На страже Заполярья. 1954 год. Июль.

fT а с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 июля 1954 г.. №. 172 (5014). Наша Родина— великая морская держава Нот ил аомном т.-пн» страны обширней и богаче. чем наша Родина — Союз Совет­ ских Социалистических Республик. Ее территории в тр и раза оолыпе Соединен­ ных Штатов Америки, в четыре раза пре­ восходит площадь всех стран Западной Европы и в девяносто раз больше Англии. Ид неоп'ятнмх просторах Советской От­ чизны живут сг/модные, счастливые лю­ ди, посвятившие все твои силы, вое свои способности и таланты служению вели- Kcii поли — <*троительству коммунизма. Счастье советского человека, его покой и мирный т р у д днем и ночью зорко ох­ раняют воины Сооруженных Сил СССР. Более чем на 00 тысяч километров, пре­ вышая в полтора раза длину земного эк­ ватора, протянулась государственная граница страны Советов. Лишь на одну Tj’CTb наши границы сухопутные, более чем на две трети — морские. II всюду, где море омывает берега на­ шей Родины, боевые корабли Военно- Морского Флота СССР несут зоркую вах­ ту. оберегая священную неприкосновен­ ность морских рубежей Советского госу­ дарства. •сг * tr СССР — великая морская держава. Он имеет выход в три океана — Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий. Че­ тырнадцать морей омывают берега совет­ ской земли: Баренцево. Белое, Клрское, море Лаптевых. Восточно-Сибирское и Чукотское, Балтийское. Черное и Азов­ ское, Берингово, Охотское и Японское. Закрытыми морями являются Каспийское и Аральское. С древних времен предки наши — сла­ вяне занимались мореплаванием, умели строить прекрасные суда и вести на них сражения с врагами. Русский человек любит море. Оно сродни его смелой и жаждущей подвига натуре. Морская куль­ тура русского народа имеет свои истоки в более глубокой древности, чем морская культура многих западных стран. 0 мор­ ской славе и доблести наших предков сви­ детельствуют многочисленные памятники прошлого. Еще в I веке нашей эры Плиний Стар­ ший писал в своей «Естественной исто­ рии» о славянах, заселявших побережье Балтийского моря и берега Вислы. Пись­ менные источники, относящиеся к VI— VII векам, говорят, что славяне вели оживленную торговлю на море. Отважные мореплаватели-анты (юго-западная ветвь восточных славян) совершали далекие походы в Средиземное море. Они побыва­ ли в Малой Азии и Салониках, на острове Крит, во многих районах Адриатического, Эгейского и Мраморного морей. На Балти­ ке славяне владели побережьем от Дании до Гданьска. Они считались такими же хозяевами Балтийского моря, как пгведы и датчане. В истории сохранились неопро­ вержимые данные о том. что анты достиг- ли Англии и создали там свои поселения. Позднее смело бороздили океанские во­ ды новгородские мореходы. Их суда быва­ ли на Гогланде, в Любеке, в Швеции, в Дании, совершали плавание в Атлантиче­ ский океан. Средиземное и Черное моря. В поисках пушнины новгородцы продви­ гались на север. Они достигли Белого, а затем и «Студеного моря» (Северного Ледовитого океана), поселились на Коль­ ском полуострове. Им пришлось преодо­ леть огромные трудности в достижении своей цели. Суда бесстрашных новгород­ цев были первыми судами, которые про­ шли через Белое и Баренцово моря. В XII веке новгородские мореходы от­ крыли неведомую сушу, названную ими Грумант (Шпицберген). Здесь воды изо­ биловали рыбой, и новгородцы ходили сюда на промысел. Плавание на Грумант было обычным делом русских помолов. Начиная с XIV века, сотни лет промыш­ ляли на Груманте поколения поморов Старостиных, Корниловых, Рахмановых, Герасимовых. Пашковых, Пашиных, Гвоз- даревых и других. Таким образом, задолго до голландца Виллема Баренца русские от­ крыли Шпицберген. И напрасны попытка иностранных историков и географов, стре­ мящихся отнять у России первенство открытия этого архипелага. Сохранившиеся до наших дней доку­ менты и предания свидетельствуют о том, что задолго до того, как иностранцы впервые проникли в Баренцово море, вус- екпе совершали по нему Дальние походы вокруг Северной Европы. Например, в 1412 году русские суда прошли в Се­ верную Норвегию по Белому и Баренцову морям. Нашему народу принадлежит честь от­ крытия и освоения Тихоокеанского по­ бережья. В 1581 году начался поход Ер­ мака в Сибирь. Пятьдесят лет спустя русские люди из отряда Ивана Москвитп- нг дошли до Тихого океана и основали на побережье Охотского моря первое рус­ ское поселение. В 1648— 1649 годах си­ бирский казак Дежнев, идя вокруг Чу­ котского полуострова, первым в мире пре­ одолел морской пролив между Азией и Америкой. Историческую летопись замечательных подвигов русских людей представляет со­ бой карта Дальнего Востока. Первенство в открытии и освоении Тихоокеанского побережья Азии и Северной Америки Вице-адмирал Н. И. ШИБАЕВ , начальник штаба Северного флота принадлежит Дежневу. Пояркову, Хаба­ рову. Атласову. Чирикову и многим дру­ гим. В этих пустынных в то время ме­ стах они заложили основы для культур­ ного и хозяйственного развития. Много сделали наши соотечественники для изучения и освоения Северного Ледо­ витого океана. В этой связи первым должно быть названо имя Михаила Ва­ сильевича Ломоносова. Неизмеримый вклад1 в мировую географическую науку внесли прославленные моряки Малыгин. Овцын, братья Лаптевы, Челюскин. Седов. В 1803— 1806 годах русские моряки П. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лпсянскиц провели первую отечественную кругосвет­ ную экспедицию. Ценный вклад в отече­ ственную мировую науку внесли также кругосветные экспедиции прославленных мореходов Головнина, Литке, Лазарева, Станюковича, Коцебу. Невельского. 17 ян­ варя 1821 года русские моряки открыли новую часть света — Антарктиду. На карте Тихого океана. Арктики и Антарк­ тиды в XIX и XX веках появились новые русские имена — названия островов, проливов и мысов, открытых нашими мо­ ряками. В результате естественного хода исто­ рии Россия становилась великой мор­ ской держа>вой. Понятно, что постепенно крепло и оттачивалось могущество рус­ ского морского ор»ужия. Высоко подняли отечественное военно-морское искусство выдающиеся русские флотоводцы — Петр I. адмиралы Г. А. Спиридов. Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, Г. П. Бутаков и С. 0. Ма­ каров. Их флотоводческое искусство но­ сило в себе черты неутомимой боевой ак­ тивности, решительности, смелого творче­ ства и новаторства. Боевая история наше­ го Флота изобилует многочисленными при­ мерами воинской доблести, мужества, ма­ стерства и отличной выучки моряков. В летопись русской морской славы золоты­ ми буквами вписаны такие блистательные операции нашего флота, как Гангутская. Здесь в единоборстве с мощным по тому времени шведским флотом совсем еще молодой петровский Флот одержал решаю­ щую победу. Навсегда сохранятся в па­ мяти народа блестящие победы русского Флота при Чесме, Калиакрии и Синопе. Наша Родина замечательна не только длиной морских границ. необ’ятными водными пространствами, легендарной от­ вагой своих сыновей, подвигами знаме­ нитых исследователей и флотоводцев. Она выдвинула целую плеяду выдающихся кораблестроителей, изобретателей слож­ нейших приборов, вооружения кораблей и береговой обороны, конструкторов самоле­ тов. Среди них следует в первую очередь назвать И. Ф. Александрояюкого. Б. С. Якоби. А. С. Попова, С. 0. Макарова, А. Н. Крылова, которые даже в тяжелых условиях царизма св оим и открытиями и изобретениями опередили многих деятелей зарубежной науки и техники. Самоотверженная деятельность русских мореплавателей не находила поддержки в смутное время царского самодержавия у «сильных мира сего». Лишь после Ве­ ликой Октябрьской социалистической ре­ волюции благодаря заботе Коммунистиче­ ской партии получили осуществление смелые планы передовых ученых и море­ плавателей. Свято хранит в памяти наш народ славные революционные традиции рус­ ского флота. Мы гордимся предками свои­ ми, много сделавшими для того. чтобы приблизить пролетарскую революцию ад имя создания первого в мире государства рабочих и крестьян. В декабрьском восстании на Сенатской площади в 1825 году активно участвова­ ли военные моряки. Вместе с восставши­ ми воинскими частями почти целиком вышел против самодержавия Гвардейский флотский экипаж, в рядах которого на­ считывалось более тысячи матросов. Революционное движение в военно-мор­ ском флоте усилилось после создания марксистских кружков в России. Первым массовым революционным выступлением в армии и флоте, повысившим активность моряков других флотов, было выступление матросов броненосца «Потемкин». Моряки принимали активное участие в подготов­ ке и проведении Октябрьского вооружен­ ного восстания. Залпы легендарного крей­ сера «Аврора» возвестили всему миру о начале новой эры — эры социалистиче­ ской революции. Моряки героически сра­ жались на всех фронтах гражданской вой­ ны, отстаивая свое рабоче-крестьянское государство. Горячая любовь к своей Родине всегда управляла всеми деяниями передо­ вых людей российского флота. Их девизом могли бы стать слова великого революци- опера-демократа Н. Г. Чернышевского: «Историческое значение каждого рус­ ского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма». Эти замечательные качества русских людей ярко расцвели на благодатной поч- зе советской действительности. История отечественного флота все время попол­ няется новыми прекрасными подвигами советских моряков, новыми изобретениями и о т к р ы т и я м и во имя своего Отечества. Могущество советского Военно-Морс-кого Флота с особой силой проявилось в годы Великой Отечественной войны. Боевая де­ ятельность наших моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, вы­ сокой активностью и воинским мастерст­ вом. Моряки всех специальностей воспри­ няли и развили в^е ценное из вековых традиций р усск ого Флота. На Балтийском. Черном и Баренцевом м о р я х , на Волге. Дунае и Днепре совет­ ские моряки за четыре года войны впи­ сали новые страницы в книгу русской морской славы. Наш Флот до конца вы­ полнил свой долг перед Советской Ро­ диной. В годы Великой Отечественной войны североморцы, как и все советские моряки, вьовь показали всему миру, что они яв­ ляются достойными потомками своих заме­ чательных предков, много «веков назад первыми бороздившими воды сурового Ба­ ренцева моря. Моряки нашего флота, как подлинные хозяева своей Родины, с упор­ ством и мужеством защищали poinoe мо­ ре. В боях и походах тысячи матросов, старшин и офицеров ратными подвигами приумножили славу Военно-морского Фла­ га СССР. Плечом к плечу с воинами Советской! Армии североморцы защищали роднооЦ Заполярье. В этих сражениях замечатель­ ным подвигом навеки обессмертил свое имя рядовой боец морской пехоты Иван Сивко. Отважно сражался с вратами бесстрашный советский сокол Борис Са­ фонов. за подвиги свои удостоенный bbi - сокого и почетного звания дважды Героя Советского Союза. Мужественно дрались с Фашистами наши славные подводники Герои Советского Союза Гаджиев. Кольгш- ккн. Стариков. Лунин, Фисанович и мно­ гие другие. Стремительные торпедные удары по вражеским кораблям наносили североморские катерники. Днем и ночью, в любую погоду они выходили в море и меткими ударами торпед топили фашист­ ские корабли. Замечательные страницы в летопись нашей морской славы вписали катерники-североморцы дважды Герои Советского Союза Шабалин, Герои Совет­ ского Союза Курбатов. Осипов и другие. А сколько смелых вылазок во вражеский тыл совершил знаменитый отряд развед­ чиков. которым командовал дважды Герой Советского Союза Виктор Леонов! С особой силой проявились героизм и мастерство североморцев в ходе выполне­ ния десятого стратегического удара. Ко­ рабли Северного флота и морские пехо­ тинцы, тесно взаимодействуя с войсками Карельского фронта, нанесли тогда врагу сокрушительный удар. За осуществление этой замечательной операции североморцы дважды удостоились благодарности Вер­ ховного Главнокомандующего. Сейчас все военные моряки неустанно совершенствуют свои военные и полити­ ческие знания, овладевают современной боевой техникой, новым оружием, укреп­ ляют в своих рядах дисциплину и орга­ низованность, повышают боевую готов­ ность кораблей и подразделений. Замечательный образец морской выуч­ ки и культуры, -закалки и дисциплини­ рованности показал личный состав крей­ сера «Свердлов», побывавший в июне 1053 года в Англии. Мастерство и вы­ сокая культура советских моряков вызва­ ли всеобщее изумление и восхищение во время пребывания советских кораблей в Польше. Болгарии и Албании, в Финлян­ дии и Швеции. Вдали от родных берегов наши моряки с достоинством и честью пронесли свое высокое звание воина Во­ оруженных Сил Союза ССР. В обстановке огромного патриотиче­ ского под’ема наша страна празднует День Военно-Морского Флота СССР. Советские люди своим героическим трудом успешно развивают социалистическое хозяйство и культуру, укрепляют оборону Родины. Политика Коммунистической партии по строительству и укреплению Военно-Мор­ ского Флота, как составной части Воору­ женных Сил. отвечает жизненным ин­ тересам Советского Союза. Она направле­ на на обеспечение безопасности морских рубежей. Преданность советских моряков социа­ листической Родине находит свое прояв­ ление в любви к военной службе, к вве­ ренному им оружию , в верности боевым я революционным традициям Флота. На на­ ших кораблях и в подразделениях растут вяды передовых воинов — отличников боевой и политической подготовки, клас­ сных специалистов. Успехами в учебе и службе встречают День Военно-Морского Флота капитан-лейтенант Павлгок. мич­ маны Шахов и Теслекко, старшина 1 статьи Скоров, главный старшина Ку- чинский. старший матрос Гребкин и мно­ гие другие. Безбрежны просторы великой морокой державы — Союза Советских Социали­ стических Республик. На всех ее морях бдительно несут вахту по охране любимой Отчизны советские военные моряки. Грамотно эксплуатирует боевую тех­ нику старший матрос Леонид Журавлев. День Военно-Морского Флота он встре­ чает новыми успехами в учебе и служ ­ бе. НА СНИМКЕ: старший матрос Л е­ онид Журавлев на вахте у электриче­ ского щита. Фото И. Никишова. УЛоряки действовали четко, слаЖенно Обслуживание современной корабельной техники требу­ ет от военных моряков высоких теоретических зпаний и практических навыков. Только грамотный, хорошо подготов­ ленный воин может управлять сложными боевыми механиз­ мами и безаварийно их эксплуатировать. Это хорошо понимает старшина 2 статьи Башарин. Вот почему он не жалеет времени и сил для воспитания у под­ чиненных качеств, необходимых в современном бою. ...По кораблю раздается сигнал: «Начать тренировки на боевых постах». Моряки быстро разбегаются по местам. Старшина 2 статьи Башарин, как всегда, одним из первых докладывает о боевой готовности поста. В его отделении находится матрос Ахметханов. Во вре­ мя тренпровкп он -рано произвел боевой прием. В результате «противник» вышел из зоны обстрела зенитной артиллерии корабля. Старшине пришлось немало поработать с моряком. — Особенно точно надо действовать при появлении це­ ли, — учил он Ахметханова. На последних практических занятиях в море подчинен­ ные старшины 2 статьи Башарина показали отличную бое­ вую выучку. На всем протяжении похода они действовали четко и слаженно, не получив ни одного замечания от командира. При этом особенно отличился старший матрос Малинин. Старшина 2 статьи Башарин — активный помощник командира в деле обучения и лоспитания моряков. За безуп­ речную службу передовой моряк имеет много поощрений. Старшина 1 статьи Г. ТЮТЮКИН. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ \ Сердечное спасибо Наша родная Коммунистическая партия и Советское правительство большое вни­ мание уделяют развитию здравоохране­ ния, особенно в отдаленных районах c t j k i - пы. Мы, больные, находящиеся на излече­ нии в госпитале, ощущаем эту заботу ежеминутно. Здесь в небольшом здании все лечебные отделения и кабинеты хоро­ шо оборудованы и снабжены аппаратурой. В помещениях, коридорах чисто и уютно. В палатах — цветы, на окнах — зана­ вески, на полу — ковры. Для отдыха и культурного обслужива­ ния больных имеется клуб, где часто де­ монстрируются кинокартины, проводятся вечера самодеятельности, читаются докла­ ды. На днях, например, больные с боль­ шим интересом прослушали лекцию на тему: «Пути перехода от социализма к коммунизму». В госпитале имеется библиотека, в ко­ торой много политической и художествен­ ной литературы. Больные регулярно чи­ тают центральные и местные газеты, слу­ шают передачи по радио. Работники этого учреждения во главе с начальником госпиталя и главным врачом вложили немало труда и сил по улучше­ нию медицинского обслуживания и лече­ ния больных. Заслуженно пользуются ав­ торитетом в коллективе врачи и меди­ цинские сестры Б. Hoax, В. Козлов. В. Кузнецов. В. Аникеенко, Л. Мицкевич, X. Наумова, Н. Боброва. А. Павлова, А. Алимова, М. Березина. А. Лисян- ская, К. Брызгалова, М. Уварова, А. Зуева. Г. Савекова. а также К. Ка- литина, К. Белова, М. Заборщикова. М. Иназемцева, работники кабинетов А Рожкова. П. Сенопальникова. Н. Го­ ловкина. Л. Таланова, Ф. Красникова, А. Смирнова и многие друтие. Они чутко ч внимательно, с любовью и заботой от­ носятся к больным. Сердечное спасибо работникам госпита­ ля за их старательный груд. Мы глубоко благодарны нашей Комму­ нистической партии и Советскому прави­ тельству за воспитание кадров, овладев­ ших медицинской наукой. К. ГЛУШК0В, В. ВАЩЕНКО, Д. ВАСИЛЬЕВ. В. ГОРЧАКОВ, А. ГАВРИЛОВ. В. ЛЕВИН, И. ТРИФОНОВ, С. ЛОМАКИН. По следам наших выступлений «УЛУЧШИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМНАТЫ П0ЛИТПР0СВЕТРАБ0ТЫ» Под таким заголовком в нашей газете 25 июня было опубликовано письмо в ре­ дакцию матроса Н. Авдеева. Редакцией получен ответ о принятых мерах по этому письму. В частности, со­ общается, что совет комнаты политпро- светработы переизбран. В комнате уста­ новлено дежурство. Подшивки газет и журналов приведены в порядок. Пропагандисты обмениваются опытом 2. Рассказ по теме Успешное усвоение изучаемого материа­ ла слушателями зависит, главным обра­ зом, от умения руководителя группы пра­ вильно и доходчиво раз’яснить тему, от того, насколько будет содержательным и продуманным его рассказ. Не надеясь на «старый багаж», я всегда свою подготовку к рассказу н а г ­ нан» сразу же после семинарского занятия руководителей групп, где подробно дается методический инструктаж. Это помогает мне лучше уяснить цель занятия, значе­ ние его для повышения боевой и полити­ ческой подготовки воинов. Так. перед занятием по материалам сес­ сии Верховного Совета СССР (четзерг-го созыва) я изучил все документы, про­ чел выступления ряда депутатов на сес­ сии, подобрал интересные факты из их обстоятельных речей. подтверждаю­ щие отдельные положения докладов. Заня­ тия ет шлея вести таким образом, что­ бы глубоко раз’яснить каждый во­ прос изучаемой.темы. С этой целью я из­ лагал материал в строгой последователь­ ности, иллюстрировал общие политические положения конкретными примерами из жизни нашей страны и за рубежом, четко формулировал выводы. Чтобы убедиться, насколько доходчиво было мое раз'ясне- ние, как понимают меня слушатели, я время от времени обращался к воинам с вопросами. Это оживляло занятия. На протяжении всего занятия, где это необходимо было, делал сопоставления, ко­ торые помогали мне раскрыть смысл не­ которых фактов. Например, характеризуя рост промышленной продукции в СССР и ь капиталистических странах, я сообщил, что об’ем промышленного производства в нашей стране за последние 22 года вы­ рос почти в 13 раз, в то время как про­ мышленное производство США долгие го­ ды топталось на месте и увеличилось все­ го лишь в 2 раза, и то в результате уси­ ленной гонки вооружения. Что же ка­ сается промышленной продукции А н г л и и , то она выросла за этот петиод на 60 проц., Италии — ш 34 проп. и Франции — лишь на 4 проц. Далее я использовал диаграмму, рас­ сказал слушателям о росте национально­ го дохода в СССР, показал, что этот доход в нашей стране распределяется в интере­ сах народных масс, привел цифры о рас­ пределении национального дохода в по­ следние четыре года. Эти цифры я срав­ нил с показателями распределения нацио­ нального дохода в капиталистических странах. Значительную часть времени посвя­ тил раз’яснению задач дальнейшего укре­ пления обороноспособности нашей Роди­ ны, особенно подчеркнув, что каждый со­ ветский воин, на каком бы посту он ни находился, должен честно выполнять воин­ ский долг, активно участвовать в укрепле­ нии обороны нашей страны. Своей отлич­ ной учебой, высокой дисциплиной, ревно­ стным выполнением служебных обязанно­ стей воины повышают боевую готовность подразделения, следовательно и всех Со­ ветских Вооруженных Сил. И, наоборот, любое нарушение дисциплины, притупле­ ние бдительности, нерадивость в учебе на­ носят ущерб нашему общему делу. Здесь же я поставил в пример отличников под­ разделения старшего матроса Скоринова, матроса Васильковского н призвал всех слушателей настойчиво добиваться новых успехов в боевой и политической учебе. Проводя политические занятия с матро­ сами. стараюсь как можно чаще обра­ щаться к произведениям советских писа­ телей, к созданным ими художественным образах, чтобы глубже довести до созна­ ния воинов основные положения изучае­ мой на политзанятиях темы. Так. когда я проводил рассказ по теме: «Советские Вооруженные Силы в Великой Отечественной войне», напомнил слуша­ телям о героизме советских воинов, особо остановился на бессмертном подвпге Алек­ сандра Матросова. Для этого использо­ вал отрывки из книги П. Журбы «Рядо­ вой Александв Матросов». Записал сз- б?1 слова, принадлежащие А. Матросову: «Комсомол — первый помощник партии. А партия руководит борьбой за комму­ низм и счастье всех трудящихся. Пусть партия, комсомол и меня считают надеж­ ным бойцо.:. Верьте совести, не подведу». Приведя отрывок из книги, я зачитал затем строки из приказа II. В. Сталина: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской добле­ сти и героизма для всех воинов Красной Армии». В качестве примера нерушимой верно­ сти советских воинов Родине, их мужест­ ва и стойкости рассказал слушателям о герое замечательной книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». И хотя многие матросы читали раньше эту книгу, видно было, что они с большим внимани­ ем слушают рассказ о летчике -Мересьеве, у них рождается стремление быть похо­ жими на войнов-героев. Большой популярностью среди воинов подразделения пользуется роман А. Пер- венцева «Честь смолоду». Я заговор и об этой книге на политзанятии, когда :.ас- сказывал о дружбе и товариществе воинов в период Великой Отечественной войны. Большая дружба двух командиров Сергея Логунова и Виктора Неходы показана в книге очень ярко. Этим примером я про­ иллюстрировал положение о взаимной по­ мощи н выручке в бою, как одной аз за­ мечательных традиций советских воинов. Рассказывая о высокой бдительности воинов, использовал книгу Н. Шпанова «Заговорщики». Книга содержит большой фактический материал об антисоветской деятельности империалистов США. о ко­ варных методах шпионско-диверсионной работы иностранных разведок. Примеры из этого произведения помогли мне доход­ чивее рассказать воинам о том, что запра­ вилы США и пх сателлиты не брезгуют никакими средствами в своем стремлении нанести ущерб нашему государству. В целом ряде других случаев обращал­ ся я к образам художественной литерату­ ры, всегда стремился найти яркую и убе­ дительную иллюстрацию тех положений, которые излагал на занятии. Руководитель группы политзанятий, по моему мнению, обязан не только сам ис­ пользовать художественную литературу в своей пропагандистской заботе, но вместе с тем развивать у слушателей любовь к книге и умение увязывать содержание прочитанных ими книг с учебой, с жизнью, с конкретными задачами. Свой рассказ по теме стараюсь изла­ гать понятным языком, никогда не говорю книжными словами, избегаю чтения кон­ спекта. Слова М. П. Калинина по этому вопро­ су следует помнить каждому пропаганди­ сту. Он говорил: «А знаете, что значит говорить готовой Фразой? Это значит, что ваша мысль не работает, а работает лишь язык. Готг*В'й Фразой вы впечатления на людей не про­ изведете. Не произведете потому, что ее и без вас знают... Каждый должен стремить­ ся говорить своим языком, языком, какой ему мать дала. Самый лучший язык — материнский язык, поверьте моей со­ вести». Если мы всегда будем следовать совету выдающегося пропагандиста идей марк­ сизма-ленинизма. то наши рассказы всег­ да будут глубоко доходить до сознания и убеждать каждого слушателя группы. В конце своего рассказа по теме я де­ лаю выводы и останавливаюсь на задачах подразделения. Затем оставляю несколько минут на вопросы. В заключение даю список литературы для самостоятельной работы. Лейтенант В. ДУДАРЕНК0. Воины повышают свои политические знания Когда матрос Власов впервые приступал к изучению истории партии, он спросил своего руководителя группы: — Товарищ капитан-лейтенант, смогу ли я хорошо изучить тему? — Конечно, — ответил пропагандист. — Только нужно потрудиться. Моряк добросовестно взялся за учебу. Он использовал каждую свободную мину- т> для чтения рекомендованной литерату­ ры. Некоторые вопросы он не мог деталь­ но уяснить. Тогда воин обращался к руко­ водителю группы или его помощнику. По совету офицера Власов использовал наглядные пособия, прочитал ряд статей в помощь слушателям политических заня­ тий. Выступая на беседе, матрос показал хорошие знания. Так матрос Власов, преодолевая труд­ ности, повышает свои политические зна­ ния. Его примеру следуют другие слушатели группы. Они также много работают над изучением истории партии, знание кото­ рой помогает им в боевой учебе. Матрос И. БЕСПАЛОВ. В передовом отделении Матросы отделения собрались на заня­ тия по огневой подготовке. — Тема нашего занятия, — оказал командир отделения старшина 2 статьи Митривели, — отработка наводки ору­ жия. Материальная часть нами уже изу­ чена, проводились занятия и по наводке. Но еще не все добились отличных ре­ зультатов. Особенно много нужно трени­ роваться старшему матросу Пинкевичу. К станку уверенно подходит отличник боевой и политической подготовки стар­ ший матрос Ильченко. Он действует сно- 1 К?висто. — Упралшение выполнено отлично! — отмечает командир отделения. У станка — старший матрос Пинке- вич. Старшина сразу замечает ошибку, допущенную воином. — Вы слабо прижимаете приклад к плечу, а при стрельбе это отражается на результатах. Повторите еще раз. Воин быстро устраняет недостаток. Перед стрельбой командир еше раз ин­ структирует воинов. Вот матросы и на огневом рубеже. Раздается команда: — Огонь! Поймав мишень на мушку, старший матрос Панфил плавно нажимает на с п у ­ с к о в о й крючок. Воздух разрезает авто­ матная очередь. — Отлично! — сообщает матрос Попов и поздравляет товарища с устте.таным вы­ полнением стрелкового упражнения. На «отлично» выполнили упражнение старшие матросы Пинкевич. Ильченко, Лебедев и матрос Попов. Остальные вы­ полнили задачу на «хорошо». Первое место в подразделении по стрельбе заняло отделение старшины 2 статьи Митривели. Отделение старшины 2 статьи Митри­ вели по праву считается передовым в подразделении. Это дружный и сплочен­ ный коллектив, где матросы помогают ДРУГ друпу в боевой и политической noi- готовке. Однажды старший матрос Лебедев при­ шел из увольнения в нетрезвом виде. Сурово критиковали его товарищи-комсо­ мольцы за позорящий воинскую честь поступок, который наложил пятно па все отделение. Стыдно Лебедеву было смот­ реть в глаза своим товарищам. Воин дат слово, что впредь не допустит подобных случаев и станет передовиком. Свое сло­ во он сдержал. Командир отделения Митривели — уме­ лый воспитатель воинов. Как-то старший матрос Степанов встретился с трудностя­ ми при изучении материала на полити­ ческих занятиях. За помощью он обратил­ ся к старшине. — Давайте разберем вместе. — пред­ ложил командир отделения. Он помог подчиненному выяснить непонятные во- тч>сы. На политзанятиях Степанов полу­ чил хорошую оценку. Так. строго контролируя учебу и служ­ бу матросов отделения, вникая в их жизнь, оказывая им своевременную по­ мощь. старшина добился такого положе­ ния. что в отделении нет нарушителей воинской дисциплины. Все его подчинен­ ные успешно выполняют поставленные задачи. Это достигнуто благодаря точному выполнению каждым матросом требова­ ний уставов и Военной присяги. — Делайте, как я! — часто говорит командир отделения своим подчиненным. Большое внимание уделяет старшина 2 статьи Митривели физическому воспи­ танию матросов. В отделении все воины— значкисты ГТ0. Лучшим спортсменом яв­ ляется сам командир отделения. Старшина 2 статьи Митривели уже третий год подряд является отличником боевой и политической подготовки. Не­ смотря на то, что личный состав в отде­ лении меняется, ряды передовых воинов растут. Стали отличниками старшие ма­ тросы Ильченко и Лебедев. Идя навстречу Дню Военно-Морского Флота, командно и его подчиненные до* биваются новых успехов в боевой и по­ литической подготовке. Старший матрос Н. СИД0РУК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz