На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 июля 1954 г., № 170 (5012). Североморцы отметили Всесоюзный день физкультурника IS o c i i к ;ш р о н а н н а л э с т а ф е т а Торжественно отметпли североморцы Всесоюзный день Физкультурника. В честь праздника состоялась общефлотская военизированная эстафета Мурманск — Североморс**. В ней приняло участие свы ше 100 человек. Воины-спортсмены вышли из Мурман ска под проливным дождем. Но смелых и закаленных это не испугало. До седьмого этапа борьба была особен но острой. Никому не хотелось уступать первого места. Однако один из участни ков команды, представителем которой яв ляется сержант Омолянпнов, метров на 50 вьгрвалгя вперед. В районе Чалм-Пушкп велосипедисту мзтросу Зеленину — представителю дру гой команды — удалось значительно при близиться к лидеру эстафеты, что помог ло вывести свою команду на первое место. В предпоследнем этапе велосипедистов сме нили патрули. Последний этап оказался самым тоуд- ным. На стадионе города Североморска спортсменам предстояло преодолеть не сколько препятствий — бег по горизон тальному бревну, яму с водой и т. д. Вои ны успешно выдержали и эти испытания. Первой пришла команда, представите лем которой является офицер Янкин. Ее время 1 час 21 минута 58 секунд. Вто рое место заняла команда, в которой уча ствовал сержант Смолянинов. Ее время 1 час 23 минуты 58 секунд. Команде-победительнице в торжествен ной обстановке был вручен Переходящий приз. По сравнению с прошлым годом в этом готу время пробега по маршруту Мур манск — Североморск улучшено на 2 ми нуты 38 секунд. После парада участников военизирован ной эстафеты были проведены показатель ные выступления сильнейших гимнастов, борцов, боксеров, состоялось два футболь ных состязания. Большой интерес вызвали у присутст вующих на стадионе товарищеские встре- Спортсмены показали хорошую технику борьбы. Красивыми и сильными действия ми отлпчался Рябов. Неплохо боролись воины-геппроморцм участник первенства ВМС 1954 года Скрябин и Новиков. С пеменыпим увлеченирм следили при сутствующие и за показательными высту плениями штангистов. В них приняло уча стие пять человек. Равнение на старшину Впервые военный моряк Впктор Квасов близко, по знакомился со специально стью радиотелеграфиста на службе. Он полюбил радио- дело и решил стать отлич ником. Воин много читал технической литературы, изучая основы элсктро-п радиотехники, легко нау чился разбираться в слож ных схемах и чертежах. Гораздо труднее дава лось практическое освое ние передачи на ключе. Долго его рука не могла привыкнуть ритмично от бивать серии точек и тире, не выдерживала темпа ц быстро уставала. Товари щи, работавшие в паре с ним, обижались на невоз можность приема передан ного им текста. Долго Виктор Квасов не мог безошибочно и быстро улавливать на слух при приеме близкие по звуча нию цифры и буквы, пу тая «шестерку», с «буки», а «ха» с «пятеркой». Настойчивость п кропо тливый труд дали своп ПЛОДЫ, ПОЗВОЛИЛИ ВОИНУ добиться поставленной пе ред собой цели. Поняв, что для овладения специаль ностью мало плановых за нятий. моряк использовал и свободное время на тре нировки по приему на слух и передаче на ключе. Так длилось до первых зачетов. Они должны были подвести итог стараниям Виктора Квасова. НА СНИМКЕ : ст ар шина 2 статьи В. Ква сов. Квасов своего добился: зачеты он сдал на «отлич но». II вот он заступил на первую самостоятельную вахту в походе. Пз эфира донеслись позывные. Ква сов плотнее прижал теле фоны. Он старался не про пустить ни одной точки. Воин все фиксировал в журнале, в котором цепоч кой выстраивались цифры и буквы. Первая походная вахта молодого матроса прошла успешно. Много вахт отстоял с тех пор Виктор Квасов. И каждая из них обогащала его практические навыки. Благодаря высокой требо вательности к себе он стал отличником боевой и политической подготовки, успешно сдал зачеты на специалиста второго клас са. Вскоре его назначили старшиной команды. Ему приходилось много учиться самому и воспитывать других. Это ему благодар ны своими успехами луч шие радисты корабля, классные специалисты, от личники боевой и полити ческой подготовки стар шина 2 статьи Бушенев, матрос Неварко и другие. Старшина 2 статьи Ква сов сделал много усовер шенствований по эксплуа тации материальной части, что говорит о его хороших способностях. Классный специалист старшина 2 статьи Виктор Квасов является гордостью нашего корабля. Он пока зывает образец того, как надо выполнять свой воин ский долг перед социали стической Родиной. Старшина 2 статьи Ю. Г УР КИН . ^i . / Вес 120 килограммов взят! НА СНИМКЕ: участник первенства Военно-Морских Сил 1954 года сержант Андрей Зн боров. Фото И. Никишова. та борцов. Спортсмен легчайшего веса Рябов — чемпион ВМС 1948, 1951 и 1952 годов встретился с неоднократным призером города Ленинграда тов. Корчано- вым. Схватка продолжалась шесть минут. НА СНИМКЕ : момент борьбы между п ерворазрядниками Юрием Рябовым и Владимиром Корчановым. Фото И. Нихишогаа. В парке состоялось массовое гуляние. Всины имели возможность культурно и ве село отдохнуть. ^Здесь состоялся концерт духового оркестра, проводились различные игры, танцы. Ш ахматная игра В День физкультурника на стадионе Дома офицеров, на открытом воздухе да вался сеанс шахматной игры. Внимание многочисленных «болельщиков» привлек нисколько необычный способ ее проведе ния. Вместо одного шахматиста, обычно дающего сеанс одновременной игры, на этот раз было двое. Перворазрядники Б. Черняховский и В. Войт последователь но друг за другом переходили от одной шахматной доски к другой, поочередно де лая ходы в каждой партии. Получалось, что каждый любитель-шахматист играл с двумя «противниками». Эта игра вызвала живой интерес у игроков и зрителей. Несмотря на упорное сопротивление, вы играть у перворазрядников удалось толь ко одному участнику матросу Малюку. Ос тальные 13 партий выиграли Черняхов ский и Войт. До Дня Военно-Морского Флота перво разрядники Черняховский и Войт прове дут в частях и подразделениях несколько встреч с любителями шахматной игры. * * * Различные спортивные состязания со стоялись в День физкультурника на ко раблях и в частях нашего флота. В них воины демонстрировали свою физическую закалку и выносливость, свое умение стойко переносить любые трудности в учебе и службе. В день празднования военные моряки показали, что спорт прочно вошел в их быт, стал надежным помощником в боевой учсюе. К чему привела беспечность В море личному составу предстояло выполнить сложную задачу — стрельбу по трудной цели. Погода благоприятство вала этому. Море было спокойно, види мость хорошая. Стрельбу предстояло выполнять двум орудиям. Материальная часть была зара нее тщательно проверена, слаженность и взаимодействие расчетов отработаны. Кропотливые и упорные тренировки в период подготовки к решению этой зада чи проводились в обстановке, максималь но приближенной к боевой Не было сом нения. что кто-нибудь подведет, что бу дет какой-нибудь недостаток, влекущий за собой запоздание с выстрелом, невни мательную работу на боевом посту и т. д. Раздался ревун. Орудия огкры.тн огонь. Теми стрельбы был высоким. Наблюдав шие за ней радовались успехам своих тогарищей-артиллеристов. Ревун. И еще прогремели два выстрела. Орудиям остается сделать по одному, последнему выстрелу, и поставленная за дача будет выполнена. Прозвучал еще сигнал. Но что такое? Выстрелило только одно орудие. Пропуск? Осечка? — Почему же нет выстрела? — в?волнованно спрашивали моряки друг у друга. Некоторые воины верхних боевых по стов были твердо уверены, что произошла осечка. И мысленно производя необходи мый подсчет, они ожидали выстрела. Но его не последовало ни через тридцать се кунд, ни через минуту. Одно из орудий продолжало молчать. Почему при стрельбе произошел про пуск? * Причиной этому послулшло невнима тельное, беспечное выполнение своих обя занностей личньгм составом подбашенного отюления, командиром которого является тов. Семенов. Подающий из перегрузочного отделения боезапас матрос Булан не обеспечил об служиваемое орудие комплектом. Вот по этому орудие и не произвело выстрела. Не приходится сомневаться в том. что подающий Булач в этот период не ду'мал о своих товарищах. Он несерьез но выполнял свои обязанности, нарушил инструкцию. Вместо того, чтобы заранее отработать все необходимые приемы, ус корить по мере своих сил и возможно стей подачу боезапаса на орудие, этот воин был далек от интересов расчета. В результате он свел на нет старательную и хорошо начатую работу своих товари щей. Не менее виновен в этом отношении и командир отделения. Он в ответственный период оставил без внимания своих подчи ненных, не контролировал их действия и даже был не в состоянии сразу разобрать ся, что же произошло, почему одно ору дие молчит. Этот пример показывает, что стоит в со временном бою одному человеку проявить беспечность, на одну-две секунды от влечься от выполнения своих обязанно стей, как нарушается слаженность и чет кость работы расчета. И как итог — опенка стрельбы занижена. Этот случай—серьезный сигнал. Он го ворит о том, что наряду с отличной вы учкой м-оряков-артиллеристов надо доби ваться и высокой натренированности команд подачи. Тренировать их надо всегда совместно с расчетами, а не от дельно, как это кое-где имеет еще место. А здесь основное внимание уделялось только расчетам орудий. Это, конечно, правильно. Но в то же время здесь упу стили другую сторону дела. На боевой пост подбашенного отделения смотрели, как на что-то второстепенное. Подготовка к хсдаче задач боевой подготовки велась там невнимательно и несерьезно, допуска лись упрощенчество и послабления. Таким образом умалялась роль личного состава этого отделения, притуплялась его бди тельность. Лейтенант Д. РУМЯНЦЕВ . Старший штурман речного флота 0ЛНЦЕ вставало над Вол гой большое, горячее, по хожее на разогретый до красна круглый слиток металла. Широкий вод ный плес поблескивал в его лучах золотой рябью, высокие дома над водой загорались в окнах вспышка ми молний, а изумрудная зелень лугов на противоположном берегу отливала баг рянцем. / Несмотря на ранний час, великая рус ская река жила полнокровной жизнью. Плыли мимо города вверх и вниз большие и малые суда, размеренно ходили в воз духе стрелы кранов грузового порта. Шумно было и на пассажирских приста ням. Среди пассажиров был и офицер Во енно-Морского Флота Михаил Букин, бывший первый штурман легендарного сторожевого корабля «Туман». Он был задумчив. Может вспомнился ему авгу стовский день 1941 года, когда во вре- М1 охраны Мурманского побережья ко рабль был вынужден принять первый бой с эсминцами врага, может снова ©стал в памяти, как живой, образ бес страшного рулевого с «Тумана» Констан тина Семенова, который в самый крити ческий момент боя, когда вражеским сна рядом сорвало флаг корабля, под градом осколков поднял над обломками йачты Военно-морской Флаг — Знамя корабля. Тчжело был ранен в этом бою храбрый моряк, но не покинул своего поста у руля, пока корабль еще жил. дышал, сражался... Кстати этот Костя Семенов, которого горячо любил лейтенант Букин, был то ля1 волгарь, и помнится, увольняясь з запас, давал своим друзьям слово: жить и трудиться, как подобает североморцу. — Идет! — разнесся по всем уголкам дебаркадера чей-то голос. II вслед за этим офицер Букин увидел, как медленно выходил на стрежень реки, приближаясь к городу, большой, белый, точно гигант ская чайка. пассажирский пароход. Трижды отсалютовав родному городу ба совитым гудком, пароход «Михаил Кали нин» скорой линии Горький — Астра хань легко толкнулся бортом о стенку причала. На его капитанском мостике стоял и непрерывно отдавал в мегафоп четкие слова команды невысокий широ коплечий человек в форме лейтенанта речного флота и белой фуражке. Что-то знакомое почудилось Букину. — Костя Семенов! Да не может быть... А лейтенант уже поспешно сбегал по легкому трапу вниз. В час прихода судна к месту своего назначения у первого штурмана особенно много работы. Боевые товарищи встретились у трапа. Отступив на два шага, Семенов еще раз оглядел своего бывшего командира, все еще с трудом веря в живую реальность этой замечательной встречи. Хотелось говорить много и долго обо всем минув шем и настоящем. Но нужных слов не было, и звала к себе работа. А часом позднее, когда пароход, осво бодившись от пассажиров, перешел к другому причалу для разгрузки, началась на верхней палубе нестройная, но иск ренняя душевная беседа. Они вспоминали славные нелегкие дни в годы Великой Отечественной войны в Заполярье, то пе реносились далеко вперед... Вернулся в 1946 году гвардии стар шина запаса Константин Семенов ка родную Воллу. С радостью увидел он. что прибавилось кранов в порту, больше дымило судов. Руки жаждали работы. Ему хотелось отдать все силы, что бы Родина как можно быстрее залечила тяжелые раны войны. А как же с уче бой? Ведь с третьего курса Горьковско го речного училища ушел Семенов добро вольцем во Флот в 1939 году. Сделал та кой шаг. как подсказало сердце и комсо мольская совесть. Семенова зачислили на третий курс штурманского отделения. Потом началась упорная (учеба. Нелегко было на первых порах. Но разве отсту пит бывалый моряк от задуманного!? Мшгуло еще три года. Были за это время неудачи, огорчения. Но Констан тин Семенов не отступал. Крепко помнил он гвардейскую заповедь: вперед, только вперед! Страстно полюбил студент штурман ское дело. Долгими зимними ночами про сиживал он над лоцией Волги. С огром ным увлечением писал дипломную работу и защитил ее на «отлично». Но для того, чтобы повести по изменчивым и капризным волжским пле сам самостоятельно большой пассажир ский пароход, нужно иметь опыт. А вот его-то п не хватаю молодому штутсману. Плавал Семенов третьим штурманом на пароходе «Лермонтов», водил из Ярослав ля в Астрахань пароход «Серго Орджонч- ккдое», мало-помалу набирался опыта у бывалых людей. И всюду положительно отбывались о молодом штурмане, любили его пассажиры, уважала . команда. Но только на пароходе «Михаил Калинин» пришло к офицеру речного флота насто ящее судоводительское мастерство. Пе редал его ему прославленный капитан коммунист Николай Михайлович Богатов. Старшим штурманом к нему был на значен Семенов. Старший штурман — не тслько судоводитель, но и второй после капитана хозяин на судне. И Богатов не пожалел труда, чтобы был достоин его самого заместитель. Часами после пере дачи вахты Константину Семенову капи тан не уходил из штурманской рубки, рассказывал случаи из своей практики, учил делу. Живой творческий труд на этом судне помог бывшему рулевому «Тумана» под няться в своем мастерстве еще на не сколько ступенек. Минувшей замой он прослушал при Горьковском речном ин ституте инженеров водного транспорта курс специальной лоции Большой Волги, сдал экзамены на «отлично» и даже вы чертил самостоятельно на 106 листах весь водный путь от Москвы до Ростова. За самоотверженный труд ему было при своено звание лучшего штурмана Мини стерства морского и речного флота. Во всеоружии встретил первый штур ман навигацию 1954 года. Знал он, что эта навигация особенная. Предстояло пе ревезти немало грузов и пассажиров в районы освоения целинных и залежных земель. И к чести всего экипажа «Ми хаила Калинина» судно вторым на Волге. велед за «Володарским», где плавает де путат Верховного Совета СССР капитан Торсу ков, выполнило досрочно полугодо вой план. ...В полдень Семенов пригласил дорого го гостя к себе на кварпгру. Еще в 1950 году пароходство предоставило ему жилье из двух комнат в новом каменном ломе. И здесь была продолжена за чаш- кок чая интересная беседа. А утром на зеленом волжском откосе около памятни ка Чкалову простились боевые друзья. 8 один из далеких портов ехал офидер-се- (вегоморсп Букин, в очередное плавание по Волге должен был отправиться лейте нант речного флота Семенов. По приходе на судно его ждала но вость. Приказом по Министерству он на значен первым штурманом новейшего дизельэлектрохода «Азербайджан» и дол жен был выехать для его приемки. Эго была очередная ступень в росте молодого специалиста и новая страница творческой биографии бесстрашного рулевого с «Ту мана». Много нового совершается в большой и многогранной трудовой жизни Большой Волги. Уж не говоря о великих строй ках иод Горьким, у Куйбышева и Сталинграда, на каждой пристани в пу ти встретишь что-нибудь невиданное раньше. То буксир с Черного моря бросил якорь у Красноармсйока. то самоходка с Балтики ильгвет по Горьковскому рейду, то бакены горят небывало ярко (оказы вается У них собственные моторчики), то нефтевоз-толкач ведет караван вверх по течению, пристроившись к баржам сзади. Много нового и много интересного. Но как ни поражают своим величием новые стройки, новые суда и краны-великаны, самое лучшее на Волге — ее люди, со ветские речники. И не на последнем ме сте стоит среди новаторов-передовиков первый штурман, бывший рулевой сто рожевого корабля «Туман» коммунист Константин Дмитриевич Семенов —-уме лый судоводитель, беспредельно предан ный своей Родине, партии, кавалер трех боевых орденов. Е . ГАРАНИЧЕВ. В Министерстве Иностранных Дел СССР Как уже сообщалось. Советское Прави тельство направило 24 июня Правительст ву США ноту в связи с захватом военным судном типа миноносец советского танке ра «Туапсе» в районе о. Тайвань, в во дах, контролируемых военно-морскими си лами CI1I*. 26 июня Посольство США в Москве прислало Министерству Иностран ных Дел СССР ответную ноту, в которой Правительство США голословно отрицало участие военно-морских сил США в неза конном захвате советского судна. В связи с этим 2 июля МИД СССР направило По сольству США новую ноту, в которой, указав, что захват советского танкера в водах, контролируемых флотом и патру лируемых военными самолетами Соединен ных Штатов, мог быть осуществлен толь ко- военно-морскими силами США, под ка ким бы Флагом они ни .действовали. Со ветское Правительство подтвердило свою ноту от 24 июня и заявило протест Пра вительству США против продолжающегося задержания советского танкера. 4 июля Посольство США прислало Ми нистерству Иностранных Дел СССР ноту, в которой Правительство США вновь пы тается голословно отрицать участие воен но-морских сил США в незаконном захва те танкера «Туапсе». 19 июля МИД СССР направило Посоль ству США ноту следующего содержания: «В связи с нотой Правительства США от 4 июл" 1954 года, в которой Прави тельство США вновь делает попытку снять с себя ответственность за захват совет ского танкера «Туапсе» в водах южнее острова Тайвань, Советское Правительство считает необходимым заявить следующее. Подтверждая #свои ноты от 24 июня и от 2 июля, в которых были изложены Факты, относящиеся к захвату советского танкера «Туапсе» военным с у д н о м в во дах, контролируемых военно-морскими си лами США. Советское Правительство кон статирует. что и в ноте от 4 июля Пра вительство США попрежиему ограничи вается голословным отрицанием причаст- ности военно-морских властен Соединен ных Штатов к этому захвату, хотя и не оспаривает всем известного факта, что во енно-морские силы США контролируют район открытого моря, где имел место этот акт грубого нарушения свободы море плавания. Советское Правительство считает Пра- вгтельство США полностью ответственным за захват советского танкера «Туапсе», как и за обеспечение безопасности его экипажа и сохранность судна и груза. Советское Правительство подтверждает протест против продолжающегося незакон ного задержания танкера «Туапсе» и на стаивает на незамедлительном освобожде нии танкера «Туапсе» с грузом и коман ды танкера. Советское Правительство ос тавляет за собой право потребовать jrr Правительства США возмещения ущерба, нанесенного Советскому Союзу в связи с незаконным захватом танкера «Туапсе». Пропагандисты обмениваются опытом 1. Подготовка к занятиям * ft ft Офицер В. Дударенко — руководитель группы политических занятий. К поручен ному делу он относится добросовестно и добился хороших успехов в воспитании воинов. Его слушатели имеют отличные показатели в боевой и политической под готовке. Сегодня мы печатаем первую статью пропагандиста тов. Дударенко, в которой он делится своим опытом работы. * ♦ * Известно, что качество политических занятий, их идейный уровень, сила вос питательного воздействия на матросов и старшин зависят от теоретической и ме тодической подготовки руководителя, от его умения раз’яснить слушателям содер жание темы. Для того, чтобы выполнить эту зада чу, привить матросам и старшинам чув ство беспредельной преданности социали стической Родине и ненависть к ее вра гам. воспитать верность Военной присяге и высокое сознание личной ответственно сти за защиту Отечества, руководитель политзанятий должен постоянно работать над собой, глубоко вникать в вопросы маркспстско-лслинской теории, всегда быть в курсе текущей политики, хорошо знать задачи, стоящие перед Вооружен ными Силами нашей страны и своего подразделения. Нередко среди пропагандистов можно услышать такие слова: — Это тема легкая, можно ее провести и без подготовки. С такими рассуждениями нельзя со гласиться. Опыт показывает, что какими бы знаниями ни обладал руководитель группы, он общительно должен хороню усвоить изучаемую тему, а для этого нужно прочитать весь материал, проду мать его, систематизи!ювать. К занятиям в своей группе я всегда готовлюсь заблаговременно и тщательно. Основное место в моей подготовке к по литическим занятиям занимает самостоя тельная работа над литературой. За сравнительно небольшой период моей про пагандистской работы я изучил Краткий курс истории партии, работы В. И. Ленина «Что делать», «Шаг вперед, два шага назад». И. В. Статина «Об ос новах ленинизма», «Коротко о партий ных разногласиях», «0 Великой Отечест венной войне Советского Союза». Сейчас изучаю «КПС€ в резолюциях». В этих работах, а также в книге «КПСС в резолюциях» нахожу ответы на многие возникающие у меня вопросы в пгоцессе подготовки к занятиям. Я взял себе за правило — к занятиям всегда составлять конспект. Но прежде чем приступить к его составлению, зна комлюсь с рекомендованной литературой. д$кнмательно прочитываю ее. Например, готовясь к занятиям по теме: «Всемерно укреплять активную оборону Советской Родины от агрессивных действий ее вра гов», я прочитал «Отчетный доклад XIX с’езду ВКП(б)», материалы пятой сессии Верховного Совета СССР. В Кратком кур се прочел о XIV с’езде партии, внима тельно просмотрел альбом наглядных по собий по истории КПСС. При чтении литературы отмечаю, что именно надо взять из той или иной кни ги для раз’яснения вопроса по теме, по сле чего подбираю факты из текущей жизни, чтобы лучше увязать материат с современностью, с жизнью подразделения. Имея, таким образом, готовый и изу ченный материал, приступаю к составле нию конспекта. При этом тщательно про думываю содержание предстоящего за нятия, его основную цель и только тогда выделяю два-три главных вопроса. Так, например, по теме: «Постоянно совершенствовать свои военные и поли тические знания, отлично владеть ору жием и боевой техникой» я составил такой конспект рассказа: 1. Вступление. 2. Высокое мастерство, хорошая идейно политическая закалка — затог успеха в бою. 3. Учиться тому, что необходимо на вение. Отлично владеть боевой техникой. 4. Быть отличником — задача каждого воина. 5. Выводы. Для изложения этих вопросов я рас считал время, которое потребуется для их раз’ясненпя. В начале своего рассказа я подчерк нул. что. осуществляя задачу построения коммунизма в нашей стране, советский народ зорко следит за происками импе риалистов, готовящих новую войну. Пар тия и правительство проявляют неустан ную заботу об укреплении активной обо роны, о повышении боевой готовности Советских Вооруженных Сил. Далее я остановился на требованиях Военной присяги и уставов об овладении военным делом. В подтверждение этой мысли я привел статью 154 Устава внутренней службы, где указывается, что каждый военнослу жащий обязан добросовестно изучать во енное дело, старательно и твердо запоми нать все, чему его обучают начальники; образцово выполнять показанные ему во инские приемы. Раскрывая значение мо- г&льно-боевых качеств — мужества, сме лости. решительности, пницпативы — для достижения победы, особо подчерк нул, что эти качества воинов неразрывно связаны с их политической сознатель ностью. идейной закалкой, ибо только они дают воинам неодолимую нравствен ную силу, помогают им глубже понять историчоское назначение Вооруженных Сил СССР, вселяют у личного состава веру в непобедимую мощь Советской страны, укрепляют волю к достижению успехов в учебе и службе, к преодолению трудностей. На этом занятии я также использовал отрывки из произведений художествен ной литературы, в которых показаны умелые действия советских воинов в пе риод Великой Отечественной войны. Увязывая материал темы с задачами воинов, в заключение своего рассказа напомнил слушателям о том, что высокое чопнекос мастерство позволило трижды Героям Советского Союза А. И. Покрыш- кииу и И. Н. Кожедубу сбить во время ьоины ио нескольку десятков самолетов противника. — Пх героические подвиги, — говорил я слушателям, — являются для нас примером стойкости, храбрости. В подготовке к политическим занятиям большое значение имеют семинары. Они помогают расширить теоретический кру гозор. разобрать очередную тему как по содержанию, так и по методике. У нас хо 1 юшо ведутся семинары руководителей групп. Они носят активный характер, всегда дают пропагандистам ценные сове ты. Все это я учитываю и после семи нара неродко дорабатываю тему, вношу в конспект некоторые изменения. На своем опыте я убедился, что как бы хорошо ни был проведен рассказ, но, если слушатели сами не изучают реко мендованную литературу, тема ими не 6}дет усвоена, а беседа пройдет вяло и не закрепит их знания. Вот почему в сп*.бодное время я интересуюсь, как вод ны читают литературу, какие у них возникли вопросы, и здесь же помогаю им разобраться в непонятных терминах и вопросах, а некоторым — составить кон спект. Нужно помнить, что как бы вни мательно ни читал слушатель литературу, но если он не запишет основную мысль почитанного, то мало надежды на то, что материал будет закреплен и усвоен. В ходе такой работы я знаю, насколько хо рошо слушатели изучили вопросы пред стоящей беседы и на чем необходимо остановить или заострить внимание вои нов. Мы не должны забывать, что идейное содержание и действенность политиче ских занятий зависят от самих руково дителей групп, ог их теоретической и методической подготовки. Слушатели, с которыми я занимаюсь, к учебе относят ся с большим интересом. В настоящ,е вьемя в группе^нет отстающих. Большин ство слушателей является отличниками боевой и политической подготовки. Работа руководителя группы почетна п ответственна. Она вызывает чувство большого удовлетворения, когда видишь плоды своего труда, когда растет поли тическая сознательность слушателей, чи сло отличных специалистов, всегда гото вых с честью выполнить свой воинский долг перед любимой социалистической Ро диной, перед своим народом. Лейтенант В. ДУДАРЕНН0.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz