На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
fT а с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 июля 1954 г.. №. 172 (5014). Наша Родина— великая морская держава Нот ил аомном т.-пн» страны обширней и богаче. чем наша Родина — Союз Совет ских Социалистических Республик. Ее территории в тр и раза оолыпе Соединен ных Штатов Америки, в четыре раза пре восходит площадь всех стран Западной Европы и в девяносто раз больше Англии. Ид неоп'ятнмх просторах Советской От чизны живут сг/модные, счастливые лю ди, посвятившие все твои силы, вое свои способности и таланты служению вели- Kcii поли — <*троительству коммунизма. Счастье советского человека, его покой и мирный т р у д днем и ночью зорко ох раняют воины Сооруженных Сил СССР. Более чем на 00 тысяч километров, пре вышая в полтора раза длину земного эк ватора, протянулась государственная граница страны Советов. Лишь на одну Tj’CTb наши границы сухопутные, более чем на две трети — морские. II всюду, где море омывает берега на шей Родины, боевые корабли Военно- Морского Флота СССР несут зоркую вах ту. оберегая священную неприкосновен ность морских рубежей Советского госу дарства. •сг * tr СССР — великая морская держава. Он имеет выход в три океана — Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий. Че тырнадцать морей омывают берега совет ской земли: Баренцево. Белое, Клрское, море Лаптевых. Восточно-Сибирское и Чукотское, Балтийское. Черное и Азов ское, Берингово, Охотское и Японское. Закрытыми морями являются Каспийское и Аральское. С древних времен предки наши — сла вяне занимались мореплаванием, умели строить прекрасные суда и вести на них сражения с врагами. Русский человек любит море. Оно сродни его смелой и жаждущей подвига натуре. Морская куль тура русского народа имеет свои истоки в более глубокой древности, чем морская культура многих западных стран. 0 мор ской славе и доблести наших предков сви детельствуют многочисленные памятники прошлого. Еще в I веке нашей эры Плиний Стар ший писал в своей «Естественной исто рии» о славянах, заселявших побережье Балтийского моря и берега Вислы. Пись менные источники, относящиеся к VI— VII векам, говорят, что славяне вели оживленную торговлю на море. Отважные мореплаватели-анты (юго-западная ветвь восточных славян) совершали далекие походы в Средиземное море. Они побыва ли в Малой Азии и Салониках, на острове Крит, во многих районах Адриатического, Эгейского и Мраморного морей. На Балти ке славяне владели побережьем от Дании до Гданьска. Они считались такими же хозяевами Балтийского моря, как пгведы и датчане. В истории сохранились неопро вержимые данные о том. что анты достиг- ли Англии и создали там свои поселения. Позднее смело бороздили океанские во ды новгородские мореходы. Их суда быва ли на Гогланде, в Любеке, в Швеции, в Дании, совершали плавание в Атлантиче ский океан. Средиземное и Черное моря. В поисках пушнины новгородцы продви гались на север. Они достигли Белого, а затем и «Студеного моря» (Северного Ледовитого океана), поселились на Коль ском полуострове. Им пришлось преодо леть огромные трудности в достижении своей цели. Суда бесстрашных новгород цев были первыми судами, которые про шли через Белое и Баренцово моря. В XII веке новгородские мореходы от крыли неведомую сушу, названную ими Грумант (Шпицберген). Здесь воды изо биловали рыбой, и новгородцы ходили сюда на промысел. Плавание на Грумант было обычным делом русских помолов. Начиная с XIV века, сотни лет промыш ляли на Груманте поколения поморов Старостиных, Корниловых, Рахмановых, Герасимовых. Пашковых, Пашиных, Гвоз- даревых и других. Таким образом, задолго до голландца Виллема Баренца русские от крыли Шпицберген. И напрасны попытка иностранных историков и географов, стре мящихся отнять у России первенство открытия этого архипелага. Сохранившиеся до наших дней доку менты и предания свидетельствуют о том, что задолго до того, как иностранцы впервые проникли в Баренцово море, вус- екпе совершали по нему Дальние походы вокруг Северной Европы. Например, в 1412 году русские суда прошли в Се верную Норвегию по Белому и Баренцову морям. Нашему народу принадлежит честь от крытия и освоения Тихоокеанского по бережья. В 1581 году начался поход Ер мака в Сибирь. Пятьдесят лет спустя русские люди из отряда Ивана Москвитп- нг дошли до Тихого океана и основали на побережье Охотского моря первое рус ское поселение. В 1648— 1649 годах си бирский казак Дежнев, идя вокруг Чу котского полуострова, первым в мире пре одолел морской пролив между Азией и Америкой. Историческую летопись замечательных подвигов русских людей представляет со бой карта Дальнего Востока. Первенство в открытии и освоении Тихоокеанского побережья Азии и Северной Америки Вице-адмирал Н. И. ШИБАЕВ , начальник штаба Северного флота принадлежит Дежневу. Пояркову, Хаба рову. Атласову. Чирикову и многим дру гим. В этих пустынных в то время ме стах они заложили основы для культур ного и хозяйственного развития. Много сделали наши соотечественники для изучения и освоения Северного Ледо витого океана. В этой связи первым должно быть названо имя Михаила Ва сильевича Ломоносова. Неизмеримый вклад1 в мировую географическую науку внесли прославленные моряки Малыгин. Овцын, братья Лаптевы, Челюскин. Седов. В 1803— 1806 годах русские моряки П. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лпсянскиц провели первую отечественную кругосвет ную экспедицию. Ценный вклад в отече ственную мировую науку внесли также кругосветные экспедиции прославленных мореходов Головнина, Литке, Лазарева, Станюковича, Коцебу. Невельского. 17 ян варя 1821 года русские моряки открыли новую часть света — Антарктиду. На карте Тихого океана. Арктики и Антарк тиды в XIX и XX веках появились новые русские имена — названия островов, проливов и мысов, открытых нашими мо ряками. В результате естественного хода исто рии Россия становилась великой мор ской держа>вой. Понятно, что постепенно крепло и оттачивалось могущество рус ского морского ор»ужия. Высоко подняли отечественное военно-морское искусство выдающиеся русские флотоводцы — Петр I. адмиралы Г. А. Спиридов. Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, Г. П. Бутаков и С. 0. Ма каров. Их флотоводческое искусство но сило в себе черты неутомимой боевой ак тивности, решительности, смелого творче ства и новаторства. Боевая история наше го Флота изобилует многочисленными при мерами воинской доблести, мужества, ма стерства и отличной выучки моряков. В летопись русской морской славы золоты ми буквами вписаны такие блистательные операции нашего флота, как Гангутская. Здесь в единоборстве с мощным по тому времени шведским флотом совсем еще молодой петровский Флот одержал решаю щую победу. Навсегда сохранятся в па мяти народа блестящие победы русского Флота при Чесме, Калиакрии и Синопе. Наша Родина замечательна не только длиной морских границ. необ’ятными водными пространствами, легендарной от вагой своих сыновей, подвигами знаме нитых исследователей и флотоводцев. Она выдвинула целую плеяду выдающихся кораблестроителей, изобретателей слож нейших приборов, вооружения кораблей и береговой обороны, конструкторов самоле тов. Среди них следует в первую очередь назвать И. Ф. Александрояюкого. Б. С. Якоби. А. С. Попова, С. 0. Макарова, А. Н. Крылова, которые даже в тяжелых условиях царизма св оим и открытиями и изобретениями опередили многих деятелей зарубежной науки и техники. Самоотверженная деятельность русских мореплавателей не находила поддержки в смутное время царского самодержавия у «сильных мира сего». Лишь после Ве ликой Октябрьской социалистической ре волюции благодаря заботе Коммунистиче ской партии получили осуществление смелые планы передовых ученых и море плавателей. Свято хранит в памяти наш народ славные революционные традиции рус ского флота. Мы гордимся предками свои ми, много сделавшими для того. чтобы приблизить пролетарскую революцию ад имя создания первого в мире государства рабочих и крестьян. В декабрьском восстании на Сенатской площади в 1825 году активно участвова ли военные моряки. Вместе с восставши ми воинскими частями почти целиком вышел против самодержавия Гвардейский флотский экипаж, в рядах которого на считывалось более тысячи матросов. Революционное движение в военно-мор ском флоте усилилось после создания марксистских кружков в России. Первым массовым революционным выступлением в армии и флоте, повысившим активность моряков других флотов, было выступление матросов броненосца «Потемкин». Моряки принимали активное участие в подготов ке и проведении Октябрьского вооружен ного восстания. Залпы легендарного крей сера «Аврора» возвестили всему миру о начале новой эры — эры социалистиче ской революции. Моряки героически сра жались на всех фронтах гражданской вой ны, отстаивая свое рабоче-крестьянское государство. Горячая любовь к своей Родине всегда управляла всеми деяниями передо вых людей российского флота. Их девизом могли бы стать слова великого революци- опера-демократа Н. Г. Чернышевского: «Историческое значение каждого рус ского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма». Эти замечательные качества русских людей ярко расцвели на благодатной поч- зе советской действительности. История отечественного флота все время попол няется новыми прекрасными подвигами советских моряков, новыми изобретениями и о т к р ы т и я м и во имя своего Отечества. Могущество советского Военно-Морс-кого Флота с особой силой проявилось в годы Великой Отечественной войны. Боевая де ятельность наших моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, вы сокой активностью и воинским мастерст вом. Моряки всех специальностей воспри няли и развили в^е ценное из вековых традиций р усск ого Флота. На Балтийском. Черном и Баренцевом м о р я х , на Волге. Дунае и Днепре совет ские моряки за четыре года войны впи сали новые страницы в книгу русской морской славы. Наш Флот до конца вы полнил свой долг перед Советской Ро диной. В годы Великой Отечественной войны североморцы, как и все советские моряки, вьовь показали всему миру, что они яв ляются достойными потомками своих заме чательных предков, много «веков назад первыми бороздившими воды сурового Ба ренцева моря. Моряки нашего флота, как подлинные хозяева своей Родины, с упор ством и мужеством защищали poinoe мо ре. В боях и походах тысячи матросов, старшин и офицеров ратными подвигами приумножили славу Военно-морского Фла га СССР. Плечом к плечу с воинами Советской! Армии североморцы защищали роднооЦ Заполярье. В этих сражениях замечатель ным подвигом навеки обессмертил свое имя рядовой боец морской пехоты Иван Сивко. Отважно сражался с вратами бесстрашный советский сокол Борис Са фонов. за подвиги свои удостоенный bbi - сокого и почетного звания дважды Героя Советского Союза. Мужественно дрались с Фашистами наши славные подводники Герои Советского Союза Гаджиев. Кольгш- ккн. Стариков. Лунин, Фисанович и мно гие другие. Стремительные торпедные удары по вражеским кораблям наносили североморские катерники. Днем и ночью, в любую погоду они выходили в море и меткими ударами торпед топили фашист ские корабли. Замечательные страницы в летопись нашей морской славы вписали катерники-североморцы дважды Герои Советского Союза Шабалин, Герои Совет ского Союза Курбатов. Осипов и другие. А сколько смелых вылазок во вражеский тыл совершил знаменитый отряд развед чиков. которым командовал дважды Герой Советского Союза Виктор Леонов! С особой силой проявились героизм и мастерство североморцев в ходе выполне ния десятого стратегического удара. Ко рабли Северного флота и морские пехо тинцы, тесно взаимодействуя с войсками Карельского фронта, нанесли тогда врагу сокрушительный удар. За осуществление этой замечательной операции североморцы дважды удостоились благодарности Вер ховного Главнокомандующего. Сейчас все военные моряки неустанно совершенствуют свои военные и полити ческие знания, овладевают современной боевой техникой, новым оружием, укреп ляют в своих рядах дисциплину и орга низованность, повышают боевую готов ность кораблей и подразделений. Замечательный образец морской выуч ки и культуры, -закалки и дисциплини рованности показал личный состав крей сера «Свердлов», побывавший в июне 1053 года в Англии. Мастерство и вы сокая культура советских моряков вызва ли всеобщее изумление и восхищение во время пребывания советских кораблей в Польше. Болгарии и Албании, в Финлян дии и Швеции. Вдали от родных берегов наши моряки с достоинством и честью пронесли свое высокое звание воина Во оруженных Сил Союза ССР. В обстановке огромного патриотиче ского под’ема наша страна празднует День Военно-Морского Флота СССР. Советские люди своим героическим трудом успешно развивают социалистическое хозяйство и культуру, укрепляют оборону Родины. Политика Коммунистической партии по строительству и укреплению Военно-Мор ского Флота, как составной части Воору женных Сил. отвечает жизненным ин тересам Советского Союза. Она направле на на обеспечение безопасности морских рубежей. Преданность советских моряков социа листической Родине находит свое прояв ление в любви к военной службе, к вве ренному им оружию , в верности боевым я революционным традициям Флота. На на ших кораблях и в подразделениях растут вяды передовых воинов — отличников боевой и политической подготовки, клас сных специалистов. Успехами в учебе и службе встречают День Военно-Морского Флота капитан-лейтенант Павлгок. мич маны Шахов и Теслекко, старшина 1 статьи Скоров, главный старшина Ку- чинский. старший матрос Гребкин и мно гие другие. Безбрежны просторы великой морокой державы — Союза Советских Социали стических Республик. На всех ее морях бдительно несут вахту по охране любимой Отчизны советские военные моряки. Грамотно эксплуатирует боевую тех нику старший матрос Леонид Журавлев. День Военно-Морского Флота он встре чает новыми успехами в учебе и служ бе. НА СНИМКЕ: старший матрос Л е онид Журавлев на вахте у электриче ского щита. Фото И. Никишова. УЛоряки действовали четко, слаЖенно Обслуживание современной корабельной техники требу ет от военных моряков высоких теоретических зпаний и практических навыков. Только грамотный, хорошо подготов ленный воин может управлять сложными боевыми механиз мами и безаварийно их эксплуатировать. Это хорошо понимает старшина 2 статьи Башарин. Вот почему он не жалеет времени и сил для воспитания у под чиненных качеств, необходимых в современном бою. ...По кораблю раздается сигнал: «Начать тренировки на боевых постах». Моряки быстро разбегаются по местам. Старшина 2 статьи Башарин, как всегда, одним из первых докладывает о боевой готовности поста. В его отделении находится матрос Ахметханов. Во вре мя тренпровкп он -рано произвел боевой прием. В результате «противник» вышел из зоны обстрела зенитной артиллерии корабля. Старшине пришлось немало поработать с моряком. — Особенно точно надо действовать при появлении це ли, — учил он Ахметханова. На последних практических занятиях в море подчинен ные старшины 2 статьи Башарина показали отличную бое вую выучку. На всем протяжении похода они действовали четко и слаженно, не получив ни одного замечания от командира. При этом особенно отличился старший матрос Малинин. Старшина 2 статьи Башарин — активный помощник командира в деле обучения и лоспитания моряков. За безуп речную службу передовой моряк имеет много поощрений. Старшина 1 статьи Г. ТЮТЮКИН. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ \ Сердечное спасибо Наша родная Коммунистическая партия и Советское правительство большое вни мание уделяют развитию здравоохране ния, особенно в отдаленных районах c t j k i - пы. Мы, больные, находящиеся на излече нии в госпитале, ощущаем эту заботу ежеминутно. Здесь в небольшом здании все лечебные отделения и кабинеты хоро шо оборудованы и снабжены аппаратурой. В помещениях, коридорах чисто и уютно. В палатах — цветы, на окнах — зана вески, на полу — ковры. Для отдыха и культурного обслужива ния больных имеется клуб, где часто де монстрируются кинокартины, проводятся вечера самодеятельности, читаются докла ды. На днях, например, больные с боль шим интересом прослушали лекцию на тему: «Пути перехода от социализма к коммунизму». В госпитале имеется библиотека, в ко торой много политической и художествен ной литературы. Больные регулярно чи тают центральные и местные газеты, слу шают передачи по радио. Работники этого учреждения во главе с начальником госпиталя и главным врачом вложили немало труда и сил по улучше нию медицинского обслуживания и лече ния больных. Заслуженно пользуются ав торитетом в коллективе врачи и меди цинские сестры Б. Hoax, В. Козлов. В. Кузнецов. В. Аникеенко, Л. Мицкевич, X. Наумова, Н. Боброва. А. Павлова, А. Алимова, М. Березина. А. Лисян- ская, К. Брызгалова, М. Уварова, А. Зуева. Г. Савекова. а также К. Ка- литина, К. Белова, М. Заборщикова. М. Иназемцева, работники кабинетов А Рожкова. П. Сенопальникова. Н. Го ловкина. Л. Таланова, Ф. Красникова, А. Смирнова и многие друтие. Они чутко ч внимательно, с любовью и заботой от носятся к больным. Сердечное спасибо работникам госпита ля за их старательный груд. Мы глубоко благодарны нашей Комму нистической партии и Советскому прави тельству за воспитание кадров, овладев ших медицинской наукой. К. ГЛУШК0В, В. ВАЩЕНКО, Д. ВАСИЛЬЕВ. В. ГОРЧАКОВ, А. ГАВРИЛОВ. В. ЛЕВИН, И. ТРИФОНОВ, С. ЛОМАКИН. По следам наших выступлений «УЛУЧШИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМНАТЫ П0ЛИТПР0СВЕТРАБ0ТЫ» Под таким заголовком в нашей газете 25 июня было опубликовано письмо в ре дакцию матроса Н. Авдеева. Редакцией получен ответ о принятых мерах по этому письму. В частности, со общается, что совет комнаты политпро- светработы переизбран. В комнате уста новлено дежурство. Подшивки газет и журналов приведены в порядок. Пропагандисты обмениваются опытом 2. Рассказ по теме Успешное усвоение изучаемого материа ла слушателями зависит, главным обра зом, от умения руководителя группы пра вильно и доходчиво раз’яснить тему, от того, насколько будет содержательным и продуманным его рассказ. Не надеясь на «старый багаж», я всегда свою подготовку к рассказу н а г нан» сразу же после семинарского занятия руководителей групп, где подробно дается методический инструктаж. Это помогает мне лучше уяснить цель занятия, значе ние его для повышения боевой и полити ческой подготовки воинов. Так. перед занятием по материалам сес сии Верховного Совета СССР (четзерг-го созыва) я изучил все документы, про чел выступления ряда депутатов на сес сии, подобрал интересные факты из их обстоятельных речей. подтверждаю щие отдельные положения докладов. Заня тия ет шлея вести таким образом, что бы глубоко раз’яснить каждый во прос изучаемой.темы. С этой целью я из лагал материал в строгой последователь ности, иллюстрировал общие политические положения конкретными примерами из жизни нашей страны и за рубежом, четко формулировал выводы. Чтобы убедиться, насколько доходчиво было мое раз'ясне- ние, как понимают меня слушатели, я время от времени обращался к воинам с вопросами. Это оживляло занятия. На протяжении всего занятия, где это необходимо было, делал сопоставления, ко торые помогали мне раскрыть смысл не которых фактов. Например, характеризуя рост промышленной продукции в СССР и ь капиталистических странах, я сообщил, что об’ем промышленного производства в нашей стране за последние 22 года вы рос почти в 13 раз, в то время как про мышленное производство США долгие го ды топталось на месте и увеличилось все го лишь в 2 раза, и то в результате уси ленной гонки вооружения. Что же ка сается промышленной продукции А н г л и и , то она выросла за этот петиод на 60 проц., Италии — ш 34 проп. и Франции — лишь на 4 проц. Далее я использовал диаграмму, рас сказал слушателям о росте национально го дохода в СССР, показал, что этот доход в нашей стране распределяется в интере сах народных масс, привел цифры о рас пределении национального дохода в по следние четыре года. Эти цифры я срав нил с показателями распределения нацио нального дохода в капиталистических странах. Значительную часть времени посвя тил раз’яснению задач дальнейшего укре пления обороноспособности нашей Роди ны, особенно подчеркнув, что каждый со ветский воин, на каком бы посту он ни находился, должен честно выполнять воин ский долг, активно участвовать в укрепле нии обороны нашей страны. Своей отлич ной учебой, высокой дисциплиной, ревно стным выполнением служебных обязанно стей воины повышают боевую готовность подразделения, следовательно и всех Со ветских Вооруженных Сил. И, наоборот, любое нарушение дисциплины, притупле ние бдительности, нерадивость в учебе на носят ущерб нашему общему делу. Здесь же я поставил в пример отличников под разделения старшего матроса Скоринова, матроса Васильковского н призвал всех слушателей настойчиво добиваться новых успехов в боевой и политической учебе. Проводя политические занятия с матро сами. стараюсь как можно чаще обра щаться к произведениям советских писа телей, к созданным ими художественным образах, чтобы глубже довести до созна ния воинов основные положения изучае мой на политзанятиях темы. Так. когда я проводил рассказ по теме: «Советские Вооруженные Силы в Великой Отечественной войне», напомнил слуша телям о героизме советских воинов, особо остановился на бессмертном подвпге Алек сандра Матросова. Для этого использо вал отрывки из книги П. Журбы «Рядо вой Александв Матросов». Записал сз- б?1 слова, принадлежащие А. Матросову: «Комсомол — первый помощник партии. А партия руководит борьбой за комму низм и счастье всех трудящихся. Пусть партия, комсомол и меня считают надеж ным бойцо.:. Верьте совести, не подведу». Приведя отрывок из книги, я зачитал затем строки из приказа II. В. Сталина: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской добле сти и героизма для всех воинов Красной Армии». В качестве примера нерушимой верно сти советских воинов Родине, их мужест ва и стойкости рассказал слушателям о герое замечательной книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». И хотя многие матросы читали раньше эту книгу, видно было, что они с большим внимани ем слушают рассказ о летчике -Мересьеве, у них рождается стремление быть похо жими на войнов-героев. Большой популярностью среди воинов подразделения пользуется роман А. Пер- венцева «Честь смолоду». Я заговор и об этой книге на политзанятии, когда :.ас- сказывал о дружбе и товариществе воинов в период Великой Отечественной войны. Большая дружба двух командиров Сергея Логунова и Виктора Неходы показана в книге очень ярко. Этим примером я про иллюстрировал положение о взаимной по мощи н выручке в бою, как одной аз за мечательных традиций советских воинов. Рассказывая о высокой бдительности воинов, использовал книгу Н. Шпанова «Заговорщики». Книга содержит большой фактический материал об антисоветской деятельности империалистов США. о ко варных методах шпионско-диверсионной работы иностранных разведок. Примеры из этого произведения помогли мне доход чивее рассказать воинам о том, что запра вилы США и пх сателлиты не брезгуют никакими средствами в своем стремлении нанести ущерб нашему государству. В целом ряде других случаев обращал ся я к образам художественной литерату ры, всегда стремился найти яркую и убе дительную иллюстрацию тех положений, которые излагал на занятии. Руководитель группы политзанятий, по моему мнению, обязан не только сам ис пользовать художественную литературу в своей пропагандистской заботе, но вместе с тем развивать у слушателей любовь к книге и умение увязывать содержание прочитанных ими книг с учебой, с жизнью, с конкретными задачами. Свой рассказ по теме стараюсь изла гать понятным языком, никогда не говорю книжными словами, избегаю чтения кон спекта. Слова М. П. Калинина по этому вопро су следует помнить каждому пропаганди сту. Он говорил: «А знаете, что значит говорить готовой Фразой? Это значит, что ваша мысль не работает, а работает лишь язык. Готг*В'й Фразой вы впечатления на людей не про изведете. Не произведете потому, что ее и без вас знают... Каждый должен стремить ся говорить своим языком, языком, какой ему мать дала. Самый лучший язык — материнский язык, поверьте моей со вести». Если мы всегда будем следовать совету выдающегося пропагандиста идей марк сизма-ленинизма. то наши рассказы всег да будут глубоко доходить до сознания и убеждать каждого слушателя группы. В конце своего рассказа по теме я де лаю выводы и останавливаюсь на задачах подразделения. Затем оставляю несколько минут на вопросы. В заключение даю список литературы для самостоятельной работы. Лейтенант В. ДУДАРЕНК0. Воины повышают свои политические знания Когда матрос Власов впервые приступал к изучению истории партии, он спросил своего руководителя группы: — Товарищ капитан-лейтенант, смогу ли я хорошо изучить тему? — Конечно, — ответил пропагандист. — Только нужно потрудиться. Моряк добросовестно взялся за учебу. Он использовал каждую свободную мину- т> для чтения рекомендованной литерату ры. Некоторые вопросы он не мог деталь но уяснить. Тогда воин обращался к руко водителю группы или его помощнику. По совету офицера Власов использовал наглядные пособия, прочитал ряд статей в помощь слушателям политических заня тий. Выступая на беседе, матрос показал хорошие знания. Так матрос Власов, преодолевая труд ности, повышает свои политические зна ния. Его примеру следуют другие слушатели группы. Они также много работают над изучением истории партии, знание кото рой помогает им в боевой учебе. Матрос И. БЕСПАЛОВ. В передовом отделении Матросы отделения собрались на заня тия по огневой подготовке. — Тема нашего занятия, — оказал командир отделения старшина 2 статьи Митривели, — отработка наводки ору жия. Материальная часть нами уже изу чена, проводились занятия и по наводке. Но еще не все добились отличных ре зультатов. Особенно много нужно трени роваться старшему матросу Пинкевичу. К станку уверенно подходит отличник боевой и политической подготовки стар ший матрос Ильченко. Он действует сно- 1 К?висто. — Упралшение выполнено отлично! — отмечает командир отделения. У станка — старший матрос Пинке- вич. Старшина сразу замечает ошибку, допущенную воином. — Вы слабо прижимаете приклад к плечу, а при стрельбе это отражается на результатах. Повторите еще раз. Воин быстро устраняет недостаток. Перед стрельбой командир еше раз ин структирует воинов. Вот матросы и на огневом рубеже. Раздается команда: — Огонь! Поймав мишень на мушку, старший матрос Панфил плавно нажимает на с п у с к о в о й крючок. Воздух разрезает авто матная очередь. — Отлично! — сообщает матрос Попов и поздравляет товарища с устте.таным вы полнением стрелкового упражнения. На «отлично» выполнили упражнение старшие матросы Пинкевич. Ильченко, Лебедев и матрос Попов. Остальные вы полнили задачу на «хорошо». Первое место в подразделении по стрельбе заняло отделение старшины 2 статьи Митривели. Отделение старшины 2 статьи Митри вели по праву считается передовым в подразделении. Это дружный и сплочен ный коллектив, где матросы помогают ДРУГ друпу в боевой и политической noi- готовке. Однажды старший матрос Лебедев при шел из увольнения в нетрезвом виде. Сурово критиковали его товарищи-комсо мольцы за позорящий воинскую честь поступок, который наложил пятно па все отделение. Стыдно Лебедеву было смот реть в глаза своим товарищам. Воин дат слово, что впредь не допустит подобных случаев и станет передовиком. Свое сло во он сдержал. Командир отделения Митривели — уме лый воспитатель воинов. Как-то старший матрос Степанов встретился с трудностя ми при изучении материала на полити ческих занятиях. За помощью он обратил ся к старшине. — Давайте разберем вместе. — пред ложил командир отделения. Он помог подчиненному выяснить непонятные во- тч>сы. На политзанятиях Степанов полу чил хорошую оценку. Так. строго контролируя учебу и служ бу матросов отделения, вникая в их жизнь, оказывая им своевременную по мощь. старшина добился такого положе ния. что в отделении нет нарушителей воинской дисциплины. Все его подчинен ные успешно выполняют поставленные задачи. Это достигнуто благодаря точному выполнению каждым матросом требова ний уставов и Военной присяги. — Делайте, как я! — часто говорит командир отделения своим подчиненным. Большое внимание уделяет старшина 2 статьи Митривели физическому воспи танию матросов. В отделении все воины— значкисты ГТ0. Лучшим спортсменом яв ляется сам командир отделения. Старшина 2 статьи Митривели уже третий год подряд является отличником боевой и политической подготовки. Не смотря на то, что личный состав в отде лении меняется, ряды передовых воинов растут. Стали отличниками старшие ма тросы Ильченко и Лебедев. Идя навстречу Дню Военно-Морского Флота, командно и его подчиненные до* биваются новых успехов в боевой и по литической подготовке. Старший матрос Н. СИД0РУК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz