На страже Заполярья. 1954 год. Июль.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 июля 1954 г., № 170 (5012). Североморцы отметили Всесоюзный день физкультурника IS o c i i к ;ш р о н а н н а л э с т а ф е т а Торжественно отметпли североморцы Всесоюзный день Физкультурника. В честь праздника состоялась общефлотская военизированная эстафета Мурманск — Североморс**. В ней приняло участие свы­ ше 100 человек. Воины-спортсмены вышли из Мурман­ ска под проливным дождем. Но смелых и закаленных это не испугало. До седьмого этапа борьба была особен­ но острой. Никому не хотелось уступать первого места. Однако один из участни­ ков команды, представителем которой яв­ ляется сержант Омолянпнов, метров на 50 вьгрвалгя вперед. В районе Чалм-Пушкп велосипедисту мзтросу Зеленину — представителю дру­ гой команды — удалось значительно при­ близиться к лидеру эстафеты, что помог­ ло вывести свою команду на первое место. В предпоследнем этапе велосипедистов сме­ нили патрули. Последний этап оказался самым тоуд- ным. На стадионе города Североморска спортсменам предстояло преодолеть не­ сколько препятствий — бег по горизон­ тальному бревну, яму с водой и т. д. Вои­ ны успешно выдержали и эти испытания. Первой пришла команда, представите­ лем которой является офицер Янкин. Ее время 1 час 21 минута 58 секунд. Вто­ рое место заняла команда, в которой уча­ ствовал сержант Смолянинов. Ее время 1 час 23 минуты 58 секунд. Команде-победительнице в торжествен­ ной обстановке был вручен Переходящий приз. По сравнению с прошлым годом в этом готу время пробега по маршруту Мур­ манск — Североморск улучшено на 2 ми­ нуты 38 секунд. После парада участников военизирован­ ной эстафеты были проведены показатель­ ные выступления сильнейших гимнастов, борцов, боксеров, состоялось два футболь­ ных состязания. Большой интерес вызвали у присутст­ вующих на стадионе товарищеские встре- Спортсмены показали хорошую технику борьбы. Красивыми и сильными действия­ ми отлпчался Рябов. Неплохо боролись воины-геппроморцм участник первенства ВМС 1954 года Скрябин и Новиков. С пеменыпим увлеченирм следили при­ сутствующие и за показательными высту­ плениями штангистов. В них приняло уча­ стие пять человек. Равнение на старшину Впервые военный моряк Впктор Квасов близко, по­ знакомился со специально­ стью радиотелеграфиста на службе. Он полюбил радио- дело и решил стать отлич­ ником. Воин много читал технической литературы, изучая основы элсктро-п радиотехники, легко нау­ чился разбираться в слож­ ных схемах и чертежах. Гораздо труднее дава­ лось практическое освое­ ние передачи на ключе. Долго его рука не могла привыкнуть ритмично от­ бивать серии точек и тире, не выдерживала темпа ц быстро уставала. Товари­ щи, работавшие в паре с ним, обижались на невоз­ можность приема передан­ ного им текста. Долго Виктор Квасов не мог безошибочно и быстро улавливать на слух при приеме близкие по звуча­ нию цифры и буквы, пу­ тая «шестерку», с «буки», а «ха» с «пятеркой». Настойчивость п кропо­ тливый труд дали своп ПЛОДЫ, ПОЗВОЛИЛИ ВОИНУ добиться поставленной пе­ ред собой цели. Поняв, что для овладения специаль­ ностью мало плановых за­ нятий. моряк использовал и свободное время на тре­ нировки по приему на слух и передаче на ключе. Так длилось до первых зачетов. Они должны были подвести итог стараниям Виктора Квасова. НА СНИМКЕ : ст ар ­ шина 2 статьи В. Ква­ сов. Квасов своего добился: зачеты он сдал на «отлич­ но». II вот он заступил на первую самостоятельную вахту в походе. Пз эфира донеслись позывные. Ква­ сов плотнее прижал теле­ фоны. Он старался не про­ пустить ни одной точки. Воин все фиксировал в журнале, в котором цепоч­ кой выстраивались цифры и буквы. Первая походная вахта молодого матроса прошла успешно. Много вахт отстоял с тех пор Виктор Квасов. И каждая из них обогащала его практические навыки. Благодаря высокой требо­ вательности к себе он стал отличником боевой и политической подготовки, успешно сдал зачеты на специалиста второго клас­ са. Вскоре его назначили старшиной команды. Ему приходилось много учиться самому и воспитывать других. Это ему благодар­ ны своими успехами луч­ шие радисты корабля, классные специалисты, от­ личники боевой и полити­ ческой подготовки стар­ шина 2 статьи Бушенев, матрос Неварко и другие. Старшина 2 статьи Ква­ сов сделал много усовер­ шенствований по эксплуа­ тации материальной части, что говорит о его хороших способностях. Классный специалист старшина 2 статьи Виктор Квасов является гордостью нашего корабля. Он пока­ зывает образец того, как надо выполнять свой воин­ ский долг перед социали­ стической Родиной. Старшина 2 статьи Ю. Г УР КИН . ^i . / Вес 120 килограммов взят! НА СНИМКЕ: участник первенства Военно-Морских Сил 1954 года сержант Андрей Зн боров. Фото И. Никишова. та борцов. Спортсмен легчайшего веса Рябов — чемпион ВМС 1948, 1951 и 1952 годов встретился с неоднократным призером города Ленинграда тов. Корчано- вым. Схватка продолжалась шесть минут. НА СНИМКЕ : момент борьбы между п ерворазрядниками Юрием Рябовым и Владимиром Корчановым. Фото И. Нихишогаа. В парке состоялось массовое гуляние. Всины имели возможность культурно и ве­ село отдохнуть. ^Здесь состоялся концерт духового оркестра, проводились различные игры, танцы. Ш ахматная игра В День физкультурника на стадионе Дома офицеров, на открытом воздухе да­ вался сеанс шахматной игры. Внимание многочисленных «болельщиков» привлек нисколько необычный способ ее проведе­ ния. Вместо одного шахматиста, обычно дающего сеанс одновременной игры, на этот раз было двое. Перворазрядники Б. Черняховский и В. Войт последователь­ но друг за другом переходили от одной шахматной доски к другой, поочередно де­ лая ходы в каждой партии. Получалось, что каждый любитель-шахматист играл с двумя «противниками». Эта игра вызвала живой интерес у игроков и зрителей. Несмотря на упорное сопротивление, вы­ играть у перворазрядников удалось толь­ ко одному участнику матросу Малюку. Ос­ тальные 13 партий выиграли Черняхов­ ский и Войт. До Дня Военно-Морского Флота перво­ разрядники Черняховский и Войт прове­ дут в частях и подразделениях несколько встреч с любителями шахматной игры. * * * Различные спортивные состязания со­ стоялись в День физкультурника на ко­ раблях и в частях нашего флота. В них воины демонстрировали свою физическую закалку и выносливость, свое умение стойко переносить любые трудности в учебе и службе. В день празднования военные моряки показали, что спорт прочно вошел в их быт, стал надежным помощником в боевой учсюе. К чему привела беспечность В море личному составу предстояло выполнить сложную задачу — стрельбу по трудной цели. Погода благоприятство­ вала этому. Море было спокойно, види­ мость хорошая. Стрельбу предстояло выполнять двум орудиям. Материальная часть была зара­ нее тщательно проверена, слаженность и взаимодействие расчетов отработаны. Кропотливые и упорные тренировки в период подготовки к решению этой зада­ чи проводились в обстановке, максималь­ но приближенной к боевой Не было сом­ нения. что кто-нибудь подведет, что бу­ дет какой-нибудь недостаток, влекущий за собой запоздание с выстрелом, невни­ мательную работу на боевом посту и т. д. Раздался ревун. Орудия огкры.тн огонь. Теми стрельбы был высоким. Наблюдав­ шие за ней радовались успехам своих тогарищей-артиллеристов. Ревун. И еще прогремели два выстрела. Орудиям остается сделать по одному, последнему выстрелу, и поставленная за­ дача будет выполнена. Прозвучал еще сигнал. Но что такое? Выстрелило только одно орудие. Пропуск? Осечка? — Почему же нет выстрела? — в?волнованно спрашивали моряки друг у друга. Некоторые воины верхних боевых по­ стов были твердо уверены, что произошла осечка. И мысленно производя необходи­ мый подсчет, они ожидали выстрела. Но его не последовало ни через тридцать се­ кунд, ни через минуту. Одно из орудий продолжало молчать. Почему при стрельбе произошел про­ пуск? * Причиной этому послулшло невнима­ тельное, беспечное выполнение своих обя­ занностей личньгм составом подбашенного отюления, командиром которого является тов. Семенов. Подающий из перегрузочного отделения боезапас матрос Булан не обеспечил об­ служиваемое орудие комплектом. Вот по­ этому орудие и не произвело выстрела. Не приходится сомневаться в том. что подающий Булач в этот период не ду'мал о своих товарищах. Он несерьез­ но выполнял свои обязанности, нарушил инструкцию. Вместо того, чтобы заранее отработать все необходимые приемы, ус­ корить по мере своих сил и возможно­ стей подачу боезапаса на орудие, этот воин был далек от интересов расчета. В результате он свел на нет старательную и хорошо начатую работу своих товари­ щей. Не менее виновен в этом отношении и командир отделения. Он в ответственный период оставил без внимания своих подчи­ ненных, не контролировал их действия и даже был не в состоянии сразу разобрать­ ся, что же произошло, почему одно ору­ дие молчит. Этот пример показывает, что стоит в со­ временном бою одному человеку проявить беспечность, на одну-две секунды от­ влечься от выполнения своих обязанно­ стей, как нарушается слаженность и чет­ кость работы расчета. И как итог — опенка стрельбы занижена. Этот случай—серьезный сигнал. Он го­ ворит о том, что наряду с отличной вы­ учкой м-оряков-артиллеристов надо доби­ ваться и высокой натренированности команд подачи. Тренировать их надо всегда совместно с расчетами, а не от­ дельно, как это кое-где имеет еще место. А здесь основное внимание уделялось только расчетам орудий. Это, конечно, правильно. Но в то же время здесь упу­ стили другую сторону дела. На боевой пост подбашенного отделения смотрели, как на что-то второстепенное. Подготовка к хсдаче задач боевой подготовки велась там невнимательно и несерьезно, допуска­ лись упрощенчество и послабления. Таким образом умалялась роль личного состава этого отделения, притуплялась его бди­ тельность. Лейтенант Д. РУМЯНЦЕВ . Старший штурман речного флота 0ЛНЦЕ вставало над Вол­ гой большое, горячее, по­ хожее на разогретый до­ красна круглый слиток металла. Широкий вод­ ный плес поблескивал в его лучах золотой рябью, высокие дома над водой загорались в окнах вспышка­ ми молний, а изумрудная зелень лугов на противоположном берегу отливала баг­ рянцем. / Несмотря на ранний час, великая рус­ ская река жила полнокровной жизнью. Плыли мимо города вверх и вниз большие и малые суда, размеренно ходили в воз­ духе стрелы кранов грузового порта. Шумно было и на пассажирских приста­ ням. Среди пассажиров был и офицер Во­ енно-Морского Флота Михаил Букин, бывший первый штурман легендарного сторожевого корабля «Туман». Он был задумчив. Может вспомнился ему авгу­ стовский день 1941 года, когда во вре- М1 охраны Мурманского побережья ко­ рабль был вынужден принять первый бой с эсминцами врага, может снова ©стал в памяти, как живой, образ бес­ страшного рулевого с «Тумана» Констан­ тина Семенова, который в самый крити­ ческий момент боя, когда вражеским сна­ рядом сорвало флаг корабля, под градом осколков поднял над обломками йачты Военно-морской Флаг — Знамя корабля. Тчжело был ранен в этом бою храбрый моряк, но не покинул своего поста у руля, пока корабль еще жил. дышал, сражался... Кстати этот Костя Семенов, которого горячо любил лейтенант Букин, был то­ ля1 волгарь, и помнится, увольняясь з запас, давал своим друзьям слово: жить и трудиться, как подобает североморцу. — Идет! — разнесся по всем уголкам дебаркадера чей-то голос. II вслед за этим офицер Букин увидел, как медленно выходил на стрежень реки, приближаясь к городу, большой, белый, точно гигант­ ская чайка. пассажирский пароход. Трижды отсалютовав родному городу ба­ совитым гудком, пароход «Михаил Кали­ нин» скорой линии Горький — Астра­ хань легко толкнулся бортом о стенку причала. На его капитанском мостике стоял и непрерывно отдавал в мегафоп четкие слова команды невысокий широ­ коплечий человек в форме лейтенанта речного флота и белой фуражке. Что-то знакомое почудилось Букину. — Костя Семенов! Да не может быть... А лейтенант уже поспешно сбегал по легкому трапу вниз. В час прихода судна к месту своего назначения у первого штурмана особенно много работы. Боевые товарищи встретились у трапа. Отступив на два шага, Семенов еще раз оглядел своего бывшего командира, все еще с трудом веря в живую реальность этой замечательной встречи. Хотелось говорить много и долго обо всем минув­ шем и настоящем. Но нужных слов не было, и звала к себе работа. А часом позднее, когда пароход, осво­ бодившись от пассажиров, перешел к другому причалу для разгрузки, началась на верхней палубе нестройная, но иск­ ренняя душевная беседа. Они вспоминали славные нелегкие дни в годы Великой Отечественной войны в Заполярье, то пе­ реносились далеко вперед... Вернулся в 1946 году гвардии стар­ шина запаса Константин Семенов ка родную Воллу. С радостью увидел он. что прибавилось кранов в порту, больше дымило судов. Руки жаждали работы. Ему хотелось отдать все силы, что­ бы Родина как можно быстрее залечила тяжелые раны войны. А как же с уче­ бой? Ведь с третьего курса Горьковско­ го речного училища ушел Семенов добро­ вольцем во Флот в 1939 году. Сделал та­ кой шаг. как подсказало сердце и комсо­ мольская совесть. Семенова зачислили на третий курс штурманского отделения. Потом началась упорная (учеба. Нелегко было на первых порах. Но разве отсту­ пит бывалый моряк от задуманного!? Мшгуло еще три года. Были за это время неудачи, огорчения. Но Констан­ тин Семенов не отступал. Крепко помнил он гвардейскую заповедь: вперед, только вперед! Страстно полюбил студент штурман­ ское дело. Долгими зимними ночами про­ сиживал он над лоцией Волги. С огром­ ным увлечением писал дипломную работу и защитил ее на «отлично». Но для того, чтобы повести по изменчивым и капризным волжским пле­ сам самостоятельно большой пассажир­ ский пароход, нужно иметь опыт. А вот его-то п не хватаю молодому штутсману. Плавал Семенов третьим штурманом на пароходе «Лермонтов», водил из Ярослав­ ля в Астрахань пароход «Серго Орджонч- ккдое», мало-помалу набирался опыта у бывалых людей. И всюду положительно отбывались о молодом штурмане, любили его пассажиры, уважала . команда. Но только на пароходе «Михаил Калинин» пришло к офицеру речного флота насто­ ящее судоводительское мастерство. Пе­ редал его ему прославленный капитан коммунист Николай Михайлович Богатов. Старшим штурманом к нему был на­ значен Семенов. Старший штурман — не тслько судоводитель, но и второй после капитана хозяин на судне. И Богатов не пожалел труда, чтобы был достоин его самого заместитель. Часами после пере­ дачи вахты Константину Семенову капи­ тан не уходил из штурманской рубки, рассказывал случаи из своей практики, учил делу. Живой творческий труд на этом судне помог бывшему рулевому «Тумана» под­ няться в своем мастерстве еще на не­ сколько ступенек. Минувшей замой он прослушал при Горьковском речном ин­ ституте инженеров водного транспорта курс специальной лоции Большой Волги, сдал экзамены на «отлично» и даже вы­ чертил самостоятельно на 106 листах весь водный путь от Москвы до Ростова. За самоотверженный труд ему было при­ своено звание лучшего штурмана Мини­ стерства морского и речного флота. Во всеоружии встретил первый штур­ ман навигацию 1954 года. Знал он, что эта навигация особенная. Предстояло пе­ ревезти немало грузов и пассажиров в районы освоения целинных и залежных земель. И к чести всего экипажа «Ми­ хаила Калинина» судно вторым на Волге. велед за «Володарским», где плавает де­ путат Верховного Совета СССР капитан Торсу ков, выполнило досрочно полугодо­ вой план. ...В полдень Семенов пригласил дорого­ го гостя к себе на кварпгру. Еще в 1950 году пароходство предоставило ему жилье из двух комнат в новом каменном ломе. И здесь была продолжена за чаш- кок чая интересная беседа. А утром на зеленом волжском откосе около памятни­ ка Чкалову простились боевые друзья. 8 один из далеких портов ехал офидер-се- (вегоморсп Букин, в очередное плавание по Волге должен был отправиться лейте­ нант речного флота Семенов. По приходе на судно его ждала но­ вость. Приказом по Министерству он на­ значен первым штурманом новейшего дизельэлектрохода «Азербайджан» и дол­ жен был выехать для его приемки. Эго была очередная ступень в росте молодого специалиста и новая страница творческой биографии бесстрашного рулевого с «Ту­ мана». Много нового совершается в большой и многогранной трудовой жизни Большой Волги. Уж не говоря о великих строй­ ках иод Горьким, у Куйбышева и Сталинграда, на каждой пристани в пу­ ти встретишь что-нибудь невиданное раньше. То буксир с Черного моря бросил якорь у Красноармсйока. то самоходка с Балтики ильгвет по Горьковскому рейду, то бакены горят небывало ярко (оказы­ вается У них собственные моторчики), то нефтевоз-толкач ведет караван вверх по течению, пристроившись к баржам сзади. Много нового и много интересного. Но как ни поражают своим величием новые стройки, новые суда и краны-великаны, самое лучшее на Волге — ее люди, со­ ветские речники. И не на последнем ме­ сте стоит среди новаторов-передовиков первый штурман, бывший рулевой сто­ рожевого корабля «Туман» коммунист Константин Дмитриевич Семенов —-уме­ лый судоводитель, беспредельно предан­ ный своей Родине, партии, кавалер трех боевых орденов. Е . ГАРАНИЧЕВ. В Министерстве Иностранных Дел СССР Как уже сообщалось. Советское Прави­ тельство направило 24 июня Правительст­ ву США ноту в связи с захватом военным судном типа миноносец советского танке­ ра «Туапсе» в районе о. Тайвань, в во­ дах, контролируемых военно-морскими си­ лами CI1I*. 26 июня Посольство США в Москве прислало Министерству Иностран­ ных Дел СССР ответную ноту, в которой Правительство США голословно отрицало участие военно-морских сил США в неза­ конном захвате советского судна. В связи с этим 2 июля МИД СССР направило По­ сольству США новую ноту, в которой, указав, что захват советского танкера в водах, контролируемых флотом и патру­ лируемых военными самолетами Соединен­ ных Штатов, мог быть осуществлен толь­ ко- военно-морскими силами США, под ка­ ким бы Флагом они ни .действовали. Со­ ветское Правительство подтвердило свою ноту от 24 июня и заявило протест Пра­ вительству США против продолжающегося задержания советского танкера. 4 июля Посольство США прислало Ми­ нистерству Иностранных Дел СССР ноту, в которой Правительство США вновь пы­ тается голословно отрицать участие воен­ но-морских сил США в незаконном захва­ те танкера «Туапсе». 19 июля МИД СССР направило Посоль­ ству США ноту следующего содержания: «В связи с нотой Правительства США от 4 июл" 1954 года, в которой Прави­ тельство США вновь делает попытку снять с себя ответственность за захват совет­ ского танкера «Туапсе» в водах южнее острова Тайвань, Советское Правительство считает необходимым заявить следующее. Подтверждая #свои ноты от 24 июня и от 2 июля, в которых были изложены Факты, относящиеся к захвату советского танкера «Туапсе» военным с у д н о м в во­ дах, контролируемых военно-морскими си­ лами США. Советское Правительство кон­ статирует. что и в ноте от 4 июля Пра­ вительство США попрежиему ограничи­ вается голословным отрицанием причаст- ности военно-морских властен Соединен­ ных Штатов к этому захвату, хотя и не оспаривает всем известного факта, что во­ енно-морские силы США контролируют район открытого моря, где имел место этот акт грубого нарушения свободы море­ плавания. Советское Правительство считает Пра- вгтельство США полностью ответственным за захват советского танкера «Туапсе», как и за обеспечение безопасности его экипажа и сохранность судна и груза. Советское Правительство подтверждает протест против продолжающегося незакон­ ного задержания танкера «Туапсе» и на­ стаивает на незамедлительном освобожде­ нии танкера «Туапсе» с грузом и коман­ ды танкера. Советское Правительство ос­ тавляет за собой право потребовать jrr Правительства США возмещения ущерба, нанесенного Советскому Союзу в связи с незаконным захватом танкера «Туапсе». Пропагандисты обмениваются опытом 1. Подготовка к занятиям * ft ft Офицер В. Дударенко — руководитель группы политических занятий. К поручен­ ному делу он относится добросовестно и добился хороших успехов в воспитании воинов. Его слушатели имеют отличные показатели в боевой и политической под­ готовке. Сегодня мы печатаем первую статью пропагандиста тов. Дударенко, в которой он делится своим опытом работы. * ♦ * Известно, что качество политических занятий, их идейный уровень, сила вос­ питательного воздействия на матросов и старшин зависят от теоретической и ме­ тодической подготовки руководителя, от его умения раз’яснить слушателям содер­ жание темы. Для того, чтобы выполнить эту зада­ чу, привить матросам и старшинам чув­ ство беспредельной преданности социали­ стической Родине и ненависть к ее вра­ гам. воспитать верность Военной присяге и высокое сознание личной ответственно­ сти за защиту Отечества, руководитель политзанятий должен постоянно работать над собой, глубоко вникать в вопросы маркспстско-лслинской теории, всегда быть в курсе текущей политики, хорошо знать задачи, стоящие перед Вооружен­ ными Силами нашей страны и своего подразделения. Нередко среди пропагандистов можно услышать такие слова: — Это тема легкая, можно ее провести и без подготовки. С такими рассуждениями нельзя со­ гласиться. Опыт показывает, что какими бы знаниями ни обладал руководитель группы, он общительно должен хороню усвоить изучаемую тему, а для этого нужно прочитать весь материал, проду­ мать его, систематизи!ювать. К занятиям в своей группе я всегда готовлюсь заблаговременно и тщательно. Основное место в моей подготовке к по­ литическим занятиям занимает самостоя­ тельная работа над литературой. За сравнительно небольшой период моей про­ пагандистской работы я изучил Краткий курс истории партии, работы В. И. Ленина «Что делать», «Шаг вперед, два шага назад». И. В. Статина «Об ос­ новах ленинизма», «Коротко о партий­ ных разногласиях», «0 Великой Отечест­ венной войне Советского Союза». Сейчас изучаю «КПС€ в резолюциях». В этих работах, а также в книге «КПСС в резолюциях» нахожу ответы на многие возникающие у меня вопросы в пгоцессе подготовки к занятиям. Я взял себе за правило — к занятиям всегда составлять конспект. Но прежде чем приступить к его составлению, зна­ комлюсь с рекомендованной литературой. д$кнмательно прочитываю ее. Например, готовясь к занятиям по теме: «Всемерно укреплять активную оборону Советской Родины от агрессивных действий ее вра­ гов», я прочитал «Отчетный доклад XIX с’езду ВКП(б)», материалы пятой сессии Верховного Совета СССР. В Кратком кур­ се прочел о XIV с’езде партии, внима­ тельно просмотрел альбом наглядных по­ собий по истории КПСС. При чтении литературы отмечаю, что именно надо взять из той или иной кни­ ги для раз’яснения вопроса по теме, по­ сле чего подбираю факты из текущей жизни, чтобы лучше увязать материат с современностью, с жизнью подразделения. Имея, таким образом, готовый и изу­ ченный материал, приступаю к составле­ нию конспекта. При этом тщательно про­ думываю содержание предстоящего за­ нятия, его основную цель и только тогда выделяю два-три главных вопроса. Так, например, по теме: «Постоянно совершенствовать свои военные и поли­ тические знания, отлично владеть ору­ жием и боевой техникой» я составил такой конспект рассказа: 1. Вступление. 2. Высокое мастерство, хорошая идейно­ политическая закалка — затог успеха в бою. 3. Учиться тому, что необходимо на вение. Отлично владеть боевой техникой. 4. Быть отличником — задача каждого воина. 5. Выводы. Для изложения этих вопросов я рас­ считал время, которое потребуется для их раз’ясненпя. В начале своего рассказа я подчерк­ нул. что. осуществляя задачу построения коммунизма в нашей стране, советский народ зорко следит за происками импе­ риалистов, готовящих новую войну. Пар­ тия и правительство проявляют неустан­ ную заботу об укреплении активной обо­ роны, о повышении боевой готовности Советских Вооруженных Сил. Далее я остановился на требованиях Военной присяги и уставов об овладении военным делом. В подтверждение этой мысли я привел статью 154 Устава внутренней службы, где указывается, что каждый военнослу­ жащий обязан добросовестно изучать во­ енное дело, старательно и твердо запоми­ нать все, чему его обучают начальники; образцово выполнять показанные ему во­ инские приемы. Раскрывая значение мо- г&льно-боевых качеств — мужества, сме­ лости. решительности, пницпативы — для достижения победы, особо подчерк­ нул, что эти качества воинов неразрывно связаны с их политической сознатель­ ностью. идейной закалкой, ибо только они дают воинам неодолимую нравствен­ ную силу, помогают им глубже понять историчоское назначение Вооруженных Сил СССР, вселяют у личного состава веру в непобедимую мощь Советской страны, укрепляют волю к достижению успехов в учебе и службе, к преодолению трудностей. На этом занятии я также использовал отрывки из произведений художествен­ ной литературы, в которых показаны умелые действия советских воинов в пе­ риод Великой Отечественной войны. Увязывая материал темы с задачами воинов, в заключение своего рассказа напомнил слушателям о том, что высокое чопнекос мастерство позволило трижды Героям Советского Союза А. И. Покрыш- кииу и И. Н. Кожедубу сбить во время ьоины ио нескольку десятков самолетов противника. — Пх героические подвиги, — говорил я слушателям, — являются для нас примером стойкости, храбрости. В подготовке к политическим занятиям большое значение имеют семинары. Они помогают расширить теоретический кру­ гозор. разобрать очередную тему как по содержанию, так и по методике. У нас хо 1 юшо ведутся семинары руководителей групп. Они носят активный характер, всегда дают пропагандистам ценные сове­ ты. Все это я учитываю и после семи­ нара неродко дорабатываю тему, вношу в конспект некоторые изменения. На своем опыте я убедился, что как бы хорошо ни был проведен рассказ, но, если слушатели сами не изучают реко­ мендованную литературу, тема ими не 6}дет усвоена, а беседа пройдет вяло и не закрепит их знания. Вот почему в сп*.бодное время я интересуюсь, как вод­ ны читают литературу, какие у них возникли вопросы, и здесь же помогаю им разобраться в непонятных терминах и вопросах, а некоторым — составить кон­ спект. Нужно помнить, что как бы вни­ мательно ни читал слушатель литературу, но если он не запишет основную мысль почитанного, то мало надежды на то, что материал будет закреплен и усвоен. В ходе такой работы я знаю, насколько хо­ рошо слушатели изучили вопросы пред­ стоящей беседы и на чем необходимо остановить или заострить внимание вои­ нов. Мы не должны забывать, что идейное содержание и действенность политиче­ ских занятий зависят от самих руково­ дителей групп, ог их теоретической и методической подготовки. Слушатели, с которыми я занимаюсь, к учебе относят­ ся с большим интересом. В настоящ,е вьемя в группе^нет отстающих. Большин­ ство слушателей является отличниками боевой и политической подготовки. Работа руководителя группы почетна п ответственна. Она вызывает чувство большого удовлетворения, когда видишь плоды своего труда, когда растет поли­ тическая сознательность слушателей, чи­ сло отличных специалистов, всегда гото­ вых с честью выполнить свой воинский долг перед любимой социалистической Ро­ диной, перед своим народом. Лейтенант В. ДУДАРЕНН0.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz