На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 21 июля 1954 г.. № 171 (5013). X F 4S Н а в с т р е ч у Д н ю В о е н н о - М о р с к о г о Ф л о т а С С С Р В походах куется боевое мастерство моряков С е р д ц е к о р а б л я Не один раз мне приходилось опускать ся в машинное и котельное отделения, но это случалось при стоянке у поймала или ид якоре. II вот представилась мне воз можность побывать в машинном и котель ном отделениях во время пребывания ко рабля в море. Подхожу к люку. Неожиданно из него высунулась голова матроса. Он. поблески вая глазами, приглашает к себе в «гости». Как будто желая проверить мои морские качества, матрос, улыбаясь, говорит: — Сцускайтесь к нам. Посмотрите, как бьется сердце корабля. Спускаюсь. Волна горячего воздуха рез ко бьет в лицо. Острый запах масла, слышен рев вентиляторов. Осторожно сту паю на чисто протертые паёлы. А там, внизу, ещ© и еще машины, механизмы, люди. Грохот здесь стоит такой, что рез вентилятора вскоре уже кажется легким жужжанием. Чувствую, как крупные капли пота сте кают по шекам. Подхожу к матросу, не сущему вахту у циркуляционного насоса. Моряк, не отрывая взгляда от приборов на щите, охотно рассказывает о назначе нии и работе наооса. Рядом появляется старшина 2 статьи. На голове у него новый синий берет, в руках — медный прут с круглой тонкой пластинкой на конце. Это «слухач». Стар шина упирается стержнем «слухача» в корпус насоса, прикладывается ухом к пластинке и несколько мгновений при слушивается. Затем это же проделывает в другом месте. Машинное отделение — это сердце ко рабля, четкую работу которого надо за ботливо поддерживать. Я невольно прони каюсь уважением к котельным машини стам, гордостью за нашу замечательную корабельную технику. Обращаюсь к своему собеседнику. — Что делал сейчас старшина и кто он? — Это старшина вахты, командир от деления Боронтов. А занимался он про слушиванием работы насоса. По стуку уожио точно определить, исправен ли ме ханизм, н© попало ли что ®о внутрь. В колхозе мне приходилось видеть, как тракторист по шуму мотора узнает о его работе. Но ведь то на земле, когда вокруг тихо. А здесь грохот. Как же в такой об становке определить исправность меха низма? — Нужны знания и большие навыки Б работе, — поясняет матрос. — А наш старшина машину знает очень хорошо. Специалист первого класса, четыре года служит. Замечательный командир отделе ния, — матрос замолчал, подвернул один пз маховичков и добавил: — Серьезный старшина! Подхожу к щиту управления. Здесь жа ра еще больше. Чувствую, что я уже весь мокрый. По лицу ручьями течет пот. От шума голова стала тяжелой. У щита, опершись левой рукой на бле стящее металлическое перильце, сточт старшина. Наклонив голову к уху матро са, что-то об'ясняет ему. Раздался звонок, загорелась сигнальная лампа. С мостика поступило приказание увеличить ход. Ма трос перебирает руками маховик манев рового клапана, разворачивая его влево. — Спокойнее, спокойнее! — доносит ся голос старшины. Вместе со штурвалом стрелка на тахометре медленно поползла вправо. Обращаюсь к старшине. Задаю несколь ко вопросов. Не торопясь, он рассказыва ет о машинном отделении, о турбинах, о приборах на щите управления. На его ли це, как роса, мелкие бисеринки пота, а у меня платок хоть выжимай, кажется, что одржда промокла насквозь. Во всем теле появилась усталость. А ведь я не испы тываю никакой дополнительной нагрузки, ничего не делаю, а только спрашиваю, да слушаю. Вдруг старшина быстро прерывает рас сказ и подходит к подшипнику турбины. Тронув его рукой, он смотрит на мано метр. — Несколько дней назад у нас сильно перегрелся подшипник из-за того, что кончилась смазка,—ответил старшина.— А уследить за этим трудно. Вот мы и по ставили манометр. Теперь всегда знаем, есть ли смазка. — Подшипник — весьма важная де таль. — говорит Боронтов и вытирает, скорее по привычке, чем по надобности, ветошью руки. — Как, неисправности часто бывают? — Нет. Работаем без замечаний. Серд це корабля действует четко. Следим за механизмами, своевременно устраняем не поладки. Снова сигнал с мостика: увеличить ход. Матрос в комбинезоне поворачивает м?ховик клапана. Рядом стоит другой, внимательно следит за работой товарища. — Почему двое? — А это дублер матроса Мелиха, — отвечает Владимир Боронтов,— учится на машиниста. Матрос Кормяков. — Как дела идут у них? — Неплохо. Матрос Мелих знает хоро шо механизмы, умело учит Кормякова. Ну и сам я, когда надо, помогаю. Обращаю внимание на висящий над го ловой термометр. Столбик ртути остано вился на цифре 45 градусов. — Как вы выдерживаете такую тем пературу? — Это еще нормально, работает венти лятор, люк открыт. А вот на учебных за нятиях приходится еще труднее. Мне представляется та сложная обста новка, когда машинисты работают в усло виях, приближенных к боевым. Старшина 2 статьи Боронтов, поглядев на меня, сказал: — Несколько дней назад мы устроили небольшое испытание. Задраили некото рые люки, выключили вентилятор. Реши ли проверить людей на выносливость. Температура быстро дошла до 70 граду сов. Матросы крепко держались. Значит в боевой обстановке моряки смогут работать так же успешно. А при скоротечности современного боя это очень важно, за это время можно мно гое сделать. Но сам себя очень плохо представляю на их месте. Говорю Борон- тову: — Я бы, пожалуй, не выдержал тако го испытания. — Выдержали бы, — смеется он в ответ. Затем, бросив взгляд на своих под чиненных, на приборы и как бы в чем-то убеждаясь, заговорил: — А знаете, я ни когда не променяю своей специальности машиниста на любую другую из кора бельных. И все подчиненные так же ска жут... В ответ матросы заулыбались. — Привыкли к машинам, полюбили их, —продолжал Боронтов.—Правда, у тур- бинистов от такой температуры румянец на щеках особо не играет. Но это не страшно... Старшина 2 статьи Владимир Борон тов отходит к механизмам. Матросы с усердием выполняют свои обязанности. Ко рабль идет вперед полным ходом* «Что же может быть трудным для этих людей?» — спрашиваю себя. Ни жара, ни грохот им не страшен/ Смотрю в спокой ные, внимательные глаза матросов и ду маю: «Да. для этих людей, для наших моряков в самом деле ничего неодолимого нет». У них в груди бьется горячее сердце патриотов своей Родины, которое ^овет их на подвиги. Повседневные будни моряков машинного.отделения — это и есть про стой и великий труд. Курсант В. КАСАСТИКОВ. О Т Л И Ч Н И К И На каждом занятии по специальности старший матрос Слипенко внимательно слушал об’яснения командира, запоминал приемы правильной работы на приборах. Воин тренировался в любых условиях, учился правильно обслуживать боевую технику. Однажды командир приказал моряку выполнить трудное задание. Погода была туманная. В сложных условиях воин быстро поймал цель и опознал ее. Мастерство старшего матроса Слипенко росло. Умелый воин стал помогать то варищам в овладении боевой техникой. С его помощью матросы Демашин и Ефре мов изучили сложные приборы и научи лись пользоваться ими. Сейчас Слипенко, Демашин и Ефремов — отличники боевой и политической подготовки, опытные мастера своего долг». Их успехи в службе — достойный пода рок Дню Военно-Морского Флота. Матрос П. МИРОШНИЧЕНКО . На боевом посту — молодой коммунист Старппта 1 статьи Владимир Титов встречает всена родный праздник День Военно-Морского Флота в рядах лучших мастеров своего дела. Специалист первого класса Владимир Титов в дни последнего похода был награжден командиром личной фотокарточкой, на которой моряк снят при развернутом Знамени корабля. Недавно передовой моряк был принят кандидатом в члены Коммунистической партии Советского Союза. Все его подчиненные — отличники боевой и политической подготовки. Среди них специалисты первого класса Бо ронтов, Тимофеев, Турушкин и другие. Старшина группы Владимир Титов принимает активное участие в комсомольской работе. Он является членом бюро ВЛКСМ подразделения. За успехи в учебе и службе на боевом посту молодой коммунист неоднократно поощрял, ся командиром. НА СНИМКЕ: старшина 1 статьи В. Титов. Фото старш его м атроса С. В альнева. С гг о ж к о С ГГ ъ На водную ОЛЕНЯ вперед! « нц ini! Корабль, рассекая вол- д I || ны, несет у форштевня Ы1 ШИ кипящий бур«ун. Суровое Баренцево море непривет ливо встречает моряков, поверхность опустился гу стой туман. Вскоре обстановка еще более усложнилась. Пошел дождь. К ночи силь ный ветер, разгулявшись над просторами моря, обрушился на корабль. — Несколько часов подряд нес я вахту в штормовую погоду, — (вспоминает Юрий Павлов. — А когда прибыла сме на, я вышел на верхнюю палубу. При шлось крепко держаться за штормовой леер... — Неожиданность застигла вас вра сплох? — спросили Павлова. — Нет, в нашем морском деле неожи данностей не бывает, — моряк взглянул на приборы и спокойно сказал: — Дело привычное. Моряк в походе — всегда начеку! — он задумался, что- то вспоминая. Потом воин заговорил о другом. — Вот эти клапаны я первое время называл вентилями. А почему?.. Оказывается, командир котельного от деления Юрий Павлов до службы на фло те работал кочегаром *на паровозе в го роде Котласе. Не сразу на корабле он от вык от заученной им паровозной терми нологии. Юный кочегар отличался усердием п трудолюбием. Не один раз передового же лезнодорожника Юрия Павлова награжда ли денежными премиями, выявляли ему благодарность. — Труд я полюбил с детства, — гово рит моряк. — Специальность котельного машиниста на корабле особенно увлекла меня. Овладел слесарным, токарным де лом. Огал классным специалистом... Не сказал моряк только о том, что его. как лучшего мастера своего дела, коман дование корабля недавно повысило в дол жности. Будучи командиром отделения, Юрий Павлов добился того, что День Военно-Морского Флота все его подчи ненные встречают в рядах отличников боевой и политической подготовки. Нелегким путем шли к успеху комап- дир отделения Павлов и его подчиненные. — Были у нас трудности, — говорит Юрий Павлов. — Помню, когда я еще стоял вахту на горении, начало котел трясти. Оказалось, что по неопытности я допустил перегрев мазута. Потом цистер на потекла в двух местах, лопнула труб ка (у вентилятора и стало не доставать масла в подшипниках... Моряк рассказывал об этом с сожале нием. — Понимаете, опыта не было. Да и теория «хромала», а техника ведь слож ная... Вот почему бывший кочегар паровоза Юрий Павлов стал в каждую свободную мивуту читать учебники, изучать схемы и чертежи, пристрастился к слесарному делу. Сила знаний и приобретенный опыт благотворно сказались на несение хо довой вахты. Сейчас котельное отделение, которое возглавляет специалист второго класса Юрий Павлов. — одно из лучших на корабле. — Мы преодолеваем все трудности по- ходжибоевой жизни. — говорит Юрий Павлов. — В этом ярко проявляется во ля всех моряков корабля. Каждый выход в море ознаменовывает ся проявлением настойчивости и воли матросов различных боевых постов. По рой они и не замечают даже, что умеют в трудные минуты владеть собою, управ лять своими действиями и направлять их на решение сложных задач. В недавнем походе командир приказал срочно поднять сигнальный флаг. Моряк в спешке упустил Фал. который затрепе тал на ветру п оказался на рее. Немед ленно был использован запасной флаг, и приказ командира выполнен. По как быть с упущенным фалом? Ведь его можно привести в готовность, только поднявшись на рей. А ветер сви стит в снастях корабля, мачта описывает в воздухе большую дугу, раскачиваясь то вправо, то влево. И в этот момент па мостике мелькну ла высокая фигура сигнальщика Вик тора Колесниченко. Опытный моряк ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ Шторм не ослабевал. Корабль силь но кренило. Непрерывная и длитель ная качка в этом походе влияла даже на тех моряков, которые уже не паз проверяли себя в борьбе со стихией. Но несмотря ни на что, на всех постах продолжалась четкая работа. Когда корабль стал выполнять практи ческую задачу, радиометрист комсомо лец Котенев почувствовал себя плохо. Моряк крепко стиснул зубы. Передав пеленг и дистанцию на пост, он вновь продолжал следить за целью. Данные необходимо было передавать все чаще. — Доложите дистанцию до цели! — прозвучало в наушниках. Очень трудно было Котеневу. Но рядом с ним находился старший ма трос Борис Буров. Воин немедленно передал на боевой информационный пост дистанцию. Потом Котенев таким же образом помог Бурову. Так продолжалось долго. Однако на этом ответственном посту оба моряка стойко переносили трудности. Их пост работал точно, команды исполня лись без промедления и ошибок. Моря ки не просили в трудный момент за мены, не жаловались на изнуритель ный поход. Задача была выполнена успешно. Комсомольцам Котеневу и Бурову командир об'явил благодарность. Старший лейтенант В. АФОНСКИЙ. ЗОРКИЙ СИГНАЛЫЦИН Море штормило вторые сутки. Всюду, куда не кинешь взор, перекатывались огромные с белыми гребнями волны. Они с грохотом ударялись о стальной корпус корабля, который шел заданным курсом. Трудно нести вахту в такую погоду. Но сигнальщик старший матрос Кабанов свои обязанности выполнял четко, уве ренно. Вахта подходила к концу... — Товарищ старшина, ветер крепча ет. Позвольте мне остаться здесь? — попросил разрешения моряк, когда на хо довой мостик поднялся командир отделе ния. Тот на мгновение задумался и отве тил: — Добро, нам полегче будет. Между тем ветер усиливался. — Вы, товарищ Кабанов, вниматель но просматривайте этот сектор, а я зай мусь своим делом. — Есть* — ответил сигнальщик. И, поднеся бинокль к глазам, стал всматри ваться в кипящую даль моря. Проходит несколько минут... — Товарищ командир, — обратился сигнальщик к офицору, — запрашива ют: сможем ли мы вести торпедную стрельбу в подобной обстановке. — Передайте ответ положительный, — ответил офицер и t v t же отдал соот ветствующие указания. Через некоторое время последовал залп. Зарываясь в волнах, торпеда шла пря мо по цели.... Сигнальщики, чтобы не выпустить ее из виду, зорко следили за ней. Однако, как ни старались они, тор педа куда-то исчезла... «Куда же она могла деться? — поду мал командир корабля, — неужели ошиб ка в расчете?». — Усилить наблюдение за морем! — отдал приказание он. Сигнальщики напрягали зрение, но торпеды попрежнему видно не было. — Плавающий предмет, 40 градусов, гасстояние.., — неожиданно послышался голос сигнальщика Кабанова. Командир корабля взял бинокль и уви дел торпеду. — Молодец, Кабанов! — сказал офи цер. Когда вернулся корабль в базу, коман дир похвалил сигнальщика перед строем а вручил ему ценный подарок. Старший матрос Кабанов — один пз лучших специалистов сигнального дела н.т корабле. В любых условиях плавания передовой моряк внимательно несет ходо вую вахту. От его зоркого глаза ничто не ускользнет: Старшина 2 статьи В. РАДЮХИН. быстро устремился вверх по мачте. Ката лось. что скси-трап для него был таким же удобным, как и олычный. Но это да леко не так. Необходимы особое мастерст во и смелость, чтобы приучить себя бы стро подниматься на огромную высоту и выполнять там работу. Вот и сейчас, достигнув рея. Колесни ченко привязался концом и, скользя бо ком по рею, вскоре достиг его пока. Не сколько ловких движений, и фал осво божден. Немногие на корабле впде.тп мужест венный поступок смелого сигнальщика. Сам же моряк говорит об этом Факте, как о чем-то совершенно несущественном. — Да что тут такого? Обычное дело. Привычка. Но не только привычка! Мастерство, лгебовь к своей профессии, закалка и во ля — вот что лежит в основе умелых действий моряка, когда он, не задумыва ясь. поднялся на головокружительную вы соту. Выполнив ряд учебных задач в море, корабль прибыл в базу, ошвартовался v пирса. Из репродукторов полились звуки маршей и песен. Открыв люк, из котель ного отделения вышел Юрий Павлов, к нему подошел Виктор Колесниченко... Все больше и больше моряков собиралось на ьерхней палубе. А песнь гремела, легка! а задушевная: Эх, соленая вода! Ветер на просторе. Полюбилось навсегда голубое море!.. А. АНТИПОВ. Специалист высокого класса старшина 2 статьи Валентин Щ ербаков много раз выходил в море. Он всегда четко и быстро выполняет приказания офицера, показывает образец службы д л я многих катерников. Опытный моряк умело воспи ты вает матросов, приучает их действовать в сложных условиях. Служба н а торпедном катере трудна и почетна. Она требует от воинов вы сокой морской выучки, выносливости, любви к морю и кораблю. ...К атер в море. Поставлена зад ач а : а т ак о в а ть и поразить «цель». На пре дельной скорости маленький корабль устремился вперед. Вскоре он л ег на боевой курс. Матросы и старшины уверенно и четко действую т на боевых постах. У них на счету к аж д а я доля* секунды. Торпеда вышла, оставляя з а собой узкий след. Катер замедлил ход. Радость и волнение охватили моряков, когда торпеда прошла под целью. З а успешное выполнение задачи командир катера об 'явил отличившимся мо рякам благодарности . Особенно отличился старшина 2 статьи Щ ербаков. Офицер отметил его умелые действия в обстановке, м аксимально приближенной к боевой действительности. НА СНИМКЕ : С таршина 2 статьи Валентин Щ ербаков берет пеленг на «цель». Фото И. Никишова. Листовка , посвященная специалисту высокого класса Матросы) с большим вдохновением рабо тали на своих постах. Корабль выходил в открытое море*. — В рубке! — Есть, в рубке! — Дать пар на свисток! — Осипов, дать пар на свисток! — Мостик! Приказание передано! — Входим в зону плохой видимости,— поясняет рулевой Морозкнн. — Справа чисто. Слева туман. Вот туда мы и пой дем, где потруднее. — Лево руля! Одерживай! Рулевой Морозкин уверенно действует штурвалом, следит за показаниями прибо ров. — Так держать! — слышится голос с мостика. — Есть, так держать! — репетует ру левой Морозкин. Потом добавляет: — Это наш командир. Требовательный и забот ливый. Корабль изменял ку|рсы, то увеличивал, тс уменьшал ход. А в это время в машин ном отделении нес ходовую вахту стар ший матрос Леонид Матвеев. Как всегда, он четко выполнял свои обязанности. В одном из помещений корабла. готови лась листовка под красочным заголовком: «Наши клаосные специалисты». Вскоре всему личному составу стало известно, что выпущена листовка, посвя щенная специалисту первого класса Лео ниду Матвееву. Вот она висит на пере борке. Простые слова листовки говорят о слав ных делах этого моряка: «Заслуженным авторитетом и уважением среди личного состава корабля пользуется член ВЛКСМ, специалист первого класса старший ма трос Матвеев Леонпд Тимофеевич, — чи тает один из друзей Леонида. — За свою безупречную службу на корабле он име ет более 30 поощрений, в том числе 39 суток краткосрочного отпуска. Командую щий флотом наградил моряка ценным по дарком...». — Ну, а листовка — это особая на града Матвееву перед Днем Военно-Мор ского Флота, — говорит командир .машин ного отделения. Он выражает уверенность, что его подчиненный старший матрос Ле онид Матвеев и впредь будет с честью выполнять задания в любых походах. Листовка, выпущенная на походе, была прочитана моряками с интересом. Воины угнали, как старший матрос Матвеев стал специалистом первого класса. «Прпдя на корабль, он настойчиво взялся за изучение сложной боевой тех ники, — повествует листовка, — много свободного времени посвящал Матвеев ос воению механизмов непосредственно на посту. Но передовой моряк понимает, что одного знания для успеха в службе мало. Нужна высокая сознательная дисциплина. Образцовое поведение, подтянутость, ис полнительность — характерные черты старшего матроса Леонида Матвеева». Так сказано в лпстовке. Таким именно и знают на корабле Матвеева, скромного, инициативною моряка, мастгиа нг. все ру ки. В походе он показал высокие знания, умение и стойкость, ознаменовал прибли жающийся праздник новыми успехами в юешении поставленных перед кораблем за дач. Капитан-лейтенант М. ЕЛЬФИМОВСКИЙ. Сутки без отдыха на боевых постах Котельные машинисты проявили высокую выдержку и стойкость Полным ходом шел ко рабль. Свистел ветер, по токи холодной воды с шумом налетали на палу бу и. разбиваясь о над стройки, соленым дождем падалп на командный пункт. Нелегко было в слож ных условиях работать всему экипажу корабля. Но. пожалуй, никто не испытывал такого напря жения, как матросы ко тельного отделения. Они проявили высокую физи ческою выносливость. Ког да корабль стал на якорь, котельные машинисты не смогли отдохнуть и здесь. Осматривая котел, стар ший матрос Владимир Гор. ченко обнаружил течь од ной из трубок. С утра же снова предстоял выход в море. Необходимо было за ночь отыскать и заглу шить лопнувшую трубку. Как и каждому, матро сам котельного отделения очень хотелось отдохнуть. Но приказ должен быть выполнен. Несмотря на огромную усталость после дневного похода, моряки Владимир Горчейко. Васи лий Ппкоэскин и Сергей Шляков немедленно при ступили к делу. Продув воду из котла через испарители, матросы вскрыли горловины на паровом и водяном кол лекторах котла. Из них сразу жо полыхнуло жа ром. Надо было искусст венным путем понизить температуру. Для охлаж дения коллекторов при способили переносный электровентилятор. Одна ко температура падала медленно, а ночь прибли жалась к концу. И тогда, не ожидая полного остывания кол лекторов, работая при большой температуре, ма тросы Пнковский и Шля ков нашли лопнувшую тиубку, заглушили ее, и к выходу корабля котел был полностью готов. Сутки без отдыха действовали матросы на боевых по стах. обливаясь потом, на прягая все свои физиче ские силы. Встречая День Военно- Мо 1 >ск<>го Флота, моряки неустанно совершенству ют свое боевое мастерство, закаляются в море, в по ходах. Они г честью вы падияют воинский долг перед Родиной. М. АЛЕКСЕЕВ . На ходовой вахте Разрезая острым форштевнем водную поверхность, корабль идет заданным курсом. Вместе с другими моряками нес ходовую вахту и матрос Быстров. Он внимательно следил за работой электро- агрегата. Неожиданно на одном из прибо ров стрелка показала сниженное аапря жение. «Что произошло?» — подумал моряк. Умелый специалист матрос Быст ров сразу же усгранил неисправность. На протяжении всего похода матрос выполнял свои обязанности безукоризнен но. заслужив похвалу командира. Всенародный праздник — День Воен но-Морского Флота СССР матрос Быстров встречает новыми успехами в боевой я политической подготовке, в напряженных учебных буднях неустанно совершенст вует свое воинское мастерство. Матоос Ю. П0ДГ0РЦЕВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz