На страже Заполярья. 1954 год. Июль.

24 июля 1954 г.. № 174 (5016). Н а с т р а ж е 3 а п о л srp ь в 3 ■ гг I х. 14 *11' НА СНИМКЕ: бывшие воины-северо- мориы главный старшнна запаса, ныне старший механик среднего траулера № 681 А. И. Коптев (слева) и старшина 2 статьи запаса, ныне второй механик среднего траулера № 181 Н . С. К у зн е ц о в . Вбодьбе заш ш и р о т сельди 139 дней в этом году1 находился в мо­ ре средний траулер Л; 837 . Перед уходом ва промысел моряки корабля включились в социалистическое соревнование за до­ срочное выполнение государственного пла­ на по дооыче рыбы и решили за год вме­ сто 4 .390 центнеров выловить G.500 центнеров сельди. 1 июля судно вернулось в порт, чтобы рровести необходимый ремонт. К этому времени нп счету экипажа корабля уже имелось 5 .138 центнеров сельди. Как же строилась работа на нашем среднем траулере? Основное внимание су­ доводителей было направлено на то, что- ’ бы правильно выбрать место для дрейфа, поставить порядок там, где есть рыба. Каждый капитан знает ряд признаков, по которым можно определить наличие сельди в том или ином районе. Это температура и цвет воды, планктон и т. д. Но необхо­ димо учитывать, что позедение сельли в зависимости от различных условий ме­ няется. Отправляясь на поиски сельди, мы, прежде всего, стараемся обнаружить место стыка теплого и холодного течений, так как обычно здесь бывают скопления сель­ ди. Для этого через каждые 15 минут оп­ ределяется температура воды, а когда ста­ новится ясно, что мы находимся вблизи от стыка течений, такой замер проводит­ ся чаще — через 5, а иногда даже через две или три минуты. Но найти стык те­ чений — только половина дела. Надо быть уверенным, что именно здесь в это время держится сельдь. Тогда на помощь нам при­ ходит планктонная сетка. Она дает воз­ можность определить не только район рас­ положения рыбы, но и глубиру. на кото­ рой находится сельдь. Поэтому мы стара­ емся изучить планктон различных слоев воды и спускаем сеть на глубиау 5. 10, 20 метров, предполагая, что калянус — пиша сельди — вполне мог переместить­ ся на глубину, а вслед за ним опустилась и сельдь. Для промысловой обстановки этого года характерны частые перемещения рыбы с одного горизонта на другой. Это затрудня­ ло не только поиск сельди, но и снаряже­ ние порядка, так как часто приходилось в зависимости от глубины расположения ко­ сяков рыбы менять длину подовцов. Что­ бы не терять времени На перестройку по­ рядка, наши мастера по добыче примени­ ли небольшое усовершенствование — по- водцы заранее были промерены, подготов­ лены и установка сетей на нужную глу­ бину не отнимала лишнего времени. Важное значение во время работы в Mo­ v e имеет и промысловое судовождение. Если штурману торгового судна нужна астрономическая обсервация для того, чтобы не сбиться с проложенного курса, то штурману промыслового корабля нужно вдвойне чаще определять местоположение траулера, чтобы не потерять обнаружен­ ный косяк сельди. После выметки сетей надо совершенно точно зафиксировать на планшете эту точку, как отправную точ­ ку будущего дрейфа, надо пооследить и положить на промысловый планшет весь путь дрейфа. Судоводителям необходимо также стро­ го учитывать метеорологическую обста­ новку. Казалось бы, какое значение име­ ет для промысловика — дует ли север­ ный, северо-западный или восточный ве­ тер? На самом же деле направление ветра прямым образом сказывается на промыс­ ловой обстановке. Предположим, что судно находится в тех квадратах моря, где теп­ лое течение лежит на поверхности. Но вот подул северный ветер, и обстановка резко меняется. Ветер наслаивает на основную теплую стлую толщу холодной воды. Есте­ ственно. что сельдь уже оказывается на другой глубине, там, где находится теп­ лое течение. В этом случае выметывать дрифтерный порядок с теми поводцами, которые применялись вчера, уже нельзя. Значит надо ставить более длинные по- ведцы, предварительно сделав температур­ ный промер воды на глубину до 20— 30 метров. После того, как выбрано место будуще­ го дрейфа, начинается один из самых важ­ ных производственных процессов — вы- метка сетей. Как известно, дрифтерные се­ ти принадлежат к об’ячеивающим оруди­ ям лова. Сельдь, попадая головой в ячею. зацепляется жаорами за нить сети п само­ стоятельно освободиться уже не может. Поэтому в зависимости от времени года и размеров сельди ставят сети с различной величиной ячеи, чтобы не получалось так, что сельдь идет крупная, а размер ячеп мал. На разных кораблях выметка ведется по-разному. Есть кое-какие особенности в работе с сетями и на нашем судне. Мы уже в течение трех лет применяем вместо манильского или сизальского троса гер­ кулесовый вожак. Он намного легче и удобней, 31нпмает меньше места в трюме, а это позволяет дополнительно привозить к базам десятки центнеров рыбы. Кроме того, обычно вожаковый трос маркируется на 28 метров. Совместно со старшим ма­ стером по добыче тов. Авдеевым мы ре­ шили несколько нарушить эту традицию и теперь размечаем вожак на 29 метров. Таким образом, нам удается каждую сет­ ку увеличивать на один метр. На иорядок в 100 сетей площадь облова уже увели­ чивается на 100 метров. Иными словами, р течение каждого дрейфа мы как бы увеличиваем дрифтерный порядок на три сетки. Успешно работают на промысле многие суда «Мурмансельди». В этом году эки­ пажи многих кораблей по примеру коман­ ды среднего траулера «Орочен» взяли обязательство выловить 10 тысяч центне­ ров селтди. Крепко держат свое слово мо­ ряки среднего траулера Хг 640 (капитан тов. Шаповалов), выловившие свыше 5 тысяч чентнеров сельди, X : 835 (капи­ тан тов. Цюпко), Л? 845 (капитан тов. Подолько), выловившие каждый свыше 4 тысяч центнеров сельди, и другие. Тяжелы условия плавания в открытом океане. Частые штормы мешают выметы­ вать порядки, нередко сбивают корабли с косяков рыбы. Но советские моряки ус­ пешно преодолевают сопротивление сти­ хии и с каждым годом увеличивают до­ бычу сельди, стремясь полнее удовлетво­ рить спрос потребителя на эту продук­ цию, дать стране больше п р о д у к ц и и . В. ЗЕМСКОВ, капи тан среднего траулера № 8 3 7 . РАСТЕТ МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ Годовой план есть! Нелегок труд моряков промыслового фло­ та, дс-бывающпх рыбу в Баренцовом мо­ рг и в водах Северной Атлантики. Тре- б\ ютея большое упорство, выдержка, сме­ лость. чтобы вести борьбу со стихиен и побеждать ее. Ни штормы — частые спут­ ники Баренцова моря, ни снежные за­ ряды, ни морозы не останавливают тру- ! дового наступления моряков рыболовного флота, хотя нередко им приходится спус­ кать н поднимать тралы, разделывать ры ­ бу иод сильными ударами волн, бросаю­ щих на палубу ледяные брызги, при сильном ветре и снежной ■крупе. Нелегок, но почетен тпуд моряков. Вы­ соко ценит этот труд Коммунистическая партия и Советское правительство, прояв­ лял особую заботу о моряках Сг<вер<ного рыболовного флота. Кроме льгот, установленных для работ­ ников Крайнего Севера, т. с. полярных ьадбавок по 10 процентов к окладу через каждые шесть месяцев, дополнительных отпусков, бесплатного проезда раз в три года в любой конец Союза, работники рыбной промышленности Мурмана полу­ чают и другие льготы. Моряки флота обеспечиваются бесплатным питанием и обмундированием, получают дополнитель­ ную оплату за выслугу лет, за безава­ рийную работу и т. д. Выполняя и перевыполняя установлен­ ные государственные задания по вылову рыбы (а это делает большинство экипа­ жей кораблей), моряки получают высокие заработки. Так, недавно, экипа-ж трауле­ ра «Ереван» сделал рейс, продолжавший­ ся 18 суток. Экипаж на 148 процентов выполнил задание по вылову рыбы, в два раза перекрыл план по выработке рыбье­ го жира и почти в полтора раза по выработке консервов. Команде траулера, состоящей из 46 человек, за этот рейс было начислено 104 .518 рубли!, причем 31 тысячу пз них экипаж получил в виде прогрессивной премии за перевыпол­ нение задания. Хорошие заработки имеют не только капитаны, штурманы, механики. масте­ ра. но и рядовые м о р я к и флота. Так, ма­ трос 1 жлаеса тов. Соловьев с траулера «Комсомолец» за работу -в течение рейса. Большую производственную победу одержали рыбаки самого отдаленного па Tfроком побережье колхоза «Прибой». К J0 июля они заверши.ти выполнение го­ лоного гопударственного плана по вылову рыбы. Страна получила большое количе­ ство различной рыбной продукции. Особенно хорошо здесь ведется лов сем. Цифры и факты В траловом флоте в соревнование за * * * Во время Великой Отечественной войны ИНТЕРЕСНЯЯ РДБОТП После окончания срочной службы на флоте, в 1953 году я был демоби­ лизован. Передо мной был широкий выбов для своей будущей работы. Но все -же я пешнл вернуться в Мурманск. где работал раньше. Хорошо зная, как партия и Советское прави­ тельство заботятся о мо­ ряках рыбного Мурмана, л не сомневался в том, что найду здесь хороший при­ ем. Надежды эти пол­ ностью оправдались — Мурманск встретил меня приветливо. Меня не за­ были в траловом флоте, где я работал до военной службы, и приглашали на старую должность. Но пос­ ле некоторого размышле­ ния решил поступить з сельдяной Флот, чтобы расширить свой кругозор и приобрести опыт работы IB рыбной промышленности. Первое время я был ма- стером-приемщиком на пловучей базе «Тамбов», а потом меня перевели рыб­ ным мастером на плавбазу «Атлантика». Новая моя профессия очень важна и в то же время интересна. Как из­ вестно, пловучие базы об­ служивают корабли про­ мыслового флота, находя­ щиеся в Северной Атлан­ тике. Они доставляют ям топливо. воду, продукты, питание, тару, промысло­ вое снаряжение. Кроме этого, базы, если можно так выразиться, являются крупнейшими культурны­ ми центрами на промысле. В обязанности рыбного мастера входит приемка я обработка продукции свез- нпх траулеров. В этом го­ ду плавбазы доставляют з п о рт не только полуфаб­ рикат. но и готовую про­ дукцию. Бочки прямо с борта плавбазы грузятся в железнодорожные вагоны и отправляются потребите­ лям. В том. что плавбаза «Атлатггика» во время сво­ его рейса на сельдяной промысел значительно пе­ ревыполнила задание и дол­ етав ила в порт вместо 25 вагонов 40 вагонов гото­ вой продукции.— немалая доля заслуги и нашей сме­ ны рыбообработчиков. Хо- продолжавшегося 21 сутки, получил | ги рыболовецкие бригады, находящиеся 1 .6 4 4 дооля, его товарищи, засольщик ]{Д береговом промысле, умело ис.пользу- тов. Аникин и мастер по дооыче тов. Смо- г т благоприятную обстановку, с каждым локуров, получили соответственно I днез1 наращивают темпы лева. Только и 3 .5 9 8 рублей. ^ за д ^ я т ь дней июля рыбаки добыли бо- За рейс, продолжавшийся суток, Л€С ю WHI{ семгн. а всего с начала ве- доздлыцкб траулера «Стрелок» тов. Сит- пине-летней путины они уж е сдали на ников заработал 3 .0 9 8 рублей, матргс фактории свыше 2 3 тонн этой ценной тов. Гайдуков — 2 .7 3 4 рубля, кочегар 0Ы, 5 Ы. тов. Макаров — 2 .6 9 1 рубль. Таких Средп рыболовецких бригад ширится примеров можно привести много. Гостдар- социалистическое соревнование за до- ствз щедро оплачивает труд моряков выполнение годоного плана каж- рыбного промысла. ^ ^ доГ: бригадой. Лучших результатов на Партия и правительство заботятся и гб промысле добилась бригада коммуниста улучшении культурно-бытовых условии Павла Филипповича Самохвалова. Неболь- трудящихся рыбного Мурмана. Город ры- коллектив рыбаков дал стране свы- баков — Мурманск быстро растет и бла- шс с тонн семги. гсустраивается. На главных его улицах, | --------------- в пригородах за последние годы выросли десятки новых жилых домов, в том числе много каменных многоэтажных зданий, построенных для мурманских рыбаков. Для работников рыбной промышленно- | г.ылов в этом году 50—65 тысяч центнеров сти предназначены в Мурманске Дом рыбы на каждый траулер включились междурейсового отдыха моряков. Дом коллективы 16 кораблей. Лучших резуль- /•*' р U татов дооились экипажи траулеров «Ки- Е ! Л ЬТУ РЫ имени С. Л. иг ва. , р0В», «Победа», «Ереван», «Нева», «Рос- кииотсатр, ШКОЛЫ . ПОЛИКЛИНИКИ, строят-1 СИЯ!^ «Анатолий Бредов», «Моржовец». ся новые очаги культуры И зравоохране- Недавно экипажи этих судов были на- НИЯ . В городе — два мореходных учили- граждены Почетными грамотами Мини- ща, готовящих кадры молодых судоводи- стерства рыбной промышленности СССР телей и,механиков для промыслового фло- I 33 успешное выполнение обязательств в та, работает учебно-курсовой комбинат, I ПСРЕ0И половине 19о4 года. Всего грамо- где совершенствуют свои знания практи- " а^ " « сны команды 13 " Р о м ы с л о - р I в ы \ т р з у л с р о в . ки промысла и т . д. Ежегодно сотни ры­ баков проводят своп отпуска в лучших санаториях и домах отдыха страны, от- I п боях за Родину погиб советский воин, ДЫХают В самой северной здравнице — В мурманчанин Герой Советского _ Сою- санатории Мурмаши близ Колы. за Анатолий Бредов. Сейчас его имя но- Отвечая на отеческую заботу партии и сит один из кораблей тралового флота, правительства, рыбаки Мурмана прилага- Экипаж комсомольско-молодежного трау- ,ог все силы для того, чтобы досрочно о ™ Т справиться с выполнением задач, постав- дает для увеличения добычи рыбь1. При л е н н ы х п а р т и е н п е р е д р ы б н о й п р о м ы т - п л а н е н а г о д в 3 8 ,5 т ы с я ч и ц е н т н е р о в , ЛСНИОСТЫО о б л а с т и . к о м а н д а т р а у л е р а у ж е в ы л о в и л а с в ы ш е -------------- 3 2 т ы с я ч ц е н т н е р о в р ы б ы . С е й ч а с м о р я к и т р а у л е р а « А н а т о л и й Б р е д о в » у с п е ш н о б о ­ р ю т с я з а в ы п о л н е н и е с в о е г о г о д о в о г о о б я ­ з а т е л ь с т в а — д о б ы т ь 5 0 т ы с я ч ц е н т н е р о в т я с м е н а в о с н о в н о м с о - р ы б ы , с т о и т и з н о в и ч к о в , н е д а в - * * * НО П р и ш е д ш и х ВО фЛОТ, НО С р е д и с у д о в « М у р м а н с е л ь д и » н а и б о л ь ­ ш и м . ч г т а н и я м ы ПОСТОЯН- ШСГ0 в ы л о в а с е л ь д и в э т о м г о д у д о б и л с я с в о и з а д э к и п а ж с р е д н е г о т р а у л е р а № 6 4 0 , в о з г л а в - НО п е р е в ы п о л н я е м . л н е м ы й к а п и т а н о м т о в . Ш а п о в а л о в ы м . Молодежь охотно учится д,\0ряки этого корабля за 141 день пребы- И быстро овладевает ма- вания на промысле добыли 5.274 центнера стерством обработки ры- рыбы, бы. Особенно хорошо тру- * * * ЛИЛИСЬ У н а с КОМСОМОЛЬЦЫ Е щ е с о в с е м н е д а в н о т р а у л е р « П е т р о з а - Б а р ы к и н , К и п я т к о в , & > - в е д с к » н а х о д и л с я в ч и с л е о т с т а ю щ и х к о - р о г а ш , Д я д е н к о в И д р у г и е . Р а й л е й т р а л о в о г о ф л о т а . Н о с е й ч а с е г о По инициативе комсомоль- иуспаешпно пРео:™^вает отставание. й т т __ _ П л а н ы н а а п р е л ь , м а й и и ю н ь б ы л и п е - цев о ы л и с о з д а н ы к о - р е в ы п о л н е н ы э к и п а ж е м . В р е з у л ь т а т е РОЛ ЬНЫ е ПОСТЫ н а к а ж д о м « П е т р о з а в о д с к » с т а л в ы х о д и т ь в р я д ы н е ­ п р о и з в о д с т в е н н о м участке, р е д о в ы х с у д о в . Н а е г о с ч е т у у ж е с в ы ш е ч т о п о з в о л и л о н а м д о - 2 7 т ы с я ч ц е н т н е р о в р ы б ы , биться у л у ч ш е н и я к а ч е с т - в • * ва п р о д у к ц и и , п о в ы ш е н и я Н е д а в н о с в о й п е р в ы й р е й с н а с е л ь д я н о й п р о и з в о д и т е л ь н о с т и тру - п р о м ы с е л с о в е р ш и л а н о в а я п л о в у ч а я б а - д а . Труд р ы б о о б р а б о т ч и к о з 3 3 у п р а в л е н и я « М у р м а н с е л ь д ь » — « А т - т л п л т л л п ч а п т т я р п г я Н а л а н ™ к а »- Н е с м о т р я н а т о , ч т о б о л ь ш е п о - з а р а б о т о к * ’п о у ч е н н ы й з ч л о в и н ы к о м а н д ы с о с т а в л я л и н о в и ч к и , н е - з а р а о о т о к . п о л у ч е н н ы й з ч д а в н о п р и ш е д ш и е в о ф л о т , б а з а х о р о ш о п о с л е д и л и р е п с , я « м о и с п р а в и л а с ь с о с в о и м з а д а н и е м . З а в р е м я . т о в а р и щ и п р и о б р е л и ч а - I п р е б ы в а н и я в С е в е р н о й А т л а н т и к е б а з а СЫ . к о с т ю м ы и д р у г и е в в - с н а б д и л а д е с я т к и т р а у л е р о в т а р о й , п р о - щ и . м ы с л о в ы м с н а р я ж е н и е м , в о д о й и п р и н я л а К а ж д ы й и з н а с с т р е м и т - о т « и * с в ы ш е 2 0 т ы с я ч б о ч е к с р ы б о й . З а с я р а б о т а т ь к а к м о ж н о Р с й с н а б а з е б ы л о п р о в е д е н о 6 0 к и н о с е а н - л у ч ш е . ч т о б ы т р у д о м к р е - с о в д л я п р о м ы с л о в и к о в , п р о ч и т а н ы л е к ц и и „оттГпГг 0 м е ж д у н а р о д н о м п о л о ж е н и и , о р е ш е н и я х п и т ь м о г у щ е с т в о н а ш . п а р т и и и п р а в и т е л ь с т в а п о в о п р о с а м с е л ь - л ю о п м о и РОДИНЫ . ц п с к о г о х о з я й с т в а . И . Е В С Т Р А Т Е п п и , в п о р т « А т л а н т и к а » д о с т а в и л а 4 0 в а г о - р ы б н ы й м а с т е р н о в г о т о в о й п р о д у к ц и и , о б р а б о т а н н о й н е - п л а в б а з ы « А т л а н т и к а » . I п о с р е д с т в е н н о н а б а з е . В первЬях рядах 1.30 лет назад... В 1920 году в Баренцево море впервые вышли на рыбный промысел первые со­ ветские траулеры. Их. маленьких, доволь­ но изношенных суденышек, было немного. Псшли на них в море люди, ранее никог­ да не ловившие рыбу тралом, но бывалые моряки-поморы, смелость и бесстрашие которых позволяли им на утлых ёлах уходить за рыбой на много миль от бере­ гов. Так пли иначе, но начало было положе­ но. С тех пор траловый промысел на Се­ вере начал прочно становиться на ноги. Иначе же и быть не могло: советские лю­ ди умеют упорно добиваться намеченной цели. А задачу — освоить рыбные богат­ ства северного бассейна, создать рыбную индустрию на Мурмане — поставила тог­ да Коммунистическая партия. Так начался бурный рост рыбной про­ мышленности ва Мурмане. Строились, во­ вн е города и поселки, новые предприятия и порты, рос промысловый флот, пополня­ ясь новыми, совершенными в техническом отношении! рыболовными траулерами. Рос­ ли. накапливали промысловый опыт, овла­ девали техникой и люди, плавающие на кораблях. * Тридцать лет тому назад впервые сту­ пил на палубу рыболовного траулера но­ вичок матрос Андрей Маклаков — восем- Бадцатилетний парнишка из архангель­ ской поморской семьи. Правда, е морем он был знаком с детства, плавая юнгой вме­ сте с отпом-помором на рыбачьей лодке, но совсем другое дело — большой корабль. 2. Как ловят рыбу тралом Немалое это искусство — ловить рыбу тралом, f корабля спускается в воду большой сетевой мешок длиной до 35 мет­ ров. На стальных тросах, ваерах, судно тащит его за собой по дну моря. Чтобы трал был раскрытым в воде и выполнял свое назначение, надо правильно воору­ жить его. К нижней части трала подвязы­ вают грузы и специальные катки, бобин- цы, на которых трал как бы катится по дну моря: от протирания сети защищают шкурами животных. На верхней части трала прикреплены особые поплавки, кух- тыли. Они раскрывают кверху мешок. Го­ ризонтальное раскрытие обеспечивают траловые доски. Они идут несколько впе­ реди трала и, благодаря особому закрепле­ нию на ваерах, стремясь при движении судна вперед разойтись в разные стороны, тянут за собой крылья трала, раскрывая его по горизонталй. Двигаясь по д н ^ трал захватывает придонную рыбу: д а с к у , пикшу, зубат­ ку. камбалу, морского окуня, палтуса. Полтира-два часа идет корабль с тра­ лом. Потом поднимают его. til на борт, к радости команды, высыпаются тонны ры­ бы. А нередко бывает, что поднимают пу­ стой трал, «колеса», как говорят моряки, пли хуже того — центнеры морской губ­ ки и камней. Это значит, что не нашли рыбу, не сумели взять ее... Как двинутся косяки трески? Как сде­ лать, чтобы больше рыбы попадало в трал, чтобы меньше рвались сети там. где дно моря неровное, каменистое? Все эти вопросы, а позднее и особенно­ сти судовождения интересовали Маклако- ва. Он упорно изучает траловый промы­ сел, становится сначала помощником тралмейстера — старшего мастера по до­ быче рыбы, затем старшим мастером, на­ стойчиво работает с орудиями лова, со­ вершенствует их. 3. Боевая закалка Шли годы. Перед началом Отечествен­ ной войны Андрей Яковлевпп Маклаков, закончив курсы штурманов малого плава­ ния, получил диплом судоводителя, от­ крывший ему дорогу в штурманскую руб­ ку, к управлению судном. Война нарушила мирный труд совет­ ских людей. Многие корабли рыболовного флота стали боевыми судами, и бывшие рыбаки с оружием в руках остались на кораблях защищать родную землю, род­ ной город, родное море. Моряком Северного военного флота стал и Андрей Яковлевич. ...Сторожевой *катер несет боевую вахту. День стоит яркий, безоблачный. Светит солнце. Но вот совершенно неожиданно со стороны солнца вываливается группа фа­ шистских самолетов. Они хотели по­ дойти незаметно, исподтишка нанести удар. Но зорки глаза боцмана катера Мак- лакова. Звучит боевая тревога, и, мгно­ венье спустя, навстречу вражеским само­ летам помчались трассирующие снаряды и пулеметные очереди сторожевика. От­ крыли огонь зенитчики береговой артил­ лерии. На катер полетели бомбы. Осколки их пзрешегили корпус судна, палубные над­ стройки. Рулевой, моторист, один из но­ меров расчета кормового пулемета выбы­ вают из строя, задетые осколками. Макла­ ков быстро заменил товарища, и пулемет продолжал бить до тех пор, пока налет не был отражен. П еще во многих боевых операциях участвовал Андрей Яковлевич Маклаков, ставший командиром сторожеви­ ка: высалгивал десанты в тылу врага, конвоировал транспортные суда, выполнял особые боевые задания командования. На фронте Андрей Яковлевич Маклаков всту­ пил в ряды Коммунистической партии Со­ ветского Союза. Боевая жизнь закалила Маклакова. вос­ питала в нем чувство строжайшей дисци­ плины. товарищества и взаимопомощи, ук­ репила чувство патриотизма за свою ве­ ликую Р од ин у . Здесь он приобрел умение быстро ориентироваться в любой обстанов­ ке, быстро принимать нужные, единствен­ но правильные в тот или иной момент решения — (умение, столь необходимое гаждому командиру. 4. Больше рыбы стране Вернувшись к мирному труду. Макла­ ков становится капитаном промыслового корабля. Ему, прошедшему большую шко­ лу и морскую выучку в военном флоте, доверяют корабль, и он с честью оправ­ дывает это доверие. В послевоенные годы Коммунистиче­ ская партия и Советское правительство поставили перед мурманскими рыбаками ответственную задачу — значительно увеличить вылов рыбы, расширить ассор­ тимент рыбной продукции, дать населе­ нию нашеЦ страны рыбные товары отлич­ ного качества. За последние годы прави­ тельство пополнило Мурманский траловый флот новыми, более совершенными кораб­ лями. Часть из них оборудована рефриже­ раторными установками, которые, поддер­ живая в трюмах низкую температуру, поз­ воляют сохранять высокое качество вы­ ловленной рыбы, доставлять в порт боль­ ше свежей рыбы. Известный вклад в решение задачи, по­ ставленной партией и правительством, сделал капитан Андрей Яковлевич Макла­ ков, командовавший в это время трауле­ ром «Ленинград». Экипаж «Ленинграда» по инициативе капитана стал зачинате­ лем соревнования на флоте за проведение так называемых свежьевых рейсов, за то. чтобы доставлять в порт больше свежей рыбы — более высококачественного и предпочитаемого советскими потребителя­ ми продукта. Траулер «Ленинград» рабо­ тал успешно. Удельный вес свежей рыбы в общей продукции, доставляемой судном в порт, увеличился вдвое. Только за год моряки «Ленинграда» за счет этого дали государству свыше миллиона сверхплано­ вой прибыли. Маклаков — не только отличный судо­ водитель. хороший организатор, большой зпаток промыслового дела, капитан, как говорят, умеющий искать и ловить рыбу (л*о подтверждается тем. что на каком бы судне ни работал Маклаков, оно перевы­ полняло государственный план по вылову рыбы), но и человек с пытливым умом, думающий, творчески относящийся к своему делу. 23-метровый трал Маклако­ ва. получивший название по имени кон- структооа, сейчас нашел широкое рас­ пространение не только на кораблях Мур­ манского пыболовного бассейна, но и на траулерах, промышляющих рыбу в водах Дальневосточных морей. Бывший тралмей­ стер, капитан Маклаков и сейчас не ос­ тавляет мысли еще дальше усовершенст­ вовать имеющиеся орудия лова, создать новые тралы и продолжает работать в этом направлении. Опытный промысловик-новатор, чело­ век исключительной простоты и скромно­ сти капитан коммунист Андрей Яковлевич Маклаков пользуется широкой извест­ ностью и всеобщим уважением во флоте, да и не только во флоте. В начале этого года, когда трудящиеся нашей области выдвигали кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР, на многих собраниях было названо имя ка­ питана Маклакова. Рыбаки и строители, моряки Северного военного флота и кол­ хозники, горняки, железнодорожники, ры­ бообработчики. студенты — все трудя­ щиеся рыбного Мурмана в день выборов отдали своп голоса кандидату блока ком­ мунистов п беспартийных А. Я. Маклако- ву. 5. За 51 тысячу центнеров рыбы Сейчас Андрей Яковлевич Маклаков команд'^ет траулером «Ереван». Это новый корабль, сравнительно недавно вступив­ ший в строй действующих судов тралово­ го флота. Недолго плавает «Ереван», но уже закрепилась за ним слава передового корабля, из месяца в месяц выполняюще­ го государственные задания. В этом году среди экипажей тралового Флота началось социалистическое соревно­ вание за вылов в 1954 году 50— G0 ты- егч пентперов па каждый траулер. Команде «Еревана» — одна из иницпа-1 торов этого соревнования— дала слово в 1954 году выловить 51 тысячу центне­ ров рыбы. Это большая цифра, и от коман­ ды, взявшей такое обязательство, требует­ ся немалое напряжение сил. Нужна от­ личная организация труда на судне, надо бороться буквально за каждую минуту промыслового времени. Обычно по запасам топлива и воды траулер находится в плавании по 18— 20 суток. За это время нужно не только пой­ мать рыбу, но и обработать ее. Траулер— это своего рода небольшое промышленное предприятие со с в о и м и цехамп п отделе­ ниями. Палубная команда спускает и под­ нимает тралы, разделывает рыбу, солит ее, укладывает в трюмы. Мастер по вы­ работке консервов отбирает тресковую пе­ чень и изготовляет из нее с помощью спе­ циальных станков консервы пз тресковой печени — питательный и вкусный про- д>кт. Обычно, еслп консервы изготовлены нг корабле, то на крышке консервной бан­ ки можно увидеть клеймо «РТ— и далее следует номер траулера, где были вырабо­ таны консервы. Из печени рыб. которая по той или иной причине не пригодна для консервов, опять-такп в специальных котлах масте­ ра по жиротоплению изготовляют рыбий жир — гакже весьма распространенный пищевой продукт. Рыбьи головы на ко­ рабле перемалываются на муку, представ­ ляющую собой ценный корм для скота и птицы. Таким образом, выловить 51 ты ­ сячу центнеров рыбы в год. это значит дать не только тысячи тонн свежей п со­ леной рыбы, но и десятки тысяч банок консервов, много тонн рыбьего жира и муки. Моряк/ «Еревана» упорно борются за выполнение принятого обязательства. На счету экппажа сейчас уже свыше 34 ты­ сяч центнеров рыбы добытой г этом году. Экипаж, руководимый депутатом Верховно­ го Совета СССР коммунистом Маклановым, идет в первых рядах социалистического соревнования за высокие уловы. А. КРАЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz