На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
4 июня 1954 г., N°. 131 (4973). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я ■ т.-.тЯ Б Я С Я к о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь На прежнем уровне О недостатках в работе инструкторов политоргана Прения но докладу начались «без рас качки». II^ p rf.ix двух-трех выступающих все слушали внимательно, даже с интере сом. Еше мы! Ведь попрание комсомоль ского актива здесь наводится впервые, и комv не хочется узнать, о чем скажут комсомольцы из других подразделений, какой полезный опыт накопили она. помогая командованию в воинском и по литическом воспитании молодежи. 1а и вопрос, • поставленный fi.i обсуждение, очень важный, злободневный — «О пе редовой роли членов ВЛКСМ в укреплении в^-ипской дисциплины и наведении устав ного поря Iка». Выступает четвертый участник собра ния, пятый шестой... Но речи почти все. как две капли воды, похожи одна на другую, по^то-юны но шаблону. В<гт н* трибуне тов. Агибалов. Изложив общеиз вестные истины о значении воинской дисциплины он говорит, что дальше на мерен рассказать о конкретном опыте комсомольской организации по оказанию помощи командиру в наведении уставного порядка. Но сидяшие в зале так и не дож дались от него рассказа об опыте. Тов. Агибалов привел некоторые данные о про центном соотношении отличников и неот- личников. в подразделении, перечислил, какие проведены мероприятия. Затем он коснулся недостатков в работе, но... время для выступления было уже исчерпано, и оратору пришлось сесть, не окончив речи. Почему выступление тов. Агиоалова и некоторых других активистов были оди наковыми и не раскрывали сути во проса? Или. может быть, в их комсо мольских организациях нет поучитель ного опыта? Нет. опыт этот есть, только рядовые комсомольцы, члены бюро и молодые секретари не сумели обобщить его. Механически перечисляя беседы, собрания, доклады, они ничего не говорили об их содержании. А ведь без этого нельзя полно и наглядно показать ни злободневность и основное направле ние воспитательной работы, ни ее связь с задачами, стоящими перед воинами, и с событиями, происходящими в нашей стра не и за рубежом. Какой урок, какую поль. зу можно извлечь, например, из следующе го заявления тов. Агибалова: «После того, как Дорожкин совершил нетоварищеский поступок, мы прозели собрание с вопро сом о задачах комсомольцев в достижении высокого уровня боевой и политической подготовки». Скорее всего о бюрократическом, казен ном подходе к делу свидетельствуют эти слова. Ведь при вдумчивой, творческой работе бюро не допустит подобного факта, во-время предупредит его. Но если матрос все же нарушил нормы подлинной друж бы бюро анализирует причины этого не достатка и усиливает раз’яснительную работу с тем, чтобы подобные факты не могли повториться вновь. Произошли подобные факты потому, что некоторые работники не помогали комсомольцам подготовиться к собранию актива и. в частности, обобщить кон кретный положительный опыт по укре плению воинской дисциплины в своих подразделениях. Но • все .ти они зами хорошо справляются с этой задачей? Нет, не все. Перед нами четыре страницы тек ста, отпечатанного на машинке через два интервала. Во вступительной части ска зано. что это — обобщенный опыт ком сомольской организации одного из noi- разделений по «основным» вопросам ее работы. Па самом деле это не опыт рабо ты организации, а голое перечисление ме роприятий ч форм их проведения. О том, как комсомольцы работали с молодежью. — в «обобщенном опыте» говорится очень мало. Молодой комсомольский работник тов. Романенко, изучавший г состояние дел в подразделении, видимо, нуждался в боль шой помощи, ибо невозможно за корот кий срок проанализировать все основные участки деятельности большого коллекти ва. Он также не учел, что показ работы только с внешней стороны, без раскрытия ее содержания мало чему учит активи- онытных комсомольских работников. Большую помощь должен оказывать нм политорган. Как же справляется он с этой своей прямой обязанностью? Вслед за собра нием актива при политоргане был прове ден двухдневный семинар секретарей к«»ч- сомолгуских организаций. На нем мнетрук- то; политоргана тов. Жуков сделал док лад: «Практика работы комсомольских организаций не обеспечению боевой под готовки». В докладе определены главные задачи, дана партийная оценка сры вам. (]н>р.чализму, рывкам в работе. Непло хими были и общие советы инструктора о содержании работы в ближайшее время. Но ее практика, опыт снова затерялись в скупой и скучной статистике. На трех с половиной страницах коммунист уложил «анализ» деятельности двух передовых комсомольских организаций. Здесь пере числено до пятнадцати различных меро приятий. Одних только вопросов, обсуж давшихся на собраниях, приведено шесть. Естественно, даже рассказ о собрании, освещенном в докладе наиболее подробно, не мог занять больше десяти строчек. Еще меньше места отведено каждому фак ту «умелой» индивидуальной работы — как самому гибкому средству воздействия на молодежь. В докладе видим ту же, уже знакомую схему: матрос или солдат совершил про ступок: с ним побеседовали или вызвали •на бюро: воин стад исправляться и до бился таких-то успехов. А о содержании индивидуальных бесед, собраний, о том, как комсомольцам удалось раз’яснить сво ему товарищу уставные требования и по мочь ему исправиться — об этом снова рассказывается мимохшом. Доклад скорее всего был похож на длин ную инструкцию. Участники семинара, являясь дисциплинированными воинами, все прослушали его до конца. Да н h i удобно было отвлекаться: за председа тельским стадом сидело пять ответствен ных политработников; шестой — доклад чик. Участники семинара не увидели из доклада, как же передовые комсомольские организации предупреждают дисциплинар ные проступки. Как видно, поверхностно изучают опыт не одни рядовые комсомольцы-активисты. Таким недостатком страдают и отдельные офицеры политоргана. А ведь они обяза ны не только служить примером в этом деле, но и учить актив находить цен ные крупицы в деятельности организа ций, выделять главное, существенное. Пм нужно, как никому другому, интересо ваться не только внешней стороной дела, но и его существом, содержанием. А это содержание очень и очень часто страдает из’янами. Вот некоторые Факты. Тов. Романенко хотел провести с вои нами беседу о дружбе и товариществе. Но он неудачно выбрал время для беседы. Пропагандист не сумел увлечь аудиторию. В одном из подразделений прошло комсо мольское собрание, на котором докладчик не назвал ни одной фамилии. Член бюро тов. Федоров и другие руководители ком сомольской организации не поинтересова лись, как он готовит свое выступление, какая ему нужна помощь. Здесь же про ведено комсомольское собрание с «опросом о передовой рати членов В.ТКСМ в сдаче задачи, которую воинам надо было pe rn?ть через два дня. На одном из заседа ний бюро заслушало ряд докладов секре тарей комсомольских организаций. Совершенно ясно, что ко всем этим ме роприятиям комсомольские руководители отнеслись формально. В деле перестройки работы партийных и комсомольских организаций в свете требований ЦК КПСС здесь есть и другие существенные недочеты. Во многих слу чаях работа с комсомольским активом не проводится, запущена. А жизнь, между тем, выдвигает все новые и новые зада чи. Становятся выше скорости и потолок полета самолетов, скорострельность ору дийных установок и т. д. Это значит, что повышаются требования к каждому' совет скому воину. При таких условиях нельзя оставлять на прежнем уровне работу ком- за примерную службу вона Письмо матери отличника З а успехи в боевой и политической подготовке и усердие в службе коман дир подразделения послал благодарст венное письмо матери рядового Л\ыш- ковского. Недавно на имя командира поступило письмо от Мышковской В. П., которая пишет: «Уважаемый товарищ командир! Спа сибо вам за письмо, за то, что вы п ора довали меня успехами сына, который служит во вверенном вам подразделе нии и является отличником боевой и по литической подготовки. Хочу вам ск а зать, что я вырастила и воспитала свое го сына старательным и трудолюбивым среди коллектива колхозников нашего села, благодаря массово-политической работе, проводимой партийной и ком сомольской организациями. Вы сейчас воспитываете моего сына в духе преданности социалистической Р о дине, диецнплнннропаииыч и примерным воином. 5> уверемя. когла мой сын воз вратится с о службы в нашу колхозную семью, он станет мастером высоких у р о жаев, а если потребуют Родина, Комму нистическая партия и Советское прави тельство в нужный момент встать с оружием в руках на защиту наших ру бежей, он честно выполнит свой долг и не опозорит боевой славы Вооруженных Сил С СС Р . Спасибо, товарищ командир, что вы помогли сыну стать умелым и дисци плинированным воином. С приветом Мышковская В. П.». Это письмо было зачитано на комсо мольском собрании. Молодежь выслуша ла его с большим вниманием. Л. М АКА РЕНК О . CTOR. И не один тов. Романенко нуждается в I сомольских организации, помощи. В подразделениях есть ряд мало- 1 Капитан-лейтенант Е. КОЗЛОВ. Негодный стиль Недавно у нас состоялось комсомольское собрание. С докладом на нем выступил тов. Левагин. К сожалению, он не сумел по-настоящему проанализировать дея тельность комсомольских организаций, вскрыть причины слабой воспитательной работы с молодежью. Вся 5°ла в том. что свой доклад тов. Левагин готовил кабинетным способом. Он перрд лобпаниРМ не побывал в подразделе нии. не изучил жизнь воинов, работу ак тивистов. Это привело к тому, что в до кладе приводилось много устаревших при меров. Не случайно в своем выступлении ком сомолец тон. Орлов сказал: — Чтобы стать настоящим вожаком масс, нужно больше бывать среди молоде жи. хорошо знать стремления и дела каждогс комсомольца. Докладчик почти ничего не сказал о спортивно-массовой работе. А ведь с этим в комсомольской организации дело обстоит плохо. Комсомолец Усанс говорил на со брании: — Я уже второй год на соревнованиях защищаю спортивную честь нашего под разделения. но значка ГТО 2-й ступени не имею. Почему? Оказывается, поте рялись протоколы о принятии спортив ных норм. Все эти факты происходят потому, что тев. Левагин работает порочным канцеляр ско-бюрократическим методом. Протоколы, отчеты, телефонные переговоры, а не кон кретная живая работа с людьми — вот стиль его деятельности. Решения XII с’езда ВЛКСМ являются боевой программой для всех комсомоль ских организаций. Они должны послу жить основой для лучшего воспитания наших воинов в духе преданности люби мой матери-Родине, в духе животворного советского патриотизма. Пора и тов. Лева- гину сделать для себя из этого вывод. Младший сержант Л. АВЕНС. Хроника комсомольской жизни Член бю ро комсомольской организации серж ант Шкодин заслужил много поощре ний и наград командования. Среди них нагрудный знак «Отличный артиллерист*, личная фотокарточка, нч которой воин за снят при развернутом Знамени части. Свои знания и опыт активист с любо вью передает молодежи, ра з'я сн я я ей уставы. Присягу и задачи, поставленные Коммунистической' .лртией и Советским правительством перед чашнми В ооруж ен ными Силами. н. « :\ в р о в и ч . Раньше матрос Рахм анов гру^о н ару шал воинскую дисциплину. Командир по советовал секретарю комсомольской орга- * низацни повлиять на нерадивого воина. С Рахмановым беседовали старшины, члены бюро. Они р а з ’ясняли ему требования ин струкций и уставов. Сейчас матрос Р ахм а нов не имеет взысканий и стал пример ным воином. М ат рос Н. Г О Л У Б Е В . Недавно у нас состоялось комсомоль ское собрание о примерности членов В Л К СМ в учебе и службе. Н а собрании выступили тов. Хромылев и другие. П ри нятое решение направлено на оказание комсомольцам всемерной помощи в боевой и политической подготовке. п. соколов. В комнате политпросветработы Многолюдно вечерами в нашей комнате политпросветработы. Здесь проводятся бе седы, доклады, лекции, организуются шахмчзтные и шашечные турниры, игры в домино. Особенно оживленно в комнате бывает в то время, когда приходит почта. Тесным кольцом окружают воины поч тальона сержанта Сихачева. С большим вниманием читают свежие газеты, жур налы. Здесь же находится библиотека. Ею за ведует отличник боевой и политической подготовки старший матрос Короленко. По просьбе читателей воин подби рает художественпгую, научдго-популяр- ную и по.титпческую литературу, со ветует, какую книгу лучше взять. В комнате имеется наглядная агитация. На видном месте помещен стенд: «Бюд жет Советской державы на 1954 год». Здесь показано, сколько и на какую отрасль народного хозяйства идет го сударственных средств. Стенд «Про грамма дальнейшего развития сельское хозяйства СССР» знакомит воинов с за дачами, поставленными партией и прави тельством перед нагачгм народом на бли жайшие годы. Наглядную агитацию сде лал коммунист Медведев. Она помогает военнослужащим готовиться к политзаня тиям. Комната политпроеветраГмугы является ит<любленным местом культурного отдыха личного состава. Сержант А. СЛОБОДЯНЮК. Воины — шефы Дома ребенка По предложению партийной организа ции воины нашего подразделения взялк шефство над Домом ребенка. Вопрос о шефстве был обсужден на со брании комсомольской организации. Чле ны ВЛКСМ горячо поддержали эту ценную инициативу. Слова не разошлись с делом. В первые же дни после собрания комсомольцы Но виков, Воробьев и другие пришли позна комиться с подшефными. Возвратившись в подразделение, они рассказали воинам о своих впечатлениях. — Еще раз мы убедились в том, — говорит старшина 2 статьи Новиков. — какую большую заботу проявляют Ком мунистическая партия и Советское пра вительство о воспитании подрастающего поколения. В Доме ребенка мы увидели материнскую заботу о детях со стороны обслуживающего персонала, просторные и светлые комнаты. В воскресные дни воины часто прихо дят к своим маленьким друзьям, беседуют и играют с ними. Недавно старшина 2 статьи Афонькин, старший матрос Сенисюк. матрос Скрип ка и другие посетили Дом ребенка. Они пшгпесли малышам подарки. В числе подарков— красочно оформлен ный фотоальбом с фотографиями детей и воспитателей, разнообразные игрупгки. Дети остались очень благодарны шефам Прошло немного времени, как наши комсомольцы взяли шефство над Домом ребенка, но они уже проделали большую работу. Воины полны стремления и впредь оказывать действенную помощь в воспи тании детей. Старшина 2 статьи Е. БЕЛОВ. В помоги;ь слушателям политических за пятый Всеобщая связь и взаимная обусловленность явлений в природе и обществе Футболисты ка поле Как только установилась хорошая по года, футболисты вышли на поле. С пер вого дня они начали упорно тренировать ся в беге, в подаче мяча и точности уда ра. Особенно много сейчас тренируется вратарь Желтухин. Он старается брать любые мячи, с какой бы силой они ни летели. Уже несколько раз наши футболисты играли со сборной командой, проверяя стою силу. Результаты этих игр непло хие. Но этого мало. Требуется еще много тренировок для того, чтобы побеждать команды соседних подразделений. К,- 1 Ждое утро капитан команды офицер Кебылев тренирует Футболистов в беге на большую дистанцию. Регулярно проводят ся практические занятия по технике а тактике игры. Матрос Л. ШВЕЦ. Если мы бросим взгляд на природу и общество, то перед нами предстанет кар тина бесконечной связи явлений, их вза имная зависимость и взаимная обуслов ленность. Одной и з особенностей материа листической диалектики Энгельс считал то. что она является наукой о всеобщей связи. Развивая это положение. В. И. Ленин говорил, что взаимозависимость и теснейшая неразрывная связь всех сто рон^ каждого явления, связь, дающая еди ный, закономерный мировой процесс дви жения, составляет одну из основных от личительных черт материалистической диалектики. Всякое данное явление есть единство общего и особенного. Оно связа но с другими явлениями сходными черта ми и свойствами, общностью содержания и имеет в то же время свои особенные, индивидуальные черты. Например, наци ональные культуры 16 союзных респуб лик нашей страны имеют общее им всем социалистическое содержание и в то же время свои особые национальные Формы. Наиболее полно, глубоко и всесторонне дано положение о всеобщей связи и вза имной обусловленности предметов, явле ний в природе и обществе, как первой ос новной черте, характеризующей маркси стский диалектический метод, в Кратком курсе истории Коммунистической партии, в IV главе, где подчеркивается: «В проти воположность метафизике диалектика рас сматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторван ных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, — а как связное, единое целое, где пред меты, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обу словливают друг друга. Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе не может быть понято, если взять его в изолиро ванном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть превращено г> бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явле ние может быть понято и обосновано, ес ли оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явле ний». Марксистский диалектический метод, требуя, чтобы каждое явление в природе и обществе рассматривалось в неразрыв ной связи с другими явлениями, отража ет существенные отношения предметов и явлений об’ективного материального ми ра. В мире нет ничего, что существовало бы изолированно, все существует в связи с другим. Неоспоримым доказательством этому служат человеческая практика, дан ные науки. ■й * * Общая картина бесконечного сцепления и сплетения связей и взаимозависимо стей предметов, явлений складывается из отдельных частностей. Чтобы познать об щую картину, необходимо изучить и об’ яснить ее отдельные, частные стороны. Поступая таким образом, рассматривая отдельные иредметы, процессы, явления в их соотношении друг с другом, мы в про цессе познания и в своей практической деятельности устанавливаем, что между ними существует определенная, законо мерная связь, выражающаяся в том, что одно явление при известных условиях с необходимостью порождает другое явление. Например, изменение состава и характера растительных формаций, развивающихся на поверхности почвы в какой-либо мест ности. неизбежно приводит к изменению климата в этой местности. Этот вывод мичуринской агробиологии является есте ственно-научной основой великого плана преобразования природы, выдвинутого на шей партией. Такая связь между отдельными явле ниями, выражающаяся в том, что при из вестных условиях одно явление с необхо димостью порождает другое явление, но сит название причинной связи. Но сама причинность лишь односторонне, отрывоч но и неполно выражает всесторонний и всеобъемлющий характер мировой об'ок- тивной реальной связи. Познание только причинного отношения не дает еще полно го понимания существа и развития явле ний. Для познания об’ективного мира че ловек должен не только установить, что обусловливает другое в общей цепи со бытий, h j также и определить характер того, как осуществляется эта обусловли вающая связь. Здесь мы вступаем в но вую область — область понятия законо мерности явлений природы и общества, приходим к пониманию природы, к пони манию общества как единого и законо мерного во всей своей громадной разносто ронности и противоречивости процесса. Диалектический материализм кладет в ос нову не всякие связи и зависимости, а связи органические, связи закономерные, представляющие собой высшую форму об’ектнвжнреальных связей материи, пде причинность входит как часть, как один из моментов понятия закона. Признание об’ективности причинных отношений, отражающих реальные, мате риальные связи вещей, последовательно вытекает у материалистов из признания ими об’ективной реальности внешнего ми ра. отражаемого в нашем сознании. Чело веческое познание от установления сосу ществования вещей идет к установлению взаимодействия, потом к причинности, как одному из типов связи материальных предметов, явлений, процессов. Марксистский диалектический метод строго различает причинную связь, в ко торой одно явление не только предшест вует другому, но и порождает его — от простого последования явлений, хотя бы и устойчивого, повторяющегося, но не име ющего свопм основанием то, что одно из этих явлений порождает другое. Диалек тический метод указывает на надежный критерий для правильного суждения о ха рактере связи, взаимоотношении между двумя явлениями. Это — опыт, практиче ская деятельность людей. Если мы, уста новив, что за известным явлением следу ет другое явление, и создав те условия, при которых это явление происходит в природе, можем воспроизвести его и даже придать ему заранее определенное направ ление, размеры и т. д., то мы имеем в*е основания говорить, что предшествующее явление есть причина последующего за ним. Причинность, как всякая другая кате гория в материалистической теории по знания, является ступенькой в познанпи развивающейся материи, где человек со знательно вырывает из общей мировой связи два последовательных момента, яв ляющихся нам как причина и следствие. Сама причинность является одной из форм взаимосвязи. Однако в зависимости от условий причина и следствие меняются местами. Например, явление, выступаю щее как причина другого явления, само оказывается в то же время следствием ка кого-то третьего явления, т. е. оно ока зывается и причиной и следствием, хотя в разных отношениях, и это стирает ме тафизическое абсолютное противопоставле ние этих понятий. Причины бывают: главные и второсте пенные, внутренние и внешние, прямые и косвенные, об’ективные и суб’ектпвные (не в смысле отрицания об’ективного ха рактера причины) и т. д. Папример. глав ными причинами победы СССР над фа шизмом во время второй мировой войны являются преимущества социалистическо го строя, несокрушимая воля ; советского народа к победе, руководство КПСС. Что касается об’ектпвных и суб’ектив- ных причин, то об этом II. С. Хрущев го ворил в своем докладе на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС, характеризуя отстава ние некоторых отраслей сельского хозяй ства от развития индустрии в нашей стране. Об’ективной причиной этого от ставания является то обстоятельство, что «у нас не было возможности обеспечить одновременное развитие высокими темпа ми и тяжелой индустрии, и сельского хо зяйства, и легкой промышленности». На до было вначале наладить и развить тя желую промышленность, благодаря кото рой возможно было поднять сельское хо зяйство на уровень требований современ ной техники. Это было об’ективной при чиной. Но есть также суб’ективные при чины отставания сельского хозяйства от роста индустрии, причины, зависящие от нас самих. В числе этих причин можно указать: плохое руководство сельским хо зяйством со сторопы отдельных партий ных органов, нарушение принципа мате риальной заинтересованности колхозников в сельском хозяйстве, нехватка достаточ ного количества квалифицированных агро номических кадров и т. д. Но всеобщая связь и взаимообуслов ленность явлений природы и общества проявляется не только в форме причинно сти, но также и в форме необходимости и случайности. Диалектический материализм признает, что и необходимость и случай ность имеют об’ективный характер, су ществуют реально в самих вещах и явле ниях. Бывают причинные связи, которые имеют необходимый характер, и бывают причинные связи, которые не имеют та кого необходимого характера, являясь слу чайными причинными связями. Ф. Энгельс в своейработе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой <!*илоеофии» писал, что необходимость составляется из чи стейших случайностей, а эти мнимые слу чайности представляют собою форму, за которой скрывается необходимость. Слу чайное выступает как не существенное в явлении, как второстепенное, не главное, не определяющее, хотя оно, конечно, так же причинно обусловленное. Случайное и необходимое — диалектические категории и, значит, им присущ известный элемент релятивизма (относительность), подвижно сти. Это не метафизически застывшие в своем содержании понятия: то, что при одних условиях необходимо, то теряет свою необходимость при других условиях; то, что случайно при одной обстановке, то при другой обстановке оказьпвается необ ходимостью. 'Например, обмен продукталги труда носил случайный характер при об щинном строе, зато там натуральное хо зяйство имело необходимый характер. Поз же. при товарном хозяйстве, обмен носит необходимый характер: таким образом, об мен стал необходимым явлением при то варном производстве, которое существует более 5 тысяч лет. Но обмен продуктами в различных эпохах имеет весьма суще ственные отличительные признаки. На пример, если товарное производство при социализме опирается на общественную собственность на средства производства, то капиталистическое товарное производ ство основывается на капиталистической частной собственности на средства про изводства, если социалистическое товар ное производство подчинено основному экономическому закону социализма, то ка питалистическое товарное производство ныне действует на основе экономиче ского зчкона современного капитализма. Марксистский лозунг «Наука враг слу чайностей» не означает, что мы не при знаем случайность, но это означает, что наука должна опираться не на случайно сти. а на необходимости. Например, вей*- манизм-морганизм-менделизм, пак лженау ка опирается на случайность, мичурин ская биология исходит из необходимых, существенных процессов прпгодг. В пись ме к Кугельману в 1871 г. Марк- писал, что «история имела бы очень мистиче ский характер, если бы «случайности» не играли никакой роли». Но ни природа, н i человеческая история не есть скопление случайностей, а представляют собой зако номерный процесс. До Маркса соц:юло.г:м не была наукой. По представлениям бур жуазных ученых п философов, в области социальных явлений господствует случай ность. Маркс показал, что развитие обще ства представляет собою естественно-исто рический процесс, в котором необходи мость господствует так же, как с<нз гос подствует во всем материальном мире. На ука борется против случайностей. Марк систская наука научно доказала неизбеж ность гибели капитализма и замену его социализмом, как необходимый процесс, вытекающий из развития самого буржу азного строя. Из всего сказанного вытекает, что связь и взаимообусловленность явлений природы и общества является универсаль ным, всеобщим законом действительности. По выражению Ф. Энгельса, закон есть форма всеобщности в природе. Взаимная связь и взаимная обусловлен ность явлений представляет не случайное дело, а закономерный процесс, что мир развивается по законам движущейся ма терии и не нуждается ни в каком «ми ровом духе». Законы науки выражают не внешнее, не случайное, а существенное в движении материи, необходимость той или иной формы движения материи, внутрен нюю, существенную связь между явления ми или различными сторонами одного и того же явления. Законы науки, учит П. В. Сталин, но сят об’ективный характер. Они являются отражением в головах людей об’ективных закономерностей, существующих вне нас, отражением об'ективных процессов в при роде иди обществе, происходящих незави симо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учи тывать пх в своих действиях, использо вать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить пх. Тем более онп не могут сформировать пли со здавать новые законы науки. Во многих случаях законы природы и общества носят стихийный характер, дей ствия этих законов являются неотврати мыми лишь до тех пор, пока они не по знаны людьми, и поэтому не могут быть применены и использованы на пользу об щества. Но стоит только людям овладеть знанием об’ективных законов, как дело меняется коренным образом. С развитием человеческих знаний оказалось возмож ным, например, не только отвратить от общества бедствия наводнений, казавшие ся ранее неотвратимыми, по и обуздывать разрушительные силы природы, «осед лать» их, обратить силу воды на пользу общества и использовать ее для орошения полей, для получения энергии. Характерной* особенностью марксизма- ленинизма является то, что он не при знает мертвых догм, абстрактных истин, одинаково пригодных для всех условий, всех времен, всякого места, а считает, что истина всегда конкретна, то есть действи тельна только, по отношению к определен ным условиям, месту и времени. Отдель ные выводы и формулы марксизма, соот ветствующие одним историческим усло виям, являются правильными для этих условий и вполне применимы к ним, уже не соответствуют другим, новым истори ческим условиям и поэтому неприменимы к этим новым условиям. Цитировать про изведения того или иного автора в отры ве от конкретного исторического периода, о котором говорит цитата,- предполагать, что те, или иные выводы и формулы марк сизма, полученные в результате изучения одного из периодов исторического разви тия, являются правильными для всех пе риодов развития и поэтому должныостать ся неизменными, могут только мета*1т- зики, только начетчики и талмудисты. Требование марксистской диалектики конкретно-исторически подходить к дейст вительности, находить и выдвигать глав ные. решающие звенья в цепи процессов даст возможность правильно ориентиро ваться в исторических событиях, успешно решать конкретные задачи коммунисти ческого строительства и вести борьбу про тив империалистического лагеря. Положе ние о взаимосвязи и взаимообусловленно сти явлений в природе и обществе слу жит важнейшим средством познанпя дей ствительности и ее революционного преоб разования. Рассмотрение всех явлений в их всеобщей связи и взаимодействии име ет значение не только в познании, но и в практической деятельности. КПСС в своей практической и теоретической работе по вседневно руководствуется законами ма териалистической диалектики, которые являются душой марксизма, в частности, руководствуется положением о связи и взаимообусловленности всех процессов п предметов природы и общества, которое представляет один из важнейших элемен тов теоретической, научной основы стра тегии и тактики, политики нашей пар тии, один из элементов философского Фун дамента борьбы за строительство комму нистического общества в СССР. 0. ЗФЕНДИЕЗ, кандидат философсних наук. Авиаторы в гостях у моряков По инициативе комсомольского бюро был организован культпоход на корабль. В выходной день авиаторы во главе с секретарем комсо мольской организации Сергеевым прибыли на корабль и тепло были встречены моряками. Североморцы ознакомили авиаторов с корабельной техникой, рассказали о своей службе и учебе, о достижениях передовиков боевой и политической подготовки. Затем вместе ходили на шлюпках. После обеда совместно просмотрели кинофильм. Уходя с корабля, авиаторы горячо благодарили моряков за радушный прием и пожелали им дальнейших успехов в учебе и службе. Младший сержант В. АЛЕКСЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz