а в у . Обошел все заведывание и остался недоволен. Матросы отделения нарушали распорядок дня. Нередко выхо­ дили на под'ем флата не по форме одеты­ ми. в строю разговаривали. Не порадо­ вало нового комашира и содержание под­ чиненными боевой техники. В трюме ди­ зельного отделения Гайтров увидел ржав­ чину и грязь. — Нет. этого быть не должно, — ска­ зал командир отделения на первом подве­ дении итогов. — Без любви к оружию, без крепкой дисциплины нельзя добиться высокой боевой готовности поста. И Гайтров начал твердо наводить в отделении уставной порядок. — Матрос Морозов, почему у вас не надраены пуговицы?— спросил коман­ дир у воина на осмотре. — Не успел, товарищ старшина. — Немедленно почистить и встать в строй. Выполняйте! Через несколько минут Морозов стоял в строю с блестящими пуговицами. Нелегко пришлось первое время маю- дому командиру. Высокая требователь­ ность кое-кому не нравилась. Однажды оя приказал матросу Семенову, 'одетому не по форме, немедленно исправить недо­ статки. В другой раз сделал замечание матросу, который не во-время лег в кой­ ку по команде «Отбой». В отделении пер- 1 И»е время некоторые воины неправильно пенималд! старшину. Иногда при появле­ нии Гаигроза матросы прекращали свои разговор и ра-сходи.тись по завеаываниям. — Неужели мои действия не верны? — думал Гайтров. Он шел к офицеру Фе­ дотову. делился своими сомнениями и по­ лучал нужные советы. — Матросы вас еще не понимают, — говорил офицер старшине. — а поймут, полюбят всей душой. В своих действиях вы не сомневайтесь. Вы поступаете пра­ вильно. Из личного опыта Гайтров знал: чем выше требовательность к себе, тем легче работа с подчиненными. Личный пример — залог успеха. Работая над собой, Гай­ тров добился звания от.тичника боевой и политической подготовки, а затем — зва­ ния классного специалиста. Нередко в свободное время можно было видеть старшину за чтением «Вопросов воспитания» А. С. Макаренко. А затем он не раз напоминал воинам особенно яркие высказывания выдающегося советского педагога. — Дисциплина. — говорил Гайтров словами Макаренко. — необходима кол­ лективу для того, чтобы он лучше до­ стигал своих целей. В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена вы­ ше интересов отдельных членов коллек­ тива. Наша с вами цель — наладить в отделении крепкую дисциплину. Служить тогда нам будет легче, пользы делу будет больше. Повседневная проверка заведываний, формы одежды, контроль за выполнением распорядка дня вскоре .дали первые ре­ зультаты. На ближайшем собрании под­ разделения офицер Федотов указал. что отделение старшины 2 статьи Гайтрова имеет хорошие успехи. Командир отметил, что в отделении повысилась дисциплина. Матросы стати лучше выполнять свои обязанности по службе. С этих дней еще больше вырос автори­ тет старшины. В отделении родилась 7 матросов гордость за своего командира. Уходя на другую должность, Гайтров говорил своему воспитаннику Николаеву: — Вас назначают командиром отделе­ ния. Не понижайте требовательности к себе и к личному составу. Только при этом условии отделение будет дружным, бое­ вым коллективом. Анатолия Гайтрова назначили старши­ ной группы. Появились новые заведыва- кия, новые люди. Тут он столкну7лея с матросом Зейдиным. считавшимся на ко­ рабле недисциплиигированным. В барказе — заведываний Зейдина — Гайтров нашел много неполадке®. Из- за неисправности барказ часто простаи­ вал. Двигатель не имел надлежащего ухо­ да. Матрос Зейаии нарушал дисциплину и в увольнении. Старшина поговорил с матросом по ду­ шам и решил, что воин может стать хо­ рошим моряком. Находясь все время с подчиненным, он наблюдал за ним, изу­ чал его характер, искал путь к сердцу моряка. Зейдин. почувствовав заботу и требовательность старшины, начал ис­ правляться. Барказ теперь работал безот­ казно. Матрос и старшина поняли друг друга, нашли общий язык. Однажды Гайтров заметил, что с Зей­ диным что-то произошло. В разговоре вы­ яснилось. что у .матроса неблагополучно дома. Хороший совет — и матрос еще больше проникся уважением к старшине. Так постепенно, шаг за шагом повы­ шал воинскую дисциплину и боевую го­ товность в своей группе старшина 2 ста­ тьи Гайтров. На достигнутых успехах в обучении моряков старшина не успокоил­ ся. Он поставил перед собой задачу до­ биться. чтобы группа была лучшей на корабле. Среди подчиненных Гайтрова растет число отличников бозвой и политической подготовки. Сведи них — старший матрос Еньков. матросы Степаненко, Домброп- сшй и другие. Сейчас, коша старшина увидел плоды настойчивой командирской работы, он еще настойчивее стал повышать своп во­ енные и политические знати я. еще боль­ ше проявлять заботы и требовательности в обучении и воспитании подчиненных. — Научить матроса воевать в современ­ ном бою. воспитать его закаленным, вы­ носливым и дисциплинированным, вот главная задача командира отделения. — творит старшина 2 статьи Гайтров. — Чтобы успешно выполнить эту задачу, надо быть требовательным командиром. Старшина 1 статьи Г. ТЮТЮКИН . Б ц ш а ж После напряженного дня учебы корабль становился на якорь. Боцман главный стар­ шина Борис Веденков внима­ тельно следил за действиями подчиненных. У стопоров якорь-цепи работали матросы Огурцов и Мельник. Огурцов ,, быстро справился с заданием, iUJ а вот матрос Мельник отстал от своего товарища. У него все inJio невпопад-. Мешала крутая зыбь и резкий холод­ ный ветер. — В чем задержка? — спросил боцман. — Да вот тут неладится... — протирая глаза, ответил матрос. Главный старшина накло­ нился над якорным устройст­ вом. внимательно осмотрел его. Он в несколько секунд устранил неполадки. — Что же. подкачали, то­ варищ Мельник! Специаль­ ность не очень трудная, все просто устроено, а у вас не­ ладится. — пожурил» главный старшина своего подчиненно­ го. — Да какая же это специ­ альность! — А чем же она плоха? Она. правда, несложна, но имеет свои особенности, ее тоже надо изучать и хорошо изучать! — и Веденков до- башл: — Если бы вам не оказали помощи, корабль не мог бы во-время стать на место якорной стоянки. Сверхсрочник Веденков долго еще беседовал с моло­ дым матросом. Мельник вни­ мательно слушал своего коман­ дира. а тот говорил о флот­ ских специальностях, на при­ мерах убеждал подчиненного, что большая радость и честь для воина отлично знать свою специальность, какой бы про­ стой или сложной она ни бы­ ла. Оказалось, что для матроса Мельника такая беседа была нужной. — Теперь я знаю, как на­ до служить, — сказал Мель­ ник. обращаясь к главному старшине. — Запомните, на флоте каждая специальность почет­ на. Команда корабля отдыхала, но главный старшина Веден­ ков имел еще много дел и за­ бот. Он обошел верхнюю па­ лубу корабля, осмотрел меха­ низмы. убедился, правильна ли закреплены чехлы и не снесет ли их ветер. Тут при­ драться не к чему. Механиз­ мы зачехлены прочно, тросы в безукоризненном порядке. Боцман был доволен. Но вот он увидел, что на аварийной доске не все средства на ме­ сте. — Вызвать Никитина! — строго приказал он рассыль­ ному. Трюмный Никитин, в обязанности которого входит содержание аварийной доски, доложил о своем прибытии. — Где лом. почему он не на месте? — задал вопрос Веденков. — Я. товарищ главный старшина, положил его в ко­ ридоре, — оправдывался Ни­ китин. ■ • — На первый раз -делаю замечание. А лом немедленно положить на свое место. — Есть! — ответил ма­ трос. Но у боцмана еще имеется ряд задач на сегодняшний день. Надо поговорить со старшим матросом Ковалевым, нарушившим корабельные правила, проверить, не проли­ лась ли краска в помещении шкиперской кладовой во вре­ мя сильной качки корабля. Все это надо посмотреть лич­ но, самому проконтролировать работу матросов. Не первый год правит слу­ жбу сверхсрочник главный старшина Борис Веденкоз. Строгай и чуткий воспита­ тель матросов, он за годы службы многому научил мо­ лодых моряков. Тот, кто год назад совершенно не имел по­ нятия о морской службе, те­ перь многое умеет: управлять шлюпкой и ходить на ней под веслами и парусами, вя­ зать узлы, производить по­ краску. Боцман хорошо знает, что выносливость — важное ка­ чество советского моряка. Од­ нажды на походе молодые ма­ тросы Бубнов и Шумилов тяжело перенося морскую бо­ лезнь. решили «перележать» непогоду. — А вы почему на кой­ ке? : строго СПРОСИЛ ГЛЭВ- •ный старшина. — Укачались. — оправды­ вались матросы. — Наверх, бегом! — при­ казал боцман. Магросы по­ спешили выполнить приказ:*- ние. На верхней палубе дул свежий вето, и она почувст­ вовали. что им стала легче. — А недаром он нас на верхнюю палубу послал, — заметил Шумилов. — Еще бы, старый моряк! — улыбнулся Иван Бубнов. Потом матросы постепенно привыкли к шторму, стали хорошо нести ходовую вахту. Сверхсрочник Веденкоз пользуется заслуженным ав­ торитетом у личного состава корабля. Ворный помощник коман­ дира, Веденкоз в любых усло­ виях повседневной жизни, стремится к тому, чтобы весь порядок на корабле говорил о высокой морской культуре экипажа, о любви моряков к флотской службе. Старший матрос А . БОНДАРЕНКО. Комендоры старшие матросы Влади­ мир Харитонов и Александр Горпинич хорошо овладели боевым оружием. Они значительно перекрывают все нормати­ вы, успешно выполняют задачи по стрельбе. НА СНИМКЕ: старшие матросы В. Харитонов (справа) и А. Гарпинич на очередной тренировке. Фото И. Никишова. Заслуженная награда Большим уважением пользуется у лич­ ного состава подразделения рядовой Ла- женцов. Он хорошо овладел вверенным ему оружием, стал подлинным мастером своего дела. На днях на учебных стрельбах пере­ довой воин продемонстрировал возросшее мастерство. Все стрелковые упражнения он выполнил на «отлично», за что коман­ дир об’явил ему благодарность. Знания сами не пришли к Лаженцову. Воин усиленно тренировался, перенимая богатый практический опыт у старших товарищей. Упорный труд даром не про­ пал. Рядовой Лаженцов заслуженно удо­ стоен нагрудного знака отличного специ­ алиста. Рядовой А. КУЛИКОВ . ПередовЫе воинЫ Личный состав нашего подразделения с каждым днем совершенствует свое воин­ ское мастерство. Значительных успехов в службе доби­ лись воины Кузнецов, Рыболовкин, Крас­ нов и другие. О ни пользуются заслужен­ ным авторитетом как передовые бойцы, как мастера своего дела. Они — отлични­ ки боевой и политической подготовки. За безупречную службу примерные вои­ ны имеют много поощрений. П . ГУСЕВ . Забота о марксистско-ленинской подготовке офицеров О БЕЗУПРЕЧНО выполняют воин­ ский долг ефрейторы Гуров и Новак. Они настойчиво совершенствуют свое воинское мастерство, воспитывают в себе дисциплинироваиность и испол­ нительность. А. Киснлюк. О ИНТЕРЕСНУЮ беседу о слав­ ных боевых делах североморцев в го- '• ды Великой Отечественной войны провел с личным составом офицер тов. Полежаев. Воины прослушали ее с большим вниманием. И. Скобелев. О НЕДАВНО наш личный состаз отмечал юбилей подразделения. Вои­ ны пришли к своему празднику с вы­ сокими показателями в боевой и по­ литической подготовке. Матрос Ю. Григорьев. о ХОРОШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ в труде добились рядовые Силявин, Полканов, Пошка и другие. ’ Передо­ вые воины сменные нормы выполняют на 250—280 процентов. И. Кулинцов. Успешное решение задач, поставленных партией и правительствам по дальнейше­ му укреплению осевой готовности Армии и Флота, требует всемерного усиления политического воспитания офицерских кадров, постоянной заботы об их идейно- теоретическом реете. Это хорош) понима­ ют командиры и политработники Н-екого подразделения. Офицеры этого подразделения в щнзоб- ладающем большинстве псосецнеано и глу­ боко работают над усвоэнием основ рево­ люционной теории, учатся самостоятель­ но, а также в группах марксистско-ленин­ ской подготовки, в вечернем университете марксизма-ленинизма. В подразделении позаботились о созда­ нии необходимых услсоий для плодотвор­ ной учебы офицеров. В библиотеке име­ ются в достаточном количестве произведе­ ния классиков марксизма-ленинизма, ху­ дожественная литература, различные учебно-методические пособия. При би­ блиотеке оборудован читальный зал. Для того, чтобы лучше организовать марксистско-ленинскую учебу, офицерам помогли правильно спланировать служеб­ ное п личное время, рационально асиоаь- зовать каждый час. В подразделении установлен строгай порядок, по которому в определенные командиром вечера за­ прещено отрывать офицерский состав на какие бы то ни было мероприятия, — пм предоставляется возможность учиться самостоятельно. Хороший пример систематической я вдумчивой работы по повышению своего идейно-теорепгчеегкого уровня показывает офицер Орлов. Целеустремленная работа тов. Орлова но изучению марксистско-ленинской тео­ рии, советской военной науки благотвор­ но сказывается на его служебной дея­ тельности. Он регулярно выступает с до­ кладами перед личным составом. За по­ следнее время офицер выступил перед воинами с докладами на актуальные те­ мы. Офицеп Орлов оказывает сослуживцам необходимую помощь в изучении марк­ систско-ленинской теории. Только за по­ следнее время он обстоятельно побеседо­ вал, например, с тт. Першиным и Степа­ новым, помог им уяснить сложные вопро­ си изучаемой темы. Надо отметить, что в этом подразделении достигнуты значи­ тельные успехи в боевой и политической подготовке, улучшилось состояние воин­ ской дисциплины.- Этим успехам во многом способствует то, что командир проявляет постоянную заботу о непрерывном идейном росте офи­ цере®. Он всегда интересуется, что чи­ тают офицеры, как они готовятся к заня­ тиям. Часто с целью выяснения, как тот или иной товарищ повышает свой идей- но-полигачеокий уровень, офицер бесе­ дует с ними по существу изученного ма­ те-риала, направляет их внимание и уси­ лия на то. чтобы глубоко усваивать по­ ложения революционной теории и уметь применять их в жизни, в практике обу­ чения и воспитания воинов. Большую помощь оказывают офицерам в овладении революционной теорией так­ же руководители групп марксистско- ленинской подготовки. Вот, например, как работает руководи­ тель группы офицер Соковиков. После того, как была прочитана лек­ ция по теме: «Аграрная программа со­ циал-демократии в первой русской рево­ люции 1905 — 1907 гг.». он сообщил слушателям план предстоящего семинар­ ского занятия, список рекомендованной литературы, посоветовал слушателям, кал лучше организовать самостоятельную ра­ боту по подготовке к семинару. В пегоод подготовки к семинару руко­ водитель группы оказал большую помощь слушателям в их. самостоятельной работе. По его инициативе в библиотеке была подобрана необходимая литература. Руко­ водитель побеседовал со многими слуша­ телями, помог им глубже изучить мате­ риал. Так, офицеру Санченко он разъяс­ нил вопрос о характере двух типов бур­ жуазной рев.)люцпн. Беседуя с другим слушателем, руководитель выяснил, что тот недостаточно усвоил одно из важных теоретичозких положений. Тов. Сок-солкой предложил слушателю прочесть соответ­ ствующий раздел работы В. II. Ленина «Две тактики социал-демократии! в демо­ кратической революции». Руководитель группы интересуется самостоятельной ра­ ботой каждого офицера, организует для них индивидуальные консультации по те­ ме. Постоянную помощь офицерам в их по­ литической учебе оказывает пропагаи- дгст Алешин. Он проводит консультации, систематически выступает с лекциями и докладами. Каждое свое выступление тов. Алешин рассматривает как ответственное дело и относится к нему со всей серьез­ ностью. Вечерами его часто можно видеть среди офицеров, с которыми он беседует по различным вопросам теории. Пропа­ гандист не ждет, когда кто-либо1обратит­ ся к нему за индивидуальной консульта­ цией, он сам идет к офицерам, знакомит­ ся, как они усвоили содержание изучен­ ных тем. об’яоняет наиболее сложные во­ просы. Серьезная ответственность за повыше­ ние качества идейно-политической уче­ бы офицеров лежит на партийной органи­ зации. Бюро это хорошо понимает и все свои усилия направляет к тому, чтобы обеспечить ведущую роль офицеров-ком- мунистов в изучении «марксистско-ленин­ ской теории, своевременно устраняет не­ достатки, имеющиеся в учебе отдельных офицеров. Так, например, недавно, беседуя с од­ ним из офицеров по изучаемой теме, се­ кретарь партбюро выяснил, что этот то­ варищ поверхностно готовится к семи­ нарскому занятию. ограничивается беглым просмотром рекомендованной литературы. Здесь же секретарь напомнил комму­ нисту о требованиях Устава КПСС, о пар­ тийном и служебном долге коммуниста- офицера. Справедливый упрек партийного руководителя побудил -коммуниста резко изменить свое отношение к учебе, и он сейчас показывает пример активного уча­ стия в семинарских занятиях. По инициативе партбюро состоялось выступление лекторов на темы: «Комму­ нистическая партия Советского Союза — руковоаящая и направляющая сила Со­ ветского государства», «Устав КПСС — воплощение организационных основ марк­ систской павтии». Но было бы неправильным утверждать, что в подразделении уже все сделано для оказания помощи офицерам в их идейно­ теоретической подготовке. Сделано еще далеко не все. Ссылаясь на большую загруженность, вышестоящие командиры редко беседу­ ют с офицерами об их марксистско- ленинской учебе, не интересуются их самостоятельной работой. Это происходит с теми товарищами, которые сами не проявляют должной заботы о своем идей­ но-теоретическом росте. Как ни странно, но нужно признать, что и политорган недостаточно еще уде­ ляет внимания помощи офицерам в по­ литической учебе. Он еще руководит марксистско-ленинской подготовкой офи­ церов лишь «в общем и целом», не дохо­ дит до каждого офицера в отдельности. Пдейно-теоретпческая подготовка офи­ церов будет итти тем успешнее, чем кон­ кретнее будет оказываться помощь им в учебе. Нужно добиваться, чтобы офицеры творчески изучали марксистско-ленин­ скую теорию и на этой основе доби­ вались улучшения всего дела обучения и воспитания личного состава, повышения боеготовности подразделения. Офицер А . ХАРИТОНОВ. ЧИТЯТЕЛЬСКЛЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Активно прошла в одном из подразделе­ ний читательская конференция по книге «Боевая молодость». Докладчик млааший сержант Зяларов и выступавшие воины Молодцов, Рябчиков, Чичинцев и другие глуооко раскрыли содержание книги, охарактеризовали положительных героев. Читательская конференция привлекла многих воинов. К . ЦВЕТКОВ. Агитатору — для бесед с матросами Советские государственные займы В Государственном бюджете на 1954 год, утвержденном Верховным Советом СССР, ярко выражена политика Коммуни­ стической партии и Советского прави­ тельства, направленная на дальнейшее улучшение жизни советских людей, на укрепление обороны нашей Родины, ее экономического могущества. Ассигнования на развитие народного хо­ зяйства составляют в 1954 году около 327 миллиардов рублей, из этой суммы значительная часть средств выделена для развития тяжелой индустрии, составля­ ющей основу экономики страны. В соответствии с поставленной партией и правительством задачей — добиться крутого под’ема сельского хозяйства и производства предметов народного потре­ бления, заметно увеличиваются вложения в сельское хозяйство, в отрасли легкой и пищевой промышленности. Так. ассигно­ вания на развитие сельского хозяйства составляют 74,4 миллиарда рублей, что на 42,4 проц. больше, чем в прошлом году. На развитие производства товаров народ­ ного потребления ассигнован 31 миллиард рублей, что на 45,7 проц. больше, чем в 1953 году. В нашей стране из года в год увеличи­ ваются расходы на просвещение и здраво­ охранение. В 1954 году они составят бо­ лее 141 миллиарда рублей, что почти равно всему бюджету 1939 года. Чтобы осуществить • выработанные партией и правительством мероприя­ тия. огромные по размаху и величествен­ ные по замыслу, нужно много средств. Наша могучая социалистическая экономи­ ка дает необходимые накопления, чтобы бесперебойно удовлетворять потребности народного хозяйства. Поступления в госу­ дарственный бюджет от растущего и все крепнущего народного хозяйства состав­ ляют главный источник накоплений. Но наряду с накоплениями, поступающими от народного хозяйства, некоторая, неболь­ шая часть средств в бюджет поступает в виде займов, которые дает население го­ сударству в добровольном порядке. Советские государственные займы поль­ зуются у нашего народа огромной попу­ лярностью. они являются подлинно всена­ родными. Займы играли известную роль на всех этапах социалистического строи­ тельства как один из источников фи­ нансирования народного хозяйства. Они имели немалое значение в проведении ин­ дустриализации страны и коллективиза­ ции сельского хозяйства. Количество дер- я:ателей облигаций до войны превышало G0 млн. человек, а поступления по зай­ мам составили ва три предвоенных пяти­ летки 49,8 миллиарда рублей. 0 чем говорят эти цифры? 0 том, что советские займы с самого их зарождения действительно являются массовыми, на­ родными займами. Советский гражданин, подписываясь на заем, знает, что его деньги будут способствовать расцвету эко­ номики и культуры Отечества, пойдут на укрепление обороны социалистического государства. Немалую роль сыграли советские зай­ мы в годы Великой Отечественной войны. Для ведения этой беспримерной войны Советское государство вынуждено было расходовать большие суммы. За годы вой­ ны из Государственного бюджета СССР было направлено на финансирование во- I енных затрат сотни миллиардов рублей. I Чтобы покрыть некоторую часть этих рас­ ходов, в период войны было выпущено четыре военных займа. В годы войны подписка на государственные займы при­ няла необычайный размах. Весь совет­ ский народ, невзирая на трудности и ли­ шения войны, стремился оказать мате­ риальную поддержку советскому государ­ ству в достижении победы над врагом. Трудно было найти работоспособного советского человека, который бы не под­ писался на заем. Взносы по займам соста­ вили свыше 7G миллиардов рублей. Советский народ не жалел своих сбе­ режений и на восстановление народного хозяйства, разрушенного Фашистскими захватчиками. Советские лкш знали, что от того, насколько быстро будут восста­ новлены заводы, фабрики, колхозы и сов­ хозы, города п села, культурные учрежде­ ния, будет зависеть их материальный и культурный уровень, их будущее и бу­ дущее их детей. В послевоенный иериод население нашей страны с исключитель­ ным единодушием подписывалось на за­ ем. Государственные займы помогли в ко­ роткий срок залечить тяжелые раны вой­ ны и быстро двинуть вперед промышлен­ ность, сельское хозяйство, транспорт, значительно улучшить жизнь наших лю­ дей. В чем причина такой исключительной популярности наших государственных зай­ мов? В том. прежде всего, что советские люди — пламенные патриоты своей Ро­ дины — видят в приобретении займов од­ ну из форм своего активного участия в строительстве коммунизма, строительстве, основанном на привлечении самых широ­ ких народных масс. Именно этим об’яс- няется тот энтузиазм, с которым совет­ ские граждане подписываются на госу­ дарственные займы. Наши займы в корне отличаются от займов в капиталистических странах. В Советском Союзе займы служат формой кредитования трудящимися своего социа­ листического государства, используются на производительные цели, идут на благо и процветание советского народа, в то время как в капиталистических странах займы являются средствам наживы империали­ стов. Держателями облигаций там являют­ ся главным образом капиталисты. Давая государству взаймы деньги, они получают на них большой процент прибыли. Бур­ жуазные государства, получив взаймы от капиталистов деньга, расходуют их для усиления гонки вооружений, для эконо­ мического и политического закабаления других стран. А для того, чтобы выпла­ тить капиталистам проценты, государст­ во увеличивает налоги на трудящихся. В результате капиталисты от займов бога­ теют, а нищета трудящихся все более усиливается, так как каждый выпуск займа влечет за собой увеличение нало­ гов. Совсем другое дело в нашей стране, где все экономические возможности, в том чи­ сле и советские государственные займы, используются для осуществления гранди­ озных планов хозяйственного и культур­ ного строительства. С каждым днем со­ ветский человек все более ощутимо ви­ дит, какими быстрыми темпами растет богатство нашей страны, богатство наше­ го народа. По всей стране кипит созида­ тельный труд советского человека, стро­ ятся новые заводы, фабрики, жилые зда­ ния. культурные учреждения, непрерыв­ но увеличивается выпуск промышленной продукции, предназначенной для удовле­ творения растущего спроса советского на­ селения. Достаточно сказать, что в 1953 году советский народ добился такого об’ема промышленного производства, который в два с половиной раза превышает уровень довоенного 1940 года. В 1953 году было произведено 38 миллионов тонн стали и добыто 320 миллионов тонн угля, вдвое больше, чем в 1940 году. С каждым днем богатеет наша прекрас­ ная Родина. Наряду с общим ростом богат­ ства страны растут доходы рабочих, служащих, колхозников, растет и процве­ тает культура нашего народа. Общая сум­ ма доходов рабочих, служащих и колхоз­ ников с учетом неоднократного снижения государственных розничных цен выросла за последние четыре года на 60 процен­ тов. Это значит, что советские люди за такую же сумму могут купить более чем в полтора раза товаров больше, чем четы­ ре года тому назад. За послевоенные годы в городах и ра­ бочих поселках построено более 183 мил­ лионов квадратных метров жилой площа­ ди для рабочих и служащих. Этим жи­ лищным фондом можно удовлетворить бо­ лее шести миллионов семей, предоставив 30 квадратных метров жилплощади на каждую из них. Свыше 4 миллионов до­ мов построено в сельской местности. Как изменяется облик нашей страны, какими неизмеримыми шагами развивает­ ся благосостояние, быт и культура совет­ ских людей, особенно за послевоенный пе­ риод, можно проследить на примере Мур­ манской области. Город Мурманск за годы Советской власти стал важным промыш­ ленным, политическим и культурным центром Заполярья. С каждым годом он ширится и благоустраивается, целыми кварталами вырастают каменные дома со всеми коммунальными удобствами. Растет сеть культурных и учебных заведений. В городе работают несколько домов культу­ ры, хороший кинотеатр, гостиницы, мно­ го школ, несколько высших и средних учебных заведений. В городе Североморске в прошлом го­ ду построена прекрасная средняя школа, сейчас строится кинотеатр на 700 мест, большое количество домов жилого фонда, улучшены условия для работы лечебных учреждений, детского сада, ясель. Боль­ шие изменения происходят и в других го­ родах и поселках Мурманской области. Определенное значение в повышении материального и культурного благосостоя­ ния советских граждан всегда имели со­ ветские займы, половину средств которых правительство оставляет в местных бюд­ жетах для строительства школ, клубов, лечебных и детских учреждений, строи­ тельства жилого фонда. Советские займы это не Только источ­ ник, который используется государством для улучшения условий жизни нашего народа. Будучи держателями облигаций займов, трудящиеся получают доход в ви­ де выигрышей. Только в 1952 году насе- летае страны получило выигрышей по займам около 7 миллиардов рублей. В те­ кущем году будет проведено 27 тиражей выигрышей, в том числе 16 выигрышей и четыре тиража погашения по займам, размещенным по подписке, и 7 тиражей выигрышей по Государственному 3-про­ центному внутреннему выигрышному зай­ му. Эти выигрыши принесут много мил­ лиардов рублей доходов населению. Таким образом, сама социально-экономи­ ческая природа советских займов способ­ ствует тому, что подавляющее число на­ селения нашей страны является держа­ телями облигаций займов. Все советские займы всегда встречали единодушную поддержку со стороны широких масс тру­ дящихся нашей страны, а также со сторо­ ны советских воинов. Подписка на заем всегда проходила в обстановке политиче­ ского под’ема и выливалась в могучую демонстрацию любви и преданности Ком­ мунистической партии. Советскому пра­ вительству, своей социалистической Ро­ дине. В. ПЕТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz