На страже Заполярья. 1954 год. Июнь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 июня 1954 г.. N° 153 (4905) На своего командира равняются подчиненные ЛичнЫй пример сшаршинЫ Мне хочется рассказать про службу I специалиста первого класса, а его подчи - 1 бойцы открывали его с гребня волны, а комсомольца старшины 2 статьи Кафие- кснный старшин матрос Антипин — иногда и совсем замывали, что волна Чтобы успешно обучать и воспитывать личный составу старшины и сержанты должны быть отличными специалистами , высокодисцип- вл. Его у нас называют комендором с «особым характером». С иорвого дня при­ хода на катер он показал <ч*.бя высок«> дисциплинированным воином и как-то ос<»бенно быстро втянулся в жизнь моряка-катерника, за короткое время ос­ воил специальность комендора-зенитчика. о'югнав не только своих сверстников, но и некоторых «старичков». В чем же причины успехов старшины 2 статьи Кафиева? 05 этом я и попы­ таюсь рассказать. Вернусь несколько к прошлому. Ми­ нул год. как Кафиов пришел в наше под­ разделение. За это время он много и на­ стойчиво работал. с усердием и любозна­ тельностью приступил к изучению на­ шей первоклассной техники. Помнится, каким беспокойством загорался старшина, когда при изучении того или иного ме­ ханизма возникали у него неясности. Он упорно доискивался истины. Учась сам, настойчи-во обучал своих подчиненных. Результаты упорной учебы не могли не сказаться. При первой же серьезной щюверке Кадиев показал отличные зна­ ния своей специальности и умелые дей- стьня на боевом п ост у . Безукоризненная чистота его заведывания была поставле­ на в пример другим комендорам. Кропотливо и настойчиво готовил стар­ шина себя и своих подчиненных к сдач-5 на классность. Он отшлифовывал не только свои теоретические знания, но и практические действия на боевом посту по различным вводным. Сегодня командир тренировался в замене деталей на боевом посту, завтра заделывал пробоины, от­ рабатывал действия своих подчиненных по борьбе с огнем. Не довольствуясь до­ стигнутыми результатами, воин отдавал учебе все свои силы. Как-то раз проходя мимо катера, я обратил внимание на^ то. что пушка старшины 2 статьи Кафиева была расче­ хлена. Спустившись на катер, я обнару­ жил у пушки отсутствие ствола. Не про­ шло нескольких секунд, и удивление мое рассеялось. КаФиев со стволом в ру­ ках бежал от кормовой установки. Под­ бежав к пушке, он ловким движением вставил ствол в муфту п. застопорив, громко доложил: «Перебитый ствол заме­ нен». — Что вы делаете? — спросил я. — Ведь так ствол за борт уронить можно. Он же тяжелый. А вы бегом по катеру. — Для того и бегаю, товарищ мичман, со стволом, чтобы не уронить его. Задачу готовлю — выносливость в руках выра­ батываю. Плохо то. что в нормативах это дело не предусмотрено. В бою может случиться так. что запасной ствол не скажется под руками, а. вероятно, будет находиться -на корме. Вот я и делаю то, что может пригодиться на войне. Я похвалил Кафиева за инициативу и смекалку. При сдаче зачетов на классность стар- BTojwrn класса. Известно, что боевую технику в наших условиях нередко заливает в морс соленой водой, которая на металле вызывает ржавчину. Вернувшись с моря, старшина 2 статьи Кафиев и старший матрос Ан­ типин до тех нор не уйдут с катера, по- Ki все свое заведывание не приведут в полный порядок. Не случайно поэтому вверенная им материальная часть всегда действует безотказно. Комендоры метко ведут огонь. Не было еще случая, чтобы на боевом посту классных специалистов щк'изошли какие-либо задержки по их вине или из-за материальной части. А вот. например, у комендоров Са4и>- кова и Будникова случались задержки при стрельбе, хотя материальная часть у них одинаковая и в эксплуатации на­ ходится равное время. «Секрет» тут в том. что Кафиев и Антипин хорошо изу­ чили свое оружие, любовно ухаживают за техникой, грамотно ее эксплуатируют, при подготовке к стрельбе тщательно и строго проверяют. К чему приводит несоблюдение требо­ ваний инструкций и наставлений по эксплуатации техники, говорит следую­ щий факт. Например, для обеспечения полного отката одного из агрегатов пуш­ ки инструкция предписывает, чтобы ко- зюшор знал наличие резьбовых винтов на одной из деталей пушки и при измене­ нии температуры воздуха или при дли­ тельной эксплуатации пушки умел менять величину поджатия пружинного накатни­ ка с тем, чтобыобеспечить полный откат, а следовательно и автоматическую стрель­ бу. Особенно тщательно надо следить за этим, когда пушка подвергается полной разборке. А ведь это делается после каж­ дого выхода в море, та/к как орудие зали­ вается водой. Комендоры Сафонов и Будников прене­ брегли этим требованием. В результате техника их подвела. Практика показыва­ ет, что точное соблюдение требований ин­ струкции является верной гарантией безотказной работы механизмов. Старшина 2 статьи Кафиев большое внимание уделяет повышению теоретиче­ ских знаний по своей специальности. Это помогает ему лучше разобраться в практических вопросах, успешно прово­ дить стрельбы. Недаром за отличное зна­ ние техники и умелую ее эксплуатацию, за высокую дисциплинированность при­ мерный воин награжден знаком «Отлич­ ный артиллерист». Некоторые же комендоры недооцени­ вают теоретических знаний. Эти товари­ щи ошибочно рассуждают, будто тео­ рия им ничего не даст. 0 том. на­ сколько глубоко заблуждаются они. гово­ рит следующий факт, происшедший во время недавней стрельбы. Комендоры Са­ фонов и Будников допустили ошибки в наводке. Причина заключалась в том. что они не учитывали положения катера при наличии волнения моря. Вместо того, что- пгина 2 статьи Кафиев получил звание бы открывать огонь с «подопгвы» волны. действует на точность стрельоы. Кроме; тою. допускали ошибки при корректи­ ровке огня. Из опыта Великой Отечественной вой­ ны можно привести много примеров, ког­ да хорошо подготовленные во всех отно­ шениях комендоры одерживали победу над врагом в самых трудных и тяжелых условиях. Так. в мае 1944 года два на­ ших катера иод командованием ныне Ге­ роев Советского Союза Кисова и Желва- кова вышли на выполнение боевого зада­ ния. У вражеских берегов моряки обна­ ружили два корабля противника. При сближении по нашим катерам с дистан­ ции 45 кабельтовых противник открыл ураганный огонь. Несмотря на это. Ки- сов и Желваков смело вышли в атаку и выпустили ториеды. В результате один вражеский корабль был потоплен, а вто­ рой — подожжен. Озлобленные неудачей Фашисты решили во что бы то ни стало расправиться с советскими моряками. В воздухе появились три фашистских само­ лета. Они напали на один из наших ка­ теров с двух направлений. Было сброше­ но шесть бомб, катер обстрелян пушеч­ но-пулеметным огнем. Бой закончился тем. что один вражеский самолет был сбит, а второй, подбитый, в паре с треть­ им спаслись бегством. Пулеметчики старшины 2 статьи Кузь­ менко и Тревогов бы.тн хорошо подготов­ ленными воинами. Они отлично знали технику и правила стрельбы. Не случайно их пулеметы сделали более 4.500 выст­ релов и не имели ни одной задержки, техника работала безотказно. Моряки не только умело производили корректировку стрельбы, но в каждом отдельном случае хорошо понимали маневр командира кате­ ра. Старшина 2 статьи Кафиев тщательно изучает опыт Отечественной войны. Он внимательно прислушивается к советам бывалых воинов. Тренировки на боевом посту передовой воин проводит в обста­ новке. приближенной к боевой. Отработав норматив в простых условиях во время стоянки катера у пирса, старшина пере­ ходит к отработке этих приемов в морг, в условиях качки, в трудной метеороло­ гической обстановке. Совершенствуя свои знания по специ­ альности. старшина Кафиев много рабо­ тает над расширением идейно-политиче­ ского кругозора, настойчиво изучает дкторию нашей Коммучистичеекой пар­ тии. Его выступления на политических занятиях всегда содержательны, насыще­ ны фактами. За успехи в боевой и политической подготовке старшина 2 статьи Кафиев занесен на;:Доску отличников. Комсомоль­ цы оказали ему большое доверие, избрав членом бюро. Так служит Родине и учит­ ся тому, что нужно на войне, комсо­ молец, отличник боевой и политической подготовки, специалист первого класса старшина 2 статьи Кафпев. Мичман Н. НОВИКОВ. линированными воинами . ☆ СТРОГО ПО УСТАВУ Еще московские куранты не про­ били шесть часов, а командир отде­ ления младший сержант Борсук уже на ногах. Шесть часов. Воины бы­ стро поднимаются, одеваются... Но вот на одной из коек кто-то еще спит. Командир отделения по­ требовал от воина быстро подняться, и через три минуты рядовой Гаври­ лов уд;е был в строю вместе с дру­ гими воинами. Начинается утренний осмотр. Проходя вдоль строя, командир вни­ мательно осматривает внешний вид подчиненных. У всех ярко надраены пуговицы, подшиты чистые подво­ ротнички. Но вот его взгляд оста­ навливается на сапогах рядового Пе- тялина. — Почему сапоги не почищены? Воин уклончиво отвечает: — Не успел. — Все успели, а вы нет. Сейчас же вычистить сапоги! Воин вышел из строя и через не­ сколько минут вернулся в начищен­ ных сапогах. Младший сержант Борсук — тре­ бовательный и заботливый коман­ дир. Он постоянно находится среди воинов, беседует с подчиненными. Советом и личным примером учит командир воинов нести службу стро­ го по уставу. Отделение. которым командует младший сержант Борсук, является одним из передовых в подразделе­ нии. М. П0ДДУБИЦКИЙ. Умелый воспитатель Специалист первого класса старшина 1 статьи Василий Казаков умело вос­ питывает и обучает своих подчиненных. Он проводит занятия непосредственно у механизмов. Являясь членом комсомольского бюро подразделения, старшина активно участ­ вует в общественной жизни корабля. За отличное знание специальности и умелое воспитание воинов старшина 1 статьи Казаков награжден двумя нагрудными знаками «Отличный подводник», имеет много поощрений. НА СНИМКЕ : специалист первого класса старшина 1 статьи Василий Ка­ заков (слева) об’ ясняет своему подчи­ ненному правила эксплуатации техники боевого поста. Фото И. Никишова. Служба на корабле у матроса Епишева с первых дней началась неважно. Коман­ дир отделения старшина 2 статьи Перча- тый внимательно присматривался к под­ чиненному. Старшина помог молодому воину хоро­ шо изучить боевую технику, научиться грамотно ее эксплуатировать. Одновремен­ но он требовал, чтобы матрос в любых условиях содержат в чистоте и порядке свое зазедывание. С помощью командира матрос Епишев научился действовать на боевом посту уверенно и расторопно. Прошло некоторое время. Теперь уже не узнать Епишева. Сейчас он умело вы- дтолняет свои обязанности, является дис­ циплинированным, исполнительным мо­ ряком. За успехи в учебе и службе ма­ трос имеет несколько поощрений. Воин готовится стать на самую ответственную ходовую вахту — у маневровых клапа­ нов. С помощью своего командира он справится и с этой задачей. Старший матоос А. САПОЖНИКОВ. Учить рассказом и показом У м е л о в о с п и ты в а е т с в о и х п о д ч и н е н н ы х с та р ш и н а 2 с та ть и Н е м к о в В машинное отделение поступил сиг­ нал: «Сбавить обороты». Корабль подошел к стенке и ошвартовался. Старшина 2 статьи Немков вышел на верхнюю палубу. Ветер обдал свежей струей его разгоря­ ченное лицо. — Пюнь, а холодновато у нас здесь, — сказал он, обращаясь к стоящему воз­ ле него матросу Ларычеву. По обычаю после похода на верхней палубе у обреза собирались матросы и старшины. Хорошо после трудного плава- нт'я, после напряженных ходовых вахт не спеша покурить, переброситься шуткой с друзьями. Тонкими струйками потяну­ лись вверх табачные дымки. Долго не смолкал в этот вечер веселый говор, задорный смех. Легко на душе бы­ ло у мотористов. Они на славу потрудились в море. Поход еще раз показал, что моря­ ки умеют обслуживать вверенную им тех­ нику в самых различных условиях. Четко нес ходовую вахту отличник бое­ вой и политической подготовки матрос Ла- рычев. Заведывание у моряка большое: много приборов и сложных механизмов. Он обязан внимательно следить за давле­ нием масла, воды, за температурой нагре­ ва двигателя. П моторист отлично спра­ вился с возложенными на него обязанно­ стями. Своими успехами передовой воин во многом обязан старшине 2 статьи рогов и другие» Немкову, опытному моряку, умелому вос­ питателю. Давно служит на корабле старшина 2 статьи Юрий Немков. Немало труда и усилий отдал он, чтобы сделать свое отде­ ление сплоченным боевым коллективом, способным справиться с любой задачей. В первые дни службы на корабле воин встретил немало трудностей, особенно в изучении специальности. Зо это не испу­ гало его. Благодаря трудолюбию и настой­ чивости, моряк стал умелым специали­ стом, хорошо знающим свое дело. Когда Немкову доверили отделение, старшина еще настойчивее стал изучать боевую технику, овладевать методикой обучения матросов. Если встречались трудности, он советовался с бывалыми старшинами, перенимал их опыт. В отделение к Нсмк<Я*у пришел слу­ жить матрос Ларычев. Молодой моряк не имел ни опыта, ни знаний по специаль­ ности. Много пришлось поработать старшине, но он добился своего. Сейчас матрос Ла­ рычев хорошо знает свое дело, являет­ ся умелым специалистом. За образцовую учебу^ и службу он об’явлен отличником боевой и политической подготовки. И не только Ларычев добился успехов. Умелыми специалистами, мастерами своего дела стали также матросы Левченко. Пи- Большое внимание старшина уделяет занятиям по специальности. Однажды по плану предстояло провести с мотористами занятие «Неисправности двигателя вну­ треннего сгорания». Уже не раз на эту тему проходили занятия. Однако, готовясь к уроку, старшина 2 статьи Немков со­ ставил план, написал обстоятельный кон­ спект, в котором привел примеры из лич­ ной практики. Когда старшина начал об’яснять мате­ риал, некоторые матросы высказали мне­ ние. якобы, данная тема для них не яв­ ляется новой и материал знаком им. Старшина раз’ясннл морякам, что хотя тема и знакомая, но не следует забывать, что требования сейчас к обслуживаю!ю техники повысились и нельзя довольст­ воваться старыми знаниями, необходимо постоянно совершенствовать свое мастер­ ство. Второй час занятий проходил непосред­ ственно у механизмов и приборов. ...Команды следуют одна за другой. Вот дана вводная «Двигатель не запускается». Выполнявший эту команду матрос Румян­ цев рассказал, что причиной этого может быть отсутствие топлива в расходном бач­ ке, слабый ток аккумуляторов, наличие воздуха в топливной системе. — Это не все, — сказал старшина. — Причиной может послужить и наличие во­ ды в топливе. На это некоторые матросы иногда не обращают внимания. Вода в то­ пливо попадает во время приемки его. а также за счет влажности воздуха. — У нас был такой случай, — про­ должал старшина. — Двигатель запусти- В передовом расчёте Заслуженным авторитетом среди лич­ ного состава подразделения пользуется орудийный расчет младшего сержанта Безуглова. В повседневной боевой учебе, в подготовке к выполнению учебных стрельб и практической отработке других задач всины передового расчета действуют так, как этого требует современный бой. Добрая слава идет о командире расчета. Умело воспитывая подчиненных, требуя от них повседневного выполнения устав­ ных положений, младший сержант Безуг­ лов прежде всего требователен к себе. Он неуклонно в своей командирской прак­ тике следует правилу: прежде чем коман­ довать, надо научиться подчиняться само­ му. Любой приказ начальника для него является непреложным законом. Командир показывает пример строгого выполнения уставов. За свою безупречную службу младший сержант Безуглов имеет более 20 поощре­ ний. Его грудь украшает знак «Отлич­ ного артиллериста». Старший матрос В. CABEHK0. ли легко, четко заработали машины, но через несколько оборотов он остановился. Причиной этого явилось то. что было за­ крыто топливо. Вот почему перед запу­ ском двигателя мотористу необходимо про- *верить, поступает ли топливо из расходно­ го бачка. Затем старшина рассказал, по какой причине двигатель может уменьшать чи­ сло оборотов, дымить, стучать и т. д. При­ веденные командиром примеры увлекли матросов. Занятие достигло своей цели. Подводя итоги, старшина заявил: — Действуете вы правильно, но мед­ ленно. Надо больше тренироваться. Совре­ менный бой скоротечен. Стоит одному за­ мешкаться, и поставленная задача не бу­ дет выполнена. Вскоре корабль снова вышел в море. Был шторм. Трудно было нести вахту у двигателей. Но это не помешало мотори­ стам образцово выполнить поставленную задачу. И здесь была немалая заслуга опытного специалиста старшины 2 статьи Немкова, сказался результат его неутоми­ мей работы, личного примера в учебе и службе. Честно и добросовестно выполняет свой воинский долг комсомолец Немков. В кар­ точке взысканий и поощрений у него за­ писано более 30 поощрений. Самоотвер­ женным трудом передовой воин вносит свой вклад в дело укрепления активной обороны нашей Родины. У старшины учатся подчиненные мастерству и вы­ носливости. Лейтенант П. ТУРКИН. Покажи, как делать, потребуй.. Строго взыскивать с нерадивых, поощрять отличившихся Недавно в наше подразделение прибыл комсомолец сержант Петров. Ему поручи­ ли командовать отделением, которое счи­ талось отстающим. Командир, представляя перед строем сержанта Петрова, сказал воинам: — Сержант Петров отличный коман­ дир. Он добросовестно служил в другом подразделении. Петров имеет 24 поощре­ ния. награжден тремя нагрудными зна­ ками «Отличный пулеметчик», спортсмен- разрядник. После этого сержант собрал оэоих под­ чиненных в комнате пол и т п р осветоаботы. Коротко рассказал о себе, а потом под­ робно остановился па задачах каждого воина. — Главное, чтобы была высокая сознательность у каждого из вас. — ска­ лит Петров. — Вы воины опытные. Надо только беспрекословно выполнять все приказы и распоряжения старших. Дер­ жать на высоком уровне войсковую друж­ бу и товарищество. — Ну, как. вы меня поняли? — спросил сержант Петров. — Поняли! Сержант Петров горячо взялся за дело. Подчиненные сразу почувствовали это. Даже небольшой проступок, совершенный подчиненным, не проходил без внимания со стороны Петрова. Командир внима­ тельно присматривался и прислушивался к бойцам. Был такой случай. Коша дневальный подал сигнал приступить к занятиям, пя- довой Коровкип сидел и читал книгу л пе обратил никакого внимания на коман­ ду. Сержант Петров тут же подошел к Коровкину и сказал: — Почему на занятия не идете? — Очень интересная книга. — отве­ тил Коровкин. — Понимаете, так увлек­ ся. вот послушайте... — Не рассуждайте, не об этом сейчас речь! Быстро на занятия! — приказал сержант. — На первый раз прощаю, а еще замечу подобное — накажу. — Есть итти на занятия! Вечером, возвратившись из караула, сержант Петров стал проверять оружие и обнаружил автомат рядового Бечнна не­ смазанным. Личному составу уже сделали отбой. Петров подошел к Бечину. — Вы в каком состоянии поставили в пирамиду автомат? — Все в порядке. Почистил. Смазал... — А это чтч) такое? — и сержант по­ казал грязный автомат. Неудобно и стыдно стало бойцу. 0.н по­ пытался оправдаться, сказал, что забыл. — А коли забыли, то поднимайтесь сейчас же и приведите оружие в полный порядок. Бечпн стал быстро одеваться. Сержант Петроз отдавал все силы и знания тому, чтобы вывести отделение на первое место. Он часто беседовал с под­ чиненными, останавливался на простуш­ ках отдельных воинов, разбирал их со всем отделением. Однажды комсомолец рядовой Хохлов, находясь в карауле, грубо нарушил устав. Сержант Петров утром проводил беседу и подверг резкой критике рядового Хохлова. — Кто не любит и не бережет свое оружие в мирные дни. — говорил Пет­ ров. — тот не сможет победить в бою. — Сержант привел ряд примеров из опыта Великой Отечественной войны. Он рас­ сказал. как один наш разведчик не смог подорвать мост потому, что в момент, когда надо было стрелять в гитлеровско­ го часового, отказал автомат. Пртгчиной оказалась грязь на оружии. После этой беседы рядовые Хохлов и Бечин стали исправляться. На практиче­ ских занятиях они действовали четко и быстро. Командир тут же. на месте, им показывал, рассказывал, как надо выпол­ нять команды. Бечин неправильно вырыл ячейку для стрельбы лежа. Сержант по­ казал. как нужно рыть, и Бечин следую­ щую ячейку вырыл хорошую, какую и нужно по его росту. После занятий сержант приказал Хо­ хлову вычистить ручной пулемет и долоч лить. Рядовой Хохлов бодро ответил: — Есть вычистить и доложить! В этот же день командир отделения за умелые действия на занятиях и отличное содержание оружия об'явил отличившим­ ся воинам благодарность. — Буду и впредь поощрять достой­ ных, наказывать нерадивых. — твердо сказал сержант. В настоящее время отделение сержан­ та Петрова вышло в число передовых. За умелое воспитание подчиненных командир подразделения поощрил сержан- тз Петрова. В. РОМАНОВ. Все подчиненные младшего сержанта Мартынова передовики учёбы и службы В начале службы Евге­ ний Мартынов встретился с большими трудностями. Н и с техникой, ни с рабо­ той на телеграфных аппа­ ратах он не был знаком. Но специальность заинте­ ресовала молодого матроса, и он горячо взялся за учебу. На первых порах воина постигли неудачи. Но упорный и настойчивый труд, высокая дисциплина и требовательность к себе, дали положительный ре­ зультат. При сдаче на классность ему присвоили квалификацию телеграфи­ ста второго класса. Достигнутые успехи ае успокоили воина. Он про­ должал упорно тру­ диться над совершенство­ ванием своих военных знаний и через некоторое время получил квалифи­ кацию телеграфиста пер­ вого класса. Командование назначило Мартынова командиром отделения, ему присвоили воинское звание «младший сержант». Новые обязанности тре­ бовали еще большей рабо­ ты. Не покладая рук моло­ дой командир обучал под- • ____ I t f i j i l I - Я ' • : чиненных специальности. Главное внимание он уде­ лял индивидуальной рабо­ те с воинами. Старшему матросу Вла­ димиру Панчипгному труд­ но давалась передача на ключе. Он, было, совсем потерял уверенность в свои силы. Однажды воин обратился к командиру от­ деления: — Товарищ младший сержант, могу ли я стать телеграфистом? Ведь ни­ как не выучусь работать на ключе. Младший сержант от­ ветил уверенно: — Можете, но только необходима систематиче­ ская тренировка. С сегод­ няшнего дня буду давать вам отдельные задания. Ежедневные задания ио отработке отдельных уп­ ражнений. тщательный контроль за действиями своего подчиненного не замедлили сказаться. Вско­ ре Панчишный не только прекрасно работал на клю­ че. но и хорошо овладел материальной частью. Однако у Панчишного был и другой недостаток. Однажды он нарушил во­ инскую дисциплину. В бе­ седах с ним Мартынов раз’яснил. что только вы- сокодисциплинированный матрос сможет стать клас­ сным специалистом. Пан­ чишный сделал для себя правильные выводы. На­ рушений дисциплины V него больше не было. Он недавно сдал зачеты на телеграфиста второго клас­ са. Упорная работа в отде­ лении поиносит новые ус- пехи. Все подчнненныо Мартынова становятся пе­ редовиками учебы и служ­ бы. Большое волнение охва­ тило младшего сержанта Мартынова, когда он уз­ нал. что будет состязаться на звание лучшего теле­ графиста части. В <*орвв- нованип Евгений Марты­ нов занял первое место. Командование наградило его грамотой и деие^гной премией. На груди у пере­ дового командира отделе­ ния знак «Отличный свя­ зист». Он имеет более двадцати благодарностей за успехи в учебе и службе. Старший лейтенант А. ЕРМАКОВ. 1 • ......... НА СНИМКЕ: командир отделения младший сержант Евгении Мартынов на вахте. Фото В. Ломова. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz