На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 7 июля 1 9 5 4 г.. N ; 17R (5П1Я ). НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Правительствам Франции, Великобритании и США по вопросу о коллективной безопасности в Европе 24 июля Мпнпстр Ппостранных Дед СССР В. М; Молотов пщгнял Временного Поверенного в делах Франции в СП’,0 г-на Ле Piya Посла Великобритании в СССР г-на У. Хэйтера и Временного По веренного в долах США в СССР г-на У. Уо.тмслп и вручил им ноту Совет ского Правительства по вопросу о коллек тивной безопасности r Европе, являю щеюся ответом на ноты Правительств Францип. Великобритании и США от 7 мая 1051 года. Ниже публикуется текст ноты Пра вительства Франции от 7 мая 1054 года п текст ответной ноты Советского Пра вительства от 24 июля 1054 года. НОТА ПР АВИТ ЕЛЬСТ ВА о т 7 ма я 1 9 5 4 г ФРАНЦИИ о д а Посольство Франции свидетельствует свое уважение Министерству Иностран ных Дел Союза Советских Социалистиче ских Республик и имеет честь сообщить ему следующее. 1. Французское правительство прокон сультировалось с Правительствами Соеди ненных Штатов, Великобритании и с другими заинтересованными правитель ствами, особенно с Правительствами госу дарств — членов Организации Северо-ат- лантпческого договора, относительно тех аспектов проблемы европейской безопас ности, которые были предметом всесто роннего обсуждения между четырьмя Ми нистрами Иностранных Дел в Берлине и на которые Советское правительство вновь обратило внимание Французского прави тельства в своей ноте от 31 марта. 2. Французское правительство в тече ние длительного периода стремится к до стижению всеобщего сокращения воору жений, включая запрещение атомного оружия, оружия массового уничтожения и г. «установлению контроля над атомной энергией. В Комиссии Организации Об’еди- ненных Наций по атомной энергии, в Ко миссии Организации Об’единенных Наций яо обычному вооружению, а затем в Ко миссии Организации Об’единенных Наций по разоружению Французские правитель ство стремилось способствовать заключе нию международного соглашения о разо ружении с тем, чтобы положить конец гонке вооружений, которая налагает столь тяжелое бремя на народы мира. Та кое соглашение может быть достигнуто только на основе признания программы последовательного и пропорционального разоружения при наличии эффективных гарантий, которые устранили бы зсякум опасность агрессии, откуда бы она ни исходила. Французское правительство пол но решимости способствовать всеми сред ствами успешному завершению перегово ров. начатых по инициативе Президен та Эйзенхауэра, как и переговоров по во просу о разоружении. которые вскоре вновь начнутся в Организации Об’еди- н-*нных Наций. Оно надеется, что Совет ское правительство внесет со своей сто- рлны конструктивный вклад в разреше ние этих проблем. 3. Для того, чтобы обеспечить успех этих переговоров, необходимо прежде все го восстановить атмосферу безопасности и доверия. Именно исходя из этого. Фран цузское правительство вновь тщательно изучило предложения относительно евро пейской безопасности, впервые выдвину тые Советским правительством в Берлине и затем повторенные в его ноте от 31 марта. В этих предложениях Советское правительство не пытается устранить действительные причины напряжения в Европе. Вместо этого оно предлагает но вый Договор о коллективной безопасности, который явно основан на нейтрализации и сохранении раскола Германии и сохра няет без изменений односторонний поли тический, экономический и военный кон троль. осуществляемый Советским пра вительством в страдах Восточной Европы. В результате этого отсутствие безопасно сти и раскол в Европе могут быть сохра нены на длительный период. Эти предло жения. даже после внесения в них ис правлений, допускающих участие США. не могут служить основой подлинной безопасности. 4. Создание наряду с Организацией (^'единенных Наций такой организации, которая охватывала бы Советский Союз. Соединенные Штаты и все европейские страны, нисколько не усилило бы ту все мирную организацию безопасности, кото- гая уже существует: она была бы но только бесполезной, но и опасной, по скольку она неизбежно привела бы подрыву Организации Об’единенных На ций. Французское правительство поэтому не может принять советское предложение. Коллективная безопасность могла бы быть наилучшим образом обеспечена, если бы Советское правительство позволило Орга низации Об'едпненных Наций Функцио нировать так. как это предусмотрено Уставом. 5. Советское правительство равным образом высказалось за то. чтобы предло женный им пакт коллективной безопасно сти сопровождался расширением Атланти ческого Пакта путем присоединения СССР к этому Договору. Бесполезно под черкивать абсолютно нереальный харак тер подобного предложения. Оно противо речит самим принципам, на которых зиж дутся оборонительные усилия и безопас ность Западных Наций, связанных между собой тесными узами взаимного доверия. Организация Северо-атлантического До говора. который представляет из себя ба- лое чем военное соглашение, основана на принципе личной свободы и уважения прав. Средства обороны его членов, све денные воедино, обеспечивают всем нм безопасность, которую они не могут до стичь каждый в отдельности в связи с военным превосходством Советского Сою- ?а, существующим в Европе с 1045 го ла. и распространением на Запад эконо мической. политической и военной систе мы, которую он всецело подчинил исклю чительно своему контролю. Организация Северо-атлантического Договора является всецело оборонительной. Между всеми членами Организации существует свобод ный и полный обмен информацией. Вез решения Организации принимаются при единодушном согласии. Если бы Совет ский Союз стал членом Организации, он имел бы возможность налагать вето на каждое ее решение. Ни одно из госу дарств-членов не может допустить, чтобы его система коллективной безопасности могла быть таким образом разрушена. 6. Отнюдь не разрушением оборонитель ных ассоциаций одинаково мыслящих го сударств и не попытками подменить их новыми иллюзорными организациями безо пасности можно укрепить безопасность Европы и мира. Французское правитель ство попрежнему убеждено, что только последовательное разрешение каждой про блемы позволит рассеять чувство отсут ствия безопасности, которое довлеет над миром. Оно не считает возможным до стичь прочного решения путем создания нового органа безопасности, который был бы простым фасадом, прикоываюнгим существование тех же серьезных трудно стей и разногласий. 7. Именно исходя пз этого. Западные Державы предложили в Берлине план, ко торый мог бы явиться первым шагом на пути к разрешению германской проблемы: Советское правительство не согласилось даже обсудить его. Западные Державы равным образом внесли предложения с целью укрепления безопасности Европы на основе существующих соглашений: Со ветское. правительство рассмотреть эти предложения. Западные Державы предложили принять советский текст всех спорных статей Государствен ного Австрийского Договора: Советское правительство не только не согласилось подписать Договор на условиях, которые оно само выдвинуло, но сформулировало новые и неприемлемые требования, кото рые полностью исказили бы характер До говора и превратили бы Договор о свобо де и независимости в Договор об оккупа ции иностранными войсками на неопре деленный срок. 8. Советское правительство повторило критические замечания, которые оно сде лало в Берлине по поводу планов, относя щихся к Европейскому Оборонительном.у Сообществу. Французское правительство, уже высказавшее свою точку зрения на этот счет, не может согласиться с тем, что этот проект, имеющий ограниченное значение, якобы является причиной ра скола Европы или увеличивает опас- ноеть войны. Раскол Европы был вызван Советским правительством, и его отказ рассмотреть вопрос об об’едннении Герма нии на основе свободных выборов являет ся одним из элементов, способствующих увековечиванию этого раскола. В этих условиях невозможно оставить беззащит ной с подготовляемым теперь созданием новой военной группировки иод названи ем «Европейского оборонительного сообще ства», программа и планы которого ведут к возрождению германского милитаризма, угрожающего безопасности всей Европы и, особенно, безопасности соседних с Запад ной Германией государств. Содержащееся б ноте Правительства Франции от 7 мая утверждение, что «Европейское оборони тельное сообщество» будто является орга низацией, которая «по самой своей при- также отказалось | ij)Pj e воспрепятствовала бы Германии пред принять какую-либо одностороннюю воору женную акцию», не имеет под собой поч вы. Полагаться на то, что на этот раз германский милитаризм удастся удержать в каких-то рамках при помощи парижско го и боннского соглашений, значит не счи таться с историческими Фактами. Между тем, опыт истории говорит, что всегда, ко гда судьбу Германии брали в свои руки милитаристы, реваншисты, она неизбежно становилась на путь агрессии, превращая ь клочки бумаги своп соглашения и обяза тельства в отношении безопасности других государств. Осуществление планов созда ния «Европейского оборонительного сооб щества» не может поэтому не вести i усилению угрозы новой войны в Европе первыми жертвами которой будут ближай шие соседи Западной Германии. Не орга низация типа «Европейского оборонитель ного сообщества», представляющая собой замкнутую военную группировку, а меж дународная организация, охватывающая все европейские государства, может слу жить гарантией мира и безопасности в Европе. Советский Союз неизменно исходил и продолжает исходить из признания воз можности сосуществования государств нон Германскую Федеральную Республику различным оощественкым строем, неоохо- тем более, что по признанию даже самих руководителей Восточной Германии, пос ледняя обладает значительными воору женными силами. Французское правитель ство считает, что для всех заинтересо ванных сторон наиболее верным и дейст венным методом разрешения проблемы участия Германии в обороне являлось бы создание такого о5 единения, которое по самой своей природе воспрепятствовало бы Германии предпринять какую-либо одно стороннюю вооруженную акцию. 0. Французское правительство попреж нему убеждено в срочной необходимости улучшить отношения между государства ми и обеспечить их взаимную безопас ность. Оно считает, что для достижения прогресса в деле ликвидации причин меж дународного напряжения было бы лучше, если бы Правительство Советского Союза дало бы конкретные доказательства своей доброй воли, присоединившись к Прави тельствам Франции, Соединенных Шта тов и Соединенного Королевства с тем, чтобы: a) добиться скорейшего урегулирования австрийского вопроса в целях предостав ления Австрии полного суверенитета и независимости: b ) добиться прочного и приемлемого ре шения германской проблемы: c) заключить в ближайшее время сог лашение о всеобщем, последовательном, пропорциональном и контролируемом ра зоружении, которое должно предусматри вать, в частности, запрещение атомного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а также установление конт роля над атомной энергией путем предо ставления соответствующих гарантий; d ) добиться решения наиболее сроч ных проблем Дальнего Востока на Же невском совещании: e) придерживаться в Организации 06’- единенных Наций позиции, соответствую щей принципам Устава, что позволило бы Организации Об’еаияенных Наций «выпол нить свою миссию Организации Коллек тивной Безопасности. НОТА СОВЕТСКОГО от 24 июля ПРАВИТЕЛЬСТВА 1954 года Советское Правительство в связи с но той Правительства Франции от 7 мая считает необходимым заявить следующее. Из указанной ноты Правительства Франции видно, что оно не разделяет взглядов, изложенных в ноте Советского Правительства от 31 марта, как по воп росу об Общеевропейском Договоре о кол лективной безопасности в Европе, так и относительно выраженной Советским Пра вительством готовности рассмотреть сов местно с заинтересованными правительст вами вопрос об участии СССР в Северо атлантическом договоре. Вместе с тем, Правительство Франции не внесло каких- либо предложений, направленных на т*>, чтобы обеспечить безопасность всех стран Европы. Такое отношение Правительства Франции к важному вопросу об обеспече нии безопасности в Европе не может най ти для себя оправдания, если исходить ьъ интересов укрепления мира. Из упомянутой ноты видо, что Прави тельство Франции, ссылаясь на свою за интересованность в обеспечении безо пасности Европы, отстаивает позицию, ко торая не может в действительно»: ги слу жить этой цели, поскольку под видом обеспечения безопасности в Европе ор ганизуются узкие замкнутые группировки государств, от участия в которых устра няются все другие государства. Именно к этому сводится позиция Францип отно сительно создания «ассоциаций одинаково мыслящих государств» по типу Организа ции Северо-атлантического договора и «Европейского оборонительного сообщест ва». Из этого следует, что. вместо при знания необходимости безопасности для всех европейских государств, независимо от их общественного строя. Правительство Францип встало на позицию создания замкнутых группировок государств, про водящих политику, подчиненную узко групповым интересам этих государств, противопоставленных другим государст вам с иным общественным строем. Факты, однако, говорят, что такие группировки, превращающиеся з воен ные агрессивные союзы, не могут- слу жить укреплению мира и безопасности народов. Такие группировки противопо ставляют себя остальным государствам и неизбежно влекут за собой гонку воору жений и обострение международных от ношении. ведущее к новым войнам. Та ким образом. Правительство Франции, осу ществляя политику создания замкнутых военных группировок, действует вразрез с интересами безопасности всех европей ских государств, выступает на деле про тивником обеспечения безопасности для всей Европы. Создание таких замкну тых группировок, носящих агрессив ный характер, противоречит принципам Организации Об’единенных Наций. по скольку Организация Об’единенных На ций создана на основе об’единения го сударств, независимо от их общественно го и политического устройства, и призва на поддерживать мир и безопасность на родов, опираясь на сотрудничество и кол лективные усилия государств. Именно та кие замкнутые военные группировки подрывают основы Организации Об’еди ненных Наций и ее международный ав торитет. Такой агрессивной военной группиров кой является Организация Северо-атлан тического договора. Советское Правитель ство уже неоднократно указывало на то, что Организация Северо-атлантического договора вовсе не носит оборонительного характера. Эта Организация совершенно игнорирует опасность повторения герман ской агрессии и не ставит своей задачей предотвращение такой агрессии, несмотря на то, чт» как Франция, так и Англия по договору между ними и по их договорам с СССР взяли на себя обязательства по предотвращению новой германской агрес сии. Одно это обстоятельство достаточно убедительно говорит о том, что Организа ция Северо-атлантического договора вовсе не преследует цели устранить наиболее ре альную в настоящих условиях опасность возрождения германского милитаризма и связанного с этим повторения германской агрессии, угрожающей новыми и еще более тяжелыми бедствиями народам Европы. Нельзя в т й связи не отметить и тот факт, что из великих держав, входивших в антигитлеровскую СССР исключается из этой Организации. Такой Факт не может не рассматриваться как явное свидетель ство агрессивности Организации Северо атлантического договора в отношении Со ветского Союза. Нота Правительства Фран ции от 7 мая, содержащая отказ рас смотреть поставленный Советским Прави тельством вопрос о возможности участия Советского Союза в Организации Северо атлантического договора, полностью nol- тгерж.тает агрессивный характер этой Ор ганизации. В ноте Франции от 7 мая дело изобра жается таким образом, будто Советский Союз, в случае его присоединения к Ор ганизации Северо-атлантического догово- димости международного сотрудничества, опирающегося на коллективные усилия всех европейских государств, заинтересо ванных в обеспечении международной безопасности и мира. Руководствуясь этим. Советское Прави тельство на Берлинском совещании Мини стров Иностранных Дел Франции, Англии, США и СССР внесло на рассмотрение предложение «Об обеспечении безопасно сти в Европе» и выдвинуло в связи с этим проект основ «Общеевропейского До говора о коллективной безопасности в Ев ропе». Важнейшей особенностью и достоин ством предлагаемого Советским Союзом Об щеевропейского Договора является раньше всего то обстоятельство, что его участни ками могут быть все европейские государ ства, независимо от их общественного строя. Участниками этого Договора могли бы быть как Германская Демократическая Республика, так и Германская Федераль ная Республика, после же об’единения Германии — участником Догово;*! могло бы стать единое германское государство. В основу Общеевропейского Договора поло жен принцип коллективных действий го сударств — участников Общеевропейского Договора против угрозы вооруженного на падения в Европе на одно или несколько государств — участников Договора. При этом каждый участник Договора берет на себя обязательство в случае нападения на какое-либо другое государство, участвую щее в Договоре, оказать этому государст ву или государствам, подвергшимся тако му нападению, помощь всеми доступными ему средствами, включая применение во оруженной силы, дабы восстановить и поддержать международный мир и безопас ность в Европе. Вместе с тем. государства — участники Договора обязуются не при нимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких со глашений. цели которых противоречат це лям обеспечения коллективной безопасно сти в Европе. Такая европейская система создала бы реальные условия безопасности в Европе. Она явилась бы серьезным шагом вперед в этом важном деле и создала бы более благоприятные условия для урегулирова ния германской проблемы на основе со здания единой Германии, как миролюби вого, независимого и демократического го сударства. В этом случае были бы устра нены те серьезные препятствия на пути к об’единению Германии, которые за послед ние годы были созданы политикой реми литаризации Западной Германии и плана ми вовлечения ее в так называемое «Ев ропейское оборонительное сообщество». Создание общеевропейской системы кол лективной безопасности, наряду с выво дом из Германии оккупационных войск и согласованным ограничением численности немецкой полиции впредь до заключения мирного договора с Германией, обеспечило бы в соответствии с этим нейтрализацию коалицию, только I Германии и тем самым предотвратило бы числа участников | позрождение очага войны в сердце Евро пы, к чему неизбежно ведет восстановле ние германского милитаризма. Заключение Общеевропейского Договора, несомненно, способствовало бы разреше нию и австрийского вопроса, за неурегу лированность которого, вопреки содержа щемуся во французской ноте утвержде нию, несут ответственность Правительст ва Франции, США и Англии, помешавшие на Берлинском совещании заключению го сударственного договора с Австрией и не оставляющие планов вовлечения Австрии в свою военную группировку. Созданная на основе Общеевропейского Договора система коллективной безопасно- ра. может использовать свои права члена сти в Европе отвечала бы коренным инте- этой Организации, чтобы «налагать вето на каждое ее решение» и том самым «разрушить» эту Организацию. Однако, искусственность и несостоятельность по добных доводов является очевидной, по скольку Советский Союз не претендует на какое-либо особое положение но срав нению с другими участниками этого до говора. Советское Правительство не может вновь не подчеркнуть особой опасности, связан- ресам народов и имела оы решающее зна чение в деле уменьшения международной напряженности, поскольку европейские страны были бы об’единены общей целью сопротивления агрессии и общим обяза тельством принимать эффективные меры для устранения подобной упрозы и для поддержания в Европе безопасности. Со хранение и поддержание мира в Европе несомненно имело бы весьма важное зна чение для поддержания всеобщего мира а ^ля устранения угрозы новой мировой гойны. Опасность войны вызывает законную тревогу у народов Европы, совсем недавни наживших вторую мировую войну, d и- вязанную германскими милитаристами. Народы Франции, Англии. Советского Со юза. Полыни и других стран Европы, тра ттории которых были охвачены пожаром войны, реальнее, чем кто-либо. чог:*т представить себе неисчислимые дед*:г*и:я норой войны. Тревога народов связана тци- ;вде всего с угрозой применения атомного и водородного оружия, особенно ввиду чее усиливающейся разрушительной силы по лых видов этого оружия массового унич тожения людей. Наряду с этим нрих.нит- ся считаться с развитием и таких новых видов оружия, как ракетное оружие, дальность действия которого исчисляется тысячами километров, не говоря уже о том, чт<} управляемые ракетные снаряды с атомным зарядом но своей разрушитель ной силе не идут ни в какое сравнение с летающими бомбами «Фау». которыми в конце второй мировой войны обреченные на гибель гитлеровцы пытались уничто жить некоторые всемирно известные цент ры культуры и цивилизации. В этих ус ловиях становится исключительно важной задачей достичь международного соглаше ния о безусловном запрещении атомного и водородного оружия и сокращении воору жений и вооруженных сил государств. Усилия Советского Правительства на правляются именно на решение этой за дачи. Об этом говорят предложения Совет ского Правительства о безусловном запре щении атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения, а также предложения о существенном сокращении всех вооружений и вооруженных сил го сударств, с установлением строгого между народного контроля за исполнением соот ветствующих решении. Об этом же говорит и последнее предложение Советского Сою за, чтобы государства взяли на себя безоговорочное обязательство не применять атомного и водородного оружия, что могло бы послужить важным шагом на пути к полному из’ятпю из вооружений госу дарств атомного, водородного и других ви дов оружия массового уничтожения с установлением строгого международного контроля. Как известно, эти предложения Совет ского Союза не были поддержаны Прави тельством Франции. Позиция, занимаемая Правительством Франции в этом вопросе, не только не свидетельствует о каком-ли- бо стремлении к сокращению вооружений и запрещению атомного и водородного оружия, как об этом заявляет Правитель ство Франции в ноте от 7 мая. но, наобо рот, свидетельствует о сопротивлении со стороны Правительства Францип всяким эффективным мероприятиям в этом на правлении. ч В ноте Правительства Франции указы вается, что соглашение о запрещении атомного оружия и сокращении других ви док вооружений возможно лишь при усло вии предварительного создания «атмосфе ры безопасности и доверия». Несомненно, что «атмосфера безопасности и доверия» является положительным фактором в деле обеспечения международной безопасности. Нельзя, однако, не отметить, что поли тика Франции в вопросе о запрещении ис пользования атомной энергии в военных целях и сокращении вооружений находит ся в противоречии с задачей создания «атмосферы безопасности и доверия», с задачей ослабления международной напря женности. Как известно, политика Фран ции направлена на поддержание меро приятий, проводимых Правительством СП1А по накоплению атомного и водород ного оружия, являющегося оружием агрес сии, на использовании которого строятся все военные планы США и которому отво дится главное место в арсенале вооруже ния Соединенных Штатов. Такая полити ка не может содействовать созданию «ат мосферы безопасности и доверия». Накоп ление запасов атомного и водородного ору жия, сопровождаемое все новыми угрозами применения этого оружия, организация военных баз на чужих территориях, гон ка вооружений, сколачивание военных аг рессивных блоков под флагом «ассоциаций одинаково мыслящих государств». — все это не может не ослаблять международно го доверия и не усиливать напряжения в международных отношениях. С другой сто роны, самый факт запрещения атомного оружия и мероприятия по сокращению других видов вооружений не могли бы не способствовать укреплению международно го доверия и созданию атмосферы безопас ности. В таком же противоречии с заявления ми о необходимости создания «атмосферы безопасности и доверия» находится и ши роко ведущаяся в США кампания разжи гания ненависти и вражды между наро дами и пропаганда войны. Еще в 1047 г. Генеральной Ассамблеей ООН единогласно была принята резолюция, осудившая про паганду войны в любой форме и обязав шая правительства членов ООН принять меры для содействия укреплению друже ственных отношений между государствами и для распространения информации, пред назначенной «для выражения несомненно го желания мира всеми народами». Не смотря на это, в США не только реакци онная часть печати, связанная с опреде ленными общественными кругами, но и лица, занимающие ответственные посты в правительственном аппарате, принимают активное участие в такой пропаганде. В полном противоречии с заявлениями о необходимости «атмосферы безопасности к доверия» находятся постоянные враж дебные против Советского Союза выступ ления в США политических и военных деятелей. В своих выступлениях они не останавливаются перед призывами к про должению п усилению подрывной, дивер сионной и террористической деятельности в СССР и странах народной демократии. Раздаются также призывы к разрыву ди пломатических отношении с Советским Союзом. В нарушение суверенных прав китайского народа оказывается грубый на жим на многие государства, чтобы поме шать Китайской Народной Республике за нять принадлежащее ей законное место в Организации Об’единенных Наций. Вместе с тем, на страницах американ ской печати пропагандируются различные планы использования военных баз для под готовки нападения на Советский Союз, Китайскую Народную Республику и стра ны народной демократии. В печати откры то указывается, что военно-воздушные ба зы США предназначены для разрушения промышленности Советского Союза. В ча стности. специально подчеркивается зна чение таких военно-воздушных баз. с ко торых, по замыслам военных руководите ли! США, может быть предпринято атом ное нападение «против любого главного оЗ'екта России». Следует отметить воин ственные заявления ряда видных военных деятелей США, призывающих направить бомбардировщики «на Москву и Пекин» и сбросить на них атомные бомбы, хотя авантюристический характер всей этой пропаганды и всей рекламы этих агрес сивных планов очевиден для каждого, трезво мыслящего человека. В свете изложенного никак нельзя при нять всепьез замечание, содержащееся в ноте Правительства Франции от 7 мая о тем, что для успешности переговоров от носительно мероприятий, направленных на укрепление мира и обеспечение междуна родной безопасности, должна быть предва рительно создана «атмосфера безопасности и доверия». Факты свидетельствуют о том, что правящие круги Францип не только ничего не предпринимают для создания такой атмосферы, но действуют в прямо противоположном направлении. Что касается Советского Союза, то важ но отметить, что еще в 1051 году Верхов ным Советом СССР был принят «Закон о защите мира». В соответствии с принци пами советской миролюбивой политики, преследующей цели укрепления мира и дружественных отношений между народа ми, этот закон об'явил пропаганду войны з какой бы то ни было форме тягчайшим преступлением против человечества и обязывает предавать суду как тяжких уго ловных преступников лиц. виновных в пропаганде такой войны. Советское Правительство стоит на стра же интересов мира и международного со трудничества, принимая все возможные меры к осуществлению этих высоких це лен. Советское Правительство с удовлетворе нием отмечает, что представленный им проект Договора о коллективной безопас ности в Европе встретил положительное отношение со стороны целого ряда госу дарств Европы, и не только Европы. Да же в тех странах, где официальные лица заняли отрицательную позицию в отноше нии этого проекта, широкие общественные круги все более настойчиво требуют об’е- динить усилия европейских государств в интересах обеспечения коллективной безопасности в Европе. Следует, кроме то го учитывать, что не все европейские го сударства высказались по поводу пред ложения об Общеевропейском Договоре о коллективной безопасности в Европе. Придавая важное значение всесторонне му обсуждению этого вопроса, затрагиваю щего жизненные интересы народов Евро пы, Советское Правительство считает, что имеется необходимость рассмотреть вопрос « коллективной безопасности в Европе с участием возможно более широкого пред ставительства европейских государств. В соответствии с многочисленными вы сказываниями, имевшими место в послед нее время, Советское Правительство счл- тает целесообразным пополнить проект Общеевропейского Договора о коллектив ной безопасности в Европе новым положе нием о сотрудничестве в экономической области. Имеется в виду, что государства — участники Договора возьмут на себя обязательство принимать меры, направ ленные на развитие торговли и других экономических связей между государства ми. что соответствует жизненным интере сам народов и отвечает целям укрепления мира и международного сотрудничества. Достигнутое в Женеве 21 июля согла шение по Индо-Китаю служит еще одним доказательством плодотворности усилий, направленных на нормализацию между народных отношений, на урегулирование важнейших международных проблем не только е Азии, но и в Европе. Совещание в Женеве показало, что путь переговоров между государствами, заинтересованными в укреплении мира и международной безопасности, может дать положительные результаты. Женевское совещание показало, что путь переговоров между заинтересованны ми государствами при определенных усло виях может привести к соглашениям, от вечающим интересам народов, стремящих ся к миру и безопасности. Исходя из изложенного выше. Советское Правительство предлагает, с целью обме на мнениями по вопросу о создании систе мы коллективной безопасности в Европе, созвать в течение ближайших месяцев Совещание всех европейских государств, которые пожелают принять в нем участие, а также Соединенных Штатов Америки. Советское Правительство считает жела тельным. чтобы Китайская Народная Рес публика направила на это Совещание сво его наблюдателя. Само собой разумеется, что участники такого Совещания имели Оы возможность не только высказать свое отношение к предложениям Советского Правительства, по и внести свои собственные предложе ния по вопросу о создании системы кол лективной безопасности в Европе. Аналогичные ноты Советским Прави тельством направлены также Правитель ствам США и Англин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz