На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 июня 1954 г.. N° 153 (4905) На своего командира равняются подчиненные ЛичнЫй пример сшаршинЫ Мне хочется рассказать про службу I специалиста первого класса, а его подчи - 1 бойцы открывали его с гребня волны, а комсомольца старшины 2 статьи Кафие- кснный старшин матрос Антипин — иногда и совсем замывали, что волна Чтобы успешно обучать и воспитывать личный составу старшины и сержанты должны быть отличными специалистами , высокодисцип- вл. Его у нас называют комендором с «особым характером». С иорвого дня при хода на катер он показал <ч*.бя высок«> дисциплинированным воином и как-то ос<»бенно быстро втянулся в жизнь моряка-катерника, за короткое время ос воил специальность комендора-зенитчика. о'югнав не только своих сверстников, но и некоторых «старичков». В чем же причины успехов старшины 2 статьи Кафиева? 05 этом я и попы таюсь рассказать. Вернусь несколько к прошлому. Ми нул год. как Кафиов пришел в наше под разделение. За это время он много и на стойчиво работал. с усердием и любозна тельностью приступил к изучению на шей первоклассной техники. Помнится, каким беспокойством загорался старшина, когда при изучении того или иного ме ханизма возникали у него неясности. Он упорно доискивался истины. Учась сам, настойчи-во обучал своих подчиненных. Результаты упорной учебы не могли не сказаться. При первой же серьезной щюверке Кадиев показал отличные зна ния своей специальности и умелые дей- стьня на боевом п ост у . Безукоризненная чистота его заведывания была поставле на в пример другим комендорам. Кропотливо и настойчиво готовил стар шина себя и своих подчиненных к сдач-5 на классность. Он отшлифовывал не только свои теоретические знания, но и практические действия на боевом посту по различным вводным. Сегодня командир тренировался в замене деталей на боевом посту, завтра заделывал пробоины, от рабатывал действия своих подчиненных по борьбе с огнем. Не довольствуясь до стигнутыми результатами, воин отдавал учебе все свои силы. Как-то раз проходя мимо катера, я обратил внимание на^ то. что пушка старшины 2 статьи Кафиева была расче хлена. Спустившись на катер, я обнару жил у пушки отсутствие ствола. Не про шло нескольких секунд, и удивление мое рассеялось. КаФиев со стволом в ру ках бежал от кормовой установки. Под бежав к пушке, он ловким движением вставил ствол в муфту п. застопорив, громко доложил: «Перебитый ствол заме нен». — Что вы делаете? — спросил я. — Ведь так ствол за борт уронить можно. Он же тяжелый. А вы бегом по катеру. — Для того и бегаю, товарищ мичман, со стволом, чтобы не уронить его. Задачу готовлю — выносливость в руках выра батываю. Плохо то. что в нормативах это дело не предусмотрено. В бою может случиться так. что запасной ствол не скажется под руками, а. вероятно, будет находиться -на корме. Вот я и делаю то, что может пригодиться на войне. Я похвалил Кафиева за инициативу и смекалку. При сдаче зачетов на классность стар- BTojwrn класса. Известно, что боевую технику в наших условиях нередко заливает в морс соленой водой, которая на металле вызывает ржавчину. Вернувшись с моря, старшина 2 статьи Кафиев и старший матрос Ан типин до тех нор не уйдут с катера, по- Ki все свое заведывание не приведут в полный порядок. Не случайно поэтому вверенная им материальная часть всегда действует безотказно. Комендоры метко ведут огонь. Не было еще случая, чтобы на боевом посту классных специалистов щк'изошли какие-либо задержки по их вине или из-за материальной части. А вот. например, у комендоров Са4и>- кова и Будникова случались задержки при стрельбе, хотя материальная часть у них одинаковая и в эксплуатации на ходится равное время. «Секрет» тут в том. что Кафиев и Антипин хорошо изу чили свое оружие, любовно ухаживают за техникой, грамотно ее эксплуатируют, при подготовке к стрельбе тщательно и строго проверяют. К чему приводит несоблюдение требо ваний инструкций и наставлений по эксплуатации техники, говорит следую щий факт. Например, для обеспечения полного отката одного из агрегатов пуш ки инструкция предписывает, чтобы ко- зюшор знал наличие резьбовых винтов на одной из деталей пушки и при измене нии температуры воздуха или при дли тельной эксплуатации пушки умел менять величину поджатия пружинного накатни ка с тем, чтобыобеспечить полный откат, а следовательно и автоматическую стрель бу. Особенно тщательно надо следить за этим, когда пушка подвергается полной разборке. А ведь это делается после каж дого выхода в море, та/к как орудие зали вается водой. Комендоры Сафонов и Будников прене брегли этим требованием. В результате техника их подвела. Практика показыва ет, что точное соблюдение требований ин струкции является верной гарантией безотказной работы механизмов. Старшина 2 статьи Кафиев большое внимание уделяет повышению теоретиче ских знаний по своей специальности. Это помогает ему лучше разобраться в практических вопросах, успешно прово дить стрельбы. Недаром за отличное зна ние техники и умелую ее эксплуатацию, за высокую дисциплинированность при мерный воин награжден знаком «Отлич ный артиллерист». Некоторые же комендоры недооцени вают теоретических знаний. Эти товари щи ошибочно рассуждают, будто тео рия им ничего не даст. 0 том. на сколько глубоко заблуждаются они. гово рит следующий факт, происшедший во время недавней стрельбы. Комендоры Са фонов и Будников допустили ошибки в наводке. Причина заключалась в том. что они не учитывали положения катера при наличии волнения моря. Вместо того, что- пгина 2 статьи Кафиев получил звание бы открывать огонь с «подопгвы» волны. действует на точность стрельоы. Кроме; тою. допускали ошибки при корректи ровке огня. Из опыта Великой Отечественной вой ны можно привести много примеров, ког да хорошо подготовленные во всех отно шениях комендоры одерживали победу над врагом в самых трудных и тяжелых условиях. Так. в мае 1944 года два на ших катера иод командованием ныне Ге роев Советского Союза Кисова и Желва- кова вышли на выполнение боевого зада ния. У вражеских берегов моряки обна ружили два корабля противника. При сближении по нашим катерам с дистан ции 45 кабельтовых противник открыл ураганный огонь. Несмотря на это. Ки- сов и Желваков смело вышли в атаку и выпустили ториеды. В результате один вражеский корабль был потоплен, а вто рой — подожжен. Озлобленные неудачей Фашисты решили во что бы то ни стало расправиться с советскими моряками. В воздухе появились три фашистских само лета. Они напали на один из наших ка теров с двух направлений. Было сброше но шесть бомб, катер обстрелян пушеч но-пулеметным огнем. Бой закончился тем. что один вражеский самолет был сбит, а второй, подбитый, в паре с треть им спаслись бегством. Пулеметчики старшины 2 статьи Кузь менко и Тревогов бы.тн хорошо подготов ленными воинами. Они отлично знали технику и правила стрельбы. Не случайно их пулеметы сделали более 4.500 выст релов и не имели ни одной задержки, техника работала безотказно. Моряки не только умело производили корректировку стрельбы, но в каждом отдельном случае хорошо понимали маневр командира кате ра. Старшина 2 статьи Кафиев тщательно изучает опыт Отечественной войны. Он внимательно прислушивается к советам бывалых воинов. Тренировки на боевом посту передовой воин проводит в обста новке. приближенной к боевой. Отработав норматив в простых условиях во время стоянки катера у пирса, старшина пере ходит к отработке этих приемов в морг, в условиях качки, в трудной метеороло гической обстановке. Совершенствуя свои знания по специ альности. старшина Кафиев много рабо тает над расширением идейно-политиче ского кругозора, настойчиво изучает дкторию нашей Коммучистичеекой пар тии. Его выступления на политических занятиях всегда содержательны, насыще ны фактами. За успехи в боевой и политической подготовке старшина 2 статьи Кафиев занесен на;:Доску отличников. Комсомоль цы оказали ему большое доверие, избрав членом бюро. Так служит Родине и учит ся тому, что нужно на войне, комсо молец, отличник боевой и политической подготовки, специалист первого класса старшина 2 статьи Кафпев. Мичман Н. НОВИКОВ. линированными воинами . ☆ СТРОГО ПО УСТАВУ Еще московские куранты не про били шесть часов, а командир отде ления младший сержант Борсук уже на ногах. Шесть часов. Воины бы стро поднимаются, одеваются... Но вот на одной из коек кто-то еще спит. Командир отделения по требовал от воина быстро подняться, и через три минуты рядовой Гаври лов уд;е был в строю вместе с дру гими воинами. Начинается утренний осмотр. Проходя вдоль строя, командир вни мательно осматривает внешний вид подчиненных. У всех ярко надраены пуговицы, подшиты чистые подво ротнички. Но вот его взгляд оста навливается на сапогах рядового Пе- тялина. — Почему сапоги не почищены? Воин уклончиво отвечает: — Не успел. — Все успели, а вы нет. Сейчас же вычистить сапоги! Воин вышел из строя и через не сколько минут вернулся в начищен ных сапогах. Младший сержант Борсук — тре бовательный и заботливый коман дир. Он постоянно находится среди воинов, беседует с подчиненными. Советом и личным примером учит командир воинов нести службу стро го по уставу. Отделение. которым командует младший сержант Борсук, является одним из передовых в подразделе нии. М. П0ДДУБИЦКИЙ. Умелый воспитатель Специалист первого класса старшина 1 статьи Василий Казаков умело вос питывает и обучает своих подчиненных. Он проводит занятия непосредственно у механизмов. Являясь членом комсомольского бюро подразделения, старшина активно участ вует в общественной жизни корабля. За отличное знание специальности и умелое воспитание воинов старшина 1 статьи Казаков награжден двумя нагрудными знаками «Отличный подводник», имеет много поощрений. НА СНИМКЕ : специалист первого класса старшина 1 статьи Василий Ка заков (слева) об’ ясняет своему подчи ненному правила эксплуатации техники боевого поста. Фото И. Никишова. Служба на корабле у матроса Епишева с первых дней началась неважно. Коман дир отделения старшина 2 статьи Перча- тый внимательно присматривался к под чиненному. Старшина помог молодому воину хоро шо изучить боевую технику, научиться грамотно ее эксплуатировать. Одновремен но он требовал, чтобы матрос в любых условиях содержат в чистоте и порядке свое зазедывание. С помощью командира матрос Епишев научился действовать на боевом посту уверенно и расторопно. Прошло некоторое время. Теперь уже не узнать Епишева. Сейчас он умело вы- дтолняет свои обязанности, является дис циплинированным, исполнительным мо ряком. За успехи в учебе и службе ма трос имеет несколько поощрений. Воин готовится стать на самую ответственную ходовую вахту — у маневровых клапа нов. С помощью своего командира он справится и с этой задачей. Старший матоос А. САПОЖНИКОВ. Учить рассказом и показом У м е л о в о с п и ты в а е т с в о и х п о д ч и н е н н ы х с та р ш и н а 2 с та ть и Н е м к о в В машинное отделение поступил сиг нал: «Сбавить обороты». Корабль подошел к стенке и ошвартовался. Старшина 2 статьи Немков вышел на верхнюю палубу. Ветер обдал свежей струей его разгоря ченное лицо. — Пюнь, а холодновато у нас здесь, — сказал он, обращаясь к стоящему воз ле него матросу Ларычеву. По обычаю после похода на верхней палубе у обреза собирались матросы и старшины. Хорошо после трудного плава- нт'я, после напряженных ходовых вахт не спеша покурить, переброситься шуткой с друзьями. Тонкими струйками потяну лись вверх табачные дымки. Долго не смолкал в этот вечер веселый говор, задорный смех. Легко на душе бы ло у мотористов. Они на славу потрудились в море. Поход еще раз показал, что моря ки умеют обслуживать вверенную им тех нику в самых различных условиях. Четко нес ходовую вахту отличник бое вой и политической подготовки матрос Ла- рычев. Заведывание у моряка большое: много приборов и сложных механизмов. Он обязан внимательно следить за давле нием масла, воды, за температурой нагре ва двигателя. П моторист отлично спра вился с возложенными на него обязанно стями. Своими успехами передовой воин во многом обязан старшине 2 статьи рогов и другие» Немкову, опытному моряку, умелому вос питателю. Давно служит на корабле старшина 2 статьи Юрий Немков. Немало труда и усилий отдал он, чтобы сделать свое отде ление сплоченным боевым коллективом, способным справиться с любой задачей. В первые дни службы на корабле воин встретил немало трудностей, особенно в изучении специальности. Зо это не испу гало его. Благодаря трудолюбию и настой чивости, моряк стал умелым специали стом, хорошо знающим свое дело. Когда Немкову доверили отделение, старшина еще настойчивее стал изучать боевую технику, овладевать методикой обучения матросов. Если встречались трудности, он советовался с бывалыми старшинами, перенимал их опыт. В отделение к Нсмк<Я*у пришел слу жить матрос Ларычев. Молодой моряк не имел ни опыта, ни знаний по специаль ности. Много пришлось поработать старшине, но он добился своего. Сейчас матрос Ла рычев хорошо знает свое дело, являет ся умелым специалистом. За образцовую учебу^ и службу он об’явлен отличником боевой и политической подготовки. И не только Ларычев добился успехов. Умелыми специалистами, мастерами своего дела стали также матросы Левченко. Пи- Большое внимание старшина уделяет занятиям по специальности. Однажды по плану предстояло провести с мотористами занятие «Неисправности двигателя вну треннего сгорания». Уже не раз на эту тему проходили занятия. Однако, готовясь к уроку, старшина 2 статьи Немков со ставил план, написал обстоятельный кон спект, в котором привел примеры из лич ной практики. Когда старшина начал об’яснять мате риал, некоторые матросы высказали мне ние. якобы, данная тема для них не яв ляется новой и материал знаком им. Старшина раз’ясннл морякам, что хотя тема и знакомая, но не следует забывать, что требования сейчас к обслуживаю!ю техники повысились и нельзя довольст воваться старыми знаниями, необходимо постоянно совершенствовать свое мастер ство. Второй час занятий проходил непосред ственно у механизмов и приборов. ...Команды следуют одна за другой. Вот дана вводная «Двигатель не запускается». Выполнявший эту команду матрос Румян цев рассказал, что причиной этого может быть отсутствие топлива в расходном бач ке, слабый ток аккумуляторов, наличие воздуха в топливной системе. — Это не все, — сказал старшина. — Причиной может послужить и наличие во ды в топливе. На это некоторые матросы иногда не обращают внимания. Вода в то пливо попадает во время приемки его. а также за счет влажности воздуха. — У нас был такой случай, — про должал старшина. — Двигатель запусти- В передовом расчёте Заслуженным авторитетом среди лич ного состава подразделения пользуется орудийный расчет младшего сержанта Безуглова. В повседневной боевой учебе, в подготовке к выполнению учебных стрельб и практической отработке других задач всины передового расчета действуют так, как этого требует современный бой. Добрая слава идет о командире расчета. Умело воспитывая подчиненных, требуя от них повседневного выполнения устав ных положений, младший сержант Безуг лов прежде всего требователен к себе. Он неуклонно в своей командирской прак тике следует правилу: прежде чем коман довать, надо научиться подчиняться само му. Любой приказ начальника для него является непреложным законом. Командир показывает пример строгого выполнения уставов. За свою безупречную службу младший сержант Безуглов имеет более 20 поощре ний. Его грудь украшает знак «Отлич ного артиллериста». Старший матрос В. CABEHK0. ли легко, четко заработали машины, но через несколько оборотов он остановился. Причиной этого явилось то. что было за крыто топливо. Вот почему перед запу ском двигателя мотористу необходимо про- *верить, поступает ли топливо из расходно го бачка. Затем старшина рассказал, по какой причине двигатель может уменьшать чи сло оборотов, дымить, стучать и т. д. При веденные командиром примеры увлекли матросов. Занятие достигло своей цели. Подводя итоги, старшина заявил: — Действуете вы правильно, но мед ленно. Надо больше тренироваться. Совре менный бой скоротечен. Стоит одному за мешкаться, и поставленная задача не бу дет выполнена. Вскоре корабль снова вышел в море. Был шторм. Трудно было нести вахту у двигателей. Но это не помешало мотори стам образцово выполнить поставленную задачу. И здесь была немалая заслуга опытного специалиста старшины 2 статьи Немкова, сказался результат его неутоми мей работы, личного примера в учебе и службе. Честно и добросовестно выполняет свой воинский долг комсомолец Немков. В кар точке взысканий и поощрений у него за писано более 30 поощрений. Самоотвер женным трудом передовой воин вносит свой вклад в дело укрепления активной обороны нашей Родины. У старшины учатся подчиненные мастерству и вы носливости. Лейтенант П. ТУРКИН. Покажи, как делать, потребуй.. Строго взыскивать с нерадивых, поощрять отличившихся Недавно в наше подразделение прибыл комсомолец сержант Петров. Ему поручи ли командовать отделением, которое счи талось отстающим. Командир, представляя перед строем сержанта Петрова, сказал воинам: — Сержант Петров отличный коман дир. Он добросовестно служил в другом подразделении. Петров имеет 24 поощре ния. награжден тремя нагрудными зна ками «Отличный пулеметчик», спортсмен- разрядник. После этого сержант собрал оэоих под чиненных в комнате пол и т п р осветоаботы. Коротко рассказал о себе, а потом под робно остановился па задачах каждого воина. — Главное, чтобы была высокая сознательность у каждого из вас. — ска лит Петров. — Вы воины опытные. Надо только беспрекословно выполнять все приказы и распоряжения старших. Дер жать на высоком уровне войсковую друж бу и товарищество. — Ну, как. вы меня поняли? — спросил сержант Петров. — Поняли! Сержант Петров горячо взялся за дело. Подчиненные сразу почувствовали это. Даже небольшой проступок, совершенный подчиненным, не проходил без внимания со стороны Петрова. Командир внима тельно присматривался и прислушивался к бойцам. Был такой случай. Коша дневальный подал сигнал приступить к занятиям, пя- довой Коровкип сидел и читал книгу л пе обратил никакого внимания на коман ду. Сержант Петров тут же подошел к Коровкину и сказал: — Почему на занятия не идете? — Очень интересная книга. — отве тил Коровкин. — Понимаете, так увлек ся. вот послушайте... — Не рассуждайте, не об этом сейчас речь! Быстро на занятия! — приказал сержант. — На первый раз прощаю, а еще замечу подобное — накажу. — Есть итти на занятия! Вечером, возвратившись из караула, сержант Петров стал проверять оружие и обнаружил автомат рядового Бечнна не смазанным. Личному составу уже сделали отбой. Петров подошел к Бечину. — Вы в каком состоянии поставили в пирамиду автомат? — Все в порядке. Почистил. Смазал... — А это чтч) такое? — и сержант по казал грязный автомат. Неудобно и стыдно стало бойцу. 0.н по пытался оправдаться, сказал, что забыл. — А коли забыли, то поднимайтесь сейчас же и приведите оружие в полный порядок. Бечпн стал быстро одеваться. Сержант Петроз отдавал все силы и знания тому, чтобы вывести отделение на первое место. Он часто беседовал с под чиненными, останавливался на простуш ках отдельных воинов, разбирал их со всем отделением. Однажды комсомолец рядовой Хохлов, находясь в карауле, грубо нарушил устав. Сержант Петров утром проводил беседу и подверг резкой критике рядового Хохлова. — Кто не любит и не бережет свое оружие в мирные дни. — говорил Пет ров. — тот не сможет победить в бою. — Сержант привел ряд примеров из опыта Великой Отечественной войны. Он рас сказал. как один наш разведчик не смог подорвать мост потому, что в момент, когда надо было стрелять в гитлеровско го часового, отказал автомат. Пртгчиной оказалась грязь на оружии. После этой беседы рядовые Хохлов и Бечин стали исправляться. На практиче ских занятиях они действовали четко и быстро. Командир тут же. на месте, им показывал, рассказывал, как надо выпол нять команды. Бечин неправильно вырыл ячейку для стрельбы лежа. Сержант по казал. как нужно рыть, и Бечин следую щую ячейку вырыл хорошую, какую и нужно по его росту. После занятий сержант приказал Хо хлову вычистить ручной пулемет и долоч лить. Рядовой Хохлов бодро ответил: — Есть вычистить и доложить! В этот же день командир отделения за умелые действия на занятиях и отличное содержание оружия об'явил отличившим ся воинам благодарность. — Буду и впредь поощрять достой ных, наказывать нерадивых. — твердо сказал сержант. В настоящее время отделение сержан та Петрова вышло в число передовых. За умелое воспитание подчиненных командир подразделения поощрил сержан- тз Петрова. В. РОМАНОВ. Все подчиненные младшего сержанта Мартынова передовики учёбы и службы В начале службы Евге ний Мартынов встретился с большими трудностями. Н и с техникой, ни с рабо той на телеграфных аппа ратах он не был знаком. Но специальность заинте ресовала молодого матроса, и он горячо взялся за учебу. На первых порах воина постигли неудачи. Но упорный и настойчивый труд, высокая дисциплина и требовательность к себе, дали положительный ре зультат. При сдаче на классность ему присвоили квалификацию телеграфи ста второго класса. Достигнутые успехи ае успокоили воина. Он про должал упорно тру диться над совершенство ванием своих военных знаний и через некоторое время получил квалифи кацию телеграфиста пер вого класса. Командование назначило Мартынова командиром отделения, ему присвоили воинское звание «младший сержант». Новые обязанности тре бовали еще большей рабо ты. Не покладая рук моло дой командир обучал под- • ____ I t f i j i l I - Я ' • : чиненных специальности. Главное внимание он уде лял индивидуальной рабо те с воинами. Старшему матросу Вла димиру Панчипгному труд но давалась передача на ключе. Он, было, совсем потерял уверенность в свои силы. Однажды воин обратился к командиру от деления: — Товарищ младший сержант, могу ли я стать телеграфистом? Ведь ни как не выучусь работать на ключе. Младший сержант от ветил уверенно: — Можете, но только необходима систематиче ская тренировка. С сегод няшнего дня буду давать вам отдельные задания. Ежедневные задания ио отработке отдельных уп ражнений. тщательный контроль за действиями своего подчиненного не замедлили сказаться. Вско ре Панчишный не только прекрасно работал на клю че. но и хорошо овладел материальной частью. Однако у Панчишного был и другой недостаток. Однажды он нарушил во инскую дисциплину. В бе седах с ним Мартынов раз’яснил. что только вы- сокодисциплинированный матрос сможет стать клас сным специалистом. Пан чишный сделал для себя правильные выводы. На рушений дисциплины V него больше не было. Он недавно сдал зачеты на телеграфиста второго клас са. Упорная работа в отде лении поиносит новые ус- пехи. Все подчнненныо Мартынова становятся пе редовиками учебы и служ бы. Большое волнение охва тило младшего сержанта Мартынова, когда он уз нал. что будет состязаться на звание лучшего теле графиста части. В <*орвв- нованип Евгений Марты нов занял первое место. Командование наградило его грамотой и деие^гной премией. На груди у пере дового командира отделе ния знак «Отличный свя зист». Он имеет более двадцати благодарностей за успехи в учебе и службе. Старший лейтенант А. ЕРМАКОВ. 1 • ......... НА СНИМКЕ: командир отделения младший сержант Евгении Мартынов на вахте. Фото В. Ломова. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz