На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

4 июня 1954 г., N°. 131 (4973). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я ■ т.-.тЯ Б Я С Я к о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь На прежнем уровне О недостатках в работе инструкторов политоргана Прения но докладу начались «без рас­ качки». II^ p rf.ix двух-трех выступающих все слушали внимательно, даже с интере­ сом. Еше мы! Ведь попрание комсомоль­ ского актива здесь наводится впервые, и комv не хочется узнать, о чем скажут комсомольцы из других подразделений, какой полезный опыт накопили она. помогая командованию в воинском и по­ литическом воспитании молодежи. 1а и вопрос, • поставленный fi.i обсуждение, очень важный, злободневный — «О пе­ редовой роли членов ВЛКСМ в укреплении в^-ипской дисциплины и наведении устав­ ного поря Iка». Выступает четвертый участник собра­ ния, пятый шестой... Но речи почти все. как две капли воды, похожи одна на другую, по^то-юны но шаблону. В<гт н* трибуне тов. Агибалов. Изложив общеиз­ вестные истины о значении воинской дисциплины он говорит, что дальше на­ мерен рассказать о конкретном опыте комсомольской организации по оказанию помощи командиру в наведении уставного порядка. Но сидяшие в зале так и не дож­ дались от него рассказа об опыте. Тов. Агибалов привел некоторые данные о про­ центном соотношении отличников и неот- личников. в подразделении, перечислил, какие проведены мероприятия. Затем он коснулся недостатков в работе, но... время для выступления было уже исчерпано, и оратору пришлось сесть, не окончив речи. Почему выступление тов. Агиоалова и некоторых других активистов были оди­ наковыми и не раскрывали сути во­ проса? Или. может быть, в их комсо­ мольских организациях нет поучитель­ ного опыта? Нет. опыт этот есть, только рядовые комсомольцы, члены бюро и молодые секретари не сумели обобщить его. Механически перечисляя беседы, собрания, доклады, они ничего не говорили об их содержании. А ведь без этого нельзя полно и наглядно показать ни злободневность и основное направле­ ние воспитательной работы, ни ее связь с задачами, стоящими перед воинами, и с событиями, происходящими в нашей стра­ не и за рубежом. Какой урок, какую поль. зу можно извлечь, например, из следующе­ го заявления тов. Агибалова: «После того, как Дорожкин совершил нетоварищеский поступок, мы прозели собрание с вопро­ сом о задачах комсомольцев в достижении высокого уровня боевой и политической подготовки». Скорее всего о бюрократическом, казен­ ном подходе к делу свидетельствуют эти слова. Ведь при вдумчивой, творческой работе бюро не допустит подобного факта, во-время предупредит его. Но если матрос все же нарушил нормы подлинной друж­ бы бюро анализирует причины этого не­ достатка и усиливает раз’яснительную работу с тем, чтобы подобные факты не могли повториться вновь. Произошли подобные факты потому, что некоторые работники не помогали комсомольцам подготовиться к собранию актива и. в частности, обобщить кон­ кретный положительный опыт по укре­ плению воинской дисциплины в своих подразделениях. Но • все .ти они зами хорошо справляются с этой задачей? Нет, не все. Перед нами четыре страницы тек­ ста, отпечатанного на машинке через два интервала. Во вступительной части ска­ зано. что это — обобщенный опыт ком­ сомольской организации одного из noi- разделений по «основным» вопросам ее работы. Па самом деле это не опыт рабо­ ты организации, а голое перечисление ме­ роприятий ч форм их проведения. О том, как комсомольцы работали с молодежью. — в «обобщенном опыте» говорится очень мало. Молодой комсомольский работник тов. Романенко, изучавший г состояние дел в подразделении, видимо, нуждался в боль­ шой помощи, ибо невозможно за корот­ кий срок проанализировать все основные участки деятельности большого коллекти­ ва. Он также не учел, что показ работы только с внешней стороны, без раскрытия ее содержания мало чему учит активи- онытных комсомольских работников. Большую помощь должен оказывать нм политорган. Как же справляется он с этой своей прямой обязанностью? Вслед за собра­ нием актива при политоргане был прове­ ден двухдневный семинар секретарей к«»ч- сомолгуских организаций. На нем мнетрук- то; политоргана тов. Жуков сделал док­ лад: «Практика работы комсомольских организаций не обеспечению боевой под­ готовки». В докладе определены главные задачи, дана партийная оценка сры­ вам. (]н>р.чализму, рывкам в работе. Непло­ хими были и общие советы инструктора о содержании работы в ближайшее время. Но ее практика, опыт снова затерялись в скупой и скучной статистике. На трех с половиной страницах коммунист уложил «анализ» деятельности двух передовых комсомольских организаций. Здесь пере­ числено до пятнадцати различных меро­ приятий. Одних только вопросов, обсуж­ давшихся на собраниях, приведено шесть. Естественно, даже рассказ о собрании, освещенном в докладе наиболее подробно, не мог занять больше десяти строчек. Еще меньше места отведено каждому фак­ ту «умелой» индивидуальной работы — как самому гибкому средству воздействия на молодежь. В докладе видим ту же, уже знакомую схему: матрос или солдат совершил про­ ступок: с ним побеседовали или вызвали •на бюро: воин стад исправляться и до­ бился таких-то успехов. А о содержании индивидуальных бесед, собраний, о том, как комсомольцам удалось раз’яснить сво­ ему товарищу уставные требования и по­ мочь ему исправиться — об этом снова рассказывается мимохшом. Доклад скорее всего был похож на длин­ ную инструкцию. Участники семинара, являясь дисциплинированными воинами, все прослушали его до конца. Да н h i удобно было отвлекаться: за председа­ тельским стадом сидело пять ответствен­ ных политработников; шестой — доклад­ чик. Участники семинара не увидели из доклада, как же передовые комсомольские организации предупреждают дисциплинар­ ные проступки. Как видно, поверхностно изучают опыт не одни рядовые комсомольцы-активисты. Таким недостатком страдают и отдельные офицеры политоргана. А ведь они обяза­ ны не только служить примером в этом деле, но и учить актив находить цен­ ные крупицы в деятельности организа­ ций, выделять главное, существенное. Пм нужно, как никому другому, интересо­ ваться не только внешней стороной дела, но и его существом, содержанием. А это содержание очень и очень часто страдает из’янами. Вот некоторые Факты. Тов. Романенко хотел провести с вои­ нами беседу о дружбе и товариществе. Но он неудачно выбрал время для беседы. Пропагандист не сумел увлечь аудиторию. В одном из подразделений прошло комсо­ мольское собрание, на котором докладчик не назвал ни одной фамилии. Член бюро тов. Федоров и другие руководители ком­ сомольской организации не поинтересова­ лись, как он готовит свое выступление, какая ему нужна помощь. Здесь же про­ ведено комсомольское собрание с «опросом о передовой рати членов В.ТКСМ в сдаче задачи, которую воинам надо было pe­ rn?ть через два дня. На одном из заседа­ ний бюро заслушало ряд докладов секре­ тарей комсомольских организаций. Совершенно ясно, что ко всем этим ме­ роприятиям комсомольские руководители отнеслись формально. В деле перестройки работы партийных и комсомольских организаций в свете требований ЦК КПСС здесь есть и другие существенные недочеты. Во многих слу­ чаях работа с комсомольским активом не проводится, запущена. А жизнь, между тем, выдвигает все новые и новые зада­ чи. Становятся выше скорости и потолок полета самолетов, скорострельность ору­ дийных установок и т. д. Это значит, что повышаются требования к каждому' совет­ скому воину. При таких условиях нельзя оставлять на прежнем уровне работу ком- за примерную службу вона Письмо матери отличника З а успехи в боевой и политической подготовке и усердие в службе коман­ дир подразделения послал благодарст­ венное письмо матери рядового Л\ыш- ковского. Недавно на имя командира поступило письмо от Мышковской В. П., которая пишет: «Уважаемый товарищ командир! Спа­ сибо вам за письмо, за то, что вы п ора­ довали меня успехами сына, который служит во вверенном вам подразделе­ нии и является отличником боевой и по­ литической подготовки. Хочу вам ск а­ зать, что я вырастила и воспитала свое­ го сына старательным и трудолюбивым среди коллектива колхозников нашего села, благодаря массово-политической работе, проводимой партийной и ком­ сомольской организациями. Вы сейчас воспитываете моего сына в духе преданности социалистической Р о ­ дине, диецнплнннропаииыч и примерным воином. 5> уверемя. когла мой сын воз­ вратится с о службы в нашу колхозную семью, он станет мастером высоких у р о ­ жаев, а если потребуют Родина, Комму­ нистическая партия и Советское прави­ тельство в нужный момент встать с оружием в руках на защиту наших ру­ бежей, он честно выполнит свой долг и не опозорит боевой славы Вооруженных Сил С СС Р . Спасибо, товарищ командир, что вы помогли сыну стать умелым и дисци­ плинированным воином. С приветом Мышковская В. П.». Это письмо было зачитано на комсо­ мольском собрании. Молодежь выслуша­ ла его с большим вниманием. Л. М АКА РЕНК О . CTOR. И не один тов. Романенко нуждается в I сомольских организации, помощи. В подразделениях есть ряд мало- 1 Капитан-лейтенант Е. КОЗЛОВ. Негодный стиль Недавно у нас состоялось комсомольское собрание. С докладом на нем выступил тов. Левагин. К сожалению, он не сумел по-настоящему проанализировать дея­ тельность комсомольских организаций, вскрыть причины слабой воспитательной работы с молодежью. Вся 5°ла в том. что свой доклад тов. Левагин готовил кабинетным способом. Он перрд лобпаниРМ не побывал в подразделе­ нии. не изучил жизнь воинов, работу ак­ тивистов. Это привело к тому, что в до­ кладе приводилось много устаревших при­ меров. Не случайно в своем выступлении ком­ сомолец тон. Орлов сказал: — Чтобы стать настоящим вожаком масс, нужно больше бывать среди молоде­ жи. хорошо знать стремления и дела каждогс комсомольца. Докладчик почти ничего не сказал о спортивно-массовой работе. А ведь с этим в комсомольской организации дело обстоит плохо. Комсомолец Усанс говорил на со­ брании: — Я уже второй год на соревнованиях защищаю спортивную честь нашего под­ разделения. но значка ГТО 2-й ступени не имею. Почему? Оказывается, поте­ рялись протоколы о принятии спортив­ ных норм. Все эти факты происходят потому, что тев. Левагин работает порочным канцеляр­ ско-бюрократическим методом. Протоколы, отчеты, телефонные переговоры, а не кон­ кретная живая работа с людьми — вот стиль его деятельности. Решения XII с’езда ВЛКСМ являются боевой программой для всех комсомоль­ ских организаций. Они должны послу­ жить основой для лучшего воспитания наших воинов в духе преданности люби­ мой матери-Родине, в духе животворного советского патриотизма. Пора и тов. Лева- гину сделать для себя из этого вывод. Младший сержант Л. АВЕНС. Хроника комсомольской жизни Член бю ро комсомольской организации серж ант Шкодин заслужил много поощре­ ний и наград командования. Среди них нагрудный знак «Отличный артиллерист*, личная фотокарточка, нч которой воин за ­ снят при развернутом Знамени части. Свои знания и опыт активист с любо­ вью передает молодежи, ра з'я сн я я ей уставы. Присягу и задачи, поставленные Коммунистической' .лртией и Советским правительством перед чашнми В ооруж ен ­ ными Силами. н. « :\ в р о в и ч . Раньше матрос Рахм анов гру^о н ару ­ шал воинскую дисциплину. Командир по­ советовал секретарю комсомольской орга- * низацни повлиять на нерадивого воина. С Рахмановым беседовали старшины, члены бюро. Они р а з ’ясняли ему требования ин­ струкций и уставов. Сейчас матрос Р ахм а ­ нов не имеет взысканий и стал пример­ ным воином. М ат рос Н. Г О Л У Б Е В . Недавно у нас состоялось комсомоль­ ское собрание о примерности членов В Л К СМ в учебе и службе. Н а собрании выступили тов. Хромылев и другие. П ри ­ нятое решение направлено на оказание комсомольцам всемерной помощи в боевой и политической подготовке. п. соколов. В комнате политпросветработы Многолюдно вечерами в нашей комнате политпросветработы. Здесь проводятся бе­ седы, доклады, лекции, организуются шахмчзтные и шашечные турниры, игры в домино. Особенно оживленно в комнате бывает в то время, когда приходит почта. Тесным кольцом окружают воины поч­ тальона сержанта Сихачева. С большим вниманием читают свежие газеты, жур­ налы. Здесь же находится библиотека. Ею за­ ведует отличник боевой и политической подготовки старший матрос Короленко. По просьбе читателей воин подби­ рает художественпгую, научдго-популяр- ную и по.титпческую литературу, со­ ветует, какую книгу лучше взять. В комнате имеется наглядная агитация. На видном месте помещен стенд: «Бюд­ жет Советской державы на 1954 год». Здесь показано, сколько и на какую отрасль народного хозяйства идет го­ сударственных средств. Стенд «Про­ грамма дальнейшего развития сельское хозяйства СССР» знакомит воинов с за­ дачами, поставленными партией и прави­ тельством перед нагачгм народом на бли­ жайшие годы. Наглядную агитацию сде­ лал коммунист Медведев. Она помогает военнослужащим готовиться к политзаня­ тиям. Комната политпроеветраГмугы является ит<любленным местом культурного отдыха личного состава. Сержант А. СЛОБОДЯНЮК. Воины — шефы Дома ребенка По предложению партийной организа­ ции воины нашего подразделения взялк шефство над Домом ребенка. Вопрос о шефстве был обсужден на со­ брании комсомольской организации. Чле­ ны ВЛКСМ горячо поддержали эту ценную инициативу. Слова не разошлись с делом. В первые же дни после собрания комсомольцы Но­ виков, Воробьев и другие пришли позна­ комиться с подшефными. Возвратившись в подразделение, они рассказали воинам о своих впечатлениях. — Еще раз мы убедились в том, — говорит старшина 2 статьи Новиков. — какую большую заботу проявляют Ком­ мунистическая партия и Советское пра­ вительство о воспитании подрастающего поколения. В Доме ребенка мы увидели материнскую заботу о детях со стороны обслуживающего персонала, просторные и светлые комнаты. В воскресные дни воины часто прихо­ дят к своим маленьким друзьям, беседуют и играют с ними. Недавно старшина 2 статьи Афонькин, старший матрос Сенисюк. матрос Скрип­ ка и другие посетили Дом ребенка. Они пшгпесли малышам подарки. В числе подарков— красочно оформлен­ ный фотоальбом с фотографиями детей и воспитателей, разнообразные игрупгки. Дети остались очень благодарны шефам Прошло немного времени, как наши комсомольцы взяли шефство над Домом ребенка, но они уже проделали большую работу. Воины полны стремления и впредь оказывать действенную помощь в воспи­ тании детей. Старшина 2 статьи Е. БЕЛОВ. В помоги;ь слушателям политических за пятый Всеобщая связь и взаимная обусловленность явлений в природе и обществе Футболисты ка поле Как только установилась хорошая по­ года, футболисты вышли на поле. С пер­ вого дня они начали упорно тренировать­ ся в беге, в подаче мяча и точности уда­ ра. Особенно много сейчас тренируется вратарь Желтухин. Он старается брать любые мячи, с какой бы силой они ни летели. Уже несколько раз наши футболисты играли со сборной командой, проверяя стою силу. Результаты этих игр непло­ хие. Но этого мало. Требуется еще много тренировок для того, чтобы побеждать команды соседних подразделений. К,- 1 Ждое утро капитан команды офицер Кебылев тренирует Футболистов в беге на большую дистанцию. Регулярно проводят­ ся практические занятия по технике а тактике игры. Матрос Л. ШВЕЦ. Если мы бросим взгляд на природу и общество, то перед нами предстанет кар­ тина бесконечной связи явлений, их вза­ имная зависимость и взаимная обуслов­ ленность. Одной и з особенностей материа­ листической диалектики Энгельс считал то. что она является наукой о всеобщей связи. Развивая это положение. В. И. Ленин говорил, что взаимозависимость и теснейшая неразрывная связь всех сто­ рон^ каждого явления, связь, дающая еди­ ный, закономерный мировой процесс дви­ жения, составляет одну из основных от­ личительных черт материалистической диалектики. Всякое данное явление есть единство общего и особенного. Оно связа­ но с другими явлениями сходными черта­ ми и свойствами, общностью содержания и имеет в то же время свои особенные, индивидуальные черты. Например, наци­ ональные культуры 16 союзных респуб­ лик нашей страны имеют общее им всем социалистическое содержание и в то же время свои особые национальные Формы. Наиболее полно, глубоко и всесторонне дано положение о всеобщей связи и вза­ имной обусловленности предметов, явле­ ний в природе и обществе, как первой ос­ новной черте, характеризующей маркси­ стский диалектический метод, в Кратком курсе истории Коммунистической партии, в IV главе, где подчеркивается: «В проти­ воположность метафизике диалектика рас­ сматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторван­ ных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, — а как связное, единое целое, где пред­ меты, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обу­ словливают друг друга. Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе не может быть понято, если взять его в изолиро­ ванном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть превращено г> бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явле­ ние может быть понято и обосновано, ес­ ли оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явле­ ний». Марксистский диалектический метод, требуя, чтобы каждое явление в природе и обществе рассматривалось в неразрыв­ ной связи с другими явлениями, отража­ ет существенные отношения предметов и явлений об’ективного материального ми­ ра. В мире нет ничего, что существовало бы изолированно, все существует в связи с другим. Неоспоримым доказательством этому служат человеческая практика, дан­ ные науки. ■й * * Общая картина бесконечного сцепления и сплетения связей и взаимозависимо­ стей предметов, явлений складывается из отдельных частностей. Чтобы познать об­ щую картину, необходимо изучить и об’­ яснить ее отдельные, частные стороны. Поступая таким образом, рассматривая отдельные иредметы, процессы, явления в их соотношении друг с другом, мы в про­ цессе познания и в своей практической деятельности устанавливаем, что между ними существует определенная, законо­ мерная связь, выражающаяся в том, что одно явление при известных условиях с необходимостью порождает другое явление. Например, изменение состава и характера растительных формаций, развивающихся на поверхности почвы в какой-либо мест­ ности. неизбежно приводит к изменению климата в этой местности. Этот вывод мичуринской агробиологии является есте­ ственно-научной основой великого плана преобразования природы, выдвинутого на­ шей партией. Такая связь между отдельными явле­ ниями, выражающаяся в том, что при из­ вестных условиях одно явление с необхо­ димостью порождает другое явление, но­ сит название причинной связи. Но сама причинность лишь односторонне, отрывоч­ но и неполно выражает всесторонний и всеобъемлющий характер мировой об'ок- тивной реальной связи. Познание только причинного отношения не дает еще полно­ го понимания существа и развития явле­ ний. Для познания об’ективного мира че­ ловек должен не только установить, что обусловливает другое в общей цепи со­ бытий, h j также и определить характер того, как осуществляется эта обусловли­ вающая связь. Здесь мы вступаем в но­ вую область — область понятия законо­ мерности явлений природы и общества, приходим к пониманию природы, к пони­ манию общества как единого и законо­ мерного во всей своей громадной разносто­ ронности и противоречивости процесса. Диалектический материализм кладет в ос­ нову не всякие связи и зависимости, а связи органические, связи закономерные, представляющие собой высшую форму об’ектнвжнреальных связей материи, пде причинность входит как часть, как один из моментов понятия закона. Признание об’ективности причинных отношений, отражающих реальные, мате­ риальные связи вещей, последовательно вытекает у материалистов из признания ими об’ективной реальности внешнего ми­ ра. отражаемого в нашем сознании. Чело­ веческое познание от установления сосу­ ществования вещей идет к установлению взаимодействия, потом к причинности, как одному из типов связи материальных предметов, явлений, процессов. Марксистский диалектический метод строго различает причинную связь, в ко­ торой одно явление не только предшест­ вует другому, но и порождает его — от простого последования явлений, хотя бы и устойчивого, повторяющегося, но не име­ ющего свопм основанием то, что одно из этих явлений порождает другое. Диалек­ тический метод указывает на надежный критерий для правильного суждения о ха­ рактере связи, взаимоотношении между двумя явлениями. Это — опыт, практиче­ ская деятельность людей. Если мы, уста­ новив, что за известным явлением следу­ ет другое явление, и создав те условия, при которых это явление происходит в природе, можем воспроизвести его и даже придать ему заранее определенное направ­ ление, размеры и т. д., то мы имеем в*е основания говорить, что предшествующее явление есть причина последующего за ним. Причинность, как всякая другая кате­ гория в материалистической теории по­ знания, является ступенькой в познанпи развивающейся материи, где человек со­ знательно вырывает из общей мировой связи два последовательных момента, яв­ ляющихся нам как причина и следствие. Сама причинность является одной из форм взаимосвязи. Однако в зависимости от условий причина и следствие меняются местами. Например, явление, выступаю­ щее как причина другого явления, само оказывается в то же время следствием ка­ кого-то третьего явления, т. е. оно ока­ зывается и причиной и следствием, хотя в разных отношениях, и это стирает ме­ тафизическое абсолютное противопоставле­ ние этих понятий. Причины бывают: главные и второсте­ пенные, внутренние и внешние, прямые и косвенные, об’ективные и суб’ектпвные (не в смысле отрицания об’ективного ха­ рактера причины) и т. д. Папример. глав­ ными причинами победы СССР над фа­ шизмом во время второй мировой войны являются преимущества социалистическо­ го строя, несокрушимая воля ; советского народа к победе, руководство КПСС. Что касается об’ектпвных и суб’ектив- ных причин, то об этом II. С. Хрущев го­ ворил в своем докладе на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС, характеризуя отстава­ ние некоторых отраслей сельского хозяй­ ства от развития индустрии в нашей стране. Об’ективной причиной этого от­ ставания является то обстоятельство, что «у нас не было возможности обеспечить одновременное развитие высокими темпа­ ми и тяжелой индустрии, и сельского хо­ зяйства, и легкой промышленности». На­ до было вначале наладить и развить тя­ желую промышленность, благодаря кото­ рой возможно было поднять сельское хо­ зяйство на уровень требований современ­ ной техники. Это было об’ективной при­ чиной. Но есть также суб’ективные при­ чины отставания сельского хозяйства от роста индустрии, причины, зависящие от нас самих. В числе этих причин можно указать: плохое руководство сельским хо­ зяйством со сторопы отдельных партий­ ных органов, нарушение принципа мате­ риальной заинтересованности колхозников в сельском хозяйстве, нехватка достаточ­ ного количества квалифицированных агро­ номических кадров и т. д. Но всеобщая связь и взаимообуслов­ ленность явлений природы и общества проявляется не только в форме причинно­ сти, но также и в форме необходимости и случайности. Диалектический материализм признает, что и необходимость и случай­ ность имеют об’ективный характер, су­ ществуют реально в самих вещах и явле­ ниях. Бывают причинные связи, которые имеют необходимый характер, и бывают причинные связи, которые не имеют та­ кого необходимого характера, являясь слу­ чайными причинными связями. Ф. Энгельс в своейработе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой <!*илоеофии» писал, что необходимость составляется из чи­ стейших случайностей, а эти мнимые слу­ чайности представляют собою форму, за которой скрывается необходимость. Слу­ чайное выступает как не существенное в явлении, как второстепенное, не главное, не определяющее, хотя оно, конечно, так­ же причинно обусловленное. Случайное и необходимое — диалектические категории и, значит, им присущ известный элемент релятивизма (относительность), подвижно­ сти. Это не метафизически застывшие в своем содержании понятия: то, что при одних условиях необходимо, то теряет свою необходимость при других условиях; то, что случайно при одной обстановке, то при другой обстановке оказьпвается необ­ ходимостью. 'Например, обмен продукталги труда носил случайный характер при об­ щинном строе, зато там натуральное хо­ зяйство имело необходимый характер. Поз­ же. при товарном хозяйстве, обмен носит необходимый характер: таким образом, об­ мен стал необходимым явлением при то­ варном производстве, которое существует более 5 тысяч лет. Но обмен продуктами в различных эпохах имеет весьма суще­ ственные отличительные признаки. На­ пример, если товарное производство при социализме опирается на общественную собственность на средства производства, то капиталистическое товарное производ­ ство основывается на капиталистической частной собственности на средства про­ изводства, если социалистическое товар­ ное производство подчинено основному экономическому закону социализма, то ка­ питалистическое товарное производство ныне действует на основе экономиче­ ского зчкона современного капитализма. Марксистский лозунг «Наука враг слу­ чайностей» не означает, что мы не при­ знаем случайность, но это означает, что наука должна опираться не на случайно­ сти. а на необходимости. Например, вей*- манизм-морганизм-менделизм, пак лженау­ ка опирается на случайность, мичурин­ ская биология исходит из необходимых, существенных процессов прпгодг. В пись­ ме к Кугельману в 1871 г. Марк- писал, что «история имела бы очень мистиче­ ский характер, если бы «случайности» не играли никакой роли». Но ни природа, н i человеческая история не есть скопление случайностей, а представляют собой зако­ номерный процесс. До Маркса соц:юло.г:м не была наукой. По представлениям бур­ жуазных ученых п философов, в области социальных явлений господствует случай­ ность. Маркс показал, что развитие обще­ ства представляет собою естественно-исто­ рический процесс, в котором необходи­ мость господствует так же, как с<нз гос­ подствует во всем материальном мире. На­ ука борется против случайностей. Марк­ систская наука научно доказала неизбеж­ ность гибели капитализма и замену его социализмом, как необходимый процесс, вытекающий из развития самого буржу­ азного строя. Из всего сказанного вытекает, что связь и взаимообусловленность явлений природы и общества является универсаль­ ным, всеобщим законом действительности. По выражению Ф. Энгельса, закон есть форма всеобщности в природе. Взаимная связь и взаимная обусловлен­ ность явлений представляет не случайное дело, а закономерный процесс, что мир развивается по законам движущейся ма­ терии и не нуждается ни в каком «ми­ ровом духе». Законы науки выражают не внешнее, не случайное, а существенное в движении материи, необходимость той или иной формы движения материи, внутрен­ нюю, существенную связь между явления­ ми или различными сторонами одного и того же явления. Законы науки, учит П. В. Сталин, но­ сят об’ективный характер. Они являются отражением в головах людей об’ективных закономерностей, существующих вне нас, отражением об'ективных процессов в при­ роде иди обществе, происходящих незави­ симо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учи­ тывать пх в своих действиях, использо­ вать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить пх. Тем более онп не могут сформировать пли со­ здавать новые законы науки. Во многих случаях законы природы и общества носят стихийный характер, дей­ ствия этих законов являются неотврати­ мыми лишь до тех пор, пока они не по­ знаны людьми, и поэтому не могут быть применены и использованы на пользу об­ щества. Но стоит только людям овладеть знанием об’ективных законов, как дело меняется коренным образом. С развитием человеческих знаний оказалось возмож­ ным, например, не только отвратить от общества бедствия наводнений, казавшие­ ся ранее неотвратимыми, по и обуздывать разрушительные силы природы, «осед­ лать» их, обратить силу воды на пользу общества и использовать ее для орошения полей, для получения энергии. Характерной* особенностью марксизма- ленинизма является то, что он не при­ знает мертвых догм, абстрактных истин, одинаково пригодных для всех условий, всех времен, всякого места, а считает, что истина всегда конкретна, то есть действи­ тельна только, по отношению к определен­ ным условиям, месту и времени. Отдель­ ные выводы и формулы марксизма, соот­ ветствующие одним историческим усло­ виям, являются правильными для этих условий и вполне применимы к ним, уже не соответствуют другим, новым истори­ ческим условиям и поэтому неприменимы к этим новым условиям. Цитировать про­ изведения того или иного автора в отры­ ве от конкретного исторического периода, о котором говорит цитата,- предполагать, что те, или иные выводы и формулы марк­ сизма, полученные в результате изучения одного из периодов исторического разви­ тия, являются правильными для всех пе­ риодов развития и поэтому должныостать­ ся неизменными, могут только мета*1т- зики, только начетчики и талмудисты. Требование марксистской диалектики конкретно-исторически подходить к дейст­ вительности, находить и выдвигать глав­ ные. решающие звенья в цепи процессов даст возможность правильно ориентиро­ ваться в исторических событиях, успешно решать конкретные задачи коммунисти­ ческого строительства и вести борьбу про­ тив империалистического лагеря. Положе­ ние о взаимосвязи и взаимообусловленно­ сти явлений в природе и обществе слу­ жит важнейшим средством познанпя дей­ ствительности и ее революционного преоб­ разования. Рассмотрение всех явлений в их всеобщей связи и взаимодействии име­ ет значение не только в познании, но и в практической деятельности. КПСС в своей практической и теоретической работе по­ вседневно руководствуется законами ма­ териалистической диалектики, которые являются душой марксизма, в частности, руководствуется положением о связи и взаимообусловленности всех процессов п предметов природы и общества, которое представляет один из важнейших элемен­ тов теоретической, научной основы стра­ тегии и тактики, политики нашей пар­ тии, один из элементов философского Фун­ дамента борьбы за строительство комму­ нистического общества в СССР. 0. ЗФЕНДИЕЗ, кандидат философсних наук. Авиаторы в гостях у моряков По инициативе комсомольского бюро был организован культпоход на корабль. В выходной день авиаторы во главе с секретарем комсо­ мольской организации Сергеевым прибыли на корабль и тепло были встречены моряками. Североморцы ознакомили авиаторов с корабельной техникой, рассказали о своей службе и учебе, о достижениях передовиков боевой и политической подготовки. Затем вместе ходили на шлюпках. После обеда совместно просмотрели кинофильм. Уходя с корабля, авиаторы горячо благодарили моряков за радушный прием и пожелали им дальнейших успехов в учебе и службе. Младший сержант В. АЛЕКСЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz