На страже Заполярья. 1954 год. Июль.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь е 2 9 июля 1 9 5 4 г .. N° 178 ( 5 0 2 0 ) . По;родники! Множьте ряды классных специалистов В бооьбе за высокое мастеоство Я 1 Наш опыт воспитания специалистов высокого класса Классный специалист — это трудолю­ бивый. 2 ИС ци пли нирова нныП. 'I aj*то рск.я владеющий боевой техником воин. Поэто­ му одной из важных задам командиров политработников, партийных и комсомоль­ ских организации является непрерывное выращивание классных специалистов. за ­ ботливое п умелое их воспитание. Командир подводной лодки. пар­ тийная и комсомол ьск а я организации уделяют свое главное внимание вопрооу выращивания классных специалистов. Личный состав корабля успешно выпол­ нил все учебные задачи и не допустил ни одной поломки механизмов. Оружие и механизмы о с т уж и в аю т умелые воины, классные специалисты . составляющие большую п о л о в и н у экипажа корабля. Через многобрачные Формы у нас не­ прерывно проводится воспитательная па- б<.та с классными специалистами, а так - Х5 с матросами п старшинами, которые еще не стали мастерами военно-морского дела. Вопрос о подготовке классных специл- лпстов находится всегда в центре внима­ ния. Так. например, офицер Харечко уде­ ляет особое внимание индивидуальной работе по воспитанию и обучению подчи­ ненных. Длительное время комсомолец Колесни­ ков не может стать классным специали­ стом. Еж т ру д н о дается овладение слож­ ней техникой. Однако воин имеет боль­ шое желание стать умелым подводником и готов преодолеть все трудности на пути к этой цели. Офицер Харечко повседневно оказывает помощь матросу Колесникову в изучении военно-морского дела. Большую работу по выращиванию классных специалистов проводит офицер Иероцкии. Он умело организовал специ­ альные занятия по устройству подводной лодки и боевых заведываний. Нм пред­ шествует тщательная подготовка. Всегда бывают под руками схемы, чертежи, на­ глядные пособия. Занятия проводят луч­ шие мастера своего дела — коммунисты Яковлев. Ревенко, комсомольцы Никитин, Шишлов и др. К таким занятиям матросц и старшины проявляют особый интерес я охотно их посещают. Систематическую помощь оказывают командипу партийная и комсомольская <.[•1 анизации. Вопросы подготовки опыт­ ных специалистов периодически обсуж­ даются на партийных собраниях. На по­ следнем из них коммунист Яковлев рас­ сказал о важности самостоятельной рабо­ ты матрссов и старшин, как основной Формы подготовки классных специали­ стов. Практика подтверждает, что самостоя­ тельное изучение боевой техники трсбу«*т не только большой настойчивости и тру­ долюбия. но и систематического контроля за ее ходом со стороны командиров, пар­ тийных н комсомольских организаций. Все коммунисты-старшины являются классными специалистами. Они часто де­ лятся своим опытом подготовки умелых моряков, помогают товарищам осваивать сложную боевую технику. Особенно важным было комсомольское сгорание, на котором обсуждался вопрос «Патриотический долг каждого комсо­ мольца стать' классным специалистом». В •выступлениях комсомольцы благодарили партию и Советское правительство за за­ боту. которую они проявляют о военных моряках, и обещали еще больше и лучше трудиться над совершенствованием воен­ ных и политических знаний. — Мы не пожалеем сил для дальней­ шего укрепления могущества нашей люби­ мой Родины. — сказал комсомолец Меш­ ков. — Я приложу все усилия к тому, чтобы стать классным специалистом. Старшина 2 статьи Журавлев поделил­ ся опытом своей работы с подчиненными. — Главным условием высокой боевой готовности. — сказал Ж»уравлев. — яв­ ляется железная воинская дисциплина, всесторонняя собранность и организован­ ность моряка. Наша комсомольская opra­ ilПоация имеет серьезные недостатки по воспитанию дисциплинированных моря­ ков. Не случайно комсомолец Самохвалов был лишен классности за нарушение во- 41некой дисциплины. Нарушали уставной порядок и комсомольцы Мажил и Бала­ шов. Борьба за рост рядов классных спе­ циалистов — важнейший участок дея­ тельно 'ти бюро комсомольской организа­ ции. Как правило, комсомольские вожакч показывают пример в учебе и воинской дисциплине. Все члены комсомольс-кого бюро организации являются классными специалистами. По инициативе комсомольцев на кораб­ ли организовывались собеседования по знанию инструкций и наставлений. Сейчас здесь пдет деятельная подготов­ ка к технической конференции и собесе­ дованию классных специалистов, -вкотором примут участие все матросы и старшины корабля. Классные специалисты, отличники боевой и политической подготовки поль­ зуются особым уважением и любовью всего личного состава. Мичман Яковлев, старшина 2 статьи Шишлов, старший матрос Исаков и другие являются замеча­ тельными специалистами, гордостью наше­ го боевого и дружного коллектива. Партийная и комсомольская организа­ ции широки популяризируют опыт специ­ алистов высокого класса. Недавно было послано письмо отцу и матери старшины 2 статьи Шишлова. Командир благодарит родителей моряка за хорошее воспитание сына. В работе по выращиванию классных специалистов партийной и комсомольской организации оказывают конкретную по­ мощь работники политического отдела. Авторитетом у личного состава пользуют­ ся выступления капитан-лейтенанта Пу­ зика. Его лекции иомогаюг матросам и старшинам глубоко разбираться в совре­ менных видах военной техники. Повседневное выращивание классных специалистов — большая государствен­ ная задача, поставленная перед нами партией и Советским иравптел 1 >ством. Чтобы успешно решить ее, необходима кропотливая работа не только со стороны командиров, но и политработников, партий­ ных и комсомольских организаций, кото­ рые должны активно помогать командо­ ванию в воспитании умелых и закален­ ных моряков, обладающих высокими мо­ рально-боевыми качествами. Капитан-лейтенант Д. ДУБЕЙКО . Внимательно слушать, чётко докладывать Подводная лодка—корабль скрытного действия. Развитие радиолокации усложняет ее сближение с кораблями не­ приятеля. Даже кратковре­ менное нахождение перископа над поверхностью воды может выдать присутствие лодки, что помешает выполнить бое­ вую задачу. В успешном проведении торпедной атаки большое зна­ чение имеет гидроакустика. Хорошо отработанный аку­ стический расчет дает воз­ можность. не пользуясь пгри- скопом. получить необходимые данные о кораблях противни­ ка. Жердев и Чернов прибыли? на корабль, я проверил их вмучку. Воины показали слабые знания материальной части, а также основ радио­ техники и электротехники. Практические действия ча вахте подтвердили, что они не подготовлены к выполне­ нию сложных обязанностей. При планировании занятий и в ходе подготовки к ним я сделал ошибку. Дело в том, что первое занятие я провел, не имея никаких наглядных пособий, кроме схем. Каза­ лось, что подчиненные хоро­ шо усваивают материал. На следующем занятии я сделал краткий обзор пройденного. И вот здесь выяснилось, что ма­ териал усвоен Черновым и Жердевым плохо. Пришлось иначе организовывать учебу. Теперь я провожу занятия не­ посредственно у материаль­ ной части. Но я видел, что этого недо­ статочно. Приступил к отра­ ботке приемов по борьбе за живучесть материальной ча­ сти, именно той. которая изу­ чалась на занятиях. Если рассказал матросам о системе питания, то на тренировках ставились вводные, которые нельзя было выполнить, не зная системы питания. Это да­ ло хороший результат. Подчи­ ненные находили неисправно­ сти и устраняли их и таким образом закрепляли материал. Для того. чтобы быть хорошим оператором, мало знать материальную часть. Нужно хорошо отработать нор­ мативы и уметь быстро и безо­ шибочно действовать в лю­ бых условиях. Сперва трени­ ровались в простых УСЛОВИЯХ — в кабинете. Начали с от­ крытия вахты и докладов на главный командный пункт. Связь должна быть четкой. Инструкцию вахтенного аку­ стика учились выполнять практически. К отработке нормативов приступили после того, как было налажено дело со свя­ зью. Добивались точности об­ наружения и пеленгования цели. На скорость сначала не обращали внимания. Посте­ пенно она прпшла сама. По­ том тренировки усложнялись. Было немало ошибок. Подчи­ ненные неточно определяли класс корабля. Для опознава­ ния приходилось брать нес­ колько наиболее распростра­ ненных типов кораблей. При первой стрельбе выя­ вился ряд мелких непола­ док. Связь с главным команд­ ным постом отнимала много времени и из-за этого были большие ошибки при пеленго­ вании. Командир корабля раз’яс- нил нам, как устранить непо­ ладки. Он помог акустикам перерабоаать и частично из­ менить связь с главным командным пунктом, что об­ легчило пеленгование цели и способствовало повышению бдительности вахты. Когда проводились тренировки по приготовлению боевого поста к походу, моряки во всем стро­ го придерживались инструк­ ции. На тренировках я доби­ ваюсь. чтобы личный состав готовил материальную часть к походу качественно, не упу­ скал ни одной мелочи. Был такой случай. Стар­ ший матрос Жердев при под­ готовке к походу не обратил внимания на крепление кле&м. Из-за этого чувствитель­ ность станции уменьшилась наполовину. После вахты не­ исправность была устранена. Ошибку Жердева мы глубоко проанализировали и сделали для себя выводы. Этот факт показал, что всегда рдтовить технику надо тщательно. Систематические занятия, учения и тренировки позволи­ ли акустикам стать зрелыми специалистами, способными выполнять задачи в сложных условиях. Так. например, тов. Чернов сдал зачет на второй класс. II вот наступило время, когда отделение гидроакусти­ ков должно было показать свою зрелость и подготовлен­ ность. Чувство уверенности в себе и технике помогло вы­ полнить в короткий срок сложную задачу. Особенно от­ личился старший матрос Жер­ дев. Работа с подчиненными дала свои результаты. Они стали высококвалифицирован­ ными специалистами. Старшина 1 статьи А. ВИШНЯКОВ , специалист второго класса. С увлечением р ассказы вает подводникам о первоклассной советской технике передовой офицер корабля Власов. Внимательно слушают его моряки. На груди одного из них мы видим знак «Отличный подводник», другие воины — классные специалисты . Все они стремятся совершенствовать свою выучку, повышать бое­ вую готовность родного корабля. НА СНИМКЕ : (слева направо) старшина 1 статьи Иван Мирошниченко, капи­ тан -лейтенант Вадим Власов, старшина 1 статьи Иван Колейков, старший матрос Борис К атаев, старшина 1 статьи Петр Боренко. Фото И. Никишова. С В Я З Ь Н А Д Ё ЖН А Лодка в открытом море В ОЛНЫ с шумом накаты­ ваются на выпуклые борта подводной лодки и, распле­ скиваясь в многочисленных прорезях корпуса, убегают к узкой корме. Там. вспе­ ненные буруном, они теряют свою форму и пропадают вдали. Зоркие глаза сигналь­ щика старшины 2 статьи Трусова внима­ тельно оглядывают водную поверхность от борта корабля до темной линии горизонта. На боевом посту — классный специалист, испытанный моряк-комсомолец. Из-под черной пилотки подводника вы­ билась легкая прядь светлых волос. Ветер треплет ее. Трусов щурит голубые глаза. А дума одна: «Не подкачай, Ефим, смотри в оба. Ты — на морской границе, на пе­ реднем крае». В воображении старшины видимая водная поверхность выглядит, как карта, на которую он наносит обстановку. Вот в правом переднем углу ее появилось темное подвижное пятно. II тогда коман­ дир слышит доклад: — Корабль, справа 45, дистанция... Голос сигнальщика звучит звонко, уве­ ренно. Он не боится, что ошибется и командир сделает ему замечание. Старши­ на 2 статьи Трусов знает свои обязанно­ сти, уверен в себе. Правильность доклада подтвердилась. Уточняя данные о встречном судне. Тру­ сов между тем успевает выполнять раз­ личные приказания. Вот он ловко, даже лихо, выхватил из сетки несколько разно­ цветных Флагов и быстрым, натренирован­ ным движением вздернул их на фале. Мо- т'як работал отлично не только потому. что обязан так делать, а и потому, что лю­ бит свою военную профессию, хорошо зна­ ет свое дело. Вахтенный офицер перевел ручку ма­ шинного телеграфа. В моторный отсек по­ ступил сигнал об изменении хода корабля, и мотористы хлопочут, чтобы выполнить распоряжение. Пожалуй, если бы потребо­ валось, Ефим Трусов бросился внутрь Л01- кп и помог товарищам справиться с зада­ нием. Однако в этом нет необходимости. Старшина 2 статьи Заливадный и его под­ чиненные — отличные специалисты. В своем деле они не уступят таким моря­ кам, как Трусов. У Залпвадного вся смена, как на под­ бор. Вахту у главного двигателя несет коммунист старший матрос Бабашкин. Разве может он допустить, чтобы подача воды на охлаждение дизеля была плохо отрегулирована, температура масла была выше пли ниже положенной и т. д. Ко­ нечно, нет! Ведь его послал народ охра­ нять наши северные морские рубежи, по­ ставил на почетный боевой пост. И Ба- башкпн бдительно несет вахту. Не отстают от товарища и другие мото­ ристы. Все они являются классными спе­ циалистами. Команда «по местам стоять, к погруже­ нию» поступила неожиданно. Еще не умолкли звуки колоколов громкого боя. а Трусов закончил все необходимые для него приготовления. «Есть!» — ответил он на приказание офицера, и его гибкое тело скользнуло вниз, в узкий люк. Старшина занял место у приборов управления гори­ зонтальными рулями. А вслед за этим тол­ стая крышка люка опустилась над голо­ вой командира, плотно закрыла выход из лодки. Теперь все сосредоточилось в централь­ ном посту. Сигнальщик, недавно наблю­ давший необозримые просторы моря, стал рулевым. Рулевой-сигнальщик — так и принято называть на подводных лодках специальность, которой овладел Трусов. Командир отдает приказание трюмному машинисту. Матрос быстро открывает и закрывает то один, то другой или одно­ временно несколько клапанов, безошибочно выбирая нужные маховики. Получив ука­ зание. Трусов перекладывает горизонталь- НА СНИМКЕ : рулевон-сигнальшик старшина 2 статьи Ефим Трусов на вахте. Фото И. Никишова. В море корабль выполнял задание ко­ мандования. На радиовахту заступил старший матрос Наумов. Несмотря на сильную качку, он внимательно следил за работой станций на своей волне. Условия приема очень трудные. В это время в адрес корабля поступала срочная радиограмма. Комсомолец Наумов, мед­ ленно вращая ручку настройки, безоши­ бочно улавливал сигналы. Радиограмма принята. Квитанция дана. Ни качка, ни сильные атмосферные поме­ хи не помешали старшему матросу Нау­ мову образцово справиться с делом. Важ­ ная для командира радиограмма идет без задержки. Она оформлена и отправлена адресату. Наумов продолжает следить за эфиром. Как правило, молодые радисты снача­ ла сидят на подвахте со старшими това­ рищами, имеющими большой опыт. Так начинал и Наумов. Он внимательно сле­ дил за действиями старшины и старался уяснить, каким образом тот, в условиях плохой слышимости, больших помех, чет­ ко и во-время принимает и передает депе­ ши. При несении вахты в учебной сети воин во всем подражал командиру отделе­ ния. В то же время Наумов задавал стар­ шине вопросы об устройстве материаль­ ной части, по радиотехнике, электротех­ нике. Не отставал он и в политической учебе, с интересом следил за событиями, проис­ ходящими в Советской стране и за рубе­ жом. Высокая воинская дисциплина,^ чув­ ство ответственности перед Родиной за выполнение своего долга, постоянная по­ мощь старшины — позволили Наумову успешно овладеть специальностью ради­ ста. Приказом командир i он был допу­ щен к самостоятельному несению радио- вахты. Но и после этого моряк продолжал на­ стойчиво повышать практические навыки в несении радиовахты, изучать боевую технику, попрежнему часто обращался за помощью к старшине п во всем следовал его советам. Заведывание Наумов содер­ жит всегда в чистоте и полной боевой го­ товности. Не в^е шло гладко. Были и ошибки. Однажды, принимая радиограмму, Наумов перепутал в заголовке цифры, в резуль­ тате чего адрес был не понят. Пришлось вызвать старшину и запрашивать заголо­ вок онегаа. Это привело к лишней ра/Тюте. После Наумов внимательнее нес вахту и не допускал подобных недостатков. За успехи в боевой и политической подготовке Наумов не раз был поощрен. Он об'явлен отличником и повышен в должности, ему присвоено очередное воин­ ское звание старшина 2 статьи. ные рули и внимательно следит за пока­ заниями глубиномера, (fc чувствует< как наклоняется палуба под ногами, слышит глухое шипение и ритмичный гул меха­ низмов движения. Эти хорошо знакомые звуки характеризуют ответственный мо­ мент погружения. Трусов временами поглядывает на трюм­ ного машиниста. Но матрос стоит к руле­ вому спиной и не замечает дружеского взгляда*сослуживца. Тем не менее он чув­ ствует его близость и поддержку, знает, как нужна для подводников координация действий. Она во многом определяет успех плавания, выполнение задачи. II хотя лазы в переборках, разделяющих отсеки, креп­ ко задраены, каждый специалист понима­ ет, что он тесно связан с другими моря­ ками и зависит от них. Лодка достигла заданной глубины, и старшина 2 статьи Трусов рошо позел ее. Это удалось потому, что трюмный сумел хорошо удеферентовать подводный ко­ рабль. А к волне п течению опытный ру­ левой привык приноравливаться. Неваж­ но. что их не видно. Моряк чувствует лю­ бое воздействие на лодку. Команд длительное время нет. Вахта проходит в напряженном внимании. Нако­ нец, поворот, лодка кренится. Сейчас удер­ живать ее на глубине трудно. Но нет за­ дачи, которая была бы не по плечу ком­ сомольцу. Трусов — смекалистый воин. Он осторожно перекладывает то одну, то другую ручку манипулятора. Делать это резко нельзя. Лодка начнет «клевать», и тогда ее нелегко уравнять. Это учитывает рулевой. Он выдерживает испытание. Но вслед за этим рулевому-сигналыци- ку приходится вновь работать в усложнен­ ной обстановке. Лодка всплывает под пе­ рископ. Влияние волны и течения уси­ ливается. А управлять кораблем надо пс- ...На вахте матрос Буров. В радиоруб­ ку входит Наумов п дает вводную: — Вышел из строя приемник! — Перехожу на запасной приемник, — четко докладывает подчиненный, вклю­ чает аппаратуру, аккуратно делает запись в журнале вахтенного радиста и продол­ жает прием. Действия Бурова четкие и уверенные. Но он упустил один важный момент — доклад в центральный ноет. Об этом ему напоминает Наумов. При повтор­ ном выполнении вводной матрос Буров не допускает ошибок. Характерно отметить, как Наумов про­ водит тренировки по устранению неис­ правностей. Предварительно раз’яснив. в какой последовательности надо отыски­ вать повреждения, старшина имитирует выход из строя материальной части. Он заменяет испрашый предохранитель сго­ ревшим, подкладывает под контакты бу­ мажки. Таким образом обстановка, в ко­ торой приходится действовать морякам, усложняется. Вот одно из таких учений. Наумов дает вводную матросу Бурову: — Вышел из строя радиопередатчик, отыскать и устранить неисправность! — Есть, отыскать и устранить неис­ правность. — отвечает Буров и приступа­ ет к делу. Сначала он выясняет, исправ­ на ли судовая сеть, затем проверяет предохранители. Один сгорел. Воин за­ меняет его исправным. Но иередатчик не работает. Буров продолжает осматривать материальную часть и видит, что не по­ дается высокое напряжение. Радист устра­ няет эту неисправность. Но этим дело не кончается. Оказывается, что вдобавок ко всему сгорела лампа реле времени. Только после замены ее передатчик действует хо­ рошо. Буров докладывает, что передат­ чик введен в строй. Много пришлось ему поработать, за короткий период времени вспомнить почти все, что он знал о пе­ редатчике. Так, усложняя вводные, Наумов приу­ чает подчиненных умело обращаться с техникой. Упорная работа не проходит даром. Пришедший на корабль матрос Буров в короткий срок изучил специаль­ ность рааиста. Старшина 2 статьи Наумов постоянно контролирует подготовку подчиненных. Он знает, кто на каких знаках делает ошиб­ ки. и тренирует матросов в птиеме и пе­ редаче именно этих знаков. По случайно матрос Буров вскоре был допущен к са­ мостоятельному несению радиовахты. Ус­ пешно изучает специальность и матрос Кошкин. Сейчас радисты под руководст­ вом старшины готовятся к сдаче зачетов на классность. Старшина 1 статьи И. НРИВОШЕЕВ, специалист первого класса. ключитсльно точно. Необходимо обеспечить командиру возможность в любой момент осматривать поверхность моря и в то же время не допустить демаскирования под­ водной лодки. Это хорошо удается Трусо- ву. — Хорошо. — говорит его командир. Подчиненный молчит, а на его лице — радостная ульюка. Скоро Трусов поедет Ei> внеочередной отпуск. При встрече он смело посмотрит в глаза отцу — извест­ ному горному мастеру. А когда отец оде­ нет свой праздничный костюм, на котором* в два ряда приколоты орденские планки, и. показывая на одну из лент, скажет: «Видишь, сынок, я партизан Великой Оте­ чественной войны», Ефим возьмется за свой знак и ответит: — А я — отличный подводник и, ес­ ли потребуется, сумею бить врагов Родины не хуже тебя.—II старик, ко^рому очень хотелось вызвать у сына это признание, похлопает его по плечу и скажет: «Знаю, знаю! Вы молодые во всем нас обогнали». Трусов понимает, что отец имеет в виду не только его добросовестную службу, но и самоотверженный труд до призыва во Флот, за который его несколько раз пре­ мировали. Лодка ушла далеко в открытое море. Над нею толстый водяной слой. А неви­ димые нити соединяют корабль с совет­ ской землей. Там есть люди, которые сле­ дят за плаванием, заботятся о моряках. Ра­ дист Рыбин периодически принимает де­ пеши от старшего начальника. Ими коман­ дир руководствуется в своих решениях. О действиях лодки он докладывает по ра­ ции. Рыбин неторопливо вращает ручку на­ стройки. Он с замиранием сердца ждет, когда в телефонах раздастся знакомый сигнал — его позывные. Ведя переговоры. Не допускать условностей и послаблений Лодка готовилась к погружению. Командир подразделения рассчитал, какой нужно принять балласт. ч>х5ы прибли­ зить пловучесть подводного корабля к нулевой. Нос оказался легким, и офицер тотчас нагнулся к переговорной трубе и отдал распоряжение трюмным. — Есть! — «услышал он в ответ го­ лос старшины команды и вслед за этим его приказание матросу Пономареву: — Принять в торнедозамостптельную сп- стерну... литро-в воды! Вгко 1 >е Пономарев доложил, что система в исходном положении. Погрузились. II тут ВЫЯСНИЛОСЬ. ЧТО лодка тяжела. Несколько позднее стало заметно, что вода прибывает. Моряки недоумевали, в чем дело. — Осмотреться в отсеках, проверить забортную арматуру. — поступило рас­ поряжение с главного командного пункта. Моряки сосредоточенно проверяли заве- дыгания, положение каждого клапана. Вместе со всеми работал и Пономарев. Уже все воины доложили о результатах осмотра, а матрос что-то замешкался, во­ зился с одним из клапанов. «Неужели клапан открыт»? — думаю я. Спраши­ ваю подчиненного: — В чем дело, что случилось? — Тут вот клапан был необжлт. — отвечает трюмный и растерянно разводит руками. — Не может быть. Он наверное был не закрыт. Вода поступала в лодку очень быстро. Пономарев признался в своей ошибке, но не сразу. В море разбираться с • ним было некогда. Неисправность ликвиди­ ровали, и лодка продолжала плавание. А когда вернулись в базу, мы собрали лич­ ный состав команды. Б присутствии всех товарищей Поно­ марев подробно рассказал о своем про­ с т я г е и осудил его. Моряки дали глу­ бокий анализ этому факту. Случай с По­ номаревым показал, что воин недоста­ точно старательно готовил заведывание к походу, допустил халатность в работе. Кроме того, стало ясно, что у Понома- 1 >сва отсутствует такое качество, как, внимательность. Его не научили этому на тренировках, так как на них иногда до­ пускались условности . Прежде всего было подготовлено и проведено показательное занятие в цент­ ральном посп,г. Мы с мичманом продемон­ стрировали работу у механизмов. Дейст­ вовали так. как это потребовалось бы в бою. После этого на тренировках к трюмным птед’являлась высокая требовательность. Обстановка усложнялась до предела. II, надо сказать, это скоро дало своп ре­ зультаты. Все воины команды сдали за­ четы на классность, награждены знаками «Отличный подводник». Старшина 1 статьи Л. БОЛОТНИКОВ, специалист первого класса. Каждую торп еду— в цель! — Приготовить торпедные апп араты к выстрелу! — командует офицер. Воины все отдаются делу. Их усилия направлены к одному — быстро и к ач е ­ ственно выполнить приказ командира. И вст очередная команда: — Пли! Наступает волнующее мгновение. Мяг­ кий толчок, и торпеды вышли из ап п ар а ­ тов. Минуты томительного ожидания. Уда­ лось ли попасть в цель? Хорошо ли сработаю т механизмы? Об этом подводники узнали позднее. О казы вается, тренировки не пропали д а ­ ром. З а д а ч а выполнена успешно. О бразцо ­ во действовали на боевом посту матросы Л а за р е в и Павлов. В Д ен ь Военно-Мор­ ского Флота СССР они об’явлены отлич­ никами боевой и политической подготов­ ки. — Мы не пож алеем сил, чтобы в бли­ ж айш ее время подготовиться и сдать зачеты на классность, — с уверенностью говорят моряки. Старшина 1 статьи П. ВОЙТЕНКО. специалист второго класса. моряк испытывает большое моральное удовлетворение. Ему даже не хочется за­ канчивать передачу, но надо быть расто­ ропным. Каждая лишняя минута «пребы­ вания» в эфире дает возможность обнару­ жить станцию и даже подслушать ее. На войне это может сорвать боевую опера­ цию. стоить жизни экипажу подводной лодки. Допустить это — преступление. Радист бдительно несет вахту. Рыбин избегает нечеткости в приеме и передаче. Иначе могут быть ошибки, кото­ рые искажают приказы. Радист сосредото­ ченно выстукивает каждую букву, внима­ тельно разбирает тексты и аккуратно оформляет бланк. Здесь важна каждая де­ таль. Притока свежего воздуха нет. Поэтому со временем во всех помещениях стано­ вится душно, жарко. Но это не препятст­ вия для моряков. Они хорошо знакомы с героической историей подводников Север­ ного Флота. Пм полчас было много труд­ нее. они попадали в такие переделки, о которых нельзя рассказывать без волне­ ния. Для воинов молодого поколения тра­ диции старших товарищей святы. Они жи­ вут в повседневных будничных делах, в самоотверженной борьбе подводников за по­ вышение боевой готовности корабля. ...Подводная лодка возвратилась в базу. Моряки привели заведывания в порядок и готовятся на увольнение. После упорного труда надо культурно отдохнуть. Воины сменили пилотки на белоснежные беско­ зырки. Вместо комбинезона и рабочих ру­ бах на них хорошо отглаженные фланеле­ вые. Вот рядом стоят и беседуют о походе классные специалисты Трусов. Бабашкин, Рыбин. У каждого на груди ярко сверкает знак «Отличный подводник». Заслуженная награда! Старший лейтенант Г. АНАНЬИН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz