На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
24 июля 1954 г.. № 174 (5016). Н а с т р а ж е 3 а п о л srp ь в 3 ■ гг I х. 14 *11' НА СНИМКЕ: бывшие воины-северо- мориы главный старшнна запаса, ныне старший механик среднего траулера № 681 А. И. Коптев (слева) и старшина 2 статьи запаса, ныне второй механик среднего траулера № 181 Н . С. К у зн е ц о в . Вбодьбе заш ш и р о т сельди 139 дней в этом году1 находился в мо ре средний траулер Л; 837 . Перед уходом ва промысел моряки корабля включились в социалистическое соревнование за до срочное выполнение государственного пла на по дооыче рыбы и решили за год вме сто 4 .390 центнеров выловить G.500 центнеров сельди. 1 июля судно вернулось в порт, чтобы рровести необходимый ремонт. К этому времени нп счету экипажа корабля уже имелось 5 .138 центнеров сельди. Как же строилась работа на нашем среднем траулере? Основное внимание су доводителей было направлено на то, что- ’ бы правильно выбрать место для дрейфа, поставить порядок там, где есть рыба. Каждый капитан знает ряд признаков, по которым можно определить наличие сельди в том или ином районе. Это температура и цвет воды, планктон и т. д. Но необхо димо учитывать, что позедение сельли в зависимости от различных условий ме няется. Отправляясь на поиски сельди, мы, прежде всего, стараемся обнаружить место стыка теплого и холодного течений, так как обычно здесь бывают скопления сель ди. Для этого через каждые 15 минут оп ределяется температура воды, а когда ста новится ясно, что мы находимся вблизи от стыка течений, такой замер проводит ся чаще — через 5, а иногда даже через две или три минуты. Но найти стык те чений — только половина дела. Надо быть уверенным, что именно здесь в это время держится сельдь. Тогда на помощь нам при ходит планктонная сетка. Она дает воз можность определить не только район рас положения рыбы, но и глубиру. на кото рой находится сельдь. Поэтому мы стара емся изучить планктон различных слоев воды и спускаем сеть на глубиау 5. 10, 20 метров, предполагая, что калянус — пиша сельди — вполне мог переместить ся на глубину, а вслед за ним опустилась и сельдь. Для промысловой обстановки этого года характерны частые перемещения рыбы с одного горизонта на другой. Это затрудня ло не только поиск сельди, но и снаряже ние порядка, так как часто приходилось в зависимости от глубины расположения ко сяков рыбы менять длину подовцов. Что бы не терять времени На перестройку по рядка, наши мастера по добыче примени ли небольшое усовершенствование — по- водцы заранее были промерены, подготов лены и установка сетей на нужную глу бину не отнимала лишнего времени. Важное значение во время работы в Mo v e имеет и промысловое судовождение. Если штурману торгового судна нужна астрономическая обсервация для того, чтобы не сбиться с проложенного курса, то штурману промыслового корабля нужно вдвойне чаще определять местоположение траулера, чтобы не потерять обнаружен ный косяк сельди. После выметки сетей надо совершенно точно зафиксировать на планшете эту точку, как отправную точ ку будущего дрейфа, надо пооследить и положить на промысловый планшет весь путь дрейфа. Судоводителям необходимо также стро го учитывать метеорологическую обста новку. Казалось бы, какое значение име ет для промысловика — дует ли север ный, северо-западный или восточный ве тер? На самом же деле направление ветра прямым образом сказывается на промыс ловой обстановке. Предположим, что судно находится в тех квадратах моря, где теп лое течение лежит на поверхности. Но вот подул северный ветер, и обстановка резко меняется. Ветер наслаивает на основную теплую стлую толщу холодной воды. Есте ственно. что сельдь уже оказывается на другой глубине, там, где находится теп лое течение. В этом случае выметывать дрифтерный порядок с теми поводцами, которые применялись вчера, уже нельзя. Значит надо ставить более длинные по- ведцы, предварительно сделав температур ный промер воды на глубину до 20— 30 метров. После того, как выбрано место будуще го дрейфа, начинается один из самых важ ных производственных процессов — вы- метка сетей. Как известно, дрифтерные се ти принадлежат к об’ячеивающим оруди ям лова. Сельдь, попадая головой в ячею. зацепляется жаорами за нить сети п само стоятельно освободиться уже не может. Поэтому в зависимости от времени года и размеров сельди ставят сети с различной величиной ячеи, чтобы не получалось так, что сельдь идет крупная, а размер ячеп мал. На разных кораблях выметка ведется по-разному. Есть кое-какие особенности в работе с сетями и на нашем судне. Мы уже в течение трех лет применяем вместо манильского или сизальского троса гер кулесовый вожак. Он намного легче и удобней, 31нпмает меньше места в трюме, а это позволяет дополнительно привозить к базам десятки центнеров рыбы. Кроме того, обычно вожаковый трос маркируется на 28 метров. Совместно со старшим ма стером по добыче тов. Авдеевым мы ре шили несколько нарушить эту традицию и теперь размечаем вожак на 29 метров. Таким образом, нам удается каждую сет ку увеличивать на один метр. На иорядок в 100 сетей площадь облова уже увели чивается на 100 метров. Иными словами, р течение каждого дрейфа мы как бы увеличиваем дрифтерный порядок на три сетки. Успешно работают на промысле многие суда «Мурмансельди». В этом году эки пажи многих кораблей по примеру коман ды среднего траулера «Орочен» взяли обязательство выловить 10 тысяч центне ров селтди. Крепко держат свое слово мо ряки среднего траулера Хг 640 (капитан тов. Шаповалов), выловившие свыше 5 тысяч чентнеров сельди, X : 835 (капи тан тов. Цюпко), Л? 845 (капитан тов. Подолько), выловившие каждый свыше 4 тысяч центнеров сельди, и другие. Тяжелы условия плавания в открытом океане. Частые штормы мешают выметы вать порядки, нередко сбивают корабли с косяков рыбы. Но советские моряки ус пешно преодолевают сопротивление сти хии и с каждым годом увеличивают до бычу сельди, стремясь полнее удовлетво рить спрос потребителя на эту продук цию, дать стране больше п р о д у к ц и и . В. ЗЕМСКОВ, капи тан среднего траулера № 8 3 7 . РАСТЕТ МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ Годовой план есть! Нелегок труд моряков промыслового фло та, дс-бывающпх рыбу в Баренцовом мо рг и в водах Северной Атлантики. Тре- б\ ютея большое упорство, выдержка, сме лость. чтобы вести борьбу со стихиен и побеждать ее. Ни штормы — частые спут ники Баренцова моря, ни снежные за ряды, ни морозы не останавливают тру- ! дового наступления моряков рыболовного флота, хотя нередко им приходится спус кать н поднимать тралы, разделывать ры бу иод сильными ударами волн, бросаю щих на палубу ледяные брызги, при сильном ветре и снежной ■крупе. Нелегок, но почетен тпуд моряков. Вы соко ценит этот труд Коммунистическая партия и Советское правительство, прояв лял особую заботу о моряках Сг<вер<ного рыболовного флота. Кроме льгот, установленных для работ ников Крайнего Севера, т. с. полярных ьадбавок по 10 процентов к окладу через каждые шесть месяцев, дополнительных отпусков, бесплатного проезда раз в три года в любой конец Союза, работники рыбной промышленности Мурмана полу чают и другие льготы. Моряки флота обеспечиваются бесплатным питанием и обмундированием, получают дополнитель ную оплату за выслугу лет, за безава рийную работу и т. д. Выполняя и перевыполняя установлен ные государственные задания по вылову рыбы (а это делает большинство экипа жей кораблей), моряки получают высокие заработки. Так, недавно, экипа-ж трауле ра «Ереван» сделал рейс, продолжавший ся 18 суток. Экипаж на 148 процентов выполнил задание по вылову рыбы, в два раза перекрыл план по выработке рыбье го жира и почти в полтора раза по выработке консервов. Команде траулера, состоящей из 46 человек, за этот рейс было начислено 104 .518 рубли!, причем 31 тысячу пз них экипаж получил в виде прогрессивной премии за перевыпол нение задания. Хорошие заработки имеют не только капитаны, штурманы, механики. масте ра. но и рядовые м о р я к и флота. Так, ма трос 1 жлаеса тов. Соловьев с траулера «Комсомолец» за работу -в течение рейса. Большую производственную победу одержали рыбаки самого отдаленного па Tfроком побережье колхоза «Прибой». К J0 июля они заверши.ти выполнение го лоного гопударственного плана по вылову рыбы. Страна получила большое количе ство различной рыбной продукции. Особенно хорошо здесь ведется лов сем. Цифры и факты В траловом флоте в соревнование за * * * Во время Великой Отечественной войны ИНТЕРЕСНЯЯ РДБОТП После окончания срочной службы на флоте, в 1953 году я был демоби лизован. Передо мной был широкий выбов для своей будущей работы. Но все -же я пешнл вернуться в Мурманск. где работал раньше. Хорошо зная, как партия и Советское прави тельство заботятся о мо ряках рыбного Мурмана, л не сомневался в том, что найду здесь хороший при ем. Надежды эти пол ностью оправдались — Мурманск встретил меня приветливо. Меня не за были в траловом флоте, где я работал до военной службы, и приглашали на старую должность. Но пос ле некоторого размышле ния решил поступить з сельдяной Флот, чтобы расширить свой кругозор и приобрести опыт работы IB рыбной промышленности. Первое время я был ма- стером-приемщиком на пловучей базе «Тамбов», а потом меня перевели рыб ным мастером на плавбазу «Атлантика». Новая моя профессия очень важна и в то же время интересна. Как из вестно, пловучие базы об служивают корабли про мыслового флота, находя щиеся в Северной Атлан тике. Они доставляют ям топливо. воду, продукты, питание, тару, промысло вое снаряжение. Кроме этого, базы, если можно так выразиться, являются крупнейшими культурны ми центрами на промысле. В обязанности рыбного мастера входит приемка я обработка продукции свез- нпх траулеров. В этом го ду плавбазы доставляют з п о рт не только полуфаб рикат. но и готовую про дукцию. Бочки прямо с борта плавбазы грузятся в железнодорожные вагоны и отправляются потребите лям. В том. что плавбаза «Атлатггика» во время сво его рейса на сельдяной промысел значительно пе ревыполнила задание и дол етав ила в порт вместо 25 вагонов 40 вагонов гото вой продукции.— немалая доля заслуги и нашей сме ны рыбообработчиков. Хо- продолжавшегося 21 сутки, получил | ги рыболовецкие бригады, находящиеся 1 .6 4 4 дооля, его товарищи, засольщик ]{Д береговом промысле, умело ис.пользу- тов. Аникин и мастер по дооыче тов. Смо- г т благоприятную обстановку, с каждым локуров, получили соответственно I днез1 наращивают темпы лева. Только и 3 .5 9 8 рублей. ^ за д ^ я т ь дней июля рыбаки добыли бо- За рейс, продолжавшийся суток, Л€С ю WHI{ семгн. а всего с начала ве- доздлыцкб траулера «Стрелок» тов. Сит- пине-летней путины они уж е сдали на ников заработал 3 .0 9 8 рублей, матргс фактории свыше 2 3 тонн этой ценной тов. Гайдуков — 2 .7 3 4 рубля, кочегар 0Ы, 5 Ы. тов. Макаров — 2 .6 9 1 рубль. Таких Средп рыболовецких бригад ширится примеров можно привести много. Гостдар- социалистическое соревнование за до- ствз щедро оплачивает труд моряков выполнение годоного плана каж- рыбного промысла. ^ ^ доГ: бригадой. Лучших результатов на Партия и правительство заботятся и гб промысле добилась бригада коммуниста улучшении культурно-бытовых условии Павла Филипповича Самохвалова. Неболь- трудящихся рыбного Мурмана. Город ры- коллектив рыбаков дал стране свы- баков — Мурманск быстро растет и бла- шс с тонн семги. гсустраивается. На главных его улицах, | --------------- в пригородах за последние годы выросли десятки новых жилых домов, в том числе много каменных многоэтажных зданий, построенных для мурманских рыбаков. Для работников рыбной промышленно- | г.ылов в этом году 50—65 тысяч центнеров сти предназначены в Мурманске Дом рыбы на каждый траулер включились междурейсового отдыха моряков. Дом коллективы 16 кораблей. Лучших резуль- /•*' р U татов дооились экипажи траулеров «Ки- Е ! Л ЬТУ РЫ имени С. Л. иг ва. , р0В», «Победа», «Ереван», «Нева», «Рос- кииотсатр, ШКОЛЫ . ПОЛИКЛИНИКИ, строят-1 СИЯ!^ «Анатолий Бредов», «Моржовец». ся новые очаги культуры И зравоохране- Недавно экипажи этих судов были на- НИЯ . В городе — два мореходных учили- граждены Почетными грамотами Мини- ща, готовящих кадры молодых судоводи- стерства рыбной промышленности СССР телей и,механиков для промыслового фло- I 33 успешное выполнение обязательств в та, работает учебно-курсовой комбинат, I ПСРЕ0И половине 19о4 года. Всего грамо- где совершенствуют свои знания практи- " а^ " « сны команды 13 " Р о м ы с л о - р I в ы \ т р з у л с р о в . ки промысла и т . д. Ежегодно сотни ры баков проводят своп отпуска в лучших санаториях и домах отдыха страны, от- I п боях за Родину погиб советский воин, ДЫХают В самой северной здравнице — В мурманчанин Герой Советского _ Сою- санатории Мурмаши близ Колы. за Анатолий Бредов. Сейчас его имя но- Отвечая на отеческую заботу партии и сит один из кораблей тралового флота, правительства, рыбаки Мурмана прилага- Экипаж комсомольско-молодежного трау- ,ог все силы для того, чтобы досрочно о ™ Т справиться с выполнением задач, постав- дает для увеличения добычи рыбь1. При л е н н ы х п а р т и е н п е р е д р ы б н о й п р о м ы т - п л а н е н а г о д в 3 8 ,5 т ы с я ч и ц е н т н е р о в , ЛСНИОСТЫО о б л а с т и . к о м а н д а т р а у л е р а у ж е в ы л о в и л а с в ы ш е -------------- 3 2 т ы с я ч ц е н т н е р о в р ы б ы . С е й ч а с м о р я к и т р а у л е р а « А н а т о л и й Б р е д о в » у с п е ш н о б о р ю т с я з а в ы п о л н е н и е с в о е г о г о д о в о г о о б я з а т е л ь с т в а — д о б ы т ь 5 0 т ы с я ч ц е н т н е р о в т я с м е н а в о с н о в н о м с о - р ы б ы , с т о и т и з н о в и ч к о в , н е д а в - * * * НО П р и ш е д ш и х ВО фЛОТ, НО С р е д и с у д о в « М у р м а н с е л ь д и » н а и б о л ь ш и м . ч г т а н и я м ы ПОСТОЯН- ШСГ0 в ы л о в а с е л ь д и в э т о м г о д у д о б и л с я с в о и з а д э к и п а ж с р е д н е г о т р а у л е р а № 6 4 0 , в о з г л а в - НО п е р е в ы п о л н я е м . л н е м ы й к а п и т а н о м т о в . Ш а п о в а л о в ы м . Молодежь охотно учится д,\0ряки этого корабля за 141 день пребы- И быстро овладевает ма- вания на промысле добыли 5.274 центнера стерством обработки ры- рыбы, бы. Особенно хорошо тру- * * * ЛИЛИСЬ У н а с КОМСОМОЛЬЦЫ Е щ е с о в с е м н е д а в н о т р а у л е р « П е т р о з а - Б а р ы к и н , К и п я т к о в , & > - в е д с к » н а х о д и л с я в ч и с л е о т с т а ю щ и х к о - р о г а ш , Д я д е н к о в И д р у г и е . Р а й л е й т р а л о в о г о ф л о т а . Н о с е й ч а с е г о По инициативе комсомоль- иуспаешпно пРео:™^вает отставание. й т т __ _ П л а н ы н а а п р е л ь , м а й и и ю н ь б ы л и п е - цев о ы л и с о з д а н ы к о - р е в ы п о л н е н ы э к и п а ж е м . В р е з у л ь т а т е РОЛ ЬНЫ е ПОСТЫ н а к а ж д о м « П е т р о з а в о д с к » с т а л в ы х о д и т ь в р я д ы н е п р о и з в о д с т в е н н о м участке, р е д о в ы х с у д о в . Н а е г о с ч е т у у ж е с в ы ш е ч т о п о з в о л и л о н а м д о - 2 7 т ы с я ч ц е н т н е р о в р ы б ы , биться у л у ч ш е н и я к а ч е с т - в • * ва п р о д у к ц и и , п о в ы ш е н и я Н е д а в н о с в о й п е р в ы й р е й с н а с е л ь д я н о й п р о и з в о д и т е л ь н о с т и тру - п р о м ы с е л с о в е р ш и л а н о в а я п л о в у ч а я б а - д а . Труд р ы б о о б р а б о т ч и к о з 3 3 у п р а в л е н и я « М у р м а н с е л ь д ь » — « А т - т л п л т л л п ч а п т т я р п г я Н а л а н ™ к а »- Н е с м о т р я н а т о , ч т о б о л ь ш е п о - з а р а б о т о к * ’п о у ч е н н ы й з ч л о в и н ы к о м а н д ы с о с т а в л я л и н о в и ч к и , н е - з а р а о о т о к . п о л у ч е н н ы й з ч д а в н о п р и ш е д ш и е в о ф л о т , б а з а х о р о ш о п о с л е д и л и р е п с , я « м о и с п р а в и л а с ь с о с в о и м з а д а н и е м . З а в р е м я . т о в а р и щ и п р и о б р е л и ч а - I п р е б ы в а н и я в С е в е р н о й А т л а н т и к е б а з а СЫ . к о с т ю м ы и д р у г и е в в - с н а б д и л а д е с я т к и т р а у л е р о в т а р о й , п р о - щ и . м ы с л о в ы м с н а р я ж е н и е м , в о д о й и п р и н я л а К а ж д ы й и з н а с с т р е м и т - о т « и * с в ы ш е 2 0 т ы с я ч б о ч е к с р ы б о й . З а с я р а б о т а т ь к а к м о ж н о Р с й с н а б а з е б ы л о п р о в е д е н о 6 0 к и н о с е а н - л у ч ш е . ч т о б ы т р у д о м к р е - с о в д л я п р о м ы с л о в и к о в , п р о ч и т а н ы л е к ц и и „оттГпГг 0 м е ж д у н а р о д н о м п о л о ж е н и и , о р е ш е н и я х п и т ь м о г у щ е с т в о н а ш . п а р т и и и п р а в и т е л ь с т в а п о в о п р о с а м с е л ь - л ю о п м о и РОДИНЫ . ц п с к о г о х о з я й с т в а . И . Е В С Т Р А Т Е п п и , в п о р т « А т л а н т и к а » д о с т а в и л а 4 0 в а г о - р ы б н ы й м а с т е р н о в г о т о в о й п р о д у к ц и и , о б р а б о т а н н о й н е - п л а в б а з ы « А т л а н т и к а » . I п о с р е д с т в е н н о н а б а з е . В первЬях рядах 1.30 лет назад... В 1920 году в Баренцево море впервые вышли на рыбный промысел первые со ветские траулеры. Их. маленьких, доволь но изношенных суденышек, было немного. Псшли на них в море люди, ранее никог да не ловившие рыбу тралом, но бывалые моряки-поморы, смелость и бесстрашие которых позволяли им на утлых ёлах уходить за рыбой на много миль от бере гов. Так пли иначе, но начало было положе но. С тех пор траловый промысел на Се вере начал прочно становиться на ноги. Иначе же и быть не могло: советские лю ди умеют упорно добиваться намеченной цели. А задачу — освоить рыбные богат ства северного бассейна, создать рыбную индустрию на Мурмане — поставила тог да Коммунистическая партия. Так начался бурный рост рыбной про мышленности ва Мурмане. Строились, во вн е города и поселки, новые предприятия и порты, рос промысловый флот, пополня ясь новыми, совершенными в техническом отношении! рыболовными траулерами. Рос ли. накапливали промысловый опыт, овла девали техникой и люди, плавающие на кораблях. * Тридцать лет тому назад впервые сту пил на палубу рыболовного траулера но вичок матрос Андрей Маклаков — восем- Бадцатилетний парнишка из архангель ской поморской семьи. Правда, е морем он был знаком с детства, плавая юнгой вме сте с отпом-помором на рыбачьей лодке, но совсем другое дело — большой корабль. 2. Как ловят рыбу тралом Немалое это искусство — ловить рыбу тралом, f корабля спускается в воду большой сетевой мешок длиной до 35 мет ров. На стальных тросах, ваерах, судно тащит его за собой по дну моря. Чтобы трал был раскрытым в воде и выполнял свое назначение, надо правильно воору жить его. К нижней части трала подвязы вают грузы и специальные катки, бобин- цы, на которых трал как бы катится по дну моря: от протирания сети защищают шкурами животных. На верхней части трала прикреплены особые поплавки, кух- тыли. Они раскрывают кверху мешок. Го ризонтальное раскрытие обеспечивают траловые доски. Они идут несколько впе реди трала и, благодаря особому закрепле нию на ваерах, стремясь при движении судна вперед разойтись в разные стороны, тянут за собой крылья трала, раскрывая его по горизонталй. Двигаясь по д н ^ трал захватывает придонную рыбу: д а с к у , пикшу, зубат ку. камбалу, морского окуня, палтуса. Полтира-два часа идет корабль с тра лом. Потом поднимают его. til на борт, к радости команды, высыпаются тонны ры бы. А нередко бывает, что поднимают пу стой трал, «колеса», как говорят моряки, пли хуже того — центнеры морской губ ки и камней. Это значит, что не нашли рыбу, не сумели взять ее... Как двинутся косяки трески? Как сде лать, чтобы больше рыбы попадало в трал, чтобы меньше рвались сети там. где дно моря неровное, каменистое? Все эти вопросы, а позднее и особенно сти судовождения интересовали Маклако- ва. Он упорно изучает траловый промы сел, становится сначала помощником тралмейстера — старшего мастера по до быче рыбы, затем старшим мастером, на стойчиво работает с орудиями лова, со вершенствует их. 3. Боевая закалка Шли годы. Перед началом Отечествен ной войны Андрей Яковлевпп Маклаков, закончив курсы штурманов малого плава ния, получил диплом судоводителя, от крывший ему дорогу в штурманскую руб ку, к управлению судном. Война нарушила мирный труд совет ских людей. Многие корабли рыболовного флота стали боевыми судами, и бывшие рыбаки с оружием в руках остались на кораблях защищать родную землю, род ной город, родное море. Моряком Северного военного флота стал и Андрей Яковлевич. ...Сторожевой *катер несет боевую вахту. День стоит яркий, безоблачный. Светит солнце. Но вот совершенно неожиданно со стороны солнца вываливается группа фа шистских самолетов. Они хотели по дойти незаметно, исподтишка нанести удар. Но зорки глаза боцмана катера Мак- лакова. Звучит боевая тревога, и, мгно венье спустя, навстречу вражеским само летам помчались трассирующие снаряды и пулеметные очереди сторожевика. От крыли огонь зенитчики береговой артил лерии. На катер полетели бомбы. Осколки их пзрешегили корпус судна, палубные над стройки. Рулевой, моторист, один из но меров расчета кормового пулемета выбы вают из строя, задетые осколками. Макла ков быстро заменил товарища, и пулемет продолжал бить до тех пор, пока налет не был отражен. П еще во многих боевых операциях участвовал Андрей Яковлевич Маклаков, ставший командиром сторожеви ка: высалгивал десанты в тылу врага, конвоировал транспортные суда, выполнял особые боевые задания командования. На фронте Андрей Яковлевич Маклаков всту пил в ряды Коммунистической партии Со ветского Союза. Боевая жизнь закалила Маклакова. вос питала в нем чувство строжайшей дисци плины. товарищества и взаимопомощи, ук репила чувство патриотизма за свою ве ликую Р од ин у . Здесь он приобрел умение быстро ориентироваться в любой обстанов ке, быстро принимать нужные, единствен но правильные в тот или иной момент решения — (умение, столь необходимое гаждому командиру. 4. Больше рыбы стране Вернувшись к мирному труду. Макла ков становится капитаном промыслового корабля. Ему, прошедшему большую шко лу и морскую выучку в военном флоте, доверяют корабль, и он с честью оправ дывает это доверие. В послевоенные годы Коммунистиче ская партия и Советское правительство поставили перед мурманскими рыбаками ответственную задачу — значительно увеличить вылов рыбы, расширить ассор тимент рыбной продукции, дать населе нию нашеЦ страны рыбные товары отлич ного качества. За последние годы прави тельство пополнило Мурманский траловый флот новыми, более совершенными кораб лями. Часть из них оборудована рефриже раторными установками, которые, поддер живая в трюмах низкую температуру, поз воляют сохранять высокое качество вы ловленной рыбы, доставлять в порт боль ше свежей рыбы. Известный вклад в решение задачи, по ставленной партией и правительством, сделал капитан Андрей Яковлевич Макла ков, командовавший в это время трауле ром «Ленинград». Экипаж «Ленинграда» по инициативе капитана стал зачинате лем соревнования на флоте за проведение так называемых свежьевых рейсов, за то. чтобы доставлять в порт больше свежей рыбы — более высококачественного и предпочитаемого советскими потребителя ми продукта. Траулер «Ленинград» рабо тал успешно. Удельный вес свежей рыбы в общей продукции, доставляемой судном в порт, увеличился вдвое. Только за год моряки «Ленинграда» за счет этого дали государству свыше миллиона сверхплано вой прибыли. Маклаков — не только отличный судо водитель. хороший организатор, большой зпаток промыслового дела, капитан, как говорят, умеющий искать и ловить рыбу (л*о подтверждается тем. что на каком бы судне ни работал Маклаков, оно перевы полняло государственный план по вылову рыбы), но и человек с пытливым умом, думающий, творчески относящийся к своему делу. 23-метровый трал Маклако ва. получивший название по имени кон- структооа, сейчас нашел широкое рас пространение не только на кораблях Мур манского пыболовного бассейна, но и на траулерах, промышляющих рыбу в водах Дальневосточных морей. Бывший тралмей стер, капитан Маклаков и сейчас не ос тавляет мысли еще дальше усовершенст вовать имеющиеся орудия лова, создать новые тралы и продолжает работать в этом направлении. Опытный промысловик-новатор, чело век исключительной простоты и скромно сти капитан коммунист Андрей Яковлевич Маклаков пользуется широкой извест ностью и всеобщим уважением во флоте, да и не только во флоте. В начале этого года, когда трудящиеся нашей области выдвигали кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР, на многих собраниях было названо имя ка питана Маклакова. Рыбаки и строители, моряки Северного военного флота и кол хозники, горняки, железнодорожники, ры бообработчики. студенты — все трудя щиеся рыбного Мурмана в день выборов отдали своп голоса кандидату блока ком мунистов п беспартийных А. Я. Маклако- ву. 5. За 51 тысячу центнеров рыбы Сейчас Андрей Яковлевич Маклаков команд'^ет траулером «Ереван». Это новый корабль, сравнительно недавно вступив ший в строй действующих судов тралово го флота. Недолго плавает «Ереван», но уже закрепилась за ним слава передового корабля, из месяца в месяц выполняюще го государственные задания. В этом году среди экипажей тралового Флота началось социалистическое соревно вание за вылов в 1954 году 50— G0 ты- егч пентперов па каждый траулер. Команде «Еревана» — одна из иницпа-1 торов этого соревнования— дала слово в 1954 году выловить 51 тысячу центне ров рыбы. Это большая цифра, и от коман ды, взявшей такое обязательство, требует ся немалое напряжение сил. Нужна от личная организация труда на судне, надо бороться буквально за каждую минуту промыслового времени. Обычно по запасам топлива и воды траулер находится в плавании по 18— 20 суток. За это время нужно не только пой мать рыбу, но и обработать ее. Траулер— это своего рода небольшое промышленное предприятие со с в о и м и цехамп п отделе ниями. Палубная команда спускает и под нимает тралы, разделывает рыбу, солит ее, укладывает в трюмы. Мастер по вы работке консервов отбирает тресковую пе чень и изготовляет из нее с помощью спе циальных станков консервы пз тресковой печени — питательный и вкусный про- д>кт. Обычно, еслп консервы изготовлены нг корабле, то на крышке консервной бан ки можно увидеть клеймо «РТ— и далее следует номер траулера, где были вырабо таны консервы. Из печени рыб. которая по той или иной причине не пригодна для консервов, опять-такп в специальных котлах масте ра по жиротоплению изготовляют рыбий жир — гакже весьма распространенный пищевой продукт. Рыбьи головы на ко рабле перемалываются на муку, представ ляющую собой ценный корм для скота и птицы. Таким образом, выловить 51 ты сячу центнеров рыбы в год. это значит дать не только тысячи тонн свежей п со леной рыбы, но и десятки тысяч банок консервов, много тонн рыбьего жира и муки. Моряк/ «Еревана» упорно борются за выполнение принятого обязательства. На счету экппажа сейчас уже свыше 34 ты сяч центнеров рыбы добытой г этом году. Экипаж, руководимый депутатом Верховно го Совета СССР коммунистом Маклановым, идет в первых рядах социалистического соревнования за высокие уловы. А. КРАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz