На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 июля 1954 г.. № 155 (4997). Полеты в сложных условиях 2. Пробивание облаков и выход из них Пробивание облаков, полот в облаках и выход из них — наиболее трудные элемен ты самолетовождения по приборам, осо бенно в условиях рельефа местности Со ветского Заполярья. У нас в подразделении уже имеется не который опыт пробивания облаков вверх и вниз, а также полет в облаках по мар шруту в сложных и простых условиях. Каждому такому полету предшествует тщ а тельная предварительная подготовка: тре- нажп на действующих приборах, розыг рыши полетов, всесторонне изучается кон кретное задание, вся динамика полета. Непосредственно на аэродроме летчики знакомятся с картон метеорологической обстановки, учатся сами определять вы соту нижней кромки облачности. Как правило, в мирные дни учебы пе ред каждым полетом в сложных условиях редктся тщательная разведка погоды не посредственно вылетом наиболее подготов ленного летчика, который определяет вы соту нижней и верхней кромок облаков, их характер и количество, видимость и т. д. Но необходимо подчеркнуть, что летчику не следует на этом успокаивать ся. Он обязан всегла стремиться к тому, чтобы уметь совершать полеты не толь ко по проторенному пути, но и самому постоянно изучать различные особенности меняющейся в Заполярье метеорологиче ской обстановки. «Это исключительно важный вопрос для летчиков-истпебителей. которые должны быть всегда готовы к тому, чтобы в лю бую минуту подняться в воздух. В таких случаях исключается всякая возможность производить разведку погоды. Летчик дол жен действовать самостоятельно, смело, инициативно. Опыт показывает, что дан ными качествами обладают те летчики, которые умеют хорошо разбираться в ме теорологической обстановке, правильно оценивают ее в каждом конкретном слу чае, учитывают рельеф местности. В связи с этим приведу такой пример. В одном подразделении летчик, выполняв ший самостоятельный полет по маршруту, в момент посадки попал в сильный снеж ный заряд. Неожиданно резко изменив шиеся условия привели к тому, что авиа тор при выходе на линейный ориентир допустил преждевременное снижение, и действия наземных радиотехнических средств не смогли из-за условий местно сти дать эффективные показания прибо ров. Эта ошибка летчика в конечном ито ге привела к тому, что авиатору удалось посадить самолет на аэродром со значи тельным перелетом. На основе личного опыта по обучению летчиков полетам в облаках я пришел к твердому убеждению, что успешному обу чению должна предшествовать серьезная и систематическая тренировка в пилоти ровании самолета в закрытой кабине по маршруту. Постепенно усложняя задания, я доби ваюсь того, что летчик в трудных усло виях уверенно ведет машину, не допуская ошибок. Но эти результаты достигаются большим и напряженным трудом. При этом нужно учитывать, что одни летчики быстрее осваивают полеты в сложных ус ловиях. другие — медленнее. Поэтому, летая на двухместном самоле те по приборам, изучаю особенности каж дого авиатора, учитываю, в чем именно проявляется слабость летчика. Одному авиатору. например. из второй кабины показываю, как нужно разворачивать самолет на заданный курс с постоянным креном, другому — раз’ясняю, как пра вильно распределять внимание в момент входа в облака. Преднамеренно изменяя режим полета, обращаю внимание летчика на показания приборов, в особых случаях создаю сложные положения самолета и требую исправить ошибку. В процессе всею полета внимательно «лежу за действиями обучаемого, предо ставляя ему инициативу. По реагированию летчика на изменения нежима полета мне удается точно установить степень его напряженности, внимания и в соответст вии с этим, если нужно, даю дополнитель ные вводные в закрытой кабине или в облаках. После полетов на разборе анализируем отдельные ошибки летчиков, доводим их до всех авиаторов. Однажды молодой летчик пои полете в сложных условиях ка двухместном самолете не разоритировал авиагоризонт на земле, но механически доложил командиру, что эту работу он выполнил. Только вошли в облачность, летчик сразу же положил самолет в крен. Коман дир, летевший за инструктора во второй кабине, немедленно исправил положение, серьезно предупредив подчиненного за его невнимательность и халатность в подго товке к полету в сложных метеорологиче ских условиях. Пилотирование в облаках должно быть исключительно плавным, без резких эво люции. Чем вызывается эта необходи мость? Тем. что резкие эволюции после их выполнения на определенное время нарушают нормальные показания авиаго ризонта. Следовательно, летчику вне ви димости земли будет очень трудно опреде лить в первый момент, следующий за резкой эволюцией, в каком положении на ходится самолет к истинному горизонту. Совсем другое дело при видимости зем ли. Тогда резкие эволюции при пилотиро вании не влияют на быстрое восстановле ние пространственной ориентировки лет чиком по естественному земному горизон ту. Полет за облаками так же вполне сво бодно осуществляется, как и в обычных простых условиях, где допустимы любые эволюции. Однако необходимо учитывать при этом ряд особенностей, которые зависят от вы соты облачности. Нередко облачность име ет очень большую толщину, и ее верхняя кромка достигает значительных высот. Вполне понятно, что с этим нельзя не считаться, так как определенная высота сказывается и на самом летчике, и на работе двигателя, и на самолете. Таким образом, пробив облака вверх, летчик, безусловно, оказывается в более благоприятных условиях полета. По об лачности. ярко освещенной лучами солн ца. он может успешно вести самолет визуально, условно принимая верхние слои облачности за естественный гори зонт. Однако эти условия не дают права летчику на ослабление своего внимания к приборам и радиотехническим средст вам, с помощью которых он вне видимости земли определяет правильность маршрута полета, поворотные пункты и т. д. Самостоятельную тренировку летчиков в облаках мы начинали в упрощенных условиях. В первый полет выпускали при облачности слоистой формы с небольшим баллом. Это сразу же укрепляло у летчи ков уверенность и навыки, приобретен ные в полетах с инструктором. После та ких тренировок условия усложнялись, и летчикам давались задания пробивать об лака большой толщины При 10-балльной облачности. В таких условиях летчик уже с отры вом самолета фактически вынужден был переходить на пилотирование по прибо рам. Первое время отдельные авиаторы полностью увлекались контролем за поло жением самолета, но недостаточно следи ли за другими приборами, за работой дви гателя. Этого допускать нельзя. Бесконт рольность за работой двигателя может, на пример, привести к тому, что летчик не сумеет своевременно заметить и преду предить возможные ненормальности в ра боте двигателя. Значит фактор правильно го распределения внимания — важней шее условие успешного выполнения за дания на пробивание облаков.- Порой в сложных условиях бывает трудно уловить момент входа в облака, особенно когда характер облаков пред ставляет густую дымку. Но из опыта я знаю, что в момент входа в сплошную об лачность на консолях появляются лучи стые световые экраны. Длительные тренировки позволили мне з любое время -безошибочно, по нали чию этих своеобразных световых сигна лов. определять Факт входа в силачность и соответственно вести счисление пути. Как мы проводим полет звеном в слож ных условиях? Вот взлетает первая пара, а следом за ней, через строго определен ное время пщнимается вторая пара. Ве домый первой нары держится в проделе зрительного наблюдения своего ведущего. Так они оба устремляются в облака, и следующая пара, которая идет за ними, в этот момент теряет их из виду. Но вре менная потеря зрительного наблюдения не нарушает строгую нить связи всего зве на. Выдерживается заданный режим, при выходе из облаков группа немедленно устанавливает прерванную нить и в даль нейшем действует согласно поставленной задаче — компактно, единым целым. Посадка — наиболее напряженный и ответственный момент для каждого лет чика, действия которых взаимосвязаны во времени и пространстве. Первая пара поочередно пробивает облачность. Вторая плра должна строго выдернуть определен ный временной интервал. Теперь она сно ва теряет из видимости первую пару. Нить связи прерывается. В этот момент, каь никогда, каждый летчик должен исключительно точно выдерживать ско рость снижения по высотам. Необходимо отметить, что при подходе времени для начала 1 гробпванпя облаков над поворотным пунктом летчик обязан строго следить за тем, чтобы не спу скаться ниже высоты, установленной за данием на данный полет. В случае, если на безопасной высоте самолет из облачно сти не вышел, летчик должен немедлен но набрать заданную высоту полета по маршруту и следовать по радиокомпасу на приводную радиостанцию аэродрома в облаках. Этот участок пути надо обяза тельно контролировать по магнитному компасу и периодически запрашивать ра диопеленгатор. Очень часто пробивание облаков и по садку в условиях Заполярья приходится производить при сильном ветре. Во время тренировок мы учитываем и этот фактов. Так. например, если пробивание обла ков производится при боковом ветре, вво дятся необходимые поправки в определен ные приборы. Пролет наземной приводной радиостанции должен быть выполнен точ но с посадочным курсом. По если все же до пролета имелось незначительное откло нение от посадочного курса, необходимо в момент пролета приводной станции уст ранить это отклонение. Делается это без труда путем доворота самолета в соответ ствующую сторону на величину допущен ного отклонения. Дальнейший полет на другую станцию нужно производить уже абсолютно точНо с посадочным курсом. Все эти действия должны производиться весь ма быстро, четко, потому что пои данной посадочной скорости реактивного самоле та у летчика очень ограничено время на выполнение всех указанных выше дейст вий. Остановлюсь коротко и на другом сло жнейшем виде полетного задания, к кото рому относится полет при исключительно ограниченной видимости и низкой облач ности. Полет при ограниченной горизон тальной видимости и низкой облачности, что характерно для нашего района, более сложен, чем полет в облаках или за обла ками. Выполнение заданий при таких ус ловиях очень затруднено. Но летчики-североморцы летают и в ограниченную видимость. Использование таких метеорологических условий дает летчикам хорошую тренировку в самоле товождении. повышает их летное мастер ство и всестороннюю закалку. Командир авиационной эскадрильи майор Н. БУДНИКОВ. В недавнем походе подчиненные специали ста первого класса стар шины 2 статьи Юрия Илларионова проявили исключительную вынос ливость, умение и мор скую выучку. Находясь в служебном помещении длительное время при высокой температуре, они отлично обслужи вали вверенную им бое вую технику и обеспечи ли бесперебойную рабо ту всех механизмов. О тделение старшш ы 2 статьи Юрия И л га- рионова об’явлено от личным. НА СНИМКЕ : спе циалист первого класса старш ина 2 статьч Юрий Илларионов под нимается из машотшогэ отделения на верхнюю палубу. Фото И. Никишова. Корабельная радиогазета в борьбе за крепкую дисциплину С о з д а н а в т о к р у ж о к В нашем подразделении по инициативе комсомольской организации создан автокружок. В нем по ьечерам, в сво бодное от работ время, занимаются воины — любители ав тодела. Они всегда аккуратно посещают занятия, ведут кон спекты, стараясь как можно больше получить знаний. Ру ководитель кружка младший лейтенант Ефименко постоян но заботится о качестве занятий. Многие воины настойчиво готовятся к тому, чтобы ус пешно сдать зачеты на водителей. М. СТРЕЛЬЦОВ. Среди многообразных форм и методов воинского и политического воспитания важное место принадлежит местному ра диовещанию. Радиогазета нашего кораб ля оказывает командованию существен ную помощь в борьбе за твердый устав ной порядок и организованность, поль зуется популярностью среди моряков. Вы пускается она регулярно, особенно часто выходит в походах, во время учебы в мо ре. Материалы многих номеров газет по свящаются четкой организации службы, строгому выполнению всех обязанностей матросами и старшинами на боевых по стах. В одном из последних походов в радио- газете, посвященной итогам выполнения учебной задачи, рассказывалось об уме лых действиях рулевых, торпедистов, ар тиллеристов, машинистов и моряков дру гих специальностей. Вместе с тем в ней отмечалось, что некоторые связисты ока зались не на высоте. Особенно плохо ра ботал на боевом посту сигнальщик ма трос Жарков. В этом походе было выпущено несколь ко номеров радиогазет, в том числе на тему: «Дисциплина и организованность— залог успешного выполнения задач». Все они были злободневными и конкретными. Водной из них был обстоятельно разобран опыт боевой учебы подчиненных команди ров отделений Бурова. Федина, которые успешно справились с поставленной зада чей. В газете рассказывалось о хорошей боевой выучке старшины Жмак, старших матросов Грибкова. Томилова и других и подчеркивалось, что эти моряки добива ются высоких показателей в учебе, ибо строго соблюдают требования уставов и инструкций, с чувством личной ответст венности относятся к своим обязанностям. Воины Черняев, Шестаков показали сла бую выучку. Это главным образом об’яс няется тем, что они не проявили усердия в работе на боевом посту, допускали бес печность, беззаботное отношение к пору ченному делу, отступали от требований инструкций и уставов. В радиопередаче много внимания было уделено и морякам электромеханического подразделения. Мы стараемся, чтобы радиогазета как можно ярче и глубже отражала вопросы, которыми живут моряки и которые их волнуют. Чем целенаправленнее и злобо дневнее она, тем выше ее действенность. Чтобы газета была именно такой, необхо димо вовлекать в ее работу широкий круг матросов, старшин и офицеров. В выпуске нашей корабельной радиогазеты участву ет большинство активистов корабля. Сре ди них— тт. Лосницкий. Гришкин. Бары- шев и другие. Они глубоко изучают по ложение дел и пишут обстоятельные ма териалы, в которых пропагандируют опыт отличников и классных специалистов. подмечают недостатки в учебе, службе и дисциплине моряков. В одном из выпусков радиогазеты клас сный специалист Барышев рассказал об опыте машинистов-турбинистов по уходу за техническими средствами. Заведывания этих моряков отличаются образцовой чи стотой, находятся в полном порядке. В радиопередаче подчеркивалось, что успех матросов и старшин первого котельного отделения об'ясняется их любовью к тех нике, строгим соблюдением специальных инструкций и наставлений. Старшина 2 статьи Гуркин за отличное содержание боевого поста получил от командования денежную премию. Он также поделился своим опытом сбережения техники. Большой отклик среди моряков корабля вызвала переданная по радиотрансляции статья Героя Советского Союза М. В. Водопьянова «Трое в тайге», которая была опубликована в газете «Московский комсомолец», а потом перепечатана «Ком сомольской правдой». В статье рассказы валось, что участники одной изыскатель ской партии Максимов и Круглов броси ли в тайге своето товарищз Володю По ликарпова. На росьмые сутки спасатель ная экспедиция нашла Поликарпова. Он находился в тяжелом состоянии. Руки и ноги у юноши были отморожены. Врачам руки удалось спасти, но обе ноги при шлось ампутировать. Этот факт глубоко взволновал воинов. Во всех кубриках состоялось горячее об суждение статьи. Через некоторое время была подготовлена и проведена радиопере дача, посвященная дружбе народов нашей страны, войсковой дружбе и товарищест ву. Особенно интересным было выступле ние старшего матроса .Гуссейнова о том, как крепкая матросская дружба помогает морякам устранять недостатки в учебе и дисциплине, добиваться успехов в службе. Часто у нас по трансляции передаются материалы о Героях Советского Союза, о подвигах североморцев в Великой Отече ственной войне. Радиогазета в сочетании с другими формами агитации и пропаганды прино сит существенную пользу делу воспита ния моряков умелыми, стойкими, бдитель ными и дисциплинированными защитни ками социалистической Родины. Есть за слуга радиогазеты и в том, что дисципли на на корабле за последнее время замет но укрепилась. Проведенный недавно по ход показал возросшую организованность экипажа, его способность решать ответ ственные задачи. У нас есть отделения, где вообще отсутствуют случаи наруше ния уставного порядка. Нет их и в под разделении, в котором служит старшин матрос Курсаков. Старший лейтенант В. АФОНСКИЙ. — Зенитчини — на боевом посту Экипаж корабля готовится к вы ходу в море. Па -боевом посту стар шины 1 статьи Гальцова оживле ние. Классный специалист старший матрос йочеро»вский. матрос Каоан и другие тщательно осматривают тех нику. приводят ее в полную боевую готовность. Командир отделения раз’яенил им поставленные перед расчетом задачи, рассказал, как луч ше их выполнить. В море кораш ь застиг шторм. Ве тер вздымал тяжелые волны. Палу бу и надстройки залгвлло воаоц. Ко рабль сильно кренился, но на бое вых постах шли усиленные трени ровки. ...Вводные поступают одна за 'дру гой. Командир расчета внимательно следит за действиями .точного соста ва. Уверенно работают на механиз мах старшие матросы Кочеровокий, Борисенков и другие. Наблюдая за обстановкой в своих секторах, они четко выполняют все приказания. Вот дана вводная: «Вышел из строя ствол». Старшина 1 статьи Гальцов немедленно принимает ре шение заменить ствол запасным. На тренированные воины быстро устра нили неисправность и продолжали вести огонь по отражению «против ника». На боевой пост поступила очереоная вводная. Ветер усилился. Видимость ухуд шилась. Но моряки, не обращая внимания на плохую погоду, стара тельно отрабатывали свои практиче ские навьгки. стойко переносили трудности иохоаа. Теперь они рабо тали еще быстрее, расторопнее. Ком сомолец Гальцов своим личным при мером увлекал моряк<ш. Сложные условия похода — шторм, плохую в и д и м о с т ь старшина использовал для того, чтобы зака лить воинов, -приучить их к различ ным неожиданностям. выработать у них умение действовать в любой об становке. при любых метеорологи ческих условиях. П Гальцов добился своего. На этот раз моряки улоягплись в нормативы. Вводные задачи, которые он ставил перед расчетом, были решены зн а чительно быстрее. Сильная волна ударила в борт ко рабля. окатила палубу. Оптическое приспособление залило водой. Зенит чики не ра-стерялись. Они сухой ветошью быстро вытерли приборы и продолжали тренироваться. После каждого занятия на боевом посту старшина 1 статьи Гальцов подводил итоги, тщательно анализи ровал действия матросов, указывал пути устранения недостатков. Боевой пост, которым командует классный специалист старшина 1 статьи Гальцов. является одним из лучших на корабле. За безупреч ную службу, матросы неоднократно поощрялись. Умелые действия моря ки продемонстрировали и в этом походе. М. КОВАЛЕНКО. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ПОРА ПРИВЕСТИ В ПО Р ЯДОК ДО РО ГУ Примерно полукилометровый участок дороги, ведущей к складу, обеспечиваю щему Североморск топливом, мешает нор мальной работе автотранспорта. Эта доро га совершенно разбита, не имеет кюветов. Зимой она заносится снегом, никем не чистится и становится совсем непроезжей. Автотранспорт нередко из-за этого вы ходит из строя. Между тем есть все не обходимое. чтобы привести дорогу в по рядок. Капитан Л. ФАСТОВСКИИ. Отвечаем на вопросы читателей Матросская форма И з и с тори и о т е ч е с т в ен н о й в о е н н о -м о р с к о й ф о рм ы Вместе с созданием русского регуляр ного Военно-Морского Флота возникла и матросская форма. Одежда моряка опреде лялась требованиями морской службы, удобством пользования ею, и она оправда ла себя на практике, помогая матросу ус пешно выполнять свои обязанности. Основные элементы современной фор менной одежды сложились во второй по ловине прошлого века. Тельняшка, например, является родона чальницей матросской формы. Она поя вилась во времена парусного флота. В ней особенно ярко отразилась специфика мор ской службы. Предшественником тель няшки был бастрог — короткий полотня ный кафтан, расцвеченный в бело-синюю полоску. Он входил в рабочую форму рус ского матроса петровских времен. Важным делом в корабельной службе тогда 'ыло управление парусами. Для постановки и уборки парусов матросам приходилось взбегать по вантам на реи и работать на большой высоте. За их работой наблюда ли боцман или офицео. Бело-голубая по лосатая форма матроса делала его хорошо заметным на фоне неба, парусов, серого рангоута и такелажа. В современном виде тельняшка существует с конц- прошлого века. Расцветка ее символична — она напоминает синь моря и седые гребни волн или перистые облака в небесной ла зури на флоте тельняшку с любовью на звали ^морской ЛУИМЙ». Бушлат. Суконные бастроги — корот кие кафтаны матросов начала XVIII века явились предками современного бушлата. Эти бастроги имели серую, голубую, зе леную, черную расцветку. Матрос, рабо тающий в такой одежде на реях, был хо рошо виден с палубы корабля. В сраже ниях же на суше офицеры могли издале ка видеть и управлять отрядами воинов, облаченных в яркую одежду. В начала XIX века, когда самодержа вие насаждало в русской армии реакци онные прусские порядки, военная форма подгонялась под требования парадов. Сво бодный бастрог заменился тесным мунди ром. Лишь во время Крымской войны в форму снова вносятся изменения, отве чающие требованиям боевой службы. В 1855 году вместо мундира для матросов вводится короткое полупальто из зеленого, а позже черного сукна — бушлат. Чер ный цвет его был выбран не случайно, т. к. он лучше поглощает тепловые лучи и сохраняет тепло. Бушлат удобен в ра боте на палубе, реях, в гребле и в бою. Он прочно вошел и в форму советского матроса. Бескозырка также была рождена осо бенностями морской службы. Правда, прежде ее появилась ленточка. В давние времена, в соответствии с обычаем, ма тросы носили длинные волосы. И чтобы при работе волосы не падали на лицо, го лова повязывалась ленточкой, позже на ленточке стали обозначать название кораб ля. С конца XVII века головным убором русских матросов была черная мягкая шляпа сперва с горизонтальными, а затем с загнутыми к тулье полями. Она хорошо держалась на голове даже при сильном ветре. В конце XVIII века указом Павла I вводятся неудобные головные уборы — кивера, стеснявшие действия матроса. Однако вскоре практические потребно сти вызывают введение в армии, а затем на флоте фуражных шапок и бескозырок. Так, уже в 1811 году матросы флотских экипажей имели бескозырки, но без лен точек. От армейских флотские бескозыр ки отличались белыми кантами. С 70-х годов прошлого века черная бескозырка с кокардой и лентой, где обозначались но мер экипажа или название корабля, окон чательно утвердилась в матросской фор ме. Матросы по достоинству оценили пре имущества бескозырки. Она удобна и красива, и ветру ее с головы не сорвать. На первых порах ленточка была более метра длиною. Ее при сильном ветре об вязывали вокруг шеи. Синий воротнин форменной рубахи име ет также интересную историю. Во време на, когда солдаты и матросы носили длинные волосы и прически, каждое ут ро в казармах происходила странная про цедур-: матросы, умывшись и причесав шись. заплетали косу, а затем смазыва ли салом волосы, припудривались мукой. Жирная коса загрязняла воротник мун дира. Во избежание этого матросы под- кладывали под косу кожаные воротники, неофициально вошедшие в форму. После отмены длинных волос и при чесок в матросской форме сохранился квадратный матерчатый воротник, за правленный под бескозырку. Он. когда требовалось, мог заменять башлык. В русском флоте с 1843 года форменные роротники вводятся к фланелевкам греб цов на катерах. Воротники были широкие 1 и закрывали плечи по всей длине, предо храняя матросов по простудных заболе ваний. В 1850 году для гребцов вводятся си ние фланелевые рубахи с цветными во ротниками (синие с красной каймой, крас ные с синей каймой и белые). Они сви детельствовали о принадлежности матро сов к различным дивизиям флота. В 1851 году фланелевкам гребцов на пароходах придаются синие воротники с одной, дву мя. тремя белыми полосками (в зависи мости от принадлежности к первой, вто рой и третьей дивизиям флота). В 60 -х годах синий воротник придает ся и к белой рубахе, существовавшей ра нее. В 1861 году синий воротник формен ной рубахи с тремя белыми полосками окончательно становится принадлежностью ебщефлотской матросской формы. Вероят нее всего, что полоски на воротнике воз никли. как средство различия экипажей кораблей первой, второй и третьей диви зий русского флота, а затем все три по лоски вошли в рисунок воротника. Форменные пуговицы на одежде моряка также введены с учетом особенностей службы на корабле, вначале они были роговые и костяные, а с 1732 года — медные. Существование костяных и мед ных пуговиц не случайно. При наличии на кораблях магнитных компасов оабо- тать рядом с пуговицами и поясными бляхами, имеющими магнитные свойства, было нельзя, т. к. они искажали показа ния магнитной стрелки. Издавна медные пуговицы на форменной одежде моряка приобрели также и воспитательное значе ние. Они отражают собранность, подтяну тость. дисциплинированность воина. Ес ли пуговицы на форме матроса чисты и надраены до блеска, значит и вверенная ему боевая техника и оружие всегда в порядке. Погоны также возникли и развивались в соответствии с потребностями воинской службы. Прародителями их были метал лические боевые наплечья русских витя зей, предохранявшие от сабельных уда ров. С появлением огнестрельного оружия металлические доспехи, в том числе и боевые наплечья, теряют значение. Однако в связи с увеличением масшта бов поля боя и необходимостью улучшить зрительную связь между командирами и бойцами возникла потребность отличать офицеров какими-либо приметными зна ками. В связи с этим в первой половине XVIII века офицеры одевали цветные шарфы через плечо, наплечные банты, на грудные значки. Во второй половине XVIII века в армии вводятся эполеты, но сившиеся первоначально на левом плече п являвшиеся знаками различия, а также перемычкой, задерживающей амуничный ремень сумки с порохом, пулями, тесаком. В 1802 году в армии и во флоте вместе с мундиром вводятся погоны разных цве тов и эполеты. С 1811 года на матрос ских погонах обозначаются номера флот ских экипажей, а с 1845 года знаки раз личия в соответствии со званием. Погоны издавна стали символом чести русского воина. В советском флоте знаки различия бы ли сначала в виде нарукавных нашивок. В годы Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Февраля 1943 года для лич ного состава флота вводятся погоны и погончики, как традиционный знак раз личия воинов, символ воинской чести. Велика честь носить советскую воен но-морскую Форму. Нужно быть достой ным ее. добросовестной службой умножать славу одного флота. Л. КУРОЧКИН, сотруднии Центрального Военно-Морского музея. По следам неопубликованных писем Читатель Иваницкий прислал в редак цию письмо о плохой работе магазина Лг 16. Как правило, писал он. магазин открывается с опозданием, часто после одного-двух часов работы закрывается пол предлогом ухода на склад. Выходные дни переносятся без предупрежаения об этом покупателей. Начальник Североморского отделения Военторга, которому это письмо было на правлено для принятия мер, сообщил ре дакции. что за нарушение правил торгов ли заведующая магазином Паршева от работы отстранена и уволена из системы Военторга. О УМЕЛО несет радиовзхту с т а р ший м атрос П етраков. Этого он до бился б л агод ар я настойчивому изуче нию своей специальности. Старший матрос Н. Губатенко. О ХОРОШИХ УСПЕХОВ в изуче нии специальности добился старший матрос Осадчкж . Умелый воин помо гает в учебе своим сослуживцам . З а отличные результаты в овладении боевым мастерством передовой мо ряк имеет много поощрений. Старшина 1 статьи Д . Васин. О РАН ЬШ Е СРОКА выполнила задание группа связистов. В труде особенно отличились рядовой Ананин, ефрейторы Недовиз и Миккоев. Ефрейтор М. Дороненко. О УСПЕШНО выполнил артилле рийскую стрельбу расчет, в котором служит передовик учебы тов. Б а у лин. Воины отделения поставили пе ред собой зад ачу — еще упорнее ов л ад е т ь боевым оружием . повышать д ал ьш е свое мастерство. Матрос Н. Авдеев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz