На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь е 2 9 июля 1 9 5 4 г .. N° 178 ( 5 0 2 0 ) . По;родники! Множьте ряды классных специалистов В бооьбе за высокое мастеоство Я 1 Наш опыт воспитания специалистов высокого класса Классный специалист — это трудолю бивый. 2 ИС ци пли нирова нныП. 'I aj*то рск.я владеющий боевой техником воин. Поэто му одной из важных задам командиров политработников, партийных и комсомоль ских организации является непрерывное выращивание классных специалистов. за ботливое п умелое их воспитание. Командир подводной лодки. пар тийная и комсомол ьск а я организации уделяют свое главное внимание вопрооу выращивания классных специалистов. Личный состав корабля успешно выпол нил все учебные задачи и не допустил ни одной поломки механизмов. Оружие и механизмы о с т уж и в аю т умелые воины, классные специалисты . составляющие большую п о л о в и н у экипажа корабля. Через многобрачные Формы у нас не прерывно проводится воспитательная па- б<.та с классными специалистами, а так - Х5 с матросами п старшинами, которые еще не стали мастерами военно-морского дела. Вопрос о подготовке классных специл- лпстов находится всегда в центре внима ния. Так. например, офицер Харечко уде ляет особое внимание индивидуальной работе по воспитанию и обучению подчи ненных. Длительное время комсомолец Колесни ков не может стать классным специали стом. Еж т ру д н о дается овладение слож ней техникой. Однако воин имеет боль шое желание стать умелым подводником и готов преодолеть все трудности на пути к этой цели. Офицер Харечко повседневно оказывает помощь матросу Колесникову в изучении военно-морского дела. Большую работу по выращиванию классных специалистов проводит офицер Иероцкии. Он умело организовал специ альные занятия по устройству подводной лодки и боевых заведываний. Нм пред шествует тщательная подготовка. Всегда бывают под руками схемы, чертежи, на глядные пособия. Занятия проводят луч шие мастера своего дела — коммунисты Яковлев. Ревенко, комсомольцы Никитин, Шишлов и др. К таким занятиям матросц и старшины проявляют особый интерес я охотно их посещают. Систематическую помощь оказывают командипу партийная и комсомольская <.[•1 анизации. Вопросы подготовки опыт ных специалистов периодически обсуж даются на партийных собраниях. На по следнем из них коммунист Яковлев рас сказал о важности самостоятельной рабо ты матрссов и старшин, как основной Формы подготовки классных специали стов. Практика подтверждает, что самостоя тельное изучение боевой техники трсбу«*т не только большой настойчивости и тру долюбия. но и систематического контроля за ее ходом со стороны командиров, пар тийных н комсомольских организаций. Все коммунисты-старшины являются классными специалистами. Они часто де лятся своим опытом подготовки умелых моряков, помогают товарищам осваивать сложную боевую технику. Особенно важным было комсомольское сгорание, на котором обсуждался вопрос «Патриотический долг каждого комсо мольца стать' классным специалистом». В •выступлениях комсомольцы благодарили партию и Советское правительство за за боту. которую они проявляют о военных моряках, и обещали еще больше и лучше трудиться над совершенствованием воен ных и политических знаний. — Мы не пожалеем сил для дальней шего укрепления могущества нашей люби мой Родины. — сказал комсомолец Меш ков. — Я приложу все усилия к тому, чтобы стать классным специалистом. Старшина 2 статьи Журавлев поделил ся опытом своей работы с подчиненными. — Главным условием высокой боевой готовности. — сказал Ж»уравлев. — яв ляется железная воинская дисциплина, всесторонняя собранность и организован ность моряка. Наша комсомольская opra ilПоация имеет серьезные недостатки по воспитанию дисциплинированных моря ков. Не случайно комсомолец Самохвалов был лишен классности за нарушение во- 41некой дисциплины. Нарушали уставной порядок и комсомольцы Мажил и Бала шов. Борьба за рост рядов классных спе циалистов — важнейший участок дея тельно 'ти бюро комсомольской организа ции. Как правило, комсомольские вожакч показывают пример в учебе и воинской дисциплине. Все члены комсомольс-кого бюро организации являются классными специалистами. По инициативе комсомольцев на кораб ли организовывались собеседования по знанию инструкций и наставлений. Сейчас здесь пдет деятельная подготов ка к технической конференции и собесе дованию классных специалистов, -вкотором примут участие все матросы и старшины корабля. Классные специалисты, отличники боевой и политической подготовки поль зуются особым уважением и любовью всего личного состава. Мичман Яковлев, старшина 2 статьи Шишлов, старший матрос Исаков и другие являются замеча тельными специалистами, гордостью наше го боевого и дружного коллектива. Партийная и комсомольская организа ции широки популяризируют опыт специ алистов высокого класса. Недавно было послано письмо отцу и матери старшины 2 статьи Шишлова. Командир благодарит родителей моряка за хорошее воспитание сына. В работе по выращиванию классных специалистов партийной и комсомольской организации оказывают конкретную по мощь работники политического отдела. Авторитетом у личного состава пользуют ся выступления капитан-лейтенанта Пу зика. Его лекции иомогаюг матросам и старшинам глубоко разбираться в совре менных видах военной техники. Повседневное выращивание классных специалистов — большая государствен ная задача, поставленная перед нами партией и Советским иравптел 1 >ством. Чтобы успешно решить ее, необходима кропотливая работа не только со стороны командиров, но и политработников, партий ных и комсомольских организаций, кото рые должны активно помогать командо ванию в воспитании умелых и закален ных моряков, обладающих высокими мо рально-боевыми качествами. Капитан-лейтенант Д. ДУБЕЙКО . Внимательно слушать, чётко докладывать Подводная лодка—корабль скрытного действия. Развитие радиолокации усложняет ее сближение с кораблями не приятеля. Даже кратковре менное нахождение перископа над поверхностью воды может выдать присутствие лодки, что помешает выполнить бое вую задачу. В успешном проведении торпедной атаки большое зна чение имеет гидроакустика. Хорошо отработанный аку стический расчет дает воз можность. не пользуясь пгри- скопом. получить необходимые данные о кораблях противни ка. Жердев и Чернов прибыли? на корабль, я проверил их вмучку. Воины показали слабые знания материальной части, а также основ радио техники и электротехники. Практические действия ча вахте подтвердили, что они не подготовлены к выполне нию сложных обязанностей. При планировании занятий и в ходе подготовки к ним я сделал ошибку. Дело в том, что первое занятие я провел, не имея никаких наглядных пособий, кроме схем. Каза лось, что подчиненные хоро шо усваивают материал. На следующем занятии я сделал краткий обзор пройденного. И вот здесь выяснилось, что ма териал усвоен Черновым и Жердевым плохо. Пришлось иначе организовывать учебу. Теперь я провожу занятия не посредственно у материаль ной части. Но я видел, что этого недо статочно. Приступил к отра ботке приемов по борьбе за живучесть материальной ча сти, именно той. которая изу чалась на занятиях. Если рассказал матросам о системе питания, то на тренировках ставились вводные, которые нельзя было выполнить, не зная системы питания. Это да ло хороший результат. Подчи ненные находили неисправно сти и устраняли их и таким образом закрепляли материал. Для того. чтобы быть хорошим оператором, мало знать материальную часть. Нужно хорошо отработать нор мативы и уметь быстро и безо шибочно действовать в лю бых условиях. Сперва трени ровались в простых УСЛОВИЯХ — в кабинете. Начали с от крытия вахты и докладов на главный командный пункт. Связь должна быть четкой. Инструкцию вахтенного аку стика учились выполнять практически. К отработке нормативов приступили после того, как было налажено дело со свя зью. Добивались точности об наружения и пеленгования цели. На скорость сначала не обращали внимания. Посте пенно она прпшла сама. По том тренировки усложнялись. Было немало ошибок. Подчи ненные неточно определяли класс корабля. Для опознава ния приходилось брать нес колько наиболее распростра ненных типов кораблей. При первой стрельбе выя вился ряд мелких непола док. Связь с главным команд ным постом отнимала много времени и из-за этого были большие ошибки при пеленго вании. Командир корабля раз’яс- нил нам, как устранить непо ладки. Он помог акустикам перерабоаать и частично из менить связь с главным командным пунктом, что об легчило пеленгование цели и способствовало повышению бдительности вахты. Когда проводились тренировки по приготовлению боевого поста к походу, моряки во всем стро го придерживались инструк ции. На тренировках я доби ваюсь. чтобы личный состав готовил материальную часть к походу качественно, не упу скал ни одной мелочи. Был такой случай. Стар ший матрос Жердев при под готовке к походу не обратил внимания на крепление кле&м. Из-за этого чувствитель ность станции уменьшилась наполовину. После вахты не исправность была устранена. Ошибку Жердева мы глубоко проанализировали и сделали для себя выводы. Этот факт показал, что всегда рдтовить технику надо тщательно. Систематические занятия, учения и тренировки позволи ли акустикам стать зрелыми специалистами, способными выполнять задачи в сложных условиях. Так. например, тов. Чернов сдал зачет на второй класс. II вот наступило время, когда отделение гидроакусти ков должно было показать свою зрелость и подготовлен ность. Чувство уверенности в себе и технике помогло вы полнить в короткий срок сложную задачу. Особенно от личился старший матрос Жер дев. Работа с подчиненными дала свои результаты. Они стали высококвалифицирован ными специалистами. Старшина 1 статьи А. ВИШНЯКОВ , специалист второго класса. С увлечением р ассказы вает подводникам о первоклассной советской технике передовой офицер корабля Власов. Внимательно слушают его моряки. На груди одного из них мы видим знак «Отличный подводник», другие воины — классные специалисты . Все они стремятся совершенствовать свою выучку, повышать бое вую готовность родного корабля. НА СНИМКЕ : (слева направо) старшина 1 статьи Иван Мирошниченко, капи тан -лейтенант Вадим Власов, старшина 1 статьи Иван Колейков, старший матрос Борис К атаев, старшина 1 статьи Петр Боренко. Фото И. Никишова. С В Я З Ь Н А Д Ё ЖН А Лодка в открытом море В ОЛНЫ с шумом накаты ваются на выпуклые борта подводной лодки и, распле скиваясь в многочисленных прорезях корпуса, убегают к узкой корме. Там. вспе ненные буруном, они теряют свою форму и пропадают вдали. Зоркие глаза сигналь щика старшины 2 статьи Трусова внима тельно оглядывают водную поверхность от борта корабля до темной линии горизонта. На боевом посту — классный специалист, испытанный моряк-комсомолец. Из-под черной пилотки подводника вы билась легкая прядь светлых волос. Ветер треплет ее. Трусов щурит голубые глаза. А дума одна: «Не подкачай, Ефим, смотри в оба. Ты — на морской границе, на пе реднем крае». В воображении старшины видимая водная поверхность выглядит, как карта, на которую он наносит обстановку. Вот в правом переднем углу ее появилось темное подвижное пятно. II тогда коман дир слышит доклад: — Корабль, справа 45, дистанция... Голос сигнальщика звучит звонко, уве ренно. Он не боится, что ошибется и командир сделает ему замечание. Старши на 2 статьи Трусов знает свои обязанно сти, уверен в себе. Правильность доклада подтвердилась. Уточняя данные о встречном судне. Тру сов между тем успевает выполнять раз личные приказания. Вот он ловко, даже лихо, выхватил из сетки несколько разно цветных Флагов и быстрым, натренирован ным движением вздернул их на фале. Мо- т'як работал отлично не только потому. что обязан так делать, а и потому, что лю бит свою военную профессию, хорошо зна ет свое дело. Вахтенный офицер перевел ручку ма шинного телеграфа. В моторный отсек по ступил сигнал об изменении хода корабля, и мотористы хлопочут, чтобы выполнить распоряжение. Пожалуй, если бы потребо валось, Ефим Трусов бросился внутрь Л01- кп и помог товарищам справиться с зада нием. Однако в этом нет необходимости. Старшина 2 статьи Заливадный и его под чиненные — отличные специалисты. В своем деле они не уступят таким моря кам, как Трусов. У Залпвадного вся смена, как на под бор. Вахту у главного двигателя несет коммунист старший матрос Бабашкин. Разве может он допустить, чтобы подача воды на охлаждение дизеля была плохо отрегулирована, температура масла была выше пли ниже положенной и т. д. Ко нечно, нет! Ведь его послал народ охра нять наши северные морские рубежи, по ставил на почетный боевой пост. И Ба- башкпн бдительно несет вахту. Не отстают от товарища и другие мото ристы. Все они являются классными спе циалистами. Команда «по местам стоять, к погруже нию» поступила неожиданно. Еще не умолкли звуки колоколов громкого боя. а Трусов закончил все необходимые для него приготовления. «Есть!» — ответил он на приказание офицера, и его гибкое тело скользнуло вниз, в узкий люк. Старшина занял место у приборов управления гори зонтальными рулями. А вслед за этим тол стая крышка люка опустилась над голо вой командира, плотно закрыла выход из лодки. Теперь все сосредоточилось в централь ном посту. Сигнальщик, недавно наблю давший необозримые просторы моря, стал рулевым. Рулевой-сигнальщик — так и принято называть на подводных лодках специальность, которой овладел Трусов. Командир отдает приказание трюмному машинисту. Матрос быстро открывает и закрывает то один, то другой или одно временно несколько клапанов, безошибочно выбирая нужные маховики. Получив ука зание. Трусов перекладывает горизонталь- НА СНИМКЕ : рулевон-сигнальшик старшина 2 статьи Ефим Трусов на вахте. Фото И. Никишова. В море корабль выполнял задание ко мандования. На радиовахту заступил старший матрос Наумов. Несмотря на сильную качку, он внимательно следил за работой станций на своей волне. Условия приема очень трудные. В это время в адрес корабля поступала срочная радиограмма. Комсомолец Наумов, мед ленно вращая ручку настройки, безоши бочно улавливал сигналы. Радиограмма принята. Квитанция дана. Ни качка, ни сильные атмосферные поме хи не помешали старшему матросу Нау мову образцово справиться с делом. Важ ная для командира радиограмма идет без задержки. Она оформлена и отправлена адресату. Наумов продолжает следить за эфиром. Как правило, молодые радисты снача ла сидят на подвахте со старшими това рищами, имеющими большой опыт. Так начинал и Наумов. Он внимательно сле дил за действиями старшины и старался уяснить, каким образом тот, в условиях плохой слышимости, больших помех, чет ко и во-время принимает и передает депе ши. При несении вахты в учебной сети воин во всем подражал командиру отделе ния. В то же время Наумов задавал стар шине вопросы об устройстве материаль ной части, по радиотехнике, электротех нике. Не отставал он и в политической учебе, с интересом следил за событиями, проис ходящими в Советской стране и за рубе жом. Высокая воинская дисциплина,^ чув ство ответственности перед Родиной за выполнение своего долга, постоянная по мощь старшины — позволили Наумову успешно овладеть специальностью ради ста. Приказом командир i он был допу щен к самостоятельному несению радио- вахты. Но и после этого моряк продолжал на стойчиво повышать практические навыки в несении радиовахты, изучать боевую технику, попрежнему часто обращался за помощью к старшине п во всем следовал его советам. Заведывание Наумов содер жит всегда в чистоте и полной боевой го товности. Не в^е шло гладко. Были и ошибки. Однажды, принимая радиограмму, Наумов перепутал в заголовке цифры, в резуль тате чего адрес был не понят. Пришлось вызвать старшину и запрашивать заголо вок онегаа. Это привело к лишней ра/Тюте. После Наумов внимательнее нес вахту и не допускал подобных недостатков. За успехи в боевой и политической подготовке Наумов не раз был поощрен. Он об'явлен отличником и повышен в должности, ему присвоено очередное воин ское звание старшина 2 статьи. ные рули и внимательно следит за пока заниями глубиномера, (fc чувствует< как наклоняется палуба под ногами, слышит глухое шипение и ритмичный гул меха низмов движения. Эти хорошо знакомые звуки характеризуют ответственный мо мент погружения. Трусов временами поглядывает на трюм ного машиниста. Но матрос стоит к руле вому спиной и не замечает дружеского взгляда*сослуживца. Тем не менее он чув ствует его близость и поддержку, знает, как нужна для подводников координация действий. Она во многом определяет успех плавания, выполнение задачи. II хотя лазы в переборках, разделяющих отсеки, креп ко задраены, каждый специалист понима ет, что он тесно связан с другими моря ками и зависит от них. Лодка достигла заданной глубины, и старшина 2 статьи Трусов рошо позел ее. Это удалось потому, что трюмный сумел хорошо удеферентовать подводный ко рабль. А к волне п течению опытный ру левой привык приноравливаться. Неваж но. что их не видно. Моряк чувствует лю бое воздействие на лодку. Команд длительное время нет. Вахта проходит в напряженном внимании. Нако нец, поворот, лодка кренится. Сейчас удер живать ее на глубине трудно. Но нет за дачи, которая была бы не по плечу ком сомольцу. Трусов — смекалистый воин. Он осторожно перекладывает то одну, то другую ручку манипулятора. Делать это резко нельзя. Лодка начнет «клевать», и тогда ее нелегко уравнять. Это учитывает рулевой. Он выдерживает испытание. Но вслед за этим рулевому-сигналыци- ку приходится вновь работать в усложнен ной обстановке. Лодка всплывает под пе рископ. Влияние волны и течения уси ливается. А управлять кораблем надо пс- ...На вахте матрос Буров. В радиоруб ку входит Наумов п дает вводную: — Вышел из строя приемник! — Перехожу на запасной приемник, — четко докладывает подчиненный, вклю чает аппаратуру, аккуратно делает запись в журнале вахтенного радиста и продол жает прием. Действия Бурова четкие и уверенные. Но он упустил один важный момент — доклад в центральный ноет. Об этом ему напоминает Наумов. При повтор ном выполнении вводной матрос Буров не допускает ошибок. Характерно отметить, как Наумов про водит тренировки по устранению неис правностей. Предварительно раз’яснив. в какой последовательности надо отыски вать повреждения, старшина имитирует выход из строя материальной части. Он заменяет испрашый предохранитель сго ревшим, подкладывает под контакты бу мажки. Таким образом обстановка, в ко торой приходится действовать морякам, усложняется. Вот одно из таких учений. Наумов дает вводную матросу Бурову: — Вышел из строя радиопередатчик, отыскать и устранить неисправность! — Есть, отыскать и устранить неис правность. — отвечает Буров и приступа ет к делу. Сначала он выясняет, исправ на ли судовая сеть, затем проверяет предохранители. Один сгорел. Воин за меняет его исправным. Но иередатчик не работает. Буров продолжает осматривать материальную часть и видит, что не по дается высокое напряжение. Радист устра няет эту неисправность. Но этим дело не кончается. Оказывается, что вдобавок ко всему сгорела лампа реле времени. Только после замены ее передатчик действует хо рошо. Буров докладывает, что передат чик введен в строй. Много пришлось ему поработать, за короткий период времени вспомнить почти все, что он знал о пе редатчике. Так, усложняя вводные, Наумов приу чает подчиненных умело обращаться с техникой. Упорная работа не проходит даром. Пришедший на корабль матрос Буров в короткий срок изучил специаль ность рааиста. Старшина 2 статьи Наумов постоянно контролирует подготовку подчиненных. Он знает, кто на каких знаках делает ошиб ки. и тренирует матросов в птиеме и пе редаче именно этих знаков. По случайно матрос Буров вскоре был допущен к са мостоятельному несению радиовахты. Ус пешно изучает специальность и матрос Кошкин. Сейчас радисты под руководст вом старшины готовятся к сдаче зачетов на классность. Старшина 1 статьи И. НРИВОШЕЕВ, специалист первого класса. ключитсльно точно. Необходимо обеспечить командиру возможность в любой момент осматривать поверхность моря и в то же время не допустить демаскирования под водной лодки. Это хорошо удается Трусо- ву. — Хорошо. — говорит его командир. Подчиненный молчит, а на его лице — радостная ульюка. Скоро Трусов поедет Ei> внеочередной отпуск. При встрече он смело посмотрит в глаза отцу — извест ному горному мастеру. А когда отец оде нет свой праздничный костюм, на котором* в два ряда приколоты орденские планки, и. показывая на одну из лент, скажет: «Видишь, сынок, я партизан Великой Оте чественной войны», Ефим возьмется за свой знак и ответит: — А я — отличный подводник и, ес ли потребуется, сумею бить врагов Родины не хуже тебя.—II старик, ко^рому очень хотелось вызвать у сына это признание, похлопает его по плечу и скажет: «Знаю, знаю! Вы молодые во всем нас обогнали». Трусов понимает, что отец имеет в виду не только его добросовестную службу, но и самоотверженный труд до призыва во Флот, за который его несколько раз пре мировали. Лодка ушла далеко в открытое море. Над нею толстый водяной слой. А неви димые нити соединяют корабль с совет ской землей. Там есть люди, которые сле дят за плаванием, заботятся о моряках. Ра дист Рыбин периодически принимает де пеши от старшего начальника. Ими коман дир руководствуется в своих решениях. О действиях лодки он докладывает по ра ции. Рыбин неторопливо вращает ручку на стройки. Он с замиранием сердца ждет, когда в телефонах раздастся знакомый сигнал — его позывные. Ведя переговоры. Не допускать условностей и послаблений Лодка готовилась к погружению. Командир подразделения рассчитал, какой нужно принять балласт. ч>х5ы прибли зить пловучесть подводного корабля к нулевой. Нос оказался легким, и офицер тотчас нагнулся к переговорной трубе и отдал распоряжение трюмным. — Есть! — «услышал он в ответ го лос старшины команды и вслед за этим его приказание матросу Пономареву: — Принять в торнедозамостптельную сп- стерну... литро-в воды! Вгко 1 >е Пономарев доложил, что система в исходном положении. Погрузились. II тут ВЫЯСНИЛОСЬ. ЧТО лодка тяжела. Несколько позднее стало заметно, что вода прибывает. Моряки недоумевали, в чем дело. — Осмотреться в отсеках, проверить забортную арматуру. — поступило рас поряжение с главного командного пункта. Моряки сосредоточенно проверяли заве- дыгания, положение каждого клапана. Вместе со всеми работал и Пономарев. Уже все воины доложили о результатах осмотра, а матрос что-то замешкался, во зился с одним из клапанов. «Неужели клапан открыт»? — думаю я. Спраши ваю подчиненного: — В чем дело, что случилось? — Тут вот клапан был необжлт. — отвечает трюмный и растерянно разводит руками. — Не может быть. Он наверное был не закрыт. Вода поступала в лодку очень быстро. Пономарев признался в своей ошибке, но не сразу. В море разбираться с • ним было некогда. Неисправность ликвиди ровали, и лодка продолжала плавание. А когда вернулись в базу, мы собрали лич ный состав команды. Б присутствии всех товарищей Поно марев подробно рассказал о своем про с т я г е и осудил его. Моряки дали глу бокий анализ этому факту. Случай с По номаревым показал, что воин недоста точно старательно готовил заведывание к походу, допустил халатность в работе. Кроме того, стало ясно, что у Понома- 1 >сва отсутствует такое качество, как, внимательность. Его не научили этому на тренировках, так как на них иногда до пускались условности . Прежде всего было подготовлено и проведено показательное занятие в цент ральном посп,г. Мы с мичманом продемон стрировали работу у механизмов. Дейст вовали так. как это потребовалось бы в бою. После этого на тренировках к трюмным птед’являлась высокая требовательность. Обстановка усложнялась до предела. II, надо сказать, это скоро дало своп ре зультаты. Все воины команды сдали за четы на классность, награждены знаками «Отличный подводник». Старшина 1 статьи Л. БОЛОТНИКОВ, специалист первого класса. Каждую торп еду— в цель! — Приготовить торпедные апп араты к выстрелу! — командует офицер. Воины все отдаются делу. Их усилия направлены к одному — быстро и к ач е ственно выполнить приказ командира. И вст очередная команда: — Пли! Наступает волнующее мгновение. Мяг кий толчок, и торпеды вышли из ап п ар а тов. Минуты томительного ожидания. Уда лось ли попасть в цель? Хорошо ли сработаю т механизмы? Об этом подводники узнали позднее. О казы вается, тренировки не пропали д а ром. З а д а ч а выполнена успешно. О бразцо во действовали на боевом посту матросы Л а за р е в и Павлов. В Д ен ь Военно-Мор ского Флота СССР они об’явлены отлич никами боевой и политической подготов ки. — Мы не пож алеем сил, чтобы в бли ж айш ее время подготовиться и сдать зачеты на классность, — с уверенностью говорят моряки. Старшина 1 статьи П. ВОЙТЕНКО. специалист второго класса. моряк испытывает большое моральное удовлетворение. Ему даже не хочется за канчивать передачу, но надо быть расто ропным. Каждая лишняя минута «пребы вания» в эфире дает возможность обнару жить станцию и даже подслушать ее. На войне это может сорвать боевую опера цию. стоить жизни экипажу подводной лодки. Допустить это — преступление. Радист бдительно несет вахту. Рыбин избегает нечеткости в приеме и передаче. Иначе могут быть ошибки, кото рые искажают приказы. Радист сосредото ченно выстукивает каждую букву, внима тельно разбирает тексты и аккуратно оформляет бланк. Здесь важна каждая де таль. Притока свежего воздуха нет. Поэтому со временем во всех помещениях стано вится душно, жарко. Но это не препятст вия для моряков. Они хорошо знакомы с героической историей подводников Север ного Флота. Пм полчас было много труд нее. они попадали в такие переделки, о которых нельзя рассказывать без волне ния. Для воинов молодого поколения тра диции старших товарищей святы. Они жи вут в повседневных будничных делах, в самоотверженной борьбе подводников за по вышение боевой готовности корабля. ...Подводная лодка возвратилась в базу. Моряки привели заведывания в порядок и готовятся на увольнение. После упорного труда надо культурно отдохнуть. Воины сменили пилотки на белоснежные беско зырки. Вместо комбинезона и рабочих ру бах на них хорошо отглаженные фланеле вые. Вот рядом стоят и беседуют о походе классные специалисты Трусов. Бабашкин, Рыбин. У каждого на груди ярко сверкает знак «Отличный подводник». Заслуженная награда! Старший лейтенант Г. АНАНЬИН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz