На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

8 июня 1054 г.. N° 134 (4976). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я ВЫШЕ БОЕВУЮ ВЫУЧКУ! БЫТЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ Моряки-катерники! Неустанно овладевайте боевой техникой, воспитывайте в себе смелость, точность и решительность в действиях, бдительно несите службу! НаСТОЙЧИВО УЧИТЬСЯ . ^ — т Походы— школа закалки военному делу Современный бон характерен примене­ нием в огромных размерах людских сил и технических средств. Развитие техники быстро идет вперед. Большая насыщенность армии и флота боевой техникой и ее непрерывное совер­ шенствование не снижают .решающей роли человека на войне. Выдающийся полково­ дец Михаил Васильевич Фрунзе говорил, что недооценивать роль техники крайне опасно. Ни и позволять доводить себя до гипноза перед ней тоже нельзя. Побеждает человек, обладающий высокими морально­ боевыми качествами, умело владеющий первоклассным оружием. Катерники-североморцы в боевых дейст­ виях на море в период Великой Отечест­ венной войны проявляли образцы мужест­ ва, отваги, наступательного порыва, уме­ лого применения боевой техники. Много смелых походов совершил бле­ стящий мастер торпедного удара дважды Герой Советского Союза Александр Ша­ балин. Он первым открыл боевой счет се­ вероморских торпедных катеров, потопив в сентябре 1941 года вражеский тран­ спорт водоизмещением 7 тысяч тонн. Вскоре катер Шабалина в другом бою прорвал вражеское кольцо кораблей охра­ нения и потопил крупный фашистский транспорт. В декабре 1943 года, действуя против большого немецкого конвоя. Алек­ сандр Шабалин снова показал свое боевое искусство, основанное на высоком ма­ стерстве з сочетании со смелостью, ри­ ском и точным расчетом. Поздней ночью на малом ходу катер Шабалина незаметно приблизился к каравану противника. Фа­ шисты были застигнуты врасплох. Едва первая торпеда успела разворотить Оорт немецкому сторожевику, как следом за ней Шабалин метко выпустил еще одну тор­ педу, которая отправила на дно другой вражеский корабль. В 1944 году в дни исторического деся­ того удара по врагу старшина группы мо* тористов Георгий Курбатов проявил муже­ ство, стойкость, высокое воинское мастер­ ство. Октябрьской ночью торпедный ка­ тер вышел в море. Операция предстояла трудная. Когда преодолевали зону загради­ тельного огня, вражеским снарядом повре­ дило рулевое управление. Здесь-то и при­ годилось высокое мастерство старшины 1 статьи Курбатова. Управляя моторами. Курбатов повел катер вперед, умело ма­ неврируя, он обеспечил уклонение от при­ цельного вражеского огня. В этот момент осколком снаряда моряку раздробило паль­ цы левой руки. Но воин-коммунист не оставил своего поста, не попро.сил замены, вывел катер из зоны обстрела, до конца" выполнил боевую задачу. Мужество, высо­ кое мастерство — вот что обеспечило победу Георгию Курбатову, удостоенному звания Героя Советского Союза. Многочисленные примеры боевой дея­ тельности катерников в дни войны служат образцом для всего личного состава, ох­ раняющего морские просторы Родины. Служба на наших катерах требует от моряков высоких волевых качеств, уме­ ния переносить трудности походной жиз­ ни, быстроты действий в приготовлении и использовании оружия. Наши катерники в боевой учебе прояв­ ляют упорство и настойчивость, решают задачи в трудных метеорологических ус­ ловиях Советского Заполярья. Учась тому, что требуется на войне, они закаляют се­ бя в морских походах. Творчески решая учебно-боевые зада­ чи, командиры кораблей и подразделений проявляют смелость мысли и действий. Например, командир одного из подразде­ лений. где служит офицер Кузнецов, в повседневных буднях показывает подлин~ ные командирские качества, настойчиво добивается отличной отработки учебных задач. В недавнем походе один из его подчи­ ненных, выполняя учебную задачу, непра­ вильно определил элементы движения це­ ли, не соориентировался в обстановке. Командир подразделения детально изу- ми боя. чил недостатки подчиненного, выяснил их причины, а потом лично показал, как нужно действовать. После этого командир провел разбор похода. Обращаясь к катер­ никам. он сказал: — Важно быстро и правильно оценить обстановк'’ и море, воспользоваться пре­ имуществом хода, но возможности успеть занять выгодную исходную позицию, про­ никнуться осмысленной дерзостью и ре­ шительно идти в атаку. Экипаж катера, видя смелые действия командира, с че­ стью выполнит свои задачи. Подчиненные передового офицера пра­ вильно воспринимают советы, учатся на его примере. Так, офицер Кузнецов дейст­ вует в море быстро, без суетливости, хладнокровно и всегда уверепно. Эта уве­ ренность не только результат его собст­ венного опыта и умения, но и высокой выучки всего экипажа. Как-то Кузнецов попал в тяжелые условия. Но трудности не повлияли на исход решения задачи. Офицер быстро разобрался в обстановке. Он был скуп на команды, подавал их только при необходимости и в большинст­ ве условными жестами. Матросы и без слов понимали своего командира. Очень часто во время похода на кораб­ ле приходится выполнять такие работы, которые сопряжены с большими трудно­ стями и риском. Командиры катеров это учитывают и воспитывают личный состав стойкими, закаленными и смелыми вои­ нами. На одном практическом занятии в море, выполняя приказ командира, проявил му­ жество и выносливость боцман катера старшина 1 статьи Мельников. Обстанов­ ка требовала от него большого напряже­ ния физических и духовных сил. С ри­ ском для жизни смелый моряк выполнил задание, находясь за бортом катера. Ог­ ромные волны то и дело накрывали пла­ вающего в ледяной воде старшину Мель­ никова. Но он не отступал, находил в себе силы работать в этой обстановке. Так в дни мирной учебы катерники- североморцы проявляют мужество, выно­ сливость, настойчиво учатся тому, что необходимо для победы в бою. — Трудности на то и существуют, чтобы их преодолевать, — говорит один из лучших катерников старшина команды 'Мотористов коммунист Тарасов. Так же ду­ мает и мастер своего дела комсомолец Солдатов. Им не раз приходилось спорить с невзгодами и лишениями походной жиз­ ни. и всегда моряки одолевали их. в лю­ бой обстановке безаварийно эксплуатиро­ вали боевую технику. Отличники учебы йомендор Григорьев, торпедист Венедик­ тов, радист Прокопьев также не раз про­ являли свое мастерство при решении за­ дач в море. В походе моряки-катерники несут не­ прерывную и бессменную вахту. Здесь особенно важна максимальная согласован­ ность всех постов и четкость действий каждого матроса и старшины. Вот почему повышение качества боевой выучки яв­ ляется главной задачей всего экипажа катера, даже один матрос, допустивший ошибку, может свести на нет усилия все­ го экипажа. Катерникам-североморцам не следует забывать о недостатках в боевой подготов­ ке. Необходимо извлекать уроки из допу­ щенных промахов, ошибок. А у нас неко­ торые товарищи успокаивают себя достиг­ нутыми результатами и не борются на­ стойчиво за постоянное повышение бое­ вой готовности кораблей. Об этом говорят отдельные случаи неумелых действий личного состава в море. Имеют еще место факты, когда некоторые матросы выпол­ няют свои обязанности без должной от­ ветственности. проявляют беспечность. В каких бы сложных условиях ни про­ ходило плавание, сколько бы оно ни про­ должалось. моряки-катерники должны всег­ да настойчиво учиться военному делу, изучать нашу первоклассную технику и оружие, овладевать современными припма- Заслуженным авторитетом среди маряков-катерников пользуются мичман Ни­ колай Новиков и главный старшина Георгий Герасименко. Они настойчиво совер­ шенствуют боевое мастерство авоих подчиненных, учат их тому, что необходимо на войне. НА СНИМКАХ: (слева направо) мичман Николай Новиков и главный стар­ шина Георгий Герасименко. Фото И. Нккишова. Мы на переднем нрае С волнением готовился я к первым стрельбам. Вышли мы тогда в открытое мере. А признаться, мне в жизни до это­ го еще не приходилось вшеть море. Да и вообще не имел представления о флот­ ской службе, тем более о службе моряков- катерников. Работал трактористом в Во­ ронежской МТС, Краснодарского края... Море было спокойно, и я радовался его широким просторам. В восторге и не заме­ тил, как катер начало все сильнее и силь­ нее покачивать. Вот и резкий тол­ чок... Я едва удержался на ногах. Но, уловив на себе насмешливый взгляд боц­ мана. подтянулся, сделал вид. будтэ ни­ чего со мною не случилось. Но обмануть самого себя мне не удалось. Волны под­ нимались все выше, погода резко ухуд­ шалась. Впоследствии я убедился, как неспокойно и изменчиво Баренцово море. Первый выход в море выдержал с тру­ дом. Казалось, что я выполнял тяжелую физическую паботу: все тело ныло, шуме­ ло в ушах. Когда сошел на берег, ощутил неведомое мне: земля качалась перед глазами. Сразу же убедился, что походы в море не простое- дело, а служба катерника — профессия стойких и закаленных людей. Потом мне приходилось по много часов бывать в море, нести вахту на верхней палубе. А вся верхняя команда подвер­ гается особенным испытаниям. Бывало приходишь весь мокрый, обмундирование покрыто льдом. Но несмотря на это,' лю­ бовь к морю и кораблю росла. На катере у меня много друзей. При­ чем все мы имеем разные специальности, находимся на разных постах, а связывает нас. скрепляет нашу дружбу корабль, мере. трудности службы. Дружба помогает нам расширять свои знания. Например, я много интересного узнаю от старшины мо­ тористов старшины 1 статьи Алексея Ни­ кифорова. "Один из лучших радиометристов стар­ шина 2 статьи Павел Евдокимов делится опытом со связистом старшим матро­ сом Виталием Квалёвым. А боцман ка­ тера старшина 2 статьи Евгений Лсмоно- ооз — ваш общий любимец. Это скром­ ный. задушевный друг всех нас. Бывший юнга, он на корабле получил большую щ.п/ктику и закалку. Мы — комсомольцы. За период службы на катере никто из нас не имеет взы­ скашй. Мы глубоко понимаем свою лич­ ную ответственность за защиту Родины, служим так, как требует устав. Наряду с хорошими примерами у нас имеются и недостатки. Бывает, что не всегда своевременно доложишь о заме­ ченном на море и в воздухе. Хотя эта факты были давно, но их не лишне на­ помнить, чтобы впредь не допускать. Был такой случай. Как-то после дли­ тельного похода мы поздно вернулись в базу. И не успел еще катер ошвартовать­ ся. команда мотористов сразу же начала разбирать для промывки и чистки меха­ низмы. Но тотчас поступил приказ сроч­ но перейти на другой пирс. Поспешность в данном случае не привела к тяжелым последствиям. Командир серьезно предупре­ дил мотористов, напомнил им о войне. — Представьте, мы находимся в боевой обстановке. — обратился офицер. — Нал приказано немедленно выйти в море! А наши м о ф о п и с т ы , гадите, уже разобрали детали... Чтобы этого -не случилось на войне, делайте осе сейчас так. как и в боевой обстановке. Помните, мы и те­ перь — на певеонем крае. Старшина 2 статьи Ф. ТКАЧЕННО . У нас коллектив дружный, сплочен­ ный. Каждый моряк знает свое дело, лю­ бит катер 31 гордится своей специалыно- стыо. Частые выходы в море показали, что мотористы способны решать постая- ленные перед ними задачи в трудных ус­ ловиях, стойко переносить лишения по­ ходной жизни, умеют обеспечивать безот­ казность действия техигцки. Но не всегда все обходится гладко. Я хочу остановиться на некоторых вопросах и дать практические советы личному со­ ставу нижней команды корабля. В их ру­ ках механизмы большой ценности и рабо­ тают они согласованно. Но'это в том слу­ чае, когда каждый моряк натренирован до автоматизма и точно выполняет все коман­ ды согласно инструкции. Известен, например такой случай. В по­ ходе моторист допустил медлительность в действиях, в результате повредило ма­ сляную магистраль. Изучив детально при- чшу повреждения, мы установили, что при переходе с фильтра на фильтр мото­ рист слишком медленно переключал ' ры­ чаг. Он замешкался, не смог быстро снять рычаг, чтобы довернуть его затем до нуж­ ного положения. А водь агрегат в это время работал, давление масла все увели­ чивалось и магистраль не выдержала. В-от к чему привела недостаточная натрениро­ ванность моряка. Он хорошо знал и>сле- цовательность выполнения данной работы на механизме, не хватало же у него од­ ного — практических навыков. Лучшая школа мастерства — по­ ходы. Вот почему мы всегда радостно пе­ реживаем сообщение: «Выходим в море», хотя каждый ясно сознает, что придется перлнооить немалые трудности. Н а ,нашем корабле доброй славой поль­ зуются старшие мотористы Котов и Мат­ веев. Не отстает от них в овладении своим заведыванпом и молодой моряк ма­ трос Владимир Холил. За сравнительно короткое время он изучил главный двига­ тель и успешно несет хоаовую тахту. Кроме этого, в обязанности матроса Холи- на входит эксплуатация другого агрегата. Также он отвечает за всю осушительную систему катера. Несмотря на большую напыщенность механизмов в заведывании моряка, он образцово справляется со сво­ ими обязанностями. Передовые моряки — мои подчиненные Котов. Матвеев и Холпн — тщательно сбе­ регают технику, по-хозяйски ухаживают за ней. Каждый раз. придя с моря, ма­ тросы не шут отдыхать, пока не выпол­ нят неонходимые работы. Первым делом разоирают масляные фпльтры, Тщательно проверяют, нет ли стружки, потом промывают их и ставят на место. Особое внимание уделяется главным двигателям, которые у нас все­ гда содержатся в безукоризненной чисто­ те и исправности. Мотористы заботливо, с любовью ухаживают за ними. После каждого похода моряки тщательно осмат­ ривают, нет ли где подтеков топлива, ма­ сел. не попала ли забортная вода на аг­ регаты. У них всегда в запасе необходи­ мые материалы: безворсовая сухая ветошь, салфетки. Я, как старшина мотористов, по- сдоянно учу подчиненных преодолевать трудности. II скажу, что приятно следить за тем. как мужают и растут моряки, привыкают к тяжелой службе катерника, становятся выносливыми, смелыми, знаю­ щими свое дело воинами. Помню, как пришел на корабль молодой матрос Иван Варфаллмеев. Первые похо­ ды были для него мучительным испыта­ нном, его укачивало. Выхотя блеанын на верхнюю палубу, он сообщал, бывало, упавшим голосом: — Ох. и трудно же служить на кате­ ре!.. — А вы не падайте духом. В походе старайтесь больше быть в движении, тогда и качку будет легче переносить. Я это по себе знал и давал советы моряку, подбадривал его. Постепенно ма­ трос закалялся, хотя и не избавился пол­ ностью от морской «болезни», но службу полюбил: в сложных условиях несет бес- £ сменную вахту, не допускает ошибок. А ранее они были у него. Однажды непра­ вильно снял питание со щита, не вывел напряжение реостатом. В результате на­ вигационные и радиолокационные прибо­ ры оказались окчггочспчыми. Этот слу­ чай показал, что действия матроса в по­ ходной обстановке были недостаточно от­ работаны. Я стал больше внимания уде­ лять матросу Влп^аламееву. индивиду­ ально занимался с ним. давал различные вводные при депстгии механизмов. Ма- степство моряка заметно позысилось. Мы изучаем и извлекаем уроки из до­ пущенных ошибок м^як^в других кораб­ лей. Походы — лучшая школа морской выучки, где закаляется вадя. совершен­ ствуются практические иазыки моряков. Наш катеп добился значительных успе­ хов в боевой и политической подготов­ ке. Но на д о с т и г н у т о м останавливаться нам нельзя. Каждый катешик должен систематически тренироваться, чтобы с честью выполнять своп священные обя­ занности по охране морских рубежей Ро­ дины. Главный старшина Г. ГЕРАСИМЕНКО. Зазнался — значит отстал К . ГРИГОРЬЕВ. Пост наш большой, техника сложная и разнообразная. Но кто стремится изучать ее, имеет прочные знания, тот образцово never вахту. * К сожалению, есть среди нашего кол­ лектива и такой специалист, который зазнался и отстал в учебе. Это комсомо­ лец Петр Селиванов. Когда он пришел к нам, взялся за дело старательно, со рве­ нием, быстро освоил технику, лучше всех выполнял нормативы на тренировках. Петра Селиванова поощряли, надеялись, что он приобретет новые знания и будет передавать их товарищам. Но пока не оправдывает наших на­ дежд комсомолец Петр Селиванов. Успехи вскружили ему голову, он заспался и перестал систематически учиться. В ре­ зультате зазнайство привело к тому, что Селиванов стал слабо разбираться в слож­ ной технике своего заведывакия, и ею уже обгоняют матросы, которые пришли служить позже. Техника совершенствуется. Моряки должны постоянно и настойчиво учиться, чтобы их боевая выучка отвечала требо­ ваниям современной войны. Мичман В. БОРИСОВ. Наперекор стихии АТЕР, на борту которого нес ходовую вахту старшина 2 статьи Ар­ кадий Щукин, боролся с морской стихией. Временами казалось, что катер вот-вот опрокинется: так бросало его на гребнях волн. Очередной вал, будто огромная ладонь, ударил катер по борту, и холодный поток окатил всех моряков верхней палубы. Но крепко • стоял на ногах моряк Аркадий Щукин, четко выполняя распоряжения командира, направлявшего корабль к цели. Командир, опытный моряк, б>ыл рядом с ним, со Щукиным. И большим уваже­ нием к офицеру наполнялось сердце старшины. Чем труднее и сложнее обстанов­ ка, тем крепче сплачиваются наши моряки вокруг своего командира, тем вниматель­ нее они к каждому его слову. Они готовы выполнить любой приказ. — Оборван трос! — поступил доклад. — Восстановить повреждение! — слышит Аркадий Щукин приказ командира. Он знает, что ему делать и как. Быстро приготовившись, отважный моряк, лави­ руя по обледеневшей палубе, направляется к корме корабля. Косой дождь со снегом • нещадно хлещет лицо, порывы ветра захватывают дыхание. Но Щукин уверенно идет вперед, он надеется не только на свой опыт и выносливость. Моряк чувствует бли­ зость друзей, которые ему помогают, он слышит бодрый голос командира. Старшина 2 статьи уже не один раз выполнял подобные задачи. Мгновенно он де­ лает прыжок, и теперь один на оторванном предмете. Ловки его движения... Но вот неосторожный поворот, и моряк оказывается в воде. Намокшая одежда стесняла дви­ жения, тянуло вниз, волны били в лицо, накрывали с головой. Неожиданно сильный удар в бок... Но и это не остановило отважного, сильного катерника. Он выполнил задание. Это был подвиг. — У нас много таких примеров, — говорит командир, — так же в нужный мо­ мент поступали старший матрос Венедиктов, матрос Макеев, старшина 1 статьи Мельников. Катерники всегда должны быть готовы к подвигу, — офицер немного по­ думал и добавил: — Но нам надо в воспитании матросов учитывать не только готовность к под­ вигу, а и подготовленность. Это не одно и то же. Ценность подвига Щукина в том, что он был подготовлен к его выполнению и морально и физически. И. КУЛИКОВ. К о м а н д и р w ^ ЧТЕР стремительно вышел ‘ в атаку. Экипаж точно выполнил замысел коман- ■рч ч дира, но практическая за- i t зача не была решена. — В чем же дело? — ломал голику старший лейтенант Юрий Морозов. Ему казалось, что он хорошо под­ готовился к выполнению задания. Утром командир подразделения пригла­ сил офицеров в класс стрельбы. Начал он говорить, как всегда, спокойно и раз­ дельно: — Какие ошибки допустил вчера при атаке старший лейтенант Морозов? — командир, загибая палец за пальцем, под­ черкивал: — Неправильно определил элементы движения цели. Не соориентиро­ вался в обстановке. Вышел в атаку не. с того курсового угла. Упреждение взял неправильно. Командир острым взглядом окинул стар­ шего лейтенанта и утвердительно спро­ сил: — Вам теперь понятно, почему вы не выполнили учебную задачу?! Эта нелестная оценка, как огнем, обож­ гла самые чувствительные струны харак­ тера Морозова. Он молчал, но упрямо сжатый рот его говорил о многом. В ду­ ше кипело. Командир катера считал себя, если и не правым, то не настолько вино­ ватым. чтобы его действия так вот раз­ бирали. С первых слов командира оа ощутил острую потребность защищаться и внутренне приготовился к этому. — Я докажу, что умею стрелять !.. — выпалил, гошячась. M odogob Но командир продолжал все тем же спокойным, четким голосом: — При атаках у вас были и положи­ тельные действия. В стремлении быстра, решительно сближаться проявились ва­ ши волевые качества. Однако воля v нас. моряков, должна проявляться также в уменьи заставить себя сделать именно то, что необходимо для повышения боевого ма­ стерства. для боевой готовности подразде­ ления. В данном случае ваша воля долж­ на была оонаменоваться отличной стрель­ бой. После детального разбора неудачной атаки командир подразделения коммунист Владимир Косюк лично выходил в море' на катере Морозова. В походной обстн- новке изучал его действия, а потом сно­ ва занятия в классе, тренировки... В обучении и воспитании командиров катеров он не допускает шаюлона. Поиски нового, изучение причин успехов и неу­ дач отдельных офицеров у него основа­ ны на строго индивидуальном подходе к людям, с учетом их опыта, способностей, характера. Когда офицер Морозов с помощью коман­ дира глубоко изучил причины допущен­ ных ошибок, у него родилось чувство не­ довольства самим собой, своим неуме­ нием. Это чувство заставило его мо­ билизовать все свои силы и во что бы то ни стадо добиться успеха. Таков был его характер. Трудностей он не боялся. Эту особенность хорошо знал командир подразделения и учитывал в работе с мо­ лодым офицером. Прошли дни настойчивых тренировок, и в машинном отделении катера, на хо­ довой мостик которого прибыл офицер Морозов, раздался энергичный звук реву­ на. вспыхнула лампочка. Это был приказ мотористам запускать двигатели. Катер устремился в открытое море. — Узнаю Морозова. Сегодня он задачу выполнит наверняка, — вслух высказал свои мысли командир подразделения. — Интересный у него характер. Прешолеяис трудностей у йего всегда связано с твор­ ческой работой, с необычайной настойчи­ востью в достижении цели. Выполнение практических стрельб на этот раз проходило в более сложной об­ становке. Но и командир катера теперь был более подготовлен. А главное — он ясно понимал подлинный смысл своих действий, упорно заставил себя сде­ лать именно то. что необходимо для под’- ема боевой подготовки всего подразделе­ ния. И он на деле подтвердил понимание больших задан. Экипаж корабля задание выполнил с высокими показателями. Лишь только катер ошвартовался V пирса, как все и без слов поняли. что учебные стрельбы экипажем проведены удачно. Новость эта так ярко светилась в теплых взглядах катерников! Матросы радовались, хотя были утомлены. Они преодолели немалые трудности в походе. Источником их радости являлась не толь­ ко успешно проведенная стрельба, а большая любовь к тому почетному делу, которое им поручили Родина, советский народ. На умении убедить подчиненного, все­ лить в него веру в собственные силы строит воспитание катерников командир подразделения Владимир Косюк. Опытный офицер хорошо понимает. что личный пример — одно из главнейших условий командира в обучении моряков военному мастерству, в воспитании у матросов, старшин, и офицеров таких необходимых катерникам качеств, как смелость, точ­ ность, инициатива и стойкость в выпол­ нении задач, решительность в действиях на море, постоянная и высокая дисци­ плинированность. Его всесторонние зна­ ния, боевое мастерство — решающее ус­ ловие успешных действий катера в лю­ бой обстановке. — Мы своего командира понимаем с полуслова, — говорят его подчиненные. Это не случайно. Владимир Косюк систе­ матически совершенствует свои коман­ дирские навыки в походах, повышает те­ оретические специальные знания. Мы встретили офицера в его маленькой каюте. На столике у него лежали номера военных журналов, статей из газет. Командир тщательно готовился к проведе­ нию занятий с офицерским составом. Он с увлечением высказал свои соображения, мысли, предложения, которые подсказаны ему опытом, проверены в условиях учебы в Заполярье. Обо всем этом он расскажет оФицерам-катерникам. послушает их. Они также изо дня в день совершенству­ ют свое военное мастерство, находят но­ вые приемы в решении задач боевой подготовки. — Читал я недавно статьи бывшего катерника-североморца Шабалина, опуб­ ликованные в газете «Красная Звезда»,— говорит Косюк. — Мастер торпедных атак Шабалин в период Отечественной войны добивался побед потому, что он в зависи­ мости от условий и обстановки применял различные приемы ведения боя. Но, изу­ чая опыт минувшей войны, нам нельзя его механически переносить в современ­ ную боевую подготовку... Эти мысли командир также выскажет всему офицерскому составу. Давно служит в этом подразделении офицер Косюк. Много лет своей жизни посвятил он деду позышения боевой под- ■гстсоки, росту' мастерства катерников, их быту и устройству. Не легким и ровным путом пришли командир и его подчинен­ ные к успеху. Припоминаются командиру былые вре­ мена, первые дни на Севере. Дыхание Баренцева моря встретило его вначале радушно. День стоял ясный, прозрачный, с хорошей видимостью. Ярко светило солнце. На редкость теплый в Заполярье воздух струился, как бы подмывая свои­ ми потоками громоздящиеся сопки. Каза­ лось. что они висят в сизоватом мареве. Д-слто шли на ©иду берега. И долго думал о новом, большом будущем Владимир Ко­ сюк. Он знал, что современная отечествен­ ная техника потребует и новых, больших знаний от всего личного состава, а осо­ бенно от него, командира-еднноначаль- ника. В трудных условиях пришлось органи­ зовывать учебу, обучать катерников ма­ стерству в походах. Но чем острее ощу­ щались трудности, тем энергичнее, на­ стойчивее действовал на своем посту командир. — Недостатков было много. Но мне помогали. Партийная организация — моя постоянная опора. Командир любовно воспитывает масте­ ров своего дела. Он хорошо знает подчи­ ненных. их прошлое и настоящее, по­ ощряет достойных, заботливо и кропот­ ливо работает с нерадивыми, отстающи­ ми. стараясь вывести их на правильный путь. Одно время старшина 2 статьи Евге­ ний Филькин стал проявлять халатность в служюе, запустил заведывание. Коман­ дир лично разобрался в причинах неради­ вости подчиненного, который ранее счи­ тался передовиком, был отличником. Ока­ залось, что Филькин не проявлял долж­ ной настойчивости в службе, ссылаясь на дополнительную нагрузку. Не один раз беседовал с ним командир, пока не до­ бился того, что старшина изменил свое отношение к службе. Сейчас Филькин с успехом выполняет не меньший, а боль­ ший об’ем работы. Кроме этого, в свобод­ ное время проводит тренировки шлюпоч­ ной команды. Командир с большим уважением гово­ рит о передовых классных специалистах. Каждый их успех, умелые действия в походе и на стоянке радуют его. Взять, к примеру, связиста старшину 2 статьи Евдокимова. — Отлично выхожу в атаку по его данным. — говорит командир. — Опыт­ ный специалист — мои вторые верные глгза. Чем лучше он владеет своим ма­ стерством. тем точнее я веду корабль в атаку, тем успешнее результат стрельбы. Классный специалист комсомолец Евдо­ кимов с честью оправдывает доверие командира. Он один из тех, кто не успо­ каивается достигнутыми в учебе резуль­ татами, а постоянно повышает свои зна­ ния, бдительно несет вахту на одном из катеров. Большую школу морской выучки под руководством опытного командира прошли катерники комсомольцы Федоров. Крас­ инцкий и многие другие. Они не оста­ навливаются на достигнутом, оттачивают свои военные знания. Катера один за другим стремительно уходят в море. На головном корабле — командир подразделения офицер Владимир Косюк. Он уверенно ведет своих подчи­ ненных к достижению новых успехов в боевой подготовке. Офицер А . АНТИПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz