На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

30 июня 1954 г., N° 153 (4995). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Партийная жизнь В ОБСТАНОВКЕ, ПРИБЛИЖЕННОЙ К БОЕВОЙ Поход — лучшая школа боевой выучки моряка. Когда корабль в плавании, трени­ ровки и вахты на боевых постах макси­ мально приближены к боевой действитель­ ности, наилучшим образом помогают вои­ нам в совершенстве овладеть современной техникой и оружием, научиться мастерски применять их в самых разнообразных ус­ ловиях. Огромная роль в мобилизации воик.»в на успешное проведение, плавания принадле­ жит партийным организациям. Воспита­ тельная работа коммунистов среди моряков должна проводиться непрерывно. При этом нужно уметь правильно определять формы раз'яснительной работы в соответствии с поставленной задачей, обстановкой, ме­ стом и временем. Заместитель командира но политической части корабля Н. так именно и поступает. На походах здесь главное внимание обра­ щается индивидуальной работе с моряка­ ми, выпуску боевых листков, радиогазет, проведению бесед на боевых постах, ин­ формации о ходе отработки задач. Все ме­ роприятия планируются в строгом соответ­ ствии с задачами, стоящими перед воина­ ми. Политработник, тесно общаясь с личным составом, часто беседует с матросами в кубриках и на боевых постах и в переры­ ве между занятиями. Так, во время одного из плаваний он провел беседы на темы: «Действуй на учении, как в бою», «Знать и то^но выполнять инструкции и настав­ ления». Другие активисты выступили пе­ ред моряками по вопросам укрепления во­ инской дисциплины, о значении точности п быстроты в действиях при решении вводных. По инициативе партийной организации была выпущена листовка посвященная классному специалисту старшему матросу Петру Лукийову. В листовке указывается, что передовик учебы Лукинов за время службы на корабле проявил большую на­ стойчивость ь овладении своей специаль­ ностью При подготовке к сдаче зачетов на классность, как и всегда, он внимательно прислушивался к слову своего командира, четко выполнял его указания. Это обеспе­ чило успех Комсомолец Лукинов не только хоро­ ший специалист, а ч дисциплинированный воин. 16 благодарностей от командования получил он за прилежную службу. Моряк продолжает настойчиво совершенствован свое боевое мастерство. На походе. Луки­ нов снова показал высокое боевое мастер­ ство, стойкость в преодолении трудно­ стей. Свой опыт моряк старательно пере­ дает молодым матросам Игнатьеву. Яков­ леву и другим. Тов. Яковлев уже стал отличником, тов. Игнатьев — классным специалистом. Листовка, посвященная передовику уче­ бы и службы, была прочитана у микрофо­ на корабельного радиоузла. Агитаторы в перерывах между ходовыми вахтами про­ вели несколько бесед с воинами о пример­ ной службе Лукинова. В раз'яснительной работе на походе принимали участие комсомольские акти­ висты. Партийная и комсомольская организа­ ции большое внимание уделили пропа­ ганде примеров смелости и отваги, воин­ ской доблести и геройства, которые вооду­ шевляют моряков на самоотверженное пре­ одоление трудностей в морских походах. В индивидуальных беседах активисты раз’- ясняют личному составу, что современная война отличается применением многочис­ ленной и сложной боевой техники, что ис­ ход боя решают люди, в совершенстве зна­ ющие свое дело, способные стойко перено­ сить тяготы походно-боевой обстановки и готовые на любые подвиги ради разгрома врага. Весь личный состав корабля в сложных метеорологических условиях действовал четко, уверенно. В этом немалая заслуга коммунистов и комсомольских активистов, которые в обстановке, приближенной к боевой, не ослабляли своего влияния на воинов. Следует указать и на недостатки. Они проявились не только на походе. Некото­ рые агитаторы корабля вообще слабо рабо­ тают с матросами. Мало уделяется у нас внимания также воспитанию старшинского состава. Нужно больше и подробнее знако­ мить моряков с примерами массового геро­ изма советских воинов, подвигами героев сражений, помогать командиру воспиты­ вать у воинов высокие морально-боевые качества. Устраняя недостатки, коммунисты долж­ ны помнить, что плавание требует от мо­ ряков напряжения сил, высокой дисципли­ нированности и мастерства. М. ПУСТОВАРОВ. ■tt ■tt На кораблях и в ча­ стях нашего флота имеется много кинопе­ редвижек. Для того, что­ бы кинофильмы демон­ стрировались высокока­ чественно, особое вни­ мание уделяется подго­ товке киномехаников из солдат и матросов. С ними проводят занятия квалифицированные спе циалисты, которые пере­ дают будущим киноме­ ханикам необходимые знания, опыт и практи­ ческие навыки в экс­ плуатации аппаратуры. НА СНИМКЕ : стар­ ший лейтенант Николай Рябинин (слева) прово­ дит занятия по изуче­ нию киноаппарата с бу­ дущими киномеханика­ ми. Фото И. Никишова. ■ь * Пропаганда Присяги и уставов на корабле С помощью коммунистов Коммунисты корабля тт. Богданов, Ут­ кин и другие принимают активное уча­ стие в работе комсомольской организации. Они помогают членам бюро в подготовке и проведении различных мероприятий, учат молодых активистов практике комсомоль­ ской работы. Недавно, например, комму­ нист Богданов помог нам в подготовке со­ брания. Он побеседовал с докладчиком, подсказал ему. какие подобрать факты из жизни личного состава, посоветовал акти­ вистам. как составить проект решения, с кем побеседовать по содержанию повестки дня. И надо сказать, что комсомольское собрание прошло хорошо. Члены ВЛКСМ вскрыли ошибки и недостатки в работе бюро, внесли много нужных и полезных предложений. Повседневная помощь коммунистов по­ ложительно сказывается на работе комсо­ мольской организации. Почти все меро­ приятия проходят у нас сейчас живо, ин­ тересно. при активном участии всех ком­ сомольцев. Старшина 2 статьи В. РАДЮХИН. -О- Собрание прошло активно У нас состоялось открытое комсомоль­ ское собрание. С докладом о выполнении производственного плана выступил офи­ цер. Он подробно остановился на примерности комсомольцев в труде, а так­ же отметил недостатки в работе комсо­ мольской организации. В прениях выступили многие воины. Они резко критиковали комсомольцев «а халатное отношение к работе, отметили недочеты в деятельности мастеров, нор­ мировщиков. Старший матрос Нахамкин сказал, что плохая организация труда ме­ шает выполнению плана. Матрос Криво- шеев рассказал о плохом отношении к ра­ боте мастеров. Токарный участок часто простаивает из-за недостатка материала. Есть и другие недочеты. Затем выступил командир. Он расска­ зал. как надо бороться за выполнение плана, призвал воинов неустанно крепить трудовую и воинскую дисциплину. Собрание приняло конкретное решение, мобилизующее членов ВЛКСМ на пример­ ность в труде и дисциплине. Матрос Р. ОРЛОВ. Пропаганда требований Военной прися­ ги и в ои н ск и х уставов является, как из­ вестно, одной из важнейших задач агита­ ционно-пропагандистской работы. Партий­ ный и комсомольский актив корабля, под­ разделения лишь тогда сможет выполнить свои задачи, если он будет вопросы воин­ ского воспитания держать в центре вни­ мания, постоянно раз’яснять морякам их большие и ответственные обязанности, глу­ бокий смысл Присяги и уставов, воспи­ тывать у них высокие морально-боевые качества, необходимые в современной войне. На нашем корабле с этой целью ис­ пользуются разнообразные формы и мето­ ды агитации и пропаганды: лекции и до­ клады, беседы и тематические вечера, стенная печать, .радиовещание, наглядная агитация. С большим вниманием матросы и старшины прослушали прочитанные коммунистом Павловым лекции «Защита Отечества — священный долг каждого гражданина ' СССР», о коммунистическом воспитании. Эти лекццн коммуниста бы­ ли содержательными, построенными на поучительных и ярких примерах из опы­ та Великой Отечественной войны, после­ военной боевой учебы, из жизни моряков корабля. Часто выступают перед личным соста­ вом командир корабля, его старший по­ мощник, офицеры. Они раз’ясняют подчи­ ненным, что, несмотря на наличие новей­ ших средств вооруженной борьбы, судьбу современной войны решают люди, овла­ девшие техникой, умеющие мастерски использовать ее, знающие и выполняющие уставные требования. Офицеры указывают пути у-спешного решения задач, поставлен­ ных перед кораблем по дальнейшему ук­ реплению дисциплины и организованно­ сти, непрерывному повышению боеготов­ ности экипажа. На днях командир кораб­ ля сделал для личного состава доклад «Дню Военно-Морского Флота — достой­ ную встречу». Он отметил успехи передо­ вых маттросов и старшин, безупречно вы­ полняющих свои почетные обязанности, и остановился на недостатках в учебе и службе личного состава и указал пути пх устранения. Офицеры-коммунисты Голегузов, Бойцов и другие активно участвуют в пропаган- дпетпкой работе. Так. ® -своих выступле­ ниях перед комсомольцами они рассказа­ ли об обязанности членов ВЛКСМ быть активными помощниками командиров в •поддержании твердого устав-ного порядка на корабле. Интересно у нас прошел тематический вечер, посвященный юбилею корабля. За­ меститель командира корабля и старший помощник командира рассказали об исто­ рии и боевых традициях корабля, о его лучших людях — отличниках и классных специалистах. Старшина 1 статьи Мул- ляр говорил о том, что неукоснительное соблюдение требований уставов и Прися­ ги, высокая дисциплинированность и со­ знание воинского долга позволили многим матросам и старшинам стать мастерами своего дела, героями мирных дней. В последнее время у нас несколько ху­ же работали в этом направлении агитато­ ры. Беседы по вопросам воинского воспи­ тания проводили немногие из них. Стар­ шина 2 статьи Калинин, старшие матросы Черняев, Кириков и другие регулярно бе­ седуют с сослуживцами, ведут среди них индивидуальную работу. Когда, например, матрос Боб|юв нарушил распорядок дня, старшина Калинин поговорил с воином и раз’яснил, что соблюдение корабельного распорядка является важным условием высокой боеспособности корабля. Однако другие агитаторы принимают слабое участие в пропаганде Военной присяги и уставов. Это об’ясняется еще и тем, что с ними редко проводили семи­ нары и инструктажи, должным образом не направили их работу на раз’яснение личному составу уставных положений и требований, пред’являемых к воину в сов­ ременных условиях. Сейчас партийная и комсомольская организации принимают необходимые меры, чтобы выправить со­ здавшееся положение. Уже состоялись дна семинара с вопросами «Забота партии и правительства о повышении боеспособно- сти флота и задачи агитаторов». «0 роли агитаторов в борьбе за высокую боевую выучку личного состава». Это, несомнен­ но, оживило работу агитаторов. Теперь они чаще беседуют с матросами и стар­ шинами, 1 раз'ясняют им требования Воен­ ной присяги и уставов, активнее помога­ ют командованию в воспитании у моря­ ков высоких морально-боевых качеств. Например, недавно старшина Гайдуков, старший матрос Иванов и другие провели беседы и доклады «Быть отличниками и классными специалистами — долг каждо­ го моряка», о поведении воина на берегу. Видное место в пропаганде Присяги и уставов, в показе опыта передовых моря­ ков занимают на корабле стенная и радио- газеты. С большим интересом воины встретили тематические номера стенгазе­ ты «Флаг корабля — символ чести, доб­ лести и славы», «Лучшие люди корабля» и другие. В заметках номера, посвящен­ ного отличникам и классным специали­ стам, рассказывалось о безупречной служ­ бе классных специалистов Дмитриева, Ка­ линина и других. Были помещены и фото­ графии передовиков, а также письмо и Фотокарточка отца старшины Дмитриева, который дал наказ сыну и всем морякам корабля настойчиво учиться военному де­ лу, быть бдительными. В стенной печати не только рассказы­ вается о передовом опыте учебы и служ­ бы матросов и старшин, но и критикуют­ ся те воины, которые несерьезно относят­ ся к своим служебным обязанностям, про­ являют беспечность и ротозейство, нару­ шают дисциплину. Особенно это харак­ терно для сатирической газеты. Вопросам воинского воспитания у нас посвящена разнообразная наглядная аги­ тация. В кубриках, коридорах, библиотеке вывешены стенды «Боевой путь Совет­ ских Вооруженных Сил», «Жить и учить­ ся по уставам», «Верно служи Родине» и другие. Вся эта работа активистов, несомненно, оказывает существенную помощь комидо- ванию в обучении и воспитании личное состава, в совершенствовании боеспооб- ности корабля, укреплении уставного по­ рядка. повышении бдительности мапросив и старшин. За последние несколько меся­ цев значительно повысился уровень воин­ ской дисциплины среди моряков. Вэины настойчиво овладевают боевым мастерст­ вом и политическими знаниями. Недазко корабль совершил трудный поход. Прак­ тические занятия проводились в обетшов- ке приближенной к боевой. С особым на­ пряжением тренировались на ooeBsix по­ стах матросы и старшины электромехани­ ческого подразделения. Пропаганда Присяги и уставов не тер­ пит кампанейщины. Усилия активистов корабля сейчас направляются на то. что­ бы вести эту работу систематически, не­ прерывно, глубоко изучать жизнь личного состава, добиваться таким образом боль­ шой яркости, убедительности и действен­ ности всей агитации и пропаганды на ко­ рабле. Капитан-лейтенант М. КОВАЛЕНКО. Состоялась встреча воинов с Героем Советского Союза Зайцевым. Просторное помещение заполнили солдаты, сер­ жанты и офицеры. Они с большим вниманием слушали В С Т Р Е Ч А В О И Н О В С Г Е Р О Е М выступление тов. Зайцева, который рассказал о боевых де­ лах советских воинов в годы воины. А. ОРЛОВ. В борьбе за высокую производительность труда ОБЗОР ПИСЕМ Горячо восприняв патриотическии при­ зыв передовых предприятий wpo.ia Моск­ вы и Московской области, многие Флот­ ские строители активно борются за высо­ кую производительность труда. Повсе­ местно развивается творческая инициа­ тива. растут ряды передовиков производ­ ства. Борьба за осгозипе техники, за мак­ симальное ее использование, за бережное расходование и экономию материалов с каждым дном становится we более до.ч- етэеинои и целеустремленной. В редакцию поступает много писем, в которых военкоры сообщают о росте ря­ дов квалифицированных мастеров строи­ тельного дела, неустанно борющихся за перевыполнение производственных зада­ ний. за выпуск продукции высокого ка­ чества. Трудовые успехи строителен — яркое свидетельство сознательного отно­ шения их к порученному делу. В своей корреспонденции младший сер­ жант С. Шевченко пишет: «Замечательные образцы в труде по­ казывает каменщик ефрейтор Бондаренко. Работая вместе с рядовым Пакасовым. он систематически перевыполнял нормы вы­ работки. Потом он трудился в паре с ря­ довым Петровым. Воины ежедневно вы- 1подняли задания на 130— 110 процен­ тов. Как лучшему производственнику, еф­ рейтору' Бондаренко доверили руководство бригадой. Энергично взя.тся он за пору­ ченное дело. В короткий срок воин вьгвел бригаду в число передовых, подтянул от­ стающих. Сейчас здесь пет ни одною солдата, который не справлялся бы с за­ данием. О широко развернувшемся социалисти­ ческом соревновании за высокую произ­ водительность труда рассказывается з корреспонденции рядового В. Сучкова. Бригада штукатуров, которую возглавля­ ет младший сержант Марков, ежемесячно выполняет производственный план более чем на 150 процентов. Здесь все воины хорошо овладели своей специальностью, приобрели твердые практические навы­ ки. Это позволяет им с высоким качест­ вом производить штукатурные работы. «Воины нашего подразделения, — пи­ шет рядовой М. Манзкж. — с каждым днем повышают производительность тру­ да. В прошлом месяце первое место линя­ ла бригада сержанта Оозоненко, выпол­ нившая план на 143 процента. Добросо­ вестно трудятся на производстве воины Зуоаилов. Псаков. Березявка и другие». «Наши отличники». — так назвал свою заметку рядовой С. Векслер. Он пи­ шет о том, что воины Лукин и Симченко добились высокой производительности труда. Нормы выраооткн ими выполня­ ются на 155 процентов. За образцовую службу они неоднократно поощрялись. Недавно рядовые Лукин и Симченко за самоотверженный труд награждены на­ грудными знаками «Отличник военно- морской стройки». Свою корреспонденцию М. Мирошни­ ченко посвятил добросовестной службе ря­ дового Гришина. Работая на стройке, пе­ редовой производственник ежедневно пе­ ревыполняет задания. За безупречн-ое вы­ полнение служебных обязанностей и за усердие в труде командир поэщрил рядо­ вого Гришина внеочередным краткосроч­ ным отпуском. Недавно он вернулся в подразделение и с новыми силами взялся за работу. Задача войнов-строителен — макси­ мально использовать летний сезон для широкого развертывания фронта строи­ тельных раюот. Неустанно повышая про­ изводительность труда, умело и с п о л ь зу я технику и материалы, военные строители имеют все возможности выполнять и пе­ ревыполнять производственные задания, выпускать продукт!ю отличного качест­ ва, удешевлять стоимость работ. Максим Горький о советских военных моряках В журнале «Наши достижения» № 2 за 1930 год была опубликована статья М. Горького «Советская эскад­ ра в Неаполе». Печатаем эту статью с некоторыми сокращениями. «Разрешите доложить, товарищи!». Утром, 12 января пришли ко мне де­ вять человек моряков, и начальник их сказал мне, что: «Совершая учебный поход две боевых единицы Балтфлота «Парижская Коммуна» и «Профинтерн» пришли в Неаполь и команды этих судов просят вас пожало­ вать в гости к ним». Я думаю, можно не говорить о том, что когда из нового мира является один человек, — это очень волнует и настраи­ вает празднично, а когда является сразу девять — волнуешься в девять раз боль­ ше: в голове и еще где-то внутри разго­ рается живительное, омолаживающее теп­ ло, чувствуешь себя счастливым и поэто­ му немножко глупым, много улыбаешься, не сразу находишь о чем спросить, что сказать, а вообще — очень хорошо на «ду­ ше». Потому-то, тт., хотя это и предрас­ судок, но у меня есть душа и в ней жи­ вет большая любовь к молодым, коренастым ребятишкам в костюмах матросов, красно­ армейцев, в прозодежде и прочих костю­ мах. Но для выражения этой любви нет у меня достаточно ярких слов, и поневоле говоришь о ней в шутливом тоне. Молодые мореплаватели, посмеиваясь, рассказывают о том. как «трепал» их шторм р Бискайском заливе. — шторм, о котором старые моряки, хорошо знакомые с бурями всех океанов и uopefi, говорят как о небывалом по силе. Об этом шторме, погубившем не одну сотню людей, и убытках, нанесенных им, газеты писали очень много. Подсчитано, что за время «?того шторма погибло и выброшено на мель до 60 судов, потерпело аварию около 606 судов». Количество погибших людей, должно быть, забыли подсчитать. Начальник рассказывал, как вели себя во время шторма в «Бискайке» две тыся­ чи молодых ребят, таких же, как эти де­ вять, как псковские, орловские, нижего­ родские, ленинградские и других мест парни первый раз в жизни ввязались в безумную и бессмысленную игру стихии, как мало оказалось среди них больных морской болезнью, как мужественно они работали, товарищески помогая друг дру­ гу вне очереди, и как мало оказалось по­ битых, хотя шторм играл судами, как мя­ чиками, а ребят бросало из угла в угол, «точно перышки». — 35 колебаний в минуту, -^представ­ ляете, что это такое? — Я — представляю: это — очень скверно! — Были и такие, что струсили, — за­ мечает один из молодых моряков, другой вносит в рассказ точность: — Десятка два на тысячу двести. Начальник говорит о поведении молодой команды с явной гордостью, ребята слу­ шают похвальный его рассказ вниматель­ но и как бы проверяя: так ли все? По­ смеиваются, изредка вставляют забавный или меткий штришок. Пренебрежительно снисходя к проявлению глупости «куль­ турных» людей, которые уже одичали от страха перед будущим, рассказывают о встрече с французами в Бресте: «Показали нам какой-то засоренный му­ сором пустырь и говорят: вот здесь гу­ ляйте, а в город — нельзя! — Пустырек — величиною не больше двора для прогулки заключенных в цар­ ской тюрьме... — Мы, конечно, отказались от этой любезности...». Чувство собственного достоинства ска­ зывается у этих ребят во всем их поведении. Вот они, рядовые матросы флота рабоче-крестьянского Союза Советов, сидят за столом, зав­ тракают. Пусть они не обижаются на меня, но — «все познается по сравнению», и я невольно сравнил этот завтрак с другим на одной даче под Ялтой весною 1905 го­ да. Тогда за столом сидели матросы цар­ ского флота, трое с «Потемкина» и еще два «береговой охраны», все — «удалые, добрые молодцы», — те самые, о которых поется в старинных песнях. Водку они пили чайными стаканами, причем Бело- вин, человек огромный и мрачный, выпив, давил стакан пальцами, два — раздавил благополучно, третьим глубоко разрезал себе ладонь. Несмотря на присутствие за столом старой революционерки Софьи Ви- тютиевой. все они не стеснялись, произно­ сили «матовые» словечки в три этажа и выше... Вообще вели себя весьма шумно, однако, вызывали впечатление унылое, впечатление людей нездоровых, настроен­ ных истерически, а главное, совершенно неспособных, да и не желающих разби­ раться в явлениях текущей действительно­ сти... Разумеется, — у этих людей были хо­ рошие чувства, но один из матросов «Па­ рижской Коммуны», между прочим, сказал мне: — Хорошие чувства хороши для само­ любования, а теперь надо воплощать хоро- шие-то чувства в живое дело. Да, вот как! Раньше старики любили говорить: «Молодо — зелено», а теперь вс*? чаще думаешь: «Молодо, а — пра­ вильно». В Сорренто завтракали культурные, по­ литически грамотные молодые люди, — люди, которые отлично понимают свое зна­ чение и цель своего класса. Посидев часа три, они взяли с меня слово, что на дру­ гой день я буду у них гостем, и ушли в Сорренто, к пристани. Но с утра разра­ зился проливной дождь, и товарищи но те­ лефону заботливо сказали, чтоб я не при­ езжал. Трогательная заботливость. Дождь не помешал им целый день ходить по Не­ аполю. побывать в музее, на биологиче­ ской станции, с ’ездить в Помпею. На следующий день празднично засияло итальянское солнце, и вот я на «линко­ ре», который весит 26.700 тонн, т. е. свыше 1.600.000 пудов, и высота которо­ го. как мне сказали, равна четырехэтажно­ му дому. Вообще мне говорили очень много оглушительных цифр, показывали чудо­ вищные машины, еще более чудовищные пушки, но, как всегда и везде, меня всего более интересовали и волновали молодые люди, которые живут на этой стальной штуке и управляют ею среди бешеных волн высотою тоже в четырехэтажный дом. Ударами этих волн погнуты желез­ ные лестницы и нанесены стальному ги­ ганту еще «кое-какие повреждения». Я ос­ ведомился: больные есть? «Ни одного, лазарет — пустой. Есть двое, но — на ногах, у одного болит голова, другой ушиб руку». Спрашиваю: жутко было? Широкоплечий парень отвечает: — Я на марсе качался, так, знаете, разов десяточек подумал: прощай «Па­ рижская Коммуна», прощайте, товарищи! Как ударит гора-волна в борт, да в нас, да встряхнет, ну. думаю, не вылезем! Однако вот вылезли... В судовой газете «На вахте» в 26-м ее номере напечатано: «Трехсуточное штормовое испытание в океане для нас было экзаменом и боевой проверкой как всему кораблю, так и в от­ дельности каждому краснофлотцу, коман­ диру и политработнику. Многие краснофлотцы и командиры проявляли подлинные поступки героизма, с риском для жизни выполняли свой долг и вели борьбу с бушевавшей водной стихией, сохраняя жизнеспособность ко­ рабля и его механизмов».- Людям на судне тесновато, их — 1.200, а одно из помещений для них за­ гружено углем, и многие спят на палу­ бе. Общее впечатление — строжайшая дисциплина при наличии действительно заботливого и товарищеского отношения командиров и команды. Один из матросов прекрасно об’яснил это: «Дисциплина у нас — как надо быть, но не на мордобое, как в царское время, а на уважении нашем к людям, которые знают больше нас и хотят, чтобы мы знали столько же, сколько они». — Другой прибавил: «Конечно, мы будем знать больше, чем они». Это было сказано с твердой уверенно­ стью, без тени хвастовства, и, возможно, что за этими словами скрыта простая и вполне естественная мысль: дети должны знать и больше и глубже отцов. Испытав трепку в Бискайском заливе, молодые моряки, видимо, чувствуют себя в силе выдержать не одну такую же. Тс два или три десятка из них, которые под­ дались во время шторма естественному чувству страха, заслужили общественное порицание товарищей и были назначены на работы не в очередь, но через не­ сколько дней, когда товарищи сняли с них этот «урок», они заявили, что будут работать так, как работали, до поры, пока сами себя не почувствуют свободными от упреков. Когда мне рассказали это, я снова вспомнил недоброе и темное «ста­ рое время». По некоторым линиям далеко ушла от него наша молодежь. Можно ли было предположить, что когда-то флот и армия будут играть столь серьезную культурно-воспитательную роль, какую играют они в Союзе Советов! К сожалению, гостей принято кромить, — я говорю, «к сожалению», не как хо­ зяин, а — как гость. Меня кормили от­ личным ржаным хлебом, дагестанскими огурцами, селедками и ряочиками. На де­ сять человек была истрачена бутылка какой-то сладковатой и. очевидно, безал­ когольной влаги. Это говорит, конечно, не о скупости хозяев, а о том, что они: «На боевом судне не пьют». Этим они нарушают общеевропей­ скую традицию, по силе которой моряк должен быть алкоголиком — традицию, которая усердно подчеркивается литера­ турой, а особенно — английской. На кормление потребовалось не мень­ ше часа, который я с большой пользой для себя мог бы употребить на беседу с мо­ лодыми моряками. После обеда на верхней палубе собралось несколько сотен команды и был устроен «вечер культурной само­ деятельности». Что молодежь наша талантлива, это — естественно, такою она и должна быть, когда перед нею открыты все пути к выявлению ее способностей. Команда «Парижской Коммуны» показала, что сре­ ди нее очень много певцов, музыкантов, танцоров и отличный, остроумный импро­ визатор — «завклуба». Выступала эле­ гантная балерина; если я не ошибаюсь, она по происхождению, — кочегар. Три деревенские девицы читали, — вернее, — пели — газету, остроумные куплеты «на злобу дня», девицы, конечно, тоже ока­ зались матросами. Трио играло на «бая­ нах», кто-то на гавайской гитаре, двое танцевали чечетку. Со мною был худож­ ник Ф. С. Богородский — мой земляк, бывший циркист, артист эстрады, его мнение об артистах «Парижской Комму­ ны» ценнее моего, а он искренно восхи­ щался их талантливостью. «Хоть сейчас на любую эстраду гото­ вы», — говорил он о них, а это, в устах «спеца» — солидная похвала. Удивительно хорошо было в этот вечер на палубе боевого советского корабля. Ог­ ромная стальная крепость едва ощутимо покачивалась на темной воде порта, гу­ стой, как масло. Тысячи огней Неаполя смотрели в тесный порт, где бок о бок стояли два серых чудовища из далекой страны, полуграмотнымп рассказами о ко­ торой буржуазная пресса пугает миролю­ бивого обывателя, миролюбием своим исказившего всю жизнь. У трубы броне­ носца, спиною к прелестям обывательских гнезд, лицом к морю сидят сотни молодых людей, которые уже твердо знают, зачем они родились и с какой целью так смело входят в этот старый мир. Они дружно аплодируют и хохочут, любуясь забавны­ ми выходками своих товарищей — арти­ стов. Может быть, не совсем уместно, но под этот здоровый, искреннейший смех вдруг вспоминаешь, что против этих два­ дцатилетних ребятишек, которые слишком сорок дней плавают по морям, познакоми­ лись со стихийной силищей океана, толь­ ко что пережили «небывалый шторм», — а теперь вот поют, пляшут, играют, сме­ ются — против этих крепких, выносливых ребят вся вековая грязь и гниль старого мира, все негодяи, мошенники, фальши­ вомонетчики, лорды и генералы, попы и купцы, весь мир паразитов и предатели Беседовские, Соломоны, Пальчинскис и миллионы деревенских кулаков и еще многое. Но все это не пугает, не смущает, все это вспоминается только, как работа по очистке земли от грязи, — работа, кото­ рую должны будут сделать и сделают эти наши ребята. _______________________ (Окончание на 4 стр).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz